Аттестацию рабочих мест могут заменить специальной оценкой условий труда, аттестация рабочих мест специальная оценка

Содержание
  1. Аттестацию рабочих мест могут заменить специальной оценкой условий труда
  2. Аттестация рабочих мест специальная оценка
  3. Аттестация рабочих мест (специальная оценка условий труда)
  4. Кому требуется данная услуга
  5. Какие функции выполняет аттестующая организация
  6. Этапы работы при аттестации рабочих мест
  7. Предложение наших услуг
  8. С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда
  9. Вводная часть
  10. Кто должен проводить специальную оценку
  11. Какие рабочие места подлежат специальной оценке
  12. Как часто проводить спецоценку
  13. Как начать специальную оценку
  14. Проведение спецоценки и оформление ее результатов
  15. Где используются результаты специальной оценки
  16. Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда в 2019 году
  17. Содержание
  18. Аттестация, что это
  19. Кто подвергается спецоценке условий труда
  20. Порядок аттестации рабочих мест
  21. Какие работы должны аттестовываться
  22. Сроки аттестации
  23. Новшества в 2019 году
  24. Где используют результаты аттестации
  25. Организации, имеющие лицензию на проведение аттестации рабочих мест

Аттестацию рабочих мест могут заменить специальной оценкой условий труда

До конца следующей недели проводится общественное обсуждение нового законопроекта о специальной оценке условий труда на рабочих ­местах. Разработчики планируют проводить плановую (один раз в пять лет) и внеплановую оценку таких условий. Работодателям необходимо будет обеспечить все необходимые условия для этой оценки. Аккредитованные на проведение специальной оценки организации должны быть застрахованы не менее чем на 1 млн руб. на случай причинения вреда работодателю или третьему лицу.

Минтруд России разработал проект федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее — проект, законопроект, новый закон). До 16 июня проект находится на стадии общественного обсуждения и размещен в Интернете на информационном ресурсе «Единый портал раскрытия информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общест­венного обсуждения» по адресу www.regulation.gov.ru.

Замминтруда России Андрей Пудов сообщил, что данный проект должен быть представлен в Правительство РФ до августа этого года, и пояснил: «Законопроект явится правовым основанием для работодателя, платить или не платить страховые взносы за рабочие места с вредными условиями труда» (источник: www.rosmintrud.ru/pensions/razvitie/188). Новый закон планируется ввести в действие с начала 2014 г.

Новый закон направлен на регулирование отношений в сфере охраны труда и реализации обязанностей работодателей по обеспечению безопасности труда работников. Кроме того, в настоящее время установлена прямая зависимость уплаты дополнительных взносов в системе досрочного пенсионного обеспечения от результатов специальной оценки условий труда (п. 4 ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Как сказано в пояснительной записке к проекту, в соответствии с ним специальная оценка условий труда распространяется на все процедуры в сфере охраны труда, которые обязательны для реализации всеми работодателями и предполагают привязку к реальным условиям труда на рабочих местах. Проектом вводятся основные понятия, используемые в этой сфере. Так, специальная оценка условий труда — это единый комплекс последовательных процедур по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня их воздействия на организм работника с учетом эффективности мер защиты (далее — оценка условий). Данное определение отчасти схоже с уже установленным в ТК РФ определением аттестации рабочих мест. Напомним, что ею признается оценка условий труда на рабочих местах с целью выявления аналогичных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями охраны труда (ч. 12 ст. 209 ТК РФ).

Работодатели должны содействовать проведению оценки условий труда

Работодатель будет вправе требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов такой оценки, а также сможет сам проводить внеплановую оценку условий. Согласно проекту, работодатель будет не только иметь право, а даже обязан, что примечательно, требовать от организации, проводящей оценку условий, документы о наличии аккредитации, а также наличие сертификатов у экспертов, проводящих такую оценку.

Кроме того, в обязанности работодателя будет входить обес­печение:

  • своевременного и полноценного проведения оценки условий, при необходимости представления документов или разъяснений по вопросам такой оценки (в противном случае аккредитованная организация вынуждена будет приостановить оценку или не приступить к ней);
  • личного участия работника при проведении оценки условий его рабочего места;
  • ознакомления работника с результатами оценки условий и дачи разъяснений по вопросам проведения оценки условий на его рабочем месте.

Помимо этого, законопроект относит к обязанностям работодателя использовать результаты оценки условий для реализации мероприятий по улучшению условий труда работников. Право на обжалование результатов оценки условий закрепляется в проекте за работником.

Оценка условий труда по графику и без него

Оценку условий разработчики планируют проводить на каждом рабочем месте не реже одного раза в пять лет с учетом особенностей нового закона. Проектом предусмотрены и случаи проведения внеплановой оценки условий (ст. 14 нового закона):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • предписание государственного инспектора труда о проведении такой оценки;
  • замена производственного оборудования, повлекшая изменение свыше 30% от общего объема операций или существенное изменение технологического процесса в таком же объеме;
  • изменение уровней индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на степень воздействия вредных и опасных факторов на организм не менее 5% от общего числа работников;
  • по предложению представительного органа работников.

Оценка условий должна будет проводиться совместно работодателем и организацией, оказывающей такие услуги.

Для организации оценки условий работодатель должен будет утвердить график проведения работ по ней и создать специальную комиссию, состав которой должен соответствовать п. 2 или 3 ст. 7 нового закона. Председателем комиссии будет представитель работодателя.

Вредные и опасные факторы будут классифицировать

Проектом устанавливается, каким образом проводится идентификация вредных и опасных производственных факторов. Если таких факторов не выявлено, то условия труда на рабочих местах будут признаны допустимыми. Работодатель будет подавать в государственную трудовую инспекцию декларацию соответствия таких рабочих мест требованиям охраны труда. Декларация соответствия будет действительна в течение пяти лет. Если за время ее действия не будет несчастных случаев на задекларированных рабочих местах, то она будет считаться продленной еще на пять лет.

Если же на рабочем месте найдутся вредные и (или) опасные факторы, то будут произведены их инструментальные и (или) лабораторные замеры (далее — замеры). Перечень таких факторов формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых заняты работники, чьи профессии сопряжены с вредными и опасными условиями труда, будут произведены замеры по выявлению уровня вредоносности и опасности этих условий.

Результаты замеров предлагается оформлять в виде протокола. По итогам замеров будет проводиться классификация условий труда.

Сами факторы будут делить на факторы производственной среды и трудового процесса. К первым отнесут физические, химические и биологические. Во вторую группу включены тяжесть и напряженность труда.

Условия же труда предлагают делить на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Вредные условия будут распадаться на подклассы 1, 2, 3 и 4-й степеней в зависи­мости от уровня функциональных изменений в организме работника. И если условия труда 1-й степени вызывают изменения, которые могут восстановиться в период отдыха работника, то условия 4-й степени способны вызывать профессиональные заболевания тяжелой степени тяжести. Опасные условия труда могут создать угрозу для жизни и здоровья работника, а их последствия обеспечивают высокий риск развития острых профессиональных поражений.

Результаты применят по аналогии и внесут в реестр

Оценку условий планируется проводить только на 20% рабочих мест, но не менее чем на двух, результаты ее будут применяться ко всем аналогичным рабочим местам. Критерии аналогичности содержатся в п. 6 ст. 7 законопроекта. А условия труда и меры по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20% аналогичных рабочих мест, будут едины для всех аналогичных рабочих мест.

Результаты оценки условий предполагается оформлять в виде отчета, требования к которому содержатся в ст. 12 нового закона. Работодатель обязан будет ознакомить работников с этим отчетом под роспись не позднее 30 дней с момента его утверждения, а аккредитованная организация в течение десяти дней передать информацию в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного квалифицированной ЭЦП. Объектами учета в этой системе являются сведения в отношении работодателя, работника и рабочих мест (п. 2 и 3 ст. 15 нового закона).

Организация, желающая осуществлять деятельность в области оценки условий, должна будет соответствовать следующим требованиям:

  • специальная оценка условий труда должна быть основным видом деятельности такой организации;
  • иметь не менее одного оборудованного рабочего места, с которого можно будет передать сведения в информационную систему учета;
  • иметь в штате не менее пяти экспертов, занятых в организации на постоянной основе;
  • быть застрахованной в системе обязательного страхования гражданской ответственности аккредитованных организаций на сумму не менее 1 млн руб.;
  • ее лаборатория должна быть способна осуществлять необходимые для оценки условий замеры.

В статье 17 проекта также устанавливаются обязательные требования к экспертам — наличие:

  • сертификата на право выполнения работ по оценке условий;
  • высшего технического и дополнительного профессионального (не менее 144 часов) образования по оценке условий;
  • стаж в соответствующей об­ласти не менее трех лет.

Минтруд России планирует вести реестр таких экспертов, куда он будет вносить сведения о выдаче или аннулировании сертификатов этих лиц в течение семи дней со дня выдачи или аннулирования соответственно (п. 3—6 ст. 17 нового закона).

Фиксированный размер и порядок денежного вознаграждения за работу аккредитованной организации проектом не устанавливается, он будет определяться в гражданско-правовом договоре с ней.

Организации, аккредитованные до момента вступления в силу нового закона в качестве организаций, осуществляющих аттестацию рабочих мест по условиям труда, вправе будут проводить оценку условий по этой аккредитации до получения аккредитации в соответствии с новым законом, но только до начала 2019 г. При этом результаты оценки условий труда должны быть получены до сентября 2013 г., а результаты аттестации рабочих мест действуют до окончания или до конца 2015 г.

Аттестация рабочих мест специальная оценка

Специальная оценка условий труда (аттестация рабочих мест) проводится для того, чтоб оценить существующие условия труда по производственным факторам, травмоопасность рабочих мест, а также обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и спецодеждой.

Условия труда оценивают методом определения опасных и вредных производственных факторов, а также напряженности и тяжести труда.

При оценке травмоопасности рабочих мест оценивают безопасность производственного оборудования, приспособлений, инструментов, обеспеченность средствами индивидуальной защиты и спецодеждой.

При оценке обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты проверяется соответствие выданных средств индивидуальной защиты, фактическому состоянию условий труда на рабочем месте. Также оценивается контроль качества выдаваемой спецодежды, спецобуви и других СИЗ.

Спецоценка условий труда (аттестация рабочих мест) носит обязательный характер для работодателя, хотя многие считают, что это мероприятие ненужное и даже мешающее. Но, если руководитель грамотно подойдет к своему делу, он поймет, что современная аттестация рабочих мест необходима для полноценного и прибыльного ведения бизнеса.

Спецоценка труда имеет много преимуществ, как для работника, так и для работодателя. Так каковы же они? Работник будет уверен в том, что его рабочее место безопасно. Кроме того, он сможет получать дополнительную компенсацию за вредность (дополнительный отпуск, профилактическое питание, льготная пенсия и т.д.).

Работодатель сможет избежать административной ответственности в случае проверок соответствующих инстанций на предприятии (Государственная инспекция труда, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Прокуратура и др.), либо уголовной ответственности при расследовании несчастного случая, происшедшего на производстве. Кроме этого, в результате аттестации рабочих мест работодатель сможет изменить технологию производства, т.е. поменяет старое оборудование на новое, правильно подберет средства индивидуальной защиты и т.д. За счет этого аварийность и травматизм на предприятии будут минимальны, а также расходы, связанные с выплатами компенсаций тоже будут минимальны.

Платежи в бюджет снизятся, т.к. снизятся страховые взносы (организация получит скидки к страховым тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний). Риск трудовых споров уменьшится, так как жалоб от работников на несоответствующие условия труда не будет.

Аттестация рабочих мест (специальная оценка условий труда)

В конце 2013г. законодатели утвердили новый ФЗ-426. Понятие «аттестация рабочих мест» законодательно заменено на определение «специальная оценка условий труда». Помимо этого, в ряд законов были внесены связанные с ней изменения, касающиеся ужесточения наказания: увеличен размер штрафа для работодателя, отказавшегося от процедуры, а также ужесточено уголовное наказание для ответственных лиц, которых признают виновными в производственной травме. Оценку необходимо проводить раз в пятилетие.

Кому требуется данная услуга

Обязанность организовать и профинансировать АРМ (аттестацию рабочих мест) лежит на каждом работодателе без исключения. Это касается и организаций (с любой формой юридического лица), и ИП, у которых есть наемный персонал. Исключение составляют две категории: индивидуальные предприниматели, работающие на себя (без сотрудников), и частные лица без регистрации ИП, нанявшие персонал (например, садовника или няню в семью).

Какие функции выполняет аттестующая организация

Чтобы организовать процедуру «специальная оценка условий труда», организация-работодатель обязана нанять стороннюю независимую организацию, заключив с ней правовой договор об оказании услуг. Нанятая фирма осуществляет полный комплекс мер, необходимых для проведения спецоценки — от создания экспертной комиссии до подготовки отчетности. Компания, привлекаемая для спецоценки, должна отвечать 3 условиям:

  1. 1. В ее уставе в качестве сферы деятельности должно быть прописано осуществление специальной оценки условий труда.
  2. 2. В штате фирмы обязательно наличие минимум 5 экспертов, имеющих право проводить подобную проверку.
  3. 3. Обязательно наличие собственной лаборатории.

Этапы работы при аттестации рабочих мест

Специальная оценка рабочих мест включает следующие мероприятия:

  • — создание экспертной комиссии из представителей работодателя и компании, проводящей процедуру аттестации;
  • — составление списка рабочих мест сотрудников на предприятии;
  • — проверка на наличие вредных факторов, представляющих угрозу для сотрудников;
  • — проведение инструментальных замеров;
  • — обработка полученных результатов в лаборатории;
  • — подготовка отчетности.

Предложение наших услуг

Обратившись для проведения специальной оценки в нашу фирму, вы получаете сертифицированные услуги профессионалов по разумной цене. Узнать подробности о новых требованиях и заказать аттестацию рабочих мест вы можете по телефонам на нашем сайте. Сотрудники помогут разобраться в условиях проведения специальной оценки и провести ее на высоком уровне с предоставлением необходимых документов по результатам проверки.

С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда

В конце прошлого года законодатели приняли Федеральный закон от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно этому документу на смену аттестации рабочих мест пришла спецоценка, проводить которую должны все без исключения работодатели. Кроме того, в целый ряд законов внесены изменения, связанные со спецоценкой. В частности, увеличен административный штраф за отказ от специальной оценки и ужесточено уголовное наказание лиц, по вине которых произошел несчастный случай на производстве. Соответствующие поправки утверждены Федеральным законом от 28.12.13 № 421-ФЗ.

Вводная часть

В 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в статье 212 ТК РФ (подробнее об этом читайте в материале «Аттестация рабочих мест: общие правила и отдельные нюансы»).

С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует.

Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в недавно принятом Федеральном законе от 28.12.13 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ). В нем говорится, что спецоценка — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Кто должен проводить специальную оценку

Обязанность по проведению и финансированию спецоценки лежит на работодателях. Это следует из статьи 212 ТК РФ (в новой редакции) и из части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения компании, а также ИП, принявшие на работу сотрудников.

Что касается предпринимателей без наемного персонала, то они не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят. Эта норма закреплена в статье 3 Закона № 426-ФЗ.

Какие рабочие места подлежат специальной оценке

Существует ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации, и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке.

Так, аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства, и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов.

Еще одно отличие касается рабочих мест надомников и дистанционных работников. Такие места подлежали аттестации на общих основаниях. Но теперь в Законе № 426-ФЗ четко сказано: в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно.

Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Прежде не было ясности, нужно ли подвергать их аттестации (подробнее об этом см. «Минтруд: организации обязаны проводить аттестацию рабочих мест в офисе»). Но теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса в Законе № 426-ФЗ не сделано. Это значит, что спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

Как часто проводить спецоценку

По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.
При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест. Далее следуют изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая спецоценка обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой спецоценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

Как начать специальную оценку

Чтобы начать спецоценку условий труда, работодатель должен предпринять следующее: создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении спецоценки.

В комиссию включаются представители работодателя, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный или сторонний специалист по охране труда. Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель либо ИП. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.

Сторонняя организация, проводящая спецоценку — это юридическое лицо, которое соответствует трем критериям. Во-первых, по уставным документам основным видом деятельности является специальная оценка условий труда. Во-вторых, в штате есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по спецоценке. Причем, как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене, либо врачом по гигиене труда или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. В-третьих, в организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр. Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая спецоценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом.

Проведение спецоценки и оформление ее результатов

В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Эту декларацию нужно представить в трудовую инспекцию. Форма и порядок подачи будет разработан и утвержден специалистами Минтруда.

Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего такие классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.

По окончании спецоценки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и проч. Форму отчета и инструкцию по его заполнению должны утвердить специалисты Минтруда России.

Далее работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. Сделать это нужно в общем случае в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии).

Где используются результаты специальной оценки

В числе прочего, результаты спецоценки используются при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для того или иного страхователя (подробнее об этом см. «Как ФСС рассчитывает скидки и надбавки к страховому тарифу»).

Правда, в действующей форме 4-ФСС, утвержденной приказом Минтруда от 19.03.13 № 107н, предусмотрены поля для результатов аттестации, а поля для результатов спецоценки отсутствуют. Но, скорее всего, в ближайшее время в бланк будут внесены соответствующие изменения. А пока этого не произошло, допустимо, на наш взгляд, ставить данные по специальной оценке в действующую форму.

Кроме того, результаты спецоценки служат основанием для назначения дополнительных тарифов по взносам в ПФР. Из статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа может колебаться от 0 до 8 процентов (см. таблицу).

Значения дополнительных тарифов пенсионных взносов

Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда в 2019 году

Здравствуйте! В этой статье мы рассмотрим процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что такое аттестация, каков порядок и этапы ее проведения;
  2. Каковы сроки проведения и срок действия;
  3. Что нового принято в 2019 году;
  4. Где могут пригодиться результаты исследования и какие фирмы занимаются этим.

Содержание

Аттестация, что это

Это понятие из раздела трудового законодательства. Обозначает выявление соответствия окружающей среды и других факторов на месте работы человека, нормативам охраны труда, на предмет вредных и опасных показателей.

При обнаружении этих факторов, работодатель обязан разработать алгоритм действий по приближению условий труда в соответствии с этими нормами.

Фраза «аттестация рабочих мест» активно использовалась до 2013 г., уже в 2014 г. на смену пришло определение «специальная оценка».

Само понятие и правила ее проведения подкреплены ФЗ № 426 от 28 декабря 2013 г. Главным в этом действии является комплекс приемов по обнаружению и оценке вредности и опасности показателей производства и степени влияния их на здоровье человека.

Для чего нужна аттестация и нужна ли вообще? Эта процедура проводится для разделения всех производственных факторов по степени негативного влияния на человеческое здоровье на классы и подклассы.

Такое разделение в жизни многих работников играет большую роль. Сотрудники, занятые в трудовом процессе с негативными условиями труда, могут рассчитывать на сокращение трудового стажа для назначения пенсии, получения льгот.

Аттестация позволяет дать полную оценку каждому рабочему месту с нескольких сторон, ее цели:

  1. Оценить степень и уровень того, как влияют факторы производственной среды на человека.
  2. Выявить тяжесть и напряженность отдельных циклов производства на состояние здоровья сотрудника.
  3. Определить уровень травматизма и его безопасность.
  4. Определить обеспеченность каждого наемного сотрудника спецодеждой, на опасных для жизни работах.

Итогом такой оценки является заполнение аттестационной карты, которая ложится в основу разработки мер по снижению травматизма на предприятии.

Кто подвергается спецоценке условий труда

Специальная аттестация рабочих мест распространяется на все категории работодателей.

К ним можно отнести:

  • Юридические лица независимо от вида собственности;
  • Коммерческие фирмы;
  • Бюджетные учреждения;
  • Индивидуальные предприниматели, имеющие в штате хотя бы одного работника.

Не подвергаются такой процедуре лишь ИП, не имеющие работников, а также физлица, которые имеют вольнонаемную силу, но не оформляют их должным образом.

Оплата специалистам, проводящим аттестацию, производится только со счетов предприятий и учреждений, подвергшимся такой проверке, что оговорено в Трудовом Кодексе, ст. 212.

Порядок аттестации рабочих мест

Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:

  1. Проводится только за счет средств работодателя. Такое под силу крупным предприятиям.
  2. Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.
  3. Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.

Все перечисленные работы регламентированы «Положением о правилах проведения аттестации», принятым Министерством труда и соц. развития РФ и вступившим в действие 01.07.1997. Поправки внесены лишь 01.09.2008.

Весь процесс спецоценки можно представить несколькими этапами:

  1. Подготовка к проведению оценивающих работ.
  2. Основной, который заключается в самой проверке.
  3. Заключительный, разработка итоговых документов с записями результатов всех исследований
  4. Оценка полученных итогов, выявленных в ходе процедуры.
  5. Подготовка к сертификации организации по итогам проверки.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Подготовка

Начальник учреждения, которое подвергается спецоценке рабочих, назначает своего сотрудника в качестве председателя комиссии. Он, в свою очередь, подбирает себе команду. В основном на должность председателя назначается лицо, отвечающее за охрану труда на производстве, это может быть инженер по охране труда (ОТ).

В любой фирме или организации в аттестационную комиссию входят:

  • Инженер по ОТ;
  • Сотрудник кадровой службы;
  • Механик;
  • Электрик или энергетик;
  • Бухгалтер по начислению зарплаты;
  • Мед. работник;
  • Член профсоюзной организации;
  • Технолог.

Количество человек может определяться индивидуально, такое правило не оговорено в нормативных актах по оценке условий.

Такой состав может наблюдаться в малочисленных учреждениях, а в крупных компаниях подобные комиссии должны присутствовать во всех отдельных подразделениях с центральной комиссией во главе.

Каждый список сотрудников по аттестации рабочих мест утверждается приказом по основной деятельности, с указанием Ф.И.О., должности председателя и членов комиссии, а также сроков проведения проверки.

Все представители проходят обучение. Для этого председатель должен пригласить специалиста региональной организации по ОТ, для проведения методических уроков. Семинар может продолжаться в течение двух дней.

Рекомендуемая программа подготовки рассчитана, как правило, на 20 часов, после чего учащимся выдается удостоверение о прохождении курса ОТ. После чего комиссия может приступать к аттестации.

Следующим действием со стороны комиссии является разработка графика мероприятий. На данном этапе происходит определение сроков и этапов проведения аттестации с указанием уполномоченных лиц.

Далее, определяется перечень рабочих мест, которые подвергаются оценке, с указанием вредных и опасных факторов для основных измерений. При составлении реестра работники опираются на штатное расписание и «Общий классификатор профессий», и выявляют виды работ, которые более всего подвержены негативному воздействию факторов.

В основном ссылаются на жалобы работников, например, отсутствие вентиляции воздуха в помещении, вибрацию, сильный шум.

Документальное оформление перечня представляется в виде таблицы и играет важную роль в общей процедуре аттестации, так как он задает объем всей аттестационной работы.

И последним шагом этого этапа является сбор и систематизация полной информации о каждом рабочем месте, его факторах окружающей среды, а также подготовка нормативной базы, регламентирующей спецоценку на показатели опасности травмирования человека и обеспечение его средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Основной этап

Аттестация направлена на выявление соответствия факторов работы государственным нормам ОТ по ряду направлений:

  • Соответствие гигиеническим нормам;
  • Опасность получения травмы на рабочем месте;
  • Наличие у работников защитной одежды, рукавиц, сапог, респираторов, очков;
  • Комплексная оценка всех условий.

Оценка, согласно гигиеническим критериям, учитывает все опасные и вредные факторы, степень тяжести, напряженности. Также это могут быть биологические, физические, химические факторы. Она проводится специальными измерительными средствами. Итоги, выявленные в результате измерений, оформляются протоколом.

Протокол включает в себя следующие данные:

  1. Дата осуществления измерений.
  2. Указание подразделения, подвергающегося оценке.
  3. Название приборов измерений.
  4. Наименование фактора, подвергающегося измерению.
  5. Чертеж помещения в котором брали замеры с указанием точного места.
  6. Стандартное значение измеряемого фактора для дальнейшего сравнения.
  7. Автограф ответственного лица за измерение.
  8. Печать и подписи работников сторонней организации, если таковая привлечена.

Измерительными приборами владеют только специализированные фирмы, а травмоопасность проверяется специалистами собственной комиссии.

При оценке травматизма проверяются мощности, станки, приспособления к ним и рабочие инструменты, спецодежда, своевременность проведение инструктажа, а также их соответствие нормативно-правовым стандартам и наличие сертификатов безопасности на автоматизированные механизмы.

При оценке СИЗ проверяется правильность и полная обеспеченность ими работников на каждом рабочем месте. Перед проведением оценки наличия СИЗ, комиссия должна изучить и составить протоколы по вышеперечисленным этапам, чтобы определить какие средства необходимо иметь на предприятии и имеются ли они в полной мере.

Выходные итоги оценки рабочих мест должны быть запротоколированы. На базе полученных данных, и сопоставления их с нормативами, определяется класс, подкласс сложности нахождения на рабочем месте, класс опасности, и соответствие места работы стандартам безопасности.

Все итоги исследований записываются в специальной карте, на основе которой разрабатывается план действий по улучшению климата на рабочем месте.

Аттестационная карта

Карта – это итоговый документ, который подтверждает фактическое положение на каждом аттестуемом участке, действующие льготы и компенсации занятых людей, нормы выдачи СИЗ, ряд мер по устранению или минимизированию нежелательных показателей работы.

С помощью оценочного документа выявляются места, которые не прошли оценку, то есть не соответствуют нормам безопасности, определяется перечень плохих показателей на производстве, которые в дальнейшем используются при оформлении на должность, с целью довести до человека условия будущей работы.

Заключительный

Предполагает подготовку выходных документов:

  1. Реестр рабочих мест с результатами проверки отдельно по структурным единицам и в комплексе, с указанием численности работающих и обеспеченности их спецодеждой.
  2. Протоколы соответствия различным требованиям ОТ.
  3. План работ по устранению выявленных нарушений.

Все документы должны быть подписаны членами комиссии и председателем. Результаты аттестации должны быть освещены всему коллективу, с оглаской сроков выполнения. Результаты такой проверки хранятся в течение 45 лет и являются бланками строгой отчетности.

Какие работы должны аттестовываться

Обязательную оценку проводят на соответствие нормам безопасности при использовании ручных механизмов, автоматизированных устройств и оборудования, которые могут подвергаться вредным и опасным факторам.

Такие критерии не относятся к специальной оценке условий труда, она не имеет ограничений. То есть она проводиться независимо от вышеперечисленных показателей.

До 2014 года дистанционные работники или надомники подвергались аттестации. И что касаемо офисных работников. На сегодня законом 426 предусмотрена оценка трудового места офисного работника на общих основаниях.

Сроки аттестации

По правилам обязательной аттестации, проверку на принадлежность условий труда нормативам безопасности проводят раз в 5 лет. Но бывают случаи, когда грядет внеплановая проверка, которая может быть проведена раньше срока.

  1. Внеплановая переоценка может быть связана с вводом в эксплуатацию новых мощностей на производстве, что приводит к привлечению новой рабочей силы, изменению технологии производства и появлению новых рабочих факторов.
  2. Еще одним моментом для внеплановой проверки может послужить наступление несчастного случая или профессионального заболевания, которые получены при наличии вредных и опасных факторов.
  3. По требованию инспекции по труду.
  4. По просьбе работников и представителей профсоюза организации.

В общем, срок действия аттестации в среднем равен пяти годам.

Новшества в 2019 году

Радикальные изменения произошли в 2014 году. Согласно закону поменялось название процедуры. Ранее аттестация рабочих мест, ныне используется понятие специальная оценка условий труда.

С 2015 года всех работодателей обязали отчитываться по спецоценке в органы ФСС, для присвоения класса условий, что необходимо для сдачи отчетности в органы ПФР.

Те организации, которые прошли аттестацию ранее 2017 года, должны переаттестоваться вплоть до 31 декабря 2018 года.

Согласно письму Министерства труда Российской Федерации такая аттестация должна считаться недействительной и в настоящее время пройти нужно специальную оценку условий труда на соответствие нормативам гигиены и травмобезопасности.

Однако, не все компании поспешили выполнить требования Федерального закона в срок. Информация о нарушителях в настоящее время обобщена в электронном формате и находится на аналитическом обзоре проверяющих из Прокуратуры РФ и Государственной инспекции по труду, что позволит, в дальнейшем, применить к предпринимателям штрафные санкции, не выходя на «место».

Штрафы сейчас существенные:

Вид нарушения Размер штрафа
Нарушение сроков проведения, то есть несвоевременность или срыв внеплановой аттестации От 30 000 рублей, остановка деятельности фирмы до 3 месяцев
Несоблюдение порядка проведения процедуры На должностное лицо до 10 000 рублей, на фирму – 80 000 рублей
Неудовлетворительное содержание рабочего места На ответственное лицо до 30 размеров МРОТ, на фирму – до 300 таких размеров
Не внедрение мероприятий по улучшению качества труда Остановка деятельности до 3 лет

Если на рабочем месте произошел несчастный случай, а спецоценка не была проведена, то работодатель становится виновным и подвергается штрафу в размере до 400 000 рублей. Может наступить и более плачевный итог, это лишение свободы или назначение принудительных работ.

В любом случае, аттестация рабочих мест по условиям труда должна быть проведена.

Где используют результаты аттестации

Как уже отмечалось, результаты спецоценки с 2015 года отражаются в отчете фонда социального страхования по форме 4-ФСС. Специалисты ФСС принимали решение поднять или сделать скидку процента по налогу на травматизм.

Данная графа, в которой отражается количество рабочих мест, прошедших проверку на вредность и опасность, до настоящего момента названа как аттестация рабочих мест организации, но это только вопрос времени, возможно, ее переименуют в специальную оценку.

Для пенсионного фонда эти результаты также играют немаловажную роль. Имеется таблица классов и подклассов условий, согласно которым на заработную плату вредников начисляются страховые взносы по доп. тарифу. Тариф может варьироваться от 0 до 8%.

Работники, по которым бухгалтера подают в ПФР поименные списки с указанием льготы на каждого сотрудника, могут выйти на пенсию раньше положенного срока.

Например , машинисты котельных (кочегары), электрогазосварщики, и другие профессии согласно аттестации рабочих мест.

Класс аттестации рабочих мест Подкласс Доп. тариф, %
Опасный 4 8
Вредный 3.4 7
3.3 6
3.2 4
3.1 2
Допустимый 2 0
Оптимальный 1 0

Согласно установленным разрядам, работодатель обязан проводить регулярные медосмотры своих рабочих, улучшать качество их работы, внедряя новые СИЗ, обеспечивать их льготами.

Организации, имеющие лицензию на проведение аттестации рабочих мест

В России в каждом регионе действуют организации, которые специализируются на проведении спецоценки. Они могут провести проверку в полном объеме, а могут сделать только замеры. Кто же проводит аттестацию рабочих мест в России?

Например, в Москве и Московской области таких фирм насчитывается около 94-х.

Среди них можно выделить самые востребованные:

  • АТОН ЭКО-безопасность и охрана труда;
  • СОКРОН;
  • Служба аттестации рабочих мест и охраны труда;
  • ООО «Технометр».

И это еще не весь список. Наиболее оптимальными условиями располагает самая распространенная на рынке подобных услуг фирма ООО «Главпромэкспертиза». Зарекомендовала себя не только в Московской области, но и в других регионах страны. Деятельность осуществляется на протяжении 15 лет. Главным преимуществом является низкая цена аттестации рабочих мест, новейшее измерительное оборудование, квалифицированные специалисты в своей области, имеющие высшее образование.

Компания «Мэрцис» производит весь ряд услуг, по оценке труда. Способны проводить микробиологические испытания. Низкие цены и постоянная система скидок на услуги привлекает организации все больше и больше. Обслуживает город Санкт-Петербург и близлежащие регионы.

ООО «АКЦОТ» эта фирма зарекомендовала себя на рынке услуг по оценке труда в Алтайском крае. Очень востребованная фирма, осуществляет гибкий подход к каждой организации, то есть может подстроиться к любым условиям проведения аттестации, проведет оценку в кратчайшие сроки с минимальной документальной волокитой.

Чтобы выбрать наиболее подходящую компанию, нужно детально изучить полную информацию о фирме, отзывы, удостоверяющие документы.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит