Правила аттестации педагогических работников Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83, правила проведения аттестации педагогических работников

Содержание
  1. Аттестация педагогических работников: порядок проведения и правила
  2. Правовые акты
  3. Основные задачи
  4. Основные принципы
  5. Исключения
  6. Особенности
  7. Сведения о работнике
  8. Форма проведения
  9. Ход аттестации
  10. О результатах
  11. Повышение квалификационной категории
  12. Положение об аттестации педагогических работников. Правила аттестации педагогических работников
  13. Положение об аттестации работников образовательных учреждений: нововведения в законодательстве
  14. Новый порядок аттестации: общие положения
  15. Порядок обязательной аттестации сотрудников образовательных учреждений: подготовка
  16. Обязательная аттестация сотрудников образовательных учреждений: представление
  17. Оценка квалификации сотрудников школы: процедура обязательной аттестации
  18. Порядок действий после обязательной аттестации
  19. Кто вправе не проходить обязательную аттестацию?
  20. Аттестация на повышение квалификации: нюансы
  21. Заявление на аттестацию: в чем его особенности?
  22. Проведение аттестации на повышение квалификации
  23. Аттестация сотрудников образовательных учреждений в регионах: нюансы
  24. Резюме
  25. Аттестация педагогических работников
  26. Технология проведения аттестации педагогических работников

Правила аттестации педагогических работников Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 83

В соответствии с пунктом 7 статьи 139 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Правила и условия проведения аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Правила и условия проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 августа 2013 года № 323 «Об утверждении Правил проведения и условий аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки, а также Правил проведения и условий аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8678, опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 26 сентября 2013 года № 282 (27556)).
3. Административному департаменту в установленном законодательством порядке (Каирбекова А.М.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и Информационно-правовой системе «Әділет», а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан» для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на ответственного секретаря Министерства образования и науки Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр образования
и науки Республики Казахстан А. Саринжипов

Приложение 1
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 27 января 2016 года № 83

Правила и условия проведения аттестации гражданских служащих
в сфере образования и науки

1. Общие положения

1. Настоящие Правила и условия проведения аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки (далее — Правила) разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 139 Трудового кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года, Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года и определяют порядок и условия проведения аттестации гражданских служащих в сфере образования и науки (далее — служащие).
2. Данные правила не распространяются на руководителей государственных предприятий, аттестация которых осуществляется в соответствии с приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 февраля 2015 года № 70 «Об утверждении Правил назначения и аттестации руководителя государственного предприятия, а также согласования его кандидатуры», зарегистрированном в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10379.
3. Аттестация служащих — периодически осуществляемая процедура по определению уровня их профессиональной подготовки, деловых качеств.
4. Основным критерием оценки при аттестации является способность служащих выполнять возложенные на них обязанности.
5. Задачами аттестации являются:
1) обеспечение качества кадрового состава гражданской службы в сфере образования и науки Республики Казахстан;
2) повышение личностно-профессиональной готовности гражданских служащих к реализации задач, определяемых государственной образовательной, научно-технической политикой, связанных с их служебной деятельностью;
3) стимулирование к непрерывному образованию гражданского служащего системы образования в рамках служебной деятельности.

2. Порядок проведения аттестации

6. Аттестация включает в себя ряд последовательных этапов:
1) подготовка и проведение аттестации;
2) собеседование со служащими, проводимое аттестационной комиссией;
3) вынесение решения аттестационной комиссии.
7. Подготовка к проведению аттестации организуется кадровой службой государственных учреждений и казенных предприятий в сфере образования и науки (далее-аттестующий орган) по поручению его руководителя и включает следующие мероприятия:
1) подготовку необходимых документов на аттестуемых;
2) разработку графиков проведения аттестации;
3) определение состава аттестационных комиссий;
4) подготовку вопросов для проведения собеседования.
8. Кадровая служба аттестующего органа один раз в течение шести месяцев определяет служащих, подлежащих аттестации.
9. Руководитель аттестующего органа по представлению кадровой службы органа издает приказ, которым утверждаются список аттестуемых лиц, график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии.
10. Кадровая служба аттестующего органа письменно уведомляет служащих о сроках проведения аттестации не позднее месяца до начала ее проведения.
11. Непосредственный руководитель служащего, подлежащего аттестации, оформляет служебную характеристику и направляет ее в кадровую службу аттестующего органа.
12. Служебная характеристика содержит обоснованную, объективную оценку профессиональных, личностных качеств и результатов служебной деятельности аттестуемого служащего.
13. Кадровая служба аттестующего органа ознакамливает служащего с представленной на него служебной характеристикой в срок не позднее, чем за три недели до заседания аттестационной комиссии.
14. При несогласии с представленной на него служебной характеристикой, служащий предоставляет в кадровую службу аттестующего органа информацию, характеризующую его.
15. На аттестуемого служащего кадровой службой аттестующего органа оформляется аттестационный лист по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
16. Кадровая служба аттестующего органа направляет собранные аттестационные материалы в аттестационную комиссию.
17. Аттестационная комиссия создается руководителем аттестующего органа по представлению его кадровой службы и состоит из нечетного числа членов, не менее пяти человек.
Из числа членов аттестационной комиссии назначается председатель и секретарь. Председатель аттестационной комиссии руководит ее деятельностью, председательствует на ее заседаниях, планирует ее работу, осуществляет общий контроль.
18. В состав аттестационной комиссии включаются руководители структурных подразделений и кадровой службы аттестующего органа, представители профсоюза и совета коллегиального управления организацией, а также другие служащие.
Замещение отсутствующих членов аттестационной комиссии не допускается.
Секретарем аттестационной комиссии является представитель кадровой службы аттестующего органа, который определяется руководителем кадровой службы аттестующего органа.
Секретарь аттестационной комиссии подготавливает материалы, необходимые документы к заседанию аттестационной комиссии, оформляет и подписывает протокол после его проведения, осуществляет техническое обслуживание, обеспечивает функционирование аттестационной комиссии и не принимает участие в голосовании.
19. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее состава.
20. Результаты голосования определяются большинством голосов членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов голос председателя аттестационной комиссии является решающим.
21. В случае несогласия члены аттестационной комиссии излагают свое особое мнение.
22. Аттестационная комиссия проводит аттестацию в присутствии аттестуемого служащего.
При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии по уважительной причине, рассмотрение вопроса его аттестации переносится на более поздний срок, указанный комиссией.
При отсутствии аттестуемого по неуважительной причине, назначается повторная аттестация. При повторной неявке по неуважительной причине государственный служащий считается неаттестованным.
23. В ходе заседания аттестационная комиссия изучает представленные материалы, заслушивает аттестуемое лицо.
Вопросы, задаваемые аттестуемому лицу, направлены на выявление уровня его компетентности в вопросах профессиональной подготовки, деловых качеств.
Обсуждение профессиональных, деловых и личностных качеств аттестуемого лица проходит в обстановке объективности, корректности и доброжелательности.
24. По результатам изучения представленных материалов и собеседования со служащим каждым членом аттестационной комиссии заполняется оценочный лист на аттестуемого служащего, согласно приложению 2 к настоящим Правилам, после чего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
1) соответствует занимаемой должности;
2) подлежит повторной аттестации.
25. Аттестационная комиссия для проведения аттестации служащего, занимающего должность руководителя организации, создается должностным лицом, имеющим право его назначения на эту должность.
26. Решение аттестационной комиссии принимается открытым голосованием. Проходящий аттестацию служащий, входящий в состав аттестационной комиссии, в голосовании относительно себя не участвует.
27. Повторная аттестация проводится через три месяца со дня проведения первоначальной аттестации в порядке, определенном настоящими Правилами.
Аттестационная комиссия, проведя повторную аттестацию, принимает одно из следующих решений:
10 соответствует занимаемой должности;
20 не соответствует занимаемой должности.
Сноска. В пункт 27 внесены изменения на государственном языке, текст на русском языке не меняется, в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 05.07.2016 № 429(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
28. Служащий ознакамливается с решением аттестационной комиссии.
29. Решения аттестационной комиссии утверждаются лицом, имеющим право назначения на должность и оформляется протоколом, который подписывается членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на ее заседании.
30. Утвержденные решения аттестационной комиссии заносятся в аттестационные листы служащих.
31. Аттестационный лист служащего, прошедшего аттестацию, и служебная характеристика на него хранятся в личном деле. Утвержденное руководителем организации решение аттестационной комиссии также заносится в послужной список служащего.

3. Условия аттестации

32. Аттестации подлежат все служащие, за исключением находящихся в отпуске по беременности и родам и отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
33. Служащие проходят аттестацию по истечении каждых последующих трех лет пребывания на гражданской службе, но не ранее шести месяцев со дня занятия данной должности.
При этом аттестация проводится не позднее шести месяцев со дня наступления указанного срока.
Служащие, находящиеся в отпуске по уходу за детьми, аттестуются не ранее, чем через шесть месяцев после выхода на службу.
Аттестация служащих, по их заявлению, проводится до истечения указанных сроков.
Сноска. В пункт 33 внесены изменения на государственном языке, текст на русском языке не меняется, в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 05.07.2016 № 429(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Приложение 1
к Правилам и условиям проведения
аттестации гражданских служащих
в сфере образования и науки

Аттестационный лист на гражданского служащего,
подлежащего аттестации

Вид аттестации: очередная — ; повторная —
(нужное отметить знаком X)

1. Ф.И.О. (при его наличии)____________________________________
2. Дата рождения «___» __________ _______ г.
3. Сведения об образовании, о повышении квалификации,
переподготовке (когда и какое учебное заведение окончил,
специальность и квалификация по образованию, документы о повышении
квалификации, переподготовке, ученая степень, ученое звание, дата их
присвоения)
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
4. Занимаемая должность и дата назначения, квалификационная
категория (разряд)___________________________________________________
_____________________________________________________________________
5. Общий трудовой стаж ________________________________________
6. Общий стаж работы на должностях государственного и
гражданского служащего_______________________________________________
7. Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной
комиссии: ___________________________________________________________
_____________________________________________________________________
8. Мнение аттестуемого:________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
9. Оценка деятельности гражданского служащего непосредственным
руководителем согласно служебной характеристике аттестуемого_________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
10. На заседании присутствовало ___членов аттестационной
комиссии.
11. Оценка деятельности гражданского служащего по результатам
голосования согласно прилагаемому оценочному листу, заполняемому
каждым членом аттестационной комиссии:
1) соответствует занимаемой должности (количество голосов)
____________________________________________________________________:
2) подлежит повторной аттестации (количество голосов)__________
___________________________________________________________________:*
3) не соответствует занимаемой должности (количество голосов)__
_____________________________________________________________________
12. Квалификационная категория (разряд):
1) соответствует _____________ прописью) квалификационной
категории (разряду) (количество голосов)_____________________________
_________________________________________________________

Аттестация педагогических работников: порядок проведения и правила

Согласно трудовому законодательству, трудящимся положено проходить периодическую проверку соответствия или несоответствия занимаемой должности. Эту же цель преследует и аттестация педагогических работников. Её проведение установлено правовыми нормативными актами или локальными актами трудового права, которые действуют у работодателя.

В любом случае там отражены все особенности и порядок аттестации педагогических работников, с обязательным учётом специфики деятельности, а также условий, в которых она осуществляется.

Правовые акты

Федеральный закон об образовании в РФ 2012 года гласит, что педагоги проходят аттестацию, чтобы установить соответствие их занимаемой должности и присвоить им квалификационную категорию. Следующий приказ Минобрнауки 2014 года утверждает новый порядок проведения аттестаций и определяет новые требования.

Аттестации подлежат все работники, замещающие должности, внесённые во второй подраздел первого раздела номенклатуры преподавателей и руководителей образовательных учреждений, а также замещающие должности по совместительству в одной и той же или другой организации, что определено трудовым договором.

Основные задачи

Аттестация преследует определенные задачи.

  1. Стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня квалификации работников педагогической сферы, личностного и профессионального роста, их методологической культуры.
  2. Определить нужность повышения квалификации работников педагогических учреждений.
  3. Повысить эффективность и качество профессиональной деятельности.
  4. Выявить перспективы в использовании потенциальных возможностей работников педагогической сферы.
  5. Учёт требований ФГОС в реализации образовательных программ и кадровые условия при формировании состава организаций.
  6. Обеспечить дифференциацию размера оплаты труда работников педагогических учреждений, учитывая установленную квалификационную категорию и объём работы.

Основные принципы

Аттестация педагогических работников проходит в условиях открытости, гласности и коллегиальности, что является главным принципом ее проведения. Только его соблюдение обеспечит объективную оценку, без малейшей дискриминации в отношении проходящих такую ответственную проверку педагогов.

Аттестация педагогических работников с целью выявить соответствие занимаемой должности является обязательной и должна проводиться каждые пять лет, вне зависимости от желания преподавателя. А установить более высокую квалификационную категорию можно при желании педагогического работника в любое время. Для этого ему необходимо просто подготовиться и подать документы на аттестацию.

Исключения

Обязательность прохождения аттестации имеет свои исключения, о которых сообщает Положение об аттестации педагогических работников. Так, не подлежат аттестации:

  • преподаватели, уже имеющие квалификационные категории;
  • занимающие данную должность не менее двух лет в той организации, которая проводит аттестацию;
  • беременные женщины;
  • женщины, которые находятся в отпуске по беременности;
  • женщины, которые находятся в отпуске по уходу за ребёнком до трёхлетнего возраста;
  • лица, которые отсутствовали на работе в связи с болезнью более четырёх месяцев подряд.

Примечательно, что аттестация педагогических работников, подпадающих под пункты 4 и 5, может проходить не скорее двух лет после выхода их из отпуска, а попавшие под пункт 6 должны быть аттестованы не ранее, чем через год после выздоровления.

Локальные нормативные акты определяют и другие категории педагогов, аттестующихся в другие сроки — например, взявшие отпуск, связанный с усыновлением, а также находящиеся в длительном отпуске. Правила аттестации педагогических работников, судя по анализу, обладают достаточной гибкостью.

Особенности

Описываемая проверка предусматривает создание в данной организации аттестационной комиссии. Работодатель издаёт приказ или распоряжение, где утверждает персонально состав:

  • председатель;
  • его заместитель;
  • секретарь;
  • рядовые члены аттестационной комиссии.

Далее разъясняется порядок аттестации педагогических работников, регламент, положение о комиссии и другие.

Чуть позже издаётся второй приказ или распоряжение, где определяется персональный состав педагогов, которым необходимо пройти аттестацию, там же находится график прохождения и другие организационные моменты этого мероприятия.

За тридцать дней до начала каждый преподаватель под роспись должен ознакомиться с этим приказом. Работодатель же обязан заблаговременно внести в аттестационную комиссию о каждом работнике специальное представление.

Сведения о работнике

Новая аттестация педагогических работников предусматривает ознакомление — опять же под роспись — с составленным работодателем представлением каждого аттестуемого. Сведения составляются по следующим пунктам.

  1. Фамилия, имя и отчество (если есть).
  2. Название должности на момент проведения аттестации.
  3. Дата трудового договора, который подтверждает получение данной должности.
  4. Уровень образования, квалификация по специальности либо направлению.
  5. Информация о дополнительном профессиональном образовании по профилю деятельности.
  6. Результаты предшествующих аттестаций (если есть).
  7. Мотивированная, объективная и всесторонняя оценка профессиональных и деловых качеств, результаты профессиональной деятельности преподавателя, выполнение им трудовых обязанностей, соответствующих трудовому договору.

Если педагога не удовлетворит содержание данного представления, он может по желанию представить аттестационной комиссии любые дополнительные сведения, которые характеризуют его работу за весь период от даты последней аттестации либо от даты поступления на работу, если аттестация проходит у него впервые.

Изменение в аттестации педагогических работников состоит в том, что ранее преподаватель сам готовил все документы, удостоверяющие его деятельность.

Форма проведения

Основная форма проведения аттестации, как и раньше, — заседание комиссии, правомочность которой подтверждается при двух третях присутствующего состава. Педагог, который аттестуется, тоже обязательно присутствует на этом собрании.

Для отсутствия его должна быть уважительная причина, документально подтверждённая и занесённая в протокол заседания, тогда это мероприятие переносится на другое время.

При необходимости, график может изменяться, но с этим педагог должен быть ознакомлен тем же образом — под роспись и за тридцать дней до новой даты.

Так теперь проходит аттестация педагогических работников. Новые правила специально оговаривают обязательное присутствие аттестуемого на заседании, а ранее комиссия всё решала за закрытыми дверями. Теперь, только если аттестуемый не явится без уважительной причины, комиссия может самостоятельно обсудить его успехи на педагогическом поприще.

Ход аттестации

Начинается проведение аттестации педагогических работников с рассмотрения представления и дополнительных сведений, которые были поданы преподавателем.

Всё это должно характеризовать профессиональные качества аттестуемого.

Регламент комиссии чаще всего предусматривает обмен мнениями и вопросы как членов комиссии друг другу, так и преподавателю, который аттестуется. Могут вноситься предложения о дополнительных сведениях, если появляется такая необходимость.

Результаты аттестации педагогических работников появляются после тщательного и всестороннего рассмотрения всех имеющихся документов и вынесения решения, заносимого в протокол заседания. Решение может быть одно из двух возможных:

  • либо работник соответствует занимаемой должности,
  • либо нет.

Принимается оно простым голосованием по большинству голосов. Если аттестуемый является членом комиссии, то по своей кандидатуре в голосовании не участвует.

О результатах

После того как решение комиссии занесено в протокол, который все её члены подписывают, результат сообщается аттестуемому преподавателю. А все документы, относящиеся к этому мероприятию, хранятся у работодателя.

Педагог, прошедший аттестацию, максимум через два рабочих дня после нее должен быть ознакомлен с выпиской из протокола, которую готовит секретарь комиссии. В ней указываются фамилия, имя и, если есть, отчество аттестуемого, должность, дата заседания аттестационной комиссии, результат голосования и принятое комиссией решение.

Далее выписку из протокола хранят в личном деле данного работника. Если педагог не согласен с вынесенным решением, он может его обжаловать (Законодательство РФ подтверждает это его право). Аттестационная комиссия по результатам аттестации может внести на рассмотрение работодателю хорошо мотивированные рекомендации о нецелесообразности или целесообразности назначения на должность преподавателя лиц, которые не имеют специального образования или подготовки, но имеют практический опыт и компетентность, а также успешно, то есть качественно и в должном объёме, выполняют должностные обязанности.

Повышение квалификационной категории

Этот вид имеет свои правила аттестации педагогических работников, хотя и проводится тем же специальным уполномоченным на то органом — комиссией. Только формируется она не работодателем, а исполнительной властью на федеральном уровне или уполномоченным органом власти субъекта РФ, смотря в чьём ведении состоит это образовательное учреждение.

Для всестороннего анализа деятельности преподавателя в комиссию привлекаются специалисты. Эта аттестация заявительного характера, и проводится она согласно письменному заявлению педагога, который претендует на более высокий уровень квалификации. Заявление направляется прямо в аттестационную комиссию, можно почтой, даже электронной.

Положение об аттестации педагогических работников. Правила аттестации педагогических работников

В соответствии с законодательством РФ работники образовательных организаций могут проходить аттестацию в обязательном или же добровольном порядке. При этом на рассмотрение должны приниматься положения новых источников права. Каких именно? Каковы особенности проведения процедуры оценки квалификации сотрудников образовательного учреждения?

Положение об аттестации работников образовательных учреждений: нововведения в законодательстве

Новый порядок аттестации педагогических работников был установлен приказом Министерства образования и науки РФ № 276, который был издан 07.04.2014 г. Данный нормативный акт был принят в целях исполнения положений Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. В соответствии с ранее действовавшим законодательством в образовательных учреждениях должен был утверждаться такой документ, как Положение об аттестации педагогических работников. По новому правовому акту данный источник права необязателен, но он может быть заменен аналогичными по назначению. Например, положением об аттестационной комиссии (ее специфику мы изучим далее в статье).

Сейчас понятие Положения об аттестации чаще всего рассматривается в контексте Правил аттестации, утвержденных приказом № 276.

Рассмотрим ключевые положения соответствующего источника права подробнее.

Новый порядок аттестации: общие положения

Изучим прежде всего общие положения документа, о котором идет речь. Новый порядок аттестации педагогических работников распространяется на сотрудников образовательных организаций, а также руководителей соответствующих учреждений (в том числе выполняющих свои обязанности по совместительству или же в рамках совмещения). Сущность процедуры аттестации в соответствии с приказом № 276 заключается:

— в подтверждении соответствия квалификации работников образовательных учреждений тем требованиям, что установлены для их должностей;

— в удостоверении того факта, что человек обладает опытом, позволяющим ему получить более высокую квалификацию.

В общем случае аттестация, подтверждающая соответствие занимаемой должности, должна проводиться обязательно. Добровольно ее проходят те специалисты, которые хотят повысить квалификационную категорию, но обязательно проходить ее нужно педагогическим работникам, которые относятся к категории профессорско-преподавательского состава.

Правила аттестации педагогических работников, зафиксированные в приказе № 276, устанавливают следующие задачи, характеризующие данную процедуру:

— стимулирование роста квалификации работников образовательного учреждения, их профессионального развития;

— повышение качества образования;

— приспособление работы сотрудников сферы образования к специфике действующих стандартов, которые регулируют организацию деятельности учебных заведений;

— обеспечение распределения денежных средств в целях оплаты труда по принципам, основанным на соотношении уровня квалификации работников.

Ключевые принципы аттестации сотрудников образовательных учреждений в соответствии с законодательством России — коллегиальность, открытость, обеспечение гласности, объективность.

Изучим теперь то новое в аттестации педагогических работников, что характеризует процедуру подтверждения того факта, что квалификация человека соответствует занимаемой им должности. В данном случае речь идет об обязательной оценке компетенций сотрудника образовательного учреждения.

Порядок обязательной аттестации сотрудников образовательных учреждений: подготовка

Процедура оценки квалификации сотрудников учебных заведений осуществляется 1 раз в 5 лет. Главную роль в ней играют специальные аттестационные комиссии, которые формируются из числа сотрудников учебного заведения. Данные структуры учреждаются на основе распоряжения руководителя образовательной организации. Их деятельность, как мы отметили выше, может регулироваться отдельными положениями, которые также принимаются руководством учреждения.

В состав комиссии входят председатель, его заместитель, секретарь, а также рядовые участники. Новые правила аттестации педагогических работников предполагают подключение к работе рассматриваемой комиссии также представителя профсоюза, если соответствующая организация учреждена.

Непосредственно процедура оценки квалификации сотрудников образовательной организации проводится в соответствии с отдельным распоряжением руководителя. Работники, которые будут проходить аттестацию, должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом за 30 дней до проведения процедуры по запланированному графику.

Следующий важнейший документ при подготовке аттестации — представление. Изучим его особенности.

Обязательная аттестация сотрудников образовательных учреждений: представление

Новое в аттестации педагогических работников заключается в особом порядке составления на каждого сотрудника образовательной организации представления — документа, в котором фиксируется ряд сведений о работнике. А именно:

— должность, занимаемая работником образовательного учреждения;

— дата подписания специалистом трудового договора;

— уровень квалификации сотрудника;

— сведения о прохождении специалистом дополнительного профессионального обучения;

— результаты аттестаций, проведенных ранее, если они имели место;

— мотивированная оценка результатов деятельности работника, его профессиональных, а также деловых качеств.

Руководство учреждения должно ознакомить сотрудника с соответствующим представлением под подпись. Это нужно сделать не позднее чем за 30 дней до проведения аттестации. Сотрудник при желании может инициировать внесение в представление иных сведений. Если работник образовательного учреждения отказывается от подписания документа, он должен быть заверен работодателем, а также двумя и более компетентными лицами.

Изучим теперь то, каким образом осуществляется непосредственно проведение аттестации педагогических работников, которая рассматривается как обязательная.

Оценка квалификации сотрудников школы: процедура обязательной аттестации

Рассматриваемая процедура проводится в процессе заседания комиссии, о которой мы сказали выше, в присутствии работника, который аттестуется. Оно считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем две трети от общего количества участников аттестационной комиссии.

Если сотрудник не может принять участие в соответствующей процедуре непосредственно в день аттестации по уважительной причине, она может быть перенесена на другую дату. Если человек не явится на аттестацию без уважительной причины, то комиссия вправе оценить квалификацию специалиста без его участия.

В ходе заседания рассматривается представление, оформленное руководством сотрудника образовательного учреждения, иные сведения о работнике, которые позволяют оценить его профессиональную деятельность. По итогам аттестации комиссия принимает решение о том, соответствует он занимаемой должности либо нет. Оно принимается в отсутствие аттестуемого сотрудника посредством открытого голосования. При этом, если за то, чтобы признать сотрудника соответствующим занимаемой должности, высказывается хотя бы половина от членов комиссии, выносится положительное решение.

Результат аттестации сотрудника сообщается ему после того, как будут подведены итоги рассмотрения вопроса о квалификации специалиста. Изучим более подробно то, какие действия должны проводиться после того, как аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности завершена.

Порядок действий после обязательной аттестации

Итоги проведения данной процедуры должны быть зафиксированы в протоколе, который подписывается членами комиссии. Данный документ хранится у работодателя наряду с представлениями и иными источниками (при их наличии), которые характеризуют уровень профессиональной подготовки работника.

В течение 2 дней после проведения аттестации в том случае, если сотрудник ее прошел, секретарь комиссии оформляет для него выписку из протокола. В ней отражаются персональные данные аттестуемого, сведения о соответствующей процедуре, ее результатах. Учреждение знакомит сотрудника с данной выпиской под подпись в течение 3 дней после ее формирования. Данная выписка затем входит в личное дело работника образовательной организации.

Бывает, что работник учебного заведения не согласен с тем, с каким результатом завершилась аттестация педагогических работников. Заключение комиссии может не устроить его. В этом случае человек вправе обжаловать результат проведения данной процедуры в порядке, установленном законодательством РФ.

Изучив то, каким образом осуществляется организация аттестации педагогических работников, рассмотрим специфику норм Приказа № 276, определяющих то, какие категории сотрудников образовательного учреждения вправе не проходить аттестацию.

Кто вправе не проходить обязательную аттестацию?

Процедуру оценки квалификации могут не проходить:

— работники, у которых уже есть квалификационные категории;

— сотрудники образовательного учреждения, проработавшие в нем менее 2 лет;

— беременные женщины, а также сотрудницы учебного заведения, которые находятся в декрете;

— сотрудники, отсутствовавшие на работе более 4 месяцев по причине заболевания.

Порядок аттестации некоторых категорий работников учебных заведений из тех, что указаны выше, определяются отдельными положениями законодательства.

Цель аттестации педагогических работников может также заключаться в получении человеком более высокой квалификации. В данном случае соответствующая процедура — добровольная, если речь не идет о деятельности профессорско-преподавательского состава. Изучим ее специфику подробнее.

Аттестация на повышение квалификации: нюансы

Данная аттестация, таким образом, в общем случае добровольна. По итогам ее проведения человеку присваивается первая либо высшая квалификационная категория. Она устанавливается на 5 лет и не может быть продлена.

Если осуществляется аттестация педагогических работников образовательных учреждений, которые подотчетны федеральным структурам власти, то в целях реализации процедуры оценки квалификации специалиста учреждаются специальные комиссии. Их учреждают, таким образом, на федеральном уровне. В свою очередь, если учебное заведение подотчетно региональным или муниципальным структурам, то для проведения аттестации их сотрудников инициируются комиссии при участии региональных или местных властей. Можно отметить, что в состав данных структур, как и в случае с обязательными аттестациями, должен входить представитель профсоюза.

Сотрудники, желающие повысить квалификацию, должны направить в соответствующую комиссию заявление на аттестацию педагогических работников. Данный документ может быть передан компетентным лицам по почте либо через Интернет. Заявление также можно принести и передать комиссии лично. Полезно будет рассмотреть специфику данного документа подробнее.

Заявление на аттестацию: в чем его особенности?

Заявление на аттестацию педагогических работников должно содержать сведения о тех квалификационных категориях или же должностях, на которые претендует сотрудник. Соответствующий документ может быть передан в комиссию вне зависимости от срока работы человека в образовательном учреждении, в том числе и в период декретного отпуска. Но если человек будет аттестоваться по высшей категории в рамках той или иной должности впервые, то заявление может быть передано в комиссию только после 2 лет с момента получения первой категории по данной позиции. Если срок действия высшей квалификационной оценки истек, то это не ограничивает право сотрудника впоследствии направлять заявление о повторной аттестации в рамках соответствующей должности.

Рассматриваемые заявления изучаются комиссиями в течение 30 дней с момента их получения. За это время компетентные лица должны успеть:

— определить сроки аттестации для сотрудника образовательного учреждения с учетом срока действия его предыдущей квалификационной категории;

— письменно уведомить работников учебного заведения о проведении их аттестации.

Изучим теперь то, каким образом регулирует положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276 порядок повышения квалификации сотрудника образовательной организации.

Проведение аттестации на повышение квалификации

Общая продолжительность рассматриваемой аттестации не должна превышать 60 дней с момента ее проведения и до принятия комиссией компетентного решения по присвоению человеку той или иной квалификации. Как и в случае с обязательной аттестацией, на заседании комиссии должны присутствовать не менее чем две трети от ее участников. Педагогический работник при этом может как присутствовать на нем, так и отсутствовать. Во втором случае его аттестация его также возможна.

Человеку присваивается первая категория, если:

— установлено, что его ученики успешно осваивают преподаваемые им программы исходя из результатов мониторингов, что проводятся образовательной организацией, а также исследований, которые осуществляются в порядке, установленном законодательством;

— его ученики смогли развить свои способности в части научной, интеллектуальной деятельности, в творчестве, в достижении спортивных результатов;

— установлено, что человек внес значительный личный вклад в повышение качества образовательного процесса, совершенствование подходов к обучению, активно участвовал в деятельности методических объединений сотрудников учебного заведения.

Положение об аттестации педагогических работников определяет, что высшая категория присваивается сотруднику, если:

— установлено, что ученики показывают позитивную динамику освоения программ обучения по результатам мониторингов, которые проводятся образовательной организацией, или же в порядке, установленном законодательством;

— ученики достигли высоких результатов в области науки, творчества, спорта и это подтверждено их участием в олимпиадах, соревнованиях;

— установлено, что человек внес значимый личный вклад в повышение качества образовательного процесса, внедрение новых технологий в обучение;

— человек активно участвовал в методической работы, в профессиональных конкурсах.

Непосредственно оценка работы учителей осуществляется на основе изучения результатов их работы при условии, что основные трудовые обязанности работников связаны с соответствующими направлениями деятельности. Положение об аттестации педагогических работников устанавливает, что комиссия может, изучив документы и сведения о работе специалиста, вынести решение:

— установить первую или же высшую категорию для сотрудника образовательного учреждения;

— отказать человеку в этом.

Как и в случае с обязательной аттестацией, данное решение проводится в отсутствие сотрудника открытым голосованием. Итоги соответствующей процедуры сообщаются работнику учебного заведения и фиксируются в протоколе. Если у человека есть первая категория и он не смог получить вторую, то текущий уровень его квалификации сохраняется до окончания его срока действия.

Положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276, как и в случае с обязательной процедурой, дает право сотруднику образовательной организации обжаловать результаты оценки его квалификации.

Можно отметить, что первая и высшая категории, выданные в одном российском регионе, действуют и в другом субъекте РФ. Вместе с тем федеральное законодательство, регулирующее проведение аттестации для сотрудников образовательных организаций, на практике реализуется с учетом региональных особенностей образовательного процесса. Изучим данный аспект подробнее.

Аттестация сотрудников образовательных учреждений в регионах: нюансы

Действительно, наличие качественно проработанных нормативных положений на федеральном уровне — значимый аспект повышения качества образования. Но не менее важно то, насколько эффективно данные нормы реализуются в регионах. Так, в ходе решения различных вопросов повышения квалификации педагогов различные образовательные учреждения могут сотрудничать между собой. В числе тех структур, которые принимают в соответствующем взаимодействии самое активное участие, — Академия социального управления, или АСОУ. Аттестация педагогических работников в различных учреждениях Московской области может быть осуществлена в процессе взаимодействия руководства данных организаций или педагогов, работающих в них, с компетентными структурами АСОУ. Какими, например?

Так, в АСОУ аттестация педагогических работников может находиться в компетенции Регионального научно-методического центра при Академии. Данная структура была учреждена в целях оказания содействия работникам образовательных организаций Московской области при прохождении оценки квалификации. При этом в числе решаемых центром вопросов — аттестация руководящих педагогических работников. Повышение компетенции руководства образовательных учреждений — важнейший аспект совершенствования образовательного процесса.

Резюме

Итак, мы изучили то, каким образом проходит оценка квалификации работников российских учебных заведений. Цель аттестации педагогических работников может заключаться в обязательном подтверждении квалификации или добровольном ее повышении. Главную роль в соответствующей оценке выполняет специальная комиссия.

Руководства образовательных учреждений издают приказы по аттестации педагогических работников, составляют на них представления и иными способами содействуют прохождение ими процедуры оценки квалификации. В случае если аттестация проводится учреждениями, подведомственными федеральным, региональным или муниципальным структурам, комиссия учреждается ими же.

Аттестация руководящих педагогических работников и рядовых сотрудников образовательных организаций регулируется одними и теми же нормами права на федеральном уровне. Во многих региональных образовательных центрах есть программы подготовки специалистов к соответствующим процедурам оценки их квалификации.

Аттестация педагогических работников

  • Нормативные документы
  • Аттестационная комиссия
  • Методические рекомендации
  • Формы по заполнению аттестационных документов:
    — Форма заявления(образец заполнения)
    — Форма уведомления(образец заполнения)
  • Графики проведения экспертиз, приказы об установлении квалификационных категорий
  • Архив

Аттестация педагогических работников — комплексное оценивание уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений. Проведение аттестации призвано стимулировать профессиональное и личностное развитие педагогических работников, содействовать повышению их вклада в достижение результатов работы образовательного учреждения.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» установлены правила проведения аттестации педагогических работников образовательных организаций.

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит. Периодичность проведения аттестации 1 раз в 5 лет.

Квалификационные категории (первая или высшая) на территории Ростовской области педагогическим работникам устанавливаются министерством общего и профессионального образования Ростовской области.

Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

Технология проведения аттестации педагогических работников

Статьи по теме

ВНИМАНИЕ! Шестой номер журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения» полностью посвящен аттестации педагогических работников. Вы можете подписатьcя на него прямо сейчас!

Автор: Э.В. Чернышева, зам. директора по УВР МОУ «Лицей № 38», г. Белгород

  • Цели, задачи и принципы аттестационного процесса
  • Психологические принципы организации аттестации
  • Технология проведения аттестации
  • Этапы проведения аттестации
  • Итоги аттестации
  • Приложение 1.Положение об аттестационной комиссии ОУ
  • Приложение 2.Рекомендации по распределению функциональных обязанностей между членами аттестационной комиссии ОУ
  • Приложение 3.План проведения аттестации педагогических работников
  • Приложение 4.Бланк наблюдения за учебным занятием
  • Приложение 5.Показатели оценки качества и эффективности учебного занятия
  • Приложение 6.Справка по итогам проведения контрольной работы
  • Приложение 7.Тест «Какой вы преподаватель»
  • Приложение 8.Тест на самоопределение творческого потенциала личности
  • Приложение 9. Положение об экспертных группах

Аттестация педагогических работников в ДОУ позволяет выявить уровень их компетентности и усовершенствовать структуру управления методической работой в ОУ. Автор статьи делится опытом работы школьной аттестационной комиссии.

Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит