Рабочее время, рабочее время режимы труда отдыха

Содержание
  1. Рабочее время
  2. Продолжительность рабочего времени
  3. Соблюдение режима труда и отдыха водителей. Положение о рабочем времени водителя
  4. Учет рабочего времени
  5. Рабочее время водителя
  6. То, что нужно знать
  7. Подробнее о ежедневном и суммированном учете
  8. Продолжительность
  9. Исключения
  10. Разделение рабочего времени
  11. Про ненормированный график
  12. Как долго можно находиться за рулем
  13. Случаи с увеличением времени
  14. Специальные перерывы
  15. Нормативы отдыха
  16. Безопасность водителя и личные качества профессионала
  17. Режимы рабочего времени труда и отдыха
  18. 3. Виды режима труда и отдыха.
  19. Рабочее время. Режимы труда и отдыха

Рабочее время

Рабочее время
Продолжительность и режим рабочего времени
* Ненормированный рабочий день
* Сверхурочная работа
* Работа в ночное время
* Сменная работа
* Неполное рабочее время
* Рабочее время женщин и лиц с семейными обязанностями
* Работа вахтовым методом
* Гибкий график работы
* Время отдыха
* Работа в выходные и праздничные дни
* Табель учета рабочего времени
* Отгул или прогул? Тонкости оформления

Продолжительность рабочего времени

• специальные перерывы для обогревания работающих в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также перерывы для отдыха работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах (ч. 2 ст. 109 ТК РФ);
• перерывы для отдыха и приема пищи в случаях, когда по условиям производства работник не может оставить рабочее место;
• перерывы для кормления ребенка возраста до 1,5 лет, предоставляемые работающим женщинам (ст. 258 ТК РФ);
• простой (временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера).

Режим рабочего времени должен предусматривать

• продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику);
• работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников;
• продолжительность ежедневной работы (смены);
• время начала и окончания работы;
• время перерывов в работе;
• число смен в сутки;
• чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Современное трудовое право РФ устанавливает несколько возможных режимов рабочего времени.
Выбор, какой конкретно режим с учетом производственных и социальных факторов будет установлен на том или ином предприятии и в отношении того или иного работника, принадлежит работодателю и работнику.
В отношении работника может действовать:
режим ненормированного рабочего времени;
режим гибкого рабочего времени;
режим сменной работы;
режим суммированного учета рабочего времени;
режим разделения рабочего дня на части
Виды режимов работы c учетом производственных и социальных факторов ТК РФ позволяет работодателю:

• устанавливать по соглашению с работником режим гибкого рабочего времени (ст. 102 ТК РФ), когда время начала и окончания работы определяется соглашением сторон с отработкой работником суммарного количества рабочих часов в течение дня, месяца или другого учетного периода;
• использовать режим работы в две, три, четыре смены (ст. 103 ТК РФ);
• делить рабочий день на части, если интенсивность труда в течение дня неодинакова (ст. 105 ТК РФ).

Используя режим работы с разделенным рабочим днем, работодатель должен установить это условие в локальном нормативном акте и в трудовом договоре с работником. Если условие о разделении рабочего дня на части при приеме работника на работу не было установлено, введение такого режима является существенным изменением условий труда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ).
Обязанностью работодателя является соблюдение при любом режиме рабочего времени установленной трудовым законодательством нормы продолжительности рабочего времени. Превышение нормы рабочего времени недопустимо .

Время отдыха

• перерывы в течение рабочего дня (смены);
• ежедневный (между сменный) отдых;
• выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
• нерабочие праздничные дни;
• ежегодный оплачиваемый отпуск.

В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается (ст. 108 ТК РФ).
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.
На отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда (ст. 109 ТК РФ). Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации. Работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников.
В продолжительность рабочего времени не должно включаться время подготовки к работе, время после окончания работы, перерывы для отдыха и питания. Организация рабочего времени, порядок чередования времени работы и отдыха в пределах суток, недели, месяца, года определяются локальными актами работодателя (правилами внутреннего распорядка, графиками сменности и др.), которые принимаются работодателем с учетом мнения органа, представляющего интересы работников (cт. 190, 372 ТК РФ).
Вместе с тем в повседневной жизни нередко приходится сталкиваться с нарушениями права на отдых работников, работающих по трудовому договору.
Наиболее распространенными нарушениями норм трудового законодательства , регулирующих рабочее время и время отдыха, являются:
• отсутствие в организациях правил внутреннего трудового распорядка, графиков сменности, графиков отпусков;
• непредоставление работникам ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд и дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
• замена денежной компенсацией неиспользованного работником отпуска;
• невыплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в нарушение требований Трудового кодекса РФ;
• привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни без письменного согласия и медицинских рекомендаций женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет;
• не предоставление перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком по желанию женщин ежегодного оплачиваемого отпуска независимо от стажа работы в организации.

Соблюдение режима труда и отдыха водителей. Положение о рабочем времени водителя

Положение, касающееся режима труда и отдыха водителей – это очень важный аспект трудовой деятельности людей, которые связаны с транспортными средствами. О нем сказано многое. Каждый водитель имеет свой индивидуальный график работы. И он обязательно определяется специальным регламентом. Что ж, тема важная и интересная, так что её обязательно следует рассмотреть более подробно.

Учет рабочего времени

Итак, первое, что касается режима труда и отдыха водителей – это учет рабочего времени. Существует всего два вида. Первый – это ежедневный учет. То есть высчитывается длительность каждого дня. И она должна находиться в пределах, которые установлены законодательством.

А второй – суммированный. Здесь всё немного иначе. Длительность дней, которые отрабатывает водитель, может отличаться. Бывают и длинные смены, которые в нормативы просто не могут уложиться. Однако, несмотря на это, количество отработанных за месяц часов норму превышать не должно ни в коем случае.

Рабочее время водителя

Оно состоит из нескольких так называемых периодов. Первый – это время, в течение которого человек управляет транспортным средством. Второй – количество часов, которые отводятся на специальные перерывы, предназначенные для передышки. Нет ничего важнее режима труда и отдыха водителей. Это тот аспект, который действительно нужно соблюдать. Передышки необходимо делать во время пути и обязательно на конечных пунктах.

Ещё выделяется так называемое подготовительно-заключительное время, которое необходимо для выполнения работ перед выездом и после возвращения. Медицинский осмотр – еще один важный момент. Водитель должен находиться в нормальном состоянии перед тем, как осуществить рейс.

Время стоянки, процесс погрузки грузов и её разгрузки, посадка и высадка пассажиров – это также часть работы. Простои – неприятное явление, отнимающее отнюдь не лишние минуты (а порой даже часы), но оно тоже нередко входит в рабочий день водителя. Порой по пути в автомобиле возникают какие-то неисправности. В обязанности водителя входит процесс по их устранению, или хотя бы осуществление шагов, которые могли бы поспособствовать этому.

Охрана груза и непосредственно автомобиля – также часть работы человека, занимающегося перевозками и транспортировками. Более того, он обязан находиться на своем рабочем месте (то есть в или рядом с транспортным средством) даже в тот момент, когда ТС не находится в движении. В общем, как можно видеть, список довольно внушительный. Да и работа не из легких и не из безопасных. Потому водителю очень важно вовремя делать перерывы и поддерживать бодрое состояние.

То, что нужно знать

Кое-что стоит уточнить, обсуждая особенности режима труда и отдыха водителей. К примеру, если у человека рабочий день длится 8 часов, то в это время должно войти всё вышеперечисленное. То есть медицинские осмотры (перед и после рейса), перерывы и т.д. Бывает, что организации предлагают водителю отдыхать за счет сокращения времени, отведенного на обед. Так быть не должно – это не правильно.

Еще важно знать, что время, уходящее на охрану груза, не всегда засчитывается полностью. Но необходимо, чтобы водителю заплатили как минимум за 30%. Допустим, у водителя рабочий день длится 8 часов. Из них он три часа охраняет груз, находясь на стоянке. Фирма засчитывает время как полностью, так и на 30%. Если будет сделано так, как описано в последнем примере, то из 3 часов охраны в рабочий день включится лишь один. Таким образом общая продолжительность рабочего времени составит десять часов.

Подробнее о ежедневном и суммированном учете

Эту тему стоит обсудить более подробно. Итак, если фирма ведет ежедневный учет, то водитель автомобиля в неделю отрабатывает стандартные сорок часов. И если он выходит на смену 5 раз за неделю, то длительность каждого дня не может составить более 8 ч. Когда водитель работает по шестидневке, то каждая его смена составляет максимум семь часов.

Суммированный учет считается намного более мудреной схемой. В этом случае фирма рассчитывает отработанное водителем время за целый месяц, а не за отдельный день. А иногда – и вовсе за сезон! Это в тех случаях, если по условиям работы ежедневная норма просто не может быть выполнена. Ярким примером может считаться летне-осенний период. Обычно вышеописанная ситуация складывается в связи с обслуживанием сезонных работ. Так что водитель автомобиля может попасть даже под 6-месячный учетный период.

Продолжительность

Это ещё один немаловажный нюанс, касающийся такой темы, как режим труда и отдыха водителей. Продолжительность времени, проводимого человеком за рулем, не должна превышать установленной нормы.

К примеру, на протяжении календарного месяца, который состоит из 31 дня, водитель работает 23. В таком случае он не должен проводить за рулем больше 184 часов. Причем в это время включается отдых, медосмотры, охрана грузов, высадка и посадка пассажиров и т.д.

Исключения

Бывают и отдельные ситуации. В некоторых случаях длительность рабочего дня можно увеличить до 12 часов. Это – ситуации, когда водитель-дальнобойщик осуществляет междугородную перевозку. Тогда он вынужден двигаться дальше – чтобы добраться до места, в котором у него получится отдохнуть.

Еще такие исключения действуют для тех автомобилистов, которые работают на пригородных или же городских маршрутах. Также такое рабочее время может быть установлено водителям, которые выполняют перевозки для организаций коммунальных служб, например, для больниц, клиник и лечебниц, для аварийных служб, телеграфной и почтовой связи и т.д. Это допускается еще тогда, когда человек осуществляет транспортировку груза особой важности (для органов местного самоуправления, например). Подобные условия могут быть предоставлены перевозчикам, работающим на аварийно-спасательных, пожарных и инкассаторских ТС.

Разделение рабочего времени

Водитель-дальнобойщик также имеет право на разделение рабочего времени. Такая возможность предоставляется тем людям, которые осуществляют регулярные городские, пригородные и междугородные автобусные маршруты. Перерыв в данных случаях назначается не позднее, чем спустя 5 часов после того, как началось рабочее время. Отдых, в свою очередь, длится максимум три часа. В данный перерыв не включаются часы, отведенные на питание. Так выглядит режим работы водителя по тахографу: четыре часа – на управление автобусом, два – на перерыв, столько же – на обед, и снова четыре на то, чтобы проехать маршрут. Что же получается? Реальное рабочее время в данном случае составит 8 часов. По факту – 12.

Про ненормированный график

А ещё бывает ненормированное рабочее время. Оно доступно тем людям, которые управляют легковыми машинами (за исключением такси). Также на таких условиях имеют возможность работать водители, занятые транспортировкой ученых на экспедиции. Изыскательная и топографо-геодезическая деятельность также разрешает работать по ненормированному графику. А решение касательно того, каким будет трудовой день водителя, принимает непосредственно работодатель. Только он должен принимать во внимание еще и мнение работников фирмы, компании или его организации. Они также должны быть согласны с ненормированным графиком. Здесь есть своя особенность. Дело в том, что ненормированный рабочий день может быть любой длительности. Но общее количество часов в неделю никогда не превышает отметки в 40. Допустим, если водитель провел в пути 20 часов (допустим, осуществлял длительный междугородний рейс), то ему можно осуществить ещё раз этот рейс и всё – остальные дни недели отводятся на выходные.

Как долго можно находиться за рулем

Продолжительность смены устанавливается (в обязательном порядке), исходя из того, сколько обычно длится рабочая неделя. Дни еженедельного отдыха обязательно предоставляются человеку. Таковы общие основания и положения. Это – законный отдых водителя.

Что ж, но даже при ненормированном графике количество часов, которые человек может провести за рулем, не должно превышать девяти. Более того, если профессионал работает в тяжелых условиях (допустим, везет людей по горной местности, перевозит тяжелые, крупногабаритные грузы или же осуществляет транспортировку на автобусе, длина которого более 9,5 метров), то он может находиться у баранки только 8 часов.

Случаи с увеличением времени

Есть еще две особенные ситуации. Только в них время, напротив, можно увеличить. До десяти часов, например. Но только в том случае, если за две недели у человека будет не больше 90 ч, проведенных за рулем.

Итак, исходя из всего вышесказанного, можно было понять, что самый тяжелый график водителей у тех специалистов, которые управляют пригородными и городскими автобусами. Для них верхний предел, касающийся количества часов, проведенных за рулем, не установлен. Иногда даже бывает так, что при рабочем дне, который длится половину суток, человек находится в движении целых 11 часов.

Важно знать, что если водитель осуществляет длительный рейс (допустим, из города Сочи до Севастополя – время поездки занимает приблизительно 17-20 часов), то у него обязательно должен быть сменщик. Он также находится в автобусе и, когда приходит время, заменяет напарника.

Специальные перерывы

Каждый водитель (кат. С, В, D и т.д.) имеет право на так называемые особые перерывы. Они хороши тем, что включаются в рабочее время человека. Такие перерывы предоставляют всем автомобилистам, работающим на междугородних маршрутах. Эти перевозки требуют особой выдержки, терпения, так что водителей поощряют 15-минутными перерывами. Первый такой кратковременный отдых можно совершить спустя четыре часа поездки. А затем – каждые два.

В общем, то, как выглядит режим рабочего времени водителя, понятно, но что же со временем на отдых? Это – отдельная тема. Оно состоит тоже из нескольких “периодов”. Первый – это обед (перерыв, уходящий на отдых и питание). Второй – ежедневный. Так называемый “отдых между сменами”. И, наконец, еженедельный. Его именуют еще непрерывным. Иными словами говоря – традиционный выходной. Только длится он у водителей дольше, поскольку работа требует слишком много сил и терпения.

Нормативы отдыха

Время, уходящее на расслабление водителя, также нормируется. Итак, на питание закон выделяет как минимум полчаса и как максимум – два часа. В случае если длительность рабочего времени составляет более 8 ч, то тогда человеку предоставляется 2 перерыва на питание. Но суммарная длительность остается прежней – максимум 2 ч.

Что касательно междусменного отдыха? Здесь все просто – он длится в два раза больше, чем непосредственно смена. К примеру, человек работает с восьми утра и до 17:00 (включен перерыв на обед в 1 ч). Тогда между сменами водитель отдыхает 15 часов. Таким образом, его следующий рабочий день будет начинаться в 8 утра, как минимум.

Но бывают и исключения, в которых междусменный отдых сокращается. Например, 9 часов водителю дается в том случае, если он работает на пригородном или городском маршруте. Но когда он закончит вторую смену, то обязательно должен получить как минимум двое суток отдыха.

11 часов перерыва дается автомобилисту, если он работает на междугородном маршруте.

Безопасность водителя и личные качества профессионала

Это очень важные аспекты. Автомобиль, который является для водителя рабочим местом, должен соответствовать всем требованиям безопасности. Подушки безопасности, ремни, приборы освещения, датчики сближения, зеркала заднего вида – транспортное средство должно быть оборудовано всем необходимым. Поскольку от того, насколько высок уровень безопасности для водителя, зависит и то, насколько хороша будет его связь с дорогой и, соответственно, сохранность пассажиров и груза. Автомобилист должен находиться в комфорте и безопасности – это главное условие.

Стоит отметить, что не каждый человек способен стать водителем. И речь сейчас идет не столько о наличии прав определенной категории, сколько о личностных качествах человека. Водитель – это в первую очередь физически и морально выносливая личность. Пробки, простои, не всегда доброжелательные попутчики (иногда очень надоедливые и капризные), дорожный контроль – всё это вытерпеть нелегко. Если мы, простые граждане, застряв в утренней пробке на полчаса, начинаем нервничать, то можно представить, какой ежедневный стресс испытывает водитель маршруток или, чего хуже, междугородних автобусов.

Человек должен быть готов не спать длительное количество времени; уметь максимально отдохнуть за предоставленное ему время, быть внимательным, сконцентрированным, терпеливым. Это те качества, без которых невозможно стать водителем междугородних автобусов или же дальнобойщиком. Работа этих людей тяжела и непредсказуема. Важно, чтобы государство предоставляло им достойную оплату и достаточное количество времени на отдых. А люди были терпеливыми и понимающими.

Режимы рабочего времени труда и отдыха

Рабочим временем считается период, в течение которого работник должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии с графиком работ либо условиями трудового договора или контракта. Рабочий день представляет собой установленную продолжительность работы в течение суток в часах. Бюджетом рабочего времени называется фонд времени, расходуемый на производственные, личные и общественные нужды. Бюджет рабочего времени подразделяется на время, отработанное на предприятии, и время, не использованное для работы. составляется,как правило, на год или квартал

При составлении бюджета рабочего времени используют следующие данные: кол-во календарных рабочих и нерабочих дней, количество дней отсутствия на работе в среднем на одного работника, нормальную и среднюю продолжительность рабочего дня. Календарный фонд рабочего времени складывается из отработанного времени, времени неявок на работу в связи с болезнью, выполнением государственных и общественных обязанностей, неявок, разрешенных законом, времени целодневных и целосменных простоев, прочих потерь.

Календарный фонд рабочего времени в расчете на одного среднесписочного работника определяется по формуле

гдеДр-число рабочих дней в году, Р н ср – среднегодовая номинальная продолжительность рабочего дня, ч.

Среднегодовая номинальная продолжительность рабочего дня

где Дк, Дв, Дп, Дппчисло дней в году — календарных, выходных,праздничных и предпраздничных с сокращенной продолжительностью работы соответственно.Р н см , Р пп см– продолжительность рабочего дня номинальная и в предпраздничные дни соответственно.

Номинальный фонд рабочего времени Фн представляет собой установленную законом продолжительность работы одного среднесписочного работника в течение учетного периода

где Д ср отппродолжительность отпуска в среднем на одного исполнителя. п

Σ (Д i отп Ч i отп)

1

где Д i отп – продолжительность отпуска i – ой группы работников, рабочие дни, Ч i отп – численность i – ой группы работников, имеющей отпуск одинаковой продолжительности, человек, Ч – общая численность работников, человек.

Эффективный фонд рабочего времени представляет собой время нахождения работников на предприятии для выполнения возложенных на них функций и определяется по формуле

где Д ср р – среднее число дней работы в расчете на одного исполнителя. Определяется как разница между числом рабочих дней в году Др и числом дней отсутствия на работе по всем причинам До, Рсрсредняя продолжительность рабочего дня с учетомработников, для которых предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени

Σ (Р j ср Ч j )

1

Ч

гдеР j српродолжительность рабочего дня дляj– ой группы работников, ч, Ч j – численность работников j– ой группы, имеющих сокращенную продолжительность рабочего дня, человек.

35 Классифицировать затраты рабочего времени можно по отношению к исполнителю, оборудованию и производственному процессу. Рабочее время подразделяют на две основные группы: время работы и время перерывов.

1.Нормирование труда. Классификация затрат рабочего времени. Методы изучения использования рабочего времени.

Производственный процесс можно рассматривать как процесс увеличения затрат времени на изготовляемую продукцию. В связи с этим первый вопрос, который встает при организации труда, состоит в определении того, какие затраты времени являются необходимыми и должны включаться в норму. Важно также определить эффективность использования фондов времени работников и оборудования. Эти вопросы решаются, исходя из классификации рабочего времени. Классифицировать затраты рабочего времени можно по отношению к исполнителю, оборудованию и производственному процессу. (Единая классификация затрат рабочего времени представлена на рис.4.1.)

Рабочее время подразделяют на две основные группы: время работы и время перерывов.

Временем работы называют период, в течение которого исполнитель или группа исполнителей производит действия, связанные с выполнением работы. Время работы подразделяется на продуктивное и непродуктивное.

Продуктивное время – это время, затрачиваемое на подготовку, выполнение и завершение производственного задания. Продуктивное рабочее время классифицируется на следующие категории: подготовительно – заключительное, оперативное и время обслуживания рабочего места.

Подготовительно – заключительным время, на подготовку к выполнению заданной работы и на действия, связанные с ее окончанием. Это время, на получение задания, наряда, технической документации, чертежей и ознакомление с ними, получение материала, сдачу готовой продукции. Особенностью времени не требуется для каждой выполняемой операции, не зависит от объема заданной работы и устанавливается на всю работу, партию деталей или серию изделий.

Оперативным называют время, затрачиваемое на непосредственное выполнение заданной операции, оно требуется для каждой выполняемой операции и подразделяется на основное и вспомогательное.

Основное время – это время, затрачиваемое на качественное или количественное изменение предмета труда (его размеров, свойств, формы) или его положения в пространстве и на активное наблюдение за ходом производственного процесса. В течение этого времени осуществляется основная цель технологического процесса, обусловленная для данного рабочего места производственным заданием.

Вспомогательное время – это время, затрачиваемое на выполнение основной работы (на установку, крепление, раскрепление, перестановку, снятие обрабатываемого изделия или инструмента, обмер деталей, перемещение их в процессе изготовления в пределах рабочей зоны и контроля за качеством изготовляемой продукции и т.д.).

В зависимости от характера участия исполнителя в процессе производства основное и вспомогательное время может быть ручным, машинно – ручным и временем наблюдения за работой оборудования.

Нормирование труда – это установление необходимых затрат труда на изготовление единицы продукции отдельным работником или бригадой в определенных организационно – технических условиях. Необходимыми признаются затраты, соответствующие эффективному для данных условий производства использованию нормируемых ресурсов при соблюдении научно – обоснованных режимов труда и отдыха.

Процесс нормирования выполняется в следующем порядке:

· изучение структуры затрат рабочего времени,

· разработка нормативных материалов для нормирования труда,

· установление норм затрат труда,

· поддержание норм на прогрессивном уровне путем их своевременного пересмотра и замены.

В настоящее время на предприятиях используется система норм труда, отражающих различные стороны трудовой деятельности. Наиболее широко применяются нормы времени, выработки, обслуживания, численности, управляемости, нормированные задания.

Норма времени определяет необходимые затраты времени одного работника или бригады на выполнение единицы работы (продукции). Она измеряется в нормо – минутах, человеко – минутах, нормо – человеко – часах.

Норма выработки определяет количество единиц продукции или объем работы, который должен быть выполнен одним работником или бригадой за данный отрезок времени (час, смену).

Норма выработки измеряется в натуральных единицах – в штуках, деталях, километрах, тонно – километрах, поездо – километрах, тоннах

36. Производительность труда на ж. д .тр .ее сущность единица измеренияПри условно – натуральном методе производительность труда определяют делением количества условных единиц продукции на численность работников. Все виды продукции условно приводятся к одному через коэффициенты приведения, определяемые по соотношению трудоемкости отдельных видов продукции. Сущность индексного метода состоит в определении индекса роста производительности труда путем взвешивания показателей производительности труда по отдельным видам работ в процентах на долю контингента, участвующего в ихыполнении. Производительность труда работников РЖД измеряется в условно – натуральных единицах – количеством произведенных тонно – километров, приходящихся на одного работника эксплуатационного контингента, занятого на перевозках, и рассчитывается по формулам

Пт сети, дороги = Σ (Рl) гр / Чсп = (Σ Р гр l + К Σ Р п l ) / Чсп,

Пт отд. дороги = Σ (Рl) гр / Чсп = (Σ (Р l)п + К Σ Р п l ) / Чсп,

где Σ (Рl) гр – грузооборот, приведенные тонно – километры,

Σ Р гр l – грузооборот, тарифные тонно – километры,

Σ Р п l – пассажирообоорт, пассажиро – километры,

К– коэффициент приведения по пассажирообороту,

Чспсреднесписочная численность работников, занятых на перевозках, человек,

Σ (Р l)п– грузооборот отделения железной дороги, эксплуатационные тонно – километры

Показатели, применяемые для измерения производительности труда работников

Хозяйство грузовой и коммерческой работы -Количество тарифных тонно – километров, приходящееся в среднем на одного работника по эксплуатации

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9282 — | 7397 — или читать все.

62.109.1.103 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

3. Виды режима труда и отдыха.

Режим работы предприятия предусматривает количество смен в сутки, длительность смены в часах, продолжительность рабочей недели и общее время работы предприятия, цеха в течение календарного периода ( сутки, месяц, квартал, год ). исходя из этого режимы труда и отдыха подразделяются на внутрисменные, суточные, недельные и годовые.

Внутрисменный режим труда и отдыха — порядок чередования времени работы и отдыха в течение рабочей смены. Основой для разработки любого внутрисменного режима труда и отдыха является динамика работоспособности. При разработке внутрисменного режима работы с учетом условий производства и особенностей каждого конкретного вида работ определяется общая величина времени на отдых, распределение этого времени на протяжении смены (перерывы в работе и их продолжительность), характер отдыха.

Необходимо различать общее время на отдых и личные надобности ( определяемое соответствующими нормативами) и время на регламентированные перерывы.

Продолжительность отдыха в течении смены ( регламентированные перерывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осуществления. В соответствии с рекомендациями НИИ труда при определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие десять производственных факторов, вызывающих утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя перерыв на обед и кратковременные перерывы на отдых. Отдых должен быть регламентированным, так как он более эффективен, чем перерывы, возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Обеденный перерыв связан с естественной необходимостью организма в отдыхе после нескольких часов работы и потребностью в приеме пищи. Он предотвращает или уменьшает снижение работоспособности, отмечающееся в середине рабочего дня в связи с утомлением, накопившимся за первую половину смены. Эффективность его зависит от правильного выбора времени для перерыва, длительности, содержания и организации.

При установлении обеденного перерыва рекомендуется руководствоваться следующими требованиями: предоставлять обеденный перерыв в середине рабочей смены или с отклонением до одного часа; продолжительность обеденного перерыва устанавливать в 40-60 мин., с тем что бы работник использовал не более 20 мин. для приема пищи, а остальное время — на отдых. Она складывается, с одной стороны, из количества времени, необходимого для восстановления физиологических функций до определенного уровня, обеспечивающего снятие утомления, а с другой стороны, из количества времени, необходимого для нормального приема пищи. Если обеденный перерыв устанавливается вскоре после начала рабочего дня (во время фазы врабатывания или в фазе высокой устойчивости работоспособности), то он не приносит пользы и даже вреден, так как препятствует нормальному формированию рабочей установки организма. При непрерывных технологических процессах (химические, металлургические, хлебопекарные и другие предприятия), на подземных работах в угольной промышленности во время обеденного перерыва надо предусматривать подмену.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для уменьшения развивающегося в процессе труда утомления. В отличие от обеденного перерыва и перерывов на личные надобности они являются частью рабочего времени и назначаются одновременно для коллектива всего цеха или участка. При их разработке предварительно необходимо в каждом случае решать следующие вопросы: общее время на регламентированные перерывы; длительность одного перерыва; время назначения перерывов; содержание отдыха (активный, пассивный, смешанный).

Количество и длительность кратковременных перерывов определяют исходя из характера трудового процесса, степени интенсивности и тяжести труда. Ориентиром для установления начала перерывов на отдых служат моменты снижения работоспособности. Что бы предупредить ее спад, перерыв на отдых назначается до наступления утомления организма.

Таким образом, установить время введения перерывов на отдых на том или ином производственном участке без специального обследования невозможно. Но есть одно общее положение, которое надо учитывать при назначении перерывов: чем тяжелее и напряженнее работа, тем раньше по отношению к началу стадии развивающегося утомлёния следует вводить регламентированные перерывы. Во второй половине рабочего дня в связи с более глубоким утомлением количество перерывов на отдых должно быть больше, чем в первой половине смены. Физиологами установлено, что для большинства видов работ оптимальная продолжительность перерыва 5-10 минут. Именно этот перерыв позволяет восстановить физиологические функции, снизить утомление и сохранить рабочую установку. На работах, требующих большого напряжения и внимания, рекомендуются более менее более частые, но короткие перерывы (5-10 мин.); на тяжелых работах с большими физическими усилиями — менее частые, но более длительные перерывы (до 10 мин.), на особо тяжелых работах необходимо сочетать работу в течение 15 -20 минут с отдыхом той же продолжительности.

Кратковременность перерывов позволяет не только задерживать развитие утомления, но и сохранять рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и по линии увеличения их длительности. Но перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.

Отдых может быть активным и пассивным. Пассивный отдых (в положении сидя, лежа) необходим при тяжелых физических работах, связанных с постоянными переходами или выполняемых стоя, особенно при неблагоприятных условиях внешней среды. Активный отдых рекомендуется на работах, протекающих в благоприятных условиях труда. Наиболее эффективной формой активного отдыха является производственная гимнастика, то есть выполнение специального комплекса гимнастических упражнений. Активный отдых ускоряет восстановление сил, так как при смене деятельности энергия, затраченная работающим, органом, восстанавливается быстрее.

В каждом конкретном случае подбирают соответствующий типовой режим либо по показателю утомления, установленному на основании данных физиологических исследований, либо по показателю количественной оценки условий труда, полученному расчетным способом на основе оценки отдельных факторов условий труда.

Суточный режим труда и отдыха организуют с учетом закономерности суточного ритма физиологических процессов человека. Он предусматривает установление сменности работы, времени начала и окончания работы в сменах и продолжительности смен.

В соответствии с суточным циклом физиологических функций организма, наивысший уровень работоспособности отмечается в утренние и дневные часы. В этой связи наиболее эффективной является работа в первую смену. Однако, применяется двух- и трехсменная работа, а в условиях непрерывных технологических процессов трехсменная работа обязательна. При многосменной работе рекомендуется применять графики сменности, максимально сокращающие работу в ночное время, которое характеризуется минимальной работоспособностью. Характер недельных и годовых режимов труда и отдыха определяется принятой системой графиков выхода на работу (или графиков сменности).

При односменном режиме работа должна начинаться не ранее 8-9 часов, при двухсменной — не ранее 6 часов ( первая смена ), а оканчиваться не позднее 0 часов (вторая смена). При трехсменном режиме начало работы ночной смены должно быть не позднее 0 часов.

Недельный ( месячный) режим труда и отдыха включает график выходов на работу (график сменности). Он определяется количеством рабочих и нерабочих дней и часов за неделю ( месяц), порядком чередования рабочих дней и дней отдыха, чередованием работы в различные смены.

Графики (расписания) выходов рабочих и служащих на работу имеют-немаловажное значение для рациональной организации труда, так как являются формой увязки совместного труда по времени, а также влияют на степень использования установленного на предприятии оборудования. Они имеют и важное социальное значение, так как для каждого трудящегося определяют режим труда и отдыха в течение недели и более длительных календарных периодов.

При построении графиков сменности необходимо учитывать следующие основные требования:

— продолжительность ежедневного отдыха между окончанием работы и ее началом в следующий день (смену) не должна быть меньше 12 часов;

— на сменных работах при неодинаковой продолжительности еженедельного отдыха более длительный отдых целесообразно предоставлять перед ночной сменой или после нее;

— график выхода на работу должен создавать условия для наиболее целесообразного использования внерабочего времени.

При выборе графиков выходов на работу применительно к отдельным отраслям и видам работ следует руководствоваться специальными постановлениями и рекомендациями.

Суточный режим работы предприятия может быть односменным, двухсменным, трехсменным или четырехсменным.

Переход на многосменный режим работы должен производиться одновременно с ускорением перестройки работы организаций и учреждений сферы обслуживания и социально-культурных отраслей. В целях повышения заинтересованности рабочих, мастеров и других специалистов, работающих в вечернюю и ночную смену, для них вводится ряд дополнительных моральных и материальных стимулов, льгот и преимуществ.

Организация многосменной работы требует соблюдения следующих шести условий:

–равенство объема продукции и постоянство работающего состава по сменам;

–одинаковый уровень планирования, технического руководства и обслуживания во всех сменах;

–четкое разграничение ответственности работающих в разных сменах за соблюдение технологического процесса, сохранность предметов и средств труда, а также продукции;

–точный учет выработки смен, участков и отдельных рабочих;

–правильно организованная сдача и приемка смен;

–строгое соблюдение выхода рабочих по сменам согласно установленному графику.

Основные параметры графика сменности для многосменных работ продолжительность рабочей смены, количество бригад и смен, порядок и частота чередования в сменах, продолжительность межсменного отдыха, рабочего периода.

При разработке графиков выхода на рабочую необходимо учитывать следующие пять требований:

–соблюдение установленной законом недельной нормы рабочих часов;

–учет специфических особенностей технологии производства и возможностей городского транспорта;

–постоянство и равномерность чередования работы и отдыха, что обеспечивает лучший отдых, повышение выносливости и работоспособности;

–учет физиологических закономерностей работоспособности человека в различное время суток.

Графики сменности, в которых продолжительность рабочих смен и отдыха имеет отклонения от нормальной, должны предусматривать в пределах месяца дополнительные дни отдыха и отработки; при двух- и трехсменной работе переход из одной смены в другую рекомендуется не чаще чем через 5-6 дней; порядок чередования смен, по возможности, целесообразно осуществлять в соответствии с суточным ритмом природных процессов: утро — вечер — ночь.

Для того чтобы график выхода на работу был рациональным, при определении продолжительности рабочего периода необходимо иметь в виду динамику работоспособности в зависимости от продолжительности смены, характера и условий труда. Нормальная продолжительность рабочего времени рабочих и служащих на предприятиях, стройках, в учреждениях, организациях не может превышать 41 часа в неделю .

При разработке графиков очень важно также решить вопрос о структуре рабочего периода. Различают две формы структуры рабочего периода: простую и сложную. Одним из наиболее важных признаков простой формы является то, что трудящийся в течение рабочего периода работает только в одной смене, сложной — чередование смен в течение рабочего периода.

От правильности определения продолжительности рабочего периода и его структуры во многом зависит продолжительность междусменного отдыха и длительность выходных.

Применяется большое число графиков выхода на работу. Приспособленные к местным производственным условиям, они различаются по продолжительности рабочей смены, количеству сменных бригад, частоте и порядку чередования бригад в сменах и т.д.

Правильно построенные графики выходов на работу должны удовлетворять следующим основным требованиями

–продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы, предшествующей отдыху. Ежедневный отдых (при сменной работе) меньшей продолжительности может быть допущен в виде исключения, однако в любом случае он не может быть менее 8 часов;

–на сменных работах при неодинаковой продолжительности еженедельного отдыха более длительный отдых целесообразно предоставлять перед ночной сменой или после нее;

–время работы и время отдыха надо чередовать регулярно и равномерно;

–в графиках сменности, в которых продолжительность рабочих смен и отдыха имеет отклонения от нормальной, следует в пределах месяца предусматривать дополнительные дни отдыха и отработки;

–при двух- и трехсменных работах переходы из одной смены в другую нельзя проводить чаще чем через пять шесть дней.

На практике применяются примерные графики выходов на работу при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями .

Основные вопросы режима рабочего времени на предприятиях регламентируются правилами внутреннего трудового распорядка, которые утверждаются трудовыми коллективами по представлению администрации и профсоюзного комитета.

Рабочее время. Режимы труда и отдыха

Читайте также:

  1. I. Виды, формы и системы оплаты труда.
  2. II. Улучшение использования орудий труда
  3. II. Учет затрат на оплату труда
  4. II. Учет оплаты труда и расчетов по ней.
  5. III. Знание как элемент мира труда
  6. III. Изменение существенных условий труда.
  7. III. Режимы работы в ТТС
  8. U пропорциональна затратам труда
  9. VII. Специальные налоговые режимы
  10. Аварийные режимы в АЭП с ПЧ с ШИМ.
  11. Автоматизированное рабочее место
  12. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО БУХГАЛТЕРА

ТЕМА 5. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА

  1. Рабочее время. Режимы труда и отдыха.
  2. Сущность нормирования труда и его значение.
  3. Объекты нормирования труда. Классификация затрат рабочего времени.
  4. Методы изучения использования рабочего времени.
  5. Нормативы по труду. Нормы затрат труда.
  6. Методы нормирования труда.

Рабочее время является общей мерой количества труда. Общая продолжительность рабочего времени определяется, с одной стороны, уровнем развития производства, с другой – физическими и психофизиологическими возможностями человека.

Улучшение использования рабочего времени является одним из основных путей повышения производительности труда. Оно зависит от соотношения экстенсивного и интенсивного факторов производства.

Согласно Кодекса законов о труде Украины нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю. Предприятия и организации в коллективном договоре могут устанавливать меньшую норму продолжительности рабочего времени. При вредных условиях труда предусматривается уменьшение продолжительности рабочего времени (не более 36 часов в неделю). Законодательством также устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени для работников возрастом от 16 до 18 лет – 36 часов в неделю, а для лиц возрастом от 15 до 16 лет (учеников от 14 до 15, которые работают в период каникул) – 24 часа в неделю.

Сокращенная продолжительность рабочего дня может устанавливаться за счет собственных средств предприятий для женщин, имеющих детей возрастом до 14 лет или детей – инвалидов.

Для работников обычно устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Продолжительность смены устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, которые утверждает собственник или уполномоченный им орган по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия.

На тех предприятиях, где по характеру производства и условиям труда, установление пятидневной рабочей недели является нецелесообразным, устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем (продолжительность смены не более 7 часов при недельной норме 40 часов).

Важной задачей в улучшении организации труда является установление наиболее целесообразных режимов труда и отдыха. Различают сменный, суточный, недельный и месячный режимы труда и отдыха, Они формируются с учетом трудоспособности человека, которая изменяется на протяжении суток, что учитывается, прежде всего, в сменном и суточном режимах.

Сменный режим определяет общую длительность рабочей смены, время ее начала и окончания, длительность обеденного перерыва, длительность работы и частоту регламентируемых перерывов на отдых.

Суточный режим труда и отдыха включает количество смен за сутки, время восстановления трудоспособности между сменами.

Недельный режим труда и отдыха предусматривает разные графики работы, количество выходных дней в неделю, работу в выходные и праздничные дни. Графики работы предусматривают порядок чередования смен.

Месячный режим труда и отдыха определяет количество рабочих и нерабочих дней в данном месяце, количество работников, которые идут в отпуск, длительность основных и дополнительных отпусков. Режим труда и отдыха регламентируется ст. 50-65 и 66-84 кодекса законов о труде Украины.

Общие требования к режимам работы:

— соответствие установленной законом общей длительности рабочего времени;

— обеспечение равномерного чередования времени работы и перерывов между сменами, для чего рассчитывается длительность цикла оборота смен – периода, за который все работники отработают во всех сменах, установленных графиком;

— обеспечение полного использования оборудования и рабочего времени для повышения производительности труда;

— органические количества сменных графиков на предприятии, т.к. это усложняет процесс управления.

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 688 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит