Трудовое право, понятие принципов трудового права основные черты

Содержание
  1. Трудовое право
  2. Понятие и источники трудового права
  3. Основные принципы трудового права
  4. Источники и система трудового права
  5. Понятие и общая характеристика основных принципов трудового права
  6. Понятие принципов трудового права
  7. Основные принципы трудового права
  8. Понятие основных принципов трудового права Украины
  9. Глава 7. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА
  10. 7.1. Понятие, принципы и источники трудового права

Трудовое право

Понятие и источники трудового права

Место и назначение трудового права как одной из отраслей права определяются кругом общественных отношений, им регулируемых.

Предмет трудового права — отношения работников, возникающие в процессе их непосредственного участия в труде. Содержание и характер этих отношений зависят от типа и формы собственности на средства и предметы труда.

Предметом регулирования трудового права могут быть отношения работников колхозов и других кооперативных организаций, однако это касается только тех работников, которые работают там по трудовым договорам.

В настоящее время допускается, в частности, в кооперативах торговли и питания смешанная форма кооперации труда, при которой средства производства могут относиться как к государственной, так и к кооперативной форме собственности.

Кроме трудовых отношений работников с работодателями всех форм собственности, трудовое право регулирует и некоторые другие общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми. Это отношения между трудовыми и профессиональными коллективами по вопросам производственной деятельности, условий труда и быта работников, заключения коллективных договоров, трудоустройства граждан по специальности и личным способностям; профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров непосредственно на предприятии; надзора и контроля за охраной труда и соблюдения трудового законодательства, социального страхования, рассмотрения трудовых споров и др.

Методом трудового права является закрепление равенства сторон трудового договора (контракта) и властных полномочий администрации, указанных в правилах внутреннего трудового распорядка.

Таким образом, трудовое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и некоторые другие, тесно с ними связанные, при равенстве сторон и наличии властных полномочий администрации, установленных правилами внутреннего трудового распорядка.

При определении понятия трудового правоотношения необходимо иметь в виду три его компонента: характер прав и обязанностей его участников, их правовое положение и основание возникновения — договор. Следовательно, трудовое правоотношение можно определить как общественное отношение, урегулированное нормами трудового права, складывающееся между работником и работодателем, в силу которого одна сторона (работник) обязана выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством, коллективным договором и соглашением сторон.

По общему правилу в качестве субъектов трудового правоотношения выступают, с одной стороны, работники, с другой — предприятия и организации. Трудовые правоотношения могут возникать и непосредственно между физическими лицами.

Трудовая дееспособность граждан возникает с 16 лет (как исключение с 14 лет). С этого момента они могут самостоятельно вступать в трудовые правоотношения. В качестве работодателей могут выступать различные субъекты права.

Объектом трудового правоотношения является выполнение работ по определенной специальности либо квалификации.

Содержание трудового правоотношения составляет совокупность прав и обязанностей его участников. Так, каждый работник имеет право: на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера вознаграждения; на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, и оплачиваемые ежегодные отпуска; на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных, установленных законом случаях на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой; на судебную защиту своих трудовых прав и др.

К обязанностям работника относятся: добросовестное выполнение трудовых обязанностей; соблюдение трудовой дисциплины; бережное отношение к имуществу предприятия, учреждения, организации; выполнение установленных норм труда и пр.

Основанием возникновения трудовых правоотношений являются различные юридические факты, предусмотренные нормами трудового права. Наиболее распространенные юридические факты — это трудовые договоры.

Общественные отношения, регулируемые трудовым правом, в некоторых случаях сходны с общественными отношениями, регулируемыми другими отраслями права, в частности, с гражданским, административным и др. Несмотря на это они существенно отличаются от отношений, регулируемых указанными отраслями права. Так, предмет гражданского права составляют имущественные отношения в их стоимостной форме, например, договор аренды; в трудовом праве предметом выступают общественные отношения, составляющие сам процесс труда.

Ответственность в гражданско-правовых договорах носит имущественный характер, в трудовых, как правило, наступает дисциплинарная ответственность.

Защита гражданских прав осуществляется в исковом порядке судом, арбитражным или третейским судом, в исключительных случаях — в административном порядке; защиту трудовых прав работников осуществляют комиссии по трудовым спорам, а в отдельных случаях — суды.

Основные принципы трудового права

В основе принципов правового регулирования трудовых отношений лежат общие начала общественной организации труда. Под принципами трудового права понимаются закрепленные в правовых нормах основополагающие руководящие начала, связанные с применением и организацией труда работников.

Основные принципы трудового права установлены Конституцией РФ. К их числу относится право на труд, реализуемое путем заключения трудового договора или контракта. В соответствии с Конституцией граждане РФ имеют право на труд, т. е. на получение гарантированной работы, выбор профессии, места и рода деятельности, образования в соответствии со способностями и пр.

Неотделимым от права на труд является принцип права на оплату труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера. Это важный стимул повышения трудовой активности граждан в общественном производстве, личной материальной заинтересованности, квалификации и пр.

Принцип права на отдых также считается конституционным. Право на отдых обеспечивается установлением рабочей недели, не превышающей 40 ч, сокращенного рабочего дня для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительности работы в ночное время, предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени. С принципом права на отдых тесно связан принцип охраны здоровья граждан, который наряду с другими мерами обеспечивается не только оказанием медицинской помощи, осуществляемой государственными учреждениями здравоохранения, но и развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии, проведением профилактических мероприятий, мерами по оздоровлению окружающей среды; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.

Определенное внимание уделяется государством охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью (ограничение подъема и перемещения тяжестей, запрещение работы в ночное время, сокращенный или неполный рабочий день и ряд других).

Важнейшими принципами трудового права является возможность работников на объединение в профессиональные союзы и на участие в управлении предприятиями, учреждениями и организациями. Право работников на участие в управлении предприятиями закреплено в ст. 97 Основ законодательства о труде. Так, работники могут участвовать в управлении предприятиями, учреждениями и организациями через общие собрания (конференции) трудовых коллективов, профессиональные союзы и иные общественные организации, производственные совещания и другие общественные органы, действующие в трудовых коллективах. Им предоставлено право вносить предложения об улучшении работы предприятий и организаций, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания.

Администрация предприятий и организаций со своей стороны обязана создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении. Должностные лица организаций и предприятий обязаны в установленный срок рассмотреть критические замечания и предложения работников и сообщить им о принятых мерах.

Конституционная обязанность каждого способного к труду гражданина — это принцип соблюдения трудовой дисциплины. Это значит, что все работники должны подчиняться правилам коллективного труда, установленным правовыми нормами различных институтов трудового права. Сущность этого принципа раскрывается в ст. 21 ТК РФ, согласно которой добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины, бережное отношение к имуществу предприятия, учреждения, организации, выполнение установленных норм труда, повышение производительности труда, профессионального мастерства, качества работы и выпускаемой продукции составляют обязанности всех работников.

Право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца относится к числу основных принципов трудового права и закреплено в Конституции. Оно гарантируется социальным страхованием работников, пособиями по временной нетрудоспособности, выплатой пенсий и другими формами социального обеспечения. Размеры и условия обеспечения предусматриваются и устанавливаются Законом о государственных пенсиях, Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию и иными нормативными актами.

Ряд принципов трудового права, например, принцип социальной справедливости в области труда, равенство граждан перед законом и гарантированность трудовых прав и обязанностей и некоторые другие в настоящем подразделе не освещались, поскольку они выступают межотраслевыми принципами права и рассматриваются в соответствующих разделах данного пособия.

Источники и система трудового права

Под источниками трудового права понимаются нормативные акты компетентных государственных органов, устанавливающие и конкретизирующие обязательные к соблюдению правила поведения.

Совокупность источников трудового права образует законодательство о труде, которое в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений имеет некоторые особенности. Они состоят в сочетании централизованного и локального регулирования трудовых отношений — правил, устанавливаемых по согласованию между администрацией предприятий, выборным профсоюзным органом и трудовым коллективом; в существовании норм, регулирующих труд только отдельных групп работников или применяемых только в одной отрасли хозяйства и пр.

К источникам трудового права относятся: законы РФ; подзаконные нормативные акты государственных органов; санкционированные государственные акты кооперативных и общественных организаций. Среди законов, устанавливающих нормы трудового права, выделяется прежде всего основной закон — Конституция, которая является юридической базой всех отраслей права и обладает высшей юридической силой. Конституция содержит ряд принципиальных правовых положений, получивших конкретное выражение в нормах трудового права.

Законодательство Российской Федерации о труде состоит из действующего в настоящее время Трудового кодекса РФ и иных актов трудового законодательства РФ и республик, входящих в состав РФ. На территории РФ до принятия соответствующих законодательных актов применялись нормы бывшего СССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ.

К основным источникам трудового права можно отнести законы, регулирующие важнейшие положения организации труда, например закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях”. Он устанавливает правовые основы разработки, заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в целях содействия договорному регулированию трудовых отношений и согласованию социально-экономических интересов работников и работодателей; действие названного закона распространяется на предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников.

Другие нормативные акты органов государства, выступающие как источники трудового права, считаются подзаконными и издаются в пределах, установленных законом и во исполнение закона. Это постановления правительства, республик.

Источниками трудового права являются также отраслевые нормативные акты, которые издаются министрами, руководителями ведомств в пределах своей компетенции по конкретным вопросам регулирования труда на предприятиях данной отрасли. Министр вправе издавать приказы и инструкции.

В качестве источника трудового права выступают и разрабатываемые в трудовых коллективах нормативные акты, получившие название локальных (местных) правовых актов. Они представляют собой подзаконные акты. Круг вопросов, по которым они издаются, ограничен, а издающие их органы не должны выходить за пределы своей компетенции. Локальные нормы права принимаются, как правило, администрацией предприятий, учреждений и организаций совместно или по согласованию с выборным профсоюзным органом, а отдельные нормативные положения — собранием трудового коллектива.

Локальными нормативными актами устанавливаются: положение о премировании, выплата вознаграждения по итогам работы за год, графики отпусков, продолжительность дополнительных отпусков и др.

Определенная часть вопросов, связанная, в частности, с применением труда работников, разрешается актами органов местной власти. Это время начала и окончания работы предприятий, установление второго выходного, учет и распределение трудовых ресурсов и пр.

Система трудового права представляет собой соответствующее расположение норм трудового права по отдельным институтам и частям. В зависимости от содержания, направленности и характера этих норм трудовое право подразделяется на общую и особенную части. Общая часть включает нормы, определяющие предмет, основные принципы, источники, содержание трудовых и тесно с ними связанных других правоотношений, порядок заключения и содержание коллективных договоров и соглашений.

Особенная часть трудового права значительно больше общей и регулирует определенные группы общественных отношений — нормы, регулирующие трудовой договор (контракт), рабочее время и время отдыха, оплату труда, охрану труда, трудовые споры и ряд других.

Понятие и общая характеристика основных принципов трудового права

Понятие принципов трудового права

В юридической и учебной литературе большое внимание уделяется изучению принципов права и их значению. Принципы права обычно раскрываются как исходные начала, выражающие сущность и социальное назначение права. Они пронизывают правовые нормы, являются стержнем всей системы права.

Общеизвестно, что право выступает в виде конкретных установлений (дозволение, веление, запрет и т.д.), а норма права — модель поведения людей, организаций, иных субъектов права в различных жизненных ситуациях. Чтобы понять смысл нормы права, прибегают к толкованию, что имеет немаловажное значение. Однако знать содержание конкретных норм права еще недостаточно для их реализации и правильного применения. Необходимо выявить связь нормы права с другими правовыми нормами, их взаимообусловленность, определить главные черты их содержания и основную направленность.

Эту функцию выполняют принципы. Конечно, принципы не возникают просто так, они являются продуктом человеческого сознания, отражением объективно существующих отношений между людьми (экономических, политических, морали и др.). Поэтому можно сказать, что правовые принципы — это руководящие положения (идеи), исходные начала, которые характеризуют основные черты правового регулирования общественных отношений.

Принципы права следует отличать от правосознания, в основе которого находятся оценочные суждения о праве.

Принципы права, отраженные в законодательстве, оказывают значительное регулирующее воздействие. И при применении законов, и при восполнении пробелов в правовом регулировании, и в судебной практике принципы права служат указателями правоприменительной деятельности. С другой стороны, если принципы выражены в законодательстве, то, возможно, они не отличаются от правовых норм? На этот вопрос следует ответить отрицательно.

Отличие принципов от правовых норм заключается в том, что принципы не определены конкретно (не содержат конкретный образец поведения), — нет, как правило, и структуры норм (гипотезы, диспозиции и санкции). Поэтому с помощью принципа нельзя всесторонне урегулировать то или иное общественное отношение. Однако принцип дает возможность правильно понять содержание и взаимосвязи правовых норм, которые это отношение регулируют.

Кроме того, принципы долговечнее норм, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, помогают правильно применять нормы права и решать вопросы, еще не урегулированные правовыми нормами (восполняют пробелы законодательства).

Наконец, принципы права служат основой объединения отдельных норм в единую систему отрасли.

Общеизвестно, что отрасль права существует лишь тогда, когда кроме своего предмета и метода характеризуется положениями — специфическими, общими, принципиальными для данной системы норм. Внешнее выражение это находит в виде выделения внутри каждой отрасли права своей так называемой общей части, содержащей в том числе и принципы права, охватывающие общие черты содержания конкретных норм данной отрасли права. Такие общие черты в то же время будут характеризовать специфику данной отрасли права в сравнении с другими отраслями.

Один из виднейших ученых в области трудового права Н.Г. Александров полагал невозможным довольствоваться только анализом конкретного содержания различных норм права и считал необходимым выделять содержание права также в обобщенных категориях. Такой категорией, которая служит для обобщенной характеристики содержания всей данной системы права или отдельных его отраслей (либо отдельных институтов в этих отраслях), по его мнению, являются соответствующие принципы права.

Таким образом, можно определить важное значение принципов права, которое заключается в том, что они:

  • 1) как исходные начала и основные положения наряду с предметом и методом обеспечивают единство норм отрасли права;
  • 2) позволяют уяснить смысл законодательства и его связи с экономикой, политикой и моралью;
  • 3) определяют общую направленность и тенденции развития правовых систем и их частей;
  • 4) помогают практическим органам в применении норм и в решении вопросов, не урегулированных нормами права.

Можно сказать, что принципы права представляют собой исходные начала, основные положения, которые определяют взаимосвязь и внутреннюю согласованность правовых норм как в пределах системы права, так и отдельных ее отраслей и институтов.

В науке теории государства и права сложилось деление (градация) принципов права в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или же на отдельную отрасль права.

Таким образом, принципы права, охватывающие всю систему права, являются общеправовыми (общими) принципами права, принципы, распространяющиеся на несколько отраслей, называются межотраслевыми, а принципы, характеризующие наиболее существенные черты одной отрасли, выступают отраслевыми принципами. Последние также именуют основными принципами конкретной отрасли, например основными принципами трудового права.

Ученые в области трудового права всегда проявляли большой интерес к принципам права, их разграничению. В начале 70-х гг. Н.Г. Александров проводил деление на общие, межотраслевые и внутриотраслевые принципы права. В.С. Андреев, различая принципы права в целом, межотраслевые принципы, свойственные нескольким отраслям права, отраслевые принципы, в то же время отмечал, что встречаются и принципы отдельных институтов отрасли права.

Данной позиции придерживаются и в настоящее время, лишь в отдельных случаях ученые не выделяют межотраслевые принципы. Между тем существуют принципы, выражающие особенности нескольких отраслей права, как, например, трудового, гражданского и отчасти административного в сфере применения труда.

Выделение межотраслевых и соответствующих принципов правового регулирования труда не только в их традиционном понимании, но и с точки зрения закрепления в Конституции РФ, справедливо отмечено Л.А. Сыроватской.

Если же исходить из общих позиций большинства ученых в подходе к классификации принципов права, то принято их разграничивать на: принципы права в целом (общие или общеправовые); межотраслевые (нескольких отраслей); принципы трудового права и принципы правовых институтов указанной отрасли.

Указанные принципы взаимосвязаны и в своем построении «по иерархии» различаются степенью общности.

Принципы права в целом (общие или общеправовые) пронизывают всю систему права (все отрасли), выражают то существенное, что присуще всему праву, связано со всеми или с большинством отраслей, объединяет их и способствует стабильности системы права (принцип законности, демократизма, защиты прав человека и др.). Основополагающие начала и положения о существенном в нескольких отраслях права выступают как межотраслевые принципы (например, принцип свободы труда присущ не только трудовому, но и административному и гражданскому праву в той части, где они связаны с трудом).

Принципам отрасли, в том числе и принципам трудового права, свойственно то, что они, выражая существенное в отрасли права, пронизывают правовые нормы и связаны со всеми или с большинством правовых институтов, составляющих отрасль, либо, с учетом особого положения Общей части отрасли — с блоками соответствующих норм права или хотя бы с одним институтом Общей части.

Эти принципы, отражая специфику отрасли права, как бы преломляют основные начала права в целом либо нескольких его отраслей, развивая и детализируя их и придавая им определенный механизм обеспечения (гарантии), без которых они оставались бы на уровне декларации. Так, межотраслевой принцип свободы труда (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) дополняется отраслевым принципом свободы трудового договора, который выступает правовой формой свободы труда, представляющий наибольшую степень самоопределения сторонам трудового договора (работнику и работодателю).

Отраслевые принципы находят более конкретное выражение в принципах институтов, которые ближе других принципов к обычным нормам права (принципы разрешения индивидуальных или коллективных трудовых споров либо принципы социального партнерства и др.).

Следовательно, под принципами трудового права можно понимать выраженные в этой отрасли права исходные начала и основные положения, определяющие его единство, сущность правового регулирования и общую направленность развития данной системы правовых норм (отрасли трудового права).

Основные принципы трудового права

Принцип права – это краткое отражение сути правовых норм.

Принципы трудового права – это закрепленные в правовых актах общеобязательные положения, идеи начала, которые пронизывают всё трудовое право, выражают тенденции развития и потребности общества и характеризуют трудовое право в целом.

Принципы трудового права – это установленные с помощью законодательства положения, основывающиеся на общепризнанных нормах международного права и Конституции РФ, предусматривающие правила регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Все принципы трудового права можно разделить на конституционные, отраслевые и межотраслевые.

В статье 2 Трудового кодекса РФ дано легальное закрепление формулировок основных принципов трудового права.

Основными принципами признаются:

— свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

— запрещение принудительного труда, т.е. выполнения работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия);

— запрещение дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности;

— обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых;

— равенство прав и возможностей работников;

— обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы;

— обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

— обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

— сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;

— социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;

— обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

— установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

— обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

— обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;

— обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора;

— обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Одновременно, в ст. 3 Трудового кодекса РФ запрещена дискриминация в сфере труда.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах, не может получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального, должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также по другим обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника.

Гарантируется обеспечение равенства возможностей работников без всякого умаления, продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работ по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной правовой защите.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

Принудительный труд запрещен. Согласно Конвенции МОТ № 29 «О принудительном и обязательном труде» (1930), принудительный или обязательный труд означает всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг.

В статье 4 Трудового кодекса на основе ст. 37 Конституции РФ заложен принцип запрета принудительного труда.

В соответствии со ст. 4 Трудового кодекса РФ принудительный труд представляет собой выполнение любой работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

— в целях поддержания трудовой дисциплины;

— в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

— в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

— в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

— в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду относятся:

— нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;

— требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает жизни или здоровью работника.

В сфере применения трудового законодательства принудительный труд не включает в себя:

— работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

— работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь и нормальные жизненные условия всего населения или его части;

— работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9282 — | 7397 — или читать все.

62.109.1.103 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие основных принципов трудового права Украины

Общественная организация работы, которая выражает экономические закономерности общественной работы, определяет содержание основных положений, на которые базируется право. Эти основные положения, которые являются определяющими в данном обществе, принято называть основными принципами общественной организации работы.

Общественная организация работы есть одним из конкретных выражений экономических отношений. Экономические закономерности в организации общественного производства, которое находит свое отображение в общих чертах в правовых актах, которыми урегулированы общественные трудовые отношения, охватывают вопрос не только производства, а и распределения общественного продукта.

Каждая область права имеет определенные основные идеи и тенденции, которые пронизывают все законодательство, определяют эту область и наиболее для нее характерные. Такие основные идеи и тенденции имеет и трудовое право, которое закреплено в Конституции как Основном Законе государства и законодательных актах о работе.

Основные идеи и тенденции воплощаются в законе, правовых нормах, правилах поведения. Но они некогда не сводятся к ним, не исчерпываются ими. Право — не только совокупность норм и установок, а и правовые принципы, которые лежат в основе законодательства, предопределяют существование формы и главным образом содержания определенной системы законодательства, без которого нет права.

Правовые принципы представляют ту часть общественной надстройки, которая определяется базисными, социально-экономическими отношениями общества, его структурой. Они являются следствием отображения экономических отношений. В процессе урегулирования правом этих отношений осуществляется непосредственное переведение экономических отношений в юридические принципы.

Вместе с тем правовые принципы направляют общественное сознание, что является составной частью мировоззрения. Учет мировоззрения и экономических основ, которые заложены в правовых принципах, раскрывает их взаимодействие с общественной психологией на уровне норм традиционной культуры. Поэтому правовые принципы есть не только правовой, а и философской и социологической категориями.

Выявление правовых принципов имеет важное теоретическое и практическое значения. Для трудового права теоретическое значение основных принципов заключается в том, что они дают возможность сравнить право разных государств, а также право одной страны на разных исторических этапах. Практическое значение основных принципов вбачається в том, что они создают основу единого понимания положений законодательства о работе, оказывают содействие осознанию права и тем самым дают возможность одинакового толкования этих положений права.

Кроме того, теоретическое и практическое значение принципов трудового права заключается в том, что это — идеи, выраженные в форме правовой нормы. Это означает, что принципы являются правовыми предписаниями, причем предписаниями обязательными. Правовые нормы обязывают органы власти и управление, руководителей предприятий, учреждений, организаций, владельцев и граждан понимать основные принципы как руководящие указания или как директивы относительно организации работы. Органами по рассмотрению трудовых споров основные принципы применяются как правила для толкования соответствующих нормативных актов.

В качестве примера правовой идеи можно привести подход к взаимоотношениям между работодателем и работниками. В советский период идея этих отношений сводилась к тому, что при рыночных отношениях, когда рабочий продает единый надлежащий ему товар — рабочую силу, не может иметь место сотрудничество между этими субъектами, поскольку их отношения являются полярными, классовыми, антагонистическими.

С развитием в Украине рыночных отношений все чаще делается ударение на необходимости социального партнерства, которому уделено значительное внимание в Указе Президента Украины от 18 октября 1997 г. «Об основных направлениях социальной политики на «1997-2000 года». В разделе III этих направлений, которые имеют название «Реформирование трудовых отношений», предполагается разработать правовой механизм усовершенствования организационных форм и основ социального партнерства, взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений, ведение консультаций, переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров, проводка примиряющих процедур; обеспечить проводка активной примиряющей политики в случае возникновения конфликтов; усилить роль государства как гаранта социального партнерства; активизировать деятельность местных органов исполнительной власти в осуществлении социального партнерства; активизировать деятельность на региональному и производственному уровнях и др.

В Украине на протяжении 1990-1997 pp. заключено три (1993, 1995, 1997 года) генеральные тарифные соглашения. Но практика трипартизму[1], что сложилась, не может заменить механизм социального партнерства на уровне предприятий. Основанная на консенсусе и партнерстве производственная демократия между сроками трудовых отношений в переговорном процессе достаточно не используется. Коллективные договоры и порядок их заключения часто носит формальный характер.

Из приведенного выше можно сделать вывод, который под основными принципами трудового права следует понимать выраженные в правовых актах экономические закономерности организации общественного производства и распределения в форме основных, руководящих положений, основных основ правового регулирования трудовых отношений, которые определяют общую спрямованність и наиболее важные черты его содержания.

Эти основные правовые положения конкретизируются в нормативных актах, которыми регулируется работа рабочих и служащих. Они имеют регулирующий характер, содержат определенный приказ, предписание, регулируют поведение. Поэтому принципы не должны вмещать элементы, которые не имеют такого приказа, предписания, не определяют поведение.

Правовые идеи и тенденции могут считаться основными принципами трудового права лишь тогда, когда они отвечают определенным требованиям. Это должны быть именно такие правовые идеи, которые направлены на регулирования общественных трудовых отношений. Они должны отображать принципы политики государства в области регулирования поведения участников в общественных трудовых отношениях. При этом каждая правовая идея должна проявляться в законодательстве о работе таким образом, чтобы быть закрепленной в конкретной правовой норме.

Основные принципы лежат в основе всех норм трудового права, в основе правового регулирования работы. Они должны правильно отображать сущность общественного отношения, на регулирование которых направленные. При современной организации работы рабочая сила как носитель работы выступает основным элементом продуктивных сил общества. Функция рабочей силы — работа как полезная, целесообразная деятельность — выражает отношение работника к следствиям своей работы.

При определении основных принципов следует выходить из того, какие основные положения правопорядка в области трудовых отношений существуют в обществе. Такие положения содержатся прежде всего в Основном Законе государства, т.е. в Конституции. В своем большинстве они сформулированы в довольно общем виде и широком плане.

Принципы права могут быть закреплены в правовой норме двумя путями: непосредственно или косвенно.

Непосредственное закрепление имеет место в тех случаях, когда формулирование нормы закрепляет определенный правовой принцип. Примером этого может быть ст. 4 Закона Украины «О занятости населения», в которой государство гарантирует трудоспособному населению в трудоспособном возрасте добровольность работы, выбор или изменение профессии и вида деятельности, которая не запрещена законом. Такие правовые нормы можно назвать нормами-принципами, которые отличаются от других норм широтой и важностью сформулированных в них положений. Они определяют содержание других норм, есть для них правовой основой. Но это — внешний признак, за которым не всегда можно отыскать норму-принцип. Определяющей есть внутренний признак — содержание нормы, ее основостворюючий, руководящий характер.

Другу группу составляют принципы, которые прямо не закреплены в правовых нормах, но могут быть выведенные из них. Эти принципы содержатся в законодательстве будто в скрытом виде.

Но было бы неправильным считать, что принципы окончательно реализуются только в системе правовых норм. Поскольку принципы имеют регулирующий характер, они, будучи отображенными в правые, приобретают общеправовое значение. Поэтому граждане довольно часто в своем поведении руководствуются принципами права, даже не знавая точного содержания правовых норм.

Особого значения принципы права приобретают при реализации норм права, в первую очередь тогда, когда отсутствующая конкретная правовая норма и есть потребность применить аналогию закона и даже аналогию права.

Относительно правового регулирования трудовых отношений, то правовые идеи и тенденции лишь тогда могут считаться принципами трудового права, когда эти идеи и тенденции направленные на регулирование трудовых отношений; когда они отображают принципы политики государства в сфере регулирования поведения участников общественных трудовых отношений; когда идея или тенденция проявляется таким образом, который может быть закреплена как конкретное положение в законодательстве о работе.

Основные принципы обеспечивают целенаправленное действие всей системы права. Они не могут существовать изолировано от норм, так как именно принципы отображают зв’язуючу сущность отдельных норм, объединяя их в институты, область правая.

Основные принципы развиваются и диференцюються в правовых нормах. Но ни одна из этих норм, независимо от области права, не может противоречить Конституции Украины.

Глава 7. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

7.1. Понятие, принципы и источники трудового права

Трудовое право — самостоятельная отрасль российского права, имеющая свой предмет, метод и принципы правового регулирования.

Как отрасль, трудовое право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих комплекс общественных отношений в сфере труда.

Согласно ч. 1 ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются:

  • — установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
  • — создание благоприятных условий труда;
  • — защита прав и интересов работников и работодателей.

Предмет трудового права — трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовые отношения занимают центральное место в предмете трудового права.

К иным непосредственно связанным с трудовыми относятся отношения:

  • 1) по организации труда и управлению трудом;
  • 2) по трудоустройству у данного работодателя;
  • 3) по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • 4) по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • 5) по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • 6) по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • 7) по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • 8) по разрешению трудовых споров;
  • 9) по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Перечисленные общественные отношения можно разделить на три группы по отношению к трудовым отношениям:

  • — предшествующие трудовым отношениям (например, отношения по трудоустройству у данного работодателя);
  • — сопутствующие трудовым отношениям (например, отношения по организации труда и управлению трудом);
  • — вытекающие из трудовых отношений (например, отношения по разрешению трудовых споров, однако они могут и предшествовать, и сопутствовать трудовым отношениям).

Поскольку отношения, связанные с трудом, являются объектом регулирования нескольких отраслей права (трудового, гражданского, административного и др.), то следует обратить внимание на признаки, которые позволяют провести разграничение трудовых отношений от, например, гражданско-правовых:

  • — во-первых, предметом и основным содержанием трудового договора выступает сам процесс труда, «живой» труд работника, а предметом гражданско-правового договора (подряда, поручения, авторского) выступает овеществленный труд, результат, продукт труда;
  • — во-вторых, в трудовом правоотношении работник обязуется выполнять определенную трудовую функцию (работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), а в указанном гражданско-правовом отношении труд связан с выполнением индивидуально-конкретного задания;
  • — в-третьих, в трудовом отношении работник включается в личный состав трудового коллектива организации с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, чего нет в гражданско-правовом отношении, связанным с трудом;
  • — в-четвертых, в трудовом отношении работник за свой труд получает вознаграждение в форме заработной платы, а в указанном гражданско-правовом отношении — заранее оговоренную конкретную сумму.

Под методом трудового права понимается совокупность приемов (способов), с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений, составляющих предмет трудового права.

Выделяются следующие специфичные способы правового регулирования труда:

  • 1) сочетание централизованного и локального, законодательного и договорного регулирования;
  • 2) договорный характер труда и установление его условий;
  • 3) участие работников (их представителей) в регулировании общественных отношений, входящих в предмет отрасли;
  • 4) специфический способ защиты трудовых прав — индивидуальный трудовой спор может быть рассмотрен комиссией по трудовым спорам (КТС) и (или) федеральным судом общей юрисдикции. КТС образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации или индивидуального предпринимателя) из равного числа работников и представителей работодателя. Коллективный трудовой спор может состоять из двух или трех этапов (примирительная комиссия — посредник; примирительная комиссия — трудовой арбитраж; примирительная комиссия — посредник — трудовой арбитраж).
  • 5) сочетание единства и дифференциации правового регулирования трудовых отношений. Единство регулирования проявляется в установлении базовых трудовых прав и гарантий независимо от каких-либо условий (характера труда, отрасли народного хозяйства и др.). Дифференциация правового регулирования проявляется в установлении особенностей для отдельных категорий работников, которые могут повышать уровень трудовых прав и гарантий работников или устанавливать изъятия из общих правил. Основаниями дифференциации являются: условия труда, климатические условия, физиологические особенности работников, социальное положение работников, специфика трудовой связи, характер трудовой деятельности.

Под принципами трудового права понимаются руководящие идеи, исходные положения (основные начала), выражающие сущность трудового права, характеризующие внутреннее единство и общую направленность его развития.

В теории права принято выделять принципы: общеправовые, межотраслевые, отраслевые и принципы отдельных институтов отрасли.

Общеправовые принципы действуют во всех отраслях права, в том числе и в трудовом праве (например, принцип законности — он закреплен в ч. 2, 3 ст. 15 Конституции РФ).

Межотраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты двух и более отраслей права. Они базируются на общеправовых и конкретизируются с учетом специфики отрасли права (например, принцип свободы труда и запрета принудительного труда — закрепленный в ст. 37 Конституции РФ).

Отраслевые принципы правового регулирования труда (трудового права) закреплены в ст. 2 ТК РФ (их 19). Они тесно связаны и сочетаются с общеправовыми и межотраслевыми принципами, развивают, дополняют и конкретизируют их с учетом специфики отрасли трудового права.

Существуют различные классификации принципов трудового права. Так, в учебнике под редакцией О.В. Смирнова и И.О. Снигиревой выделяется четыре группы принципов [1] :

  • — выражающие политику государства в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости;
  • — содержащие руководящие начала в области установления условий труда работников;
  • — определяющие правовое регулирование применения труда наемных работников;
  • — отражающие главные направления правовой политики в области охраны здоровья и защиты трудовых прав работников.

К.Н. Гусов и В.Н. Толкунова все отраслевые принципы трудового права, закрепленные в ст. 2 ТК РФ, по признаку целенаправленности делят на три группы [2] :

  • — принципы реализации права на труд;
  • — принципы обеспечения высокого уровня условий труда и охраны трудовых прав;
  • — принципы защиты трудовых прав и исполнения трудовых обязанностей.

Имеются и другие классификации принципов трудового права.

Источники трудового права — это различные нормативные правовые акты, являющиеся результатом законотворческой и нормотворческой деятельности компетентных органов государства, субъектов РФ, органов местного самоуправления и работодателей, которые регулируют трудовые и непосредственно связанные с ними отношения [3] .

Формы источников трудового права определены ст. 5-10 ТК РФ.

В соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется:

  • 1) трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
  • 2) иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
  • — указами Президента РФ;
  • — постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  • — нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
  • 3) коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

В ст. 5 ТК РФ перечисление законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, дано с учетом иерархической последовательности, в соответствии с которой первое место принадлежит Конституции РФ, имеющей высшую юридическую силу, прямое действие и применяемой на всей территории РФ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы РФ. Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ, ст. 10ТКРФ).

Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений закреплено ст. 6 ТК РФ.

К ведению федеральных органов государственной власти относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основные направления государственной политики в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, основы их правового регулирования, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работников (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников) и другие принципиальные положения.

Органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти. При этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом РФ.

В случаях, если закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ или иным федеральным законам, либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный ТК РФ или иными федеральными законами, то применяется ТК РФ или иной федеральный закон (ст. 6 ТК РФ).

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит