Комплектование ОУ педагогическими кадрами: особенности приёма на работу, документы приеме работу педагогических работников

Содержание
  1. Комплектование ОУ педагогическими кадрами: особенности приёма на работу
  2. Как оформить прием на работу педагогического работника?
  3. Вопрос
  4. Ответ
  5. Особенности приема на работу педагогических работников
  6. Лица, не допускаемые к педагогической деятельности
  7. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора
  8. Оформление приема на работу педагогического работника
  9. Вопрос
  10. Ответ
  11. Прием и оформление на работу педагогических работников Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»
  12. Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Фёклин Сергей Иванович
  13. Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Фёклин Сергей Иванович,
  14. Текст научной работы на тему «Прием и оформление на работу педагогических работников»

Комплектование ОУ педагогическими кадрами: особенности приёма на работу

Комплектование ОУ педкадрами в основном происходит в летний период. Причем прием на работу зачастую приходится осуществлять исполняющему обязанности руководителя ОУ.

Для обеспечения установленных законодательством РФ норм и правил при занятии педагогических должностей в ОУ необходимо учитывать следующие обстоятельства.

1. По общему правилу перед принятием на работу проводится собеседование, цель которого — определить, подходит ли соискатель по своим профессиональным и деловым качествам данному ОУ. Если соискателю приходится отказывать в приеме, то в соответствии со ст. 64 ТК РФ он может потребовать сообщить причину отказа в письменной форме и работодатель обязан это сделать. Однако юридически грамотное оформление отказа требует определенных знаний и практик.

2.При приеме на работу (при заключении трудового договора) работник должен представить документы, предусмотренные частью первой ст. 65 ТК РФ:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
  • справка судебного характера (в порядке и по форме, устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел) – при поступлении на работу, к которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

3.Педагогический работник должен иметь определенный образовательный ценз, который установлен квалификационными характеристиками, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н. Раздел ЕКС «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Они предусматривают не только наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и определенные требования к профилю полученной специальности по образованию.

Для сведения . Так, учитель, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование соответствующего уровня по направлению подготовки «Образование и педагогика»; либо высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении.

Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология».

Высшее профессиональное образование в области дефектологии является обязательным для лиц, принимаемых на должности учителя-дефектолога или учителя-логопеда.

Педагог дополнительного образования должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика».

Высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика», профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте необходимы для занятия должности музыкального руководителя.

В настоящее время в РФ установлены следующие уровни высшего профессионального образования:

  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр»;
  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу квалификации (степени) или «специалист», или «магистр».

Указанные уровни высшего профессионального образования являются равнозначными.

Уровень образования и квалификация работников ОУ определяются на основании документов об образовании государственного образца: дипломов, аттестатов и др.

В соответствии с ч. 1 ст. 84 ТК РФ заключение трудового договора при отсутствии у лица, поступающего на педагогическую работу, документа об образовании является нарушением ТК РФ при заключении трудового договора и может служить основанием для его прекращения по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Если при заключении трудового договора работником были представлены подложные документы об образовании, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

4.Ограничение на занятие педагогической деятельностью.

Согласно ч. 2 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

а) лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда ;

Лицам, лишенным приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и не отбывшим наказание, при прекращении трудового договора по соответствующему основанию, в трудовую книжку вносится запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность они лишены права занимать (какой деятельностью лишены права заниматься).

Для сведения . Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания, а в специально предусмотренных случаях — на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания (ст.47 УК РФ).

б) имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности ;

Для сведения . Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости (ст. 86 УК РФ). Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

Таким образом, сам факт наличия судимости за определенные виды преступлений у лица, независимо от ее погашения или снятия, является квалифицирующим признаком при установлении наличия основания для запрета педагогической деятельности.

в) имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления ;

Подтвердить факт отсутствия судимости, ее снятия или погашения гражданин может соответствующей справкой. Такие справки предоставляют Главный информационно-аналитический центр МВД России (ГИАЦ МВД России) и информационные центры МВД, ГУВД и УВД субъектов РФ.

Для сведения . Тяжкие преступления – это умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы; особо тяжкие – это умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание (ч. 4, 5 ст. 15 УК РФ).

Судимость погашается (ч. 3 ст. 86 УК РФ) в отношении лиц, осужденных:

  • к лишению свободы за тяжкие преступления – по истечении шести лет после отбытия наказания;
  • за особо тяжкие преступления – по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения (ч. 5 ст. 86 УК РФ).

г) признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке ;

Для сведения . Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд по заявлению опекуна, члена семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным.

д) имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения .

Для сведения . Основным нормативным документом, которым следует руководствоваться, является Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В нем в качестве общих медицинских психиатрических противопоказаний для работников учебно-воспитательных и дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов и интернатов при школах указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в частности эпилепсия. Выраженные формы пограничных психических расстройств рассматриваются в каждом случае индивидуально.
К числу заболеваний, препятствующих занятию педагогической деятельностью, относятся также острые и хронические заразные заболевания, в т.ч. открытая форма туберкулеза и сифилис в заразном периоде.

Медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности выявляются также в результате медицинского осмотра. Педагогические работники обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры за счет средств учредителя. Данные о прохождении осмотров вносятся в личные медицинские книжки работников.

При подготовке использованы материалы ТК РФ, Путеводителя по кадровым вопросам. Прием на работу, Комментарии по вопросам о допуске и законодательных ограничениях на занятие педагогической деятельностью и иной деятельностью в сфере образования правового отдела ЦС Профсоюза РФ.

Комплектование ОУ педагогическими кадрами: особенности приёма на работу : 2 комментария

Здравствуйте! Хотелось бы узнать ответ на такой вопрос: можно ли воспитателя ГПД с квалификацией по диплому «Воспитатель в дошкольных учреждениях» перевести учителем 1 класса. Образование воспитателя — средне-специальное, педагогическое. Пройдены курсы повешения квалификации по темам: «Внеурочная и воспитательная деятельность в условиях реализации ФГОС НОО», 36 ч.; «Инновационные подходы к воспитательной и профилактической деятельности в общеобразовательных организациях», 36 ч.; «Развитие творческих способностей и одаренности у детей с ОВЗ», 24 ч. Если же нет, то какие пути решения данного вопроса существуют. На какие нормативные документы можно сослаться?

Добрый день, Светлана! Комплектование кадрами относится к компетенции образовательной организации.- ст.28 федерального закона об образовании.

Как оформить прием на работу педагогического работника?

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Как оформить прием на работу педагогического работника?

Ответ

Интересная информация о аттестации педагогических работников 2016 размещена здесь.

Согласно ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденными Правительством РФ.

В соответствии с п. 32 Раздела III Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.06.2012 г. № 504, к педагогической деятельности в учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей педагогических работников.

К квалификационым характеристикам преподавателей (кроме преподавателей, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу ВУЗов), установленным Разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 г. № 761н, относится высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

Следовательно, лицо, не имеющее профессионального образования, как правило, не может быть принято на должность преподавателя в образовательное учреждение дополнительного образования детей.

Более подробно о проверке при приеме на работу вы можете узнать в статье.

На основании вышеизложенного, если соискатель имеет среднее профессиональное образование, то его можно принять на работу на должность педагога дополнительного образования.

Что касается режима рабочего времени, то в случае, если сотрудник будет работать 4 учебных часа в неделю, ему следует установить режим неполного рабочего времени.

Мы рекомендуем почитать о том, как оформить прием на работу материал по этой ссылке.

Подробнее об этом Вы можете узнать из п. 3 Приложения к настоящему ответу.

В соответствии с п. 9. Раздела первого «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Решение по этому вопросу должна принимать аттестационная комиссия, сформированная в самом образовательном учреждении. Данное решение должно быть исключением из правил, учреждение должно иметь доказательства наличия большого практического опыта у соискателя. ( см. Письмо Минобрнауки РФ от 15.08.2011 N 03-515/59, которое приведено в конце ответа)

Подробнее в материалах Системы:

1. Ответ: Как оформить прием на работу педагогического работника

Право на осуществление педагогической деятельности

Педагогической деятельностью могут заниматься лица, имеющие соответствующий образовательный ценз ( ст. 331 ТК РФ ).

Требования к образовательному цензу

Образовательный ценз определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденными Правительством РФ.

Типовые положения регулируют деятельность соответствующих государственных и муниципальных образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения являются примерными.

Общие требования к образовательному цензу педагогического работника установлены в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования » единого квалификационного справочника, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н .

Квалификационные характеристики должностей педагогических работников предусматривают:

наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования;

требования к специализации по образованию, направлениям подготовки;

продолжительность стажа работы.

Уровень образования и квалификация педагогических работников образовательных организаций определяется на основании документов государственного образца о соответствующем уровне образования или квалификации: дипломами, аттестатами и другими документами об образовании.

Классификация высшего образования по ступеням (бакалавр, специалист, магистр) при определении образовательного ценза во внимание не принимается.

доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

2. Нормативно-правовая база :

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 августа 2011 г. N 03-515/59

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОРЯДКА АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации и Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации совместно подготовлены дополнения к Разъяснениям по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (письмо от 18 августа 2010 г. N 03-52/46).

Настоящие разъяснения были разработаны с учетом дополнительных вопросов, возникающих у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза и других заинтересованных лиц, применяющих Порядок аттестации (Приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 года N 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»).

Эксперт делится важной информацией о заявлении соискателя о приеме на работу в материале по ссылке.

Просим довести указанные разъяснения до образовательных учреждений и педагогических коллективов.

Департамента общего образования

Министерства образования и науки

Профсоюза работников народного

образования и науки

К РАЗЪЯСНЕНИЯМ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОРЯДКА АТТЕСТАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

Ранее специальные требования к профилю полученной специальности по образованию предъявлялись по должностям концертмейстера (музыкальное), учителя-логопеда, учителя-дефектолога, логопеда (дефектологическое), педагога-психолога (психологическое). Сохраняются ли указанные требования в связи с вступлением в действие квалификационных характеристик работников образования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н или специальные требования к профилю образования по вышеуказанным должностям могут не предъявляться? Просьба разъяснить также порядок применения пункта 9 данного Приказа: по решению какой аттестационной комиссии лица, не имеющие специальной подготовки, установленной в разделе «Требования к квалификации», в порядке исключения могут быть приняты на соответствующие должности?

В соответствии с Приказом от 24 марта 2010 года N 209 аттестационные комиссии создаются для проведения аттестации в двух целях:

— в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей);

— для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

Аттестационная комиссия, о которой идет речь в пункте 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, призвана выполнять другую задачу — коллегиально рассматривать возможность приема на работу лиц, квалификация которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, и выносить соответствующую рекомендацию для работодателя.

В указанном пункте предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Следовательно, предъявление к квалификации педагогических работников требования о наличии высшего или среднего профессионального образования, в т.ч. по определенному направлению профессиональной подготовки, не означает, что работники, у которых отсутствует требуемое образование, не могут быть приняты на соответствующие должности.

С одной стороны, отсутствие у претендента на должность педагогического работника требуемого образования может явиться причиной для отказа в заключении с ним трудового договора, если работодатель считает необходимым принять на вакантную должность специалиста с соответствующим уровнем образования.

С другой стороны, если работодатель считает возможным принять, к примеру, на должность учителя лицо, у которого отсутствует требуемое образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, то он не вправе принять такое решение единолично, поскольку назначение на должность работника, не имеющего специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» квалификационных характеристик, предусматривает необходимость получения рекомендации аттестационной комиссии.

Принимая во внимание, что прием на работу в образовательное учреждение отнесен к компетенции образовательного учреждения, то и создание аттестационной комиссии для цели, предусмотренной пунктом 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, также является полномочием образовательного учреждения.

Учитывая, что порядок назначения работника, не отвечающего установленным квалификационным требованиям, связан с наличием опыта работы и с выполнением качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей, то роль аттестационной комиссии может заключаться именно в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы. Кроме того, в целях проверки возможностей работника выполнять качественно и в полном объеме предусмотренные должностные обязанности аттестационной комиссией может быть рекомендовано при заключении трудового договора предусмотреть условие об испытании работника в порядке и на условиях, установленных статьей 70 ТК РФ.

В соответствии со статьей 71 ТК РФ при неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня, с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание. Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.

При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации и без выплаты выходного пособия.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня.

При применении пункта 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования необходимо учитывать, что предусмотренное в нем условие «в порядке исключения» при решении данного вопроса применяться не должно, поскольку это условие было исключено из аналогичного по смыслу пункта 8 Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. N 9 (в редакции Приказа Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г. N 921н).

3. Ответ: Как установить режим неполного рабочего времени

Режимы рабочего времени

Нормальная продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов ( ст. 91 ТК РФ ). В течение недели рабочее время нужно распределять так, чтобы его общая продолжительность не превышала этого ограничения. Наиболее распространенный вариант – восьмичасовой рабочий день при пятидневной рабочей неделе (выходные – суббота, воскресенье).

Действующий в организации режим рабочего времени должен быть закреплен в Правилах трудового распорядка и трудовых ( коллективных ) договорах ( ст. 91 ТК РФ ).

Помимо нормальной продолжительности рабочего времени, трудовое законодательство предусматривает режим неполного рабочего времени . Неполное рабочее время означает частичную занятость сотрудника либо в течение недели, либо в течение рабочего дня (смены). Например, не пять рабочих дней, а четыре или не восемь часов в день (за смену), а шесть.

Режим неполного рабочего времени следует отличать от режима сокращенного рабочего времени . Последний устанавливается для отдельных категорий сотрудников и засчитывается как полная норма труда ( ст. 92 ТК РФ ). Если же речь идет о режиме неполной рабочей недели, все нерабочие дни в таком случае отражаются как выходные дни ( ст. 93 ТК РФ ).

На работу с неполным графиком организация может перевести любого сотрудника по его просьбе (заявлению) или по соглашению сторон трудового договора.

При этом в некоторых случаях установить сотруднику такой режим администрация обязана. Это нужно сделать по просьбе:

одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);

сотрудника, который ухаживает за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Такой порядок предусмотрен статьей 93 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, организация может вводить неполное рабочее время и по своей инициативе .

Режим неполного рабочего времени может быть предусмотрен в трудовом договоре либо установлен приказом руководителя. В последнем случае, если для сотрудника этот режим отличается от общего, действующего в организации, этот факт необходимо отразить в трудовом договоре ( ст. 57 ТК РФ ). Для этого заключите с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении режима рабочего времени ( ст. 72 ТК РФ ). Кроме того, может потребоваться внести изменения во внутренние документы организации (например, в приложение к коллективному договору), если в них установлен список сотрудников, для которых действует режим неполного рабочего времени.

Сотрудник, которому установлено неполное рабочее время, трудится меньше, чем остальные. Его работу оплачивают пропорционально установленному времени (или в зависимости от выработки). При этом продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска не сокращается, порядок исчисления трудового стажа не меняется, другие права сотрудника не ограничиваются. Такой порядок установлен статьей 93 Трудового кодекса РФ.

Пример расчета зарплаты сотруднику, которому установлено неполное рабочее время

В организации «Альфа» установлена пятидневная рабочая неделя.

Главный бухгалтер организации А.С. Глебова написала заявление с просьбой установить ей неполную рабочую неделю – с понедельника по четверг.

Для внесения изменений в трудовой договор было оформлено дополнительное соглашение . На основании подписанного соглашения руководитель организации издал приказ об установлении режима неполного рабочего времени с апреля 2010 года.

Ежемесячный оклад Глебовой при полной рабочей неделе – 21 000 руб.

Чтобы рассчитать зарплату Глебовой, бухгалтер организации, ответственный за расчет зарплаты, определил, что в апреле 2010 года – 22 рабочих дня. Помимо общеустановленных выходных, в этом месяце сотрудница не работала 5 дней (2, 9, 16, 23, 30 апреля).

Таким образом, фактически в апреле 2010 года Глебова отработала:
22 дн. – 5 дн. = 17 дн.

Зарплата, причитающаяся ей за апрель, составляет:
21 000 руб. : 22 дн. × 17 дн. = 16 227 руб.

Ситуация: Нужно ли установить сотруднику перерыв для отдыха и питания. Сотрудник работает в режиме неполного рабочего времени

Работа в режиме неполного рабочего времени не влечет для сотрудников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав ( ч. 3 ст. 93 ТК РФ ). Одним из таких прав является право сотрудника на перерыв для отдыха и питания.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность устанавливаются Правилами трудового распорядка или по соглашению между сотрудником и работодателем. Причем продолжительность такого перерыва (который в рабочее время не включается) должна составлять не более двух часов и не менее 30 минут. Об этом говорится в статье 108 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, работодатель обязан предоставить сотруднику перерыв для отдыха и питания вне зависимости от режима рабочего времени и продолжительности рабочего дня.

заместитель директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Особенности приема на работу педагогических работников

«Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 3

Согласно ст. 32 Закона об образовании образовательное учреждение вправе самостоятельно заниматься подбором и расстановкой кадров в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и его уставом. В то же время перечень лиц, которые не могут быть допущены к педагогической деятельности, определен Трудовым кодексом. В него Федеральным законом N 387-ФЗ внесены изменения, затронувшие и перечень документов, предъявляемых при заключении трудового договора. Ознакомимся с ними.

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1.
Федеральный закон от 23.12.2010 N 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и Трудовой кодекс Российской Федерации».

Прежде чем заключить трудовой договор с педагогическим работником при его приеме на работу, следует выяснить, не относится ли он к той категории лиц, которые не могут быть допущены к педагогической деятельности. В настоящее время перечень таких лиц расширен.

Лица, не допускаемые к педагогической деятельности

Специфика педагогической деятельности заключается в особой социальной значимости, высоком уровне ответственности, поэтому определены дополнительные условия (требования), которым должны отвечать лица, допускаемые к такой деятельности. Перечень данных условий приведен в ст. 331 ТК РФ, согласно которой к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз (определенный уровень и профиль образования), который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утвержденными Правительством РФ.

Однако помимо этого ст. 331 ТК РФ предусмотрены определенные ограничения в приеме на работу педагогических работников. Так, нельзя принимать на работу педагогических работников:

а) лишенных права заниматься ею в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

б) имеющих неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

в) признанных недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

г) имеющих заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. В настоящее время следует руководствоваться:

  • Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В нем в качестве общих медицинских психиатрических противопоказаний для работников учебно-воспитательных и дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов и интернатов при школах указаны хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в частности эпилепсия;
  • Инструкцией о проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулез и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулезом, утвержденной Минздравом СССР от 27.12.1973 N 1142″а»-73. Согласно этому документу к числу заболеваний, препятствующих занятию педагогической деятельностью, относятся также острые и хронические заразные заболевания, в том числе открытая форма туберкулеза.

Медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности выявляются в результате прохождения педагогическими работниками предварительных и периодических медицинских осмотров, что предусмотрено ст. 51 Закона об образовании и п. 22 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83.

При выявлении заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности, педагогические работники подлежат в соответствии со ст. 73 ТК РФ переводу с их письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную им по состоянию здоровья. Если педагогический работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу:

  • на срок до 4 месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, последний обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить педагогического работника от работы с сохранением места (должности);
  • на срок более 4 месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом N 387-ФЗ в Трудовой кодекс, с начала текущего года к педагогической деятельности не могут быть допущены также лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора педагогический работник, поступающий на работу, должен предъявить работодателю следующие документы:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, кроме случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

До внесения в эту статью изменений работодателю было трудно узнать, имеет ли педагогический работник, принимаемый на работу, неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Получалось, что работодатель, на которого возложена ответственность за несоблюдение законодательства о труде, в том числе за прием на работу лиц, судимых за тяжкие и особо тяжкие преступления, обязан был обращаться в МВД за получением соответствующей информации.

С введением Федеральным законом N 387-ФЗ в ст. 65 ТК РФ нового абзаца теперь при заключении трудового договора педагогический работник, кроме перечисленных выше документов, должен представлять также справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

К сведению. Справку о наличии (отсутствии) судимостей предоставляет Главный информационно-аналитический центр МВД и информационные центры МВД, ГУВД, УВД (п. 2 Инструкции о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости, утвержденной Приказом МВД России от 01.11.2001 N 965).

Оформление приема на работу педагогического работника

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

В автономном образовательном учреждении работает ведущий специалист по программному обеспечению на 1 ставку. В учреждении имеется вакансия — 0,5 ставки преподавателя. Ведущий специалист проходит курсы проф.переподготовки с правом ведения преподавательской деятельности. Можно ли перевести его на 0,5 ст преподавателем и производить доплату за совмещение профессии ведущего специалиста? Не будет ли это нарушением, так как диплом о переподготовке будет получен через месяц?

Ответ

Отвечает Наталья Силантьева, эксперт

Педагогической деятельностью могут заниматься лица, которые имеют соответствующий образовательный ценз и отвечают квалификационным требованиям из справочников или профстандартов. Поэтому если сотрудник не имеет образования, которое позволяло бы ему вести педагогическую деятельность, переводить его на должность преподавателя нельзя.

Если же сотрудник имеет образование (высшее, среднее специальное), которое соответствует должности преподавателя, его можно перевести на 0,5 ставки и оформить совмещение профессий (должностей) по должности ведущего специалиста.

Обоснование

1. Из рекомендации Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России

Как оформить прием на работу педагогического работника

Для педагогических работников действуют общие нормы трудового законодательства. Вместе с тем, трудовые отношения с ними имеют и свои особенности, которые установлены главой 52 Трудового кодекса РФ, Законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, а также другими нормативно-правовыми документами.

Право на педагогическую деятельность

Педагогической деятельностью могут заниматься лица, которые имеют соответствующий образовательный ценз и отвечают квалификационным требованиям из справочников или профстандартов (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Для педагогов вступил в силу профстандарт, который утвержден приказом Минтруда России от 18 октября 2013 № 544н.

При приеме на работу педработника проверьте его соответствие квалификационным характеристикам, а именно:

  • наличие у них определенного уровня профессионального образования;
  • требования к специализации по образованию, направлениям подготовки;
  • продолжительность стажа работы.

Уровень образования и квалификацию педработника определите по дипломам, аттестатам и другим документам о соответствующем уровне образования или квалификации. Главное, чтобы такой документ был государственного образца.

Классификацию высшего образования по ступеням (бакалавр, специалист, магистр) при определении образовательного ценза во внимание не принимайте.

2. Из рекомендации Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Как оформить совмещение профессий (должностей)

Понятие совмещения

Совмещение профессий (должностей) характеризуется следующим:

  • сотрудник должен быть согласен на совмещение;
  • срок, в течение которого сотрудник будет совмещать другую работу, устанавливается по соглашению сторон (например, до того как будет найден сотрудник на вакантную должность);
  • совмещать разные должности (профессии) сотрудник должен в одной и той же организации (иначе это будет уже внешнее совместительство);
  • выполнять и основную, и свою дополнительную работу сотрудник будет в пределах установленной продолжительности рабочего дня (как правило, восемь часов в день) (иначе это будет внутреннее совместительство).

Об этом сказано в статьях 151 и 60.2 Трудового кодекса РФ.

Варианты совмещений

Ситуация: как оформить выполнение работ (носящих продолжительный или разовый характер), которые не входят в трудовые обязанности сотрудника

Выполнение сотрудником работ, не входящих в его трудовые обязанности, можно оформить одним из трех способов:

  • как совмещение профессий (должностей) (ст. 60.2 ТК РФ);
  • как внутреннее совместительство (ст. 60.1 ТК РФ);
  • заключением гражданско-правового договора на оказание услуг (выполнение работ).

Выбор варианта зависит от характера дополнительной работы и от того, с какой регулярностью сотрудник должен ее выполнять. Если сотруднику придется заниматься новой для него работой в течение определенного времени, тогда лучше оформить внутреннее совместительство или совмещение профессий (должностей).

При внутреннем совместительстве сотрудник выполняет дополнительную работу в свободное от основной работы время (ст. 60.1 и ч. 1 ст. 282 ТК РФ). Для этого работодатель заключает с сотрудником отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ).

При совмещении профессий сотрудник занимается дополнительной работой в течение своего обычного рабочего дня. При этом дополнительная работа оплачивается и возможна только с письменного согласия сотрудника. Такие правила установлены в части 1 статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.

Если же работа разовая и не повторяется в течение некоторого времени, при этом работодателю важен результат, а не процесс, тогда лучше заключить гражданско-правовой договор. Подробнее об этом договоре см. Как заключить гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином.

Ограничение по должностям

Совмещать одноименные должности (профессии) сотрудник не может. Совмещение означает дополнительную работу по другой профессии или должности. Этим совмещение профессий (должностей) отличается от временного исполнения обязанностей отсутствующего сотрудника. При временном исполнении обязанностей сотрудник может исполнять обязанности как по одноименным, так и по разным должностям (профессиям). Это следует из положений части 2 статьи 60.2 Трудового кодекса РФ.

Прием и оформление на работу педагогических работников Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Фёклин Сергей Иванович

Вопросы приема и оформления на работу педагогических работников необходимо знать каждому руководителю образовательного учреждения. Работодатель и работник должны знать, какой перечень документов необходим при приеме на работу, какие дополнительные требования предъявляются к должности педагогических работников, что такое личное дело работника.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Фёклин Сергей Иванович,

Текст научной работы на тему «Прием и оформление на работу педагогических работников»

Вопросы приема и оформления на работу педагогических работников необходимо знать каждому’ руководителю образовательного учреждения. Работодатель и работник должны знать, какой перечень документов необходим при приеме на работу, какие дополнительные требования предъявляются к должности педагогических работников, что такое личное дело работника.

Фёклин Сергей Иванович,

заместитель директора Центра нормативного правового обеспечения образования и старший преподаватель кафедры развития образовательных систем ФГОУ АПКиППРО, старший преподаватель юридического факультета ГОУ ВПО МГПУ

ПРИЕМ И ОФОРМЛЕНИЕ НА РАБОТУ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Какие документы работодатель вправе требовать при приеме на работу, что такое личное дело работника и кто оплачивает расходы работника при прохождении медицинских осмотров? — На эти вопросы автор даст ответ в предлагаемой статье.

Л^татья 37 Конституции Российской Федерации за-ч^крепляет свободу труда: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Если человек решил заняться трудовой деятельностью, следует оформить взаимоотношения между ним и работодателем.

Прием на работу представляет собой комплекс процедур в рамках трудового законодательства по подбору и оформлению работника.

При поступлении на работу гражданин обязан в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) предоставить следующие документы:

1. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.

Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. Паспорт обязаны иметь все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ. В паспорт вносятся следующие сведения о личности гражданина: фамилия, имя, отчество, пол, дата рождения и место рождения, регистрация по месту жительства, об отношении к воинской обязанности, о регистрации и расторжении брака, о детях, о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ. По желанию гражданина в паспорте также производятся отметки: о его группе крови и резус-факторе, об идентификационном номере налогоплательщика. Паспорт гражданина России подлежит замене по достижении гражданином (за исключением военнослужа-

щих, проходящих службу по призыву) 20-летнего и 45-летнего возраста1.

Граждане иностранных государств, лица без гражданства или беженцы, находящиеся в России на законных основаниях, предъявляют документы, предусмотренные иммиграционным законодательством и законодательством РФ о беженцах и (или) международными договорами РФ. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность на территории России только при наличии разрешения на работу, а работодатель имеет право заключить с ним трудовой договор только при наличии у работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

2. Трудовую книжку.

Трудовая книжка — основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, который заводится на всех работников, проработавших более пяти дней в организации (статья 66 ТК РФ). Предъявление трудовой книжки не требуется, если трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу по совместительству. В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку (часть 5 статьи 65 ТК РФ).

1 Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».

3. Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (далее страховое свидетельство) — документ, подтверждающий регистрацию работника в системе Пенсионного фонда РФ. В страховом свидетельстве указываются фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, а также страховой персональный номер, присваиваемый Пенсионным фондом РФ лицевому счету работника.

Если лицо поступило на работу впервые, страховое свидетельство оформляет работодатель (часть 4 статьи 65 ТК РФ). Работодателю необходимо в течение двух недель с момента заключения трудового договора представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ анкету работника.

Территориальное отделение Пенсионного фонда РФ в течение трех недель:

• открывает лицевой счет на работника и оформляет пенсионное свидетельство;

• направляет работодателю запрос об уточнении полученных сведений;

• принимает решение об отказе в регистрации и сообщает об этом работодателю и работнику (например, при наличии открытого лицевого счета с идентичными анкетными данными).

В случае потери страхового свидетельства и при последующем трудоустройстве работник лично обращается в Пенсионный фонд РФ либо работодатель подает заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства (например, когда заинтересован в быстрейшем оформлении работника). После получения пенсионных свидетельств работодатель обязан выдать их работнику в недельный срок. Работник должен подтвердить передачу ему страхового свидетельства своей подписью. Страховое свидетельство хранится у работника1. Как правило, при приеме на работу работодатель спрашивает номер страхового свидетельства или отбирает его копию.

Из страховых пенсионных взносов формируются определенные виды пенсий, которые выплачиваются при наступлении одного из страховых случаев:

— достижения пенсионного возраста;

4. Документ об образовании, квалификации, наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Документами об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний являются диплом, аттестат, свидетельство, удостоверение или иной документ, подтверждающий образовательный уровень (об-

1 Федеральный закон РФ от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 31 июля 2006 года № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению».

разовательный ценз) и (или) профессиональную подготовку. Форма документов об образовании государственного образца установлена Министерством образования и науки РФ2.

Работники, принимаемые на работу по совместительству, могут предъявить надлежаще заверенные копии данных документов (статья 283 ТК РФ). Отсутствие документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом, является основанием для прекращения трудового договора в соответствии со статьей 84 ТК РФ. В этом случае работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся в организации работу с учетом состояния его здоровья. При ее отсутствии или при отказе работника от перевода трудовой договор с ним прекращается со ссылкой на п. 11 ст. 77 ТК РФ.

Если нарушение правил заключения трудового договора допущено не по вине работника (работодатель не потребовал предоставления документа об образовании), увольняемому работнику по п. 11 ст. 77 ТК РФ работодатель в силу части 3 статьи 84 ТК РФ обязан выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если нарушение правил заключения трудового договора, допущено по вине работника, работодатель не обязан предлагать ему другую работу, а выходное пособие работнику не выплачивается.

5. Документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.

Граждане, пребывающие в запасе, предъявляют военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а граждане, подлежащие призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу3. Данное требование распространяется только на граждан, являющихся военнообязанными. Понятие граждан, подлежащих призыву на военную службу, и граждан, пребывающих в запасе, содержит Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».

Прием на работу в образовательное учреждение без обязательных для предъявления документов не допускается. Работодателю запрещается требовать от лиц, поступающих на работу, предоставления иных документов помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и

2 Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2006 года № 340 «Об утверждении форм документов государственного образца о начальном профессиональном образовании и уровне квалификации»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2006 года № 297 «Об утверждении формы документов государственного образца об основном общем, среднем (полном) общем образовании и документов об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждений»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2006 года № 333 «Об утверждении форм документов государственного образца о среднем профессиональном образовании», др.

3 Постановление Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. №1541 «Об утверждении положения о воинском учете».

постановлениями Правительства РФ (справок о месте регистрации, о доходе с предыдущего места работы, характеристики, др.).

6. Медицинское заключение (медицинская книжка) об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья для работы в образовательном учреждении.

Педагогические работники при поступлении на работу должны представить медицинское заключение об отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья для работы в образовательном учреждении (статья 69 и часть 2 статьи 331 ТК РФ). В соответствии со статьей 213 ТК РФ Правительство РФ1 поручило Министерству здравоохранения и социального развития РФ утвердить перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров(обследований)работников.

Требование прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) содержится в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 августа 2004 г. №83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)».

В соответствии с данным приказом работники образовательных организаций всех типов и видов, детских и подростковых сезонных оздоровительных организаций, дошкольных образовательных организаций, домов ребенка, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), образовательных организаций интернатного типа, оздоровительных образовательных организаций, в том числе санаторного типа, детских санаториев, круглогодичных лагерей должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры.

Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем один раз в два года. Периодические медицинские осмотры (обследования) работников могут проводиться досрочно в соответствии с медицинским заключением или по заключению территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с обязательным обоснованием в направлении причины досрочного (внеочередного) осмотра(обследования).

1 Постановление Правительства РФ от 27 октября 2003 г. № 646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)».

Наличие хронических и затяжных психических расстройств с тяжелым, стойким или часто обостряющимся болезненным проявлением исключает прием лиц на работу в образовательные учреждения. Законодательством установлена обязанность работников детских учреждений проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (пункт 3 статьи 51 Закона РФ «Об образовании»).

Прием работника оформляется приказом (распоряжением)2 работодателя, который объявляется ему лично под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) должно соответствовать условиям подписанного трудового договора. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию приказа (распоряжения) о приеме на работу (статья 68 ТК РФ).

На практике распространены случаи, когда при приеме на работу от работника просят собственноручно написать «заявление о приеме на работу», которое впоследствии упоминается в приказе (распоряжении) о приеме на работу в качестве основания его издания. Такое заявление не предусмотрено ни ТК РФ, ни какими-либо иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Заявление не может являться основанием для приема на работу, а трудовые отношения возникают не с момента визирования заявления руководителем организации, а после подписания трудового договора. Приказ (распоряжение) о приеме на работу издается не на основании заявления, а в соответствии с письменным трудовым договором, заключенным между работником и работодателем.

После приема на работу на работника заводится личное дело. В соответствии со статьей 85 ТК РФ работодатель собирает, обрабатывает, хранит персональные данные о конкретном работнике, необходимые в связи с оформлением с ним трудовых отношений. Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливает работодатель, если он не регламентирован законодательством (статья 87 ТК РФ).

Заводить, оформлять и временно хранить в течение 75 лет документы по личному составу (в том чис-

2 Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 5 января 2004 г. № 1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты: Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу, Личная карточка работника, Штатное расписание, Учетная карточка научного, научно-педагогического работника, Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу, Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику, График отпусков, Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку, Командировочное удостоверение, Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении, Приказ (распоряжение) о поощрении работника, Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда, Расчетно-платежная ведомость, Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы, др.

ле, личные дела), отражающие трудовые отношения работника с работодателем, необходимо в соответствии с Федеральным законом РФ от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и пунктом «б» статьи 337 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения1.

Личное дело заводится после издания приказа (распоряжения) о приеме на работу и включает в себя:

• приказ о приеме на работу

• заявление о приеме на работу (не обязательный документ)

• личный листок по учету кадров (не обязательный документ)

• копию документа об образовании

• договор о материальной ответственности (для материально ответственных работников)

• копию паспорта, военного билета (для военнообязанных), страхового свидетельства государственного пенсионного страхования,свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, документа о повышении квалификации и профессиональной переподготовки

• материалы по результатам аттестации

• выписки из приказов о назначении, перемещении, поощрении и увольнении,

• иные документы о трудовой деятельности в период работы в образовательном учреждении.

В силу пунктов 4 и 5 части 1 статьи 86 ТК РФ работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о политических, религиозных и иных убеждениях работника, его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности. В соответствии со статьей 88 ТК РФ работодатель должен соблюдать следующие требования:

• не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника;

• не сообщать персональные данные работника в коммерческих целях без его письменного согласия;

• разрешать доступ к персональным данным работников только специально уполномоченным лицам;

• не запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции.

Все документы в личном деле подшивают в хронологическом порядке по мере поступления, хранятся в учебном заведении (личное дело руководителя образовательного учреждения должно находиться у учредителя). После увольнения работника его личное дело остается на временное хранение в организации. При ликвидации государственных и муниципальных организаций документы по личному составу, личное дело,

1 Перечень утвержден руководителем Федеральной архивной службы 6 октября 2000 года.

сроки временного хранения которых (75 лет) не истекли, в упорядоченном состоянии поступают на хранение в государственный или муниципальный архив (часть 8 статьи 23 Федерального закона «Об архивном деле в российской Федерации»).

О приеме педагога в образовательное учреждение делается запись в Книге учета личного состава педагогических работников, которая ведется образовательном учреждении. В книге учета личного состава педагогических работников периодически отмечаются результаты аттестации педагогических работников с указанием даты и номера решения аттестационной комиссии2.

Включение в трудовой договор обязанностей и прав работника, указание объема работы не избавляет сотрудников кадровой службы от написания должностных инструкций, которые ТК РФ в качестве обязательного локального акта не предусмотрены. Необходимость составления и оформления должностной инструкции с обязательной выдачей заверенной копии на руки (под роспись) работнику диктует практика кадровой работы, процесс управления организацией и понятие исполнительской дисциплины.

Должностные обязанности и права работника необходимо в полном объеме зафиксировать и конкретизировать, в противном случае затруднительно определить границы должного поведения, что может привести к необоснованным дисциплинарным взысканиям. Недопустимо в должностной инструкции указывать общие формулировки, которые ни к чему не обязывают (например, работник обязуется работать честно и добросовестно, а работодатель обязуется оплачивать своевременно и в полном объеме).

Итак, порядок приема и оформления на работу педагогического работника включает в себя следующие этапы:

• собеседование с претендентом на вакантную должность;

• прием и проверка документов, предусмотренных статьей 65 ТК РФ (паспорт, трудовая книжка, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документы воинского учета, документы об образовании, медицинское заключение);

• подготовка, согласование и подписание письменного трудового договора;

• издание приказа (распоряжения) о приеме на работу;

• ознакомление работника лично под роспись с приказом (распоряжением) о приеме на работу;

• ознакомление работника с должностной инструкцией, иными локальными актами организации, затрагивающими его трудовые права, гарантии, обязанности и ответственность;

• фактическое допущение к исполнению трудовых функций;

• оформление трудовой книжки и иных документов в случае их отсутствия (при наличии трудо-

2 Пункт 10 Приказа Министерства просвещения СССР от 27 декабря 1974 года № 167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации».

вой книжки на основании приказа (распоряжения) в недельный срок в нее вносится запись о приеме на работу);

• оформление личного дела;

• внесение записи в Книгу учета личного состава работников.

Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц — от 500 до 1000 рублей; на юридических лиц — от 5000 до 10000 рублей (статья 13.11 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении).

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации наказываются штрафом в размере до 200000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 4 месяцев (статья 137 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Автор излагает историю развития юридического образования в Российской империи (1825- 840 гг.), анализирует и систематизирует данные.

Дудырев Федор Феликсович,

кандидат исторических наук Заместитель руководителя Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФИРО г. Москва [email protected]

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1825-1840 гг.)

развитие Российского государства в XVIII — нача- ле XIX вв. сопровождалось заметной законотворческой активностью. Законотворческая деятельность российских императоров привела к накоплению огромного законодательного материала, исчислявшегося десятками тысяч актов. Все эти акты, изданные в разные эпохи, считались юридически действующими. Многочисленные, год от года численно нараставшие законы и указы были рассеяны в рукописных архивных сборниках или сотнях книг, которые издавались бессистемно, часто с грубыми ошибками, были лишены полноты и достоверности. Этот беспорядочный законодательный материал оставался недоступным для абсолютного большинства судебных учреждений.

Необходимость упорядочения законодательства хорошо осознавалась российскими монархами. Требование в сжатые сроки собрать все действующее законодательство, упорядочить его, привести в определенную систему, сделать удобным для пользования было впервые сформулировано Петром I и оста-

валось актуальным на протяжении всего следующего столетия. Для решения этой задачи создавались особые кодификационные комиссии. Несмотря на щедрое финансирование и широкие полномочия, которыми наделялись комиссии, их эффективность была невысока: ни одна их десяти комиссий, созданных на протяжении XVIII — первой четверти XIX вв., так и не смогла разработать и представить проект систематизации российского законодательства.

Серьезным препятствием в деятельности кодификационных комиссий была нехватка образованных юристов, сведущих в российском законодательстве. К этому времени юридические факультеты действовали в составе Московского, Санкт — Петербургского, Виленского, Дерптского и Харьковского университетов; кроме того, отделения «наук нравственных и политических» открылись в Демидовском, Царкосельском и Ришельевском лицеях. Российское право было обязательной частью учебных планов, однако преподавалось не на должном уровне; по свидетельству А. Ор-

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит