Санитарно-гигиенические нормы при работе на ПК, санитарно гигиенические нормы работы компьютером

Содержание
  1. Санитарно-гигиенические нормы при работе на ПК
  2. Компьютер
  3. САНИТАРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРИ РАБОТЕ НА ПК
  4. Санитарно гигиенические нормы работы компьютером
  5. Санитарно гигиенические нормы работы компьютером
  6. Санитарно-гигиенические нормы при использовании компьютеров.

Санитарно-гигиенические нормы при работе на ПК

Человек у компьютера >>

Санитарно-гигиенические нормы при работе на пк.

Слайд 1 из презентации «Правила работы за компьютером». Размер архива с презентацией 1352 КБ.

Компьютер

«Программный принцип работы компьютера» — Трансляторы. Время связывания. Связывание. Представление константы. Реализация. Виртуальные компьютеры. Время трансляции. Компиляция. Состояния компьютера. Множество возможных значений. Организация традиционного компьютера. Программная имитация. Оператор присваивания. Влияние машинной архитектуры. Компилируемые языки. Управление последовательностью действий. Ситуация. Время реализации языка. Компоненты компьютера.

«Характеристики компьютера» — Процессор компьютера. Основные характеристики персонального компьютера. Микропроцессор. Микропроцессор является ядром системы. Сравнительные характеристики микропроцессоров. Производительность процессора. Процессор в компьютере не один. Тип носителя. Скорость обработки информации. Микропроцессор координирует работу всех устройств. Характеристика микропроцессора. Характеристика устройств внешней памяти.

«Система дистанционного управления» — ИК управление. Сенсорный выключатель. Применение. Радиоуправление. Ворота гаража. Пример использования. Приводной механизм для ворот. Приемники для открытой установки. Минимальное расстояние. Приемники. Схема подсоединения. Пример. Преграда передачи сигнала. Расстояние. Пробивная способность. Источники препятствий. Передатчики. Радиус действия. Приводной механизм. Возможность управлять. Серия. Отдельное освещение.

«Виды компьютеров» — Ноутбук. А какими же компьютеры будут в будущем. Планшетные компьютеры. Компьютеры, которые служат центральными узлами. Игровые приставки. Виды компьютеров. Суперкомпьютеры. Карманные компьютеры. Персональные компьютеры. Классификации компьютеров. Мэйнфреймы. Разновидность компьютеров. Настольные компьютеры. Большие компьютеры.

«Программное управление компьютером» — Соедините стрелками надписи. Основные манипуляции мышью. Первая компьютерная мышь. Рабочий стол. Программы и документы. Управление компьютером. Диалоговое окно. Список команд. Управление компьютером с помощью мыши. Надписи. Окно программы. Основные элементы рабочего стола. Операционные системы. Программное обеспечение. Главное меню. Увеличить окно программы. Прикладные программы. Указатель мыши. Соедините стрелками.

«Компьютерные науки» — Анализ изображений. Робототехника. Проектирование ЭВМ. Устройство компьютера. Инженерия разработки ПО. Символьная математика. Эволюционные вычисления. Распознавание образов. Искусственная жизнь. Направления робототехники. Научные вычисления. Ветви. Нейроробототехника. Машинное зрение. Разработка программного обеспечения. Робототехники. Типы военных роботов. Искусственный интеллект. Проектирование ЭВМ и программотехника.

САНИТАРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРИ РАБОТЕ НА ПК

САНИТАРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМЫ ПРИ РАБОТЕ НА ПК В презентации использованы материалы книги «Человек у компьютера: как сохранить здоровье» доктора биологических наук, профессора, академика Международной академии информации и Евразийской академии наук, члена-корреспондента Российской академии естественных наук, члена Международного общества изучения глаза (США) и Международного дисплейного общества Гранта Гургеновича Демирчогляна Многочисленные пользователи персональных компьютеров часто забывают, а порой и просто не знают о том, что длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма:

• высшей нервной деятельности

• эндокринной, иммунной и репродуктивной системах

• на зрении и костно-мышечном аппарате человека Что это может означать для простого человека? И можно ли от этого защититься? Наибольший вред здоровью пользователя наносят устройства ввода- вывода: монитор, клавиатура, мышь.

Компьютер (особенно монитор) является источником: электростатического поля электромагнитных излучений в низкочастотном, сверхнизкочастотном и высокочастотном диапазонах (2 Гц — 400 кГц) излучения оптического диапазона (ультрафиолетового, инфракрасного и видимого света) рентгеновского излучения Во время работы компьютера лучевая трубка видеомонитора создает ионизирующее (рентгеновское излучение).

Однако в современных мониторах оно незначительно, так как надежно экранизируется и сравнимо с естественным радиационным фоном.

Для того чтобы наиболее полно оценить состояние компьютерной техники определен комплекс критериев оценки качества ПЭВМ: год выпуска производитель наличие на компьютере (или в его документации) информации о соответствии международным стандартам MPR II и ТСО-99 наличие сертификата (сертификатов) безопасности ГОСТ Р (или информации на компьютере о прохождении им данной сертификации) наличие гигиенического сертификата (сертификатов) Госсанэпиднадзора Минздрава РФ Электромагнитное излучение неблагоприятно действует на зрение, вызывает снижение работоспособности, головные боли.

Поэтому расстояние от лица человека до монитора должно быть не менее 60-70 см.

Электростатическое поле способствует оседанию пыли и аэрозольных частиц на лице, шее, руках, что может вызвать у людей, особо чувствительных к подобному воздействию негативные кожные реакции – сухость, аллергию.

Компьютеры производства 1994-1996 годов требуют более серьезного отношения к обеспечению электромагнитной безопасности рабочих мест.C амым простым способом является использование готовых конструктивных узлов — защитных фильтров (ЗФ), предназначенных для установки на экран монитора.

ЖК-мониторы можно назвать почти «зелеными» устройствами, сберегающими здоровье людей.

Без особых опасений за здоровье с ними могут работать и женщины, и дети.

Неподвижная и напряженная поза оператора, в течение длительного времени прикованного к экрану монитора, приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставах.

Во время работы за компьютером необходимо соблюдать правильную осанку.

Основные требования к конструкции кресла: оно должно обеспечивать равномерность распределения сил тяжести частей тела на опорные поверхности для избежания статического напряжения больших мышечных групп и позвоночного столба.

Интенсивная работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук.

Основной блок клавиш на клавиатуре разбит на две части, развернутые вовне таким образом, что пользователю волей- неволей приходится раздвигать руки и расставлять локти.

Фирмой Microsoft разработана эргономическая клавиатура, которая своеобразной конструкцией призвана снизить нагрузку на руки.

Работа с дисплеем предполагает прежде всего визуальное восприятие отображенной на экране монитора информации, поэтому значительной нагрузке подвергается зрительный аппарат работающих с ПК.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), люди, связанные с работой на ПК, вынуждены каждые 6 — 9 месяцев менять очки на более сильные.

Среди профессиональных операторов отмечается повышенная частота заболеваний глаукомой и катарактой.

Правильное положение за компьютером Помещение во время работы с компьютером должно быть хорошо освещено.

Освещение в помещениях ПК должно быть смешанным: естественным, — за счет солнечного света, — и искусственным.

Запрещается работа с компьютером в темном или полутемном помещении!! Рабочее место с ПК должно располагаться по отношению к оконным проемам таким образом, чтобы естественный свет падал сбоку, предпочтительнее слева.

Следует избегать большого контраста между яркостью экрана и окружающего пространства.

Оптимальным считается их выравнивание.

Размещение рабочих мест относительно друг друга, окон и стен помещения.

Работа компьютера сопровождается акустическими шумами, включая ультразвук.

Снизить уровень шума в помещении, где находится компьютер можно использованием звукопоглощающих материалов.

Дополнительным звукопоглощением служат занавеси из плотной ткани.

Статистика свидетельствует, что работа за компьютером нарушает нормальное течение беременности, повышает вероятность выкидыша и часто является причиной появления на свет детей с врожденными пороками, из них наиболее существенными бывают дефекты развития головного мозга.

Не рекомендуется работать за ПК больше двух часов подряд без перерыва.

СимптомыCVS (СКС – синдрома компьютерного стресса) у части пользователей обнаруживаются через 2 ч.

непрерывной работы перед экраном, у большинства – через 4 ч.

и практически у всех – через 6 ч.

СКС проявляется головной болью, воспалением слизистой оболочки глаз, повышенной раздражительностью, вялостью и депрессией, сонливостью, утомляемостью, непроходящей усталостью (даже после отдыха), головными болями, болями в разных частях тела, нарушением визуального восприятия, ухудшением сосредоточенности и работоспособности.

В процессе работы по возможности, чтобы уменьшить отрицательное влияние монотонности, следует менять тип и содержание деятельности.

Через каждые 45 – 60 минут следует устраивать перерывы продолжительностью 10 – 20 минут, во время которых рекомендуется выполнять комплексы физических упражнений.

Нельзя работать при плохом самочувствии и перед сном.

Это разрушает нервную систему, нарушает сон.

Хотя картина воздействия компьютеров на организм человека, описанная выше, выглядит довольно мрачной, нужно помнить, что подобные последствия возможны лишь в случае абсолютного игнорирования мер безопасности и гигиенических норм.

Профилактические и оздоровительные методики и технологии отечественных и зарубежных авторов позволят свести к минимуму негативное воздействие компьютера на Ваше здоровье, сделать работу на ПК приятным и увлекательным занятием.1.

Демирчоглян, Человек у компьютера: как сохранить здоровье, М.: ТЕРРА-книжный клуб, 2001.2.

Энциклопедия для детей.

Иллюстрации из журналов: КомпьюАрт, Kosmopolitan

Санитарно гигиенические нормы работы компьютером

В соответствии с СанПиН: 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к ВДТ и ПЭВМ. Организация работы»

Все вредности возникающие при работе ВДТ и ПЭВМ можно разделить на три группы:

  1. Параметры рабочего места и рабочей зоны.
  2. Визуальные факторы (яркость, контрастность, мерцание изображения, блики).
  3. Излучения (рентгеновское, электромагнитное излучение ВЧ и СВЧ диапазона, гамма-излучение, электростатические поля).

Внедрение ЭВМ имеет как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, это обеспечение более высокой эффективности производства за счет совершенствования технологического процесса и повышение производительности труда, а с другой — увеличение нагрузки на работающих в связи с интенсификацией производственной деятельности и специфическими условиями труда.

Условия труда работающих с ЭВМ характеризуются возможностью воздействия на них следующих производственных факторов: шума, тепловыделений, вредных веществ, статического электричества, ионизирующих и неионизирующих излучений, недостаточной освещенности, параметров технологического оборудования и рабочего места.

Основными источниками шума в помещениях, оборудованных вычислительной техникой, являются принтеры, плоттеры, множительная техника и оборудование для кондиционирования воздуха, вентиляторы систем охлаждения, трансформаторы.

Для снижения шума и вибрации в помещениях вычислительных центров оборудование, аппараты необходимо устанавливать на специальные фундаменты и амортизирующие прокладки, предусмотренные нормативными документами.

Уровень шума на рабочих местах не должен превышать 50 дБА. Нормируемые уровни шума обеспечиваются путем использования малошумного оборудования, применением звукопоглощающих материалов (специальные перфорированные плиты, панели, минераловатные плиты). Кроме того, необходимо использовать подвесные акустические потолки.

В помещениях с избытком тепла необходимо предусматривать регулирование подачи теплоносителя для соблюдения нормативных параметров микроклимата. Микроклиматические условия на рабочих местах в помещениях с вычислительной техникой должны соответствовать требованиям, указанным в табл.4.1

Таблица 4.1 Микроклимт производственных помещений
Период года Температура воздуха, o С Скорость движения воздуха, м/с Относительная влажность воздуха, %
Холодный 22-24 до 0,1 40-60
Теплый 23-25 0,1-0,2 40-60

Воздух, поступающий в рабочие помещения операторов ЭВМ, должен быть очищен от загрязнений, в том числе от пыли и микроорганизмов. Патогенной микрофлоры быть не должно.

Кондиционирование воздуха должно обеспечивать поддержание параметров микроклимата в необходимых пределах в течение всех сезонов года, очистку воздуха от пыли и вредных веществ, создание необходимого избыточного давления в чистых помещениях для исключения поступления неочищенного воздуха. Температура подаваемого воздуха должна быть не ниже 19 o С.

Температуру в помещении следует регулировать с учетом тепловых потоков от оборудования. Предпочтение должно отдаваться оборудованию с малой электрической мощностью. Оборудование надо устанавливать так, чтобы тепловые потоки от него не были направлены на операторов. Следует также ограничивать количество вычислительной техники в помещении и избегать напольных отопительных систем.

Для предотвращения образования и защиты от статического электричества необходимо использовать нейтрализаторы и увлажнители, а полы должны иметь антистатическое покрытие. Допустимые уровни напряженности электростатических полей не должны превышать 20 кВ в течение 1 часа.

ПЭВМ являются источниками широкополостных электромагнитных излучений:

  • мягкого рентгеновского;
  • ультрафиолетового 200-400 нм;
  • видимого 400-750 нм;
  • ближнего ИК 750-2000 нм;
  • радиочастотного диапазона 3кГц;
  • электростатических полей.

Экспозиционная мощность дозы рентгеновского излучения в любой точке пространства на расстоянии 5 см от поверхности ПЭВМ не должна превышать 7,74·10-12 А/КГ, что соответствует эквивалентной дозе 0,1 мБэр/ч или 100 мкр/ч, согласно санитарным нормам и правилам работы с источниками рентгеновского излучения. Ультрафиолетовое излучение в диапазоне 200-315 нм не должно превышать 10 мкВт/м 2 , излучение в диапазоне 315-400 нм и видимом диапазоне 400-750 нм -0,1 Вт/м 2 , в ближнем ИК-диапазоне — 2000нм — 1мм-4 Вт/м 2 . Уровни напряженности электростатического поля не должны превышать 15 кВ/м.

В целях предосторожности следует обязательно использовать защитные экраны, а также рекомендуется ограничивать продолжительность работы с экраном ВДТ, не размещать их концентрированно в рабочей зоне и выключать их, если на них не работают.

Наряду с этим нужно устанавливать в помещении с ВДТ ионизаторы воздуха, чаще проветривать помещение и хотя бы один раз в течение рабочей смены очищать экран от пыли.

Важное место в комплексе мероприятий по созданию условий труда, работающих с ПЭВМ , занимает создание оптимальной световой среды, т.е. рациональная организация естественного и искусственного освещения помещения и рабочих мест.

Предусматриваются меры ограничения слепящего воздействия светопроемов, имеющих высокую яркость (8000 кд/м 2 и более), и прямых солнечных лучей для обеспечения благоприятного распределения светового потока в помещении и исключения на рабочих поверхностях ярких и темных пятен, засветки экранов посторонним светом, а также для снижения теплового эффекта от инсоляции.

Для работы на ЭВМ с ВДТ рекомендуются помещения с односторонним боковым естественным освещением с северной, северо-восточной или северо-западной ориентацией светпроемов. Площадь световых проемов должна составлять 25% площади пола. Удовлетворительное естественное освещение проще создать в небольших помещениях на 5-6 рабочих мест, а больших помещений с числом работающих более 20, лучше избегать. В случае, если экран ПЭВМ обращен к окну, должны быть предусмотрены специальные экранизирующие устройства.

Искусственное освещение в помещениях и на рабочих местах должны создавать хорошую видимость информации на экране ЭВМ. При этом в поле зрения работающих должны быть обеспечены оптимальные соотношения яркости рабочих и окружающих поверхностей. Наиболее оптимальной для работы с экраном является освещенность 200 лк, при работе с экраном в сочетании с работой над документами — 400 лк.

На рабочем месте необходимо обеспечивать возможно большую равномерность яркости, исключая наличие ярких и блестящих предметов, для снижения монотонности в поле зрения рекомендуется отдельные пестрые поверхности.

Для освещения рабочих мест применяется комбинированное освещение (общее плюс местное), хотя более предпочтительно общее освещение из-за большего перепада яркостей на рабочем месте при использовании светильников местного освещения.

Для общего освещения используются в основном потолочные или встроенные светильники с люминесцентными лампами. Яркость должна быть не более 200 кд/м 2 . Источники света лучше использовать нейтрально-белого или «теплого» белого цвета с индексом цветопередачи не менее 70. Для исключения засветки экранов прямыми световыми потоками светильники общего освещения располагают сбоку от рабочего места, параллельно линии зрения оператора.

Наиболее подходящими светильниками являются светильники типа ЛБ, ВУПРА и другие аналогичные. При использовании светильников с люминесцентными лампами необходимо принимать меры по ограничению пульсации освещенности в пределах до 5 %.

Местное освещение на рабочих местах обеспечивается светильниками, устанавливаемыми непосредственно на рабочем столе или на вертикальных панелях специального оборудования. Они должны иметь непросвечивающий отражатель и располагаться ниже или на уровне линии зрения операторов, чтобы не вызывать ослепления.

Так как при работе на компьютере основная нагрузка ложится на глаза, поэтому большие требования предъявляются к видеотерминальным устройствам (экранам). Предпочтительным является плоский экран, позволяющий избежать наличие на нем ярких пятен за счет отражения световых потоков. Особенно важен цвет экрана. Он должен быть нейтральным. Допустимы ненасыщенные светло-зеленые, желто-зеленые, желто-оранжевые, желто-коричневые тона.

О качестве экранов судят по отсутствию мерцания и постоянству яркости. При прямом контрасте (темные символы на светлом фоне) частота мельканий должна быть не менее 80Гц. Оптимальная высота расположения экрана должна соответствовать направлению взгляда оператора в секторе 5-35 o по отношению к горизонтали. Большой наклон экрана может привести к появлению бликов от светильников. При работе с ЭВМ взгляд должен падать на экран под прямым углом и отклоняться от горизонтали на 20 o .

Условия зрительного восприятия информации на экране зависят от параметров экрана, плотности их размещения, контраста и соотношения яркостей символов и фона экрана.

Видеотерминальное устройство должно отвечать следующим техническим требованиям:

  • яркость свечения экрана — не менее 100 кд/м 2 ;
  • минимальный размер светящейся точки — не более 0,4 мм для монохромного дисплея и не более 0,6 мм — для цветного;
  • контрастность изображения знака — не менее 0,8;
  • частота регистрации изображения при работе с позитивным контрастом в режиме обработки текста — не менее 72 Гц;
  • количество точек на строке — не менее 640;
  • низкочастотное дрожание изображения в диапазоне 0,05-1,0 Гц должно находиться в пределах 0,1 мм;
  • экран должен иметь антибликовое покрытие;
  • размер экрана должен быть не менее 31 см по диагонали, а высота символов на экране не менее 3,8 мм, при этом расстояние от газ оператора до экрана должно быть в пределах 40-80 см.

Клавиатура дисплея не должна быть жестко связана с монитором. Она должна располагаться на расстоянии 600-700 мм. В клавиатуре необходимо предусмотреть возможность звуковой обратной связи от включения клавиш с возможностью регулировки. Размер клавиш — в пределах 13-15 мм, сопротивление — 0,25-1,5 Н. Поверхность клавиш должна быть вогнутой, расстояние между ними — не менее 3мм. Наклон клавиатуры должен находиться в пределах 10-15 o . Клавиатура располагается на поверхности стола на расстоянии 100-300 мм от края.

Видеомонитор должен быть оборудован поворотной площадкой, позволяющей перемещать ВДТ в горизонтальной и вертикальной плоскостях в пределах 130-220 мм и изменять угол наклона экрана на 30 o во фронтальной плоскости.

При работе с текстовой информацией (в режиме ввода данных, редактирования текста и чтения с экрана ВДТ) наиболее физиологичным является предъявление черных знаков на светлом фоне.

При расстоянии от глаз до экрана — 600-700 мм, высота знака должна быть не менее 3-4 мм, расстояние между знаками — 15-20; от его высоты. Количество точек на строке — не менее 640.

Яркость символов на экране должна согласовываться с яркостью фона экрана и окружающим освещением. Нижней границей уровня яркости светящихся символов считается 30 кд/м 2 , верхняя определяется значением слепящей яркости. При прямом контрасте яркостный контраст должен составлять 75-80% с возможностью регулировки яркости фона экрана, а при обратном контрасте (светлые символы на темном фоне) — 85-90% с возможностью регулировки яркости фона экрана. Коэффициент контрастности символов на экране при их оптимальных размерах считается благоприятным в пределах 5-10 для обратного контраста и в пределах 8-12 — для прямого.

Для устранения бликов и снижения влияния электромагнитного излучения экраны ВДТ должны быть снабжены защитными фильтрами.

Требования к оборудованию рабочих мест


    Рабочий стол должен регулироваться по высоте в пределах 680-800 мм; при отсутствии такой возможности его высота должна составлять 725 мм. Оптимальные размеры рабочей поверхности столешницы — 1400х1000 мм. Под столешницей рабочего стола должно быть свободное пространство для ног с размером по высоте не менее 600 мм, по ширине — 500 мм, по глубине — 650 мм. На поверхности рабочего стола для документов необходимо предусматривать размещение специальной подставки, расстояние которой от глаз должно быть аналогично расстоянию от глаз до клавиатуры, что позволяет снизить зрительное утомление.

Рабочий стул (кресло) должен быть снабжен подъемно-поворотным устройством, обеспечивающим регуляцию высоты сидений и спинки; его конструкция должна предусматривать также изменение угла наклона спинки. Рабочее кресло должно иметь подлокотники.

Регулировка каждого параметра должна легко осуществляться, быть независимой и иметь надежную фиксацию. Высота поверхности сидения должна регулироваться в пределах 400-500 мм. Ширина и глубина сиденья должна составлять не менее 400 мм.

Высота опорной поверхности спинки должна быть не менее 300 мм, ширина — не менее 380мм. Радиус ее кривизны в горизонтальной плоскости — 400 мм. Угол наклона спинки должен изменяться в пределах 90-110 o к плоскости сиденья. Материал покрытия рабочего стула должен обеспечивать возможность легкой очистки от загрязнения. Поверхность сиденья и спинки должна быть полумягкой, с нескользящим, не электризующим и воздухопроницаемым покрытием.

  • На рабочем месте необходимо предусматривать подставку для ног. Ее длина должна составлять 400 мм ширина — 300 мм. Необходимо предусматривать регулировку высоты в пределах от 0 — 150 мм и угла её наклона в пределах 0 — 200. Она должна иметь рифленое покрытие и бортик высотой 10 мм по нижнему краю.
  • Режим труда и отдыха при работе с ПЭВМ и ВДТ должен организовываться в зависимости от вида и категории деятельности.

    Виды деятельности подразделяются на следующие группы:

    • группа А — работа по считыванию информации с ВДТ или ПЭВМ с предварительным запросом;
    • группа Б — работа по вводу информации;
    • группа В — творческая работа в режиме диалога.

    Для видов деятельности устанавливаются три категории (I, II, III) тяжести и напряженности работы с ПЭВМ и ВДТ

    Время непрерывной работы для I кат. — 2 часа; для II и III категории 1,5-2 часа. Сумма времени регламентированных перерывов при 8 — часовом рабочем дне составляет для I кат. — 30 мин.; для II кат. — 50 мин.; для III кат. — 70 мин.

    Режим труда и отдыха операторов, работающих с ЭВМ, должен быть следующим: через каждый час интенсивной работы необходимо устраивать 15 — минутный перерыв, при менее интенсивной через каждые 2 — часа. Эффективность регламентируемых перерывов повышается при их сочетании с производственной гимнастикой. Производственная гимнастика должна включать комплекс упражнений, направленных на восполнение дефицита двигательной активности, снятие напряжения мышц шеи, спины, снижение утомления зрения. Она проводится в течение 5 — 7 мин. 1 — 2 раза в смену.

    При профессиональном отборе работников ЭВМ основное внимание обращается на состояние органов зрения: состояния мышечного равновесия глаз, положительный запас аккомодации, цветовую чувствительность, остроту зрения, рефракционную способность глаз, контрастную чувствительность и поле зрения.

    Санитарно гигиенические нормы работы компьютером

    Современный компьютер сам по себе не столь опасен, как и любой другой сложный бытовой прибор (например, телевизор или микроволновая печь). Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья человека, связанные с его применением в повседневной бытовой жизни или производственной деятельности.

    К каким именно хроническим заболеваниям может привести пренебрежение пользователями ПК по выполнению санитарно-гигиенических правил работы с компьютером?

    Медики и специалисты в области производственной гигиены традиционно

    выделяют пять основных групп, так называемых «компьютерных» заболеваний, возникновение и развитие которых люди зачастую сами

    провоцируют у себя, проводя необоснованно много времени в общении с монитором и клавиатурой ПК.

    К ним относятся:

    1) заболевания органов зрения;

    2) заболевания опорно-двигательной системы (включая болезни суставов

    и мышц кистей и предплечий рук вследствие их хронического переутомления);

    3) заболевания желудочно-кишечного тракта или половых органов (включая анорексию и геморрой);

    4)заболевания сердечнососудистой системы (включая болезни, обусловленные гиподинамией и гиповолемией);

    5) нервные расстройства и заболевания различной этиологии (включая эпилептические статусы (припадки) различной природы).

    Основной причиной развития «компьютерных» заболеваний являются не технические средства, а их неграмотная эксплуатация, сопряженная с нарушением гигиенических правил и норм, знание которых становится все более актуальным для пользователей персональных компьютеров.

    Компьютер, как и всякое любое иное техническое устройство, использующее для своей работы электроэнергию, преобразует ее в различные излучения–электромагнитное, ионизирующее, тепловое и т.д.

    Какие же объективные физические воздействия может оказать компьютер на окружающую среду рабочего места и оператора, не связанные непосредственно с деятельностью последнего?

    Проектировщики и производители компьютеров, а также ученые — гигиенисты традиционно выделяют множество факторов способных в случае чрезвычайной интенсивности проявления создать окружающую среду рабочей зоны компьютера неблагоприятной для здоровья пользователя, а при комбинированном воздействии–даже агрессивной.

    Наиболее ранними клиническими проявлениями последствий воздействия электромагнитного излучения на человека являются функциональные

    нарушения со стороны нервной системы, проявляющиеся, прежде всего, в виде вегетативных дисфункций неврастенического и астенического синдрома. Лица, длительное время находившиеся в зоне излучения, предъявляют жалобы на слабость, раздражительность, быструю утомляемость, ослабление памяти, нарушение сна. Нередко к этим симптомам присоединяются расстройства вегетативных функций.

    Абсолютно все компьютеры являются источниками повышенного уровня шума.

    Повышение уровня прямой и отраженной блесткости экрана, а также его

    ослепленности, пульсации светового потока, неравномерность распределения яркости в поле зрения и повышенная яркость светового изображения также являются факторами негативного воздействия на организм человека.

    Основным нормативным документом, определяющим гигиенические требования к организации труда на компьютере, являются Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

    Все гигиенические требования к организации труда с применением компьютеров условно можно разделить на три группы:

    1) требования к помещениям, где организована и осуществляется подобная трудовая или учебная деятельность;

    2) требования к оборудованию индивидуального рабочего или учебного места;

    3) требования к организации труда или учебного процесса с использованием компьютерной техники.

    Каждое производственное или учебное помещение, в котором осуществляется работа с компьютерами, должно иметь комбинированное–

    естественное и искусственное – освещение. Поэтому не допускается размещение рабочих мест, оборудованных компьютерами, в подвальных помещениях, а в образовательных учреждениях всех видов — еще и на цокольных этажах (в полуподвалах), причем высота потолков в компьютерных аудиториях или классах должна быть не менее 4 м, а сами они не должны располагаться вблизи помещений, в которых «уровни шума и вибрации превышают нормируемые значения» (механические цеха, мастерские, гимнастические залы и т.п.).

    Все подобные производственные помещения и учебные классы должны быть оснащены принудительной приточно-вытяжной вентиляцией и увлажнителями воздуха, заправляемыми ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой.

    Для отделки интерьера производственных и учебных помещений, в которых эксплуатируются компьютеры, запрещается использовать полимерные строительные материалы (древесностружечные плиты, слоистый бумажный пластик, синтетические стеновые и ковровые покрытия и др.), выделяющие в воздух вредные химические вещества.

    Особые требования предъявляются к микроклимату помещений, в которых

    пользователи работают с компьютерами: оптимальная температура нормативно должна составлять от 18 до 25°С, а относительная влажность воздуха – от 40 до 60 % при его движении в 0,1-0,2 м/с.

    Для образовательных учреждений всех видов Правила устанавливают более жесткие санитарно-гигиенические нормы микроклимата: температура воздуха в компьютерных классах должна поддерживаться в рамках 19-21°С, а относительная влажность в пределах 55-62%.

    В целях поддержания микроклимата в пределах, установленных санитарными нормами, в учебных классах, в которых расположены компьютеры, ежедневно должна проводиться влажная уборка и заправка увлажнителей воздуха.

    В течение учебного дня – регулярно осуществлять аэрацию: соответствующие помещения перед началом и после каждого часа учебных занятий должны быть проветрены, что обеспечивает улучшение качественного состава воздуха, в том числе и аэроионный режим.

    Помимо гигиенических требований к микроклимату Правила содержат также предельно допустимые уровни шума компьютерной техники на рабочих местах пользователей. В частности, согласно им во всех учебных помещениях уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 ДБА, в офисных и производственных помещениях, где работа с компьютером не является основной, 60 ДБА.

    Сегодня на первый план в качестве источников возникновения у пользователей ПК различного рода хронических заболеваний, которые мы называем псевдо «компьютерными», выходят статические нагрузки на организм человека вследствие малоподвижного характера работы, а также развивающихся на этом фоне гипокинезии (недостатка движения), гиподинамии (недостатка физической нагрузки) и гиповолемии (нарушения перераспределения крови).

    Поэтому современные требования к организации режима труда и отдыха пользователей компьютеров призваны защитить человека не от машины, а от самого себя, от функциональных стереотипов поведения, способных стать причиной возникновения целого комплекса заболеваний.

    Чтобы избежать осложнений здоровья психосоматической или гипокинезической этиологии (происхождения) у всех категорий работников, чья трудовая деятельность связана с работой с компьютером, существуют некоторые гигиенические требования к организации режима труда и отдыха таких людей.

    В течение рабочего дня для всех пользователей компьютеров, непосредственно и постоянно работающих с этой техникой, помимо обязательного обеденного перерыва, устанавливаемого федеральным законодательством о труде, «для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей, на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы».

    10 важнейших гигиенических требований при работе с компьютером

    1. Расположите компьютер или его монитор к окну боком, чтобы свет на него падал слева.

    2. При организации и оборудовании рабочего места приобретайте мебель в соответствии с ростом пользователя компьютера.

    3. Ежедневно перед началом работы обязательно убирайте пыль на рабочем месте.

    4. Перед началом и по окончании работы, а также в обеденный перерыв проводите аэрацию (проветривание) помещения, где работает компьютер.

    5. Ежедневно проводите влажную уборку в помещении, где работает компьютер.

    6. При непрерывной работе с компьютером каждые 2 часа делайте перерыв на 15 минут для отдыха и выполнения комплекса физкультурно-оздоровительных упражнений.

    7. Следите за соотношением освещенности экрана монитора компьютера и окружающего пространства, оно не должно быть меньше, чем 5 : 1.

    8. При работе с компьютером расстояние от глаз пользователя до монитора должно составлять 600-700 мм, но не менее 500 мм.

    9. Следите за осанкой: спина должны быть прямая, руки в локтях должны быть согнуты под прямым углом.

    10. Регулярно проходите профилактический врачебный осмотр.

    Санитарно-гигиенические нормы при использовании компьютеров.

    Важным моментом для использования компьютерной техники являются выбор, подготовка и оборудование соответствующих учебных помещений.

    С любого места классной комнаты учащиеся должны достаточно хорошо и разборчиво слышать преподавателя, видеть все, что он демонстрирует. Демонстрация изображений проходит наилучшим образом, если ширина аудитории равна 0,6 ее длины, высота 0,4 длины. Эти параметры важно учитывать для получения хорошей акустики и уменьшения возможной реверберации звучания, особенно в больших (на 200 человек и более) аудиториях.

    Кабинет или класс с компьютерной техникой целесообразно располагать на северной или северо-западной стороне, куда не попадают прямые солнечные лучи, с окнами на одной стороне для облегчения автоматического зашторивания.

    Помещение должно отвечать также и правилам техники пожаробезопасности. Для этого лучше иметь две двери, открывающиеся наружу. Первый ряд стульев для учащихся следует располагать на расстоянии 1,5-кратной ширины экрана.

    Немаловажную роль в общих требованиях к помещению играет и цветовая окраска стен. Не следует окрашивать их в яркие тона, желательно подбирать цвета холодных тонов (голубые, светло-серые, зеленоватые); при этом стенку, на которой установлен экран, окрашивают более темным цветом.

    Для оборудования помещений экранами при таком варианте используют диффузно-рассеивающие материалы из бело-матового пластика с коэффициентом отражения 0,76-0,8.

    Оптическое расстояние аппаратуры до экрана выбирают в зависимости от необходимой ширины изображения, которая для нормальных условий восприятия должна равняться 0,2 длины помещения.

    Расстояние от экрана до первого ряда зрителей зависит от мощности аппарата и размера экрана. При значительных размерах экрана педагог имеет возможность устанавливать проектор на большом расстоянии, увеличивая изображение. Это в свою очередь позволяет удобно располагать перед экраном 25-30 чел.

    Размер изображения рассчитывается следующим образом: для определения его ширины длина групповой комнаты делится на 5, например 8 м:5 = 1,6 м. Высота экрана от пола при демонстрации должна составлять 1,1-1,5 м. Нельзя допускать проекцию изображения на стену или бумагу, так как это значительно ухудшает его качество и отрицательно сказывается на зрении детей.

    В гигиеническом отношении важен и такой фактор, как степень утомления учащихся к моменту просмотра. Рекомендуется, чтобы до уроков с применением компьютерной техники или вслед за ними проводились занятия, не выпивающие значительного напряжения внимания и зрения. Общее число учебных передач не должно превышать 4-8 часов в неделю.

    Затемнение окон шторами способствует повышению температуры воздуха и увеличению его влажности, возрастает концентрация углекислого газа, поэтому необходимо соблюдать воздушный режими помещениях, обеспечивать эффективное проветривание перед началом занятия и после его окончания.

    Длительность применения компьютеров для учащихся младших классов допустима в пределах 12-15 мин. Если при этом используется музыка, то время увеличивается до 20 мин. Для учащихся среднего и старшего возраста норма составляет 25-30 мин.

    Длительность применения компьютеров во многом определяется характером учебного предмета.

    Наблюдения за эффективностью уроков с применением компьютерной техники показывают, что при правильной организации работы учащиеся хорошо усваивают учебный материал. Но для сохранения высокой работоспособности учащихся и обеспечения эффективности использования компьютерной техники необходимо также, как и при проведении урока вообще, своевременно менять методы и приемы учебной работы.При однообразной структуре урока, несмотря на интересную передачу, учащиеся быстро устают, так как утомительно в продолжение всего урока заниматься одним и тем же видом деятельности: только смотреть, только слушать или только писать. Даже старшеклассники не обладают еще достаточными навыками слушать и записывать лекции без обратной связи с педагогом.

    Компьютер желательно применять через 5-10 мин после начала урока.

    Важное значение имеет и дозировка уроковс применением компьютерной техники. В течение недели количество таких уроков для учащихся младших классов не должно превышать 3-4, старших классов — 4-6. Обязательным минимумом в течение учебного года для всех учащихся можно считать 136 ч, а максимумом (для профильных школ, оснащенных современной техникой) — 442 ч.

    При составлении расписания уроков необходимо предусмотреть, чтобы уроки с использованием экрана не шли один за другим, вслед за занятиями с применением компьютерной техники не ставились уроки изобразительного искусства, черчения, труда, т. е. тех дисциплин, которые связаны со значительным зрительным напряжением, потому что у учащихся после уроков с применением экранных пособий значительно снижаются работоспособность, учебная активность.

    Психофизиологические особенности обучающихся (быстрая утомляемость, недостаточное произвольное внимание) определяют высокие требования к организации занятий с использованием компьютерной техники.

    Необходимо учитывать, что большой объем информации и ее эмоциональная окрашенность увеличивают напряжение, ускоряют темп работы (дети практически не отвлекаются), в результате возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому не следует злоупотреблять использованием компьютерной техники, необходимо чередовать различные методы и приемы работы.

    Для сохранения у дошкольников высокого уровня внимания и работоспособности надо правильно определять продолжительность просмотра или прослушивания. Так, повторное включение проектора на занятиях следует производить с интервалами в 5-7 мин. Повышается уровень внимания и восприятия детей, если подобрать к звукозаписям зрительный материал: кадры из фильмов, фотографии, репродукции и т.п. В расписании дня целесообразно сочетать занятия с применением экранных пособий с музыкальными или физкультурными, но не прослушивать звукозаписи после музыкальных занятий.

    От затемнения помещениязависит контрастность изображения. Однако полное затемнение резко снижает качественный показатель занятия. Недопустимо частое включение и выключение освещения, что отрицательно влияет на зрение и психическое состояние обучающихся. Целесообразно предусмотреть частичное затемнение окон, расположенных непосредственно у экрана, а не затемнять аудиторию полностью.

    Существует несколько вариантов затемнения окон: вертикальное, горизонтальное(эти способы наиболее часто встречаются в учебных заведениях), зенитноезашторивание и установка жалюзии межоконных рамах. Применяя схему с экранами на просвет, в классе устанавливают декоративные шторы, предотвращающие доступ прямых солнечных лучей.

    В вечернее время частичное затемнение создается светильниками, которые разбиты на две группы и включаются как с пульта, так и выключателями, расположенными при входе в аудиторию. Во время демонстрации группу светильников, расположенных у экрана, выключают. Иногда в классах устанавливают на боковых стенах бра со щитками со стороны экрана.

    Управление аппаратурой и вспомогательным оборудованиемучитель осуществляет с помощью ассистента или дистанционно. Второй вариант более приемлем: он дает преподавателю свободу и оперативность в пользовании аудиовизуальной техникой.

    Разрабатывая пульт дистанционного управления, нужно исходить из следующих требований: дистанционным управлением необходимо охватить всю или, по крайней мере, большинство установленной аппаратуры; управление оборудованием аудитории должно быть связано с минимальным количеством операций; в пульте надо установить устройства, задающие программу выполнения операций по управлению аппаратурой и предотвращающие ее выход из строя. В случае полного затемнения класса предусматривают подсветку пульта и текста.

    Очень удобно при оборудовании классов устанавливать однотипные пульты управления во всех комплексах. Приходя в разные классы, преподаватель не должен изучать новый пульт, это оградит его от возможных ошибок во время демонстрации.

    Перед работой учащихся на ЭВМ следует ознакомить их с правилами работы в кабинете вычислительной техники, с требованиями безопасности и гигиены труда. Взаимодействие обучаемых с компьютерами влияет на их психофизиологическое состояние. Увеличивается частота сокращений сердечной мышцы (более чем и два раза по сравнению с безмашинным обучением). Постоянная статическая нагрузка при работе с дисплеями, неподвижность рабочей позы приводят к болям в мышцах рук, шеи, плеч и спины нарушениям опорно-двигательного аппарата. Развивается умственное утомление, изменяется мозговое кровообращение. Высокие умственные и психоэмоциональные перегрузки наблюдаются, по данным разных авторов, у 15-70% учащихся, работающих на компьютере, причем у интравертов напряженность больше, по сравнению с экстравертами. У учащихся с замедленным протеканием нервных процессов чаще возникает тревожно-напряженное состояние из-за недостатка отводимого на выполнение работы времени. Следовательно, необходима строгая временная дозировка работы с компьютером: чередование периодов работы с отдыхом, просмотром или прослушиванием блоков психологической разрядки, имеющихся в обучающих программах, а лучше прекращение работы с компьютером на определенное время и выполнение специальных упражнений для снятия утомления и напряжения.

    Для физического и психического здоровья детей важны интеллектуальная ценность используемых программ, качество применяемой аппаратуры, рациональность режима работы, стиль преподавания, содержание и формы обучения.

    Не всегда учащиеся положительно настроены на работу с компьютером. На начальных этапах возможно появление тревожного чувства, связанного с новизной ситуации, страхом не справиться со сложной и незнакомой техникой или с желанием как можно быстрее освоить ее. Иногда потеря интереса к работе с ЭВМ может быть исвязана с преувеличением ожиданий, когда ребенок думает, что машина все за него решит и сделает.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Похожих постов не найдено

    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит