Компенсационные выплаты, компенсационные выплаты установленные законодательством труде

Содержание
  1. Компенсационные выплаты
  2. Общая характеристика компенсаций
  3. Компенсации по системе соцобеспечения
  4. Компенсации на основании Трудового кодекса РФ
  5. Другие виды компенсационных начислений
  6. Куда обращаться за получением
  7. Компенсационные выплаты
  8. 4.4.2. Компенсационные выплаты
  9. Компенсационные выплаты за особые условия труда.
  10. Виды компенсационных выплат - кому положены по законодательству, размеры и порядок начисления
  11. Что такое компенсационные выплаты
  12. Виды компенсаций
  13. Компенсационные и стимулирующие выплаты работникам бюджетной сферы
  14. Кто имеет право на компенсационные выплаты по социальному обеспечению
  15. Компенсации в системе социального обеспечения
  16. Выплаты компенсации Росгосстраха
  17. Видео о размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан

Компенсационные выплаты

Компенсационные выплаты — это способы социальной поддержки граждан, выполняющих общественно полезную функцию, попавших в затруднительное положение.

Средства для помощи граждан Российской Федерации выделяются как из бюджетов различных уровней, так и из фондов заработной платы предприятий. Это зависит от вида компенсаций, обусловленного законодательными актами. Условно их делят на две большие группы:

  • компенсации в рамках трудового законодательства;
  • социальные выплаты.

На выплаты компенсационного характера могут претендовать как нуждающиеся граждане, так и лица, подвергающиеся воздействию вредоносных факторов, вынужденные переезжать и так далее.

Общая характеристика компенсаций

Данный вид помощи отличается от иных видов финансовой господдержки граждан тем, что зависит от общей ситуации, в которой оказался человек. Назначение ее заключается в поддержке людей, труд которых полезен обществу и в какой-то степени незаменим.

Данный вид выплат характеризуется такими факторами:

  • персонализацией, то есть назначается определенному гражданину на законных основаниях;
  • источники финансирования зависят от вида компенсаций и бывают бюджетными или частными;
  • факт назначения не зависит от материального положения граждан (есть исключения);
  • связаны с обстоятельствами, в которые попал получатель;
  • определены федеральными законами и распространяются на всю территорию РФ.

Важно! Невыплата компенсаций без серьезного основания карается по закону.

Компенсации по системе соцобеспечения

Гражданам определенных категорий полагается социальная компенсация. Ее предоставляют в соответствии с действующим законодательством. Эта выплата призвана облегчить негативность жизненных ситуаций, в которые попадают граждане.

Кроме того, материальная поддержка оказывается тем, кто получил вред или вынужден оказывать поддержку в ущерб трудовой деятельности близким, не способным о себе заботиться.

Внимание! Законотворческая и аналитическая работа по выявлению незащищенных социально граждан ведется постоянно. То есть, указанные ниже категории граждан могут добавляться новыми.

Выплаты женщинам и лицам, получающим образование

Небольшое пособие в размере 50 рублей полагается людям, находящимся в определённых жизненных ситуациях. Их перечень установлен Указом Президента РФ № 1110 от 30.05.1994.

В частности, под его действие подпадают:

  1. Работающие мамы (иные родственники), заботящиеся о малышах до достижения ими 3-летнего возраста.
  2. Студенты и аспиранты, которым предоставлен академический отпуск по состоянию здоровья.
  3. Супруги военнослужащих МЧС и МВД , проживающие вместе с мужьями в отдаленных регионах, где не имеют возможности официально трудоустроиться.

Скачать для просмотра и печати:

Важно! В последнем случае компенсация дает право на включение периода ее получения в пенсионный стаж.

Как получить выплаты

Для оформления компенсационных выплат необходимо обращаться:

  1. По месту трудоустройства, предоставив свидетельство ребенка о рождении. Выплаты осуществляются за счет предприятия.
  2. В администрацию учебного заведения. Предоставить следует приказ об академическом отпуске, в котором указана его причина.
  3. В органы социального обеспечения населения. При себе необходимо иметь такие документы:
    • свидетельство о заключении брака;
    • справку о факте проживания с мужем — военнослужащим (из кадровой службы);
    • трудовую книжку (при наличии).

Внимание! Законодательным актом, на основании которого проводятся начисления указанных компенсационных выплат, является правительственное постановление от 30.11.1994 № 1206.

Компенсации матерям при ликвидации предприятий

На поддержку со стороны государства имеют женщины, воспитывающие детей, если работодатель разорвал с ними договор по собственной инициативе в связи с ликвидацией предприятия.

В частности, к данной категории граждан относятся женщины:

  • заботящиеся о ребенке до 3-летия;
  • имеющие статус безработного без выплаты пособия;
  • находившиеся в отпуске по уходу за ребенком в момент увольнения.

Размер выплаты составляет 50 рублей.

Важно! Если в описанную ситуацию попадает отец, он тоже имеет право на компенсационные начисления.

Соцкомпенсации по уходу за нетрудоспособными

Если гражданин не работает в связи с тем, что осуществляет уход за нетрудоспособными лицами, он может обратиться за компенсационными выплатами.

В частности, это касается случаев ухода:

  • за престарелыми гражданами, перешагнувшими 80-летний порог;
  • инвалидами 1 группы;
  • иными пожилыми пенсионерами по показаниям органов здравоохранения.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1455 от 26.12.2006 гражданину начисляется 1200 рублей. Назначением и перечислением занимается Пенсионный фонд.

Важно! Компенсационные выплаты по уходу за нетрудоспособными не ограничены:

  • родственными связями между людьми;
  • фактом проживания по одному адресу;
  • количеством нетрудоспособных на одного ухаживающего.

Родителям, заботящимся о детях-инвалидах, положено пособие в размере 5 500 рублей за каждого.

Компенсации жертвам экологических бедствий

Граждане, заболевшие под воздействие определённых природных катаклизмов, получают выплаты за счет бюджета.

В перечень катастроф входят такие:

Выплаты переселенцам

Людям, вынужденно покидающим родные места, государство тоже помогает справиться с тяготами переселения.

Существует две категории таких граждан:

Первой группе компенсируется потеря имущества. Малоимущие семьи могут рассчитывать на возврат денег, потраченных на билеты.

Вторая группа переселенцев получает деньги, потраченные на переезд, провоз багажа. Кроме того, им предоставляют налоговые преференции при оформлении документов на собственность на новом месте жительства.

Важно! Все выплаты производятся из средств федерального бюджета и строго контролируются. Обращаться за ними могут лишь граждане, имеющие статус переселенца.

Поддержка ветеранов

Ветераны различных категорий также имею право на получение компенсационных выплат.

Их перечень разнообразен. Конкретные выплаты зависят от категории, к которой принадлежит заслуженный гражданин. Они описываются Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ.

Например, некоторым гражданам компенсируются такие затраты:

  • на оплату коммунальных услуг (50%);
  • на приобретение средств протезирования;
  • на организацию похорон ветерана (родственникам).

Скачать для просмотра и печати:

Важно! Большинство компенсационных начислений ветеранам регулируется региональными законодательствами, выплачивается из бюджетов соответствующих уровней.

Компенсации на основании Трудового кодекса РФ

При выполнении заданий руководства в определенных условиях, работнику производятся разовые начисления компенсационного характера. Они перечислены в статье 165 ТК РФ.

Дополнительные деньги положены труженику в случае:

  • командирования по производственным делам;
  • предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • переезда в иную местность для работы на том же предприятии;
  • совмещения образования с трудовой деятельностью;
  • увольнения не по собственной вине.

Скачать для просмотра и печати:

Важно! Большинство выплат производится за счет фонда оплаты труда. Но есть исключения.

Выплаты компенсационного характера

Это другой вид начислений труженикам, обусловленный положениями ТК . Деньги выплачиваются регулярно гражданам, сталкивающимися во время работы с факторами, вредящими здоровью.

К таковым относятся:

Другие виды компенсационных начислений

Региональные власти вольны поддерживать своих граждан в тех областях жизни, какие им кажется важными. В частности, некоторые регионы устанавливают гражданам отдельные платежи, относящиеся к компенсационным.

Среди них можно указать:

  • на приобретение школьной формы многодетным (малообеспеченным) семьям;
  • на приобретение продуктов питания в связи с инфляцией;
  • на поддержку ребенка, воспитывающегося опекуном (попечителем) или в приемной семье;
  • на приобретение лекарственных средств (отдельным категориям граждан);
  • другие.

Важно! Каждая выплата осуществляется в рамках действующего законодательства. В нормативных актах описан порядок начислений и категории граждан (ситуации), подпадающие под их действие.

Куда обращаться за получением

В связи со множественностью видов компенсаций их назначением занимаются различные органы. Все виды выплат, закрепленных в ТК , обязаны производить работодатели.

Социальные гарантии могут предоставлять:

  • органы социальной защиты населения;
  • Пенсионный фонд;
  • местные администрации
  • другие.

Внимание! С компенсационных выплат не взимается подоходный налог. Они не включаются в общую сумму заработной платы.

Многие компенсационные и социальные выплаты проиндексированы с 1.02.2018 г. на 1,025%.

Компенсационные выплаты

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск; возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Обратите внимание: из изложенного в пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ перечня наибольшее внимание стоит уделить положениям абз. 9 пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ, согласно которому не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Здесь налогоплательщику следует обратить внимание на позицию Президиума ВАС РФ по квалификации компенсационных выплат. В п. 4 Обзора сделан вывод, что компенсационные выплаты, являющиеся в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации элементами оплаты труда, учитываются при определении налоговой базы по единому социальному налогу. Не подлежат обложению единым социальным налогом на основании абз. 9 пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ выплаты в возмещение физическим лицам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

Предметом судебного спора явились положения абз. 9 пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ, согласно которому не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Президиум ВАС РФ разграничил компенсационные выплаты на две категории: компенсации, являющиеся элементами оплаты труда;

компенсации, не являющиеся элементами оплаты труда и производимые работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.

Президиум ВАС РФ указал, что на первую категорию не распространяются положения абз. 9 пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ.

Исходя из сформулированной Президиумом ВАС РФ позиции, к первой категории относятся выплаты, установленные гл. 21 Трудового кодекса, а именно:

оплата труда в особых условиях (ст. 146 Трудового кодекса);

оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст.

оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 Трудового кодекса);

оплата труда в других случаях выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 Трудового кодекса);

Ко второй категории относятся компенсации, понятие которых сформулировано в ст. 164 Трудового кодекса, а именно:

«Компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей».

Статьей 165 Трудового кодекса установлены случаи предоставления гарантий и компенсаций (помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом), а именно:

при направлении в служебные командировки;

при переезде на работу в другую местность;

при исполнении государственных или общественных обязанностей;

при совмещении работы с обучением;

при вынужденном прекращении работы не по вине работника;

при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

в некоторых случаях прекращения трудового договора;

в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;

в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Таким образом, исходя из сформулированной Президиумом ВАС РФ позиции, только на вторую категорию выплат распространяются положения абз. 9 пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ.

Тут стоит упомянуть еще одно Постановление Президиума ВАС РФ — от 26 апреля 2005 г. N 14324/04, в котором указано, что с суммы суточных, превышающих утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 г. N 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией», не нужно уплачивать взносы в ПФР.

Если налогоплательщик применяет общий режим налогообложения, то ЕСН и взносы в ПФР с суточных, превышающих установленные Постановлением N 93, он не уплачивает в силу п. 3 ст. 236 Налогового кодекса РФ, который гласит, что ЕСН и, соответственно, взносы в ПФР не начисляются на выплаты, не уменьшающие налог на прибыль. А вот с налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы, ситуация другая, — они налог на прибыль не платят и, с точки зрения Минфина России и налоговых органов, с суточных, превышающих установленные Постановлением N 93, нужно платить взносы в ПФР.

Надо сказать, что в Письме Минфина России от 24 февраля 2005 г. N 03-05-02-04/37 указано, что «суточные, выплачиваемые организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, сверх норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование в общеустановленном порядке».

Президиум ВАС РФ в Постановлении N 14324/04 не согласился с подобным подходом и пришел к выводу, что в целях исчисления ЕСН Постановление N 93 не может быть применено. Ведь оно принято в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ и предусматривает нормы суточных, применяемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ в состав расходов по налогу на прибыль включаются суточные в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ. В то же время в силу пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению единым социальным налогом суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Однако в тех случаях, когда законодатель определяет применение нормативов, предусмотренных для целей исчисления одного налога, к другому налогу, он использует такой прием юридической техники, как прямая отсылка к положениям, относящимся к соответствующему налогу. В ст. 238 Налогового кодекса РФ такая отсылка к нормам гл. 25 Налогового кодекса РФ отсутствует.

Суд также посчитал, что в данной ситуации невозможно и применение налогового законодательства по аналогии. Поскольку это противоречило бы положениям ст. 3 Налогового кодекса РФ, согласно которым акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

В п. 5 Обзора был также сделан весьма интересный вывод, позволяющий разграничить оплату работодателем обучения работника, облагаемую и не облагаемую ЕСН.

Суть проблемы состоит в следующем. Абзацем 7 пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ установлено, что не подлежат обложению единым социальным налогом суммы, являющиеся возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников. В то же время абз. 2 п. 1 ст. 237 Налогового кодекса РФ установлено, что оплата работодателем обучения в интересах работника подлежит налогообложению ЕСН.

Президиум ВАС РФ в п. 5 Обзора пришел к выводу, что выплаты, производимые работодателем на обучение работников, не подлежат обложению единым социальным налогом в случае, если обучение осуществляется по инициативе работодателя в целях более эффективного выполнения работником трудовой функции.

Таким образом, ключевым критерием включения (или невключения) в налоговую базу по ЕСН оплаты работодателем обучения работника следует считать, в чьих интересах работник проходит обучение — в своих или в интересах работодателя.

В этой связи проанализируем позицию Президиума ВАС РФ более подробно. Налоговики доначислили ЕСН, посчитав, что фирма необоснованно не включила в налоговую базу суммы, которые уплачены за работников, получавших высшее профессиональное образование. По мнению инспекторов, абз. 7 пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым не облагаются ЕСН суммы, являющиеся возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников, не применяется в случае, если работник получает специальность впервые или отличную от уже имеющейся. Получение такого образования должно рассматриваться не как повышение профессионального уровня работника, а как его обучение, сумма оплаты которого работодателем включается в налоговую базу по единому социальному налогу на основании абз. 2 п. 1 ст. 237 Налогового кодекса РФ.

Позиция суда: в соответствии со ст. 196 Трудового кодекса работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работодатель определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для нужд организации, а также, с учетом мнения представительного органа работников, формы подготовки и переподготовки, перечень необходимых профессий и специальностей.

Статья 197 Трудового кодекса устанавливает возможность профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работника по собственной инициативе.

Таким образом, следует проводить разделение по субъекту, выступающему с инициативой профессиональной подготовки или переподготовки, а также по цели таких действий.

Налогообложение оплаты обучения в интересах работника определено абз. 2 п. 1 ст. 237 Налогового кодекса РФ — сумма оплаты подобного обучения работодателем включается в налоговую базу по единому социальному налогу.

Вместе с тем оплата обучения работника, проводимого по инициативе работодателя, с целью более эффективного выполнения им трудовых обязанностей, вне зависимости от формы такого обучения, не образует личного дохода работника и не подлежит обложению единым социальным налогом на основании абз. 7 пп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ.

Судом было установлено, что налогоплательщик направил работников для получения высшего профессионального образования согласно плану, утвержденному приказом заместителя генерального директора; возможность повышения квалификации по инициативе работодателя была предусмотрена заключенными трудовыми договорами; обучение проводилось в соответствии с договорами, заключенными налогоплательщиком и образовательным учреждением.

При таких обстоятельствах налоговый орган необоснованно включил суммы, направленные на обучение работников, в налоговую базу по ЕСН.

Добавим, что аналогичная позиция многократно высказывалась и официальными органами. Например, в Письме Минфина России от 2 августа 2005 г. N 03-03-04/2/35 применительно к оплате обучения директора, имеющего высшее экономическое образование, по программе профессиональной переподготовки МВА — «Топ-Менеджер» с присвоением дополнительной квалификации «Мастер делового администрирования» был сделан вывод, что оплата организацией указанной профессиональной подготовки специалиста не облагается единым социальным налогом.

4.4.2. Компенсационные выплаты

тов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ), связанных с:

возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Из изложенного в подпункте 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ перечня наибольшее внимание стоит уделить положениям абзаца девятого подпункта 2 статьи 238 Налогового кодекса РФ, согласно которому не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законода

тельными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.

Здесь налогоплательщику следует обратить внимание на позицию Президиума ВАС РФ по квалификации компенсационных выплат.

В пункте 4 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога, доведенного в качестве Приложения к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г. № 106 (далее — Обзор) сделан вывод, что компенсационные выплаты, являющиеся в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации элементами оплаты труда, учитываются при определении налоговой базы по единому социальному налогу. Не подлежат обложению единым социальным налогом на основании абзаца девятого подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ выплаты в возмещение физическим лицам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.

Исходя из сформулированной Президиумом ВАС РФ позиции к первой категории относятся выплаты, установленные главой 21 Трудового кодекса, а именно:

оплата труда в особых условиях (статья 146 Трудового кодекса);

оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (статья 147 Трудового кодекса);

оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 148 Трудового кодекса);

оплата труда в других случаях выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных (статья 149 Трудового кодекса);

Например, в письме Минфина России от 25 октября 2005 г.

При этом ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные правовые акты Российской Федерации не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.

Из вышеизложенного следует, что доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле статьи 164 Трудового кодекса, а повышают размер оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, как это предусмотрено статьей 147 Трудового кодекса.

Соответственно, к таким доплатам не применяется подпункт 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ, и они подлежат налогообложению единым социальным налогом в установленном порядке».

Ко второй категории относятся компенсации, понятие которых сформулировано в статье 164 Трудового кодекса, а именно:

«Компенсации — денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей».

Статьей 165 Трудового кодекса установлены случаи предоставления гарантий и компенсаций (помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом), а именно:

при направлении в служебные командировки;

при переезде на работу в другую местность;

при исполнении государственных или общественных обязанностей;

при совмещении работы с обучением;

при вынужденном прекращении работы не по вине работника;

при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

в некоторых случаях прекращения трудового договора;

в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;

в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Таким образом, исходя из сформулированной Президиумом ВАС РФ позиции, только на вторую категорию выплат распространяются положения абзаца девятого подпункта 2 статьи 238 Налогового кодекса РФ.

Абзацем десятым подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ определено, что при оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непред

ставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании.

Ключевым критерием включения (или невключения) в налоговую базу по ЕСН оплаты работодателем обучения работника следует считать, в чьих интересах работник проходит обучение — в своих или в интересах работодателя.

Компенсационные выплаты за особые условия труда.

К компенсационным выплатам за особые условия труда относится выплата инвалюты взамен суточных членам экипажей судов загранплавания в период нахожднеия их в загранрейсе, оплата времени проезда к судну и оплата времени ожидания судна.

Выплата иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов загранплавания производится на основании Распоряжения Правительства РФ N 819-р от 01.06.1994 г. Выплата инвалюты производится за каждые сутки нахождения судна в загранрейсе, начиная со дня закрытия границы РФ до дня открытия границы РФ включительно, в следующих размерах:

— старший командный состав — 17 долларов США;

— остальной командный состав -14 долларов США;

— рядовой состав — 10 долларов США.

Членам экипажей судов загранплавания, оставленным за границей на излечение в связи с временной нетрудоспособностью, за время нахождения в госпитале (больнице) начисляется инвалюта взамен суточных согласно утвержденных норм по судну. За время со дня выхода из госпиталя (больницы) и до дня посадки на судно или пересечения границы с РФ (исключая день посадки на судно или день пересечения границы) начисляется инвалюта взамен суточных по установленным Минфином нормам возмещения расходов работникам, находящимся в краткосрочных загранкомандировках.

Работникам плавсостава, списанным с судов по требованию отдела кадров в случае болезни, для использования отгулов или отпуска и другим уважительным причинам, а также направленным к месту работы судна, за время нахождения в пути из пункта приписки флота к месту смены, ожидания судна в этом пункте, в период приема-передачи судна и возвращения к месту постоянной работы (в пункт приписки флота) выплачивается 100% должностного оклада.

Рацион питания. Для организации коллективного питания вводится должность повара при штатной численности 6 человек и более. Для каждого члена экипажа устанавливается сумма для ежедневного питания за счет судовладельца согласно коллективному договору.

9. Регулирование процессов организации, нормирования и оплаты труда

Вопросы организации, оплаты и нормирования труда регулируются системой коллективных договоров, соглашений и мерами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства. Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами ,содержащими нормы трудового права:

— Кодексом законов о труде Российской Федерации, принятым Государственной Думой 21 декабря 2001 года и введенным в действие с 1 января 2002 года;

— иными федеральными законами;

— указами Президента Российской Федерации;

— постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;

— конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

— актами органов местного самоуправления и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Все нормы трудового права, содержащиеся в иных законах, Указах Президента Российской Федерации, Постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации , не должны противоречить новому Кодексу Законов о труде.

Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

— условия и охрана труда;

— режимы труда и отдыха;

— развитие социального партнерства;

— иные вопросы, определенные сторонами.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. Оно заключается между общероссийским объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством Российской Федерации. Цель генерального соглашения — обеспечение социальной стабильности, равноправного партнерства профсоюзов, работодателей и правительства на основе наиболее полного согласования корпоративных интересов сторон. Основное внимание в соглашении уделяется соблюдению оптимальных пропорций между: минимальной, средней и максимальной заработной платой; минимальной заработной платой и прожиточным минимумом; максимальной заработной платой и социальными выплатами (пенсиями, пособиями и прочими выплатами) и т.д.

Соглашения более высокого уровня должны служить исходной базой для заключения соглашений на более низких уровнях.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двухсторонними и трехсторонними.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Содержание и структура соглашений определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашения.

Срок действия соглашений определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

На основе соглашений различного уровня в каждой организации заключается двухсторонний коллективный договор между работниками и работодателем в лице их представителей.

Коллективный трудовой договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

— формы, системы и размеры оплаты труда;

— выплата пособий, компенсаций;

— механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

— занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

— рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

— улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

— соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

— экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

— гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением оздоровление и отдых работников и членов их семей;

— контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условй деятельности представителей работников;

— отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

— другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

В коллективный договор включаются нормативные положения , если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности. При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон (работники или работодатель) имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продления действия прежнего на срок до трех лет. При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

10. Методы и виды анализа состояния организации, нормирования и оплаты труда

Разработанные технически обоснованные нормы (ТОН) являются обоснованными и прогрессивными только в течение определенного периода. Вследствие совершенствования технологии производственных процессов, навыков выполнения ручных элементов работы даже при прежних организационно-технических условиях нормы становятся легко выполнимыми и поэтому подлежат пересмотру.

Основным показателем, характеризующим такую ситуацию, является процент выполнения норм. Для этого необходимо его вовремя определить. С этой целью на каждом предприятии необходимо систематически проводить анализ состояния организации и нормирования труда.

Основными задачами такого анализа являются:

— оценка обоснованности и равнонапряженности норм труда, практики применения и уровня их выполнения;

— определения охвата работ нормированием по всем категориям промышленно-производственного персонала;

— оценка состава, обоснованности и полноты нормативного хозяйства (сборников норм, нормативов);

— проведение нормативно-исследовательской работы на основе изучения затрат рабочего времени;

— выявление передового производственного опыта, заслуживающего распространения.

В качестве источника информации при анализе используются:

— материалы первичного учета (наряды);

— результаты натурных наблюдений (хронометраж, ФРД);

— статистические формы отчетности.

Анализ состояния организации, нормирования и оплаты труда в зависимости от широты исследуемых показателей, периодичности методов проведения может быть следующих видов:

Оперативный анализ проводится с целью систематического контроля за основными показателями, характеризующими состояние нормирования труда по структурным подразделениям предприятия, по видам работ, по бригадам и по профессиям рабочих.

Оперативный анализ позволяет оценить:

— общий уровень выполнения норм; распределение рабочих по уровню выполнения норм; выявление рабочих, не выполняющих нормы;

— проведение работы по пересмотру норм по видам работ , по профессиям рабочих и подразделениям предприятия;

— выполнение плана нормативно-исследовательской работы, проведение хронометража и ФРД.

В качестве основного показателя в составе оперативного анализа рассчитывается средний процент выполнения норм. Высокий процент выполнения норм (свыше 130%) говорит о недостаточной степени их напряженности и вследствие этого – о необходимости их пересмотра.

Важной задачей оперативного анализа является оценка качества применяемых норм, которое характеризуется системой двух показателей:

– уровень напряженности норм

где П – процент выполнения норм;

– уровень обоснованности норм

где Тт.о.н –трудоемкость работ, нормируемых по ТОН;

Т –общая трудоемкость работ.

Обычно во взаимосвязи с процентом выполнения норм должна рассматриваться и средняя заработная плата (при стабильном курсе рубля без инфляции или с коэффициентом пересчета зарплаты). В этом случае темпы роста средней заработной платы не должны превышать темпов роста производительности труда.

В результате оперативного анализа иногда выявляются отдельные производственные подразделения, где необходим более детальный, целевой анализ.

Целевой анализ проводится по мере необходимости, исходя из результатов оперативного анализа и поэтому является как бы его разновидностью и продолжением. В его задачи входит более глубокое изучение состояния нормирования труда в отдельных подразделениях предприятия или на отдельных видах работ, где имеют место устойчивые отклонения в его уровне. Целевой анализ позволяет установить причины этих отклонений и разработать мероприятия по их устранению.

Важным направлением повышения уровня нормирования труда является повышение качества норм (Ун, Уоб). С этой целью проводится выборочная проверка качества действующих норм: с достаточной для практических целей точностью можно проверить 15 норм на каждую 1000 действующих норм.

Итоговый анализ выполняется по результатам работы предприятия за год. Он охватывает весь комплекс вопросов нормирования труда, рассматриваемых в тесной увязке с динамикой производственных показателей. Здесь отражается за год состояние нормирования труда по всем показателям оперативного и целевого анализа. Особо выделяется удельный вес ТОН в общей трудоемкости выполненных работ, а также процент выполнения норм по подразделениям, по видам работ, по профессиям рабочих. На перегрузочных работах анализ подразделяется по видам норм: ЕКНВ, ВКНВ, МКНВ.

Если в текущем отчетном периоде был пересмотр норм, то подсчитывается сокращение трудоемкости от него и повышение производительности труда:

%,

где Т – сокращенная трудоемкость в чел-ч в результате пересмотра норм.

Состояние нормирования труда во многом зависит от состава работников, занимающихся этой работой. Прежде всего определяется недостаток или избыток кадров, затем анализируется периодичность повышения квалификации работников по нормированию труда и формы ее проведения, рассматриваются квалификационные характеристики нормировщиков по материалам аттестаций и результатам контрольных проверок разрабатываемых ими норм.

Отраслевой анализ. В результате этого анализа выявляется общая картина состояния организации, нормирования и оплаты труда в отрасли по видам работ (на перегрузочных работах, в промышленности, в строительстве и др.)

1.Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ, 1999. – 407 с.

2. Гастев А.К.Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. М. Экономика.1996 – 472с.

3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. – М: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 2001. – 431 с.

4.Генри Форд. Моя жизнь, мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1989. – 206 с.

5.Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса:Руководство – М.:Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России,1999 – 192 с.

6..Голинев В.И. Экономика и социология труда./ Учебное пособие. –Санкт-Петербург: СП ГУВК , 2000. –225с.

7..Голинев В.И. Нормирование перегрузочных работ в речных портах. М.: Транспорт, 1983 – 96 с.

8..Голинев В.И. Организация и нормирование труда. Текст лекций. С-Петергбург, СП ГУВК,1998 – 131 с.

9.Зубкова А.Ф.,Слезингер Г.Э. Организация нормирования труда на предприятиях. М.,1997

10.Кодекс законов о труде Российской Федерации. Петрозаводск: ООО ‘’Папирус – плюс’’, 2002. – 240 с.

11.Количественная оценка тяжести работы. Методические рекомендации. М.: НИИ труда, 1997. – 94 с.

12.Методические основы нормирования труда рабочих в народном хозяйстве. М.: Экономика,1987.

13.Михайлов А.В. Система Тэйлора. Л.: издательсьво ленингр.Сов. Профсоюзов,1928. – 105 с..

14.Организация и нормирование труда. Учебное пособие для вузов под ред. В.В. Адамчука /ВЗФЭИ. – М.: Минстатинформ,2000. – 301 с.

15.Организация и регулирование оплаты труда. /Под ред. Адамчука В.В. – М.: Финстатпром,1998.

16. Павленко А.П.,Суетина Л.М. Организация нормирования труда на предприятиях в современных условиях. М.: 1997.

17.Рофе А.И. Научная организация труда: Учеб. Пособие. – М.: Издательство ‘’МИК’’,1998 –320 с.

18.У истоков НОТ.Забытые дискуссии и нереализованные идеи.,ЛГУ, 1990. –336 с.

19.Управление – это наука и искусство:А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. – М.: Республика, 1992. – 351 с.

20.Фильев В.И.Нормирование труда на современном этапе. М. 1997.

1 Н.Софинский. От нормирования труда отказываться нельзя, ж. ”Человек и труд”, № 5, 1995.

[1] Ерманский О.А. Научная организация труда и система Тейлора. — 3-е издание. — М.-Л., 1924, с. 65-66

[2] Для оценки экономической эффективности инвестиционных проектов используется ряд показателей: чистый доход, внутренняя норма доходности и др., которые для оценки эффективности мероприятий НОТ можно не учитывать.

Виды компенсационных выплат — кому положены по законодательству, размеры и порядок начисления

Многим гражданам выплачиваются компенсационные выплаты – с целью возмещения затрат, возникших из-за условий, связанных с их трудовой деятельностью. Их размер определяется трудовым договором и российским законодательством. Социальные же выплачиваются гражданам, которые попали в трудную жизненную ситуацию и нуждаются в поддержке. Они выделяются из госбюджета, назначаются подзаконными актами или указами Президента России и контролируются федеральной службой компенсационных выплат.

Что такое компенсационные выплаты

Согласно определению, выплаты компенсационного характера – система денежных начислений, которая направлена на поддержку граждан. Это может быть определенный круг лиц, которому нужна помощь:

  • молодые матери;
  • инвалиды;
  • пострадавшие в техногенных катастрофах;
  • работники и жители Крайнего Севера и прочие категории.

Сотрудники предприятий получают компенсационные доплаты от работодателя, если:

  1. их условия работы изменяются – переезд, работа в ненормированное время;
  2. к ним предъявляются повышенные требования – совмещение нескольких должностей, работа в тяжелых условиях.

Виды компенсаций

Существует классификация выплат по характеру периодичности: единовременные, ежегодные и раз в месяц. Получателями компенсаций от государства могут быть:

  • пострадавшие в техногенных катастрофах («Чернобыльская АЭС», МПО «Маяк»);
  • осуществляющие уход за инвалидами;
  • матери / другие родственники, растящие детей возраста до 3х лет;
  • студенты, которые ушли в академический отпуск;
  • неработающие жены военнослужащих;
  • члены семей погибших военных;
  • жители Крайнего Севера.

Компенсации по трудовому кодексу

Учтите: все компенсационные выплаты производятся из бюджета работодателя. Трудовое законодательство описывает систему выплат сотрудникам, занятость которых изменились по требованию или вине нанимателя. Что относится к компенсационным выплатам:

  • направление по работе в другой регион;
  • командировки;
  • получение образования по рабочему профилю;
  • прекращение действия трудового договора по причинам, не зависящим от сотрудника;
  • назначение сотрудника на общественные и государственные работы;
  • непредоставление вовремя трудовой книжки в момент увольнения.

Выплаты по системе социального обеспечения

Законодательство определяет, что система соцобеспечения отвечает за компенсации:

  1. По уходу за ребенком дается члену семьи (жена, муж, опекун), которые растят детей до 3х лет.
  2. Лицам, которые вынуждены ухаживать за нетрудоспособными членами семьи.
  3. Жертвам техногенных аварий.
  4. Военнослужащим и членам семьи погибших при исполнении.
  5. Вынужденным переселенцам (единовременно на переезд и ежемесячное пособие).
  6. Инвалидам (компенсация взамен затрат на лечение, при отказе от автомобиля).
  7. Жителям крайнего Севера (компенсация на проезд к местам отдыха и выплата на момент переезда в Европейскую часть РФ).

Компенсационные и стимулирующие выплаты работникам бюджетной сферы

Работники госучреждений получают дополнительные компенсационные надбавки:

  • при работе на вредном производстве или в опасных условиях производства;
  • когда работнику предлагается совмещать несколько должностей;
  • при сверхурочной работе, в неурочное время, выходные и праздники;
  • за увеличение объема работы, прописанном в госконтракте;
  • при работе с государственной тайной.

Стимулирующие выплаты осуществляются, если работник госструктуры обеспечивает высокое качество труда, работа выполняется сверхурочно или же деятельность сотрудника приводит к существенной экономии. Величина стимулирующих выплат и порядок их начисления согласуется с профсоюзной организацией. Также надбавки начисляются за непрерывный успешный стаж и постоянное повышение квалификационных категорий.

При переезде в другую местность

Если организация отправляет сотрудников на работу в другой регион или город, ему возмещаются все затраты, связанные с переездом или обустройством на новом рабочем месте. Это нормировано ст. 169 Трудового Кодекса РФ. Направляя работника на новое место, работодатель должен понимать, что он оплачивает переезд не только сотрудника, но и членов семьи. Порядок компенсации устанавливается трудовым договором. Согласовывается:

  • оформление билетов;
  • вид и стоимость служебного жилья.

Возмещение расходов связанных со служебной командировкой

При направлении сотрудника в командировку, связанную с рабочей деятельностью, работодатель компенсирует стоимость транспортных услуг, оплату суточных. Он обязан предоставить номер в гостинице или же служебную квартиру на время пребывания в месте командировки. В законодательстве выплата компенсации командировочных расходов разъяснена статьей 168 Трудового Кодекса.

Компенсации при исполнении государственных или общественных обязанностей

В статье 170 ТК РФ указано, что учреждение обязано сохранить место, заработную плату или выплатить компенсацию работнику, если он в рабочее время направлен для исполнения общественных поручений и обязанностей. Это:

  • работа в органах самоуправления и на выборных государственных должностях;
  • деятельность в профсоюзных органах;
  • участие в комиссии по трудовым разногласиям;
  • освобожденные от работы для работы на государственной службе (присяжные или народные заседатели);
  • выполнение воинских обязанностей;
  • работа в качестве спасателей, консультантов и специалистов на чрезвычайных ситуациях.

Выплаты студентам находящимся в академическом отпуске

Существуют ситуации, когда студенты вынуждены уйти в учебный академический отпуск по медицинским показаниям или по сложившимся обстоятельствам (рождение ребенка, призыв в армию, тяжелая болезнь или жизненное положение). Хотя стипендия во время академического отпуска не начисляется, государством предоставлена ежемесячная компенсация в размере 50 рублей (Постановление Правительства номер 1206 от 03.11.1994).

Компенсация за неиспользуемый отпуск

В Трудовом законодательстве указано, что каждому работнику должен предоставляться ежегодный оплачиваемый отпуск. По разнообразным причинам сотрудник может отказаться использования отпуска и получить компенсацию за неиспользованный отпуск, что регламентировано ст. 140 ТК Российской Федерации. Это же полностью касается и бюджетных организаций.

Выплаты при увольнении в связи с ликвидацией

При процедуре ликвидации предприятия увольняются все работники, не исключая тех, кто на данный момент находится на больничном или в отпуске по уходу за ребенком. При этом работодатель предоставляет сотрудникам следующие виды компенсационных выплат

  • заплату за период, когда сотрудник исполнял свои обязанности (за месяц увольнения);
  • компенсацию за неиспользованный, основной и дополнительный отпускной период;
  • выплаты за досрочное расторжения договора;
  • выходное пособие.

Кто имеет право на компенсационные выплаты по социальному обеспечению

Существует ряд лиц, которым выплачиваются компенсации государством – так называемая социальная форма выплат. К ним относятся:

  • люди, работающие и живущие на Крайнем Севере;
  • учащиеся ВУЗов, находящиеся в вынужденном академическом отпуске;
  • лица, которые должны ухаживать за нетрудоспособном членом семьи и поэтому не выходящие на работу;
  • граждане, потерявшие здоровье из-за техногенных катастроф (ликвидаторы Чернобыльской АЭС, проживающие на территории НПО «Маяк»).

Компенсации в системе социального обеспечения

В некоторых случаях государство берет на себя обязанность материально поддерживать определенные круги населения, выплачивая им ежемесячные, ежегодные или разовые компенсационные выплаты. Они по своей сути похожи на социальные пособия, но не тождественны им. Выплаты по пособиям намного выше, а их нормативной основой является федеральное законодательство. Социальные компенсации утверждаются актами и Приказами Правительства РФ. Суть компенсации – возмещение вреда, причиненного в связи с:

  • природными явлениями;
  • катастрофами;
  • тяжелыми жизненными ситуациями.

Выплаты на детей

Самая распространенная выплата на детей выделяется женщинам или мужчинам, находящимся дома по уходу за ребенком до времени достижения им 3-х лет, что прописано в Постановлении Правительства РФ номер 1110 от 30го мая 1994 года. Выплата составляет 50 руб. Примечательно, что с того момента размер компенсации ни разу не индексировался. Компенсация выплачивается либо работодателем родителя (или иного лица), либо государством, если гражданин, получающий пособие, официально нигде не работает.

По уходу за инвалидами

Когда в семье есть инвалид первой группы, или лицо старше 80 лет, которое нуждается в постороннем уходе, компенсация полагается члену семьи, который берет на себя обязанности по ежедневному обслуживанию, в связи с чем физически не может выйти на работу. Размер выплаты составляет 1200 р., родители ребенка-инвалида получают 5500 р. каждый месяц. Такая компенсационная выплата предоставляется на каждого нетрудоспособного члена семьи (инвалида или лица преклонного возраста).

Выплаты пенсионерам в 2019 году

В конце прошлого года принят законопроект, в котором ежегодную инфляционную индексацию заменят единовременной выплатой в размере 5000 р. Это связано с проблемным состоянием российской экономики на фоне общего экономического кризиса. Общий бюджет компенсационных средств составит 221,7 млрд р. Это коснется пенсионеров по возрасту, и тех, кому положена пенсия по потере кормильца, инвалидности, страховым случаям, гособеспечению. Исключение составят пенсионеры, не проживающие постоянно в РФ.

Компенсации неработающим трудоспособным лицам

Трудоспособные лица, которые не могут выходить на работу, потому что обслуживают и ухаживают за нетрудоспособными членами семьи (пожилыми, инвалидами), имеют полное право на выплату каждый месяц в размере 1200 р. (Постановление Правительства России номер 343 04.06.2007 г.). Тем, кто является получателем пособия по безработице, эта льгота не положена. При выходе на работу компенсация выплачиваться не будет.

Компенсация вынужденным переселенцам

Закон РФ №4530-I от 19 февраля 1993 года определяет денежную помощь лицам, которые были вынуждены покинуть дом в связи определенными причинами (война, катастрофы, враждебное окружение). Лицам, которые получили официальный статус вынужденного переселенца, полагаются следующие компенсации:

  • единовременное денежное пособие;
  • компенсация на приобретение билетов и перевозки имущества;
  • предоставление временного жилья

Выплаты компенсации Росгосстраха

Сейчас существует возможность получить компенсацию по заключенным в доперестроечное время договорам страхования детей или жизни. После распада СССР эти страховки стали считаться недействительными, однако сейчас можно предоставить необходимые бумажные доказательства и получить компенсацию в кратном размере – он зависит от остатка по договору до 1 января 1992 года.

Лица, родившиеся до 1945 г., получают выплату в размере трехкратной суммы остатка вклада, после 1945 года – в двухкратном. Компенсацию могут получить наследники застрахованного лица. Обязательны для заявления следующие документы:

  • копия значимых страниц паспорта (2, 3, 5, 18-19);
  • страховое свидетельство или справка с работы, откуда начислялись взносы.

Видео о размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит