КонсультантПлюс: Форумы, оплачиваемый отпуск участникам боевых действий

Содержание
  1. КонсультантПлюс:Форумы
  2. #1 12.10.2010 01:10:37
  3. #2 12.10.2010 14:25:32
  4. Оформляется ли дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий
  5. Участники боевых действий и инвалиды войны получили право на дополнительный оплачиваемый отпуск
  6. Дополнительный оплачиваемый отпуск участнику боевых действий
  7. Важные нюансы предоставления дополнительного отпуска ветеранам боевых действий — сколько дней требовать по закону?
  8. Понятие
  9. Как оформить?
  10. Полезное видео
  11. Выводы

КонсультантПлюс:Форумы

Страницы: 1

  • Список форумов
  • ::Актуальные вопросы
  • :: оплата отпуска ветеранам боевых действий

#1 12.10.2010 01:10:37

оплата отпуска ветеранам боевых действий

Прошу дать разьясние: «Оплачивается ли дополнителный отпуск бывшему военнослужащему, ветерану боевых действий в количестве 15 дней на основании п.5.1ст 11 Федерального закона от27.05.1998 № 76-ФЗ » О статусе военнослужащих» ( работаю в ОАО) и если оплачивается — то на какую норму права следует преминить».

#2 12.10.2010 14:25:32

Re: оплата отпуска ветеранам боевых действий

Вопрос: В организации работает бывший военнослужащий, являющийся ветераном боевых действий. Ссылаясь на п. 5.1 ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», он просил предоставить 15 дней дополнительного отпуска. Обязан ли работодатель руководствоваться данной нормой в отношении бывших военнослужащих?

Ответ: В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон N 76-ФЗ) социальные *** и компенсации, предусмотренные данным Законом, устанавливаются:
— военнослужащим и членам их семей;
— гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников СНГ, и членам их семей;
— гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, и членам их семей.
Согласно п. 5.1 ст. 11 Закона N 76-ФЗ военнослужащим — ветеранам боевых действий, указанным в ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» (далее — Закон N 5-ФЗ), предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток. В соответствии с положением ст. 3 Закона N 5-ФЗ к ветеранам боевых действий относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Минобороны СССР и работники Минобороны России, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ;
2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10.05.1945 по 31.12.1951, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10.05.1945 по 31.12.1957;
3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
5) другие категории, указанные в данной статье.
Таким образом, если бывший военнослужащий, являющийся ветераном боевых действий, относится к одной из вышеуказанных категорий, ему необходимо предоставлять дополнительный отпуск продолжительностью 15 суток.

Н.Н.Булыга
Консалтинговая группа «Аюдар»
27.02.2010

Оформляется ли дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий

В этой небольшой статье расскажу про дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий.

Из статьи вы узнаете, положен ли ветеранам боевых действий дополнительный отпуск.

Нередки случаи, когда в кадровую службу предприятия приходит работник, предоставляет удостоверение ветерана боевых действий и, при этом, просит предоставить ему дополнительный оплачиваемый отпуск 15 календарных дней на том основании, что он является ветераном боевых действий.

Законно ли указанное требование работника? Итак, давайте разбираться.

В соответствии со ст. 116 Трудового Кодекса РФ

ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее — другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее – воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 2 указанного Федерального закона

прохождение военной службы осуществляется гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту), граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

На основании п.п. 1,2 ст. 2 ФЗ от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту), сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

На основании п. 1 ст. 3 ФЗ «О статусе военнослужащих»

для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Из указанного следует, что Федеральный закон от 27.05.1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определяет обязанности военнослужащего по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации как неотъемлемую часть его правового статуса.

При этом, социальные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим именно в связи с особым характером возложенных на них обязанностей.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О ветеранах»

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;

6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам;

7) лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

В соответствии с п.5.1 статьи 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О статусе военнослужащих»

военнослужащим — ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ), предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток.

Анализируя указанное положение ФЗ «О статусе военнослужащих» во взаимосвязи с положениями ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», приходим к выводу, что право на дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий может возникнуть исключительно у военнослужащего , имеющего статус ветерана боевых действий.

Так, к примеру, ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», не предусматривает военной службы в коммерческой структуре.

Действующее законодательство РФ также не содержит каких – либо иных положений, в соответствии с которыми устанавливается прохождение военной службы в коммерческой структуре.

В связи с указанным, работник, имеющий статус ветерана боевых действий, в рассматриваемом случае не является военнослужащим и, поэтому, не имеет права на дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий.

То есть, предоставление дополнительного отпуска ветеранам боевых действий, предусмотренного п. 5.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в рассматриваемом случае будет необоснованным и неправомерным.

Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что в качестве получателей гарантии реализации права на оплачиваемый дополнительный отпуск ветеранам боевых действий в Федеральном Законе «О статусе военнослужащих» указаны только военнослужащие .

Расширительное толкование п. 5.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» недопустимо.

Поскольку в п. 5.1 ст. 11 ФЗ «О статусе военнослужащих» речь идет именно о военнослужащих — ветеранах боевых действий, нельзя самовольно распространять действие данной нормы на лиц, уволенных с военной службы (поскольку в силу п. 2 ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане утрачивают статус военнослужащего с окончанием военной службы),

Помимо этого, норма, предоставляющая военнослужащим право на дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий, указана непосредственно в статье 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», которая, исходя из своего названия, регулирует служебное время и право на отдых именно военнослужащих.

Таким образом, по смыслу данной статьи закона её положения не могут распространяться на рабочее время работников-невоеннослужащих в рамках трудовых отношений.

Поэтому норма п. 5.1 ст. 11 ФЗ «О статусе военнослужащих» неприменима к лицам, уволенным с военной службы, и как следствие, обязанность работодателя предоставлять работникам — ветеранам боевых действий дополнительный отпуск законом не установлена.

Данная позиция находит свое подтверждение и в судебной практике (см. напр. решение Октябрьского районного суда г. Томска от 12 ноября 2010 г. по делу N 2-2087/2010, а также решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 02 ноября 2011 г. по делу N 2-1291/11)

При этом, следует учитывать, что пп. 11 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», устанавливающий меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, содержит лишь право ветеранов на использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году .

Положений, устанавливающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск ветеранам боевых действий ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» не содержит.

Учитывая изложенное, следует прийти к выводу, что требование работника, не являющегося военнослужащим, о предоставлении ему дополнительного оплачиваемого отпуска, как ветерану боевых действий, не основано на действующем законодательстве, в силу чего не подлежит удовлетворению работодателем.

На этом, позвольте данную статью завершить.

Надеюсь, вы получили исчерпывающий ответ на свои вопросы и теперь знаете, положен ли ветеранам боевых действий дополнительный отпуск.

Внимание: я не даю консультаций по телефону по вопросам, изложенным в статье. В статье изложено моё видение ситуации. Пользуйтесь! Если же у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях к статье. Спасибо!

Вопросы и комментарии (28)

Как я понял из статьи,дополнительный оплачиваемый отпуск,положен только военнослужащим,имеющим статус ветерана боевых действий. И если,я ветеран боевых действий,не военнослужащий,то я имею право только на неоплачиваемый отпуск?

Да, всё верно. Неоплачиваемый отпуск до 35 календарных дней в году.

Здравствуйте Евгений. Спасибо Вам большое за эту статью. Я получил всю необходимую информацию по своему вопросу. Я работаю в ГКУ АМПП г. Москвы, в 2011г стал ветераном БД в СКФО и мне так же отказали в оплачиваемом 15-ти дневном отпуски и, как вы указали в своей статье предложили взять до 35 дней без содержания, но почему тогда некоторые юристы уверяют, что бывшие сотрудники полиции, ветераны боевых действий могут получить оплачиваемый 15-ти дневный отпуск. Так всё же можно отсудить эти дни или эти фейковые юристы, которые хотят нажиться на обмане. Спасибо…

Добрый день! Таким образом, военнослужащий увольняясь с военной службы, утрачивает статус ветерана и положенные льготы. (выплата пособия, льгота в оплате ЖКХ)? Или стандарты двойные : отпуск утратит , а что-то нет. И ещё, а ветераны Великой Отечественной не будучи военными, так же потеряли статус ветеранов?Локальные войны, что, не такие страшные, и раненым было не так больно??

Евгений, Вы подменяете понятия. Военнослужащий увольняясь с военной службы утрачивает статус именно военнослужащего. Правовой статус военнослужащих, ветеранов боевых действий, и ветеранов боевых действий-военнослужащих в настоящее время детально регламентировано в законодательных актах, ссылки на которые приведены в статье.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Законом, устанавливаются:
— военнослужащим и членам их семей;
— гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников СНГ, и членам их семей;
— гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, и членам их семей.
Согласно п. 5.1 ст. 11 Закона N 76-ФЗ военнослужащим — ветеранам боевых действий, указанным в ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах», предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток. Следовательно Вы имеете право на дополнительный отпуск В заявление ссылайтесь и на закон о статусе военнослужащих и на закон о ветеранах.

Ольга, право на дополнительный оплачиваемый отпуск 15 суток есть только у ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ВЕТЕРАНАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ (а не у граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных силах РФ, и не у простых военнослужащих как вы неверно указываете, ссылаясь на п.5 ст.2 ФЗ «О статусе военнослужащих». Пункт 5.1. ст.11 является специальной нормой по отношению к норме, установленной п.5 ст.2 вышеназванного закона (общей норме). В моей статье рассматривается исключительно вопрос о том, положен ли дополнительный оплачиваемый отпуск ВЕТЕРАНАМ боевых действий, и если да, то при каких условиях. Условие одно — Ветеран боевых действий должен являться военнослужащим.

Добрый день, Евгений! Скажите пожалуйста, а сотрудник полиции (ветеран боевых действий), действующий, попадает под статус военнослужащих? Может воспользоваться дополнительным, оплачиваемым отпуском?

Кирилл, сотрудник полиции НЕ является военнослужащим. См. ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих». Право на дополнительный оплачиваемый отпуск сотруднику полиции предусмотрено в ст. 58 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — и для этого не обязательно сотруднику полиции быть ветераном боевых действий. Что касается сотрудника полиции — ветерана боевых действий, то на него распространяется пп.11 п.1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», о котором упомянуто в моей статье. То есть, оплачиваемый дополнительный отпуск не предусмотрен.

Спасибо большое) Значит только 35 суток без содержания, я так понимаю…

Участники боевых действий и инвалиды войны получили право на дополнительный оплачиваемый отпуск

Елена Усенко,
главный специалист отдела регулирования условий и экспертизы труда Департамента заработной платы и условий труда Министерства социальной политики Украины

(комментарий к Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения уровня социальной защиты отдельных категорий ветеранов войны» от 14.05.2015 г. № 426-VIII)

Комментируемым Законом установлены дополнительные трудовые и социальные гарантии для участников боевых действий и инвалидов войны, статус которых определен Законом № 3551 1 . В этот раз законотворцы позаботились о том, чтобы указанные лица имели право на дополнительный отдых в период работы. Подробности — ниже.

Дополнительный оплачиваемый отпуск Отныне (а именно с 06.06.2015 г. , когда комментируемый Закон вступил в силу) участни­ки боевых действий и инвалиды войны имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск про­дол­­жительностью 14 календарных дней (к. дн.) в год .

Указанная гарантия зафиксирова­на в ст. 77 2 КЗоТ 2 и в ст. 16 2 Закона об отпусках 3 .

Поскольку специальных оговорок в этих нормах не сделано, право на дополнительный отпуск имеют как основные работники, так и совместители. Оплата отпусков осуществляется за счет средств учреждений и организаций.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Дополнительный отпуск, который предоставляется участникам боевых действий и инвалидам войны, не относится к категории ежегодных .

Поэтому помните следующие правила его предоставления. Так, дополнительный отпуск инвалидам войны и участникам боевых действий предоставляется :

а) сверх ежегодного основного и дополни­тельных отпусков. Соответственно, дни этого отпуска не учитывайте при сравнении с установ­лен­­ной предельной продолжительностью отпуска — 59 (69) к. дн. в год ( ч. 3 ст. 10 Закона об отпусках );

б) полной продолжительности в расчете на календарный год независимо от количества фактически отработанного времени в году;

в) с учетом праздничных и нерабочих дней, определенных ст. 73 КЗоТ. То есть они оплачиваются и включаются в общую продолжительность отпуска, а не продлевают его.

Кроме того, дополнительный отпуск нельзя :

  • перенести на другой период или продлить в случае болезни работника;
  • поделить на части;
  • заменить денежной компенсацией 4 .

Заметим, что перечень лиц, которые относятся к участникам боевых действий и инвалидам войны, приведен соответственно в ст. 6 и 7 Закона № 3551 . Он большой, но в совершенстве его изучать не надо. Для работодателя главное, чтобы свой статус работник подтвердил соответствующим удостоверением. Этот документ и будет основанием для предоставления отпуска.

Поскольку продолжительность дополнительного отпуска не зависит от стажа работы и он предоставляется при подтверждении статуса участника боевых действий или инвалида войны, своим правом на отпуск соответствующие категории лиц могут воспользоваться уже с 06.06.2015 г. А следовательно, его необходимо вклю­­­чить в график отпусков на 2015 год (при необ­ходимости внести соответствующие коррективы).

Следует отметить, что одновременно с введением дополнительного оплачиваемого отпуска из Закона № 3551 изъяли нормы относительно возможности получения инвалидами войны и участниками боевых действий отпуска без сохранения зарплаты на срок до двух недель в год. Такую вот рокировку «неоплачиваемый → оплачиваемый» отпуск предусмотрели законодатели. Но это еще не все.

Неоплачиваемый отпуск Комментируемым Законом подкорректирован п. 4 ст. 25 Закона об отпусках. Теперь работодатель обязательно предоставляет (по желанию работника) отпуск без сохранения зарплаты :

а) участникам войны и лицам, на которых распространяется действие Закона № 3551, — до 14 к. дн. ежегодно . До изменений этот отпуск предоставляли всем ветеранам войны;

б) лицам, имеющим особые заслуги перед Родиной, статус которых установлен Законом № 3551, — до 21 к. дн. ежегодно . До изменений отпуск не должен был превышать 14 к. дн.

Своим правом на такой отпуск соответствующие категории лиц могут воспользоваться уже с 06.06.2015 г., ведь его продолжительность не зависит от стажа работы и он предоставляется при подтверждении соответствующего статуса. Главное , что нужно помнить, — такой отпуск предоставляется в обязательном порядке . То есть отказать работнику в его предоставлении работодатель не может в любом случае.

Поскольку отпуск без сохранения заработной платы не относится к ежегодным, при его предоставлении учтите правила, которые мы привели выше (см. с. 5) для нового оплачиваемого допотпуска.

Как видим, инвалиды войны среди лиц, имеющих право на указанный отпуск без сохранения зарплаты, не названы. Поэтому отныне они могут получить отпуск без сохранения зарплаты, предусмотренный ст. 26 Закона об отпусках, — на срок на более 15 к. дн. в год и только при согласии собственника учреждения (уполномоченного органа). Однако, как мы отметили выше, у них есть право на новый оплачиваемый дополнительный отпуск (14 к. дн.) в соответствии со ст. 77 2 КЗоТ и ст. 16 2 Закона об отпусках.

1 Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.1993 г. № 3551-XII.

2 Кодекс законов о труде Украины от 10.12.1971 р.

3 Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 г. № 504/96-ВР.

4 В то же время, не допускается отзыв работника из такого отпуска, поскольку согласно ст. 12 Закона об отпусках, которой определен порядок отзыва работников из ежегодного отпуска, никаких изменений внесено не было.

Дополнительный оплачиваемый отпуск участнику боевых действий

Здравствуйте! Я нахожусь на Государственной гражданской службе, являюсь Ветераном боевых действий.Вопрос: имею ли я право на дополнительный оплачиваемый отпуск.

С уважением Сергей Олегович.

Ответы юристов ( 2 )

После увольнения из армии бывшие военные нередко
приходят на работу в коммерческие организации. Среди них есть и ветераны боевых
действий, имеющие льготы. Одна из таких льгот — это право на дополнительный
оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 суток. «1» Вопрос: обязан ли
работодатель предоставлять такому работнику дополнительный отпуск? Если да — то
в каком порядке, если работник трудится не с начала года?
Дополнительный
оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 суток для ветеранов боевых действий
положен только тем, кто проходит военную службу по контракту или по призыву
«1» А после увольнения со службы ветераны боевых действий уже не имеют права на
такой дополнительный отпуск. Ведь ни ТК
РФ, ни другими федеральными законами для данной категории работников дополнительный
оплачиваемый отпуск не предусмотрен. С этим согласны в Роструде. Из авторитетных источников Шкловец Иван Иванович, заместитель руководителя
Федеральной службы по труду и занятости
«Дополнительный оплачиваемый отпуск
продолжительностью 15 суток предоставляется ветеранам боевых действий только в
период военной службы. «1»
Вместе с тем у таких работников при наличии удостоверения
ветерана боевых действий «2» все же есть льготы, связанные с отпуском. Такие работники вправе взять ежегодный оплачиваемый
отпуск в удобное для них время. А те из них, у кого на правой внутренней стороне
удостоверения
после слов „Предъявитель настоящего удостоверения имеет права и льготы,
установленные пунктом“ указаны цифры „1“ или „2“,
имеют еще и право на отпуск без сохранения заработной платы сроком до 35
календарных дней в календарном году.

Важные нюансы предоставления дополнительного отпуска ветеранам боевых действий — сколько дней требовать по закону?

После окончания воинской службы большинство военнослужащих, которым пришлось поучаствовать в боевых действиях, присваивается статус ветерана. Большинство из них устраивается на гражданскую работу в организации разных форм собственности.

Человек, который обладает данным статусом имеет ряд льгот и преимуществ. Часто данные лица даже не догадываются о их существовании. Одной из таких льгот является дополнительный отпуск.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Это быстро и бесплатно!

Понятие

Лица, обладающие статусом ветерана боевых действий, имеют социальную поддержку, которая установлена законодательством, а именно федеральным законом «О ветеранах» от 2.01.2000 года, а также федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года.

Данный статус присваивается военнослужащим, которые в разные годы воевали на территории иностранных государств.

Все эти страны перечислены в указанных выше законах. Среди них Алжир, Ангола, Йемен, Корея, Мозамбик, Чечня, Абхазия и Осетия и другие.

Кроме того, в 2019 году рассматриваемый статус участника военных дйствий присваивается лицам, которые не являлись непосредственными участниками боевых действиях, но исполняли свои служебные обязанности в горячих точках. К ним относятся:

  • солдаты, которые занимались обеспечением и обслуживанием;
  • лица, которые участвовали в доставке грузов на территории охваченные военными действиями;
  • военным, занимавшимся разминированием освобожденных локаций;
  • летчиками армии, которые летали над территорией противника;
  • непосредственные участники боевых операций и столкновений с врагом.

Стоит понимать, что статус ветерана, участвующего в боевых действиях, подразумевает наличие документа, подтверждающего этот факт. В нем содержится информация о владельце – ФИО, звание, годы службы, а также место боевых действий.

Положен ли оплачиваемый отдых?

Лица, имеющие статус ветерана, могут рассчитывать на три вида отпуска:

  1. Основной оплачиваемый.
  2. Дополнительный с оплатой.
  3. Дополнительный без оплаты.

Основной отпуск для ветеранов, занятых на гражданской работе, составляет 28 календарных дней каждый год, что закреплено в ТК РФ.

По ряду причин этот период может быть увеличен, это зависит от нескольких факторов:

Стоит отметить, что в зависимости от конкретных ситуаций срок факторов, влияющих на длительность основного ежегодного отпуска, может быть гораздо больше.

Важно! Дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск для ветеранов боевых действий составляет 15 дней.

На него распространяется несколько правил.

  1. Дополнительный отпуск с оплатой предоставляется любым предприятием не зависимо от формы собственности.
  2. Время дополнительного отдыха обязательно оплачивается.
  3. Ветераны, занятые в гражданской сфере, не могут совмещать основной и дополнительный очередной оплачиваемый отпуска.
  4. Ветераны, которые продолжают военную службу, могут брать дополнительные дни с оплатой, как вместе с основным, так и отдельно.

Важно не путать данную категорию лиц с ветеранами труда, это разные категории лиц, обладающие разными привилегиями. О дополнительном ежегодном отпуске последних читайте здесь.

Предоставляются ли неоплачиваемые дни?

Дополнительный очередной отпуск без содержания положен всем ветеранам участникам боевых действий сроком не более 35 календарных дней за год.

При этом его преимуществом является то, что его можно взять в любое удобное время независимо от графика, принятого в организации.

Для его получения участнику боевых действий требуется написать заявление, в котором указываются определенные данные:

  • Должность и личные данные руководителя.
  • ФИО заявителя.
  • Желаемая продолжительность отпускного времени.
  • Основания, исходя из которых, отпуск должен быть предоставлен.
  • Подпись заявителя и ее расшифровка.

Вместе с заявлением должно быть обязательно приложено удостоверение ветерана, участвующего в боевых действиях.

Для лиц, которые продолжают военную службу, форма в которой будет указано требование предоставить неоплачиваемый отпуск, несколько меняется — составляется рапорт:

  • ФИО командира воинской части.
  • ФИО заявителя.
  • Длительность отпуска и основания для его предоставления.
  • Лицо, которое подменит отпускника на время отпуска.
  • Конечный пункт, в который направляется заявитель.
  • Просьба о предоставление материальных средств на оплату дороги для семьи заявителя.
  • Стоимость путевки при поездке на море или курорт.

Кроме правильно составлено заявления, не будет лишним проверить график отпусков предприятия, в который должен быть внесен дополнительный отдых, получить информацию о приказе на отпуск.

Если на предприятии ведется учетная карта для отпускных периодов, то проверить внесение дополнительного отдыха в нее.

Как оплачивается?

При расчете положенных дней отпуска стоит учитывать, что за основу берется один отработанный год.

В случае если год с момента трудоустройства не прошел, то количество дней высчитывается:

Продолжительность дополнительного отдыха = Установленное законодательством число дней / 12 * фактически отработанное время в месяцах за период расчета.

Оплата положенных отпускных дней для ветеранов участников боевых действий рассчитывается следующим образом::

Оплата = Продолжительность дополнительного отдыха в днях * Зарплата за расчетный период / (29,3 * 12 мес.).

29,3 — это показатель, принятый за среднее количество дней в месяце. То есть

С помощью этих формул очень легко посчитать количество положенных дней отпуска и оплату за них.

Указанная выше формула справедлива при расчете отпускных, когда все месяцы расчетного периода полностью отработаны.

Если же это условие не выполняется, то расчет усложняется для определения фактически отработанного времени. В этом случае количество дней в месяце принимается не 29.3, а рассчитывается как отработанное число дней, поделенное на общее календарное число дней и умноженное на 29.3.

При расчете важно учитывать, что если стаж труда меньше года, то оплата за дополнительные дни высчитывается по фактически отработанному времени.

Второй немаловажный момент – отпускные должны прийти не позднее, чем за три дня до начала отпуска. Именно такой установлен срок оплаты.

Как оформить?

Работающему участнику боевых действий следует подать один из следующих документов:

  1. Заявление о предоставлении отпуска с указанием количество необходимых дополнительных оплачиваемых дней, если он после окончания боевой действий работает на гражданской службе.
  2. Рапорт, если продолжает служить.

К документу прикладывается удостоверение, подтверждающее факт требования дополнительного отпуска.

На основании полученного заявления работодатель составляет приказ и проводит расчет оплаты отпускных дней.

Полезное видео

Какие льготы могут получить ветераны участники и прочие лица, имеющие отношения к боевым действиям, в том числе в Чечне, в 2019 году — смотрите в видео:

Выводы

Лица, имеющие статус участника ветерана боевых действий, имеют множество льгот и привилегий, однако, подчас они сами о них не знают. Все положенные льготы перечислены в удостоверении участника, которое является официальным документом.

Стоит заметить, что периодически в существующие законы вносятся поправки, например, в 2017 году отставные военные, занятые в гражданском секторе у частных работодателей лишились права на дополнительный неоплачиваемый отпуск. Точнее это право у них было, но оно на законных основаниях могло быть не удовлетворено. Лица с указанным статусом, занятые в государственном секторе и состоящие в армии этого права не лишались.

В целом, данной категории лиц добавляется к основной части отпускного времени 15 оплачиваемых дней, а также 35 без сохранения заработной платы.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 490-27-62 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 603-45-17 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

+8 (800) 500-27-29 доб.849 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит