Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г, положение проведении аттестации педагогических работников

Содержание
  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"
  2. Новое Положение о проведении аттестации научно-педагогических работников
  3. Положение об аттестации педагогических работников. Правила аттестации педагогических работников
  4. Положение об аттестации работников образовательных учреждений: нововведения в законодательстве
  5. Новый порядок аттестации: общие положения
  6. Порядок обязательной аттестации сотрудников образовательных учреждений: подготовка
  7. Обязательная аттестация сотрудников образовательных учреждений: представление
  8. Оценка квалификации сотрудников школы: процедура обязательной аттестации
  9. Порядок действий после обязательной аттестации
  10. Кто вправе не проходить обязательную аттестацию?
  11. Аттестация на повышение квалификации: нюансы
  12. Заявление на аттестацию: в чем его особенности?
  13. Проведение аттестации на повышение квалификации
  14. Аттестация сотрудников образовательных учреждений в регионах: нюансы
  15. Резюме
  16. Новое положение о проведении аттестации научно-педагогических работников
  17. Общие положения
  18. Состав аттестационных комиссий
  19. Порядок проведения аттестации
  20. Принятие решения аттестационной комиссией
  21. Образец положения об аттестации педагогических работников
  22. Что это такое
  23. Для чего нужно регламентировать
  24. Кому необходимо
  25. Как правильно составить
  26. Порядок утверждения
  27. Видео по теме:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276
«Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582) приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Установить, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, указанного в пункте 1 настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. N 209 «О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный N 16999).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г.
Регистрационный N 32408

Установлен новый порядок аттестации педагогических работников образовательных организаций. Он не касается профессорско-преподавательского состава.

Аттестации подлежат все педагогические работники, включая совместителей.

Аттестационные комиссии в целях подтверждения соответствия работников занимаемой должности теперь самостоятельно формируются образовательными организациями. Периодичность проведения аттестации не изменилась — 1 раз в 5 лет. При этом работники, отсутствовавшие на работе по болезни более 4 месяцев подряд, проходят аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу.

Квалификационные категории (первая или высшая) устанавливаются педагогическим работникам по их желанию. Работники, имеющие квалификационную категорию, не проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

Заявление на присвоение категории можно направить по почте или в электронном виде. Его также можно подать в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Уточнены основания присвоения квалификационных категорий. При отказе в установлении категории работник может повторно обратиться за ее присвоением только через год.

Ранее присвоенные квалификационные категории сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г.
Регистрационный N 32408

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 4 июня 2014 г. N 124

Новое Положение о проведении аттестации научно-педагогических работников

С утверждением Положения Минобрнауки РФ N 284*(1) не будут применяться нормы Приказа N 1908*(2) в части проведения аттестации педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. То есть аттестация этих работников будет проводиться в соответствии с новым положением. В данной статье предлагаем ознакомиться с основными моментами проведения аттестации указанной категории лиц. Следует сказать, что Положение Минобрнауки РФ N 284 зарегистрировано в Минюсте РФ 15.09.2009 N 14772 и вступает в действие с 16.10.2009.

Аттестация — периодическая проверка и оценка деловой квалификации и профессиональной подготовки работника. Роль аттестации состоит в том, что она является основной юридической формой проверки и оценки необходимых качеств работников, способствуя тем самым постоянному выявлению наиболее компетентных и высококвалифицированных кадров.
В соответствии с п. 12 ст. 28 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон «Об образовании») установление порядка проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений относится к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере образования. В свою очередь, в компетенцию субъектов РФ входит проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений (п. 16 ст. 29 Закона «Об образовании»).
Федеральными законами от 31.12.2005 N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и от 29.12.2006 N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» были внесены изменения и дополнения в Закон «Об образовании» в части аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Однако эти изменения не нашли своего отражения в Приказе N 1908, поэтому в целях устранения существующей правовой коллизии между ст. 29, 31 Закона «Об образовании» и п. 3.1, 3.3, 3.4, 3.5 и 3.7 Приказа N 1908 Минобрнауки в Письме от 07.08.2007 N 03-1720 довело до сведения учреждений, что разрабатывается новая редакция Положения, поэтому до ее введения рекомендовано было применять нормы Приказа N 1908 в части, не противоречащей действующему законодательству. В настоящее время такое положение издано.
Положение Минобрнауки РФ N 284 утвердило порядок проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования, а именно:
— профессорско-преподавательского состава;
— научных работников.
К профессорско-преподавательскому составу относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.
К научным работникам относятся должности главного научного сотрудника, главного государственного эксперта по интеллектуальной собственности, ведущего научного сотрудника, ведущего государственного эксперта по интеллектуальной собственности, старшего научного сотрудника, государственного эксперта по интеллектуальной собственности I категории, научного сотрудника, младшего научного сотрудника, государственного эксперта по интеллектуальной собственности II категории, государственного эксперта по интеллектуальной собственности.
Кроме того, действие вышеуказанного положения распространяется также на научно-педагогических работников образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), имеющих факультеты и кафедры.
Аттестация данных категорий работников учреждения проводится до истечения срока избрания по конкурсу или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям научно-педагогических работников.
В соответствии с п. 4 Положения Минобрнауки РФ N 284 не подлежат аттестации работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет.
Кроме того, не проходят аттестацию:
— беременные женщины;
— женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
— работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Их аттестация возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Состав аттестационных комиссий

Для проведения аттестации работников в учреждении формируется аттестационная комиссия в составе: председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии из числа заведующих кафедрами, руководителей других структурных подразделений, высококвалифицированных научно-педагогических работников, представителей кадровой, юридической служб и выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.
Персональный состав аттестационной комиссии утверждается приказом ректора учреждения.
Допускается также создание нескольких аттестационных комиссий в случае большой численности аттестуемых работников или в зависимости от специфики деятельности аттестуемых работников, а также при наличии в учреждении обособленных структурных подразделений (п. 5 Положения Минобрнауки РФ N 284).
Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.
Напомним, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность сотрудника влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, способное привести к причинению им вреда.
Заседания аттестационной комиссии проводятся по мере поступления аттестационных материалов.

Порядок проведения аттестации

Аттестация работников проводится по представлению кафедры (другого структурного подразделения) на основании объективной и всесторонней оценки деятельности работников, исходя из квалификационных характеристик по занимаемой должности, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации соответствующих категорий работников, а также положения о соответствующем структурном подразделении и/или устава учреждения (п. 9 Положения Минобрнауки РФ N 284).
Представление должно содержать мотивированную оценку профессиональных, деловых и личностных качеств аттестуемого, а также результатов его профессиональной деятельности.
С представлением кафедры (другого структурного подразделения), поступившим в аттестационную комиссию, работник должен быть ознакомлен под расписку не позднее чем за две недели до дня проведения аттестации. В течение этого времени работник имеет право представить в аттестационную комиссию сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу) (далее — аттестационный период), в том числе:
а) список научных трудов по разделам:
— монографии и главы в монографиях;
— статьи в научных сборниках и периодических научных изданиях, патенты (свидетельства) на объекты интеллектуальной собственности;
— публикации в материалах научных мероприятий;
— публикации в зарегистрированных научных электронных изданиях;
— препринты;
— научно-популярные книги и статьи;
б) наименования опубликованных учебных изданий или учебных изданий, в подготовке которых аттестуемый принимал участие;
в) список учебно-методических пособий, учебных планов, рабочих программ учебных курсов, дисциплин, модулей, контрольно-измерительных материалов, электронных образовательных ресурсов, в разработке которых аттестуемый принимал участие;
г) сведения об объеме педагогической нагрузки, включая руководство курсовыми и дипломными проектами, практиками, научное руководство аспирантами (адъюнктами), консультирование докторантов;
д) список грантов, контрактов и договоров на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в выполнении которых участвовал работник, с указанием его конкретной роли;
е) сведения о личном участии работника в научных мероприятиях (съезды, конференции, симпозиумы и иные научные мероприятия) с указанием статуса доклада (приглашенный, пленарный, секционный, стендовый) и уровня мероприятия (международное, всероссийское, региональное);
ж) сведения об участии работника в редакционных коллегиях научно-педагогических периодических изданий;
з) сведения об организации воспитательной работы с обучающимися;
и) сведения о работе в государственных аттестационных комиссиях, советах по защите докторских и кандидатских диссертаций, экспертных советах Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки РФ, иных советах или комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти;
к) сведения о премиях и наградах за научную и педагогическую деятельность;
л) сведения о повышении квалификации и другие сведения.
Аттестуемый работник также имеет право представить в аттестационную комиссию заявление с соответствующим обоснованием о своем несогласии с представлением кафедры (другого структурного подразделения).
При принятии работодателем решения о проведении аттестации не позднее чем за месяц до ее начала им доводится до сведения работников, подлежащих аттестации, в письменном виде дата, место и время ее проведения (п. 8 Положения Минобрнауки РФ N 284).
На заседание аттестационной комиссии приглашается аттестуемый работник. При его неявке на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.
Если работник не явился на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине (временная нетрудоспособность, оплачиваемый или иной отпуск, служебная командировка и так далее), аттестационная комиссия может назначить новый срок проведения аттестации. Аттестационная комиссия вправе провести аттестацию при отсутствии работника, если на то имеется его письменное заявление (п. 13 Положения Минобрнауки РФ N 284).
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов, представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.
При проведении аттестации для подтверждения соответствия работников занимаемым должностям, а также оценки профессиональной деятельности должны объективно оцениваться:
— результаты научно-педагогической деятельности работников в их динамике за период, предшествующий аттестации, в том числе наличие ученых степеней и ученых званий;
— личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ;
— личный вклад в развитие науки, решение научных проблем в соответствующей области знаний;
— участие в развитии обучения и воспитания обучающихся, в освоении новых образовательных технологий.

Принятие решения аттестационной комиссией

По результатам аттестации работника аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
— соответствует занимаемой должности;
— не соответствует занимаемой должности.
В решении могут отмечаться положительные и (или) отрицательные стороны профессиональной деятельности аттестуемого, выноситься мотивированные рекомендации о профессиональной деятельности работника, в том числе о необходимости повышения квалификации.
В случае несоответствия работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с п. 3 ст. 81 ТК РФ.
Результаты аттестации работника заносятся в аттестационный лист, с которым аттестованный работник должен быть ознакомлен под расписку в трехдневный срок со дня аттестации. Аттестационный лист и представление кафедры (другого структурного подразделения) за аттестационный период хранятся в его личном деле.
Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого работника открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов работник признается соответствующим занимаемой должности.
При аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемый в голосовании по своей кандидатуре не участвует. Результаты аттестации сообщаются работнику непосредственно после подведения итогов голосования.
Результаты аттестации работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством РФ.

А. Солнцева,
эксперт журнала «Бюджетные учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение»

«Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», N 11, ноябрь 2009 г.

————————————————————————
*(1) Приказ Минобрнауки РФ от 06.08.2009 N 284 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников».
*(2) Приказ от 26.06.2000 N 1908 «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Положение об аттестации педагогических работников. Правила аттестации педагогических работников

В соответствии с законодательством РФ работники образовательных организаций могут проходить аттестацию в обязательном или же добровольном порядке. При этом на рассмотрение должны приниматься положения новых источников права. Каких именно? Каковы особенности проведения процедуры оценки квалификации сотрудников образовательного учреждения?

Положение об аттестации работников образовательных учреждений: нововведения в законодательстве

Новый порядок аттестации педагогических работников был установлен приказом Министерства образования и науки РФ № 276, который был издан 07.04.2014 г. Данный нормативный акт был принят в целях исполнения положений Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. В соответствии с ранее действовавшим законодательством в образовательных учреждениях должен был утверждаться такой документ, как Положение об аттестации педагогических работников. По новому правовому акту данный источник права необязателен, но он может быть заменен аналогичными по назначению. Например, положением об аттестационной комиссии (ее специфику мы изучим далее в статье).

Сейчас понятие Положения об аттестации чаще всего рассматривается в контексте Правил аттестации, утвержденных приказом № 276.

Рассмотрим ключевые положения соответствующего источника права подробнее.

Новый порядок аттестации: общие положения

Изучим прежде всего общие положения документа, о котором идет речь. Новый порядок аттестации педагогических работников распространяется на сотрудников образовательных организаций, а также руководителей соответствующих учреждений (в том числе выполняющих свои обязанности по совместительству или же в рамках совмещения). Сущность процедуры аттестации в соответствии с приказом № 276 заключается:

— в подтверждении соответствия квалификации работников образовательных учреждений тем требованиям, что установлены для их должностей;

— в удостоверении того факта, что человек обладает опытом, позволяющим ему получить более высокую квалификацию.

В общем случае аттестация, подтверждающая соответствие занимаемой должности, должна проводиться обязательно. Добровольно ее проходят те специалисты, которые хотят повысить квалификационную категорию, но обязательно проходить ее нужно педагогическим работникам, которые относятся к категории профессорско-преподавательского состава.

Правила аттестации педагогических работников, зафиксированные в приказе № 276, устанавливают следующие задачи, характеризующие данную процедуру:

— стимулирование роста квалификации работников образовательного учреждения, их профессионального развития;

— повышение качества образования;

— приспособление работы сотрудников сферы образования к специфике действующих стандартов, которые регулируют организацию деятельности учебных заведений;

— обеспечение распределения денежных средств в целях оплаты труда по принципам, основанным на соотношении уровня квалификации работников.

Ключевые принципы аттестации сотрудников образовательных учреждений в соответствии с законодательством России — коллегиальность, открытость, обеспечение гласности, объективность.

Изучим теперь то новое в аттестации педагогических работников, что характеризует процедуру подтверждения того факта, что квалификация человека соответствует занимаемой им должности. В данном случае речь идет об обязательной оценке компетенций сотрудника образовательного учреждения.

Порядок обязательной аттестации сотрудников образовательных учреждений: подготовка

Процедура оценки квалификации сотрудников учебных заведений осуществляется 1 раз в 5 лет. Главную роль в ней играют специальные аттестационные комиссии, которые формируются из числа сотрудников учебного заведения. Данные структуры учреждаются на основе распоряжения руководителя образовательной организации. Их деятельность, как мы отметили выше, может регулироваться отдельными положениями, которые также принимаются руководством учреждения.

В состав комиссии входят председатель, его заместитель, секретарь, а также рядовые участники. Новые правила аттестации педагогических работников предполагают подключение к работе рассматриваемой комиссии также представителя профсоюза, если соответствующая организация учреждена.

Непосредственно процедура оценки квалификации сотрудников образовательной организации проводится в соответствии с отдельным распоряжением руководителя. Работники, которые будут проходить аттестацию, должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом за 30 дней до проведения процедуры по запланированному графику.

Следующий важнейший документ при подготовке аттестации — представление. Изучим его особенности.

Обязательная аттестация сотрудников образовательных учреждений: представление

Новое в аттестации педагогических работников заключается в особом порядке составления на каждого сотрудника образовательной организации представления — документа, в котором фиксируется ряд сведений о работнике. А именно:

— должность, занимаемая работником образовательного учреждения;

— дата подписания специалистом трудового договора;

— уровень квалификации сотрудника;

— сведения о прохождении специалистом дополнительного профессионального обучения;

— результаты аттестаций, проведенных ранее, если они имели место;

— мотивированная оценка результатов деятельности работника, его профессиональных, а также деловых качеств.

Руководство учреждения должно ознакомить сотрудника с соответствующим представлением под подпись. Это нужно сделать не позднее чем за 30 дней до проведения аттестации. Сотрудник при желании может инициировать внесение в представление иных сведений. Если работник образовательного учреждения отказывается от подписания документа, он должен быть заверен работодателем, а также двумя и более компетентными лицами.

Изучим теперь то, каким образом осуществляется непосредственно проведение аттестации педагогических работников, которая рассматривается как обязательная.

Оценка квалификации сотрудников школы: процедура обязательной аттестации

Рассматриваемая процедура проводится в процессе заседания комиссии, о которой мы сказали выше, в присутствии работника, который аттестуется. Оно считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем две трети от общего количества участников аттестационной комиссии.

Если сотрудник не может принять участие в соответствующей процедуре непосредственно в день аттестации по уважительной причине, она может быть перенесена на другую дату. Если человек не явится на аттестацию без уважительной причины, то комиссия вправе оценить квалификацию специалиста без его участия.

В ходе заседания рассматривается представление, оформленное руководством сотрудника образовательного учреждения, иные сведения о работнике, которые позволяют оценить его профессиональную деятельность. По итогам аттестации комиссия принимает решение о том, соответствует он занимаемой должности либо нет. Оно принимается в отсутствие аттестуемого сотрудника посредством открытого голосования. При этом, если за то, чтобы признать сотрудника соответствующим занимаемой должности, высказывается хотя бы половина от членов комиссии, выносится положительное решение.

Результат аттестации сотрудника сообщается ему после того, как будут подведены итоги рассмотрения вопроса о квалификации специалиста. Изучим более подробно то, какие действия должны проводиться после того, как аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности завершена.

Порядок действий после обязательной аттестации

Итоги проведения данной процедуры должны быть зафиксированы в протоколе, который подписывается членами комиссии. Данный документ хранится у работодателя наряду с представлениями и иными источниками (при их наличии), которые характеризуют уровень профессиональной подготовки работника.

В течение 2 дней после проведения аттестации в том случае, если сотрудник ее прошел, секретарь комиссии оформляет для него выписку из протокола. В ней отражаются персональные данные аттестуемого, сведения о соответствующей процедуре, ее результатах. Учреждение знакомит сотрудника с данной выпиской под подпись в течение 3 дней после ее формирования. Данная выписка затем входит в личное дело работника образовательной организации.

Бывает, что работник учебного заведения не согласен с тем, с каким результатом завершилась аттестация педагогических работников. Заключение комиссии может не устроить его. В этом случае человек вправе обжаловать результат проведения данной процедуры в порядке, установленном законодательством РФ.

Изучив то, каким образом осуществляется организация аттестации педагогических работников, рассмотрим специфику норм Приказа № 276, определяющих то, какие категории сотрудников образовательного учреждения вправе не проходить аттестацию.

Кто вправе не проходить обязательную аттестацию?

Процедуру оценки квалификации могут не проходить:

— работники, у которых уже есть квалификационные категории;

— сотрудники образовательного учреждения, проработавшие в нем менее 2 лет;

— беременные женщины, а также сотрудницы учебного заведения, которые находятся в декрете;

— сотрудники, отсутствовавшие на работе более 4 месяцев по причине заболевания.

Порядок аттестации некоторых категорий работников учебных заведений из тех, что указаны выше, определяются отдельными положениями законодательства.

Цель аттестации педагогических работников может также заключаться в получении человеком более высокой квалификации. В данном случае соответствующая процедура — добровольная, если речь не идет о деятельности профессорско-преподавательского состава. Изучим ее специфику подробнее.

Аттестация на повышение квалификации: нюансы

Данная аттестация, таким образом, в общем случае добровольна. По итогам ее проведения человеку присваивается первая либо высшая квалификационная категория. Она устанавливается на 5 лет и не может быть продлена.

Если осуществляется аттестация педагогических работников образовательных учреждений, которые подотчетны федеральным структурам власти, то в целях реализации процедуры оценки квалификации специалиста учреждаются специальные комиссии. Их учреждают, таким образом, на федеральном уровне. В свою очередь, если учебное заведение подотчетно региональным или муниципальным структурам, то для проведения аттестации их сотрудников инициируются комиссии при участии региональных или местных властей. Можно отметить, что в состав данных структур, как и в случае с обязательными аттестациями, должен входить представитель профсоюза.

Сотрудники, желающие повысить квалификацию, должны направить в соответствующую комиссию заявление на аттестацию педагогических работников. Данный документ может быть передан компетентным лицам по почте либо через Интернет. Заявление также можно принести и передать комиссии лично. Полезно будет рассмотреть специфику данного документа подробнее.

Заявление на аттестацию: в чем его особенности?

Заявление на аттестацию педагогических работников должно содержать сведения о тех квалификационных категориях или же должностях, на которые претендует сотрудник. Соответствующий документ может быть передан в комиссию вне зависимости от срока работы человека в образовательном учреждении, в том числе и в период декретного отпуска. Но если человек будет аттестоваться по высшей категории в рамках той или иной должности впервые, то заявление может быть передано в комиссию только после 2 лет с момента получения первой категории по данной позиции. Если срок действия высшей квалификационной оценки истек, то это не ограничивает право сотрудника впоследствии направлять заявление о повторной аттестации в рамках соответствующей должности.

Рассматриваемые заявления изучаются комиссиями в течение 30 дней с момента их получения. За это время компетентные лица должны успеть:

— определить сроки аттестации для сотрудника образовательного учреждения с учетом срока действия его предыдущей квалификационной категории;

— письменно уведомить работников учебного заведения о проведении их аттестации.

Изучим теперь то, каким образом регулирует положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276 порядок повышения квалификации сотрудника образовательной организации.

Проведение аттестации на повышение квалификации

Общая продолжительность рассматриваемой аттестации не должна превышать 60 дней с момента ее проведения и до принятия комиссией компетентного решения по присвоению человеку той или иной квалификации. Как и в случае с обязательной аттестацией, на заседании комиссии должны присутствовать не менее чем две трети от ее участников. Педагогический работник при этом может как присутствовать на нем, так и отсутствовать. Во втором случае его аттестация его также возможна.

Человеку присваивается первая категория, если:

— установлено, что его ученики успешно осваивают преподаваемые им программы исходя из результатов мониторингов, что проводятся образовательной организацией, а также исследований, которые осуществляются в порядке, установленном законодательством;

— его ученики смогли развить свои способности в части научной, интеллектуальной деятельности, в творчестве, в достижении спортивных результатов;

— установлено, что человек внес значительный личный вклад в повышение качества образовательного процесса, совершенствование подходов к обучению, активно участвовал в деятельности методических объединений сотрудников учебного заведения.

Положение об аттестации педагогических работников определяет, что высшая категория присваивается сотруднику, если:

— установлено, что ученики показывают позитивную динамику освоения программ обучения по результатам мониторингов, которые проводятся образовательной организацией, или же в порядке, установленном законодательством;

— ученики достигли высоких результатов в области науки, творчества, спорта и это подтверждено их участием в олимпиадах, соревнованиях;

— установлено, что человек внес значимый личный вклад в повышение качества образовательного процесса, внедрение новых технологий в обучение;

— человек активно участвовал в методической работы, в профессиональных конкурсах.

Непосредственно оценка работы учителей осуществляется на основе изучения результатов их работы при условии, что основные трудовые обязанности работников связаны с соответствующими направлениями деятельности. Положение об аттестации педагогических работников устанавливает, что комиссия может, изучив документы и сведения о работе специалиста, вынести решение:

— установить первую или же высшую категорию для сотрудника образовательного учреждения;

— отказать человеку в этом.

Как и в случае с обязательной аттестацией, данное решение проводится в отсутствие сотрудника открытым голосованием. Итоги соответствующей процедуры сообщаются работнику учебного заведения и фиксируются в протоколе. Если у человека есть первая категория и он не смог получить вторую, то текущий уровень его квалификации сохраняется до окончания его срока действия.

Положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276, как и в случае с обязательной процедурой, дает право сотруднику образовательной организации обжаловать результаты оценки его квалификации.

Можно отметить, что первая и высшая категории, выданные в одном российском регионе, действуют и в другом субъекте РФ. Вместе с тем федеральное законодательство, регулирующее проведение аттестации для сотрудников образовательных организаций, на практике реализуется с учетом региональных особенностей образовательного процесса. Изучим данный аспект подробнее.

Аттестация сотрудников образовательных учреждений в регионах: нюансы

Действительно, наличие качественно проработанных нормативных положений на федеральном уровне — значимый аспект повышения качества образования. Но не менее важно то, насколько эффективно данные нормы реализуются в регионах. Так, в ходе решения различных вопросов повышения квалификации педагогов различные образовательные учреждения могут сотрудничать между собой. В числе тех структур, которые принимают в соответствующем взаимодействии самое активное участие, — Академия социального управления, или АСОУ. Аттестация педагогических работников в различных учреждениях Московской области может быть осуществлена в процессе взаимодействия руководства данных организаций или педагогов, работающих в них, с компетентными структурами АСОУ. Какими, например?

Так, в АСОУ аттестация педагогических работников может находиться в компетенции Регионального научно-методического центра при Академии. Данная структура была учреждена в целях оказания содействия работникам образовательных организаций Московской области при прохождении оценки квалификации. При этом в числе решаемых центром вопросов — аттестация руководящих педагогических работников. Повышение компетенции руководства образовательных учреждений — важнейший аспект совершенствования образовательного процесса.

Резюме

Итак, мы изучили то, каким образом проходит оценка квалификации работников российских учебных заведений. Цель аттестации педагогических работников может заключаться в обязательном подтверждении квалификации или добровольном ее повышении. Главную роль в соответствующей оценке выполняет специальная комиссия.

Руководства образовательных учреждений издают приказы по аттестации педагогических работников, составляют на них представления и иными способами содействуют прохождение ими процедуры оценки квалификации. В случае если аттестация проводится учреждениями, подведомственными федеральным, региональным или муниципальным структурам, комиссия учреждается ими же.

Аттестация руководящих педагогических работников и рядовых сотрудников образовательных организаций регулируется одними и теми же нормами права на федеральном уровне. Во многих региональных образовательных центрах есть программы подготовки специалистов к соответствующим процедурам оценки их квалификации.

Новое положение о проведении аттестации научно-педагогических работников

«Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 11

С утверждением Положения Минобрнауки России N 284 не будут применяться нормы Приказа N 1908 в части проведения аттестации педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования. То есть аттестация этих работников будет проводиться в соответствии с новым положением. В данной статье предлагаем ознакомиться с основными моментами проведения аттестации указанной категории лиц. Следует сказать, что Положение Минобрнауки России N 284 зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2009 N 14772 и вступает в действие с 16.10.2009.

Приказ Минобрнауки России от 06.08.2009 N 284 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников».
Приказ от 26.06.2000 N 1908 «Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Общие положения

Аттестация — периодическая проверка и оценка деловой квалификации и профессиональной подготовки работника. Роль аттестации состоит в том, что она является основной юридической формой проверки и оценки необходимых качеств работников, способствуя тем самым постоянному выявлению наиболее компетентных и высококвалифицированных кадров.

В соответствии с п. 12 ст. 28 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон «Об образовании») установление порядка проведения аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений относится к компетенции федеральных органов государственной власти в сфере образования. В свою очередь, в компетенцию субъектов РФ входит проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений (пп. 16 п. 1 ст. 29 Закона «Об образовании»).

Федеральными законами от 31.12.2005 N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и от 29.12.2006 N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» были внесены изменения и дополнения в Закон «Об образовании» в части аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Однако эти изменения не нашли своего отражения в Приказе N 1908, поэтому в целях устранения существующей правовой коллизии между ст. ст. 29, 31 Закона «Об образовании» и п. п. 3.1, 3.3, 3.4, 3.5 и 3.7 Приказа N 1908 Минобрнауки России в Письме от 07.08.2007 N 03-1720 довело до сведения учреждений, что разрабатывается новая редакция Положения, поэтому до ее введения рекомендовано было применять нормы Приказа N 1908 в части, не противоречащей действующему законодательству. В настоящее время такое Положение издано.

Положение Минобрнауки России N 284 утвердило порядок проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования, а именно:

  • профессорско-преподавательского состава;
  • научных работников.

К профессорско-преподавательскому составу относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента.

К научным работникам относятся должности главного научного сотрудника, главного государственного эксперта по интеллектуальной собственности, ведущего научного сотрудника, ведущего государственного эксперта по интеллектуальной собственности, старшего научного сотрудника, государственного эксперта по интеллектуальной собственности I категории, научного сотрудника, младшего научного сотрудника, государственного эксперта по интеллектуальной собственности II категории, государственного эксперта по интеллектуальной собственности.

Кроме того, действие вышеуказанного Положения распространяется также на научно-педагогических работников образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), имеющих факультеты и кафедры.

Аттестация данных категорий работников учреждения проводится до истечения срока избрания по конкурсу или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия их занимаемым должностям научно-педагогических работников.

В соответствии с п. 4 Положения Минобрнауки России N 284 не подлежат аттестации работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет.

Кроме того, не проходят аттестацию:

  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Их аттестация возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Состав аттестационных комиссий

Для проведения аттестации работников в учреждении формируется аттестационная комиссия в составе: председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии из числа заведующих кафедрами, руководителей других структурных подразделений, высококвалифицированных научно-педагогических работников, представителей кадровой, юридической служб и выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.

Персональный состав аттестационной комиссии утверждается приказом ректора учреждения.

Допускается также создание нескольких аттестационных комиссий в случае большой численности аттестуемых работников или в зависимости от специфики деятельности аттестуемых работников, а также при наличии в учреждении обособленных структурных подразделений (п. 5 Положения Минобрнауки России N 284).

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

Напомним, под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность сотрудника влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, способное привести к причинению им вреда.

Заседания аттестационной комиссии проводятся по мере поступления аттестационных материалов.

Порядок проведения аттестации

Аттестация работников проводится по представлению кафедры (другого структурного подразделения) на основании объективной и всесторонней оценки деятельности работников, исходя из квалификационных характеристик по занимаемой должности, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации соответствующих категорий работников, а также положения о соответствующем структурном подразделении и/или устава учреждения (п. 9 Положения Минобрнауки России N 284).

Представление должно содержать мотивированную оценку профессиональных, деловых и личностных качеств аттестуемого, а также результатов его профессиональной деятельности.

С представлением кафедры (другого структурного подразделения), поступившим в аттестационную комиссию, работник должен быть ознакомлен под расписку не позднее чем за две недели до дня проведения аттестации. В течение этого времени работник имеет право представить в аттестационную комиссию сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу) (далее — аттестационный период), в том числе:

а) список научных трудов по разделам:

  • монографии и главы в монографиях;
  • статьи в научных сборниках и периодических научных изданиях, патенты (свидетельства) на объекты интеллектуальной собственности;
  • публикации в материалах научных мероприятий;
  • публикации в зарегистрированных научных электронных изданиях;
  • препринты;
  • научно-популярные книги и статьи;

б) наименования опубликованных учебных изданий или учебных изданий, в подготовке которых аттестуемый принимал участие;

в) список учебно-методических пособий, учебных планов, рабочих программ учебных курсов, дисциплин, модулей, контрольно-измерительных материалов, электронных образовательных ресурсов, в разработке которых аттестуемый принимал участие;

г) сведения об объеме педагогической нагрузки, включая руководство курсовыми и дипломными проектами, практиками, научное руководство аспирантами (адъюнктами), консультирование докторантов;

д) список грантов, контрактов и договоров на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в выполнении которых участвовал работник, с указанием его конкретной роли;

е) сведения о личном участии работника в научных мероприятиях (съезды, конференции, симпозиумы и иные научные мероприятия) с указанием статуса доклада (приглашенный, пленарный, секционный, стендовый) и уровня мероприятия (международное, всероссийское, региональное);

ж) сведения об участии работника в редакционных коллегиях научно-педагогических периодических изданий;

з) сведения об организации воспитательной работы с обучающимися;

и) сведения о работе в государственных аттестационных комиссиях, советах по защите докторских и кандидатских диссертаций, экспертных советах Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России, иных советах или комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти;

к) сведения о премиях и наградах за научную и педагогическую деятельность;

л) сведения о повышении квалификации и другие сведения.

Аттестуемый работник также имеет право представить в аттестационную комиссию заявление с соответствующим обоснованием о своем несогласии с представлением кафедры (другого структурного подразделения).

При принятии работодателем решения о проведении аттестации не позднее чем за месяц до ее начала им доводится до сведения работников, подлежащих аттестации, в письменном виде дата, место и время ее проведения (п. 8 Положения Минобрнауки России N 284).

На заседание аттестационной комиссии приглашается аттестуемый работник. При его неявке на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

Если работник не явился на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине (временная нетрудоспособность, оплачиваемый или иной отпуск, служебная командировка и так далее), аттестационная комиссия может назначить новый срок проведения аттестации. Аттестационная комиссия вправе провести аттестацию при отсутствии работника, если на то имеется его письменное заявление (п. 13 Положения Минобрнауки России N 284).

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей ее членов, представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.

При проведении аттестации для подтверждения соответствия работников занимаемым должностям, а также оценки профессиональной деятельности должны объективно оцениваться:

  • результаты научно-педагогической деятельности работников в их динамике за период, предшествующий аттестации, в том числе наличие ученых степеней и ученых званий;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ;
  • личный вклад в развитие науки, решение научных проблем в соответствующей области знаний;
  • участие в развитии обучения и воспитания обучающихся, в освоении новых образовательных технологий.

Принятие решения аттестационной комиссией

По результатам аттестации работника аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

  • соответствует занимаемой должности;
  • не соответствует занимаемой должности.

В решении могут отмечаться положительные и (или) отрицательные стороны профессиональной деятельности аттестуемого, выноситься мотивированные рекомендации о профессиональной деятельности работника, в том числе о необходимости повышения квалификации.

В случае несоответствия работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с п. 3 ст. 81 ТК РФ.

Результаты аттестации работника заносятся в аттестационный лист, с которым аттестованный работник должен быть ознакомлен под расписку в трехдневный срок со дня аттестации. Аттестационный лист и представление кафедры (другого структурного подразделения) за аттестационный период хранятся в его личном деле.

Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого работника открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов работник признается соответствующим занимаемой должности.

При аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемый в голосовании по своей кандидатуре не участвует. Результаты аттестации сообщаются работнику непосредственно после подведения итогов голосования.

Результаты аттестации работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством РФ.

Образец положения об аттестации педагогических работников

Вопросы организации аттестации педагогических работников не регламентированы законодательно и лежат в поле ответственности образовательной организации.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Наличие качественного Положения об аттестации помогает повысить эффективность подготовки педагогов к подтверждению или повышению профессиональной квалификации.

Что это такое

Обязательная регулярная аттестация педагогов установлена статьей 49 закона «Об образовании». В аттестации принимают участие те сотрудники, которым требуется подтвердить или повысить квалификационную категорию.

Общий порядок проведения аттестации установлен приказом Минобрнауки РФ №276 от 07.04.2014 года.

В образовательной организации аттестация педагогических работников проводится в соответствии с локальным Положением, нормативным актом, который устанавливает порядок проверки квалификации сотрудников. Подготовка и издание Положения – обязанность руководства.

Для чего нужно регламентировать

Четкость процедуры аттестации, прописанная в Положении, позволяет педагогам более эффективно и грамотно подготовиться к проверке своей компетентности.

В Положении указываются сроки и план проведения проверки знаний и компетенций конкретных сотрудников. Это позволяет каждому педагогу четко понимать, когда ему предстоит сдавать экзамен на соответствие занимаемой должности.

С точки зрения работодателя, обладающего правом уволить несоответствующего работника, наличие Положения об аттестации – возможность предотвратить такие ситуации. С другой стороны, руководство образовательной организации благодаря наличию Положения об аттестации в полной мере управляет уровнем квалификации педагогов.

Документ описывает категории работников, которые не подлежат аттестации по тем или иным причинам.

С этой точки зрения Положение нужно, чтобы защитить от несправедливого занижения квалификации тем, кто имел перерыв в трудовой деятельности или органичен в возможностях ее реализации:

  • беременным женщинам;
  • находящимся на больничном по беременности и родам;
  • матерям в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.

Аттестация этих групп работников может быть отложена до истечения двух лет после выхода из соответствующего отпуска.

Результаты проверки уровня квалификации педагога являются основанием для изменения уровня оплаты его труда.

Кому необходимо

Положение об аттестации педагогических работников в 2019 году необходимо каждой образовательной организации. Согласно федеральному закону об образовании именно образовательная организация формирует аттестационную комиссию, именно на руководстве лежит полная ответственность за соблюдение этой комиссией общего порядка проведения аттестации.

Проходить проверку знаний и компетенций рано или поздно приходится всем без исключения педагогам, поэтому каждый учитель заинтересован в том, чтобы порядок проведения аттестации в школе был разработан максимально четко.

От аттестации кроме беременных женщин и молодых матерей освобождаются также сотрудники, имеющие общий трудовой стаж менее двух лет. Не раньше, чем через год можно включать в список аттестуемых сотрудников тех, кто находился на больничном более четырех месяцев.

Как правильно составить

Положение об аттестации составляется в единственном экземпляре. Это один документ, в котором описаны принципы проверки квалификации всех категорий педагогических работников.

Прежде чем составлять собственное Положение, необходимо внимательно ознакомиться со следующими нормативными актами:

  • федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании» (ст.49);
  • приказом Минобрнауки РФ №276 от 07.04.2014 года;
  • единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • профессиональным стандартом педагога;
  • нормативными актами, регламентирующими аттестацию педагогов на региональном уровне.

В соответствии с этими документами выстраивается логика текста Положения. В общем случае структура локального акта об организации аттестации такова:

  • общие положения, описывающие цели и основные принципы проведения аттестации, ограничений категорий, привлекаемых к проверке уровня компетентности работников, порядок представления учителя к прохождению аттестационных мероприятий;
  • порядок формирования и организации деятельности аттестационной комиссии, в которую включают по новым требованиям руководство и учителей самой образовательной организации;
  • ход аттестационных процедур, форму проведения испытаний, а также общие требования к знаниям педагога;
  • уровень требований к сотрудникам, претендующим на присвоение той или иной квалификационной категории;
  • критерии оценивания и порядок принятия решения о соответствии или несоответствии претендента запрашиваемой педагогической категории;
  • правила издания иных локальных актов, имеющих отношение к процедурам аттестации, в частности пофамильный график прохождения квалификационных экзаменов всеми подлежащими аттестации сотрудниками.

Порядок утверждения

Подготовленный текст Положения должен быть утвержден директором образовательной организации или лицом, исполняющим его обязанности. Если Положение подписывает заместитель в отсутствие директора, обязательно наличие приказа о временном возложении на него обязанностей руководителя.

Нарушение правил утверждения этого документа в случае возникновения конфликта между образовательной организацией и сотрудником, недовольным решением аттестационной комиссии или уволенным за несоответствие занимаемой должности, чревато.

Организацию признают виновной в неправомочно увольнении или потребуют заново провести аттестацию сотрудников, предварительно подготовив документы правильно.

Образец приказа, утверждающего Положение об аттестации педагогических работников на уровне школы:

Как и для любого бизнес-процесса, для проведения аттестации критически необходима ясность процедуры и четкость распределения обязанностей. Использование рекомендаций и образца, предложенных в этой статье, поможет избежать заминок в организации проверки квалификации сотрудников.

Видео по теме:

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит