Принципы отдельных институтов трудового права, принципы отдельных институтов трудового права

Содержание
  1. 5. Основные принципы трудового права
  2. Принципы трудового права
  3. Понятие принципа трудового права
  4. Классификация принципов трудового права
  5. Виды принципов трудового права
  6. 3.3 О принципах институтов трудового права
  7. Глава IV. Субъекты трудового права
  8. 1.4. Виды субъектов трудового права
  9. Трудовое право
  10. Принципы институтов трудового права
  11. Принципы отдельных институтов трудового права
  12. Принципы институтов российского трудового права собянина мария дмитриевна
  13. Принципы трудового права
  14. Принципы трудового права
  15. Глава 3. основные принципы трудового права
  16. 5. основные принципы трудового права
  17. Принципы трудового права россии
  18. Глава iii. принципы трудового права
  19. Основные принципы правового регулирования труда
  20. Принципы отдельных институтов трудового права
  21. Принципы отдельных правовых институтов трудового права

5. Основные принципы трудового права

Под принципами трудового права следует понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией наемного труда.

Современные принципы трудового права, с одной стороны, отражают сложившуюся систему общественных отношений по организации труда, обусловленную действием объективных экономических законов. С другой стороны, в принципах правового регулирования отношений, связанных с трудом, наиболее ярко должен проявляться гуманистический и демократический характер всей системы права России. С учетом такой диалектической взаимосвязи познание принципов трудового права дает возможность глубже выявить и понять основные закономерности развития общественных отношений по труду в условиях рыночной экономики[2].

Природу норм трудового права выражают многочисленные принципы, относящиеся к различным ступеням правовой иерархии. В связи с этим следует различать межотраслевые, отраслевые принципы права и принципы отдельных институтов трудового права.

В трудовом праве, как и в любой другой отрасли права, межотраслевые принципы действуют, проявляются не целиком, а лишь применительно к особенностям регулируемых нормами этой отрасли права общественных отношений. Например, межотраслевой принцип охраны собственности проявляется через установление обязанности работника бережно относиться к станкам, сырью и иному имуществу, с которым он связан по работе, а также через установление материальной ответственности за виновное причинение вреда этому имуществу. В других отраслях права (гражданском, административном, уголовном) этот принцип, естественно, имеет свои особенности применения.

Отраслевые принципы трудового права выражают общие сущностные свойства норм только данной отрасли права. Таких принципов большинство, и они конкретизируются и проявляются в отдельных институтах и нормах в зависимости от их содержания и целевой направленности.

Принципы трудового права — это исходные начала, основные положения, определяющие единство трудового права, существенные черты его содержания и общую направленность развития данной отрасли права. Они получили закрепление в статье 2 ТК РФ как основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, которые приведены в указанной статье, исходя из общепризнанных принципов, норм международного права и в соответствии с Конституцией.

Первый принцип провозглашает свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию или род деятельности. Данный принцип, закрепленный в статье 2 ТК РФ, соответствует ч. 1 ст. 37 Конституции, провозгласившей свободу труда. В Российской Федерации каждый вправе заниматься любой трудовой деятельностью по своему выбору. Можно трудиться в качестве работника по трудовому договору либо трудиться, являясь членом кооператива, можно выполнять конкретно-определенную работу по договору подряда или иному гражданско-правовому договору, а можно заниматься самыми различными видами индивидуальной трудовой или предпринимательской деятельности и др.

Свобода труда, право каждого распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию несовместимы с принудительным трудом и дискриминацией, запрещенными законом.

В противном случае не может быть и речи о свободе труда и праве на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается. Каждый гражданин (физическое лицо) свободен в своем выборе труда, как и в выборе профессии и рода деятельности. Указанный принцип дополняется гарантиями и воплощается в соответствующих нормах ТК, включая разд. III ТК «Трудовой договор». Свобода труда и свобода трудового договора позволяют его сторонам заключать данный договор на добровольной основе без всякого принуждения. Все, что достигнуто работником и работодателем по соглашению при заключении трудового договора по его существенным условиям, может быть изменено также по их соглашению. Например, изменение трудовой функции (работа по определенной специальности, квалификации или должности), т.е. перевод работника на другую работу, допускается с его согласия и не может производиться работодателем в одностороннем порядке. Данное положение закреплено в ст. 60 ТК РФ, запрещающей требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (например, временный перевод в связи с производственной необходимостью на не обусловленную трудовым договором работу на 1 месяц в порядке, установленном ст. 72 2 ТК РФ). В ч. 1 ст. 72 1 ТК РФ закреплено требование о согласии работника во всех случаях перевода, в том числе при переводе на другую работу в рамках организации. На основе свободы труда работник вправе расторгать трудовой договор по собственному желанию, предупредив работодателя в письменной форме за 2 недели. До истечения предупреждения работник имеет право в любое время отозвать свое заявление (ст. 80 ТК РФ). Трудовой договор может прекращаться по соглашению, достигнутому сторонами договора (п. 1 ст. 77 ТК РФ).

Принцип запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда. Этот принцип трудового права России основан на соответствующем международно-правовом принципе, закрепленном в ряде конвенций МОТ (Конвенция № 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.), Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.), Конвенция № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.)).

ТК РФ (ст. 3 и 4) раскрывает содержание указанного принципа, определяя понятие принудительного труда и дискриминации в сфере труда, а также устанавливая их безусловное запрещение.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности; в качестве воздействия, вызванного неприязненными личными взаимоотношениями.

К принудительному труду ст. 4 ТК РФ относит: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

Вместе с тем принудительный труд не включает в себя работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части; работу, выполняемую вследствие вступившего в силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при соблюдении судебных приговоров.

Следует полагать, что нарушением указанного принципа является чрезмерная эксплуатация наемного труда, которую нужно рассматривать и как проявление принудительного труда, и как проявление дискриминации в сфере труда.

Граждане, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в компетентные органы с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда (ст. 3 ТК РФ).

В новой редакции (Федеральный закон от 30 июня 2006г.) ст. 3 ТК РФ не содержит положения о том, что лица, подвергшиеся дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда. Такое уточнение представляется вполне обоснованным, ибо указанные требования работника при его дискриминации удовлетворяются по закону судом, а не актами инспекции труда.

Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве соответствует закрепленному Конституцией праву на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37). Данный принцип нашел свое выражение в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004)[3], иных нормативных правовых актах, регулирующих квотирование рабочих мест, организацию общественных работ и др. В п. 2 ст. 5 указанного Закона определены направления государственной политики в области занятости, а в ст. 15 этого Закона предусмотрены полномочия органов государственной службы занятости, включая разработку и реализацию целевых программ и государственной политики в области занятости, содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и др.

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда основывается на положениях ст. 37 Конституции, корреспондирующих Международному пакту от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах»[4]. Статья 7 этого Международного пакта определяет право каждого на: 1) справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; 2) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; 3) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни; 4) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации.

В соответствии с Конституцией (ч. 3 ст. 37) устанавливается право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. Эти конституционные положения, обеспечиваемые гарантиями, закрепляются в ТК РФ. В разд. X «Охрана труда» предусмотрены основные направления государственной политики в области охраны труда (ст. 210) и требования охраны труда (гл. 34), в том числе обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда (ст. 212), а также права и гарантии работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. ст. 219, 220), и др. Наряду с общими нормами, распространяемыми на всех работников, действуют также специальные нормы, устанавливающие дополнительные гарантии работникам, работающим во вредных и тяжелых условиях, а также отдельным категориям работников (лицам, не достигшим 18 лет, женщинам, инвалидам и др.).

Право на отдых в Конституции закреплено вместе с его гарантиями. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37). Данный принцип обеспечивается действием ряда норм ТК РФ, регулирующих рабочее время (ст. ст. 91 — 105), время отдыха (ст. ст. 106 — 128).

Особенности условий труда отдельных категорий работников предусмотрены в разд. XII ТК РФ, например: рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств (ст. 329), или продолжительность рабочего времени педагогических работников (ст. 333) и др.

Принцип равенства прав и возможностей работников основывается на принципе, определяемом ст. 19 Конституции, о равенстве всех перед законом и судом. Все работники наделяются равными правами независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

ТК РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ устанавливают работникам права и гарантии на определенном уровне, который не может быть снижен по сравнению с трудовым законодательством ни при каких обстоятельствах. Например, нормальная продолжительность рабочего времени, установленная ст. 91 ТК РФ, не может превышать 40 часов в неделю, как максимальный предел рабочего времени, а ежегодный основной оплачиваемый отпуск, согласно ст. 115 ТК, предоставляется работникам продолжительностью не менее 28 календарных дней. Их изменения могут иметь место, например, если они более благоприятны по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями и будут установлены в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя (см. ст. 41 ТК РФ).

ТК РФ (ст. ст. 5, 7 — 9) не допускается установление каких-либо преимуществ или ограничений трудовых прав работников в зависимости от обстоятельств, не связанных с их деловыми качествами. В ТК РФ предусмотрены определенные правовые последствия в случае нарушения установленных правил (ч. 4 ст. 8, ч. 2 ст. 9).

Принцип обеспечения права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы раскрывается путем уточнения, что «справедливая заработная плата» должна обеспечивать достойную жизнь работника и его семьи и не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Исходной основой данного принципа является ст. 7 Пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» и ч. 3 ст. 37 Конституции, устанавливающая право на вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом МРОТ. Данный принцип находит свое закрепление в нормах ТК РФ: о системе основных государственных гарантий по оплате труда (ст. 130 и др.); о регулировании минимальной заработной платы (ст. 133); о регулировании порядка и сроков выплаты заработной платы (ст. 136); об ограничении ее удержаний (ст. 137) и др. Следует иметь в виду, что положение ч. 1 ст. 133 ТК РФ об установлении минимальной заработной платы не ниже прожиточного минимума трудоспособного человека пока не действует (см. ст. 133). Порядок и сроки введения размера минимальной заработной платы устанавливаются федеральным законом (см. ст. 421 ТК РФ). Соответствующий закон пока не принят.

Справедливость заработной платы должна обеспечиваться также соблюдением условий (критериев) оплаты по труду. Как следует из ст. 132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. При этом запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий труда (см. ст. 132 ТК РФ).

Неисполнение работодателем обязанности выплачивать заработную плату в полном размере в установленные сроки, согласно ч. 2 ст. 22, ст. 56 ТК, влечет материальную ответственность работодателя (см. ст. ст. 236, 237 ТК РФ).

Принцип обеспечения равенства возможностей работников на продвижение по работе, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации основывается на положениях Пакта об экономических, социальных и культурных правах и Конституции (ст. 19) о запрещении дискриминации в сфере труда и равенстве прав и возможностей работников. Данный принцип находит свое развитие в нормах ТК РФ, в том числе в разд. IX ТК РФ (см. ст. ст. 196 — 208).

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов основан на положениях Конвенции МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.) и Конституции (ст. 30), закрепляющей право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Работники и работодатели создают либо вступают в объединения (организации) для защиты интересов и прав своих членов и обеспечения представительства интересов работников либо работодателей, в том числе через систему социального партнерства и путем коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Работники объединяются в профессиональные союзы, которые являются наиболее массовыми организациями работников. Профессиональные союзы и их объединения определены ТК РФ в качестве представителей работников (см. ст. ст. 29 — 31). Иные представители в случаях, установленных ТК РФ, могут избираться работниками и представлять их интересы (см. ст. 31). Интересы работодателей представляют их объединения — некоммерческие организации, а в установленных случаях — иные представители (см. ст. ст. 33, 34).

Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией базируется на положениях Рекомендаций МОТ № 94 «О сотрудничестве на уровне предприятия» (1952 г.); № 129 «О связях на предприятиях» (1967 г.). Данный принцип получил свое развитие в ТК РФ, который предусматривает участие работников в управлении организацией, а также формы такого участия. При этом их перечень не является исчерпывающим. Могут использоваться и иные формы, предусматриваемые законами, соглашениями, коллективным договором, учредительными документами, локальными нормативными актами (см. ст. ст. 52, 53 ТК РФ). Наряду с этим указанный принцип выражается в отдельных статьях ТК, охватывающих социальное партнерство в сфере труда (ст. ст. 27 — 31), принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371) и др. Таким образом, ТК РФ закрепляются как непосредственная форма участия работников, например в общем собрании организации, так и участие работников в управлении организацией через своих представителей.

Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений выражается во многих нормах ТК РФ, посвященных источникам трудового права, социальному партнерству и др. На государственном (федеральном) уровне закрепляются определенные трудовые права и гарантии их реализации. На коллективно-договорном уровне они конкретизируются и дополняются, устанавливаются более благоприятные условия труда, социально-бытовые льготы и другие гарантии, предусматриваемые в коллективных договорах и соглашениях. Индивидуально-договорное регулирование носит вспомогательный характер и направлено в основном на индивидуализацию и конкретизацию условий трудовых договоров. Для отдельных категорий работников трудовой договор является более значимым регулятором, как, например, у руководителя организации (см. гл. 43 ТК РФ), лиц, работающих по совместительству (см. гл. 44 ТК РФ), или работников, работающих у работодателей — физических лиц (см. гл. 48 ТК РФ), и др.

Соотношение государственного и договорного регулирования проявляется и в том, что не допускается установление условий договоров (включая трудовой договор) и соглашений, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если же такие условия включены в конкретный договор, соглашение, трудовой договор, то они не могут применяться (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).

Принцип социального партнерства воплощается в нормах ТК РФ, посвященных социальному партнерству, включающему как взаимодействие между социальными партнерами — работниками и работодателями (их представителями), так и их взаимодействие на основе трехстороннего сотрудничества с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления (см. ст. ст. 23, 45 ТК РФ). Данный принцип закрепляется в нормах разд. II ТК (ст. ст. 23 — 55), других статьях ТК РФ, иных федеральных законах и нормативных правовых актах.

Принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, находит свое осуществление при возмещении вреда, причиненного здоровью работника, на основании Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред. от 22.08.2004)[5]. Порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании установлен ТК РФ (см. ст. 184).

Принцип установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществления государственного надзора и контроля за их соблюдением воплощается в нормах ТК РФ. В разд. XIII определены государственные гарантии защиты трудовых прав работников, их способы и механизмы (ст. ст. 352 — 380), право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры и процедуры их рассмотрения (ст. ст. 381 — 418), меры материальной ответственности работодателя перед работником (ст. ст. 234 — 237) и др. К государственным гарантиям прав работодателей относятся правила регулирования внутреннего трудового распорядка организации (ст. ст. 189, 190) и привлечения работника к дисциплинарной ответственности вплоть до его увольнения (ч. ч. 5, 6, 9 — 11 ст. ст. 81, 192 — 195 и др.), правила о материальной ответственности работника перед работодателем (ст. ст. 238 — 250).

Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту, воплощается в нормах ТК РФ, направленных прежде всего на защиту работника как более экономически и социально слабой стороны трудового договора. Данный принцип закрепляется в праве работника на индивидуальные трудовые споры. Защита трудовых прав осуществляется и путем государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда (см. ст. ст. 353 — 369). ТК РФ гарантирует возможность для работника прибегнуть к самозащите трудовых прав (см. ст. ст. 379, 380). Предусмотрена и коллективная защита прав работников путем разрешения коллективного трудового спора.

Принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку основывается на положениях ч. 4 ст. 37 Конституции о праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Данный принцип нашел свое закрепление в нормах ТК РФ о порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров (ст. ст. 381 — 397) и о порядке разрешения коллективных трудовых споров, включая проведение забастовки как способ разрешения спора (ст. ст. 398 — 418).

Принцип, определяемый как обязанность сторон трудового договора соблюдать условия трудового договора, включая право работодателя требовать от работников выполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, воплощается в нормах ТК РФ. Работник, вступивший в трудовое отношение на основе трудового договора, обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка и бережно относиться к имуществу работодателя, выполнять иные обязанности (ч. 2 ст. 21, ст. 56). Работодатель вправе требовать от работников надлежащего исполнения их обязанностей. В случае виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения работником своих обязанностей работодатель вправе привлекать его к дисциплинарной и (или) материальной ответственности. Работодатель вправе отстранять от работы (не допускать к работе) работника в порядке, установленном ТК РФ (см. ст. 76).

Работник вправе требовать от работодателя выполнения его обязанностей по отношению к нему (работнику), соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. При неисполнении работодателем своих обязанностей работник может обратиться в суд за защитой нарушенного права либо в государственную инспекцию труда, а в установленных случаях он может прибегнуть к самозащите трудовых прав.

Принцип обеспечения права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, получил свое закрепление и развитие в ТК РФ (см. гл. 58), в Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» а также в Федеральном законе от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (в ред. от 10.01.2003)[6]. Профсоюзный (общественный) контроль во всех организациях осуществляют профессиональные союзы, их органы и профсоюзные инспекции труда. Работодатели не вправе препятствовать профсоюзным (правовым и техническим) инспекторам труда при осуществлении ими своих полномочий и в недельный срок с момента получения требования профсоюзов обязаны сообщить профсоюзному органу о принятых мерах (см. комментарий к ст. 370).

Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности основан на положении ч. 1 ст. 21 Конституции о достоинстве личности, охраняемом государством. При этом ничто не может быть основанием для умаления достоинства работника. Данный принцип воплощается в нормах ТК РФ, гарантирующих защиту достоинства работника в период трудовой деятельности. Нормы ТК РФ обеспечивают защиту персональных данных работника (ст. ст. 85 — 90), компенсацию причиненного ему морального вреда (ст. 237) и возмещение материального ущерба в случаях, установленных ТК РФ (см. ст. ст. 234 — 236).

Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников нашел свое закрепление в нормах Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 05.03.2004)[7], других законах и нормативных правовых актах. К их числу относится Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которым устанавливаются правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также определяется порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, установленных этим Федеральным законом.

В ТК РФ предусматриваются гарантии работникам при временной нетрудоспособности (см. ст. 183), гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве либо профессиональном заболевании (см. ст. 184).

[2] См.: Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда // РГ. 1998. 16 дек.

[3] СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915; 1997. № 51. Ст. 5878; 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 18. Ст. 2211; № 29. Ст. 3696; № 47. Ст. 5613; 2000. № 33. Ст. 3348; 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5024; 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 2. Ст. 160; Ст. 167; 2004. № 35. Ст. 3607.

Принципы трудового права

Понятие принципа трудового права

Принципы трудового права — это основополагающие идеи, нашедшие закрепление в законодательстве о труде, определяющие сущность, основные черты, внутреннее единство и развитие трудового права.

Принципы трудового права — это главные правовые основы, общие положения, отражающие действующее трудовое законодательство и главные направления политики государства в сфере труда.

Сложившиеся принципы трудового права, с одной стороны, отражают сложившуюся систему общественных отношений по организации труда, а с другой стороны, в принципах правового регулирования трудовых отношений наиболее ярко должен проявляться гуманистический и демократический характер всей системы права. Поэтому изучение принципов трудового права дает возможность глубже выявить и понять основные закономерности развития общественных отношений по труду, в условиях рыночной экономики.

Современный российский законодатель пошел по пути обязательного закрепления принципов в принимаемых нормативных актах. Но, не смотря на то что Трудовой кодекс содержит статьи, в которых определяются основные начала правового регулирования, следует отличать принцип от правовой нормы. Устанавливая общее правило поведения (правовую норму) на основе руководящей идеи (принципа), законодатель достигает единства нормотворческой деятельности. И следует понимать, что принцип не содержит всех элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции и санкции). С его помощью нельзя напрямую урегулировать конкретные отношения между субъектами права. Но принцип права непременно себя проявит в правовых нормах, которые обязаны соответствовать принципу. Принципы трудового права являются более стабильными категориями, чем нормы трудового законодательства. Но с коренными изменениями в организации труда основные принципы трудового права тоже меняются — одни отмирают, другие появляются, третьи действующие наполняются новым содержанием.

Правовые принципы имеют значение как для правотворческой, так и для правоприменительной деятельности. Руководствуясь принципами, законодатель формулирует отраслевые нормы, вносит изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты. Они помогают глубже уяснить смысл конкретных норм действующего законодательства и определяют тенденции его развития. В соответствии с принципами права осуществляется толкование его норм. Принципы могут быть использованы при обнаружении пробелов в праве, которые не удается заполнить, применяя аналогию закона, в этом случае на помощь приходит аналогия права, предусматривающая в решении основываться на правовые начала — принципы. Естественно, что использовать принципы в аналогии права можно только те, которые законодательно закреплены.

Поэтому принципы — это часть права в объективном смысле, и очень важной в понимании этого значения является ст. 18 Конституции, в которой сказано, что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Основополагающая идея правового регулирования труда становится принципом, если она находит закрепление в законодательстве о труде. Именно в силу этого такая идея может определить основные черты, сущность, внутреннее развитие трудового права. В подтверждение этого положения достаточно сослаться на историю трудового права России. Принципы трудового права, заложенные в КЗоТ РСФСР 1918 г., претерпели существенные изменения в последующих кодексах, особенно в ТК РФ 2001 г. Так, если в КЗоТ РСФСР 1922 г. был закреплен конституционный принцип права на труд, т. с. права на гарантированное получение работы с оплатой ее в соответствии с количеством и качеством труда, то в ТК РФ 2001 г. (ст. 2) он видоизменяется с учетом рынка труда и формулируется законодателем как свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, как право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

Принципы трудового права имеют как теоретическое, так и практическое значение. Зная принципы трудового права, можно прогнозировать развитие теории трудового права, практики его применения, дальнейшее совершенствование действующего законодательства о труде. Более того, в случае обнаружения пробелов и других недостатков в законодательстве о труде решение конкретных трудовых дел возможно на основании соответствующих принципов трудового права.

Классификация принципов трудового права

Обычно для отрасли права, например гражданского, законодатель, юридическая наука формулируют три — пять основных принципов правового регулирования отношений, являющихся предметом этой отрасли. Ранее аналогичный подход имел место в литературе по трудовому праву. После принятия ТК РФ в учебной литературе исследуется 19 принципов трудового права и более. Такое обилие принципов трудового права объясняется тем, что законодатель объединил в ст. 2 ТК РФ международные принципы, закрепленные в Декларации Международной организации труда (далее — МОТ) «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998 г.), конституционные (ст. 19, 24, 30, 37, 46 Конституции РФ), отраслевые и отдельных институтов трудового права. Эти виды принципов целесообразно различать, подчеркивая их конкретизацию по вертикали в зависимости от юридической силы нормативного правового акта: принципы, закрепленные в Декларации МОТ, Конституции РФ и ТК РФ.

Принципы, сформулированные Международной организацией труда

В Декларации МОТ«Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» сформулированы следующие принципы:

  • свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
  • упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
  • действенное запрещение детского труда;
  • недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Конституционные принципы трудового права

В Конституции РФ опосредованы следующие принципы правового регулирования труда:

  • запрещаются любые формы дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19);
  • ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, в том числе работника (ст. 21);
  • сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;
  • каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интс- ресов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30);
  • гарантируется свобода труда (п. 1 ст. 37);
  • запрещен принудительный труд (п. 2 ст. 37);
  • обеспечивается труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37);
  • гарантируется оплата труда (п. 3 ст. 37);
  • право на отдых гарантируется установленной федеральным законом продолжительностью рабочего времени, выходных, праздничных дней и оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (п. 4 ст. 37);
  • обеспечивается право каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту (ст. 46).

В ст. 2 ТК РФ упоминаются межотраслевые принципы правового регулирования трудовых отношений:

  • запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  • обеспечение каждому защиты государством трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
  • обеспечение права на обязательное социальное страхование работников;
  • обеспечение права на охрану здоровья.

Эти принципы характерны не только для трудового права, но и, например, для аграрного. Защита от безработицы — принцип и трудового права, и права социального обеспечения.

Виды принципов трудового права

Анализ действующего законодательства дает основания полагать, что современные принципы трудового права России характеризуются следующими чертами:

  • экономико-политической обусловленностью, поскольку они определяются политикой государства;
  • общностью содержания (гак как принципы выражают сущность не одной, а многих норм права данной отрасли);
  • предметной определенностью, так как они выражают сущность такой системы норм права, которая в качестве предмета регулирования имеет определенный вид общественных отношений (трудовые отношения);
  • государственной нормативностью, поскольку принципы права это руководящие идеи, которые закреплены в нормах права, установленных или санкционированных государством;
  • системностью, так как выражают сущность норм права, взаимосвязанных в рамках определенной системы отрасли права;
  • целенаправленностью, так как они выражают сущность норм права в их динамике (развитии) с целью решения задач отрасли права;
  • стабильностью, ибо принципы действуют в течение длительного периода и отражают качественное состояние системы права, которая не так изменчива, как нормы права.

Все правовые принципы, в том числе и трудового права, классифицируются по сфере их действия в одной, нескольких или всех отраслях права.

Принципы можно подразделить на общеправовые, межотраслевые и отраслевые:

  • общеправовые т. е. свойственные всем отраслям права, в том числе и трудовому (принципы законности (закреплен в ст. 15 Конституции РФ), демократизма, гуманности, равноправия, федерализма, справедливости и др.);
  • межотраслевые т. е. распространяющиеся на несколько отраслей права. Например, принцип свободы труда, свободы договора, равенство сторон договора распространен на отрасли права, которые связаны с трудовыми процессами (трудовое право и гражданское);
  • отраслевые, т. с. отражающие специфику норм конкретной отрасли права. Так, ст. 2 Трудового кодекса РФ закрепляет основные отраслевые принципы трудового права России, ст. 3 и 4 разъясняют отдельные из них на основе норм международного права. Но принципы встречаются и в других статьях Кодекса.

Все отраслевые принципы можно разделить на защитные, общерегулирующего характера и принципы обеспечения прав и свобод в сфере труда.

Нормативно-правовое закрепление принципов трудового права

Принципы современного трудового права России закреплены в ст. 2 ТК РФ. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного нрава и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются :

  • свобода груда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  • запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  • обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  • обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них; обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
  • обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами; обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от
  • работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  • обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

При формулировке каждого основного принципа трудового права следует учитывать, что в нем отражены не только основные субъективные трудовые права и обязанности, но и их юридические гарантии. Под гарантиями понимаются способы и средства, направленные на осуществление, реализацию субъективных прав и обязанностей. И абсолютное большинство норм трудового законодательства направлено именно на обеспечение реализации субъективных трудовых прав и свобод работников и работодателей, т. е. являются их юридическими гарантиями. Поэтому формулировка большинства принципов трудового права начинается со слова обеспечение соответствующего трудового права.

Все трудовое законодательство России нацелено на обеспечение правильной реализации основных трудовых прав и свобод граждан.

Сами эти принципы выводятся из содержания соответствующих статей Конституции РФ, международно-правовых актов о труде, Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ и Трудового кодекса РФ.

Без правового обеспечения установленные законодательством принципы будут носить лишь декларативный характер и не будут действовать.

Защита основных трудовых прав является условием реальной реализации прав в сфере труда, его гарантией.

По содержанию гарантии делятся на социально-экономические условия, отражающие состояние экономики общества, и юридические средства (способы и меры обеспечения). Их разделяют на общие и специальные, общие для всех работников, специальные для отдельных категорий (с вредными, тяжелыми условиями работы и т. п.).

Следует отметить дополнительно положения-принципы о запрете принудительного труда и дискриминации в сфере труда (ст. 3, 4 ТК РФ).

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Принуждение к труду запрещается российским законодательством.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

  • в целях поддержания трудовой дисциплины;
  • в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
  • в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  • в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  • в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

  • нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
  • возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда,
  • в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
  • Принудительный труд не включает в себя:
  • работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе;
  • работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения;
  • работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии), и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения или его части;
  • работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

3.3 О принципах институтов трудового права

В систему принципов трудового права включаются и принципы отдельных его институтов. Они иногда сформулированы в виде конкретной нормы- принципа. Например, принципы социального партнёрства в ст.24 ТК. Или..в ст. 132 ТК РФ содержится принцип-норма, запрещающая какую бы то ни было дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда. Но обычно эти принципы формулируются на основе анализа содержания норм конкретного института. В частности, в институте трудового договора важнейшим является принцип определенности трудовой функции. Он формулируется на основе анализа ряда норм данного института, которые устанавливают, , что работа по определенной специальности, квалификации, должности составляет основное содержание трудового договора между работником и работодателем (ст.56 ТК), что работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 60 ТК). Этот принцип характеризуют и нормы, устанавливающие полномочия работников требовать от работодателя обеспечения работой по обусловленной договором специальности, квалификации, должности. . В силу этого принципа, по общему правилу, не допускается перевод работника на другую работу без его согласия. Или, например, анализ норм о прекращении трудового договора позволяет выявить принцип свободы работника и ограничений работодателя в его расторжении.. В институте рабочего времени и времени отдыха — принцип сохранения среднего заработка за время ежегодного отпуска, закрепленный в ст. 114ТК. В институте трудовой дисциплины может быть выявлен принцип срочности дисциплинарных взысканий (ст. 194 ТК). В каждом институте трудового права имеются свои принципы, выявление и знание которых необходимо как для правильного понимания сущности норм данного института, так и для правильного их применения.

Глава IV. Субъекты трудового права

1. Виды субъектов трудового права

2. Работник как субъект трудового права

3. Работодатель как субъект трудового права

4. Профсоюзы как субъекты трудового права

1.4. Виды субъектов трудового права

Субъекты трудового права — это участники отношений, регулируемых трудовым правом. Эти отношения многочисленны и разнообразны. Центральным среди них является трудовое отношение, то есть отношение наемного труда между работником и работодателем. Субъектами такого отношения, его сторонами выступают работник и работодатель, которые и являются основными субъектами трудового права.

Как уже отмечалось, трудовым отношениям наемного труда часто сопутствуют обслуживающие их иные отношения. Таковы отношения по участию трудящихся в управлении производством, по коллективным переговорам, по заключению и выполнению коллективного договора, по установлению условий труда, по охране труда, по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства, по разрешению коллективных трудовых споров, по участию профсоюзов в регулировании трудовых отношений. Субъекты этих отношений и соответственно субъекты трудового права — это работодатели, их объединения, представители трудящихся, профсоюзы, органы службы занятости, органы контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде и др.

За трудовыми отношениями могут следовать отношения по разрешению трудовых споров. Субъекты этих отношений и соответственно субъекты трудового права — работник, работодатель, органы разрешения трудовых споров.

Таким образом, круг субъектов трудового права довольно широк. Но они играют неодинаковую роль в трудовых отношениях. Главными субъектами трудового права являются стороны трудового отношения — работник и работодатель. Они участвуют не только в трудовом отношении, но и в большинстве других отношений трудового права. К числу важнейших субъектов трудового права следует отнести профсоюзы. В современные трудовые отношения все более проникают элементы социального партнерства; регулирование трудовых отношений в значительной части осуществляется по соглашению сторон, когда от имени трудящихся выступают профсоюзы. Цивилизованную организацию трудовых отношений трудно представить без участия компетентных и ответственных профессиональных союзов. Особо следует сказать о деятельности государства в сфере трудового права. Государство не является стороной трудовых отношений и потому не является субъектом трудового права. Отдельные работники состоят в трудовых отношениях с унитарными предприятиями, государственными учреждениями и организациями, но именно эти предприятия, учреждения и организации, но не государство в целом, выступают в качестве участников трудовых отношений и субъектов трудового права. Роль государства в трудовых отношениях заключается в правовом регулировании труда, в принятии законов и других нормативных актов, регламентирующих трудовые отношения. При всем расширении сферы коллективно-договорного и локального регулирования труда государственное регулирование остается основополагающим, исходным. Государственное регулирование трудовых отношений решает, по крайней мере, три задачи. Во-первых, государство в издаваемых им законах устанавливает минимальный уровень трудовых прав и гарантий работников; в дальнейшем, в локальном регулировании этот уровень может быть повышен, но не понижен. Во-вторых, государство в издаваемых им законах устанавливает процедуру обсуждения и заключения коллективных договоров, т. е. определяет рамки колдоговорного процесса. В-третьих, государство в издаваемых им законах устанавливает порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Таким образом, государство устанавливает рамки регулирования трудовых отношений. В дальнейшем коллективные и индивидуальные трудовые договоры путем соглашения сторон наполняют эти рамки конкретным содержанием. Кроме того, государство через специально созданные органы (инспекции) осуществляет контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства. Но и здесь субъектами трудового права выступают эти инспекции, а не государство в целом. 48

Правовой статус субъектов трудового права определяется:

1) трудовой правосубъектностью;

2) установленными Конституцией РФ и трудовым законодательством основными (статутными) правами и обязанностями.

В теории права имеет место точка зрения, согласно которой в содержание правового статуса наряду с правосубъектностью и основными правами и обязанностями, включаются юридическая ответственность и гарантии прав и обязанностей. Такая позиция отражена и в науке трудового права 49 . Но большинство учёных — трудовиков справедливо полагают, что гарантии и ответственность являются самостоятельными категориями, а включение в содержание правового статуса субъекта едва ли не большей части трудового права снимает вопрос о его защите средствами трудового права. Традиционная трактовка правового статуса как совокупности правосубъектности и основных прав и обязанностей отвечает сложившимся правовым реалиям и не нуждается в расширительном толковании 50 Для того, чтобы быть субъектом права, необходимо и достаточно обладать правосубъктностью и иметь априори набор основных (статутных) прав и обязанностей.

Трудовая правосубъектность представляет собой особое свойство субъектов трудового права, их способность иметь права и обязанности (правоспособность), способствовать своими действиями приобретению прав и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения (дееспособность).

Правосубъектность выступает предпосылкой наделения субъекта трудового права субъективными правами и обязанностями, то есть дает лицам, организациям и органам возможность участвовать в правоотношениях.

Статутные (основные) права и обязанности являются исходными и неотчуждаемыми. Они закреплены Конституцией РФ и законами. Статутные права составляют основу комплекса субъективных, то есть принадлежащих субъекту права, прав и обязанностей. На их основе субъективные права и обязанности устанавливаются в конкретных правоотношениях.

Далее мы остановимся на характеристике наиболее важных субъектов трудового права — работника, работодателя, профсоюзов.

Трудовое право

Принципы институтов трудового права

Характерной особенностью ТК РФ является наличие общих норм не только в главах, которые могут быть отнесены к Общей части отрасли трудового права, но и в главах Особенной части. В связи с этим целесообразно кратко рассмотреть принципы отдельных институтов трудового права.

Данные принципы даны в главах ТК РФ, объединяющих нормы соответствующего института отрасли.

3.1. Принципы института «Социальное партнерство, заключение коллективных договоров и соглашений». Принципы социального партнерства, заключения коллективных договоров и соглашений закреплены в ст. 24 ТК РФ.

К их числу отнесены:

  1. равноправие сторон
  2. уважение и учет интересов сторон
  3. заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях
  4. содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе
  5. соблюдение сторонами и их представителями законодательства
  6. полномочность представителей сторон
  7. свобода выбора вопросов, обсуждаемых при регулировании трудовых отношений
  8. добровольность принятия участниками коллективных переговоров обязательств
  9. реальность принимаемых участниками коллективных переговоров обязательств
  10. обязательность выполнения условий коллективных договоров и соглашений
  11. контроль за выполнением условий коллективных договоров и соглашений
  12. ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений

Данные принципы следует соблюдать при ведении коллективных переговоров, заключении коллективных договоров и соглашений.

3.2. Принципы института «Занятость и трудоустройство». Принципы института «3анятость и трудоустройство» перечислены в ст. 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

К их числу относятся:

  1. равенство прав граждан на добровольный труд и свободный выбор вида занятости
  2. развитие трудовых ресурсов, предупреждение массовой и длительной (более одного года) безработицы
  3. поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан
  4. обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер по защите прав граждан в области занятости, нуждающихся в особой социальной защите
  5. сочетание централизованных, региональных, местных мероприятий по обеспечению занятости
  6. поощрение работодателей, создающих новые рабочие места

Перечисленным принципам должны соответствовать нормы института «Занятость и трудоустройство».

3.3. Принципы института «Трудовой договор». Принципы института «Трудовой договор» перечислены в главе 10 ТК РФ, в которой помещены общие нормы названного института.

К их числу отнесены:

  1. определение прав и обязанностей работника и работодателя путем добровольного волеизъявления, выраженного в трудовом договоре
  2. недопустимость включения в трудовой договор условий, ухудшающих положение работника по сравнению с законодательством и иными правовыми актами
  3. заключение срочных трудовых договоров в строго определенных федеральным законом случаях
  4. запрещение требовать выполнения работы, не обусловленной трудовым договором
  5. обязанность работодателя выдать работнику трудовую книжку и копии документов, связанных с работой
  6. право работников требовать трудовую книжку и копии других документов, связанных с трудовой деятельностью
  7. защита персональных данных работника

Перечисленным принципам должны соответствовать нормы института «Трудовой договор».

3.4. Принципы института «Рабочее время». Принципы института «Рабочее время» даны в главе 15 ТК РФ, в которой помещены общие нормы данного института. К их числу относятся:

  1. обязанность работодателя вести учет рабочего времени
  2. право работников требовать учета всего отработанного времени
  3. установление максимально возможной продолжительности рабочего времени
  4. определение случаев работы за рамками нормальной продолжительности рабочего времени

Названным принципам должны соответствовать остальные нормы института «Рабочее время».

3.5. Принципы института «Время отдыха». Общие нормы института «Время отдыха» помещены в главе 17 ТК РФ. Из этих норм выделяются следующие принципы данного института:

  1. право работников на освобождение от работы и предоставление времени отдыха в установленных законодательством и иных случаях
  2. обязанность работодателя предоставить работнику установленное законодательством время отдыха
  3. установление в законодательстве минимальной продолжительности времени отдыха
  4. возможность увеличения продолжительности времени отдыха с целью улучшения положения работников по сравнению с законодательством о времени отдыха

Перечисленным принципам должны соответствовать остальные нормы института.

3.6. Принципы института «Оплата и нормирование труда». Принципы института «Оплата и нормирование труда» вытекают из содержания главы 20 ТК РФ, в которой помещены общие нормы рассматриваемого института. К числу таких принципов относятся:

  1. установление обязательного для всех работодателей минимального размера оплаты труда
  2. установление обязательного для работодателей бюджетной сферы минимального размера тарифной ставки (оклада)
  3. обеспечение повышения реального уровня заработной платы
  4. ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы работников по распоряжению работодателей, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы
  5. ограничение оплаты труда в натуральной форме
  6. обеспечение получения работником заработной платы в случае неплатежеспособности работодателя
  7. установление обязательных для исполнения сроков выплаты заработной платы
  8. возможность улучшения положения работников в области оплаты труда путем заключения договоров о труде

Перечисленным принципам должны соответствовать другие нормы института «Оплата и нормирование труда».

Принципы отдельных институтов трудового права

Принципы трудового права, заложенные в КЗоТ РСФСР 1918 г., претерпели существенные изменения в последующих кодексах, особенно в ТК РФ 2001 г. Так, если в КЗоТ РСФСР 1922 г. был закреплен конституционный принцип права на труд, т. с. права на гарантированное получение работы с оплатой ее в соответствии с количеством и качеством труда, то в ТК РФ 2001 г. (ст. 2) он видоизменяется с учетом рынка труда и формулируется законодателем как свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, как право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности. Принципы трудового права имеют как теоретическое, так и практическое значение. Зная принципы трудового права, можно прогнозировать развитие теории трудового права, практики его применения, дальнейшее совершенствование действующего законодательства о труде.

Принципы институтов российского трудового права собянина мария дмитриевна

Принципы трудового права

  • экономико-политическая обусловленность, поскольку принципы определяются политикой государства;
  • общность содержания, т.к.

Принципы трудового права

  • работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

К принудительному труду Кодекс относит: нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплату ее не в полном размере; требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни и здоровью работника. Указанные нарушения действительно являются грубыми и недопустимыми, однако к принудительному труду, главным признаком которого является отсутствие добровольного согласия на выполнение работы, не имеют никакого отношения.

Глава 3. основные принципы трудового права

Как известно, такой подход существовал в советский период и нередко приводил к необоснованным репрессиям и полностью противоречил демократическим нормам и принципам. Действующей Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться, поэтому незанятость граждан не может служить основанием для привлечения к ответственности. Возможность трудиться свободно гарантируется запрещением принудительного труда.
Согласно ст. 4 ТК РФ принудительным трудом считается выполнение работы под угрозой какого-либо наказания, в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке и т.д. Одним из существенных признаков принудительного труда согласно Конвенции МОТ N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.) выступает отсутствие добровольного согласия работника на выполнение той или иной работы.

5. основные принципы трудового права

  • работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  • обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

При формулировке каждого основного принципа трудового права следует учитывать, что в нем отражены не только основные субъективные трудовые права и обязанности, но и их юридические гарантии.

Принципы трудового права россии

  • обеспечение права работников на участие в управлении организацией;
  • социальное партнерство;
  • обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
  • обеспечение права каждого на защиту его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
  • обеспечение права на разрешение трудовых споров, а также права на забастовку;
  • обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  • обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Многие принципы, предусмотренные ст. 2 ТК РФ, дублируют права работников, перечисленные в ст. 21 Кодекса.

Глава iii. принципы трудового права

Понятие и значение принципов российского трудового права

  • Общая характеристика принципов трудового права
  • Понятие и значение принципов российского трудового права Принципы трудового права — это закрепленные действующим законодательством основополагающие руководящие начала, которые выражают сущность его норм. При функционировании системы трудового права действует иерархия принципов, включающая в себя общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы, а также принципы отдельных институтов отрасли. Общеправовые принципы положены в основу правовой системы в целом.

    К их числу относятся: принцип гуманизма, равноправия, социальной справедливости и др. Межотраслевые принципы являются общими для нескольких отраслей права, к числу которых относятся: принцип свободы договора, охраны собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

    Основные принципы правового регулирования труда

    Конституции РФ), демократизма, гуманности, равноправия, федерализма, справедливости и др.);

    • межотраслевые т. е. распространяющиеся на несколько отраслей права. Например, принцип свободы труда, свободы договора, равенство сторон договора распространен на отрасли права, которые связаны с трудовыми процессами (трудовое право и гражданское);
    • отраслевые, т. с. отражающие специфику норм конкретной отрасли права. Так, ст. 2 Трудового кодекса РФ закрепляет основные отраслевые принципы трудового права России, ст.

    3 и 4 разъясняют отдельные из них на основе норм международного права. Но принципы встречаются и в других статьях Кодекса.

    Все отраслевые принципы можно разделить на защитные, общерегулирующего характера и принципы обеспечения прав и свобод в сфере труда.

    Принципы отдельных институтов трудового права

    Под гарантиями понимаются способы и средства, направленные на осуществление, реализацию субъективных прав и обязанностей. И абсолютное большинство норм трудового законодательства направлено именно на обеспечение реализации субъективных трудовых прав и свобод работников и работодателей, т. е. являются их юридическими гарантиями. Поэтому формулировка большинства принципов трудового права начинается со слова обеспечение соответствующего трудового права.

    Принципы отдельных правовых институтов трудового права

    В целях изучения принципов необходимо их классифицировать, т.е. разделить на группы в зависимости от определенного основания. По сфере действия (распространения) принципы трудового права представляют собой следующую структуру: • общеправовые принципы; • межотраслевые принципы; • отраслевые принципы; • принципы отдельных институтов. Общеправовые (общие) принципы права – это общеобязательные исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей значимостью, высшей императивностью и нормативностью, определяющие содержание правового регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности участников регулируемых правом отношений[4].
    Таким образом, общеправовые принципы действуют во всей правовой системе в целом, распространяя свое влияние на все отрасли права, в том числе и на трудовое право.
    Современный российский законодатель пошел по пути обязательного закрепления принципов в принимаемых нормативных актах. Но, не смотря на то что Трудовой кодекс содержит статьи, в которых определяются основные начала правового регулирования, следует отличать принцип от правовой нормы. Устанавливая общее правило поведения (правовую норму) на основе руководящей идеи (принципа), законодатель достигает единства нормотворческой деятельности.
    И следует понимать, что принцип не содержит всех элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции и санкции). С его помощью нельзя напрямую урегулировать конкретные отношения между субъектами права. Но принцип права непременно себя проявит в правовых нормах, которые обязаны соответствовать принципу. Принципы трудового права являются более стабильными категориями, чем нормы трудового законодательства.

    Похожих постов не найдено

    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит