Сдельная система оплаты труда в бюджетных учреждениях, организация оплаты труда бюджетных учреждениях

Содержание
  1. Сдельная система оплаты труда в бюджетных учреждениях
  2. Как установить систему оплаты труда в инфографике
  3. Сдельная система оплаты труда в бюджетных учреждениях
  4. Учет использования рабочего времени работников бюджетных учреждений
  5. 1. система организации оплаты труда в бюджетных учреждениях
  6. Материалы журнала «консультант свердловская область»
  7. Системы оплаты труда
  8. Теоретические аспекты организации оплаты труда в бюджетных организациях
  9. Сдельная система оплаты труда в бюджетных учреждениях
  10. Организация системы учета расчетов по оплате труда в бюджетном учреждении
  11. Теоретические основы оплаты труда в бюджетных учреждениях: сущность оплаты, формы и системы, нормирование и принципы. Организационно-экономическая характеристика МБОУ "Гимназия №42". Мероприятия по совершенствованию оплаты труда. Порядок учета доплат.
  12. 1. Система организации оплаты труда в бюджетных учреждениях
  13. 1.2 Начисление оплаты труда работникам бюджетных организаций.
  14. Оплата труда работников бюджетных учреждений
  15. Общие положения об оплате труда
  16. Гарантии по оплате труда
  17. Минимальный размер заработной платы
  18. Удержания из заработной платы
  19. Порядок выплаты заработной платы
  20. Система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений
  21. Тарифные ставки (оклады) единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы по состоянию на 31.12.2004
  22. Система оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих
  23. Введение

Сдельная система оплаты труда в бюджетных учреждениях

Взаимосвязь функций заработной платы и принципов ее организации оказывает влияние на цель организации заработной платы на предприятии, заключающейся в обеспечении работникам уровня заработной платы для воспроизводства рабочей силы. На современном этапе сделан отступ от прямого централизованного регулирования оплаты труда большинства работников с переходом к рыночной экономике. Прямому регулированию государства подлежат только размеры минимальной заработной платы. Правительством России регулируются вопросы применения надбавок за стаж на некоторых территориях и районных коэффициентов к заработной плате. Все остальные условия оплаты труда предусматриваются системой тарифных соглашений (генерального, территориального и отраслевого) и коллективных договоров предприятий, а так же на основании локальных нормативных актов, утверждаемых на предприятии.

Как установить систему оплаты труда в инфографике

Реализаций политики оплаты труда осуществляется на основе договорного регулирования путем заключения системы тарифных соглашения на трех уровнях: межотраслевом (генеральное тарифное соглашение); отраслевом или региональном; производственном (тарифное соглашение как составная часть коллективного договора). Тарифное соглашение — это договор между представителями сторон переговоров по вопросам оплаты труда и социальных гарантий, предметом которого на уровне предприятия являются: формы и системы оплаты труда для различных категорий работников; минимальная тарифная ставка; размеры тарифных ставок и должностных окладов по разрядам работ и должностям работников; виды и размеры доплат, надбавок, премий и др. Заработная плата тесно связана с производительностью труда.

Сдельная система оплаты труда в бюджетных учреждениях

Организация не может удержать рабочую силу, если она не выплачивает вознаграждения по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе. Для того чтобы обеспечить стабильный рост производительности, руководство должно четко связать заработную плату, продвижение по службе с показателями производительности труда, выпуском продукции. Система вознаграждения за труд должна быть создана таким образом, чтобы она не подрывала перспективные усилия на обеспечение производительности при краткосрочных негативный результатах.

Учет использования рабочего времени работников бюджетных учреждений

Окладно-премиальная форма оплаты труда — это оплата труда руководителей и специалистов по должностным окладам, который отражает их квалификацию, а в зависимости от достигнутых результатов выплачивают премию за их высокое качество работы. Прямая сдельная форма оплаты труда — это сдельная расценка, которая определяется делением часовой ставки, соответствующей разряду конкретной работы, на часовую норму выработки. Сдельно-прогрессивная форма оплаты труда предполагает рост сдельной расценки с увеличением производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в течение установленного рабочего дня, смены.


Аккордная форма оплаты труда применяется когда исполнителю (исполнителям) заработную плату начисляют за определенную выполненную работу.

1. система организации оплаты труда в бюджетных учреждениях

Материалы журнала «консультант свердловская область»

Возможность воспроизводства рабочей силы должна быть обеспечена заработной платой.Невозможность реализации воспроизводственной функции влечет за собой проблему дополнительных заработков, что часто вызывает негативные последствия: истощается трудовой потенциал персонала, ухудшается трудовая дисциплина, снижается производительность труда и т. д. При осуществлении борьбы за лучшие кадры предприятия и бюджетные организации должны прилагать определенные усилия для удержания своих специалистов, в том числе и компенсационного характера. Предприятия обладают большей свободой в данном случае.
В бюджетных учреждениях такой формой удержания, в основном является установление стимулирующих выплат. 2.Стимулирующая (мотивационная) функция оплаты труда. Заработная плата должна стимулировать заинтересованность в развитии производства.

Системы оплаты труда

Если один работник в свою рабочую смену выполняет 20 изделий, а другой — 70, то и разница в зарплате у них должна быть соответствующая. Когда за одно изготовленное изделие установлена ставка 50 рублей, тогда заработная плата сотрудников будет следующая. Работники Количество изделий Стоимость за 1 изделие Зарплата за смену 1 рабочий 20 50 1000 2 рабочий 70 50 3500 Если организация решила установить для своих сотрудников именно сдельную оплату труда, тогда она обязана разработать определенные расценки на все виды производимой продукции для каждого этапа производства. После этого расчет заработной платы всегда осуществляется некоторым образом. В самом конце месяца именно в бухгалтерию сразу передаются конкретные сведения о количестве продукции, изготовленной каждым работником, исходя из которых и рассчитывается зарплата каждого из них.

Теоретические аспекты организации оплаты труда в бюджетных организациях

В основу организации оплаты труда положены следующие основные принципы: осуществление оплаты труда в зависимости от количества и качества труда; дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работника, условий труда и отраслевой принадлежности предприятия; систематическое повышение реальной заработной платы, т.е. превышение темпов роста номинальной заработной платы над инфляцией; превышение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы; предоставление предприятиям максимальной самостоятельности в вопросах организации и оплаты труда. Оплата труда обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы (воспроизводительная функция) и мотивирует работников для эффективных действий на своем рабочем месте (стимулирующая функция)[7 с. 34].
При осуществлении борьбы за лучшие кадры предприятия и бюджетные организации должны прилагать определенные усилия для удержания своих специалистов, в том числе и компенсационного характера. Предприятия обладают большей свободой в данном случае. В бюджетных учреждениях такой формой удержания, в основном является установление стимулирующих выплат.


2.

Стимулирующая (мотивационная) функция оплаты труда. Заработная плата должна стимулировать заинтересованность в развитии производства. При осуществлении рыночной модели организации оплаты труда, основой которой является закон стоимости (цены) рабочей силы и большое число форм собственности, основным показателем является заинтересованность работника в результатах своего труда. Но это совсем не значит, что интересы предприятия (собственника) совершенно не учитываются при организации оплаты труда.

Сдельная система оплаты труда в бюджетных учреждениях

При обеспечении условия для работы сотрудников в организации руководители абсолютно всех форм собственности обязательно должны строго соблюдать все нормы действующего законодательства о труде непосредственно в отрасли определения форм работы, размера оплаты труда и вида должностей. Все эти факторы являются определяющими для того, чтобы точно рассчитать итоговую заработную плату для работников определенной организации. В статье мы рассмотрим как установить систему оплаты труда в организации, бюджетном учреждении, автономном учреждении, какой порядок начисления и расчета.

Организация системы учета расчетов по оплате труда в бюджетном учреждении

Теоретические основы оплаты труда в бюджетных учреждениях: сущность оплаты, формы и системы, нормирование и принципы. Организационно-экономическая характеристика МБОУ «Гимназия №42». Мероприятия по совершенствованию оплаты труда. Порядок учета доплат.

Рубрика Бухгалтерский учет и аудит
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 23.01.2013
Размер файла 134,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Бюджетные организации — это организации, созданные государственными органами, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иныx функций некоммерческого характера.

Основная деятельность данных учреждений полностью или частично финансируется за счет средств бюджета на основе смет доходов и расходов. Обязательным условием является открытие финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций.

В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие «заработная плата» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и тому подобное).

Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета в учреждении.

Рыночные отношения вызвали к жизни новые источники получения денежных доходов в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладов членов трудового коллектива в имущество предприятия (дивиденды, проценты). Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются его личным вкладом, с учётом конечных результатов работы предприятия, регулируется налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что учёт и анализ расчетов по оплате труда и ЕСН по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учёта в учреждении.

Целью данной курсовой работы является проведение исследования организации системы учета расчетов по оплате труда в бюджетном учреждении, на примере конкретного объекта.

В данной курсовой работе рассматриваются существующие формы оплаты труда, присущие бюджетным организациям, основные принцип их организации и применения, на примере МБОУ «Гимназия 42».

Объектом исследования является МБОУ «Гимназия №42».

В данной работе предметом исследования являются учетно-аналитические процессы, связанные с учетом, анализом труда и расчетов с персоналом по оплате труда в бюджетных учреждениях.

Что касается методов исследования, это аналитический метод — изучение конкретной документации и отчетности, экономико-статистический, системный, метод сравнения и другие.

Глава 1. Теоретические основы оплаты труда в бюджетных учреждениях

1.1 Сущность оплаты труда

Прежде чем перейти к раскрытию сущности оплаты труда обозначим ключевые понятия.

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты(доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Минимальная заработная плата (минимальный размер оплаты труда) — устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Тарифная ставка — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы — минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В период 2005 -2008 гг. в основу большинства региональных и муниципальных систем оплаты труда работников была положена ЕТС. В тоже время имелись свои местные особенности (более высокий размер тарифной ставки, «губернаторские» надбавки и т.п.), дававшие определенные конкурентные преимущества на рынке труда «своим» учреждениям по сравнению с федеральными.

Одним из существенных недостатков системы оплаты труда работников на основе Единой тарифной сетки являлся низкий размер тарифной ставки (оклада) первого разряда, в результате чего большинство тарифных ставок (окладов) по разрядам Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений оказывались ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Данный факт оказывал существенное влияние на конкурентоспособность заработной платы в бюджетных учреждениях. Как следствие, многие вакансии оставались незаполненными, отмечалась значительная доля вынужденного совместительства. В результате премии и другие стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, зачастую использовались для того, чтобы привлечь работника в учреждение, являясь как бы постоянным дополнением к окладу. Это в свою очередь значительно ограничивало, а в ряде случаев практически не позволяло использовать систему оплаты труда в качестве элемента управления персоналом.

Представляется очевидным, что в современных условиях система оплаты труда должна быть гибкой и должна позволять корректировать размеры заработной платы работников в зависимости от ситуации на рынке труда. Однако система оплаты труда на основе ЕТС не соответствовала этим требованиям: размеры окладов были жестко зафиксированы для работников бюджетных учреждений по всей стране (на федеральном, региональном и муниципальном уровне), применение надтарифных выплат было также жестко регламентировано. В целом, система оплаты труда на основе Единой тарифной сетки была сверх централизована, не позволяла решить задачу по существенному увеличению уровня заработной платы в бюджетной сфере. В связи с этими проблемами появилась необходимость реформирования системы оплаты труда в бюджетной сфере.

1.2 Формы и системы оплаты труда

В большинстве отраслей бюджетной сферы, прежде всего, в социально-культурном обслуживании, невозможно непосредственно измерить полезный эффект труда, например, такие его результаты, как повышение степени удовлетворенности потребителей услуг качеством жизни, экономию времени, прирост знаний, духовное обогащение личности, улучшение здоровья и социального самочувствия и т.п. Учитывая, что сдельная оплата нередко снижает качество работы и требует больших затрат на разработку детальных трудовых норм, приходим к выводу, что основной формой оплаты труда работников бюджетных организаций является повременная оплата, выступающая в виде штатно-окладной системы заработной платы. Она состоит в установлении твердых месячных окладов согласно штатному расписанию учреждения и параметрам тарифной системы. Результаты труда при этом учитываются косвенно — посредством дифференциации тарифных ставок, надбавок и премий на основе оценки деловых качеств, квалификации, качества выполнения должностных обязанностей, отношения к труду и других показателей.

Вместе с тем в бюджетном секторе могут использоваться и используются некоторые элементы и принципы сдельной формы оплаты труда, в частности, применение в учреждениях здравоохранения бригадной формы организации и оплаты труда.

Специфической формой вознаграждения творческого труда (именно вознаграждения, а не оплаты), в том числе творческих работников бюджетных организаций, является авторский гонорар. Гонорар — от латинского слова honorarium — вознаграждение за услугу. Гонорар выплачивается за использование, издание, публичное исполнение произведений литературы, науки и искусства.

Системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:

а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) государственных гарантий по оплате труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденного Минздравсоцразвития России;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденного Минздравсоцразвития России;

е) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

з) мнения представительного органа работников.

— на основе соглашений сторон.

Известное распространение в бюджетной сфере получила договорная система оплаты труда, в частности, в научных учреждениях, в высших учебных заведениях, театрально-зрелищных и других организациях культуры и искусства.

Договор заключается в письменной форме бессрочно или на определенный срок.

Сравнительный анализ систем оплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений и новых систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений представлен в следующей таблице.

Сравнение систем оплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений и новых систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений

Параметры систем оплаты труда работников

Системы оплаты труда работников

На основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений

Новые системы оплаты труда работников

Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников

Устанавливаются Правительством Российской Федерации одновременно для всех федеральных государственных учреждений. Жестко регламентированы Единой тарифной сеткой по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.

Устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы

При утверждении Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов) по профессиональным квалификационным группам (далее ПКГ), оклады (должностные оклады) работников, занимающих должности служащих (работающих по профессиям рабочих), входящих в эти ПКГ, устанавливаются в размере не ниже соответствующих базовых окладов (базовых должностных окладов).

Профессиональные квалификационные группы работников утверждены приказами Минздравсоцразвития России.

Выплаты компенсационного характера

Порядок и условия, включая размеры, устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации.

На уровне Правительства Российской Федерации утверждаются:

— размеры отдельных выплат компенсационного характера (районные коэффициенты и др.);

— минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время;

— порядок установления минимальных размеров повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения.

Помимо выплат компенсационного характера, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах могут устанавливаться иные выплаты компенсационного

характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. №822.

Выплаты стимулирующего характера

Устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Руководитель учреждения может вводить дополнительные стимулирующие выплаты за счет экономии фонда оплаты труда и поступления финансовых средств из внебюджетных источников.

Для применения остаются обязательными лишь отдельные стимулирующие выплаты, установленные федеральными законами. Руководитель учреждения самостоятельно формирует систему стимулирования работников учреждения в пределах фонда оплаты труда с учетом Перечня выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 г. № 818.

Порядок и условия оплаты труда руководителей учреждений

Оклады, как и у работников учреждений, устанавливаются на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Выплаты компенсационного и стимулирующего характера жестко регламентируются федеральными нормативными правовыми актами.

Должностной оклад руководителя учреждения определяется трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы. Федеральные государственные органы — главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этих учреждений выплаты стимулирующего характера. Указанные главные распорядители средств федерального бюджета вправе централизовать до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников соответствующих учреждений.

Выделение бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждений

На основе нормативов штатной численности утверждается штатное расписание. В соответствии с ЕТС устанавливаются оклады (тарифные ставки) по каждой из должностей. В соответствии с федеральными нормативными правовыми актами устанавливаются надтарифные выплаты. Затем на основе сметы рассчитывается фонд оплаты труда формируется.

Определяются задачи и объем выполняемых учреждением работ, под которые выделяются бюджетные ассигнования на оплату труда. Руководителем учреждения утверждается единое штатное расписание. Разрабатывается система оплаты и стимулирования труда работников учреждения в пределах выделенных бюджетных ассигнований и планируемых поступлений из государственных внебюджетных фондов, а также средств от иной приносящей доход деятельности.

Уровень оплаты труда работников бюджетной сферы. На начало 2012 года в Российской Федерации в бюджетном секторе экономики работало 14,4 млн. человек, из них большая часть в сферах образования (5,23 млн. человек), здравоохранения и предоставления социальных услуг (3,93 млн. человек).

Введение новых систем оплаты труда в федеральных государственных учреждениях с 1 декабря 2008 г. и, в последующем, на уровне субъектов Российской Федерации позитивно сказались на росте средней заработной платы работников соответствующих видов экономической деятельности.

Динамика численности работников и заработной платы работников в сфере образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг в период с 2007 по 2011 годы По данным Росстата

1. Система организации оплаты труда в бюджетных учреждениях

. Виды, формы и системы оплаты труда, применяемые в бюджетных организациях

Виды оплаты труда. Оплата труда бывает основная и дополнительная.

К основной заработной плате относится оплата, начисленная за проработанное время, оплата по тарифной ставке и окладам, сдельным расценкам, оплата брака и простоев не по вине рабочих, доплаты за работу в ночное время, премии из фонда оплаты, аккордных работ, доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий труда, за работу в ночное время, за праздничные дни, сверхурочные часы и т.п.

К дополнительной заработной плате относятся выплаты за не проработанное время, предусмотренные законодательством по труду: оплата очередных отпусков, за время выполнения государственных обязанностей, выходного пособия при увольнении и т.п.

Расходы на оплату труда подразделяют на 2 группы:

относимые на издержки производства и обращения – себестоимость продукции, т.е. составляющие фонд заработной платы;

осуществляемые за счет других источников: нераспределенной прибыли, целевых поступлений и др.

В состав расходов на оплату труда включаются все расходы предприятия на оплату труда, независимо от источника финансирования и выплат, включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за неотработанное время, в течении которого за ним сохраняется зарплата, а так же стимулирующие и компенсирующие выплаты, включая в связи с повышением цен и инфляций.

Формы и системы оплаты труда.

Наибольшее распространение на предприятиях различных форм собственности получили две формы собственности: сдельная – оплата за каждую единицу продукции или выполненный объем работ;

Повременная – оплата за отработанное время, но не календарное, а нормативное, которое предусматривается тарифной системой.

В бюджетных организациях применяется повременная оплата труда. Оплата труда производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества выполненных работ.

1.2 Начисление оплаты труда работникам бюджетных организаций.

Начисления за отработанное рабочее время. Размер оплаты повременщиков зависит от количества отработанных часов и часовой тарифной ставки. Работнику повременщику, отработавшему по табелю месячную норму времени не может быть установлена оплата ниже МРОТ и (кроме совместителей). Если в течение месяца изменилась тарифная ставка, то начисление за каждый период ведется по разным ставкам. Рассчитывается по формуле:

где ЧПС – часовая ставка повременщика, КОЧ – количество отработанных часов, ППО – повременно-почасовая оплата.

Оплата по утвержденным окладам выполняется умножением количества отработанных за месяц дней на стоимость дня в данном месяце, определяемом делением оклада на количество рабочих дней в месяц по графику. Исчисляется по формуле:

где О – утвержденный оклад работника, КЧМ – количество часов в месяц по графику, КОЧ – количество отработанных часов, ОПО – оплата повременщиков окладная.

Доплата за совмещение должностей окладникам производится по согласованию с руководителем при наличии факта сокращения штатной численности в%% от занимаемой должности, рассчитывается по формуле:

где ОСР – оклад совмещаемого работника, КЧМ – количество часов по графику, КСЧ – количество часов совмещения, ПР – процент доплаты, ДОС – доплата окладникам за совмещение.

Доплата за работу в ночное время повременщикам производится умножением количества отработанных ночных часов на часовую ставку повременщика и на установленный процент, рассчитывается по формуле:

где КЧН – количество ночных часов, ЧСП – часовая ставка повременщика, ПР – процент доплаты, ДНП – доплата ночных повременщика

Рабочим, выполняющим кроме своей основной работы обязанностей по другой профессии (при условии сокращения численности против нормативов), производится доплата за совмещение профессий. Доплата производится дифференцировано, в зависимости от сложности характера и объема выполняемой работы по другой профессии, рассчитывается по формуле:

где ТСС – тарифная ставка по совмещаемой работе, КСЧ – количество часов совмещения, ПР – процент доплаты, ДСП – доплат за совмещение должностей.

Ненормированный рабочий день – это особый режим рабочего дня, допускаемый трудовым законодательством для определенной категории работников, продолжительность труда которых по характеру их деятельности не всегда может быть ограничена рамками нормального рабочего времени или не поддается точному часовому учету. В качестве компенсации за работу во внеурочное время работникам с ненормированным рабочим днем устанавливается дополнительный отпуск. Его продолжительность определяется в зависимости от степени нагрузки частоты привлечения работников во внеурочное время. Некоторым категориям устанавливается доплата за периодические переработки длительности рабочего дня, вызванные производственной необходимостью в размере не свыше 25% к окладу, рассчитывается по формуле:

где О – оклад работника, КЧМ – количество часов в месяц по графику, ПР – процент доплаты, ДНД – доплата за ненормированный день.

Временным заместительством для АУР (ИТР и служащих) считается исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, когда это вызвано производственной необходимостью или связано распорядительными функциями. Замещающему работнику выплачивается оклад замещаемого работника, если последний не является штатным заместителем, если замещение длится не менее 12 и не более 30 дней. Назначение работника И.О. не считается временным заместительством, а рассматривается как перевод на другую работу с согласия работника. Доплата исчисляется в виде разности окладов. Доплата за временное заместительство рассчитывается по формуле:

где ОЗА – оклад замещаемого работника, О – оклад замещающего работника, НП – надбавка персональная, КЧМ – количество часов в месяц по графику, КЧЗ – количество часов замещения, ДВЗ – доплата за временное заместительство.

При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, а при шестидневке один выходной день. Еженедельным непрерывным отдыхом считается перерыв в работе окончанием предвыходного дня и началом первого, следующего за выходным рабочего дня, длительностью 42 часа. Работа в выходные и праздничные дни официально запрещается, кроме исключительных случаев. Работник может быть привлечен к работе в выходные и праздничные дни для производства ремонтных, аварийных и некоторых других работ, которые не могут быть выполнены в другой день недели по производственным условиям, а также к работам, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующее предприятие), работы по обслуживанию населения. В непрерывно действующих предприятиях, а также при суммированном учете рабочего времени, работа в праздничный день включается в месячную норму времени. Привлеченным к труду в выходной день предоставляется отдых в другой день в течение 2-х недель. Только в исключительных случаях разрешается работа сверх месячной нормы времени. Если работник является на работу в выходные дни по своей инициативе, то он не имеет права ни на какую компенсацию. Если предоставление дней отдыха невозможно (увольнение и др.), то работа в выходной день оплачивается. Работа в праздничные дни оплачивается в двойне, либо предоставлением дня отдыха и одновременно оплата в одинарном размере. Временным рабочим, принятым на срок не свыше 6 дней, работа в дни отдыха в пределах этих 6 дней оплачивается в одинарном размере. Минтруда РФ ежегодно устанавливает числа выходных и праздничных дней. Оплата за работу в выходные и праздничные дни не по графику рассчитывается по формуле:

где ВВП – выработка в выходные и праздничные дни, Р – установленная расценка, ОВС – оплата вне графика сдельщику.

Оплата за работу в выходные и праздничные дни повременщику не по графику производится в размере двойной тарифной ставки за фактически отработанное время, либо предоставляется отгул в другие дни и одинарная оплата, рассчитывается по формуле:

где КВП – количество выходных, праздничных часов, ЧСП – часовая ставка повременщика, ОВП – оплата вне графика повременщиков.

Оплата за работу в выходные и праздничные дни окладчикам не по графику выполняется в размере двойной дневной ставки, либо отгул и оплата в одинарном размере, рассчитывается по формуле:

где О – оклад работника, КЧМ – количество часов в месяц по графику, КВП – количество выходных, праздничных часов, ОВО – оплата вне графика окладникам. Доплата за высокий класс квалификации производится рабочим, имеющим по своей специальности высокие квалификационные способности и умение, и применяющим их в каждодневной работе, рассчитывается по формуле:

где ПО – прямая оплата, ПР – установленный процент, ДВК – доплата за высокую квалификацию.

Понятие сверхурочной работы применимо только к работникам с нормированным рабочим днем. Не считается сверхурочная работа, производимая хотя и сверх установленного законом нормированного дня и на том же предприятии, но без распоряжения администрации. Сверхурочные работы, как правило, не допускаются. Исключительные случаи допуска сверхурочных работ могут иметь место в следующих случаях: при производстве работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения общественного или стихийного бедствия, производственной аварии и немедленно устранения их последствий; при производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации и т.п. не допускается, сверхурочные работы для возмещения времени, потерянного вследствие опозданий, прогулов, простоев и т.п. для работников норма сверхурочных часов установлена в течение двух дней подряд не более 4 часов в сутки и 120 часов в год. Оплат сверхурочных часов производится и в том случае, когда применяется суммированный учет рабочего времени. Сверхурочными считаются часы, проработанные сверх нормальной продолжительности рабочего времени за месяц. Сверхурочная работа, выполняемая в месте командировки, пославшим предприятием не оплачивается. Оплата может быть произведена по распоряжению руководителя принявшего командируемого. Оплата сверхурочных производится за первые два часа в полуторном, а за последующие не менее чем в двойном размере. Компенсация сверхурочных работ отгулом не допускается. Рассчитывается по формуле:

где ОВС – объем выработки за сверхурочные часы, Р – расценка, ОСС – оплат за сверхурочную работу сдельщику.

Оплата за работу в сверхурочное время повременщику рассчитывается по формуле:

Оплата за работу в сверхурочное время окладчику рассчитывается по формуле:

Начисления за рабочее неотработанное время.

Кормящим матерям и женщинам, имеющим детей в возрасте до одного года, предоставляется оплачиваемый перерыв для кормления ребенка. Перерыв предоставляется не реже чем через три часа продолжительностью не менее тридцати минут каждый перерыв. При наличии двух и более детей в возрасте до одного года продолжительность устанавливается не менее часа. Доплата за перерывы для кормления ребенка входит в рабочее время, рассчитывается по среднему:

где СЧЗ – среднечасовая зарплата за три предшествующих месяца, КЧК – количество часов кормления, ДКМ – доплата кормящим матерям.

Начисление основных, дополнительных и учебных отпусков.

Отпуска, предоставляемые работникам предприятия можно разделить на отпуска для отдыха и учебные отпуска лиц, совмещающих работу с обучением. Всем лицам, работающим по трудовому договору на предприятиях любых форм собственности, независимо от степени занятости, занимаемой должности, выполняемой работы, срока трудового договора и формы оплаты труда предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы и среднего заработка. Лицам, работающим по совместительству, временным и сезонным отпускные начисляются на общих основаниях пропорционально отработанному времени, или им выплачивается компенсация. Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения работника, не использовавшего отпуск. Оплата очередных, дополнительных отпусков и компенсаций за неиспользованный отпуск подлежит включению в себестоимость продукции (работ, услуг). Оплата дополнительных отпусков, устанавливаемых по коллективному договору, для своих работников относится за счет чистой прибыли.

Лицам, успешно обучающимся без отрыва от производства в Сузе и Вузе, для сдачи экзаменов и защиты дипломной работы предоставляется учебный отпуск согласно приказа руководителя и справки из учебного заведения. Отпуск предоставляется: вечерникам СУЗов 1 и 2 курсы – 10 дней, 3 и 4 курсы – 20 дней, подготовка дипломной работы 2 месяца, защита диплома 30 дней; вечерникам ВУЗов 1 и 2 курсы – 20 дней, 3 и 4 курсы – 30 дней, подготовка дипломной работы 4 месяца, защита диплома 30 дней; заочникам 1 и 2 курсы – 30 дней, 3 и 4 курсы – 40 дней на учебный год. Исчисляется по формуле:

где СЧЗ – среднечасовая зарплата, КЛЧ – количество льготных часов, ОУД – оплата учебных и дипломных работ.

Лицам, успешно обучающимся без отрыва от производства в имеющих государственную аккредитацию Вузах независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме предоставляется учебный отпуск – 40 календарных дней для сдачи экзаменов и зачетов на 1 и 2 курсах, 50 календарных дней на третьем и последующих курсах; 4 месяца – для подготовки и защиты дипломной работы, 1 месяц – для сдачи государственных экзаменов.

При увольнении работника предусмотрена выплата выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка в следующих случаях: призыв или поступление на военную службу, отказ работника от переезда вместе с предприятием в другую местность или продолжение работы при существующих изменениях условий труда, обнаружившееся несоответствие занимаемой должности или выполняемой работы и др. выходное пособие, начисленное по указанным мотивам, не входит в ФОТ и выплачивается за счет чистой прибыли. Замена выходного пособия предупреждением об увольнении не допускается. Начисление выполняется по формуле:

где СЧЗ – среднечасовая зарплата, ЧВП – количество часов выходного пособия.

Каждому работнику предоставляются ежегодные отпуска с сохранением рабочего места работы и среднего заработка. Замена отпусков денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения работника, не использовавшего отпуска. Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы в данной организации. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечении шести месяцев.

До истечении шести месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:

женщинам – перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

работникам в возрасте до восемнадцати лет;

работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;

в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленных в данной организации.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней, педагогическим работникам образовательного учреждения предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Продолжительность отпуска рассчитывается по календарю шестидневной недели с учетом субботних дней. Воскресенье и праздничные дни в число дней отпуска не включаются и не оплачиваются. Если отпуск устанавливается в календарных днях, то в число дней отпуска входят и воскресные дни – праздничные нет. Исчисляется по формуле:

где СДО – среднедневная оплата, КДО – количество дней отпуска, ООО – оплата ежегодного отпуска.

При наличии неиспользованного отпуска в момент расторжения трудового договора работнику предоставляется компенсация за неиспользованный отпуск, которая выплачивается по правилам расчета отпускных, исходя из числа дней, приходящихся на компенсацию на основании приказа об увольнении.

Исчисление средней заработной платы.

Порядок определяет правила исчисления среднего заработка, сохраняемого за работником, занятым в организациях, в случаях:

пребывания работника в ежегодном очередном отпуске;

пребывания работника в учебном отпуске;

выплаты компенсации за неиспользованный отпуск;

выполнения государственных обязанностей.

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда выплат, к которым относятся:

заработная плата, начисленная работникам по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;

заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;

заработная плата, выданная в неденежной форме;

денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности;

заработная плата, начисленная преподавателям начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки (учитывается в размере одной десятой за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления);

разница в должностных окладах работников, перешедших на нижеоплачиваемую работу (должность) с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы (должности);

надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд, выслугу лет (стаж работы), особые условия государственной службы, совмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы;

выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы;

премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет.

Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

Средний заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа).

При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если:

за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством РФ;

работник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;

работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;

работник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты соответствии с Законодательством РФ.

В случае если работник за расчетный период не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период времени, равный расчетному.

В случае если работник за расчетный период и до расчетного периода не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за фактически отработанные работником дни в месяце наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка.

В случае если работник за расчетный период, до расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней в организации, средний заработок определяется исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада, денежного вознаграждения.

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в календарных днях, и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на 3 и на среднемесячное число календарных дней (29,6).

В случае когда один или несколько месяцев расчетного периода отработаны не полностью средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы фактически начисленной заработной платы за расчетный период на сумму, состоящую из среднемесячного числа календарных дней (29,6), умноженного на количество полностью отработанных месяцев, и количества календарных дней в не полностью отработанных месяцах.

Выплата пособий из фонда государственного социального страхования.

К числу социальных пособий, начисляемых и выплачиваемых из средств ФСС, относятся:

Пособие по временной нетрудоспособности;

Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

Единовременные пособия при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет

Пособие на погребение;

Пособие в связи с трудовым увечьем и профзаболеванием;

Оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами;

Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;

Частичная оплат путевок в детские загородные оздоровительные лагеря на территории РФ, для детей работников;

Оплата проезда к месту лечения и обратно. Пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие за ребенком до 3 лет исчисляется исходя из фактического заработка работника. Начисление производится по формуле:

где СД2 – среднедневной заработок, КДН – количество дней нетрудоспособности, ПР – процент начисления устанавливаемый в зависимости от вида нетрудоспособности от 50 до 100% от зарплаты: по уходу за ребенком с 8-го по 14 календарный день – 50%, а с 1-го по 7 день по общим нормам в зависимости от стажа; имеющие стаж до 5 лет – 60%, от 5 до 8 лет – 80%, все остальные 100%.

При исчислении пособий по общему заболеванию, для санаторно-курортного лечения, по уходу за больным членом семьи, карантина, временного перевода в связи с заболеванием туберкулезом и протезировании в стационарах его размер принимается не выше 85 крат МРОТ в расчете на полный рабочий месяц с учетом районных коэффициентов. Пособие по временной нетрудоспособности назначается работникам, имеющим право на обеспечение по социальному страхованию, если нетрудоспособность наступила в период их работы, включая испытательный срок в день увольнения. Пособие выдается независимо от продолжительности работы до наступления нетрудоспособности. Минимальный размер пособия установлен при всех случаях не ниже 90% от МРОТ. Пособие по беременности и родам выплачивается за 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов. Пособие назначается за счет ФСС в размере 100% средней заработной платы.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет со сроком 12 недель беременности в медучреждении выплачивается в виде однократного МРОТ выплачиваемого за счет ФСС. Пособие при рождении ребенка выплачивается единовременно в размере 15 МРОТ за счет ФСС.

Оплата труда работников бюджетных учреждений

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2005, N 12

Оплатой труда является система отношений, связанная с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 129 ТК РФ). В статье будут рассмотрены изменения в порядке оплаты труда работников бюджетных учреждений, которые произошли в 2005 г., а также затрагивается тема оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и других работников бюджетной сферы.

Общие положения об оплате труда

Основным документом, отражающим вопросы оплаты труда, является ТК РФ.

Примечание. Разница между оплатой труда и заработной платой состоит в том, что под оплатой труда понимается система отношений, связанных с материальным вознаграждением работника, а под заработной платой — вознаграждение за труд.

Таким образом, понятие оплаты труда можно рассматривать значительно шире, чем только как заработную плату, так как оно предусматривает не только систему расчета (определения) заработной платы, но и используемые режимы рабочего времени, правила использования и документального оформления рабочего времени, нормы труда, сроки выплаты заработной платы и т.п.

Статьей 135 ТК РФ определено, что в отношении работников бюджетных учреждений порядок оплаты труда и отдельных выплат устанавливается соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Решением Российской трехсторонней комиссии от 29.12.2004 (Протокол N 4) утверждены Единые рекомендации системы оплаты труда (далее — Единые рекомендации) работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях. Единые рекомендации призваны помочь федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, учреждениям бюджетной сферы в организации труда работников бюджетных учреждений.

Комиссия установила принципы системы оплаты труда, в соответствии с которыми разрабатываются нормативные правовые акты в области оплаты труда на 2005 г.:

  • зависимость величины заработной платы от квалификации работников, сложности выполняемых работ, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;
  • систематизация выплат за выполнение работы в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных, обеспечение единых подходов к их применению в бюджетных учреждениях;
  • единый подход к исчислению стажа работы;
  • использование различных видов поощрительных выплат за высокие результаты и качество выполнения работы в виде надбавок стимулирующего характера, устанавливаемых к тарифным ставкам (окладам), а также премирования за основные результаты работы;
  • сохранение единого порядка аттестации и квалификационного категорирования работников, установленного для соответствующих профессионально-квалификационных групп;
  • тарификация работ и работников с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС);
  • вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда, включая тарифные ставки (оклады), доплаты, надбавки, повышенную оплату труда, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в сельской местности и другие условия труда, не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), установленных по состоянию на 31.12.2004;
  • увеличение с 01.01.2005 МРОТ на 20% обязывает обеспечить одновременное повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в том же размере;
  • повышение заработной платы работников бюджетных учреждений в течение 2005 г. от 30 до 50%.

Гарантии по оплате труда

Установленные федеральным законодательством условия оплаты труда должны применяться на всей территории РФ. Данные условия являются гарантиями оплаты труда работников бюджетных учреждений. К таким гарантиям относятся:

  • минимальный размер оплаты труда;
  • меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
  • ограничение оплаты труда в неденежной форме;
  • ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
  • получение работниками заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
  • государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
  • ответственность работодателей за нарушение требований ТК РФ, законов, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров, соглашений;
  • сроки и очередность выплаты заработной платы.

Выплата заработной платы в РФ производится в рублях.

Минимальный размер заработной платы

Основой исчисления заработной платы является минимальной размер заработной платы (далее — МРОТ). Законом N 82-ФЗ с 01.01.2005 МРОТ установлен в размере 720 руб. в месяц. Кроме того, предусмотрено дальнейшее повышение МРОТ в 2005 и 2006 гг., а именно с 01.09.2005 — 800 руб. в месяц, с 01.05.2006 — 1100 руб. в месяц.

Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

В соответствии со ст. 133 ТК РФ МРОТ не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека.

При определении уровня минимальной заработной платы, которая начисляется в пользу работника, не должны учитываться доплаты и надбавки, премии и другие поощрительные выплаты, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, за работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, иные компенсационные и социальные выплаты.

Удержания из заработной платы

Из начисленной заработной платы могут производиться различные удержания. Существуют три вида удержаний, производимых из причитающихся в пользу физических лиц сумм заработной платы или иных вознаграждений:

  • обязательные;
  • удержания по инициативе администрации;
  • удержания, производимые по согласованию между работодателем и физическим лицом;

К обязательным удержаниям относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • алименты;
  • удержания по исполнительным документам.

При обязательном удержании не требуется издания приказа администрации учреждения и письменного согласия работника.

По инициативе администрации могут быть произведены удержания:

  • за причиненный материальный ущерб;
  • аванса, выданного в счет причитающейся заработной платы;
  • своевременно не возвращенного аванса, выданного под отчет;
  • ссуд, выданных работнику;
  • сумм излишне начисленной заработной платы.

К удержаниям, производимым по согласованию между работодателем и физическим лицом, относятся:

  • ссуды, выданные работнику;
  • профсоюзные взносы;
  • суммы по личному страхованию.

Примечание. Размер удержаний на основании распоряжения руководителя учреждения не может превышать 20% от выплачиваемой заработной платы работника (ст. 139 ТК РФ).

Порядок выплаты заработной платы

Статьей 136 ТК РФ установлены порядок, место и сроки выплаты заработной платы. Так, работодатель в форме расчетного листка обязан извещать каждого работника о начисленной и удержанной заработной плате за отработанный период и сумме, подлежащей к выплате. В частности, в расчетном листке должна содержаться информация:

  • о составляющих заработной платы (должностной оклад, тарифная ставка, надбавки, доплаты, стимулирующие выплаты, выплаты за работу в особых условиях, премии);
  • о размерах произведенных удержаний (по налогу с физических лиц; по взысканию алиментов; по возмещению неотработанного аванса по заработной плате; по погашению неизрасходованного и невозвращенного аванса; по возврату излишне выплаченных сумм; по возмещению материального ущерба, причиненного работодателю, и пр.);
  • об общей сумме, подлежащей выплате.

Заработная плата работнику бюджетного учреждения выплачивается по месту работы. Кроме того, по решению работника ее могут перечислять на открытый им счет в банке.

Как правило, заработная плата выплачивается непосредственно работнику, однако в случае командировки или иных случаях работник может поручить получить заработную плату другому лицу, оформив доверенность.

Представим примерную форму доверенности:

Доверенность должна быть удостоверена нотариально или в организации, где работает доверитель.

В бюджетном учреждении заработная плата должна выплачивается два раза в месяц: в дни, установленные трудовым договором. Если день выплаты заработной платы совпадает с выходным или нерабочим праздничным днем, то выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Отдельно рассмотрим вопрос о нарушении сроков выплаты заработной платы.

Примечание. За нарушение сроков выплаты заработной платы предусмотрена дисциплинарная, материальная, административная и уголовная ответственность. Нарушением сроков является задержка заработной платы на срок от 15 дней (ст. 142 ТК РФ).

В случае дисциплинарной ответственности к руководителю учреждения применяется дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения с места работы. При материальной ответственности работодатель в соответствии со ст. 236 ТК РФ обязан выплатить задолженность по оплате труда с уплатой процентов в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Административная ответственность работодателя за невыплату заработной платы в срок определена ст. 5.27 КоАП РФ и влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти МРОТ.

Уголовная ответственность, предусмотренная ст. 145.1 УК РФ, наступает при задержке заработной платы сроком от двух месяцев, и такая задержка наказывается лишением свободы до двух лет.

Система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений

Как уже было сказано выше, оплата труда работников бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с заключенными с ними трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников.

Оплата труда работников федеральных государственных учреждений регулируется Законом N 22-ФЗ . До 01.01.2005 действие Закона N 22-ФЗ распространялось на заработную плату всех работников организаций бюджетной сферы деятельности.

Федеральный закон от 04.02.1999 N 22-ФЗ «Об оплате труда работников бюджетных учреждений».

Также Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ в ст. 143 ТК РФ внесены изменения. Теперь органы государственной власти субъектов РФ сами устанавливают систему оплату труда работников государственных учреждений субъектов РФ и порядок ее применения.

Статьей 135 ТК РФ и Законом N 22-ФЗ предусмотрена тарифная система оплаты труда работников бюджетных учреждений. Она включает в себя тарифные ставки, тарифную сетку и тарифные коэффициенты. Единая тарифная сетка (далее — ЕТС) состоит из 18 разрядов оплаты труда. Каждый разряд имеет свою тарифную ставку, которая увеличивается в соответствии с установленными коэффициентами.

Стоит отметить, что Законом N 22-ФЗ установлены соотношения между тарифными ставками первого и восемнадцатого разряда ЕТС в размере не менее 1 к 4,5.

Постановление Правительства РФ от 02.10.2003 N 609 предусмотрело повышение тарифных ставок ЕТС.

Тарифные ставки (оклады) единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы по состоянию на 31.12.2004

С 01.01.2005 Постановлением о повышении тарифных ставок (далее — Постановление N 902 ) размеры тарифных ставок повышены в 1,2 раза, а с 01.09.2005 Постановлением о повышении с 01.09.2005 тарифных ставок (далее — Постановление N 522 ) тарифные ставки повышены в 1,11 раза для работников федеральных государственных учреждений.

Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 902 «О повышении тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений».
Постановление Правительства РФ от 18.08.2005 N 522 «О повышении с 1 сентября 2005 года тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений».

Работникам бюджетных учреждений помимо установленных тарифных окладов в пределах выделенных бюджетных ассигнований выплачиваются надбавки, доплаты и иные виды стимулирующего характера. Порядок таких выплат предусмотрен п. 5 Постановления Правительства РФ от 14.10.1992 N 785.

В соответствии с Едиными рекомендациями надбавки и доплаты подразделяются на выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Размер и порядок выплат надбавок и доплат устанавливаются законодательными и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

К компенсационным выплатам относятся:

  • доплаты за работу в ночное время;
  • доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • надбавки за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы;
  • другие.

Размеры компенсационных выплат установлены законодательством РФ.

К стимулирующим выплатам относятся:

  • надбавки за выслугу лет;
  • надбавки за ученую степень;
  • надбавки за сложность или напряженность выполняемой работы;
  • премии и вознаграждения;
  • другие.

Стимулирующие выплаты, которые носят постоянный характер, обязательны для исполнения. Их размеры установлены в законодательстве РФ.

Труд работников учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплачивается в виде районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате. Порядок и размер таких выплат устанавливает Правительство РФ.

Система оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих

Труд федеральных государственных гражданских служащих оплачивается в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее — Закон N 79-ФЗ). Статьей 50 Закона N 79-ФЗ определено, что оплата труда гражданского служащего состоит из денежного содержания и дополнительных выплат, которые призваны стимулировать его профессиональную деятельность.

К денежному содержанию гражданского служащего относятся:

  • должностной оклад в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы;
  • доплата за классный чин гражданской службы;
  • иные дополнительные выплаты.

Должностные оклады и оклады за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента РФ по представлению Правительства РФ.

Дополнительными выплатами государственным гражданским служащим являются:

  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • премии за выполнение задач и функций государственного органа;
  • ежемесячное денежное поощрение;
  • единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Ежегодно законом о федеральном бюджете определяются размеры увеличения (индексации) окладов денежного содержания федеральных гражданских служащих.

Отметим порядок выплаты федеральным государственным гражданским служащим надбавки за выслугу лет.

Она определяется в следующих размерах:

Заработная плата федеральным государственным гражданским служащим выдается в РФ за счет фонда оплаты труда. При его формировании помимо основного должностного оклада федеральным гражданским служащим предусмотрены следующие выплаты (в расчете на год):

  • доплата за классный чин — в размере четырех должностных окладов;
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе — в размере трех должностных окладов;
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы — в размере 14 должностных окладов;
  • ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, — в размере полутора должностных окладов;
  • премия за выполнение особо важных и сложных заданий — в размере двух окладов денежного содержания;
  • ежемесячное денежное поощрение — в дифференцированном размере, устанавливаемом для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ;
  • единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи — в размере трех окладов денежного содержания.

Порядок оплаты труда и формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъектов РФ устанавливается законодательством субъекта РФ в соответствии с Законом N 79-ФЗ.

Согласно Указу Президента РФ от 26.05.2005 N 589 с 01.04.2005 лицам, замещающим государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, установлено ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада. Оно учитывается при исчислении среднего заработка.

Введение

Среди всех ресурсов, используемых в процессе деятельности любой организации, исключительное место принадлежит труду. Труд, как целесообразная деятельность человека, способен создавать прибавочную стоимость и обеспечивать получение финансовых результатов. В то же время он выступает важным источником удовлетворения потребностей индивида и достаточным мотивирующим фактором. Одним из основных мотивов взаимоотношений человека, как носителя способностей к труду и организации, как института их реализации, являются отношения по поводу оплаты труда. В этом разрезе важным и равнозначным для понимания являются вопросы сущности, функций и принципов организации оплаты труда.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что учет и анализ оплаты труда по праву занимают одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.

За годы экономических реформ существенно обострилась ситуация, связанная с оплатой труда работников бюджетной сферы. Бюджетные организации являются важными субъектами производственных и финансово-экономических отношений при любой системе хозяйствования и в любой модели государственного устройства. Они призваны обеспечивать удовлетворение целого ряда общественно значимых потребностей, таких как образование, здравоохранение, научные исследования, социальная защита, культура, государственное управление и других.

Уровень заработной платы работников бюджетной сферы — это вопрос государственных приоритетов. Поэтому вопросы заработной платы должны быть ключевыми в социальной политике государства.

С целью уменьшения социальной напряженности, государство, как основной гарант оплаты труда работников бюджетной сферы, должно принимать своевременные меры по повышению уровня жизни населения, сохранению высококвалифицированных специалистов в социальной сфере.

Развитие событий в России последнего времени более чем наглядно показывает характер социально-экономического кризиса, переживаемого нашей страной.

В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержке и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.

Зарплата заинтересовывает работников в повышении эффективности производства, способствует развитию творческой активности человеческого фактора и в конечном итоге влияет на темпы и масштабы социально-экономического развития страны. Для того чтобы перечисленные функции выполнялись, необходимо постоянно совершенствовать формы и системы оплаты труда.

Целью данной выпускной квалификационной работы является проведение исследования учета расчетов по оплате труда на конкретном объекте, анализ действующей системы и форм оплаты труда, выяснение их недостатков, проведение анализа использования фонда оплаты труда на предприятии.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— выяснить экономическую сущность заработной платы, порядок ее формирования и принципы законодательного регулирования в РФ;

— рассмотреть существующие формы и системы оплаты труда;

— изучить порядок организации заработной платы;

— рассмотреть учет удержаний и вычетов из заработной платы работников, а также их отражения на счетах бухгалтерского учета;

— провести анализ использования фонда заработной платы в разрезе основных категорий персонала;

— провести анализ состава и структуры фонда заработной платы;

— определить перспективы дальнейшего развития оплаты труда работников бюджетной сферы;

— разработать предложения по совершенствованию учета и анализа труда и заработной платы.

В данной работе предметом исследования являются учетно-аналитические процессы, связанные с учетом, анализом труда и расчетов с персоналом по оплате труда в бюджетных учреждениях.

Объектом исследования является областное государственное учреждение здравоохранения «Новосибирская областная психиатрическая больница № 6 специализированного типа», далее — ОГУЗ «НОПБ № 6 специализированного типа».

Что касается методов исследования, это аналитический метод — изучение конкретной документации и отчетности, экономико-статистический, системный, метод сравнения и другие.

Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы послужили данные бухгалтерского учета исследуемого предприятия. Теоретической и правовой базой исследования являются нормативно-правовые акты Российской Федерации, основу которой составляют положения Конституции Российской Федерации о правах граждан в сфере труда, научная, специальная и справочная литература, книги и монографии, статьи ведущих экономистов и бухгалтеров, внесших значительный вклад в экономическую теорию, а также личные наблюдения.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит