Аттестация педагогических работников в 2019 году: порядок, правила, изменения, регламент аттестации педагогических работников 2019

Содержание
  1. Аттестация педагогических работников в 2019 году: порядок, правила, изменения
  2. Процедура аттестации педагогических работников: основные нюансы
  3. 2 этапа аттестации
  4. Типы аттестации
  5. Процедура аттестации
  6. Как проходит аттестация педагогических работников
  7. Нормативная база
  8. Периодичность проведения аттестации
  9. Аттестация для подтверждения соответствия должности
  10. Аттестация для установления квалификационной категории
  11. Что делать при несогласии с результатами
  12. Порядок аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности
  13. Нормативная база
  14. Периодичность проведения
  15. Цели проверки
  16. Порядок проведения
  17. Можно ли не проходить аттестацию
  18. Аттестация педагогических работников в 2019 году

Аттестация педагогических работников в 2019 году: порядок, правила, изменения

Профессиональное сообщество продолжает активно обсуждать модель аттестации, которая распространится на всех российских учителей в 2020 году. Апробация нового порядка проведения аттестации педагогических работников началась в 19 пилотных регионах в июне 2018 г. И уже можно делать некоторые выводы.

Зачем нужна новая модель?

Сама по себе идея хорошая. Аттестация стимулирует профессиональное развитие и личностный рост педагога, позволяет выделить лидеров, контролировать в целом качество образования в школах.

У действующей модели, по мнению разработчиков Минпросвещения, есть 3 важных недостатка:

  • учитель тратит слишком много времени на сбор, сканирование и копирование тонны справок, дипломов, публикаций;
  • разные условия проведения в регионах, которые напрямую влияют на результаты аттестации педагогических работников;
  • результаты проверки слабо влияют на доход педагога и карьерный рост, поэтому нет достаточного стимула для ее прохождения.

Процедура аттестации педагогических работников: основные нюансы

С 2019 года в установленном порядке аттестации педагогических работников произошли некоторые изменения. Сама по себе процедура аттестации проходит с целью контроля соответствия работников образования занимаемым ими должностям. Оценке подлежит профессиональная деятельность аттестуемого. Среди профессионалов отрасли прошли обсуждения приближающихся перемен. В частности, в конце прошлого года свои замечания и предложения, экспертные оценки представила педагогическая общественность Новосибирской области. Они были рассмотрены и приняты во внимание, что говорит об открытости процесса и искреннем желании непосредственных участников улучшить упавший уровень образования в стране.

2 этапа аттестации

Закон предусматривает организацию таких проверок раз в 5 лет. В случаях, когда педагог игнорирует проверку или не может подтвердить уже имеющийся разряд, то имевшаяся в течение 5 последних лет квалификация отменяется. Новый порядок проведения аттестации педагогических работников предполагает 2 этапа:

  • На 1 этапе педагог доказывает свою профессиональную пригодность. Здесь проверяются педагогические навыки, рассматривается умение преподавать, ладить с детьми. Новшеством явилось компьютерное тестирование. Разработанные тесты включают 100 вопросов, отведённое время – 2,5 часа. Вопросы охватывают широчайший диапазон тем – от знания предмета до основ законодательства России. Каждый вопрос имеет только 1 правильный ответ из 6 предложенных. Правильные ответы на не менее чем на 60% вопросов гарантируют соискателю подтверждение существующей квалификации.
  • Для участников, одолевших 85% и больше вопросов и имеющих 1 разряд, наступает следующий этап. На 2 этапе происходит получение категории преподавателя. Первая и высшая категории присваиваются на этом этапе. Но для получения 1-ой, надо иметь 2-ую, а для получения высшей категории необходима 1-ая в течение не менее 2-х лет. Для проверки на высшую категорию требуется отчёт о самообследовании. Состоит отчёт из публикаций, электронных и бумажных, методических разработок. Хорошо, если они уже применяются на практике. Далее предоставляются списки учеников, участвовавших, а лучше, победивших в олимпиадах, конкурсах, прочих соревнованиях. Большой вес отчёту придадут доказательства личных достижений, а именно, награды, почётные грамоты, хвалебные письма. То есть, общий человеческий уровень соискателя высшей категории профессионализма должен быть заметно выше среднего. Для 1-ой категории всё проще. Здесь надо иметь 2-у категорию, пройти 1-й этап, показать владение современными методиками. Но в обоих случаях рекомендуется иметь портфолио и видеоматериалы.

Повышение категории происходит при явных успехах учеников в освоении учебной программы, научной, интеллектуальной и творческой деятельности. При этом учитывается вклад педагога в развитие и исправление процесса обучения. Участие в специальных, тематически и профессионально направленных мероприятиях, которые проводятся и в формате общественного обсуждения.

Изменения в аттестации произведены, в том числе, и для стимула в повышении уровня педагогического состава страны. Для возможности повысить требования к педагогу надо определить уровень мастерства, имеющийся в данный момент. После чего улучшать качество преподавания на всех уровнях образования. А кроме этого, проверки профессионализма позволяют распределять заработную плату в соответствии с имеющейся квалификацией, что не допустит уравниловки между сотрудниками.

Типы аттестации

В России правилами прописаны 2 типа аттестации: обязательная и добровольная. Первая касается всех работающих преподавателей и служит уже сложившемуся уровню образования. А вот в добровольном проведении аттестации заинтересованы люди, заботящиеся о своём профессиональном росте, ну и росте заработной платы. До этого педагоги для повышения заработка писали заявления о получении квалификации в районные отделы образования. По новым правилам, организацией этой процедуры заняты образовательные органы субъектов РФ.

Аттестация педагогических работников в 2019 году начинается с процесса организации мероприятия. Для этого руководитель учебного заведения подаёт представление на сотрудника в аттестационную комиссию и не позднее, чем за 30 дней до мероприятия, должен ознакомить с ним педагога. Если же проводится аттестация добровольная, то её организация начинается с заявления педагога с просьбой аттестоваться в адрес руководителя учебного учреждения. Для аттестации педагогических работников в 2019 году, помимо подписанного заявления, потребуются копии следующих документов:

  • выписка из протокола прошлой проверки;
  • диплом о профессиональном образовании;
  • подтверждение наличия категорий, если есть;
  • документы о смене фамилии, если такой факт имеет место;
  • характеристика с места работы.

Процедура аттестации

Отсутствие дополнительного профессионального образования не является причиной для отклонения заявки на получение категории квалификации. Организация аттестационного процесса должна обеспечить открытость и коллегиальность принятия решений. Такие формы аттестации педагогических работников обеспечивают объективную, не дискриминирующую оценку профпригодности коллег. Решение о повышении квалификации педагога принимает специально созванная комиссия, члены которой и оценивают компетентность и призвание к обучению молодого поколения. Заседание комиссии проходит в присутствии аттестующихся граждан. Но даже если виновник заседания не явится по уважительной причине, то решение о соответствии его нахождения на рабочем месте примут и без него. Протокол ведётся по локально установленным правилам. Единой формы не существует. Подписывают этот протокол все члены комиссии. Выписка из протокола, заменившая аттестационный лист, с результатами проверки и персональными данными работника готова через пару дней. В течение следующих 3-х дней с выпиской надо ознакомить сотрудника под роспись и занести её в его личное дело. Если всё прошло удачно, педагог аттестован, то издаётся приказ о соответствующей квалификации, на основании которого производится запись в трудовую книжку.

Обязательная аттестация работников образования не затрагивает:

  • беременных и, находящихся в декрете, учительниц. Для них сроки аттестации переносятся на 2 года со дня выхода на работу;
  • педагогических работников с квалификационной категорией;
  • молодых учителей, с опытом преподавания менее 2-х лет;
  • педагогов, находящихся на больничном листе более 4-х месяцев. Аттестоваться им предстоит через год после закрытия больничного.

Но добровольная аттестация не запрещена ни в каком случае. Итогом добровольной проверки может стать 1-ая или высшая квалификационная категории, устанавливаемые на 5-летний период, но не подлежащие продлению.

Важно! Высшая квалификационная категория присваивается только после сдачи квалификационных экзаменов. Но перед сдачей экзаменов на высшую категорию необходимо разработать авторскую методику преподавания в учебном заведении и опубликовать её в профильных изданиях.

Одно из правил о порядке аттестации педагогических работников гласит, что высшая квалификационная категория – это венец преподавательского мастерства. Его дальше уже повысить нельзя, а вот подтверждать нужно.

Представители Министерства образования обратились с предложением к Правительству России внести ещё большие изменения в порядок аттестации педагогических работников. А именно, вести этап проверки знаний IT-технологий и коммуникации, усовершенствовать навыки выхода из конфликтных ситуаций не только с учащимися, но и с их родителями. По мнению Минобразования, критерии соответствия преподавателей требованиям современности стандартизируются, в связи с чем, обнажатся пробелы, которые можно уже будет ликвидировать путём повышения квалификации.

Как проходит аттестация педагогических работников

Законодатель установил необходимость аттестовывать педагогов. Цель — установить соответствие сотрудника занимаемой должности.

Расскажем в статье о том, с какой периодичностью осуществляется проверка, каков порядок ее проведения, а также о случаях, когда сотрудник не подлежит проверке.

Нормативная база

Порядок аттестации педагогических работников в 2019 году определен законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, который предусматривает необходимость для учителей проходить проверку, а также Приказом Минобразования РФ № 276 от 07.04.2014, утверждающим как порядок осуществления процедуры, так и требования к ней и ее особенности.

Работодатель своим локальным актом может установить порядок, учитывая специфику учреждения. Есть организации, помогающие в подготовке и проведении испытания, например ВГАПО (центр аттестации педагогических работников), ЦСНК (Ульяновск, аттестация педработников), КИРО (Курск, аттестация педагогических работников 2019).

Информацию о процедуре можно найти на официальных сайтах, таких как csnk.ru — аттестация, РЦОКО (Саратов, официальный сайт — аттестация педагогов 2019), ИРООО (Омск, официальный сайт — аттестация педагогов 2019), МРКО (аттестация педагогических кадров, личный кабинет).

Периодичность проведения аттестации

Периодичность процедуры зависит от ее целей. В настоящее время аттестация представлена двумя вариантами проверки:

  1. Определение соответствия должности — аттестация, проводимая в подтверждение того, что сотрудник соответствует выполняемой им работе. Такая форма обязательна, сроки ее установлены законодательно — она проводится один раз в пять лет. Такой алгоритм представляет собой проверку на соответствие занимаемой должности с профессиональной точки зрения. Порядок проведения определяет ряд исключений для установленных категорий.
  2. Присвоение квалификационной категории — аттестация, имеющая добровольный характер. Она проводится по желанию работника и дает возможность повысить имеющуюся квалификационную категорию. Такой алгоритм представляет собой проверку профсоответствия для повышения имеющейся категории.

Присвоение квалификационной категории инициируется сотрудником. Срок действия категории (не продлевается) составляет пять лет.

Однако работник может пройти повторную процедуру по окончании двух лет с даты присвоения предыдущей категории. При отказе в повторной проверке сотрудник вправе направить заявление еще раз, но по истечении одного года по факту полученного отказа.

Аттестация для подтверждения соответствия должности

При проведении этой процедуры оценке подлежит профессиональная деятельность педагога.

Кто проходит

Для разных групп сотрудников установлены определенные сроки прохождения процедуры. Общий установленный срок — раз в пять лет. Однако отдельные категории подтверждают соответствие должности в иные сроки.

Сотрудники, стаж работы которых в учреждении составляет менее двух лет

Женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам

Аттестуются не раньше чем через два года после выхода из отпуска

Находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет

Аттестуются не раньше чем через два года после выхода на работу

Сотрудники, которых не было на работе более четырех месяцев подряд из-за заболевания

Аттестуются через год после выхода на работу

Порядок проведения аттестации

  1. Работодатель приказом учреждает аттестационную комиссию в составе председателя, его заместителя, секретаря и ее членов, представителя профсоюза (при его наличии).
  2. Работодатель издает распорядительный документ о проведении испытания. Документ должен содержать информацию о графике ее проведения и перечне аттестуемых лиц. Приказ издается не позднее чем за 30 дней до процедуры. Работодатель знакомит перечисленных в нем подчиненных с содержанием документа под подпись.
  3. Работодатель разрабатывает на сотрудника представление, знакомит с ним подчиненного под подпись не позднее чем за 30 календарных дней до процедуры и отправляет документ в комиссию.
  4. Комиссия изучает представление и голосует за одно из решений:
    • соответствует должности;
    • не соответствует должности.
  5. Результат голосования доводится до сведения учителя и оформляется протоколом.
  6. В течение трех рабочих дней после формирования протокола сотрудник знакомится с выпиской из него под подпись.

Представление аттестуемого

Представление аттестуемого — документ, который наниматель вносит в аттестационную комиссию на каждого сотрудника. В представление аттестуемого включается следующая информация:

  • Ф.И.О.;
  • наименование должности;
  • дата подписания трудового договора по должности;
  • образование и(или) квалификация по специальности или направлению подготовки;
  • дополнительное профессиональное образование в сфере деятельности;
  • итоги предыдущих проверок;
  • оценка как деловых, так и профессиональных качеств, результатов деятельности.

Работодатель знакомит сотрудника с содержанием документа письменно не менее чем за 30 календарных дней до дня испытания. Сотрудник вправе предложить комиссии иную дополнительную информацию о результатах своей работы за период, прошедший с даты предыдущей проверки (при проверке впервые — с даты поступления на работу).

Если работник не желает знакомиться с представлением, работодатель составляет акт об отказе и подписывает его совместно с лицами, присутствующими при его составлении (не меньше двух).

Представление аттестуемого является, по сути, аналитической справкой об уровне квалификации по итогам его профессиональной деятельности.

Для качественной подготовки документа нужно указать ряд сведений.

  1. Анкетные данные:
    • Ф.И.О.;
    • информацию об образовании;
    • общий стаж;
    • педагогический стаж деятельности по аттестуемой должности;
    • стаж педагогической деятельности в учреждении образования;
    • уровень квалификации.
  2. Цели, которые достигнуты заявителем, и задачи, которые он выполняет.
  3. Использование инноваций в практике.
  4. Сведения о деятельности в образовательном учреждении:
    • состав учеников;
    • динамика их развития;
    • формирование качеств личности;
    • итоги проведенных мероприятий.
  5. Использование психологических знаний в профессиональной работе.
  6. Отзывы о деятельности работника, направленные родителями, учениками.
  7. Сведения об обучении, прохождении курсов повышения квалификации и т. п.
  8. Публикации (при наличии).
  9. Навыки работы с документами, иные навыки, требующиеся для работы по должности.
  10. Планы по обучению.
  11. Дата, подпись сотрудника.

Документ скрепляется печатью учреждения, подписью его руководителя.

Как проходит

Аттестация педагогических работников 2019 (Ульяновская область, иные субъекты РФ) проводится во время заседания комиссии. В процедуре участвует сотрудник.

Комиссия правомочна, если в ее работе участвуют не меньше двух третей от определенного распорядительным документом состава.

Процедура идет при участии аттестуемого педагогического работника.

Действия нанимателя в случае неявки педагогического работника на заседание комиссии следующие:

Аттестация переносится на другую дату. Необходимо внести соответствующее изменение в график проведения и ознакомить с ним работника под подпись не позднее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения.

Комиссия проводит аттестацию в отсутствие сотрудника.

В случае успешного прохождения аттестации комиссия даст заключение о соответствии педагога должности.

В случае непрохождения испытания комиссия даст заключение о несоответствии педагога замещаемой должности. В последнем случае наниматель может разорвать трудовой договор с педагогом по пункту 3 части 1 ст. 81 ТК РФ. Однако такое заключение не обязательно влечет необходимость уволить педагога. Наниматель может применить иные инструменты, например, направить на курсы повышения квалификации. Это даст возможность по окончании курсов пройти аттестацию повторно. Более того, педагог не может быть уволен, если есть возможность перевести его (при наличии письменного согласия) на иную должность, в том числе нижестоящую или нижеоплачиваемую. Не подлежит увольнению педагог, попадающий в перечень лиц, включенных в ст. 261 ТК РФ.

Аттестация для установления квалификационной категории

При проведении процедуры оценке подлежит уровень профсоответствия, позволяющий оценить возможность повышения категории.

Такая процедура проводится по желанию работника. Педагогу может быть установлена первая (высшая) категория.

Присвоенная категория сохраняется за педагогом до истечения срока ее действия, даже если человек перешел работать в другое учреждение, в том числе в другом регионе.

Кто проходит

Подать заявление на первую категорию можно вне зависимости от длительности работы в учреждении, и даже находясь в отпуске по уходу за ребенком. На высшую — только через два года в должности в учреждении.

Порядок проведения

Квалификационная категория устанавливается в следующем порядке:

  1. Сотрудник отправляет в аттестационную комиссию заявление. Его можно отправить заказным письмом с уведомлением или по электронной почте.
  2. Комиссия рассматривает данное обращение не более 30 календарных дней по факту его получения. После изучения определяется срок проведения процедуры. В адрес сотрудника письменно отправляется сообщение о месте и дате проведения процедуры.
  3. В результате комиссия принимает решение:
    • установить первую (высшую) квалификационную категорию;
    • отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории.
  4. Комиссия выносит решение заочно. Решение заносится в протокол.

Список документов для аттестации

Для прохождения процедуры учителю нужно подготовить ряд документов, обязательных для представления:

  • заявление;
  • копии предыдущих результатов (если проводилась);
  • копии дипломов о профильном образовании;
  • при условии присвоения ранее высшей или первой категорий приложить копии;
  • при смене фамилии — копии изменяющих документов;
  • характеристика с места работы, подтверждающая профессиональную компетенцию;
  • портфолио.

Заявление

Заявление оформляется на специальном бланке. Правый верхний угол включает информацию об адресате. Далее следуют сведения о заявителе, включая Ф.И.О., должность, наименование учреждения, в котором человек трудится, адрес, контактный телефон.

Помимо указанной, в заявление включается следующая информация:

  • изложение просьбы педагогического работника о проведении в отношении него аттестации;
  • категория, которая имеется у педагогического работника в настоящее время;
  • перечень оснований для присвоения категории, в соответствии с требованиями к выбранной квалификации;
  • перечень мероприятий образовательного характера, в которых принимал участие педагог;
  • сведения о педагоге, включая образование, стаж работы в педагогической сфере, стаж на последнем рабочем месте. При наличии грамот, повышения квалификации эти данные отражаются в тексте заявления.

Документ завершается датой и подписью педагогического сотрудника.

Заполняя заявление, особое внимание нужно уделить педагогическим достижениям. При участии в разработках методических материалов, интерактивных уроков, инновационных методиках преподавания предмета сведения об этом обязательно нужно представить в тексте заявления. К этому же документу можно приложить информацию о разработках педагогического работника.

Некоторые субъекты практикуют проведение многоступенчатых процедур, включая в них тестирование. По его итогам педагогический сотрудник может получить справку, в которой указано полученное число баллов. При этом установлен минимальный порог успешного прохождения, выражающийся в определенном количестве баллов.

Как проходит

Процедура принятия решения в отношении педагога составляет не больше 60 дней (от начала проведения до вынесенного комиссией решения).

Сотрудник вправе лично участвовать в процедуре. При его отсутствии на заседании процедура идет заочно.

Комиссия правомочна, если в ее работе участвуют не меньше двух третей от определенного распорядительным документом состава.

По результатам комиссия решает:

  • установить (подтвердить) первую (высшую) категорию по должности;
  • отказать в установлении.

Если педагогу с первой категорией отказано в присвоении высшей, первая категория сохраняется за работником до окончания периода действия.

При отказе в установлении категории сотрудник (при желании пройти аттестацию повторно) может обратиться в комиссию повторно с заявлением спустя год со дня принятия отказного решения.

Что делать при несогласии с результатами

Решение комиссии по аттестации обжалуется по алгоритму, определенному порядком аттестации педагогических работников. Заявление можно подать:

  • в комиссию по трудовым спорам;
  • в суд по истечении 3 месяцев с момента, когда педагог узнал о нарушенном праве.

Порядок аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности

Нормативная база

Регламентирует процедуру аттестации следующий нормативный документ: «Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденный приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276. Для работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, существует отдельный документ — приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 № 293.

Аттестацию следует проходить в обязательном порядке каждые пять лет (для отдельных категорий педагогов существуют исключения, которые содержатся в п. 22 Порядка). Представление на педагога для аттестации на соответствие занимаемой должности вносит работодатель. Проверка проводится на основе оценки профессиональных, деловых качеств, результатов выполнения должностных обязанностей по трудовому договору. В части, касающейся должностных обязанностей, следует руководствоваться профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Периодичность проведения

Согласно ст. 49 Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ», аттестация проводится один раз в пять лет. Некоторые категории лиц могут быть освобождены от прохождения обязательной проверки профпригодности педагогов. Например:

  • имеющие квалификационные категории;
  • проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в учреждении, в котором проводится аттестация;
  • беременные женщины;
  • сотрудницы, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • работники, находящиеся в отпуске по уходу за малышом младше трех лет;
  • не появлявшиеся на рабочем месте более 4-х месяцев подряд из-за болезни.

Цели проверки

Проверка педагогических работников преследует следующие задачи:

  • стимуляция повышения уровня квалификации педагогов;
  • определение степени потребности в повышении квалификации у педагогов;
  • повышение качественных характеристик профессиональной деятельности лиц, проходящих проверку;
  • дифференциация размера зарплаты преподавателей в соответствии с присвоенной им квалификационной категорией.

Но если работник самостоятельно выразил желание пройти проверку, никто не может отказать ему и не допустить к мероприятию. Добровольную педагогическую аттестацию проходят педагоги, которые по собственной инициативе хотят повысить квалификационный уровень. Для этого нужно обратиться к руководителю с соответствующим заявлением. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет, ее результаты продлению не подлежат.

Порядок проведения

Представление аттестуемого

Сама аттестация представляет собой заседание комиссии, в состав которой входит председатель и заместитель комиссии, секретарь, прочие члены комиссии, а также сам педагог.

Перед мероприятием на каждого сотрудника заводится представление — специальный документ, в котором обозначается ряд сведений о работнике. Руководитель организации должен ознакомить педагога с этим документом под подпись за месяц до проведения аттестации. В случае если сотрудник отказывается ставить свою подпись, документ заверяется работодателем.

Чтобы пройти проверку, педагог должен заранее предоставить пакет обязательных документов.

  • заявление на прохождение проверки на профпригодность;
  • копия документа о прохождении прошлой проверки (при наличии);
  • копии дипломов о педагогическом образовании;
  • копия, подтверждающая наличие высшей или первой категории (при наличии таковой);
  • копия документов о смене фамилии, имени, отчества (если эти данные менялись);
  • характеристика или сопровод с места работы.

В течение 30 дней после предоставления документов педагогу на домашний почтовый адрес придет извещение, содержащее все сведения о предстоящем мероприятии — место и время его проведения.

Как проходит аттестация

Проверка проводится на заседании аттестационной комиссии. Педагог имеет право присутствовать на мероприятии (если он изъявил такое желание в заявлении). Но возможен вариант, когда аттестуемый не явился. Несмотря на это, мероприятие состоится, т. к. неявка работника на заседание комиссии не является препятствием для проведения аттестации.

Аттестационная комиссия изучает представление, а также информацию, представленную преподавателем, характеризующую его профессиональную деятельность. Комиссия проверяет профессиональные навыки педагога, оценивает его умение общаться с учениками и т. д.

По итогам проверки комиссия выносит решение:

или, если в ходе проверки работник показал неудовлетворительные результаты,

Решение комиссия принимает в ходе открытого голосования большинством голосов.

Если аттестуемый присутствовал на мероприятии, результаты ему сообщат сразу же после ее окончания.

По окончании мероприятия составляется протокол, который подписывается всеми членами совета. Этот документ передается руководителю образовательной организации и хранится в личном деле преподавателя.

В течение двух дней после мероприятия на работника, прошедшего аттестацию, секретарем комиссии организации составляется выписка из протокола. Она содержит сведения о Ф.И.О., должности сотрудника, дату заседания аттестационной комиссии организации, результаты голосования, принятое решение. С выпиской из протокола педагог знакомится под подпись. После этого она также хранится в личном деле работника.

Можно ли не проходить аттестацию

Многих сотрудников интересует, можно ли проигнорировать мероприятие, и чем это грозит. Сроки аттестации педагогических работников в 2019 году составляют пять лет. Проходить такую проверку необходимо, если сотрудник не собирается прекращать свою преподавательскую деятельность. Также, согласно ст. 21 ТК РФ , каждый трудящийся обязан соблюдать трудовую дисциплину. Преподаватели — не исключение. Отказ является нарушением трудовой дисциплины. За это руководитель образовательного учреждения может наложить на преподавателя следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор и увольнение ( ст. 192 ТК РФ ).

Что касается аттестации на повышение квалификации, то она не является обязательной. Если же педагог своевременно не подтвердит свою квалификацию, она аннулируется. Соответственно, никакого наказания за игнорирование такой проверки не последует.

Аттестация педагогических работников в 2019 году

Статьи по теме

Аттестацией называют комплексную оценку профессионализма и квалификации педсостава образовательных учреждений. Эта процедура, согласно новой редакции Закона «Об образовании», предписывает необходимость организации и прохождения аттестации педагогов раз в пятилетку. Практически каждый год контролирующие структуры вносят коррективы в план аттестации, иногда изменения эпизодические, но зачастую существенные.

Руководство школ, лицеев, гимназий и других образовательных учреждений (УО) обязано ознакомиться с измененной программой, а также донести до подчиненных, как будет проходить аттестация педагогических работников в 2019 году.

Акцентные моменты обновленного законодательства

Правительство РФ обозначило 2018-2019 годы периодом реформ образовательной системы. Основная цель перемен в этой сфере – улучшение социального статуса педагога, оптимизация общего уровня преподавания и проведение мероприятий, способствующих росту престижности профессии. Эти запросы не новы, но сейчас их острота не дает возможность откладывать решение.

Министерство образования и науки отмечает, что требования выросли ко всем сторонам учебного процесса – и к учащимся, и к педагогам. Специалисты акцентируют внимание на том, что без этой категоричности невозможно продвигаться вперед, новые требования диктует время и намеченные на ближайшие годы задачи.

В частности, определен перечень самых частых проблем, с которыми сталкивается сегодня молодой специалист:

• он испытывает сложности с трудоустройством, так как принимают в штат новичков неохотно;

• низкая заработная плата – молодой специалист не заработал еще категорий, стажа и тех надбавок, которые заслужил учитель опытный, и даже старания и успехи молодого педагога руководство не всегда может поощрить материально в ощутимом объеме;

• наконец, молодой специалист не имеет возможности быстро повысить свой профессиональный уровень, ведь для этого ему нужно отработать в УО определенное количество лет и т.д.

И хотя многим такие трудности кажутся логичными, недоступными для изменений, именно приводят к оттоку молодых специалистов из школ. Они не находят самореализации, не могут рассчитывать на хорошую зарплату, ищут работу в иной сфере. Потому необходимость реформ назрела, и чтобы изменить текущее положение молодых учителей (в том числе) изменения претерпела аттестация педагогических работников 2019.

Для чего проводится аттестация

Если говорить очень кратно и емко, то аттестационная процедура может стать карьерной лестницей для современного учителя. Получив категорию выше имеющейся, специалист видит определенные перспективы.

• повышение зарплаты с учетом всех полагающихся выплат по определенной тарифной сетке;

• возможность получить нагрузку в виде классного руководства;

• возможность получить право заведования кабинетом и т.д.

И это не все перспективы, которые открывает успешно пройденная аттестация. Педагог мог расшить спектр своей деятельности за счет возможности ведения кружков, студий, секций, факультативов и пр. Он может получить определенную должность только при наличии категории, наконец, перейти в новое УО, стать методистом или заместителем он тоже может только при наличии определенной категории. Даже если объективно специалист готов к повышению уже сейчас, отсутствие категории мешает ему получить повышение.

В чем были недоработки прежней аттестации

Система, действующая до изменений, не была совершенной. Молодой специалист часто оказывался обезоруженным перед той цепочкой планомерных действий, которую нужно пройти для небольшого продвижения по карьерной лестнице. Первая аттестация представлялась возможной только через пять лет непрерывной работы в УО: а это, как показала практика, критический срок для молодого педагога принятие решения о том, останется он в профессии или нет.

Внеочередная аттестация, даже при значимых успехах специалиста, не могла быть раньше, чем через два года после прохождения предыдущей. И речь не о плановом повышении, а об аттестации по личной инициативе. Это значит, что даже тот педагог, что достиг весомых заслуг, показал высокую эффективность в работе, не может раньше времени получить новую категорию.

Еще один важный момент – ранее аттестация делала акцент на самой работе учителя и ее эффективности, и практически обходила стороной тесты на знание профпредмета.

Изменения аттестации педагогических работников в 2019 году учли многие слабые моменты предыдущих предписаний, новая интерпретация отличается прогрессивным видением положения учителя и инструментов, благодаря которым он может расти профессионально без лишних препон.

Прогрессивные изменения в новой аттестации

Новые правила аттестации учителей в 2019 году в педагогическом кругу называют революционными. И если это преувеличение, то совсем небольшое. Инноваций много, и некоторые в корне отличаются от пунктов ранее проводившихся процедур.

Так, каждый педагог с истекшей аттестацией должен пройти в текущем году новый тест, предназначенный для подтверждения его квалификации. Его содержание определяется предметом, который и преподает педагог: около 70% вопросов из области профильного предмета, оставшиеся 30% охватывают общие темы педагогики и психологии обучения.

Новые правила аттестации педагогических работников в 2019 году отражены и в обновленной аттестационной модели.

Результат педагогического труда будет оценен на основе предварительного собранного материала, предоставленного в форме КИМа. Сюда входит оценка знания профильного предмета, педагогическая, а также психическая подготовленность к работе.

Применение обновленной тест-модели

Ее задача – стимулировать современного учителя повышать качество и эффективность своего труда.

Молодой специалист может быстрее получить категорию, от которой зависит уровень его зарплаты. Это поможет избежать накопления заявок на досрочную аттестацию, то есть поспособствует дебюрократизации процесса в том числе.

Несовершенства прежней модели заключались, например, в создании портфолио. Безусловно, оно демонстрирует в определенной степени заслуги педагога, раскрывает его профессиональные стороны. Но затраченное на его создание время специалист мог бы отвести практическим действиям, которые относятся к его непосредственной работе с учеником. К тому же строгих критериев к форме портфолио так и не составлено. Это делает систему оценивания размытой, непрозрачной.

Новая аттестация педагогических работников в 2019 году уходит от «плавающих» требований и отсутствия единого подхода. Ранее после аттестации сотрудник понимал, что следующая – только через пять лет. У него исчезало желание совершенствоваться, учиться, расти, так как даже реальная эффективная работа в этом отношении не могла быть оцененной ранее строго установленного срока. Так теряется мотивация специалиста.

Новая модель: особенности

Новый подход несколько трансформирует порядок аттестации педагогических работников в 2019 году.

Как выглядит обновленная схема:

• Работодатель обязуется ознакомить учителя с планом аттестации не менее чем за 30 дней (календарных) до начала ее проведения.

• Учитель по желанию может предоставить комиссии дополнительную информацию, которая способна охарактеризовать его работу за период после пройденной аттестации (либо за период с момента начала профессиональной деятельности – для молодых сотрудников).

• Если работник отказывается от плановой аттестации, составляется акт под подпись учителя. При его составлении должны присутствовать как минимум два лица, которые фиксируют акт.

Основа новой аттестационной модели – объективная, обязательно независимая, прозрачная оценка подтверждения квалификации работника. Сам принцип проверки меняется. Теперь контрольные материалы делятся на три блока: изучается педагогический предмет, уровень преподавания профильного предмета и коммуникабельность.

Оценка главных нововведений

Основная инновация, как уже отмечалось, НКТ – Национальный квалификационный тест. Он обязателен для каждого сотрудника. Не всем понравилось такое нововведение, многие опытные учителя даже считают его оскорбительным. Но их оппоненты уверены – обижаться здесь не на что, даже самый опытный учитель должен расти, развиваться, постоянно обновлять свои знания, чтобы не было профессиональных застоев.

Сюда же относят справедливые высказывания о том, что если даже ученик младших классов владеет компьютером, лучше, чем учитель, если он быстрее ориентируется в поисковой информационной среде, с этим нужно что-то делать.

5 других важных изменений, которые несет аттестация учителей в 2019 году:

1. Учитель получает возможность «перескочить» через категорию. И это однозначный плюс, отсутствие которого ранее тормозило профессиональный рост талантливых педагогов.

2. Возможность досрочного выхода на аттестацию, если для того есть основания. Ранее это было если не невозможно, то очень сложно. Боясь бюрократических проволок, сотрудник, заслуживающий досрочной аттестации, просто не решался подать заявление.

3. В основе аттестации – не достижения специалиста в формате «здесь и сейчас», а его работа в динамике.

4. Наличие специальной методики, которая категориально высчитывает рейтинг педагога (эффективность деятельности).

5. Учитель должен продемонстрировать концептуально новые методологические подходы к выполнению обновленных стандартов и норм ФГОС.

Новая аттестация учителей в 2019 году должна, по мнению ее разработчиков, стимулировать педагога к профессиональному совершенствованию, предотвратить стагнацию и формализм мероприятий аттестационной программы.

Изменится ли зарплата?

Специалисты Минобрнауки уверяют, что в обновленной аттестационной модели заложено и финансовое стимулирование педработников. Так, предполагается увеличение разбежки между минимальной и максимальной ставкой по тарификации: приводятся и конкретные цифры – с 16000 рублей она должна вырасти до 50000 рублей.

Новая форма аттестации учителей в 2019 году, по прогнозам специалистов, даст возможность закрепиться начинающим педагогам в школе. Рост зарплат и возможность досрочного повышения квалификации, как предполагают в Министерстве, препятствует утечке педкадров в иные отрасли.

Риски реформированной модели

Изменения в аттестации учителей в 2019 году в отдельных кругах вызвали бурную критику. В обновленной модели действительно есть риски. Например, написание учителем эссе (по новым предписаниям оно должно оценить кругозор педагога) не имеет четких требований. Кто и как будет его проверять, на основании каких критериев – точно неясно. Но специалисты уверяют, что если не будет доказана эффективность этого способа проверки, эссе заменят более убедительными вариантами.

Возникли вопросы и к тем средствам, которые учитель неминуемо затратит для прохождения аттестации. Например, он должен проводить видеосъемку уроков: далеко не все учителя могут позволить себе качественную съемку, монтаж и обработку видео. Чтобы заведомо хорошо проявить себя с этой стороны, многие сотрудники, вероятно, будут привлекать сторонних специалистов (видеографов). Эти траты, разумеется, вряд ли компенсируют школа.

Опять же, для осуществления обычной видеосъемки учебного процесса учитель должен заручиться письменными разрешениями родителей учеников. Реально ли это? Если и реально, то затраты, даже временные, излишни.

Что ожидает учителей, не прошедших аттестацию

Большая часть страхов связана с простым вопросом: «Что, если я не пройду аттестацию?» Представители Минобрнауки заверили, что увольнение такому работнику не грозит. Но для руководства незачет будет сигналом: сам учитель должен обратить внимание на свой результат.

Скорее всего, его могут отправить на курсы повышения квалификации. И даже если работник уже прошел курсы, неудовлетворительно пройденная им аттестация может стать причиной необходимости повторения этого этапа самообразования.

У учителей появятся новые должности?

Аттестация учителей в 2019 году, последние изменения которой всколыхнули педагогическое сообщество, предполагает и введение новых должностей. По крайней мере, с таким заявлением выступили создатели нового Профстандарта 2019.

Так, в российской школе теперь может появиться:

• Старший учитель. Рассчитывать на такой статус может только сотр удник, уже получивший первую категорию.

• Ведущий учитель. Это же звание могут получить только специалисты с высшей категорией.

Новые должности предполагают и повышение заработной платы. Введение «старшего учителя» и «ведущего учителя» должно не просто сыграть на амбициях педработника, но и выстроить определенную профессиональную градацию. Ведь если в категориях учителей обыватель разбирается недостаточно хорошо, то определения «старший» и «ведущий» вызывают более четкие ассоциации.

Кто проводит аттестацию

Аттестационную комиссию, как и прежде, формирует УО самостоятельно. В составе ее будет председатель, секретарь и члены комиссии. Пока этот организационный принцип не ждут значительные изменения, хотя в будущем они не исключены.

Если в последующем комиссия будет включать не только работников образовательной организации, но и сторонних специалистов, цель такого нововведения – повысить объективность аттестации.

Кто не проходит аттестацию

Аттестация педработников подразделяется на два вида: обязательная и добровольная. В первом случае учитель должен подтвердить свое соответствие актуальной должности. Из этого следует, что он не обязательно повышает категорию, а доказывает ее состоятельность. Добровольная аттестация – это инициатива самого учителя. Аттестация педагогических работников в 2019 году: первая категория и высшая могут быть получены учителем, если он написал заявление на прохождение процедуры.

Не подлежат обязательной аттестации следующие категории сотрудников:

• педагоги, работающие в УО с 2015 года позже;

• пребывающие в отпуске по уходу за ребенком;

• пребывающие более четырех месяцев подряд на больничном.

Входят в этот перечень и педагоги с уже полученными категориями в недавнем времени.

Как оформить аттестационные документы

Ранее педработнику достаточно было написать заявление, сейчас же регистрация сотрудника УО на прохождение аттестации – процесс более длительный.

Какие документы потребуются:

• заявление с личной подписью педагога;

• копия результатов ранее пройденных аттестаций (при их наличии);

• копия диплома (либо дипломов) об образовании, а также о пройденной переподготовке;

• копия документа о получении категории (если она уже есть у работника), заверенная подписью руководителя УО;

• копия документации о смене фамилии, если это актуально;

• характеристика непосредственно с места работы либо сопроводительное письмо – они должны дать оценку уровня компетенций учителя и его работы;

• информ-карта с отображением итогов деятельности за межаттестационные сроки.

Те же педагоги, что желают пройти добровольную аттестацию, должны, помимо прочего, предоставить составу комиссии носители с видеозаписью двух занятий. Занятия должны быть проведены в межаттестационный период.

В каждой школе в запланированное время вывешивается график аттестации педагогических работников в 2019 году. Каждый специалист уведомлен о необходимости (либо – добровольной возможности) пройти аттестацию.

Эти нововведения конечны?

Нет, окончательная разработка новой структуры аттестации должна быть завершена в 2020 году. Это значит, что в текущем году новые аттестационные мероприятия еще не обретут завершенный вид, но будут в достаточной степени реформированы. Задумки представителей Минобрнауки касаются не только действующих учителей, но и студентов старших курсов педвузов. Будущие специалисты могут строить планы, оценивать свои перспективы, более уверенно смотреть в завтрашний день.

Ранее те же студенты, зная, что до первого значительного повышения зарплаты должно пройти не менее пяти лет с начала профессиональной деятельности, задумывались о другом пути. Многие выпускники отказывались от педагогической карьеры, в основном, из-за неопределенности в финансовом плане. Теперь же, если верить прогнозам, удастся перебороть эту нестабильность в притоке новых кадров, мотивировать молодых специалистов.

Как следствие, можно ожидать в скором времени новой формации учителей. Они не так ограничены в своем профессиональном росте, их мотивация более четкая и основательная, они готовы к прозрачному и серьезному этапу проверки своей квалификации, профессионального соответствия.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит