Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников образовательных учреждений РФ, тарифно квалификационные характеристики работников образования служат

Содержание
  1. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников образовательных учреждений РФ
  2. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями и дополнениями)
  3. Тарифно квалификационные характеристики по должностям работников
  4. Общие положения. 1. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (далее – учреждения) служат
  5. Приложение 10 Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации
  6. МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 ноября 1992 г. N 33
    О СОГЛАСОВАНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  7. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждения образования Российской Федерации
  8. Общие положения
  9. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
  10. Все профессии рабочих по алфавиту
  11. Профессии рабочих по ЕТКС

Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников образовательных учреждений РФ

Тарифно-квалификационные характеристики по определенным должностям педагогических работников предусматривают, помимо уровня образования и стажа работы, наличие квалификационных категорий, присвоение которых осуществляется аттестационными комиссиями в порядке, установленном Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утв. приказом Минобразования России от 26.06.00 № 1908 , которое устанавливает порядок организации и сроки проведения аттестации, определяет виды аттестационных комиссий, их состав и регламент работы.

Целью аттестации, согласно п. 1.2 Положения об аттестации, является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. Педагогические работники имеют право претендовать на любую (2-ю, 1-ю или высшую) квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации. Как правило, педагогические работники должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года — для 2-й квалификационной категории, не менее 2 лет — для 1-й квалификационной категории и не менее 3 лет — для высшей квалификационной категории, а также отвечать требованиям предыдущей квалификационной категории и раздела Тарифно-квалификационных характеристик “Должен знать”.

Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются сроком на 5 лет, что предусмотрено Положения об аттестации. В соответствии с п. 2.5 Положения об аттестации педагогические и руководящие работники до истечения срока действия имеющейся у них квалификационной категории могут пройти аттестацию на более высокую квалификационную категорию. За работниками, признанными по результатам аттестации не соответствующими заявленной квалификационной категории, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников образовательных учреждений Российской Федерации (далее — учреждения) служат основой при:

  • — составлении положений о структурных подразделениях, определяющих их роль и место в учреждениях;
  • — разработке должностных инструкций работников, закрепляющих их обязанности, права и ответственность;
  • — подборе и расстановке кадров, осуществлении контроля за правильностью их использования;
  • — проведении аттестации работников учреждения.

Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трех разделов: “Должностные обязанности”, “Должен знать” и “Требования к квалификации по разрядам оплаты”:

  • — раздел “Должностные обязанности” содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника, утверждающихся руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами;
  • — раздел “Должен знать” содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей;
  • — раздел “Требования к квалификации по разрядам оплаты” предусматривает:
  • — уровень образования;
  • — стаж работы (по специальности или педагогический);
  • — квалификационные категории, присвоение которых осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом управления образованием.

Должности главных специалистов (главных инженеров, главных методистов и др.) предусматриваются для возможного их введения в крупных учреждениях образования, отнесенных к I-II группам по оплате труда руководителей, с возложением на соответствующих работников функций руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности учреждения, а также по координации и методическому руководству группами специалистов, в т.ч. методическими комиссиями, объединениями, секциями образовательных учреждений.

Оплату труда методистов методических, учебно-методических кабинетов (центров), образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов производится по 12-14 разрядам ЕТС в соответствии с требованиями тарифно-квалификационной характеристики с учетом стажа работы в должности методиста, а при отсутствии требуемого стажа, имеющим первую или высшую квалификационные категории, присвоенные по педагогической работе, соответствующей профилю работы методиста, соответственно по 13, 14 разрядам ЕТС.

Должности “старший методист”, “старший инструктор-методист” в образовательных учреждениях могут вводиться, при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему другими работниками, а также, в виде исключения, и при отсутствии каких-либо сотрудников в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.

Разряды оплаты труда по ЕТС директоров образовательных учреждений, их заместителей, руководителей филиалов и структурных подразделений, старших мастеров из числа лиц, вновь назначаемых на эти должности или не имеющих квалификационной категории, устанавливаются на уровне разрядов ЕТС, предусмотренных для соответствующих работников, имеющих первую квалификационную категорию, при условии прохождения в течение двух лет аттестации в соответствии с Положением об аттестации работников образовательных учреждений Федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации.

По истечении двух лет оплата труда указанных работников, не пожелавших пройти аттестацию на присвоение первой или высшей квалификационных категорий, а также работников, в отношении которых аттестационной комиссией вынесено решение о несоответствии их первой или высшей квалификационных категорий, производится на один разряд ниже по сравнению с разрядом, предусмотренным для соответствующих работников, имеющих первую квалификационную категорию.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ЕТС.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями и дополнениями)

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
4-е издание, дополненное
(утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37)

С изменениями и дополнениями от:

21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г., 25 июля 2005 г., 7 ноября 2006 г., 17 сентября 2007 г., 29 апреля 2008 г., 14 марта 2011 г., 15 мая 2013 г., 12 февраля 2014 г., 27 марта 2018 г.

ГАРАНТ:

О Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) см. справку

См. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 9 февраля 2004 г. N 9

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. В настоящее издание включены дополнения, внесенные постановлениями Минтруда России от 24 декабря 1998 г. N 52, от 22 февраля 1999 г. N 3, от 21 января 2000 г. N 7, от 4 августа 2000 г. N 57, 20 апреля 2001 г. N 35, от 31 мая 2002 г. и от 20 июня 2002 г. N 44. Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Новый Квалификационный справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях. Справочник содержит новые квалификационные характеристики должностей служащих, связанные с развитием рыночных отношений. Все ранее действовавшие квалификационные характеристики пересмотрены, в них внесены существенные изменения в связи с осуществляемыми в стране преобразованиями и с учетом практики применения характеристик.

В квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. В Квалификационных характеристиках учтены новейшие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.

Нормативные материалы приведены по состоянию на 10 октября 2002 г.

Глубокие социально-экономические преобразования российского общества в условиях перехода к рыночной экономике требуют коренных изменений в регулировании трудовых отношений, организации труда и регламентации трудовой деятельности работников.

Изменение технологического способа производства на базе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации, возрастание роли науки и научно-технического прогресса как фактора экономического роста, усиление социальной ориентации производственной деятельности, осуществление приватизации, развитие предпринимательства, в том числе среднего и малого бизнеса, обусловили эволюцию отношений собственности и типов хозяйствования в направлении разнообразия и множественности их форм, взаимоотношений между работодателем и наемным работником, активизацию их участия в акционерном капитале и управлении, развитие коллективно-договорных отношений.

Программой социальных реформ в Российской Федерации предусматривается в сфере труда и трудовых отношений в качестве главных задач создание экономических и социальных условий для значительного повышения результативности труда, трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы, а также внедрение надежных механизмов соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности правовых гарантий, предоставляемых работникам наемного труда. Решение этих задач может быть достигнуто путем качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полного использования профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышения его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности. При этом для преодоления кризисных явлений, становления и эффективного функционирования рыночного механизма требуется максимальная мобилизация резервов экономического роста, приведение в действие организационно-экономических и социально-психологических факторов, соблюдение принципов правильного подбора, расстановки и использования кадров на основе установления и соблюдения квалификационных требований к ним, четкого распределения обязанностей работников, повышения уровня их профессионализма и ответственности каждого за порученное дело.

Настоящий Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений. Являясь нормативным документом, Квалификационный справочник обеспечивает преемственность с ранее действовавшим.

Применяемые до настоящего времени квалификационные характеристики должностей служащих в основном были разработаны и утверждены десять и более лет назад. Они отражали сложившиеся к тому времени организационно-технические и экономические условия, а следовательно, уровень профессионально-квалификационного, а также должностного разделения и организации труда. Задача разработчиков Справочника состояла не только в том, чтобы создать его на качественно новом уровне, ликвидировать выявленные в процессе применения недостатки и пробелы, но и дополнить характеристиками должностей, появившихся в новых условиях хозяйствования.

Огромные изменения, происшедшие за последнее десятилетие в экономических, социальных и организационно-технических отношениях, а также практике применения действующих нормативов организации труда, какими являются квалификационные характеристики должностей служащих, обусловили необходимость их пересмотра, дальнейшего совершенствования с учетом нового этапа развития общества, новых требований к работникам, их знаниями квалификации.

Настоящий Справочник дополнен новыми квалификационными характеристиками должностей работников, функции которых связаны со становлением и развитием рыночных экономических отношений. К ним, например, относятся квалификационные характеристики должностей аудитора, аукциониста, брокера, дилера, менеджера, оценщика, специалиста по маркетингу и др. Новые характеристики отражают современные требования, отвечают задачам проводимых в стране реформ.

Особого внимания требует характеристика должности менеджера. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, обладающих специальным образованием, часто полученным в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности и сфере бизнеса (низовое звено).

Менеджерами высшего и среднего уровня применительно к действующей должностной структуре можно считать всех руководителей — директоров предприятий, учреждений и организаций и других линейных руководителей — начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов.

Что касается менеджеров низового уровня, то в условиях развития коммерческой деятельности, малого и среднего предпринимательства возникла потребность в определении их места и функциональной роли как организаторов этой деятельности, обеспечивающих ее соответствие условиям внешней среды (экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям).

Менеджеры соответствующего профиля осуществляют следующие основные функции: маркетинга, управления кадрами, материально-технического обеспечения, рекламно-информационного обслуживания и др.

Поскольку разница между уровнями менеджмента заключается в масштабе, пределах полномочий, ответственности, степени детализации выполняемых функций, то в Справочнике приводятся должностные характеристики менеджера (низового уровня без функциональной специализации), а также менеджера по персоналу и менеджера по рекламе. Именно эти функциональные направления деятельности особо нуждаются в работниках соответствующего уровня квалификации, в четком определении их роли и места и существующих структурах управления. При необходимости на основе базовой должностной характеристики менеджера могут быть разработаны квалификационные характеристики или должностные инструкции для менеджеров других конкретных наименований при условии, что функциональная направленность и содержание их деятельности соответствуют должности менеджера.

В условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль работников, осуществляющих оценочную деятельность на объектах, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Установление стоимости объектов оценки необходимо при их приватизации, проведении бухгалтерского учета, коммерческом использовании, что требует определения балансовой, арендной, ликвидационной, страховой, заемной и других видов стоимости в зависимости от конкретных потребностей и поставленных целей. В связи с этим в Справочник включена базовая квалификационная характеристика должности оценщика. Учитывая требования жизни, данное издание Справочника дополнено утвержденной Минтрудом России квалификационной характеристикой должности оценщика интеллектуальной собственности.

Вместе с тем объективной необходимостью явился пересмотр действующих квалификационных характеристик традиционных должностей, внесение в них существенных изменений и дополнений в связи с происшедшими преобразованиями, а также с учетом практики применения этих характеристик. Во всех квалификационных характеристиках, как новых, так и пересмотренных, проведена регламентация трудовых функций различных категорий служащих в целях обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. При подборе персонала и определении требований к уровню квалификации работников следует учитывать изменения, внесенные федеральным законодательством. Так, по должностям, квалификационными характеристиками которых предусмотрено наличие высшего образования, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135). В соответствии с этим законом высшее профессиональное образование имеет три ступени: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.

При приеме на работу и проведении аттестации следует исходить из того, что квалификация (степень) «бакалавр» присваивается выпускнику высшего учебного заведения после 4-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация «дипломированный специалист» — после 5-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация (степень) «магистр» присваивается после 6-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Включенные в Справочник квалификационные характеристики должностей служащих пересмотрены с учетом Конституции Российской Федерации, а также принятых за последние годы законодательных и нормативных правовых актов.

Каждая квалификационная характеристика является нормативным документом, определяющим трудовую функцию работника и регламентирующим ее содержание, способствующим обеспечению оптимальной технологии выполняемой работы, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, а также совершенствованию системы управления персоналом. В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей служащих предназначены для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, организационно-правовых форм и отраслей экономики независимо от их ведомственной подчиненности.

На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов. При этом важно, чтобы как в квалификационных характеристиках, так и в должностных инструкциях службы управления персоналом, организации труда и заработной платы, подготовки и повышения квалификации кадров обеспечивали точное соответствие наименования должностей Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

В настоящий Справочник включены квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко используемых на практике. Квалификационные характеристики должностей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются министерствами (ведомствами) и утверждаются в установленном порядке.

Новым этапом развития и совершенствования всей правовой базы трудовых отношений явилось принятие и введение в действие с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса Российской Федерации, законодательно закрепившего права и обязанности как работников, так и работодателей. В Трудовом кодексе большое внимание уделено вопросам регламентации труда работников, которая означает установление и строгое соблюдение определенных правил, нормативов и стандартов, в соответствии с которыми осуществляется трудовая деятельность персонала.

Регламентация труда работников и ее составные элементы — наименования профессий и должностей, обусловленные выполняемой трудовой функцией, а также квалификационные характеристики и квалификационные справочники, — находятся в тесной связи с важнейшими направлениями правового регулирования труда — трудовыми отношениями, трудовым договором и заработной платой. Так, в ст. 15 Кодекса трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В ст. 57 Трудового кодекса установлено, что одним из существенных, т.е. обязательных условий трудового договора, заключаемого между работодателем и работником, является наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям и профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, определяя содержание трудового договора, Кодекс устанавливает следующие три важных условия: во-первых, в договоре наименования должностей, специальностей, профессий должно указываться в соответствии с характеризующей их трудовой функцией, обусловленной соглашением сторон; во-вторых, наименования должностей, специальностей или профессий в случае, если федеральными законами выполнение работ по ним связано с предоставлением льгот либо наличием ограничений, должно соответствовать их наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках; и, в-третьих, данные квалификационные справочники должны утверждаться в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Планом подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Трудового кодекса (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 516-р, пункт 6), в частности, предусмотрено установить порядок утверждения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст. 1596).

Правильное применение в соответствии с квалификационными справочниками наименований должностей, специальностей и профессий, обусловленных трудовой функцией, обеспечивает работникам, имеющим право на установленные законодательством различные льготы, гарантии и компенсации, их получение в виде: дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня за работу во вредных условиях труда; льготного пенсионного обеспечения; бесплатной выдачи им специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.

Трудовой кодекс РФ (ст. 143) наряду с указанием о применении при тарификации Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) предусматривает применение и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее ЕКСДС). И если ЕТКС рабочих в течение многих лет используется на практике при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов, т.е. накоплен значительный опыт его применения, то Единый квалификационный справочник, регламентирующий трудовую деятельность руководителей, специалистов и других служащих, в настоящее время отсутствует.

Как свидетельствует практика, ныне назрела необходимость с учетом накопленного опыта и нового трудового законодательства пересмотреть действующие отраслевые тарифно-квалификационные характеристики и квалификационные справочники служащих, в особенности принятые много лет назад, создать Единый квалификационный справочник должностей служащих подобный ЕТКС рабочих. В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 — 2004 годы, в частности, предусматривается осуществить разработку национальной системы профессиональных стандартов, а также подготовить предложения с соответствующими обоснованиями о придании этому Квалификационному справочнику статуса, обязательного для применения в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (Бюллетень Минтруда России, 2002, N 2, с. 80).

При разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих важно обеспечить четкое и обоснованное установление общих принципов тарификации всех выполняемых работ, прежде всего по сложности, с учетом специфики управленческого труда и группировки этих работ, исходя из их функционального назначения в системе управления. Учитывая особенности организации труда служащих, обусловленные характером и содержанием выполняемых ими трудовых функций, в Квалификационном справочнике необходимо дать описание работ и определить требования к знаниям (образованию), умению и необходимому опыту (стажу) для работников, которые будут занимать соответствующие должности.

Подготовка Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих должна базироваться на принятом разделении их на три категории: руководители (осуществляют общее и функциональное руководство, принимают управленческие решения и организуют их выполнение, координируют деятельность структурных подразделений и исполнителей и др.), специалисты (заняты решением инженерно-технических, конструкторских, экономических, информационных, плановых, снабженческих и других задач) и технические исполнители (выполняют учетные, копировально-множительные работы, ведут первичную обработку и передачу информации, осуществляют табельный учет и т.д.).

Разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих могут способствовать научно-исследовательские работы, выполненные Институтом труда Минтруда России, а также в рамках его сотрудничества с научными организациями государств СНГ.

В настоящее время основным общеотраслевым нормативным документом, применение которого создает возможности установления единства в определении должностных обязанностей служащих и квалификационных требований к ним, является публикуемый Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанный Институтом труда и утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37, с внесенными в него дополнениями. Наряду с данным Квалификационным справочником для работников бюджетной сферы, которая охватывает 15 миллионов человек, или каждого четвертого занятого работника в стране, применяются отраслевые тарифно-квалификационные характеристики (требования). К таким нормативным актам, определяющим должностные обязанности и другие требования к работникам, относятся тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования, работников здравоохранения, работников науки и научного обслуживания и др. В ряде отраслей экономики действуют квалификационные справочники руководителей и специалистов. Примером такого справочника может служить Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов атомных станций, утвержденный постановлением Минтруда России от 3 мая 2001 г. N 36 (Бюллетень Минтруда России, 2001, N 5).

Общеотраслевой Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, отраслевые справочники и тарифно-квалификационные характеристики, утвержденные Минтрудом России, могут составить надежную базу для разработки и принятия ЕКСДС и его выпусков, применение которых будет способствовать дальнейшему совершенствованию организации и повышению эффективности труда всех категорий служащих.

Главный редактор журнала
«Бюллетень Минтруда России»

Тарифно квалификационные характеристики по должностям работников

1. Соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма, позволяющий работнику решать задачи определенной степени сложности, – это …

  • 1) квалификационная категория
  • 2) компетентность
  • 3) мастерство
  • 4) творчество

2. Для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию аттестационная комиссия создается …

  • 1) образовательным учреждением
  • 2) местным органом управления образованием
  • 3) попечительским советом
  • 4) Федеральным органом управления образованием

3. Документ, являющийся основой для определения нормативных критериев профессионально-педагогического уровня аттестуемого учителя, – это …

  • 1) квалификационная характеристика
  • 2) удостоверение о присвоении квалификационной категории
  • 3) единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы
  • 4) квалификационный разряд

4. Одним из принципов аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений является …

  • 1) добровольность на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников
  • 2) добровольность для руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию
  • 3) закрытость процесса обсуждения результатов
  • 4) обязательность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников

5. Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваивают сроком на …

6. При принятии решения по итогам аттестации учитель (руководитель) имеет право …

  • 1) лично присутствовать
  • 2) участвовать в дискуссии
  • 3) проходить повторную аттестацию в ближайшее время
  • 4) участвовать в голосовании

7. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования служат основой при…

  • 1) проведении аттестации
  • 2) написании характеристики учителя
  • 3) повышении квалификации
  • 4) планировании педагогической деятельности

8. Раздел тарифно-квалификационных характеристик, содержащий положения по установлению работникам разрядов оплаты труда, – это …

  • 1) «Квалификационные требования»
  • 2) «Должностные обязанности»
  • 3) «Должен знать»
  • 4) «Общие положения»

9. Количество категорий, установленных в соответствии с квалификационными требованиями, составляют …

10. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации педагогических работников не может осуществлять …

  • 1) педагогический совет школы
  • 2) Министерство образования Российской Федерации
  • 3) орган управления образованием субъектов Российской Федерации
  • 4) муниципальный орган управления образованием

11. Аттестуемый педагогический или руководящий работник вправе избрать …

  • 1) конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур
  • 2) сроки прохождения аттестации
  • 3) состав аттестационной комиссии
  • 4) срок действия установленной аттестационной категории

12. Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности не включают раздел …

  • 1) «Должен уметь»
  • 2) «Должностные обязанности»
  • 3) «Должен знать»
  • 4) «Требования к квалификации по разрядам оплаты»

Общие положения. 1. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (далее – учреждения) служат

1. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (далее – учреждения) служат основой при:

составлении положений о структурных подразделениях, опре­деляющих их роль и место в учреждениях;

разработке должностных инструкций работников, закрепляю­щих их обязанности, права и ответственность;

подборе и расстановке кадров, осуществлении контроля за пра­вильностью их использования;

проведении аттестации работников учреждения.

2. Наименования должностей работников в штатном расписа­нии учреждения должны соответствовать наименованиям должно­стей, предусмотренным настоящими тарифно-квалификационны­ми характеристиками.

3. Тарифно-квалификационные характеристики по каждой дол­жности состоят из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оп­латы»:

раздел «Должностные обязанности» содержит основные функ­ции, которые могут быть поручены полностью или частично ра­ботнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника, ут­верждающиеся руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами;

раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъяв­ляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, ко­торые работник должен уметь применять при выполнении долж­ностных обязанностей;

раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты» пре­дусматривает:

стаж работы (по специальности или педагогический);

квалификационные категории, присвоение которых осуществ­ляется аттестационными комиссиями в соответствии с требова­ниями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом уп­равления образованием.

4. По должностям главных специалистов (главного бухгалтера и главного инженера и др.) тарифно-квалификационные характе­ристики не приведены, так как их должностные обязанности и требования к знаниям определяются на основе общеотраслевых тарифно-квалификационных характеристик, утвержденных Поста­новлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. № 30, и тариф­но-квалификационных характеристик специалистов, предусмот­ренных в настоящем приложении.

5. Работникам учреждений, имеющим почетные звания «Заслу­женный учитель», «Народный учитель», «Заслуженный преподава­тель», «Заслуженный работник профтехобразования», «Заслужен­ный мастер профтехобразования» и другие почетные звания по про­филю работы, ученую степень кандидата наук по профилю работы, оплата труда производится на один разряд выше по сравнению с разрядом, установленным им в соответствии с настоящими тариф­но-квалификационными характеристиками (требованиями).

Работникам учреждений, имеющим ученую степень доктора наук и работающим по профилю, оплата труда производится на два разряда выше по сравнению с разрядом, установленным им в со­ответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

6. Порядок отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей и присвоения квалификационных категорий руко­водителям и специалистам устанавливается федеральным органом управления образованием.

7. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа рабо­ты, установленных квалификационными требованиями, но обла­дающие достаточным практическим опытом и выполняющие ка­чественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреж­дения, в порядке исключения, могут быть назначены на соответ­ствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ETC.

Должностные обязанности. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, сома­тического и социального благополучия обучающихся (воспитан­ников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях. Содей­ствует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по ох­ране прав ребенка. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по про­филактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (вос­питанников), и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитацион­ной и консультативной). Оказывает помощь обучающимся (воспи­танникам), родителям (лицам, их заменяющим), педагогическо­му коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психо­логическую диагностику различного профиля и предназначения. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а также родителей (лиц, их заменяющих) в пробле­мах личностного и социального развития обучающихся (воспи­танников). Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению. Участвует в планировании и разработ­ке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особен­ностей личности обучающихся (воспитанников), способствует раз­витию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жиз­ненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педаго­гическую коррекцию. Формирует психологическую культуру обуча­ющихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспита­ния. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического примене­ния психологии, ориентированной на повышение социально-пси­хологической компетентности обучающихся (воспитанников), пе­дагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Рос­сийской Федерации, решения Правительства Российской Федера­ции и федеральных органов управления образованием по вопросам образования; Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о пра­вах ребенка; нормативные документы, регулирующие вопросы охра­ны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты; общую психологию, пе­дагогическую психологию и общую педагогику, психологию лично­сти и дифференциальную психологию, детскую и возрастную пси­хологию, социальную психологию, медицинскую психологию, дет­скую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику; основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профори­ентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагности­ки, психологического консультирования и психопрофилактики; ме­тоды активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой проф-консультации, диагностики и коррекции нормального и аномально­го развития ребенка; правила и нормы охраны труда, техники безо­пасности и противопожарной защиты.

Приложение 10 Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации

(согласовано с Минтруда России —

приложение 2 к Постановлению

от 17 августа 1995 г. № 46)

к Приказу Минобразования России

и Госкомвуза России

от 31 августа 1995 г. № 463/1268

1. Тарифно-квалификационные характеристики (тре­бования) по должностям работников учреждений образо­вания Российской Федерации (далее — учреждения) слу­жат основой при:

— составлении положений о структурных подразделе­ниях, определяющих их роль и место в учреждениях;

— разработке должностных инструкций работников, закрепляющих их обязанности, права и ответственность;

— подборе и расстановке кадров, осуществлении кон­троля за правильностью их использования;

— проведении аттестации работников учреждения.

2. Наименования должностей работников в штатном расписании учреждения должны соответствовать наиме­нованиям должностей, предусмотренным настоящими тарифно-квалификационными характеристиками.

3. Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трех разделов: «Должност­ные обязанности», «Должен знать» и «Требования к ква­лификации по разрядам оплаты»:

— раздел «Должностные обязанности» содержит ос­новные функции, которые могут быть поручены полнос­тью или частично работнику, занимающему данную дол­жность, являются основой для разработки должностных

инструкций на местах, закрепляющих конкретные обя­занности, права и ответственность работника, утвержда­ющихся руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами;

— раздел «Должен знать» содержит основные требо­вания, предъявляемые к работнику в отношении специ­альных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и норма­тивных документов, методов и средств, которые работ­ник должен уметь применять при выполнении должнос­тных обязанностей;

— раздел «Требования к квалификации по разрядам оплаты» предусматривает: уровень образования; стаж работы (по специальности или педагогический); квали­фикационные категории, присвоение которых осуществ­ляется аттестационными комиссиями в соответствии с тре­бованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом управления образованием.

4. По должностям главных специалистов (главного бухгалтера и главного инженера и др.) тарифно-квали­фикационные характеристики не приведены, так как их должностные обязанности и требования к знаниям опре­деляются на основе общеотраслевых тарифно-квалифи­кационных характеристик, утвержденных постановлени­ем Минтруда России от 10 ноября 1992 г. № 30, и тариф­но-квалификационных характеристик специалистов, предусмотренных в настоящем приложении.

5. Руководителям и специалистам учреждений, имею­щим почетные звания «Народный учитель», «Заслужен­ный учитель» и «Заслуженный преподаватель», оплата труда производится на один разряд выше по сравнению с разрядом, установленным им в соответствии с настоящи­ми тарифно-квалификационными характеристиками (тре­бованиями).

Руководителям учреждений, имеющим другие почет­ные звания, повышение оплаты труда производится толь­ко при условии соответствия почетного звания профи­лю учреждения, а специалистам учреждения — при со­ответствии почетного звания профилю педагогической деятельности или преподаваемых дисциплин. Оплата труда работников, имеющих ученые степени кандидата или докто­ра наук и работающих по профилю учреждения или педаго­гической деятельности (преподаваемых дисциплин), произ­водится соответственно на один или два разряда выше по сравнению с разрядами, установленными им в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристи­ками (требованиями). При наличии у работника двух осно­ваний (наличие почетного звания и ученой степени) повы­шение оплаты труда производится по одному (максимально­му) основанию в пределах 18 разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.

(В ред. приказа Министерства образования РФ, Госу­дарственного комитета РФ по высшему образованию от 14 декабря 1995 г. № 622/1646)

6. Порядок отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей и присвоения квалификационных категорий руководителям и специалистам устанавливает­ся федеральным органом управления образованием.

7. Лица, не имеющие специальной подготовки или ста­жа работы, установленных квалификационными требова­ниями, но обладающие достаточным практическим опы­том и выполняющие качественно и в полном объеме возло­женные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения, в порядке исклю­чения, могут быть назначены на соответствующие должно­сти так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ETC.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 ноября 1992 г. N 33
О СОГЛАСОВАНИИ РАЗРЯДОВ ОПЛАТЫ ТРУДА И ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПО ДОЛЖНОСТЯМ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановления Минтруда РФ от 20.04.1993 N 83)

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» Министерство труда Российской Федерации постановляет:

Согласовать разряды оплаты труда Единой тарифной сетки и тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования, представленные Министерством образования Российской Федерации, согласно Приложениям 1 и 2.

Заместитель Министра труда

характеристик руководителей, специалистов

(в т.ч. педагогических работников) и служащих

учреждений и организаций образования

1. Тарифно-квалификационные характеристики должностей руководителей специалистов (в т.ч. педагогических работников) и служащих учреждений и организаций образования служат основой при:

— разработке должностных инструкций исполнителей, закрепляющих их обязанности, права и ответственность;

— составлении положений о структурных подразделениях, определяющих их роль и место в учреждениях и организациях образования;

— подборе и расстановке кадров, осуществлении контроля за правильностью их использования в соответствии со специальностью и квалификацией;

— проведении аттестации руководителей, специалистов и служащих для определения разрядов оплаты труда по Единой тарифной сетке (ЕТС).

2. Наименования должностей руководителей, специалистов и служащих, занятых в учреждениях и организациях образования, должны соответствовать наименованиям, предусмотренным тарифно-квалификационными характеристиками (далее — квалификационные характеристики).

3. В квалификационных характеристиках предусматривается в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования дифференциация в уровнях квалификации для определения разрядов оплаты труда в соответствии с Единой тарифной сеткой.

4. Тарифно-квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела.

В разделе «Должностные обязанности» перечислены функции, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность.

Конкретный перечень должностных обязанностей работников устанавливается должностными инструкциями, которые разрабатываются в учреждении и организации образования на основе квалификационных характеристик и утверждаются руководителями по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций и других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

Раздел «Квалификационные требования» при установлении работникам разрядов оплаты труда по ЕТС предусматривает:

а) требования к уровню образования:

— наличие высшего или среднего профессионального образования (данное условие не содержит требований к профилю полученной специальности по образованию);

— наличие высшего или среднего педагогического, музыкального, дефектологического, психологического образования и др. (в указанном случае предъявляются специальные требования к профилю полученной специальности по образованию);

б) требования к стажу работы:

— стажу педагогической работы (исчисляется в порядке, устанавливаемом Министерством образования Российской Федерации) ;

На момент проведения внеочередной аттестации стаж педагогической работы определяется в порядке и на условиях, установленных Инструкциями о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, профессионально-технических учебных заведений, средних специальных учебных заведений.

— стажу работы по специальности (исчисляется с учетом стажа работы по занимаемой должности и времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях по профилю деятельности в образовательном учреждении, при этом мастерам производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования учитывается время работы на руководящих, инженерных должностях по профилю профессии, а также рабочих должностях при условии выполнения работ, соответствующих высшим разрядам для данной профессии);

— стажу работы в определенной должности (учитывается только стаж работы в должности, по которой устанавливается разряд оплаты труда по ЕТС);

в) показатели квалификации и профессионализма:

умение самостоятельно разрабатывать методику преподавания предмета; использовать в своей работе прогрессивные идеи, формы и методы активного обучения; владеть организационными формами диагностической работы с обучающимися; обеспечивать устойчивые положительные результаты в образовательном процессе; руководить или участвовать в работе творческих групп, методических объединений, школ передового опыта; владеть методиками анализа учебно-методической работы; умение руководить творческими семинарами; использовать передовой опыт в своей работе; владеть методами научно-исследовательской, экспериментальной работы, разрабатывать новые образовательные программы, педагогические технологии, методики обучения и воспитания, вести работу по их апробации; составлять экспериментальные задачи; руководить творческими группами по разработке актуальных проблем в области образования; наличие ученой степени, почетных званий, знаков отличия, орденов и медалей, почетных званий, полученных за достижения в педагогическом труде, других показателей квалификации.

5. Тарифно-квалификационные характеристики руководящих и педагогических работников, утвержденные Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации, распространяются на работников учреждений и организаций образования независимо от их отраслевой и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для той или иной должности работы.

Изменения и дополнения в тарифно-квалификационные характеристики руководящих и педагогических работников могут вноситься Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.

При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях.

6. Порядок отнесения образовательных учреждений к группам по оплате труда руководящих работников устанавливается Министерством образования Российской Федерации.

7. Лицам, не имеющим специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающим достаточным практическим опытом и выполняющим качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения может быть установлен соответствующий разряд оплаты труда по ЕТС или присвоена соответствующая квалификационная категория также как и лицам, имеющим специальную подготовку и стаж работы.

Руководитель (директор, начальник, заведующий)

учреждения, организации образования

Должностные обязанности. Непосредственно управляет учреждением, организацией в соответствии с лицензией, уставом и свидетельством об аккредитации. Совместно с общественными организациями, советами образовательного учреждения организует разработку и утверждение: образовательных и рабочих программ, учебных планов, курсов и дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава учреждения, правил внутреннего распорядка, иных локальных актов. Определяет структуру управления учреждения, решает финансовые, хозяйственные, научные, методические и иные вопросы, обеспечивает контроль за всеми видами деятельности учреждения. Формирует контингенты обучающихся (воспитанников), обеспечивает их социальную защиту. Содействует деятельности учительских (педагогических) организаций и методических объединений, регулирует деятельность общественных (в том числе детских и молодежных) организаций, разрешенных законом. Обеспечивает: необходимые условия для работы предприятий общественного питания, медицинских учреждений, контроль за их работой в целях укрепления и охраны здоровья обучающихся, воспитанников, работников; рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников. Распоряжается имеющимся имуществом и средствами, представляет ежегодный отчет о поступлениях и расходовании средств учредителей.

Является государственным опекуном (попечителем) воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищает их законные права и интересы (личные, имущественные, жилищные, трудовые и др.), принимает меры к созданию условий для поддержания их родственных связей.

Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда.

Осуществляет подбор и расстановку педагогических кадров и вспомогательного персонала, устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего распорядка, тарифно-квалификационными характеристиками должностные обязанности работников, создает условия для повышения профессионального мастерства. Обеспечивает выполнение коллективного договора между администрацией и трудовым коллективом.

В установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за: реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования выпускников; жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) и работников учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод; всеобуч в рамках обязательного основного общего образования.

Осуществляет связь с общественностью, предприятиями и организациями, направляет работу с родителями (лицами, их заменяющими). Представляет учреждение образования в государственных, общественных к иных органах, обеспечивает подготовку и представление необходимой отчетности.

Должен знать: законодательные и другие нормативные документы по вопросам образования и воспитания обучающихся (воспитанников); педагогику, педагогическую психологию, достижения современной психолого-педагогической науки и практики; основы социологии, физиологии, гигиены; экономику; вопросы финансово-хозяйственной деятельности учреждения образования; трудовое законодательство, правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

Высшее образование и стаж работы не менее 5 лет на педагогических или руководящих должностях в учреждениях, организациях, предприятиях, соответствующих профилю образовательного учреждения.

10 разряд — руководитель учреждения, отнесенного к V группе по оплате труда руководящих работников, не имеющий квалификационной категории;

11 разряд — руководитель учреждения, отнесенного к V группе по оплате труда руководящих работников, имеющий I квалификационную категорию;

— руководитель учреждения, отнесенного к IV группе по оплате труда руководящих работников, не имеющий квалификационной категории;

12 разряд — руководитель учреждения, отнесенного к V группе по оплате труда руководящих работников, имеющий высшую квалификационную категорию;

— руководитель учреждения, отнесенного к IV группе по оплате труда руководящих работников, имеющий I квалификационную категорию;

— руководитель учреждения, отнесенного к III группе по оплате труда руководящих работников, не имеющий квалификационной категории;

13 разряд — руководитель учреждения, отнесенного к IV группе по оплате труда руководящих работников, имеющий высшую квалификационную категорию;

— руководитель учреждения, отнесенного к III группе по оплате труда руководящих работников, имеющий I квалификационную категорию;

— руководитель учреждения, отнесенного ко II группе по оплате труда руководящих работников, не имеющий квалификационной категории;

14 разряд — руководитель учреждения, отнесенного к III группе по оплате труда руководящих работников, имеющий высшую квалификационную категорию;

— руководитель учреждения, отнесенного ко II группе по оплате труда руководящих работников, имеющий I квалификационную категорию;

— руководитель учреждения, отнесенного к I группе по оплате труда руководящих работников, не имеющий квалификационной категории;

15 разряд — руководитель учреждения, отнесенного ко II группе по оплате труда руководящих работников, имеющий высшую квалификационную категорию;

— руководитель учреждения, отнесенного к I группе по оплате труда руководящих работников, имеющий I квалификационную категорию;

16 разряд — руководитель учреждения, отнесенного к I группе по оплате труда руководящих работников, имеющий высшую квалификационную категорию.

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждения образования Российской Федерации

(согласно с Минтрудом России — приложение 2

к постановлению от 17 августа 1995г. № 46)

Общие положения

1. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ (далее — учреждения) служат основой при:

— составлении положений о структурных подразделениях, определяющих их роль и место в учреждениях;

— разработке должностных инструкций работников, закрепляющих их обязанности, права и ответственность;

— подборе и расстановке кадров, осуществлении контроля за правильностью их использования;

— проведении аттестации работников учреждения;

2. Наименование должностей работников в штатном расписании учреждения должны соответствовать наименованиям должностей, предусмотренным настоящими тарифно-квалификационными характеристиками.

3. Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трёх разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты»:

— раздел «Должностные обязанности» содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, закрепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника, утверждающихся руководителями учреждения по согласованию с соответствующими профсоюзными комитетами;

— раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей;

— раздел «Требования к квалификации по разделам оплаты» предусматривает:

— стаж работы (по специальности или педагогический);

— квалификационные категории, присвоение которых осуществляется аттестационными комиссиями в соответствии с требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом управления образованием.

4. По должностям главных специалистов (главного бухгалтера, главного инженера и др.) тарифно-квалификационные характеристики не приведены, так как их должностные обязанности и требования к знаниям определяются на основе общеотраслевых тарифно-квалификационных характеристик, утверждённых постановлением Минтруда России от 10 ноября 1992 г. № 30 и тарифно-квалификационных характеристик специалистов, предусмотренных в настоящем приложении.

5. Работникам учреждений, имеющим почётные звания «Заслуженный учитель», «Народный учитель», «Заслуженный преподаватель», «Заслуженный работник профтехобразования», «Заслуженный мастер профтехобразования» и другие почётные звания по профилю работы, учёную степень кандидата наук по профилю работы, оплата труда производится на один разряд выше по сравнению с разрядом, установленным им в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

Работникам учреждений, имеющим учёную степень доктора наук и работающим по профилю, оплата труда производится на два разряда выше по сравнению с разрядом, установленным им в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями).

6. Порядок отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей и присвоения квалификационных категорий руководителям и специалистам устанавливается федеральным органом управления образованием.

7. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объёме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ЕТС.

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019

В настоящем разделе представлены выпуски Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих. ЕТКС предназначен для тарификации работ, присвоения квалификационных разрядов рабочим, а также для составления программ по подготовке и повышению квалификации рабочих во всех отраслях и сферах деятельности. Раздел обновлен 17 октября 2018 года — добавлены выпуски, исправлены технические ошибки.

Все профессии рабочих по алфавиту

Если вы знаете наименование профессии, но не имеете информации о том, в каком разделе или выпуске ЕТКС она описана, тогда для быстрого поиска ее описания можно воспользоваться алфавитным рубрикатором:

Профессии рабочих по ЕТКС

Общие положения
Постанов