Общая система налогообложения (ОСН, ОСНО) в 2019 году, общая система налогообложения какие налоги

Содержание
  1. Общая система налогообложения (ОСН, ОСНО) в 2019 году
  2. Что такое ОСН
  3. В каких случаях применение ОСНО выгодно
  4. Переход на ОСНО в 2019 году
  5. Какие налоги необходимо платить на общей системе налогообложения в 2019 году
  6. Отчетность на ОСНО в 2019 году
  7. Совмещение ОСН с иными системами налогообложения
  8. rosuchet.ru
  9. Что такое "общая система налогообложения" (ОСН)?
  10. Налоги и налоговая система
  11. Общая характеристика налоговой системы России
  12. Критерии оценки налоговых систем
  13. Принципы налогообложения в РФ
  14. ОСНО - общая система налогообложения

  15. Особенности ОСНО
  16. Как перейти на ОСНО
  17. Краткая характеристика налогов, уплачиваемых на ОСНО
  18. Отчетность и налоговые выплаты организаций на ОСНО
  19. Отчетность и налоговые выплаты ИП на ОСНО
  20. Общая система налогообложения какие налоги

Общая система налогообложения (ОСН, ОСНО) в 2019 году

Что такое ОСН

Общая (стандартная) система налогообложения – это самый сложный режим налогообложения из всех существующих в России, характеризующийся большим количеством налогов, обязанностью ведения полного бухгалтерского и налогового учета.

На ОСНО по умолчанию переводятся все предприниматели и организации, не определившиеся с выбором системы налогообложения при регистрации, а также те, которые больше не вправе применять ни один из специальных налоговых режимов: УСН, ПСН, ЕНВД и ЕСХН.

На общую систему не распространяются никакие ограничения по видам деятельности, количеству сотрудников, полученным доходам и т.д. Как правило, большинство крупных компаний работает на ОСНО и как плательщики НДС предпочитают также работать с теми, кто платит этот налог.

В каких случаях применение ОСНО выгодно

Применять общую систему налогообложения выгодно:

  • если большая часть контрагентов находится на ОСНО и тем самым заинтересована во «входном» НДС;
  • при импорте товаров на территорию РФ (уплачиваемый при ввозе товаров НДС можно заявить к вычету);
  • основная часть деятельности связана с оптовой торговлей;
  • организация является льготником по налогу на прибыль (например, образовательные учреждения).

Переход на ОСНО в 2019 году

Для того, чтобы начать работу на ОСНО сразу после регистрации бизнеса, подавать в ИФНС уведомление о применении ОСНО не нужно. Все организации и ИП автоматически переводятся на данный режим, если при регистрации, или в течение 30 дней после нее, ими не был выбран иной режим налогообложения.

Переход с УСН на ОСНО

Для перехода на ОСНО с УСН необходимо в срок до 15 января года, с которого планируется переход на общий режим, подать в налоговую инспекцию по месту учета уведомление об отказе от применения УСН.

В случае, если до 15 января уведомление подано не будет, перейти на ОСНО можно будет только со следующего года.

Добровольный переход на ОСНО возможен только со следующего календарного года, но в случае если организация или ИП утрачивает право на применение УСН, они автоматически считаются переведенными на ОСНО с того квартала, в котором допущено несоблюдение условий применения УСН.

Переход с ЕНВД на ОСНО

Для перехода на ОСНО с ЕНВД необходимо в срок до 5 января года, с которого планируется переход на общий режим, подать в налоговый орган по месту учета заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД по форме ЕНВД-3 для организаций и ЕНВД-4 для ИП.

Добровольный переход на ОСНО возможен только со следующего календарного года, но в случае если организация и ИП утрачивают право на применение ЕНВД, они автоматически считаются переведенными на ОСН с того квартала, в котором допущено несоблюдение условий применения ЕНВД.

Переход с ЕСХН на ОСНО

Для перехода на ОСНО с ЕСХН необходимо в срок до 15 января года, с которого планируется переход на общий режим, подать в налоговый орган по месту учета заявление об отказе от применения ЕСХН по форме № 26.1-3.

Добровольный переход на ОСНО возможен только со следующего календарного года, но в случае если организация и ИП утрачивают право на применение ЕСХН, они автоматически считаются переведенными на ОСН с начала того отчетного (полугодие) или налогового (год) периода, в котором допущено несоблюдение условий применения ЕСХН.

Повторно перейти на ЕСХН можно только спустя один год после утраты права на применение ЕСХН.

Переход с Патента на ОСНО

Перевод на ОСН с ПСН осуществляется по истечение 5 дней с даты представления в налоговый орган заявления о прекращении деятельности на патенте. При утрате права на применение патента предприниматель переводится на общую систему с начала периода на который был получен патент.

Какие налоги необходимо платить на общей системе налогообложения в 2019 году

Основные налоги ОСНО

В таблица ниже представлены все основные налоги, которые необходимо платить на ОСНО:

Авансовые платежи (для организаций, отвечающих признакам п. 3 ст. 286 НК РФ) – в течение 28 дней с момента окончания отчетного периода (квартала)

Ежемесячные авансовые платежи – до 28 числа каждого месяца

Налог по итогам года – до 28 марта года, следующего за отчетным

До 15 июля года, следующего за отчетным

Налог за год подлежит уплате до 1 декабря года, следующего за отчетным

Налоги и платежи за работников

ИП и организации на ОСНО обязаны со всех доходов, выплачиваемых своим сотрудникам (в том числе работающим на гражданско-правовой основе), удерживать НДФЛ, а также перечислять страховые взносы во внебюджетные фонды.

Фиксированные взносы ИП

Все индивидуальные предприниматели, независимо от выбранной системы налогообложения и наличия сотрудников, обязаны каждый год платить фиксированные страховые взносы «за себя».

В 2019 году их размер составляет 36 238 руб.

Отчетность на ОСНО в 2019 году

Ниже представлена вся основная отчетность, которую необходимо сдавать ИП и ООО на общей системе налогообложения:

Налоговые декларации

Декларация по НДС

Ежеквартальная, срок сдачи – не позднее 25 дней с даты окончания квартала.

Формат представления декларации с 2015 года – электронный. Сдача декларации в бумажном виде приравнивается к непредставлению отчетности и влечет привлечение к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Также плательщики НДС обязаны вести регистры налогового учета: книги покупок и продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур.

Декларация по налогу на прибыль

Сдается по итогам отчетного периода (1 квартал, полугодие и 9 месяцев) в срок не позднее 28 дней с даты окончания периода. Годовая декларация представляется в срок до 28 марта.

В случае, если организация производит уплату авансов по фактически полученной прибыли отчетность она должна представлять каждый месяц до 28 числа.

Декларация по НДФЛ

Форма 3-НДФЛ подается один раз в год до 30 апреля. Форма 4-НДФЛ сдается в срок не позднее 5 дней по истечении месяца с даты получения первого дохода.

Более подробно про 3-НДФЛ и 4-НДФЛ.

Декларация по налогу на имущество организаций

Сдается по итогам отчетного периода (1 квартал, полугодие, 9 месяцев) в срок не позднее 30 дней с окончания отчетного периода, а годовая декларация – до 30 марта года, следующего за отчетным.

Декларация по налогу на имущество физических лиц

Индивидуальные предприниматели декларацию по налогу на имущество не представляют.

Единая упрощенная декларация

В случае, если в налоговом периоде у организации или ИП отсутствуют объекты налогообложения и операции, в результате которых происходит движение средств по счетам и кассе, они вправе, по определенным налогам, представить единую упрощенную декларацию.

Необходимо отметить, что ЕУД на ОСН можно сдать только по налогу на прибыль организаций и НДС (при условии, что любые операции по НДС отсутствуют). В отношении НДФЛ представление ЕУД не допускается.

КУДИР

Книга учета доходов и расходов ведется ИП на ОСНО и необходима для определения налоговой базы по НДФЛ.

Её можно заполнять в бумажном и электронном виде, но, в отличие например, от КУДиР на УСН, она подлежит заверению налоговым органом.

Более подробно про КУДиР

Бухгалтерская отчетность

Для малых организаций

Организации, являющиеся субъектами малого предпринимательства (среднесписочная численность сотрудников не более 100 человек и общая сумма доходов, как реализационных, так и внереализационных, не более 800 млн. рублей в год), могут вести упрощенный бухучет, который состоит из бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

Для крупных компаний

Крупные организации на ОСНО (коммерческие) обязаны вести полный бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, которая состоит из:

  • Бухгалтерского баланса.
  • Отчета о финансовых результатах (старое название «Отчет о прибылях и убытках»).
  • Отчета об изменениях капитала.
  • Отчета о движении денежных средств.
  • Пояснений к балансу и указанным отчетам.

Для некоммерческих организаций

Для некоммерческих организаций бухгалтерская отчетность состоит из баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Для индивидуальных предпринимателей

ИП на ОСНО могут не вести бухучет, если осуществляют учет доходов, расходов и хозопераций (КУДИР).

Отчетность за работников

Всем работодателям необходимо сдавать отчетность за своих сотрудников.

Совмещение ОСН с иными системами налогообложения

ОСНО можно совмещать лишь с двумя системами налогообложения: ЕНВД и ПСН.

Совмещение ОСНО с с УСН и ЕСХН не допускается.

При совмещении ОСНО с ЕНВД и ПСН налогоплательщик должен вести раздельный учет доходов и расходов отдельно по каждому виду деятельности.

rosuchet.ru

Что такое «общая система налогообложения» (ОСН)?

Вид налога Налоговая ставка Срок уплаты Кто платит
Налог на прибыль организаций 20% Организации
НДФЛ ИП
НДС 0%, 10%, 20% Не позднее 25 числа каждого месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом) по 1/3 суммы каждый месяц или единой суммой до 25 числа месяца, следующего за прошедшим кварталом Организации и ИП
Налог на имущество организаций не > 2,2% (устанавливаются местными властями) Налог и авансовые платежи уплачиваются согласно срокам, устанавливаемым нормативными актами субъектов РФ Организации
Налог на имущество физических лиц от 0,1% до 2% (устанавливаются местными властями)
  • Введение.
  • Различия между ОСН и специальными системами налогообложения.
  • Могут ли сосуществовать различные системы налогообложения?
  • Какая бухгалтерская отчетность предоставляется в налоговые органы?
  • По каким налогам предоставляется отчетность и производится уплата в налоговые органы?
  • Что такое «малое» предприятие? Какие льготы имеются для небольших по объему выручки и «малых» предприятий?
  • Сравнение стоимости бухгалтерского учета по ОСН и специальным налоговым режимам.

Введение.

Общая система налогообложения, или общий налоговый режим, в дальнейшем – ОСН – понятие, существующее для совокупности законов, правил, которыми регламентируются учет и налоги предприятий различных организационных форм (ИП, ООО, ЗАО, ОАО прочих), не находящихся на специальных налоговых режимах (специальных системах налогообложения – УСН, ЕНВД, ЕСХН, Соглашение о разделе продукции).

Предприятие на ОСН:

  • ведет «полный» бухгалтерский учет, используя для учета все бухгалтерские счета (используется от 20 до 50) с субсчетами и аналитикой
  • а также заполняет налоговые регистры, числом до сотни.

Бухгалтерский счёт — это «ячейка» в которую складываются те или иные доходы и расходы. Принципы сбора информации — группировки счетов в бухгалтерском и налоговом учетах не совпадают. Даже доходы считаются по-разному: в бухгалтерском — с НДС, в налоговом — без НДС. Поэтому задача бухгалтера — «поставить» бухгалтерский и налоговый учет, чтобы, с одной стороны, сделать учет более прибыльным, а с другой — сократить различия между учетами для облегчения трудоемкости, что, в конченом счете, означает удешевление стоимости бухгалтерии.

Цена ошибки бухгалтера высока, потому что положенный не в ту «ячейку» расход зачтётся при проверке не расходом, а занижением дохода, с последующим доначислением налога на прибыль и штрафами. Неправильно оформленный документ опять же приведет к выигрышу государства за счёт предприятия.

Отличия ОСН от УСН, ЕНВД, ЕСХН:

По сравнению со спецрежимами, в которых все расходы перечислены, в ОСН расходы поименованы не все, т.е. в ОСН учитываемых расходов больше. При специальных налоговых режимах УСН, ЕСХН и ЕНВД можно вести только 2 налоговых регистра, не считая зарплатных — налогооблагаемые доходы и налогооблагаемые расходы. Все остальное относится к управленческому учету и не требуется для учёта налогового. Разница разительна. Вот примерно в 5-10 раз и различается нагрузка на бухгалтера по ОСН и УСН

Коротко о специальных налоговых режимах:

  • ЕНВД (Единый налог на вмененный доход, может сосуществовать с ОСН, УСН, ЕСХН): на этом режиме ОБЯЗАНЫ находиться (выбора нет!) предприятия, ведущие розничную торговлю, за исключением торговли в торговых залах свыше 150кв. м., или оказывающие бытовые услуги населению, некоторые другие виды деятельности, т.е, в основном, предприятия, непосредственно работающие с физическими лицами. Ведутся книга доходов и расходов. касса.
  • УСН (Упрощенная система налогообложения, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ одновременно с ОСН, т.е. либо ОСН, либо УСН): на этом режиме МОГУТ БЫТЬ – по желанию — малые предприятия с оборотами менее 45 млн рублей в год. Ведутся книга доходов и расходов. касса. банк, ОС. бухучет ведется на сокращенном плане счетов.
  • ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ одновременно с ОСН, т.е. либо ОСН, либо ЕСХН): на этом режиме МОГУТ БЫТЬ – по желанию – предприятия, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.Ведутся книга доходов и расходов. касса. банк, ОС,бухучет ведется на сокращенном плане счетов.

ОСН может сосуществовать одновременно с ЕНВД, если предприятие также ведет деятельность, подпадающую под ЕНВД. В этом случае на предприятии должен вестись раздельный учет затрат (расходов), относящихся к ЕНВД и ОСН. Если затраты невозможно отнести сразу на один из видов деятельности – например, зарплату и налоги на руководителя предприятия и бухгалтерию, — то они делятся пропорционально доходу от различных видов деятельности. Затраты на деятельность, попадающую под ЕНВД, нельзя зачесть в затраты по иным видам деятельности.
ОСН не может применяться одновременно с УСН, ЕСХН и Соглашением о разделе продукции.

Отчетность при ОСН. Документы, предоставляемые при сдаче отчетности на ОСН.

  1. В налоговые органы ежеквартально предоставляется следующая бухгалтерская отчетность:
  2. Баланс. Форма №1. Ежеквартально.
  3. Отчет о прибылях и убытках. Форма №2. Ежеквартально.
  4. Отчет об изменениях капитала. Форма №3. Ежегодно.
  5. Отчет о движении денежных средств. Форма №4. Ежегодно.
  6. Приложение к бухгалтерскому балансу. Форма №5. Ежегодно.
  7. Отчет о целевом использовании полученных средств. Форма №6. Ежегодно.
  8. Пояснительная записка. По необходимости.
  9. Среднесписочная численность. Ежегодно.

В налоговые органы предоставляется отчетность и производится уплата по налогам:

Отчетность и уплата федеральных налогов:

  1. Налогу на добавленную стоимость (НДС) – отчетность ежеквартально, уплата ежеквартально, можно ежемесячно
  2. Налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) – отчетность ежегодно, уплата ежемесячно
  3. Налогу на прибыль – отчетность ежеквартально, уплата ежеквартально, при превышении суммы выручки в месяц 1 млн рублей или в квартал 3 млн рублей, ежемесячно
  4. Акцизам (при наличии производства спиртосодержащей продукции, перегонного бензина, продукции нефтехимии) – отчетность ежемесячно, уплата ежемесячно
  5. Сборам за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (для предприятий – охотоведческих и рыболовных, прочих аналогичных хозяйств) – отчетность ежемесячно, уплата — разовые и регулярные взносы при получении разрешений
  6. Налогу на добычу полезных ископаемых (для предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых) – отчетность ежемесячно, уплата ежемесячно
  7. Водному налогу (для предприятий, осуществляющих водопользование, обычные предприятия, пользующиеся водопроводной водой и центральным отоплением, к ним не относятся) – отчетность ежеквартально, уплата ежеквартально

Отчетность и уплата Региональных налогов:

  1. Налогу на имущество — ежеквартально, уплата ежеквартально
  2. Транспортному налогу (при наличии движимого имущества на балансе предприятия) –ежеквартально, уплата ежеквартально
  3. Налогу на игорный бизнес (при наличии лицензии)– ежемесячно, уплата ежемесячно

Отчетность и уплата по местных налогов:

  1. Земельному налогу ()- ежеквартально, уплата ежеквартально

В Пенсионный фонд (ПФ) предоставляется отчетность и производится уплата:

  1. Расчет по взносам в ПФ и ФОМС (РСВ-1): отчетность ежеквартально, уплата ежемесячно.
  2. Индивидуальные сведения: отчетность 2 раза в год.

В Фонд социального страхования (ФСС) предоставляется отчетность и производится уплата:

  1. Расчет страховых взносов в ФСС (4-ФСС и 4а): отчетность ежеквартально, уплата ежемесячно.

Малое предприятие

В экономическом пространстве России существует понятие «малого» предприятия, присутствующее в качестве термина в различных законах и подзаконных актах. Малыми предприятиями в целях бухгалтерского учета считаются удовлетворяющие всем следующим условиям:

  1. индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, доля в уставном капитале которого государства, фонда (за исключением акционерных или закрытых паевых инвестиционных), иностранца, иностранной фирмы, либо юридического лица, не являющегося субьектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% от общей суммы уставного капитала. Ограничение не касается предприятий, внедряющих инновации, исключительные права на которые принадлежат хозяевам таких предприятий — бюджетным научным институтам, центрам, бюро и пр., бюджетным ВУЗАМ, учреждениям Академии наук РФ.
  2. средняя численность работников предприятия за предшествующий календарный год не превышает 100 человек
  3. с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года годовая выручка без НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества, имевшего первоначальную стоимость свыше 10 тыс. рублей и нематериальных активов) не превышает 400 млн рублей.

Льготы для малых предприятий

Упрощено ведение бухгалтерского учета. Не применяются некоторые Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), такие, как ПБУ 8/01, 18/02 и др.

Уменьшено количество сдаваемых бухгалтерских отчетов в налоговые органы. У них остаются только:

  1. Баланс. Форма №1. Ежеквартально.
  2. Отчет о прибылях и убытках. Форма №2. Ежеквартально.
  3. Среднесписочная численность. Ежегодно.
  4. Вся налоговая отчетность остается в полном комплекте.

Дополнительные льготы предприятиям с небольшим доходом:

По Налогу на добавленную стоимость можно воспользоваться льготой по ст. 145 НК РФ, если выручка без учета НДС за 3 предшествующих календарных месяца не превышает 2 млн рублей, и не быть плательщиком НДС, но одновременно предприятие лишается права выставлять счета-фактуры с НДС. Это делается по заявлению о предоставлении льготы по ст.145 НК РФ.

Стоимость бухгалтерского учета на ОСН.

Стоимость услуг на ОСН выше стоимости бухучета на УСН, ЕСХН или ЕНВД из-за большого количества учетных регистров, а также налогов, правил и законов, которыми необходимо руководствоваться бухгалтеру.

Налоги и налоговая система

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Налоговый кодекс РФ

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

  • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Критерии качества налоговой системы:

  • сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

Основные тенденции развития налоговой системы:

  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков ;
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов. Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности. Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе понимании справедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

  • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
  • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Принципы налогообложения в РФ

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый федерализм

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:

  • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
  • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
  • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
  • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

ОСНО — общая система налогообложения

ЕНВД, УСН, ОСНО, ПСН, ЕСХН: для кого-то это ничего не значащий набор букв, а для предпринимателя — прямое указание на то, какой, в итоге, будет его налоговая нагрузка. О том, как можно сравнивать системы налогообложения, чтобы законным путем снизить выплаты в бюджет при ведении бизнеса, читайте в статье «Системы налогообложения: как сделать правильный выбор?»
А тем, у кого все же останутся вопросы или тем, кто хочет получить совет от профессионала, мы можем предложить бесплатную консультацию по налогообложению от специалистов 1С:

Если вы хотите узнать о том, что такое общая система налогообложения, нет смысла листать Налоговый кодекс, такого определения вы там не найдете. В отличие от специальных налоговых режимов, каждому из которых отведена глава с соответствующим названием и каким-то одним налогом ( единый , вмененный , сельхозналог или патент ), под ОСНО понимают совокупность налогов. Подробное сравнение налоговых режимов представлено здесь.

Большинству начинающих предпринимателей, в особенности ИП, мы рекомендуем УСН (упрощенную систему налогообложения). Она объединяет два разных варианта налогообложения, отличающиеся налоговой базой, налоговой ставкой и порядком расчета налогов :

Перейти на УСН можно сразу при регистрации бизнеса, в нашем сервисе Вы можете абсолютно бесплатно подготовить уведомление о переходе на УСН (актуально на 2019 г):

Особенности ОСНО

Общую систему налогообложения называют еще основной системой налогообложения, а сокращение этого названия может выглядеть и как ОСН, и как ОСНО. Мы предпочитаем последний вариант.

Организации на ОСНО платят следующие налоги:

  • налог на прибыль организаций по ставке 20%, за исключением немногочисленных льготных категорий налогоплательщиков;
  • НДС по ставке 0%, 10%, 20%;
  • налог на имущество организаций по ставке до 2,2%.
  • налог на доходы физических лиц по ставке 13% (если предприниматель был в отчетном году резидентом РФ);
  • НДС по ставке 0%, 10%, 20%;
  • налог на имущество физических лиц по ставке до 2%.

Оказаться на ОСНО можно по следующим причинам:

  • Налогоплательщик изначально не отвечает требованиям и ограничениям, предусмотренным для льготного налогового режима, либо перестал впоследствии им удовлетворять;
  • Бизнесмену необходимо быть плательщиком НДС;
  • Налогоплательщик попадает в категорию льготников по налогу на прибыль (например, медицинская или образовательная организация);
  • Просто по незнанию того, что существуют другие системы налогообложения: УСН, ЕНВД, ЕСХН и ПСН (только для ИП);
  • Еще какие-то веские причины, потому что если вы решили заняться деятельностью для получения прибыли, то трудно предположить, что вы намеренно выбрали режим с самой высокой налоговой нагрузкой.

Как перейти на ОСНО

Сообщать о переходе на ОСНО не надо, потому что этот режим действует в Российской Федерации как основной без ограничения по видам деятельности, и применяется он по умолчанию. Если вы не заявили в положенном порядке о переходе на специальный налоговый режим, то будете работать на общей системе налогообложения.

Кроме того, вы окажетесь на ОСНО, если перестанете удовлетворять требованиям специальных льготных налоговых режимов. Например, если предприниматель, работающий на патенте, не уплатил его стоимость в установленные сроки, то все доходы, полученные от патентной деятельности и учитываемые в специальной Книге, будут облагаться, исходя из требований ОСНО.

На общую систему налогообложения не распространяются никакие ограничения по видам деятельности, полученным доходам, количеству работников, стоимости имущества и т.д. Практически все крупные предприятия работают как раз на ОСНО, и как плательщики НДС, предпочитают также работать с теми, кто платит этот налог.

Общую систему налогообложения нельзя совмещать с УСН и ЕСХН. Организации могут совмещать ОСНО с ЕНВД, а индивидуальные предприниматели вправе работать одновременно сразу на трех режимах: ОСНО, ПСН и ЕНВД (при условии, что виды деятельности по каждому режиму отличаются).

Краткая характеристика налогов, уплачиваемых на ОСНО

Несомненно, вести учет и сдавать отчётность на общей системе без привлечения специалистов очень проблематично. В рамках одной статьи невозможно дать полной картины этой налоговой системы или привести примеры расчета налога, как мы это делали в статьях, посвященных специальным налоговым режимам. Каждый из налогов, указанных выше, заслуживает отдельного рассмотрения, особенно НДС, но здесь мы дадим только общее понятие о налоговых ставках, отчетности, оплаты и налоговых льготах по каждому налогу.

Налог на прибыль организаций

Объектом налогообложения здесь является прибыль, то есть разница между доходами, полученными организацией на ОСНО и произведенными расходами. В доходы, учитываемые для налога на прибыль, включают доходы от реализации и внереализационные доходы. Немало споров бизнесменов с налоговиками вызывает подтверждение расходов, уменьшающих налоговую базу. Чем больше расходов удастся подтвердить, тем меньше будет налог к уплате, поэтому естественно, что налоговые органы оценивают обоснованность расходов очень придирчиво. Налоговый кодекс предъявляет к заявленным налогоплательщиком расходам два требования: экономическую обоснованность и документальное подтверждение.

Под экономически обоснованными расходами понимают такие затраты, которые были произведены для получения прибыли. Можно ли считать расходы обоснованными, если прибыль в итоге не была получена? Такой вопрос неоднократно становился предметом судебного спора, причем, самых высоких инстанций. Довольно часто суды становятся на сторону налогоплательщика, отстаивая принцип свободы предпринимательской деятельности и предоставляя право оценивать эффективность бизнеса самому налогоплательщику. И все же, надо быть готовым к тому, что любые расходы, которые организация на ОСНО оценила как обоснованные, могут быть оспорены налоговой инспекцией.

Так же непросто обстоит дело и с вопросом документального подтверждения расходов при расчете налога на прибыль. К документам, называемым оправдательными, относятся так называемые первичные документы (кассовый ордер, акт, накладная, справка и др.), а также счет-фактуры и договоры. Любые неточности или ошибки в заполнении (составлении) таких документов могут обернуться тем, что налоговая инспекция посчитает расходы документально не подтвержденными.

Налоговая ставка налога на прибыль в общем случае равна 20%. Льготная нулевая ставка предусмотрена для организаций в сфере образования и медицины. Кроме того, налоговая ставка разнится от 0% до 30% при обложении дивидендов, получаемых организацией от участия в других организациях. Все варианты налоговой ставки по налогу на прибыль приведены в ст. 284 НК РФ.

Налог на доходы физических лиц

Этот налог платят ИП, работающие на ОСНО. НДФЛ тоже можно назвать сложным для понимания налогом, потому что его платят не только на доходы, получаемые от предпринимательской деятельности, но и на доходы обычных физических лиц. Налоговые ставки по НДФЛ варьируются от 9% до 35% и по каждой налоговой ставке предусмотрен свой порядок определения налоговой базы.

Если говорить про налог на доходы от предпринимательской деятельности физлица, то по своей сути он аналогичен налогу на прибыль организаций, но ставка его меньше: не 20%, а только 13%. ИП на ОСНО имеют право на профессиональные вычеты, то есть уменьшать сумму доходов, полученных от предпринимательской деятельности на обоснованные и подтвержденные расходы. Если же подтверждающих документов нет, то уменьшить размер доходов можно только на 20%.

Говоря об этом налоге, стоит еще упомянуть понятие налогового резидента РФ, т.к. от этого статуса зависит налоговая ставка НДФЛ. Чтобы физическое лицо было признано в отчетном году налоговым резидентом, оно должно фактически находиться на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Доходы нерезидентов облагаются по ставке 30%.

Налог на имущество

Различают налог на имущество организаций и налог на имущество физических лиц, к которым относятся и ИП. Разница между этими двумя налогами невелика.

Объектом налогообложения для организаций является движимое и недвижимое имущество, которое учитывается на балансе как основные средства. При этом объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, не облагаются налогом с 1 января 2013 года. Налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, а максимальная ставка налога равна 2,2%.

Объектом налогообложения по налогу на имущество физлиц признается только недвижимость. Если ИП на ОСНО использует в своей предпринимательской деятельности принадлежащую ему недвижимость, то налог на имущество он будет платить на общих основаниях, как обычное физическое лицо. ИП на специальных налоговых режимах (ЕНВД, УСН, ЕСХН, ПСН) имеют право получить освобождение от уплаты этого налога, в отношении того имущества, которое они используют в предпринимательских целях, для общей системы такой льготы нет. Налоговая ставка не превышает 2% от инвентаризационной стоимости недвижимости

Налог на добавленную стоимость для ИП и организаций на ОСНО

И наконец, самый сложный для понимания, отчётности, уплаты и возврата налог – НДС. Налог этот является косвенным, и в итоге, его бремя несут конечные потребители товаров и услуг. Начисляется НДС при:

  • реализации товаров, работ или услуг на территории РФ;
  • безвозмездной передаче товаров, работ или услуг на территории РФ;
  • передаче имущественных прав на территории РФ;
  • выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • передаче товаров, работ или услуг для собственных нужд;
  • импорте товаров.

Налоговой базой для НДС является стоимость реализуемых товаров, работ и услуг. Общая сумма налога может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов, то есть на НДС, предъявляемый поставщиками или заплаченный на таможне при импорте. Налоговые ставки при НДС могут составлять 0%, 10%, 20%, кроме того, есть еще и расчетные ставки в виде 10/110 или 20/120.

Согласно ст. 145 НК РФ, от обязанностей плательщика НДС могут быть освобождены организации и ИП, если за три предыдущих месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превысила в совокупности два млн. рублей.

Отчетность и налоговые выплаты организаций на ОСНО

Налоговый календарь для организаций на общей системе налогообложения выглядит так:

  1. Налоговая декларация по НДС подается каждый квартал, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, т.е. до 25 апреля, 25 июля, 25 октября и до 25 января включительно. Порядок оплаты НДС отличен от других налогов. Сумму налога, рассчитанную за отчетный квартал, нужно разделить на три равные доли, каждую из которых нужно внести не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев следующего квартала. Например, по итогам второго квартала сумма НДС к уплате составила 45 тыс. рублей. Сумму налога делим на три равные части по 15 тыс. рублей, и уплачиваем в следующие сроки: не позднее 25 июля, августа, сентября соответственно.
  2. Налог на прибыль организаций платят только юридические лица на ОСНО. Порядок сдачи деклараций и уплаты налога на прибыль достаточно сложен и зависит от выбранного способа начисления авансовых платежей. Для организаций, имеющих доход менее 15 млн рублей в квартал, установлены следующие отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев. Сдавать декларации по прибыли в этом случае нужно не позднее 28 апреля, июля, октября соответственно, а по итогам года — не позднее 28 марта. Если организация выбирает начисление авансовых платежей, исходя из фактической прибыли, то декларации сдают каждый месяц, не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным. Сами авансовые платежи по налогу в обоих случаях нужно вносить ежемесячно, также до 28-го числа, но порядок их учета будет отличаться. При ежеквартальной отчетности авансовые платежи рассчитывают на основании данных за предыдущий квартал, а потом, при необходимости, производят перерасчет. Во втором случае, авансовые платежи производят, исходя из реально полученной в отчетном месяце прибыли.
  3. Налог на имущество организаций на ОСНО. Отчетными периодами для этого налога являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Декларации необходимо подать не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, то есть включительно до 30 апреля, июля, октября и не позднее 30 января по итогам года. При этом местные законы вправе не устанавливать отчетные периоды, то есть декларация в этих случаях сдается раз в год – не позднее 30 января. Что касается оплаты налога на имущество — если в регионе установлены квартальные отчетные периоды, то и обязанность вносить авансовые платежи по налогу на имущество возникает каждый квартал. Сроки внесения авансовых платежей устанавливаются регионами, например, в Москве это не позднее 30 дней после окончания отчетного периода, а в Краснодарском крае на это дается всего 5 дней. Если же отчетные периоды местными законами не установлены, то налог платят один раз в год.

Отчетность и налоговые выплаты ИП на ОСНО

Индивидуальный предприниматель, работающий на ОСНО, должен отчитываться и платить налоги в следующем порядке:

  1. Налоговая декларация по НДС подается каждый квартал, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, т.е. до 25 апреля, 25 июля, 25 октября и до 25 января включительно. Порядок оплаты НДС отличен от других налогов. Сумму налога, рассчитанную за отчетный квартал, нужно разделить на три равные доли, каждую из которых нужно внести не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев следующего квартала. Например, по итогам второго квартала сумма НДС к уплате составила 45 тыс. рублей. Сумму налога делим на три равные части по 15 тыс. рублей, и уплачиваем в следующие сроки: не позднее 25 июля, августа, сентября соответственно.
  2. Налог на доходы физических лиц. Декларация по итогам года сдается предпринимателем по форме 3-НДФЛ не позднее 30-го апреля за предыдущий год. Кроме того, надо подать декларацию о предполагаемом доходе по форме 4-НДФЛ тем ИП, у которых размер получаемых в течение года доходов отличается от доходов предыдущего года более чем на 50%. Авансовые платежи по НДФЛ перечисляются в такие сроки: первый авансовый платеж не позднее 15 июля, второй — не позднее 15 октября, третий – не позднее 15 января. По итогам года налог на доходы физлиц, с учетом авансовых платежей, надо заплатить до 15 июля включительно.
  3. Налог на имущество физических лиц начисляется на инвентаризационную стоимость недвижимости, принадлежащую физлицу. Декларации по налогу на имущество физлиц не предусмотрено, а налоговые уведомления собственникам недвижимости высылает ФНС. Срок уплаты такого налога – не позднее 1 ноября года, следующего за отчетным.

Обращаем внимание всех ООО на ОСНО – организации могут уплатить налоги только путем безналичного перечисления. Это требование выдвигает ст. 45 НК РФ, согласно которой обязанность организации по уплате налога считается выполненной только после предъявления в банк платежного поручения. Платить же налоги ООО наличными деньгами Минфин запрещает. Рекомендуем вам открыть расчетный счет на выгодных условиях.

Чтобы избежать досадных финансовых потерь, нужно в первую очередь грамотно организовать ведение бухгалтерии. Сдача правильной отчетности на ОСНО — не самая простая задача, поэтому, чтобы вы без каких-либо материальных рисков могли попробовать вариант аутсорсинга бухучета и решить подходит ли он вам, мы совместно с фирмой 1С готовы предоставить нашим пользователям месяц бесплатного бухгалтерского обслуживания:

Надеемся, что нам удалось внести немного ясности в понятие ОСНО и показать, насколько сложным может быть налогообложение на общей системе. Если масштабы и вид деятельности вашего нового бизнеса соответствуют требованиям специальных налоговых режимов ( УСН , ЕНВД , ПСН и ЕСХН ), советуем вам начать работу с них.

Общая система налогообложения какие налоги

Как ИП на общей системе налогообложения без наемного труда с введения единого социального налога (ЕСН) с 2001 по 2010 годы платил ЕСН (28%, потом, кажется 26% от дохода). Дополнительно платил фиксированные платежи (где-то 1200 страховая часть и 600 руб накопительная). ЕСН администрировала налоговая инспекция. Поэтому платежи шли в налоговую. В назначении платежа указывалось (платежи в Федеральный бюджет Пенсионного фонда). Суммы платежей по ЕСН в десятки раз превышали фиксированные платежи. Скоро на пенсию. С удивлением узнал, что мои платежи в ПФ в составе ЕСН никоим образом не влияют на размер моей будущей пенсии. По телефону в Пенсионном фонде сказали: Вы не нам платили. Вы в налоговую платили. Но я же платил в итоге в Пенсионный Фонд, а налоговая администрировала платежи по ЕСН. Правы ли они? Действительно ли мои платежи ЕСН (платежи в налоговую с указанием назначения платежа в ФБ Пенсионного фонда) никаким образом не влияют на размер пенсии? На инд. лицевой счет попадали только фиксированные платежи. С уважением, Борис Андреевич.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит