Понятие и подведомственность индивидуальных трудовых споров — 2367, подведомственность рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Содержание
  1. Понятие и подведомственность индивидуальных трудовых споров 2367
  2. Подведомственность рассмотрения индивидуальных трудовых споров
  3. Подведомственность и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров
  4. Подведомственность индивидуальных трудовых споров
  5. Правила установления судебного органа, который должен рассматривать индивидуальный трудовой спор и выносить по нему решение, обязательное для сторон. Порядок обращения к комиссиям и судам работника и работодателя для разрешения трудового спора.
  6. Подведомственность индивидуальных трудовых споров
  7. трудовой спор судебный работник
  8. Для того чтобы определить куда нужно обращаться при возникновении того или иного индивидуального трудового спора, следует определить его подведомственность. Подведомственность трудовых споров -- это распределение компетенции по рассмотрению трудовых споров между органами, наделенными правом их разрешать. Определить подведомственность трудового спора -- значит, установить, какой орган должен рассматривать такой спор и выносить по нему решение, обязательное для сторон
  9. В основном большинство дел решается судами, хотя есть и такие трудовые споры, которые рассматривается комиссией по трудовым спорам. Каждый юрисдикционный орган вправе рассматривать лишь те вопросы, которые ему подведомственны. Например, если в суд общей юрисдикции поступит исковое заявление, которое подведомственно арбитражному или конституционному суду, то суд должен отказать в рассмотрении этого дела. Некоторые споры решаются другими юрисдикционными органами в досудебном порядке (применительно к данному исследованию - комиссиями по трудовым спорам), некоторые споры переданы в ведение других органов.
  10. Решение спора неправомочным на то органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.
  11. Подведомственность трудовых споров затрагивает только правомочие органа принять спор к рассмотрению. Она определяется законом, но, к сожалению, закон не установил четкие критерии, почему одни трудовые споры подведомственны этому органу, а другие - нет.
  12. Первоначальная подведомственность трудового спора определяется по виду (индивидуальный или коллективный), свойствам и содержанию спора.
  13. Таким образом, подведомственность - это определение по виду, свойствам и содержанию трудового спора, в каком органе первоначально должен решаться спор.
  14. Все трудовые споры по их подведомственности тому или иному органу можно разделить на рассматриваемые:
  15. · в общем порядке - комиссией по трудовым спорам и, при необходимости судом;
  16. · непосредственно судом;
  17. · в особом порядке (для отдельных категорий работников);
  18. · в примирительном порядке - коллективные трудовые споры, рассматриваемые примирительными комиссиями, посредниками и трудовыми арбитражами.
  19. Комиссиям по трудовым спорам подведомственны все индивидуальные трудовые споры, за исключением тех, по которым ТК РФ или иным федеральным законом установлен другой порядок их рассмотрения (ч. 1 ст. 385 ТК РФ). Споры о взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда; о размере заработка, начисленного с учетом доплат за совмещение профессий или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника; о применении дисциплинарных взысканий и некоторые другие рассматривают комиссии по трудовым спорам.
  20. Суды в настоящее время наделены огромными полномочиями, они рассматривают все индивидуальные трудовые споры без каких-либо ограничений, в том числе и индивидуальные трудовые споры работников. ТК РФ в ч.2 ст. 383 устанавливает особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров, которые основаны на ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, т.е. право на судебную защиту своих прав и свобод -- это конституционное право каждого гражданина.
  21. Орловский Ю.П. и Нуртдинова А.Ф. в своей работе приводят классификацию индивидуальных трудовых споров, они разбили трудовые споры на те, по которым предусмотрен предварительный, досудебный порядок их рассмотрения и трудовые споры, рассматриваемые непосредственно в суде.
  22. Отнесение спора к одной из указанных групп означает, что другие органы или неправомочны рассматривать данный спор, или могут рассмотреть его лишь после того, как он прошел первоначальную (необходимую) для данной группы споров стадию разбирательства.
  23. Установленный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, включая их подведомственность, не лишает работника права обратиться в вышестоящий орган в порядке подчиненности или в суд с жалобой на действия (бездействие) конкретного работодателя (его представителя).
  24. Работник также вправе обжаловать незаконные действия работодателя в иные органы, например, в федеральную инспекцию труда и в другие уполномоченные органы государственного надзора и контроля Ст. 353 ТК РФ называет уполномоченные органы по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно правовых актов содержащих нормы трудового права. Наряду с федеральной инспекцией труда надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно правовых актов содержащих нормы трудового права осуществляют федеральные органы исполнительной власти в сфере государственного надзора за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом осуществляют государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. К примеру, согласно ст. 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Для некоторых работников предусмотрено право обжаловать действия руководителей вышестоящему руководителю. Так, например, на основании ст. 40 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.12.2010) "О прокуратуре Российской Федерации" работники органов и учреждений прокуратуры вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.
  25. Подведомственность рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Понятие и подведомственность индивидуальных трудовых споров 2367

В соответствии со ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В ч. 2 ст. 381 ТК РФ уточняется, что индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Подведомственность индивидуальных трудовых споров – это круг категорий индивидуальных трудовых споров, рассматривать и разрешать которые уполномочен тот или иной юрисдикционный орган.

Именно по совокупности категорий индивидуальных трудовых споров, которые тот или иной орган вправе рассматривать, можно проводить разграничение подведомственности юрисдикционных органов. Решение юрисдикционного органа по индивидуальному трудовому спору будет иметь юридическую силу только в случае, когда оно вынесено по подведомственному ему делу (например, решение комиссии по трудовым спорам по делу об оплате за работу в сверхурочное время или решение суда о восстановлении на работе и оплате за время вынужденного прогула).

В общем порядке комиссия по трудовым спорам рассматривает только споры, возникающие из трудовых отношений (и то не все). Это, к примеру, споры, связанные с применением определенных трудовым договором условий.

Ст. 385 ТК РФ посвящена компетенции комиссии по трудовым спорам. В соответствии с ч. 1 ст. 385 ТК РФ комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением случаев, по которым Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Она является досудебным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и разрешает следующие категории индивидуальных трудовых споров:

1) о признании недействительными условий, составляющих содержание трудового договора;

2) о рабочем времени и времени отдыха;

3) об оплате труда, о выплате премий, доплате за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, об оплате за работу в сверхурочное время и в ночное время и в других случаях, предусмотренных ТК РФ;

4) о выплате ежемесячных и ежегодных надбавок за выслугу лет, которые введены для отдельных категорий работников;

5) о законности применения работодателем дисциплинарных взысканий (замечаний, выговоров);

6) о праве на основной и дополнительный отпуска и их оплате, об установлении неполного рабочего времени и другие споры о рабочем времени и времени отдыха;

7) о допуске к работе лиц, незаконно отстраненных от работы (должности) с приостановкой выплаты заработка;

8) о предоставлении льгот и преимуществ работнику, когда обязанность работодателя предусмотрена законодательством, иным нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права, коллективным или трудовым договором;

9) о материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы;

10) иные категории индивидуальных трудовых споров, которые неподведомственны судам.

Комиссии по трудовым спорам неподведомственны трудовые споры по следующим вопросам:

– установление норм труда, норм обслуживания, должностных окладов и тарифных ставок;

– исчисление трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ, когда законом или другим нормативным правовым актом установлен иной порядок их рассмотрения;

– установление или изменение условий оплаты труда (например, о присвоении тарифных разрядов).

Нормы Конституции РФ и ТК РФ приводят к выводу о том, что в настоящее время имеет место альтернативная подведомственность судом всех индивидуальных трудовых споров, отнесенных к компетенции комиссий по трудовым спорам.

В соответствии со ст. 391 ТК РФ непосредственно в судах (минуя комиссию по трудовым спорам) рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

а) работника – о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

б) работодателя – о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами;

в) лиц, которым отказано в приеме на работу;

г) лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;

д) лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Подведомственность рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Статья 382 ТК устанавливает органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры, возникающие главным образом из трудового правоотношения. Она указывает два юрисдикционных органа, правомочных рассматривать трудовые споры между работником и администрацией (работодателем): комиссия по трудовым спорам (КТС) и суд [1] .

Если спор рассматривается первоначально в КТС, а затем его рассмотрение может быть перенесено в суд, т.е. решение КТС обжалуется в суде), такой порядок принято называть общим порядком рассмотрения трудовых споров.

Но есть ряд споров, рассматриваемых непосредственно судом, без рассмотрения их в КТС. Бывают индивидуальные трудовые споры, которые решаются первоначально вышестоящими органами. Поэтому очень важно правильно определить подведомственность конкретного индивидуального трудового спора для его быстрейшего и правильного разрешения.

Непосредственно в суде без обращения в КТС, согласно ст. 391 Трудового кодекса рассматриваются следующие трудовые споры:

· по заявлениям работников тех небольших производств, где КТС не избираются или почему-либо не созданы;

· по заявлению уволенного работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате вынужденного прогула либо разницы в оплате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, а также все трудовые споры федеральных государственных служащих. Тем самым закон предусмотрел непосредственно судебную защиту права на труд при увольнении и переводе всех работников. Не подведомственны ни суду, ни КТС споры выбранных работников о досрочном освобождении от должности по решению избравших их органов;

· по иску работодателя о возмещении работником материального ущерба, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в суде решаются также споры о приеме на работу по заявлению:

· лица, приглашенного на работу в порядке перевода из другой организации;

· молодого специалиста, направленного по окончании профессионального обучения в установленном порядке на данное производство;

· другого лица, с которым администрация в соответствии с законодательством обязана была заключить трудовой договор, например направленного органом занятости в счет установленной данному работодателю квоты приема инвалида или подростка;

· беременной женщины или женщины, имеющей детей до трехлетнего возраста, одинокой матери, имеющей детей до 14-летнего возраста (ребенка-инвалида до 16 лет), при отказе в приеме по мотивам материнства.

Непосредственно судом также рассматриваются все трудовые споры о возмещении работодателем вреда, причиненного работнику в связи с увечьем или иным повреждением здоровья на работе, если потерпевший не согласен с решением страховщика (фонда социального страхования), а по спору о компенсации морального вреда — с решением работодателя, по заявлению об этом потерпевшего (его семьи) или если он не получил в установленный 10-дневный срок ответа фонда или работодателя на его заявление. Но данный спор может решать и орган Гострудинспекции по выбору потерпевшего (его семьи). После вынесения решения этой инспекцией, если работник с ним не согласен, закон не исключает его обращение с иском в суд.

Часть 3 ст. 391 ТК — новая в трудовом праве России [2] . Она предусматривает, что суд непосредственно рассматривает также споры: об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц; лиц, считающих, что они подвергались дискриминации. Тем самым впервые законодатель отнес эти споры к трудовым и сделал это на уровне Кодекса.

Что касается работников у работодателей — физических лиц, то суд и раньше решал все трудовые споры домашних работников, обслуживающих семьи граждан (поводырей у слепых, нянь, домработниц и т.д.). Теперь же физические лица имеют по десять и более таких работников, и с каждым годом количество работников у работодателей — физических лиц растет. У них нет профсоюзов, и единственной защитой от произвола хозяина для них является суд.

Споры о дискриминации законодатель впервые прямо отнес к трудовым спорам, не указав «в сфере труда» [3] . Поскольку такие споры возможны и до того, как лицо стало работником, т.е. дискриминация при приеме на работу, когда по мотиву национальности или наличия малолетних детей гражданам отказывают в приеме на работу. Причины отказа работодатель по требованию лица, кому он отказал в приеме на работу, обязан дать в письменном виде (ст. 64 ТК).

Статья 3 Кодекса запрещает дискриминацию в труде и закрепляет ее понятие (ст. 3 ТК). Часть 3 ст. 3 ТК установила альтернативную подведомственность трудовых споров о дискриминации в сфере труда — по выбору лица (работника) он может обратиться в орган федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Он может обратиться и одновременно в оба указанных органа, поскольку подпункт «и» в ч. 3 этой статьи указывает на такое его право.

Споры о дискриминации в труде кроме споров о дискриминации при отказе в приеме на работу может рассматривать и мировой судья, как и все другие трудовые споры, указанные в ст. 391, кроме споров об отказе в приеме на работу, о восстановлении на работе и о возмещении вреда по увечью на производстве, которые решает районный суд непосредственно.

Заявления (иски) в суд по трудовым спорам могут подаваться по территориальной их подсудности, т.е. согласно ст. 28 и 29 ГПК РФР — иски о восстановлении на работе подаются по месту нахождения работодателя, его филиала, представительства или по месту жительства истца-работника.

Мировые судьи решают трудовые споры, кроме споров о восстановлении на работе, по материальной ответственности работника и работодателя за нанесенный ущерб, вред. Эти споры остаются в компетенции судов общей юрисдикции, согласно ст. 24 и 25 ГПК РФ.

Таким образом, Трудовой кодекс РФ определил, что трудовые споры разрешаются только двумя юрисдикционными органами: комиссией по трудовым спорам и судом.

Хотя не стоит еще забывать о том, что Инспекция Министерства Труда РФ может в императивном порядке понуждать работодателя устранить нарушения в отношении какого-либо работника или группы работников. Такие действия выполняются по жалобе работника.

[1] Чижов Б. Кто и как разрешит трудовой спор // «Кадровое дело», N 6, июнь 2003 г. С. 78-91

[2] Титова Г. Трудовые споры // «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 14, апрель 2003 г.

[3] Чесовской Е. Разрешение трудовых споров // «Российская юстиция», N 11, ноябрь 2002 г. С. 43-57

Подведомственность и порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Читайте также:

  1. D) Рассмотрения дела.
  2. II. Информация об услугах, порядок оформления проживания в гостинице и оплаты услуг
  3. II. Основания и порядок приема и учета лиц, арестованных в административном порядке
  4. II. Порядок вручения воинской части государственной награды
  5. II. Порядок выполнения курсовой работы
  6. II. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  7. III. Порядок защиты дипломной работы
  8. III. Порядок предоставления услуг 1 страница
  9. III. Порядок предоставления услуг 2 страница
  10. III. Порядок предоставления услуг 3 страница
  11. III. Порядок предоставления услуг 4 страница
  12. III. Порядок предоставления услуг 5 страница

Подведомственность трудовых споров и компетенция органа, рассматривающего споры,— это тесно связанные понятия, но не идентичные и неравнозначные.

Компетенция органа — это правовая сфера деятельности, определяемая различными его функциями в области трудовых споров (правомочие по принятию спора к рассмотрению, правомочие рассматривать споры с соблюдением определенного процессуального порядка и выносить решение по спорам и т. д.).

Подведомственность споров затрагивает лишь правомочие принять к рассмотрению именно подведомственный данному органу спор. Она определяется законом. Но закон не установил, к сожалению, научно обоснованные критерии подведомственности трудовых споров определенному органу. Подведомственность — это определение трудового спора по свойствам и содержанию, в каком первоначально органе должен решаться спор. Поэтому определяя подведомственность каждого конкретного трудового спора, надо выяснить, какого вида спор, индивидуальный или коллективный. Если спор индивидуальный, то надо установить его характер (о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда) и правоотношение, из которого он вытекает. Все споры из правоотношений, непосредственно связанных с трудовым правоотношением, КТС не подведомственны. Если не выяснить указанные свойства конкретного трудового спора, то можно неправильно определить его подведомственность. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора имеет большое практическое значение, поскольку решение спора неправомочным на то органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Все трудовые споры по их подведомственности тому или иному органу можно разделить на следующие группы:

1) рассматриваемые в общем порядке, когда КТС является обязательной первичной стадией, после которой спор может поступить на рассмотрение суда;

2) рассматриваемые непосредственно судом;

3) рассматриваемые вышестоящим органом в случаях, установленных федеральным законом для отдельных категорий работников (ст. 383 ТК);

4) новая появившаяся по специальным законам альтернативная подведомственность по выбору истца в вышестоящий орган или в суд (например, все трудовые споры государственных служащих или споры с государственными инспекторами труда);

5) коллективные трудовые споры с единой подведомственностью, рассматриваемые примирительными комиссиями, посредником и трудовым арбитражем.

В общем порядке КТС рассматривает только споры из трудовых правоотношений, и то не все. Иной порядок установлен законом для двух категорий споров: рассматриваемых или непосредственно судом (без рассмотрения в КТС), или только вышестоящим органом.

Непосредственно в суде без обращения в КТС (без досудебного разбирательства) рассматриваются следующие трудовые споры (ст. 391 ТК):

по заявлению работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате вынужденного прогула, компенсации морального вреда в связи с нарушением его права трудиться, либо о выплате разницы за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

• споры рабочих и служащих тех предприятий, учреждений, организаций, где КТС не избираются (например споры лиц, заключивших трудовые договоры с воинскими организациями или работающих там, где отсутствуют КТС, споры домашних работниц, работников, работающих у работодателя — физического лица, работников религиозных организаций), а также иски работодателя о возмещении работником ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации.

Непосредственно в суде решаются также споры о необоснованном отказе в приеме на работу: лица, приглашенного на работу в порядке перевода с другого предприятия, учреждения, организации; молодого специалиста, направленного по окончании учебы в установленном договором порядке; другого лица, с которым администрация в соответствии с законодательством обязана заключить трудовой договор (направленного по квоте подростка или инвалида и др.); беременной женщины или имеющей детей в возрасте до 3 лет, одинокой матери (отца), имеющей детей до 14 лет (ребенка-инвалида до 16 лет) по мотивам, связанным с этими обстоятельствами, лица, считающего, что он подвергся дискриминации в труде.

Споры о возмещении ущерба, причиненного работником предприятию (учреждению), рассматриваются непосредственно в суде по иску администрации. Если же администрация удержала из заработной платы работника суммы в возмещение ущерба, а работник считает это незаконным, то спор будет уже о незаконном удержании, и подведомственен КТС. Непосредственно в судя решаются споры о коллективной материальной ответственности, о возмещении работодателем морального вреда, нанесенного работнику в связи с его трудовым увечьем или иным повреждением здоровья на работе, когда работник не согласен с решением об этом работодателя или не получил в установленный 10-дневный срок ответа работодателя на свое заявление. Исковая давность по этим спорам о моральном вреде не установлена.

Вышестоящие органы (вышестоящая администрация) вправе и обязаны рассматривать любые поступившие от работников жалобы на действия нижестоящих органов, в том числе и по трудовым спорам, подведомственным КТС и суду. Однако федеральными законами установлено, что вышестоящий орган рассматривает трудовые споры, если к нему обратился со спором государственный служащий, а также споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников по вопросам увольнения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарного взыскания. Все трудовые споры государственных служащих рассматривает вышестоящая администрация или суд по их выбору.

Споры судей рассматривают вышестоящие квалификационные коллегии судей, а о прекращении полномочий судьи — Верховный Суд РФ. Споры же прокуроров, их заместителей и помощников, а также сле­дователей прокуратуры по этим трем вопросам решает согласно Закону РФ от 17 января 1992 г. «О прокуратуре РФ» Генеральный прокурор или прокурор, вышестоящий над тем, кто их увольнял, переводил или налагал взыскание. После рассмотрения их споров вышестоящими органами все эти категории работников не лишены права обратиться к судебной защите.

Поскольку Трудовой кодекс не выделил подведомственность исковых индивидуальных споров (как было по ст. 219 КЗоТ), то у них подведомственность общая, начиная с КТС, т. е. теперь установлена единая подведомственность и индивидуальных исковых, и неисковых споров

Действия государственных инспекций (санитарной и др.) обжалуются в их вышестоящий орган или суд, а о наложении штрафа — в суд по месту жительства.

Подведомственность коллективных трудовых споров — единая по всем спорам (как о применении трудового законодательства, так и об установлении новых условий труда и быта работников) — определена Законом о коллективных трудовых спорах. Для урегулирования возникающих в ходе коллективных переговоров разногласий стороны используют примирительные процедуры, установленные Законом о коллективных трудовых спорах. Следовательно, для всех видов коллективных трудовых споров подведомственность единая, начиная с примирительной комиссии как обязательного первого этапа их рассмотрения.

Порядок рассмотрения трудового спора — это установленная для данного юрисдикционного органа форма процесса разбирательства, начиная с принятия заявления и кончая вынесением решения по данному делу. Необходимо различать порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС, суде и вышестоящем органе. Все эти органы могут осуществлять право-восстанавливающие действия, но различным порядком.

Большинство споров из трудовых правоотношений по применению трудового законодательства рассматриваются в общем порядке, начиная с КТС, и если КТС в 10-дневный срок не рассмотрела спор, работник вправе перенести его на решение суда. Решение КТС может быть обжаловано любой спорящей стороной в суд. Такой общий порядок установлен ст. 390 ТК, а для суда — еще и ГПК РФ.

Комиссия по трудовым спорам — это орган трудового коллектива. КТС создается на всех предприятиях, в учреждениях, организациях по инициативе работников и (или) работодателя на паритетных началах из представителей этих сторон. Как указывалось ранее, представители работников избираются общим собранием (конференцией) трудового коллектива тайным или открытым голосованием (по усмотрению собрания или конференции). Комиссии по трудовым спорам могут быть общезаводские и подразделений. Образование КТС подразделения не обязательно, но когда они создаются, то спор после рассмотрения его в такой КТС может быть перенесен любой спорящей стороной в суд.

Трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник самостоятельно или с участием его представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Если исковый трехмесячный срок пропущен по уважительной причине, КТС может его восстановить. Заявление работника подлежит обязательной регистрации в журнале поступления заявлений, в котором отмечается дата приема и рассмотрения спора, его содержание и решение. Для организационно-технического обслуживания КТС (делопроизводство, хранение дела, выдача выписок из протоколов заседаний) приказом работодателя назначается специальный постоянный работник, как правило, без указания срока работы.

Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС исключительно демократичен. Спор рассматривается в удобное нерабочее время и обязательно в присутствии работника-заявителя. Заочное рассмотрение спора допускается только по письменному заявлению работника. Если работник вторично без уважительных причин не явится на заседание комиссии, КТС может вынести решение о снятии заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление вновь.

Дело должно быть подготовлено к заседанию председателем или по его поручению членом КТС: вызваны необходимые свидетели по делу и проведена, если надо, соответствующими лицами техническая и бухгалтерская проверка, а также затребованы от администрации соответствующие документы, расчеты. Администрация обязана их представить по требованию КТС.

Порядок проведения заседания КТС закон точно не определяет, и, хотя не указывает право отвода, но и не запрещает его. Поэтому заявитель и администрация имеют право в начале заседания КТС сделать мотивированный отвод любому члену комиссии. Вопрос об отводе решается большинством присутствующих членов КТС. Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины от каждой стороны членов комиссии, притом в равном количестве представителей работников и работодателя. КТС не должна копировать суд, и свидетели могут присутствовать на заседании комиссии с начала до конца. Заседание комиссии проводится открыто, на нем могут присутствовать желающие, и любой может быть выслушан по обстоятельствам данного спора. Решение КТС принимает тайным голосованием.

Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии указывается: полное наименование предприятия, фамилия, имя и отчество, профессия, специальность, должность заявителя, дата обращения в КТС и дата рассмотрения спора, существо спора, фамилии присутствующих на заседании КТС членов комиссии, представителей администрации и профкома (цехкома), результаты голосования и мотивированное со ссылкой на норму права решение. КТС может в решении указать и на немедленное его исполнение или в определенный ею срок. Решение КТС, как правило, имеет мотивировочную и резолютивную часть. Резолютивная часть решения должна быть записана в категорической, повелительной форме, например: «предложить администрации оплатить такую-то сумму». Принятые решения КТС в последующем в утверждении не нуждаются, могут исполняться немедленно. Комиссия не имеет права их пересматривать, но может вынести дополнительное решение, если, например, в нем не была точно определена сумма. Протокол заседания КТС должен быть подписан председателем или его заместителем и заверен печатью КТС. На его основании работник, на которого администрация возложила техническое обслуживание КТС, в трехдневный срок со дня принятия решения должен вручить надлежаще заверенные копии решения КТС заинтересованному работнику и работодателю организации.

Решение КТС может быть обжаловано работником или администрацией в суд в 10-дневный срок со дня вручения им копии решения. Пропуск этого срока не является основанием к отказу в приеме заявления судом. Суд на заседании может его восстановить, если срок пропущен по уважительной причине, и рассмотреть спор по существу.

Порядок рассмотрения трудовых споров в суде определен ГПК РФ. Роль суда в сфере трудовых отношений значительна. Одной из важнейших гарантий охраны трудовых прав граждан России является их право на судебную защиту согласно ст. 37 и 46 Конституции РФ. Суды не только восстанавливают нарушенные трудовые права, но выявляют причины и условия данных нарушений, проводят профилактическую работу по их устранению и предупреждению. Суд может выносить представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствующих правонарушениям.

Компетенция, правомочие суда в области трудовых споров определяется не только кругом споров, подведомственных суду, но и тем, что при рассмотрении спора суд может по своей инициативе привлечь на сторону ответчика третье лицо, виновное в грубом нарушении трудового законодательства, и взыскать с него материальный ущерб, понесенный предприятием (учреждением) (ст. 39 ГПК). Если при рассмотрении дела суд установит неправильные действия должностных лиц, свидетельствующие о грубом нарушении ими трудового законодательства, он должен согласно ст. 225 ГПК вынести частное определение для привлечения виновных ру­ководителей к дисциплинарной, а в надлежащих случаях — и к уголовной ответственности. Эти частные определения направляются в соответствующий орган, который в месячный срок должен сообщить суду о принятых мерах.

При принятии заявления по трудовому спору судья должен правильно определить подведомственность суду данного спора. Он единолично решает вопрос о принятии или отказе в принятии заявления к рассмотрению в соответствии со ст. 129 ГПК.

Все трудовые споры рассматриваются в суде по месту нахождения ответчика.

Для обращения в суд администрации с иском к работнику о возмещении материального ущерба, причиненного им предприятию, учреждению, организации, установлен срок один год со дня обнаружения ущерба, по спорам, которые рассматривались в КТС,— 10-дневный срок со дня вручения копии решения комиссии, по делам об увольнении — один месяц со дня, когда он уволен, по остальным трудовым спорам и в суде — трехмесячный исковый срок. Обратите на эти сроки внимание, их надо хорошо усвоить.

Отказ судьи в принятии заявления по соображениям материального права, в частности по мотивам истечения срока исковой давности, является незаконным. Вопрос о пропуске давностного срока должен решать суд в судебном заседании при рассмотрении спора. Закон не определяет, какие причины считаются ува­жительными для восстановления давностного срока. Это решает сам суд. В случае признания уважительными причин пропуска срока исковой давности нарушенное право подлежит защите.

Особенностью рассмотрения трудовых споров в суде является и то, что право возбуждения трудовых дел в суде имеют не только заинтересованный работник и администрация предприятия, учреждения, но и прокурор (ст. 41 ГПК), а также профессиональный союз.

Если иск работника удовлетворяется, то судебные расходы, в том числе государственная пошлина, взыскиваются с ответчика. При отказе работнику в иске судебные расходы ни с одной стороны не взыскиваются. Если истцом является работодатель, с него взыскиваются судебные издержки (по спору о материальной ответственности работника).

Трудовые дела о восстановлении на работе во всех судах рассматриваются коллегиально: в суде первой инстанции — в составе судьи и народных заседателей, а в кассационной и надзорной инстанции — в составе председательствующего и членов суда (ст. 15 ГПК). Остальные трудовые споры решает единолично судья. Он единолично может решать и дела о восстановлении на работе, если на это согласны все участники спора, что фиксируется в протоколе суда.

Только работник-истец может изменить свои исковые требования в суде, увеличить или уменьшить их, изменить предмет и обоснования иска, отказаться от иска. Если же меняются и предмет, и основания иска одновременно, то это ведет уже к заявлению совершенно нового иска. Разрешение трудового спора в суде может окончиться и мировым соглашением (ст. 34 ГПК). О принятии отказа истца по трудовому спору или утверждении мирового соглашения спорящих сторон трудового правоотношения суд выносит определение, которым одновременно прекращает производство по делу (ст. 165 ГПК). Но предварительно суд должен проверить условия мирового соглашения чтобы они не нарушали трудовое законодательство, были ясны и определенны, не нарушали трудовые права работников и интересы предприятий (учреждений).

Суд может не принять отказ от иска и признание иска ответчиком, может не утвердить и мировое соглашение, если все это’ противоречит трудовому законодательству (ст. 34 ГПК).

Обжаловать решения суда в вышестоящий суд может любая сторона в 10-дневный срок (ст. 284 ГПК). В тот же срок оно мо-.. жет быть опротестовано прокурором. Пропустившие этот срок лишаются права на подачу жалобы. Но при уважительной причине пропуска срока суд может восстановить его. Вышестоящий суд в кассационном порядке имеет право оставить решение суда в силе, изменить или отменить его полностью или в части. Отменяя решение суда, вышестоящий суд может передать дело на! новое рассмотрение в тот же суд в ином или в том же составе, или сам вынести новое решение по существу спора (ст. 305 ГПК), или прекратить дело, или оставить иск без рассмотрения. Если решение суда отменяется по кассационной жалобе, то вопрос об обратном взыскании выплаченных сумм в порядке поворота исполнения разрешается судом во всех случаях. Это обратное взыскание производится лишь по решению суда.

Вступившие в законную силу решения, определения и постановления судов могут быть пересмотрены в порядке надзора по соответствующим протестам. Если решение суда отменяется в| порядке надзора, то с трудящегося, получившего по этому решению определенные суммы, эти суммы обратно не взыскиваются, за исключением случаев, когда решение суда было обосновано! на подложных документах или ложных сведениях, представленных истцом. Закон РФ предусмотрел, что гражданин может обжаловать в суд любые коллегиальные и единоличные решения органов и должностных лиц, нарушающих его права и свободы (следовательно, и в сфере труда) или создающих препятствия для их осуществления, а также, если на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Это обжалование может быть либо непосредственно в суд в трехмесячный срок, либо в месячный срок после получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящим органом (должностным лицом) в удовлетворении его жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи ему жалобы, если не получен ответ на нее. Такая жалоба в суд возможна и в случаях, когда предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Рассмотрение трудовых споров вышестоящими органами надо отличать от рассмотрения вышестоящим органом или администрацией любой жалобы на действия нижестоящих хозяйственных руководителей, которую они рассматривают в установленном административным правом порядке. Закон не запрещает работнику или трудовым коллективам обращаться с жалобой на действия должностных лиц, в том числе и по вопросам, которые они могут оспаривать как трудовые споры в юрисдикционных органах. Такая жалоба должна быть рассмотрена в 20-дневный срок.

Исковые сроки для обращения этих работников со спором в вышестоящий орган те же самые — месячный по спору об увольнении и трехмесячный по спорам о переводах и дисциплинарных взысканиях. Вышестоящий орган обязан рассмотреть спор в месячный срок со дня поступления заявления.

Спор решается в присутствии работника, если он не просит рассмотреть его заявление заочно или не явился без уважительной причины по вторичному вызову. Вышестоящими органами также рассматриваются споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников по вопросам увольнения, перевода и наложения дисциплинарных взысканий. Как указывалось, все трудовые споры государственных служащих может рассматривать вышестоящий орган (или суд). Орган, рассматривающий спор, вправе пригласить на него представителя органа власти и управления, профсоюза и других общественных организаций, принявшего ос­париваемое решение.

Решение вышестоящего органа по спору должно быть основано на законодательстве и мотивировано. В случае незаконного увольнения, перевода или наложения дисциплинарного взыскания вышестоящий орган принимает решение об отмене соответствующего приказа, распоряжения, постановления. Он не может применить к работнику более строгую меру, но вправе заменить примененную меру дисциплинарного взыскания на более мяг­кую с учетом конкретных обстоятельств проступка, предшествующей работы и поведения работника.

Вышестоящий орган при восстановлении работника на прежней работе принимает решение и об оплате за время вынужденного прогула при незаконном увольнении за все его время.

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 639 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Подведомственность индивидуальных трудовых споров

Правила установления судебного органа, который должен рассматривать индивидуальный трудовой спор и выносить по нему решение, обязательное для сторон. Порядок обращения к комиссиям и судам работника и работодателя для разрешения трудового спора.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 22.09.2012
Размер файла 23,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Подведомственность индивидуальных трудовых споров

трудовой спор судебный работник

Для того чтобы определить куда нужно обращаться при возникновении того или иного индивидуального трудового спора, следует определить его подведомственность. Подведомственность трудовых споров — это распределение компетенции по рассмотрению трудовых споров между органами, наделенными правом их разрешать. Определить подведомственность трудового спора — значит, установить, какой орган должен рассматривать такой спор и выносить по нему решение, обязательное для сторон

В основном большинство дел решается судами, хотя есть и такие трудовые споры, которые рассматривается комиссией по трудовым спорам. Каждый юрисдикционный орган вправе рассматривать лишь те вопросы, которые ему подведомственны. Например, если в суд общей юрисдикции поступит исковое заявление, которое подведомственно арбитражному или конституционному суду, то суд должен отказать в рассмотрении этого дела. Некоторые споры решаются другими юрисдикционными органами в досудебном порядке (применительно к данному исследованию — комиссиями по трудовым спорам), некоторые споры переданы в ведение других органов.

Решение спора неправомочным на то органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Подведомственность трудовых споров затрагивает только правомочие органа принять спор к рассмотрению. Она определяется законом, но, к сожалению, закон не установил четкие критерии, почему одни трудовые споры подведомственны этому органу, а другие — нет.

Первоначальная подведомственность трудового спора определяется по виду (индивидуальный или коллективный), свойствам и содержанию спора.

Таким образом, подведомственность — это определение по виду, свойствам и содержанию трудового спора, в каком органе первоначально должен решаться спор.

Все трудовые споры по их подведомственности тому или иному органу можно разделить на рассматриваемые:

· в общем порядке — комиссией по трудовым спорам и, при необходимости судом;

· непосредственно судом;

· в особом порядке (для отдельных категорий работников);

· в примирительном порядке — коллективные трудовые споры, рассматриваемые примирительными комиссиями, посредниками и трудовыми арбитражами.

Комиссиям по трудовым спорам подведомственны все индивидуальные трудовые споры, за исключением тех, по которым ТК РФ или иным федеральным законом установлен другой порядок их рассмотрения (ч. 1 ст. 385 ТК РФ). Споры о взыскании заработной платы, включая надбавки, предусмотренные системой оплаты труда; о размере заработка, начисленного с учетом доплат за совмещение профессий или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника; о применении дисциплинарных взысканий и некоторые другие рассматривают комиссии по трудовым спорам.

Суды в настоящее время наделены огромными полномочиями, они рассматривают все индивидуальные трудовые споры без каких-либо ограничений, в том числе и индивидуальные трудовые споры работников. ТК РФ в ч.2 ст. 383 устанавливает особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров, которые основаны на ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, т.е. право на судебную защиту своих прав и свобод — это конституционное право каждого гражданина.

Орловский Ю.П. и Нуртдинова А.Ф. в своей работе приводят классификацию индивидуальных трудовых споров, они разбили трудовые споры на те, по которым предусмотрен предварительный, досудебный порядок их рассмотрения и трудовые споры, рассматриваемые непосредственно в суде.

Отнесение спора к одной из указанных групп означает, что другие органы или неправомочны рассматривать данный спор, или могут рассмотреть его лишь после того, как он прошел первоначальную (необходимую) для данной группы споров стадию разбирательства.

Установленный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров, включая их подведомственность, не лишает работника права обратиться в вышестоящий орган в порядке подчиненности или в суд с жалобой на действия (бездействие) конкретного работодателя (его представителя).

Работник также вправе обжаловать незаконные действия работодателя в иные органы, например, в федеральную инспекцию труда и в другие уполномоченные органы государственного надзора и контроля Ст. 353 ТК РФ называет уполномоченные органы по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно правовых актов содержащих нормы трудового права. Наряду с федеральной инспекцией труда надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно правовых актов содержащих нормы трудового права осуществляют федеральные органы исполнительной власти в сфере государственного надзора за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности. Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом осуществляют государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. К примеру, согласно ст. 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Для некоторых работников предусмотрено право обжаловать действия руководителей вышестоящему руководителю. Так, например, на основании ст. 40 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.12.2010) «О прокуратуре Российской Федерации» работники органов и учреждений прокуратуры вправе обжаловать вышестоящему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы.

Досудебным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров является комиссия по трудовым спорам.

Комиссия по трудовым спорам в соответствии с ч. 1 ст. 384 ТК РФ образуется по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем — индивидуальным предпринимателем.

Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации (ст. 384 ТК РФ).

Образованная в установленном порядке комиссия по трудовым спорам из своего состава избирает председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам (делопроизводство, хранение дел и др.) осуществляется работодателем. Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать.

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации (отделах, цехах и т.д.). Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях и в пределах тех же полномочий, что и комиссии по трудовым спорам организации (ч. 3 ст. 384 ТК РФ).

Иными словами комиссия по трудовым спорам структурного подразделения может разрешить только тот спор, который не выходит за рамки ее компетенции и компетенции комиссии организации, и соответственно комиссия структурного подразделения не вправе решать трудовые споры, которые разрешает только руководитель организации, в том числе по вопросам материальной ответственности.

Стоит заметить, что поправки, внесенные в ст. 384 ТК РФ, направлены на то, чтобы дать возможность работникам на правовой основе реализовывать свои права, и защищать их через специальный орган, который будет действовать не от лица работодателя, а от лица работников. Кроме того теперь законодатель в этой статье более детально закрепил порядок образования комиссии по трудовым спорам

Несколько неопределенные ранее действовавшие правила ст. 384 ТК РФ, регулировавшие эти вопросы, приводили на практике к значительным трудностям при формировании комиссии по трудовым спорам.

В пример тому, ранее действующая формулировка данной статьи гласила, что инициатором образования комиссии по трудовым спорам должен был выступать в целом трудовой коллектив. Естественно, что такое решение принималось на общем собрании работников, на котором выбирались представители.

По поводу первичности комиссии по трудовым спорам в литературе возникают разногласия мнения авторов противоположные, например, Анисимов А.Л. пишет: «В трудовом кодексе не говорится, что комиссия по трудовым спорам является первичным органом по рассмотрению трудовых споров, и к тому же работник не обязан сначала обращаться в комиссию, он может и сразу обратиться в суд. Но если работник уже обращается в комиссию, он должен соблюдать порядок и подчиниться тому решению, которое выносит комиссия.».

В противоречие его мнению Шиян В.И. утверждает, ссылаясь также на трудовой кодекс, что в соответствии со ст. 385 ТК РФ комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым ТК РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Указанный автор делает вывод, что, таким образом, комиссия по трудовым спорам является обязательным первичным органом рассмотрения всех трудовых споров, возникающих из трудового правоотношения по применению трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, кроме тех, для которых установлен иной порядок их рассмотрения. Ей подведомственны споры, рассматриваемые в общем порядке, а первичным органом она называется потому, что для данных споров комиссия является обязательной досудебной стадией их рассмотрения.

Мне все-таки ближе точка зрения Анисимова А.Л., потому что ТК РФ предусматривает право работника, не обращаясь в комиссию по трудовым спорам, направить свое заявление сразу в суд (ст. 391 ТК РФ). За работником остается право выбора куда ему обратиться при возникновении того или иного индивидуального трудового спора. Таким образом, я считаю, что комиссия по трудовым спорам не может быть первичным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В подтверждение, по этому вопросу Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 28.09.2010 N 22) , разъясняет следующее: «Учитывая, что статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (статья 382, часть вторая статьи 390, статья 391 ТК РФ)».

В ТК РФ ранее не устанавливалась обязанность работодателя или работников создавать комиссию по трудовым спорам ни изначально при образовании организации, ни впоследствии деятельности. Но на сегодняшний день законодатель внес в ТК РФ некоторые коррективы. Теперь в том случае, если работодатель или представительный орган работников, получили предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, то они обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Если предположить такой случай, при котором человек, устраивающийся на работу, не согласен с условиями трудового договора, так как с работодателем они обговаривали несколько другие условия, при этом работодатель не отказывает в приеме на работу гражданину. Возникает вопрос, куда обратиться такому лицу? Можно ли в этом случае обратиться в комиссию по трудовым спорам? Законодатель в 60 гл. ТК РФ употребляет термин «работник», а имеет ли право бывший работник обратиться в комиссию по трудовым спорам, если данный индивидуальный трудовой спор не находится в исключительном ведении суда? В данном случае следует применять комплекс мер трудового законодательства, особенно ст. 381 ТК РФ, которые дают основания сказать, что такие лица также могут обратиться с заявлением в комиссию по трудовым спорам, и она обязана, в свою очередь рассмотреть их заявления.

За разрешением индивидуального трудового спора стороны трудовых отношений могут обратиться и в суд, это закрепляет Конституция РФ. Основной закон РФ установил право каждого гражданина России на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения (ч. 4 ст. 37), включая право на забастовку. Конституцией РФ также предусмотрены общие гарантии по защите гражданами своих прав в ст. 45 и ст. 46. Согласно этим статьям каждый гражданин может защищать свои права всеми незапрещенными законом способами. Более того каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Таким образом, Конституция РФ закрепляет обязанность государства и правоохранительных органов защищать права работников, в том числе их трудовые права и законные интересы в области трудовых отношений. Из этого следует, что каждый работник и работодатель, который считает свои права ущемленными, может рассчитывать на квалифицированную юридическую помощь, а самое главное на судебную защиту.

Судебная процедура рассмотрения индивидуальных трудовых споров основывается, прежде всего, на Конституции РФ, также на Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее по тексту ГПК РФ) и трудовом законодательстве и иных нормативно правовых актах.

Существуют отдельные категории трудовых споров, которые рассматриваются исключительно в судах. Так, в соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 391 ТК РФ, непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры:

* по заявлению работника — о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

* по заявлению работодателя — о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами;

* об отказе в приеме на работу;

* лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;

* лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Непосредственно в суде рассматриваются и трудовые споры о возмещении работнику денежной компенсации морального вреда, причиненного ему неправомерными действиями или бездействием работодателя. Факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ст. 237 ТК).

Законодатель не определяет принципы, по которым данные заявления рассматриваются непосредственно в суде, но исходя из данных споров, можно сделать следующий вывод. Рассмотрение вышеперечисленных категорий дел именно в судебном порядке обусловлено, прежде всего, особой важностью охраняемых законом тех трудовых прав, которые лежат в основе данных трудовых споров, а также сложностью этих категорий дел.

Принимая исковое заявление, судья должен определить, из каких правоотношений вытекает спор. Из трудовых отношений, которые основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности, профессии, специальности с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ), либо из гражданских правоотношений (например, договоры подряда, возмездного оказания услуг, перевозки, договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ), а также подсудно ли дело данному суду.

В свете сказанного видится необходимым привести следующий пример. Решением судебной коллегии Октябрьского районного суда г. Е. не удовлетворен иск У. Ф. Рудаковой к ООО «Запторг» о признании отношений трудовыми, внесении записей в трудовую книжку о приеме и увольнении по трудовому договору, взыскании пособия по временной нетрудоспособности, компенсации за неиспользованный отпуск и процентов за пользование чужими денежными средствами.

В обоснование иска У.Ф. Рудакова указала, что 05.03.2004 она оговорила основные условия при поступлении к ответчику на должность юрисконсульта при заключении трудового договора. Однако 06.03.01 она отказалась подписывать проект договора о возмездном оказания услуг, который ей был представлен. Распоряжением N 1 от 3 февраля 2005 г. договор N 46 от 6 марта 2004 г. с нею по соглашению сторон был расторгнут, после чего она обратилась в суд. При рассмотрении дела суд установил следующие юридически значимые обстоятельства. Было истребовано и исследовано штатное расписание ответчика, которым предусматривалась занимаемая истицей должность, было установлено, подчинялась ли истица внутреннему трудовому распорядку и получала ли она заработную плату согласно штатному расписанию по установленным нормам, была ли она ознакомлена с должностной инструкцией при наличии такой должности в штатном расписании. Суд дал оценку табелям учета рабочего времени, в которых отсутствует фамилия истицы, договорам возмездного оказания услуг по правовой работе, заключаемым ранее с другими гражданами, проанализировал договор N 46 от 6 марта 2004 г. Суд пришел к выводу, что выполнение с 6 марта 2001 г. истицей своих обязанностей можно расценивать как согласие исполнять работу по гражданско-правовому договору. Кроме того, суд выяснил в ходе разбирательства, что сторонами по делу периодически производилось составление актов приемки-сдачи работы по договору N 46 возмездного оказания услуг.

В приведенном примере подчеркивается важность такого момента, как разграничение трудового и гражданско-правового договоров. В спорных случаях установить были ли отношения гражданскими, либо трудовыми помогает именно такой факт, как соблюдение работником и работодателем своих обязанностей.

В том случае, если в судебном порядке будет установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к ним, то есть к таким отношениям, должны применяться положения трудового законодательства.

Подведомственность решает вопрос о том, к компетенции какого органа следует отнести спор о праве или иное юридическое дело.

Как известно и уже отмечалось, в Российской Федерации имеет место несколько разновидностей судов, рассматривающих дела в порядке гражданского судопроизводства: 1)суды общей юрисдикции; 2) арбитражные суды; 3) третейские суды.

«Подведомственность, — отмечают В.Н. Толкунова и К.Н. Гусов, — это определение по свойствам и содержанию трудового спора, в каком первоначальном органе должен решаться спор»

Таким образом, подведомственность трудовых споров следует понимать как распределение компетенции по их рассмотрению между юрисдикционными органами, наделенными правом рассматривать трудовые споры и выносить в правовом отношении обязательные для субъектов трудового правоотношения решения.

Решение некомпетентными органами не имеет никакого юридического значения и не исполняется в принудительном порядке, поэтому определение подведомственности того или иного спора имеет очень важное практическое значение.

Необходимо провести грань между такими понятиями, как «подведомственность» и «компетенция», эти термины существенно отличаются друг от друга, несмотря на их сходство. Компетенция в свою очередь означает круг правомочий правоприменительного органа, в том числе комиссии по трудовым спорам и суда, при разрешении индивидуальных трудовых споров. В то же время подведомственность характеризует дело, подлежащее разбирательству в определенном порядке.

Как уже отмечалось выше, трудовые споры подразделяются на две группы — исковые и неисковые. Первые касаются споров о праве, вторые — иных юридических вопросов, связанных в этом контексте с трудовыми правоотношениями.

Что касается судебной подведомственности исковых дел, то основная масса гражданских дел, в том числе по индивидуальным трудовым спорам, подведомственна судам общей юрисдикции и составляет так называемые исковые дела. Такие споры могут быть связаны, как с нарушением субъективного права (когда действиями одного участника либо в результате его действий умаляются чьи-либо блага имущественные, личные), так и с его оспариванием (когда в результате поведения участника спора становится неясным содержание правоотношения, а также взаимные права и обязанности).

Неисковые индивидуальные трудовые споры не связаны со спорами о праве. Подобного рода дела разбираются в порядке производства по административным делам и особого производства. В судебном порядке неисковые дела рассматриваются как исключение, именно поэтому компетенция судов определена законом исчерпывающе точно путем перечисления.

К производству, которое вытекает из административных (управленческих) правоотношений действующее законодательство относит: дела об оспаривании гражданами, объединениями граждан и прокурорами законности нормативных актов, касающихся неопределенного числа граждан (собственно нормативные акты; локальные нормативные акты, действующие в конкретных организациях); распорядительные акты, порождающие юридические последствия для иных лиц (например, изменение начала рабочего дня местными органами власти для отдельных организаций, а, следовательно, и трудовых коллективов и каждого работника в отдельности), и др.

В то же время оспаривание постановлений административных органов и должностных лиц, организаций и государственных служащих происходит в исковом порядке, поскольку в этих делах есть споры о праве.

Если права заявителя не нарушены и никем не оспариваются, следовательно, этот спор не возник по поводу права, и такие индивидуальные трудовые споры рассматриваются в порядке особого судопроизводства судом общей юрисдикции.

Однако на практике иногда получается путаница, с которой непосредственно связана реализация права, поэтому и требуется механизм судебного разбирательства и доказывания с целью достоверного их выяснения и установления. Вследствие этого специалисты правоведы отмечают, что в особом судопроизводстве охраняются юридически значимые для заявителя интересы, но не защищаются юридические права.

Подведомственность исковых дел разделяют на единичную, в силу которой разбирать дело вправе только один суд, и множественную, когда разрешать дела могут различные органы (например, как комиссия по трудовым спорам, так и суд). Например, непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлению работников о восстановлении на работе, о переводе на другую работу и др. (ст. 391 ТК РФ).

Множественная подведомственность бывает альтернативной (заинтересованное лицо само выбирает орган, в который обращается) и императивной (закон устанавливает последовательность обращения в компетентные органы).

Так, императивной подведомственностью можно считать правило, установленное в ст. 385 ТК РФ, в соответствии с которым до обращения в комиссию по трудовым спорам работник должен предпринять меры к урегулированию разногласий путем проведения переговоров с работодателем. Или, например, прежде чем обратиться в суд с заявлением об установлении юридического факта (скажем, о подтверждении трудового стажа), заинтересованное лицо обязано обратиться в орган, который вправе удостоверить тот или иной юридический факт и выдать соответствующие документы, в то время как суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, лишь при невозможности получения заявителем надлежащих документов в ином порядке либо при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 264 ГПК РФ).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика индивидуальных трудовых споров: понятие и классификация; причины и условия возникновения; подведомственность. История создания комиссии по трудовым спорам. Порядок обращения работника, рассмотрение спора по существу, решение и исполнение.

курсовая работа [52,0 K], добавлен 05.04.2014

Понятие индивидуального трудового спора и характеристика его видов. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров и деятельность комиссии. Правила гражданского судопроизводства при решении индивидуальных трудовых споров, исполнение решений суда.

курсовая работа [46,5 K], добавлен 06.02.2011

Классификация трудовых споров. Понятие индивидуальных трудовых споров, основные причины и условия их возникновения. Нормативные акты и органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Порядок и способы разрешения индивидуальных трудовых споров.

курсовая работа [98,1 K], добавлен 10.01.2014

Особенности законодательного регулирования, досудебного, судебного решения индивидуальных трудовых споров, а также применения действующего законодательства о работе. Виды порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров за признаком подведомственности.

реферат [25,0 K], добавлен 17.04.2010

Понятие трудовых споров и их виды. Подведомственность трудовых споров. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Понятие коллективных трудовых споров и порядок их рассмотрения.

курсовая работа [22,5 K], добавлен 16.01.2003

Понятие индивидуального трудового спора, причины его возникновения. Анализ действующего порядка рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров в суде, возникающих в процессе трудовых отношений на предприятиях, в учреждениях, организациях РФ.

дипломная работа [100,8 K], добавлен 01.03.2010

Понятие индивидуального трудового спора и причины их возникновения. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Образование комиссий по трудовым спорам и их компетенция. Порядок, сроки обращения и рассмотрения споров в КТС.

курсовая работа [35,8 K], добавлен 22.10.2003

Сущность, понятие и причины трудовых споров, причины их возникновения. Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров между работником и администрацией. Компетенции суда общей юрисдикции в данной области. Исполнение судебного решения.

курсовая работа [35,0 K], добавлен 23.12.2014

Понятие и сущность индивидуального трудового спора. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Разрешение индивидуальных трудовых споров путем проведения переговоров с работодателем, рассмотрением в комиссии по трудовым спорам и в судах.

курсовая работа [45,0 K], добавлен 30.11.2011

Понятие индивидуального трудового спора. Нормы гражданского права. Порядок рассмотрения спора комиссиями по трудовым спорам. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров судом. Обращение в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений.

курсовая работа [36,8 K], добавлен 09.03.2016

Подведомственность рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Каждый орган рассматривает споры своей подведомственности, которая определяется как компетенция соответствующих юрисдикционных органов по рассмотрению тех или иных индивидуальных трудовых споров. Она определяется видом трудового спора по субъектам, участвующим в споре, и по содержанию этого спора.

«Подведомственность, — отмечают В.Н. Толкунова и К.Н. Гусов, — это определение по свойствам и содержанию трудового спора, в каком первоначальном органе должен решаться спор» Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М., 2005. С. 422..

Нужно сказать, что понятие подведомственности существенно отличается от понятия компетенции, которое означает круг правомочий правоприменительного органа, в том числе комиссии по трудовым спорам и суда, при разрешении индивидуальных трудовых споров. В то же время подведомственность характеризует дело, подлежащее разбирательству в определенном порядке.

С 1 февраля 2003 г. вступил в законную силу новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ от 18.11.2002. № 46, ст. 4532., в котором имеется специальная глава 3, именуемая «Подведомственность и подсудность», содержащая, как и сам указанный кодекс, целый ряд новаций.

Согласно ст. 382 Трудового кодекса Российской Федерации органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются комиссии по трудовым спорам и суд.

Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются юрисдикционными. Они обладают определенной компетенцией, т.е. совокупностью определенных полномочий (прав и обязанностей) в сфере своей деятельности.

Прежде всего, необходимо отметить, что судебная подведомственность определенным образом классифицируется в зависимости от наличия или отсутствия специальных обязательных (или возможных) процедур в связи с передачей дела в суд. В случае отсутствия необходимости проведения таких процедур и дело должно быть направленно непосредственно в суд и никуда более, подведомственность именуется исключительной. Она характерна для большинства дел, подлежащих судебному рассмотрениюАнисимов Л.Н., Бакунин В.М. Подведомственность и подсудность гражданских дел и индивидуальные трудовые споры. // Трудовое право. 2006. № 9. С. 62 — 69..

Учитывая, что ст. 46 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // РГ от 25.12.1993. № 237. гарантирует каждому право на судебную защиту и Трудовой кодекс Российской Федерации не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением — в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (ст. 382, ч. 2 ст. 390, ст. 391 ТК РФ).

Не смотря на это обстоятельство, в литературе отмечается позиция согласно которой «КТС является обязательной первичной стадией…» Гусов К. Н. Толкунова В. Н. Указ. соч. М., 2005. С. 422..

Другие авторы дают свои рекомендации, в случае отсутствия КТС в организации. «В этом случае можно от работодателя получить письмо о том, что комиссии по трудовым спорам в организации не существует. Если вам отказали в получении такого письма, напишите заявление с просьбой в определенный срок создать комиссию по трудовым спорам для разрешения возникшего трудового спора. Передайте это заявление работодателю, но обязательно на втором экземпляре заявления, который вы оставляете у себя, должна быть отметка о том, что данный документ получен. Если не получите ответа, то переданное вами работодателю заявление будет для суда достаточным доказательством того, что вы пытались соблюсти досудебный порядок разрешения спора. После этого нужно обратиться в суд и приложить к исковому заявлению копию заявления, с которым вы обращались к работодателю». В этом случае не понятна необходимость доказывания соблюдения досудебного порядка, более того, это можно считать неправомерным.

Если спор рассматривается первоначально в КТС, а затем его рассмотрение может быть перенесено в суд (т.е. решение КТС обжалуется в суде), такой порядок принято называть общим порядком рассмотрения трудовых споров.

Но есть ряд споров, рассматриваемых непосредственно судом, без рассмотрения их в КТС. Бывают также индивидуальные трудовые споры, которые решаются первоначально вышестоящими органами. Поэтому очень важно правильно определить подведомственность конкретного индивидуального трудового спора для его быстрейшего и правильного разрешения.

Вопрос о том, какими именно судами должны рассматриваться трудовые дела, урегулирован Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ от 18.11.2002. № 46, ст. 4532., который и разграничивает компетенцию между мировыми судьями и районными судами.

Пункт 6 части 1 статьи 23 ГПК РФ устанавливает, что мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров Дедюева М.В. Трудовые права: способы защиты и подсудность споров.Трудовое право. 2006. № 6. С. 3 8..

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы; по заявлению работодателя: о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами Титова Г. Трудовые споры // Финансовая газета. 2003. № 14. С. 25 — 34..

Часть 3 ст. 391 ТК предусматривает, что суд непосредственно рассматривает также споры:

· об отказе в приеме на работу;

· лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц;

· лиц, считающих, что они подвергались дискриминации.

Тем самым впервые законодатель отнес эти споры к трудовым и сделал это на уровне федерального законодательства Чесовской Е. Разрешение трудовых споров // Российская юстиция. 2002. № 11.С. 43-57.

Наряду с понятием «подведомственность» трудовых споров в гражданско-процессуальном праве, в соответствии с которым и с Трудовым кодексом РФ рассматриваются индивидуальные трудовые споры, существует понятие «подсудность».

Правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции, в том числе дел, касающихся индивидуальных трудовых споров Анисимов Л.Н., Бакунин В.М. Указ. соч..

Под подсудностью в гражданском процессуальном праве понимается институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам общей юрисдикции гражданских дел к ведению конкретных судов судебной системы Российской Федерации для рассмотрения по первой инстанцииНаучно-практический комментарий к гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации под ред. Жуйкова В.М., Пучинского В.К., Треушникова М.К. М., 2003. С. 99 — 144..

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. за № 63 о внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного суда «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» вопрос о подсудности трудовых споров разрешен, как полагает О. В. Абрамова, в зависимости от наличия или отсутствия правовой связи спорящих сторон Абрамова О.В. Судебная защита трудовых прав. // Трудовое право. 2005. № 1. С. 44.. «Решая вопрос о подсудности дела, следует иметь в виду, что исходя из содержания пункта 6 части 1 статьи 23 ГПК РФ мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции все дела, возникшие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о признании забастовки незаконной, независимо от цены иска. При этом необходимо учитывать, что трудовой спор, возникший в связи с отказом в приеме на работу, не является спором о восстановлении на работе, так как он возникает между работодателем и лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор (ч. 2 ст. 381, ч. 3 ст. 391 ТК РФ), а не между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях. Мировому судье подсудны также дела по искам работников о признании перевода на другую работу незаконным, поскольку в указанном случае трудовые отношения между работником и работодателем не прекращаются. Все дела о восстановлении на работе, независимо от основания прекращения трудового договора, включая и расторжение трудового договора с работником в связи с неудовлетворительным результатом испытания (ч. 1 ст. 71 ТК РФ), подсудны районному суду.

В случае невозможности рассмотрения дела в том суде или тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом, председатель вышестоящего суда передает его по ходатайству сторон в близлежащий суд такого же уровня (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

Е. А. Ершова считает, что наиболее сложные трудовые споры необходимо возвратить для рассмотрения по первой инстанции в федеральные районные суды общей юрисдикции, к числу таковых автор относит «иски, связанные с заключением и изменением трудового договора, защитой персональных данных работника, отпусками, заработной платой, совмещением, совместительством, дисциплиной труда, материальной ответственностью сторон трудового договора, особенностями регулирования труда отдельных категорий работников и др.»Ершова Е.А. О некоторых спорных вопросах защиты трудовых прав работников. // Трудовое право. 2003. № 12. С. 23..

Следует обратить внимание на то, что действующий ГПК исключает возможность по усмотрению суда первой инстанции изменять подсудность находящегося в его производстве дела. Между тем ранее — в п. 1 ст. 122 ГПК РСФСР — было предусмотрено правило, которое могло применяться по усмотрению суда, если суд считал, что данное дело будет более быстро и правильно рассмотрено в другом суде, например по месту нахождения большинства доказательств.

Не смотря на то, что ТК РФ предусматривает защиту прав граждан, КТС или судом, не стоит еще забывать о том, что Инспекция Министерства Труда РФ может в императивном порядке понуждать работодателя устранить нарушения в отношении какого-либо работника или группы работников. Такие действия выполняются по жалобе работника.

Правильное установление подведомственности того или иного спора имеет большое практическое значение, так как решение спора некомпетентными органами не имеет юридического значения (юридической силы) и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит