Проведение спецоценки условий труда для малых предприятий, закон спецоценке условий труда последняя редакция

Содержание
  1. Проведение спецоценки условий труда для малых предприятий
  2. Что такое спецоценка условий труда (СОУТ)?
  3. Цели и сроки проведения
  4. Ориентировочная стоимость
  5. Особенности СОУТ
  6. Процедура (пошаговая инструкция)
  7. Классы условий рабочих мест
  8. Штрафы и ответственность
  9. Спецоценка условий труда
  10. Краткое содержание
  11. «Спецоценка условий труда»: закон 426 ФЗ
  12. Описание закона
  13. Последние изменения закона «О спецоценке условий труда»
  14. Закон спецоценке условий труда последняя редакция
  15. Закон о СОУТ (специальной оценке условий труда)

Проведение спецоценки условий труда для малых предприятий

Небольшие предприятия имеют льготы по ведению бухучета (упрощенная система отчетности), а также послабления, связанные с налогами и сборами. Но проверку рабочих мест сотрудников закон не отменяет. Однако существует ряд особенностей именно для некоторых видов бизнеса.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Что такое спецоценка условий труда (СОУТ)?

Специальная оценка условий труда связана с обеспечением соблюдения трудового законодательства РФ, в котором содержатся требования:

  • первый и второй классы (оптимальные и допустимые условия) – не требуют от работодателя дополнительных действий;
  • при наличии вредных и/или опасных условий (3 или 4 классы) – работник вправе рассчитывать на компенсации: укороченную рабочую неделю (до 36 часов) и повышенную оплату труда (от 4% ставки/оклада).

Акты, регламентирующие процедуру аттестации СОУТ:

  • ФЗ №426 – основной документ, который называется «О СОУТ». Это закон о спецоценке условий труда в последней редакции;
  • приказ Минтруда №33 – информирует о том, как проводится аттестация;
  • приказ Минтруда №80 – уведомляет о порядке подачи бумаг по СОУТ;
  • КоАП (ст. 5.27.1) – здесь содержатся данные о штрафных санкциях за нарушения, связанные с СОУТ;
  • ТК РФ (ст. 147, 92) – сведения о защите прав сотрудников, чьи рабочие места оценены по 3 и 4 классам.

Законы касаются практически всех предприятий, независимо от размера и формы собственности.

Что это такое – СОУТ? Это мероприятия, направленные на обнаружение вредных или опасных условий труда для сотрудников предприятия.

Что проверяют во время СОУТ:

  • степень освещенности рабочих зон;
  • присутствие и концентрацию вредных примесей в воздухе в период рабочего цикла;
  • определяют воздействие вибрации и шума на работников (если есть);
  • температуру и влажность на рабочем месте – соответствует ли нормативам.

к содержанию ↑

Цели и сроки проведения

Экспертизу СОУТ должно проводить учреждение, не связанное с инспектируемым предприятием, вместе с тем должны выполняться требования:

  • проведение экспертиз СОУТ – основной вид деятельности фирмы;
  • в штате 5 и более работников;
  • есть действующая аккредитация (по приказу Минсоцразвития No205н);
  • хотя бы один из сотрудников имеет право на аудит рабочих зон, обладает соответствующим дипломом по профилю:трудовая/общая гигиена, лабораторные исследования;
  • в экспертной организации должна быть специализированная лаборатория.

Помимо экспертов внутри предприятия временно организуется собственная комиссия с нечетным количеством членов. При этом в малых предприятиях в составе должны присутствовать:

  • глава фирмы;
  • работник охраны труда.

В этой статье можно узнать больше об обязанностях сотрудника охраны труда.

Экспертиза считается действительной в течение 5 лет, но если в пределах предприятия не было несчастных случаев и профессиональных заболеваний, то срок можно продлить. Периодичность проведения зависит таким образом от специфики работы предприятия.

Для чего проводится СОУТ:

  1. Требуется обеспечить нормы безопасности труда, принятые на территории РФ.
  2. Каждый работник имеет право знать о том, в каких условиях он работает: степени вредности, опасности труда.

Декларация СОУТ, содержащая сведения о наличии или отсутствии вредности труда, подается работодателем в инспекцию по труду.

При этом сотрудник может обратиться в органы Гостехнадзора с жалобой на нарушение со стороны работодателя. Если проверка подтвердит факт несоблюдения законодательства, то директора будет ждать штраф.

Основания для внеплановой проверки в течение полугода:

  • директор предприятия получает уведомление о необходимости проведения СОУТ (в том числе – от профсоюза);
  • принято решение о применении иных материалов или сырья на производстве, что может сказаться на вредности работ;
  • начали использовать новые СИЗ (средства индивидуальной защиты) – класс опасности или вредности можно снизить;
  • после несчастного случая на производственной площадке;
  • медкомиссия нашла у одного из работников профессиональное заболевание.

Когда СОУТ нужно проводить в срок до года:

  • появились новые рабочие места;
  • изменились технологии производства, в строй вводится новое оборудование, могущее повлиять на здоровье сотрудников.

к содержанию ↑

Ориентировочная стоимость

Законодательные акты не устанавливают ни верхние, ни нижние величины цен за услуги по аттестации рабочих мест. В разных регионах России прейскурант может быть разным.

От каких факторов может зависеть стоимость:

  1. Общее число рабочих мест, размер учреждения.
  2. Сложность проведения экспертизы (при наличии 3 и 4 категорий).
  3. Качество необходимой документации.

В среднем по России анализ одного рабочего места обойдется работодателю в 700-800 рублей и выше.

Особенности СОУТ

За редким исключением все предприятия, на которых трудится хотя бы один наемный работник, должны проходить процедуру СОУТ.

Когда экспертизу СОУТ проводить не требуется:

  • работники трудятся удаленно или работают у физического лица (это не касается ИП);
  • на предприятии есть вакансии, но они не заняты – такие рабочие зоны также не подвергаются аудиту.

В остальных случаях проверку инициировать придется.

Процедура (пошаговая инструкция)

Методика проведения СОУТ незначительно различается в зависимости от размера предприятия. Для микропредприятий и малых организаций следует действовать в таком порядке:

  • Шаг 1. Создание комиссии на предприятии – это должно фиксироваться соответствующим приказом главы фирмы.
    Образец приказа на проведение СОУТ в организации (кликабельно):
  • Шаг 2. Члены комиссии создают реестр рабочих мест, которые будут проверяться в ходе СОУТ. При наличии аналогичных рабочих мест не обязательно проводить аудит их всех – достаточно 1⁄5, но не менее двух.

Примечание: аналогичными местами считают такие рабочие зоны, в которых сотрудники выполняют примерно одни и те же операции, которые расположены в едином помещении (или в разных, но с равными условиями), имеющие идентичные климатические и прочие факторы, воздействующие на людей.

  • Шаг 3. Члены комиссии создают график проведения экспертизы и определяют фирму, которая будет проводить фактические действия по СОУТ.
  • Шаг 4. Обязательно заключить официальный договор с организацией-оценщиком. После этого экспертам передаются все необходимые бумаги, позволяющие им приступить к аудиту.

    В России существует список организаций, которые аккредитованы на проведение СОУТ. Ознакомиться с реестром можно здесь.

    Работодатель вправе сам выбрать фирму, где сделать спецоценку условий труда. Нужно будет заполнить заявку на проведение СОУТ на сайте компании и дождаться ответа.

  • Шаг 5. Непосредственно экспертиза СОУТ проводится специалистами, которые прибывают на объект, делают необходимые замеры, собирают образцы для лабораторных исследований. Если нужно – изучают эти образцы, составляют акты.
  • Шаг 6. В результате появляется экспертное заключение, в котором каждому рассмотренному месту присваивается категория (класс вредности) – от 1 до 4.
  • Шаг 7. Внутренняя комиссия предприятия ознакамливается с заключением в течение 3 суток. Если кто-то из членов не согласен с итоговыми данными, то должен быть составлен документ с претензией, где подробно указываются причины замечаний. О результатах необходимо доложить экспертной группе, которая проводила исследования.
  • Шаг 8. Сводная ведомость должна быть сдана в инспекцию по труду – по месту нахождения предприятия. Это следует исполнить в течение месяца с даты вынесения вердикта комиссии предприятия. Параллельно с этим каждый работник должен быть также ознакомлен с результатами проверки рабочих мест.
  • Шаг 9. Последний этап – бланк по форме 4-ФСС отправляется с предприятия в Фонд Социального Страхования. Вся процедура занимает в среднем 1-1,5 месяца.
  • Если эксперты определили рабочие зоны повышенной опасности или вредности, то они выпишут рекомендации, позволяющие улучшить условия труда.

    Здесь бесплатно можно скачать пример заполнения бланка (карты) спецоценки условий труда.

    Классы условий рабочих мест

    Первый класс – это оптимальное состояние рабочей зоны. На трудящегося не воздействуют ни вредные факторы (дым, пыль, шум), ни плохой климат (жар, холод, перепады температур и влажности).

    Второй класс – допустимые параметры рабочей зоны. Считаются безопасными – то есть, отклонения имеются, но не наносят трудящемуся вреда, состояние здоровья его не ухудшается со временем.

    Третий класс – вредные факторы существенны, есть подразделение на четыре подгруппы:

    • 3.1 – нарушения функций организма работника проходят при длительном перерыве в работе (более одной смены);
    • 3.2 – здоровье работника ухудшается, но не приводит к потере трудоспособности;
    • 3.3 – существенен риск профессиональных заболеваний, возможна потеря трудоспособности или хронических болезней;
    • 3.4 – крайняя степень, которая может вызвать тяжелые формы профзаболеваний, риск потери трудоспособности (со временем) увеличивается.

    Четвертый класс считается экстремальным. Во время рабочей смены есть риск для жизни сотрудников. Возможно наступление крайне тяжелых профессиональных заболеваний.

    Штрафы и ответственность

    Если работодатель игнорирует права сотрудников и не проверяет места, подлежащие проверке, то в соответствии с КоАП контролирующие органы имеют право наложить на него штрафные санкции:

    • на директора и ИП – 5-10 тыс. руб.;
    • на организацию – 60-80 тыс.

    Если работодатель не принял никаких мер для исправления, то повторный штраф увеличивается:

    • директору и ИП придется заплатить до 40 тыс. руб.;
    • юридическому лицу – до 200.

    Закон при этом не запрещает налагать одновременно штраф на физическое и юридическое лица.

    При грубых нарушениях работу предприятия могут приостановить на срок до трех месяцев. Другой вариант наказания – запрет руководителю предприятия занимать определенные посты на срок до трех лет.

    Малые предприятия не получили послаблений, касающихся проверке рабочих зон. В 2019 году руководители организаций будут подвергаться более суровым наказаниям за нарушение ТК РФ, чем раньше. А штрафные санкции намного превысят расходы на проведение СОУТ, поэтому экономии ожидать здесь не приходится.

    Посмотрите видео о необходимости СОУТ на предприятии:

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


    Это быстро и бесплатно !

    Спецоценка условий труда

    Краткое содержание

    • Спецоценка условий труда не проводилась. Что писать в трудовом договоре?
    • Публикации
    • Условия труда
    • Вредные условия труда
    • Оценка условий труда
    • Условия оплаты труда
    • Отпуск за вредные условия труда

    Вопросы

    1. Спецоценка условий труда не проводилась. Что писать в трудовом договоре?

    1.1. пишите как есть. спецоценка даже если бы проводилась — её указывать в трудовом договоре нет необходимости

    2. Может ли Работодатель привлечь Работника к дисциплинарной ответственности, если тот отсутствовал в течении двух часов в цехе, где условия работы, по своему характеру относятся 1. особо вредные условия труда и 2. с вредными и тяжелыми условиями труда. В которых не проведена спецоценка СОУТ.

    2.1. Добрый, может привлечь к дисциплинарной ответственности в виде замечания либо выговора.

    2.2. К дисциплинарной ответственности привлечь может, но должен быть соблюден определенный порядок.

    2.3. К дисциплинарной ответственности привлечь может, но должен быть соблюден определенный порядок.

    3. АО АВТОВАЗ. Начальство пытается снизить условия труда с 16% до 4%. Мотивируя это тем что проведена спецоценка условий труда в 2018 году. Хотя у меня на руках дополнительное соглашение от 19.02.2019 где прописаны те же 16%.
    Как мне поступить в этой ситуации, если руководство грозит увольнением в сентябре ссылаясь на 77 статью ТК РФ.

    3.1. Станислав, какие ещё «условия труда»? Какую-то доплату за особые условия или что Вы имеете в виду?
    В целом, руководство вправе Вас на данный момент в порядке ст. 74 ТК РФ предупредить об изменении условий труда, а в сентябре, при Вашем несогласии с новыми условиями, действительно, уволить.

    4. Все знают о вредности рабочего места, спецоценка условий труда не проводена, вредности не выплачиваются.

    4.1. Добрый день! В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
    Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее — комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда. Выйдите с предложением к руководству, через специалиста по охране труда.
    В соответствии со ст. 17 может быть проведена и внеплановая специальная оценка условий труда в следующих случаях:
    ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
    2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
    3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
    4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
    5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
    6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
    7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
    2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4 — 7 части 1 ст. 17.

    5. Муж проработал в одной федеральной пожарной части 25 лет 7 месяцев в одной и той же должности — командир отделения. Сейчас подал заявление на досрочную пенсию. Возраст мужа — 52 года. В выписке ПФР льготный стаж числится — 22 года 5 месяцев. Объясняют тем, что в какой-то период по результатам спецоценки условий труда эта должность не была атестована как опасные условия труда. Как быть? Спасибо.

    5.1. Разбираться с документами в своём отдела кадров потом обращаться в суд.

    6. По результатам спецоценки условий труда уменьшились или совсем убрали дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда. Это же существенные условия труда? Уведомлять за 2 месяца как обычно?

    6.1. Здравствуйте.
    В случае изменения условий трудового договора работодатель обязан предупредить работника об этом не менее, чем за два месяца. Не имеет значения в данном случае, являются условия трудового договора существенными.

    7. У нас на предприятии имеется инвалид 3 группы (бессрочно с 2006 г.) Индивидуальную программу реабилитации он не предоставил, сказал, что утеряна. Им написано заявление об отказе от мероприятий по реабилитации. Завершилась спецоценка условий труда, его рабочее место признано вредным, класс 3.1. Работник прошел периодический медосмотр по указанным в спецоценке вредным факторам. По её итогам он не имеет противопоказаний к этой работе. Можно ли оставить Работника на этом рабочем месте?

    7.1. Зачем вам это надо проблем нет пусть принесёт копию программы реабилитации может там такое написано вот по это у он её и потерял а если с ним что случится отвечать будете вы как руководитель.

    8. Может ли продолжать действовать аттестация рабочих мест по условиям труда, если работодатель игнорирует проведение спецоценки по условиям труда и в 2018 году её не проводил, хотя обязан был провести сразу по прошествии 5 лет. Получается вакуум: аттестация не должна иметь силы уже, но проведение спецоценки нети в ближайшее время не предусмотрено. Интересуют не штрафы и наказания за не проведение, а именно: раз не проводите, то умолчанию тогда что?

    8.1. Андрей, напишите жалобы в ГИТ и прокуратуру. Пусть разбираются с работодателем.

    8.2. Андрей, напишите жалобы в ГИТ и прокуратуру. Пусть разбираются с работодателем.

    «Спецоценка условий труда»: закон 426 ФЗ

    в Законы Июл 8, 2018 196 Просмотров

    Описание закона

    Принятие ФЗ 426 «О специальной оценке условий труда» произошло 28 декабря 2013 года. Объект рассмотрения закона — безопасность работников в процессе трудовой деятельности, а также их право на рабочие места, соответствующие нормативам, установленным в результате СОУТ. Также, ФЗ 426 устанавливает требования и порядок проверок условий труда, наряду с правовым положением лиц, проводящих эти инспекции.

    Настоящий Федеральный Закон, за время своего существования, претерпел немного изменений, поправок и дополнений. Всего их три. Последнее вступило в силу 1 мая 2016 года. Изменения затронули около двух десятков статей, пунктов и подпунктов ФЗ 426.

    Скачать

    В состав ФЗ 426 входят 4 главы и 28 статей с подпунктами. Объекты рассмотрения — общие положения вопроса, порядок проведения СОУТ, организации, которые этим занимаются, а также инстанции, осуществляющие надзор за соблюдением законопроекта. Для тех, кто хочет получить полную информацию по данному вопросу — здесь можно скачать 426 закон с изменениями, внесенными последней редакцией ФЗ, от 1 мая 2016 года.

    Последние изменения закона «О спецоценке условий труда»

    В закон «О спецоценке условий труда» еще не было внесено такого количества изменений, поправок и дополнений, как в другие законопроекты. Но последняя редакция затронула несколько моментов, которые необходимо рассмотреть, наряду с ключевыми статьями ФЗ 426.

    Ст. 4

    Данная статья ФЗ 426 рассматривает права и обязанности работодателя в рамках закона «О СОУТ». Это включает право требовать обоснований постановления инспекции и документов, удостоверяющих полномочия инспекторов. Обязательства работодателя, согласно 426 ФЗ «О специальной оценке», заключаются в регулярном проведении соответствующих проверок, соблюдении условий труда на должном уровне и предоставление инспекции всей необходимой информации.

    Изменения последней редакции закона добавили в пункт 2, части 2 настоящей статьи положение о том, что работники могут предлагать расположить на рабочих местах идентификаторы факторов производства, которые могут представлять угрозу их здоровью или жизни.

    Ст. 6

    В этой статье 426 ФЗ «О специальной оценке условий труда» с изменениями, описаны права и обязанности организаций, которые проводят упомянутую процедуру. Статья закона включает право на отказ от проверки, если она потенциально опасна для работников, осуществляющих инспекцию, или право обжаловать постановления федеральных органов исполнительной власти. Обязанности — предоставление обоснования своих постановлений, документы, удостоверяющие полномочия работников организации и соблюдение методик проверки, установленных законодательством РФ.

    Изменения статьи 6 этого закона, коснулись пункта 3, части 2. Из нее убрана формулировка «методы исследований (испытаний)».

    Ст. 10

    Вопрос об идентификации потенциально вредных и/или опасных моментов на производстве остается насущным не только для работников, но и для добросовестных работодателей, которые не хотят проблем с законом. Проверка этого момента по ФЗ 426 также проводится организациями, осуществляющими проверку условий труда. Порядок и особенности проведения этой процедуры описываются в статье 10 ФЗ 426.

    Здесь изменения закона заключаются в изменении формулировки в пункте 1 части 6 — вместо «трудовой пенсии по старости», теперь назначается «страховая». Также, в последней редакции закона была добавлена 8 часть, которая описывает полномочия эксперта, осуществляющего проверку.

    Ст. 11

    Оформление и порядок подачи деклараций о соответствии условий труда государственным нормативам, регулируется настоящей статьей закона, наряду с обязанностью федерального органа вести реестр деклараций.

    Изменения затронули часть 5 статьи 11 ФЗ 426. Условия проведения внеплановых проверок дополнены нарушениями нормативных правовых актов и требований охраны труда, указанных в настоящем и других федеральных законах Российской Федерации.

    Ст. 12

    Еще один пункт ФЗ 426, затрагивающий вопрос об исследовании и измерении опасных или вредных моментов на производстве. В данной статье закона приводится перечень факторов, подлежащих изучению, методики измерения, и требования к оформлению протоколов с результатами.

    Изменения в этой статье закона коснулись исключительно формулировок. Существенных поправок и дополнений последняя редакция закона не внесла.

    Ст. 14

    Эта статья ФЗ 426 классифицирует условия труда на четыре категории — оптимальная, допустимая, вредная и опасная, с подробным объяснением, на каких основаниях условия на предприятии относятся к тому или иному классу.

    Ознакомьтесь ФЗ «О службе в таможенных органах РФ»

    Изменения 14 статьи закона коснулись ее 7 части, согласно которой снижение класса опасности теперь проводится после согласования с местным федеральным органом исполнительной власти.

    Ст. 15

    Пункт закона, касающийся документации. В статье 15 ФЗ 426 рассматривается вопрос об оформлении протоколов и актов о результатах проверки. Это включает подписи всех членов комиссии, заключение эксперта, записанный перечень проведенных мероприятий и т. д.

    Изменения, внесенные последней редакцией закона, коснулись нескольких пунктов 15 статьи ФЗ 426:

    • пункт 5, часть 4 — теперь средства индивидуальной защиты работников должны проходить обязательную сертификацию, чтобы соответствовать условиям труда;
    • часть 5 — к пунктам, на которые ссылается данная часть, добавлены 3, 4 и 7;
    • добавлена часть 5.1, по которой у работодателя появилась обязанность уведомлять организацию, которая проводила спецоценку условий труда о том, что их отчет утвержден, в течение 3 рабочих дней.

    Ст. 17

    Данная статья ФЗ 426 описывает, при каких условиях и как проводится внеплановая спецоценка. В отношении причин описаны моменты с вводом в эксплуатацию новых рабочих мест, изменение технологического процесса, изменение состава сырья и т. д.

    Изменения, внесенные в 17 статью последней редакции федерального закона:

    • часть 2 — срок проведения внеплановой проверки с момента возникновения причин увеличен с 6 до 12 месяцев;
    • добавлена часть 3, в которой указано, что, при изменении данных ФИО предпринимателя, внеплановая проверка может и не проводиться;
    • добавлена часть 4, которая указывает, что, до того, как отчет будет утвержден, ухудшение условий труда для работников по закону не допускается.

    Ст. 18

    Объект рассмотрения этой статьи закона — федеральная государственная информационная система, куда вносятся результаты плановых и внеплановых проверок спецоценки условий труда. Статья 18 ФЗ 426 описывает вносимые в систему сведения и обязанности организации, проводящей данную процедуру.

    Изменения в законе в результате последней редакции коснулись следующих пунктов:

    • часть 1 ст. ФЗ 426 — добавлено исключение, когда данные результатов проверки не передаются в информационную систему учета — если они являются частью государственной тайны;
    • подпункт «д», пункта 2, части 2 ст. ФЗ 426 — теперь в нем указывается необходимость сертификации индивидуальных средств защиты работников;
    • подпункт «е», пункта 2, части 2 ст. ФЗ 426 — формулировка «досрочная трудовая пенсия» заменена на «досрочная страховая пенсия по старости»;
    • в пункт 2, части 2 статьи закона добавлен подпункт «и», в котором говорится о том, когда прекращает действие декларация о соответствии условий труда государственным нормативам.

    Ст. 19

    В этой составляющей ФЗ 426 дается перечисление требований, предъявляемых к организации, которая проводит специальную оценку условий труда, включая наличие экспертов и испытательной лаборатории.

    Последняя редакция закона убрала из настоящей статьи ФЗ 426 термин «врач», оставив описания специальностей.

    Ст. 21

    В данной статье ФЗ 426 приводится описание реестра организаций и экспертов, проводящих специальную оценку условий труда. Это касается вносимых данных: ФИО (для экспертов), наименования (для организаций), дата внесения в реестр и т.д.

    Пункт 1, части 4 ФЗ 426 получил расширенную формулировку. Теперь в нем идет речь не о наименовании и месте нахождения всей организации, но отдельного филиала.

    Ст. 24

    Эта статья ФЗ 426 дает описание процедуре экспертизы качества СОУТ, кем и как она проводится, а также каким образом разрешаются конфликты и разногласия в этом вопросе.

    В результате последней редакции закона был расширен пункт 2, части 2 настоящей статьи. Теперь заявление о проведении экспертизы может подавать и организация, проводящая специальную оценку условий труда на основании ФЗ 426.

    Ст. 27

    Статья №27 ФЗ 426 описывает переходные положения.

    В 4 части статьи указано — проведение СОУТ может быть отложено на срок до 5 лет, если еще до вступления настоящего закона в силу там была проведена аттестация рабочих.

    6 часть статьи 27 ФЗ 426, ссылаясь на часть 6 статьи 10 настоящего закона, перечисляет случаи, когда спецоценка условий труда проводится поэтапно, но с условием завершения до 31 декабря 2020 года.

    Закон спецоценке условий труда последняя редакция

    Федеральным законом от 01.05.2016 N 136-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

    Изменениями предусмотрена возможность декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны оптимальными и допустимыми.

    При этом отмечено, что действие декларации должно быть прекращено, если в отношении работника или на его рабочем месте в ходе проверки выявлены нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

    Кроме того, Законом N 136-ФЗ установлена обязанность работодателя уведомлять организацию, проводившую спецоценку условий труда (СОУТ), об утверждении отчета о проведении СОУТ.

    Так, работодатель в течение 3 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ должен будет:

    — уведомить организацию, проводившую СОУТ, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта уведомления;

    — направить в адрес организации, проводившей СОУТ, копию утвержденного отчета о проведении СОУТ заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

    При этом должны быть соблюдены требования законодательства РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне.

    Законом N 136-ФЗ уточнены и сроки проведения внеплановой СОУТ:

    — не более 12 месяцев — при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса и замене производственного оборудования;

    — не более 6 месяцев — для остальных случаев, предусмотренных статьей 17 Закона о СОУТ.

    Также Законом N 136-ФЗ предусмотрена возможность применения до 31 декабря 2020 года методик (методов) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, допущенных к применению в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», то есть без проведения их аттестации.

    Кроме того, Законом N 136-ФЗ конкретизированы вопросы, касающиеся:

    — передачи результатов проведения СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ;

    — требований к организациям, проводящим СОУТ, и порядка ведения реестра организаций, проводящих СОУТ;

    — полномочий эксперта организации, проводящей СОУТ, в части идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

    Изменения внесены Законом N 136-ФЗ и в статью 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

    Закон о СОУТ (специальной оценке условий труда)

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

    • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 7)
      • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
      • Статья 2. Регулирование специальной оценки условий труда
      • Статья 3. Специальная оценка условий труда
      • Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда
      • Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда
      • Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда
      • Статья 7. Применение результатов проведения специальной оценки условий труда
    • Глава 2. Порядок проведения специальной оценки условий труда (ст.ст. 8 — 18)
      • Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда
      • Статья 9. Подготовка к проведению специальной оценки условий труда
      • Статья 10. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
      • Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
      • Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
      • Статья 13. Вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда
      • Статья 14. Классификация условий труда
      • Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда
      • Статья 16. Особенности проведения специальной оценки условий труда на отдельных рабочих местах
      • Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда
      • Статья 18. Федеральная государственная информационная система учета результатов проведения специальной оценки условий труда
    • Глава 3. Организации, проводящие специальную оценку условий труда, и эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда (ст.ст. 19 — 24)
      • Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда
      • Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда
      • Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда
      • Статья 22. Независимость организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда
      • Статья 23. Обеспечение исполнения обязательств организации, проводящей специальную оценку условий труда
      • Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда
    • Глава 4. Заключительные положения (ст.ст. 25 — 28)
      • Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона
      • Статья 26. Рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда
      • Статья 27. Переходные положения
      • Статья 28. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ
    «О специальной оценке условий труда»

    С изменениями и дополнениями от:

    23 июня 2014 г., 13 июля 2015 г., 1 мая 2016 г., 19 июля, 27 декабря 2018 г.

    Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

    Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

    28 декабря 2013 года

    Специальная оценка условий труда призвана заменить прежние процедуры — аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

    Она предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда предусматривает однократное исследование работодателем рабочего места. Ее результаты учитываются при уплате страховых взносов в ПФР, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников СИЗ, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

    Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. Предусмотрена возможность снизить класс (подкласс) условий труда в случае применения работниками эффективных СИЗ, а также в отношении рабочих мест в соответствии с отраслевыми особенностями.

    Закон определяет этапы проведения специальной оценки условий труда, права и обязанности работодателя, работника и осуществляющей оценку организации, требования к последней.

    В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми. Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

    Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных испытательной лабораторией (центром) работодателя в ходе проведения производственного контроля.

    В законе приведен перечень подлежащих измерению факторов производственной среды и трудового процесса. Он сформирован с учетом правоприменительной практики и согласуется с российскими и международными стандартами.

    Расширена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда.

    Предусмотрено формирование федеральной государственной информационной системы учета результатов специальной оценки условий труда. Кроме того, работодателей обязали размещать результаты оценки на своих официальных интернет-сайтах.

    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением статьи 18 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу с 1 января 2016 г.

    Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 декабря 2013 г. N 295, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6991

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 553-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

    Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 208-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

    Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 136-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Действие положений части 1 статьи 11 и части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.

    Положения части 7 статьи 27 настоящего Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона) применяются до 1 января 2021 г.

    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 216-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Похожих постов не найдено

    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит