Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, юридическое лицо индивидуальный предприниматель обратившиеся

Содержание
  1. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
  2. Общие правила о государственной регистрации
  3. Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
  4. Адрес юридического лица и индивидуального предпринимателя
  5. Адрес юридического лица
  6. Адрес индивидуального предпринимателя
  7. Юридическое лицо индивидуальный предприниматель обратившиеся
  8. Дополнительно можно воспользоваться
  9. Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
  10. Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
  11. Ограничения при проведении проверки
  12. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки
  13. Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
  14. Аттестация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Общие правила о государственной регистрации

Юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров – единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется территориальными органами Министерства по налогам и сборам РФ.

В едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:

полное и сокращенное наименование;

адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;

способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

сведения об учредителях юридического лица;

копии учредительных документов юридического лица;

сведения о правопреемстве – для юридических лиц, созданных в результате реорганизации, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

способ прекращения деятельности юридического лица (реорганизация или ликвидация);

размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного (складочного) капитала, уставного фонда, паевых взносов и др.;

фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.

В едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) содержатся следующие сведения об индивидуальном предпринима­теле:

фамилия, имя, отчество;

дата и место рождения;

место жительства в Российской Федерации;

данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (для граждан Российской Федерации);

вид и данные документа, удостоверяющего личность иностранного граж­данина или лица без гражданства (для иностранных граждан и лиц без гражданства);

вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации (для иностранных граждан и лиц без гражданства);

дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в ЕГРИП записи о регистрации;

дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, в связи со смертью, в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) и др.);

сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем.

О всех изменениях содержащихся в государственных реестрах сведений юридическое лицо и индивидуальный предприниматель обязаны в течение трех дней сообщить в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений все ранее внесенные сведения сохраняются.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений о паспортных и других персональных данных физических лиц, которые могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти и органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Содержащиеся в ЕГРИП сведения о месте жительства конкретного индивидуального предпринимателя могут быть предоставлены регистрирующим органом только на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность. Регистрирующий орган по запросу индивидуального предпринимателя обязан предоставить ему информацию о лицах, получивших сведения о его месте жительства.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Государственная регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется под­писью уполномоченного лица – заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность, а также идентификационный номер налогоплательщика.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Отказ в государственной регистрации возможен только в случаях, предусмотренных законом. В частности, не допускается регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации, и регистрация юридических лиц, учредителем которых оно выступает.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на выявленные нарушения. Решение об отказе в регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

За необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных законом документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством РФ. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации рассматриваются как воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и в соответствии со статьей 169 Уголовного кодекса Российской Федерации наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет. Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный необоснованным отказом в государственной регистрации, уклонением от регистрации или нарушением порядка регистрации, допущенным по его вине.

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и индивидуальные пред­приниматели несут ответственность, установленную законодательством РФ.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

Адрес юридического лица и индивидуального предпринимателя

Адрес юридического лица

Положения действующего законодательства

В российском законодательстве понятия юридического и фактического адресов организации отсутствуют — предусмотрено исключительно понятие «место нахождения юридического лица».

В соответствии со ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах. Аналогичным образом определяется место нахождения юридического лица в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ). Место нахождения организации при ее регистрации указывается учредителями в заявлении о государственной регистрации. Для подтверждения возможности создаваемого предприятия располагаться по указываемому адресу налоговые органы нередко требуют подтверждающие документы, в качестве которых обычно выступают письма, гарантирующие заключение договора аренды в случае регистрации юридического лица. Заметим, что такое требование не является законным, так как данные документы не входят в перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица. Но подобная ситуация очень распространена, и бороться с ней практически невозможно, кроме, конечно, решения вопроса в суде.

Таким образом, в законодательстве используется исключительно термин «место нахождения юридического лица», под ним понимается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, которым, как правило, является директор.

Понятия юридического и фактического адресов организации

Понятия «юридический адрес» и «фактический адрес» сложились и существуют исключительно на практике. Под юридическим адресом обычно понимают адрес, по которому организация зарегистрирована, а под фактическим — адрес, по которому она непосредственно располагается.

Исходя из требований действующего законодательства эти два адреса должны совпадать. Однако нередки случаи, когда при регистрации указывается один адрес, а действует предприятие по другому адресу. Подобные ситуации могут сложиться в результате различных причин: юридическое лицо изначально действовало по тому адресу, по которому было зарегистрировано, а потом переехало и не внесло соответствующие изменения в учредительные документы; возможно, что изначально организация должна была начать работу по регистрируемому адресу, но в силу определенных обстоятельств стала действовать в другом месте, и изменения также не были внесены. Могут быть и иные причины, по которым юридический и фактический адреса различаются.

Важно отметить, что для государственных и муниципальных органов какое-либо значение имеет только тот адрес, по которому организация зарегистрирована, то есть юридический. Именно по этому адресу отправляется вся официальная корреспонденция, проводятся проверки, подаются необходимые отчетные документы. Один из очень важных моментов: по юридическому адресу организация стоит на налоговом учете, то есть сдает всю налоговую отчетность.

Фактический же адрес может использоваться в переписке с партнерами по предпринимательской деятельности, при обмене неофициальной информацией.

При этом правомерной является ситуация, когда организация зарегистрирована по адресу, по которому находится только ее постоянно действующий исполнительный орган, например директор, в то время как сама организация расположена в другом месте. Такая ситуация может возникнуть, когда, к примеру, директор предприятия является по совместительству руководителем другой организации.

Если фактический и юридический адреса организации не совпадают.

Как следует из законодательства, фактический и юридический адреса должны совпадать. Поэтому, если «вдруг» выяснилось, что организация зарегистрирована по одному адресу, а фактически ее исполнительный орган находится по другому адресу, согласно действующему законодательству необходимо внести соответствующие изменения в учредительные документы. Это следует из ст. 52 ГК РФ: изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, — с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.

Для этого необходимо подать соответствующие документы в налоговый орган по месту нахождения юридического лица, то есть согласно существующему юридическому адресу. Для обществ с ограниченной ответственностью к таким документам относятся:

— заявление по форме Р13001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (подпись заявителя должна быть удостоверена в нотариальном порядке);

— решение единственного участника общества о соответствующих изменениях либо протокол общего собрания (должно быть указано решение изменить место нахождения общества, внести изменения в устав и указать уполномоченного на представление интересов общества в отношениях с регистрирующим органом);

— устав общества в новой редакции (с обязательной пометкой «новая редакция»);

— квитанция об уплате госпошлины в размере 800 руб. (в качестве основания платежа должно быть указано: «внесение изменений»).

Особое внимание хотелось бы уделить вопросу уплаты государственной пошлины.

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, — 20% размера государственной пошлины, установленного пп. 1 настоящего пункта, то есть 20% от 4000 руб.

Размер госпошлины за разные юридически значимые действия увеличился в среднем в два раза в связи со вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2009 N 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Таким образом, с 30 января 2010 г. государственная пошлина за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства, — 800 руб. Аналогичные разъяснения дают и налоговые органы в Письме от 25.01.2010 N МН-22-6/[email protected] «О повышении размеров государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Документы, подготовленные для внесения изменений, должны быть поданы в налоговый орган по месту нахождения юридического лица. В срок, не превышающий пять рабочих дней, налоговый орган должен внести изменения и выдать свидетельство о внесении изменений и новую выписку из ЕГРЮЛ.

Если не вносить изменения в учредительные документы.

Из вышеприведенных положений следует, что при изменении местонахождения организации она обязана внести изменения в учредительные документы, связанные с изменением юридического адреса. На практике предприятия малого бизнеса достаточно часто меняют фактический адрес, что обусловлено различными причинами. Если переезды осуществляются на территории, подведомственной одной налоговой инспекции, изменение юридического адреса будет относительно безболезненно для предприятия. Но если изменение юридического адреса предприятия приведет к переходу из одной налоговой инспекции в другую, то, как показывает практика, это чревато большими проблемами для налогоплательщиков. В связи с этим организации только в случае крайней необходимости вносят изменения в учредительные документы по поводу смены юридического адреса.

Если же изменения внесены не будут, нахождение руководителя организации по другому адресу, чем указано в учредительных документах, будет рассматриваться как административное правонарушение. Какие меры ответственности грозят в этом случае?

Пункт 3 ст. 14.25 «Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» КоАП РФ устанавливает, что непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет административную ответственность в форме предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. Данная статья будет применяться, если место нахождения юридического лица изменено, однако соответствующие изменения в учредительные документы не внесены.

Пункт 4 ст. 14.25 КоАП РФ предусматривает ответственность на случай, если расхождение юридического и фактического адресов предприятия стало результатом умышленных действий его сотрудников. Так, представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет. Это положение применяется, если предприятие, указывая адрес, отличный от того, по которому находится его руководитель, делает это сознательно, имея противоправные намерения.

Кроме того, ответственность может наступить и по ст. 25 Федерального закона N 129-ФЗ. В соответствии с п. 2 ст. 25 указанного Закона в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативно-правовых актов государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.

В отдельных случаях возможна даже уголовная ответственность. Статья 171 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконное предпринимательство. Так, отсутствие у налогового органа достоверных сведений об адресе организации повлечет уголовную ответственность по данной статье только в том случае, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

А судьи что?

Судебная практика по рассматриваемому вопросу является весьма интересной и разнообразной.

Предлагаем обратиться к Постановлению ФАС ДВО от 18.08.2008 N Ф03-А16/08-1/3231. В налоговый орган в соответствии с Федеральным законом N 129-ФЗ были представлены документы для регистрации общества с ограниченной ответственностью. В качестве места нахождения общества был указан адрес, по которому создаваемое общество находиться не могло, поскольку по данному адресу располагалось другое общество. Из содержания заключенного с последним договора аренды всего нежилого помещения, расположенного по указанному адресу, следовало, что это общество было не вправе передавать арендуемое нежилое помещение как в целом, так и частично в субаренду или пользование третьим лицам. То есть налоговый орган произвел проверку представленных документов и содержащихся в них сведений. В регистрации ООО было отказано. Суд подтвердил правомерность отказа. Таким образом, суд признал правомерными действия налогового органа по проверке указанного в документах места нахождения юридического лица.

Однако существует и иная практика рассмотрения подобных споров.

Так, в Постановлении ФАС ПО от 09.12.2009 N А12-7831/2009 говорится, что проверка достоверности сведений, указываемых в представленных на регистрацию документах, на регистрирующий орган нормами закона не возложена. То есть, если вы только собираетесь изменить место нахождения вашего юридического лица либо по каким-то иным причинам вносите изменения в учредительные документы и реально не находитесь по тому адресу, который вы указываете, налоговый орган не вправе провести проверку и отказать в регистрации изменений.

Кроме того, в данном Постановлении отмечалось, что действующее законодательство не предусматривает признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах и незаконным решения о государственной регистрации изменений в учредительных документах в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице. Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона N 129-ФЗ ответственность за представление недостоверных сведений для включения в государственные реестры несут заявитель и юридические лица. Суд указал, что согласно п. 2 той же статьи в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативно-правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица. Какие-либо иные действия налоговые органы совершать не вправе.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлении ФАС ЗСО от 02.12.2009 N А45-8896/2009.

Таким образом, судебная практика разнообразна. Более поздние судебные решения отражают позицию исключительно уведомительного порядка государственной регистрации юридических лиц, в соответствии с которой налоговые органы не должны осуществлять какие-либо проверки указанных самими юридическими лицами сведений, а только их регистрировать. Такая позиция лишь делает существование юридических лиц менее обременительным, но отстаивать ее приходится в суде.

Адрес индивидуального предпринимателя

В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. В связи с этим для государственной регистрации предусмотрено представление в налоговый орган подлинника или копии документа, подтверждающего адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в РФ (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ, не содержит сведений о таком адресе).

Таким образом, государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Вся официальная переписка ведется именно по этому адресу. Соответственно, и налоговый учет индивидуального предпринимателя ведется по месту жительства.

Безусловно, индивидуальный предприниматель может арендовать какое-либо помещение для осуществления своей предпринимательской деятельности, однако это не имеет никакого значения для государственных органов. То есть в принципе применительно к индивидуальному предпринимателю также возможно выделение понятий фактического и юридического адресов, но каких-либо проблем в связи с этим у него в отношениях с регистрирующими органами возникнуть не может.

Юридическое лицо индивидуальный предприниматель обратившиеся

Сервис позволяет получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, о наличии переплат, невыясненных платежей; контролировать состояние расчетов с бюджетом; составлять и направлять в налоговые органы заявления на уточнение платежа, заявления о зачете/возврате переплаты; получать справки о состоянии расчетов с бюджетом, об исполнении обязанности по уплате налогов и других обязательных платежей, акты сверки.

Сервис позволяет проявить должную осмотрительность при выборе контрагента (поставщика, подрядчика), предоставляет сведения о государственной регистрации ЮЛ, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств, позволяет осуществлять поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц. Содержит информацию об адресах массовой регистрации; сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия в организации установлен в судебном порядке, сведения о ЮЛ, отсутствующих по своему юридическому адресу.

Дополнительно можно воспользоваться

Сервис позволяет по заданному адресу узнать номер, адрес и реквизиты налоговой инспекции.

Сервис предоставляет возможность бесплатно получить сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Сервис представляет собой пошаговую инструкцию для начинающих предпринимателей: выбор формы регистрации и режима налогообложения, осуществление государственной регистрации, правила применения контрольно-кассовой техники, информация о процедуре проведения налоговых проверок.

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

Основной целью деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей является получение максимальной прибыли и порой в этой погоне они забывают о соблюдении законодательства. Для предотвращения нарушений был введен в действие механизм государственного контроля за действиями организаций и частных предпринимателей.

Однако, на практике встречаются случаи злоупотребления правом органами государственного контроля при проведении проверок. Поэтому должна существовать нормативно-правовая база, которая регламентирует порядок осуществления контроля и соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, частью которой выступает Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

  • 1. Принцип уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Полный список работ и услуг, относительно которых необходимы предоставляться уведомления о начале деятельности предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности». В этот перечень входят такие виды, как предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, производство строительных материалов и изделий.
  • 2. Принцип презумпции добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Сущность данного положения в том, что организации и предприниматели, в отношении которых проводятся проверки, не обязаны доказывать свою невиновность, факт нарушения должны обосновать органы государственного и муниципального контроля.
  • 3. Принцип открытости и доступности информации об осуществлении государственного контроля. Данный принцип подразумевает прозрачность осуществления государственного контроля, за исключением ситуаций, связанных с информацией, передача которой запрещена или ограничена нормами права.
  • 4. Принцип соответствия полномочий органа государственного контроля с непосредственно осуществляемой проверкой. Однако, порой компетенция может быть настолько нечетко сформулирована, что позволяет толковать ее достаточно широко. В подобных случаях нужно четко выяснить имеет ли данное должностное лицо право проводить проверку или нет.
  • 5. Принцип недопустимости проведения проверки одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя по аналогичным основаниям несколькими органами государственного контроля.
  • 6. Принцип недопустимости требования о получении организацией, предпринимателем разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти для начала осуществления предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. Если законодательством не регламентировано получение подобных документов, то проверяющий орган не имеет права требовать их у проверяемого субъекта.
  • 7. Принцип ответственности проверяющих субъектов за нарушение российского законодательства при осуществлении государственного контроля. Данное положение служит сдерживающим фактором злоупотреблений контролирующих органов.
  • 8. Принцип недопустимости взимания органами государственного контроля проверяемых субъектов платы за проведение проверки. Контрольные мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проводится бесплатно.
  • 9. Принцип финансирования проверок за счет средств соответствующих бюджетов.
  • 10. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности.

Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки на контролирующие органы возлагаются ограничения, несоблюдение которых может повлечь недействительность результатов проверки. Субъекты при осуществлении государственного контроля не вправе распространять информацию, доступ к которой был получен в процессе проведения проверки и которая представляет собой:

  • — государственную тайну;
  • — коммерческую тайну;
  • — служебную тайну;
  • — иную охраняемую законом тайну.

Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Законодатель выделяет определенных лиц, имеющих права при проведении проверок:

  • а) руководитель юридического лица;
  • б) иное должностное лицо юридического лица;
  • в) уполномоченный представитель юридического лица;
  • г) индивидуальный предприниматель;
  • д) уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя.
  • Вышеперечисленные лица обладают правом присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, но не обязанностью (ст. 51 Конституции РФ для индивидуального предпринимателя). При этом контролирующий субъект обязан письменно зафиксировать данные заявления, так как иначе у проверяемого лица возникает корреспондирующее право на обжалование данных действий в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.

Орган государственного контроля обязан предоставлять информацию, относящуюся к предмету проверки. К ней можно отнести приказ о назначении выездной проверки; документы, подтверждающие компетентность лиц, проводящих выездную проверку; цели, задачи, основания проведения выездной проверки; вид и объем мероприятий по контролю; состав экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке; сроки и условия проведения проверки; ознакомление с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности; разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

Проверяемое лицо имеет право потребовать внести в акт проверки запись о согласии или несогласии с результатами проверки. А также проверяемому субъекту предоставлено право административного или судебного обжалования результатов проверки, процедуры, действий проверяющих лиц и признать их незаконными, включая возможность инициировать привлечение должностных лиц проверяющих органов к административной ответственности. Если при проведении проверки проверяемому субъекту был причинен вред, то понесенные убытки подлежат возмещению из федерального, регионального или муниципального бюджета.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

Организация вправе оспорить в суде решение либо действие (бездействие) органа государственной власти, если имеются доказательства, что нарушены их права и свободы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными — решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, — если есть основания полагать, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предусмотрено административное обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц соответствующими нормами: организация вправе обратиться в суд или в иной вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу.

Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» установлены сроки, в течение которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут обратиться в суд с заявлением об обжаловании:

  • — 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении права;
  • — 1 месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если не был получен на нее письменный ответ.

АПК РФ установила, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Данный срок пресекательным не считается, в случаях пропуска срока по уважительным причинам есть возможность восстановить его по ходатайству заинтересованного лица.

Аттестация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Внимание! С 1 по 31 декабря 2018 года всем обладателям аттестатов соответствия необходимо подтвердить соответствия квалификационным требованиям по состоянию на 1 декабря 2018 года.

Для этого требуется заполнить на официальном сайте уполномоченной организации РУП «Белстройцентр» форму через свой личный кабинет (пункт меню «подтверждение квалификационным требованиям», который будет доступен с 1 по 31 декабря 2018 года).

Информация принимается только через сайт (привозить или присылать документы почтой не требуется!).

Ежегодное подтверждение соответствия квалификационным требованиям производится на основании пункта 19 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 №252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства».


Для подачи документов на получение аттестата соответствия заявитель

1. Готовит пакет документов

согласно требованиям постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 (Глава 2) и Квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестатов соответствия первой–четвертой категории, классы сложности объектов строительства и (или) отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), работы по обследованию зданий и сооружений, право на строительство и (или) осуществление которых предоставляют указанные аттестаты соответствия, утвержденным постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25 по формам, размещенным на сайте.

После чего необходимо:

2. Зарегистрироваться на сайте att.bsc.by

2.1. ВНИМАНИЕ. Убедитесь, что ваша организация еще не зарегистрирована на сайте. Для этого введите в поле поиска название вашей организации и нажмите кнопку «Поиск». Если ваша организация уже зарегистрирована в системе вами или другим сотрудником и вы не знаете данные для входа, перейдите к п. 2.2. НЕ СОЗДАВАЙТЕ ДУБЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ. ВСЕ ДУБЛИ ОРГАНИЗАЦИЙ УДАЛЯЮТЯ С САЙТА! Если вы не нашли свою организацию, переходите к п. 2.3.
2.2. Если вашу организацию на сайте регистрировал другой пользователь и вы не знаете логин и пароль , зарегистрируйтесь на сайте (ВЫПОЛНИТЕ ТОЛЬКО ПУНКТЫ 2.3 – 2.5), после чего направьте на адрес [email protected] отсканированное письмо на смену пользователя, оформленное на фирменном бланке (при наличии), подписанное должностным лицом и заверенное печатью (при отсутствии фирменного бланка). В письме укажите Ваш новый логин, e-mail, т елефонный номер приемной, а также номер организации (если вы не знаете номер организации, пришлите название и номер УНП), которую необходимо подключить данному пользователю.

2.3. Введите ваш действительный электронный адрес на странице «Регистрация«. ВНИМАНИЕ! Если вы введете несуществующий или введете неправильно адрес e-mail, вы не сможете получать сообщения о статусе вашей организации. В дальнейшем, при необходимости, изменить e-mail вы сможете на странице МОЕ МЕНЮ/Моя учётная запись.
2.4. Придумайте и введите пароль 2 раза. ВНИМАНИЕ. Не теряйте ваш пароль. МЫ НЕ МЕНЯЕМ И НЕ ЗНАЕМ ВАШИ ПАРОЛИ! ЕСЛИ ВЫ НЕ МОЖЕТЕ АВТОРИЗОВАТЬСЯ НА САЙТЕ, ПРОВЕРЬТЕ РАСКЛАДКУ КЛАВИАТУРЫ И КЛАВИШУ CAPS LOCK. В случае утери пароля, воспользуйтесь страницей восстановления пароля.
2.5. Введите числовой код с картинки и нажмите кнопку «Регистрация».
2.6. После этого, вы попадете на сайт как зарегистрированный пользователь.

3. Создать организацию или подать заявку

ВНИМАНИЕ. У нас поменялась система работы с заявками! Если вы еще не подавали ни одной заявки, читайте п. 3.1. Если вы уже создали одну или несколько заявок, переходите сразу к п. 3.8.

3.1. Войдите на сайт (в правой колонке) со своим логином (E-mail) и паролем. Если вы только что зарегистрировались, вы уже вошли на сайт автоматически.
3.2. Пройдите по ссылке в меню «Мое меню», в правой колонке, «Мои организации/заявки» и нажмите на ссылку «РАЗМЕСТИТЬ ОРГАНИЗАЦИЮ » .
3.3. Выберите класс сложности объектов.
3.4. Внимательно заполните все поля формы заявки.

Обратите внимание! В первую очередь заполните поле «Организация» (выберите юридическое лицо или ИП). От этого поля зависят все остальные поля.
! Заполните поле «Дата подачи документов». Это день, когда вам удобнее будет привезти документы. Документы принимаются по рабочим дням в ПН, ВТ, СР, ЧТ. Возможно, эта дата будет изменена в соответствии с потоком посетителей. После утверждения даты администратором, она станет доступна на странице вашего предприятия и вы получите сообщение на ваш e-mail.

3.5. Нажмите кнопку «Сохранить» внизу формы создания заявки.
3.6. После сохранения, ваша заявка будет доступна в меню «Мое меню», справа, «Мои заявки».
3.7. Дождитесь сообщения о подтверждении администратором даты подачи документов.

ЕСЛИ ВЫ УЖЕ СОЗДАЛИ НА САЙТЕ ОДНУ ИЛИ НЕСКОЛЬКО ЗАЯВОК (ОРГАНИЗАЦИЙ) И ВАМ НЕОБХОДИМО ВНЕСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ИЛИ ДОПОЛНЕНИЯ В ВАШУ ОРГАНИЗАЦИЮ ИЛИ ВЫ ХОТИТЕ ПОЛУЧИТЬ ЕЩЕ АТТЕСТАТ(Ы):
3.8. Перейдите по ссылке «Мои заявки» в меню «Мое меню», справа.
3.9. В таблице «Мои организации», в строке вашей организации, в последнем столбце, перейдите по ссылке «Добавить заявку».
3.10. Заполните вcе необходимые поля.
3.11. Нажмите кнопку «Сохранить» внизу формы создания заявки.
3.12. После сохранения, все ваши заявки будут доступны в меню «Мое меню», справа, «Мои заявки».
3.13. Дождитесь сообщения о подтверждении администратором даты подачи документов.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит