Трудовое право, общая характеристика принципов трудового права кратко

Содержание
  1. Трудовое право. Общая характеристика трудового права
  2. Принципы трудового права
  3. Понятие принципа трудового права
  4. Классификация принципов трудового права
  5. Виды принципов трудового права
  6. Краткая характеристика трудового права
  7. Общая характеристика принципов трудового права
  8. Общая характеристика принципов трудового права

Трудовое право. Общая характеристика трудового права

Трудовое право — отрасль российского права, регулирующая трудовые отношения. Основным законом трудового права является Кодекс законов о труде (КЗоТ).

Трудовые отношения — это сложившийся комплекс экономических, социальных и административных отношении между работодателем и наемным работником на основе трудового договора (контракта).

КЗоТ и иные нормативные акты о труде регулируют трудовые отношения всех работников, работающих по трудовому договору (контракту) с индивидуальным нанимателем или организацией. Наряду с ними, в предмет трудового права входят также отношения, связанные с участием работников в управлении трудовым коллективом (непосредственно или через профсоюз), с подготовкой и переподготовкой работников, государственным социальным страхованием.

Трудовое право необходимо обществу для достижения определенных, конкретных задач. Кодексом законов о труде РФ определены следующие общие задачи: содействие росту производительности труда, улучшение качества работы; повышение эффективности общественного производства и подъем на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся; укрепление трудовой дисциплины; обеспечение высокого уровня охраны труда и условий труда.

Нормы трудового права объединены в две его основные части — общую и особенную. Общая часть включает нормы, имеющие значение для регулирования всех трудовых отношений или их основной части. Особенная часть включает нормы, регулирующие элементы (стороны) трудовых отношений и связанных с ними: рабочее время, время отдыха, трудовые споры, отношения по материальной ответственности, социальное страхование (пособия по временной нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение).

К обшей части относятся институты: коллективного договора, участия работников и трудового коллектива в управлении производством, а также общие положения (нормы, определяющие задачи, принципы, виды отношений, структуру и др.).

Особенная часть состоит из институтов: занятости, трудового договора, рабочего времени, времени отдыха, заработной платы, материальной ответственности, труда молодежи, труда женщин, трудовой дисциплины, льгот для работников, совмещающих работу с обучением, трудовых споров, надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

Трудовое право выполняет общие функции, присущие всем отраслям права, т.е. функции регулирования экономических, политических, социальных и управленческих отношений. Особенность функционирования норм трудового права состоит в том, что нормы трудового права регулируют лишь часть экономических, социальных, политических и управленческих отношений, которые складываются в трудовом коллективе той или иной организации. Трудовое право выполняет также специальные юридические функции: регулятивную и охранительную. Особенность охранительной функции, в частности, состоит в том, что трудовое законодательство устанавливает особый вид дисциплинарной ответственности (ст. 135 КЗоТ РФ).

Трудовое право выполняет и такие специфические функции, присущие только этой отрасли права, как производственная и функция социальной защиты.

Производственная функция состоит в том, что нормы трудового права имеют направленность и принимаются в целях удовлетворения прав и интересов работодателей.

Функция социальной защиты направлена на удовлетворение предусмотренных Конституцией и законами РФ прав и интересов наемных работников. Соблюдение этих прав и интересов работников защищается также их объединениями, например, профсоюзами, другими общественными организациями, политическими партиями, а также государственными органами в области труда и занятости. В идеальном варианте обе функции должны развиваться сбалансировано, то есть должны закрепить определенный баланс интересов в виде определенного компромисса между работодателями и наемными работниками.

Принципы трудового права

Понятие принципа трудового права

Принципы трудового права — это основополагающие идеи, нашедшие закрепление в законодательстве о труде, определяющие сущность, основные черты, внутреннее единство и развитие трудового права.

Принципы трудового права — это главные правовые основы, общие положения, отражающие действующее трудовое законодательство и главные направления политики государства в сфере труда.

Сложившиеся принципы трудового права, с одной стороны, отражают сложившуюся систему общественных отношений по организации труда, а с другой стороны, в принципах правового регулирования трудовых отношений наиболее ярко должен проявляться гуманистический и демократический характер всей системы права. Поэтому изучение принципов трудового права дает возможность глубже выявить и понять основные закономерности развития общественных отношений по труду, в условиях рыночной экономики.

Современный российский законодатель пошел по пути обязательного закрепления принципов в принимаемых нормативных актах. Но, не смотря на то что Трудовой кодекс содержит статьи, в которых определяются основные начала правового регулирования, следует отличать принцип от правовой нормы. Устанавливая общее правило поведения (правовую норму) на основе руководящей идеи (принципа), законодатель достигает единства нормотворческой деятельности. И следует понимать, что принцип не содержит всех элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции и санкции). С его помощью нельзя напрямую урегулировать конкретные отношения между субъектами права. Но принцип права непременно себя проявит в правовых нормах, которые обязаны соответствовать принципу. Принципы трудового права являются более стабильными категориями, чем нормы трудового законодательства. Но с коренными изменениями в организации труда основные принципы трудового права тоже меняются — одни отмирают, другие появляются, третьи действующие наполняются новым содержанием.

Правовые принципы имеют значение как для правотворческой, так и для правоприменительной деятельности. Руководствуясь принципами, законодатель формулирует отраслевые нормы, вносит изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты. Они помогают глубже уяснить смысл конкретных норм действующего законодательства и определяют тенденции его развития. В соответствии с принципами права осуществляется толкование его норм. Принципы могут быть использованы при обнаружении пробелов в праве, которые не удается заполнить, применяя аналогию закона, в этом случае на помощь приходит аналогия права, предусматривающая в решении основываться на правовые начала — принципы. Естественно, что использовать принципы в аналогии права можно только те, которые законодательно закреплены.

Поэтому принципы — это часть права в объективном смысле, и очень важной в понимании этого значения является ст. 18 Конституции, в которой сказано, что права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Основополагающая идея правового регулирования труда становится принципом, если она находит закрепление в законодательстве о труде. Именно в силу этого такая идея может определить основные черты, сущность, внутреннее развитие трудового права. В подтверждение этого положения достаточно сослаться на историю трудового права России. Принципы трудового права, заложенные в КЗоТ РСФСР 1918 г., претерпели существенные изменения в последующих кодексах, особенно в ТК РФ 2001 г. Так, если в КЗоТ РСФСР 1922 г. был закреплен конституционный принцип права на труд, т. с. права на гарантированное получение работы с оплатой ее в соответствии с количеством и качеством труда, то в ТК РФ 2001 г. (ст. 2) он видоизменяется с учетом рынка труда и формулируется законодателем как свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, как право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

Принципы трудового права имеют как теоретическое, так и практическое значение. Зная принципы трудового права, можно прогнозировать развитие теории трудового права, практики его применения, дальнейшее совершенствование действующего законодательства о труде. Более того, в случае обнаружения пробелов и других недостатков в законодательстве о труде решение конкретных трудовых дел возможно на основании соответствующих принципов трудового права.

Классификация принципов трудового права

Обычно для отрасли права, например гражданского, законодатель, юридическая наука формулируют три — пять основных принципов правового регулирования отношений, являющихся предметом этой отрасли. Ранее аналогичный подход имел место в литературе по трудовому праву. После принятия ТК РФ в учебной литературе исследуется 19 принципов трудового права и более. Такое обилие принципов трудового права объясняется тем, что законодатель объединил в ст. 2 ТК РФ международные принципы, закрепленные в Декларации Международной организации труда (далее — МОТ) «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998 г.), конституционные (ст. 19, 24, 30, 37, 46 Конституции РФ), отраслевые и отдельных институтов трудового права. Эти виды принципов целесообразно различать, подчеркивая их конкретизацию по вертикали в зависимости от юридической силы нормативного правового акта: принципы, закрепленные в Декларации МОТ, Конституции РФ и ТК РФ.

Принципы, сформулированные Международной организацией труда

В Декларации МОТ«Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» сформулированы следующие принципы:

  • свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
  • упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
  • действенное запрещение детского труда;
  • недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Конституционные принципы трудового права

В Конституции РФ опосредованы следующие принципы правового регулирования труда:

  • запрещаются любые формы дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19);
  • ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, в том числе работника (ст. 21);
  • сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;
  • каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интс- ресов; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30);
  • гарантируется свобода труда (п. 1 ст. 37);
  • запрещен принудительный труд (п. 2 ст. 37);
  • обеспечивается труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37);
  • гарантируется оплата труда (п. 3 ст. 37);
  • право на отдых гарантируется установленной федеральным законом продолжительностью рабочего времени, выходных, праздничных дней и оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • Конституцией РФ признается право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (п. 4 ст. 37);
  • обеспечивается право каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту (ст. 46).

В ст. 2 ТК РФ упоминаются межотраслевые принципы правового регулирования трудовых отношений:

  • запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
  • обеспечение каждому защиты государством трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
  • обеспечение права на обязательное социальное страхование работников;
  • обеспечение права на охрану здоровья.

Эти принципы характерны не только для трудового права, но и, например, для аграрного. Защита от безработицы — принцип и трудового права, и права социального обеспечения.

Виды принципов трудового права

Анализ действующего законодательства дает основания полагать, что современные принципы трудового права России характеризуются следующими чертами:

  • экономико-политической обусловленностью, поскольку они определяются политикой государства;
  • общностью содержания (гак как принципы выражают сущность не одной, а многих норм права данной отрасли);
  • предметной определенностью, так как они выражают сущность такой системы норм права, которая в качестве предмета регулирования имеет определенный вид общественных отношений (трудовые отношения);
  • государственной нормативностью, поскольку принципы права это руководящие идеи, которые закреплены в нормах права, установленных или санкционированных государством;
  • системностью, так как выражают сущность норм права, взаимосвязанных в рамках определенной системы отрасли права;
  • целенаправленностью, так как они выражают сущность норм права в их динамике (развитии) с целью решения задач отрасли права;
  • стабильностью, ибо принципы действуют в течение длительного периода и отражают качественное состояние системы права, которая не так изменчива, как нормы права.

Все правовые принципы, в том числе и трудового права, классифицируются по сфере их действия в одной, нескольких или всех отраслях права.

Принципы можно подразделить на общеправовые, межотраслевые и отраслевые:

  • общеправовые т. е. свойственные всем отраслям права, в том числе и трудовому (принципы законности (закреплен в ст. 15 Конституции РФ), демократизма, гуманности, равноправия, федерализма, справедливости и др.);
  • межотраслевые т. е. распространяющиеся на несколько отраслей права. Например, принцип свободы труда, свободы договора, равенство сторон договора распространен на отрасли права, которые связаны с трудовыми процессами (трудовое право и гражданское);
  • отраслевые, т. с. отражающие специфику норм конкретной отрасли права. Так, ст. 2 Трудового кодекса РФ закрепляет основные отраслевые принципы трудового права России, ст. 3 и 4 разъясняют отдельные из них на основе норм международного права. Но принципы встречаются и в других статьях Кодекса.

Все отраслевые принципы можно разделить на защитные, общерегулирующего характера и принципы обеспечения прав и свобод в сфере труда.

Нормативно-правовое закрепление принципов трудового права

Принципы современного трудового права России закреплены в ст. 2 ТК РФ. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного нрава и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются :

  • свобода груда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  • запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
  • обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
  • обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них; обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
  • обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами; обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от
  • работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
  • обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

При формулировке каждого основного принципа трудового права следует учитывать, что в нем отражены не только основные субъективные трудовые права и обязанности, но и их юридические гарантии. Под гарантиями понимаются способы и средства, направленные на осуществление, реализацию субъективных прав и обязанностей. И абсолютное большинство норм трудового законодательства направлено именно на обеспечение реализации субъективных трудовых прав и свобод работников и работодателей, т. е. являются их юридическими гарантиями. Поэтому формулировка большинства принципов трудового права начинается со слова обеспечение соответствующего трудового права.

Все трудовое законодательство России нацелено на обеспечение правильной реализации основных трудовых прав и свобод граждан.

Сами эти принципы выводятся из содержания соответствующих статей Конституции РФ, международно-правовых актов о труде, Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ и Трудового кодекса РФ.

Без правового обеспечения установленные законодательством принципы будут носить лишь декларативный характер и не будут действовать.

Защита основных трудовых прав является условием реальной реализации прав в сфере труда, его гарантией.

По содержанию гарантии делятся на социально-экономические условия, отражающие состояние экономики общества, и юридические средства (способы и меры обеспечения). Их разделяют на общие и специальные, общие для всех работников, специальные для отдельных категорий (с вредными, тяжелыми условиями работы и т. п.).

Следует отметить дополнительно положения-принципы о запрете принудительного труда и дискриминации в сфере труда (ст. 3, 4 ТК РФ).

Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Принуждение к труду запрещается российским законодательством.

Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

  • в целях поддержания трудовой дисциплины;
  • в качестве меры ответственности за участие в забастовке;
  • в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;
  • в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;
  • в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

К принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

  • нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;
  • возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда,
  • в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
  • Принудительный труд не включает в себя:
  • работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе;
  • работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения;
  • работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т. е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии), и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения или его части;
  • работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Краткая характеристика трудового права

Понятие и значение принципов трудового права

Принципы трудового права — это общие начала, исходные положения, определяющие и выражающие сущность трудового права, отражающие главные вопросы трудового законодательства и политику государства в данной области. Основные принципы трудового права получили свое законодательное закрепление в Конституции РФ и ТК РФ.

Принципы характеризуют содержание правовых норм о труде, выявляют наиболее значимые их признаки:

направленность на охрану труда;

создание системы гарантий и льгот для работников;

обеспечение участия представителей работников в установлении условий труда и др.

Принципы трудового права носят объективный характер, т.е. они обусловлены экономическим и социально-политическим строем общества, особенностями функционирования политической системы.

К общим принципам трудового права традиционно относят:

принцип социальной справедливости (требует реального соответствия между трудом и вознаграждением);

принцип равноправия (проявляется в равенстве прав и возможностей и запрещении дискриминации);

принцип гуманизма (отражает идею высшей ценности человека, его жизни, здоровья);

принцип сочетания убеждения и принуждения и др.

Значение основных принципов трудового права.

Определяют целевое назначение трудового законодательства.

Выступают ориентиром для законодателя в вопросах дальнейшего реформирования и совершенствования трудового права.

Определенным образом закрепляют статусное положение субъектов трудовых правоотношений.

Служат одним из оснований к объединению все еще разрозненных норм о труде в единую отрасль трудового законодательства.

Структурируют систему отрасли на институты, подинституты, нормы.

Правовые принципы трудового права представляют собой более устойчивую систему, чем законодательство этой отрасли, что обусловлено тем, что в принципах сохраняется «ядро», «стержень» направленности развития отрасли, в то время как законодательство обязано подчиняться социально-экономическим общественным реалиям и своевременно реагировать на перемены.

Система принципов правового регулирования труда

Согласно ст. 2 ТК РФ выделяют следующие принципы трудового права.

Свобода труда — основополагающий принцип трудового права. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовое отношение с работодателем или заняться предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Свобода труда означает и право вообще не заниматься трудом. Она несовместима с дискриминацией в сфере труда и принудительным трудом. Только способности человека, его деловые качества, знания и опыт должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при продвижении по работе.

Запрещение принудительного труда и дискриминации. К принудительному труду относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере; возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности, не обеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Право на защиту от безработицы реализуется в Законе о занятости и иных нормативных правовых актах. Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости. Для их осуществления создаются специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемой Федеральной службой по труду и занятости, выделяются необходимые финансовые ресурсы, предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельных категорий граждан. Так, Закон о защите инвалидов устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).

Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, условия, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе и права работников и работодателей на объединение. Справедливые условия труда включают в себя три составляющие: безопасный труд, отдых после работы в течение определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи. Право на отдых — одно из основных трудовых прав. Ст. 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на отдых. Право на справедливую оплату труда гарантируется государством, которое определяет меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, величину МРОТ, которая устанавливается на всей территории Российской Федерации и не может быть снижена ни субъектом Российской Федерации, ни органом местного самоуправления, ни конкретной организацией.

Обязанность сторон трудового договора соблюдать его условия. Впервые в трудовом законодательстве установлено, что материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, возникает независимо от вины работодателя. Обеспечение права на осуществление профсоюзного контроля, обеспечение права на обязательное социальное страхование.

Содержание основных принципов трудового права. В содержание любого правового принципа трудового права включены как соответствующие трудовые права/обязанности, так и гарантии их реализации. Гарантии — это реальные, выполнимые фактически условия, средства и способы осуществления защиты трудовых прав субъектов трудового правоотношения.

Гарантии могут быть:

2) правовыми (юридическими).

В свою очередь, правовые гарантии подразделяются на общие и специальные в соответствии с методом единства и дифференциации трудового права.

Все основные трудовые права имеют высоко абстрактный характер, и конкретизируются только применительно к отдельному субъекту трудового права, в результате такое право становится субъективным основным трудовым правом. Субъективное основное трудовое право может находиться в статичном состоянии, например, когда гражданин безработный. Он воздерживается от трудовой деятельности, но при этом также реализует один из принципов трудового права: свобода труда. Субъективное основное трудовое право может стать динамичным, когда субъект вступает в конкретное трудовое правоотношение.

Конкретизация основных принципов трудового права представляет собой указание на нормы отдельных институтов трудового права, в нормах которых преломляются закрепленные юридические гарантии соответствующего права. Например, обеспечение права на отдых находит свое отражение в институтах рабочего времени и времени отдыха.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие отношения регулируются семейным правом?

2. Какие особенности присущи семейным правоотношениям?

3. В чем состоит спецификам метода регулирования семейных отношений?

4. Каковы цели семейно-правового регулирования?

5. Что понимается под принципами семейного права? Назовите их и раскройте их содержание.

6. Классификация принципов трудового права.

7. Дайте характеристику отдельных принципов трудового права: свободы труда, запрещения принудительного труда и дискриминации, сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и т.д.

Дата добавления: 2015-11-06 ; просмотров: 1439 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Общая характеристика принципов трудового права

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ основными принципами трудового права признаются:

свобода труда; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование для самого трудящегося и его семьи, и не ниже минимального размера оплаты труда;

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы;

обеспечение права работников на участие в управлении организацией;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

обеспечение права каждого на защиту его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

обеспечение права на разрешение трудовых споров, а также права на забастовку;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Многие принципы, предусмотренные ст. 2 ТК РФ, дублируют права работников, перечисленные в ст. 21 Кодекса. Связь принципов трудового права с трудовыми правами является отражением общей тенденции развития права на основе общегуманистических идеалов, признания и обеспечения основных прав человека. Вместе с тем, как справедливо отмечают специалисты в сфере трудового права, принципы не могут сводиться к правам и обязанностям работника, это искусственно сужает их значимость.

Несомненно, перечень принципов трудового права нуждается в уточнении. Выделение столь значительного числа принципов отрасли права дискредитирует саму идею существования фундаментальных начал правового регулирования трудовых отношений.

Исходя из понятия принципа права и выполняемых им функций, было бы целесообразно сконцентрировать внимание на идеях, которые составляют основу, «фундамент» трудового права.

Отдел законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации в качестве принципов правового регулирования трудовых отношений предлагает признать: свободу труда; запрещение принудительного труда; равенство прав и возможностей; запрещение дискриминации в сфере труда; обеспечение справедливых условий труда; сочетание государственного, договорного и локального регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; государственную защиту трудовых прав и свобод.

Принцип свободы труда в сфере трудовых отношенийпроявляется в свободе трудового договора. Трудовой договор является основанием для возникновения трудовых отношений (ст. 16 ТК РФ). Работник обладает и свободой расторжения трудового договора по своей инициативе в любое время (ст. 80 ТК РФ). Кроме работы по трудовому договору гражданин может реализовать свои способности к труду, заключив гражданско-правовой договор (подряда, поручения, возмездного оказания услуг) либо заниматься предпринимательской деятельностью. Таким образом, свобода труда проявляется прежде всего в предоставлении человеку возможности свободно распоряжаться своими способностями к труду, т.е. трудиться в избранной сфере деятельности.

Свободный труд невозможен, если государство исходит из принципа всеобщности труда, устанавливая в законодательстве обязанность каждого трудиться, а за ее невыполнение вводит административную и уголовную ответственность. Как известно, такой подход существовал в советский период и нередко приводил к необоснованным репрессиям и полностью противоречил демократическим нормам и принципам. Действующей Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться, поэтому незанятость граждан не может служить основанием для привлечения к ответственности.

Свобода труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, закрепленные в п. 1 ст. 37 Конституции, дополняются п. 1 ст. 34 Конституции, провозглашающей право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.

Конкурентная экономика предполагает значительное количество разнообразных рисков как имущественного, так и неимущественного характера, и трудящиеся (в широком смысле) в ней люди имеют отличающийся правовой статус. Одна группа — те, кто готов выполнять определенную трудовую функцию, стабильно и регулярно получая за это заработную плату, не подвергая себя рискам, сопутствующим предпринимательской деятельности, и не возлагая ответственности за результаты этой деятельности (наемные работники). Иное — бремя предпринимателей и собственников, использующих свои имущественные активы для предпринимательской деятельности.

Основной материальной целью предпринимательства является извлечение прибыли (дохода) от участия в различных отношениях, так или иначе связанных с использованием имущества (собственного или взятого в пользование). Этот вид деятельности характеризуется полной самостоятельностью участников, по своему усмотрению (своей волей) определяющих характер и содержание своего участия в ней и одновременно несущих риск от последствий собственных решений (см. абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК). Этим, в основном, предпринимательство отличается от трудовой деятельности, содержание которой определяет работодатель, несущий, как правило, и основные риски. Предпринимательство связано со значительным числом рисков, например, следует учесть общее правило, закрепленное в гражданском законодательстве большинства стран (в т.ч. Российской Федерации в ст. 211 ГК), согласно которому риск случайной порчи или гибели имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В теории и практике делалось множество попыток выработать универсальные критерии отграничения трудовых и гражданско-правовых отношений. Однако постоянное развитие экономики, появление новых технологий и связанное с этим возникновение новых форм труда и видов взаимоотношений работодателей и работников (например, работа «он-лайн», лизинг персонала) делает сегодня эти границы все более нечеткими.

Некоторые традиционные представления о разграничении трудовых и гражданско-правовых договоров ранее уже были пересмотрены после принятия ГК, главой 39 которого был введен гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг, имеющий своим предметом не овеществленный результат труда, а труд как таковой, который выражается, в том числе, в «осуществлении определенной деятельности» (ст. 779 ГК).

Тем не менее, в современных условиях не уменьшилась практическая потребность в разграничении гражданско-правовых и трудовых отношений, особенно в однозначной и правильной квалификации последних.

Наиболее устойчивыми общими признаками трудовых отношений являются, во-первых, личное выполнение физическим лицом любых работ в соответствии со своей специальностью, квалификацией и должностью; во-вторых, наличие (независимо от соответствующих договорных условий) обязательных для работника нормативных и (или) индивидуальных актов, принимаемых работодателем в одностороннем порядке в целях регламентации труда, в том числе, установление его режима.

Многие из предлагаемых исследователями признаков трудовых отношений, например, такие как включение работника в штат организации, наличие табеля учета рабочего времени, факты наложения взысканий или предоставления компенсаций и многие другие, будучи не свойственными гражданско-правовым отношениям, могут и не присутствовать в конкретном социальном отношении, которое будет признано судом в качестве трудового.

Вместе с тем, наличие, к примеру, таких обстоятельств как нерегулярная оплата труда, заключение договора на выполнение определенного объема работ или на определенное время, а равно оформление соответствующих отношений гражданско-правовым договором, не свидетельствует об отсутствии между сторонами трудовых отношений.

Из этого исходит и комментируемая статья, закрепляя положение, согласно которому в случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства. Следовательно, суд может квалифицировать отношения контрагентов как трудовые, если выявит достаточную совокупность признаков этих отношений (об этом см. ст. 15 ТК).

Возможность трудиться свободно гарантируется запрещением принудительного труда.Согласно ст. 4 ТК РФ принудительным трудом считается выполнение работы под угрозой какого-либо наказания, в том числе в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке и т.д. Одним из существенных признаков принудительного труда согласно Конвенции МОТ N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930 г.) выступает отсутствие добровольного согласия работника на выполнение той или иной работы. Этот признак в Трудовом кодексе РФ, к сожалению, не упоминается.

Положение о запрещении принудительного труда содержалось в ст. 2 КЗоТа. Оно в полной мере отвечало нормам международного права и Конституции. Недостатком же являлось то, что российское законодательство не давало самого понятия принудительного труда. ТК выделяет запрещение принудительного труда в отдельную статью, подчеркивая тем самым его основополагающую роль в регулировании трудовых отношений.

ТК РФ не только запрещает принудительный труд, но и раскрывает это понятие. Принудительным трудом считается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

— в целях поддержания трудовой дисциплины;

— в качестве меры ответственности за участие в забастовке;

— в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

— в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

— в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Согласно части 3 статьи 4 ТК РФ к принудительному труду также относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с ТК или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:

— нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном размере;

— возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности, необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

Таким образом, ТК, учитывая многочисленные нарушения работодателями основных трудовых прав работников, расширил понятие принудительного труда по сравнению с международно-правовыми нормами. К принудительному труду отнесены несвоевременная выплата работнику заработной платы либо выплата ее не в полном объеме, требование от работника продолжения работы без оплаты, а также выполнение работы, сопряженной с угрозой для его жизни и здоровья. Буквальное толкование формулировки части 3 дает основание говорить о том, что к принудительному труду следует относить любой труд, осуществляемый в условиях отсутствия его оплаты как в полном, так и в частичном размере вне зависимости от причин, повлекших такие последствия, и вины работодателя в их возникновении. В этой связи работодатель не вправе требовать от работника выполнения работы при отсутствии оплаты, а работник вправе отказаться от выполнения надлежаще не оплачиваемой работы до возобновления оплаты (ч. 2 п. 57 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Исходя из целей трудового законодательства, определенных в ст. 1 ТК, статья 4 перечисляет виды работ, которые не относятся к принудительному труду. Прежде всего, не может быть рассмотрена в качестве принудительного труда военная служба по призыву и альтернативная гражданская служба (ФЗ от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Не является принудительным трудом работа, которая выполняется при чрезвычайных обстоятельствах, т.е. в случае бедствия или угрозы бедствия, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии). Аналогично решается вопрос и о выполнении работы в условиях чрезвычайного или военного положения. Такая работа тоже не считается принудительным трудом в соответствии с ФКЗ от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Названный ФКЗ допускает в исключительных случаях мобилизацию трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. В этих случаях подлежат обязательному соблюдению правила охраны труда. ФКЗ от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» допускает привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановления поврежденных (разрушенных) объектов экономики, системы жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями в порядке, установленном Правительством РФ.

Не относятся к принудительному труду работы, выполняемые в порядке исполнения наказания по приговору суда. К ним относятся: исправительные, обязательные работы (статьи 25-30 УИК) и работы, которые выполняются осужденными в местах отбывания наказания в виде лишения свободы (статьи 103-106 УИК). В силу ст. 103 УИК каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных колоний. Кроме того, администрация обязана привлекать осужденных к общественно-полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.

Принудительный труд не включает в себя:

работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе; работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Общеправовой принцип равноправия проявляется в трудовом праве в закреплении равенства прав и возможностей работников. С этим принципом тесно связан принцип запрещения дискриминации в сфере труда. Статья 3 ТК РФ предусматривает, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Ст. 3 ТК РФ развивает и конкретизирует принцип недопустимости дискриминации в сфере труда. Данный принцип нашел закрепление во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст. 2), в Международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г. (п. 2 ст. 2), а также в ряде Конвенций МОТ и в Декларации «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» от 19 июня 1998 г. Определение же дискриминации дается в Конвенции МОТ N 111 от 25 июня 1958 г. «О дискриминации в области труда и занятий». В ней называются два основных признака, характеризующих это понятие.

Дискриминацией, во-первых, являются различия, исключения или предпочтения, не основанные на деловых качествах лица, а также содержании труда. Кроме того, различия, исключения или предпочтения должны приводить к ликвидации или нарушению равенства возможностей в области труда и занятий. В связи с учетом положений, сформулированных в указанной Конвенции МОТ N 111 от 25 июня 1958 г., работодатель не вправе ограничивать трудовые права и свободы работника на основе его личностных свойств или общественных признаков, не имеющих непосредственного отношения к трудовой деятельности.

В качестве дискриминационных признаков рассматриваются ограничение в трудовых правах и свободах или получение каких-либо преимуществ при их реализации в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также другие обстоятельства, не связанные с деловыми качествами, в том числе при допуске к работе, в оплате труда и других условиях труда. Таким образом, речь идет о равных возможностях для реализации трудовых прав, предоставленных гражданам.

Поэтому только деловые качества работника должны учитываться и при заключении трудового договора, и в процессе существования трудового правоотношения, и при его прекращении. При этом необходимо учитывать то, что ТК не содержит исчерпывающего перечня дискриминационных признаков. В связи с этим любое обстоятельство может быть рассмотрено как дискриминационное, если оно не относится к деловым качествам работника. Учитывая существующую практику приема на работу, следует подчеркнуть, что дискриминацией является отказ в приеме на работу по мотиву отсутствия регистрации по месту жительства. Такой отказ противоречит ст. 19 Конституции и статье 3 ТК РФ. На наш взгляд, ограничением прав гражданина следует рассматривать требование, установленное ст. 59 ТК, о возможности заключения срочного трудового договора при поступлении на работу с пенсионерами по возрасту, работниками малых предприятий, студентами очного обучения, даже по соглашению сторон без учета обстоятельств, указанных в ст. 58 ТК, так как в случае недостижения соглашения с указанными лицами не будет заключен трудовой договор вовсе, поэтому они фактически лишаются возможности реализовать принадлежащее им право на труд.

В то же время в соответствии с общепризнанными международно-правовыми нормами некоторые обстоятельства, перечисленные в ч. 3 статьи 3, не могут рассматриваться как дискриминационные. Они направлены на охрану здоровья и труда лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите (несовершеннолетние, женщины, лица с семейными обязанностями, инвалиды), а также учитывают различия, предпочтения и ограничения, обусловленные специфическими требованиями, предъявляемыми к определенному виду труда и установленными федеральным законом. Так, не является дискриминацией предоставление преимуществ несовершеннолетним, инвалидам, лицам с семейными обязанностями, женщинам, поскольку они направлены на обеспечение охраны их здоровья. К охране здоровья работников относятся и нормы, запрещающие прием на некоторые виды работ без предварительного медицинского освидетельствования (см. ст. 213 ТК).

Ч. 4 статьи 3 ТК РФ определяет порядок защиты нарушенного права при дискриминации в сфере труда. Лицо, которое считает, что оно подверглось дискриминации, вправе обратиться в суд. Оно может требовать восстановления нарушенных прав, а также возмещения материального вреда, причиненного дискриминацией (например, если работа оплачивалась не в соответствии с должностью и квалификацией работника). Наряду с возмещением материального ущерба допускается компенсация морального вреда. Ее размер не зависит от размера материального ущерба, причиненного дискриминацией. При определении размера компенсации морального вреда учитываются степень физических и нравственных страданий лица, подвергшегося дискриминации, его индивидуальные особенности, а также вина лица, допустившего дискриминацию.

Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве нашел свое выражение не только в нормах ТК РФ (например, предоставление гарантий при увольнении), но и в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Нормы института занятости и трудоустройства направлены на социальную защиту безработных граждан. К таким мерам защиты относятся: трудоустройство с помощью органов государственной службы занятости населения, профессиональная подготовка и переподготовка по направлению органов службы занятости, выплата пособия по безработице, направление на общественные работы, оказание материальной помощи и др.

Следует заметить, что в основе формулировки каждого основного принципа трудового права лежат конституционные трудовые права и свободы, а также их юридические гарантии. Поэтому основные принципы начинаются со слова «обеспечение». Таким образом, принципы призваны не только провозглашать права и обязанности субъектов, но и обеспечивать их реальное осуществление.

Контрольные вопросы для самопроверки

Каковы понятие и виды принципов правового регулирования труда?

Каково значение основных принципов трудового права?

Формулировка и система основных принципов трудового права.

Содержание и конкретизация основных принципов трудового права.

Каково соотношение основных принципов трудового права и основных трудовых прав и обязанностей граждан?

Понятие и виды гарантий реального обеспечения основных трудовых прав и обязанностей граждан.

Каково содержание принципа обеспечение свободы труда?

Общая характеристика принципов трудового права

1. Принципы трудового права впервые сформулированы законодательно как общие начала отрасли в ст. 2 ТК . Большая их часть связана с основными правами работников. Эта связь не случайна. Она является отражением общей тенденции развития права на основе общегуманистических идеалов, признания и обеспечения основных прав человека. Вместе с тем необходимо отметить, что выделение в качестве принципов отрасли 19(!) основных начал, большинство из которых к тому же дублируется либо основными правами и обязанностями работника (ст. 21 ТК), либо основными правами и обязанностями работодателя (ст. 22 ТК), теоретически не вполне состоятельно.

Во-первых, такое большое количество принципов объективно приводит к их девальвации: наряду с основными началами построения отрасли они начинают отражать частности, которые касаются регулирования лишь отдельных элементов трудового правоотношения. В качестве примера можно привести принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности. Во-вторых, как справедливо отмечают специалисты в сфере трудового права, принципы не могут сводиться к правам и обязанностям работника , это искусственно сужает их значимость. А большая часть принципов, сформулированных в ст. 2 ТК, просто воспроизводит соответствующие права работника.

Исходя из понятия «принцип права» и выполняемых им функций, очевидно, было бы целесообразно сконцентрировать внимание на идеях, которые составляют основу, «фундамент» трудового права. Этого, к сожалению, не произошло.

Неоправданно большое количество принципов привело к тому, что основной задачей авторов появившихся в последнее время учебников становится не раскрытие их смысла, а попытка их группировки, классификации по тем или иным основаниям . Классификация проводится по функциональному назначению принципов, их роли в определении конкретных направлений правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Так, учебники под редакцией О.В. Смирнова и С.П.

Маврина, Е.Б. Хохлова предлагают следующую классификацию:

1) принципы, выражающие политику государства в области правового регулирования рынка труда и эффективной занятости;

2) принципы, содержащие руководящие начала в области установления условий труда работников;

3) принципы, определяющие правовое регулирование применения труда работников;

4) принципы, отражающие главные направления правовой политики в области охраны здоровья и защиты трудовых прав работников.

М.В. Молодцов и С.Ю. Головина предлагают более дробное деление и выделяют шесть групп принципов:

1) принципы, обеспечивающие свободу труда и равенство прав и возможностей работников;

2) принципы, устанавливающие запреты на действия, препятствующие реализации принципов первой группы;

3) принципы, обеспечивающие право на справедливые условия труда;

4) принципы, обеспечивающие демократические начала в регулировании трудовых отношений;

5) принципы, обеспечивающие защиту прав и интересов субъектов общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права;

6) взаимосвязанные права сторон.

Последняя классификация представляется в меньшей степени последовательной, группы принципов выделены в ней на основе различных критериев, что затрудняет четкое разграничение основных начал.

Независимо от проводимой группировки к важнейшим принципам трудового права необходимо отнести следующие:

1. Свобода труда.

2. Запрещение принудительного труда.

3. Равенство прав и возможностей.

4. Запрещение дискриминации в сфере труда.

5. Обеспечение справедливых условий труда.

6. Социальное партнерство при установлении условий труда.

7. Государственная защита трудовых прав и свобод.

Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, является межотраслевым принципом и характеризует правовое регулирование всех общественных отношений, связанных с трудом, в том числе гражданско-правовых и трудовых.

Свобода труда проявляется прежде всего в предоставлении человеку возможности свободно распоряжаться своими способностями к труду. Каждый может трудиться в избранной им сфере деятельности или отказаться от участия в труде. Конституцией РФ не предусмотрена обязанность трудиться. Соответственно незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности (ст. 1 Закона о занятости населения).

Гражданин может свободно выбрать вид трудовой деятельности. Это может быть предпринимательство, работа на основе гражданско-правовых договоров (подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторского договора), государственная служба, работа по трудовому договору. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ст. 23), провозглашая право на труд, связывает его прежде всего с правом на свободный выбор работы и обеспечением возможности выбрать вид занятий, род деятельности, профессию.

В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется в договорном характере труда, свободе трудового договора. Единственным основанием возникновения трудового отношения является соглашение сторон — трудовой договор (ст. 16 ТК). Существование недоговорных трудовых отношений не допускается. Назначение или утверждение в должности, избрание на должность, избрание по конкурсу, направление на работу могут иметь значение лишь как элементы сложного юридического состава, основным ядром которого выступает трудовой договор. Именно он влечет за собой возникновение субъективных прав и обязанностей сторон, является предпосылкой применения трудового законодательства.

В рамках трудового договора по соглашению гражданина и работодателя определяется трудовая функция работника, т.е. работа по определенной профессии, специальности, квалификации или должности.

Работник обладает свободой расторжения трудового договора. Трудовой договор может быть расторгнут по инициативе работника в любое время. Единственное требование, которое необходимо выполнить, — это письменно предупредить работодателя за две недели (ст. 80 ТК).

Свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду не означают предоставления гражданину возможности действовать по своему усмотрению, не учитывая прав и интересов других лиц. Права, предусмотренные Конституцией РФ, в том числе и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, реализуются в пределах, определяемых федеральным законодательством. Объем полномочий в конкретном правоотношении устанавливается федеральным законом и не может оцениваться с позиции безграничного использования прав, в общем виде провозглашенных Конституцией РФ.

Отсюда вытекает, что свобода трудового договора реализуется в определенных границах, установленных федеральным законодательством о труде. В частности, свобода работодателя заключить трудовой договор с любым гражданином по собственному выбору ограничена установленными законодательством обязанностями предоставить работу приглашенному в порядке перевода работнику, принять на работу несовершеннолетних или инвалидов в счет квоты и т.п.

Установлены определенные правила и относительно формирования содержания трудового договора. При его заключении и впоследствии стороны не могут включать положения, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательством, коллективным договором, соглашением (ст. ст. 9, 57 ТК).

— Возможность трудиться свободно гарантируется запрещением принудительного труда. Это еще один важнейший принцип трудового права. Запрещено принуждение к труду как таковому и к труду в определенной сфере.

Статья 4 ТК дает полное определение принудительного труда и исключений, которые не могут рассматриваться как принудительный труд.

В частности, принудительным трудом считается выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия) в целях поддержания трудовой дисциплины, в качестве меры ответственности за участие в забастовке и т.д.

К принудительному труду относится работа, которую работник вынужден выполнять под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в то время как в соответствии с Трудовым кодексом или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи:

— с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;

— возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

В то же время принудительный труд не включает в себя, например, работу, выполняемую в связи со вступившим в законную силу приговором суда.

Положения ст. 4 ТК основаны на нормах международного трудового права. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду (ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) ), под которым понимается любая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, и для которого это лицо не предложило добровольно своих услуг (ст. 2 Конвенции Международной организации труда (МОТ) N 29 «О принудительном или обязательном труде» (1930) ).

Виды принудительного труда также определены в соответствии с положениями международных актов о труде (Конвенция МОТ N 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957) ).

Следует отметить, что положения Трудового кодекса и других федеральных законов, содержащих нормы трудового права, делают практически невозможным привлечение работника к принудительному труду, т.е. создают систему гарантий, защищающих работника от принуждения к труду. Так, работодатель не вправе в качестве дисциплинарного взыскания избрать санкцию, не предусмотренную законодательством (ст. 192 ТК), что исключает применение обязательного (принудительного) труда, например, в виде перевода на другую работу, в целях поддержания трудовой дисциплины и в качестве меры ответственности за участие в забастовке.

В качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития либо меры наказания за наличие или выражение политических взглядов принудительный труд не может применяться в силу действия конституционного принципа свободы труда и его гарантий, установленных в трудовом законодательстве (ст. ст. 2, 56, 57, 60, 78, 80 ТК).

Международная организация труда считает необходимым избегать и косвенных средств, искусственно усиливающих экономическое давление на население, например введение таких ограничений на владение или пользование землей, которые создали бы серьезные затруднения для трудящихся, пытающихся заработать средства к жизни путем самостоятельной обработки земли (ст. II Рекомендации МОТ N 35 «О косвенном принуждении к труду» (1930) ).

Понятием «принудительный (или обязательный) труд» не охватываются некоторые виды работ, которые хотя и производятся не по добровольному волеизъявлению, но в силу их особого характера и общественной значимости требуют государственного вмешательства в процесс их организации. Такие работы указаны, в частности, в ст. 8 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) и воспроизведены в ч. 4 ст. 4 ТК.

В качестве принудительного труда нельзя рассматривать военную службу по призыву, альтернативную гражданскую службу, прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (ст. ст. 1, 22, 54, 56 Закона о воинской обязанности).

Не является принудительным трудом работа, выполняемая в условиях чрезвычайного или военного положения .

Не считается принудительным трудом работа, выполняемая по приговору суда в качестве уголовного наказания. Уголовно-исполнительный кодекс РФ предусматривает два вида наказаний, связанных с выполнением каких-либо работ: отбывание наказания в виде обязательных работ (ст. ст. 25 — 30) и отбывание наказания в виде ограничения свободы (ст. ст. 47 — 60). Допускается также привлечение к труду осужденных к аресту (ст. 70) и привлечение к труду осужденных к лишению свободы (ст. ст. 103 — 106).

Принцип равенства прав и возможностей работников является проявлением в трудовом праве общеправового принципа равноправия.

Сущность этого принципа — в обеспечении каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, получать равную оплату за труд равной ценности и трудиться в условиях, установленных с учетом объективных характеристик трудовой деятельности и деловых качеств работника, без дифференциации по признаку пола, возраста, расы, принадлежности к политическим партиям, общественным организациям и т.п.

Как указал Конституционный Суд РФ, применение принципа равенства исключает возможность предъявления разных требований к лицам, выполняющим одинаковые по своему содержанию трудовые функции. Установление каких-либо ограничений допустимо лишь в том случае, когда это обусловлено спецификой и особенностями выполняемой работы, а различия в правовом статусе работников должны быть основаны на принадлежности их к разным по условиям и роду деятельности категориям.

Все работники должны наделяться равными правами как законами и подзаконными нормативными правовыми актами, так и коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Не допускается установления в каких бы то ни было источниках трудового права (ст. ст. 5, 8, 9 ТК) преимуществ или ограничений в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника, характером и содержанием выполняемого труда или условиями его выполнения.

Всем работникам гарантируется равенство возможностей, которое обеспечивается установлением льгот и гарантий для отдельных категорий работников, особо нуждающихся в социальной защите в связи с физиологическими особенностями (женщины, несовершеннолетние), состоянием здоровья (инвалиды), социальным статусом (работники с семейными обязанностями), выполнением трудовых обязанностей во вредных или опасных условиях и т.п.

— С принципом равенства тесно связан принцип запрещения дискриминации в сфере труда. Он направлен на реальное обеспечение равных возможностей для реализации трудовых прав.

Соблюдение конституционного принципа равенства (ч. ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ), запрещение дискриминации в трудовых отношениях имеет важное значение не только само по себе, но и для обеспечения свободы труда.

В своем Постановлении от 27.12.1999 N 19-П по делу о проверке конституционности положений п. 3 ст. 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в связи с жалобами граждан В.П. Малкова и Ю.А. Антропова, а также запросом Вахитовского районного суда г. Казани Конституционный Суд РФ подчеркнул, что «свобода труда предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду».

Запрещение дискриминации в сфере труда признано международным сообществом и закреплено в международных актах. Так, Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998) провозглашает недопущение дискриминации в области труда и занятий одним из базовых принципов правового регулирования трудовых отношений.

Конвенция МОТ N 111 «О дискриминации в области труда и занятий» (1958) дает определение дискриминации, содержащее два признака, характеризующих это понятие. Во-первых, дискриминацией считается не основанное на деловых качествах и содержании труда различие, исключение или предпочтение. Во-вторых, это различие, исключение или предпочтение должно приводить к ликвидации или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий.

Положения российского законодательства о дискриминации (ст. 3 ТК) сформулированы с учетом положений Конвенции МОТ N 111.

В соответствии с ними дискриминация представляет собой ограничение трудовых прав и свобод (или установление преимуществ) на основе свойств личности и общественных признаков, которые не имеют прямого отношения к трудовой деятельности работника.

В их числе Трудовой кодекс называет пол, расу, цвет кожи, национальность, возраст и др. Это не исчерпывающий перечень, а лишь указание на наиболее характерные и значимые признаки, которые не могут служить критерием для установления ограничений или предпочтений.

Законодатель специально подчеркивает, что любые обстоятельства, не связанные непосредственно с характером деятельности и деловыми качествами работника (его специальностью, квалификацией, профессиональными навыками, опытом работы, обладанием особыми знаниями, состоянием здоровья, психологическими качествами, необходимыми для выполнения поручаемой работы, и т.п.), не могут служить основанием установления каких бы то ни было различий между работниками.

Дискриминация запрещается при осуществлении любой правоприменительной и управленческой деятельности в сфере труда.

Недопустим дискриминационный подход при решении вопроса о продвижении по работе (ст. 2 ТК). Работники должны повышаться в должности (продвигаться по службе, получать более высокие разряды, категории и т.п.) на основании объективных характеристик, таких как производительность труда, квалификация, стаж работы и др. С учетом особенностей содержания и организации труда в отдельных отраслях (сферах деятельности) эти критерии могут быть конкретизированы в федеральных законах, иных нормативных правовых актах. При продвижении по работе необходимо также учитывать отношение работника к своим трудовым обязанностям, соблюдение трудовой дисциплины.

Эти же критерии должны быть положены в основу при направлении работника для получения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации.

При заключении трудового договора не разрешается устанавливать какие бы то ни было прямые или косвенные ограничения прав или прямые или косвенные преимущества в зависимости от пола, возраста, расы, цвета кожи и других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами лица, поступающего на работу (ст. 64 ТК).

Запрещается дискриминация и при установлении условий труда в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте, трудовом договоре.

Это общее правило конкретизируется в отношении установления оплаты труда: размер заработной платы и другие условия оплаты труда определяются в зависимости от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества затраченного труда, т.е. объективных характеристик трудовой деятельности. Повышать или понижать размер заработной платы (изменять другие условия оплаты труда) на основе пола, возраста, национальности и других дискриминационных признаков недопустимо (ст. 132 ТК).

Обстоятельства, не связанные непосредственно с деловыми качествами работника, содержанием его труда, исполнением им своих трудовых обязанностей, не могут служить основанием для привлечения к дисциплинарной или материальной ответственности, перевода на другую работу, привлечения к сверхурочным работам, ограничения в предоставлении предусмотренных законом льгот и преимуществ, расторжения трудового договора.

Не считается дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, в том числе ограничения прав работников, которое не приводит к ликвидации или нарушению равенства возможностей и обусловлено специфическими требованиями, свойственными данному виду труда. Такие различия должны быть установлены федеральным законом.

Не считается дискриминацией установление льгот или преимуществ для лиц, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Напротив, предоставление преимуществ несовершеннолетним, инвалидам, женщинам, лицам с семейными обязанностями направлено на обеспечение равных с другими работниками возможностей в использовании ими трудовых прав и свобод.

Обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска, также признается принципом правового регулирования трудовых отношений.

Этот принцип предполагает развитие трудового законодательства в направлении углубления социальной защиты человека труда, усиления гарантий охраны здоровья и благополучия работника в процессе осуществления трудовой деятельности.

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда отражает цель трудового законодательства — создание благоприятных условий труда (ст. 1 ТК) и является выражением социального характера Российского государства (ст. 7 Конституции РФ).

В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966) право каждого на справедливые и благоприятные условия труда включает:

1) вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия и удовлетворительное существование для них самих и их семей;

2) условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

3) одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;

4) отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за нерабочие праздничные дни.

Конституция РФ воспроизводит предусмотренные Международным пактом составляющие элементы права на справедливые и благоприятные условия труда с некоторыми уточнениями. Так, каждому гарантируется вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ч. 5 ст. 37).

Конституционные положения нашли свое развитие в Трудовом кодексе (ст. ст. 91 — 99, 110 — 113, 114 — 119, 219, 220).

Принцип социального партнерства охватывает весь механизм правового регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Сотрудничество, взаимодействие работников и работодателей в лице их представительных организаций осуществляется при разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов и принятии соответствующих актов (ст. 35 ТК), при установлении условий труда в процессе коллективно-договорного (ст. ст. 36, 37, 39 — 42, 45 — 47) и локального (ст. ст. 8, 371, 372) регулирования, в ходе согласования основных направлений социально-экономической политики государства (ст. ст. 23, 26, 27, 35, 35.1), при принятии управленческих решений в организации (ст. ст. 52, 53), в ходе осуществления правоприменительной деятельности (ст. ст. 82, 373), при формировании органов по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров (ст. ст. 384, 402 — 404).

Социальное партнерство охватывает все аспекты трудовых и иных входящих в предмет отрасли общественных отношений.

Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке, проявляется, во-первых, в закреплении права на индивидуальные трудовые споры. По существу, это право работников на защиту своих прав в установленном федеральным законодательством порядке. Надо подчеркнуть, что в установленных законом случаях работники могут прибегнуть к судебной защите своих трудовых прав. В суде рассматриваются индивидуальные трудовые споры и жалобы на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающих права и свободы человека в сфере труда.

Во-вторых, защита трудовых прав работника осуществляется (и это находит свое отражение в законодательстве) путем организации государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и за охраной труда.

В-третьих, государственная защита жизни и здоровья работника, его трудовых прав находит отражение в закреплении права работника на самозащиту в случае поручения работы, не предусмотренной трудовым договором, работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, а также в случае задержки выплаты заработной платы. В этих ситуациях работник может отказаться от выполнения работы (ст. ст. 142, 379 ТК).

Наряду с восстановлением нарушенных трудовых прав государство гарантирует возмещение вреда, причиненного здоровью работника в связи с исполнением трудовых обязанностей, и материального ущерба, причиненного работнику (ст. ст. 234 — 236 ТК).

Современное трудовое право гарантирует защиту не только прав и свобод работника, но и его законных интересов (отраженных в объективном праве либо вытекающих из его общего смысла простых юридических дозволений, выражающихся в стремлении субъекта пользоваться конкретным социальным благом ). Защита законных интересов осуществляется в ходе коллективного трудового спора, возникающего по поводу заключения или изменения коллективного договора, соглашения, установления или изменения условий труда, отказа работодателя учесть мнение представительного органа работников при принятии локального нормативного акта.

2. Завершив краткий обзор основных принципов трудового права, необходимо определить их соотношение с положениями международных актов, посвященных установлению основ правового регулирования труда.

Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (1998) устанавливает принципы, касающиеся основополагающих прав, которые закреплены в конвенциях МОТ, а именно:

1) свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

2) упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

3) действенное запрещение детского труда;

4) недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Эти принципы либо названы в Трудовом кодексе в качестве принципов правового регулирования трудовых отношений (запрещение принудительного труда, дискриминации), либо находят отражение в законодательстве на уровне конкретных норм. Так, Конституция РФ провозглашает право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы (ст. 30), а Закон о профсоюзах закрепляет гарантии реализации этого права. Трудовой кодекс предусматривает ряд принципов и прав, связанных с правом на свободу объединения (принцип социального партнерства, право на коллективные переговоры, участие работников в управлении организацией, на коллективные трудовые споры, на забастовку и др.).

Принцип запрещения детского труда проявляется в комплексе правовых норм, устанавливающих возраст приема на работу (ст. 63 ТК) и специальные гарантии для несовершеннолетних работников (ст. ст. 265 — 272 ТК).

Вернуться на главную страницу. или ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

62.109.1.103 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит