Резерв предстоящих отпусков бюджетном учреждении, резерв предстоящих отпусков бюджетном учреждении

Содержание
  1. Резерв предстоящих отпусков бюджетном учреждении
  2. Резерв отпусков в балансе
  3. НПА:Инструкция по применению плана счетов для органов гос. власти и МСУ (утв. приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н):Счет 40160
  4. Резерв на оплату отпусков в бухгалтерском учете
  5. Доходы и расходы будущих периодов
  6. Резервы отпусков в бюджетном учреждении
  7. Как создать резерв на оплату отпусков
  8. Целесообразность резерва
  9. Создаем резерв
  10. Расчет резерва ипериод его создания
  11. Изменение размера резерва
  12. Резервы предстоящих расходов бюджетных и автономных учреждений
  13. Нюансы налогообложения
  14. Резервы предстоящих расходов бюджетных и автономных учреждений
  15. Резервы отпусков в государственных учреждениях
  16. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков
  17. Можно ли выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении работников списывать за счет резерва на оплату отпусков?
  18. Можно ли использовать текущий резерв на выплату вознаграждений за предыдущий год?
  19. Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств
  20. Формирование резервов на оплату отпусков
  21. Порядок формирования резерва
  22. Бухгалтерский учет резервов
  23. Налоговый учет резервов
  24. Порядок создания резерва предстоящих отпусков в бюджетном учреждении
  25. Бухгалтерский учет
  26. К сведению
  27. Налоговый учет
  28. К сведению

Резерв предстоящих отпусков бюджетном учреждении

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок создания резерва предстоящих отпусков для целей бухгалтерского и налогового учета в бюджетном учреждении?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Резерв отпусков в балансе

НПА:Инструкция по применению плана счетов для органов гос. власти и МСУ (утв. приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н):Счет 40160

Полное наименование: Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению(в редакции, действующей по состоянию на 10.04.2016)

← Счет 40150 ↑ V Счет 40200 →

Счет 40160 «Резервы предстоящих расходов»
Источник ГАРАНТ

302.1. Счет предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения:

возникающих вследствие принятия иного обязательства (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств):

предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;

предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;

иных аналогичных предстоящих оплат;

возникающих в силу законодательства Российской Федерации при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;

возникающих из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также ожидаемых судебных расходов (издержек), в случае предъявления учреждению согласно законодательству Российской Федерации претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов;

по обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру в виду отсутствия первичных учетных документов;

по иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан.

Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов, по видам создаваемых резервов.

Резерв на оплату отпусков в бухгалтерском учете

На предприятии оптовой торговли создается резерв на оплату предстоящих отпусков (в налоговом учете данный резерв не создается). Как отразить в бухгалтерском учете формирование и использование резерва на оплату отпусков?

Вопрос отнесения обязательств организации по оплате отпусков к оценочным и, соответственно, регламентации данной сферы нормами ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» был урегулирован приказом Минфина России от 14.02.2012 N 23н путем внесения поправки в пп. «а» п. 2 ПБУ 8/2010. Из указанного подпункта следует, что действие ПБУ 8/2010 распространяется на обязательства, возникающие из трудовых договоров (к которым относится и предоставление оплачиваемого отпуска).

При этом алгоритм формирования резерва на оплату отпусков ПБУ 8/2010 не установлен. Данный алгоритм следует установить самостоятельно и закрепить в учетной политике организации.

Минфин России в письме от 27.01.2012 N 07-02-18/01 указал, что оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете организации в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству. Наиболее достоверная оценка расходов представляет собой величину, необходимую непосредственно для исполнения (погашения) обязательства по состоянию на отчетную дату или для перевода обязательства на другое лицо по состоянию на отчетную дату.

Отсюда следует, что при формировании резерва на оплату отпусков необходимо учитывать следующие факторы:

— различные условия оплаты труда и предоставления отпуска отдельным категориям сотрудников;

— необходимость перечисления страховых взносов при предоставлении отпусков и т.п.

В бухгалтерском учете начисление резерва на оплату отпусков отражается записью (при этом предполагается, что начисление осуществляется ежемесячно):

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 96.

Поскольку в налоговом учете резерв не создается, при этом возникает временная разница на сумму начисленного резерва, которая приводит к образованию отложенного налогового актива (далее — ОНА):

Дебет 09 Кредит 68
— отражен ОНА.

Использование резерва на оплату отпусков отражается следующими записями по счетам бухгалтерского учета:

Дебет 96 Кредит 70
— начислены отпускные сотрудникам за счет резерва;

Дебет 96 Кредит 69
— на сумму отпускных начислены страховые взносы за счет резерва.

При этом происходит уменьшение временной разницы и ОНА, поскольку данные расходы признаются в целях налогообложения прибыли на основании пп. 2 п. 2 ст. 253 НК РФ:

Дебет 68 Кредит 09
— уменьшен ОНА.

В случае превышения начисленных отпускных над величиной резерва возникает вопрос его отражения. По данному вопросу мнения экспертных специалистов разошлись.

В материалах «Составляем бухгалтерский баланс за 2005 год» (М.С. Полякова, «Российский налоговый курьер», N 5, март 2006 г.), «Учёт переходящих отпусков» (Е. Петров, «Практический бухгалтерский учет», N 12, декабрь 2011 г.), «Вопрос: На счете 97 «Расходы будущих периодов» продолжают числиться суммы по отпускам будущих периодов. Но в бухгалтерском балансе сейчас строки такой нет. Как отразить суммы переходящего отпуска и надо ли учитывать отпуска будущих периодов в дальнейшем на счете 97?» (Н.Б. Лопатина, «Экономическое обозрение Дальневосточного региона», N 4 (148), апрель 2012 г.) эксперты придерживаются позиции, что в случае недостаточности суммы признанного оценочного обязательства затраты организации по погашению обязательства отражаются в бухгалтерском учете организации в общем порядке, то есть подлежат учету в составе расходов по обычным видам деятельности согласно п. 21 ПБУ 8/2010.

При этом в бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие записи:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 70
— отражено начисление отпускных в сумме превышения величины оценочного обязательства;

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 69
— отражено начисление страховых взносов по соответствующим видам обязательного страхования в сумме превышения величины оценочного обязательства.

Однако в материалах «Резерв расходов в 3 шага» (Т. Сударева, «Расчет», N 3, март 2011 г.), «Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации от 24.09.2010 N 03-03-06/1/617» (Е.А. Соболева, «Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера», N 11, ноябрь 2010 г.) отражена иная позиция экспертов, которая заключается в отражении сумм превышения фактически начисленных отпускных над величиной резерва с использованием счета 97 «Расходы будущих периодов».

При этом согласно п. 15 ПБУ 18/02 если суммы фактически начисленных отпускных превысят величину оценочного обязательства, то формируется отложенное налоговое обязательство (далее — ОНО).

В бухгалтерском учете при этом будут сделаны следующие записи:

Дебет 97 Кредит 70
— отражено начисление отпускных в сумме превышения величины оценочного обязательства;

Дебет 97 Кредит 69
— отражено начисление страховых взносов по соответствующим видам обязательного страхования в сумме превышения величины оценочного обязательства;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77
— отражено формирование ОНО.

После пересмотра величины оценочного обязательства в порядке п. 23 ПБУ 8/2010 суммы, накопленные на счете 97, будут списаны за счет увеличенного размера оценочного обязательства:

Дебет 96 Кредит 97
— списано за счет оценочного обязательства начисление отпускных и страховых взносов по соответствующим видам обязательного страхования в сумме превышения величины оценочного обязательства в предыдущих периодах;

Дебет 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77
— списана соответствующая часть ОНО.

Таким образом, организации необходимо закрепить в учетной политике выбранный порядок отражения в учете сумм превышения фактически начисленных отпускных величины оценочного обязательства (в составе расходов по обычным видам деятельности либо в составе расходов будущих периодов).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аксенов Михаил

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

Доходы и расходы будущих периодов

Доходы и расходы будущих периодов учреждения учитывают обособленно. Узнайте из подборки, какие операции относить к будущим периодам, как их правильно учесть и отразить в отчетности.

Как учесть доходы будущих периодов

Доходы будущих периодов возникают у бюджетных и автономных учреждений, когда они подписывают с учредителем соглашение о субсидии на госзадание на следующий год. Также учреждение получает доход будущих периодов, если:

  • продает имущество в рассрочку;
  • выполняет для заказчиков поэтапные работы (например, строительные);
  • продает абонементы (в бассейн, в спортзал и т. п.);
  • выращивает на продажу продукцию земледелия и животноводства (приплод, привес, прирост животных).

Всю сумму дохода будущих периодов сначала отразите на одноименном счете 401.40. В следующем году сумму постепенно списывайте в текущие доходы на счет 401.10. Если в конце года на счете 401.40 остались доходы будущих периодов, на финрезультат прошлых лет их не списывайте.

Что отнести на расходы будущих периодов

У учреждения возникают такие расходы:

  • оплата подписки на газеты и журналы;
  • страховая премия по договорам страхования (например, КАСКО, ОСАГО);
  • взносы на капремонт многоквартирных домов;
  • плата за сертификат ключа ЭЦП;
  • плата за пользование неисключительными правами (сайтом, компьютерной программой, справочной системой и т. п.).

Все они расходы будущих периодов. Такие затраты списывайте в текущий результат постепенно – в течение нескольких отчетных периодов. Если расход, который относится к будущим периодам, спишете сразу, он исказит текущую отчетность.

До того пока не наступит срок списания будущих расходов, учитывайте их обособленно – на счете 401.50 «Расходы будущих периодов». Сначала отразите на счете всю сумму таких затрат. Затем ее постепенно списывайте в текущий результат – на счет 401.20 или 109.00.

Резервы отпусков в бюджетном учреждении

15.02.2018

Журнал «Зарплата в бюджетном учреждении» № 1, Январь 2015

Как создать резерв на оплату отпусков

Целесообразность резерва

Изменениями, внесенными вИнструкцию № 157н, введен новый синтетический счет бухгалтерского учета 401 60 «Резервы предстоящих расходов».

Таким образом, на уровне нормативного акта закреплено право государственных и муниципальных учреждений создавать резервы предстоящих расходов, в том числе резервы на оплату отпусков.

В общем случае подобный резерв целесообразно формировать в случае, когда отпуска персоналу в течение календарного года предоставляются неравномерно: например, все или большая часть работников уходят в отпуск в летнее время – с мая по сентябрь. Вместе с тем при этом могут учитываться и иные факторы, в частности сезонность продаж учреждениями некоторых видов услуг (что обуславливает неравномерность поступления доходов) или специфика деятельности организации (например, в образовательных учреждениях большая часть отпусков приходится на летнее время, что связано с учебным процессом).

Создание резерва позволяет минимизировать расхождения в себестоимости оказываемых услуг (особенно в тех учреждениях, где удельный вес оплаты труда в себестоимости услуг является существенным). Поэтому второе условие, при котором создание резерва на оплату отпусков будет целесообразным, – формирование себестоимости реализуемых работ и услуг.

Создаем резерв

В настоящее время в государственных и муниципальных учреждениях в обязательном порядке формируется только себестоимость работ и услуг, выполняемых и оказываемых в рамках приносящей доход деятельности. Однако по совокупности изменений, планирующихся к внесению в Инструкцию № 174н (проект приказа выложен на официальном сайте Минфина России), предполагается формирование себестоимости и услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями в рамках основной деятельности (по выполнению государственного или муниципального задания). Таким образом, весьма вероятно, что с 2015 года станет обязательным и формирование себестоимости услуг, оказываемых учреждениями в рамках государственного или муниципального задания.

Непосредственно на размер финансовых потоков образование и использование резерва не влияет: суммы субсидий и доходов от реализации платных услуг поступают в соответствии с условиями соглашений и коммерческих договоров, а расходы на оплату отпусков производятся по фактическим случаям. Поэтому основной целью создания резерва в бухгалтерском учете является обеспечение возможности более качественного анализа показателей промежуточной бухгалтерской отчетности и планирование предстоящих расходов – как до окончания текущего года, так и на плановый период.

Еще одним доводом в пользу создания такого резерва может служить условие о выделении субсидий на выполнение государственного или муниципального задания: если субсидии выделяются в течение года равными долями (ежеквартально или ежемесячно), то в периоды, когда количество отпусков меньше среднегодового, субсидия будет предоставляться в размерах, несколько превышающих фактическую потребность, и это превышение может быть использовано в те периоды, когда количество отпусков максимально (в этом случае создается резерв на оплату отпусков).

В соответствии с пунктом 302.1 Инструкции № 157н порядок создания резервов (виды резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики. › |

Расчет резерва ипериод его создания

В нормативных документах не говорится, на какой период может создаваться резерв. С точки зрения экономической целесообразности имеет смысл делать это каждый календарный год (хотя бы потому, что график отпусков утверждается также на календарный год, а без него невозможно спланировать использование резерва).

Указанные элементы должны быть подтверждены данными специального расчета (сметы), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов с этих расходов. При этом процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.

Например, общий фонд зарплаты на очередной год установлен в размере 12 млн руб., предполагаемый размер расходов на оплату отпусков – 1,44 млн руб. Таким образом, процент отчислений в резерв будет равен 12 процентам (1 440 000 руб. / 12 000 000 руб. х 100%), а ежемесячный процент – 1 процент от фонда оплаты труда.

В Инструкции № 157н (с учетом последних изменений) схема бухгалтерского учета операций по созданию и использованию резерва не прописана (определены только общие правила).

Соответствующая корреспонденция счетов установлена проектом изменений в Инструкцию № 174н:

Содержание операции Дебет Кредит
Начислена сумма резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) 109 60 211
«Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
401 60 211
«Резервы предстоящих расходов по оплате отпусков»
Начислена сумма резерва на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенных обязательств по перечислению страховых взносов) 109 60 213
«Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
401 60 213
«Резервы предстоящих расходов»
Начислены отпускные, компенсации за неиспользованный отпуск 401 60 211
«Резервы предстоящих расходов»
302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда»

Изменение размера резерва

Как быточно ни был определен размер резерва, полное соответствие фактических расходов на оплату труда сумме резерва возможно только в том случае, если текучесть кадров в учреждении нулевая, а размер оплаты труда (и, соответственно, размер отпускных) не меняется в течение года.

Поэтому на практике размер резерва подлежит уточнению.

Теоретически оно может производиться и в течение календарного (финансового) года. Скажем, по итогам первого полугодия или трех кварталов.

Однако обычно корректировка размера резерва выполняется по результатам инвентаризации резерва, проводимой перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Учтите: при принятии решения о создании резерва на оплату отпусков необходимо внести изменения и в ту часть учетной политики учреждения, которая регулирует состав и сроки проводимых инвентаризаций. Порядок списания неиспользованного в отчетном году остатка резерва ни Инструкцией № 157н, ни проектом изменений в Инструкцию № 174н не установлен. По нашему мнению, сумма остатка должна быть присоединена к доходам по соответствующему виду деятельности. Например:

Содержание операции Дебет Кредит
Отнесен остаток резерва на оплату отпусков работников, занятых в приносящей доход деятельности, к доходам 2 401 60 211
«Резервы предстоящих расходов»
2 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
Отнесен остаток резерва на оплату отпусков работников, занятых в основной деятельности, к доходам › | 4 401 60 211
«Резервы предстоящих расходов»
4 401 10 180
«Прочие доходы»

Также следует учитывать, что часть работников может не использовать отпуск в том году, когда на него возникло право, и, следовательно, часть резерва, предназначенная для осуществления выплат таким работникам, останется неиспользованной. Хотя отпуск может быть предоставлен в самом начале следующего календарного года. Учет таких сумм при определении резерва на следующий год, по нашему мнению, неправомерен, поскольку резерв создается за счет себестоимости работ или услуг и должен быть учтен при налогообложении того отчетного периода, в течение которого возникло право на отпуск. Поэтому учреждение должно иметь право переносить часть сформированного резерва на следующий год (разумеется, при условии что переносимая сумма будет подтверждена соответствующими расчетами).

Резервы предстоящих расходов бюджетных и автономных учреждений

То есть при определенных условиях в начале года в учреждении могут существовать два резерва: переходящий остаток прошлого года и сумма резерва, создаваемого в новом году.

Нюансы налогообложения

Резерв наоплату отпусков может быть сформирован и в налоговом учете. Порядок его создания и использования регулируется нормами статьи 324.1 Налогового кодекса РФ. Причем резерв для целей налогообложения формируется независимо от того, имеется ли аналогичный резерв в бухучете. То есть резерв на оплату отпусков для целей обложения налогом на прибыль мог быть создан и в 2014 году.

Так как под налогообложение подпадают только суммы дохода по приносящей доход деятельности, создание резерва на оплату отпусков для целей налогообложения имеет смысл, по нашему мнению, только в отношении тех работников, которые получают оплату труда за счет собственных средств учреждения. Порядок налогового учета такого резерва аналогичен порядку бухучета резерва, созданного для целей бухгалтерского учета. Поэтому данные бухучета, как правило, могут быть перенесены в регистры налогового учета без дополнительных уточнений и корректировок. Особенность создания резерва для целей налогообложения – требование об обязательном составлении специального расчета (сметы), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в указанный резерв (абз. 2 п. 1 ст. 324.1 Налогового кодекса РФ). Процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда. В соответствии с пунктом 3 статьи 324.1 Налогового кодекса РФ на конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва. › |

Резервы предстоящих расходов бюджетных и автономных учреждений

1 января 2012 г. начали действовать поправки, внесенные в НК РФ Федеральным законом N 235-ФЗ , в части формирования резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций. Какие резервы предстоящих расходов могут создавать бюджетные и автономные учреждения в связи с внесенными в налоговое законодательство изменениями? Об этом мы поговорим в данной статье.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 235-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности».

Федеральный закон N 235-ФЗ с 1 января 2012 г. предоставил некоммерческим организациям, в том числе бюджетным и автономным учреждениям, право формировать резерв предстоящих расходов, которые осуществляются в рамках приносящей доход деятельности и учитываются для целей налогообложения прибыли. Решение о создании резерва предстоящих расходов автономное учреждение принимает самостоятельно и фиксирует его в налоговой учетной политике. Размер и порядок определения данного резерва устанавливаются вновь введенной в Налоговый кодекс ст.

Резервы отпусков в государственных учреждениях

267.3 «Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций».

Исходя из положений п. 2 ст. 267.3 НК РФ перечень расходов, в отношении которых бюджетное и автономное учреждение вправе сформировать указанный резерв, не конкретизирован, в связи с чем в своей учетной политике учреждение должно указать, в отношении каких видов расходов он будет формироваться. При этом, учитывая положения п. 1 ст. 252 НК РФ, отчисления в резерв должны отвечать критериям экономической обоснованности.

Затраты на формирование резервов предстоящих расходов, определенные в размере и порядке, которые установлены ст. 267.3 НК РФ, включаются в состав внереализационных расходов (пп. 19.3 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит еще ряд статей, посвященных правилам формирования тех или иных резервов. Например, ст. 266 НК РФ определяет правила формирования резервов предстоящих расходов по сомнительным долгам, ст. 267.2 НК РФ — резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, ст. 324 НК РФ содержит порядок определения резервов предстоящих расходов на ремонт основных средств, ст. 324.1 НК РФ — порядок учета расходов на формирование резервов предстоящих расходов на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и др.

Возникает закономерный вопрос: могут ли некоммерческие организации создавать резервы, руководствуясь этими статьями?

Статья 267.3 НК РФ не содержит каких-либо указаний или ссылок на то, что формирование резерва предстоящих расходов должно производиться в соответствии с порядком формирования резерва по отдельным видам расходов, предусмотренным указанными статьями НК РФ. Поэтому формирование резерва некоммерческими организациями производится только в соответствии с положениями ст. 267.3 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 252 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщика, не подлежат повторному включению в состав его расходов. В связи с этим формирование в отношении одних и тех же расходов двух резервов (например, резерва на ремонт основных средств в соответствии со ст. 324 НК РФ и резерва предстоящих расходов в соответствии со ст. 267.3 НК РФ) неправомерно. Аналогичное мнение содержится в Письмах Минфина России от 28.05.2012 N 03-03-06/4/53, от 31.05.2012 N 03-03-06/4/56.

В случае если автономное учреждение приняло решение о создании резерва предстоящих расходов, списание расходов, в отношении которых сформирован указанный резерв, осуществляется за счет суммы последнего. Размер создаваемого резерва предстоящих расходов определяется на основании разработанных и утвержденных учреждением смет расходов на срок, не превышающий трех календарных лет.

Обратите внимание! Размер отчислений в резерв предстоящих расходов, формируемый в соответствии со ст. 267.3 НК РФ, нормируется. Он не может превышать 20% от суммы доходов отчетного (налогового) периода, учитываемых при определении налоговой базы. При этом, если резерв предстоящих расходов сформирован несколькими сметами расходов, налогоплательщик самостоятельно распределяет в налоговом учете сумму отчислений в резерв между сметами расходов.

Из содержания п. 4 ст. 267.3 НК РФ следует:

  • если созданного резерва оказалось недостаточно, сумма превышения фактических расходов над суммой резерва учитывается при определении базы по налогу на прибыль;
  • если сумма резерва не полностью использована учреждением для осуществления расходов, предусмотренных сметой, она включается во внереализационные доходы на последнее число налогового (отчетного) периода, на который приходится дата окончания сметы расходов.

Сумма отчислений в резерв включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Как отмечалось выше, создавая резерв в соответствии со ст. 267.3 НК РФ, учреждение в своей учетной политике должно указать, в отношении каких видов расходов он будет формироваться. Это могут быть расходы на оплату отпусков, на ремонт основных средств и пр. Преимуществом создания резерва по правилам ст. 267.3 НК РФ является то, что учреждения могут создавать резервы на любые расходы, а не только на те, которые предусмотрены ст. ст. 266, 324, 324.1 НК РФ и т.д.

Также отметим, что формировать резервы предстоящих расходов — это право, а не обязанность некоммерческих организаций.

Мнение автора. При формировании налоговой учетной политики бюджетными и автономными учреждениями в отношении конкретных видов резервов, которые предусмотрены Налоговым кодексом помимо ст. 267.3 (например, на оплату отпусков, ремонт основных средств), можно взять за основу принципы их создания и использования из соответствующих статей с учетом правил, установленных ст. 267.3 НК РФ.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков

Если бюджетные или автономные учреждения создают резерв на оплату отпусков, резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет в рамках приносящей доход деятельности, то, как мы уже выяснили, первое правило, которое действует в отношении каждого резерва, — это указание в налоговой учетной политике намерения его создать, например, с целью равномерного включения в расходы при налогообложении прибыли предстоящих затрат на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Кроме самого намерения, в учетной политике указываются:

  • способ резервирования;
  • предельная сумма отчислений;
  • ежемесячный процент отчислений.

Все расчеты должны быть представлены в форме сметы либо специального расчета. Размер ежемесячных отчислений определяется исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с данных расходов. При этом процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда с учетом установленного ст. 267.3 НК РФ общего размера отчислений в резерв предстоящих расходов.

В конце налогового периода обязательно проводится инвентаризация указанного резерва. Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода. При недостаточности резерва фактические расходы на оплату отпусков и, соответственно, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний включаются в расходы на последний день налогового периода.

Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков работникам должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений.

Далее мы рассмотрим некоторые вопросы использования и создания резерва, наиболее часто встречающиеся на практике.

Можно ли выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении работников списывать за счет резерва на оплату отпусков?

По мнению Минфина, выраженному в Письме от 03.05.2012 N 03-03-06/4/29, такие расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ, в частности компенсация за неиспользованный отпуск, выплачиваемая при увольнении, признается расходом единовременно (п. 8 ст. 255, п. 4 ст. 272 НК РФ). Исходя из положений ст. 255 НК РФ расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ (п. 7 ст. 255 НК РФ), и денежные компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с трудовым законодательством РФ (п. 8 ст. 255 НК РФ) являются разными видами расходов на оплату труда.

Таким образом, суммы компенсаций за неиспользованные отпуска, выплачиваемые работникам при увольнении в соответствии с ТК РФ, не могут быть списаны за счет резерва предстоящих расходов на оплату отпусков.

Можно ли использовать текущий резерв на выплату вознаграждений за предыдущий год?

Бюджетные и автономные учреждения вправе предусмотреть резерв на выплату годового вознаграждения в соответствии со ст. 267.3 НК РФ. Обычно вознаграждение за год выплачивается по истечении года, то есть в следующем году. В данном случае речь идет о ситуации, когда в предыдущем году резерв на оплату отпусков и выплату годового вознаграждения не формировался, а вознаграждение за предыдущий год выплачивается в текущем году.

По мнению Минфина, выраженному в Письмах от 02.04.2012 N 03-03-06/4/25 и от 24.01.2012 N 03-03-06/1/31, в этой ситуации организация вправе использовать сформированный в текущем году резерв на выплату годового вознаграждения по итогам работы за предыдущий год. При этом Минфин обращает внимание, что такое использование будет правомерным, если в предыдущем году указанный резерв не формировался, а выплата вознаграждения за предыдущий год предусмотрена в текущем году. Например, приказ о премировании работников датирован текущим годом, а тот факт, что резерв был сформирован для выплаты вознаграждений за текущий год, не имеет значения.

Резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств

Для создания данного резерва бюджетное или автономное учреждение может самостоятельно определить несколько нормативных величин и утвердить их в учетной политике для целей налогообложения, например:

  • совокупная стоимость основных средств. По мнению автора, в данном случае учреждение должно учитывать основные средства, приобретенные в рамках приносящей доход деятельности и участвующие в ней;
  • норматив отчислений в резерв.

Совокупная стоимость основных средств равна сумме первоначальной стоимости всех основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств. При этом в расчет берется только амортизируемое имущество.

При расчете совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящей главы, учитывается восстановительная стоимость, определенная в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ.

Для справки. Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно либо выявлено в результате инвентаризации, — как сумма, в которую оценено такое имущество по правилам Налогового кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ (п.

Норматив отчислений в резерв определяется с учетом предельной суммы отчислений. В свою очередь, предельная сумма отчислений в резерв определяется исходя из периодичности осуществления ремонта основных средств, частоты замены элементов основных средств (в частности, узлов, деталей, конструкций) и сметной стоимости указанного ремонта с учетом установленного ст. 267.3 НК РФ общего размера отчислений в резерв предстоящих расходов.

При накоплении средств на проведение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода предельный размер отчислений в резерв может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период согласно графику проведения указанных видов ремонта, при условии что в предыдущих налоговых периодах указанный либо аналогичный ремонт не осуществлялся.

В течение налогового периода отчисления в резерв списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода, а затраты на проведение ремонта списываются за счет средств указанного резерва. Если сумма указанных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва, то остаток затрат включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

Если на конец налогового периода остаток средств резерва превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на ремонт основных средств, то сумма такого превышения на последнюю дату текущего налогового периода включается в состав доходов налогоплательщика.

Формирование резервов на оплату отпусков

Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Обязательно ли создавать резервы на оплату отпусков в автономном учреждении? Как правильно формировать и отражать в бухгалтерском и налоговом учете такие резервы? Как проводить инвентаризацию резервов? Что предусмотреть в учетной политике? Ответы на эти вопросы вы найдете далее.

Согласно трудовому законодательству работодатели обязаны предоставлять работникам ежегодные оплачиваемые отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 114, 115 ТК РФ).

В силу данной нормы у государственного (муниципального) автономного учреждения возникает обязательство по предоставлению работнику ежегодных оплачиваемых отпусков. Но при этом отсутствует определенность по времени исполнения предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время, поскольку возможен перенос запланированных дат отпусков и, кроме того, величина такого обязательства не может быть точно определена. Помимо этого, основная часть отпусков выпадает на весенне-летний период, что влечет увеличение расходов на оплату труда в данное время.

В целях равномерного отнесения рассматриваемых расходов на финансовый результат учреждения по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, в бухгалтерском учете создаются резервы предстоящих расходов.

Одновременно обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов, отражаются на счетах санкционирования расходов как отложенные обязательства.

Исходя из вышесказанного резервы на оплату отпусков за фактически отработанное время целесообразно создавать в целях отражения полной и достоверной информации об отложенных обязательствах учреждения, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения. О необходимости формирования таких резервов также сказано в письмах Минфина РФ от 07.03.2018 № 02-07-10/14688, от 05.06.2017 № 02-06-10/34914, от 09.11.2016 № 02-06-10/65506.

Порядок формирования резерва

Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н учреждением в учетной политике самостоятельно устанавливаются методы оценки обязательств по создаваемым видам резервов предстоящих расходов.

Оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года) исходя из данных о количестве дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату, предоставленных кадровой службой.

Резерв при этом рассчитывается ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) как сумма оплаты отпусков работникам за фактически отработанное время на дату расчета и сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Далее приведем методы расчета сумм резерва на оплату отпусков в соответствии с рекомендациями Минфина, данными в Письме от 20.05.2015 № 02-07-07/28998.

Метод 1. Расчет производится персонифицированно по каждому сотруднику:

Резерв отпусков = К х ЗП, где:

К – количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

ЗП – среднедневной заработок сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего заработка для оплаты отпусков на дату расчета резерва.

Метод 2. Расчет производится по учреждению в целом:

Резерв отпусков = К х ЗПср, где:

К – общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

ЗПср – средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом.

Метод 3. Расчет производится по отдельным категориям сотрудников (группам персонала):

Резерв = К1 х ЗПср1 + К2 х ЗПср2 + К3 х ЗПср3, где:

К1, К2, К3 – количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории работников (группы персонала);

ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 – средняя заработная плата, рассчитанная по каждой категории работников (группе персонала).

Резерв на оплату страховых взносоврассчитывается с учетом методики расчета резерва на оплату отпусков.

Метод 1. Сумма страховых взносов при формировании резерва рассчитывается по каждому работнику индивидуально:

Резерв стр. взн. = К х ЗП х С, где:

С – ставка страховых взносов.

Метод 2. Сумма страховых взносов при формировании резерва исчисляется в среднем по учреждению:

Резерв стр. взн. = К х ЗПср х С.

Метод 3. Сумма страховых взносов при формировании резерва рассчитывается по каждой категории работников (группе персонала):

Резерв стр. взн. = (К1 х ЗПср1 + К2 х ЗПср2 + К3 х ЗПср3) х С.

При этом сумма страховых взносов может быть рассчитана с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании информации за предшествующий период, а также применяемого к нему повышающего коэффициента.

Пример 1.

В автономном учреждении принято решение о создании на 2019 год резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время. Оценочное обязательство определяется на последний день года исходя из данных о количестве дней неиспользованного отпуска и средней заработной платы по всем сотрудникам в целом по учреждению, в дальнейшем – ежегодно.

Кадровая служба представила данные по состоянию на 31.12.2018 по количеству дней неиспользованного отпуска всеми сотрудниками:

– 885 дней за прошлые периоды;

– 2 800 планируемых дней отпуска в 2019 году.

Средняя дневная заработная плата по всем сотрудникам в целом составляет 833,39руб.

Ранее резерв не начислялся.

Сумма резерва по неиспользованным отпускам в 2018 году равна 737 550 руб. (833,39 руб. х 885 дн.).

Размер ежемесячных отчислений в резерв в 2019 году составит 194 458 руб. ((833,39 руб. х 2 800 дн.) / 12 мес.).

Бухгалтерский учет резервов

Для обобщения информации о состоянии и движении сумм зарезервированных средств применяется счет 040 160 00 000 «Резервы предстоящих расходов» (п. 302.1 Инструкции № 157н).

При этом согласно п. 308 названной инструкции при совершении операций в отношении резервов предстоящих расходов одновременно отражаются бухгалтерские записи по санкционированию расходов на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)».

Обратите внимание: когда осуществляется оплата отпускных за неотработанное время в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, применяется счет 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов». В дальнейшем, при наступлении окончания периода, за который работник уже получил отпускные, расходы будущих периодов относятся на расходы текущего года. Такие разъяснения даны в письмах Минфина РФ от 07.03.2018 № 02-07-10/14688, от 05.06.2017 № 02-06-10/34914, от 09.11.2016 № 02-06-10/65506.

Аналитические счета по учету резервов на оплату отпусков необходимо предусмотреть в рабочем плане счетов.

Номер счета

Наименование счета

Резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время в части выплат персоналу

Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода) в части выплат персоналу

Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода) в части выплат персоналу

Резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время в части оплаты страховых взносов

Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода) в части оплаты страховых взносов

Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода) в части оплаты страховых взносов

Для отражения в бухгалтерском учете операций по формированию и использованию резервов применяются следующие корреспонденции счетов (с учетом вышеприведенной детализации счетов):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сформирован резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время:

– по выплатам работникам

0 109 60 211
0 401 20 211

– по страховым взносам

0 109 60 213
0 401 20 213

Отражены в учете отложенные обязательства по формированию резервов на оплату отпусков:

– по выплатам работникам

– по страховым взносам

Начислена оплата отпускных за отработанное время (компенсация за неиспользованный отпуск) за счет резерва:

– по выплатам работникам

– по страховым взносам

Начислена оплата отпускных за отработанное время (компенсация за неиспользованный отпуск) в случае, если сумма резерва меньше суммы начисленных отпускных (на сумму превышения начисленных отпускных над суммой резерва):

– по выплатам работникам

0 109 61 211
0 401 20 211

– по страховым взносам

0 109 61 213
0 401 20 213

Отражены в учете принятые обязательства за счет ранее сформированных отложенных обязательств:

– по выплатам работникам

– по страховым взносам

Корректировка (уменьшение) начисленных резервов и отложенных обязательств по оплате отпусков (выплате компенсации за неиспользованный отпуск) отражается методом «красное сторно».

Пример 2.

Воспользуемся данными примера 1: сумма начисленного резерва по неиспользованным отпускам в 2018 году равна 737 550 руб., размер ежемесячных отчислений в резерв в 2019 году составит 194 458 руб.

При этом изменим некоторые условия. В автономном учреждении на конец отчетного периода (на 31.12.2018) имеется неиспользованный остаток резерва на оплату отпусков в сумме 798 332 руб. Все расчеты произведены в отношении приносящей доход деятельности.

В целях упрощения примера операции по страховым взносам не приводятся.

Поскольку остаток резерва, не использованного в 2018 году, больше начисленного (исходя из расчета), в бухгалтерском учете необходимо сторнировать сумму превышения, а именно 60 782 руб. (798 332 — 737 550).

В бухгалтерском учете отражены следующие операции:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

На 31.12.2018

Скорректирован (уменьшен) резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время (методом «красное сторно»)

Скорректированы (уменьшены) обязательства по формированию резервов на оплату отпусков (методом «красное сторно»)

На 31. 01.2019 (и далее на последнее число месяца)

Начислен резерв на оплату отпусков за фактически отработанное время

2 109 60 211
2 401 20 211

Отражены отложенные обязательства по формированию резервов на оплату отпусков

Налоговый учет резервов

Автономные учреждения при определении базы по налогу на прибыль вправе создавать резервы предстоящих расходов, связанных с ведением приносящей доход деятельности. Порядок создания таких резервов для некоммерческих организаций установлен ст. 267.3 НК РФ. Согласно указанной норме налогоплательщик самостоятельно принимает решение о создании резерва предстоящих расходов и определяет в учетной политике для целей налогообложения виды расходов, в отношении которых формируется соответствующий резерв.

Размеры резервов предстоящих расходов определяются на основании разработанных и утвержденных налогоплательщиком смет расходов на срок, не превышающий три календарных года.

Обратите внимание: предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов не может превышать 20% от суммы доходов отчетного (налогового) периода, учитываемых при определении налоговой базы.

Если в учетной политике в целях налогообложения предусмотрено несколько видов резервов предстоящих расходов, налогоплательщик самостоятельно распределяет сумму отчислений в резерв между сметами расходов.

В налоговом учете сумма отчислений в резерв включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Списание расходов, в отношении которых сформирован указанный резерв, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Пример 3.

В целях исчисления прибыли в учетной политике учреждения на 2018 год принято решение создавать резервы предстоящих расходов:

2) на ремонт основных средств – 16 000 000 руб.

При этом должен соблюдаться следующий порядок:

– сумма резерва на оплату отпусков начисляется в последний рабочий день каждого квартала в размере, равном 1/4 части от годового объема названных расходов, но не более 15% от суммы доходов, учитываемых при определении налоговой базы;

– сумма резерва на ремонт основных средств начисляется в последний рабочий день каждого квартала в размере, равном 1/4 части от годового объема указанных расходов, но не более 20% от суммы доходов, учитываемых при определении налоговой базы, за вычетом начисленной суммы резерва на оплату отпусков.

По данным налогового учета за I, II, III, IV кварталы 2018 года, в налоговую базу включены следующие суммы доходов:

Порядок создания резерва предстоящих отпусков в бюджетном учреждении

Каков порядок создания резерва предстоящих отпусков для целей бухгалтерского и налогового учета в бюджетном учреждении?

Бухгалтерский учет

Обязанность создавать резервы или отражать оценочные обязательства положениями действующих в настоящее время нормативных правовых актов, регламентирующих порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, не установлена.

Требование признавать ожидаемые расходы, в частности на оплату ежегодных оплачиваемых отпусков, предусмотрено Международным стандартом финансовой отчетности для общественного сектора (параграф 14 МСФО ОС (IPSAS) 25 «Вознаграждения работникам»)*(1), содержание которого берется за основу при реформировании бухгалтерского учета в государственном секторе Российской Федерации. В этом случае в учете организации должно отражаться обязательство, которое оценивается как сумма дополнительных выплат, возникающих исключительно вследствие факта накопления вознаграждений (параграфы 13, 17, 18 МСФО ОС (IPSAS) 25). Обязательство возникает в момент, когда у работника появляется право на отпуск в будущем, по сути, за каждый отработанный расчетный период (параграф 16 МСФО ОС (IPSAS) 25).

Отметим, что в соответствии со ст. 114 ТК РФ на время отпуска работникам сохраняется место работы и средний заработок. Согласно ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. То есть выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска являются одним из случаев предоставления работодателем гарантий, которые производятся за счет его средств (ст. 165 ТК РФ). Следовательно, расходы в виде отпускных есть ни что иное, как обязательство работодателя, установленное законодательством (в данном случае — ТК РФ).

Однако на сегодняшний день российскими стандартами учета для организаций госсектора отражение в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности оценочных (отложенных) обязательств, в том числе по предстоящим отпускам, не предусмотрено.

Вместе с тем положения действующих нормативных правовых актов не исключают возможность формирования в бухгалтерском учете бюджетного учреждения резервов предстоящих расходов.

Так, например, нормы п. 302 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), прямо указывают на возможность создания таких резервов — по общему правилу счет 401 50 «Расходы будущих периодов» применяется только в том случае, если учреждение не создает соответствующих резервов предстоящих расходов.

В то же время отдельного счета для учета резервов предстоящих расходов не предусматривается ни Единым планом счетов, ни Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н).

При этом положения Инструкции N 157н и Инструкции N 174н допускают введение учреждением дополнительных аналитических кодов видов синтетических счетов учета.
Формирование резервов может быть обосновано необходимостью корректного формирования себестоимости продукции (работ, услуг), а также достоверного отражения в учете информации об обязательствах учреждения с учетом источника финансового обеспечения.

Согласно п. 138 Инструкции N 157н в рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства РФ по раскрытию информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг устанавливать в составе Рабочего плана счетов аналитические коды видов синтетического счета объекта учета (по счету 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»).

Именно этот счет, по нашему мнению, возможно применять для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в состав затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг. При этом порядок формирования резервов на предстоящую оплату отпусков работникам на отдельном аналитическом счете счета 109 00 следует определить в учетной политике бюджетного учреждения. Сам механизм формирования резерва предстоящих расходов разрабатывается учреждением самостоятельно и также закрепляется в учетной политике.

При этом могут применяться следующие корреспонденции:

  1. Дебет 0 109 60 211 (аналитический счет «Себестоимость») или 0 401 20 211 Кредит 0 109 60 211 (аналитический счет «Резерв на оплату отпусков»)
    — произведено отчисление в резерв на оплату отпусков;
  2. Дебет 0 109 60 211 (аналитический счет «Резерв на оплату отпусков») Кредит 0 302 11 730
    — за счет созданного резерва начислены «отпускные».

Аналогичные записи могут быть отражены и при резервировании сумм на оплату страховых взносов.

Основную проблему мы видим в том, что счет 109 00 — активный, а резерв (оценочное (отложенное) обязательство) отражается по кредиту счета. В случае если на конец отчетного периода на счете нет затрат незавершенного производства, то счет будет иметь переходящий кредитовый остаток в сумме неиспользованного резерва (обязательства), что вызовет трудности при сдаче отчетности.

Формирование резерва отпусков, например, на счете 401 20 также не решит проблему, так как по завершении финансового года при заключении счетов этот счет остатка не имеет, а перенос остатка резерва на счет 401 30 и его использование в течение следующего года положениями Инструкции N 157н и Инструкции N 174н не допускается.

Для целей формирования резерва предстоящих отпусков может быть введен дополнительный забалансовый счет на основании п. 332 Инструкции N 157н. В этом случае не решается задача корректного формирования себестоимости, если отпуска работникам предоставляются неравномерно. Вместе с тем отражение суммы резерва на забалансовом счете позволит зарезервировать денежные средства для осуществления кассовых расходов по оплате «отпускных», например зарезервировать сумму субсидии на выполнение госзадания текущего года на оплату «отпускных», право на которые возникло в текущем году, для их выплаты в следующем году.

К сведению

При разработке Единого плана счетов и инструкции по его применению обсуждалась возможность применения отдельного счета, на котором бы могли учитываться резервы предстоящих расходов, однако данные положения не нашли отражения в окончательном варианте Инструкции N 157н.
Отметим, что ожидаемые изменения в Инструкцию N 157н предусматривают счет 0 401 60 000 «Резервы» для отражения резервов, в том числе резерва на оплату «отпускных».

Налоговый учет

Прежде всего напомним, что с учетом норм пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251, п. 1 ст. 252, п. 49 ст. 270 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль бюджетные учреждения вправе учитывать только те расходы, которые связаны с ведением приносящей доход деятельности. При этом если расходы учреждения непосредственно связаны с приносящей доход деятельностью, но их финансовое обеспечение осуществляется за счет субсидий, то они не могут быть учтены в целях главы 25 НК РФ (смотрите, в частности, письма

Минфина России от 28.01.2013 N 03-03-06/4/8, от 28.12.2012 N 03-03-06/4/124).

Следовательно, бюджетное учреждение вправе признавать в расходах на оплату труда в соответствии с п. 24 ст. 255 НК РФ расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам (далее также — резерв отпусков), занятым в приносящей доход деятельности, если источником финансового обеспечения этих выплат являются средства от приносящей доход деятельности.

Эти ограничения не позволят сблизить бухгалтерский и налоговый учет, если учреждением будет принято решение создавать резерв предстоящих отпусков и в бухгалтерском, и в налоговом учете.

Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков регламентирован ст. 324.1 НК РФ. Никаких особенностей для бюджетных учреждений положения этой статьи не содержат.

Напомним, что формирование резерва отпусков в налоговом учете является правом, а не обязанностью налогоплательщиков.

Согласно п. 1 ст. 324.1 НК РФ принятие решения о формировании резерва обязывает налогоплательщика отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый им способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в резерв (дополнительно смотрите письма Минфина России от 20.03.2009 N 03-03-06/4/19, от 26.10.2007 N 03-03-06/2/193).

После этого обязательно составляется специальный расчет (смета), в котором отражается расчет размера ежемесячных отчислений в резерв.

Необходимые для расчета сведения основываются на предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков, включая сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с этих расходов.

При этом процент отчислений в указанный резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда (абзац второй п. 1 ст. 324.1 НК РФ) (для учреждений — в рамках приносящей доход деятельности).

Ежемесячно учреждение будет отчислять в резерв отпусков сумму, рассчитанную по следующей формуле (п. 24 ст. 255, п. 4 ст. 272, п. 2 ст. 324.1 НК РФ): расходы на оплату труда отчетного месяца, включая страховые взносы х процент отчислений.

Учитывая, что ТК РФ не ограничивает максимальный предел продолжительности ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников, на основании положений ст. 324.1 НК РФ предполагаемая годовая сумма расходов на оплату труда может быть рассчитана исходя из всего количества неиспользованных дней отпуска независимо от того, создается данный резерв впервые или рассчитывается на очередной год. Такие разъяснения даны, в частности, в письмах Минфина России от 24.09.2010 N 03-03-06/1/617, от 13.07.2010 N 03-03-06/2/125.

Так как расчет регулярных отчислений в резерв в течение налогового периода (календарного года) происходит на основе планируемых данных, то в соответствии с п. 3 ст. 324.1 НК РФ резерв отпусков подлежит инвентаризации на конец налогового периода.

Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы резерва отпусков подлежат обязательному включению в состав налоговой базы этого периода. А при недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков и, соответственно, сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по которым ранее не создавался указанный резерв.
В то же время исходя из положений п. 5 ст. 324.1 НК РФ отчисления в резерв отпусков осуществляются с правом переноса не использованного на конец налогового периода резерва на следующий налоговый период (письма Минфина России от 29.10.2012 N 03-03-10/121, от 06.06.2012 N 03-03-10/62).

В этом случае для определения суммы резерва, подлежащей переносу на следующий налоговый период, следует воспользоваться нормами п. 4 ст. 324.1 НК РФ, согласно которым резерв должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и обязательных отчислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Если по итогам инвентаризации резерва отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, превышает фактический остаток неиспользованного резерва на конец года, то сумма превышения подлежит включению в состав расходов на оплату труда. Если по итогам инвентаризации резерва отпусков сумма рассчитанного резерва в части неиспользованного отпуска, определенная исходя из среднедневной суммы расходов на оплату труда и количества дней неиспользованного отпуска на конец года, оказывается меньше фактического остатка неиспользованного резерва на конец года, то отрицательная разница подлежит включению в состав внереализационных доходов.

К сведению

Согласно п. 1 ст. 267.3 НК РФ налогоплательщики — некоммерческие организации (в том числе бюджетные учреждения), кроме созданных в форме государственной корпорации, государственной компании, объединения юридических лиц, вправе создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы (далее — резерв).

Нормы ст. 267.3 НК РФ не ограничивают налогоплательщика в выборе предстоящих расходов, в отношении которых резерв может быть создан. Не установлен и какой-либо особый порядок составления и утверждения Смет предстоящих расходов, формирующих размер резерва.

Единственное ограничение — предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов не может превышать 20% от суммы доходов отчетного (налогового) периода, учитываемых при определении налоговой базы (п. 3 ст. 267.3 НК РФ). Кроме того, неправомерным является формирование в отношении одних и тех же расходов двух резервов, например резерва на ремонт основных средств, создаваемого на основании п. 3 ст. 260 НК РФ, и резерва предстоящих расходов (письма Минфина России от 31.05.2012 N 03-03-06/4/56, от 28.05.2012 N 03-03-06/4/53).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Монако Ольга

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит