Укажите одну особенностей метода трудового права, укажите одну особенностей метода трудового права

Содержание
  1. 2. Предмет и метод трудового права
  2. Метод трудового права, его особенности, система трудового права
  3. Трудовое право
  4. Метод трудового права
  5. § 2. Метод трудового права
  6. Особенности метода трудового права России
  7. Osobennosti_metoda_trudovogo_prava_Rossii.docx
  8. 1.3. Самостоятельность метода трудового права
  9. 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
  10. 2.1. Сочетание императивного и диспозитивного регулирования трудовых отношений

2. Предмет и метод трудового права

Трудовое право регулирует трудовые отношения и отношения, непосредственно с ними связанные.
Предметом трудового права являются следующие общественные отношения:
трудовые отношения работника с работодателем (юридическим или физическим лицом), основанные на трудовом договоре;
по организации труда и управлению трудом;
по обеспечению занятости и трудоустройству у данного работодателя;
по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
по участию работников и профессиональных союзов в обеспечении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
по надзору и контролю (в том числе профсоюзному) за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда;
по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров.
Определяя содержание предмета трудового права в условиях действия Трудового кодекса РФ, большинство авторов исходит из правила, что предмет трудового права составляют группы отношений, названные в ст. 1 ТК РФ*(11). Заслуживает поддержки мнение В.М. Луганцева о том, что «все отношения, урегулированные нормами ТК РФ и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, составляют содержание предмета трудового права. Но степень их урегулированности (охвата) нормами трудового права различна»*(12).
Трудовое отношение — это отношение, основанное на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Кроме трудовых отношений в предмет отрасли трудового права входят иные общественные отношения, которые в ст. 1 ТК РФ названы непосредственно связанными с трудовыми отношениями.
Общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми отношениями, могут им предшествовать (например, отношения по обеспечению занятости), сопутствовать (например, отношения по организации труда и управлению трудом, по социальному партнерству, по профессиональной подготовке у данного работодателя), а некоторые могут последовать (например, отношения по трудовым спорам об увольнении). В науке трудового права выделяют организационно-управленческие отношения (они всегда сопутствуют трудовым отношениям) и охранительные (направлены на обеспечение соблюдения трудового законодательства).
Обратим внимание на то, что ТК РФ впервые сформулировал содержание предмета трудового права, однако, во-первых, это сделано недостаточно четко; во-вторых, соответствующая норма помещена в статью под названием «Цели и задачи трудового законодательства». В науке трудового права бесспорным является постулат о существовании одного трудового отношения, возникающего между работником и работодателем. Поэтому о трудовых отношениях (во множественном числе) можно говорить, лишь прибегая к обобщению: имея в виду неограниченное количество работников и работодателей. Указывая на недостатки действующей редакции указанной нормы, подвергаются критике неточности, содержащиеся в ст. 1 ТК РФ, касающиеся терминов «отношения социального партнерства», «отношения по разрешению трудовых споров»*(13).
Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т.е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата.
Метод дает ответ на вопрос: каким способом осуществляется регулирование общественных отношений?
Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.
1. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования. В настоящее время их соотношение меняется в сторону усиления договорного (коллективно-договорного, индивидуально-договорного) и локального (местного) способов. Централизованное нормативное регулирование устанавливает минимальный уровень гарантий трудовых прав (продолжительность рабочего времени, минимальный размер оплаты труда, ставка первого разряда единой тарифной сетки оплаты труда работников бюджетной сферы). Минимальный уровень гарантий трудовых прав работников не может быть снижен путем договорного регулирования (например, ст. 119 ТК РФ устанавливает, что работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором организации и который не может быть менее трех календарных дней). Централизованное регулирование играет важную роль в деле защиты интересов человека труда. Централизованное регулирование преобладает в таких правовых институтах, как дисциплина труда, охрана труда.
Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
Рыночные отношения существенно повысили значение договоров для регламентации трудовых прав и обязанностей, условий труда и его оплаты. Договорные начала регулирования наиболее отчетливо проявляются в институтах коллективного договора и трудового договора.
В условиях перехода к рыночной экономике государство не может не вмешиваться в процесс договорного регулирования, и происходит такое вмешательство путем установления пределов регулирования. Статья 9 ТК РФ «Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке» закрепляет, что это регулирование осуществляется путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не должны содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. В названной статье Кодекса закреплен фундаментальный принцип трудового права — принцип недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с нормативным актом большей юридической силы.
2. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации. В трудовом праве положение субъектов трудового правоотношения характеризуется сочетанием равенства сторон в момент заключения трудового договора и признаком властности — подчинения в процессе осуществления трудовой деятельности.
Трудовые отношения возникают из договора — волевого акта, позволяющего сторонам самим определить характер отношений. Поэтому нормы трудового права в известной мере носят диспозитивный характер. Ограничения этого усмотрения субъектов в процессе осуществления трудовой деятельности направлены на определенную защиту интересов работника. В условиях рыночной экономики юридическая свобода сторон не означает экономического равенства, независимости работника от работодателя. Юридические гарантии для работника проявляются в установлении определенных ограничений, например запрет для работодателя в одностороннем порядке изменять условия трудового договора или расторгнуть трудовой договор без законных оснований.
3. Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т.е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав. В соответствии с действующим трудовым законодательством работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом (ст. 371 ТК РФ). Так, учитывая мнение профсоюза, работодатель имеет право: вводить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев (ст. 73); увольнять работников, являющихся членами профсоюза (ст. 82); привлекать к сверхурочным работам (ст. 99); привлекать к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113); устанавливать различные стимулирующие выплаты (ст. 144); утверждать правила внутреннего трудового распорядка организации (ст. 190) и др. Локальные нормативные акты, принятые без соблюдения предусмотренного Трудовым кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, признаются недействительными (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).
4. Специфичный способ защиты трудовых прав. В Трудовом кодексе РФ в качестве органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, обозначены комиссии по трудовым спорам (ст. 382). По коллективным трудовым спорам в качестве паритетного органа называется примирительная комиссия; в качестве третейского органа — трудовой арбитраж или посредник (ст. 401). Если же примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, то работники могут использовать свое право на забастовку.
Статья 352 ТК РФ указывает способы защиты трудовых прав работников: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.
5. Единство и дифференциация правового регулирования труда. Единство трудового права отражается в его общих принципах, закрепленных в ст. 2 ТК РФ, в единых для всех работников и работодателей основных трудовых правах и обязанностях. Принцип единства устанавливается и общими нормами трудового законодательства, распространяющимися на всю территорию России и всех работников, где бы и кем бы они ни работали. Дифференциация, т.е. различие правового регулирования труда, проводится по следующим факторам, которые учитываются законодателем в процессе нормотворчества:
а) вредность и тяжесть условий труда (законодательством установлено сокращенное рабочее время, дополнительные отпуска, повышенная оплата труда);
б) природно-климатические условия (например, Крайнего Севера и приравненных к нему местностей);
в) субъектные основания (физиологические особенности женского организма, его детородная функция; социальная роль одинокого родителя; физиологические особенности организма подростков, необходимость продолжения ими образования без отрыва от производства; ограниченная трудоспособность инвалидов и др.).
г) специфика трудовой связи (сезонные, временные работники);
д) особенности труда в данной отрасли (отраслевая дифференциация).
Указанные нормы дифференциации (трудовые льготы, нормы-приспособления, нормы-изъятия) выработаны для того, чтобы отдельные категории работников могли наравне с другими осуществлять свои трудовые права. Большая часть специальных норм — это трудовые льготы (сокращенный рабочий день, удлиненный отпуск). Нормы-приспособления присущи отраслевой дифференциации (дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником — ст. 336 ТК РФ). Нормы-изъятия частично ограничивают применение общих правил для отдельных категорий работников (запрещение участвовать в забастовке государственным служащим; запрещение работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, работать за пределами установленной продолжительности рабочего времени — ст. 329 ТК РФ).
Раздел XII Трудового кодекса «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников» посвящен дифференциации трудового права. Особенности регулирования труда реализуются в нормах, частично ограничивающих применение общих правил либо предусматривающих дополнительные правила (ст. 251 ТК). Статья 252 перечисляет случаи установления особенностей регулирования труда для женщин, лиц с семейными обязанностями, несовершеннолетних работников, руководителей организаций, совместителей. Данный перечень не является исчерпывающим. Трудовой кодекс РФ и федеральные законы «Об основах муниципальной службы», «О производственных кооперативах», «О сельскохозяйственной кооперации» могут устанавливать и иные случаи.
Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм: императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием); диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению); рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какой-либо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные.

Метод трудового права, его особенности, система трудового права

Методом называется специфичный для данной отрасли права способ правового регулирования, т. е. воздействия через нормы права на волю людей, их поведение в нужном для государства, общества, работников и работодателей направлении в целях получения оптимального результата. Метод трудового права состоит из способов правового регулирования труда.

  1. Сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования.
  2. Равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка данной организации.
  3. Участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т. е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав.
  4. Специфичный способ защиты трудовых прав: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.
  5. Единство и дифференциация правового регулирования труда.

Метод трудового права меняется сообразно современным требованиям. Законодательство о труде содержит три группы норм: императивные (они не могут быть изменены договорным регулированием); диспозитивные (предоставляют субъектам трудовых отношений возможность регулировать их поведение по своему усмотрению); рекомендательные (в них законодатель предлагает решить какойлибо вопрос договорным путем). В правовом регулировании труда расширяются рекомендательные, диспозитивные нормы и сужаются императивные

Система трудового права – это совокупность правовых норм, сгруппированных в институты в зависимости от специфики общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Вся система отрасли трудового права делится на две части: Общую и Особенную.

В Общую часть входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения, которые определяют принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особенная часть отрасли выстраивается по институтам. Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:

Трудовое право

Метод трудового права

Под методом права понимается совокупность способов, которые призваны обеспечить реализацию норм права в соответствующие им отношения, превращение их в категорию правоотношений.

Самостоятельность метода трудового права проявляется в наличии особых способов реализации имеющихся в содержании данной отрасли норм. Необходимо выделить следующие основные способы, позволяющие отличить метод трудового права от методов других отраслей права. Во-первых, к числу особых способов регулирования отношений, составляющих предмет трудового права, следует отнести сочетание федерального, регионального, местного и локального уровней создания и применения норм данной отрасли.

Нормы трудового права могут быть созданы на федеральном, региональном, местном и локальном уровнях. Их применение происходит органами федеральной и региональной государственной власти, а также органами местного самоуправления. Однако подавляющее большинство норм трудового права применяется на уровне конкретной организации, то есть на локальном уровне. Процесс применения трудового законодательства на локальном уровне полностью находится под контролем представителей работодателя, которые и издают акты по применению норм трудового права.

Поэтому локальный уровень применения норм трудового права имеет приоритет перед федеральным, региональным и местным уровнями. В силу чего применение норм трудового права зависит от усмотрения работодателей.

Во-вторых, отличительным способом реализации норм трудового права является договорный способ привлечения к труду и определения условий труда с соблюдением действующего трудового законодательства. В отличие от других договоров, например, заключаемых на основании норм гражданского права, содержание договора о привлечении к труду в трудовом праве должно соответствовать требованиям законодательства.

При определении условий трудовой деятельности в договорном порядке не может быть нарушен установленный в трудовом законодательстве минимум трудовых прав работников. Таким образом, свобода договора, заключаемого на основании норм трудового права, существенно ограничивается содержащимися в них правилами.

В-третьих, характерным способом применения норм трудового права является издание представителями работодателя актов, которые обязательны для подчиненных им работников.

Работодатель и работник не могут быть признаны равноправными величинами, поскольку работник должен подчиняться законным распоряжениям работодателя при исполнении определенных функциональных обязанностей. В свою очередь нормы трудового права призваны нивелировать разницу в правовом положении работодателей и работников.

В-четвертых, специальным способом реализации норм трудового права следует признать самозащиту работниками своих прав. Отличительной особенностью данного способа является временный выход работника из подчинения работодателю при нарушении им трудовых прав. В-пятых, нормы трудового права реализуются через деятельность специально уполномоченных органов, к числу которых относятся: комиссия по трудовым спорам (КТС); примирительная комиссия и трудовой арбитраж; третейский суд и посредники; органы государственного и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства, включая органы федеральной инспекции труда. Деятельность перечисленных органов образует особый способ реализации норм трудового права в отношения, составляющие предмет данной отрасли.

В-шестых, особым способом защиты прав и интересов работников является проведение забастовки. Подобного способа в других отраслях права не имеется.

В-седьмых, специальным способом реализации норм трудового права является деятельность представителей работников по защите прав и интересов работников. Данное представительство имеет свои особенности, которые отсутствуют в нормах других отраслей права.

В-восьмых, отличительной особенностью создания и применения норм трудового права является единство и дифференциация в правовом регулировании отношений, составляющих предмет данной отрасли. При этом общие и специальные нормы образуют особый способ защиты прав и интересов работников.

Нами рассмотрены способы, входящие в метод трудового права, позволяющие отличить его от методов других отраслей права. Однако помимо особенных способов при реализации норм трудового права используются общие для ряда отраслей права способы. Нормы трудового и ряда других отраслей права реализуются по правилам гражданского процессуального права. В нормах гражданского процессуального права имеются общие способы реализации материальных норм различных отраслей, которые применяются в гражданском процессе. Поэтому существуют общие для указанных отраслей права способы реализации имеющихся в их содержании правовых норм.

Одним из таких способов является диспозитивность, то есть волеизъявление участников материального правоотношения на защиту своих прав в гражданском процессе. В ряде случаев специальные способы, входящие в метод трудового права, не совпадают со способами, имеющими общий характер, которые вытекают из содержания гражданского процессуального права. Подобные коллизии должны получать разрешение на основании требований ст. 2, 18 Конституции РФ, предписывающих обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина.

В связи с чем полномочные органы обязаны при возникновении указанных противоречий использовать способы, обеспечивающие защиту прав и интересов работников.

Реализация норм трудового права по правилам гражданского процесса позволяет выделить еще одну особенность метода трудового права.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое право находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Тогда как в ст. 71 Конституции РФ гражданское процессуальное право отнесено к компетенции Российской Федерации. Поэтому общие способы реализации норм трудового права, основанные на правилах гражданского процессуального законодательства, могут появиться исключительно на федеральном уровне.

Хотя материальные нормы могут быть созданы и на региональном, и на местном, и на локальном уровнях. В связи с чем образуется разрыв между материальными нормами трудового права и общими процессуальными способами их реализации. Способы, разработанные на федеральном уровне, далеко не всегда приводят к реализации норм трудового права.

В связи с чем требует корректировки соотношение общих и специальных способов с материальными нормами трудового права. Поскольку работник и работодатель не могут признаваться равноправными величинами, а способы, имеющиеся в гражданском процессуальном праве, построены на равноправии сторон, постольку требуется разработка специального процессуального закона, регламентирующего общие способы реализации норм трудового права.

Такие способы призваны оградить работников от чрезмерных, с точки зрения законодательства, претензий работодателей. Подобным нормативным правовым актом может стать Трудовой процессуальный кодекс РФ (ТПК РФ).

§ 2. Метод трудового права

Понятие трудового права как отрасли и учебной дисциплины требует четкого уяснения не только их предмета, но и метода. Под отраслью трудового права понимается вся система норм тру­дового законодательства, регулирующего специфичным ей мето­дом трудовые и тесно с ними связанные отношения. Поскольку предметом науки и учебной дисциплины является изучение самих норм, их связей, правоотношений сферы трудового права, исто­рии трудового законодательства, как российского, так и зарубеж­ного, то в них применяются разные научные методы: историче­ский, сравнительный и др. Метод же каждой отрасли права, в том числе и трудового, имеет (как и ее предмет) свои особенно­сти, т. е. присущий только ей комплекс способов правового регу­лирования труда. Специфика метода трудового права отличает (вслед за предметом) эту отрасль от других отраслей права.

Методом трудового права называется комплекс следующих шести способов правового регулирования, т. е. воздействия зако­нодателя через нормы права на волю людей, их поведение в тру­де на производстве в нужном для общества направлении:

1) сочетание централизованного и локального (местного) регулирования, нормативного (трудовым законодательством) и договорного. Соотношение ныне изменяется все больше в сто­рону расширения локального и договорного способов, а центра­лизованное нормативное устанавливает минимальный уровень гарантий трудовых прав, который не может снижаться;

2) договорный характер труда и установление его условий. Статья 9 ТК «Регулирование трудовых отношений и иных непо­средственно связанных с ними отношений в договорном поряд­ке» предусматривает, что это регулирование осуществляется пу­тем заключения, изменения, дополнения работниками и работо­дателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров;

3) равноправие сторон трудовых отношений при заключе­нии и расторжении трудовых договоров и подчинение их в про­цессе труда трудовому законодательству и правилам внутреннего трудового распорядка данной организации;

4) участие трудящихся через своих представителей, проф­союзы, трудовые коллективы в правовом регулировании труда (в установлении и применении норм трудового права), контроле за соблюдением трудового законодательства;

5) специфичный способ защиты трудовых прав, сочетающий действие органа трудового коллектива (комиссии по трудовым спорам) с судебной защитой по индивидуальным правам и пари­тетного органа (примирительной комиссии) и третейского (тру­довой арбитраж или посредник) по коллективным трудовым правам, вплоть до забастовки;

6) единство и дифференциация (различие) правового регу­лирования труда. Единство выражается в общих для всех произ­водств на всей территории страны, закрепленных в ст. 2 ТК, принципах правового регулирования труда и в единых для всех работников основных трудовых правах и отражается в общих нормах трудового законодательства (общая норма означает рас­пространение ее на всех работников).

Дифференциация правового регулирования труда (т. е. разли­чие) выражается в специальных нормах, применяемых лишь к определенным работникам, и проводится законодателем, учи­тывающим в нормах права ее основания. Такими основаниями дифференциации, создающей специальные нормы (льготы, ог­раничения, приспособления), являются следующие:

— вредность и тяжесть условий труда;

— климатические условия Крайнего Севера и приравненных

— субъектные основания: физиологические особенности женского организма (его материнская роль), а также социальную роль одинокой матери (одинокого отца), психофизиологические особенности неокрепшего организма и характера подростка, ог­раниченную трудоспособность инвалидов;

— специфика краткой трудовой связи временных и сезон­ных работников, особенность трудовой связи членов производ­ственных кооперативов;

— особенности труда в данной отрасли (отраслевая диффе­ренциация), сочетание труда с обучением;

— специфика содержания труда и ответственный характер труда государственных служащих, судей, прокуроров, специфика -и ответственность труда работников транспортных отраслей, значение и роль труда в руководстве производством руководите­лей организаций.

Специальные нормы дифференциации трудового права — тру­довые льготы (их большая часть), нормы приспособления (в от­раслевой дифференциации) и нормы-изъятия (по специфике трудовой связи) — позволяют с учетом указанных ее оснований для всех работников равно с другими осуществлять основные трудовые их права и обязанности.

В Трудовом кодексе дифференциации трудового права посвя­щен специальный раздел XII «Особенности регулирования труда отдельнйх категорий работников». В ст. 249 гл. 39 «Общие поло­жения» указывается, что «Особенности регулирования тру­да — это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам, либо предусматривающие дополни­тельные правила для отдельных категорий работников», следова­тельно, эти особенности создают специальные нормы-изъятия (у госслужащих, судей и др.) или нормы-льготы (для женщин, несовершеннолетних, инвалидов и др.). В то же время в статье не указаны специальные нормы-приспособления (учет специфи­ки труда, например, в транспортных и других отраслях народно­го хозяйства (отраслевая дифференциация норм).

Надо также учитывать, что ТК в разделе XII указал не всех работников с особенностями правового регулирования их труда. Например, такие особенности предусматривают специальные федеральные законы о государственных служащих, статусе су­дей, Положение о прокуратуре. Дифференциация отражается также в различных видах трудовых договоров, о чем будет сказано далее.

Особенности метода трудового права России

Osobennosti_metoda_trudovogo_prava_Rossii.docx

Дифференциация правового регулирования проявляется в установлении особенностей для отдельных категорий работников. Эти особенности могут повышать уровень трудовых прав и гарантий работников либо устанавливать изъятия из общих правил. К основаниям дифференциации относятся следующие: условия труда (нормальные, вредные, опасные); климатические условия (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, безводные районы); физиологические особенности работников (женщины, инвалиды, несовершеннолетние, беременные женщины); социальное положение работников (наличие несовершеннолетних детей и иных семейных обязанностей, совмещение работы с обучением); специфика трудовой связи (сезонный или временный характер работы, совместительство, работа у работодателя – физического лица и т.п.); характер трудовой деятельности (руководство организацией, государственная служба, творческая деятельность и т. п.). Существует и отраслевая дифференциация условий труда – установление тех или иных особенностей в зависимости от сферы применения труда (отрасли народного хозяйства). В последнее десятилетие наметилась тенденция усиления дифференциации правового регулирования трудовых отношений. В Трудовом кодексе выделен раздел, посвященный регулированию труда отдельных категорий работников, который представляет собой специальную часть трудового права.12

Метод трудового права характеризуется сочетанием императивного и диспозитивного регулирования. С одной стороны, законодатель использует нормы, предписывающие определенное поведение одной или обеим сторонам трудового отношения либо иных отношений, входящих в состав предмета отрасли. С другой стороны, он допускает активность участников соответствующих общественных отношений.13

Рассмотренные приемы установления прав и обязанностей в сфере труда в большей или меньшей степени отражают и особенности правового положения субъектов трудового права, и специфику защиты трудовых прав, поэтому в этом смысле этот способ описания метода отрасли представляется более удачным.

1.3. Самостоятельность метода трудового права

В наличии особых способов реализации имеющихся в данной отрасли норм проявляется самостоятельность метода трудового права, под которым понимается также совокупность способов, призванных обеспечить реализацию норм права в соответствующие им отношения, превращение их в категорию правоотношений. Выделяют следующие основные способы, позволяющие отличить метод трудового права от методов других отраслей права.14

Во-первых, к числу особых способов регулирования отношений, составляющих предмет трудового права, следует отнести сочетание федерального, регионального, местного и локального уровней создания и применения норм данной отрасли. Нормы трудового права могут быть созданы на федеральном, региональном, местном и локальном уровнях и их применение происходит органами федеральной и региональной государственной власти, а также органами местного самоуправления. Однако подавляющее большинство норм трудового права применяется на уровне конкретной организации, то есть на локальном уровне. Процесс применения трудового законодательства на локальном уровне полностью находится под контролем представителей работодателя, которые издают акты по применению норм трудового права. Поэтому локальный уровень применения норм трудового права имеет приоритет перед федеральным, региональным и местным уровнями. В силу чего применение норм трудового права зависит от усмотрения работодателей. Во-вторых, отличительным способом реализации норм трудового права является договорный способ привлечения к труду и определения условий труда с соблюдением действующего трудового законодательства. В отличие от других договоров, например, заключаемых на основании норм гражданского права, содержание договора о привлечении к труду в трудовом праве должно соответствовать требованиям законодательства. При определении условий трудовой деятельности в договорном порядке не может быть нарушен установленный минимум трудовых прав работников. Таким образом, свобода договора, заключаемого на основании норм трудового права, существенно ограничивается содержащимися в них правилами.

В-третьих, характерным способом применения норм трудового права является издание представителями работодателя актов, которые обязательны для подчиненных им работников. Работодатель и работник не могут быть признаны равноправными величинами, так как работник при исполнении определенных функциональных обязанностей, должен подчиняться законным распоряжениям работодателя. В свою очередь, нормы трудового права призваны нивелировать разницу в правовом положении работодателей и работников. В-четвертых, специальным способом реализации норм трудового права следует признать самозащиту работниками своих прав. Отличительной особенностью данного способа является временный выход работника из подчинения работодателю при нарушении им трудовых прав. В-пятых, нормы трудового права реализуются через деятельность специально уполномоченных органов, к числу которых относятся: комиссия по трудовым спорам (КТС)15, примирительная комиссия и трудовой арбитраж; третейский суд и посредники; органы государственного и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства, включая органы федеральной инспекции труда.16 Деятельность перечисленных органов образует особый способ реализации норм трудового права в отношениях, составляющих предмет данной отрасли. В-шестых, особым способом защиты прав и интересов работников является проведение забастовки. Подобного способа в других отраслях права не имеется. В-седьмых, специальным способом реализации норм трудового права является деятельность представителей работников по защите прав и интересов работников. Данное представительство имеет свои особенности, которые отсутствуют в нормах других отраслей права. В-восьмых, отличительной особенностью создания и применения норм трудового права является единство и дифференциация в правовом регулировании отношений, составляющих предмет данной отрасли. При этом общие и специальные нормы образуют особый способ защиты прав и интересов работников.

Реализация норм трудового права по правилам гражданского процесса позволяет выделить еще одну особенность метода трудового права. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое право находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, тогда как в статье 71 Конституции РФ гражданское процессуальное право отнесено к компетенции Российской Федерации, поэтому общие способы реализации норм трудового права, основанные на правилах гражданского процессуального законодательства, могут появиться исключительно на федеральном уровне. В тоже время, материальные нормы могут быть созданы на региональном, местном и локальном уровнях в связи с чем, образуется разрыв между материальными нормами трудового права и общими процессуальными способами их реализации. Способы, разработанные на федеральном уровне, не всегда приводят к реализации норм трудового права, поэтому требует корректировки соотношение общих и специальных способов с материальными нормами трудового права. Поскольку работник и работодатель не могут признаваться равноправными величинами, а способы, имеющиеся в гражданском процессуальном праве, построены на равноправии сторон, то требуется разработка специального процессуального закона, регламентирующего общие способы реализации норм трудового права. Такие способы должны ограждать работников от чрезмерных с точки зрения законодательства претензий работодателей.17

Рассмотренные способы, входящие в метод трудового права, позволяют отличить его от методов других отраслей права. Помимо особенных способов при реализации норм трудового права используются общие для ряда отраслей права способы. Нормы трудового и ряда других отраслей права реализуются по правилам гражданского процессуального права. В нормах гражданского процессуального права имеются общие способы реализации материальных норм различных отраслей, которые применяются в гражданском процессе. Поэтому существуют общие для указанных отраслей права способы реализации имеющихся в их содержании правовых норм. Одним из таких способов является диспозитивность, то есть волеизъявление участников материального правоотношения на защиту своих прав в гражданском процессе. В ряде случаев специальные способы, входящие в метод трудового права, не совпадают со способами, имеющими общий характер, которые вытекают из содержания гражданского процессуального права. Подобные коллизии должны получать разрешение на основании требований Конституции РФ, предписывающих обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина.18 В связи с чем, полномочные органы обязаны при возникновении указанных противоречий использовать способы, обеспечивающие защиту прав и интересов работников.

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. Сочетание императивного и диспозитивного регулирования трудовых отношений

Принцип сочетания государственного и договорного (императивного и диспозитивного) регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, который предполагает наличие двух важных регуляторов указанных отношений, проявляется в сфере действия трудового права в договорах о труде.19

С одной стороны, в правовых нормах, установленных и санкционированных государством посредством Трудового кодекса Российской Федерации, определяются основополагающие правила о статусе участников трудовых отношений (ст. ст. 21, 22), социальном партнерстве в сфере труда (гл. 3-9), трудовом договоре (гл. 10-13), рабочем времени (гл. 15, 16), времени отдыха (гл. 17-19), об оплате и нормировании труда (гл. 20-22), о гарантиях и компенсациях для работников (гл. 23-28), трудовом распорядке и дисциплине труда (гл. 29-30), об охране труда (гл. 33-36), о материальной ответственности сторон трудового договора (гл. 37-39), об особенностях регулирования труда отдельных категорий работников (гл. 40-55), о защите трудовых прав работников (гл. 56-59), разрешении трудовых споров (гл. 60, 61), об ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (гл. 62). Следовательно, на государственном (федеральном) уровне закрепляются определенные трудовые права и гарантии их реализации, условия труда работников.

С другой стороны, в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. При этом источники договорного регулирования отношений, составляющих предмет трудового права, не должны содержать положений, противоречащих императивным нормам, установленным в Трудовом кодексе РФ и иных актах трудового законодательства. В частности, коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.20

Таким образом, на коллективно-договорном уровне условия труда конкретизируются и дополняются, могут повышаться социально-бытовые льготы и гарантии, устанавливаемые в коллективных договорах и соглашениях. Индивидуально-договорное регулирование носит вспомогательный характер и направлено в основном на индивидуализацию и конкретизацию условий трудовых договоров.

В определенных случаях Трудовой кодекс РФ отсылает непосредственно к коллективному договору, требующему согласованного решения социальных партнеров в рамках конкретной организации, или трудовому договору, основанному на соглашении его сторон.

Например, в области заработной платы и нормирования труда даны отсылки к коллективному договору и трудовому договору в следующих статьях Трудового кодекса РФ: 135 «Установление заработной платы», 136 «Порядок, место и сроки выплаты заработной платы», 139 «Исчисление средней заработной платы», 143 «Тарифные системы оплаты труда», 149 «Оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных», 151 «Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зоны обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором», 152 «Оплата сверхурочной работы», 154 «Оплата сверхурочной работы», 158 «Оплата труда при освоении новых производств (продукции)», 159 «Общие положения» (по вопросам нормирования труда).

История развития трудового законодательства – это история поисков наиболее правильного сочетания централизованного и локального (договорного) регулирования трудовых правоотношений (включая условия труда) в интересах субъектов этих отношений. К централизованному законодательству относят нормы трудового права, принимаемые высшими органами государственной власти и управления РФ, субъектов РФ, нормы отраслевые (в рамках отдельных министерств, комитетов и ведомств), а также социально-партнерские соглашения, заключенные на уровне Российской Федерации, субъекта (региона) Федерации, территории, отрасли.

По мнению К.Н. Гусова и В.Н. Толкуновой, такое сочетание заключается в централизованном и локальном, законодательном и договорном регулировании (социально-партнерском, коллективно-договорном и индивидуально-договорном) труда.21. При этом они отмечают, что соотношение метода все больше изменяется в сторону расширения локального и договорного регулирования.

Сегодня сочетание государственного и договорного регулирования (включая коллективно-договорное на уровне организации) в наибольшей степени проявляется в правовом регулировании таких основных условий труда, как продолжительность рабочего времени и времени отдыха (виды рабочего времени, режим рабочего времени труда и отдыха и т.д.), вопросы оплаты труда (установление минимального размера заработной платы, тарифная система, системы оплаты труда, гарантийные и компенсационные выплаты и др.), охрана труда и др.

Законодательное регулирование трудовых отношений, в том числе и условий труда, устанавливает только минимальный уровень гарантий трудовых прав. В локальных нормативных актах этот уровень, не может снижаться ни при каких обстоятельствах, но зато может конкретизироваться и увеличиваться. Так, например, в локальных нормативных актах, принимаемых в установленном порядке, утверждаются графики отпусков, продолжительность которых может быть увеличена; закрепляется возможность обеспечения работников путевками в дома отдыха и санатории; предусматривается улучшение условий труда и т.д.

Повышение роли локального нормативного регулирования позволяет учесть местные (в пределах организации) условия труда и производства. Но в тоже время оно не должно означать полного отказа от государственного регулирования, ибо это приведет к аннулированию гарантий и поставит работающих граждан вне закона. Изменение роли государства в связи с изменением в России экономических отношений не должно привести к полному саморегулированию трудовых отношений. При определении соотношения государственного и локального нормативного регулирования очень важно правильно найти оптимальный механизм установления предела коллективно-договорного регулирования, с тем, чтобы не допустить ухудшения положения работников по сравнению с трудовым законодательством.

Во всех случаях, когда законодательные акты содержат диспозитивные нормы, конкретное решение того или иного вопроса осуществляется договорным путем. На уровне договорного регулирования путем заключения социально-партнерских соглашений, а также коллективных договоров должны определяться отраслевые, региональные, профессиональные и другие особенности трудовых отношений, а также должно обеспечиваться реальное повышение уровня трудовых гарантий работников. Именно локальный (договорный) способ регулирования трудовых отношений в своей основе позволяет в большей степени реализовывать основные принципы трудового права и отвечает современным условиям экономического развития, учитывает многообразие организационно-правовых форм и форм собственности работодателей.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит