Скачать материал, документы необходимые аттестации педагогических работников

Содержание
  1. Документы необходимые аттестации педагогических работников
  2. Порядок аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности
  3. Нормативная база
  4. Периодичность проведения
  5. Цели проверки
  6. Порядок проведения
  7. Можно ли не проходить аттестацию
  8. Аттестация педагогических работников
  9. Присоединяйтесь!
  10. Навигация
  11. Процедура аттестации педагогических работников: основные нюансы
  12. 2 этапа аттестации
  13. Типы аттестации
  14. Процедура аттестации
  15. Положение об аттестации педагогических работников. Правила аттестации педагогических работников
  16. Положение об аттестации работников образовательных учреждений: нововведения в законодательстве
  17. Новый порядок аттестации: общие положения
  18. Порядок обязательной аттестации сотрудников образовательных учреждений: подготовка
  19. Обязательная аттестация сотрудников образовательных учреждений: представление
  20. Оценка квалификации сотрудников школы: процедура обязательной аттестации
  21. Порядок действий после обязательной аттестации
  22. Кто вправе не проходить обязательную аттестацию?
  23. Аттестация на повышение квалификации: нюансы
  24. Заявление на аттестацию: в чем его особенности?
  25. Проведение аттестации на повышение квалификации
  26. Аттестация сотрудников образовательных учреждений в регионах: нюансы
  27. Резюме

Документы необходимые аттестации педагогических работников

Правила об аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц

1. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц (далее — педагогические работники) организаций дошкольного воспитания и обучения, среднего общего, начального и среднего профессионального, дополнительного общего образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

2. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:

1) апелляция — обжалование какого-либо решения в вышестоящем органе;

2) аттестация педагогических работников — комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности педагогических работников образовательных учреждений;

3) квалификационная категория — соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности;

4) методическое объединение учителей — одна из форм организации групповой методической работы учителей того или иного предмета или классных руководителей, создаваемая в школе, районе, городе. Методическое объединение учителей обсуждает планы тем уроков и воспитательных мероприятий, анализирует открытые уроки и уровень квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности педагогических работников.

3. Аттестация проводится в целях определения соответствия профессионального уровня педагогического работника требованиям квалификации, присвоенной ему квалификационной категории или подтверждения имеющейся квалификационной категории.

Аттестация призвана способствовать непрерывному повышению уровня профессиональной компетентности, развитию творческой инициативы и мастерства, росту престижа и авторитета педагогических работников, расширению возможности морального и материального поощрения, повышению уровня оплаты их труда.

4. Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет.

5. Основными принципами аттестации являются открытость, коллегиальность, системность, объективность.

6. Руководители организаций образования, их заместители, работники органов управления образованием, имеющие педагогическую нагрузку, проходят аттестацию по предмету на общих основаниях.

7. Руководитель организации образования на основании решений предметных методических объединений учителей может принимать решение о переаттестации педагогических работников. Переаттестация указанных работников осуществляется согласно данным Правилам.

2. Аттестационная комиссия и ее состав

8. Для проведения аттестации создаются аттестационные комиссии в организациях образования, которые определяют формы и процедуры, конкретные сроки проведения аттестации, проводят анализ работы аттестуемого, выносят решения по итогам аттестации.

Аттестационные комиссии создаются в организациях образования, районных, городских отделах (управлениях), областных, городов Астаны, Алматы управлениях (департаментах) образования, центральном исполнительном органе в области образования, отраслевых министерствах (ведомствах) Республики Казахстан, имеющих в своем ведении организации образования, их территориальных органах.

9. Аттестационные комиссии создаются в следующем составе: председатель аттестационной комиссии — руководитель (или заместитель руководителя) органа управления образованием или организации образования, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии. В состав комиссии включаются специалисты органов управления образованием, руководители организаций образования, работники методических служб, научных организаций и местных исполнительных органов, представители профсоюзов.

Работникам системы образования, включенным в состав аттестационных комиссий, сохраняется заработная плата по основному месту работы на период их непосредственной деятельности в составе комиссии.

10. Персональный состав и сроки полномочий аттестационных комиссий определяются приказом руководителя организации образования, соответствующего по подчиненности органа управления образованием.

3. Порядок проведения аттестации

11. Аттестация педагогических работников проводится на основе анализа уровня квалификации, профессиональной компетентности, результативности и качества деятельности работников, его участия в методической, опытно-экспериментальной и/или научно-исследовательской работе.

12. Прием заявлений на участие в аттестации в текущем учебном году производится аттестационными комиссиями до 15 октября.

13. Аттестация педагогических работников республиканских подведомственных организаций среднего общего, начального и среднего профессионального образования осуществляется Министерством образования и науки Республики Казахстан; организаций дошкольного воспитания и обучения, среднего общего, начального и среднего профессионального, дополнительного общего образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности — управления (департаменты) образования областей, городов Алматы и Астаны.

14. Аттестация педагогических работников в организациях образования завершается 30 марта, а в районных, городских отделах (управлениях), областных, городов Астаны и Алматы управлениях (департаментах) образования, Министерстве образования и науки Республики Казахстан, отраслевых министерствах (ведомствах) Республики Казахстан, имеющих в своем ведении организации образования, их территориальных органах — 10 мая.

15. Аттестация проводится для педагогических работников, имеющих стаж педагогической деятельности не менее одного года в соответствующей организации образования.

16. При преподавании нескольких предметов педагогический работник должен пройти аттестацию по одному из предметов на основании его выбора. Педагогические работники, преподающие государственный язык, но не имеющие соответствующего специального образования, должны проходить аттестацию по государственному языку.

17. Руководитель организации образования оформляет и направляет в аттестационную комиссию аттестационный лист (приложение 1). Педагогический работник должен быть ознакомлен с аттестационным листом не менее чем за 10 дней до заседания аттестационной комиссии. В случае несогласия с характеристикой своей работы и предложениями руководителя организации образования педагогический работник не менее чем за 3 дня до заседания аттестационной комиссии, подает на имя председателя аттестационной комиссии мотивированное заявление.

18. По каждому педагогическому работнику комиссия выносит одно из следующих заключений:

соответствует требованиям заявленной категории,

не соответствует требованиям заявленной категории;

соответствует требованиям присвоенной категории;

не соответствует требованиям присвоенной категории.

19. Решение о присвоении (снижении) высшей, первой категорий педагогическим работникам организаций образования республиканского подчинения утверждает аттестационная комиссия центрального исполнительного органа в области образования.

Решение о присвоении (снижении) высшей, первой категорий педагогическим работникам организаций образования других ведомств утверждают аттестационные комиссии данных ведомств.

Решение аттестационной комиссии о присвоении (снижении) высшей категории педагогическим работникам утверждает аттестационная комиссия областных, городов Астаны и Алматы управлений (департаментов) образования.

Решение о присвоении (снижении) первой категории педагогическим работникам утверждает аттестационная комиссия непосредственного органа управления организациями образования.

Решение о присвоении (снижении) второй категории педагогическим работникам утверждает аттестационная комиссия организации образования.

20. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и аттестационным листом. Протокол и аттестационный лист подписываются председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

Решение считается действительным, если на заседании комиссии присутствовало не менее 2/3 ее членов. Результаты голосования определяются большинством голосов членов комиссии, принявших участие в итоговом заседании. При равенстве голосов решение считается принятым в пользу педагогического работника.

При аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, педагогический работник в голосовании не участвует.

21. Аттестационная комиссия представляет протокол о решении аттестационной комиссии с результатами аттестации и копии аттестационных листов педагогических работников на присвоение (снижение) категорий в соответствующие органы управления образованием, которые должны сообщить организациям образования о принятом ими решении не позднее чем за 1 месяц со дня поступления протокола на рассмотрение.

22. В соответствии с настоящими Правилами педагогические работники могут пройти аттестацию на более высокую квалификационную категорию, до истечения срока действия имеющейся квалификационной категории, в следующих случаях:

1) на высшую квалификационную категорию:

победители конкурсов педагогических работников, конференций, семинаров (республиканского, международного уровней);

лица, подготовившие по своим предметам призеров олимпиад, конкурсов, выставок (республиканского, международного уровней);

лица, имеющие публикации, авторы учебников и учебно-методических комплексов.

2) на первую квалификационную категорию:

лица, подготовившие по своему предмету участников олимпиад, конкурсов, выставок (районного, областного (городского) уровней);

участники конкурсов, конференций, семинаров и т.д. (районного, областного (городского) уровней);

лица, чей опыт обобщался на районном, областном (городском) уровне.

3) на вторую квалификационную категорию:

молодые специалисты, окончившие среднее специальное и высшее профессиональное учебные заведения, с «отличием»;

лица, не имеющие соответствующего образования по предметам, но защитившие творческие отчеты или учебно-методические разработки, прошедшие необходимые курсы повышения квалификации при Республиканском, областных (городских) институтах повышения квалификации.

Если педагогическому работнику не присвоена заявленная квалификационная категория, то за ним сохраняется имеющаяся категория до истечения срока ее действия.

23. После истечения срока действия квалификационные категории педагогических работников на основании их заявлений продлеваются, но не более чем на один год в случаях:

1) временной нетрудоспособности;

2) нахождения в отпуске по беременности и родам, уходу за ребенком;

3) нахождения в командировке, на работе по специальности за рубежом;

4) возобновления работы в должности, по которой присвоена квалификационная категория, независимо от причин ее прекращения.

24. В случае несогласия с решением аттестационной комиссии аттестуемый может подать заявление на апелляцию в течение месяца после получения решения аттестационной комиссии.

4. Реализация решений аттестационной комиссии

25. Руководитель организации образования на основании решения аттестационной комиссии издает приказ о присвоении педагогическим работникам соответствующих квалификационных категорий.

26. По результатам аттестации педагогическим работникам выдаются удостоверения установленного образца (приложение 2). Свидетельства подписывается руководителем организации образования и заверяется печатью. Копия свидетельства хранится в личном деле работника. Выдача свидетельства регистрируется в журнале (приложение 3), страницы которого в установленном порядке прошнуровываются и нумеруются.

27. Оформленные в установленном порядке свидетельства о присвоении квалификационной категории действуют на всей территории Республики Казахстан.

В трудовых книжках делается соответствующая запись педагогическим работникам, которым по результатам аттестации присвоены квалификационные категории.

28. Связанные с аттестацией трудовые споры рассматриваются в соответствии с действующим законодательством.

(наименование министерства или ведомства)

(наименование организации образования)

(фамилия, имя, отчество аттестуемого)

(должность с указанием категории)

Год и дата рождения __________________________ Национальность _______________

Педагогический стаж __________________________

Стаж работы по занимаемой должности ________________________________________,

в т.ч. в данной организации ___________________________________________________

Образование (какое учебное заведение окончил(а) и когда)

полученная специальность и квалификация _____________________________________

Сведения о повышении квалификации __________________________________________

Награды, звания, ученые звания и степени ______________________________________

Отзыв о работе аттестуемого __________________________________________________

Выводы аттестационной комиссии организации

организации образования ____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество) (подпись)

С отзывом о работе и выводами ознакомлен(а) __________________________________

Решение аттестационной комиссии

(фамилия, имя, отчество)

аттестационной комиссии ____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

(фамилия, имя, отчество)

Члены комиссии ____________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество) (подпись)

(фамилия, имя, отчество) (подпись)

(фамилия, имя, отчество) (подпись)

(фамилия, имя, отчество) (подпись)

(фамилия, имя, отчество) (подпись)

о присвоении квалификационной категории

Настоящее удостоверение выдано _________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

в том, что в соответствии с решением аттестационной комиссии

от «___»_____________г. и приказом ________________________________________

(полное наименование организации образования)

от «___»_____________г. N _________________________ ему (ей) ________________

присвоена квалификационная категория _____________________________________

(наименование должности и прописью категория)

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

Регистрационный номер ________ «______»____________________

регистрации выдачи работникам удостоверений о присвоенной им

(наименование организации образования)

Фамилия, имя, отчество

Наименование должности и присвоенной квалификационной категории

Дата решения аттестационной комиссии

Дата и номер приказа о присвоении квалификационной категории

Порядок аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности

Нормативная база

Регламентирует процедуру аттестации следующий нормативный документ: «Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденный приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276. Для работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, существует отдельный документ — приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 № 293.

Аттестацию следует проходить в обязательном порядке каждые пять лет (для отдельных категорий педагогов существуют исключения, которые содержатся в п. 22 Порядка). Представление на педагога для аттестации на соответствие занимаемой должности вносит работодатель. Проверка проводится на основе оценки профессиональных, деловых качеств, результатов выполнения должностных обязанностей по трудовому договору. В части, касающейся должностных обязанностей, следует руководствоваться профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Периодичность проведения

Согласно ст. 49 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ», аттестация проводится один раз в пять лет. Некоторые категории лиц могут быть освобождены от прохождения обязательной проверки профпригодности педагогов. Например:

  • имеющие квалификационные категории;
  • проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в учреждении, в котором проводится аттестация;
  • беременные женщины;
  • сотрудницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • работники, находящиеся в отпуске по уходу за малышом младше трех лет;
  • не появлявшиеся на рабочем месте более 4-х месяцев подряд из-за болезни.

Цели проверки

Проверка педагогических работников преследует следующие задачи:

  • стимуляция повышения уровня квалификации педагогов;
  • определение степени потребности в повышении квалификации у педагогов;
  • повышение качественных характеристик профессиональной деятельности лиц, проходящих проверку;
  • дифференциация размера зарплаты преподавателей в соответствии с присвоенной им квалификационной категорией.

Но если работник самостоятельно выразил желание пройти проверку, никто не может отказать ему и не допустить к мероприятию. Добровольную педагогическую аттестацию проходят педагоги, которые по собственной инициативе хотят повысить квалификационный уровень. Для этого нужно обратиться к руководителю с соответствующим заявлением. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет, ее результаты продлению не подлежат.

Порядок проведения

Представление аттестуемого

Сама аттестация представляет собой заседание комиссии, в состав которой входит председатель и заместитель комиссии, секретарь, прочие члены комиссии, а также сам педагог.

Перед мероприятием на каждого сотрудника заводится представление — специальный документ, в котором обозначается ряд сведений о работнике. Руководитель организации должен ознакомить педагога с этим документом под подпись за месяц до проведения аттестации. В случае если сотрудник отказывается ставить свою подпись, документ заверяется работодателем.

Чтобы пройти проверку, педагог должен заранее предоставить пакет обязательных документов.

  • заявление на прохождение проверки на профпригодность;
  • копия документа о прохождении прошлой проверки (при наличии);
  • копии дипломов о педагогическом образовании;
  • копия, подтверждающая наличие высшей или первой категории (при наличии таковой);
  • копия документов о смене фамилии, имени, отчества (если эти данные менялись);
  • характеристика или сопровод с места работы.

В течение 30 дней после предоставления документов педагогу на домашний почтовый адрес придет извещение, содержащее все сведения о предстоящем мероприятии — место и время его проведения.

Как проходит аттестация

Проверка проводится на заседании аттестационной комиссии. Педагог имеет право присутствовать на мероприятии (если он изъявил такое желание в заявлении). Но возможен вариант, когда аттестуемый не явился. Несмотря на это, мероприятие состоится, т. к. неявка работника на заседание комиссии не является препятствием для проведения аттестации.

Аттестационная комиссия изучает представление, а также информацию, представленную преподавателем, характеризующую его профессиональную деятельность. Комиссия проверяет профессиональные навыки педагога, оценивает его умение общаться с учениками и т. д.

По итогам проверки комиссия выносит решение:

или, если в ходе проверки работник показал неудовлетворительные результаты,

Решение комиссия принимает в ходе открытого голосования большинством голосов.

Если аттестуемый присутствовал на мероприятии, результаты ему сообщат сразу же после ее окончания.

По окончании мероприятия составляется протокол, который подписывается всеми членами совета. Этот документ передается руководителю образовательной организации и хранится в личном деле преподавателя.

В течение двух дней после мероприятия на работника, прошедшего аттестацию, секретарем комиссии организации составляется выписка из протокола. Она содержит сведения о Ф.И.О., должности сотрудника, дату заседания аттестационной комиссии организации, результаты голосования, принятое решение. С выпиской из протокола педагог знакомится под подпись. После этого она также хранится в личном деле работника.

Можно ли не проходить аттестацию

Многих сотрудников интересует, можно ли проигнорировать мероприятие, и чем это грозит. Сроки аттестации педагогических работников в 2019 году составляют пять лет. Проходить такую проверку необходимо, если сотрудник не собирается прекращать свою преподавательскую деятельность. Также, согласно ст. 21 ТК РФ , каждый трудящийся обязан соблюдать трудовую дисциплину. Преподаватели — не исключение. Отказ является нарушением трудовой дисциплины. За это руководитель образовательного учреждения может наложить на преподавателя следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор и увольнение ( ст. 192 ТК РФ ).

Что касается аттестации на повышение квалификации, то она не является обязательной. Если же педагог своевременно не подтвердит свою квалификацию, она аннулируется. Соответственно, никакого наказания за игнорирование такой проверки не последует.

Аттестация педагогических работников

Присоединяйтесь!

Зарегистрировавшись, Вы сможете:

Стоимость свидетельства и сертификата — 90 руб. Подробнее.

Документы для Вашего портфолио:

Аттестация педагогических работников: теория и практика. Документы, разъяснения, методические рекомендации, отзывы коллег.

В настоящее время в 19 пилотных регионах РФ проходит апробация новой модели аттестации педагогических работников на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ).

Ведётся работа по созданию национальной системы учительского роста (НСУР), в которую как один из элементов войдет единая национальная система оценивания квалификации педагогов. В соответствии с дорожной картой формирования и введения НСУР 2018 год является годом апробации и доработки новой модели аттестации учителей. До декабря 2019 года пройдёт разработка и апробация ЕФОМ по всем предметам. В первом полугодии 2020 года должна быть проведена итоговая апробация новой модели аттестации педагогических работников и новая модель аттестации станет обязательной для всех.

Наиболее важные материалы о новых правилах аттестации педагогов:

Демонстрационные варианты диагностической работы для оценки компетенций учителей:

Процедура аттестации педагогических работников: основные нюансы

С 2019 года в установленном порядке аттестации педагогических работников произошли некоторые изменения. Сама по себе процедура аттестации проходит с целью контроля соответствия работников образования занимаемым ими должностям. Оценке подлежит профессиональная деятельность аттестуемого. Среди профессионалов отрасли прошли обсуждения приближающихся перемен. В частности, в конце прошлого года свои замечания и предложения, экспертные оценки представила педагогическая общественность Новосибирской области. Они были рассмотрены и приняты во внимание, что говорит об открытости процесса и искреннем желании непосредственных участников улучшить упавший уровень образования в стране.

2 этапа аттестации

Закон предусматривает организацию таких проверок раз в 5 лет. В случаях, когда педагог игнорирует проверку или не может подтвердить уже имеющийся разряд, то имевшаяся в течение 5 последних лет квалификация отменяется. Новый порядок проведения аттестации педагогических работников предполагает 2 этапа:

  • На 1 этапе педагог доказывает свою профессиональную пригодность. Здесь проверяются педагогические навыки, рассматривается умение преподавать, ладить с детьми. Новшеством явилось компьютерное тестирование. Разработанные тесты включают 100 вопросов, отведённое время – 2,5 часа. Вопросы охватывают широчайший диапазон тем – от знания предмета до основ законодательства России. Каждый вопрос имеет только 1 правильный ответ из 6 предложенных. Правильные ответы на не менее чем на 60% вопросов гарантируют соискателю подтверждение существующей квалификации.
  • Для участников, одолевших 85% и больше вопросов и имеющих 1 разряд, наступает следующий этап. На 2 этапе происходит получение категории преподавателя. Первая и высшая категории присваиваются на этом этапе. Но для получения 1-ой, надо иметь 2-ую, а для получения высшей категории необходима 1-ая в течение не менее 2-х лет. Для проверки на высшую категорию требуется отчёт о самообследовании. Состоит отчёт из публикаций, электронных и бумажных, методических разработок. Хорошо, если они уже применяются на практике. Далее предоставляются списки учеников, участвовавших, а лучше, победивших в олимпиадах, конкурсах, прочих соревнованиях. Большой вес отчёту придадут доказательства личных достижений, а именно, награды, почётные грамоты, хвалебные письма. То есть, общий человеческий уровень соискателя высшей категории профессионализма должен быть заметно выше среднего. Для 1-ой категории всё проще. Здесь надо иметь 2-у категорию, пройти 1-й этап, показать владение современными методиками. Но в обоих случаях рекомендуется иметь портфолио и видеоматериалы.

Повышение категории происходит при явных успехах учеников в освоении учебной программы, научной, интеллектуальной и творческой деятельности. При этом учитывается вклад педагога в развитие и исправление процесса обучения. Участие в специальных, тематически и профессионально направленных мероприятиях, которые проводятся и в формате общественного обсуждения.

Изменения в аттестации произведены, в том числе, и для стимула в повышении уровня педагогического состава страны. Для возможности повысить требования к педагогу надо определить уровень мастерства, имеющийся в данный момент. После чего улучшать качество преподавания на всех уровнях образования. А кроме этого, проверки профессионализма позволяют распределять заработную плату в соответствии с имеющейся квалификацией, что не допустит уравниловки между сотрудниками.

Типы аттестации

В России правилами прописаны 2 типа аттестации: обязательная и добровольная. Первая касается всех работающих преподавателей и служит уже сложившемуся уровню образования. А вот в добровольном проведении аттестации заинтересованы люди, заботящиеся о своём профессиональном росте, ну и росте заработной платы. До этого педагоги для повышения заработка писали заявления о получении квалификации в районные отделы образования. По новым правилам, организацией этой процедуры заняты образовательные органы субъектов РФ.

Аттестация педагогических работников в 2019 году начинается с процесса организации мероприятия. Для этого руководитель учебного заведения подаёт представление на сотрудника в аттестационную комиссию и не позднее, чем за 30 дней до мероприятия, должен ознакомить с ним педагога. Если же проводится аттестация добровольная, то её организация начинается с заявления педагога с просьбой аттестоваться в адрес руководителя учебного учреждения. Для аттестации педагогических работников в 2019 году, помимо подписанного заявления, потребуются копии следующих документов:

  • выписка из протокола прошлой проверки;
  • диплом о профессиональном образовании;
  • подтверждение наличия категорий, если есть;
  • документы о смене фамилии, если такой факт имеет место;
  • характеристика с места работы.

Процедура аттестации

Отсутствие дополнительного профессионального образования не является причиной для отклонения заявки на получение категории квалификации. Организация аттестационного процесса должна обеспечить открытость и коллегиальность принятия решений. Такие формы аттестации педагогических работников обеспечивают объективную, не дискриминирующую оценку профпригодности коллег. Решение о повышении квалификации педагога принимает специально созванная комиссия, члены которой и оценивают компетентность и призвание к обучению молодого поколения. Заседание комиссии проходит в присутствии аттестующихся граждан. Но даже если виновник заседания не явится по уважительной причине, то решение о соответствии его нахождения на рабочем месте примут и без него. Протокол ведётся по локально установленным правилам. Единой формы не существует. Подписывают этот протокол все члены комиссии. Выписка из протокола, заменившая аттестационный лист, с результатами проверки и персональными данными работника готова через пару дней. В течение следующих 3-х дней с выпиской надо ознакомить сотрудника под роспись и занести её в его личное дело. Если всё прошло удачно, педагог аттестован, то издаётся приказ о соответствующей квалификации, на основании которого производится запись в трудовую книжку.

Обязательная аттестация работников образования не затрагивает:

  • беременных и, находящихся в декрете, учительниц. Для них сроки аттестации переносятся на 2 года со дня выхода на работу;
  • педагогических работников с квалификационной категорией;
  • молодых учителей, с опытом преподавания менее 2-х лет;
  • педагогов, находящихся на больничном листе более 4-х месяцев. Аттестоваться им предстоит через год после закрытия больничного.

Но добровольная аттестация не запрещена ни в каком случае. Итогом добровольной проверки может стать 1-ая или высшая квалификационная категории, устанавливаемые на 5-летний период, но не подлежащие продлению.

Важно! Высшая квалификационная категория присваивается только после сдачи квалификационных экзаменов. Но перед сдачей экзаменов на высшую категорию необходимо разработать авторскую методику преподавания в учебном заведении и опубликовать её в профильных изданиях.

Одно из правил о порядке аттестации педагогических работников гласит, что высшая квалификационная категория – это венец преподавательского мастерства. Его дальше уже повысить нельзя, а вот подтверждать нужно.

Представители Министерства образования обратились с предложением к Правительству России внести ещё большие изменения в порядок аттестации педагогических работников. А именно, вести этап проверки знаний IT-технологий и коммуникации, усовершенствовать навыки выхода из конфликтных ситуаций не только с учащимися, но и с их родителями. По мнению Минобразования, критерии соответствия преподавателей требованиям современности стандартизируются, в связи с чем, обнажатся пробелы, которые можно уже будет ликвидировать путём повышения квалификации.

Положение об аттестации педагогических работников. Правила аттестации педагогических работников

В соответствии с законодательством РФ работники образовательных организаций могут проходить аттестацию в обязательном или же добровольном порядке. При этом на рассмотрение должны приниматься положения новых источников права. Каких именно? Каковы особенности проведения процедуры оценки квалификации сотрудников образовательного учреждения?

Положение об аттестации работников образовательных учреждений: нововведения в законодательстве

Новый порядок аттестации педагогических работников был установлен приказом Министерства образования и науки РФ № 276, который был издан 07.04.2014 г. Данный нормативный акт был принят в целях исполнения положений Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. В соответствии с ранее действовавшим законодательством в образовательных учреждениях должен был утверждаться такой документ, как Положение об аттестации педагогических работников. По новому правовому акту данный источник права необязателен, но он может быть заменен аналогичными по назначению. Например, положением об аттестационной комиссии (ее специфику мы изучим далее в статье).

Сейчас понятие Положения об аттестации чаще всего рассматривается в контексте Правил аттестации, утвержденных приказом № 276.

Рассмотрим ключевые положения соответствующего источника права подробнее.

Новый порядок аттестации: общие положения

Изучим прежде всего общие положения документа, о котором идет речь. Новый порядок аттестации педагогических работников распространяется на сотрудников образовательных организаций, а также руководителей соответствующих учреждений (в том числе выполняющих свои обязанности по совместительству или же в рамках совмещения). Сущность процедуры аттестации в соответствии с приказом № 276 заключается:

— в подтверждении соответствия квалификации работников образовательных учреждений тем требованиям, что установлены для их должностей;

— в удостоверении того факта, что человек обладает опытом, позволяющим ему получить более высокую квалификацию.

В общем случае аттестация, подтверждающая соответствие занимаемой должности, должна проводиться обязательно. Добровольно ее проходят те специалисты, которые хотят повысить квалификационную категорию, но обязательно проходить ее нужно педагогическим работникам, которые относятся к категории профессорско-преподавательского состава.

Правила аттестации педагогических работников, зафиксированные в приказе № 276, устанавливают следующие задачи, характеризующие данную процедуру:

— стимулирование роста квалификации работников образовательного учреждения, их профессионального развития;

— повышение качества образования;

— приспособление работы сотрудников сферы образования к специфике действующих стандартов, которые регулируют организацию деятельности учебных заведений;

— обеспечение распределения денежных средств в целях оплаты труда по принципам, основанным на соотношении уровня квалификации работников.

Ключевые принципы аттестации сотрудников образовательных учреждений в соответствии с законодательством России — коллегиальность, открытость, обеспечение гласности, объективность.

Изучим теперь то новое в аттестации педагогических работников, что характеризует процедуру подтверждения того факта, что квалификация человека соответствует занимаемой им должности. В данном случае речь идет об обязательной оценке компетенций сотрудника образовательного учреждения.

Порядок обязательной аттестации сотрудников образовательных учреждений: подготовка

Процедура оценки квалификации сотрудников учебных заведений осуществляется 1 раз в 5 лет. Главную роль в ней играют специальные аттестационные комиссии, которые формируются из числа сотрудников учебного заведения. Данные структуры учреждаются на основе распоряжения руководителя образовательной организации. Их деятельность, как мы отметили выше, может регулироваться отдельными положениями, которые также принимаются руководством учреждения.

В состав комиссии входят председатель, его заместитель, секретарь, а также рядовые участники. Новые правила аттестации педагогических работников предполагают подключение к работе рассматриваемой комиссии также представителя профсоюза, если соответствующая организация учреждена.

Непосредственно процедура оценки квалификации сотрудников образовательной организации проводится в соответствии с отдельным распоряжением руководителя. Работники, которые будут проходить аттестацию, должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом за 30 дней до проведения процедуры по запланированному графику.

Следующий важнейший документ при подготовке аттестации — представление. Изучим его особенности.

Обязательная аттестация сотрудников образовательных учреждений: представление

Новое в аттестации педагогических работников заключается в особом порядке составления на каждого сотрудника образовательной организации представления — документа, в котором фиксируется ряд сведений о работнике. А именно:

— должность, занимаемая работником образовательного учреждения;

— дата подписания специалистом трудового договора;

— уровень квалификации сотрудника;

— сведения о прохождении специалистом дополнительного профессионального обучения;

— результаты аттестаций, проведенных ранее, если они имели место;

— мотивированная оценка результатов деятельности работника, его профессиональных, а также деловых качеств.

Руководство учреждения должно ознакомить сотрудника с соответствующим представлением под подпись. Это нужно сделать не позднее чем за 30 дней до проведения аттестации. Сотрудник при желании может инициировать внесение в представление иных сведений. Если работник образовательного учреждения отказывается от подписания документа, он должен быть заверен работодателем, а также двумя и более компетентными лицами.

Изучим теперь то, каким образом осуществляется непосредственно проведение аттестации педагогических работников, которая рассматривается как обязательная.

Оценка квалификации сотрудников школы: процедура обязательной аттестации

Рассматриваемая процедура проводится в процессе заседания комиссии, о которой мы сказали выше, в присутствии работника, который аттестуется. Оно считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем две трети от общего количества участников аттестационной комиссии.

Если сотрудник не может принять участие в соответствующей процедуре непосредственно в день аттестации по уважительной причине, она может быть перенесена на другую дату. Если человек не явится на аттестацию без уважительной причины, то комиссия вправе оценить квалификацию специалиста без его участия.

В ходе заседания рассматривается представление, оформленное руководством сотрудника образовательного учреждения, иные сведения о работнике, которые позволяют оценить его профессиональную деятельность. По итогам аттестации комиссия принимает решение о том, соответствует он занимаемой должности либо нет. Оно принимается в отсутствие аттестуемого сотрудника посредством открытого голосования. При этом, если за то, чтобы признать сотрудника соответствующим занимаемой должности, высказывается хотя бы половина от членов комиссии, выносится положительное решение.

Результат аттестации сотрудника сообщается ему после того, как будут подведены итоги рассмотрения вопроса о квалификации специалиста. Изучим более подробно то, какие действия должны проводиться после того, как аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности завершена.

Порядок действий после обязательной аттестации

Итоги проведения данной процедуры должны быть зафиксированы в протоколе, который подписывается членами комиссии. Данный документ хранится у работодателя наряду с представлениями и иными источниками (при их наличии), которые характеризуют уровень профессиональной подготовки работника.

В течение 2 дней после проведения аттестации в том случае, если сотрудник ее прошел, секретарь комиссии оформляет для него выписку из протокола. В ней отражаются персональные данные аттестуемого, сведения о соответствующей процедуре, ее результатах. Учреждение знакомит сотрудника с данной выпиской под подпись в течение 3 дней после ее формирования. Данная выписка затем входит в личное дело работника образовательной организации.

Бывает, что работник учебного заведения не согласен с тем, с каким результатом завершилась аттестация педагогических работников. Заключение комиссии может не устроить его. В этом случае человек вправе обжаловать результат проведения данной процедуры в порядке, установленном законодательством РФ.

Изучив то, каким образом осуществляется организация аттестации педагогических работников, рассмотрим специфику норм Приказа № 276, определяющих то, какие категории сотрудников образовательного учреждения вправе не проходить аттестацию.

Кто вправе не проходить обязательную аттестацию?

Процедуру оценки квалификации могут не проходить:

— работники, у которых уже есть квалификационные категории;

— сотрудники образовательного учреждения, проработавшие в нем менее 2 лет;

— беременные женщины, а также сотрудницы учебного заведения, которые находятся в декрете;

— сотрудники, отсутствовавшие на работе более 4 месяцев по причине заболевания.

Порядок аттестации некоторых категорий работников учебных заведений из тех, что указаны выше, определяются отдельными положениями законодательства.

Цель аттестации педагогических работников может также заключаться в получении человеком более высокой квалификации. В данном случае соответствующая процедура — добровольная, если речь не идет о деятельности профессорско-преподавательского состава. Изучим ее специфику подробнее.

Аттестация на повышение квалификации: нюансы

Данная аттестация, таким образом, в общем случае добровольна. По итогам ее проведения человеку присваивается первая либо высшая квалификационная категория. Она устанавливается на 5 лет и не может быть продлена.

Если осуществляется аттестация педагогических работников образовательных учреждений, которые подотчетны федеральным структурам власти, то в целях реализации процедуры оценки квалификации специалиста учреждаются специальные комиссии. Их учреждают, таким образом, на федеральном уровне. В свою очередь, если учебное заведение подотчетно региональным или муниципальным структурам, то для проведения аттестации их сотрудников инициируются комиссии при участии региональных или местных властей. Можно отметить, что в состав данных структур, как и в случае с обязательными аттестациями, должен входить представитель профсоюза.

Сотрудники, желающие повысить квалификацию, должны направить в соответствующую комиссию заявление на аттестацию педагогических работников. Данный документ может быть передан компетентным лицам по почте либо через Интернет. Заявление также можно принести и передать комиссии лично. Полезно будет рассмотреть специфику данного документа подробнее.

Заявление на аттестацию: в чем его особенности?

Заявление на аттестацию педагогических работников должно содержать сведения о тех квалификационных категориях или же должностях, на которые претендует сотрудник. Соответствующий документ может быть передан в комиссию вне зависимости от срока работы человека в образовательном учреждении, в том числе и в период декретного отпуска. Но если человек будет аттестоваться по высшей категории в рамках той или иной должности впервые, то заявление может быть передано в комиссию только после 2 лет с момента получения первой категории по данной позиции. Если срок действия высшей квалификационной оценки истек, то это не ограничивает право сотрудника впоследствии направлять заявление о повторной аттестации в рамках соответствующей должности.

Рассматриваемые заявления изучаются комиссиями в течение 30 дней с момента их получения. За это время компетентные лица должны успеть:

— определить сроки аттестации для сотрудника образовательного учреждения с учетом срока действия его предыдущей квалификационной категории;

— письменно уведомить работников учебного заведения о проведении их аттестации.

Изучим теперь то, каким образом регулирует положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276 порядок повышения квалификации сотрудника образовательной организации.

Проведение аттестации на повышение квалификации

Общая продолжительность рассматриваемой аттестации не должна превышать 60 дней с момента ее проведения и до принятия комиссией компетентного решения по присвоению человеку той или иной квалификации. Как и в случае с обязательной аттестацией, на заседании комиссии должны присутствовать не менее чем две трети от ее участников. Педагогический работник при этом может как присутствовать на нем, так и отсутствовать. Во втором случае его аттестация его также возможна.

Человеку присваивается первая категория, если:

— установлено, что его ученики успешно осваивают преподаваемые им программы исходя из результатов мониторингов, что проводятся образовательной организацией, а также исследований, которые осуществляются в порядке, установленном законодательством;

— его ученики смогли развить свои способности в части научной, интеллектуальной деятельности, в творчестве, в достижении спортивных результатов;

— установлено, что человек внес значительный личный вклад в повышение качества образовательного процесса, совершенствование подходов к обучению, активно участвовал в деятельности методических объединений сотрудников учебного заведения.

Положение об аттестации педагогических работников определяет, что высшая категория присваивается сотруднику, если:

— установлено, что ученики показывают позитивную динамику освоения программ обучения по результатам мониторингов, которые проводятся образовательной организацией, или же в порядке, установленном законодательством;

— ученики достигли высоких результатов в области науки, творчества, спорта и это подтверждено их участием в олимпиадах, соревнованиях;

— установлено, что человек внес значимый личный вклад в повышение качества образовательного процесса, внедрение новых технологий в обучение;

— человек активно участвовал в методической работы, в профессиональных конкурсах.

Непосредственно оценка работы учителей осуществляется на основе изучения результатов их работы при условии, что основные трудовые обязанности работников связаны с соответствующими направлениями деятельности. Положение об аттестации педагогических работников устанавливает, что комиссия может, изучив документы и сведения о работе специалиста, вынести решение:

— установить первую или же высшую категорию для сотрудника образовательного учреждения;

— отказать человеку в этом.

Как и в случае с обязательной аттестацией, данное решение проводится в отсутствие сотрудника открытым голосованием. Итоги соответствующей процедуры сообщаются работнику учебного заведения и фиксируются в протоколе. Если у человека есть первая категория и он не смог получить вторую, то текущий уровень его квалификации сохраняется до окончания его срока действия.

Положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276, как и в случае с обязательной процедурой, дает право сотруднику образовательной организации обжаловать результаты оценки его квалификации.

Можно отметить, что первая и высшая категории, выданные в одном российском регионе, действуют и в другом субъекте РФ. Вместе с тем федеральное законодательство, регулирующее проведение аттестации для сотрудников образовательных организаций, на практике реализуется с учетом региональных особенностей образовательного процесса. Изучим данный аспект подробнее.

Аттестация сотрудников образовательных учреждений в регионах: нюансы

Действительно, наличие качественно проработанных нормативных положений на федеральном уровне — значимый аспект повышения качества образования. Но не менее важно то, насколько эффективно данные нормы реализуются в регионах. Так, в ходе решения различных вопросов повышения квалификации педагогов различные образовательные учреждения могут сотрудничать между собой. В числе тех структур, которые принимают в соответствующем взаимодействии самое активное участие, — Академия социального управления, или АСОУ. Аттестация педагогических работников в различных учреждениях Московской области может быть осуществлена в процессе взаимодействия руководства данных организаций или педагогов, работающих в них, с компетентными структурами АСОУ. Какими, например?

Так, в АСОУ аттестация педагогических работников может находиться в компетенции Регионального научно-методического центра при Академии. Данная структура была учреждена в целях оказания содействия работникам образовательных организаций Московской области при прохождении оценки квалификации. При этом в числе решаемых центром вопросов — аттестация руководящих педагогических работников. Повышение компетенции руководства образовательных учреждений — важнейший аспект совершенствования образовательного процесса.

Резюме

Итак, мы изучили то, каким образом проходит оценка квалификации работников российских учебных заведений. Цель аттестации педагогических работников может заключаться в обязательном подтверждении квалификации или добровольном ее повышении. Главную роль в соответствующей оценке выполняет специальная комиссия.

Руководства образовательных учреждений издают приказы по аттестации педагогических работников, составляют на них представления и иными способами содействуют прохождение ими процедуры оценки квалификации. В случае если аттестация проводится учреждениями, подведомственными федеральным, региональным или муниципальным структурам, комиссия учреждается ими же.

Аттестация руководящих педагогических работников и рядовых сотрудников образовательных организаций регулируется одними и теми же нормами права на федеральном уровне. Во многих региональных образовательных центрах есть программы подготовки специалистов к соответствующим процедурам оценки их квалификации.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит