Меры по снижению уровня безработицы, меры государственной политики сокращению безработицы примеры

Содержание
  1. Меры по снижению уровня безработицы
  2. Государственная политика по обеспечению занятости и пути решения проблем безработицы
  3. Меры государственной политики сокращению безработицы примеры
  4. Борьба с безработицей. Государственная политика борьбы с безработицей
  5. Занятость и безработица: теоретические аспекты
  6. Концепции трактовки феномена безработицы
  7. Классификация рассматриваемой категории
  8. Типология рассматриваемой категории по К. Марксу
  9. Интерпретация понятия занятости
  10. Классификация рассматриваемой категории
  11. Безработица и инфляция: кривая Филлипса
  12. Госрегулирование занятости
  13. Как побороть данное негативное явление с точки зрения государства?
  14. Как борются с данным явлением в России?
  15. Государственные меры по сокращению безработицы.
  16. Основные пути и способы сокращения безработицы

Меры по снижению уровня безработицы

Государственная политика по обеспечению занятости и пути решения проблем безработицы

Политика, направленная на решение проблем занятости — неотъемлемая часть экономической политики не только руководства страны, но и государства в целом. Все действия направленные на решения этой задачи должны быть акцентированы на наиболее значимых и актуальных проблемах, таких как:

  • 1- Развитие и содействие в развитии малого предпринимательства на начальных этапах и на разных уровнях управления
  • 2- разработка и реализация концепции, обеспечивающая занятость населения, развитие малых городов, сел, районов.
  • 3- инвестирование в человека, предприятия и бизнес идеи, которые в последующем принесут прибыль в экономику
  • 4- организация системы повышения уровня квалификации и переподготовки кадров
  • 5- ориентирование на снижение безработицы, оживление угасающих предприятий, повышение производства, контроль по обеспечению выплат задолженностей по заработной плате и дальнейшего контроля
  • 6- эффективное становление рынка труда, которое предлагает повышение цен на труд по мере экономического роста
  • 7- направленное формирование сектора экономики предпринимательского и непредпринимательского сегмента для поддержания рабочих мест, а именно увеличение практики общественных работ.

В решении проблем безработицы есть несколько путей, но основными являются 2, это прямой и косвенный.

  • 1. Прямой предполагает возрождение отечественного производства, создание новых рабочих мест во всех отраслях и сферах хозяйственной деятельности.
  • 2. Косвенный же, это административное или законодательное регулирование занятости, что означает:
    • — Правовая защита наемных рабочих;
    • — альтернативная форма занятости.

Помимо гибкой и нетрадиционной формы занятости, которая предусматривает возможность выбора оптимального режима работы самим работником, нужно использовать и мировой опыт работы во времени и пространстве.

  • 3. Система страхования от безработицы:
    • — увеличение ставки отчислений в фонд занятости, что может позволить стимулирование структурной перестройки предприятия;
    • — использование страхового принципа, когда в формировании фонда участвует не только работодатель, но и работник;
    • — государственное финансирование социальных программ помощи группам на рынке труда, которые к примеру попали под сокращение или военнослужащим, молодежи, беженцам и т.п.;
    • — адаптирование безработных к тем изменениям произошедшим на рынке труда, посредством профессиональной переподготовки при учете имеющегося базового опыта;
    • — максимальное упрощение процедур регистрации службами занятости безработных.
  • 4. Ужесточение гарантий труда (решение оплаты труда и проблемы неплатежей зарплаты).
  • 5. Организация системы защиты работников по найму, через механизмы социального партнерства. Сам механизм на федеральном уровне призван обеспечивать проведение переговоров по регулированию минимальной заработной платы, а в некоторых случаях и разработку критериев для увеличения ставки заработной платы на уровне предприятий и отрасли в рамках политики занятости и доходов. Первоочередной задачей партнерства является минимизация и устранение конфликтности. К глубочайшему сожалению, в наше время нередки случаи нарушения обязательств, взятых на себя партнерами наемных рабочих, государством и предпринимателями, которые не исполняют их должным образов, приводящим в итоге к конфликтным ситуациям.

В данной ситуации, которая сложилась в нашей стране, отсутствует равноправие сторон. В первую очередь есть необходимость преодоления отчуждения индивида от его рабочей силы, привести ценовую ставку рабочей силы в соответствие с теми стандартами существующими в цивилизованном мире. Новая модель рыночного труда предлагает ликвидацию всех имеющихся форм принуждающих людей к труду. Свободный выбор профессиональной деятельности, свободное перемещение рабочей силы между определенными отраслями, группами, территориально, формирование заработной платы по законам спроса, предложение цены и рабочей силы, создание систем государственных гарантии, социальная защита граждан от безработицы.

Социальное партнерство реализовывается системой переговоров и заключаемых договоров и соглашений. Особое место занимает заключение коллективных договоров в организациях, фирмах и предприятиях, где происходит слияние владельцев предприятий и средств производства. В данных договорах предусматривается взаимный интерес наемной рабочей силы и владельцев предприятий в эффективной экономической деятельности, рост производства и высокая конкурентоспособность товаров, работ и услуг, а так же социально-трудовой активности и снижение трудовых конфликтных ситуации. Учитывая особенности рынка труда в России в нынешний переходный период, можно сказать, что официальные курсы полного и эффективного использования ресурса, в том числе и трудовые, за счет развития форм хозяйственной деятельности в данный период времени реализации реформ сопровождается разрушением трудового потенциала.

Меры государственной политики сокращению безработицы примеры

Ниже представлены ученические решения экзаменационных заданий. Оцените каждое из них в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. После нажатия кнопки «Проверить» вы узнаете правильный балл за каждое из решений. В конце будут подведены итоги.

Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите три аргумента, подтверждающие связь между уровнем преступности и состоянием общества, условиями жизни граждан.

В пра­виль­ном ответе могут быть при­ве­де­ны следующие аргументы:

1) эко­но­ми­че­ская нестабильность при­во­дит к не­уве­рен­но­сти граждан в зав­траш­нем дне и тол­ка­ет на пре­ступ­ле­ния с целью обес­пе­чить свое будущее;

2) уве­ли­че­ние разрыва в уров­не доходов на­се­ле­ния вызывает стрем­ле­ние любым путем до­стиг­нуть высокого уров­ня благосостояния (в том числе незаконным);

3) бед­ность вынуждает ис­кать любые спо­со­бы выживания (в том числе незаконные).

Могут быть при­ве­де­ны другие аргументы

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Правильно приведены три аргумента 3
Правильно приведены два аргумента 2
Правильно приведен один аргумент 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Оцените это решение в баллах:

Оцените это решение в баллах:

Оцените это решение в баллах:

Оцените это решение в баллах:

Оцените это решение в баллах:

Объясните связь безработицы и рыночной экономики. Используя факты общественной жизни, назовите любые две меры государственной политики по сокращению безработицы.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты:

1) объ­яс­не­ние, на­при­мер:

— без­ра­бо­ти­ца — есте­ствен­ное след­ствие кон­ку­рен­ции на рынке труда и связи из­ме­не­ний спро­са на тру­до­вые услу­ги с из­ме­не­ни­ем объёма про­из­вод­ства то­ва­ров и услуг;

2) меры го­су­дар­ствен­ной по­ли­ти­ки, на­при­мер:

— на сред­ства го­су­дар­ствен­но­го бюд­же­та ор­га­ни­зо­ва­ны курсы пе­ре­ква­ли­фи­ка­ции для без­ра­бот­ных граж­дан, что обес­пе­чит им даль­ней­шее тру­до­устрой­ство;

— пра­ви­тель­ство стра­ны фи­нан­си­ру­ет про­грам­му льгот­но­го кре­ди­то­ва­ния и юри­ди­че­ской под­держ­ки без­ра­бот­ных граж­дан, ре­шив­ших стать ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми.

Может быть дано дру­гое объ­яс­не­ние, на­зва­ны дру­гие меры

Борьба с безработицей. Государственная политика борьбы с безработицей

Довольно длительный промежуток времени рынок труда в качестве экономической категории воспринимался как явление, которое присуще лишь капиталистическим странам. Безработица же рассматривалась как следствие специфических взаимоотношений, которые осуществлялись в его рамках и появлялись из-за нескончаемых противоречий труда и капитала.

Переход к рыночной экономике в нашей стране оголил старые проблемы занятости. А также добавил ряд новых, связанных со структурной перестройкой нашей экономики, появлением нового вида трудовых отношений, которые обусловлены различными формами собственности. Следствием чего стало высвобождение сотрудников с крупных предприятий в период перехода к рыночным отношениям и пополнение ими рядов безработных. Однако воспринимать данную социально-экономическую категорию в качестве явления именно переходного периода, бесспорно, ошибочно. Она взаимосвязана с экономической эволюцией, с изменением спроса на труд и соцстатусом самого работника. А также с недостатками правового регулирования рынка труда и соответствующих отношений.

В полной мере избавиться от безработицы невозможно, однако доступно ее минимизировать, одновременно сглаживая политические, общественные и этические последствия ненадлежащего обеспечения занятостью трудоспособного слоя населения.

Занятость и безработица: теоретические аспекты

Вторая категория выступает неотъемлемой характеристикой рыночной экономики нашей страны. Безработица – явление социально-экономическое, в рамках которого часть трудоспособного населения не занята в сфере производства. Она является следствием превышения предложения труда над спросом на него.

Доля безработных пребывает в зависимости от существующих на конкретный период времени темпов роста экономики и эффективности труда, а также от степени соответствия классификационных, профессиональных навыков трудящихся текущему спросу, существующей демографической ситуации, проводимой государством политики занятости.

Концепции трактовки феномена безработицы

Полностью противоположные точки зрения у сторонников кейнсианской концепции и классической. Последние интерпретируют данное понятие как несовершенство рынка труда (микроэкономическими причинами), а первые – с позиции макроэкономики, как дефицит агрегированного экономического спроса.

Согласно кейнсианцам, безработица появляется по причине «жесткости» заработной платы. При сдвиге кривой трудового спроса, который вызван падением всего агрегированного спроса в экономике, зарплатный порог остается неизменным. В связи с этим наблюдается разрыв уровня спроса и предложения при условии фиксированной зарплаты.

Классификация рассматриваемой категории

Существует 2 формы безработицы:

  1. Вынужденная (есть желание и возможность работать, но нет предложения, может быть связана с уменьшением объемов производства).
  2. Добровольная, или безработица ожидания (результат «жесткости» заработка и, как следствие, нехватки рабочих мест).

Это именно формы безработицы, а существуют еще и ее типы. Они представлены в таблице ниже.

Главная причина Кейнсианская Функциональная (фрикционная)

Циклическая (дефицита спроса)

Избыточного предложения

Макроэкономические причины: несовершенство существующего рынка труда
  • Функциональный тип проявляется в результате перемещения сотрудников с одного рабочего места на другое. Это следствие кратковременной динамики на рынке труда. Данный тип существует из-за растянутости во времени процедуры подбора персонала и рабочих мест. Функциональная безработица принципиально неустранима. Она присутствует в каждой экономической системе.
  • Сезонный тип безработицы возникает вследствие колебаний уровня экономической активности на протяжении года, которые характерны для некоторых отраслей.
  • Институциональный тип проявляется из-за недостаточной эффективности организации рынка труда. К примеру, из-за неполной информации о наличии текущих вакансий.
  • Структурная безработица, по сути, выступает углубленной формой фрикционной. Данный тип возникает в результате продолжительной динамики в экономической структуре, которая приводит к существенному несоответствию имеющейся квалификации либо профессии трудящихся квалификационным или профессиональным требованиям, необходимым для конкретного рабочего места. Также могут прослеживаться и территориальные структурные несоответствия.(Фрикционный тип и структурный достаточно схожи на первый взгляд. В первом случае у безработных имеются навыки, которые можно продать, а во втором — они сразу не могут получить работу ввиду недостаточности квалификационной подготовки. Итак, можно говорить о том, что функциональная безработица носит краткосрочный характер, структурная же более продолжительна во времени, ввиду чего она считается более серьезной проблемой.)
  • Безработица избыточного предложения – следствие нарушения баланса на рынке труда (к примеру, в ситуации, когда уровень зарплаты оказывается выше существующего равновесного). Данный тип считается вынужденным, неравновесным.
  • Также можно выделить и такую разновидность рассматриваемого явления, как скрытая(латентная) безработица. Если кратко, то это люди, не относящиеся к экономически активному населению на конкретный момент времени. Однако они хотели бы войти в данную категорию при условии предоставления им подходящей работы.

Типология рассматриваемой категории по К. Марксу

Ее основа – способность безработных по-новому включиться в трудовую обстановку из-за растянутости данного явления во времени. Итак, согласно К. Марксу, безработица бывает:

  • Текучая (периодическое «отталкивание» и «протягивание» рабочей силы на трудовом рынке).
  • Застойная (длительная безработица, которая чередуется с кратковременной случайной занятостью). Она охватывает чаще всего ту долю рабочей силы, которая наименее профессионально подготовлена (неквалифицированные слои населения, бывшие домохозяйки и др.) и может продолжаться не один год.

Естественный уровень безработицы – это особый идеальный уровень данного социально-экономического явления. В его пределах она поставлена в конкретные рамки, в границах которых достигаются состояние требуемой экономической стабильности и режим существенного эффективного роста.

Естественный уровень безработицы должен соответствовать потенциальному ВНП (максимально возможный реальный объем валового национального продукта при полной занятости как трудовых, так и остальных ресурсов, которые пригодны для производства).

Интерпретация понятия занятости

Данную категорию можно расшифровать как совокупность определенных экономических отношений, которые связаны с обеспечением рабочими местами, а также с участием в обширной хозяйственной деятельности.

Принято разграничивать все население на экономически неактивное и активное. Занятость очерчивает очень важный аспект социальной эволюции человека, который связан с удовлетворением его существующих трудовых потребностей. В качестве социально-экономической категории она характеризует деятельность, которая связана с удовлетворением общественных и личных потребностей, не противоречит законодательству и приносит человеку заработок (трудовой доход).

В соответствии с МОТ безработным признается гражданин, который не осуществляет трудовую деятельность, однако способен к работе и находится в активном ее поиске на протяжении последних 4 недель.

Что касается занятых, то это люди в возрасте старше 16 лет, которые трудятся по найму за определенную плату либо на себя (самозанятость), пребывают в отпуске либо временно не осуществляют никакой деятельности из-за болезни.

Классификация рассматриваемой категории

Исходя из качественных и количественных характеристик, выделяют занятость:

  • полную (все желающие обеспечены работой);
  • свободно избранную (право на занятость либо незанятость);
  • скрытую (неофициальные подработки);
  • маятниковую (занятость и безработица постоянно чередуются);
  • продуктивную или эффективную (приносит трудящимся доход);
  • неполную (работает лишь часть всего экономически активного населения);
  • сезонную (работа в определенное время года);
  • периодическую (чередование трудовой деятельности и равномерных периодов отдыха).

Согласно МОТ рассматриваемое явление бывает трех категорий:

  • занятые (рабочая сила);
  • безработные (активная часть населения в определенный период времени);
  • вне рабочей силы (остальная часть населения, не имеющая занятости, не осуществляющая ее поиск, не изъявляющая желания работать, а также лица, не достигшие трудоспособного возраста).

Таким образом, любая государственная политика борьбы с безработицей должна проводиться по двум направлениям:

  1. Разработка мер стимуляции роста уровня трудоустройства.
  2. Реализация мероприятий, способствующих сокращению увольнений.

Безработица и инфляция: кривая Филлипса

В соответствии с официальными данными опроса (январь 2009 г.) приблизительно 61% россиян уверены, что именно эти два явления – главные проблемы России. Их взаимосвязь выражена кривой Филлипса и представляет собой проявление цикличности экономической стороны развития нашей страны.

Так, на рисунке ниже можно увидеть, что фаза спада (начало падения цен) отражает рост безработицы, а фаза подъема (рост инфляции) – ее сокращение. Пик экономической активности сопровождается ускоренным обесцениванием денежной массы и наименьшим уровнем незанятости. Видно, что безработица и инфляция достигают своего предельного уровня в самой нижней и самой верхней точках экономического цикла соответственно. А вот в точке, где образуется «дно» цикла, наоборот, показатель рассматриваемого негативного социально-экономического явления будет наивысшим, а темпы обесценивания денег – наименьшими.

О. Филлипс исследовал зависимость динамики уровня инфляции (темпа прироста з/пл.) и безработицы. На оси абсцисс он отложил в процентном выражении темп прироста незанятости (U), а на оси ординат – заработной платы (W). Фаза подъема: темп прироста инфляции высокий, а безработицы — низкий (W₃; U₃). Фаза спада: темп прироста зарплаты низкий, а незанятости — высокий (W₁; U₁). Среднее положение (W₂; U₂) отображает такое состояние, которое характеризуется устойчивым экономическим развитием (оптимальное соотношение темпов прироста зарплаты и безработицы).

Госрегулирование занятости

Государственная борьба с безработицей осуществляется посредством системы социальных амортизаторов (устройств защиты), применяемые в целях обеспечения безопасности трудящихся (ее экономической стороны). Первый элемент системы – регулирование уровня занятости.

Борьба государства с безработицей сводится к решению задачи достижения полной занятости в рамках макроэкономики: обеспечение сбалансированности трудоспособной части населения и необходимого количества рабочих мест для него. Для этого требуется сформулировать и реализовать комплекс соответствующих мер, направленных на сокращение уровня рассматриваемого социально-экономического явления.

Меры борьбы с безработицей многообразны. Они различаются в зависимости от типа данного социально-экономического явления.

Макроэкономические меры способствуют снижению уровня безработицы, которая вызвана дефицитом спроса (агрегированного). Целенаправленная, четко фиксированная политика позволит увеличить данный спрос через рост госрасходов, снижение налоговых ставок, ввиду чего начнет увеличиваться спрос на труд, а соответственно — и занятость.

В рамках монетарной политики посредством увеличения предложения денег можно снизить банковский процент, вследствие чего будет наблюдаться рост потребительского спроса, а значит, и агрегированного. В конечном итоге это приведет и к увеличению показателя занятости.

Микроэкономические меры – госмероприятия, касающиеся напрямую рынка труда, с помощью которых можно снизить уровень и циклического, и естественного типа данного явления.

Государственная борьба с безработицей выливается в применение активных и пассивных мер. Первые нацелены на уменьшение уровня безработицы, а вторые – на смягчение ее отрицательных последствий.

Как побороть данное негативное явление с точки зрения государства?

Госрегулирование – многоуровневый процесс, который обобщенно представляет собой 3 уровня. На каждом из них используются соответствующие методы борьбы с безработицей:

Высшие органы исполнительной и законодательной власти в рамках макроуровня призваны решать основные задачи, такие как:

  1. Политика соцподдержки и трудоустройства незанятого населения. Сюда можно отнести такие текущие задачи, как совершенствование Министерства труда и соцразвития, включая службу занятости и иные структуры. Разработка их грамотной политики.
  2. Согласование демографической, миграционной, социальной политики с приоритетами и целями регулирования трудового рынка. Это достигается посредством минимизации оттока классифицированных кадров за границу, ограничения нелегальных и нежелательных форм иммиграции, регулирования доходов (цены на труд), содействия занятости такой категории населения, как зарегистрированные беженцы и вынужденные переселенцы.
  3. Согласование структурной, внешнеэкономической, финансово-кредитной, инвестиционной политики в целях регулирования трудового рынка. Здесь должны рассматриваться решения по поводу осуществления госзаказов и госзакупок продукции, прежде всего, инфраструктурного, социального, оборонного и экологического назначения, а также госпрограмм инвестиционной направленности, государственных дотаций, кредитов, субсидий и налоговых льгот, которые должны быть направлены на поддержку, развитие производства (в первую очередь, в приоритетных отраслях). Задача исключительной важности – регулирование связей внешнеэкономической ориентированности в интересах повышения занятости.

Госрегулирование на региональном уровне должно осуществляться по тем же самым направлениям, что и на макроуровне, и применять те же методы борьбы с безработицей. На данном уровне также должны разрабатываться и реализовываться программы транспортного, производственного и жилищного строительства, госзакупок продукции предприятий любой формы собственности, предоставления компаниям кредитов, налоговых льгот, дотаций, направленных на поддержку и развитие производства также в приоритетных отраслях. Именно на региональном уровне более эффективны такие способы борьбы с безработицей, которые реализуются посредством стимулирования фермерства, малого и индивидуального бизнеса.

Как борются с данным явлением в России?

К общим для всех форм безработицы мерам относятся:

  • выплата соответствующих пособий;
  • формирование действенных служб занятости.

К специфическим мерам борьбы исключительно с фрикционным типом безработицы относятся:

  • совершенствование системы сбора, предоставления информации касаемо наличия свободных вакансий (не только в рамках данного населенного пункта, но и в других городах, регионах);
  • формирование узкоспециализированных служб по данной направленности.

Борьба с безработицей структурного типа подразумевает применение следующих мер:

  • формирование госслужб и учреждений, ориентированных на переподготовку и переквалификацию кадров;
  • стимулирование деятельности частных служб данной направленности.

Средства борьбы с циклическим типом данного явления следующие:

  • разработка и реализация стабилизационной политики, ориентированной на предотвращение серьезных спадов производства и, как следствие, массовой безработицы;
  • проведение мероприятий по созданию дополнительных рабочих мест государственного сектора экономики.

Борьба с безработицей в России осуществляется в соответствии с принятой в 2009 г. президентской антикризисной программой, которая направлена на устранение негативных последствий кризиса, а также напряженности на трудовом рынке, на сокращение уровня безработицы. Общая сумма, выделенная из бюджета на поддержку региональных рынков труда в 2010 г., составила 36,4 млрд руб. Существенная часть выделенных средств направлена на реализацию мер пассивного характера, а именно на выплату положенных пособий.

Борьба с безработицей в нашей стране осуществляется в рамках вышеуказанной программы, которая включает ряд пунктов:

  1. Организация общественных работ. Так, в регионах в них были заняты те, кто лишился постоянной зарплаты. Наиболее распространенные виды общественных работ: благоустройство территорий, ремонт и реставрация культурных памятников, уборка улиц, обслуживание общественного транспорта.
  2. Формирование дополнительных рабочих мест (стимулирование малого бизнеса).
  3. Господдержка посредством выдачи кредита на собственное дело.
  4. Выплата пособий. Минимальный размер пособия по безработице в нашей стране составляет 850 руб., максимальный – 4900 руб. Среднее значение данного пособия – 2700 руб.
  5. Мероприятия по оказанию помощи студентам (организация стажировки для выпускников вузов).
  6. Предоставление возможности переобучения.

Несмотря на то что вышеперечисленные меры имеют ряд недостатков и требуют усовершенствования, борьба с безработицей уже к концу 2010 г. принесла свои плоды в виде сокращения незанятости на 2,8%.

Государственные меры по сокращению безработицы.

Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Хотя отмена трудовой повинности и провозглашение свободы выбора характера и вида трудовой или предпринимательской деятельности являются безусловным прогрессом, масштабы безрабо­тицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствуют, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем при­об­рели. Поэтому государство должно активнее реагировать на те изменения экономики, которые наблюдаются в последнее время в нашей стране.

Низменным в арсенале средств осуществления политики на рынке труда остается пакет мер регулирования, включающий шесть активных и одну пассивную.

Активные меры, так или иначе, способствуют заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивная мера – выплата пособий по безра­бо­тице – потому и называется пассивной, что никакого отношения к содействию занятости не имеет, а лишь выполняет функцию социальной поддержки.

Инструментами активной политики занятости являются: создание новых рабочих мест, содействие малому и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественная работы.

Создание новых рабочих мест – важнейшая макроэкономическая мера, которая в контекс­те инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходя­щих не только на рынке труда, но и в экономике в целом.

Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный уровень научно-технического прогресса позволяет обеспечивать эконо­ми­ческий рост без увеличения занятости. Но надо сказать, что ни одна программа на Западе не принимается без тщательного анализа эффекта создания новых рабочих мест.

Эффективный инструмент политики занятости – содействие молодому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление способно охватить более поло­ви­ны всех занятых в народном хозяйстве. Подготовка и переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования рынка труда, так как она обусловлена постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновение других. Система подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профес­сии. Даже если в начале трудовой карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, надо постоянно рас­ши­рять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения для взрослых» становится переподготовка.

Субсидированная занятость как мера регулирования рынка труда направлена на создание специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов, молодежи, многодетных женщин и др.). Идея субсидированной занятости – вывести эти группы населения из конкурентной борьбы за рабочие места, т. е. обеспечить им государственную гарантию занятости или «конкурентонейтральность», поскольку они находятся в заведомо неравных условиях на рынке труда. Субсидирование рабочих мест подразумевает создание специальных условий труда и особого режима работы (неполный рабочий день, неделя и др.). Гарантиро­ванная занятость маргинальных слоев позволяет им противостоять «социальному отторже­нию», а также обеспечивает социальную защиту.

К активным мерам регулирования рынка труда относятся также миграционная политика и общественные работы. Последние возникли как способ временной занятости и социальной поддержки безработных в период резкого спада производства и массового высвобождения работ­ников.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что меры активной политики заня­тости эффективны, если на них расходуется не менее половины всех средств, выделяемых на борьбу с безработицей.

К сожалению, приходится констатировать, что из всего пакета мер в России доминирует выпла­та пособия по безработице: до 70% фонда занятости расходуется на эту пассивную меру.

Видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда. Биржа труда – это уч­реж­дение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совер­шении сделки купли-продажи рабочей силы. Не устраняя безработицы в целом, биржи тру­да позволяют упорядочить наем предприятиями рабочей силы и сократить гражданам время поиска места работы. Основными функциями биржу труда являются:

учет безработных и оказание помощи в их трудоустройстве;

контроль за установлением права на получение пособия по безработице и его утратой;

обучение, переобучение и повышение квалификации безработных;

изучение спроса и предложения рабочей силы и распространение информации об уровне занятости в разрезе профессий и территорий;

Биржа труда может иметь разные формы: бюро, контора, общество и

т. п. В зависимости от форм собственности выделяют следующие их основные виды:

частные, функционирующие на коммерческой основе;

Направление биржи труда получила международно-правовую регламентацию в ряде конвенций МОТ (Международной организации труда).

Также серьезную трудность представляет сегодня первичное трудоустройство молодежи, окончившей общеобразовательные школы, училища, техникумы, высшие учебные заведения. Это обусловлено отсутствием профессии у одних, практики у других и наличием по каждой из профессий большого числа безработных с достаточно большими практическими навыками. В рядах безработных около 50% приходится на молодежную группу (в возрасте до 29 лет), а еще около 25% — на наиболее трудоспособную труппу (в возрасте 30 – 39 лет).

Основные пути и способы сокращения безработицы

Борьба с безработицей — комплекс мер по уменьшению уровня безработицы. Методы борьбы с безработицей определяются властями конкретной страны.[1] Для эффективной реализации этих методов требуется выявить факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Очевидно, что только факторно-ориентированная политика воздействия на рынок труда может принести результаты.[2] Сокращение безработицы является чрезвычайно сложной задачей, так как существует множество её типов. Поэтому невозможно выработать единый способ борьбы с безработицей и любому государству приходится использовать различные методы для решения этой проблемы.[3] Описанные ниже меры рассматриваются применительно к рыночной экономике, но некоторые могут применяться в рамках командной экономики или только в ней, о чём будет особо отмечено.

Классификация методов борьбы с безработицей по принимаемым мерам

Различают активную и пассивную политику занятости.

[править] Активная политика на рынке труда

Не все из мер активной политики считаются эффективными и могут подвергаться критике, так как степень их воздействия на уровень безработицы трудно проверить. Существуют разные методы активного влияния на рынок труда[4], вот некоторые из них:

1. Создание новых рабочих мест. Этот метод считается основным методом борьбы с безработицей и предполагает создание условий для массового строительства, развития большого и малого предпринимательства, создание новых рабочих мест государством и тому подобное. Вот некоторые способы создать рабочие места:[5]

-Стимулирование малого предпринимательства позволяет относительно быстро создать новые рабочие места. Основным источником стимулирования малого бизнеса является банковская система. Чаще всего применяется субсидирование процентных ставок по кредиту и снижение налогов.[6]

Безработица в США в 1910-1960 годах, годы Великой депрессии (1929—1939) выделены

— Создание государством рабочих мест, для выполнения работ в интересах общества. Это, например, работа в области охраны окружающей среды, строительства автомобильных и железных дорог, очистка мест проживания от мусора и так далее. Такой подход является частью кейнсианской модели экономики. Он показал свою эффективность во время Великой Депрессии в США.[7] Монетаристы считают такие меры несостоятельными, указывая на большие задержки в проявлении эффекта этих мер, что, по их мнению, ведёт к непредсказуемости результатов. Позднее монетаристы указывали на эффект вытеснения частных инвестиций в сферу государственных опера­ций, опасаясь, что то, что выигрывает экономика от увеличения госинвестиций теряется из-за сокращения инвестиций из частного сектора.[8] Одним из примеров использования такой политики является эксперимент по «отмене» безработицы, проведённый бургомистром Унтергуггенбергером в австрийском городе Вёргль.[9]

— Принятие мер по перераспределению имеющегося спроса на труд путем побуждения предприятий к уменьшению рабочего времени отдельных работников. Нехватка трудовых ресурсов компенсируется созданием новых рабочих мест. Склонить предприятие к такой политике можно только путём субсидирования.[7][неавторитетный источник?] Пигу предлагает делить между работниками не только рабочее время, но и заработную плату, что позволяет снизить затраты на неё. Даже при неблагоприятной конъюнктуре, эти меры способствуют уменьшению безработицы.[10] Уменьшение длительности рабочего времени не всегда даёт нужные результаты. В частности, во Франции закон 1981 года о 39-часовой рабочей неделе дал 40 000 рабочих мест вместо ожидаемых 430 000[4].

2. Помощь молодым специалистам в интеграции на рынок труда. На рынке труда молодёжь часто оказывается в невыгодном положении по сравнению с более опытными старшими работниками. Особенно остро эта проблема стоит в государствах, в которых рынок труда строго контролируется.[4][Примечание 1]

Правительственная биржа труда, Берлин, Германия

3. Улучшение обеспечения рынка труда информацией о существующих вакансиях. Безусловно, если безработный не владеет этой информацией, он не сможет устроиться на работу. Для решения этой проблемы создаются биржи труда, центры занятости и другие подобные частные или государственные организации.[4] Не менее важны систематические исследования рынка труда. Они должны проводиться по нескольким направлениям:

исследование структуры занятости на полном рынке труда государственных субъектов;

исследования проблем регистрируемой безработицы;

исследования по проблеме взаимодействия с работодателями;

исследования по проблемам занятости отдельных категорий населения;

исследования по проблемам организации работы службы занятости и ее отдельных направлений;[11]

Кроме того, проводятся различные ярмарки вакансий, дни открытых дверей и тому подобное.[1]

4. Устранение препятствий мобильности рабочей силы.[12] Важна как географическая мобильность, то есть миграция рабочей силы, так и межпрофессиональная мобильность.

Существует тенденция миграции рабочей силы из экономически отсталых районов в экономически развитые, что создаёт проблемы и там и там. Для решения этой проблемы необходимо концентрировать усилия по борьбе с безработицей в тех районах, где она выше.[13]

Безработный может согласиться сменить профессию на более востребованную, даже если это повлечёт снижение заработной платы (подробнее в пункте 8).

Существует особый вид мобильности рабочей силы, предполагающий дистанционное управление работником. Работодатель связывается с работником через интернет, даёт ему определённое задание, а затем получает результаты труда также через интернет. Конечно, существуют определённые ограничения такой мобильности: работодателю достаточно трудно оценить результат, если дело не касается обработки информации.

Отсутствие активной государственной политики на рынке труда в сочетании с сокращающейся мобильностью населения может привести к социальным конфликтам.[14]

5. Монетарные, или фискальные меры, направленные на повышение спроса и регулирование цен путём борьбы с инфляцией. Такая политика, позволяя уменьшить инфляцию и улучшить сальдо торгового баланса, мало влияет на уровень безработицы.[4] Сторонники монетарной теории экономики критикуют такие меры, заявляя, что эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.[8] Исследования показали отсутствие в развитых странах связи между безработицей и инфляцией, но такая связь когда-то существовала. Например, в Соединённых Штатах эта связь явно прослеживалась в 60-е годы, а в 80-90-е инфляция и безработица сокращалась одновременно. Также выяснилось, что безработица и инфляция детерминируются большим количеством факторов, причем их набор в каждой стране в определенный период времени уникален, хотя не все специалисты с этим согласны.[2]

6. Политика дерегламентации, предлагаемая либеральными экономистами, предполагает принятие следующих мер:

уменьшение влияния профсоюзов;

сокращение разного рода компенсаций;

отмена минимума заработной платы;

смягчение правил найма и увольнения работников.[4]

А. С. Пигу и его последователи, считающие, что проблема в слишком высокой за­работной плате, предлагают снижать заработную плату и разъяснять профсоюзам, что рост заработной платы, кото­рого они добиваются, влечёт рост безработицы. Ещё они предлагают государству трудоустраивать безработных, претендующих на невы­сокий доход, в частности, содействовать развитию социаль­ной сферы.[10] Такая политика является спорной и приводит к состоянию неуверенности работников в завтрашнем дне, побуждает домохозяйства к сбережению доходов, снижая потребление.[4]

7. Выплата государственных субсидий предприятиям. В данном случае государственные субсидии (называемые ещё дотациями, субвенциями или премиями) используются для в стимулирования предприятий к совершению действий, которые они не стали бы осуществлять в обычных условиях в отсутствие подобной помощи ввиду их экономической неоправданности.[15] Субсидии, выделяемые на борьбу с безработицей бывают 3-х видов:

Субсидии, позволяющие избежать ликвидации рабочих мест, если предприятие столкнулось с экономическими трудностями.

Освобождение предприятий от налогов и выплаты, упрощающие их создание.

Полная или частичная выплата государством зарплат и пособий работникам, если в течение длительного времени предприятие не может этого сделать.

Такие субсидии начисляются определённым категориям лиц, а не по географическому признаку.

8. Развитие системы профессионального образования позволяет повысить квалификацию работников, тем самым приспосабливая их к изменениям рынка труда.[4] Особое внимание должно уделяться дефицитным специальностям и профессиям.[1] Недостатком этого метода является то, что он не даёт быстрого результата и увеличивает неравенство среди работников, так как вероятность получения образования повышается в соответствии с занимаемым положением.[4] Однако, безработица вызванная спадом производства или резким увеличением численности трудоспособного населения не может быть снижена таким образом.[1]

9. Поскольку многие описанные в этой статье меры осуществляются с помощью заёмного капитала, то развитие системы кредитования может помочь их реализации.[16]

10. Снижение пенсионного возраста. Это позволяет освободить некоторую часть рабочих мест, но создаёт дополнительную нагрузку на систему пенсионного обеспечения.[17]

Пропагандистский советский плакат 1964 года

11. Судебное преследование безработных с целью побудить их к поиску работы (так называемые статьи «За тунеядство»). Этот метод распространён в государствах с плановой экономикой. В СССР лица, не работавшие более четырех месяцев подряд, подлежали уголовной ответственности. Объяснялась такая мера тем, что каждый гражданин СССР был обязан заниматься общественно полезным трудом. Исключение делалось лишь для нетрудоспособных граждан и для домохозяек, имеющих детей. Кампания борьбы с тунеядством особых результатов не дала. Статья просуществовала 30 лет и была отменена 19 апреля 1991 года законом «О занятости населения», легализовавшим безработицу.[18]

[править] Пассивная политика на рынке труда

Направлена на формирование определённого отношения к безработице в обществе,[4] и сглаживание её негативных последствий.[19]

С точки зрения пассивной политики, Субсидирование занятости — это поддержка безработных, открывающих собственное дело и льготное кредитование.[20]

Помощь в оформлении досрочного выхода на пенсию, с частичным или полным сохранением её размера, в тех государствах, где такая возможность предусмотрена законодательством.[20]

Пособия по безработице поддерживают тех, кто не имеет работы. Они позволяют безработным искать место работы, частично сохраняя прежний уровень жизни, поддерживают внутренний спрос и ослабляют социальное неравенство. Но увеличение количества безработных и продолжительности безработицы создают угрозы финансовому равновесию всей системы пособий. Сторонники политики дерегламентации считают, что повышение пособий по безработице способствует её увеличению, однако существует и противоположное мнение. [4]

Наблюдение за обязательностью выплаты установленного минимума заработной платы и пособий является необходимой мерой для снижения уровня безработицы.[20]

Политика пассивной занятости в отличие от активной включает много мер, не уменьшающих скрытую безработицу и ограниченных следующим:

— вопросами учёта и регистрации безработных в ее различных проявлениях;

— поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством;

— поиском соответствующих работников на вакантные рабочие места и материальной поддержкой безработных.[20]

[править] Методы борьбы с различными типами безработицы

Общие для всех типов безработицы меры:[Примечание 2]

создание новых рабочих мест

создание бирж труда и иных видов служб занятости.

Меры для борьбы с фрикционной безработицей:

усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда;

создание специальных служб для этого.

Меры для борьбы со структурной безработицей:

создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;

поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются.

С маргинальной безработицей:

социальная защита слабозащищённых слоёв населения;

борьба с преступностью.

С технологической безработицей:

повышение квалификации работников;

сдерживание технологического прогресса и/или замедление темпов внедрения его результатов.

С циклической безработицей:

проведение стабилизационной политики;[Примечание 3]

создание дополнительных рабочих мест государством.[21][22]

[править] Классификация методов борьбы с точки зрения различных экономических теорий

Различные экономические теории предлагают свои варианты уменьшения уровня безработицы.

С точки зрения кейнсианства саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Сторонники этой теории считают, что уровень занятости населения зависит от величины, называемой «эффективным спросом» (упрощенно — это уровень потребления и инвестиций). Джон Мейнард Кейнс полагал, что тенденция к неполной занятости, характерная для общества того времени, имеет корни в недопотреблении. Причиной недопотребления он считал психологические факторы, которые побуждают потребителя к сбережению доходов при их увеличении, что снижает объём инвестиций и, в конечном счёте, влечёт спад производства и безработицу. Таким образом, кейнсианцы, указывая на неизбежность кризиса рыночной экономики, считали необходимыми меры государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Самыми главными задачами они считали повышение эффективного спроса, снижение ссудного процента и увеличение инвестиций.[23]

Монетаристы считали кейнсианские методы неэффективными. В 1967 году Милтон Фридман предположил существование «естественного уровня безработицы», жёстко определенного условиями рынка труда и не изменяемого мерами государственной политики. Использование традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса для поддержания занятости выше «естественного уровня», по их мнению, будет иметь кратковременный эффект и приведёт лишь к росту цен. Важным аргументом монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики борьбы с безработицей считается непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Монетаристские методы регулирования занятости предполагают большие изменения на рынке труда. Монетаристы считают, что пособия позволяют безработным воздерживаться от поисков работы. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы считают нужным отказаться от стимулирования экономического роста методом увеличения спроса.[12]

[править] Факторы, косвенно влияющие на безработицу

Изменение численности и состава экономически активного населения может по-разному влиять на ситуацию. Сокращение числа иммигрантов не оказывает существенного влияния.[4] Перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими не является эффективной мерой, так как в этом случае последние остаются без работы. Кроме того, зачастую несоблюдение трудового законодательства в отношении мигрантов дает возможность оплачивать их труд ниже, чем труд местного населения. В результате иностранные граждане получают значительно более низкие доходы, чем те, на которые рассчитывают, что нередко инициирует их участие в преступной деятельности, а обособленность существования в чужой стране способствует формированию этнических преступных групп.[24] Гибкость системы оплаты труда, вопреки ожиданиям, не влияет на уровень безработицы.[4] В 1990-х годах в России отмечалась прямо пропорциональная зависимость между объемами денежной массы и показателями занятости.[2]

[править] Борьба с безработицей в России

После распада СССР в основу программ перехода к рыночной экономике в России были положены монетаристские модели экономической политики. К факторам, влияющим на общий уровень безработицы, относятся процессы, связанные со структурными сдвигами в экономике, развитием новых хозяйственных форм, приватизацией, с введением принципа добровольности труда, а также факторы, замедляющие вовлечение рабочей силы в процесс труда. Тяжелее всего было положение в тяжелой промышленности и добывающих отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Сильное влияние на занятость и безработицу в России оказывают региональные диспропорции.[25]

В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению. Максимальный размер пособия по безработице был увеличен до 4300 рублей. В 2011 году планируется его очередное повышение.

Эффективность мер по организации общественных работ подвергается критике. Эти работы в основном заключались в уборке улиц, благоустройстве территорий, обслуживании общественного транспорта, ремонте памятников культуры. Возможно, организация работ по ремонту и строительству дорог и других объектов инфраструктуры дала бы лучшие результаты.

6,2 миллиарда рублей в 2011 году будет выделено на стимулирование среднего и малого бизнеса. Это востребованная мера, как по снижению социального недовольства, так и по общему оздоровлению экономики.

Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до более чем 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия — создание новых рабочих мест для безработных.[26]

«В следующем году безработный, открывающий свое дело, сначала получит все те же 58 800 рублей. Но если в дальнейшем он создаст дополнительные рабочие места и примет на работу официально зарегистрированных безработных, ему выплатят еще 58 800 рублей. Четкий порядок предоставления дополнительных субсидий безработным предпринимателям регионы будут определять самостоятельно при подготовке программ содействия занятости.»

В 2009 году минимальное пособие по безработице составило 850 рублей, максимальное — 4300 рублей. На последнее могли претендовать граждане Российской Федерации, уволенные в течение 2009 года и работавшие на последней работе не менее 26 недель. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, одновременно лишая безработных стимулов к труду. Повышенные пособия увеличивают нагрузку на более активную экономически часть населения.

Одной из мер снижения напряженности на рынке труда в 2011 должна стать организация стажировок для выпускников вузов, находящихся под риском нетрудоустройства. В 2011 году стажировки смогут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений. Трудоустроить стажёров не очень сложно, ведь работодатели зачастую мало платят стажёрам, а иногда и не платят вообще.

Принято решение выделять субсидии 30 000 рублей предприятиям, предоставляющим рабочие места инвалидам. Эта мера может снизить хроническую безработицу. Но такой дотации может быть недостаточно, чтобы заинтересовать работодателей. Ранее предприятиям предоставлялись иные выгоды — налоговые льготы за принятие ограниченно трудоспособных в штат, что привело к тому, что инвалиды формально зачислялись в штат, получая минимальную зарплату.

В 2009 году 189 тысяч человек прошли переобучение. Этого количества недостаточно, так как по данным Центра социальной политики, в этом в России нуждаются ещё 10 миллионов человек.

Рассчитывать на вышеуказанные меры могут только граждане, зарегистрированные в центре занятости.[26]

5.4 миллиона человек — общая безработица в России[28][Примечание 4]

1.6 миллиона безработных зарегистрировано в центрах занятости[28][Примечание 4]

189 тысяч человек прошли переобучение в 2009 году[29]

95 тысяч человек нашли работу по программе поддержки малого бизнеса[29]

Количество зарегистрированных безработных в среднем по России 6,9 %, в Москве 0,7 %[28][Примечание 4]

Есть мнение, что все эти меры не решают принципиально проблему безработицы и даже мешают «излечению страны от кризиса». Мнение это таково:

Кадровые агентства не способствуют росту занятости, а только помогают компаниям найти нужного высококвалифицированного работника. Остальными безработными они не занимаются, так как не получают за это больших денег.

Поддерживая неконкурентноспособные предприятия, государство не позволило экономике «вылечиться» от кризиса. Это может привести к новому кризису в начале 2012 года.

Улучшилась ситуация для высооплачиваемого персонала, но с рабочими и инженерными кадрами ситуация как была тяжёлой, так и осталась.[30]

Социальная защита населения её сущность и содержание.

Социа́льная защи́та — система мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты

Пенсионное обеспечение (Пенсия)

Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг

Меры социальной поддержки

Добровольное социальное страхование

Частные системы здравоохранения и др.

Социальная защита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

[править] Социальная защита в России

В России за социальную защиту отвечает Министерство здравоохранения и социального развития России, которое, в свою очередь, управляется Правительством Российской Федерации.

Глава министерства на данный момент: Татьяна Алексеевна Голикова .

Система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на различных уровнях: федеральном, региональном, местном.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

Пенсионный фонд Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонд обязательного медицинского страхования

Профессиональным социальным деятелям, работающим в области социальной защиты населения минимум 15 лет, присваивается почётное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения Российской Федерации».

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит