ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЯМИ КОАП, нарушение трудового законодательства статья коап

Содержание
  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЯМИ КОАП
  2. Нарушение трудового законодательства статья коап
  3. Комментарии к статье 5.27 КоАП РФ, судебная практика применения
  4. Губин Александр
  5. Юрист по гражданскому и трудовому праву и проверкам госорганов
  6. Статья 5.27 КоАП РФ. Нарушение законодательства о труде и об охране труда
  7. За какие нарушения возможно привлечение к ответственности по статье 5.27 КоАП РФ
  8. Наказание по статье 5.27 КоАП РФ
  9. Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ
  10. Какие государственные органы могут возбудить дело об административном правонарушении по статье 5.27 КоАП РФ
  11. Какие государственные органы рассматривают дело об административном правонарушении по статье 5.27 КоАП РФ
  12. Куда обжаловать постановление о назначении административного наказания по статье 5.27 КоАП РФ
  13. Кодекс об административных правонарушениях ( ст 5.27 КоАП РФ 2019 )
  14. Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  15. Какую ответственность согласно КоАП несет работодатель за нарушение трудового законодательства
  16. По КоАП РФ работодатели несут ответственность за нарушение трудового законодательства
  17. Наказание зависит от квалифицированного состава нарушения
  18. При определении наказания учитывают отягчающие и смягчающие обстоятельства

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРЕДУСМОТРЕНА СТАТЬЯМИ КОАП

Ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена статьями 5.27 и 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях. По общему правилу (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, инспекторы могут наложить штраф на: фирму – на сумму от 30 000 до 50 000 рублей; должностных лиц фирмы или предпринимателя – на сумму от 1000 до 5000 рублей. Вместо штрафа может быть применено наказание в виде предупреждения.

Нарушения в сфере трудовых отношений

Если нарушение допущено лицом, которое раньше уже было привлечено к ответственности за такое же нарушение, наказание будет строже (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ): на фирму – от 50 000 до 70 000 рублей; на предпринимателя – от 10 000 до 20 000 рублей; на должностных лиц фирмы – от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет. Если нарушение законодательства заключается в том, что не уполномоченное на то лицо фактически допустило работника к работе в случае, если работодатель не заключает с таким работником трудовой договор, штраф составит (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ): для должностных лиц фирмы – от 10 000 до 20 000 рублей; для граждан – от 3000 до 5000 рублей. За уклонение от оформления, ненадлежащее оформление трудового договора может быть наложен штраф (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ): на фирму – от 50 000 до 100 000 рублей; на должностных лиц фирмы – от 10 000 до 20 000 рублей; на предпринимателя – от 5000 до 10 000 рублей. Такая же ответственность грозит при заключении гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения. Если нарушитель уже привлекался к ответственности по части 3 или 4 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях, ему грозит более суровое наказание (ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ): для фирм – штраф от 100 000 до 200 000 рублей; для предпринимателей – штраф от 30 000 до 40 000 рублей; для должностных лиц фирмы – дисквалификация на срок от одного года до трех лет; для граждан – штраф в размере 5000 рублей.

Невыплата зарплаты

За невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, либо за установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, штраф составит (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, норма введена Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ и действует с 3 октября 2016 г.): для фирм – от 30 000 до 50 000 рублей; для должностных лиц фирмы – от 10 000 до 20 000 рублей; для предпринимателей – от 1000 до 5000 рублей. За повторное аналогичное нарушение штраф будет значительно больше: для фирм – от 50 000 до 100 000 рублей; для должностных лиц фирмы – от 20 000 до 30 000 рублей (или дисквалификация на срок от одного года до трех лет); для предпринимателей – от 10 000 до 30 000 рублей.

Нарушение требований охраны труда

За нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и других федеральных нормативных правовых актах, ответственность по общему правилу заключается (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ): для фирм – в штрафе от 50 000 до 80 000 рублей; для предпринимателей – в штрафе от 2000 до 5000 рублей; для должностных лиц фирмы – в штрафе от 2000 до 5000 рублей. Если нарушение заключается в несоблюдении порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведении, то наказание будет строже (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ): для фирм – штраф от 60 000 до 80 000 рублей; для предпринимателей и должностных лиц фирмы – штраф от 5000 до 10 000 рублей. Еще одно нарушение, за которое наказание предусмотрено статьей 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях, – это допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также без обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний. Нарушителю за это грозит: фирме – штраф от 110 000 до 130 000 рублей; предпринимателю и должностным лицам фирмы – штраф от 15 000 до 25 000 рублей. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты тоже наказывается штрафом (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ): для фирм – от 130 000 до 150 000 рублей; для предпринимателей и должностных лиц фирмы – от 20 000 до 30 000 рублей. Для злостных нарушителей требований охраны труда предусмотрены еще более суровые санкции (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Если нарушение совершено лицом, ранее привлеченным к ответственности за аналогичное деяние, то ему грозит: фирме – штраф от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; предпринимателю – штраф от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; должностным лицам фирмы – штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Неисполнение предписаний и требований инспектора

Фирме грозит штраф не только за нарушения трудового законодательства. Так, если предписание инспекции не исполнено в срок, должностное лицо оштрафуют на сумму от 1000 до 2000 рублей или дисквалифицируют на срок до трех лет, а фирму оштрафуют на сумму от 10 000 до 20 000 рублей (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ). Оштрафуют фирму и в том случае, если она не представит документы, которые требует инспектор. Сумма штрафа – от 3000 до 5000 рублей. На главного бухгалтера за это нарушение могут наложить штраф на сумму от 300 до 500 рублей. Это установлено статьей 19.7 КоАП РФ.

Обратите внимание

Инспектор не вправе назначить штраф, если со дня нарушения прошло более двух месяцев, кроме случаев нарушения правил привлечения к трудовой деятельности иностранцев и лиц без гражданства. В этом случае срок привлечения к ответственности составляет один год (ст. 4.5 КоАП РФ).

Малозначительное нарушение

Если инспектор обнаружил не больше двух-трех нарушений, и они не повлекли за собой жалоб работников, удержаний из зарплаты, недоплат, нарушений норм рабочего времени и т. п., то штрафа можно избежать. Закон предоставляет инспекторам право освобождать виновных от ответственности по причине малозначительности нарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).

ПРИМЕР

В ходе проверки инспектор обнаружил, что у фирмы нет Положения о персональных данных работников, в трудовых договорах не перечислены права и обязанности сторон, а должностные инструкции отсутствуют. Инспектор вынес предписание устранить нарушения в двухнедельный срок. Протокол по малозначительности не составлялся.

Смягчающие обстоятельства

Инспекторы могут снизить штраф, если вы обратите их внимание на смягчающие обстоятельства. Их перечень дан в статье 4.2 КоАП РФ. К смягчающим обстоятельствам закон относит то, что нарушитель: раскаялся; добровольно прекратил противоправное действие; оказал содействие в установлении обстоятельств по делу об административном правонарушении; добровольно исполнил до вынесения постановления предписание об устранении нарушения; добровольно сообщил о совершенном правонарушении; предотвратил вредные последствия нарушения, добровольно возместил причиненный ущерб или устранил причиненный вред; совершил нарушение в состоянии сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; несовершеннолетний или беременная женщина, а также женщина, имеющая малолетнего ребенка (до 14 лет). Суд может признать смягчающими и другие обстоятельства, например преклонный возраст нарушителя или то, что он совершил нарушение впервые.

Уголовная ответственность

Уголовный кодекс предусматривает ответственность руководителя фирмы за невыплату заработной платы более двух месяцев (ст. 145.1 УК РФ). Кроме этого, к ответственности могут привлечь лиц, которые необоснованно отказали в приеме на работу или необоснованно уволили беременную женщину или женщину, имеющую детей до трех лет (ст. 145 УК РФ).

Обратите внимание

Результаты проверки не являются основанием для возбуждения уголовного дела. В статье 20 Уголовно-процессуального кодекса сказано, что прокурор или следователь (дознаватель) могут возбудить уголовное дело по упомянутым в ней статьям УК РФ только при наличии заявления потерпевшего (например, ст. 145 УК РФ).

Как избежать уголовной ответственности

Проверки Роструда в большинстве случаев инициируются обращениями граждан. Вот главные вопросы, которые становятся предметом проверки: невыплата заработной платы в полном размере и в установленные сроки; нарушения при сокращении численности или штата работников, связанные с ликвидацией организации; неоформление трудовых договоров в письменной форме; включение в трудовые договоры условий, ограничивающих права и гарантии, установленные трудовым законодательством; невыплата всех сумм, причитающихся работнику при увольнении, в день увольнения; одностороннее изменение условий трудового договора; сокрытие несчастных случаев на производстве и невыплаты компенсаций вреда, причиненного здоровью пострадавших.

Нарушение трудового законодательства статья коап

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 5.27 КоАП РФ. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 5.27 КоАП РФ. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 5.27 КоАП РФ, судебная практика применения

В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Что понимать под «аналогичным правонарушением»?

Под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника).

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2006 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 года приведены следующие правовые позиции:

Ответственность по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ наступает вне зависимости от истечения годичного срока к моменту рассмотрения дела

Вопрос 8: Подлежит ли должностное лицо привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в случае, если к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении истек годичный срок, в течение которого это лицо считалось подвергнутым административному наказанию за совершенное ранее аналогичное административное правонарушение?

Ответ: Часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Таким образом, для квалификации действий должностного лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение.

Истечение указанного годичного срока к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении на квалификацию действий лица по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ не влияет. («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007) (в редакции от 04.07.2012 года) (Извлечение)

Дела о правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ рассматривают государственные инспекции труда. Административного приостановления деятельности назначается только судьей

Вопрос 14: Какому органу — суду или Федеральной инспекции труда — подведомственно дело о предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ административном правонарушении, совершенном предпринимателем без образования юридического лица и не влекущем административного приостановления деятельности (например, нарушение при составлении графика отпусков, незначительная задержка расчета при увольнении)?

Ответ: Согласно ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 Кодекса, рассматривают Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда.

Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 3.12 Кодекса наказание в виде административного приостановления деятельности назначается судьей.

Исходя из ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Факт такой передачи не означает, что судьей должно быть назначено наказание только в виде приостановления деятельности. При этом должны учитываться общие правила назначения административного наказания (ст. 4.1 Кодекса), обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ст. ст. 4.2 и 4.3 Кодекса). («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007) (в редакции от 04.07.2012 года) (Извлечение)

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 года содержатся следующие разъяснения:

Кто должен рассматривать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ – арбитражный суд или суд общей юрисдикии?

Вопрос 11. Какому суду — общей юрисдикции или арбитражному — подведомственно рассмотрение жалобы на постановление, вынесенное должностным лицом государственной инспекции труда, о привлечении юридического лица к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)?

Ответ. В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (п. 3 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 2 ст. 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Из совокупности приведенных норм следует, что ч. 3 ст. 30.1 КоАП не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности. Определение же того, связано ли конкретное административное правонарушение с предпринимательской и иной экономической деятельностью совершившего его юридического лица или индивидуального предпринимателя, требует установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела, определения характера спорного правоотношения и осуществляется рассматривающим это дело судом.

Исходя из вышеизложенного и учитывая, что регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществляется трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП, выражается в бездействии или действиях, направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда, рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП, относится к подведомственности суда общей юрисдикции. («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010 года) (в редакции от 08.12.2010 года) (Извлечение).

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2006 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006 года содержатся следующие разъяснения:

Ответственность по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения должностным лицом на одном предприятии или на разных

Вопрос 10: Правомерно ли привлечение к административной ответственности генерального директора унитарного предприятия по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение сроков выплаты заработной платы, если ранее он был привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за аналогичное нарушение как директор филиала юридического лица и срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ (1 год), не истек?

Как поступить в случае, если руководитель был привлечен к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в одной организации, а затем в течение одного года совершил аналогичное нарушение, являясь руководителем в другой организации?

Ответ: Согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии со ст. 4.6 Кодекса лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Поскольку частью второй ст. 5.27 Кодекса наступление административной ответственности не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом на одном предприятии или они совершены за время работы в разных организациях, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в одной организации, а затем в течение одного года совершивший аналогичное нарушение, являясь руководителем другой организации, может быть привлечен к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 Кодекса вне зависимости от указанных выше обстоятельств. («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года» (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 29.11.2006 года) (Извлечение).

Губин Александр

Юрист по гражданскому и трудовому праву и проверкам госорганов

Статья 5.27 КоАП РФ. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Это самая главная норма, которая устанавливает ответственность за нарушение трудового законодательства. Имеются и другие, однако ст. 5.27 КоАП РФ охватывает наибольшее число нарушений трудового законодательства. Пожалуй, это одна из наиболее распространенных статей, по которым к административной ответственности могут быть привлечены юридическое лицо и индивидуальный предприниматель.

С 01 января 2015 года статья действует в новой редакции. В скором времени содержание статьи на сайте будет обновлено. Пока что вы можете обращаться за консультацией лично ко мне.

Нарушения трудового законодательства есть почти у всех предпринимателей, поэтому если вы хотите узнать подробнее об ответственности за нарушение трудового законодательства – читайте статью, посвященную ст. 5.27 КоАП РФ.

За какие нарушения возможно привлечение к ответственности по статье 5.27 КоАП РФ

Статья 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях имеет 2 части, которые предусматривают разные нарушения трудового законодательства. Первая часть устанавливает ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда, а вторая часть – за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Поскольку обе части ст. 5.27 КоАП РФ устанавливают ответственность за разные нарушения, то их имеет смысл рассматривать раздельно.

Нарушения, за которые возможна ответственность по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ

По части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях работодатель может быть привлечен за любые нарушение законодательства о труде и об охране труда. Еще раз обратите внимание, что ответственность наступает за любые нарушение трудового законодательства.

Имеются исключения, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП РФ. Вот перечень статей и краткое описание нарушение трудового законодательства, ответственность за которые предусмотрена другими статями Кодекса РФ об административных правонарушения.

  • Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения.
  • Статья 5.29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения.
  • Статья 5.30. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения.
  • Статья 5.31. Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.
  • Статья 5.32. Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах.
  • Статья 5.33. Невыполнение соглашения.
  • Статья 5.34. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.

Для того чтобы оценить имеются ли основания для привлечения вас к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ нужно оценить каким образом, у вас ведется кадровое делопроизводство, с точки зрения соблюдения норм Трудового кодекса РФ.

Типовые нарушения трудового законодательства, за которые организация или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

  • Выплата заработной платы 1 раз в месяц.
  • Выплата заработной платы позднее установленных дней выдачи заработной платы.
  • Невыдача трудовой книжки в день увольнения и не направление уведомления о необходимости явиться за ней или дать согласие на оправление по почте в день увольнения.
  • Несвоевременная оплата отпуска (не позднее 3 дней до его начала).
  • Привлечение к сверхурочной работе с нарушением процедуры.
  • Нарушение требований к содержанию и форме трудового договора.
  • Необоснованное заключение срочного трудового договора.
  • Нарушение процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности и т.д.

Нарушения, за которые возможна ответственность по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ

По части 2 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможна административная ответственность только за аналогичные нарушения законодательства о труде и об охране труда, если ранее должностное лицо уже привлекалось к ответственности за аналогичное нарушение.

В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что аналогичным правонарушением является не любого нарушения законодательства о труде и охране труда, а такое же нарушение. В качестве примера приведен случай, когда в первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее – при увольнении другого работника.

В вопросе является ли нарушение трудового законодательства таким же или другим возможны споры с государственной инспекцией труда и прокуратурой.

По части 2 статьи 5.27 КоАП РФ должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее 1 года с даты вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Это связано с тем, что согласно статье 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Данный вывод подтверждает ответ на вопрос № 8 в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года», утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007.

Также необходимо учитывать, что аналогичное нарушение трудового законодательства должно быть совершено после вступления в законную силу первого постановления о назначении административного наказания и окончания исполнения постановления о назначении наказания, например, после уплаты административного штрафа.

Наказание по статье 5.27 КоАП РФ

Часть 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает следующие наказания:

  • Для должностных лиц – штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей.
  • Для индивидуальных предпринимателей – штраф от 1 тысячи до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • Для юридических лиц – штраф от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Часть 2 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает единственное наказание в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет. Дисквалификация может быть назначена только государственным и муниципальным служащим, директором и генеральным директорам (лицу, исполняющему функции единоличного исполнительного органа), членам совета директоров (наблюдательного совета), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, лицам осуществляющим деятельность в сфере подготовки спортсменов и организации проведения спортивных мероприятий.

Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 5.27 КоАП РФ

Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях составляет 2 месяца. Это следует из части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, где ст. 5.27 не названа в качестве исключений из общего правила.

На практике часто встает вопрос, с какого момента необходимо исчислять начало течения срока давности привлечения к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности необходимо считать по-разному в зависимости от характера нарушения норм трудового законодательства.

Если трудовым законодательством установлен срок совершения предписанного действия или запрещенного действия, то срок привлечения к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ необходимо считать с даты наступления этого срока или с последнего дня, когда должно было быть совершено предписанное действие.

Например, если заработная плата должна была быть выплачена 15 числа текущего месяца, то срок привлечения к ответственности нужно исчислять с 15 числа.

Если же трудовым законодательством не установлен срок для исполнения обязанности, то административное правонарушение является длящимся и срок исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения.

На тему сроков привлечения к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ может быть написана отдельная статья, но в рамках данной я расскажу только об общих подходах без примеров.

Срок привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ составляет 1 год. Это связано с тем, что ч. 2 ст. 5.27 предусматривает административное наказание в виде дисквалификации.

В соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения.

Какие государственные органы могут возбудить дело об административном правонарушении по статье 5.27 КоАП РФ

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27 КоАП РФ могут возбудить государственные инспекторы труда всех уровней. От главного государственного инспектора труда Российской Федерации и его заместителей до рядового государственного инспектора труда. Это следует из части 1 статьи 28.3 и пункта 16 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.

Также дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.27 КоАП РФ может возбудить прокурор или заместитель прокурора. Возможность возбуждения дела по статье 5.27 КоАП РФ вытекает из части 1 статьи 28.4 КоАП РФ, в которой предусмотрено право прокурора возбудить дело о любом административном правонарушении при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.

Таким образом, если к вам с проверкой пришла прокуратура или государственный инспектор труда, то в результате проверки в отношении вас могут быть возбуждено дело по статье 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Какие государственные органы рассматривают дело об административном правонарушении по статье 5.27 КоАП РФ

Дела по ч. 1 статьи 5.27 КоАП РФ в соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ рассматривает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Таким органом является Федеральная инспекция труда. От имени Федеральной инспекции труда дела об административных правонарушениях рассматривают следующие должностные лица:

  1. главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
  2. главный государственный правовой инспектор труда Российской Федерации;
  3. главный государственный инспектор Российской Федерации по охране труда;
  4. руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
  5. руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
  6. руководители структурных подразделений территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, их заместители (по правовым вопросам и по охране труда);
  7. главные государственные инспектора труда;
  8. старшие государственные инспектора труда;
  9. государственные инспектора труда.

Также дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ может рассматривать районный суд – суд общей юрисдикции. Это связано с тем, что санкция части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность в виде административного приостановления деятельности. В соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело об административном правонарушении, передают его на рассмотрение судье. Дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ передается судье для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП, рассматривают мировые судьи. Это следует из частей 1 и 3 статьи 23.1 КоАП РФ.

Куда обжаловать постановление о назначении административного наказания по статье 5.27 КоАП РФ

Обычно постановление о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях рассматривается и наказание назначается государственным инспектором труда.

По этой причине назначенное наказание можно обжаловать либо вышестоящему государственному инспектору труда или непосредственно в суд.

Длительное время существовала неопределенность в вопросе, нужно ли обжаловать организациям и индивидуальным предпринимателям назначенное наказание в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд. Встречались случаи рассмотрения жалоб на постановления арбитражными судами.

В настоящее время судебная практика по данному вопросу стабилизировалась. В ответе на вопрос № 11 в «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года», утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) Верховный суд разъяснил, постановление о назначении административного наказания по статье 5.27 КоАП РФ необходимо обжаловать в суд общей юрисдикции.

Также пункт 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях допускает обжалование постановление по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ вышестоящему должностному лицу.

Это основной объем информации, которую нужно знать о статье 5.27 КоАП РФ. Дьявол таится в деталях, поэтому если вам нужна более подробная консультация – обращайтесь.

Кодекс об административных правонарушениях ( ст 5.27 КоАП РФ 2019 )

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Какую ответственность согласно КоАП несет работодатель за нарушение трудового законодательства

Статьи по теме

В КоАП РФ присутствует статья 5.27, по которой работодателей привлекают к ответственности за нарушение трудового законодательства. Если компания задержит зарплату, не утвердит обязательные внутренние документы или иначе ущемит права работников, ее накажут сообразно положениям этой статьи.

Глава 5 КоАП РФ содержит перечень нарушений, которые посягают на права граждан. Значительный объем протоколов, которые составляют госорганы, приходится на состав статьи 5.27 КоАП РФ. Статья предусматривает меры, если работодатель допустил просрочку обязательных выплат или иным образом нарушил права сотрудников. Рассмотрим:

  • как происходит привлечение к ответственности, в каком размере;
  • каковы основания для оспаривания, результаты и разъяснения судов.

Читайте статьи об административной ответственности компаний в журнале «Трудовые споры»

По КоАП РФ работодатели несут ответственность за нарушение трудового законодательства

Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение трудового законодательства. В более ранних редакциях требования распространялись на все нарушения в сфере труда. Последняя редакция статьи 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства о труде, кроме сферы охраны труда. Исключены меры за неисполнение федеральных и иных требований в этой области. За совершение подобных правонарушений работодатель несет ответственность по статье 5.27.1 КоАП.

Такое разделение целесообразно, однако в ряде случаев способно затянуть сроки. Если ГИТ неправильно квалифицирует нарушение, работодатель будет оспаривать наказание. Со временем такая путаница исчезнет, поскольку практика наработает четкие правила разграничения нарушений.

Исчерпывающий перечень правонарушений или правовой акт, который их закрепляет, отсутствует. Открывает статью бланкетная норма (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Она отсылает к понятию трудового законодательства и другим правовым актам, которые регулируют правила работы. Судебная практика относит к спорам по указанной статье дела:

  • о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 25.02.2019 № 44-КГ18-33);
  • об установлении сроков выплаты заработной платы или факт ее невыплаты (решение Приморского краевого суда от 04.04.2018 по делу № 7-21-339/18, решение Якутского городского суда № 12-2593/2016 12-33/2017 от 30.01.2017 по делу № 12-2593/2016);
  • о нарушении порядка направления в командировку (постановление Пленума ВС РФ от 28.01.2014 № 1);
  • о невнесении в локальные акты требований законодательства (решение Приморского краевого суда от 21.02.2018 по делу № 7-21-180/18) и др.

Чтобы не подпадать под штрафы, необходимо также соблюдать порядок привлечения к работе, мониторить изменения законодательства и своевременно вносить поправки в локальные акты.

Административное наказание за нарушение трудового законодательства назначает ГИТ или прокуратура

Как правило, нарушения выявляют государственная трудовая инспекция или прокурор в ходе проводимых выездных или камеральных проверок (ст. 23.12 КоАП РФ). Причиной проверок становится:

  • заявление работника, если речь идет о внеплановой проверке;
  • порядок, который устанавливает график проверок, если сведения о компании занесены в соответствующий план-график.

Если проверяющие выявляют нарушение, составляется протокол (подп. З п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ). Лицо, которое привлекается к административной ответственности, знакомится с документом под роспись. Оно вправе давать объяснения. Важно учитывать сроки привлечения к ответственности. В настоящее время они составляют год. Нарушение периода станет основанием оспорить привлечение к административной ответственности (постановление ВС РФ от 01.03.2017 № 84-АД17-1). Если административный орган выявляет состав правонарушения, он выносит соответствующее постановление. Лицо, которое проверяющие привлекают к ответственности, вправе обжаловать документ, которым ему назначено наказание.

Наказание зависит от квалифицированного состава нарушения

Часть первая статьи 5.27 содержит общее понятие нарушения. Подробное нормативное разъяснение законодатель раскрыл для иных действий. Устанавливать ответственность за конкретные нарушения могут квалифицированные составы. Они предусматривают более высокие суммы штрафов или иные виды наказания. Например, в статье предусмотрели наказание за уклонение от заключения трудового договора (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ). Компанию привлекут к ответственности, если доказано допущение к работе:

  • без трудового договора,
  • на основании гражданско-правового договора, который фактически регулирует трудовые отношения.

Должностному лицу в 2019 году за такое нарушение грозит штраф до 20 тыс. руб., компании — до 100 тыс. руб.

Меры за различные нарушения трудового законодательства: таблица

Нарушение

Ответственность

Ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ. Повторное нарушение

10-20 тыс. руб./дисквалификация на 1-3 года;

10-20 тыс. руб. для граждан и ИП;

50-70 тыс. руб. для компаний.

Ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ. Допуск к работе без трудового договора

3-10 тыс. руб. для граждан;

10-20 тыс. руб. для должностных лиц.

Ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ. Уклонение от оформления трудового договора

5-10 тыс. руб. для граждан и ИП;

10-20 тыс. руб. для должностных лиц;

50-100 тыс. руб. для юридических лиц.

Ч. 5 ст. 5.27 КоАП РФ. Повтор нарушений по ч. 3-4

5 тыс. руб. для граждан;

дисквалификация 1-3 года для должностных лиц;

30-40 тыс. руб. для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

100-200 тыс. руб. для юридических лиц.

Ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Невыплата или неполная выплата зарплаты

предупреждение/10-20 тыс. руб. для должностных лиц;

1-5 тыс. руб. для граждан и ИП;

30-50 тыс. руб. для юридических лиц.

Ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ. Повторное нарушение по ч. 6

20-30 тыс. руб./дисквалификация на 1-3 года для должностных лиц;

10-30 тыс. руб. для граждан и ИП;

50-100 тыс. руб. для юридических лиц.

По части 6 ст. 5.27 КоАП РФ работодатель несет ответственность, если его действия не являются уголовно наказуемый деянием (ст. 145.1 УК РФ). Меры применят к компании, которая допустила просрочку обязательных выплат свыше 2 месяцев (постановление Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 46).

При определении наказания учитывают отягчающие и смягчающие обстоятельства

Когда административный орган привлекает работодателя к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде, он выясняет все обстоятельства дела (ст. 4.2, 4.3. КоАП). Чтобы определить наказание, нужно решить вопрос о наличии/отсутствии данных, что влияют на тяжесть ответственности (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за 4 квартал 2006 г., утв. постановлением Президиума ВС РФ от 07.03.2007). Отягчающие обстоятельства законодатель перечислил в статье 5.27 КоАП и предусмотрел за них повышенную ответственность. Кроме того, общий список отягчающих обстоятельств содержат общие нормы кодека. Речь идет о продолжительном характере деяния, повтором нарушении и других.

Аналогичное закрепление в общих нормах получили и смягчающие обстоятельства. Разница состоит в том, что их перечень не является закрытым (ч. 3 ст. 4.2 КоАП). Если инспектор или суд выявит такие основания, он вправе назначить менее суровое наказание. Например, уменьшить размер штрафа. Кроме того, законодатель указывает на обратную силу таких норм. То есть компания, ИП, иное лицо могли совершить нарушение, когда действовал более суровый закон. Если на момент рассмотрения спора действует закон, который смягчает ответственность, будут применяться его нормы (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, постановление ВС РФ от 03.08.2017 № 73-АД17-2).

К смягчающим обстоятельствам инспектор может отнести:

  • тяжелое финансовое положение предприятия (решение Приморского краевого суда от 18.06.2018 по делу № 7-21-655/2018);
  • характер и низкую степень общественной опасности совершенного правонарушения (решение Приморского краевого суда от 19.03.2018 по делу № 7-21-256/2018);
  • добровольное исполнение предписания до вынесения постановления (решение Костромского областного суда от 28.09.2017 по делу № 7-632/2017) и др.

Судебная практика привлечения к ответственности разнообразна. Ответственность зависит от конкретных обстоятельств спора. Встречаются ситуации, когда административный орган пропускает сроки. В этом случае работодатель оспаривает постановление по процессуальным обстоятельствам, ссылаясь на комментарии и разъяснения высших судов (постановление ВС РФ от 02.10.2017 № 58-АД17-15, постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5). Иногда нарушения допускает суд. Например, дело может вернуть вышестоящая инстанция, если мотивировочная часть судебного акта не соответствует описательной (решение ВС РФ от 20.12.2018 № 47-ААД18-16).

По-прежнему к административной ответственности в большом количестве привлекаются компании, которые нарушают порядок перечисления зарплаты (постановление ВС РФ от 06.02.2019 № 30-АД19-1, решение Тамбовского областного суда от 20.02.2019 по делу № 7-21(2)/2019) и других выплат (постановление ВС РФ от 18.01.2019 № 30-АД18-1). В таких спорах суд становится на сторону работника, поскольку закон содержит четкие правила. Если компания несвоевременно перечисляет средства, обязательные отчисления или оплачивает труд не в полном размере, она должна нести ответственность. Отсутствие средств в организации не является основанием освободить компанию от ответственности (постановление Нижегородского областного суда от 22.11.2017 по делу № 4а-2031/2017). Суды также отмечают, что добровольное устранение нарушений не освобождает компанию от административной ответственности (постановление Челябинского областного суда от 15.02.2018 № 4А-138/2018).

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит