Охрана труда и БЖД, организация охраны труда трудовой кодекс

Содержание
  1. Охрана труда и БЖД
  2. Охрана труда и безопасность жизнедеятельности
  3. Организация охраны труда
    Охрана труда в Трудовом кодексе Российской Федерации
  4. Глава 35. Организация охраны труда (ст. 216-218)
  5. Статья 216. Государственное управление охраной труда
  6. Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
  7. Статья 217. Служба охраны труда в организации
  8. Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда
  9. Охрана труда на предприятии
  10. Что понимается под охраной труда?
  11. Обязанности работодателя по охране труда
  12. Организация охраны труда на предприятии
  13. Права работника на охрану труда
  14. Обучение в области охраны труда
  15. Глава 35. Организация охраны труда
  16. Трудовой Кодекс - ТК РФ - Глава 35. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Охрана труда и БЖД

Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

Организация охраны труда
Охрана труда в Трудовом кодексе Российской Федерации

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Последние обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда (ст. 216.1 ТК РФ) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Она осуществляется для оценки:

— качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

— правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

— соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

— фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

— в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);

— запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

— проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Служба охраны труда в организации. Чтобы обеспечить соблюдение требований охраны труда, осуществлять контроль над их выполнением, у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, с численностью работников более 50 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

По инициативе работодателя и (или) работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда (ст. 218 ТК РФ). В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Кроме того, он организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Глава 35. Организация охраны труда (ст. 216-218)

Статья 216. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;

разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;

разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;

обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;

организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

качества проведения специальной оценки условий труда;

правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

абзац утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ;

фактических условий труда работников.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);

запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Статья 217. Служба охраны труда в организации

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Охрана труда на предприятии

ТК РФ в целом регулирует все, что связано с вопросами осуществления профессиональной деятельности человеком в составе компании. Указанные нормы охватывают весь спектр действий и мероприятий по исполнению работающим и руководителем взятых на себя рабочих обязательств.

Не исключение здесь и обеспечение безопасности для работников. Это, пожалуй, самое важное направление, поскольку оно направлено на сохранность здоровья и жизни людей. Если с этим будут проблемы, то любое функционирование теряет смысл.

Следует отметить, что охрана труда – самое ответственное направление в деятельности любого руководителя.

Обеспечение безопасности охватывает массу актуальных вопросов. Это не только разработка внутренних положений и норм, но и обеспечение работающих специальной одеждой и оборудованием, а также периодическое обучение в связи с изменением законодательства в вопросах охраны труда.

Что понимается под охраной труда?

В Трудовом кодексе РФ содержится четкое определение такого понятия. Это систематизированный комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности для жизни и здоровья работающих, в ходе исполнения последними своих функциональных обязанностей.

Охрана труда – это целая система, которая состоит из множества составляющих. Каждая такая часть очень важна для структуры в целом и должна учитываться при организации и проведении мероприятий соответствующего характера.

Прежде всего, такой частью является условия, в которых трудится человек. Сюда входит вся окружающая специалиста среда – расположение рабочего места, специфика деятельности, периодичность и продолжительность функционирования. В общем все, что оказывает влияние на самочувствие человека и качество результатов труда.

В деятельности любого специалиста встречаются факторы, образующие так называемую вредность. Здесь подразумеваются внешние раздражители, которые могут нарушить здоровье работающего, причинить увечье и подвергнуть опасности его жизнь.

Безопасность деятельности всегда входит в указанную систему, поскольку именно на ней все и строится. Её суть заключается в создании условий, которые снижают до допустимого уровня или исключают вовсе вредное воздействие окружающей трудовой среды.

Место труда – это место непосредственного исполнения взятых на себя обязательств, где человек должен находиться в течение всего рабочего дня.

Немаловажным моментом здесь является обеспечение защитными средствами. К таковым можно отнести специальную одежду, а также инструменты и оборудование, которые соответствуют требованиям действующих норм.

Любая система, в том числе и указанная, не может обходиться без управления. Сюда входят все мероприятия по организации внутренней политики компании, касающейся вопросов обеспечения безопасности людей, в том числе и разработка внутренних специальных правил.

Еще одной немаловажной составляющей является контроль охраны труда. Его осуществляют специальные надзорные инстанции – инспекция по труду и органы прокуратуры.

Обязанности работодателя по охране труда

На руководителя организации возложен ряд обязательств по охране труда. Такое правило закреплено в статье 212 ТК РФ.

К таковым относятся:

  • обеспечение безопасности для работающих, в процессе исполнения последними функциональных обязанностей, эксплуатации оборудования, инструментов, материалов и сырья;
  • создание системы безопасности и контроль за ее функционированием;
  • применение средств личной и коллективной защиты тружеников;
  • обеспечение надлежащих условий на трудовых местах;
  • организация оптимальной периодичности функционирования и отдыха специалистов, согласно требованиям внутренних и общих норм;
  • покупка за счет собственных средств необходимого оборудования и одежды, а также веществ, которые нужны для дезинфекции;
  • обучение специалистов новым способам осуществления деятельности, оказанию неотложной помощи получившим травму или увечье, инструктирование по вопросам безопасности, предварительное испытание и последующая проверка знаний в области безопасности;
  • отстранение от исполнения функциональных обязанностей те, кто не обучался, не был проинструктирован, не прошел предварительную проверку и не сдавал зачеты, а также тех, кто не прошел медицинское обследование;
  • контроль соблюдения требований действующих норм и правильностью использования средств защиты на местах труда людей;
  • направление работающих в медицинские инстанции для прохождения периодических осмотров для установления их физического и психического соответствия занимаемой должности;
  • информирование работающих об условиях труда и возможных рисках на местах, а также о положенных им средствах безопасности;
  • предоставление госбюджетным надзорным структурам необходимой отчетности;
  • профилактика причин аварий и несчастных случаев;
  • проведение внутренних проверок по фактам нарушения действующих норм;
  • специальное бытовое и медицинское обеспечение работников;
  • допуск проверяющих на территорию организации;
  • исполнение заключений по результатам официальных разбирательств;
  • страхование работников;
  • ознакомление людей с содержанием внутренних положений и норм;
  • разработка новых актуальных документов взамен устаревших;
  • постоянное наличие необходимой документации в актуальном состоянии.

Организация охраны труда на предприятии

Организация мероприятий по охране труда в компании установлена главой 35 ТК РФ.

Прежде всего, она подразумевает государственный контроль, который включает в себя:

  • разработку новых норм и положений;
  • целевые программы проведения комплексных мероприятий по организации безопасности;
  • обучение профильных специалистов на государственном уровне;
  • государственную экспертизу условий работы на местах;
  • применение мер финансового поощрения к руководителям;
  • создание условий для взаимодействия между госструктурами и компаниями;
  • научные исследования в области охраны труда, с целью поисков новых оптимальных методов функционирования;
  • сбор необходимых сведений и данных для разработки новых правил.

Руководители также обязаны осуществлять некоторые действия для создания системы охраны труда в компании.

Согласно статье 218 ТК РФ, в организации по намерению руководителя либо по инициативе работающих должна быть создана специальная комиссия по вопросам безопасности.

В такую группу включаются компетентные специалисты, имеющие необходимое профильное образование. Обязательным условием является наличие внутреннего положения, которое регулирует деятельность указанной группы.

Комиссия занимается всеми вопросами, связанными с охраной труда, а также проводит проверки в случаях нарушений или разногласий. Также в ее компетенцию входит внесение предложений по оптимизации условий труда и внедрению в практику новых оптимальных способов выполнения работниками функциональных обязанностей.

Служба охраны труда

Еще одним обязательством руководителя по охране труда является создание специальной структуры внутри компании. Такое правило закреплено в статье 217 ТК РФ.

Такая структура создается в целях контроля за каждым работающим по соблюдению установленных положений.

В организациях с малой численностью эти обязанности могут быть возложены на отдельного специалиста. Если количество работников более пятидесяти, должна быть создана целая служба.

Не всегда в штате компании имеется необходимая профильная должность. В такой ситуации контролировать весь процесс может сам руководитель. Но для этого последний должен пройти специальное обучение, сдать экзамен и получить специальный документ, подтверждающий компетентность начальника.

Действующие нормы дают возможность любому руководителю обратиться к профильным организациям, оказывающим услуги подобного рода. Такие инстанции должны иметь в наличии специальный сертификат, которые подтверждает специфические полномочия.

Структура службы и ее численность определяется самим руководителем исходя из количества работников, объема и специфики деятельности организации.

На структуру возлагаются следующие функции:

  • контролирование состояния безопасности в организации;
  • планирование и предложения по совершенствованию охраны труда;
  • методическая помощь специалистам компании;
  • проведение проверок по фактам получения работающими травм и увечий, а также выявление и предупреждения поводов для них;
  • инструктирование вновь принятых в штат;
  • участие в работе проверочной комиссии;
  • представление руководителю необходимой отчетности.

Права работника на охрану труда

Любой работающий имеет определенный круг прав по охране труда. Это закреплено в статье 219 ТК РФ.

  • место труда, которое соответствует установленным требованиям безопасности;
  • страхование в обязательном порядке от возможных травм и болезней;
  • достоверное информирование об условиях безопасности на месте труда, о возможных рисках для самочувствия и опасных факторах;
  • приостановление своей деятельности при наличии опасности, вплоть до устранения соответствующих факторов;
  • получение необходимой специальной одежды, веществ обеззараживания и других средств защиты от руководителя;
  • прохождение обучения оптимальным способам осуществления своей деятельности;
  • получение дополнительного образования, если должность была утрачена по причинам нарушения правил охраны труда;
  • требование о проведении проверки госбюджетными специалистами условий работы;
  • обращение за разъяснениями в госбюджетные надзорные структуры;
  • возможность личного участия или через посредника в проведении проверок по фактам нарушений правил безопасности;
  • не запланированное медицинское обследование, со сохранением занимаемой должности и усредненного дохода;
  • компенсирование деятельности во вредных условиях.

Обеспечение средствами защиты

Раздел 10 ТК РФ закрепляет гарантию для работников по обеспечению средствами личной защиты. Такое правило указано в статье 221 ТК РФ.

Людям, чья профессиональная деятельность осуществляется при наличии вредных и опасных факторов, выдаются средства личной защиты. Такой принцип распространяется, в частности на тех, кто функционирует в условиях резкого перепада температур и чрезвычайной загрязненности.

К таким средствам относятся:

  • специальная одежда и обувь;
  • специфические приспособления, например, защитная маска или респиратор;
  • обеззараживающие и антисептические вещества.

Указанные средства должны в обязательном порядке пройти специальную поверку и иметь сертификат установленного образца. Без соблюдения указанных условий их использование не допускается.

Исходя из специфики деятельности организации и отдельных должностных лиц, руководитель может предусмотреть более высокий уровень защищенности, по сравнению с общим установленным. На практике такое всегда указывается во внутренних положениях и нормах.

Все необходимые приспособления для защиты и препараты компания приобретает за счет собственных средств.

Это же касается ремонта, замены и дополнительного комплектования, в случае если что-либо пришло в негодность, истек срок использования или имеющихся объемов недостаточно.

Выдача молока и лечебно-профилактического питания

Еще одной гарантией по охране труда для трудящегося является возможность получения молока и специального питания профилактического характера. Об это указано в статье 222 ТК РФ.

В некоторых организациях воздействие негативных факторов не всегда удается снизить до допустимой нормы или исключить вовсе, используя только средства личной защиты. В таких ситуациях практикуется выдача молока или специального питания. Действующие нормы допускают замену молока другими продуктами.

Выдача необходимых продуктов регулируется специальными нормами. Их получение будет возможно только при наличии следующих неблагоприятных факторов:

  • вредные соединения органического и неорганического происхождения;
  • бактерии и микроорганизмы, а также вещества их содержащие;
  • ионизация и радиация.

Обеспечение молоком или заменяющими продуктами осуществляется в дни функционирования. Объем молока составляет пол-литра на рабочий день. Работающие получают необходимые продукты в специально оборудованных для этих целей местах. Замена молока допустима только при согласии работающего и профсоюзного органа.

Специальное питание положено только в случаях, если его выдача предусмотрена по занимаемой должности. Им обеспечиваются работающие в дни своего функционирования. Оно выдается в виде горячей пищи, преимущественно в утренние и дневные часы, по месту труда. Передача готовой пищи по месту фактического проживания не допускается.

Санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение

Согласно статье 223 ТК РФ, каждый работающий может рассчитывать на медицинское обслуживание и бытовую обеспеченность. Такое обязательство возлагается на руководителя компании.

Чтобы обеспечить надлежащие условия быта работникам, в любой организации должны быть оборудованы специальные места для личных нужд.

Сюда можно отнести:

  • Места смены одежды до и после трудового дня. Для этих целей в отдельном помещении устанавливаются шкафчики, где каждый может временно хранить личные вещи и оставлять рабочую одежду после ухода домой.
  • Помещения личной гигиены. Сюда можно отнести умывальники и душевые.
  • Места приема пищи. Они должны быть оборудованы необходимой мебелью и техникой (холодильник, микроволновка, электрочайник), а также умывальниками.
  • Помещения для обработки специальной одежды.
  • Места для обогрева и курения.
  • Приспособления выдачи питьевой воды.
  • Комната отдыха.

Объем необходимых мест и их наполненность зависит от количества работающих и специфики деятельности организации. Например, в условия вредности количество душевых должно быть рассчитано по принципу: один душ на пять человек.

Для медицинского обслуживания в компании должны быть созданы специально оборудованные места по оказанию неотложной помощи. Их площадь и укомплектованность согласовывается с госбюджетной медицинской инстанцией.

Обучение в области охраны труда

Согласно требованиям статьи 225 ТК РФ, все работающие, в том числе и главы компаний обязаны проходить периодическое обучение по вопросам безопасности и сдавать соответствующие зачеты.

Вновь принимаемых в штат организации должны проинструктировать по правилам охраны труда и обучить безопасным методам исполнения своих функциональных обязанностей, а также способам оказания неотложной помощи потерпевшим.

Руководитель обязан организовать обучение и установить проверочный период для человека. По окончании проверки работающий сдает зачет и по его результатам принимается решение о дальнейшей возможности взаимодействия.

Обучение происходит за счет средств компании. Исключение составляют случаи, когда человек назначается на должность, для которой наличие специального удостоверения является обязательным условием.

Глава 35. Организация охраны труда

Статья 216. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:
обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
организуют международное сотрудничество в области охраны труда;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(часть пятая введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ)
В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:
обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(часть шестая введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ)

Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда

(введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
(часть вторая введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения специальной оценки условий труда;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
абзац утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ;
фактических условий труда работников.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Статья 217. Служба охраны труда в организации

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда

По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Трудовой Кодекс — ТК РФ — Глава 35. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 216. Государственное управление охраной труда Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;организуют международное сотрудничество в области охраны труда;исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.(часть пятая введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ) В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.(часть шестая введена Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ)

Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Статья 217. Служба охраны труда в организации В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит