Зарплата бюджетников: будут ли повышать в 2019 году, коэффициент повышения заработной платы 2019

Содержание
  1. Зарплата бюджетников: будут ли повышать в 2019 году
  2. На сколько повысят зарплату бюджетникам
  3. Сроки повышения
  4. Какая будет средняя зарплата бюджетников
  5. Как менялась зарплата бюджетников последние 6 лет
  6. У кого увеличится заработная плата с 1 июня 2019 года
  7. Будет ли индексация зарплаты бюджетникам в 2019 году?
  8. Необходимость индексирования зарплат
  9. Можно ли ожидать роста заработной платы?
  10. Что можно сказать в качестве вывода?
  11. Зарплата бюджетников в 2019 году: будет ли повышение
  12. Текущая ситуация с зарплатами бюджетников
  13. Будет ли повышение зарплат бюджетникам в 2019 году?
  14. Индексация заработной платы в 2019 году
  15. Индексация заработной платы в 2019 году – законы и правовые нормативы
  16. Индексация заработной платы в 2019 году для государственных учреждений и бюджетных организаций
  17. Индексация заработной платы в 2019 году для коммерческих и некоммерческих организаций
  18. Как рассчитать индексацию зарплаты внебюджетной организации в 2019 году
  19. Порядок проведения индексации зарплаты на предприятии в 2019 году
  20. Ответственность за неиндексирование заработной платы в 2019 году

Зарплата бюджетников: будут ли повышать в 2019 году

Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 14 октября 2018. Время чтения 10 мин.

С января 2019 г. бюджетники будут получать на 6% больше. Увеличатся зарплаты педагогов, медиков, научных и социальных работников – всех, о ком шла речь в президентских майских указах. С 2012 г. зарплаты бюджетников регулярно повышались, но даже в 2019 г. они не достигнут плановых показателей в 100 и 200% от среднего дохода в регионах.

Бюджетниками привычно называют всех людей, чей труд оплачивается из государственного или муниципального бюджета. Однако законодательно все получатели государственного довольствия четко разделены на:

  • бюджетников;
  • государственных служащих;
  • сотрудников силовых структур.

Такое разграничение связано с различными принципами начисления заработной платы, стимулирующих выплат и предоставления льгот.

Рис. 1. Бюджетники – кто они?

Поэтому, когда правительство обещает повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году, речь идет, прежде всего, о категориях, которые подпадают под майские президентские указы, а именно о работниках определенных сфер:

  • образовательной;
  • медицинской;
  • социальной;
  • научной;
  • культурной.

Уровень доходов бюджетников всегда значительно отставал от средней зарплаты россиян. Для устранения этого дисбаланса и привлечения молодых специалистов в образовательную и медицинскую сферу президент России Путин В. В. в 2012 г. поручил довести доходы бюджетников до приемлемого уровня, а именно увеличить до уровня:

  • не ниже 100% дохода в регионе зарплаты педагогов, воспитателей детских садов, медицинского среднего и младшего персонала, социальных работников и сотрудников культурной сферы;
  • 200% региональных зарплат доходы педагогов высших учебных заведений, врачей и научных работников.

До указанного уровня заработные платы бюджетников должны были вырасти к 2018 г.

Таблица 1. Уровень зарплаты бюджетников по отношению к средней з/п, 2013-2017 гг.

Специальность 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Воспитатели и педагоги дошкольного образования План, % 100 100 100 100 100 100
Факт, % 94,9 94,3 94,4 94,4 94,6
Учителя общеобразовательных школ План, % 100 100 100 100 100 100
Факт, % 96,9 96,7 106,3 102,2 101,0
Педагоги дополнительного образования План, % 75 80 85 90 95 100
Факт, % 73,5 80,6 83,4 85,1 94,1
Мастера и преподаватели профессионального образования План, % 75 80 85 90 95 100
Факт, % 83,9 84,9 93,5 85,1 93,2
Средний медицинский персонал План, % 75,6 76,2 79,3 86,3 100 100
Факт, % 80,4 80,7

87,5
Младший медицинский персонал План, % 50,1 51 52,4 70,5 100 100
Факт, % 47,8 49,5 54,8 56,5 61,9
Социальные работники План, % 47,5 58 68,5 79 89,5 100
Факт, % 49,3 56,1 64,4 66,2 74,2
Сотрудники организаций культуры План, % 53 59 65 74 85 100
Факт, % 70,3 73,2 83,0 83,0 93,9
Педагоги и медики, работающие с детьми-сиротами План, % 47,5 58 68,5 79 89,5 100
Факт, % 80,7 87,7 96,9 92,0 98,0
Врачи и медики с высшим образованием План, % 129,7 130,7 137 159,6 200 200
Факт, % 141 141,8 156 155,3 163,3
Педагоги вузов План, % 110 125 133 150 175 200
Факт, % 134,9 144,7 165,2 168,6 184,6
Научные сотрудники План, % 128 134 143 158 179 200
Факт, % 138,9 147,8 168,7 165,0 183,5

Уже на начало 2018 г. было понятно, что зарплаты работников бюджетной сферы, несмотря на ежегодные прибавки к окладам, не достигли плановых показателей. Рост МРОТ и средней заработной платы россиян опережали запланированные показатели программы поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях в 2012–2018 гг.

Поэтому в мае 2018 г. президент страны четко обозначил, будет ли повышение зарплаты бюджетников. Программа совершенствования оплаты труда продолжает действовать, пока показатели не будут доведены до плановых цифр, то есть зарплаты в бюджетной сфере будут и дальше расти, в том числе и в 2019 г.

На сколько повысят зарплату бюджетникам

Рост заработных плат отдельных категорий работников бюджетной сферы, которые подпадают под майские указы, заложен в федеральный бюджет. В проекте указано, что номинальное увеличение составит в 2019 г. 6% от оплаты труда предыдущего года.

Справочно! Зарплаты военнослужащих, приравненных к ним лиц, судей и чиновников будут увеличены на 4,3%.

Запланирован и дальнейший рост оплаты труда бюджетников:

  • в 2020 г. – на 5,4%;
  • в 2021 г. – на 6,6%.

Рис. 2. Сколько прибавят к зарплате

Однако зарплаты учителей и медиков привязаны к уровню региональных доходов. Поэтому доведение их доходов до должного уровня – это приоритетная цель для местных бюджетов. Именно регионы должны изыскивать возможности для дополнительного роста зарплат бюджетников.

Например, сахалинским бюджетникам чиновники уже пообещали прибавку в размере 20%, а работники бюджетной сферы Подмосковья получили существенные прибавки в размере 5–15% к 1 сентября 2018 г.

Смотрите в видеоролике, как повысятся зарплаты в Красноярском крае:

Кроме этого, с начала года поднимется и минимальная оплата труда до 11 280 руб. Рост по отношению к предыдущему МРОТ составит всего лишь 1%. Так как прибавка к зарплате рассчитывается исходя из региональной «минималки», а она может значительно превышать МРОТ по стране, дополнительную доплату могут получить специалисты с низкими окладами.

Справка! В мае 2018 г. МРОТ был увеличен на 18%, что существенно отразилось на оплате труда более 1 млн бюджетников с низкой зарплатой.

Сроки повышения

Зарплата бюджетников станет больше с 1 января 2019 г. Распространяемые новости в сети о переносе сроков на октябрь не соответствуют действительности. Традиционно в октябре пересчитывают оклады полицейским, следователям, военным, государственным служащим, которых привычно причисляют к бюджетникам. Но это положение не распространяется на медицинских работников, преподавателей, социальных и научных сотрудников. Их оклады вырастут с начала года.

Кроме этого, в течение года могут проводиться и дополнительные повышения, приуроченные к профессиональным праздникам, началу учебного года и пр. Но решение о таких надбавках принимается на муниципальном уровне, поэтому может коснуться не всех бюджетников.

Какая будет средняя зарплата бюджетников

Учитывая различный уровень средней зарплаты в регионах, сказать, на сколько поднимется заработная плата в бюджетной сфере, сложно.

Рис. 3. Как рассчитать прибавку

На фактические цифры повлияют и прочие факторы, от которых зависит размер заработной платы: стаж, квалификация, тарифная ставка, специальность и пр. надбавки.

Если же говорить о средней зарплате по стране, то она составит у:

  • воспитателей – 34 700 руб.;
  • учителей – 44 760 руб.;
  • педагогов дополнительного образования –42 100 руб.;
  • преподавателей средних профессиональных заведений – 43 600 руб.;
  • педагогов, преподающих в вузах – 93 000 руб.;
  • врачей – 78 400 руб.;
  • медсестер – 39 000 руб.;
  • младшего медицинского персонала – 35 600 руб.;
  • социальных работников – 34 600 руб.;
  • сотрудников культурных учреждений – 40 500 руб.;
  • ученых – 102 000 руб.

Многие врачи, педагоги, сотрудники культурных учреждений переживают, что их доход останется на прежнем уровне, а прибавка к окладу только перекроет размеры бонусов, которых их лишат. Именно такое мнение часто распространяется в сети. Но цифры говорят об обратном, как и в случае с информацией о масштабных сокращениях бюджетников и передаче их обязанностей оставшимся трудиться коллегам.

Таблица 2. Динамика количества бюджетников в 2013–2018 гг.

Специальность 2013 2014 2015 2016 2017 2018 (I полугодие)
Воспитатели и педагоги дошкольного образования 573 695 572 389 592 430 605 563 611 575 612 209
Учителя общеобразовательных школ 1 198 310 1 206 323 1 223 488 1 223 539 1 229 415 1 231 725
Педагоги дополнительного образования 257 533 250 372 255 257 252 970 242 470 229 345
Мастера и преподаватели профессионального образования 167 844 159 110 156 782 156 385 154 648 153 646
Педагоги вузов 268 068 251 558 238 471 222 946 208 531 200 516
Врачи и медики с высшим образованием 578 783 565 939 572 802 570 680 566 016 559 832
Средний медицинский персонал 1 442 157 1 401 660 1 401 460 1 383 466 1 353 193 1 324 004
Младший медицинский персонал 687 139 650 464 598 892 546 698 423 940 298 882
Социальные работники 175 499 165 980 152 752 143 544 127 243 121 411
Сотрудники организаций культуры 670 006 588 507 573 567 564 586 529 346 500 383
Научные сотрудники 107 663 81 219 81 724 80 211 77 437 70 741
Педагоги и медики, работающие с детьми-сиротами 54 434 61 348 52 600 48 068 36 138 37 565
Итого: 6 181 131 5 954 868 5 900 224 5 798 656 5 559 953 5 340 260

Действительно, сокращение за последние 6 лет затронуло все бюджетные сферы. Особенно это заметно по уменьшению количества младшего медицинского персонала и научных сотрудников. Однако число воспитателей и учителей незначительно, но стало больше.

Продолжится ли сокращение штата в 2019 г., неизвестно. Но в любом случае повышение зарплаты заложено в бюджет и не будет зависеть от высвободившегося фонда оплаты труда за счет уменьшения количества работников.

Как менялась зарплата бюджетников последние 6 лет

Чтобы дать полноценную оценку программе совершенствования оплаты труда бюджетников, рассмотрим, как менялась фактическая средняя заработная плата на протяжении 2013–2018 гг.

Рис. 4. Относительный и абсолютный рост выплат

Таблица 3. Рост зарплаты бюджетников в 2013–2018 гг.

Специальность 2013 2014 2015 2016 2017 2018 (I полугодие) Рост з/ты
Воспитатели и педагоги дошкольного образования 23 363 25 592 26 553 27 476 29 027 32 718 40 %
Учителя общеобразовательных школ 29 038 31 535 32 638 33 338 34 921 42 226 45 %
Педагоги дополнительного образования 21 593 25 324 26 846 27 989 32 263 39 686 84 %
Мастера и преподаватели профессионального образования 25 144 27 691 28 684 29 848 32 212 41 146 64 %
Педагоги вузов 40 428 47 188 50 703 55 028 63 831 87 695 117 %
Врачи и медики с высшим образованием 42 253 46 231 47 874 50 667 56 445 73 952 75 %
Средний медицинский персонал 24 102 26 310 27 001 28 174 30 246 36 688 52 %
Младший медицинский персонал 14 313 16 130 16 820 18 436 21 413 33 635 135 %
Социальные работники 14 759 18 291 19 766 21 601 25 654 32 605 121 %
Сотрудники организаций культуры 21 072 23 879 25 485 27 080 32 466 38 196 81 %
Научные сотрудники 41 623 48 212 51 780 53 836 63 430 96 296 131 %
Педагоги и медики, работающие с детьми-сиротами 24 177 28 586 29 729 30 034 33 869 38 201 58 %

Несмотря на существенный рост з/плат бюджетников на 40–135%, говорить о достойной оплате труда еще рано. Доход некоторых категорий не то что не достиг мирового уровня, но даже не сравнялся со средней зарплатой в России.

Для сравнения! Врачи в Америке – одна из самых высокооплачиваемых профессий.

Но динамика роста зарплат и привязка окладов работников бюджетной сферы не к определенным цифрам, а к средним доходам в регионе, обнадеживают. Возможно, через 5–6 лет и в России работа учителей, врачей и ученых будет оцениваться по достоинству, что будет выражаться не только уважением и повышением выслуги лет, а существенным ростом доходов.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

У кого увеличится заработная плата с 1 июня 2019 года

В соответствии с поручением Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, озвученном 27 февраля 2019 года на XVIII очередном съезде партии «Нұр Отан» с 1 июля 2019 года будет повышена заработная плата отдельных работников бюджетной сферы до 30%.

Это напрямую затронет более 1 миллиона гражданских служащих, занятых в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, спорта, сельского хозяйства и других.

Повышение заработной платы до 30% получат: рабочие с 1 по 8 разряды, работники вспомогательного (технического), административного и основного персонала, а также некоторые работники управленческого персонала, для сохранения соответствующих межразрядных интервалов между должностями.

Заработные платы данных работников будут повышены дифференцировано путем увеличения коэффициентов по стажу работы для исчисления должностного оклада.

Для финансирования повышения их заработной платы в республиканском бюджете на 2019 год будет предусмотрено 115,7 млрд тенге, на 2020-2021 годы 234,4 млрд тенге ежегодно.

Вместе с тем, по поручению Президента данное повышение заработной платы будет произведено не с 1 июля, а с 1 июня 2019 года, для этого дополнительно будет выделено 28,6 млрд тенге.

Будет ли индексация зарплаты бюджетникам в 2019 году?

Заработные платы играют очень важную роль в жизни россиян, однако из-за некоторых экономических сложностей, возникших несколько лет назад (в самом начале мирового экономического кризиса), уровня заработных плат отнюдь не всегда бывает достаточно для поддержания нормального проживания. Определенное влияние на них оказывает инфляция, по причине которой постоянно возрастают цены на всевозможные услуги, продукты, одежду, бытовую химию, технику и другие виды товаров, и единственным на сегодняшний день доступным методом повышения заработных плат является ежегодное индексирование, поэтому последние новости о индексации зарплаты в России стоит обсудить более подробно.

Необходимость индексирования зарплат

Ни для кого не является секретной информация о том, что многие проблемы в стране возникают по причине постоянного роста цен на все виды товаров и услуг. Представители власти понимают данную проблему и пытаются хоть немного увеличивать заработные выплаты граждан. Однако пока этих усилий недостаточно.

Финансовый рынок страны на сегодняшний день никак нельзя назвать стабильным, а поэтому курс доллара и сегодня не отличается стабильным, что приводит к постоянному росту стоимости большинства товаров и услуг. Большая часть прибыли каждого россиянина уходит на оплату коммунальных платежей, покупку продуктов питания и прочих вещей. Иногда нынешнего уровня зарплат просто не хватает для нормального проживания и приходится существенно экономить, и именно по этой причине и возникают разговоры о повышении заработной платы в России.

Средняя заработная плата россиян

Средней зарплатой принято называть определенный макроэкономический показатель, который разработали политические органы. Он используется для начисления пенсий, пособий и ряда других социальных выплат, и расчет данного показателя формируется за счет данных о фонде заработных плат и числа рабочих дней в каждом месяце. Данный показатель включает в себя следующие выплаты – премии, компенсации по тем или иным финансовым вопросам, доплаты, надбавки, а также разные виды социальной помощи населению от государства. Сегодня в среднем уровень заработной платы россиян составляет около 35 000 рублей, но, по факту, можно сказать о том, некоторые люди получают и того меньше, поэтому индексация заработной платы населению необходима.

Минимальная заработная плата в России недавно возросла, и в при ее дальнейшем повышении есть риск того, что в будущем в стране может вырасти безработица, потому что обычно работодатели при увеличении своих расходов (а ведь именно работодателям придется платить больше своим работникам) начинают сокращать штат собственных служащих, и в таких условиях увеличится неполная занятость. Более того, рост минимальной заработной платы может привести к увеличению уровня инфляции, ведь покупательная способность россиян несколько вырастет, что в свою очередь приведет к изменению спроса на ряд товаров и услуг, цены на которые начнут также понемногу увеличиваться.

Несложно догадаться еще и о том, что увеличение минимальной зарплаты и показателя инфляции сделает невозможным уменьшение процентных ставок по депозитам и кредитам.

Новости по теме:

Можно ли ожидать роста заработной платы?

На вопрос о том, будет ли индексация зарплаты бюджетникам в 2019 году, можно ответить положительно, потому что без проведения данного мероприятия обойтись попросту не получится. Она будет проведена исключительно на процент инфляции, потому что дополнительных денежных средств на проведении данного мероприятия в государственном бюджете попросту нет. Однако в будущем ситуация может измениться, ведь власти надеются на то, что экономика начнет выходить из «тени», что позволит наполнить государственный бюджет дополнительными средствами и их можно будет направить на уплату внешних долгов.

Следовательно, рост зарплаты в России имеет существенное влияние на жизнь большинства россиян. Они наконец-то начнут получать большую прибыль, возрастет покупательная способность. Однако возможным это все станет только лишь при условии правильной реализации запланированных изменений и реформ. Если все пойдет не так, как запланировано, а экономический прирост будет минимальным, то есть вероятность того, что индексацию вообще могут отменить.

Существует мнение о том, что пенсии в России проиндексируют выше инфляции, однако слишком сильно рассчитывать на это не приходится, потому что средств на реализацию подобной идеи в бюджете недостаточно, а значит вероятность ее развития крайне маловероятна.

Что планируют делать власти?

Как уже было сказано выше, индексация социальных выплат в России запланирована на коэффициент инфляции, и в первую очередь нужно рассказать о том, что индексация зарплаты госслужащим в 2019 году в России, военным и другим категориям бюджетников будет проводиться на одном уровне, о чем сделала заявление президент России Владимир Путин.

В целом,работников бюджетной сферы ждет достаточно большое количество серьезных изменений, но пока они не могут слишком сильно рассчитывать на то, что власти выделят средств на существенное изменение заработных плат представители данной сферы деятельности. Относительно недавно власти говорили о существенном росте инвестиционной активности, которая должна достигнуть своего пика как раз в 2019 году, что должно стать положительной новостью для экономики государства в целом. Однако нужно сказать, что сразу на повышение заработных плат инвестиции большинства компаний тратиться не будут, потому что вначале нужно будет расширить многие производства, что станет дальнейшим стимулом для развития бизнеса.

Кризисная ситуация нависает над россиянами уже достаточно давно. Нестабильность экономической системы наблюдается даже сейчас, а поэтому делать какие-либо прогнозы даже на ближайшее будущее крайне трудно, потому что в любой момент ситуация может измениться. Власти приняли решение понемногу увеличивать социальные выплаты и основным инструментом в данном действии должна стать именно индексация, хотя нужно и понимать, что за один раз увеличить доход россиян на слишком высокий уровень, вероятнее всего, просто не получится.

К сожалению, ресурсы у членов правительства весьма ограничены, однако власть всеми силами пытается несколько улучшить жизнь собственных граждан. Если вернуться на несколько лет назад, то можно заметить то, что многие россияне (представители бюджетных учреждений) жили практически за чертой бедности, ведь их доходы были мизерными. Ситуация начала улучшаться в после принятия майских указов, когда обеспечение большинства россиян было увеличено и правительство России будет продолжать намеченную политику и далее.

Что можно сказать в качестве вывода?

Мнения экспертов относительно ситуация в государстве можно считать неоднозначными, потому что кто-то считает изменения, происходящие в стране, вполне оправданными, а кто-то-напротив – предлагает отменить любые повышения социальных выплат для населения, мотивируя это тем, что только так можно поднять уровень жизни в государстве и степень обеспеченности граждан. Однако нельзя не заметить того, что сегодня наблюдается страшная нехватка средств в государственном бюджете.

Проблемой в будущем может стать то, что рост минимальных заработных плат позволит немного наполнить бюджет, но из-за увеличения показателя инфляции, рост не только не будет иметь какого-либо положительного эффекта для страны, а вообще может ей только навредить.

В целом, сложно дать ответ на вопрос о том, какая будет индексация заработной платы в 2019 году в России, но есть предположение о том, что индекс будет иметь размер 4,5%. Однако сложно сказать о том, как именно проведение данного мероприятия отразиться на жизни россиян. Ситуация полностью зависит от состояния экономики государства, которая в настоящее время очень нестабильная. Власть будет стараться придерживаться общепринятого плана, однако для этого требуются ресурсы, которые очень сложно найти

Сложно судить о целесообразности роста заработных плат за счет обязательного индексирования, но и сбрасывать со счетов информацию о том, что без проведения данного мероприятия обойтись просто не получится. В целом, ситуация полностью зависит от того, как именно будет вести себя государственная власть и как она будет реализовывать запланированные реформы и изменения.

Зарплата бюджетников в 2019 году: будет ли повышение

в Новости 64,019 Просмотров

Заработная плата работников бюджетной сферы – это вопрос, который не теряет актуальности на протяжении многих лет. Если не брать в расчет руководителей бюджетных учреждений, уровень жалования простых работников едва позволяет им свести концы с концами — а ради крупной покупки они вынуждены входить в режим жесткой экономии. Ситуация усугубляется еще и тем, что долгое время зарплаты бюджетников не индексировались, так что реальное отставание их заработка от текущего уровня цен превысило все мыслимые пределы.

Впрочем, власти не устают повторять: согласно «майским» указам президента, средняя заработная плата бюджетников скоро составит 150% от среднего жалования по стране! К сожалению, никто не знает, когда состоится такое фантастическое повышение. А ведь именно от профессионализма тех, кто представляет бюджетные сферы деятельности, во многом зависит социальная составляющая жизни россиян и будущее развитие государства. Это и медики, и педагогический состав школ и ВУЗов, и работники сферы культуры…

Именно бюджетные организации занимаются проблемами, связанными с метеорологией, биологией и лесным хозяйством, ветеринарными проверками и селекционными работами – и это только краткий перечень сфер, которые финансируются из государственного бюджета! Что ж, давайте выясним, как будет обстоять ситуация с зарплатами в данной сфере в 2019 году.

Текущая ситуация с зарплатами бюджетников

Чиновники заявляют, что уже в 2018 году средний заработок бюджетников будет приближен к 80% от средней зарплаты по Российской Федерации. Только за этот год жалование повысят на 13-15% (т.е. обещанное повышение будет в 3,5 раза больше прогнозируемого уровня инфляции). Напомним, что повышение жалования бюджетников анонсировали еще в 2012 году. Тогда Владимир Путин подписал одиннадцать указов, подробно очертив параметры экономического роста, которого правительство РФ планирует достигнуть за шесть лет.

Что касается заработных плат для бюджетников, в документах указывалась необходимость их повышения до среднего уровня зарплат по региону, а некоторым бюджетникам (например, врачам и преподавателям) планировали повысить оклады до уровня двух среднерегиональных зарплат. Увы, реализацию данной социальной программы пришлось отодвинуть: кризис привел к плачевной ситуации с бюджетом, который просто не мог вынести заявленную нагрузку.

Основной фактор роста зарплат – повышение МРОТ. Данная мера стала возможной вследствие расширения возможностей казны. По словам президента РФ, цены на нефть позволили стране подзаработать на продаже «черного золота», поэтому ответственное правительство просто обязано повысить зарплаты самым необеспеченным россиянам. Результатом этого заявления стал проект закона, в котором прописано изменение показателя МРОТ в сроки, опережающие принятый ранее ориентир – минималку повысят не с 01.01.2019, а с 01.05.2018.

В итоге с 1 мая 2018 года размер МРОТ в России достиг 11163 р., поднявшись сразу на 43% за год. Впрочем, тут нужно осветить несколько важных аспектов – во-первых, индексационная мера коснется только тех работников, жалование которых имеет привязку к МРОТ. А во-вторых, повысят заработные платы только тем, у кого сейчас они до этого уровня не дотягивают. Впрочем, цифры, описывающие количество таких «счастливчиков», и так весьма существенные.

Жалование повысилось сразу у 3 миллионов работников, из которых около 50% занято в бюджетных организациях. В Минтруда отметили, что увеличенное жалование теперь получают сотрудники сферы образования (примерно 18% из них ранее получали заработные платы ниже уровня прожиточного минимума), медицинские работники (младший персонал), сотрудники федеральных учреждений культуры и науки, а также те, кто обслуживает деятельность бюджетных организаций (например, инженерный и технический персонал, сантехники, программисты, электрики, слесари, уборщицы).

Еще один важный момент – МРОТ влияет на зарплаты работников, которые оформлены на полную ставку. Если россиянин имеет частичную занятость, то его оклад будет меньше уровня МРОТ. Кроме того, зафиксированный МРОТ является общефедеральным, однако в некоторых регионах прожиточный минимум является более высоким — равно как и зарплаты, которые от него зависят.

Теперь все субъекты РФ должны ориентироваться на 11163 рублей в качестве минимальной зарплаты. Но если региональный (муниципальный) минимальный уровень проживания является более высоким, то работодателям придется установить минимальную заработную плату на данном уровне. Если изучить суммы минимальной оплаты труда по регионам, получим такие цифры:

  • в столице минималка должна быть равна 18742 рублям;
  • в Питере не имеют права платить жалование менее 17000 рублей;
  • в Московской области необходимо выплачивать 13750 в нацвалюте;
  • в Тульской области — 13000 рублей;
  • в Ненецком автономном округе — 14260 рублей;
  • в Ямало-Ненецкой автономии – 16299 рублей;
  • на территории Камчатского края — 16910 рублей;
  • в Магаданской области – 19500 рублей;
  • в упреждениях, предприятиях и организациях Республики Саха — 17388 рублей;
  • на территории Сахалинской области — 15150 рублей.

Остальные регионы имеют уровень прожиточного минимума, совпадающий с общефедеральным. Значит, и уровень минимальной зарплаты будет равен данному показателю. Финансирование правительственной инициативы по повышению заработных плат бюджетникам в 2018 году обойдется правительству в сумму около 14,5 миллиардов рублей. Власти уже озвучили, каким образом будет распределено финансирование, выделенное из государственной казны:

  • на образовательную сферу будет потрачено 7,2 миллиардов рублей;
  • на повышение заработных плат научных работников выделят 3,4 миллиардов в нацвалюте;
  • столько же (3,4 миллиарда рублей) будет направлено на зарплаты врачей;
  • для работников сферы культуры выделили всего 0,5 миллиарда.

Оставшаяся сумма будет распределена после того, как чиновники составят перечень мероприятий по повышению жалования. Если же говорить о текущем уровне оплаты труда бюджетников, стоит отметить такие моменты:

  • в сфере дошкольного воспитания среднемесячный уровень жалования вырос примерно на 9% (при росте зарплат воспитателей частных садов на 15% за год). Средний уровень жалования воспитателя-бюджетника в стране равен 19842 рублям, при этом воспитательское жалование не дотягивает до учительского примерно на 25%. Сотрудников в детсадах при таком финансировании определенно не хватает – во вторую смену часто работает только один человек (отсутствует помощник воспитателя, средняя зарплата которого составляет около 9 тысяч рублей). В такой ситуации резко повысилась наполняемость групп – нехватка работников привела к тому, что на одного воспитателя в среднем приходится 25 детей, а в некоторых областях страны – до 40 малышей на одного дошкольного педагога. Нужно отметить, что после вступления в силу указов о повышении окладов воспитателям часто недоплачивают стимулирующую часть жалования — например, есть жалобы, что премии выплачивают только если все дети посещают группу;
  • Министерство образования отчиталось, что средняя по стране заработная плата педагогов равна 38 тысячам рублей. Тем не менее, опросы показывают, что реальное жалование в 4 территориальных субъектах РФ сократилось, а в еще 46 – стало всего на 1 тысячу рублей больше. Власти отчитались про рост окладов, просто уменьшив стимулирующие выплаты! Конечно, тут нужно помнить, что жалование в ВУЗах и техникумах существенно отличается. В топовых университетах страны оно в среднем равняется 88,6 тыс. рублей, а в региональном техникуме – всего 10,3 тыс. рублей в месяц. При этом речь часто идет о нагрузке, превышающей ставку;
  • Министерство культуры сообщило, что за последние шесть лет жалование тех, кто трудится в федеральных учреждениях культурной сферы, возросло в 3 раза. Уже в 2018 году средняя заработная плата работников культуры составила 59,56 тысяч рублей ежемесячно. В учреждениях регионального подчинения среднемесячный доход работников достиг 37,82 тысяч рублей, а муниципального подчинения — 25,33 тысяч. Максимальная заработная плата положена тем, кто работает в столичных учреждениях, подчиненных Минкультуры – тут среднемесячная заработная плата достигает отметки в 78,69 тысяч рублей;
  • ситуация с жалованием врачей по регионам показывает, что в реальном выражении заработные платы даже упали. Напомним, что по «майским» указам жалование врачей должны были довести до 200% от средних зарплат по Российской Федерации. Некоторые территориальные власти отчитываются, что они почти достигли заявленной отметки, доведя доход врача до 180% от среднерегиональной оплаты труда. Впрочем, опросы показали, что в реальности эти цифры достигаются путем сокращения штатов, объединения отделений и увеличения нагрузки на одного врача. Некоторые независимые эксперты говорят, что за время исполнения президентских указов было сокращено более 90000 медицинских работников. Рост зарплат зафиксирован в 25 территориальных единицах, причем повышение колеблется в районе 1 тысячи рублей. Врачи, работающие в медучреждениях Воронежской области и Алтайского края, пожаловались, что их жалование выросло всего на 32 и 53 рубля соответственно. Если привести данные по средней зарплате в регионах, то максимум (117 тысяч рублей) получают врачи на Чукотке, а минимальный средний показатель зафиксирован в Калмыкии – 27,3 тысяч рублей в месяц. Еще один пример – жалование по специализации врача. Например, в столице терапевт получает около 60 тысяч рублей, а камчатские терапевты – по 40,2 тысяч. При этом средний показатель Росстата включает не только зарплаты «бюджетных» врачей, но и тех, кто работает в частных клиниках, так что эту цифру можно считать весьма условной. В отношении заработной платы среднего медицинского персонала официальная статистика указывает сумму в 29,2 тысяч рублей, хотя опросы гласят: столичный медработник в бюджетном учреждении получает около 16 тысяч, а в сельской местности – до 9 тысяч рублей.

Будет ли повышение зарплат бюджетникам в 2019 году?

По словам чиновников, доходы россиян, представляющих бюджетные сферы, в скором времени будет максимально приближен в уровню средних зарплат по стране. Было озвучено, что до 2019 года правительство собирается внедрить ряд инноваций, в числе которых отметим следующие моменты:

  • ожидается замена старой тарифной сетки, которая состояла из 27 разрядов (8 из них было представлено рабочими профессиями, а 19 – специалистами). Новая сетка тарификации будет включать всего 17 разрядов профессионально-квалификационных групп;
  • размеры окладов в минимальных тарифах приравняются к показателю прожиточного минимума;
  • будут отменены многочисленные выплаты, которые устанавливались централизованно. Вместо этого расширятся права руководства государственных органов и бюджетных организаций в аспекте тарификации различных должностей, при которой должны быть учтены особенности отрасли.

Также коснемся перспектив повышения заработных плат в разных бюджетных сферах. Итак:

  • представители Министерства образования обратились в Минтруда с письмом, в котором предлагают рассмотреть повышение зарплат учительского состава школ до 150% от среднерегиональной зарплаты. Судя по данным, взятым в Росстате, учителя уже сегодня получают зарплаты на уровне, обещанном «майскими» указами. Далее нужно принимать меры, которые поспособствуют повышению социального статуса педагогических работников. Специалисты Минобразования предложили два варианта мер по повышению зарплат учителей. Согласно первому варианту, зарплаты ежегодно нужно повышать на 10%, чтобы к 2024 году выйти на отметку в 160% от среднерегиональной оплаты труда (скачок с 37800 рублей до 76500 рублей). Правительству для этого понадобится финансирование в размере 1,332 триллионов рублей (сейчас эта сумма составляет всего 567,7 миллиардов). Согласно второму варианту, можно сразу провести повышение до 59000 рублей в 2019 году, выделив на эту цель 255,2 миллиарда рублей дополнительно. Сегодня же, согласно опросам, более ½ учительского состава РФ выражают недовольство своими зарплатами;
  • чтобы обеспечить врачам повышение заработных плат на большую сумму, чем это предусмотрено индексацией, с инициативами выступают некоторые медицинские профсоюзы. Например, в Московской области было подписано соглашение, согласно которому уже с 2018 года минимальная зарплата врача не должна быть ниже 14200 рублей. Впрочем, соглашение не коснулось медработников, жалование которых финансируется строго из бюджета. В итоге врачи, скорее всего, будут получать больше денег только на бумаге, устраиваясь на 1,5-2 ставки. Исключением может стать разве что Москва. Градоначальник уже заявил о своем намерении довести зарплату медиков до 120 тысяч рублей в среднем, параллельно с этим проведя мониторинг реальной нагрузки на сотрудников медучреждений. Отдельно скажем о проблемах в ФОМС, который и является основным источником формирования врачебных заработных плат. В 2019 году Фонд столкнется с дефицитом из-за снижения поступлений и резкого повышения зарплат в 2018 году. Для получения недостающей суммы на дальнейшее выполнение указов президента Фонду нужно 95,5 миллиардов рублей 2019 году и 170,4 миллиардов — в 2020-м. Если в бюджете эти деньги не найдутся, то максимум, на что можно рассчитывать — рост окладов в пределах инфляционных темпов (3,6-3,8%).

Также напомним, что с 2019 года процесс индексации будет проходить не на опережение, а наоборот. Теперь сроки повышения окладов вследствие инфляции сдвинуты на 1 октября в 2019 и 2020 годах. Правительство пообещало помочь регионам, которые не справятся сами с дополнительными расходами. На такие дотационные отчисления планируют выделить в 2019-2020 годах 100 миллиардов в нацвалюте. Реализация «майских» указов (в том числе в аспекте повышения заработных плат бюджетникам) в целом стоила стране:

  • 769,6 миллиардов рублей в 2018 году;
  • 735,4 миллиарда — в 2019 году;
  • 714 миллиардов – в 2020 году.

Эксперты говорят, что даже рост заработной платы бюджетников на 4% для большей части из них означает, что они будут получать на 1,5 тысячи рублей больше. Конечно, эти деньги лишними не будут, но сокращение бедности такая сумма также не обеспечит.

Индексация заработной платы в 2019 году

Одним из наиболее актуальных вопросов для многих работодателей, бухгалтеров и простых работников является индексация заработной платы в 2019 году. При этом следует помнить о том, что индексацию заработной платы в государственных и бюджетных учреждениях, а также индексацию зарплаты в некоммерческих и коммерческих организациях проводят различными методами и способами. Все это следует учитывать работодателям, ведь за непроведение индексации заработной платы в 2019 году законодательством предусмотрена ответственность, и отказываться от её проведения предпринимателям нельзя.

Индексация заработной платы в 2019 году – законы и правовые нормативы

В сфере трудовых взаимоотношений российское законодательство обеспечивает практическую защиту и реализацию прав работников различными способами. В том числе, к основным правам каждого работника относится и право на индексацию заработной платы в соответствии с повышением уровня реальных цен и инфляцией для обеспечения преодоления негативных последствий означенных воздействий. Правовое регулирование данных вопросов в общем контексте возлагается в первую очередь на положения Трудового кодекса РФ и раскрывается в следующих статьях данного нормативного документа:

  • Ст.22. В данной статье устанавливаются основные обязанности работодателя. В их числе нет прямого указания на необходимость повышения реальной заработной платы сотрудника, однако устанавливается прямая ответственность работодателя и обязанность соблюдать положения трудового законодательства.
  • Ст.46. Положения данной статьи регламентируют структуру коллективного соглашения между сотрудниками и работодателями, в частности – предполагают обязательное указание в действующем коллективном договоре информации о мерах и способах обеспечения реального повышения зарплат работников.
  • Ст.130. Нормативы, изложенные в ней, затрагиваются вопросы обеспечения трудящимся определенных социальных гарантий в связи с ведущейся трудовой деятельностью, а также устанавливаются непосредственные виды гарантий в вопросах оплаты труда, к которым относится и повышение зарплаты.
  • Ст.134. Именно эта статья однозначно регулирует обязанность работодателей обеспечивать индексацию зарплаты в 2019 году и других временных отрезках, также возлагая возможность правового регулирования труда бюджетников и госслужащих на отдельные законодательные акты.

Следует помнить, что индексация заработных плат может проводиться различными способами и на основании различных показателей. Однако в любом случае работодатели должны реализовывать теми или иными методами повышение зарплат.

Индексация заработной платы в 2019 году для государственных учреждений и бюджетных организаций

Работники бюджетной сферы и госслужащие в вопросах заработной платы часто полагаются на положения отдельных ведомственных документов. При этом в связи с последствиями экономического кризиса, согласно положениям ФЗ №68 от 06.04.2015, в течение последних лет индексация заработной платы госслужащих не проводилась. Однако с 1 января 2019 года действие моратория на повышение зарплаты бюджетников закончилось. Поэтому индексация заработной платы госслужащих в 2019 году была проведена с 1 января 2019 года. При этом размер повышения зарплат бюджетников и госслужащих был привязан к индексу инфляции и составляет 4%.

Под индексацию зарплаты в 2019 году всего подпадают более 2 миллионов бюджетников и госслужащих, поэтому отмена моратория стала для многих весьма хорошей новостью. Особенно для тех категорий, которые не попали под прошлую, выборочную индексацию зарплат, которая коснулась лишь отдельных категорий государственных служащих и бюджетных работников. Индексация 2019 года, в отличие от неё, затронула всех без исключения работников.

Индексация заработной платы в 2019 году для коммерческих и некоммерческих организаций

Наибольшие вопросы у работодателей и у простых сотрудников вызывает индексация заработной платы в 2019 году для субъектов хозяйствования внебюджетной сферы. В первую очередь это обеспечивается достаточно пространными требованиями статьи 134 ТК РФ, которая предполагает, что порядок индексации и повышения зарплат работников во внебюджетных организациях устанавливается трудовыми договорами, коллективным договором, либо же локальными нормативными актами предприятия. На основании этого некоторые работодатели, кадровые специалисты и бухгалтера считают, что индексация является правом, а не обязанностью работодателя, однако это не так.

Разъяснениями в данном вопросе могут служить следующие документы:

  • Определение Конституционного суда №2618-О от 19.11.2015.
  • Письмо Роструда №1073-6-1 от 19.04.2010.
  • Письмо Роструда №14-3/В-1135 от 26.12.2017.

Все они, а также ряд иных разъяснительных и информативных актов свидетельствуют о том, что работники имеют неотъемлемое у них право на повышение реального уровня заработной платы.

Однако следует также отметить, что работодатель обладает и определенными свободами в вопросах проведения индексации зарплат. В частности, он самостоятельно устанавливает период для проведения индексации, методику, по которой будет вычисляться её объем и способ начисления. За отсутствие индексирования работодателям грозит ответственность, а в случае выявления факта оставления заработных плат на одном и том же уровне сотрудники вправе подавать жалобы в трудовую инспекцию.

Как рассчитать индексацию зарплаты внебюджетной организации в 2019 году

Как было упомянуто ранее, работодатель сам вправе определять порядок индексации зарплат сотрудников. При этом он может указывать сведения об индексации как в локальных нормативных актах, так и в коллективном соглашении или договоре, либо непосредственно в тексте трудовых договоров с работниками. Кроме этого, он вправе устанавливать различные периоды для проведения индексации, которыми могут быть:

  • Один год. Данный срок является максимальным, в течение которого может не проводиться индексация зарплаты в коммерческих организациях. То есть – данная процедура должна проводиться как минимум раз в году. Учитывая процессуальный характер оформления индексации, наиболее логичным действием со стороны работодателя будет инициация данной процедуры в последнем месяце года.
  • Полгода. Работодатель вправе индексировать зарплаты каждые полгода. Это позволяет диверсифицировать динамику расходов предприятия и повысить мотивацию работников, а также обеспечить стабильный рост благосостояния сотрудников.
  • Квартал. Индексация зарплаты в коммерческих организациях в 2019 году каждый квартал также является распространенной практикой среди российских работодателей.
  • Месяц. Это – минимальный срок, по отношению к которому может проводиться индексация зарплат работников, так как именно месячные показатели роста потребительских цен публикуются официальными учреждениями. Кроме этого, частая индексация зарплат потребует чрезмерных кадровых затрат и повысит процессуальную нагрузку как на само предприятие, так и на его работников.

Механизмы, в соответствии с которыми проводится индексация, также могут отличаться. В частности, работодатели вправе устанавливать индексацию зарплаты сотрудников, основываясь на следующих показателях:

  • МРОТ. Привязка индексации к изменению размеров МРОТ или прожиточного минимума, которые с 1 января 2019 года становятся идентичными, допускается для российских работодателей. В таком случае индексация проводится соответственно пропорциональному изменению МРОТ каждый раз при изменении данного показателя или в определенный в ином порядке период, но не реже одного раза в год, и при условии, что общий размер индексации не будет ниже, чем индекс роста потребительских цен.
  • Уровень инфляции. Работодатель вправе ориентироваться при индексации зарплаты сотрудников на прогнозируемые на следующий отчетный период показатели инфляции. Однако ключевым требованием в данном вопросе является тот факт, что вне зависимости от инфляции, размер индексации не может быть ниже, чем индекс роста потребительских цен.
  • Индекс роста потребительских цен. В 2017 году данный показатель составил 4%, соответственно, в 2019 году зарплата должна быть проиндексирована как минимум на данный процент. При этом следует помнить, что данный показатель является ключевым при определении соблюдения или несоблюдения работодателем требований законодательства.

Так как индексации подлежит заработная плата сотрудников, включающая большое количество различных доходов, работодатель вправе выбирать, какие именно составляющие части зарплаты будут индексироваться. Главным требованием в данном случае является лишь соответствие общего повышения заработка работников индексу потребительских цен. Кроме этого, работодатель вправе индексировать зарплаты и по иным показателям, а также с иными процентами и суммами повышений при условии, что они не будут ниже установленных требований законодателя.

Порядок проведения индексации зарплаты на предприятии в 2019 году

Проведение индексации зарплаты работников в 2019 году требует от работодателя соблюдения достаточно строгого порядка действий. При этом необходимо учитывать обязательность ряда процессуальных процедур и наличия определенных внутренних документов. Так, порядок действий для проведения индексации зарплаты на предприятии в 2019 году может выглядеть следующим образом:

  1. Работодатель устанавливает нормативные акты, соответственно которым может проводиться индексирование заработной платы в 2019 году или на постоянной основе. Чаще всего таковым нормативным актом является положение об индексации заработной платы.
  2. Так как заработная плата относится к обязательной информации, фиксируемой в трудовом договоре, с каждым сотрудником необходимо заключить дополнительное соглашение, изменяющее содержание трудового договора.
  3. По факту повышения заработной платы работодателем издается соответствующий приказ. В тексте приказа может указываться как общий перечень сотрудников, которым повышается зарплата, так и допускается возможность составления приказа по каждому из работников отдельно.
  4. В штатное расписание, действующее на предприятии, вносятся соответствующие изменения, связанные с изменением размеров зарплат работников.
  5. В случае, если на предприятии ранее действовали другие нормативные акты, регламентирующие индексацию или просто размер заработной платы трудящихся, в них также должны быть внесены соответствующие изменения.

Ответственность за неиндексирование заработной платы в 2019 году

Если работодатель не произведет своевременно индексацию заработной платы, он может быть привлечен за данные действия к административной ответственности. Рассматривается данная ответственность положениями статьи 5.27 КоАП РФ. Так, данная статья предполагает наложение штрафа в размере от 1 до 5 тыс. рублей для руководителей предприятия или индивидуальных предпринимателей либо иных, ответственных за установление порядка начисления зарплаты лиц, и от 30 до 50 тыс. рублей для непосредственно субъектов хозяйствования, обладающих статусом юридического лица.

Следует отметить, что в ситуациях, когда заработная плата не была проиндексирована, а сотрудник обратился в суд, может быть принято также решение о взыскании в пользу работника недополученного им дохода и дополнительных компенсаций. Однако судебная практика по данному вопросу является неоднозначной и имеет примеры освобождения работодателя от таковых выплат.

Кроме этого, в судебной практике по вопросам непроведения индексации заработной платы также имеет место и привлечение работодателей к ответственности за уклонение от уплаты налогов, так как непроведенная индексация снижает размеры зарплаты сотрудников в сравнении с требуемой и, соответственно, уменьшает объемы обязательных налоговых отчислений.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит