Переход общей системы налогообложения упрощенную, переход общей системы налогообложения упрощенную

Содержание
  1. Переход общей системы налогообложения упрощенную
  2. Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения
  3. Переход с общей системы налогообложения на упрощенную в ДНР
  4. Переход с упрощенной системы налогообложения на общий режим
  5. Учет основных средств и нематериальных активов
  6. Учет доходов
  7. Учет расходов
  8. Смена системы налогообложения
  9. Виды систем налогообложения, действующие в РФ:
  10. Возможные переходы с одной системы налогообложения на другую:
  11. Чем Вам может помочь «БизнесДоверие»?
  12. Сроки смены системы налогообложения

Переход общей системы налогообложения упрощенную

Порядок и условия начала применения упрощенной системы налогообложения

Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Так как установленной формы заявления нет, налоговые органы рекомендуют использовать форму 26.2-1.

Доходы переходного периода

Организации, которые до перехода на УСН при исчислении налога на прибыль использовали метод начислений, на дату перехода включают в налоговую базу суммы денежных средств, полученные до перехода на УСН в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на УСН.

В декабре 2009 г. ООО «ИНТЕР» получило от контрагента предоплату в сумме 100 000 руб.

ООО «ИНТЕР» с 1 января 2010 г. перешло на УСН.

===> 1 января 2010 г. ООО «ИНТЕР» признаёт доход в сумме 100 000 руб. и отражает его в Книге учета доходов и расходов.

Организации, которые до перехода на УСН при исчислении налога на прибыль использовали метод начислений, не включают в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему налогообложения, если указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

В декабре 2009 г. ООО «ИНТЕР» оказало услуги контрагенту на сумму 100 000 руб. и отразило эту сумму в доходах в целях исчисления налога на прибыль.

ООО «ИНТЕР» с 1 января 2010 г. перешло на УСН и получило оплату за оказанные услуги.

===> ООО «ИНТЕР» не признаёт доход в сумме 100 000 руб. и не отражает его в Книге учета доходов и расходов.

Расходы переходного периода

Расходы, осуществленные организацией после перехода на УСН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на УСН.

В декабре 2009 г. ООО «ИНТЕР» перечислило контрагенту предоплату в сумме 100 000 руб. в счет предстоящего оказания услуг.

ООО «ИНТЕР» с 1 января 2010 г. перешло на УСН.

25 января 2010 г. услуги были оказаны и сторонами был подписан акт сдачи-приемки оказанных услуг.

===> ООО «ИНТЕР» признаёт расход в сумме 100 000 руб. и отражает его в Книге учета доходов и расходов.

Расходы, осуществленные организацией после перехода на УСН, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на УСН.

В декабре 2009 г. ООО «ИНТЕР» заключило договор с контрагентом на оказание услуг.

ООО «ИНТЕР» с 1 января 2010 г. перешло на УСН.

25 января 2010 г. услуги были оказаны и сторонами был подписан акт сдачи-приемки оказанных услуг.

В феврале 2010 г. ООО «ИНТЕР» оплатило оказанные ему услуги.

===> ООО «ИНТЕР» в феврале 2010 г. признаёт расход и отражает его в Книге учета доходов и расходов.

Не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на УСН в оплату расходов организации, если до перехода на УСН такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

В декабре 2009 г. организации «ИНТЕР» контрагентом были оказаны услуги и подписан акт сдачи-приемки оказанных услуг.

ООО «ИНТЕР» с 1 января 2010 г. перешло на УСН.

В январе 2010 г. ООО «ИНТЕР» оплатило оказанные ему услуги.

===> ООО «ИНТЕР» не признаёт расход и не отражает его в Книге учета доходов и расходов.

Основные средства и нематериальные активы

При переходе организации на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, в налоговом учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на упрощенную систему налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 настоящего Кодекса.

ООО «ИНТЕР» с 1 января 2010 г. перешло на УСН.

===> ООО «ИНТЕР» по состоянию на 01.01.10 г. отражает остаточную стоимость основных средств (НМА) в разделе II Книги учета доходов и расходов.

В отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на УСН стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:

Срок полезного использования ОС или НМА Включение в расходы
До 3 лет (включительно) Полностью — в течение первого календарного года применения УСН
От 3 до 15 лет (включительно) 50% стоимости — в течение первого календарного года применения УСН
30% стоимости — в течение второго календарного года применения УСН
20% стоимости — в течение третьего календарного года применения УСН
Свыше 15 лет Равными долями стоимости — в течение первых 10 лет применения УСН

Налог на добавленную стоимость

Суммы НДС, ранее принятые к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов — в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки подлежат восстановлению.

Суммы налога, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК.

ООО «ИНТЕР» с 1 января 2010 г. перешло на УСН.

На дату перехода остаточная стоимость основных средств (по данным бухгалтерского учета) равна 500 000 руб.

===> ООО «ИНТЕР» в IV квартале 2009 г. надо восстановить ранее принятый к вычету НДС в сумме 90 000 руб. (500 000 х 18%).

Восстановлен НДС с остаточной стоимости 19 68 90 000
НДС отражен в составе расходов 91 19 90 000

Налог на добавленную стоимость с полученного аванса

Организации и индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, при переходе на УСН выполняют следующее правило: суммы НДС, исчисленные и уплаченные с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до перехода на УСН в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на УСН, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода на УСН, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям.

В ноябре 2009 г. ООО «ИНТЕР» получило предоплату (100%) в сумме 118 000 руб. и перечислило НДС в бюджет в размере 18 000 руб.

ООО «ИНТЕР» с 1 января 2010 г. переходит на УСН.

В декабре 2009 г. ООО «ИНТЕР» заключило допсоглашение с заказчиком о том, что цена договора = 100 000 руб. (без НДС).

===> ООО «ИНТЕР» в декабре 2009 г. возвращает заказчику НДС в суммме 18 000 руб. и принимает его к вычету.

Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения

Вернуться назад на Упрощенная система налогообложения

Порядку перехода на УСН уделено внимание в статье 346.13 НК РФ. Согласно положениям этой статьи организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, которые ведут хозяйственную деятельность, могут перейти на упрощенку только с 1 января, то есть с начала нового налогового периода.

Подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения МНС РФ предлагает на бланке заявления Формы № 26.2-1 «Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения», утвержденном приказом МНС России.

В течение месяца после подачи налогоплательщиком такого заявления в ИМНС органы налоговой службы должны вручить ему под подпись уведомление о том возможно или невозможно применение им данного налогового режима. Приказом МНС России разработаны специальные бланки этих уведомлений:

• Форма № 26.2-2 «Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения»,

• Форма № 26.2-3 «Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения»,

Перейдя на упрощенку, налогоплательщики должны помнить, что до окончания налогового периода они не вправе будут по собственному желанию перейти на общий режим налогообложения.

Если, отработав по упрощенной системе налогообложения целый налоговый период, вы решили вернуться к общему режиму налогообложения, то вам необходимо в срок до 15 января года, в котором вы предполагаете перейти на общий налоговый режим, уведомить ИМНС по месту своей регистрации о своем решении. Это можно сделать, применив бланк уведомления Формы № 26.2-4 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения», утвержденный приказом МНС России.

Однако, есть обстоятельства, при которых налогоплательщик будет вынужден изменить налоговый режим в принудительном порядке. Законом предусмотрены условия, при которых это происходит.

Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, обязан перейти на общий налоговый режим, если по итогам налогового (отчетного) периода доход его превысит 20 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, у налогоплательщика-организации превысит 100 млн. рублей.

Величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит ежегодной индексации.

При этом налогоплательщик переходит на общий налоговый режим с начала того квартала, в котором был превышен один из вышеназванных параметров. Кроме того, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход, либо остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысили ограничения, указанные выше.

Сообщить о данном факте в ИМНС по месту регистрации налогоплательщик может на бланке уведомления Форма № 26.2-5 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения», утвержденном приказом МНС России.

Перейдя на общий налоговый режим, налогоплательщики исчисляют и уплачивают налоги в соответствии с общепринятой системой налогообложения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на общий режим налогообложения.

Необходимо отметить тот факт, что налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Напомним, что согласно ст.346.13 НК РФ переход на упрощенную систему налогообложения для действующих предприятий предусматривается только с начала календарного года.

Акт скрытых работ
Акт выполненных работ
Коммерческое предложение
Дисциплинарное взыскание
Бизнес с нуля. Часть 2 – арендный бизнес
Задаток

Переход с общей системы налогообложения на упрощенную в ДНР

При переходе с общей системы на упрощенную

Часто при переходе с общей на упрощённую систему налогообложения, возникает вопрос относительно учёта хозяйственных операций, которые были осуществлены в одном периоде (когда предприятие находилось на общей системе), а оплата по данным хозяйственным операциям была осуществлена в последующих периодах (когда предприятие уже находиться на упрощённой системе налогообложения) или наоборот.

Данный вопрос вызывает сложности из-за неоднозначности законодательства.

Так согласно п. 73.1.2 ст. 73 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» от 25.12.2015 № 99-ІНС доход от предоставления услуг и выполнения работ признается датой составления акта или другого документа, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, который подтверждает выполнение работ или предоставление услуг.

Во исполнение ст. 9 Закона ДНР «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности» № 14-IHC от 27.02.2015 года, первичные документы должны быть составлены при осуществлении хозяйственной операции, а если это невозможно – непосредственно после ее завершения.

Кроме того, во исполнение главы 16 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» от 25.12.2015 № 99-ІНС операция также будет обложена налогом с оборота, в котором объектом налогообложения сбором является выручка – товарооборот, предоплаты, авансы, полученные субъектом хозяйствования в отчетном периоде.

Следовательно, при осуществлении хозяйственной операции, субъект хозяйствования, находясь на общей системе налогообложения, обязан начислить и уплатить по итогам периода налог на прибыль и налог с оборота.

В свою очередь, при упрощённой системе, объектом налогообложения является доход, полученный на протяжении отчетного периода в денежной (наличной или безналичной) форме. Датой получения дохода плательщика упрощенного налога является дата поступления средств плательщику упрощенного налога в денежной (наличной или безналичной) форме.

Таким образом, возникает двойное налогообложение.

Ранее данный вопрос был урегулирован. И до вступления в силу Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» от 25.12.2015 № 99-ІНС суммы средств, поступившие в оплату товаров (работ, услуг), реализуемых в период уплаты других налогов и сборов, установленных законодательством, стоимость которых была включена в доход юридического лица при исчислении налога на прибыль предприятий в сумму дохода плательщика упрощённого налога не включается.

Мнение налогового органа:

Однако на запрос относительно налогообложения хозяйственных операций в переходный период, Калининская налоговая предоставила индивидуальную налоговую консультацию. Ознакомиться с которой Вы можете по ссылке: Налоговая консультация при переходе с общей на упрощенную систему налогообложения.

При этом согласно п. 26.3., ст.26 Закона Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» от 25.12.2015 № 99-ІНС в случае обращения налогоплательщика в территориальный орган Министерства для предоставления ему консультации (кроме устной) по вопросам, связанным с применением законодательства о налогообложении в части исчисления налогов и сборов, формирования налоговых обязательств, проект налоговой консультации в обязательном порядке согласовывается с Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики. Из чего следует, что Главное Министерством доходов и сборов Донецкой Народной Республики придерживается такой же точки зрения.

Важно также помнить, что по законодательству ДНР налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация.

Переход с упрощенной системы налогообложения на общий режим

«Финансовая газета. Региональный выпуск», N 1, 2004

Некоторые налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (далее — упрощенная система), по той или иной причине решили вернуться к общему режиму налогообложения. Как это сделать?

Условия, при которых налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения, определены в п.4 ст.346.13 НК РФ.

Первое условие — если доходы налогоплательщика по итогам налогового (отчетного) периода превысят 15 млн руб. В соответствии со ст.346.15 и п.1 ст.346.17 НК РФ в сумму доходов организации кроме выручки от реализации товаров, работ, услуг, имущества и имущественных прав, а также внереализационных доходов (за исключением предусмотренных ст.251 НК РФ) включаются и полученные авансы, так как при использовании кассового метода учета доходов и расходов (ст.273 НК РФ) датой получения дохода считается дата поступления денежных средств либо дата погашения задолженности любым иным способом.

Второе условие — если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превысит 100 млн руб.

Следует обратить внимание на то, что способы начисления амортизации в налоговом и бухгалтерском учете различны. Организации, перешедшие на упрощенную систему, согласно пп.2 п.3 ст.346.16 НК РФ при определении сроков амортизации руководствуются Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации, либо, если эти сроки отсутствуют в Классификации, принимаются сроки полезного использования в соответствии с техническими условиями и рекомендациями заводов-изготовителей. По нашему мнению, данные требования целесообразно соблюдать и при начислении амортизации в бухгалтерском учете. Однако в гл.26.2 НК РФ нет ссылок на применяемые организацией методы начисления амортизации, хотя есть прямое указание на законодательство о бухгалтерском учете Российской Федерации, соответственно будут применяться правила ПБУ 6/01, а они не содержат «нелинейного» метода, который определен ст.259 НК РФ.

Кроме того, налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы при нарушении им хотя бы одного из 16 условий, приведенных в п.2 ст.346.12 НК РФ.

Налогоплательщики, в силу законодательства утратившие право на применение упрощенной системы, считаются перешедшими на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение установленных законом ограничений. Об утрате данного права налогоплательщик обязан письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета по форме N 26.2-5, утвержденной Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495, в течение 15 дней по истечении этого квартала.

Налогоплательщики вправе отказаться от применения упрощенной системы, но только по истечении налогового периода, которым является календарный год. Для этого до 15 января года, когда налогоплательщик предполагает перейти на общий режим налогообложения, следует письменно уведомить налоговый орган по форме N 26.2-4, утвержденной указанным Приказом МНС России. Причем, если такой налогоплательщик вновь решит перейти на упрощенную систему, он вправе это сделать только по истечении одного года применения общего режима налогообложения (п.7 ст.346.13 НК РФ).

В ст.346.13 НК РФ установлено, что суммы налогов и сборов, подлежащие уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных предпринимателей без образования юридического лица. В то же время п.2 ст.346.25 НК РФ определены некоторые особенности исчисления налогов при переходе на общий режим налогообложения. В таком случае в течение года первым налоговым периодом считается квартал, в котором такой переход произошел. При этом для налогоплательщиков, выбравших кассовый метод учета доходов и расходов, никаких изменений в порядке признания доходов и расходов нет. Рассмотрим некоторые моменты, которые могут повлиять на порядок исчисления налогов при возврате упрощенной системы для лиц, применяющих метод начисления при общем режиме налогообложения, а также особенности определения налоговой базы по НДС.

На основании п.3 ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, применяющие упрощенную систему, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов. Основным, а подчас и единственным регистром бухгалтерского учета у них является книга учета доходов и расходов, в которой отсутствует основной принцип бухгалтерского учета — принцип двойной записи. Для составления начального баланса организации следует либо восстановить учет, либо воспользоваться иным способом. На дату перехода на обычный режим налогообложения следует провести инвентаризацию имущества и обязательств организации. Данные инвентаризации будут служить основанием для составления баланса по начальной дате налогового периода.

Учет основных средств и нематериальных активов

Основные средства, находящиеся на балансе организации, будут учтены по остаточной стоимости, определенной по правилам бухгалтерского учета, и суммы начисленной амортизации должны быть в дальнейшем при применении общего режима налогообложения отнесены на расходы и приниматься при формировании финансовых результатов и исчислении прибыли.

Однако в налоговом учете суммы амортизации будут исчисляться в порядке, который может отличаться от правил бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой организации.

Стоимость основных средств, вновь введенных в эксплуатацию в период применения упрощенной системы, а также приобретенных до перехода на эту систему со сроком эксплуатации до трех лет, налогоплательщики в полном объеме отнесли на расходы по приобретению основных средств и учли при определении объекта налогообложения.

По основным средствам со сроком службы более трех лет к расходам была принята только часть стоимости. Организации следует определить разницу между остаточной стоимостью основных средств по данным бухгалтерского учета и фактическим остатком стоимости основных средств, не принятым к исчислению налоговой базы. Эта сумма согласно п.3 ст.246.25 НК РФ признается доходом в целях налогообложения при переходе на общий режим налогообложения по правилам гл.25 НК РФ. Но будет ли данная сумма доходом в бухгалтерском учете? По нашему мнению, нет, но она должна быть отражена в учете как постоянная разница при исчислении налога на прибыль. Требования по отражению постоянных налоговых разниц отражены в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденном Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н. На основании п.5 ПБУ 18/02 для отражения информации о постоянных разницах организация самостоятельно определяет регистры налогового учета, в бухгалтерском учете постоянные разницы отражаются обособленно по аналитическому счету соответствующего счета учета активов и обязательств (п.6 ПБУ 18/02).

В том отчетном периоде, когда возникли постоянные разницы, организация формирует постоянные налоговые обязательства, которые отражают увеличение налоговых платежей по налогу на прибыль. Сумма постоянного налогового обязательства определяется как произведение суммы постоянных разниц на ставку налога на прибыль:

Дебет 99, субсчет «Постоянное налоговое обязательство», Кредит 68, субсчет «Налог на прибыль организаций» — отражено постоянное налоговое обязательство.

Стоимость нематериальных активов, приобретенных после перехода на упрощенную систему, отражается в учете как расход на основании пп.2 п.1 ст.346.16 НК РФ.

Данный порядок не применяется в отношении нематериальных активов, которые находились на балансе организации до перехода на упрощенную систему. По ним начислялась амортизация по правилам бухгалтерского учета в период применения этой системы и не отражалась для целей налогового учета, а после перехода на обычный режим налогообложения суммы амортизации принимаются к налоговому учету в общеустановленном порядке.

Учет доходов

При переходе на обычный режим налогообложения у организаций, ранее применявших упрощенную систему, могут возникнуть трудности с отнесением сумм к доходам и расходам при исчислении налога на прибыль, а также с исчислением НДС.

Рассмотрим ситуацию, когда организация при применении упрощенной системы получила аванс, который был учтен как доход согласно гл.26.2 НК РФ. Отгрузка товаров под данный аванс произошла уже при применении общего режима налогообложения. На основании пп.1 п.2 ст.346.25 НК РФ данная сумма не включается в налоговую базу по налогу на прибыль. Однако по правилам бухгалтерского учета она формирует доходы при отражении финансового результата и не участвует при исчислении налога на прибыль. В учете в соответствии с ПБУ 18/02 отражаются постоянные налоговые разницы в сумме уже учтенного дохода (аванса), которые образуют постоянный налоговый актив:

Дебет 62, Кредит 90-1 — отражена сумма реализации товаров (работ, услуг) по правилам бухгалтерского учета;

Дебет 90-3, Кредит 68, субсчет «Налог на добавленную стоимость» — отражена сумма НДС по реализации товаров (работ, услуг) по правилам бухгалтерского учета;

Дебет 68, субсчет «Налог на прибыль организаций», Кредит 99, субсчет «Постоянный налоговый актив» — отражен постоянный налоговый актив.

Обязанность по уплате НДС возникает у налогоплательщика в момент реализации товаров, работ, услуг независимо от того, какой метод уплаты налога им избран по правилам ст.167 НК РФ, так как он свидетельствует только о моменте определения налоговой базы, а не об обязанности уплаты налога. Кроме того, в п.2 ст.167 НК РФ указано, что оплатой товаров, работ, услуг признается прекращение встречного обязательства приобретателя перед налогоплательщиком, в данном случае зачет аванса по поставке. В такой ситуации налогоплательщику целесообразно уведомить своего кредитора о прекращении применения упрощенной системы и изменить цену договора, включив в нее НДС. Покупатель должен подать в банк заявление об изменении назначения платежа по платежному поручению, которым были оплачены товары (работы, услуги), и отразить сумму НДС, так как в противном случае основания для применения вычетов будут спорными. Обязанности у организации, применявшей в этот период упрощенную систему, платить НДС с аванса не возникнет, так как такая обязанность у нее возникает только в случае выставления счета-фактуры, а не получения денежных средств с учетом НДС (пп.1 п.5 ст.173 НК РФ).

Еще одна ситуация, которая может возникнуть при переходе на обычный режим налогообложения, связана с последующей оплатой товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) в период применения упрощенной системы. В этом случае с учетом всего сказанного обязанности по уплате НДС у налогоплательщика не возникает. Сумма поступивших денежных средств (а также иного закрытия встречных обязательств по данной отгрузке) участвует при исчислении налога на прибыль, но не может быть признана доходом в бухгалтерском учете и в полной сумме формирует постоянные налоговые разницы, в результате образования которых появляются постоянные налоговые обязательства:

Дебет 99, субсчет «Постоянное налоговое обязательство», Кредит 68, субсчет «Налог на прибыль организаций» — отражено постоянное налоговое обязательство.

Учет расходов

Расходы при переходе на общий режим налогообложения признаются таковыми на дату их осуществления независимо от даты оплаты (пп.2 п.2 ст.346.25 НК РФ). Однако и тут имеется ряд особенностей.

Оплаченные материалы при применении упрощенной системы были отпущены в производство и учтены в расходах при исчислении единого налога, а по данным бухгалтерского учета они находятся на начало периода в производстве в виде сырья или готовой продукции. Следует ли на их стоимость сформировать доход и учитывать при исчислении налога на прибыль? Налоговое законодательство прямо этого не требует, а все неясности налогового законодательства трактуются в пользу налогоплательщика (п.7 ст.3 НК РФ). В бухгалтерском учете при формировании финансовых результатов стоимость готовой продукции относится на расходы, а при исчислении налога на прибыль не учитывается, так как принята к расходам ранее, т.е. при применении упрощенной системы. В данном случае у организации в учете образуются постоянные налоговые разницы в сумме ранее принятых к расходу материалов:

Дебет 90-2, Кредит 43 — отражена себестоимость отгруженной продукции;

Дебет 99, субсчет «Постоянное налоговое обязательство», Кредит 68, субсчет «Налог на прибыль организаций» — отражено постоянное налоговое обязательство.

Но если ситуация несколько иная и по проданным в период применения упрощенной системы товарам либо фактически потребленным услугам оплата не производилась, то они и не приняты к учету в качестве расходов, а в соответствии с требованиями пп.2 п.2 ст.346.25 НК РФ не будут учтены. НДС, уплаченный поставщикам за такие товары, услуги, в связи с тем что они не относятся к расходам организации в период, когда она является плательщиком НДС, не может быть принят к вычету.

Смена системы налогообложения

Налоговая политика РФ предусматривает возможность выбора предприятием одной из систем налогообложения в зависимости от вида его деятельности. Как правило, это происходит в момент регистрации ООО или ИП, но в процессе работы возможны и такие ситуации, когда единственно правильным выходом становится смена системы налогообложения.

Виды систем налогообложения, действующие в РФ:

  • ОСНО– общая система налогообложения, которая предусматривает выплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (НДС), налога на имущество, взносов в ПФР и ФСС (оптимален для крупных предприятий);
  • УСНО – упрощённая система налогообложения, участники которой освобождаются от выплаты подоходного налога, НДС, страховых взносов и налога на имущество. В зависимости от объекта налогообложения и процентной ставки принято выделять 2 вида УСНО:

— налог только на прибыль со ставкой 6% (оптимален для ИП);

— налог на разницу между доходами и расходами со ставкой 15% (оптимален для недавно зарегистрированных ООО);

Несмотря на всю привлекательность, применение или переход на упрощённую

систему налогообложения доступны далеко не всем предприятиям. В ст. 346.12.

п.2 п.п. 1. Налогового кодекса РФ представлен список видов деятельности,

для которых применение УСНО запрещается;

  • ПСНО – патентная система налогообложения, которая разработана исключительно для тех ИП, численность сотрудников на предприятии которых не превышает 15 человек. Её участники освобождаются от выплаты подоходного налога по ставке 6%, налога на имущество (используемого в видах деятельности по патенту), НДС (на виды деятельности по патенту);
  • ЕНВД – единый налог на вмененный доход, который применяется для конкретных видов деятельности, перечень которых имеется в 346.26 НК РФ. Если ИП или ООО занимается одним из этих видов деятельности, то они не имеют право выбрать какой-либо другой вид налогообложения.

Возможные переходы с одной системы налогообложения на другую:

  • ОСНО на УСНО (6%);
  • ОСНО на УСНО (15%);
  • УСНО (6%) на ОСНО;
  • УСНО (15%) на ОСНО;
  • УСНО (6%) на ПСНО;
  • УСНО (15%) на ПСНО;
  • ОСНО на ПСНО.

Чем Вам может помочь «БизнесДоверие»?

Переход на общую систему налогообложения или, наоборот, на упрощённую требует подготовки целого пакета документов, который необходимо предоставить в ИФНС в утверждённые законом сроки. Компания «БизнесДоверие» предлагает следующие услуги:

  • подготовка заявления о переходе на другую систему налогообложения (осуществляется в день обращения);
  • подача заявления в ИФНС;
  • получение ответа от ИФНС.

Стоимость данной услуги составляет 1 000 рублей.

Сроки смены системы налогообложения

Приняв решение о смене системы налогообложения, не забывайте, что она может быть осуществлена исключительно в установленные законом сроки:

  • на УСНО – с 01.01 следующего года, подача заявления осуществляется до 31.12 текущего года;
  • на ОСНО – подача заявления осуществляется до 15.01 года, с которого планируете переход;
  • на ПСНО – подача заявления осуществляется на позже чем за 10 рабочих дней до начала применения этой системы (выдача патента или отказ в выдаче осуществляется на 5-ый рабочий день).

Если Вы сомневаетесь в правильности выбора системы налогообложения для Вашего предприятия, обращайтесь в компанию «БизнесДоверие». Наши специалисты проконсультируют Вас по всем вопросам и помогут сделать оптимальный выбор.

Примечание:

ИП – индивидуальный предприниматель;

ПФР – Пенсионный фонд России;

ФСС – Фонд социального страхования;

ИФНС – инспекция федеральной налоговой службы.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит