Оформляется ли дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий, дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий

Содержание
  1. Оформляется ли дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий
  2. Являясь ветераном боевых действий имею ли я право на дополнительный оплачиваемый отпуск 15 суток?
  3. Дополнительный оплачиваемый отпуск участнику боевых действий
  4. Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий
  5. Законодательство о ветеранах
  6. Положен ли и как оплачивается дополнительный отпуск ветеранам. Сколько дней составляет продолжительность такого отпуска
  7. Прочие отпускные льготы ветеранам, помимо оплачиваемого ветеранского отпуска 15 суток
  8. Ветераны боевых действий: право на дополнительный отпуск
  9. Кого относят к ветеранам?
  10. Как подтвердить статус?
  11. Кому положен дополнительный отпускной период?
  12. Длительность отпускных периодов
  13. Порядок оформления
  14. Оформление документов
  15. Выплаты

Оформляется ли дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий

В этой небольшой статье расскажу про дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий.

Из статьи вы узнаете, положен ли ветеранам боевых действий дополнительный отпуск.

Нередки случаи, когда в кадровую службу предприятия приходит работник, предоставляет удостоверение ветерана боевых действий и, при этом, просит предоставить ему дополнительный оплачиваемый отпуск 15 календарных дней на том основании, что он является ветераном боевых действий.

Законно ли указанное требование работника? Итак, давайте разбираться.

В соответствии со ст. 116 Трудового Кодекса РФ

ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее – воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 2 указанного Федерального закона

прохождение военной службы осуществляется гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту), граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

На основании п.п. 1,2 ст. 2 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту), сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

На основании п. 1 ст. 3 ФЗ «О статусе военнослужащих»

для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Из указанного следует, что Федеральный закон от 27.05.1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определяет обязанности военнослужащего по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации как неотъемлемую часть его правового статуса.

При этом, социальные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим именно в связи с особым характером возложенных на них обязанностей.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О ветеранах»

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;

6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам;

7) лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

В соответствии с п.5.1 статьи 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О статусе военнослужащих»

военнослужащим — ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ), предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток.

Анализируя указанное положение ФЗ «О статусе военнослужащих» во взаимосвязи с положениями ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», приходим к выводу, что право на дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий может возникнуть исключительно у военнослужащего , имеющего статус ветерана боевых действий.

Так, к примеру, ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», не предусматривает военной службы в коммерческой структуре.

Действующее законодательство РФ также не содержит каких – либо иных положений, в соответствии с которыми устанавливается прохождение военной службы в коммерческой структуре.

В связи с указанным, работник, имеющий статус ветерана боевых действий, в рассматриваемом случае не является военнослужащим и, поэтому, не имеет права на дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий.

То есть, предоставление дополнительного отпуска ветеранам боевых действий, предусмотренного п. 5.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в рассматриваемом случае будет необоснованным и неправомерным.

Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что в качестве получателей гарантии реализации права на оплачиваемый дополнительный отпуск ветеранам боевых действий в Федеральном Законе «О статусе военнослужащих» указаны только военнослужащие .

Расширительное толкование п. 5.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» недопустимо.

Поскольку в п. 5.1 ст. 11 ФЗ «О статусе военнослужащих» речь идет именно о военнослужащих — ветеранах боевых действий, нельзя самовольно распространять действие данной нормы на лиц, уволенных с военной службы (поскольку в силу п. 2 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане утрачивают статус военнослужащего с окончанием военной службы),

Помимо этого, норма, предоставляющая военнослужащим право на дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий, указана непосредственно в статье 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которая, исходя из своего названия, регулирует служебное время и право на отдых именно военнослужащих.

Таким образом, по смыслу данной статьи закона её положения не могут распространяться на рабочее время работников-невоеннослужащих в рамках трудовых отношений.

Поэтому норма п. 5.1 ст. 11 ФЗ «О статусе военнослужащих» неприменима к лицам, уволенным с военной службы, и как следствие, обязанность работодателя предоставлять работникам — ветеранам боевых действий дополнительный отпуск законом не установлена.

Данная позиция находит свое подтверждение и в судебной практике (см. напр. решение Октябрьского районного суда г. Томска от 12 ноября 2010 г. по делу N 2-2087/2010, а также решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 02 ноября 2011 г. по делу N 2-1291/11)

При этом, следует учитывать, что пп. 11 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», устанавливающий меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, содержит лишь право ветеранов на использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году .

Положений, устанавливающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» не содержит.

Учитывая изложенное, следует прийти к выводу, что требование работника, не являющегося военнослужащим, о предоставлении ему дополнительного оплачиваемого отпуска, как ветерану боевых действий, не основано на действующем законодательстве, в силу чего не подлежит удовлетворению работодателем.

На этом, позвольте данную статью завершить.

Надеюсь, вы получили исчерпывающий ответ на свои вопросы и теперь знаете, положен ли ветеранам боевых действий дополнительный отпуск.

Внимание: я не даю консультаций по телефону по вопросам, изложенным в статье. В статье изложено моё видение ситуации. Пользуйтесь! Если же у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях к статье. Спасибо!

Вопросы и комментарии (28)

Как я понял из статьи,дополнительный оплачиваемый отпуск,положен только военнослужащим,имеющим статус ветерана боевых действий. И если,я ветеран боевых действий,не военнослужащий,то я имею право только на неоплачиваемый отпуск?

Да, всё верно. Неоплачиваемый отпуск до 35 календарных дней в году.

Здравствуйте Евгений. Спасибо Вам большое за эту статью. Я получил всю необходимую информацию по своему вопросу. Я работаю в ГКУ АМПП г. Москвы, в 2011г стал ветераном БД в СКФО и мне так же отказали в оплачиваемом 15-ти дневном отпуски и, как вы указали в своей статье предложили взять до 35 дней без содержания, но почему тогда некоторые юристы уверяют, что бывшие сотрудники полиции, ветераны боевых действий могут получить оплачиваемый 15-ти дневный отпуск. Так всё же можно отсудить эти дни или эти фейковые юристы, которые хотят нажиться на обмане. Спасибо…

Добрый день! Таким образом, военнослужащий увольняясь с военной службы, утрачивает статус ветерана и положенные льготы. (выплата пособия, льгота в оплате ЖКХ)? Или стандарты двойные : отпуск утратит , а что-то нет. И ещё, а ветераны Великой Отечественной не будучи военными, так же потеряли статус ветеранов?Локальные войны, что, не такие страшные, и раненым было не так больно??

Евгений, Вы подменяете понятия. Военнослужащий увольняясь с военной службы утрачивает статус именно военнослужащего. Правовой статус военнослужащих, ветеранов боевых действий, и ветеранов боевых действий-военнослужащих в настоящее время детально регламентировано в законодательных актах, ссылки на которые приведены в статье.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Законом, устанавливаются:
— военнослужащим и членам их семей;
— гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников СНГ, и членам их семей;
— гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, и членам их семей.
Согласно п. 5.1 ст. 11 Закона N 76-ФЗ военнослужащим — ветеранам боевых действий, указанным в ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток. Следовательно Вы имеете право на дополнительный отпуск В заявление ссылайтесь и на закон о статусе военнослужащих и на закон о ветеранах.

Ольга, право на дополнительный оплачиваемый отпуск 15 суток есть только у ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ВЕТЕРАНАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ (а не у граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных силах РФ, и не у простых военнослужащих как вы неверно указываете, ссылаясь на п.5 ст.2 ФЗ «О статусе военнослужащих». Пункт 5.1. ст.11 является специальной нормой по отношению к норме, установленной п.5 ст.2 вышеназванного закона (общей норме). В моей статье рассматривается исключительно вопрос о том, положен ли дополнительный оплачиваемый отпуск ВЕТЕРАНАМ боевых действий, и если да, то при каких условиях. Условие одно — Ветеран боевых действий должен являться военнослужащим.

Добрый день, Евгений! Скажите пожалуйста, а сотрудник полиции (ветеран боевых действий), действующий, попадает под статус военнослужащих? Может воспользоваться дополнительным, оплачиваемым отпуском?

Кирилл, сотрудник полиции НЕ является военнослужащим. См. ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих». Право на дополнительный оплачиваемый отпуск сотруднику полиции предусмотрено в ст. 58 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — и для этого не обязательно сотруднику полиции быть ветераном боевых действий. Что касается сотрудника полиции — ветерана боевых действий, то на него распространяется пп.11 п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», о котором упомянуто в моей статье. То есть, оплачиваемый дополнительный отпуск не предусмотрен.

Спасибо большое) Значит только 35 суток без содержания, я так понимаю…

Являясь ветераном боевых действий имею ли я право на дополнительный оплачиваемый отпуск 15 суток?

Федеральным законом № 105-ФЗ от 26.07.2001 года в статью 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» был внесен пункт 5.1, в соответствии с которым военнослужащим — ветеранам боевых действий предоставлено право на получение дополнительного отпуска в размере 15 суток.

Федеральным законом № 203 от 4.12.2006 года в ст. 11 п. 5.1 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» внесены изменения, и текст закона читается так: «военнослужащим — ветеранам боевых действий, указанным в законе «О ветеранах», предоставляется дополнительный отпуск в размере 15 суток (в соответствии с законом РФ «О ветеранах» в редакции закона № 40).

Данное изменение означает, что военнослужащие, являющиеся ветеранами боевых действий и участвовавшие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона, права на дополнительный отпуск продолжительностью 15 суток не имеют.

Вместе с тем, Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ в Федеральный закон О ветеранах внесены изменения, в соответствии с которыми в статье 3 подпункт 1 пункта 1 изложен в следующей редакции:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;.

В связи с изложенным, в настоящее время подлежит применению действующая редакция Федерального закона О ветеранах, в соответствии с которой военнослужащие-ветераны боевых действий на территории Северо-Кавказского региона включены в список лиц, на которых распространяются льготы, предусмотренные ФЗ О ветеранах. В следствие чего, они имеют право на дополнительный отпуск продолжительностью 15 суток.

Информация предоставлена Интернет-порталом ГАС «Правосудие»

Как правильно сформулировать заявление на отпуск и на какой правовой акт сослаться?

В отделе кадров утверждают, что онований для отпуска нет.

Дополнительный оплачиваемый отпуск участнику боевых действий

Здравствуйте! Я нахожусь на Государственной гражданской службе, являюсь Ветераном боевых действий.Вопрос: имею ли я право на дополнительный оплачиваемый отпуск.

С уважением Сергей Олегович.

Ответы юристов ( 2 )

После увольнения из армии бывшие военные нередко
приходят на работу в коммерческие организации. Среди них есть и ветераны боевых
действий, имеющие льготы. Одна из таких льгот — это право на дополнительный
оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 суток. «1» Вопрос: обязан ли
работодатель предоставлять такому работнику дополнительный отпуск? Если да — то
в каком порядке, если работник трудится не с начала года?
Дополнительный
оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 суток для ветеранов боевых действий
положен только тем, кто проходит военную службу по контракту или по призыву
«1» А после увольнения со службы ветераны боевых действий уже не имеют права на
такой дополнительный отпуск. Ведь ни ТК
РФ, ни другими федеральными законами для данной категории работников дополнительный
оплачиваемый отпуск не предусмотрен. С этим согласны в Роструде. Из авторитетных источников Шкловец Иван Иванович, заместитель руководителя
Федеральной службы по труду и занятости
«Дополнительный оплачиваемый отпуск
продолжительностью 15 суток предоставляется ветеранам боевых действий только в
период военной службы. «1»
Вместе с тем у таких работников при наличии удостоверения
ветерана боевых действий «2» все же есть льготы, связанные с отпуском. Такие работники вправе взять ежегодный оплачиваемый
отпуск в удобное для них время. А те из них, у кого на правой внутренней стороне
удостоверения
после слов „Предъявитель настоящего удостоверения имеет права и льготы,
установленные пунктом“ указаны цифры „1“ или „2“,
имеют еще и право на отпуск без сохранения заработной платы сроком до 35
календарных дней в календарном году.

Дополнительный отпуск ветеранам боевых действий

Законодательство о ветеранах

В отечественном законодательстве слово «ветеран» используется в нескольких значениях, поэтому, говоря о ветеранах боевых действий, необходимо максимально точно очертить круг граждан, подпадающих под данное определение.

Базовым законом, который дает определение этому термину, является закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ. Ст. 1 данного закона относит к ветеранам граждан, имеющих заслуги по защите СССР и РФ и добросовестно исполнявших свой гражданский или воинский долг как на территории нашей страны (РФ и СССР), так и на территории других государств.

При этом в тексте указанного закона ветераны, имеющие воинские или иные заслуги, разделены на 3 группы:

  • участники ВОВ;
  • участники боевых действий на территории РФ, СССР или других государств;
  • инвалиды войны.

Участники ВОВ

Перечень граждан, подпадающих под определение «участники ВОВ», приведен в ст. 2 обозначенного закона. При этом среди перечисленных граждан указаны не только собственно военнослужащие, но и мирные граждане, имеющие заслуги за защиту Отечества.

К таковым закон, в частности, относит:

  • жителей блокадного Ленинграда, имеющих специальный нагрудный знак;
  • проработавших в тылу в период ВОВ не менее 6 месяцев либо награжденные орденом (медалью) за труд в годы войны;
  • участвовавших в строительстве объектов (дорог, аэродромов, оборонительных укреплений, морских баз) в тылу действующих фронтов.

Также к числу участников ВОВ п. 8 ст. 154 закона «О внесении…» от 22.08.2004 № 122-ФЗ отнесены лица, бывшие в возрасте до 18 лет узниками гетто и концлагерей (в период ВОВ), проживающие на территории РФ.

Ветераны боевых действий

Перечень граждан, подпадающих под данное определение, закреплен в ст. 3 закона «О ветеранах». В данную категорию также попадают военнослужащие и гражданские лица, воевавшие/работавшие на территориях, где проводились боевые действия в периоды, обозначенные в приложении III к обозначенному закону.

Инвалиды войны

Еще одна категория граждан, имеющая ряд специальных, в том числе отпускных льгот, — это инвалиды войны, перечень которых приведен в ст. 4 закона «О ветеранах». К ним относятся собственно военнослужащие (граждане, обслуживавшие воинские части, и работавшие в районах боевых действий), участвовавшие в ВОВ, а также иных боевых действиях по защите РФ и СССР, ставшие инвалидами в результате ранений и заболеваний, полученных на военной службе в действующей армии.

Помимо граждан, перечисленных в ст. 4 закона «О ветеранах» п. 8 ст. 154 закона «О внесении…» от 22.08.2004 № 122-ФЗ к инвалидам войны отнесены лица, бывшие в возрасте до 18 лет узниками гетто и концлагерей, имеющие инвалидность ввиду трудового увечья, заболевания или по иным уважительным причинам. При этом обязательным условием для признания таких граждан инвалидами войны является необходимость их проживания в РФ.

Положен ли и как оплачивается дополнительный отпуск ветеранам. Сколько дней составляет продолжительность такого отпуска

Всем категориям ветеранов, перечисленных ст. 2–4 закона «О ветеранах», полагается целый ряд отпускных льгот. При этом наиболее существенная из них (дополнительный отпуск, оплачиваемый работодателем) ТК РФ не предусмотрена, на возможность ее предоставления указывает лишь п. 5.1 ст. 11 закона «О статусе военнослужащих» от 25.07.1998 № 76-ФЗ. Обозначенная норма определяет, что дополнительный отпуск с оплатой из средств бюджета предоставляется лишь ветеранам боевых действий, которые проходят службу в рядах ВС РФ.

Таким образом, на дополнительный отпуск продолжительностью 15 суток могут рассчитывать только ветераны, служащие в настоящий момент в армии. На других граждан данное правило не распространяется.

Что касается оплаты указанного периода, то в отношении нее применяются общие правила, касающиеся выплат отпускных военнослужащим исходя из выслуги лет, должности и звания.

Необходимо также добавить, что ст. 116 ТК РФ наделяет руководство любой организации, где работают ветераны, правом самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска своим сотрудникам, в том числе и ветеранам. Соответственно, порядок предоставления оплаты отпусков в таком случае должен регулироваться внутренними документами организации.

Прочие отпускные льготы ветеранам, помимо оплачиваемого ветеранского отпуска 15 суток

Основной нормой, регулирующей отпускные льготы для ветеранов, является ст. 128 ТК РФ, которая позволяет таким работникам при необходимости оформить отпуск за свой счет в любое удобное для них время. Важно отметить, что руководство организации обязано предоставить такой отпуск в пределах, определенных ст. 128 ТК РФ, по заявлению ветерана.

Привилегии для инвалидов войны

Наибольшими отпускными льготами обладают инвалиды войны. Согласно ст. 128 ТК РФ, им полагается отпуск без оплаты продолжительностью до 60 дней, который может быть предоставлен как единовременно, так и по частям. Данная норма распространяется на всех инвалидов независимо от группы. Кроме того, подп. 17 п. 1 ст. 14 закона «О ветеранах» позволяет инвалидам войны всех групп пользоваться ежегодным оплачиваемым отпуском в удобное для них время.

Следует отметить, что в общем порядке, т. е. согласно ст. 123 ТК РФ отпуск оформляется на основе графика, который составляет руководство организации. При этом дни ежегодного отдыха могут приходиться на любой период года. Соответственно, на инвалидов войны такой график не распространяется, а отпуск должен быть предоставлен по их заявлению. Причем в тот период, который наиболее удобен для инвалида. Кроме того, инвалиды войны в случае потребности в более продолжительном отдыхе вправе присоединять к оплачиваемому отпуску и время отдыха за свой счет в пределах обозначенных 60 дней, которые также должны быть оформлены по заявлению в удобное для них время.

Согласно положениям ст. 115 ТК РФ, минимальный отпуск с содержанием составляет 28 дней. Таким образом, инвалид войны вправе претендовать на отпуск в количестве минимум 88 дней, из которых не менее 28 будут оплачены.

В том случае, если и этих 88 дней не хватает для лечения и следования на курорт (в санаторий), инвалиды войны групп I и II вправе на недостающие дни оформить больничный лист, который должен быть оплачен за счет средств соцстраха.

Привилегии для участников ВОВ

Работающие участники ВОВ (за исключение тружеников тыла) имеют право на отпуск в любое время года без учета графика, имеющегося на предприятии. Для непосредственных участников боевых действий в годы ВОВ такое правило установлено подп. 15 п. 1 ст. 15 закона «О ветеранах». В отношении мирных граждан, которые признаны участниками ВОВ, данное правило закреплено подп. 9 п. 1 ст. 18 обозначенного закона (для блокадников), а также подп. 10 п. 1 ст. 19 (для работавших на строительстве укреплений в тылу действующих фронтов, операционных районах действующих флотов). На тружеников тыла действие данной нормы не распространяется, поскольку льготы для них, согласно ст. 20 закона «О ветеранах», должны быть установлены региональным законодательством.

В то же время уже упомянутая нами ст. 128 ТК РФ наделяет правом использовать отпуск до 35 дней без оплаты в любое необходимое время года всех работающих участников ВОВ, в том числе тружеников тыла. Для оформления такого отпуска необходимо лишь заявление, причем согласования его сроков с руководством организации указанная норма не требует.

Привилегии для ветеранов боевых действий

Аналогичные привилегии имеют и ветераны боевых действий. Для них данная льгота (оплачиваемый отпуск в удобное время и отпуск без оплаты продолжительностью до 35 дней) закреплена подп. 11 п. 1 ст. 16 закона «О ветеранах». Однако такой льготой наделены только ветераны, непосредственно являвшиеся военнослужащими. На гражданских лиц, занятых в обслуживании действий воинских подразделений во время вооруженных конфликтов, данная норма не распространяется.

Подводя итог, отметим, что на дополнительный отпуск с оплатой могут рассчитывать только действующие военнослужащие ВС РФ, имеющие статус ветерана. Что же касается прочих ветеранов ВОВ и вооруженных конфликтов, то им такой отпуск не положен, но зато имеется целый ряд других отпускных льгот (все они рассмотрены в статье).

Еще больше материалов по теме в рубрике: «Отпуск».

Ветераны боевых действий: право на дополнительный отпуск

Военнослужащие, участвовавшие в военных конфликтах, относятся к отдельной социальной группе граждан, которой по закону положено начисление дополнительного отпуска. На основании отдельного Федерального закона, принятого в 1995 году, военным, участвовавшим в боевых действиях, предоставляется ряд льгот. В них входит получение дополнительных компенсаций, внеочередное получение жилья и отпускного периода.

Статус служащих определяется согласно Федеральному закону под номером 76.

В 2016 году в пункт номер 5.1 указанного закона были внесены некоторые правки (редакция от 15 февраля 2016). В настоящее время пункт ссылается на положения «Закона о ветеранах», вступившего в действие в 1995 году.

И позволяет бывшим участникам военных конфликтов, продолжающим службу, оформлять до пятнадцати дней оплачиваемого дополнительного отпускного периода в каждом календарном году.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Кого относят к ветеранам?

В 80-е годы прошлого века Россия являлась участницей нескольких военных конфликтов. Например, наши солдаты участвовали в боевых действиях на территориях Афганистана, Югославии, Чечни.

Льготы с 2016 года распространяются на следующие категории военнослужащих (данные правила актуальны и для 2017 года):

  • на лиц, участвовавших в доставке грузов;
  • на лиц, занимавшихся обслуживанием частей (например, к этой категории относятся повара);
  • на лиц, занимавшихся пилотированием военных самолётов над враждебными территориями;
  • на лиц, занимавшихся разминированием;
  • на лиц, являвшихся непосредственными участниками военных операций и выполнявших различные боевые задания.

Льготы в виде дополнительных выплат и компенсаций предоставляются всем перечисленным категориям на основании особых условий службы, которую они проходили.

Как подтвердить статус?

Чтобы бывший или продолжающий служить военный мог претендовать на особый статус, он должен получить специальный документ, подтверждающий факт участия в вооружённом конфликте. Это удостоверение выдаётся государственными органами, а для его получения необходимо представить:

  • заявление, составленное по унифицированной форме;
  • документы, дающие право на получение удостоверения (к ним относят справки, подтверждающие ранения, военный билет, полученные награды и личное дело);
  • фотографию, которую используют для удостоверения;
  • гражданский паспорт (его ксерокопию).

К предъявляемым в государственном учреждении медалям и орденам необходимо приложить специальную документацию, выдающуюся вместе с каждым знаком отличия.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Готовое удостоверение подтверждает особый статус гражданина и позволяет ему претендовать на пенсионные выплаты, дополнительные отпуска, льготы и другие социальные гарантии.

Удостоверение заверяется печатями государственного образца. Если у гражданина открылись какие-либо новые обстоятельства, он может повторно обратиться в местные государственные органы с целью переоформления документа. Документ выдаётся под подпись, а сведения о нём вносятся в специальный журнал, предназначенный для регистрации удостоверений.

Выданное удостоверение даёт исчерпывающую информацию о его владельце, которой может воспользоваться работодатель. Формат документа подразумевает внесение следующих данных:

  • регистрационного номера и серии;
  • полного наименования государственного органа, выдавшего этот документ;
    фамилии, имени и отчества, даты рождения и фотографии ветерана;
  • подписи выдающего лица и ветерана;
  • регистрационной даты;
  • перечня доступных гарантий и льгот.

Кому положен дополнительный отпускной период?

Согласно законодательным нормам дополнительные оплачиваемые отпускные периоды оформляются только лицам, продолжающим служить по призыву или согласно заключённому контракту. После увольнения и трудоустройства, например, в коммерческую организацию, эта льгота утрачивается, так как в Трудовом кодексе и федеральном законодательстве такой отпускной период для этой категории работников не предусмотрен.

Вместе с тем у ветеранов сохраняются некоторые льготы касающиеся предоставления ежегодного отдыха. Ветераны, имеющие соответствующее удостоверение, вправе:

  • оформить ежегодный (основной) отпускной период в удобное для них время, подав заявление непосредственному начальнику;
  • получить дополнительный отпуск без оплаты (льгота действует для тех лиц, у кого на правой внутренней стороне документа проставлена цифровая метка — вписана цифра 1 или 2).

Длительность отпускных периодов

Продолжительность предоставляемого отпуска зависит от его вида. На гражданской работе бывший участник вооружённого конфликта ежегодно получает 28 дней оплачиваемого отдыха.

Этот период может отличаться в зависимости от других факторов, например, от занимаемой должности или имеющейся профессии. Пример более продолжительного отпуска мы наблюдаем у граждан, занятых преподавательской деятельностью (до 56 дней) или у лиц, работающих на Севере.

Если идёт речь о предоставлении дополнительного оплачиваемого отдыха для лиц, продолжающих службу, он может присоединяться к основному отпускному периоду либо использоваться отдельно. Его продолжительность равна 15 дням.

Что касается дополнительного неоплачиваемого отпускного периода, он равен 30 дням. На него могут претендовать, в том числе, лица, занимающиеся гражданской трудовой деятельностью.

Порядок оформления

Порядок предоставления дополнительных отпускных периодов для ветеранов военных конфликтов регулируется согласно нескольким законодательным документам:

  • статус лица и длительность оплачиваемого отпускного периода определяется согласно ФЗ под номером 76, отредактированному в феврале 2016 года;
  • другие льготы предоставляются согласно ФЗ под номером 5 от января 1995 года;
  • ежегодные оплачиваемые отпускные периоды оформляются согласно 116-й статье ТК;
  • делить оплачиваемый отдых на части можно согласно 125-й статье ТК;
  • неоплачиваемый дополнительный период отдыха оформляется на основании 128-й статьи ТК.

Следует отметить, что к участникам военного конфликта законодательство относит также гражданских лиц, осуществлявших трудовую деятельность на территории конфликта и проработавшие там весь установленный для них срок.

Оформление документов

Чтобы получить неоплачиваемый отпускной период сроком на 30 дней, ветерану необходимо составить и подать руководству организации или предприятия отдельное заявление. Лица, продолжающие службу, подают рапорт.

В заявлении должны содержаться следующие пункты (унифицированного бланка законодательством не предусмотрено!):

  • обращение к руководителю с указанием его фамилии, имени, отчества и занимаемой должности;
  • указание ФИО сотрудника, составившего этот документ, и его должности;
  • краткую просьбу предоставить дополнительное время на отдых с отсылкой на законодательство («Прошу предоставить мне дополнительный отпускной период без оплаты на основании 16-й статьи ФЗ под номером 5 сроком на тридцать пять дней с 1 июля 2016 года».);
  • дату составления документа, подпись сотрудника и её расшифровку прописью.

К заявлению прилагается ветеранское удостоверение и документальное подтверждение уважительности причины, если таковое имеется (необязательно!).

Если подаётся рапорт в военной части, в нём дополнительно указывается, кто именно будет замещать ветерана на момент его отсутствия. Здесь же пишется просьба предоставить денежное довольствие на проезд семьи (указываются фамилии и имена членов) и вносится информация о конечном пункте дороги. Если требуется компенсировать стоимость путёвки, об этом тоже указывается в документе.

Дальнейшее документальное оформление происходит по стандартной схеме. Руководитель рассматривает просьбу работника, налагает на неё свою резолюцию. Кадровый отдел готовит стандартный бланк приказа, который утверждается руководителем, а затем подписывается работником, подавшим заявление. На основании готового приказа бухгалтерия производит начисление и выплату отпускных средств (для лиц, продолжающих службу).

Как уволить совместителя — полная информация.

Узнайте больше о плавающих окладах, их плюсах и минусах в нашем материале.

Что такое налоговый вычет на ребенка и как им пользоваться в свою пользу? Наша статья посвящена этому вопросу.

Выплаты

Ветеранам, продолжающим службу, оплачивается первых 15 дней отдыха. За расчётный период принимается один год службы в конкретной части. Если отпускной стаж меньше, учитывается фактическое время службы.

Ветеранам, работающим на гражданских предприятиях и в коммерческих организациях, дополнительный отпускной период не оплачивается. Оплата начисляется только в том случае, если это предусмотрено локальными документами.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит