Квотирование рабочих мест инвалидов москве, квотирование рабочих мест инвалидов москве

Содержание
  1. Квотирование рабочих мест инвалидов москве
  2. Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году
  3. Общее понятие квотирования
  4. Законодательная база
  5. Полномочия регионов
  6. Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов
  7. Ответственность за неисполнение законодательных требований
  8. Последние изменения
  9. Семинары по праву, налогам, кадрам
  10. Квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи в Москве и МО
  11. О квотировании рабочих мест для инвалидов в Московской области
  12. Закон Московской области от 20.09.1999 N 63/99-ОЗ
  13. Правила и отчетность по выделению квоты на инвалидов в организации
  14. Квотирование рабочих мест
  15. Правовое регулирование
  16. Организации
  17. Количество сотрудников
  18. Величина квоты
  19. Сокращение
  20. Отчетность
  21. Ответственность
  22. Налоги
  23. Поиск сотрудников
  24. Гарантии и льготы инвалидам при трудоустройстве

Квотирование рабочих мест инвалидов москве

от 20 сентября 1999 г. N 63/99-ОЗ

(принят решением Московской областной Думы от 20 июля 1999 г. N 9/65) (в редакции от 25 июня 2002 г.)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы квотирования рабочих мест в Московской области для обеспечения дополнительных гарантий занятости инвалидов.

Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
1. Квота — минимальное количество рабочих мест для определенных настоящим Законом категорий инвалидов, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий.
2. Работодатель — представляемая руководителем или уполномоченным им лицом организация, которой установлена квота.
3. Квотирование рабочих мест — выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой.
4. Невозможность выполнения организацией квоты для инвалидов — отсутствие необходимого числа инвалидов, зарегистрированных в службе занятости населения по месту расположения организации и имеющих соответствующие показания в индивидуальных программах реабилитации, для трудоустройства на квотируемые рабочие места в данной организации или отсутствие инвалидов среди зарегистрированных в службе занятости населения лиц, ищущих работу.
5. Невыполнение квоты — отказ работодателя в приеме на работу инвалидов для трудоустройства на квотируемые рабочие места либо непредставление организацией в установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области порядке информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Статья 2. Лица, для которых вводится квотирование рабочих мест
Квотирование рабочих мест вводится для инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду.

Статья 3. Установление квот организациям
1. Квота для приема на работу лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, устанавливается организациям, расположенным на территории Московской области, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
2. Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек.
3. Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от квотирования рабочих мест для инвалидов.
4. Для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов Правительством Московской области устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств областного бюджета, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
5. Орган, осуществляющий контроль за квотированием рабочих мест, а также порядок установления квоты в организациях и контроля за квотированием рабочих мест для инвалидов определяются Правительством Московской области.

Статья 4. Финансовое обеспечение
1. В областном бюджете отдельной статьей предусматриваются средства на финансирование мероприятий работодателей по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также на создание специализированных предприятий (цехов, участков) для инвалидов.
2. Порядок расходования средств на финансирование мероприятий работодателей по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также на создание специализированных предприятий (цехов, участков) для инвалидов устанавливается Правительством Московской области.

Статья 5. Размер и условия установления квот
1. Размер квоты для трудоустройства инвалидов устанавливается организации в размере 3 процентов от среднесписочной численности ее работников (но не менее 1 рабочего места).
2. Квота для обязательного трудоустройства инвалидов устанавливается организациям на период не менее 1 года.
3. Об установлении квот работодатель информируется органом, осуществляющим контроль за квотированием рабочих мест для инвалидов, не менее чем за 3 месяца до начала их действия.

Статья 6. Права и обязанности работодателей
1. Работодатели, выполняющие квоту, установленную для трудоустройства инвалидов, имеют преимущественное право на размещение государственного заказа Московской области при прочих равных условиях.
2. Работодатели вправе запрашивать и получать от органа, осуществляющего контроль за квотированием рабочих мест, информацию (сведения), необходимую при создании квотируемых рабочих мест.
3. Работодатели вправе самостоятельно трудоустраивать в счет установленных им квот лиц, для которых настоящим Законом вводится квотирование рабочих мест.
4. Работодатели имеют право по согласованию с органом, осуществляющим контроль за квотированием рабочих мест, в счет установленных им квот использовать на договорных условиях рабочие места в других организациях.
5. Работодатели обязаны в установленном порядке ежемесячно представлять органу, осуществляющему контроль за квотированием рабочих мест, информацию (сведения) о выполнении квот для приема на работу инвалидов или внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения установленной квоты.
6. Работодатели обязаны информировать орган, осуществляющий контроль за квотированием рабочих мест, о движении квотируемых рабочих мест в течение 10 дней со дня принятия решения о выделении, перепрофилировании или ликвидации рабочих мест, а также в случае увольнения работников с квотируемых рабочих мест.

Статья 7. Ответственность за неисполнение настоящего Закона
1. В случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в областной бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере одного минимального размера оплаты труда.
В случае невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов работодатели ежемесячно вносят в областной бюджет обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в размере половины минимального размера оплаты труда.
2. Порядок внесения работодателями указанной платы устанавливается Правительством Московской области.
3. Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы в областной бюджет, а также в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Квотирование рабочих мест для инвалидов в 2019 году

Нормы обеспечения рабочими местами льготников установлены на законодательном уровне. Так, квота для инвалидов на предприятии предусматривается, если в штате числится более ста сотрудников.

Кроме того, ряд полномочий по социальной защите граждан передан в субъекты федерации. Они принимают собственные нормативные акты. Следовательно, предприниматель обязан исполнять не только общероссийский закон о квотировании рабочих мест для инвалидов, но и региональные нормы. А это ведет к необходимости организации специальной работы в данном направлении.

Скачать для просмотра и печати:

Общее понятие квотирования

Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест. Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:

  • выделения в штате вакансий;
  • приема на них тружеников льготных категорий;
  • обеспечения привилегированных служащих:
    • специальными условиями;
    • необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.

Резервирование на производстве осуществляется с учетом:

  • норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
  • условий труда;
  • отрасли промышленности и иного.

Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.

Законодательная база

Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995. Так, в первой части статьи 21 говорится:

«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».

Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.

Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:

  • общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
  • компании с малой численностью.

Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.

Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от 19.04.1991. В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.

Скачать для просмотра и печати:

Полномочия регионов

Статья 20 закона № 181-ФЗ относит работу по трудоустройству инвалидов к полномочиям субъектов федерации. Региональные власти обязаны разработать порядок проведения специальных мероприятий по предоставлению соцгарантий льготникам и организовать его исполнение участниками рынка. При этом нормы резервирования могут быть:

  • исполнены в объемах, приведенных в 21-й статье указанного закона;
  • увеличены.

Скачать для просмотра и печати:

Кроме того, органы региональной исполнительной власти обязаны проводить мероприятия по:

  • вовлечению инвалидов в предпринимательскую деятельность;
  • созданию условий для их профессионального обучения (перепрофилирования);
  • стимулированию создания предпринимателями условий для труда людей, требующих соцзащиты.

К примеру, на предприятия, зарегистрированные в Камчатском крае, распространяется действие норм местного закона № 284 от 11.06.09. Количество квотированных мест в нем совпадает с тем же, предусмотренном общероссийским актом. Максимальные параметры установлены законами:

  • Ставропольского края № 14-кз от 11.03.04;
  • Ульяновской области № 41-ОЗ от 27.04.09.

Скачать для просмотра и печати:

Общий порядок резервирования трудовых мест для инвалидов

Каждое предприятие формирует штатное расписание. В документе содержится перечень должностей и количество сотрудников, занимающих данные вакансии. По форме составления бумаги положено выводить итоговые показатели. Они и составляют штатную численность, на которую ориентировано законодательство.

Если в итоге получается более 35 сотрудников, то по закону № 181-ФЗ как минимум один из них должен быть льготником. В нормативных актах регионов могут содержаться иные цифры. Следовательно, их текст также следует внимательно изучить и внедрить в жизнь.

Подсказка: фактическое количество тружеников не является основанием для отказа от квотирования.

Пример. Руководитель ООО «Шторм» утвердил следующее штатное расписание (приведена выдержка):

Должность Количество (чел.)
Директор 1
Главный бухгалтер 1
Бухгалтер 3
Менеджер 3
Рабочий 30
Всего 38

Фактически на предприятие трудоустроено 28 человек. 10 должностей остаются вакантными. Однако ООО после утверждения структуры обязано сразу выполнить нормативы по резервированию.

Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Расчет квоты

Следующим шагом является подсчет числа вакансий, которые необходимо предусмотреть для лиц с физическими отклонениями. Делается это согласно указаний Росстата по вопросам заполнения формы № П-4, утвержденных Приказом госоргана № 566 от 01.09.17.

Скачать для просмотра и печати:

Формула для определения числа льготных мест такова:

  • штатная численность х норма, определенная в актах.

Внимание: из числа трудовых мест следует сразу исключить те, для которых установлена повышенная степень вредности или опасности.

По состоянию на 2019 год не определено, что делать в случае получения дробного результата. К примеру, в компании числится 121 сотрудник. Запланировать для инвалидов необходимо 4% мест. Определение дает такой результат:

Как правило, используются общеарифметические правила округления. Хотя разъяснений по данному вопросу пока не издано.

Подготовка локальных актов

На предприятиях, выполнение закона о квотах для которых обязательно, следует создать такие документы:

  1. Положение о квотировании трудовых мест для граждан льготных категорий. В нем указываются такие данные:
    • размеры квот и категории граждан;
    • порядок осуществления мероприятий в данном направлении;
    • ответственное должностное лицо.
  2. Приказ о выделении вакансий, который должен содержать конкретные данные:
    • о должности, предоставляемой инвалиду;
    • о необходимых изменениях в условиях и порядке осуществления трудовых обязанностей;
    • об ответственном за исполнение.

Важно: Порядок содержит принципы организации работы, а в приказе приводятся данные о конкретном ответственном сотруднике. Скачать для просмотра и печати:

Как правило, в больших организациях работами по предоставлению соцгарантий лицам с ограничениями по здоровью занимается кадровое подразделение. Следовательно, ответственность возлагается на начальника отдела. Он, в свою очередь, может издать акт о перераспределении обязанностей.

Регистрация в органах занятости

Следующим этапом является налаживание официального взаимодействия с Центром занятости (ЦЗ). Для этого необходимо проделать такие шаги:

  1. Изучить подзаконный акт регионального уровня, описывающий порядок подачи заявления.
  2. Собрать пакет документов.
  3. Подать их в ЦЗ по месту регистрации предприятия.
  4. Получить письменное оповещение о завершении процесса регистрации в ЦЗ как предприятия, соответствующего условиям квотирования.

Подсказка: в ответе госоргана будет содержаться регистрационный номер. Он необходим для верификации субъекта (ставится в отчетах).

Взаимодействие с Центром занятости

В порядке исполнения статьи 25 закона № 1032-1 компании обязаны ежемесячно сдавать в ЦЗ отчетность. С 2018 года отчетность подается по форме, содержащейся в приложении № 9 к приказу Росстата № 566 от 01.09.17. Бланк содержит такие сведения:

  • о количестве вакансий;
  • о числе мест, выделенных льготникам;
  • о принятых работника, в том числе инвалидах;
  • об утвержденных локальных актах, касающихся квот;
  • о выполнении квотного законодательства.

Скачать для просмотра и печати:

Подсказка: отчётность сходного содержания хозяйствующие субъекты обязаны предоставлять в органы статистики (форма № П-4). Освобождены только малые предприниматели.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Деятельность работодателя по предоставлению трудовых мест лицам, принадлежащим к льготным категориям, контролируется Рострудинспекцией. Причем на местном уровне проверяется внедрение как общероссийских, так и региональных норм, и соблюдение правил соответствующего уровня. Госорган проводит плановые и внеплановые мероприятия. Кроме того, он обязан реагировать на обращения граждан, связанные с нарушением трудовых гарантий.

Ответственность за нарушение федеральных актов предусмотрена в статьях Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Так. Нарушение сроков предоставления первичной статотчетности наказывается в рамках статьи 13.19. В ее тексте содержится информация о штрафных санкциях, налагаемых на:

  • должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб.;
  • на организации — от 20 до 70 тыс. руб.

Выявление повторного нарушения приведет к увеличению наказания:

  • должностные лица подвергаются штрафу в размере от 30 до 50 тыс. руб.;
  • юрлица — от 100 до 150 тыс. руб.

Скачать для просмотра и печати:

Подсказка: в региональной нормативной базе могут содержаться иные меры воздействия на нарушителей.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В июле 2019 г. был принят новый закон о социальном предпринимательстве, в соответствии с которым в России должны появиться специальные социальные предприятия, обязанные трудоустраивать социально защищаемые категории граждан. Среди которых, в том числе, и инвалиды.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Семинары по праву, налогам, кадрам

Квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи в Москве и МО

Дата
Город Москва
Место проведения Авиамоторная ул. 10 кор.2
Стоимость 5550 руб.
Организатор Метелева Я.В., ИП

Отправить заявку

Краткое описание семинара:

Подробное описание семинара. Программа:

Федеральный закон «О занятости населения» дополнен положением, в соответствии с которым работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для инвалидов (в пределах установленной квоты) и информировать об этом службу занятости

Одновременно скорректированы положения ст. 5.42 КоАП РФ, предусматривающие ответственность работодателей за неисполнение установленной обязанности.

Прокуратура г. Москвы совместно с префектурами будет проводить в 2013 году проверки у работодателей с численностью свыше 100 работников, привлекать к административной ответственности и обязывать создавать специализированные рабочие места. Список плановых проверок опубликован на сайте прокуратуры.

В Москве действует более высокий размер административных штрафов за непредоставление отчетности и нарушениях при квотировании до 50000 рублей

В программе семинара:

Правовые основы квотирования рабочих мест для инвалидов и иных категорий населения

  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
  • Федеральный закон 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  • КоАП РФ
  • Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 «О занятости населения в городе Москве»
  • Закон г. Москвы от 22.12.2004 N 90 «О квотировании рабочих мест»
  • Московское трехсторонне соглашение на 2013 год
  • Закон города Москвы от 21.11.2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»

Порядок выделения и создания рабочих мест для инвалидов – в чем разница? Можно ли «зачесть» уже работающих на обычных местах инвалидов в счет квоты? Организация квотируемых рабочих мест в обособленных подразделениях, находящихся в другой местности практика регионов.

Прием на работу инвалидов и иных категорий населения на квотируемые рабочие места (список документов, оплата труда, режимы работы, требования к организации рабочего места).

Прием на работу несовершеннолетних и молодежи. «Короткие сроки» занятости. Режим работы и оплата труда.

Компенсации и льготы работодателям, организующим квотируемые рабочие места.

Подача отчетности в органы занятости. Сроки и ответственность.

Уплата добровольного взноса в Фонд квотирования (размеры, сроки давности, ответственность)

Порядок проведения проверок органами занятости и прокуратурой. Регламент проверок Минздравсоцразвития. Особенности проведения проверок в регионах с учетом местных регламентов по проведению проверок.

Последствия проверок: предписания о создании рабочих мест, обращения в суд, административные штрафы за неуведомления органов занятости, неподачу отчетности, неуплату добровольного взноса, отказ в приеме на работу инвалида. Сроки давности. Как избежать административных штрафов?

Судебная практика по прокурорским проверкам и обжалованиям решений административных органов.

О квотировании рабочих мест для инвалидов в Московской области

Закон Московской области от 20.09.1999 N 63/99-ОЗ

ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Лица, для которых вводится квотирование рабочих мест
Статья 3. Размер и условия установления квоты
Статья 4. Освобождение от квотирования
Статья 5. Размер и условия установления квот
Статья 6. Права и обязанности работодателей
Статья 5. Ответственность за неисполнение настоящего Закона

О премии Губернатора Московской области «Прорыв года» в 2014 году

Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из Реестра муниципального имущества»

О проведении инвентаризации и паспортизации инженерных сетей г. Подольска

О заключении между Федеральным дорожным агентством и Правительством Московской области Соглашения о предоставлении в 2014-2016 годах субсидий из федерального бюджета бюджету Московской области на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования в рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)»

О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Городской округ Черноголовка» от 13.10.2014 N 620 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие предпринимательства в городском округе Черноголовка на 2015-2019 годы» (в редакции постановления администрации муниципального образования «Городской округ Черноголовка» от 31.12.2014 N 859)»

О проекте закона Московской области «О музеях в Московской области»

Об утверждении Правил землепользования и застройки городского поселения Озеры Озерского муниципального района Московской области

Правила и отчетность по выделению квоты на инвалидов в организации

Согласно законодательству, квота на инвалидов в организации устанавливается в определенных пределах. Конкретное ее значение определяется администрацией региона.

Квотирование рабочих мест

Под квотой понимаются рабочие места, оставленные специально для лиц с инвалидностью и оборудованные с учетом их физических особенностей. Количество вакансий рассчитывают из процентного соотношения от общего числа работников и регулярно обновляют.

Организация закрепляет взятые на себя обязательства соглашением, подписываемым с органами социальной защиты. После чего руководитель выпускает приказ, содержащий точное число зарезервированных мест с указанием должностей. Заменить квоту (именно для инвалидов) выплатами в государственный бюджет нельзя, так как это не предусмотрено законодательством. Подобные меры призваны облегчить трудоустройство для лиц с ограниченными возможностями, что особенно актуально при сложившейся экономической ситуации.

Квотирование имеет несколько особенностей. Так, количество рабочих мест для инвалидов рассчитывается, исходя из средней численности сотрудников компании. Их создание или выделение осуществляется за счет средств работодателя.

Обеспечение гарантий лицам с ограниченными возможностями при трудоустройстве происходит путем подачи организациями отчетных документов. Так, работодатель направляет на рассмотрение в службу занятости отчет формы №1.

В таблице ниже представлены штрафы за не вовремя, или не в полном объеме предоставленную информацию о квотах в организации должностным лицам, чиновникам центра занятости и других государственных учреждений

Размер штрафа Ответственное лицо
от 100 до 300 руб. для граждан
от 300 до 500 руб. для должностных лиц
от 3000 до 5000 руб. для юридических лиц (ст.19.7 закона № 195-ФЗ 30.01.01г.)

Правовое регулирование

К нормативно-правовым актам, регулирующим вопросы трудоустройства лиц с ограниченными возможностями, относится:

Региональными властями устанавливаются нормативные акты, отражающие местные особенности определенного субъекта РФ и содержащие более детальные указания, касающиеся:

  • предприятий, обязанных предоставлять квоту;
  • точного количества вакансий для инвалидов;
  • создания специальных условий на рабочем месте;
  • периодичности составляемой отчетности.

Помимо этого, начиная с 2013 г., руководителю предприятия вменяется в обязанность принятие локальных нормативных актов относительно рабочих мест, предназначенных для инвалидов. Стандартная форма данных актов законодательством не установлена, ввиду чего работодателю предоставлена полная свобода по их оформлению. Он вправе также ограничиться внесением изменений в уже существующие локальные положения.

Организации

Форма собственности предприятия и его род деятельности не влияют на обязанность обеспечивать вакантные места для лиц с инвалидностью. Единственным критерием этого служит количество реально работающих сотрудников, имеющееся в организации на первое число отчетного периода. Как правило, таковое должно превышать 100 человек ( ст. 21, 24 ФЗ № 181 ).

Однако в некоторых регионах, устанавливаются другие показатели. В Якутии, например, квоты для несовершеннолетних обязаны предоставлять компании, штат которых состоит более, чем из 50 сотрудников. В Республике Башкортостан резервировать места для лиц с инвалидностью необходимо уже при наличии 36 работников.

Небольшие предприятия, обязанные предоставить квоту, но не имеющие финансовой возможности обустроить рабочие места для инвалидов, могут арендовать их у крупных организаций. Такое разрешение ситуации было предложено в некоторых субъектах РФ. Также были случаи объединения нескольких компаний для оборудования специальной территории, на которой могли работать инвалиды от каждой компании. Это позволяло уменьшить статью расходов.

Обязательному квотированию мест для инвалидов не подвергаются:

  1. Общественные объединения инвалидов.
  2. Товарищества, общества и другие организации с уставным капиталом, образованным из средств объединения инвалидов.

Количество сотрудников

При расчете среднесписочной численности учитываются лишь реально работающие сотрудники. Незанятые должности при этом во внимание не принимаются, как и работники:

Величина квоты

  1. 2–4% от среднего числа сотрудников, если таковое больше 100.
  2. 2–3%, если работников от 35 до 100.

Конкретное значение указывается в нормативных актах, выпущенных муниципальным образованием отдельного региона. В Москве и Московской области величина квоты составляет 2%, в Воронежской области — 3%, в Ростовской — 4%.

Итоговая цифра будет указывать на обязательное количество мест, что не препятствует работодателю увеличить его по собственной воле. Квота на инвалидов на предприятии включает в себя рабочие места, на которых уже трудятся лица, имеющие инвалидность. Если таковое превышает обязательные нормы, разница (в процентах) будет являться той величиной, на которую работодатель вправе уменьшить количество рабочих мест для других квотируемых категорий.

Сокращение

Согласно законодательству, при сокращении штата увольняемым сотрудникам предлагаются вакантные должности, соответствующие или ниже их квалификации. Если же таковых не имеется, но присутствуют места, зарезервированные для инвалидов, предлагать их увольняемым нельзя. Такое возможно лишь в случае, если сокращаемый сотрудник имеет инвалидность.

Про квотирование рабочих мест для инвалидов смотрите в ролике

Отчетность

  1. Наименование организации, ее адрес.
  2. Содержание локальных нормативных актов.
  3. Количество сотрудников.
  4. Количество рабочих мест, специально приспособленных для лиц с ограниченными возможностями.
  5. Вакансии для инвалидов — имеющиеся или специально созданные.
  6. Требуемая профессия, квалификация.
  7. Образование, опыт работы.
  8. Вид работы: постоянная, по совместительству, выполняемая в определенное время года, на дому.
  9. Режим работы (обычный, свободный график, в смену, вахтовый)
  10. Продолжительность рабочего дня.
  11. Размер заработной платы.
  12. Социальные гарантии.

В зависимости от региональных законов на работодателя могут быть наложены дополнительные обязанности. В Москве организации подлежат становлению на учет в госучреждении «Центр квотирования» (куда впоследствии и будут отправляться отчеты по форме № 1). Данная процедура должна быть осуществлена не позднее, чем через месяц после регистрации в налоговой службе.

Подробно о квотах для приема на работу инвалидов рассказано в видео

Ответственность

Невыполнение предписаний грозит руководителю компании административными взысканиями. Нарушения могут быть выявлены во время проверки трудовой инспекции. В некоторых случаях (отсутствие специально оборудованного рабочего места) наложение штрафных санкций находится в ее компетенции. По остальным правонарушениям составляется протокол, который передается в административную комиссию или в суд (ст. 28.3, 23.1 КоАП РФ ).

Нарушения Максимальная сумма штрафа (р.)
Несвоевременная подача отчета или его отсутствие 5000
Невыполнение квоты 10000
Отказ инвалиду в приеме на работу (при наличии свободного места по квоте) 10000

Суммы взысканий могут различаться в зависимости от региона. Уплата штрафа не означает освобождение от обязанности выделить квоту.

Налоги

Начисление страховых взносов сотрудникам-инвалидам производится по заниженным тарифам. Страхование от несчастного случая составляет 60% от тарифа.

Средства, затраченные на инвалидов (обустройство рабочих мест, стажировка, переквалификация, выплата взносов в общества инвалидов) могут внести в прочие расходы предприятия, на которых:

  • количество сотрудников-инвалидов составляет не менее половины всех работников, за исключением работающих по совместительству и гражданским договорам;
  • на заработную плату инвалидам приходится не меньше 25% средств, затраченных на оплату труда всех сотрудников.

Поиск сотрудников

В обязанности работодателя входит лишь создание квоты для инвалидов, а не ее заполнение. Квота по инвалидам на предприятии считается выполненной, если сотрудник проработал в организации не менее срока, указанного в региональном законе. В Москве данный срок составляет 15 дней (в течение месяца), в Карелии — 3 мес. (в течение календарного года). Если вакантные места остаются незанятыми, это не может служить причиной наложения взысканий. Поиск работников с инвалидностью является задачей службы занятости.

Гарантии и льготы инвалидам при трудоустройстве

Действующие законодательные нормы предусматривают, что для инвалидов устанавливается индивидуальный рабочий процесс. Его особенности заключаются в следующем:

  1. Рабочее время. Продолжительность рабочей недели сокращена:
    • Для инвалидов 1 и 2 группы она составляет не более 35 часов;
    • Прием на работу инвалида 3 группы происходит с учетом, что он будет работать не более 40 часов (установленная норма).
  2. Время отдыха. Рассматриваемая категория граждан имеет следующие гарантии:
    • Привлечение к сверхурочным работам только с их письменного согласия при наличии разрешения в медицинском заключении;
    • Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет не 28, а 30 календарных дней;
    • ТК РФ устанавливается возможность оформления дополнительного неоплачиваемого отпуска – его продолжительность не должна превышать 60 суток ежегодно.
  3. Возможность работы по совместительству. В этом случае на инвалида распространяются нормы гл. 44 ТК РФ – его рабочее время не уменьшается, а льготы он сможет получить по месту основной работы.

Заработная плата инвалидам рассчитывается в соответствии с нормативными актами, принятыми на локальном уровне, как и другим работникам.

Подробно о трудоустройстве инвалидов смотрите в видео

Важно учитывать лишь несколько нюансов:

  • Инвалид имеет право получить налоговый вычет, размер которого составляет не более 3.000 рублей;
  • Прием на работу инвалида 2 группы происходит с учетом, что он имеет право на оформление налогового вычета, вне зависимости от размера заработной платы – 500 рублей.

Следовательно, заработная плата инвалидов будет рассчитана на основании действующей системы оплаты труда на предприятии.

Это значит, что руководитель такого предприятия должен зарезервировать рабочее место для приема на работу инвалида. Причем, сделать это следует в обязательно, вне зависимости от того пришел уже такой работник устраиваться трудиться или нет.

Все трудовые отношения по квоте обязательно должны быть скреплены трудовым договором, а рабочее место должно соответствовать стандартам и нормам законов и положений.

Перечень документов для трудоустройства должен включать в себя медицинское заключение о присвоении группы инвалидности. На его основании будет формироваться трудовой процесс работника, его привлечение к сверхурочным работам и т.д.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит