Адвокат Анисимов Представительство и защита в суде, профессиональная переподготовка военнослужащих уволенных запас

Содержание
  1. Профессиональная переподготовка военнослужащих уволенных запас
  2. Введение
  3. Курсы профессиональной переподготовки военнослужащих
  4. 1. Нормативная база, регулирующая вопросы переподготовки и трудоустройства военнослужащих и членов их семей
  5. Центр переподготовки военнослужащих УрГУ
  6. ПЕРЕПОДГОТОВКА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
  7. Информационные технологии:
  8. Переподготовка военнослужащих перед увольнением
  9. Экономика:
  10. Занятия проводятся:
  11. Необходимые документы для поступления:
  12. Адрес и контактные телефоны Центра переподготовки военнослужащих УрГУ:
  13. Городской транспорт:
  14. Звоните нам прямо сейчас: тел. 257 – 07 – 63
  15. Профессиональная адаптация военнослужащих уволенных в запас и членов их семей (стр. 1 из 8)
  16. Средние специальные, средние технические учебные заведения Днепропетровской области
  17. Межрегиональный центр профессиональной переподготовки военнослужащих уволенных в запас
  18. Профессиональная переподготовка военнослужащих, уволенных в запас
  19. Перечень программ и курсов
  20. Кейс: «Повышение эффективности профессиональной переподготовки граждан, уволенных (подлежащих увольнению) с военной службы, на гражданские специальности»
  21. Постановка проблемы

Профессиональная переподготовка военнослужащих уволенных запас

Дегтярева А.Г.(15.09.2017 в 09:58:31)

Здравствуйте, Анна! Решение неправильное, действия начальства являются неправомерными, так как нарушают Ваше конституционное право на образование. Так, статьей 43 Конституции РФ предусмотрено, что «каждый гражданин имеет право на образование».
У военнослужащего нет обязанности в получении разрешения командира на обучение в вузе. Военное начальство не имеет права вмешиваться в процесс получения образования военнослужащим и препятствовать получению образования.
Право военнослужащих на образование регламентировано статьей 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Документом, подтверждающим право военнослужащего на учебные отпуска и другие социальные гарантии, является справка-вызов по установленной форме.
Всего доброго! Если имеются еще вопросы или нужна более подробная консультация, обращайтесь, в т.ч. на мой эл. адрес.
Буду признательна за отзыв и оценку ответа. Надеюсь, он стал для Вас полезен. С уважением, [email protected]

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет государственного и муниципального образования

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное

Кафедра государственного управления

по дисциплине: «Социология управления»

«Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в

запас и членов их семей»

студент 2 курса_____________________

группа 121 взЧ «_____»_______________ 2006 г.

к.с.н., доцент _______________________

«_____»_______________ 2006 г.

1.Нормативная база, регулирующая вопросы переподготовки и трудоустройства военнослужащих и членов их семей. 5

2.Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас11

3.Проблемы профессиональной адаптации (по результатам социологических исследований)13

3.1.Социально-профессиональный статус военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей. 14

3.2.Проблемы профессиональной ориентации, профессиональной переподготовки военнослужащих и членов их семей. 16

4.Проблемы профориентации и профессионального обучения военнослужащих и членов их семей. 21

Список используемой литературы.. 32

Приложение 1. Нормативная база, регламентирующая вопросы переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. 33

Приложение 2. Ресурсное обеспечение Программы.. 34

Приложение 3. Единая классификация военных и гражданских профессий (по сходству требований к специалисту).37

Приложение 4. Анкета военнослужащего.41

Введение

Радикальные экономические, политические и социальные преобразования, осуществляющиеся сегодня в России, не могли не затронуть такую важную государственную структуру, как Вооруженные Силы РФ. Новые условия выдвинули на повестку дня задачи реформирования армии и флота, передислокации большого числа воинских частей, формирования и обустройства новых гарнизонов и военных городков. Происходит сокращение вооруженных сил. За 2001–2004 годы с военной службы уволены свыше 170 тыс. офицеров (среди них около половины без права на пенсию), в 2005 году – 74,5 тыс. офицеров (среди них 27,7 тыс. без права на пенсию).

Курсы профессиональной переподготовки военнослужащих

По данным Министерства обороны, с 1993 по 1997 годы были уволены более 400 тыс. офицеров. В течение 1998–2000 годов уволено около 500 тыс. человек, из них до 40 % без права на пенсию. Более 85 % увольняемых офицеров – лица в возрасте до 45 лет. Абсолютное большинство из них имеют высшее образование, богатый опыт управленческой деятельности, воспитательной работы с личным составом. Немалую роль при этом играет знание современной техники и технологий. Однако следует учесть, что в условиях высокого уровня безработицы знания и опыт бывших кадровых военнослужащих зачастую остаются невостребованными.

Уволенные в запас военнослужащие и их семьи оказываются в сложном положении. Социальная и профессиональная невостребованность, потеря рабочего места, необходимость перемены места жительства, отсутствие опыта и навыков работы в условиях рыночной экономики, острая жилищная проблема – все это делает положение уволенных в запас военнослужащих очень серьезным.

Перед военнослужащими, уволенными в запас и отставку, встает ряд проблем в процессе адаптации к гражданской жизни. Среди них можно отметить следующие:

– несоответствие полученной в военном ВУЗе профессии потребностям современного рынка труда. В результате этого – трудоустройство на малоквалифицированную, низкооплачиваемую работу, поиск случайных заработков;

– проблема профессиональной переподготовки на новые специальности в соответствии со спросом;

– обеспечение жильем. Эта проблема особенно остро стоит для военнослужащих, прослуживших менее десяти лет, и становится почти неразрешимой. (По данным Министерства обороны РФ, на конец 2005 года не получили квартиры 34 тыс. семей граждан, уволенных с военной службы.);

– очень часто увольнение с военной службы является психологическим ударом. Это происходит в связи с тем, что служба в армии являлась для человека фактором социальной защиты.

– после увольнения из армии у многих офицеров на фоне общего стрессового состояния происходит ухудшение здоровья и физического состояния.

Перечисленные обстоятельства приводят к созданию целого блока проблем, связанных с увольнением человека из рядов вооруженных сил.

1. Нормативная база, регулирующая вопросы переподготовки и трудоустройства военнослужащих и членов их семей

Как показывает опыт работы, наиболее острой является проблема обеспечения занятости военнослужащих, уволенных в запас. Этой категории граждан, несмотря на высокий уровень образования и профессиональной квалификации, особенно трудно найти работу, и в настоящее время на рынке труда они оказываются социальной группой риска. Для смягчения сложившейся ситуации Правительством РФ разработан ряд законодательных актов. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 729 «Государственная программа «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из вооруженных сил российской федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей»на 2002-2005 годы» Минтрудом России, федеральными органами исполнительной власти разработана Федеральная целевая программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 2002–2005 годы. В ходе реализации программы предусматривается осуществить переподготовку по гражданским специальностям около 150 тыс. военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, и до 30 тыс.членов их семей, завершить создание сети региональных учебных центров, способных эффективно и в полном объеме решать задачи профориентации, переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих в условиях массового увольнения.Программа призвана обеспечить дальнейшее развитие системы профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройства данной категории населения в период проведения военной реформы, способствовать снижению социальной напряженности в армейской среде. Программа является внебюджетной. Ее реализация позволит переквалифицировать на гражданские специальности около 13 тыс. уволенных с военной службы и членов их семей, что составит около 20 % от числа нуждающихся в переподготовке.

Основными целями программы являются:

– снижение социальной напряженности в местах компактного проживания военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, путем регулирования процесса их адаптации к гражданской жизни с учетом особенностей проживания в отдаленных и обособленных военных городках;

– создание условий для наиболее полного использования интеллектуального и профессионального потенциала бывших военных специалистов в интересах продвижения и углубления социально-экономических реформ.

Основные задачи программы:

– организация с участием всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти комплексной работы по профориентации и заблаговременной подготовке военнослужащих к грамотным действиям на рынке труда, подбору подходящей гражданской специальности с учетом имеющейся у них квалификации, опыта и личных качеств;

– переподготовка военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей по гражданским специальностям с гарантированным трудоустройством или по специальностям, ориентированным на предпринимательскую деятельность, с использованием всех доступных форм и методов обучения, в том числе дистанционного;

– организация сотрудничества с региональными и федеральными административными, банковскими, предпринимательскими и общественными структурами по вопросам переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Программа призвана обеспечить социальную защиту военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на этапе их интеграции в гражданскую жизнь, а также для наиболее полного использования интеллектуальных возможностей этой категории граждан.

Программа определяет порядок организации комплексной работы по профориентации и заблаговременной подготовке военнослужащих к грамотным действиям на рынке труда, выбору подходящей специальности бывшим военнослужащим с учетом имеющейся квалификации, опыта и потребностей рынка труда, по проведению переобучения военнослужащих на новую специальность и содействию их трудоустройству. Постановление, в частности, регламентирует профессиональную подготовку и трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Профессиональную подготовку и трудоустройство граждан, уволенных с военной службы, планируется проводить в соответствии с мероприятиями, предусмотренными проектом федеральной программы «Переподготовка и обеспечение занятости военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на 2002–2005 годы».Реализация программы предусматривает оказание содействия службы занятости каждому гражданину, уволенному с военной службы, и членам его семьи. Приоритет отдается военнослужащим, не имеющим жилья, а также лицам, у которых на иждивении находятся нетрудоспособные члены семьи.

В этих целях планируется:

– организовать нормативно-правовое, методическое и информационное обеспечение работ по переподготовке и трудоустройству;

34 мсд » Центр переподготовки военнослужащих УрГУ » О нас

Центр переподготовки военнослужащих УрГУ

Центр создан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2001 года № 729 с целью профессиональной переподготовки по гражданским специальностям, увольняемых с военной службы военнослужащих, и граждан уволенных за последние три года из ВС РФ, в связи с сокращением Вооруженных сил РФ.

В рамках Российско-Британской программы – Центр осуществляет профессиональную бесплатную переподготовку военнослужащих (офицеров, прапорщиков, военнослужащих по контракту, срок службы которых в рядах ВС МО РФ не менее 5 лет), состоящих в плане увольнения в запас, и граждан, уволенных с военной службы, но не более как 3 года назад по программам (специальностям) – лицензия Министерства Образования РФ № 24 Г – 1786 от 12 марта 2002 г.

ПЕРЕПОДГОТОВКА ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

Информационные технологии:

— «Информационно-технологическое обеспечение организации оперативного учета и управления с применением «1С: Предприятие 7.7»
— «Информационные системы.

Переподготовка военнослужащих перед увольнением

Администрирование локальных сетей»
— «Прикладная информатика в экономике» (Оперативный учет)
— «Прикладная информатика в экономике» (Бухгалтерский учет)
— «Информационные системы в издательстве и рекламе»

Экономика:

— «Предпринимательская деятельность в сфере организации малого и среднего бизнес (Менеджмент организации)
— «Предпринимательская деятельность в сфере организации малого и среднего бизнеса» (Менеджер персонала)
— «Предпринимательская деятельность, маркетинг и логистика в сфере малого и среднего бизнеса»

Мы не решаем за Вас ваши проблемы!
Мы готовим Вас до уровня, когда Вы сами решите их!
Наш Центр работает на Вас и Ваше будущее!

После успешного завершения обучения слушателям выдается диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, дающий право на ведение нового вида профессиональной деятельности.

Центр располагает современными аудиториями, компьютерными классами, методическими кабинетами, оснащенными новейшей вычислительной техникой, лицензионными программными средствами ведущих фирм. Центр оказывает эффективную помощь выпускникам в их трудоустройстве. Создается компьютерный банк данных по выпускникам, потенциальным работодателям г. Екатеринбурга, формируется тесное сотрудничество с городскими и районными службами занятости населения, командованием ПУрВО, военными комиссариатами по вопросам социальной адаптации военнослужащих, набора их на обучение и трудоустройства.

Для военнослужащих, планируемых на увольнение или уволенных в запас, срок обучения – 3 месяца.
Начало занятий очередных потоков – сентябрь, декабрь, апрель.

Занятия проводятся:

дневные-5 дней в неделю (понедельник-пятница) по 8 часов в день с 9.00 до 14.50
вечерние-6 дней в неделю (понедельник-пятница) по 6 часов с 15.30 до 19.50
суббота – 8 часов в день с 9.00 до 14.50

Необходимые документы для поступления:

заявление,
ксерокопия документа об образовании (диплом),
1 фотография 3х4,
список и направление от командира в/ч, (справка о выслуге лет от военкома РВК).

ИНОГОРОДНИМ слушателям на период обучения предоставляется благоустроенное жилье БЕСПЛАТНО !

Вы до сих пор не владеете персональным компьютером;
Вы открыли собственное дело, но чувствуете нехватку управленческих знаний;
Вы уволились в запас и не имеете гражданской специальности,
Вы на пороге увольнения в запас и Ваше будущее не определено;
Вас не устраивает Ваш доход;
Выйти из этих затруднительных положений Вам помогут в нашем Центре!
Если у Вас есть сомнения, появились вопросы, приходите к нам!

Профессиональная переподготовка военнослужащих осуществляется БЕСПЛАТНО !

Адрес и контактные телефоны Центра переподготовки военнослужащих УрГУ:

620142, г. Екатеринбург, ул. Чапаева 16, офис 326
Телефон: отдел комплектования – (343) 257-07-63, (факс – 257-07-63);

Городской транспорт:

автобус 18, ост. «Музей Бажова»,
троллейбусы 11, 5, ост. «Музей Бажова»,
трамваи 11, 6, 15, 4, 27, ост. Большакова.

Звоните нам прямо сейчас: тел. 257 – 07 – 63

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации

Профессиональная переподготовка военных специалистов является самостоятельным видом дополнительного образования. Она проводится с учетом профиля полученного образования (военно-учетной специальности) и осуществляется военными учреждениями дополнительного профессионального образования Министерства обороны РФ по программам двух типов.

Профессиональная адаптация военнослужащих уволенных в запас и членов их семей (стр. 1 из 8)

В первом случае специалист совершенствует свои знания для работы в рамках смежной или иной военно-учетной специальности. Он должен приобрести дополнительные знания, умения и навыки, изучить научные и учебные дисциплины, освоить разделы техники и новые технологии, необходимые для выполнения нового вида деятельности. Программа предполагает свыше 500 часов аудиторных занятий. В итоге специалист получает диплом о профессиональной переподготовке государственного образца или свидетельство Министерства обороны РФ о профессиональной переподготовке к новому виду деятельности в рамках конкретной военно-учетной специальности.

Во втором случае офицер получает дополнительную квалификацию в пределах уже имеющегося образования (военно-учетной специальности). На это потребуется не менее 1000 часов трудоемкости.

Профессиональная переподготовка проводится не реже одного раза в три года или при назначении офицера на высшую воинскую должность. Персональный отбор кандидатов для направления на учебу проводится командирами воинских частей и организаций Вооруженных Сил с учетом предложений аттестационных комиссий. Преимущественное право направления на обучение предоставляется военным специалистам, назначенным на высшие должности, впервые назначенным на преподавательские должности без окончания адъюнктуры, изменившим профиль военной службы.

Военные специалисты могут направляться на обучение с сохранением или без сохранения должностей по месту службы. Для того чтобы сохранить должность, командир В/Ч, заинтересованный в дополнительном обучении военнослужащих, должен за четыре месяца до начала занятий представить в образовательное учреждение именные списки кандидатов.

В них должна быть указана максимально подробная информация о кандидате (ФИО, личный номер, год рождения, звание, должность, место службы, сведения об основном и дополнительном образовании, допуск к гостайне, медицинская справка) . На кандидатов, отобранных для учебы без сохранения воинских должностей по месту службы, кроме того, направляются личные дела.

После утверждения кандидатов на учебу именные списки высылаются в виды и рода войск ВС РФ и центральные органы военного управления. В свою очередь, их представители письменно извещают об этом соответствующих командиров В/Ч. Личные дела, выписки из именных списков кандидатов и справки о медицинском освидетельствовании высылаются в образовательное учреждение не позднее чем за полтора месяца до начала занятий.

Направление на учебу военных специалистов, утвержденных слушателями, производится с расчетом прибытия их к месту учебы за один-два дня до начала занятий. Этим лицам выдаются командировочные удостоверения, справки о допуске к гостайне, проездные документы (деньги) и проч. На срок обучения им выплачиваются командировочные и предоставляется общежитие или гостиница (члены семей жилой площадью не обеспечиваются).

Военные специалисты, зачисленные на учебу без сохранения воинских должностей по месту службы, откомандировываются на учебу как к новому месту службы.

Зачисление слушателями на учебу производится без вступительных экзаменов на основании именных списков.

Средние специальные, средние технические учебные заведения Днепропетровской области

Межрегиональный центр профессиональной переподготовки военнослужащих уволенных в запас

Межрегиональный центр профессиональной переподготовки военнослужащих уволенных в запас Днепропетровской области является государственным профессионально-техническим учебным заведением.
Находится: Днепропетровская область, г. Кривой Рог, улица Ушакова, 4.
Телефоны: (0564) 27-18-11; 27 – 24 — 01; 27 – 24 – 00.

Межрегиональный центр профессиональной переподготовки уволенных в запас военнослужащих Днепропетровской области является государственной собственностью и подчинен Министерству образования и науки Украины.

Межрегиональный центр профессиональной переподготовки уволенных в запас военнослужащих (МЦППВ) создано в Кривом Роге соответствии Межправительственного соглашения Украины и Германии в 1994 году. В структуру Центра входит филиал в пгт. Широкое Днепропетровской области.

  • 6 учебными корпусами,
  • общественно-бытовым корпусом,
  • 4 корпусами учебно-производственных мастерских,
  • 3 спортивными залами,
  • 3 актовыми залами.

Учебно-материальная база Центра создает оптимальные возможности для организации учебно-воспитательного процесса.
Специальности:

  • обувщик индивидуального пошива обуви;
  • газорезчик;
  • электрогазосварщик;
  • закройщик;
  • кондитер;
  • портной;
  • повар;
  • мастер маникюра;
  • обрубщик;
  • оператор ЭВМ;
  • бухгалтер;
  • парикмахер (парикмахер-модельер 1, 2 класса);
  • продавец непродовольственных товаров 1, 2, 3 категории;
  • радиомеханик по обслуживанию и ремонта радиотелевизионной аппаратуры;
  • рихтовщик кузовов;
  • слесарь по ремонту автомобилей;
  • слесарь-ремонтник;
  • стропальщик (СП);
  • сталевар электропечи;
  • токарь;
  • оператор станков с программным управлением;
  • фрезеровщик;
  • швея;
  • шлифовщик.

Крючков Андрей Валерьевич. Профессиональная переподготовка военнослужащих, уволенных в запас и ее роль в борьбе с безработицей : Дис. . канд. экон. наук : 08.00.05 : Москва, 2002 175 c. РГБ ОД, 61:03-8/1290-4

ГЛАВА 1. Роль профессиональной переподготовки в системе мер по борьбе с безработицей 10

1Л. Профессиональная переподготовка и требования рынка труда 10

1.2.Формирование системы профессиональной переподготовки 24

ГЛАВА 2. Профессиональная переподготовка военнослужащих уволенных в запас в условиях рыночной экономики и продолжающейся военной реформы 42

2.1 Ситуация на рынке труда и перспективы трудоустройства военнослужащих уволенных в запас в настоящий период времени 42

2.2. Цели, принципы и основные направления профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных в запас 56

2.3. Методика оценки уровня профессиональной переподготовки и личностных качеств военнослужащих, уволенных в запас, как способ определения приоритетов при дальнейшем выборе профессии и оптимизации процесса профессиональной переподготовки 77

ГЛАВА 3. Нормативно-правовая база профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных в запас и ее совершенствование 104

3.1. Нормативно-правовая база регулирующая рынок труда военнослужащих, уволенных в запас 104

3.2. Совершенствование нормативно-правовой основы организации профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных в запас. 115

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 138

Актуальность темы исследования. В процессе реформирования вооруженных сил проблема профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных в запас и ее роль в борьбе с безработицей являются наиболее приоритетными для Российской Федерации. Современная ситуация на рынке труда, характеризуется продолжающимся сокращением численности занятого населения, ростом скрытой безработицы, увеличением ее продолжительности, повышением требований к качеству рабочей силы, все это обуславливает необходимость настоящего исследования. В условиях конверсии военного производства и сокращения вооруженных сил, формирование системы переподготовки военнослужащих, уволенных в запас приобретает приоритетное значение в системе мер противодействия безработице. Вышесказанное предполагает необходимость научно-методической разработки данной проблемы, что в свою очередь окажет существенную помощь в создании необходимых условий для грамотной организации профессиональной переподготовки военнослужащих в общегосударственном масштабе и совершенствованию законодательной базы в сфере профессиональной подготовки и образования.

Актуальность проблемы исследования профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных в запас, обусловлена:

— потребностью в дальнейшей теоретической разработке формирования системы профессиональной переподготовки такой специфической категории граждан, как военнослужащие, уволенные из вооруженных сил;

— остротой неразрешенных социально-экономических проблем, возникающих у большинства военнослужащих уволенных из вооруженных сил, связанных с переходом на новый социальный статус;

— необходимостью выявления и изучения ситуации на рынке труда и перспектив трудоустройства демобилизованных из армии, определения направлений их профессиональной переподготовки;

— возрастанием требований рынка труда к качеству рабочей силы;

— необходимостью скорейшего приобретения демобилизованными, новой специальности и квалификации, востребованной рынком труда.

Профессиональное обучение и переподготовка дают возможность перераспределения рабочей силы и трудоустройства граждан в соответствии с потребностями рыночной экономики и в рамках действующего законодательства.

Вместе с тем, развитие и становление системы профессиональной обучения и переподготовки военнослужащих происходит в сложных условиях существующих рыночных отношений, что существенно влияет на качество переподготовки, ее результативность. Высокая скрытая безработица, сокращение количества рабочих мест и закрытие многих предприятий, работающих убыточно и малорентабельно, выпускающих продукцию, не пользующуюся на данный момент спросом, существенно осложнили проблему последующей занятости прошедших переподготовку военнослужащих.

В этих условиях особое значение приобретают проблемы оценки уровня подготовки и переподготовки граждан, в том числе военнослужащих, уволенных в запас, обоснование затрат на повышение квалификации с учетом цикла обновления технического базиса, обеспечение условий эффективности переподготовки персонала на базе современных учебных технологий и новых форм организации учебных процессов.

Для повышения конкурентоспособности прошедших переподготовку военнослужащих необходимы внедрение новых методик оценки уровня профессиональной переподготовки, учет и анализ действующей нормативно правовой базы, регулирующей данный сектор экономики.

Изученность проблемы. Анализу демографических, социальных, экономических и других тенденций на рынке труда посвящено не мало научных трудов, в которых достаточно всесторонне рассматриваются особенности функционирования рынка труда. В работах таких авторов как Зущина Г.М., Костин О.А., Кязимов КГ., Султанова P.M. исследуются вопросы занятости, подготовки и переподготовки кадров, роль профессиональной адаптации незанятых граждан на рынке труда.

Изучению проблем профессиональной переподготовки и социальной защищенности военнослужащих посвящены работы Когана B.C., Герасимова А.В., Лозы Г.Г., Коровникова А.В., Кибакина MB. Примакова В.Л., Шелест Б.Е.. Отдавая должное полученным вышеназванными авторами результатам необходимо отметить, что проблема профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных в запас в современном масштабе — явление для нашей страны новое. Опыт зарубежных стран и ученых Г. Беккера, Г. Джонсона, Дж. Минцера, Л. Туроу и д.р. не всегда применим к российским условиям, зачастую не отвечает экономическим и социально-историческим особенностям развития российского общества. Анализируя работы отечественных авторов в данной области, следует отметить, что значительное их количество теперь уже можно рассматривать с точки зрения истории изучения проблемы, а не применимости в настоящий момент. Последние исследования в данной области зачастую не успевают за стремительным развитием отношений на рынке труда, изменениями в структуре вооруженных сил и как следствие носят фрагментарный характер. При этом профессиональная переподготовка рассматривается в большинстве случаев лишь с экономических и социальных позиций без учета особенностей законодательства России, его влияния на протекающие экономические изменения и их взаимодействие. Процесс профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных в запас, анализ его уровня с учетом последних изменений в трудовом законодательстве в данном сочетании достаточно не изучен. Актуальность проблемы, ее недостаточная проработанность в военной экономике и определили выбор темы, объекта, предмета, цели и задач диссертационного исследования.

Объектом исследования является система профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных в запас как средство активной политики на рынке труда, направленной на снижение безработицы. Отличительной особенность сложившейся в России ситуации является масштабное сокращение вооруженных сил, проходящее в сжатые сроки. В связи с этим, а также продолжающимися реформами, сложилась очень сложная ситуация в сфере занятости. Это приводит к тому, что уровень профессиональной переподготовки, ее направленность и навыки специалистов не соответствуют требованиям рынка труда. Однако при стабилизации ситуации в экономике появится необходимость в методологическом инструментарии, позволяющем готовить конкурентоспособных и как следствие, востребованных специалистов.

Предметом исследования являются организационно-методические аспекты формирования системы профессиональной переподготовки военнослужащих.

Целью диссертационного исследования является разработка комплекса предложений по совершенствованию системы профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных в запас, практических рекомендаций по обеспечению ее нормативно-правовой базы.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1. Проанализировать ситуацию на современном рынке труда России, динамику занятости, безработицы и перспективы трудоустройства военнослужащих, уволенных в запас;

2. Определить цель, задачи, принципы и формы профессиональной переподготовки, а также проанализировать основные направления профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных в запас;

3. На основе накопленного в экономической науке опыта определить методологические подходы к разработке модели профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных в запас и граждан, ищущих работу;

4. Разработать классификатор профессий и специальностей, наиболее востребованных военнослужащими;

5. Разработать методику оценки качества переподготовки, провести обследование уровня и глубины получаемых знаний и навыков в целях повышения результативности их трудоустройства;

6. Изучить нормативно-правовые акты, регулирующие рынок труда и профессиональную переподготовку военнослужащих, уволенных в запас, разработать рекомендации по их совершенствованию.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по экономике и управлению персоналом, специалистов по проблемам экономики труда и трудовому праву, социологов, юристов, а также законодательные акты Президента и Правительства Российской Федерации.

Методологической основой исследования является комплексный подход к анализу и разработке системы профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных в запас. В работе используются статистический, расчетно-аналитический, сравнительный, системный и другие методы анализа. Конкретными информационными материалами, используемыми в исследовании, стали данные социально-экономической отчетности предприятий, опубликованные в печати, а также материалы специализированных периодических изданий. Используется материал, накопленный в результате личного участия автора в научно-практических конференциях, семинарах, «круглых столах», производственных интервью с руководителями кадровых служб ведущих компаний на рынке информационных технологий. Систематизированы собственные результаты исследований автора по вопросам связанным с рынком труда, по законодательно-правовым актам, регулирующим организацию профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

Информационную базу исследования составили материалы Международной организации труда, Международного бюро труда, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Госкомстата Российской Федерации, служб занятости населения, кадровых служб центров по профессиональной переподготовки военнослужащих.

Социально-экономические и социологические исследования проведены автором на предприятиях различных форм собственности и центрах профессиональной переподготовки г. Москвы.

Научная новизна исследования заключается в разработке автором теоретико-методологических положений по формированию системы профессиональной переподготовки и личностных качеств военнослужащих, уволенных в запас как способа определения приоритетов при дальнейшем выборе профессии и оптимизации процесса профессиональной переподготовки. При этом получены следующие теоретико-методические и практические результаты, определяющие научную новизну работы:

— на основе изучения теоретических положений отечественных и зарубежных ученых предложена авторская трактовка термина профессиональная переподготовка военнослужащих, уволенных в запас;

— на основе анализа существующих форм профессиональной переподготовки разработана модель системы профессионального обучения граждан ищущих работу и военнослужащих, уволенных в запас;

разработана методика оценки уровня профессиональной переподготовки и личностных качеств военнослужащих, уволенных в запас;

— проведено обследование уровня и глубины, полученных в процессе переподготовки знаний и навыков в целях повышения результативности трудоустройства военнослужащих, уволенных в запас;

— проведен комплексный анализ нормативно — правовой базы, регулирующей рынок труда и организации профессиональной переподготовки военнослужащих, уволенных в запас; разработаны практические рекомендации по ее совершенствованию.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и возможности внедрения указанной методики оценки уровня профессиональной переподготовки и личностных качеств военнослужащих, уволенных в запас в целях оптимизации процесса профессиональной переподготовки и достижении наилучших результатов.

Предложенные концептуальные и методические решения могут быть использованы центрами профессиональной переподготовки военнослужащих вне зависимости от ведомственной принадлежности, а так же предприятиями различных форм собственности.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации получили свое отражение в публикациях автора общим объемом 2,5 п.л., а также представлены диссертантом в научных сообщениях в учебных центрах системы Министерства обороны РФ.

Публикации по теме диссертации:

1. Крючков А.В. Современные проблемы профессиональной подготовки и обучения незанятых и безработных граждан. Москва АТиСО 2001 -1,5 п.л.

2. Крючков А.В. На рынке труда — военнослужащие, уволенные в запас (проблемы переподготовки и адаптации) Спецвыпуск научных трудов аспирантов и соискателей АТиСО «Соискатель» 1(15); 1(16) 2002, Москва АТиСО 2002 — 1п.л.

Профессиональная переподготовка военнослужащих, уволенных в запас

Перечень программ и курсов

Образовательный портал ОмГПУ

Лаборатория образовательной робототехники

Документы и бланки

Образовательный портал «Школа»

Анкета опроса инвалидов

Разработка и поддержка сайта — Центр информатизации ОмГПУ

Дизайн сайта — студия Inspiractive

Направляйте комментарии по адресу [email protected]

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-57985

от 28 апреля 2014 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель: ФГБОУ ВО «ОмГПУ», ОГРН № 1025500758073 от 25.12.2002 г.

Кейс: «Повышение эффективности профессиональной переподготовки граждан, уволенных (подлежащих увольнению) с военной службы, на гражданские специальности»

Постановка проблемы

В числе актуальных современных проблем военно-социальной политики важное место занимает проблема, связанная с необходимостью переподготовки граждан, уволенных с военной службы, на новые профессии. В процессе реформирования Вооруженных сил профессиональная переподготовка военнослужащих, уволенных в запас как инструмент борьбы с возможным ростом безработицы стали наиболее приоритетными для Российской Федерации. Современная ситуация на рынке труда, характеризуется продолжающимся сокращением численности занятого населения, ростом скрытой безработицы, повышением требований к качеству рабочей силы.

В 90-ые годы ХХ века в целом положительно зарекомендовала себя система профессиональной переподготовки офицеров и прапорщиков (мичманов) на гражданские специальности. Центры такого профессионального переобучения были созданы практически во всех крупных субъектах Российской Федерации, во многих воинских частях. Во многих регионах были созданы межведомственные рабочие группы по профессиональной ориентации, переобучению и трудоустройству граждан, уволенных с военной службы, которые координируют реализацию указанных мер. Однако со временем эта система в большинстве субъектов Федерации пришла в упадок.

В условиях конверсии военного производства и сокращения Вооруженных сил РФ, формирование системы переподготовки военнослужащих, уволенных в запас приобрела приоритетное значение в системе мер противодействия безработице. Реализация права увольняемых военнослужащих на профессиональную переподготовку является одним из ключевых направлений по осуществлению социальной защиты этой группы населения. В соответствии с п.4 ст.19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Минобороны России (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба).

Реализации мер по эффективной адаптации военнослужащих, увольняемых с военной службы, к условиям гражданской жизни, и реализации права военнослужащих на профессиональную переподготовку по гражданским специальностям в некоторой степени способствовало выполнение ведомственной целевой программы Минобороны России «Реализация социальных гарантий военнослужащим, увольняемым с военной службы». В рамках этой программы по настоящее время функционирует целевая программа переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас. В ее реализации принимают участие 14 военных ВУЗов и 24 их филиала, предлагающие обучение по более чем 300 гражданским специальностям. Начиная с 2009 г., переподготовку только в военных ВУЗах прошли около 20 тысяч человек.

Военнослужащие, проходящие профессиональную переподготовку в указанных образовательных учреждениях, заинтересованы в получении следующих групп специальностей: управленческие – 67,4%; специальные (юриспруденция, экономика и финансы, медицина, информационное обеспечение и работа с общественностью) – 11%; использование, техническое и программное обеспечение ПЭВМ – 8,2%; инженерно-технические – 7,2%; гуманитарные (экология, психология, перевод и переводоведение) – 6,2%.

Если судить по количеству поданных заявлений, то наиболее востребованы среди увольняемых военнослужащих следующие гражданские специальности: «специалист по управлению экономикой»; «управление персоналом»; «управление производством; «системы и средства защиты информации»; «информационная безопасность компьютерных систем»; «менеджер в области управления природопользованием и охраны окружающей среды»; «организация перевозок и управление на транспорте»; «кадастровый инженер».

Следует отметить, что при достаточно высокой организации переподготовки в военных вузах наблюдались недостатки в той или иной мере, препятствующие образовательному процессу. Среди обнаруженных недостатков следующие:

– слабое использование современных технических средств обучения – 23,9%;

– рассмотрение только теоретических вопросов, далеких от реальной жизни – 20,5%;

– отсутствие деловых игр, практических занятий – 11,9%;

– неинтересное проведение занятий – 4%;

– преподавание предметов, слабо связанных с будущей специальностью – 3,4%;

– жесткий контроль посещаемости – 2,8%;

– низкая квалификация преподавателей – 2,8%.

В целях повышения качества переподготовки военно-учебные заведения применяют практику привлечения к обучению ведущих специалистов гражданских вузов и органов служб занятости регионов, осуществляют взаимодействие с потенциальными работодателями. В военных вузах проводятся ярмарки вакансий, дни социального обслуживания, в воинских частях – информационно-консультационные мероприятия.

Вместе с тем конечной целью профессиональной переподготовки является гарантированное трудоустройство военнослужащего по избранному месту жительства после увольнения с военной службы. В этой связи полученная перед увольнением гражданская специальность, как правило, не соответствует потребностям рынка труда субъекта РФ, в котором военнослужащий планирует проживать после увольнения.

При увольнении граждан с военной службы на рынок труда в качестве безработных приходят лица трудоспособного возраста, в основном с высшим профессиональным образованием. В ходе трудоустройства целесообразно использовать как опыт их служебной деятельности, так и профессиональную квалификацию. Вопросы содействия трудоустройству законодательно отнесены к полномочиям Минтруда России и органов исполнительной власти субъектов РФ, с которыми Минобороны России активно сотрудничает. Такие отношения между уволенными в запас военнослужащими и региональными подразделениями Минтруда России возникают в том случае, если бывший военнослужащий встал на учет в службе занятости как безработный.

В соответствии с законодательством о занятости населения основные мероприятия по подбору подходящей работы и трудоустройству граждан, уволенных с военной службы, проводятся органами службы занятости в субъектах Российской Федерации. Обобщая информацию из регионов, можно выделить следующие группы мероприятий:

• информирование о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации;

• проведение тематических ярмарок вакансий;

• организация временного трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

• профессиональная ориентация (переориентация) в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, в том числе в период, предшествующий увольнению;

• организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации признанных в установленном порядке безработными граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;

• содействие самозанятости безработных граждан из числа уволенных с военной службы и членов их семей, оказание им финансовой помощи на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов;

• психологическая поддержка, а также социальная адаптация безработных граждан, уволенных с военной службы, на рынке труда.

Серьезной проблемой является трудоустройство военнослужащих, окончивших курсы подготовки (переподготовки) и повышения квалификации по вновь полученной специальности. Из-за отсутствия прямых связей с предприятиями и организациями, заинтересованными в трудоустройстве военнослужащих запаса, последние выходят на рынок труда с дипломом (свидетельством) на руках и конкурируют с молодыми выпускниками ВУЗов и других специализированных учебных заведений, которые так же не имеют практического опыта работы по специальности. Не секрет, что в большинстве случаев работодатели отдают предпочтение молодежи.

Поэтому большинство военнослужащих запаса без особого энтузиазма относятся к обучению на каких-либо курсах переподготовки. В 2013 году в органы службы занятости с этой целью обратились лишь 518 человек (в 2012 г. – 405 чел., в 2011г. – 1 462 чел., 2009 г. — 848 военнослужащих, уволенных в запас).

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит