Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году, квотирование рабочих мест инвалидов несовершеннолетних осужденных

Содержание
  1. Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году
  2. Общее понятие квотирования
  3. Законодательная база
  4. Полномочия регионов
  5. Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов
  6. Ответственность за неисполнение законодательных требований
  7. Последние изменения
  8. Квотированные рабочие места. Закон о предоставлении рабочих мест инвалидам
  9. Нормативная база
  10. Квотируемое рабочее место - что это такое?
  11. Локальные документы
  12. Состав информации для уполномоченных служб
  13. Усиление ответственности
  14. Особенности утверждения актов
  15. Классификация документов
  16. Утверждение норм с учетом нововведений
  17. Важный момент
  18. Изменения в процедуре
  19. Приказ о квотируемых рабочих местах
  20. План мероприятий
  21. Сроки сдачи информации
  22. Выводы по законодательству
  23. "Пошлины"
  24. Общий порядок
  25. Зачисление в штат родственников
  26. Уловки крупных компаний
  27. Спорные моменты
  28. Учет выплаты за неисполнение требований при налогообложении
  29. Проводки
  30. Заключение
  31. Квотирование рабочих мест
  32. Квотирование рабочих мест – что это такое
  33. Законы и нормативная база квотирования рабочих мест
  34. Квотирование рабочих мест для инвалидов
  35. Как обеспечивается квотирование рабочих мест – порядок действий
  36. Квотирование рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних граждан
  37. Квотируемое рабочее место — что это такое?
  38. В чем суть квотирования?
  39. Что значит квотируемое рабочее место
  40. Для какой категории граждан
  41. Квоты для инвалидов
  42. Извещение службы занятости
  43. Ответственность

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Скачать для просмотра и печати:

Общее понятие квотирования

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.

Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Законодательная база

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.

Скачать для просмотра и печати:

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.

Скачать для просмотра и печати:

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Должность Количество (чел.)
Директор 1
Главный бухгалтер 1
Бухгалтер 3
Менеджер 3
Рабочий 30
Всего 38

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Расчет квоты

Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.

Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.

Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости

Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.

Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер. Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости

В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.

Скачать для просмотра и печати:

Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации — от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

Скачать для просмотра и печати:

Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Квотированные рабочие места. Закон о предоставлении рабочих мест инвалидам

Государством предусмотрены дополнительные гарантии для категории лиц с ограниченными возможностями. В частности, созданы специальные рабочие места для инвалидов. В связи с этим наниматели получили новые обязанности. Была усилена ответственность руководителей за несоблюдение установленных правил. Рассмотрим далее, как предоставляется квотируемое рабочее место, что это такое.

Нормативная база

Новая программа трудоустройства инвалидов была запущена с принятием ФЗ №11. Этот нормативный акт внес ряд изменений в другие правовые документы, действовавшие в этой сфере. В частности, корректировкам подверглись:

  • ФЗ №181, регламентирующий соцзащиту лиц с ограниченными возможностями;
  • КоАП;
  • ФЗ №1032-1, регламентирующий занятость населения в РФ.

Общая направленность внесенных изменений — содействие в трудоустройстве инвалидов. Кроме этого, была поставлена цель усилить ответственность нанимателей за нарушения предписаний.

Квотируемое рабочее место — что это такое?

Разъяснение термина можно найти в официальных отраслевых нормативных актах. Квотируемые рабочие места для инвалидов представляют собой минимальное число должностей для лиц, которые особо нуждаются в соцзащите и испытывают сложности с профессиональной занятостью. Его устанавливают в процентах от среднесписочного количества сотрудников предприятий, учреждений либо организаций. Таким образом, руководитель должен зачислить в штат определенное число граждан с ограниченными возможностями. Устанавливая такой порядок, государство решает проблемы трудоустройства инвалидов.

Локальные документы

В прежнее время руководители предприятий и учреждений должны были выделять или создавать квотируемые рабочие места для инвалидов. С принятием закона у нанимателей появилась новая обязанность. В настоящее время они должны утверждать особые локальные нормативные документы. В таких актах должны присутствовать сведения о квотируемых рабочих местах.

Состав информации для уполномоченных служб

Ранее руководителям необходимо было каждый месяц направлять в органы занятости данные о наличии на предприятии свободных должностей и о том, как исполняется квота для трудоустройства инвалидов. В настоящий момент данная обязанность существенно расширена. Сейчас руководители предоставляют сведения:

  1. О наличии свободных должностей;
  2. Выделенных/созданных местах для принятия на работу инвалидов, согласно установленной квоты;
  3. Информацию о локальных актах, в которых присутствуют данные о таких должностях;
  4. Данные о выполнении установленной квоты.

Усиление ответственности

Существенные изменения были внесены в ст. 5.42 КоАП. В этой статье предусмотрена ответственность за нарушение прав лиц с ограниченными возможностями в области занятости. Ранее к руководителю могли применять санкции исключительно за отказ в приеме на работу инвалидов в пределах квоты. Наряду с этой ответственностью, появилась и другая. Сейчас наказание предусмотрено и за неисполнение обязанности по выделению либо созданию должностей для инвалидов согласно установленной квоте. Кроме этого, значительно увеличен размер штрафа, причем не только для нанимателей, но и для службы занятости.

Особенности утверждения актов

В соответствии со ст. 8 ТК, работодатели, кроме физлиц, которые не являются ИП, утверждают внутренние документы, в которых присутствуют положения трудового права. Следует напомнить ключевые правила их принятия:

  1. Утверждение локального акта осуществляется в рамках компетенции руководителя в соответствии с ТК и прочими отраслевыми юридическими документами, коллективными соглашениями;
  2. В предусмотренных в кодексе, федеральных и иных законах случаях, договорах, при принятии учитывается мнение выборного органа работников (при его наличии);
  3. Нормы внутренних документов, ухудшающие положение сотрудников в сравнении с определенными в ТК и прочих отраслевых актах, а также утвержденные без установленного порядка учета мнения профсоюза, применению не подлежат.

Необходимо сказать, что в законодательстве не предусматривается четкого перечня актов, которые должны быть на каждом предприятии в обязательном порядке. Отсутствуют и типовые формы внутренних документов. Их содержание и состав определяется каждым руководителем индивидуально.

Классификация документов

Традиционно выделяется три группы актов:

  1. Прямо предусмотренные в законодательстве. В таких случаях устанавливаются требования к срокам, сфере, пределам действия, содержанию, правилам разработки и другие;
  2. Предусмотренные в иных правовых актах, определяющих вопросы процедуры их утверждения и сущности;
  3. Не названные в документах, однако, активно применяющиеся в практике.

Утверждение норм с учетом нововведений

Не все руководители четко понимают, как именно следует применять установленные изменения, необходимо ли разрабатывать новые локальные документы или допускается корректировка уже принятых актов. В традиционный список, как правило, входят правила трудового распорядка на предприятии и штатное расписание. При этом первые могут содержать особенности регулирования деятельности в определенной компании, подробные разделы по зарплате, аттестации, режиму, правилам ОТ и другие. Некоторые руководители предпочитают принимать по каждому такому вопросу отдельный документ. Внесенные изменения в закон о соцзащите лиц с ограниченными возможностями обязывают нанимателей утверждать акты, в которых присутствуют данные о соответствующих свободных должностях. Вместе с этим, ФЗ не содержит каких-либо правил или порядка по их принятию. В связи с этим такие вопросы могут решаться руководителями самостоятельно. Так, к примеру, наниматель может внести новые положения в действующие правила внутреннего распорядка на предприятии. Он может также разработать отдельные документы, например, Положение о квотируемых рабочих местах.

Важный момент

В соответствии с Указом президента от 07.05.2012 государство должно было обеспечить формирование до 14.2 тыс. квотируемых мест ежегодно с 2013 по 2015. Расходы, которые несет руководитель, могут компенсироваться службой занятости в ходе финансирования целевых проектов по уменьшению напряженности на рынке. В 2011 году выплата нанимателям из федерального фонда на оснащение необходимым оборудованием рабочего места для конкретного гражданина составляла 50 тыс. руб.

Изменения в процедуре

Квотированные рабочие места создаются в рамках локального нормотворчества. Во внутренних документах руководитель предприятия должен предусмотреть ключевые этапы процедуры. Первой стадией выступает заключение договора. Соглашение подписывается между органами местной власти и предприятиями. В договоре, кроме общих данных, должна присутствовать следующая информация:

  1. Название должности.
  2. Категория лиц, для которых созданы квотированные рабочие места.
  3. Рекомендации медико-социальной экспертизы и санитарно-гигиенические требования по режимам и условиям осуществления деятельности.
  4. Источники финансирования.
  5. Ответственность стороны, не исполнившей договорные условия.

Приказ о квотируемых рабочих местах

Этот документ должен отражать следующие данные:

  • Число резервируемых мест.
  • Перечисление профессий, должностей, специальностей согласно штатному расписанию.

Необходимо учесть, что по ст. 20 Закона о соцзащите лиц с ограниченными возможностями, наниматели должны осуществлять резервирование в особом порядке. В частности, квотированные рабочие места должны создаваться в соответствии с профессиями, которые максимально подходят для привлечения к ним социально незащищенных граждан. В качестве основания будет выступать Перечень, утвержденный Постановлением №150 от 08.09.1993. В связи с тем, что квота устанавливается каждый год, приказ необходимо утверждать каждый раз после заключения очередного договора.

План мероприятий

Специальными называют рабочие места, которые требуют дополнительных мер по организации труда. К ним, в числе прочего, относят адаптацию вспомогательного и основного оборудования, организационного и технического оснащения, обеспечение необходимыми приспособлениями. При этом учитываются индивидуальные возможности лиц. Таким образом, следует разработать и утвердить план таких мероприятий. Трудоустройство инвалидов 1 группы может потребовать установки пандусов, расширения проемов. Зачастую возникает необходимость переоборудовать туалеты, предусмотреть дополнительные въезды на парковку. В остальном все процедуры проводятся как обычное трудоустройство. Для инвалидов 3 группы (первой или второй), как и для остальных граждан, в любом случае должны быть созданы безопасные условия. В плане нужно подробно расписать все мероприятия, указать срок их исполнения и ответственных лиц. В документе должна присутствовать информация и об источнике финансирования.

Сроки сдачи информации

Предоставление сведений осуществляется по форме, разработанной территориальной службой занятости. Она же устанавливает сроки, в которые это необходимо сделать. К примеру, в Санкт-Петербурге информацию нужно предоставить не позже 15-го числа того месяца, который идет после отчетного. Форма, по которой сдаются сведения, утверждена Комитетом по занятости и труду. В Ростове-на-Дону информация предоставляется до 5-го числа месяца, идущего за отчетным. Руководители предприятий в Москве направляют данные каждый квартал, а не ежемесячно.

Выводы по законодательству

Изучив нормативную базу, можно сказать следующее:

  1. Руководитель предприятия, штат сотрудников в котором превышает 30 человек, должен предоставить квотированные рабочие места в количестве 4% от среднесписочной численности. Округление следует производить в сторону уменьшения до целого числа.
  2. При штате более 100 сотрудников, квотированные рабочие места могут создаваться и для несовершеннолетних. Однако здесь есть ограничение. Несовершеннолетние сотрудники не должны занимать больше 1% от общего числа квотированных мест.

«Пошлины»

Те руководители, которые не выполняют квоту, до 15-го числа каждого месяца вносит плату в городской бюджет за каждого нетрудоустроенного инвалида. Ее величина в Москве составляет прожиточному минимуму. Можно избежать уплаты такой «пошлины». В общем-то, в законодательстве не установлена ответственность за отказ от осуществления бюджетного отчисления. По ст. 5.42 КоАП штраф может грозить тем, кто отказал гражданину с ограниченными возможностями в трудоустройстве. Тем не менее задолженность по выплатам может быть взыскана в принудительном порядке. Кроме прочего, руководителю, не предоставляющему в установленные сроки необходимые сведения, грозит ответственность по ст. 19.7 КоАП.

Общий порядок

В течение месяца после госрегистрации в налоговой службе предприятие встает на учет в Центре квотирования. Это не требуется тем, кто внесен в реестр Фонда занятости. Следует отметить, что отсутствие факта регистрации в одном из указанных органов не освобождает руководителя от обязанности исполнять требования закона. То есть, он должен осуществить трудоустройство инвалидов 2 группы, равно как и первой или третьей.

Зачисление в штат родственников

Некоторые небольшие компании трудоустраивают своих близких, являющихся инвалидами. При этом таким родственникам, в общем-то, можно и не посещать предприятие. Им устанавливается определенная оплата, обычно МРОТ. Так соблюдаются предписания законодательства, а руководство, в свою очередь, избегает необходимости выплачивать «пошлину» за неисполненные квоты. Как правило, это практикуется в тех регионах, где выплата за непринятого в штат гражданина с ограниченными возможностями не более 1 МРОТ.

Уловки крупных компаний

Чтобы избежать необходимости выплачивать за нетрудоустроенных инвалидов, предприятия договариваются со специализированными организациями, обществами и оформляют нужное количество людей. Им также начисляется минимальная зарплата. Соответственно, посещать предприятие им тоже нет необходимости.

Спорные моменты

Согласно подп. 1 п. 2 статьи 24 Закона о соцзащите инвалидов, в обязанности нанимателя включено создание либо выделение соответствующих квоте рабочих мест. Однако осуществлять самостоятельный поиск нуждающихся граждан предприятие не должно. В связи с этим вполне вероятна такая ситуация, что руководитель готов принять на работу инвалидов, но заявок на трудоустройство ни от них самих, ни от исполнительных органов, ни от общественных организаций в течение установленного срока не поступило. В данном случае наниматель не виноват в том, что его предприятие не исполнило предписания законодательства. Тем не менее квота не будет выполнена. Соответственно, появляются основания для возникновения обязательной выплаты в бюджет. Из этого следует, что назначение «пошлины» не будет зависеть от причин, по которым граждане с ограниченными возможностями не трудоустроены на квотированные места. Вместе с этим наниматель не может отказать обратившемуся к нему лицу под предлогом, что вместо зачисления его в штат будет выплачена установленная сумма в бюджет. В этом случае руководитель будет привлечен к ответственности по ст. 5.42 КоАП.

Учет выплаты за неисполнение требований при налогообложении

НК не регламентирует данный вопрос и не содержит каких-либо указаний на этот счет. Однако есть разъяснения Управления Министерства по сборам и налогам в Москве в ответ на запрос от одного из предпринимателей. По мнению органа, выплата за каждого нетрудоустроенного гражданина-инвалида выступает в качестве санкции, которая накладывается на компанию за неисполнение ею условий квотирования рабочих мест для лиц, особенно нуждающихся в соцзащите. В связи с этим данные расходы не учитываются при исчислении налоговой базы по п. 2 ст. 270 НК.

Проводки

В ООО было трудоустроено 4 инвалида 2 группы. Свою профессиональную деятельность они исполняют дома. В этой связи, предприятию нет необходимости переоборудовать рабочие места для них. Зарплата каждого из них — 600 р. Налоговый вычет составит по ст. 218 НК 500 р. По ст. 239 ЕСН не выплачивается. Отчисление в ПФР осуществляется по ставке 14%, величина тарифа страхового взноса — 0.2%. В учете бухгалтер делает следующие записи:

Дб 20 Кд 70 2400 р. — начислена зарплата сотрудникам;

Дб 20 Кд 69 субсч. «Расчет с ПФР» 336 р. — взносы в ПФР;

Дб 20 Кд 69 субсч. «Расчет взносов на страхование» 2.88 р. — начислены страховые взносы.

Сумма расходов, учтенных при налогообложении прибыли, 2738.88 р.

По ФЗ №167 взносы на обязательное соцстрахование выплачиваются по тарифам и в порядке, установленным в ФЗ №17. За сотрудников-инвалидов 1-3 гр. начисление осуществляется в размере 60%.

Заключение

С января по декабрь 2011 года по программе трудоустройства инвалидов было заключено 11 тысяч договоров с предприятиями. В результате в штат было зачислено 10 730 человек с ограниченными возможностями. Для них, соответственно, были переоборудованы рабочие места, оснащены необходимыми техническими средствами. В целом, как показывает статистика, большинство предприятий исполняет установленные требования закона.

Квотирование рабочих мест

Выполнение процедуры по квотированию рабочих мест – прямая обязанность каждого работодателя, численность сотрудников которого превышает определенное количество . И поэтому большинству субъектов хозяйствования необходимо знать не только общее определение квотируемого рабочего места, но и о том, какие именно категории населения могут пользоваться квотами. Кадровым же сотрудникам необходимо знать, как правильно составить приказ о квотировании рабочих мест для инвалидов и в каких случаях происходит предоставление квот по трудоустройству для несовершеннолетних.

Квотирование рабочих мест – что это такое

Чтобы понять, что значит квотируемое рабочее место, необходимо в первую очередь рассмотреть само понятие квоты. В широком смысле под квотой подразумевается обязательная доля в рамках каких-либо взаимоотношений. В трудовых же взаимоотношениях квотирование предполагает выделение квот на трудоустройство определенным социальным группам, которые могут испытывать дополнительные трудности с поиском работы. В России квотирование предполагает выделение обязательной части вакансий отдельными субъектами хозяйствования для некоторых категорий населения, в зависимости от регионального законодательства. Федеральное законодательство определяет возможность предоставления квот:

  • Инвалидам. При этом квотирование на федеральном уровне не разделяет инвалидов по группам – претендовать на квотируемое рабочее место может инвалид с любой группой инвалидности, который может выполнять рабочую функцию специалиста, для которого зарезервировано данное рабочее место.
  • Несовершеннолетним. Учитывая особенности правового регулирования трудоустройства несовершеннолетних, а также ограничения, связанные с их трудом, многие работодатели не рассматривают подобных соискателей в принципе. Квотирование может помочь гражданам в возрасте от 14 до 18 лет найти себе работу, если они в ней нуждаются.
  • Молодым специалистам. Выпускникам образовательных заведений часто бывает тяжело отыскать себе работу по причине отсутствия какого-либо практического трудового опыта, что в итоге приводит к негативным экономическим и социальным последствиям. Именно поэтому законодательство предполагает возможность выделения рабочих мест и под эту категорию населения.
  • Лицам, освобожденным из мест отбывания наказаний. Граждане РФ, осужденные за уголовные преступления, часто сталкиваются со определенными сложностями социальной адаптации, и работодатели редко хотят самостоятельно принимать подобных сотрудников на работу, поэтому им также могут назначаться отдельные квоты на трудоустройство данных лиц.
  • Гражданам, уволенным с военной службы. Адаптация военных в обществе также может предполагать определенные сложности, а сами подобные сотрудники могут испытывать сложности с трудоустройством избежать которых может помочь предоставление им квот на работу.
  • Беженцам, вынужденным переселенцам. Лица, обладающие статусом беженца или вынужденного переселенца, находятся в бедственном положении и требуют дополнительной социальной защиты – одним из её механизмов является предоставление им определенных квот при трудоустройстве.
  • Лицам, пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС или иных радиационных аварий. Тяжелые последствия радиационных аварий относят пострадавшее от них население к льготным категориям, в том числе и в вопросах трудоустройства.
  • Гражданам предпенсионного возраста. Лица, которым осталось меньше двух лет до наступления возраста, дающего право на получение пенсии, часто испытывают проблемы с трудоустройством, так как работодатели не хотят брать сотрудников в возрасте, которые, к тому же, могут в скором времени покинуть предприятие.

Соответственно вышеприведенной информации, квотируемое рабочее место — это рабочее место, которое зарезервировано внутри предприятия для работников, в отношении которых государством установлены определенные квоты. И занимать такие рабочие места могут только представители групп, имеющих право на использование означенной квоты. Обязанность обеспечить квотируемые рабочие места в России возлагается именно на работодателя.

Законы и нормативная база квотирования рабочих мест

Обеспечение данного аспекта социальной защиты регулируется положениями российского законодательства. При этом количество нормативных документов, регламентирующих рассматриваемый вопрос, крайне велико. Однако основные принципы квотирования, регулируются в первую очередь следующими нормативными актами:

  • Закон РФ №1032-1 от 19.04.1991. Данный закон регулирует общие принципы занятости населения и обеспечивает правовую основу всех иных нормативных документов, касающихся квотирования рабочих мест в Российской Федерации.
  • ФЗ №181 от 24.11.1995. Означенный федеральный закон устанавливает обязательные для применения на всей территории РФ квоты, в соответствии с которыми должно обеспечиваться правовое регулирование квот отдельными регионами.
  • Статья 5.42 КоАП РФ. Эта статья предусматривает несение работодателем административной ответственности за несоблюдение прав инвалидов. Когда ответственным лицом не было обеспечено квотирование мест, или был предоставлен отказ трудоустроить гражданина из особой категории в рамках установленной квоты, оно несет за это административную ответственность в виде штрафа в размере от 5 до 10 тыс. рублей.
  • Статья 16 ТК РФ. Данная статья регламентирует порядок возникновения трудовых взаимоотношений. В частности, к одному из оснований для их появления относится и направление работника на трудоустройство по квоте.

Примером регулирования порядка квотирования рабочих мест для инвалидов и молодых специалистов может выступать закон города Москвы №90 от 22.12.2004. Согласно его положениям, организации с числом работников свыше 100 человек, должны обеспечивать наличие и фактическое исполнение квоты по трудоустройству инвалидов и молодых специалистов в количестве 2% от среднесписочной численности работников для первой категории населения, и в аналогичном количестве – для второй.

Квотирование рабочих мест для инвалидов

Соответственно законодательным нормативам федерального уровня, в субъектах Российской Федерации квоты для инвалидов должны устанавливаться в отношении не всех субъектов предпринимательской деятельности. Так, определенные организации полностью освобождены от необходимости проведения процедуры квотирования мест для инвалидов. К ним относятся:

  • Организации с численностью трудящихся менее 35 сотрудников. Данные организации вольны самостоятельно подбирать персонал и не обязаны трудоустраивать инвалидов по квотам.
  • Организации, созданные обществами инвалидов, или уставной капитал которых более, чем наполовину состоит из средств подобных обществ инвалидов.

В отношении же иных субъектов хозяйствования, федеральные правила действуют следующим образом:

  • Организации, имеющие в своем штате более 100 трудящихся, обязаны обеспечить от 2 до 4% рабочих мест для инвалидов. Региональные законы и нормативные акты в данном случае определяют конкретный процентный показатель квоты в регионе в рамках вышеозначенных процентов.
  • Организации, в которых работают более 35 трудящихся, но меньше 100, должны квотировать не более 3% рабочих мест. Конкретный процент в этих рамках также устанавливается региональным законодательством.

Как обеспечивается квотирование рабочих мест – порядок действий

Работодателям следует знать общий порядок действий для обеспечения реализации требований законодательства в отношении квотирования рабочих мест. Помочь в этом может относительно небольшая и простая пошаговая инструкция:

  1. Руководителем проверяются требования региональных законов РФ по поводу квотирования. Так, в некоторых регионах может предусматриваться квотирование рабочих мест для несовершеннолетних – в других же оно может отсутствовать.
  2. Работодатель сверяет требования местного законодательства со своей среднесписочной численностью работников.
  3. Как только среднесписочная численность сотрудников превысит порог, после которого должно проводиться квотирование, следует озаботиться формированием специального рабочего места для исполнения квоты в рамках своей организации. Для этого работодатель направляет в кадровый отдел приказ о формировании квотируемого рабочего места.
  4. Информацию о наличии места для квотируемой категории, работодатель должен донести до центра занятости.
  5. Если работодателю центром занятости будет направлен специалист по квоте, данный специалист соответственно положениям ТК РФ должен быть трудоустроен в обязательном порядке.

Есть несколько нюансов, которые следует учитывать работодателю:

  • Квотированное место должно быть зарезервировано именно для категории, которая может рассчитывать на квоту. Занимать его иным специалистом, даже временно – недопустимо.
  • Рабочее место по квоте для инвалидов должно быть обустроено в соответствии с санитарными правилами и нормативами, касающимися обеспечения деятельности инвалидов.
  • Принимаемые по квотам граждане должны быть трудоустроены на полный рабочий день и на полную ставку, с учетом их собственных возможностей и законодательных ограничений.
  • Работодатель вправе устанавливать требования к соискателям по квотам лишь в отношении предусмотренных законодательно ограничений медицинского характера и образования.

Квотирование рабочих мест для инвалидов и несовершеннолетних граждан

Цитата
Строка 050. Рекомендации по улучшению условий труда, по режимам труда и
отдыха, по подбору работников:

Цитата
павел написал:
возможность применения труда инвалидов — да (СП 2510)возможность применения труда лиц моложе 18 лет — да (ТК, 265)

Я то думал тут что-то новое придумали)

Типа паспорта рабочего места

И еще вопрос
Смущает слово

Цитата
павел написал:
Рекомендации

Цитата
павел написал:
учше нет, т.к. ему запрещено по ТК. например вредный клас и пр.

Нет, КУТ — 2
Более того , я открыл СанПиН и не увидел ни в одном подпункте 4.6. основания для ограничения труда лиц до 18 лет

В протоколах оценки напряженности трудового процесса тоже все значения ниже предельно-допустимого

Цитата
Сергей Киселев написал:
я открыл СанПиН

Цитата
павел написал:
кем работает и где?

Ситуация такая
В прошлом году данные были поданы в ЦЗН
Дали коту в 1 человека до 18 лет
Сейчас квоту подтверждаем — в итоге по картам не рекомендовано брать

Вот думаю какие наши дальнейшие действия

Цитата
павел написал:
может профессия в списке.

Цитата
Сергей Киселев написал:
специалист по поддержке клиентов

да там много чего есть:

4.6.1. условия труда и виды деятельности с высокой степенью интеллектуальных нагрузок, при которых осуществляется:
— решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций); восприятие сигналов с последующей коррекцией действий, требование принятия срочных решений.

— нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю) превышает половину рабочих часов в неделю;

4.6.4. условия работы, связанные со значительными эмоциональными нагрузками, при которых:
— повышена ответственность за функциональное качество основной работы (задания);

и многое другое. почитай внимательно. конкретно соутисты скажут.

Но это не главное! Главное комиссия по соут согласилась с выводами.

Квотируемое рабочее место — что это такое?

Для некоторой категории граждан государство предусмотрело обязательное резервирование рабочих мест. Такие места называются квотируемыми. Квотируемое рабочее место: что это такое и для какой категории граждан оно предусмотрено.

В чем суть квотирования?

Суть квотирования заключается в том, что руководство компании выделяет установленное количество квот (рабочих мест) для определённой законом категории граждан. Квотирование – обязанность работодателя. В этих целях администрация должна создать специальное рабочее место и выделить его для трудоустройства направленных по квоте лиц.

Количество мест, которое должен работодатель создать и выделить по квоте, зависит от численности работников в компании.

Трудовые отношения в случаях приёма по квоте возникают на основании ст. 16 ТК РФ. Заключение трудовых договоров происходит после направления льготников на работу уполномоченными на это органами в счет выделенной квоты.

Что значит квотируемое рабочее место

Это место — вакансия, должность, специально созданная и зарезервированная для лиц, которым установлена квота.

Для какой категории граждан

Законом от 19.04.1991 N 1032-1 о занятости населения определены основные направления госполитики в области оказания поддержки занятости населения. Тут же определены мероприятия, направленные на помощь гражданам, которые могут испытать трудности в поиске работы. К ним отнесены:

  • инвалиды;
  • лица, освобождённые из учреждений, исполняющих наказание;
  • лица предпенсионного возраста (к ним отнесены те, кому до трудовой пенсии по старости осталось 2 года);
  • несовершеннолетние (лица в возрасте от 14 до 18 лет);
  • вынужденные переселенцы и беженцы;
  • многодетные и одинокие родители, которые воспитывают несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • лица, уволенные с военной службы;
  • граждане от 18 до 20 лет со средним профобразованием, ищущие работу в первый раз;
  • лица, пострадавшие вследствие радиационных аварий (Чернобыльской и других катастроф).

В силу этого закона государство предоставляет дополнительные гарантии лицам, для кого устроиться на работу сложно. Такая поддержка оказывается, в том числе, и путём установления квоты для приема на работу инвалидов.

Региональным законодательством квота может распространяться не только на инвалидов, но и на других лиц, нуждающихся в содействии занятости, перечисленных выше

Квоты для инвалидов

Закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ о социальной защите инвалидов возлагает на работодателя обязанность:

  • разработать и утвердить локальные нормативные акты, в которых содержатся сведения о квотируемых рабочих местах;
  • создавать рабочие места и выделять их для приёма инвалидов.

Для определения размера квоты нужно рассчитать численность и среднесписочную численность работающих лиц.

Квоты инвалидам
(устанавливаются субъектами РФ)
Численность работников Квота
(в % от среднесписочной численности работников)
более 100 от 2 до 4 %
не менее чем 35 и не более чем 100 не выше 3 %

В среднесписочную численность сотрудников не включаются кадры, условия труда которых отнесены к опасным и (или) вредным условиям труда (что должно быть подтверждено аттестацией рабочих мест или специальной оценкой).

От соблюдения обязательного квотирования освобождаются общественные объединения инвалидов и созданные ими компании, в том числе общества и хозяйственные товарищества, если их уставный капитал состоит из вклада этого объединения.

Количество квот должно быть установлено законодательством конкретного субъекта РФ.

Извещение службы занятости

Работодатели, помимо создания рабочих мест, обязаны и извещать органы службы занятости о том, что компания исполнила обязанность по квотированию рабочих мест. Согласно части 3 статьи 25 Закона о занятости населения работодатели каждый месяц обязаны направлять указанным службам информацию о созданных по квоте рабочих местах. Помимо сведений о созданных рабочих местах, необходимо информировать и о локальных нормативных актах, содержащих сведения о выполнении квоты. Все эти сведения предоставляются по утверждённым формам.

Ответственность

За неисполнение компанией обязанности по выделению и созданию мест для работы по установленной квоте предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 5.42 КоАП РФ штраф за такое нарушение, как и за отказ в трудоустройстве инвалида по квоте, составляет от 5000 до 10 000 руб.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит