Юридические лица работодатели как субъекты трудового права, лица работодатели субъекты трудового права

Содержание
  1. Юридические лица работодатели как субъекты трудового права
  2. Трудовое право
  3. Работодатели (организации) как субъекты трудового права
  4. Лица работодатели субъекты трудового права
  5. Работодатель - лицо
  6. - юридическое лицо организация)
  7. Лица работодатели субъекты трудового права

Юридические лица работодатели как субъекты трудового права

Юридические лица работодатели как субъекты трудового права — раздел Право, Субъекты трудового права Юридические Лица Работодатели Как Субъекты Трудового Права. Юридические Лица .

Юридические лица работодатели как субъекты трудового права. Юридические лица любой организационно-правовой формы в отличие от физических лиц, которые имеют двойной статус, всегда выступают в трудовых отношениях в качестве работодателя. В связи с этим основой их трудовой правосубъектности является работодательская правоспособность. Последняя заключается в их способности заключать с физическими лицами трудовые договоры контракты о выполнении работы по определенной трудовой функции по одной или нескольким профессиям и должностям.

Конкретно содержание трудовой правосубъектности юридических лиц определяется их уставами, разрабатываемыми на основе норм не только гражданского, но и трудового законодательства в первую очередь разделами устава, регламентирующими порядок управления деятельностью юридического лица. Трудовая работодательская правосубъектность юридических лиц возникает, как правило, одновременно с гражданской правосубъектностью на основании акта государственной регистрации.

Именно с момента государственной регистрации юридическое лицо считается созданным и может выступать как субъект трудового права. Трудовой работодательской правосубъектностью могут обладать представительства и филиалы юридических лиц, являющихся их обособленными подразделениями. Они не являются юридическими лицами, но выполняют его определенные функции, действуют на основании утвержденных юридическим лицом положений.

Если по положению представительство или филиал наделены правом приема и увольнения работников и реализация этого права на основании доверенности предоставлена руководителю представительства, филиала, то они пользуются производной трудовой работодательской правосубъектностью и выступают в качестве работодателя в пределах предоставленных им юридическим лицом полномочий. Иногда в научной и учебной литературе утверждается, что юридические лица организации всегда обладают специальной трудовой правосубъектностью.

Это не вполне соответствует положениям гражданского законодательства, устанавливающего правовой статус юридических лиц. Согласно ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, причем коммерческие организации за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Последнее означает, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, как правило, сами определяют набор видов деятельности, не запрещенных законом, и могут для их осуществления принимать работников соответствующих профессий. Поэтому их трудовая правосубъектность не может считаться специальной. Несколько иное положение у государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоммерческих организаций.

Согласно ст. 52 ГК РФ в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий уставах, учредительных договорах должны быть определены предмет и цели их деятельности. Поэтому для них выбор видов деятельности ограничен рамками учредительных документов. Особенности правового положения большинства некоммерческих организаций учреждения, общественные и религиозные объединения, потребительские кооперативы определяются законами и иными нормативными актами.

Например, правовой статус такой категории учреждений, как образовательные, установлен Законом РФ Об образовании. В соответствии с ним в федеральную компетенцию входит установление порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений, определяющего, в том числе их статус как субъектов трудового права, а также регулирование трудовых отношений, установление норм труда и федеральных нормативов его оплаты в образовательных учреждениях. Согласно данному Закону к компетенции образовательного учреждения относятся 1 подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации 2 установление структуры управления, штатного расписания, распределение должностных обязанностей 3 установление ставок заработной платы и должностных окладов работников в пределах собственных средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами, а также надбавок и доплат к должностным окладам работников, порядка и размеров их премирования 4 разработка и принятие правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов.

Все образовательные учреждения вправе привлекать дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг научно-исследовательских, экспертных, консультационных без снижения нормативов и или абсолютных размеров государственного финансирования.

Таким образом, в законодательстве прослеживается тенденция к наделению их правом самостоятельно определять содержание их трудовой правосубъектности путем расширения видов осуществляемой ими деятельности.

Поэтому основная специальная работодательская правосубъектность юридических лиц, определяемая учредителем учредителями, расширяется ими за счет самостоятельного инициативного расширения видов деятельности, обеспечивающих дополнительное финансирование. Эта тенденция, как следует из сказанного, касается даже бюджетных организаций, которые в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, имеют право вести предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям ст. 50 ГК РФ. Профессиональные союзы, объединения работодателей, иные представители работников и работодателей, органы социального партнерства как субъекты трудового права На современном этапе в новых экономических условиях, сложившихся при переходе к рыночной экономике, значительно возрастает роль и значение социального партнерства в сфере труда как системы взаимоотношений между работниками их представителями, работодателями их представителями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Эта тенденция характерна для многих государств с развитой рыночной экономикой и приобрела международный характер в рамках МОТ. Развитие социального диалога между трехсторонними участниками социального партнерства работниками, работодателями и правительствами и функционирование системы глобального партнерства МОТ предусматривает в качестве первостепенной задачи создание достойных условий труда каждому работнику.

Трудовой кодекс значительно расширил круг участников социального партнерства на всех уровнях, установив, что сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей ст. 25. Состав представителей работников и представителей работодателей как субъектов трудового права по сравнению с КЗоТ РФ и трудовым законодательством, действовавшим до принятия ТК РФ, включает не только традиционные виды субъектов в лице профессиональных союзов, иных профсоюзных организаций, объединений работодателей, но и другие категории представителей. Так, по общему определению, данному в ст. 29 ТК РФ, представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. Конкретный состав представителей работников, выступающих в качестве субъектов трудового права, определяется в зависимости от уровня социального партнерства. На уровне отдельной организации интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Если в организации, кроме работников, являющихся членами профсоюза имеются работники, не являющиеся членами профсоюза, то они обладают правом уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании конференции работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

Наличие иного представителя не может являться препятствием для реализации профсоюзной организацией своих полномочий.

Какой конкретно представительный орган работников, избираемый ими, может выступать в качестве иного представителя работников, в ТК РФ не указывается ст. 52. На практике название представительного органа устанавливается общим собранием или конференцией работников, которые определяют статус этого органа, обычно путем принятия соответствующего положения например, Положение о Совете работников организации.

Важно, что ТК РФ, исходя из равенства всех представителей работников как субъектов трудового права, устанавливает, что работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с ТК РФ, законами, коллективным договором, соглашениями ст. 32. Подробнее вопросы прав и гарантий деятельности профессиональных союзов изложены в разделах настоящего учебника, посвященных социальному партнерству и защите трудовых прав работников профессиональными союзами.

Представителем работодателя на уровне организации при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами ст. 33 ТК РФ. Представителями работодателей, уполномоченными представлять их интересы при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, являются объединения работодателей.

По своему статусу объединение работодателей — это некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединения работодателей как субъектов права устанавливаются федеральным законом.

Наряду с этим в качестве представителей работодателей -государственных и муниципальных предприятий, а также организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов федерального, региональных и муниципальных образований, могут выступать органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателями.

Трудовой кодекс, помимо представителей работников и работодателей, рассматривает в качестве специфического субъекта трудового права комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, создаваемые по соглашению сторон социального партнерства.

Указанные комиссии образуются из числа наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон в целях обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки к заключению коллективного договора и соглашений, а также для организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях на равноправной основе.

Правовой статус этих комиссий и их деятельность будут подробнее рассмотрены при характеристике института социального партнерства. Иные органы, действующие в сфере труда как субъекты трудового права К числу приоритетных целей трудового законодательства, предусмотренных ст. 1 ТК РФ, относится защита прав и интересов работников и работодателей. Чтобы обеспечить ее реализацию, трудовое право предусматривает формирование системы государственных, паритетных и общественных органов.

В первую очередь можно назвать юрисдикционные органы, осуществляющие правосудие по делам, вытекающих из трудовых и иных отношений, тесно связанных с ними, в лице федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, Являющихся судьями общей юрисдикции субъектов Федерации. Однако федеральные суды и мировые судьи, хотя и осуществляют правосудие по делам, вытекающим из трудовых отношений, не являются чистыми субъектами трудового права.

Их правовое положение и полномочия при осуществлении правосудия определяются специальным законодательством о судебной системе и процессуальным законодательством, в частности Гражданским процессуальным кодексом РФ далее — ГПК РФ. Субъектами трудового права, осуществляющими досудебное рассмотрение индивидуальных трудовых споров, являются КТС, образуемые по инициативе работников и или работодателя из равного числа представителей работников и работодателя, т. е. на паритетных началах.

КТС, как правило, выступают в качестве первичного органа, рассматривающего многие виды трудовых споров, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. В связи с этим надо отметить, что ТК РФ в отличие от прежнего КЗоТ РФ не рассматривает КТС в качестве обязательного первичного органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Статьей 391 ТК РФ предусмотрено, что в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работников и в том случае, когда последние обращаются в суд, минуя в КТС. Подробнее вопросы, связанные с правовым статусом и компетенцией органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, порядком рассмотрения индивидуальных трудовых споров и т. д изложены в гл. 17 Трудовые споры.

Определенные функции по защите трудовых прав работников и восстановлению нарушенных прав выполняют специфические особые субъекты трудового права в лице государственных органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, а также нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

К их числу относятся 1 федеральная инспекция труда 2 федеральные надзоры, осуществляющие надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда например, специальный орган, ведающий вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью Российской Федерации.

Вопросы правового статуса, полномочий и порядка деятельности органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, будут рассмотрены в соответствующем разделе настоящего учебника. К числу специфических субъектов трудового права можно отнести органы, образуемые из представителей работников и работодателей по инициативе любой из сторон. Так, в интересах обеспечения прав работников на охрану труда в организациях по инициативе работодателя и или работников либо их представительного органа создаются комитеты комиссии по охране труда, в состав которых на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного органа например, совета работников организации, если такой представительный орган образован по инициативе работников решением общего собрания или конференции работников организации.

Правовой статус комитета комиссии по охране труда определяется на основе соответствующего Типового положения, утверждаемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в настоящее время — Министерством труда и социального развития РФ. Приведенный выше состав иных субъектов трудового права не является исчерпывающим.

Например, в случае принятия федеральных законов, устанавливающих особенности применения норм о социальном партнерстве к государственным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов налоговой полиции и т. д могут появиться новые участники такого рода отношений.

Заключение В заключении своего реферата мне бы хотелось сказать о том, что круг субъектов трудового права очень велик и каждый из них имеет свои характерные особенности, которые обусловлены характеристикой тех отношений, субъектами которых они в свою очередь являются. Их правовой статус как субъектов трудового права определяет тот круг прав и обязанностей, который им принадлежит во всех отраслях права.

А тот круг прав и обязанностей, который характеризует положение субъектов в трудовом праве, определяет их трудовую правосубъектность. Благодаря этим характеристикам мы смогли рассмотреть основные субъекты трудового права, с точки зрения их прав и обязанностей, и положения в системе трудового права как субъектов. На основе рассмотренного материала можно сказать, что основными субъектами трудового права являются работник, работодатель, трудовой коллектив, администрация, профсоюз.

Это не все субъекты трудового права, и я уже отмечал это в своем реферате, но именно они чаще всего выступают субъектами правоотношений, составляющих предмет трудового права.

Трудовое право

Работодатели (организации) как субъекты трудового права

Работодатели — это организации любой формы собственности, т.е. государственные, муниципальные, коллективные и индивидуально (частно)-предпринимательские, обладающие трудовой правосубъектностью, и в первую очередь работодатель кой правоспособностью. Она состоит в способности заключать с гражданами трудовые договоры, в том числе предоставлять работу членам коллективного производства — собственникам.

Организации наделяются статусом субъектов трудового права в связи с необходимостью осуществления трудовой и предпринимательской деятельности, предоставления гражданам работы, а также с организацией, оплатой и охраной труда работников. Для реализации этой деятельности они должны обладать правосубъектностью, содержание которой определяется целями и задачами, поставленными при их создании и закрепленными в уставах и положениях о них.

Под организацией-работодателем понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, образованный в установленном законом порядке для набора работников, производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В трудовом праве термином «работодатель» обозначают организацию, которая выступает на рынке труда в качестве субъекта, предлагающего работу и организующего труд работников. Как субъект трудового права работодатель — это, как правило, юридическое лицо, заключившее трудовой договор с работником. А юридическое лицо — это организация, в которой работают граждане на условиях трудового договора. В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие организации. Первые в качестве основной цели преследуют извлечение прибыли, вторые — иные цели.

Действующее законодательство связывает формирование организации-работодателя как субъекта трудового права с процедурой ее официального учреждения. Такое учреждение возможно, во-первых, по решению собственника имущества или уполномоченного им органа; во-вторых, по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия; в-третьих, на основе выделения из устава действующей организации одного или нескольких структурных подразделений (единиц) с сохранением за ними прав юридического лица; в-четвертых, в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РФ. При этом споры по вопросам выделения и разделения организаций решаются в судебном или арбитражном порядке.

Со дня государственной регистрации в органах юстиции организация считается учрежденной и приобретает права юридического лица. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в судебном порядке. Следует полагать, что с момента государственной регистрации она приобретает и трудовую правосубъектность в качестве работодателя. Эта правосубъектность определяется двумя критериями.

Оперативный критерий характеризует особенности содержания деятельности организации как субъекта трудового права. Он сводится к признанию за ней способности осуществлять подбор и расстановку кадров, организовывать труд работников, создавать им необходимые условия для качественной и высокопроизводительной работы.

Имущественный критерий характеризует способность организации рассчитываться с работниками за результаты их труда, таким образом, с точки зрения трудовой правосубъектности юридическое значение имеет главным образом фонд оплаты труда. Из этого фонда она рассчитывается с наемными работниками за их труд, осуществляет премирование особо отличившихся работников, производит иные платежи по обязательствам, вытекающим из общественных отношений, регулируемых трудовым правом.

Организация самостоятельно определяет структуру органов управления и затраты на их содержание. При этом главным субъектом управления выступает собственник, который осуществляет свои правомочия непосредственно или через уполномоченные им органы. В свою очередь, собственнику или уполномоченному им органу предоставлено право передавать (делегировать) свои правомочия высшему органу управления организацией (правлению, совету), предусмотренному ее уставом. Особенности управления организации отдельных правовых форм регулируются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Организация-работодатель вправе самостоятельно устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда своих работников, а также другие виды их доходов. Она может устанавливать дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы и преимущества, исходя из состояния своего экономического положения. Вместе с тем организация (независимо от видов собственности и правовых форм) обязана обеспечивать своим работникам гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, благоприятные условия и безопасность труда, здоровую экологическую и производственную обстановку, меры социальной защиты. На нее возлагается ответственность за ущерб, причиненный здоровью и трудоспособности работников, вызванный нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм.

Деятельность организации (работодателя) как субъекта трудового права может быть прекращена в связи с ее ликвидацией, которая производится, во-первых, по решению собственника организации или органа, уполномоченного создавать такую организацию, а во- вторых, по решению суда.

Организация ликвидируется в следующих случаях: признания ее судом банкротом; принятия решения о запрете ее деятельности из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности; признания судом учредительных документов и решения о создании организации недействительными; по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Российской Федерации и входящих в нее субъектов.

Правовая процедура прекращения деятельности организации при ликвидации осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой учредителем юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица.

Работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации, гарантируется соблюдение их прав и интересов, предусмотренных трудовым законодательством. Организация — юридическое лицо считается ликвидированной с момента исключения ее из Единого государственного реестра юридических лиц. С этого момента утрачивается и трудовая правосубъектность организации-работодателя.

Лица работодатели субъекты трудового права

РАБОТОДАТЕЛИ КАК СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Работодатель – физическое лицо либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Юридические лица становятся субъектом трудового права с момента заключения трудового договора с первым из работников. Правосубъектность работодателя связана с приемом на работу первого работника. В настоящее время появились организации, выполняющие посреднические услуги по оформлению трудовых отношений с работодателем.

Однако и в этом случае правосубъектность работодателя возникает у лиц, в интересах которых выполняется работа по определенной трудовой функции.

Правовой статус работодателя – физического лица связан с выполнением дополнительных обязанностей. В соответствии со ст. 303 ТК РФ работодатель – физическое лицо обязан:

1) оформить трудовой договор с работником в письменной форме;

2) уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, предусмотренных федеральными законами;

3) оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

В качестве работодателя – физического лица могут выступать лица, достигшие возраста 14 лет. Отсутствие правосубъектности у физического лица не позволяет признать его субъектом трудовых отношений. Для возникновения правосубъектности работодателя у физического лица установлены более строгие требования, чем для возникновения у человека и гражданина правосубъектности работника. За свои действия, которые нарушают трудовые права работников, работодатель должен нести установленную законодательством ответственность, т. е. обладать полной деликтоспособностью.

Деликтоспособностью в полном объеме обладают лица, достигшие возраста 18 лет либо признанные эмансипированными. Трудовой кодекс РФ разделяет работодателей – физических лиц на работодателей – индивидуальных предпринимателей и работодателей, не зарегистрированных в качест ве индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд для личных нужд (персональный водитель, няня и др.).

В качестве иных работодателей могут выступать филиалы, представительства, другие структурные подразделения организаций, руководители которых в соответствии с законодательством и учредительными документами наделены правом приема и увольнения работников.

Для возникновения у иных субъектов право субъектности работодателя необходимо, чтобы они реализовали право на заключение трудового договора.

Работодатель — лицо

Особенности регулирования работников, занятых у — физических лиц, с одной стороны, самих работодателей не являются юридическим а с другой — спецификой и условий выполнения функции.

Значение «работодатель — физическое

Согласно ст. 20 ТК РФ может быть не организация, но и физическое При этом различать работодателей — предпринимателей и лиц, не таковыми.

К первой относятся работодатели — лица, зарегистрированные в порядке в качестве предпринимателей и осуществляющие деятельность без юридического лица, а частные нотариусы, учредившие адвокатские и иные лица, профессиональная деятельность государственной регистрации и лицензированию, вступившие в отношения с работниками в осуществления указанной (работодатели — индивидуальные

Ко второй работодателей — физических относятся работодатели, в трудовые отношения с в целях личного и помощи по ведению хозяйства. Эта относится к работодателям — лицам, не являющимся предпринимателями.

Когда упоминается — физические лица», то в виду обе их Особенности регулирования работников, занятых у — физических лиц, с одной стороны, самих работодателей не являются юридическим а с другой — спецификой и условий выполнения функции.

— юридическое лицо организация)

Трудовое право не определения, что понимать под лицом (организацией) работодателем. Для этого вопроса обратиться к категории лица, выработанной правом, в котором лицом признается которая имеет в хозяйственном ведении оперативном управлении имущество и отвечает по обязательствам этим может от своего приобретать и осуществлять и личные неимущественные нести обязанности, истцом и ответчиком в (ст.48 ГК РФ).

юридические лица в от цели их деятельности на коммерческие организации, извлечение прибыли в основной цели деятельности, и некоммерческие не имеющие извлечение в качестве основной цели и не распределяющие прибыль между (ст. 50 ГК РФ).

организации создаются в хозяйственных товариществ и обществ, государственных и унитарных предприятий, кооперативов. Организационно-правовыми некоммерческих организаций потребительские кооперативы, или религиозные (объединения), благотворительные и фонды.

Каждая как коммерческая, и некоммерческая, может работодателем с момента ее под которым момент ее государственной в качестве юридического

В настоящее время юридических лиц в порядке, установленном законом от 8 августа г. №129-ФЗ «О государственной юридических лиц и предпринимателей» (в ред. от 29 2004 г. №204-ФЗ2).

На этого Закона юридического лица в нормативно-явочном порядке, котором регистрирующий только проверяет представленных документов документов, требуемых и не вправе запрашивать документы, а тем решать вопрос по создавать или не юридическое лицо. об отказе в государственной юридического лица быть обжаловано в

Государственную регистрацию лиц осуществляет орган исполнительной Таким органом в время является налоговая служба России), которая в ведении Министерства Российской Федерации и со своими территориальными (управления по субъектам Федерации, межрегиональные инспекции по районам, в городах, городам районного деления, межрайонного уровня) единую централизованную налоговых органов.

регистрация юридического производится путем соответствующим налоговым в единый государственный юридических лиц сведений о юридическом к числу которых в со ст.5 Федерального «О государственной регистрации лиц и индивидуальных относятся:

полное и (если имеется) юридического в том числе фирменное наименование на языке, а в случае в учредительных документах лица его указано на одном из народов Российской и (или) на иностранном то в Едином государственном юридических лиц также наименование лица на этих

организационно-правовая форма лица; адрес нахождения) постоянно исполнительного юридического лица, по осуществляется связь с

фамилия, имя, и должность лица, право без действовать от имени лица, а также данные такого или данные документов, удостоверяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации и идентификационный номер при его

сведения о лицензиях, юридическим лицом, о филиалах и представительствах, а другие установленные

В Едином реестре отражаются номер и регистрации юридического в качестве страхователя: в органе Пенсионного Российской Федерации; в органе Фонда страхования Российской в территориальном Фонде медицинского стра Полномочия юридического как работодателя и трудового договора его руководитель единоличный исполнительный который в полном исполняет функции управления юридического реализует его и обязанности, в том принимает на работу и с работы наемных заключает и расторгает договоры с ними.

Лица работодатели субъекты трудового права

Юридические лица наделяются статусом субъектов трудового права главным образом в связи с необходимостью осуществления трудовой и предпринимательской деятельности, предоставления физическим лицам работы, а также с организацией, оплатой и охраной труда работников. Для реализации этой деятельности они должны обладать правосубъектностью, содержание которой определяется целями и задачами, поставленными при их создании и закрепленными в уставах и положениях о них.

Юридические лица любой организационно-правовой формы в отличие от физических лиц, которые имеют двойной статус, всегда выступают в трудовых отношениях в качестве работодателя. Под юридическим лицом — работодателем понимается самостоятельный хозяйствующий субъект, образованный в установленном законом порядке для набора работников, производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. В связи с этим основой их трудовой правосубъектности является работодательская правоспособность. Последняя заключается в их способности заключать с физическими лицами трудовые договоры (контракты) о выполнении работы по определенной трудовой функции (по одной или нескольким профессиям и должностям).

Конкретно содержание трудовой правосубъектности юридических лиц определяется их уставами, разрабатываемыми на основе норм не только гражданского, но и трудового законодательства (в первую очередь разделами устава, регламентирующими порядок управления деятельностью юридического лица).

Трудовая работодательская правосубъектность юридических лиц возникает, как правило, одновременно с гражданской правосубъектностью на основании акта государственной регистрации. Именно с момента государственной регистрации юридическое лицо считается созданным и может выступать как субъект трудового права.

Трудовая правосубъектность определяется двумя критериями: оперативным и имущественным. Оперативный критерий характеризует особенности содержания деятельности юридического лица как субъекта трудового права. Он сводится к признанию за юридическим лицом способности осуществлять подбор и расстановку кадров, организовать труд работников, создавать им необходимые условия для качественной и высокопроизводительной работы. Имущественный критерий характеризует способность организации рассчитываться с работниками за результаты их труда. Иначе говоря, для осуществления производственно-хозяйственной деятельности организация должна иметь определенный имущественный потенциал (основные и оборотные средства). Однако с точки зрения трудовой правосубъектности юридическое значение имеет не весь имущественный комплекс организации, а главным образом фонд оплаты труда. Из этого фонда она рассчитывается с наемными работниками за их труд, осуществляет премирование особо отличившихся работников, производит иные платежи по обязательствам, вытекающим из общественных отношений, регулируемых трудовым правом.

Трудовой работодательской правосубъектностью могут обладать представительства и филиалы юридических лиц, являющихся их обособленными подразделениями. Они не являются юридическими лицами, но выполняют его определенные функции, действуют на основании утвержденных юридическим лицом положений. Если по положению представительство или филиал наделены правом приема и увольнения работников и реализация этого права на основании доверенности предоставлена руководителю представительства, филиала, то они пользуются производной трудовой работодательской правосубъектностью и выступают в качестве работодателя в пределах предоставленных им юридическим лицом полномочий.

Важнейшие вопросы управления юридического лица регламентируются законодательством и уставом, которые в современных условиях предоставляют ему максимум самостоятельности и оперативности. Юридическое лицо самостоятельно определяет структуру органов управления и затраты на их содержание. При этом главным субъектом управления выступает собственник, который осуществляет свои правомочия непосредственно или через уполномоченные им органы. В свою очередь собственнику или уполномоченному им органу предоставлено право передавать (делегировать) свои правомочия высшему органу управления юридическим лицом (правлению, совету), предусмотренному ее уставом. Особенности управления юридических лиц отдельных правовых форм регулируются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Действующее законодательство предоставило юридическому лицу право осуществлять свою работодательскую деятельность во всех сферах и отраслях народного хозяйства.

Что касается сферы трудовых отношений, то юридическое лицо — работодатель вправе самостоятельно устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда своих работников, а также другие виды их доходов. Оно может устанавливать дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы и преимущества, исходя из состояния своего экономического положения. Вместе с тем юридическое лицо (независимо от видов собственности и правовых форм) обязано обеспечивать своим работникам гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, благоприятные условия труда и меры социальной защиты. Оно должно обеспечить работникам безопасность труда и здоровую экологическую и производственную обстановку. На него возлагается ответственность за ущерб, причиненный здоровью и трудоспособности работников, вызванный нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм.

Деятельность юридического лица как субъекта трудового права может быть прекращена в связи с его ликвидацией. Такая ликвидация производится: во-первых, по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такое юридическое лицо; во-вторых, по решению суда.

Юридическое лицо ликвидируется в случаях:

— признания его судом банкротом;

— принятия решения о запрете его деятельности из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности;

— признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании юридического лица;

— по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Российской Федерации и входящих в нее субъектов Федерации.

Правовая процедура прекращения деятельности юридического лица при ликвидации осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой учредителем юридического лица или органом, принявшим решение о его ликвидации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лица. При банкротстве ликвидация осуществляется в соответствии с особым законодательством РФ.

Работникам, увольняемым в связи с ликвидацией юридического лица, гарантируется соблюдение их прав и интересов, предусмотренных трудовым законодательством. Юридическое лицо считается ликвидированным с момента исключения его из государственного реестра юридических лиц. С этого момента утрачивается и трудовая правосубъектность юридического лица-работодателя.

Иногда в научной и учебной литературе утверждается, что юридические лица всегда обладают специальной трудовой правосубъектностью. Это не вполне соответствует положениям гражданского законодательства, устанавливающего правовой статус юридических лиц. Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ:

«Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии)».

Это означает, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, как правило, сами определяют набор видов деятельности, не запрещенных законом, и могут для их осуществления принимать работников соответствующих профессий. Поэтому их трудовая правосубъектность не может считаться специальной.

Несколько иное положение у государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоммерческих организаций. Согласно статье 52 Гражданского кодекса РФ:

«В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица».

Поэтому для них выбор видов деятельности ограничен рамками учредительных документов. Особенности правового положения большинства некоммерческих организаций (учреждения, общественные и религиозные объединения, потребительские кооперативы) определяются законами и иными нормативными актами.

Например, правовой статус такой категории учреждений, как образовательные, установлен Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (редакция от 3 февраля 2014 года) «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно статье 28 данного Федерального закона образовательная организация, в частности, обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Таким образом, в законодательстве прослеживается тенденция к наделению их правом самостоятельно определять содержание их трудовой правосубъектности путем расширения видов осуществляемой ими деятельности. Поэтому основная специальная работодательская правосубъектность юридических лиц, определяемая учредителем (учредителями), расширяется ими за счет самостоятельного инициативного расширения видов деятельности, обеспечивающих дополнительное финансирование.

Эта тенденция, как следует из сказанного, касается даже бюджетных организаций, которые в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, имеют право вести предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит