Ограничения при поступлении на государственную гражданскую службу, ограничения поступлении государственную гражданскую службу

Содержание
  1. Ограничения при поступлении на государственную гражданскую службу
  2. Ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу
  3. Служба в государственных гражданских учреждениях: условия поступления
  4. Преимущества службы
  5. Условия для поступления и препятствия
  6. Особенности поступления на госслужбу
  7. Порядок приема на государственную службу
  8. Испытательный срок
  9. Правовые ограничения при поступлении на государственную гражданскую службу Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»
  10. Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Ковалева Ирина Валерьевна
  11. Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Ковалева Ирина Валерьевна,
  12. LEGAL RESTRICTIONS WHEN ENTERING STATE CIVIL SERVICE
  13. Текст научной работы на тему «Правовые ограничения при поступлении на государственную гражданскую службу»
  14. Ограничения на государственной гражданской службе

Ограничения при поступлении на государственную гражданскую службу

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:

1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

2. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральными законами.

Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы

Дата добавления: 2014-12-20 ; просмотров: 7 | Нарушение авторских прав

Ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

  1. признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  2. осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
  3. отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
  4. наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 №160-ФЗ);
  5. близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  6. выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  7. наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  8. представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  9. непредставления установленных Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
  10. утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, за исключением ограничений, указанных в части 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ устанавливаются федеральными законами.

Ответственность за несоблюдение ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, устанавливается Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ и другими федеральными законами.

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Служба в государственных гражданских учреждениях: условия поступления

Слово «служба» у многих ассоциируется с нахождением в вооружённых силах на срочной или контрактной службе либо с работой в силовых структурах. Но согласно федеральному и трудовому законодательству служба на государство может носить и гражданский характер.

Это профессиональная деятельность, осуществляемая гражданами РФ, в различных органах власти как на государственном, так и на региональном уровне.

Попасть на такую службу совсем непросто.

Порядок приёма граждан на такую ответственную работу регулируется отдельным Федеральным законом под номером 79, принятым в июле 2004 года. К соискателям вакансий в государственных органах выдвигается ряд требований и условий для приёма на работу. А подачу документов в кадровый отдел предваряет обязательное прохождение конкурсного отбора.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Преимущества службы

Для привлечения молодых и талантливых специалистов на государственную службу, а также для помощи в раскрытии профессионального потенциала используется целый комплекс материальных и нематериальных стимулов.

В социальном плане такая работа всегда будет престижной. А высокий социальный статус позволяет служащему получать от государства дополнительные льготы и преимущества такие, как:

  • возможность бесплатно лечиться и проходить реабилитационные курсы для восстановления здоровья;
  • льготы в медицинской сфере для членов семьи (государство также оплачивает для них медицинские страховки);
  • оплату расходов, связанных с переездами и (или) командировками;
  • оплату периодов повышения квалификации, переподготовки и стажировки (за служащим сохраняется рабочее место и полное денежное содержание);
  • обеспечение служебным транспортом (для личного транспорта, если он используется по служебным нуждам, предусмотрена компенсация за топливо и техническое обслуживание);
  • предоставление вакантного места при реорганизации или закрытии организации;
    помощь в приобретении жилья (в виде единовременной субсидии);
  • предоставление продолжительного ежегодного отпускного периода (у чиновников высшего звена до 35 дней);
  • предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска с обязательным учётом выслуги (максимальная продолжительность 45 дней);
  • защиту персональных данных в системе медицинского страхования;
  • возможность выбора лечебного заведения и лечащего врача вне зависимости от места прописки;
  • получение дополнительных пенсионных начислений за выслугу.

К специальным льготам относят обеспечение социального страхования и сохранение оклада в случае утраты возможности трудиться (согласно ФЗ под номером 255, принятому в декабре 2006 года). Такие гарантии наступают:

  • при временной нетрудоспособности;
  • при необходимости пройти дополнительное лечение или реабилитацию;
  • при уходе в декрет или в отпуск по уходу за детьми (для сотрудниц).

Условия для поступления и препятствия

Основные требования к соискателям вакантного места содержат следующие минимальные требования:

  • возраст кандидата должен быть не менее восемнадцати лет;
  • обязательно наличие у него гражданства;
  • необходимо хорошо владеть русским языком;
  • и соответствовать требованиям по квалификации (они отличаются в зависимости от должности).

Также ФЗ под номером 79 предусмотрен отдельный перечень препятствий для службы. Быть принятым на такую работу не может:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • гражданин, признанный утратившим способность трудиться (недееспособный или с ограниченными физическими возможностями);
  • гражданин, имеющий судимость, в том числе условную;
  • гражданин в судебном порядке получивший дисквалификацию и утративший возможность занимать определённые должности;
  • гражданин, отказавшийся дать письменное разрешение на обработку персональной информации, представляющей государственную или коммерческую тайну;
  • гражданин, имеющий медицинское заключение, подтверждающее негодность к такой службе (имеется заболевание, не позволяющее эффективно исполнять служебные обязанности);
  • гражданин, имеющий близких родственников, уже находящихся на государственной службе (их должность является руководящей или подчинённой по отношению к вакантному месту);
  • лицо, имеющее гражданство другого государства (исключение случаи, предусмотренные международным договором);
  • гражданин, у которого была обнаружена недостоверная информация по имеющимся доходам (имуществу) или предъявление подложных документов.

Особенности поступления на госслужбу

Соискателю должности в государственных органах достаточно сложно найти вакантное место. Поиск работы можно осуществлять через официальные сайты организаций, специальные доски объявлений, размещённые в интернете, либо при личном визите в отдел кадров местного органа власти.

Следует отметить, что в некоторых случаях нанимателем не проводится конкурсный отбор кандидатов.

К таким исключениям из общих правил приёма на работу относят:

  • Случаи найма временного заместителя для категории служащих «помощник» или «руководитель». Нанятый работник замещает отсутствующего служащего до момента его выхода на работу.
  • Случаи приёма на должности, назначение и освобождение от которых осуществляется непосредственно президентом или правительством.
  • Случаи заключения срочного договора, когда работник нанимается для выполнения определённого вида работ.
  • Случаи приёма в связи с закрытием другой государственной организации или её реорганизацией. Также по льготным принципам принимаются на работу лица, переведённые на другую должность по медицинским показаниям.
  • Случаи, когда работник уже находился в резерве организации и успешно прошёл конкурсный отбор.

Все перечисленные категории работников являются льготными и конкурс они не проходят.

Порядок приема на государственную службу

Общий порядок приёма включает в себя такие основные этапы:

  1. Поиск вакансии и уточнение списка документов, необходимых для поступления на службу.
  2. Рассмотрение кандидатов специальной конкурсной комиссией. На этом этапе претенденту могут отказать в приёме документов на основании несоответствия квалификационным требованиям, выдвигаемым к конкретной должности.
  3. Комиссия формируется отдельным правовым актом соответствующего органа. Обычно в её состав входит представитель нанимателя, представитель органа, осуществляющего контроль данной службы, действующие служащие из профильного структурного подразделения, приглашённые эксперты (например, научные сотрудники или преподаватели вузов).

Претендент на должность должен предоставить комиссии:

  • заявление, составленное в свободной форме;
  • свой паспорт (его копию);
  • анкету, заполненную на специальном бланке, и фотографию;
  • документы об имеющемся образовании (сюда включают документальное подтверждение повышения квалификации, а также сведения об имеющейся учёной степени);
  • трудовую книгу для подтверждения трудового стажа и имеющихся навыков (квалификации);
  • медицинское заключение, подтверждающее отсутствие серьёзных заболеваний или инфекций.

О прохождении конкурса соискатель уведомляется членом комиссии. После чего необходимо представить в кадровый отдел организации документы, необходимые для заключения трудового договора.

Пакет формируется:

  • из заявления, содержащего краткую просьбу кандидата о трудоустройстве в конкретной организации;
  • из заполненной лично анкеты установленного правительством образца;
  • из паспорта;
  • из трудовой книги (если человек получает работу впервые, книгу для него заводит наниматель);
  • из страхового свидетельства (если трудоустройство происходит впервые, этот документ предъявлять не нужно);
  • из документа, подтверждающего факт постановки на учёт в местной налоговой службе;
  • из документов о полученном образовании;
  • из воинских документов (предъявляются соискателями мужского пола);
  • из сведений об имеющихся доходах, имуществе, а также обязательств в этой сфере.

На следующем этапе издаётся отдельный акт, служащий основанием для заключения с работником трудового контракта. Соискатель назначается на вакантную должность и ему присваивается классный чин.

Стаж для выхода на пенсию в России по новому закону — тема нашей подробной статьи.

Узнайте все подробности о увеличенных пенсиях военнослужащих ВС РФ в статье.

В 2016 году произошли важные изменения в выплате пособия по безработице. В нашем материале есть вся нужная вам информация.

Испытательный срок

Дополнительный испытательный срок устанавливается для служащего только в случае, если это предусмотрено локальными актами данной организации. Обычно это период от трёх месяцев до года.

Если в акте организации, изданном по случаю оформления трудового контракта, нет информации по сроку испытания, работник считается принятым на службу без его прохождения.

Испытательный срок не назначается:

  • беременным соискательницам;
  • лицам, поступающим на работу по договору с вузом;
  • временным заместителям;
  • лицам, принимаемым по переводу с другой государственной организации.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Правовые ограничения при поступлении на государственную гражданскую службу Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Ковалева Ирина Валерьевна

В статье рассмотрены правовые ограничения, от которых во многом зависит законность принятия решений и гарантированность соблюдения прав человека гражданскими служащими. Статья направлена на обоснование необходимости нормативного закрепления данных ограничений и запретов, т.к. проблема ограничения прав государственных служащих имеет высокую актуальность для создания оптимальных условий реализации прав и свобод граждан.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Ковалева Ирина Валерьевна,

The article examines legal restrictions on which the legality of decision-taking and security of the human rights observance by civil employees depend a lot. The article is aimed at justifying the necessity of normative regulation of these restrictions and inter-dictions since the problem of restriction on the rights of civil employees is very relevant for creation of optimum conditions for realization of rights and freedoms of citizens.

Текст научной работы на тему «Правовые ограничения при поступлении на государственную гражданскую службу»

КОВАЛЕВА Ирина Валерьевна, аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, старший государственный таможенный инспектор Архангельской таможни. Автор двух научных публикаций

ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАЖДАНСКУЮ СЛУЖБУ

В статье рассмотрены правовые ограничения, от которых во многом зависит законность принятия решений и гарантированность соблюдения прав человека гражданскими служащими. Статья направлена на обоснование необходимости нормативного закрепления данных ограничений и запретов, т.к. проблема ограничения прав государственных служащих имеет высокую актуальность для создания оптимальных условий реализации прав и свобод граждан.

Классификации правовых ограничений, признание гражданина недееспособным и ограниченно дееспособным, заболевание гражданского служащего, гражданство РФ, противодействие коррупции

Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1 (далее — Закон № 79-ФЗ) установлены ограничения, которые закрепляют правила, за рамки которых гражданским служащим выходить запрещено. Законодатель, устанавливая данные ограничения и запреты, преследовал цель — эффективную работу государственных служащих по исполнению своих полномочий, принятие законных решений и предотвращение возможных злоупотреблений по соблюдению прав человека гражданскими служащими.

В настоящее время разработаны классификации правовых ограничений, устанавливаемых для государственных гражданских служащих. Так, В.А. Козбаненко выделяет общие и специальные ограничения. Общие являются неизменным элементом в своем нормативном

содержании для всех гражданских служащих. Специальные связаны с особенностями их профессиональной деятельности и могут вводиться только на основании федерального закона или устанавливаться подзаконными актами в зависимости от того, на какую сферу отношений они направлены2.

Е.В. Охотский считает целесообразным делить ограничения с учетом цели их установления на:

1) ограничения, касающиеся политической сферы; 2) ограничения, направленные на недопущение использования служебных полномочий; 3) ограничения, направленные на недопущение получения неимущественных выгод; 4) запреты на использование в неслужебных целях средств материально-технического и информационного обеспечения, другого государственного имущества3.

© Ковалёва И.В., 2010

В соответствии с положениями Закона № 79-ФЗ, можно выделить следующие группы ограничений: 1) ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу (ст. 16);

2) запреты, действующие во время прохождения гражданской службы (п. 1-2 ст. 17); 3) запреты, сохраняющиеся после увольнения со службы (п. 3 ст. 17).

Рассмотрим некоторые правовые ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу (ст. 16 Закона № 79-ФЗ).

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в следующих случаях.

1. Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

В соответствии со ст. 29 Гражданского кодекса Российской Федерации4 гражданин может быть признан недееспособным, если вследствие психического расстройства он не может понимать значения своих действий или руководить ими.

Ограниченно дееспособными признаются лица, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 30 ГК РФ).

2. Наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения должны устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Во исполнение пп. 4 п. 1 ст. 16 Закона № 79-ФЗ издан Приказ Минздравсоцразвития РФ от

14.12.2009 г. № 984н «Об утверждении порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также фор -мы заключения медицинского учреждения»5 (далее — приказ № 984н).

Для диспансеризация гражданских служащих органами государственной власти будет определено медицинское учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. До вступления в силу приказа № 984н для поступления на государственную службу медицинское заключение выдавалось любым медицинским учреждением, куда обращалось лицо, претендующее на должность государственной гражданской службы.

В настоящее время действует старый порядок получения медицинского заключения для лиц, претендующих на должности государственной гражданской службы, в связи с тем, что не разработан порядок действий органами государственной власти на 2009 год.

3. Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства.

В соответствии со ст. 41 Закона № 79-ФЗ выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства ведет к расторжению служебного контракта, освобождению гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнению с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства Российской Федерации или со дня приобретения гражданства другого государства. Сообщать о выходе из гражданства в день выхода из него или в день приобретения другого гражданства — обязанность гражданского служащего (п. 10 ч. 1 ст. 15 Закона № 79-ФЗ).

4. Наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»6 приобретение иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. При этом гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотрен-

ных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Однако по прямому указанию п. 6, а также п. 7 ч. 2 ст. 16 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»7 наличие гражданства иностранного государства является основанием для отказа в приеме на государственную гражданскую службу, а в отношении гражданского служащего — основанием его увольнения с гражданской службы, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором. Хочется отметить, что указанным международным договором должно быть предусмотрено не только признание двойного гражданства, но и возможность доступа к государственной службе договаривающихся государств. Такое ограничение предусмотрено и п. 5 ст. 8 Модельного закона об основах государственной службы государств СНГ8.

5. Непредставления установленных Законом № 79-ФЗ сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Международными правовыми актам ограничение прав государственных служащих также предусмотрено. Так, п. 8 Международного кодекса поведения государственных должностных лиц от 12 декабря 1996 года9 установлено, что государственные должностные лица в соответствии с занимаемым ими служебным положением и как это разрешено или требуется законом и административными положениями выполняют требования об объявлении или сообщении сведений о личных активах и обязательствах, а также, по возможности, сведения об активах и обязательствах супруга (супруги) и (или) иждивенцев.

В соответствии с п. 9 ст. 15 Закона № 79-ФЗ гражданский служащий обязан предоставить сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе и обязательствах имущественного характера. В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе.

Согласно п. 7 ст. 20 Закона № 79-ФЗ под членами семьи гражданского служащего в настоящей статье понимаются супруг (супруга) и несовершеннолетние дети.

Государственные органы осуществляют контроль за соблюдением ограничений, установленных Законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами.

Порядок предоставления таких сведений регламентируется ст. 20 Закона № 79-ФЗ, в соответствии с которой гражданин при поступлении на гражданскую службу, а также гражданский служащий в период прохождения службы обязан ежегодно представлять их представителю нанимателя в срок не позднее 30 апреля текущего года, следующего за отчетным.

Положение о представлении сведений о полученных гражданским служащим доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера гражданского служащего утверждается указом Президента Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта России. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействие коррупции»10 принят Указ Президента от

18.05.2009 № 559 «О предоставлении гражданами, претендующим на замещении должностей федеральной государственной гражданской службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе,

об обязательствах имущественного характера»11. Согласно данным документам заполняются документы определенных образцов. Предоставление ложных сведений является основанием для отказа лицу в приеме на должность государственной гражданской службы.

6. Несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции»12.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается норматив-

ными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В настоящее время федеральными органами исполнительной власти осуществляется разработка и согласование соответствующих проектов нормативных правовых актов.

В соответствии с Письмом Минсоцздравраз-вития РФ от 24 апреля 2009 года № 3854-17 «О реализации отдельных положений законодательства о противодействии коррупции» до принятия нормативных правовых актов ч. 4 ст. 12 Федераль —

ного закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не применяется.

Таким образом, на основании анализа норм действующего законодательства Российской Федерации можно сделать вывод о том, что установление правовых ограничений при поступлении на государственную службу обусловлено спецификой государственной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и предопределяет особый правовой статус государственных служащих. Гражданским обществом к государственной службе предъявляются значительные требования, и с этим связано развитие законодательства о гражданской службе, а также обусловлено дополнение списка правовых ограничений при поступлении на государственную службу.

1 Собр. законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.

2 Козбаненко А.А. Правовое обеспечение статуса государственных гражданских служащих (теоретикоадминистративные аспекты): дис. . д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 196.

3 Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 9. С. 22-24

4 Собр. законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.

5 Рос. газ. № 12. 2010.

6 Рос. газ. № 100. 2002.

7 Рос. газ. № 162. 2004.

8 Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 1998. № 18. С. 103-128.

9 Международная защита прав и свобод человека. М., 1990. С. 25.

10 Собр. законодательства РФ. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

11 Рос. газ. № 89. 2009.

12 Собр. законодательства РФ. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

LEGAL RESTRICTIONS WHEN ENTERING STATE CIVIL SERVICE

The article examines legal restrictions on which the legality of decision-taking and security of the human rights observance by civil employees depend a lot. The article is aimed at justifying the necessity of normative regulation of these restrictions and inter-dictions since the problem of restriction on the rights of civil employees is very relevant for creation of optimum conditions for realization of rights and freedoms of citizens.

Контактная информация: e-mail: [email protected]

Рецензент — Матвеева Т.Д., доктор юридических наук, профессор Российской академии государственной службы при президенте РФ

Ограничения на государственной гражданской службе

Ограничения, связанные с государственной службой, это обстоятельства (юридические факты), с которыми законодательство связывает невозможность поступления и нахождения на государственной службе.

Установление ограничений и запретов на государственной службе соответствует международным правовым актам. Так, в соответствии с и. 8 Международного кодекса государственных должностных лиц, принятого 12 декабря 1996 г. резолюцией 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН [1] , государственные должностные лица в соответствии с занимаемым ими служебным положением, как это разрешено или требуется законом и административными положениями, выполняют требования об объявлении или сообщении сведений о личных активах и обязательствах, а также по возможности сведения об активах и обязательствах супруга (супруги) и/или иждивенцев.

Ст. 15 Модельного кодекса поведения для государственных служащих, прилагаемого к Рекомендации № R (2000) 10 Комитета министров Совета Европы о кодексах поведения для государственных служащих, принятой 11 мая 2000 г. [2] , предусматривается, что государственный служащий не должен осуществлять деятельность или операции, занимать (возмездно или безвозмездно) пост или должность, несовместимые с надлежащим исполнением его служебных обязанностей или наносящие им вред. В случае если нет ясности относительно совместимости с государственной службой какой-либо деятельности, он или она должны спросить мнение своего непосредственного начальника.

В соответствии со ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., допускаются ограничения прав и свобод, которые устанавливаются законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Конституционный суд РФ неоднократно указывал, что специфика государственной службы РФ как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила. Установление таких правил (например, ст. 16 и 21 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») обусловлено задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления (в том числе за счет обновления и сменяемости управленческого персонала), особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 16) определено, что гражданин нс может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

  • 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу. В соответствии со ст. 29 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин может быть признан судом недееспособным, если вследствие психического расстройства он не может понимать значения своих действий или руководить ими. Согласно ст. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации ограниченно дееспособными могут быть признаны судом лица, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение. Дело о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным может быть начато по заявлению членов его семьи, профсоюзов или иных общественных организаций, прокурора, органа опеки и попечительства, психиатрического лечебного учреждения (ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [3] );
  • 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости. Судимость погашается в отношении лиц:
    • — условно осужденных — по истечении испытательного срока,
    • — осужденных к более мягким видам наказания, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия наказания,
    • — осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести — по истечении трех лет после отбытия наказания,
    • — осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления — по истечении шести лет после отбытия наказания,
    • — осужденных за особо тяжкие преступления — по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью;

  • 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
  • 4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данное ограничение стало действовать с 2 февраля 2010 г., когда вступил в силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 14 декабря 2009 г. № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения». К заболеваниям, препятствующим поступлению на гражданскую и муниципальную службу или ее прохождения, отнесены (в соответствии с Международной классификацией болезней 10 пересмотра):
    • — органические, включая симптоматические, психические расстройства,
    • — шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства,
    • — расстройства настроения,
    • — расстройства привычек и влечений,
    • — умственная отсталость,
    • — психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ,
    • — эпилепсия (прил. 2);
  • 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • 6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства. Гражданство — основополагающий элемент правового статуса личности. Объем прав и обязанностей того или иного лица в значительной мере зависит от наличия или отсутствия гражданства. В полном объеме оно принадлежит гражданам государства;
  • 7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • 8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  • 9) непредставления установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу. В соответствии с указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065 [4] кадровые службы федеральных государственных органов организуют проверку:
    • — достоверности сведений, сообщенных гражданином о себе при назначении на государственную должность РФ или при поступлении на федеральную государственную службу,
    • — соблюдения лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, ограничений, установленных федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,
    • — достоверности сведений о доходах и имуществе указанных лиц.

Руководитель федерального государственного органа, давший поручение об организации проверки, направляет соответствующие запросы в правоохранительные органы, иные уполномоченные федеральные государственные органы, а также в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации и устанавливает срок для получения ответа.

Гражданин или государственный служащий, в отношении которого проводится проверка, обязательно о ней уведомляется;

  • 10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
  • 11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);
  • 12) непредставления сведений об адресах сайтов и/или страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Читайте также:

  1. SSS198 Для ограничения амплитуды колебаний можно использовать диодный или транзисторный ограничитель. Какими членами предложения являются выделенные слова в порядке следования
  2. Боекомплект. Лимиты и ограничения.
  3. Бюджетные ограничения
  4. В 1844 переехал с семьей в Россию, а через полгода вновь был принят на службу в Министерство иностранных дел.
  5. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющими государственную тайну, устанавливаются ____ формы допуска
  6. В СУБД целостность данных обеспечивается набором специальных предложений, называемых ограничениями целостности.
  7. В целях ограничения налично – денежного обращения в стране все юридические лица независимо от их организационно – правовой формы и формы собственности по общему правилу
  8. Возможности (свободы) и возможные ограничения согласно Директив Постановления 96/97/ЕС
  9. Вопрос 1.3.9. Какие ИТ могут попасть под ограничения, установленные законами или инструкциями?
  10. Вопрос 3. Виды предпринимательской деятельности и ограничения на ее осуществление некоммерческими организациями