Аттестация педагогических работников в 2019 году: порядок, правила, изменения, процедура аттестации педагогических работников 2019 году

Содержание
  1. Аттестация педагогических работников в 2019 году: порядок, правила, изменения
  2. Изменения в аттестации педагогических работников в 2019 году
  3. Цели и методы
  4. Введенные изменения: сложности переходного периода
  5. Разрешение проблем с прохождением аттестации
  6. Аттестация педагогических работников на 2018-2019 год
  7. Основные сведения
  8. Существующие недостатки системы аттестации
  9. Аттестация на соответствие занимаемой должности в 2019 году
  10. Риски новой модели
  11. Перспективы роста
  12. Последние актуальные изменения аттестации педагогических работников в 2019 году в Москве
  13. Общие положения
  14. Особенности процедуры
  15. Чем регулируется
  16. Как проходит аттестация педагогических работников
  17. Нормативная база
  18. Периодичность проведения аттестации
  19. Аттестация для подтверждения соответствия должности
  20. Аттестация для установления квалификационной категории
  21. Что делать при несогласии с результатами

Аттестация педагогических работников в 2019 году: порядок, правила, изменения

Профессиональное сообщество продолжает активно обсуждать модель аттестации, которая распространится на всех российских учителей в 2020 году. Апробация нового порядка проведения аттестации педагогических работников началась в 19 пилотных регионах в июне 2018 г. И уже можно делать некоторые выводы.

Зачем нужна новая модель?

Сама по себе идея хорошая. Аттестация стимулирует профессиональное развитие и личностный рост педагога, позволяет выделить лидеров, контролировать в целом качество образования в школах.

У действующей модели, по мнению разработчиков Минпросвещения, есть 3 важных недостатка:

  • учитель тратит слишком много времени на сбор, сканирование и копирование тонны справок, дипломов, публикаций;
  • разные условия проведения в регионах, которые напрямую влияют на результаты аттестации педагогических работников;
  • результаты проверки слабо влияют на доход педагога и карьерный рост, поэтому нет достаточного стимула для ее прохождения.

Изменения в аттестации педагогических работников в 2019 году

В 2019 году в Российской Федерации продолжится апробирование новой модели аттестации педагогических работников, стартовавшей в пилотном варианте еще в 2018 году. Последние изменения, внесенные в уже устоявшийся порядок, радуют далеко не всех, а полученные результаты вынуждают МинОбр продолжать усовершенствование уже имеющейся системы, которая даже в видоизмененном виде далека от совершенства. В 2019 году предусмотрено продолжение реформ, о которых было сказано в майских указах Президента ПФ В.В. Путина.

Сама по себе, аттестация для продолжения уже существующей квалификации или получения новой, далеко не нововведение для педагогических работников. Однако весьма значительные последние изменения не только уже разработаны в Министерстве просвещения, но и продолжают рассматриваться, будут вводиться в нынешнем году, и в 2020.

Цели и методы

В 2019 году не стоит вопрос об отмене аттестации, поскольку ее проведение для педагогических работников имеет под собой разумные основания. Педагог, работающий в ДОУ при проведении тестирования, может продемонстрировать уровень профессиональных знаний, совершенствование мастерства, и качества, позволяющие занимать определенную должность.

  1. Последние изменения направлены на создание Единой федеративной модели, которая позволит унифицировать процедуру, сделать ее одинаковой для всех регионов. Речь идет о единых федеральных оценочных материалах. Ранее она была отдана на рассмотрение местных властей и проводились в произвольной форме – открытым уроком или созданием портфолио, к педагогическим работникам применялись разные критерии оценки, существовали вариабельные региональные нормы.
  2. После апробации пилотного проекта, на специально созданном сайте, педагогическая общественность получила возможность участия в создании единых требований в целом по стране, обсуждения ЕФОМ, разработки отдельных документов.
  3. В 2019 году и на протяжении всех пяти лет, отведенных Правительством для постепенного введения единого норматива, аттестация в Российской Федерации будет проходить по существующей, и по новой форме, по желанию педагога. Это предусмотрено для облегчения переходного периода и возможности плавной и комфортной адаптации к новым требованиям.
  4. Последние изменения в стандартизации оценочных критериев направлены на устранение существующих недостатков сегодняшней реальности. Разные по степени тяжести условия прохождения в отдельных регионах, способны искажать реальную профессиональную пригодность в лучшую или худшую сторону.
  5. Трансформации, которые планируются в 2019 году, направлены и на практическую реализацию полученных результатов аттестации учителей: предоставление вариантов карьерного роста и повышения уровня доходов от профессиональной деятельности.

Аттестация педагогических работников

Опасения, высказываемые профессиональным сообществом, касаются педагогов предпенсионного возраста, которым, в силу устоявшихся навыков, будет сложно приспособиться к новым требованиям. При разработке новой модели тестирования эти соображения учтены.

Именно для такой категории работников ДОУ и оставлен пятилетний переходный период. На протяжении 5 лет можно будет делать осознанный выбор между старой и новой моделями аттестации на профпригодность.

Принципы проведения аттестации

Введенные изменения: сложности переходного периода

Пилотная модель, запущенная в 18 регионах, вызвала неоднозначную реакцию учителей, потому что предусматривала тестирование из трех этапов: профессиональной задачи, кейса и видеоурока. Если первые два хорошему специалисту давались легко, то видеосъемка и монтаж демонстрационного ролика требуют наличия определенных навыков, и совсем не учительских. В 2019 году эта часть требований исключена, последние изменения коснулись и мнения учеников.

Участники Всероссийской научной конференции по вопросам реформ и оценки системы образования, пришли к выводу, что квалификацию педагога нельзя определять по субъективным мнениям, которые легко направить в ту или иную сторону.

Три основных новшества в аттестации педагогических работников состоят в следующем:

  1. Появятся новые должности – они будут введены после принятия уже подготовленного постановления Правительства. Учитель-методист (старший учитель) и учитель-наставник (ведущий учитель) – возможности для вертикального роста. В РК уже введены должности педагогов – эксперта, модератора, исследователя и мастера. Будут разработаны специальные коррекционные программы и они будут заниматься координацией работы не только своих коллег-учителей, но и школьных психологов и дефектологов.
  2. Последние изменения коснутся и горизонтальной плоскости профпригодности. Вторая категория будет отменена (и, судя по всему, уже в 2019 году), присваиваться будет только первая и высшая категории. В СПб и в Москве произошли некоторые изменения на региональном уровне. Но в основном процедура будет проходить еще по старым критериям. После проведения трансформаций в кадровом составе будет значительно отличаться зарплата тех, кто успешно прошел апробацию на профпригодность, и тех, кому не удалось это сделать, по причине недостаточного опыта или небольшого отработанного стажа.
  3. Теперь аттестация педагогических работников будет делиться на обязательную и добровольную. Первая проходит через два года и является экзаменом на профпригодность (такая практика давно введена для российских медиков). После этого придется просто каждое пятилетие подтверждать свою профпригодность. Добровольная будет проводиться исключительно по желанию работника сферы образования. Если он считает, что заслуживает карьерного роста, можно сдать аттестацию на повышение категории. Вторая категория отменяется, значит, тестирование будет проводиться только для получения первой или высшей категории.

Последние изменения будут обсуждаться и приниматься в 2019 году, а проведение программы стратегического роста намечено до 2024. Это и будет тот переходный период, во время которого педагогам будут созданы условия для постепенной адаптации к разработанным и утвержденным процедурам, и требованиям.

Отмена второй категории означает и преференции, которые автоматически получали работники ДОУ со стажем в 20 лет. Теперь педагоги с любым стажем должны будут подтверждать свое соответствие занимаемой должности каждое пятилетие.

Разрешение проблем с прохождением аттестации

Видоизменения, которые планируются в Министерстве образования, закономерно вызывают опасения педагогов старой формации, обладающих богатым педагогическим опытом и знаниями, но недостаточно знакомых с новыми информационными технологиями.

Они встревожены, что не смогут пройти аттестацию, но не из-за отсутствия необходимого багажа знаний или квалификации, а из-за недостаточного владения теми средствами тестирования, с которыми легко справляется молодое поколение. Министерство образования предусмотрело и эти немаловажные моменты.

Никто не будет увольнять хорошо зарекомендовавшего себя сотрудника из-за такого неприятного происшествия. Создаются специальные программы обучения и повышения квалификации, непрерывное обучение подразумевает повышение мастерства и уровня знаний. После прохождения такой переподготовки по программе Национальной системы учительского роста придется подавать новое заявление, но уже в общем порядке.

Не нашли ответа на свой вопрос?

Узнайте, как решить именно Вашу проблему

Напишите свой вопрос Юристу ниже:

Материал подготовлен редакцией сайта pensiyaportal.ru

ВЫСТУПЛЕНИЕ: Как увеличить пенсию пенсионеру?

А вы проходили аттестацию?

Добавить комментарий Отменить ответ

Давно пора. Человек приезжает на новое место жительства, неважно, по какой причине, и сталкивается с незнакомыми для себя условиями. В результате, у него нет шансов, потому что те, кто давно работает, готовы к этой форме, а вновь прибывшие раньше проходили совсем по-другому.

Я тоже считаю, что это – разумная мера. Самоуправление регионов – хорошая вещь, но до определенной степени. От разнобоя в тестировании учителей страдают в первую очередь дети. Они живут в родной стране, и должны быть готовы к поступлению в ВУЗы. При условии, что и там тоже будут единые требования.

Нужно думать не о единой форме, а о том, чтобы она показывала реальную профпригодность. На местах всегда находят возможность создать более лояльные условия для родственников руководства или нужных людей. Ну, или тех, кто умеет хорошо прогибаться под начальство. А неудобные для него люди – как раз и есть обычно новаторы и хорошие специалисты.

Абсолютна согласна с Вами с . «На местах всегда находят возможность создать более лояльные условия для родственников руководства или нужных людей. Ну, или тех, кто умеет хорошо прогибаться под начальство. А неудобные для него люди – как раз и есть обычно новаторы и хорошие специалисты.» Более объективный подход в оценке качеств педагога)

Аттестация педагогических работников на 2018-2019 год

Чтобы повысить качество работы преподавателей, ежегодно в процесс их обязательной аттестации вносятся различные коррективы. Процесс проверки профессионализма преподавателей осуществляется по форме КИМов, используя за основание объективную оценку общефедерального уровня.

Основные сведения

Несколько лет назад Президент России одобрил формирование специальной системы учительского роста, главная задача которой – оценка уровня профессионализма отмеченных работников с помощью специальных наработок Минобразования. Чтобы узнать, по какому принципу запланирована аттестация педагогических работников на 2018-2019 год, следует изначально осудить главные положение этого процесса.

В установление категории российских учителей в ближайшем времени ожидается несколько новых требований, задействованных на всей территории РФ.

  1. Содержание – результативность труда учителя оценивается на основании специально заранее подготовленного материала, изложенного в форме КИМа. В таком виде оценивается не только знание предмета, а ещё и психолого-педагогическая методика его изложения перед учениками.
  2. Новая модель испытаний – обеспечивает стимулирование среди педагогов повышения качества собственного труда и его результативности.
  3. Перемены – предоставляют возможность обзавестись высшей категорией обычному учителю, который только закончил педагогический ВУЗ. Для этого достаточно продемонстрировать перед комиссией собственные профессиональные навыки и результат мастерства. От присвоенной категории напрямую зависит зарплата педагога.

Причина перечисленной модернизации – решение вопроса о молодых учителях. Их зарплата и так не слишком примечательна, и пока их сослуживцы могут рассчитывать на более существенную оплату собственного труда, те, кто действительно хочет и может работать хорошо, вынужден соглашаться на мизер. Посему уже сейчас все молодые учителя массово подают заявку на досрочную аттестацию.

Существующие недостатки системы аттестации

На данный момент в России существует два типа аттестации представителей педагогической сферы.

  1. На присвоение квалификационной категории.
  2. На соответствие занимаемой должности.

Основным недостатком такой аттестации считается её «непрозрачность». Оказывается, к вопросу повышения квалификации в регионах страны подходят по-своему. Обязательным считается сам порядок проведения процедуры, а не её содержание. Проблема кроется в том, что нет единых требований к аттестации.

  1. Присвоение квалификационной категории осуществляется посредством оценки труда учителя – изучается его «портфолио». Вот только точных ЕФОМ и критерием квалификации при этом попросту нет.
  2. Нынешние правила Минобразования не позволяют молодому учителю, только получившему диплом, рассчитывать получить высшую квалификационную категорию. Согласно правилам, изначально придётся заслужить первую категорию, после чего можно претендовать на и высшую, но только не ранее, чем через два года после последней аттестации.
  3. Создание «портфолио» – аттестационного документа, отнимает у педагога немало времени и сил, кое он должен тратить на обучение школьников. В итоге, большая часть рабочего времени учителя расходуется не по назначению.
  4. Если педагогу уже удалось успешно справиться с аттестацией, у него пропадает всякое желание продолжать образование и обзаводится новыми профессиональными компетенциями из-за недостаточной мотивации. Проблема – отсутствие перспектив должностного роста.

Аттестация на соответствие занимаемой должности в 2019 году

Особое внимание учителей следует обратить на новую модель аттестации, не меняющей сам порядок процедуры получение «зачёта» на соответствие занимаемого поста. Как и прежде, этот процесс будет руководствоваться существующими нормативами и регламентами. Переходной период законодательства РФ на новые правила аттестации установлен до 1 января 2020 года.

На данный момент политики разбирают вопрос о возможном исключении из стандартов оценивания учителей некоторых пунктов, ранее использующихся при процедуре.

Оглашённый вид аттестации проводится на основании оценивания педагогических качеств, навыков и результатов выполняемых обязанностей, прописанных в трудовом договоре. Часть, касающаяся должностных обязанностей преподавателя, руководствуется соответствующим ЕКС.

Благодаря модернизации процесса аттестации педагогов удастся сократить дистанцию между теми, у кого есть достаточный стаж и начинающим профессионалом. Это совершенно не означает, что кто-то пытается приуменьшить заслуги учителя старшего поколения. Просто, почему молодые кадры не могут получать больше, если их профессиональные качества это позволяют.

В новой модели аттестации подтверждение квалификации педагога должно осуществляться на основании объективной, независимой оценки, с помощью аттестационной формы ЕФОМ.

Поменяется и само содержание проверки. Контрольные материалы должны быть разделены на 3 основных блока:

  • педагогический предмет;
  • уровень знаний той науки, что преподаётся;
  • коммуникативные навыки.

По отмеченным направлениям в дальнейшем будет расширяться профессиональная оценка представителей общеобразовательной сферы.

Очень важно запомнить, что оценка знаний учеников, обучающихся по методике тестируемого педагога, должна проводиться не по пиковым результатам, а в динамике «что знал и чему научился».

Риски новой модели

Оказывается, не всё ново – хорошо. Стоит ли использовать это утверждение по нынешней тематике? Давайте разберёмся.

  1. Пока толком непонятно, кто именно и по каким критериям должен проверять эссе педагога для оценки его кругозора. Возможно, в дальнейшем его заменять КИМами.
  2. Анализ урока учителя для определения его психологических характеристик:
  • требуются дополнительные финансовые затраты;
  • нет возможности получить разрешения на съёмку учеников от всех родителе.
  1. Профпригодность учителя можно оспорить в суде.

По мнению большинства нынешних педагогов, такой вид

проверки их знаний считается не вполне уместным, ведь в первую очередь их квалификация подтверждается дипломом.

Что делать в случае, если педагог не смог пройти аттестацию? Увольнять никто никого не собирается, так как не эта цель главная. Правда, придётся смириться с дальнейшей переподготовкой: обучение, курсы повышения квалификации.

Перспективы роста

На сегодняшний день существующие модели аттестации никак не отражаются на профессиональном росте учителя. Благодаря новой модели можно рассчитывать на построение педагогической карьеры в разных направлениях.

НСУР предлагает правительству использовать для таких целей 3 должностные градации.

  1. Учитель. Закончил обучение, обладает знанием предмета и может свободно планировать и проводить уроки.
  2. Старший учитель. Педагог с первой категорией, овладевший инновационными технологиями, работает с учениками с ОВЗ, и способен самостоятельно разрабатывать учебную программу.
  3. Ведущий учитель. Педагог с высшей категорией, обладающий всеми компетенциями предыдущего звена и выступает в качестве интегратора.

Старший учитель может заниматься наставничеством, что не займёт слишком много его времени. Кстати, каждая из представленных градаций имеет собственное ответвление.

В завершение остаётся лишь добавить, что разработка новой системы аттестации российских учителей будет продолжаться вплоть до 2020 года. Апробация нововведений должны проходить в нескольких регионах страны. Баллы и все прочие, более подробные сведения по отмеченной теме, удастся узнать незадолго до момента официального вступления модернизаций в силу.

Последние актуальные изменения аттестации педагогических работников в 2019 году в Москве

Аттестация педагогических работников – обязательная процедура во всех учебных заведениях. Причем данный вопрос регулируется на уровне законодательства. Со всеми ними нужно будет внимательно ознакомиться – особенно руководителям учебных заведений.

Общие положения

Различные государственные служащие, а именно к таковым и относятся работники образовательных государственных учреждений, обязательно должны соответствовать определенным стандартам.

Процесс таковой осуществляется в рамках законодательства – как и сама процедура проверки. Со всеми нюансами и тонкостями процедуры нужно будет внимательно ознакомиться. Сами преподаватели также обязательно должны знать все свои права, обязанности. Только так можно будет избежать стандартных проблем. А также самому, без помощи посторонних осуществить защиту собственных прав.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 243-19-89 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Что это такое

Процесс аттестации – проверка, подтверждение определенной квалификации работников. Важно отметить, что процесс таковой имеет свои тонкости и особенности. Со всеми ними нужно будет разобраться предварительно.

Основные цели проведения подобных мероприятий:

ПоказателиОписание
Повышение общего уровня профессиональной подготовки педагогического составапозволяет постоянно осуществлять изменение в лучшую сторону образовательного процесса
Определение необходимости повышения профессионализма работников из педагогического состава
Определяется насколько эффективна работа педагогов в конкретной сфере деятельностипозволяет существенно на порядок поднять данный показатель
Устанавливается потенциал каждого работника
Выясняется на сколько именно осуществлено выполнение требованийопределенных законодательством для конкретных работников

Это позволит избежать нарушений, а также подтвердить факт соответствия с минимальными трудностями. Процесс проверки может несколько отличаться в зависимости от того, какая именно должность проверяется.

Аттестационная комиссия обычно включает в себя широкий перечень специалистов. Со всеми ними нужно будет заранее ознакомиться. Только так возможно избежать стандартных ошибок, а также всевозможных иных проблем. Имеется широкий перечень тонкостей, важных моментов.

Кто попадает под категорию

Важно отметить, что не все члены педагогического коллектива обязаны будут проходить подобного рода процедуру. Для некоторых делается исключение.

К таковым относятся следующие:

  1. Работники педагогической сферы которые ранее получили высшую или же первую категорию квалификации.
  2. Если работа осуществляется в должности менее чем в течение двух лет подряд.
  3. Находящиеся в декрете либо просто беременные.
  4. Имеет место нетрудоспособность – из-за травмы или же болезни.

Важно отметить, что результат проведения подобной аттестации имеют юридическую силу. И в дальнейшем подобные данные будут являться основанием для проведения самых разных действий руководством. Стоит заранее проработать таковой момент.

Возможно принятие следующих мер:

ПоказателиОписание
Поощрениеназначение некоторого количества премии
Обратная ситуациялишение премии и даже увольнение

Так как работник фактически не соответствует требованиям, которые заявлены для конкретной должности. Важно заранее таковой момент проработать. Только так можно не допустить стандартных ошибок.

Причем работники в сфере образования имеют право пройти аттестацию по собственному желанию. Если, например, есть желание получить одну из двух действующих квалификационных категорий. Таковой момент нужно будет проработать предварительно. В случае, если проверка была пройдена успешно, в течение последующих 5 лет проходить заново таковую аттестацию более нет необходимости.

Особенности процедуры

Последние изменения в законе об аттестации педагогических работников в 2019 году касаются в первую очередь документального оформления. А также целого ряда иных моментов. Со всеми ними нужно будет ознакомиться предварительно.

Причем изменения имеют место практически ежегодно. Именно поэтому нужно будет разобраться со всеми ними заранее. Правки постоянно публикуются. В первую очередь – в специальных СМИ.

Таковыми являются как раз Российская Газета, а также КоммерсантЪ. В данным СМИ отражается соответствующая информация как раз касательно внесения правок в соответствующие нормы законодательства.

Базовые разделы, с которыми нужно будет ознакомиться предварительно:

  • какие произошли правки;
  • в какие сроки проводится;
  • необходимые документы;
  • действия в случае не сдачи;
  • важные аспекты;
  • чем регулируется.

Какие произошли правки

Ежегодно осуществляется изменение законодательных норм. К основным нюансам, с которыми следует ознакомиться в первую очередь, следует отнести:

ПоказателиОписание
Для сдачи на какую-либо категорию необходимо будет иметь какую-либо
Обязательным этапом стал процесс проверки навыковкоторые обязательно должны иметься у гражданина на определенной должности
Процесс проверки осуществляется только на уровне субъектов РФранее же необходимо было обращаться в районный отдел

Со всеми тонкостями, особенностями процесса нужно будет ознакомиться предварительно. Особенно если преподаватель желает добровольно проверить свои знания. Так как только лишь так возможно будет избежать стандартных проблем, сложностей. А также самостоятельно подготовить все необходимые в таком случае документы.

Причем квалификация может быть повышена только лишь в случае вынесения решения специальной комиссии. Члены таковой оценивают компетентность. Также при рассмотрении обязательно учитывается процесс работы с детьми.

В какие сроки проводится

Последние изменения в Москве аттестации педагогических работников в 2019 году касаются именно регионального уровня. Не стоит забывать, что законодательно данный момент отличается в зависимости от региона, в котором имеет место оформление.

Сам процесс проверки не должен осуществляться реже, чем 1 раз в течение 5 лет. Но касается это лишь обязательной аттестации, и не включает в себя ситуации, когда работник не подпадает под определенную категорию.

Необходимые документы

Важно правильно подготовить все нужные в таком случае документы. Например, при прохождении аттестации на высшую категорию понадобится представить следующее:

ПоказателиОписание
Заявление обязательно с подписью аттестуемого
Копию документов о прохождении предыдущей аналогичной процедурыесли это имело место
Заверенная копия дипломао получении среднего, высшего или же иного образования
Документ, который подтверждает наличие уже имеющейся категории у работника в сфере образования
Данные о том, что имело место смена фамилииесли подобное действительно имеет место
Письмо сопроводительного характерас места официального трудоустройства

Действия в случае не сдачи

Относительно редко, но все же случается, что педагог по какой-то причине не смог пройти в школе аттестацию. В таком случае будет иметь место увольнение по основанию п.3 ч.1 ст.№81 ТК РФ. Причем обязательно требуется соблюдать специальный алгоритм в рамках которого осуществляется процедура. Либо возможно предложение любой иной работы, которая соответствует квалификации сотрудника.

Видео: актуальные вопросы

Важные аспекты

К основным и наиболее существенным аспектам относится следующее:

ПоказателиОписание
Необходимо обязательно осуществлять подготовку обширного ряда документовперечень их стандартный
Аттестация должна быть пройденав противном случае педагог снимается с занимаемой им должности

Чем регулируется

Основными нормативными документами, которые определяют вопрос проведения аттестации, являются следующие:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ №276.
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544.

Важно отметить, что процесс этот имеет свои тонкости и особенности – все они отражаются в законодательстве. Именно поэтому со всеми ними нужно разобраться самостоятельно и желательно сделать это заранее. В противном случае могут возникнуть некоторые сложности, иные проблемы.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
  3. Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
  4. Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
  5. Регионы — 8 (800) 333-88-93
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 113-16-28
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 243-19-89
    • Регионы — 8 (800) 551-61-26

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Как проходит аттестация педагогических работников

Законодатель установил необходимость аттестовывать педагогов. Цель — установить соответствие сотрудника занимаемой должности.

Расскажем в статье о том, с какой периодичностью осуществляется проверка, каков порядок ее проведения, а также о случаях, когда сотрудник не подлежит проверке.

Нормативная база

Порядок аттестации педагогических работников в 2019 году определен законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, который предусматривает необходимость для учителей проходить проверку, а также Приказом Минобразования РФ № 276 от 07.04.2014, утверждающим как порядок осуществления процедуры, так и требования к ней и ее особенности.

Работодатель своим локальным актом может установить порядок, учитывая специфику учреждения. Есть организации, помогающие в подготовке и проведении испытания, например ВГАПО (центр аттестации педагогических работников), ЦСНК (Ульяновск, аттестация педработников), КИРО (Курск, аттестация педагогических работников 2019).

Информацию о процедуре можно найти на официальных сайтах, таких как csnk.ru — аттестация, РЦОКО (Саратов, официальный сайт — аттестация педагогов 2019), ИРООО (Омск, официальный сайт — аттестация педагогов 2019), МРКО (аттестация педагогических кадров, личный кабинет).

Периодичность проведения аттестации

Периодичность процедуры зависит от ее целей. В настоящее время аттестация представлена двумя вариантами проверки:

  1. Определение соответствия должности — аттестация, проводимая в подтверждение того, что сотрудник соответствует выполняемой им работе. Такая форма обязательна, сроки ее установлены законодательно — она проводится один раз в пять лет. Такой алгоритм представляет собой проверку на соответствие занимаемой должности с профессиональной точки зрения. Порядок проведения определяет ряд исключений для установленных категорий.
  2. Присвоение квалификационной категории — аттестация, имеющая добровольный характер. Она проводится по желанию работника и дает возможность повысить имеющуюся квалификационную категорию. Такой алгоритм представляет собой проверку профсоответствия для повышения имеющейся категории.

Присвоение квалификационной категории инициируется сотрудником. Срок действия категории (не продлевается) составляет пять лет.

Однако работник может пройти повторную процедуру по окончании двух лет с даты присвоения предыдущей категории. При отказе в повторной проверке сотрудник вправе направить заявление еще раз, но по истечении одного года по факту полученного отказа.

Аттестация для подтверждения соответствия должности

При проведении этой процедуры оценке подлежит профессиональная деятельность педагога.

Кто проходит

Для разных групп сотрудников установлены определенные сроки прохождения процедуры. Общий установленный срок — раз в пять лет. Однако отдельные категории подтверждают соответствие должности в иные сроки.

Сотрудники, стаж работы которых в учреждении составляет менее двух лет

Женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам

Аттестуются не раньше чем через два года после выхода из отпуска

Находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

Аттестуются не раньше чем через два года после выхода на работу

Сотрудники, которых не было на работе более четырех месяцев подряд из-за заболевания

Аттестуются через год после выхода на работу

Порядок проведения аттестации

  1. Работодатель приказом учреждает аттестационную комиссию в составе председателя, его заместителя, секретаря и ее членов, представителя профсоюза (при его наличии).
  2. Работодатель издает распорядительный документ о проведении испытания. Документ должен содержать информацию о графике ее проведения и перечне аттестуемых лиц. Приказ издается не позднее чем за 30 дней до процедуры. Работодатель знакомит перечисленных в нем подчиненных с содержанием документа под подпись.
  3. Работодатель разрабатывает на сотрудника представление, знакомит с ним подчиненного под подпись не позднее чем за 30 календарных дней до процедуры и отправляет документ в комиссию.
  4. Комиссия изучает представление и голосует за одно из решений:
    • соответствует должности;
    • не соответствует должности.
  5. Результат голосования доводится до сведения учителя и оформляется протоколом.
  6. В течение трех рабочих дней после формирования протокола сотрудник знакомится с выпиской из него под подпись.

Представление аттестуемого

Представление аттестуемого — документ, который наниматель вносит в аттестационную комиссию на каждого сотрудника. В представление аттестуемого включается следующая информация:

  • Ф.И.О.;
  • наименование должности;
  • дата подписания трудового договора по должности;
  • образование и(или) квалификация по специальности или направлению подготовки;
  • дополнительное профессиональное образование в сфере деятельности;
  • итоги предыдущих проверок;
  • оценка как деловых, так и профессиональных качеств, результатов деятельности.

Работодатель знакомит сотрудника с содержанием документа письменно не менее чем за 30 календарных дней до дня испытания. Сотрудник вправе предложить комиссии иную дополнительную информацию о результатах своей работы за период, прошедший с даты предыдущей проверки (при проверке впервые — с даты поступления на работу).

Если работник не желает знакомиться с представлением, работодатель составляет акт об отказе и подписывает его совместно с лицами, присутствующими при его составлении (не меньше двух).

Представление аттестуемого является, по сути, аналитической справкой об уровне квалификации по итогам его профессиональной деятельности.

Для качественной подготовки документа нужно указать ряд сведений.

  1. Анкетные данные:
    • Ф.И.О.;
    • информацию об образовании;
    • общий стаж;
    • педагогический стаж деятельности по аттестуемой должности;
    • стаж педагогической деятельности в учреждении образования;
    • уровень квалификации.
  2. Цели, которые достигнуты заявителем, и задачи, которые он выполняет.
  3. Использование инноваций в практике.
  4. Сведения о деятельности в образовательном учреждении:
    • состав учеников;
    • динамика их развития;
    • формирование качеств личности;
    • итоги проведенных мероприятий.
  5. Использование психологических знаний в профессиональной работе.
  6. Отзывы о деятельности работника, направленные родителями, учениками.
  7. Сведения об обучении, прохождении курсов повышения квалификации и т. п.
  8. Публикации (при наличии).
  9. Навыки работы с документами, иные навыки, требующиеся для работы по должности.
  10. Планы по обучению.
  11. Дата, подпись сотрудника.

Документ скрепляется печатью учреждения, подписью его руководителя.

Как проходит

Аттестация педагогических работников 2019 (Ульяновская область, иные субъекты РФ) проводится во время заседания комиссии. В процедуре участвует сотрудник.

Комиссия правомочна, если в ее работе участвуют не меньше двух третей от определенного распорядительным документом состава.

Процедура идет при участии аттестуемого педагогического работника.

Действия нанимателя в случае неявки педагогического работника на заседание комиссии следующие:

Аттестация переносится на другую дату. Необходимо внести соответствующее изменение в график проведения и ознакомить с ним работника под подпись не позднее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения.

Комиссия проводит аттестацию в отсутствие сотрудника.

В случае успешного прохождения аттестации комиссия даст заключение о соответствии педагога должности.

В случае непрохождения испытания комиссия даст заключение о несоответствии педагога замещаемой должности. В последнем случае наниматель может разорвать трудовой договор с педагогом по пункту 3 части 1 ст. 81 ТК РФ. Однако такое заключение не обязательно влечет необходимость уволить педагога. Наниматель может применить иные инструменты, например, направить на курсы повышения квалификации. Это даст возможность по окончании курсов пройти аттестацию повторно. Более того, педагог не может быть уволен, если есть возможность перевести его (при наличии письменного согласия) на иную должность, в том числе нижестоящую или нижеоплачиваемую. Не подлежит увольнению педагог, попадающий в перечень лиц, включенных в ст. 261 ТК РФ.

Аттестация для установления квалификационной категории

При проведении процедуры оценке подлежит уровень профсоответствия, позволяющий оценить возможность повышения категории.

Такая процедура проводится по желанию работника. Педагогу может быть установлена первая (высшая) категория.

Присвоенная категория сохраняется за педагогом до истечения срока ее действия, даже если человек перешел работать в другое учреждение, в том числе в другом регионе.

Кто проходит

Подать заявление на первую категорию можно вне зависимости от длительности работы в учреждении, и даже находясь в отпуске по уходу за ребенком. На высшую — только через два года в должности в учреждении.

Порядок проведения

Квалификационная категория устанавливается в следующем порядке:

  1. Сотрудник отправляет в аттестационную комиссию заявление. Его можно отправить заказным письмом с уведомлением или по электронной почте.
  2. Комиссия рассматривает данное обращение не более 30 календарных дней по факту его получения. После изучения определяется срок проведения процедуры. В адрес сотрудника письменно отправляется сообщение о месте и дате проведения процедуры.
  3. В результате комиссия принимает решение:
    • установить первую (высшую) квалификационную категорию;
    • отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории.
  4. Комиссия выносит решение заочно. Решение заносится в протокол.

Список документов для аттестации

Для прохождения процедуры учителю нужно подготовить ряд документов, обязательных для представления:

  • заявление;
  • копии предыдущих результатов (если проводилась);
  • копии дипломов о профильном образовании;
  • при условии присвоения ранее высшей или первой категорий приложить копии;
  • при смене фамилии — копии изменяющих документов;
  • характеристика с места работы, подтверждающая профессиональную компетенцию;
  • портфолио.

Заявление

Заявление оформляется на специальном бланке. Правый верхний угол включает информацию об адресате. Далее следуют сведения о заявителе, включая Ф.И.О., должность, наименование учреждения, в котором человек трудится, адрес, контактный телефон.

Помимо указанной, в заявление включается следующая информация:

  • изложение просьбы педагогического работника о проведении в отношении него аттестации;
  • категория, которая имеется у педагогического работника в настоящее время;
  • перечень оснований для присвоения категории, в соответствии с требованиями к выбранной квалификации;
  • перечень мероприятий образовательного характера, в которых принимал участие педагог;
  • сведения о педагоге, включая образование, стаж работы в педагогической сфере, стаж на последнем рабочем месте. При наличии грамот, повышения квалификации эти данные отражаются в тексте заявления.

Документ завершается датой и подписью педагогического сотрудника.

Заполняя заявление, особое внимание нужно уделить педагогическим достижениям. При участии в разработках методических материалов, интерактивных уроков, инновационных методиках преподавания предмета сведения об этом обязательно нужно представить в тексте заявления. К этому же документу можно приложить информацию о разработках педагогического работника.

Некоторые субъекты практикуют проведение многоступенчатых процедур, включая в них тестирование. По его итогам педагогический сотрудник может получить справку, в которой указано полученное число баллов. При этом установлен минимальный порог успешного прохождения, выражающийся в определенном количестве баллов.

Как проходит

Процедура принятия решения в отношении педагога составляет не больше 60 дней (от начала проведения до вынесенного комиссией решения).

Сотрудник вправе лично участвовать в процедуре. При его отсутствии на заседании процедура идет заочно.

Комиссия правомочна, если в ее работе участвуют не меньше двух третей от определенного распорядительным документом состава.

По результатам комиссия решает:

  • установить (подтвердить) первую (высшую) категорию по должности;
  • отказать в установлении.

Если педагогу с первой категорией отказано в присвоении высшей, первая категория сохраняется за работником до окончания периода действия.

При отказе в установлении категории сотрудник (при желании пройти аттестацию повторно) может обратиться в комиссию повторно с заявлением спустя год со дня принятия отказного решения.

Что делать при несогласии с результатами

Решение комиссии по аттестации обжалуется по алгоритму, определенному порядком аттестации педагогических работников. Заявление можно подать:

  • в комиссию по трудовым спорам;
  • в суд по истечении 3 месяцев с момента, когда педагог узнал о нарушенном праве.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Комментарии закрыты.