Вопрос: Обязано ли казенное учреждение, относящееся к силовому ведомству, формировать резерв на оплату отпусков, если оно является получателем бюджетных средств? (журнал — Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение, N 4, апрель 2016 г, резерв оплату отпусков казенного учреждения

Содержание
  1. Вопрос: Обязано ли казенное учреждение, относящееся к силовому ведомству, формировать резерв на оплату отпусков, если оно является получателем бюджетных средств? (журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2016 г.)
  2. Резервы отпусков в бюджетном учреждении
  3. Как создать резерв на оплату отпусков
  4. Целесообразность резерва
  5. Создаем резерв
  6. Расчет резерва ипериод его создания
  7. Изменение размера резерва
  8. Резервы предстоящих расходов бюджетных и автономных учреждений
  9. Нюансы налогообложения
  10. Резервы предстоящих расходов бюджетных и автономных учреждений
  11. Резервы отпусков в государственных учреждениях
  12. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков
  13. Можно ли выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении работников списывать за счет резерва на оплату отпусков?
  14. Можно ли использовать текущий резерв на выплату вознаграждений за предыдущий год?
  15. Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств
  16. advokat-martov.ru
  17. Цели создания
  18. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в казенном учреждении пример
  19. Какой метод нужно использовать при формировании резерва?
  20. Методика 2: расчет по учреждению
  21. Пример расчета по методике 2
  22. Резерв на оплату отпусков
  23. Вопрос
  24. Ответ
  25. Инструкция: как рассчитать резерв отпусков
  26. Для чего нужен резерв отпусков
  27. Кто обязан формировать резерв отпусков
  28. С какой периодичностью это делать
  29. Как считать резерв отпусков
  30. Методика 1: персонифицированный расчет
  31. Пример расчета по методике 1
  32. Методика 2: расчет по учреждению
  33. Пример расчета по методике 2
  34. Методика 3: по категориям работников
  35. Пример расчета по методике 3
  36. Как отразить в учете

Вопрос: Обязано ли казенное учреждение, относящееся к силовому ведомству, формировать резерв на оплату отпусков, если оно является получателем бюджетных средств? (журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», N 4, апрель 2016 г.)

Обязано ли казенное учреждение, относящееся к силовому ведомству, формировать резерв на оплату отпусков, если оно является получателем бюджетных средств?

эксперт журнала «Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение», N 4, апрель 2016 г., с. 8-12.

Ответ на данный вопрос был приведен в письмах Минфина РФ от 14.01.2016 N 02-07-10/604, от 02.09.2015 N 02-07-05/50540. В них чиновники финансового ведомства отметили следующее.

Согласно положениям ст. 6 БК РФ к расходным обязательствам относятся обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому (юридическому) лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Обязанность предоставить сотруднику (служащему) ежегодный оплачиваемый отпуск или выплатить при его увольнении денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска регламентирована ТК РФ и (или) иными федеральными законами (нормативными правовыми актами), устанавливающими право сотрудников (служащих) на оплату отпуска или его компенсацию при увольнении.

С учетом изложенного информация в денежном измерении об обязанности предоставить физическому лицу средства из бюджета соответствующего публично-правового образования в оплату отработанного им в текущем финансовом году периода, дающего право на оплачиваемый отпуск или его денежную компенсацию, относится к объектам бухгалтерского (бюджетного) учета. Она подлежит регистрации в регистрах бухгалтерского учета, при этом пропуски или изъятия информации не допускаются.

Обязательные общие требования к учету организациями государственного сектора формирования резервов предстоящих расходов на соответствующих счетах бюджетного учета определены Инструкцией N 157н*(1).

Напомним, что информация о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в том числе предстоящей оплаты отпусков или выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск, отражается на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» (п. 302.1 Инструкции N 157н).

Порядок формирования резервов (виды резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики. При этом в разъяснениях Минфина отмечается, что создание резервов на оплату отпусков следует производить независимо от источника финансового обеспечения указанных выплат. Рекомендации в части порядка отражения в бюджетном учете операций по формированию резерва и его использованию приведены в Письме Минфина РФ от 20.05.2015 N 02-07-07/28998 «О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами». В нем финансовое ведомство разъяснило, что оценочное обязательство в виде резерва расходов на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года) исходя из предоставленных кадровой службой данных о количестве дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату.

К вышесказанному добавим, что в штат учреждения силовых структур входят как военнослужащие, так и гражданский персонал, поэтому резерв на оплату отпусков должен включать платежи на уплату страховых взносов, если речь идет о работниках, принятых по трудовому договору. Что касается военнослужащих, в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ*(2) суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, обложению страховыми взносами не подлежат.

Сумма предстоящих расходов на оплату отпусков определяется по одной из следующих методик:

— расчет производится индивидуально по каждому сотруднику (работнику) (методика 1);

— расчет осуществляется по учреждению в целом (методика 2);

— расчет производится по отдельным категориям сотрудников (группам персонала) (методика 3).

Что касается резерва расходов на уплату страховых взносов, он определяется с учетом методики расчета резерва расходов на оплату отпусков. Поэтому сумма страховых взносов при формировании резерва может быть рассчитана по каждому работнику индивидуально, в среднем по учреждению или по каждой категории работников (группе персонала).

Какую из рекомендованных Минфином методик выбрать, учреждение решает самостоятельно. При этом следует учитывать численность организации, трудоемкость процедуры, наличие компьютерных программ, в которых можно произвести необходимые расчеты. Анализируя названные выше методики, можно отметить следующее.

Методика 1 (при которой расчет суммы расходов, связанных с отпуском, производится индивидуально по каждому сотруднику (работнику)) является наиболее трудоемкой, но считается идеальной, поскольку позволяет точно определить сумму расходов на предполагаемые отпуска, а вследствие этого более равномерно распределить расходы, относимые на финансовый результат деятельности учреждения.

Более простые и менее трудоемкие методики 2 и 3. Последняя методика позволяет рассчитывать расходы на оплату отпусков по каждому структурному подразделению учреждения, если таковые имеются.

Напомним, что расходы казенного учреждения на выплату отпускных отражаются по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н):

— в отношении сотрудников, имеющих воинские звания, — по виду расходов 131 «Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальное звание»;

— в отношении работников, принятых по трудовому договору, — по виду расходов 111 «Фонд оплаты труда казенных учреждений».

В бухгалтерском учете начисление резерва на оплату отпусков отражается бухгалтерской записью (п. 124.1 Инструкции N 162н*(3)):

Дебет счетов 1 401 20 200 «Расходы экономического субъекта», 1 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»

Кредит счета 1 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов»

Руководитель таможенного органа принял решение о формировании с 1 января 2016 года резерва предстоящих расходов на оплату отпусков своих сотрудников и работников, принятых по трудовому договору. Путем произведенных расчетов были установлены:

— годовой размер резервного фонда в части оплаты отпусков — 1 480 000 руб. (в том числе 800 000 руб. — резерв на оплату отпусков сотрудникам таможни и 680 000 руб. — резерв на оплату отпусков работникам, принятым по трудовому договору);

— годовой резерв на уплату страховых взносов — 204 000 руб.;

— размер ежемесячных отчислений в резерв на оплату отпусков — 124 000 руб.;

— размер ежемесячных отчислений в резерв на уплату страховых взносов — 17 000 руб.

Цифры в примере условные. Все операции совершаются по КВФО 1.

За период с января по февраль резервный фонд составил 248 000 руб. (подстатья 211 КОСГУ), резерв на уплату страховых взносов — 34 000 руб. (подстатья 213 КОСГУ).

Предположим, что в феврале в отпуск ушло 6 человек. Им начислены отпускные в размере 260 000 руб. Сумма страховых взносов равна 18 000 руб.

В бухгалтерском учете операции по формированию и расходованию резервного фонда будут следующими:

Сформирован резервный фонд (операции совершаются в размере ежемесячных отчислений в резерв, определенных расчетным путем)

Начислены сотрудникам (работникам) отпускные:

— в части сформированного резерва

— в части суммы отпускных, превышающей размер сформированного резерва

(260 000 — 248 000 = 12 000) руб.

По мнению автора, в случае недостаточности сумм в течение года может производиться уточнение ранее сформированного резерва, отраженного на дату его расчета, дополнительной бухгалтерской записью (увеличение ранее созданного резерва).

1 апреля 2016 г.

*(1) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.

*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

*(3) Приказ Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Журналы издательства «Аюдар Инфо»

На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы — это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.

Издатель: ООО «Аюдар Инфо»

Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

15.02.2018

Журнал «Зарплата в бюджетном учреждении» № 1, Январь 2015

Как создать резерв на оплату отпусков

Целесообразность резерва

Изменениями, внесенными вИнструкцию № 157н, введен новый синтетический счет бухгалтерского учета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Таким образом, на уровне нормативного акта закреплено право государственных и муниципальных учреждений создавать резервы предстоящих расходов, в том числе резервы на оплату отпусков.

В общем случае подобный резерв целесообразно формировать в случае, когда отпуска персоналу в течение календарного года предоставляются неравномерно: например, все или большая часть работников уходят в отпуск в летнее время – с мая по сентябрь. Вместе с тем при этом могут учитываться и иные факторы, в частности сезонность продаж учреждениями некоторых видов услуг (что обуславливает неравномерность поступления доходов) или специфика деятельности организации (например, в образовательных учреждениях большая часть отпусков приходится на летнее время, что связано с учебным процессом).

Создание резерва позволяет минимизировать расхождения в себестоимости оказываемых услуг (особенно в тех учреждениях, где удельный вес оплаты труда в себестоимости услуг является существенным). Поэтому второе условие, при котором создание резерва на оплату отпусков будет целесообразным, – формирование себестоимости реализуемых работ и услуг.

Создаем резерв

В настоящее время в государственных и муниципальных учреждениях в обязательном порядке формируется только себестоимость работ и услуг, выполняемых и оказываемых в рамках приносящей доход деятельности. Однако по совокупности изменений, планирующихся к внесению в Инструкцию № 174н (проект приказа выложен на официальном сайте Минфина России), предполагается формирование себестоимости и услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями в рамках основной деятельности (по выполнению государственного или муниципального задания). Таким образом, весьма вероятно, что с 2015 года станет обязательным и формирование себестоимости услуг, оказываемых учреждениями в рамках государственного или муниципального задания.

Непосредственно на размер финансовых потоков образование и использование резерва не влияет: суммы субсидий и доходов от реализации платных услуг поступают в соответствии с условиями соглашений и коммерческих договоров, а расходы на оплату отпусков производятся по фактическим случаям. Поэтому основной целью создания резерва в бухгалтерском учете является обеспечение возможности более качественного анализа показателей промежуточной бухгалтерской отчетности и планирование предстоящих расходов – как до окончания текущего года, так и на плановый период.

Еще одним доводом в пользу создания такого резерва может служить условие о выделении субсидий на выполнение государственного или муниципального задания: если субсидии выделяются в течение года равными долями (ежеквартально или ежемесячно), то в периоды, когда количество отпусков меньше среднегодового, субсидия будет предоставляться в размерах, несколько превышающих фактическую потребность, и это превышение может быть использовано в те периоды, когда количество отпусков максимально (в этом случае создается резерв на оплату отпусков).

В соответствии с пунктом 302.1 Инструкции № 157н порядок создания резервов (виды резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики. › |

Расчет резерва ипериод его создания

В нормативных документах не говорится, на какой период может создаваться резерв. С точки зрения экономической целесообразности имеет смысл делать это каждый календарный год (хотя бы потому, что график отпусков утверждается также на календарный год, а без него невозможно спланировать использование резерва).

Указанные элементы должны быть подтверждены данными специального расчета (сметы), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов с этих расходов. При этом процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Например, общий фонд зарплаты на очередной год установлен в размере 12 млн руб., предполагаемый размер расходов на оплату отпусков – 1,44 млн руб. Таким образом, процент отчислений в резерв будет равен 12 процентам (1 440 000 руб. / 12 000 000 руб. х 100%), а ежемесячный процент – 1 процент от фонда оплаты труда.

В Инструкции № 157н (с учетом последних изменений) схема бухгалтерского учета операций по созданию и использованию резерва не прописана (определены только общие правила).

Соответствующая корреспонденция счетов установлена проектом изменений в Инструкцию № 174н:

Содержание операции Дебет Кредит
Начислена сумма резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) 109 60 211
«Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
401 60 211
«Резервы предстоящих расходов по оплате отпусков»
Начислена сумма резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) 109 60 213
«Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
401 60 213
«Резервы предстоящих расходов»
Начислены отпускные, компенсации за неиспользованный отпуск 401 60 211
«Резервы предстоящих расходов»
302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда»

Изменение размера резерва

Как быточно ни был определен размер резерва, полное соответствие фактических расходов на оплату труда сумме резерва возможно только в том случае, если текучесть кадров в учреждении нулевая, а размер оплаты труда (и, соответственно, размер отпускных) не меняется в течение года.

Поэтому на практике размер резерва подлежит уточнению.

Теоретически оно может производиться и в течение календарного (финансового) года. Скажем, по итогам первого полугодия или трех кварталов.

Однако обычно корректировка размера резерва выполняется по результатам инвентаризации резерва, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Учтите: при принятии решения о создании резерва на оплату отпусков необходимо внести изменения и в ту часть учетной политики учреждения, которая регулирует состав и сроки проводимых инвентаризаций. Порядок списания неиспользованного в отчетном году остатка резерва ни Инструкцией № 157н, ни проектом изменений в Инструкцию № 174н не установлен. По нашему мнению, сумма остатка должна быть присоединена к доходам по соответствующему виду деятельности. Например:

Содержание операции Дебет Кредит
Отнесен остаток резерва на оплату отпусков работников, занятых в приносящей доход деятельности, к доходам 2 401 60 211
«Резервы предстоящих расходов»
2 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
Отнесен остаток резерва на оплату отпусков работников, занятых в основной деятельности, к доходам › | 4 401 60 211
«Резервы предстоящих расходов»
4 401 10 180
«Прочие доходы»

Также следует учитывать, что часть работников может не использовать отпуск в том году, когда на него возникло право, и, следовательно, часть резерва, предназначенная для осуществления выплат таким работникам, останется неиспользованной. Хотя отпуск может быть предоставлен в самом начале следующего календарного года. Учет таких сумм при определении резерва на следующий год, по нашему мнению, неправомерен, поскольку резерв создается за счет себестоимости работ или услуг и должен быть учтен при налогообложении того отчетного периода, в течение которого возникло право на отпуск. Поэтому учреждение должно иметь право переносить часть сформированного резерва на следующий год (разумеется, при условии что переносимая сумма будет подтверждена соответствующими расчетами).

Резервы предстоящих расходов бюджетных и автономных учреждений

То есть при определенных условиях в начале года в учреждении могут существовать два резерва: переходящий остаток прошлого года и сумма резерва, создаваемого в новом году.

Нюансы налогообложения

Резерв наоплату отпусков может быть сформирован и в налоговом учете. Порядок его создания и использования регулируется нормами статьи 324.1 Налогового кодекса РФ. Причем резерв для целей налогообложения формируется независимо от того, имеется ли аналогичный резерв в бухучете. То есть резерв на оплату отпусков для целей обложения налогом на прибыль мог быть создан и в 2014 году.

Так как под налогообложение подпадают только суммы дохода по приносящей доход деятельности, создание резерва на оплату отпусков для целей налогообложения имеет смысл, по нашему мнению, только в отношении тех работников, которые получают оплату труда за счет собственных средств учреждения. Порядок налогового учета такого резерва аналогичен порядку бухучета резерва, созданного для целей бухгалтерского учета. Поэтому данные бухучета, как правило, могут быть перенесены в регистры налогового учета без дополнительных уточнений и корректировок. Особенность создания резерва для целей налогообложения – требование об обязательном составлении специального расчета (сметы), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв (абз. 2 п. 1 ст. 324.1 Налогового кодекса РФ). Процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. В соответствии с пунктом 3 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ на конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва. › |

Резервы предстоящих расходов бюджетных и автономных учреждений

1 января 2012 г. начали действовать поправки, внесенные в НК РФ Федеральным законом N 235-ФЗ , в части формирования резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций. Какие резервы предстоящих расходов могут создавать бюджетные и автономные учреждения в связи с внесенными в налоговое законодательство изменениями? Об этом мы поговорим в данной статье.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

Федеральный закон N 235-ФЗ с 1 января 2012 г. предоставил некоммерческим организациям, в том числе бюджетным и автономным учреждениям, право формировать резерв предстоящих расходов, которые осуществляются в рамках приносящей доход деятельности и учитываются для целей налогообложения прибыли. Решение о создании резерва предстоящих расходов автономное учреждение принимает самостоятельно и фиксирует его в налоговой учетной политике. Размер и порядок определения данного резерва устанавливаются вновь введенной в Налоговый кодекс ст.

Резервы отпусков в государственных учреждениях

267.3 «Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций».

Исходя из положений п. 2 ст. 267.3 НК РФ перечень расходов, в отношении которых бюджетное и автономное учреждение вправе сформировать указанный резерв, не конкретизирован, в связи с чем в своей учетной политике учреждение должно указать, в отношении каких видов расходов он будет формироваться. При этом, учитывая положения п. 1 ст. 252 НК РФ, отчисления в резерв должны отвечать критериям экономической обоснованности.

Затраты на формирование резервов предстоящих расходов, определенные в размере и порядке, которые установлены ст. 267.3 НК РФ, включаются в состав внереализационных расходов (пп. 19.3 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит еще ряд статей, посвященных правилам формирования тех или иных резервов. Например, ст. 266 НК РФ определяет правила формирования резервов предстоящих расходов по сомнительным долгам, ст. 267.2 НК РФ — резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, ст. 324 НК РФ содержит порядок определения резервов предстоящих расходов на ремонт основных средств, ст. 324.1 НК РФ — порядок учета расходов на формирование резервов предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др.

Возникает закономерный вопрос: могут ли некоммерческие организации создавать резервы, руководствуясь этими статьями?

Статья 267.3 НК РФ не содержит каких-либо указаний или ссылок на то, что формирование резерва предстоящих расходов должно производиться в соответствии с порядком формирования резерва по отдельным видам расходов, предусмотренным указанными статьями НК РФ. Поэтому формирование резерва некоммерческими организациями производится только в соответствии с положениями ст. 267.3 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 252 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов. В связи с этим формирование в отношении одних и тех же расходов двух резервов (например, резерва на ремонт основных средств в соответствии со ст. 324 НК РФ и резерва предстоящих расходов в соответствии со ст. 267.3 НК РФ) неправомерно. Аналогичное мнение содержится в Письмах Минфина России от 28.05.2012 N 03-03-06/4/53, от 31.05.2012 N 03-03-06/4/56.

В случае если автономное учреждение приняло решение о создании резерва предстоящих расходов, списание расходов, в отношении которых сформирован указанный резерв, осуществляется за счет суммы последнего. Размер создаваемого резерва предстоящих расходов определяется на основании разработанных и утвержденных учреждением смет расходов на срок, не превышающий трех календарных лет.

Обратите внимание! Размер отчислений в резерв предстоящих расходов, формируемый в соответствии со ст. 267.3 НК РФ, нормируется. Он не может превышать 20% от суммы доходов отчетного (налогового) периода, учитываемых при определении налоговой базы. При этом, если резерв предстоящих расходов сформирован несколькими сметами расходов, налогоплательщик самостоятельно распределяет в налоговом учете сумму отчислений в резерв между сметами расходов.

Из содержания п. 4 ст. 267.3 НК РФ следует:

  • если созданного резерва оказалось недостаточно, сумма превышения фактических расходов над суммой резерва учитывается при определении базы по налогу на прибыль;
  • если сумма резерва не полностью использована учреждением для осуществления расходов, предусмотренных сметой, она включается во внереализационные доходы на последнее число налогового (отчетного) периода, на который приходится дата окончания сметы расходов.

Сумма отчислений в резерв включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Как отмечалось выше, создавая резерв в соответствии со ст. 267.3 НК РФ, учреждение в своей учетной политике должно указать, в отношении каких видов расходов он будет формироваться. Это могут быть расходы на оплату отпусков, на ремонт основных средств и пр. Преимуществом создания резерва по правилам ст. 267.3 НК РФ является то, что учреждения могут создавать резервы на любые расходы, а не только на те, которые предусмотрены ст. ст. 266, 324, 324.1 НК РФ и т.д.

Также отметим, что формировать резервы предстоящих расходов — это право, а не обязанность некоммерческих организаций.

Мнение автора. При формировании налоговой учетной политики бюджетными и автономными учреждениями в отношении конкретных видов резервов, которые предусмотрены Налоговым кодексом помимо ст. 267.3 (например, на оплату отпусков, ремонт основных средств), можно взять за основу принципы их создания и использования из соответствующих статей с учетом правил, установленных ст. 267.3 НК РФ.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков

Если бюджетные или автономные учреждения создают резерв на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в рамках приносящей доход деятельности, то, как мы уже выяснили, первое правило, которое действует в отношении каждого резерва, — это указание в налоговой учетной политике намерения его создать, например, с целью равномерного включения в расходы при налогообложении прибыли предстоящих затрат на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Кроме самого намерения, в учетной политике указываются:

  • способ резервирования;
  • предельная сумма отчислений;
  • ежемесячный процент отчислений.

Все расчеты должны быть представлены в форме сметы либо специального расчета. Размер ежемесячных отчислений определяется исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с данных расходов. При этом процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда с учетом установленного ст. 267.3 НК РФ общего размера отчислений в резерв предстоящих расходов.

В конце налогового периода обязательно проводится инвентаризация указанного резерва. Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода. При недостаточности резерва фактические расходы на оплату отпусков и, соответственно, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включаются в расходы на последний день налогового периода.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений.

Далее мы рассмотрим некоторые вопросы использования и создания резерва, наиболее часто встречающиеся на практике.

Можно ли выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении работников списывать за счет резерва на оплату отпусков?

По мнению Минфина, выраженному в Письме от 03.05.2012 N 03-03-06/4/29, такие расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ, в частности компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая при увольнении, признается расходом единовременно (п. 8 ст. 255, п. 4 ст. 272 НК РФ). Исходя из положений ст. 255 НК РФ расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ (п. 7 ст. 255 НК РФ), и денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством РФ (п. 8 ст. 255 НК РФ) являются разными видами расходов на оплату труда.

Таким образом, суммы компенсаций за неиспользованные отпуска, выплачиваемые работникам при увольнении в соответствии с ТК РФ, не могут быть списаны за счет резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.

Можно ли использовать текущий резерв на выплату вознаграждений за предыдущий год?

Бюджетные и автономные учреждения вправе предусмотреть резерв на выплату годового вознаграждения в соответствии со ст. 267.3 НК РФ. Обычно вознаграждение за год выплачивается по истечении года, то есть в следующем году. В данном случае речь идет о ситуации, когда в предыдущем году резерв на оплату отпусков и выплату годового вознаграждения не формировался, а вознаграждение за предыдущий год выплачивается в текущем году.

По мнению Минфина, выраженному в Письмах от 02.04.2012 N 03-03-06/4/25 и от 24.01.2012 N 03-03-06/1/31, в этой ситуации организация вправе использовать сформированный в текущем году резерв на выплату годового вознаграждения по итогам работы за предыдущий год. При этом Минфин обращает внимание, что такое использование будет правомерным, если в предыдущем году указанный резерв не формировался, а выплата вознаграждения за предыдущий год предусмотрена в текущем году. Например, приказ о премировании работников датирован текущим годом, а тот факт, что резерв был сформирован для выплаты вознаграждений за текущий год, не имеет значения.

Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств

Для создания данного резерва бюджетное или автономное учреждение может самостоятельно определить несколько нормативных величин и утвердить их в учетной политике для целей налогообложения, например:

  • совокупная стоимость основных средств. По мнению автора, в данном случае учреждение должно учитывать основные средства, приобретенные в рамках приносящей доход деятельности и участвующие в ней;
  • норматив отчислений в резерв.

Совокупная стоимость основных средств равна сумме первоначальной стоимости всех основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. При этом в расчет берется только амортизируемое имущество.

При расчете совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящей главы, учитывается восстановительная стоимость, определенная в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.

Для справки. Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, — как сумма, в которую оценено такое имущество по правилам Налогового кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ (п.

Норматив отчислений в резерв определяется с учетом предельной суммы отчислений. В свою очередь, предельная сумма отчислений в резерв определяется исходя из периодичности осуществления ремонта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта с учетом установленного ст. 267.3 НК РФ общего размера отчислений в резерв предстоящих расходов.

При накоплении средств на проведение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода предельный размер отчислений в резерв может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период согласно графику проведения указанных видов ремонта, при условии что в предыдущих налоговых периодах указанный либо аналогичный ремонт не осуществлялся.

В течение налогового периода отчисления в резерв списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода, а затраты на проведение ремонта списываются за счет средств указанного резерва. Если сумма указанных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва, то остаток затрат включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

Если на конец налогового периода остаток средств резерва превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных средств, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода включается в состав доходов налогоплательщика.

advokat-martov.ru

Начисление резервов по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы

Начисление отложенных обязательств по сформированным резервам по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы

То есть это право, а не обязанность учреждения.

Цели создания

Основные виды резервов, которые могут быть созданы в казенном учреждении, приведены в письме Минфина России от 20 мая 2015 г. № 02-07-07/28998. Так, их формируют:

  • на оплату отпусков за фактически отработанное время (в части выплат персоналу и в части страховых взносов);
  • на оплату обязательств, по которым не поступили расчетные документы: по услугам связи, по коммунальным услугам, услугам по содержанию имущества;
  • по претензионным требованиям и искам;
  • на реструктуризацию деятельности, реорганизацию (в части выплат персоналу, страховых взносов, прочих расходов, оплаты прочих услуг).

Имеет смысл подумать и о создании резерва на ремонт основных средств (в том числе ремонт и обслуживание по гарантии) или на их утилизацию.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в казенном учреждении пример

Расчет производится по отдельным категориям сотрудников (группам персонала):

Резерв = К1 х ЗПср1 + К2 х ЗПср2 + К3 х ЗПср3, где:

К1, К2, К3 – количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории работников (группы персонала);

ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 – средняя заработная плата, рассчитанная по каждой категории работников (группе персонала).

Резерв на оплату страховых взносоврассчитывается с учетом методики расчета резерва на оплату отпусков.

Метод 1. Сумма страховых взносов при формировании резерва рассчитывается по каждому работнику индивидуально:

Резерв стр. взн.

При этом недостаточно указать только применение счета, на котором будут аккумулироваться суммы накопления (резервирования) предстоящих расходов. Учреждению следует отметить:

  • виды резервов, которые будут создаваться в учете (в частности, резерв для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска);
  • порядок формирования резерва (в данном случае следует отразить, каким образом он будет формироваться, то есть указать метод его определения);
  • дату, на которую будет формироваться резерв (например, последнее число месяца, квартала, полугодия или года).

Обратите внимание! Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально создан.

Какой метод нужно использовать при формировании резерва?

В Инструкции N 157н нет ответа на данный вопрос.

  • Страховые взносы = 10 000 × 0,302 = 3020 руб.

Итого на Иванова понадобится 10 000 + 3020 = 13 020 рублей.

Аналогично получаем цифры для Петрова (18 658,20 руб.) и Сидорова (10 416 руб.).

Суммируем значения по всем работникам. Итого нужно зарезервировать 13 020 + 18 658,20 + 10 416 = 42 094,20 рублей.

Методика 2: расчет по учреждению

В этом случае используется такая формула:

  • К — суммарный остаток неиспользованных всеми работниками дней отдыха;
  • ЗПср — средняя заработная плата по учреждению.

Сумму страховых взносов определяем так:

Пример расчета по методике 2

Допустим, у сотрудников учреждении накопилось 450 дней отпуска, а средняя дневная зарплата составляет 1500 рублей.

Дополнительная сумма составит 1500 руб. × 450 дн.

Российской Федерации претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;

по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов;

по иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан.

Начисленная заработная плата за январь 2015 года составила 500 000 рублей.

За январь отпускные не начислялись, в феврале сумма отпускных составила 34 000 руб.

Посчитаем размер резерва за январь согласно условию примера:

500 000руб./28*2,33= 41 607,14 руб.

Для отражения операций по формированию резервов и принятия обязательств на сумму созданного резерва в программе «1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8», редакция 1, предназначен документ «Операция (бухгалтерская)» (Рис.1).

Начисление оплаты отпуска за отработанное время за счет резерва отражается документом «Операция (бухгалтерская)», этим же документом можно отразить уменьшение отложенного обязательства (Рис.2):

Также необходимо отразить в учете расходные обязательства по выплатам начисленных отпусков, производимых за счет резерва.

Оценочное обязательство определяется на последний день года исходя из данных о количестве дней неиспользованного отпуска и средней заработной платы по всем сотрудникам в целом по учреждению, в дальнейшем – ежегодно.

Кадровая служба представила данные по состоянию на 31.12.2018 по количеству дней неиспользованного отпуска всеми сотрудниками:

– 885 дней за прошлые периоды;

– 2 800 планируемых дней отпуска в 2019 году.

Средняя дневная заработная плата по всем сотрудникам в целом составляет 833,39руб.

Ранее резерв не начислялся.

Сумма резерва по неиспользованным отпускам в 2018 году равна 737 550 руб. (833,39 руб. х 885 дн.).

Размер ежемесячных отчислений в резерв в 2019 году составит 194 458 руб. ((833,39 руб.

Основаниями для определения размера создаваемого резерва предстоящих расходов являются разработанные и утвержденные сметы расходов на срок, не превышающий трех календарных лет. Основаниями для разработки смет могут служить данные текущей деятельности организации (в частности, сведения о понесенных расходах на оплату отпусков за предшествующие годы).

Сумма отчислений в резерв предстоящих расходов включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного периода.

Эту сумму бухгалтер будет отражать нарастающим итогом 1-го числа каждого месяца в течение финансового года.

О порядке отражения операций по формированию резерва на ремонт основных средств разъяснено в письме Минфина России от 20 мая 2015 г. № 02-07-07/28998 .

Как отразить в бухгалтерском учете формирование резервов на ремонт основных средств, смотрите в Системе Госфинансы:

Резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание

Учебная мастерская бюджетного учреждения «Альфа» в течение четырех лет производит мебель (парты, стулья). По договору поставки на готовую продукцию предоставляют гарантию шесть месяцев. В учетной политике бухгалтер установил, что расчет резерва на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание производится на дату реализации мебели.

Резерв на оплату отпусков

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Как правильно создать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков в казенном учреждении и отразить создание данного резерва в учетной политике учреждения? Какой метод создания резерва предстоящих расходов на оплату отпусков применяется в казенном учреждении?

Ответ

Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:

Расчет нормы ГСМ

Узнайте верный КБК

Учетная политика для госсектора

Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы

сообщаем следующее: В настоящее время нет нормативных документов, которые бы регламентировали порядок создания резерва на оплату отпусков в казенных учреждениях. Более того, методы создания такого резерва не разработаны ни для одного из видов учреждений или органов власти. Именно поэтому принятие решения о необходимости создания резерва и о порядке его формирования находится исключительно в компетенции учреждения.

Вы можете воспользоваться примером из статьи или бланка учетной политики для бюджетного учреждения (приведены в прилагаемых материалах). Либо можете разработать свою методику.

В любом случае в резерв должны войти данные:
– о количестве неиспользованных дней отпуска по всем сотрудникам учреждения на предстоящий год (эти данные представляет как правило кадровая служба);
– о среднедневном заработке в целом по учреждению. Эти данные можно рассчитать из предполагаемого в предстоящем году фонда оплаты труда или из фактического фонда оплаты труда за прошедший год (например, на основании данных формы статистического наблюдения № П-4);
– величина обязательных страховых взносов, начисленных на предполагаемую к выплате в предстоящем году сумму отпускных (компенсаций за неиспользованный отпуск).

Также учреждение должно самостоятельно решить:
– как часто будет корректировать (пересчитывать) годовую сумму резерва – ежемесячно, ежеквартально, один раз в год. Частота пересчета (корректировки) годовой суммы резерва зависит от того, как часто меняется кадровый состав учреждения или как часто происходит изменение зарплаты;
– как часто будет производить отчисления в резерв в бухучете (ежемесячно, ежеквартально, один раз в год).

Исходя из буквального толкования пункта 302.1 Инструкции № 157н цель создания резервов – равномерное включение в течение года расходов на финансовый результат учреждения. Поэтому для достижения этой цели отчисления в резерв целесообразно также производить равномерно – ежемесячно или ежеквартально. Например, в учетной политике можно установить следующее правило: «Отчисления в резерв на оплату отпусков производятся в размере 1/12 величины годового резерва ежемесячно – 5 числа каждого месяца».

Инструкция: как рассчитать резерв отпусков

Для чего нужен резерв отпусков

ТК РФ дает всем работникам право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Поэтому каждый работодатель несет обязательные расходы на:

  • отпускные;
  • либо денежную компенсацию за неиспользованные дни.

Бюджетники планируют отдых всех сотрудников заранее. Для этого составляется особый документ — график отпусков. Период, в течение которого работник может отдыхать, прямо пропорционален отработанному времени: чем дольше трудится сотрудник, тем больше будет отпускных дней. За месяц набегает примерно 2 дня. Компенсация за неиспользованные работником отпускные дни выплачивается при увольнении. Рассчитать период и размер компенсации можно с помощью онлайн-калькулятора на нашем портале.

Поэтому организации необходим запас денег, из которого будут выплачиваться не только отпускные или компенсации, но и взносы во внебюджетные фонды. Такой запас создается в текущем периоде, а используется в будущем. Например, резерв отпусков на 2019 год нужно было сформировать в 2018 году. А в текущем работодатели резервируют деньги на 2020 год.

Кто обязан формировать резерв отпусков

Создавать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков — это обязанность не только государственных организаций, но и всех юрлиц. Исключение сделано только для тех, кто работает по упрощенке. Обязанности прописаны:

  • в пункте 3 ПБУ 8/2010;
  • статьях 4 и 5 402-ФЗ от 06.12.2011.

С какой периодичностью это делать

Главная задача — сделать так, чтобы у организации всегда были деньги на выплату отпускных и компенсаций. Поэтому на отчетную дату объем зарезервированных денег должен равняться той сумме, которую пришлось бы выплатить работникам, если бы они одновременно ушли в отпуск. А вот отчетной датой может быть:

  • конец каждого месяца;
  • конец каждого квартала;
  • конец года.

Первый из перечисленных вариантов — последнее число месяца — точнее всего отражает текущее положение вещей, но при этом является наиболее трудоемким. Последний — 31 декабря — самый простой, но и наименее информативный. Воспользоваться им могут только те организации, которые отчитываются только по итогам года. Специалисты считают, что оптимальным вариантом будет формировать резерв отпусков в последний день каждого квартала.

Бюджетная организация вправе сама выбрать удобный подход, после чего решение нужно закрепить в учетной политике.

Как считать резерв отпусков

Минфин предложил три методики расчета. Они изложены в приложении 3 к Письму Минфина России от 20.05.2015 № 02-07-07/28998:

  1. По каждому сотруднику.
  2. По всей организации.
  3. По группам персонала.

Подходящий вариант бюджетная организация тоже выбирает сама и закрепляет его в учетной политике.

Методика 1: персонифицированный расчет

Если организация решает считать отпускной резерв по каждому сотруднику, используется такая формула:

  • РО — резерв отпусков;
  • К — остаток неиспользованных сотрудником дней отдыха;
  • ЗП — его среднедневной заработок.

Также надо определить сумму запаса на оплату страховых взносов. Для этого используется формула:

  • Рсв — запас расходов на страховые взносы;
  • С — ставка страховых взносов.

Просуммировав оба полученных значения, получим сумму, которую нужно зарезервировать для оплаты отдыха.

Пример расчета по методике 1

Предположим, в организации числятся три работника, данные по ним таковы:

  • Иванов: остаток отпускных дней — 5 календарных дней, среднедневной заработок — 2000,00 руб;
  • Петров: остаток дней — 12 календарных дней, среднедневной заработок — 1200,00 руб;
  • Сидоров: остаток дней — 8 календарных дней, среднедневной заработок — 1000,00 руб.

Для начала считаем отпускные и взносы по каждому работнику.

Ставки по страховым взносам составляют:

  • ПФР — 22 %;
  • ФСС — 2,9 %;
  • ФФОМС — 5,1 %;
  • ФСС на травматизм — 0,2 %.

Таким образом, суммарная ставка для расчета = 22 + 2,9 + 5,1 + 0,2 = 30,2 %.

Расчет для Иванова:

  1. Сумма для резерва = 2000 руб. × 5 дн. = 10 000 руб.
  2. Страховые взносы = 10 000 × 0,302 = 3020 руб.

Итого на Иванова понадобится 10 000 + 3020 = 13 020 рублей.

Аналогично получаем цифры для Петрова (18 658,20 руб.) и Сидорова (10 416 руб.).

Суммируем значения по всем работникам. Итого нужно зарезервировать 13 020 + 18 658,20 + 10 416 = 42 094,20 рублей.

Методика 2: расчет по учреждению

В этом случае используется такая формула:

  • К — суммарный остаток неиспользованных всеми работниками дней отдыха;
  • ЗПср — средняя заработная плата по учреждению.

Сумму страховых взносов определяем так:

Пример расчета по методике 2

Допустим, у сотрудников учреждении накопилось 450 дней отпуска, а средняя дневная зарплата составляет 1500 рублей.

Дополнительная сумма составит 1500 руб. × 450 дн. = 675 000 рублей.

Суммарная ставка также 30,2 %, поэтому сумма на оплату страховых взносов = 675 000 × 0,302 = 203 850 рублей.

Итого нужно зарезервировать 675 000 + 203 850 = 878 850 рублей.

Методика 3: по категориям работников

Самая сложная формула, выглядит она так:

  • К1, К2, К3 — неиспользованные дни оплачиваемого отдыха по каждой категории работников;
  • ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 — средняя зарплата для каждой категории работников.

Запас на страховые взносы считаем по формуле:

Пример расчета по методике 3

Пускай на начало года данные по категориям сотрудников таковы:

  • по управленческому персоналу: остаток отпускных дней — 300 календарных дней, среднедневной заработок — 2000,00 руб.
  • по хозяйственному персоналу: остаток дней — 200 календарных дней, среднедневной заработок — 1200,00 руб.

Резервная сумма = 2000 руб. × 300 дн. + 1200 руб. × 200 дн. = 840 000 рублей.

Суммарная ставка также 30,2 %, следовательно, сумма на оплату страховых взносов = 840 000 × 0,302 = 253 680 рублей.

Итого нужно зарезервировать 840 000 + 253 680 = 1 093 680 рублей.

Как отразить в учете

В бюджетном учете начисление резерва на оплату отпусков и все другие операции с ним отражаются такими корреспонденциями счетов:

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит