РАЗРЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ, порядок рассмотрения трудовых споров регулируется

Содержание
  1. РАЗРЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ
  2. Современное законодательство и характер норм, регулирующих порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров
  3. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
  4. Понятие индивидуального трудового спора
  5. Органы, осуществляющие рассмотрение индивидуальных трудовых споров
  6. Порядок рассмотрения трудовых споров
  7. Порядок рассмотрения трудовых споров
  8. Трудовой кодекс РФ - основной акт, регулирующий порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров
  9. Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется

РАЗРЕШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Современное законодательство и характер норм, регулирующих порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров

Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Закрепленное в Конституции РФ право на индивидуальные трудовые споры является важной гарантией прав как работника, так и работодателя. Конституция РФ является нормативным актом высшей юридической силы, имеющим прямое действие [94].

В соответствии с ч. 1 ст. 383 ТК РФ порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Причем нормативное регулирование порядка разрешения индивидуальных трудовых споров в соответствии со ст. 6 ТК РФ относится к ведению федеральных органов государственной власти, а в соответствии со ст. 383 ТК РФ и ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [3] (далее — ГПК РФ) — к ведению федеральных законодательных органов, то есть порядок разрешения индивидуальных трудовых споров регулируется только федеральными законами Российской Федерации.

Основным законодательным актом, регулирующим порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров, является ТК РФ, гл. 60 которого специально посвящена этому вопросу.

К иным федеральным законам, регулирующим порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, можно отнести Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 29 декабря 2012 г., с изм. от 30 декабря 2012 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» [13] (п. 11 ст. 16) и Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ (ред. от 28 июля 2012 г.) «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» [11] (п. 8 ст. 50.30), однако оба эти закона устанавливают, что трудовые споры между должником (кредитной организацией — должником) и работником должника (кредитной организации — должника) рассматриваются в порядке, определенном трудовым законодательством и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, то есть в общем порядке, установленным ТК РФ.

Нормы гражданского процессуального законодательства, определяющие порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах, закреплены в ГПК РФ. Ряд норм ГПК РФ непосредственно посвящен разрешению в судах трудовых споров. Например:

— в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ закреплено правило, согласно которому прокурор вступает в процесс и дает заключения по делам о восстановлении на работе;

— ст. 122 ГПК РФ устанавливает, что споры о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы разрешаются в порядке приказного производства;

— ст. 154 ГПК РФ устанавливает специальный срок для рассмотрения и разрешения дел о восстановлении на работе;

— ст. 211 ГПК РФ относит к решениям, которые подлежат немедленному исполнению, решения о восстановлении на работе и выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев.

В соответствии со ст. 1 ГПК РФ порядок гражданского судопроизводства определяется также Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ (ред. от 25 декабря 2012 г.) «О судебной системе Российской Федерации» [2] (далее — ФКЗ о судебной системе) и другими федеральными (конституционными) законами, а порядок гражданского судопроизводства у мирового судьи — Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ (ред. от 25 декабря 2012 г.) «О мировых судьях в Российской Федерации» [10].

Рассмотрим пример, характеризующий судопроизводство по трудовым спорам в мировом суде. Т. 16 апреля 2006 г. обратилась в мировой суд (участок № 21 Томского района г. Уфы) с иском к Уфимскому научно-исследовательскому Институту Глазных болезней о взыскании заработной платы. Мировой судья, отклоняя довод ответчика о пропуске истицей срока исковой давности, исходил из того, что иск предъявлен истицей в период нахождения в трудовых отношениях с ответчиком, и при этом привел разъяснение, содержащееся в п. 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 (ред. от 28 сентября 2010 г.) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» [95] (далее — Постановление ВС РФ от 17.03.2004). Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан в своем постановлении от 11 июня 2008 г., отменяя апелляционное определение районного суда, которым решение мирового судьи было оставлено без изменения, указал, что поскольку в апелляционной жалобе ответчика выражено несогласие с таким выводом мирового судьи и в этой жалобе он утверждал о пропуске истицей срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, установленного ст. 392 ТК РФ, суду апелляционной инстанции следовало проверить вывод мирового судьи на соответствие его закону и сделать по нему суждение, с точки зрения возможности или невозможности применения Постановления ВС РФ от 17.03.2004 к возникшим правоотношениям, поскольку из его смысла следует, что оно касается требований о взыскании начисленных, но не выплаченных сумм в период работы [96].

В соответствии с ч. 2 ст. 383 ТК РФ, особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами.

В частности, в ст. 348 ТК РФ указано, что индивидуальные трудовые споры между религиозной организацией как работодателем и ее работниками подлежат рассмотрению непосредственно в суде, если они не были урегулированы работником и организацией самостоятельно, то есть трудовые споры данной категории работников не подлежат рассмотрению в комиссиях по трудовым спорам. Также в соответствии со ст. 308 ТК РФ подлежат рассмотрению только в судебном порядке индивидуальные трудовые споры, не урегулированные самостоятельно работником и работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, поскольку в данном случае отсутствует возможность создания комиссии по трудовым спорам в качестве органа по рассмотрению трудовых споров.

Особенности рассмотрения трудовых (служебных) споров государственных служащих, судей, прокуроров, их заместителей и помощников и некоторых других категорий работников (служащих) по вопросам перевода на другую работу, увольнения, оплаты времени вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий регулируются специализированными законами. Но эти законы не содержат запрета этим работникам обращаться в суд по вопросам восстановления в должности в случае их увольнения и оплаты вынужденного прогула, а также компенсации морального вреда, потому что право граждан на судебную защиту закреплено Конституцией РФ и не может быть ограничено трудовым законодательством. Однако следует иметь в виду, что в данном случае речь идет не о собственно трудовых отношениях, о служебных правоотношениях или о специальных трудовых правоотношениях, на которые нормы трудового права распространяются в части, не урегулированной специализированными федеральными законами. Специфика рассмотрения индивидуальных трудовых (служебных) споров перечисленных выше категорий работников (служащих) обусловлена спецификой статуса этих лиц и спецификой их трудовой (служебной) деятельности.

Так, к специализированным федеральным законам относится ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 69), который содержит определение понятия индивидуального служебного спора, аналогичное определению понятия индивидуального трудового спора, закрепленного в ТК РФ. В соответствии со ст. 70 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров являются комиссия государственного органа по служебным спорам, образование и деятельность которой во многом схожи с формированием и деятельностью комиссии по трудовым спорам на предприятии, и суд. В Федеральном законе от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 3 декабря 2012 г.) «О муниципальной службе в Российской Федерации» [15] используется термин «индивидуальные трудовые споры» и признается право муниципальных служащих на их рассмотрение в соответствии с трудовым законодательством.

Рассмотрим пример. С. обратилась в суд Фрунзенского района г. Саратова с иском к администрации района о восстановлении на работе в должности, о взыскании утраченного заработка за период вынужденного прогула, а также о признании незаконными распоряжения главы района о привлечении её к дисциплинарной ответственности.

Распоряжением главы района от 10 декабря 2009 г. она уволена на основании п. 3 ст. 81 ТК РФ в связи с несоответствием занимаемой должности муниципальной службы или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Увольнение с работы истица считает незаконным и необоснованным, поскольку она соответствует требованиям, установленным должностной инструкцией ведущего специалиста.

В ноябре 2009 г. распоряжением главы района ей объявлен выговор за неисполнение в срок своих трудовых обязанностей, а именно за то, что не представила запрашиваемую информацию, которую не могла предоставить в виду отсутствия таковой. Наложение данного взыскания суд не может признать обоснованным.

Исполнение запроса предусматривало предоставление определенных документов и информации, которыми истица не располагала, ввиду отсутствия у неё каких-либо полномочий, позволяющих владеть указанной информацией. С. не могла исполнить запрос, но выполнила указания работодателя о привлечении специалиста, направив запрос в сельскую администрацию. При таких обстоятельствах нельзя считать, что С. не исполняла или ненадлежащим образом исполняла свои трудовые обязанности.

Согласно отзыва, представленного руководителем отдела муниципального хозяйства В., истица характеризуется как исполнительный и дисциплинированный работник, соответствующий замещаемой ею должности. Допрошенный в судебном заседание В. полностью поддержал положительный отзыв в отношении С. Согласно трудовой книжки, материалов личного дела, диплома об образовании, С. соответствует требованиям, установленным должностной инструкцией. При таких обстоятельствах суд считает, что аттестационная комиссия безосновательно пришла к выводу о несоответствии С. занимаемой должности муниципальной службы или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации.

Суд принял решение: признать незаконными распоряжения главы района о наложении дисциплинарных взысканий, восстановить С. на работе в должности ведущего специалиста, взыскать с администрации района в пользу С. утраченный заработок за время вынужденного прогула [96].

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 03 декабря 2012 г., с изм. от 30 декабря 2012 г.) «О прокуратуре Российской Федерации» [7] (ст. 40) устанавливает, что решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы прокурорские работники вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд.

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (ред. от 25 декабря 2012 г.) «О статусе судей в Российской Федерации» [8] содержит ряд положений, предусматривающих возможность обжалования решений соответствующей квалификационной коллегии судей о рекомендации на должность судьи, если коллегией нарушен установленный указанным Законом порядок отбора претендентов на должность судьи, об отказе в рекомендации на должность судьи, о наложении на судью дисциплинарного взыскания, о приостановлении полномочий судьи, о прекращении полномочий судьи и так далее в судебном порядке.

Помимо судебного порядка обжалования решений квалификационный коллегии судей, предусмотрена возможность обжалования решения квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий председателя, заместителя председателя районного суда в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации (п. 13 ст. 6.1. указанного Закона).

Важное значение для единообразного применения законодательства, регулирующего рассмотрение индивидуальных трудовых споров, имеют постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. В первую очередь, это Постановление ВС РФ от 17.03.2004, которое содержит как разъяснение процессуальных норм, регулирующих порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в судах, так и материальных норм, подлежащих применению при рассмотрении этих споров.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. № 482-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Деминой Галины Семеновны на нарушение ее конституционных прав положениями части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации и подпункта 1 пункта 2 статьи 25 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»» [93] указано, что оспариваемая норма ТК РФ не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы и согласуется с положениями ч. 4 ст. 37 Конституции РФ о признании права на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Проведенный анализ нормативно-правового регулирования индивидуальных трудовых споров показал, что институт трудовых споров — один из самых динамично развивающихся институтов трудового права за последние десятилетия.

Динамика в развитии норм, регулирующих трудовые споры, обусловлена современными социальными и экономическими преобразованиями в обществе, но она невозможна без учета норм, действующих продолжительное время и имеющих преемственное значение. В основном нормы такого рода не только действенны, но и эффективны, их применение на практике вполне возможно, несмотря на длительный срок их существования. Эти нормы свидетельствуют о стабильности в правовом регулировании данной группы отношений, они, по существу, являются основой этого института.

Однако нельзя сказать о том, что исторически регламентация трудовых споров имеет последовательное развитие, начиная с первых кодексов законов о труде до настоящего времени. Напротив, как мы показали выше, регулирование рассматриваемой группы отношений складывалось сложно и, как представляется, в наибольшей степени претерпело влияние политических, экономических и социальных преобразований в России. Совершенствование этих норм продолжается и в настоящее время.

Итак, нормативную основу разрешения индивидуальных трудовых споров составляют Конституция РФ, ТК РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, локальные акты. В настоящее время влияние норм трудового права, носящих материально-правовой, регулятивный характер, на порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров велико. В интересах правильного и своевременного разрешения спора и защиты прав участников трудовых правоотношений необходимо законодательное закрепление процессуальных особенностей в виде самостоятельной главы ГПК РФ «Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров».

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров подразумевает под собой процедуру, которая направлена на разрешение возникших разногласий между субъектами правоотношений. При этом в качестве стороны может выступать не только сотрудник предприятия, но уволенный ранее гражданин. Помимо этого лицо, которому было отказано в трудоустройстве при наличии свободной вакансии, также имеет право выдвинуть претензии в адрес руководства предприятия.

Само по себе понятие индивидуального трудового спора подразумевает под собой разногласия между сторонами, которые не были урегулированы в досудебном порядке, а также при содействии профсоюзной организации. Разногласия между сторонами в данном случае могут касаться как вопросов организации трудового процесса, правил трудового распорядка и выплаты заработной платы, так и прямых нарушений норм действующего законодательства, допущенных работодателем или уполномоченными им лицами.

Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров предусматривает первоначальное обращение работника в КТС. Данная комиссия организовывается руководителем фирмы сроком на год. В её состав входят представители профсоюзной организации и работодателя. Если в течение 10-ти дней, которые даются комиссии для разрешения конфликта, они не пришли к согласию, то работник имеет право обратиться за защитой своих интересов в суд. В случае если решение КТС было принято, но любая из сторон с ним не согласна, то в соответствии со ст.390 ТК РФ, оно может быть обжаловано также в судебном порядке.

В некоторых случаях индивидуальный спор может быть разрешен в вышестоящем органе, если таковой присутствует. При этом необходимо учитывать подведомственность организации и компетенцию органа, так как в каждом из них может отличаться процедура рассмотрения споров, сроки принятия решения и порядок их реализации.

В процессе решения конфликтных ситуаций важно помнить об установленных законодательством исковых сроков. В общем порядке они составляют – 3 месяца, за исключением вопросов незаконного увольнения трудящихся, срок обжалования которых составляет 1 месяц. Не имеют ограничений по срокам только дела, связанные с компенсацией вреда здоровью сотрудника, полученному на производстве.

Понятие индивидуального трудового спора

Данное понятие закреплено в ст.381 ТК РФ и определяется, как разногласия между сторонами трудовых отношений, которые не были урегулированы до привлечения третьей стороны, и связанны с применением норм трудового законодательства, а также положений, закрепленных в локальных актах фирмы и трудовом договоре/контракте.

Трудовым спором также признаются разногласия между руководством предприятия и бывшим сотрудником, который не согласен с собственным увольнением и считает его незаконным или проведенным с нарушениями действующего законодательства. Также претензия может быть выдвинута и лицом, которому безосновательно было отказано в трудоустройстве.

Процедура рассмотрения трудового спора между сотрудником и предприятием начинается с подачи заявления в компетентный юрисдикционный орган. Порядок урегулирования конфликта, процессуальные действия необходимые для этого, закреплены законодательством и зависят от того, куда была направлена жалоба. При подаче заявления в КТС работник не лишается возможности обратиться в суд, в случае, если стороны не достигнут соглашения. Однако в данном случае необходимо следить за тем, чтобы не вышли сроки обжалования незаконных действий работодателя.

Помимо обращения в КТС и суд, сотрудник может подать жалобу в Трудовую инспекцию, но в данном случае это не будет способом решения трудового спора, так как данное учреждение не решает вопрос «по сути». Инспектор после проведения проверки издает предписание, обязующее работодателя прекратить нарушение норм действующего законодательства, а не удовлетворить требования работника. Однако в ряде ситуаций этого может быть достаточно для разрешения спора.

Органы, осуществляющие рассмотрение индивидуальных трудовых споров

Правоотношения по рассмотрению трудовых споров закреплены в гл.60-61 ТК РФ и определяют охранительные меры и процессуальные действия, использующиеся для решения трудовых споров в том числе, материальных.

Споры между работодателем и служащим, касающиеся трудовых вопросов и неурегулированные сторонами, рассматриваются по существу КТС и судом, в рамках их полномочий. Определить юрисдикционный орган, в который следует обращаться для решения той или иной конфликтной ситуации необходимо исходя из её специфики.

В данном случае изначально гражданину необходимо определить подведомственность дела. То есть выяснить, в чьей компетенции находится решение его вопросов. На этом этапе важно не ошибиться, так как это может повлечь за собой принятие решения, не имеющего юридической силы, и пропуск исковых сроков, восстановление которых будет достаточно проблематичным, так как неверное определение подведомственности не является достаточным основанием для этого.

В большинстве случаев, изначально трудящийся, у которого возникли разногласия с работодателем, должен обратиться в КТС. Такая комиссия ежегодно создается на предприятии и в её состав входят представители работодателя и члены профсоюза. Они рассматривают спор по существу. То есть обращение в иные инстанции возможно только после рассмотрения спора в КТС. Исключением являются ситуации, когда дела по подведомственности относится к судебной юрисдикции. Тогда служащий может миновать этап обращения в КТС.

По подведомственности к делам, решающимся КТС, относят споры о:

  • Взыскании полагающихся выплат и их размере;
  • Компенсации командировочных расходов;
  • Оплате сверхурочного труда;
  • Наложении дисциплинарных взысканий и т.п.

В судебном порядке, минуя стадию КТС, рассматриваются дела о:

  • Признании увольнения незаконным и восстановлении на занимаемой должности;
  • Незаконном переводе на иную должность;
  • Внесении корректировок в формулировку записи в трудовой (о расторжении трудовых отношений), изменении даты увольнения;
  • Оплате вынужденных прогулов;
  • Компенсации разницы в оплате труда на временно занимаемой должности с меньшим окладом;
  • Вопросах, касающихся неправомерных действий связанных с обработкой личных данных служащих;
  • Незаконном отказе от трудоустройства на имеющуюся свободную вакансию;
  • Трудовой дискриминации.

Также в судебном порядке рассматриваются споры с работодателем, являющимся физлицом, которые не были зарегистрированы в качестве ИП и с религиозными организациями.

Порядок рассмотрения трудовых споров

Порядок урегулирования трудовых индивидуальных споров устанавливается для каждого юрисдикционного органа отдельно. Отличается не только процедура рассмотрения, но и порядок принятия заявления, издания решения и его реализации. Поэтому при обращении в конкретный орган нужно учитывать специфику его работы.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется отраслевыми и федеральными нормативными актами. Кроме того, при урегулировании конфликта в КТС и вышестоящих органах могут также учитываться локальные акты, если их положения не противоречат действующему законодательству.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в ктс достаточно удобен для сотрудника, так как позволяет ему урегулировать спорные вопросы в удобное ему нерабочее время. Кроме того, решение принимается только в присутствии служащего, который подал заявление. Заочное рассмотрение может быть проведено только при наличии письменного согласия заявителя на это. Такая мера необходима, если лицо не может лично явиться на заседание по объективным причинам.

Если трудящийся не направил такое согласие и не явился на рассмотрение дела, то его рассмотрение откладывается и гражданин приглашается вторично. В случае повторной неявки на заседание без уважительных оснований члены комиссии могут принять решение о снятии дела с рассмотрения. В данном случае сотрудник лишается возможности на повторное обращение в КТС по данному факту.

В процессе рассмотрения заявления комиссия имеет право истребовать необходимую документацию, провести техническую, административную или бухгалтерскую проверку, пригласить свидетелей для дачи показаний, использовать иные меры для принятия полного и объективного решения. Оно определяется путем тайного голосования. Согласно ст.388 ТК РФ принимается то решение, за которое проголосовало большинство членов КТС.

Касательно процедуры рассмотрения трудовых индивидуальных споров в судах общей юрисдикции, то она урегулирована ст.391-397 ТК РФ и положениями ГПК РФ. Основное отличие данного способа решения конфликтов заключается в том, что суд не только восстанавливает нарушенные права работника, но и определяет причину возникновения разногласий и может выдать рекомендации касательно мер профилактического характера для недопущения таких ситуаций в будущем.

После принятия искового заявления к рассмотрению суд изучает представленные сторонами материалы и может истребовать дополнительные документы у работодателя или госучреждений, если это необходимо для решения спора по существу.

Истец со своей стороны может в процессе рассмотрения дела изменить исковые требования, предмет спора, его основания, а также полностью отказаться от него. Кроме того, стороны согласно ст.39 ГПК РФ могут завершить судебное рассмотрение до принятия решения путем подписания мирового соглашения.

Если стороны не достигли согласия, то суд принимает решение исходя из представленных доказательств и на основании норм действующего законодательство. Оно может быть обжаловано, согласно ст.338 ГПК РФ, в суде вышестоящей инстанции в течение 10-ти дней.

Порядок рассмотрения трудовых споров

Трудовые конфликты в особых производственных случаях могут превращаться в трудовые споры, которые на предприятиях принято подразделять на два вида: индивидуальные и коллективные.

Рассмотрение индивидуальных споров регулируется главой 60 Трудового кодекса Российской Федерации. Индивидуальный спор – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового контракта, в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также липом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется действующим Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются федеральными законами.

На предприятиях для рассмотрения трудовых споров образуются специальные комиссии, которые создаются по инициативе работников и работодателя из равного количества представителей двух сторон. Представители работников избираются в комиссию по трудовым спорам общим собранием или конференцией организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании. Представители работодателя назначаются в комиссию руководителем организации.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть созданы в структурных подразделениях предприятия, данные комиссии образуются и действуют в пределах своей компетенции на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам самой организации. Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя и секретаря. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется работодателем.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок, когда ему стало известно о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя допускается по письменному заявлению. В случае неявки работника на заседание комиссии рассмотрение трудового спора откладывается. При вторичной его неявке без уважительных причин комиссия может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах установленного срока.

Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии руководитель организации обязан представить в срок необходимые материалы. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников и работодателя. На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается ее председателем или его заместителем и заверяется печатью.

Решение комиссии по трудовым спорам принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В решении комиссии по трудовым спорам указываются:

· наименование организации (подразделения), фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

· даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

· фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

· существо решения и его обоснование со ссылкой на закон или иной нормативный правовой акт;

Заверенные копии решения комиссии по трудовым спорам вручаются работнику и руководителю организации в течение трех дней со дня принятия решения. Решение комиссии подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.

В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок работнику выдается удостоверение, являющееся исполнительным документом. Если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд, то удостоверение не выдается. На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии в исполнение в принудительном порядке. При пропуске работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок. В случае если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией в десятидневный срок, то работник вправе перенести его рассмотрение в суд. Решение комиссии также может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок.

В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию по трудовым спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует законам или иным нормативным правовым актам. Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

· работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

· работодателя о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Помимо представленных случаев, в судах также непосредственно рассматриваются индивидуальные трудовые споры об отказе в приеме на работу, о дискриминации работников и лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц. При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

В случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Данный орган также принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в его пользу указанных компенсационных выплат.

При рассмотрении индивидуального трудового спора соответствующим органом может быть принято решение об изменении формулировки основания увольнения. В случае признания формулировки причины увольнения неправильной или не соответствующей закону суд обязан изменить ее и указать в решении причину и основание увольнения в точном соответствии с формулировкой трудового законодательства. Если неправильная формулировка препятствовала поступлению работника на другую работу, то суд принимает решение о выплате ему среднего заработка за все время вынужденного прогула.

В случае увольнения работника без законного основания или с нарушением установленного порядка либо незаконного перевода на другую работу суд может по его требованию вынести решение о возмещении работнику денежной компенсацией морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер данной компенсации определяется судом. При признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.

Решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, а также о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения суд выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке. Обратное взыскание с сумм, выплаченных работнику в соответствии с решением органа по рассмотрению индивидуального трудового спора, при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или предоставленных им подложных документах.

Помимо индивидуальных, существуют и коллективные трудовые споры. Рассмотрение коллективных трудовых споров регулируется главой 61 Трудового кодекса Российской Федерации. Коллективный трудовой спор– это неурегулированные разногласия между работниками и работодателем или его представителями по поводу установления и изменения условий труда, включая заработную плату, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатели обязаны принять к рассмотрению направленные им требования работников. Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

· рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;

· рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;

· рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании комиссии оформляется соответствующим распоряжением работодателя и решением представителя работников. Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе. Стороны коллективного трудового спора не вправе отклоняться от создания примирительной комиссии. Спор должен быть рассмотрен комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента ее создания. При взаимном согласии сторон данный срок может быть продлен. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон и оформляется протоколом, который имеет обязательную силу для обеих сторон и подлежит исполнению в установленные комиссией сроки. При недостижении взаимного согласия в примирительной комиссии стороны продолжают осуществлять процедуры с участием посредника.

После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. Если в течение трех дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они должны приступить к созданию трудового арбитража. Рассмотрение спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней с момента его приглашения и завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в том случае, если стороны заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Арбитраж создается сторонами спора совместно со службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя и представителя работников. Созданный арбитраж рассматривает в срок до пяти рабочих дней обращения сторон коллективного трудового спора и разрабатывает рекомендации по его урегулированию. В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также при отказе от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к проведению забастовки.

В соответствии со ст. 407 ТК РФ в урегулировании коллективных трудовых споров участвует специальная служба, которая создается в системе государственных органов, формируемых федеральной или муниципальной властью в составе своих управлений по труду. Служба по урегулированию коллективных трудовых споров выполняет следующие функции:

· осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;

· проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

· формирует список трудовых арбитров;

· проводит подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

· выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров;

· оказывает методическую помощь сторонам на всех этапах разрешения трудовых споров;

· организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

· обеспечивает взаимодействие представителей работников и работодателей с органами государственной власти и местного самоуправления.

Соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет обязательную силу для сторон. В тех случаях, когда согласительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, работники или их представители вправе приступить к организации забастовки. В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Участие работников в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие. Действующим Трудовым кодексом Российской Федерации устанавливаются право на забастовку, порядок ее объявления, орган руководства, обязанности сторон, запрещение незаконных забастовок, а также гарантии и правовое положение работников в связи с проведением забастовки и их ответственность за участие в незаконных забастовках.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9282 — | 7397 — или читать все.

Трудовой кодекс РФ — основной акт, регулирующий порядок рассмотрения и разрешения трудовых споров

Статья 6 ТК РФ относит к ведению федеральных органов государственной власти принятие нормативных правовых актов, устанавливающих порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Следовательно, характерная особенность системы нормативных правовых актов, касающихся рассмотрения и разрешения трудовых споров, заключается в том, что все данные акты по сфере действия являются федеральными.

Трудовой кодекс РФ в гл. 60 (ст. 381-397) определяет порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров. В основном он воспринял положения гл. XIV КЗоТ РФ, хотя и привнес ряд новаций. Впервые в трудовом законодательстве дается понятие индивидуального трудового спора. Такие споры теперь рассматриваются в соответствии со ст. 382 ТК РФ комиссиями по трудовым спорам и судами. Изменен порядок образования КТС. Теперь в нее входят не только представители работников, но и представители работодателя, причем в равном количестве. В настоящее время КТС уже не именуется первичным органом по рассмотрению трудовых споров, поскольку заинтересованное лицо, руководствуясь ст. 46 Конституции РФ, может обратиться в суд с любым трудовым спором. Кроме того, ст. 391 ТК РФ уточнила компетенцию суда по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Статья 394 ТК РФ регламентирует процедуру вынесения решений по трудовым спорам.

Порядок рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров регулируется гл. 61 ТК РФ, которая во многом повторила соответствующие нормы утратившего силу Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». В то же время ТК РФ расширил понятие коллективного трудового спора тем, что включил в него споры, возникающие по ст. 372 ТК РФ при отказе работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права. Кроме того, ч. 3 ст. 398 ТК РФ указывает три возможных момента (см. параграф 15.4 настоящего учебного пособия) начала возникновения коллективного трудового спора. Трудовой кодекс РФ в ст. 399 уточнил процедуру выдвижения требований работников и их представителей.

Положения ГПК РФ, касающиеся рассмотрения судом индивидуальных трудовых споров

При рассмотрении индивидуальных трудовых споров суд активно применяет нормы ГПК РФ.

Прежде всего следует исходить из задач гражданского судопроизводства, предусмотренных ст. 2 ГПК РФ. Гражданское судопроизводство призвано способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию подлинно уважительного отношения к закону и суду.

Статья 3 ГПК РФ закрепляет право на обращение в суд и гарантии его реализации. Отказ от данного права является недействительным. В ст. 4 ГПК РФ определяется возможность возбуждения гражданского дела в суде по заявлению лица, обратившегося за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Статьи 5-13 ГПК РФ устанавливают принципы гражданского судопроизводства: осуществление правосудия только судами, равенство всех перед законом и судом, единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел, независимость судей и подчинение их только закону, национальный язык судопроизводства, гласность судебного разбирательства, законность, осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон, обязательность судебных постановлений.

В ст. 14 и 15 ГПК РФ определяются состав суда и порядок разрешения вопросов судом в коллегиальном составе.

Согласно ст. 16 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела по спорам, возникающим из трудовых и иных правоотношений.

Статьи 28-32 ГПК РФ регламентируют вопросы подсудности гражданских дел. По общему правилу иск предъявляется по месту нахождения ответчика.

Статья 35 ГПК РФ предусматривает права и обязанности лиц, участвующих в деле, ст. 36 и 37 — гражданскую процессуальную правоспособность и гражданскую процессуальную дееспособность.

Статьи 88 и 89 ГПК РФ определяют содержание судебных расходов и категории лиц, освобождаемых от уплаты государственной пошлины. В частности, от уплаты государственной пошлины освобождаются истцы по искам о восстановлении на работе, взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых отношений.

Глава 11 (ст. 121-130) ГПК РФ посвящена сравнительно новому институту гражданского процессуального законодательства — судебному приказу. Он выдается, если заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы.

Статья 131 ГПК РФ устанавливает форму и содержание искового заявления, ст. 134 — основания отказа в принятии искового заявления.

В ст. 154 ГПК РФ закрепляются сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел.

Согласно ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит решение суда о восстановлении на работе.

Определенное значение для рассмотрения судом индивидуальных трудовых споров имеют и другие статьи ГПК РФ.

Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется

ТК РФ, Гражданским процессуальным кодексом (ГПК РФ)

Пособие по безработице имеют право получать граждане, зарегистрированные органом службы занятости, как безработные, и уволенные по основаниям:

по любым основаниям трудового договора, предусмотренным ТК РФ и впервые ищущие работу

Постоянный контроль за соблюдением работниками правил и инструкций по охране труда на предприятиях, в организациях возлагается на

администрацию предприятия (работодателя)

Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются

физическим лицом, являющимся работодателем

Правила внутреннего распорядка – это

локальный нормативный акт, являющейся, как правило, приложением к коллективному договору

Правилами внутреннего трудового распорядка, Уставами и Положениями о дисциплине могут ли предусматриваться другие поощрения кроме закрепленных ТК?

Правительство РФ переносить выходные дни на другие дни

вправе, в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих дней

Право администрации создавать локальные нормативные акты в случаях, прямо указанных в законе, относится к_______ правам

Право администрации требовать от работника добросовестной работы, повышения своего профессионального уровня, соблюдения норм выработки, бережного отношения к имуществу предприятия, относится к _______ правам

Право ведения коллективных переговоров от имени работников предоставляется только

профессиональным союзам, иным представительным органам, уполномоченным работниками

Право на возмещение вреда имеют ___________ работники

все (постоянные, временные, сезонные)

Право на забастовку может быть ограничено в

соответствии с законом о чрезвычайном положении

Право на охрану труда – это право на

условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены труда

Право на судебную защиту каждому гарантируется

Право на труд впервые провозглашено в(во)

Всеобщей декларации прав человека

Право работника на заработную плату, отдых, компенсацию расходов при проезде в командировку относится к правам

на восстановление физических, материальных и духовных затрат

Право работника требовать, чтобы дисциплинарное взыскание точно соответствовало закону, относится к правам

Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей — это

Правовой статус профессионального союза как субъекта трудового права определяется

трудовой правосубъектностью — правами и обязанностями, гарантиями осуществления профсоюзами их прав, ответственностью

Правом выдвижения требований в случае возникновения коллективного трудового спора обладают

работники и их представители

Правоотношения между трудоустраиваемым органом службы занятости гражданином и работодателем должны возникнуть в обязательном порядке на основании

направления органа службы занятости, выданному в счет установленной квоты, и заключения трудового договора

Правоотношения по разрешению трудовых споров — это

процессуальные правоотношения охранительного характера

Предварительные медицинские осмотры молодежи при поступлении на работу предусмотрены до достижения возраста

Предельная продолжительность рабочей недели сторонами трудового договора (контракта) _________ быть увеличена

Предоставление более легкой работы работнику, нуждающемуся в этом согласно медицинскому заключению для работодателя

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; Нарушение авторского права страницы

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит