Административная ответственность нарушение трудовых прав, административная ответственность нарушение трудовых прав

Содержание
  1. Административная ответственность нарушение трудовых прав
  2. Конспекты юриста
  3. Административная ответственность за нарушение трудового законодательства РФ
  4. Административная ответственность за нарушение трудовых прав граждан
  5. курсовая исправлены ошибки.docx
  6. 1.2 Отличие административной ответственности от других видов ответственности.
  7. Глава 2. Характеристика административных правонарушений в сфере защиты прав граждан.
  8. Ответственность за нарушение трудового законодательства
  9. Административная ответственность нарушение трудовых прав

Административная ответственность нарушение трудовых прав

Волкова, В.В. Административная ответственность за нарушение трудовых прав и прав в области социального обеспечения : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / В.В. Волкова, Е.В. Хахалева, А.В. Петрушкина. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2017. — 80 с. — ISBN 978-5-238-02837-8. — Текст : электронный. — URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1025500 — Текст : электронный. — URL: http://znanium.com/catalog/product/1025500

Рассмотрены теоретические и практические вопросы административной ответственности за нарушение трудовых прав и прав в области социального обеспечения. Даны понятие, признаки, особенности административной ответственности. Раскрыты признаки и составы административных правонарушений в сфере труда и социального обеспечения, особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере труда и социального обеспечения. Дня бакалавров и магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», аспирантов и преподавателей, а также юристов, судей, работников органов юстиции и правоохранительных органов, прокурорских работников.

Конспекты юриста

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства РФ

План курсовой работы

1. Понятие и виды юридической ответственности за нарушение трудового законодательства.

2. Понятие и основание административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

3. Составы и виды административных правонарушений трудового законодательства Российской Федерации.

Введение

В главе 2 Конституции Российской Федерации (Далее РФ) прописаны основные права и свободы человека и гражданина, и одним из таких прав выступает право на свободный труд. Так же в статье 37 Конституции РФ приписан еще ряд положений, касающихся трудовых и непосредственно с ними связанных отношений: запрещение принудительного труда, условия труда должны отвечать требованиям безопасности и гигиены, право на трудовые споры как коллективные, так и индивидуальные, право на отдых и т.д. Устанавливая данные права государства устанавливает ответственность за их нарушение.

Но нарушение трудового законодательства в наше время является достаточно частым явлением. То работодатель не вовремя выплачивает заработную плату, то нарушаются санитарные нормы, а зачастую просто не соблюдаются правила охраны труда. Нарушения трудового законодательства происходит как со стороны работодателей, так и со стороны работников. И для борьбы с совершаемыми нарушениями, а также профилактике их предупреждения применяется различного рода юридическая ответственность. Выделяют несколько видов ответственности: уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую.

На сегодняшний день применение административной ответственности к работнику и работодателю за нарушение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выступает одной из мер по борьбе с данными правонарушениями. Но все равно существуют пробелы в законодательстве, либо наказание за совершенные административные правонарушение недостаточно велико, так как совершение указанных деликтов с каждым годом увеличивается. Поэтому тема моей курсовой работы я считаю актуальной и значимой для современного правоведения.

К изучению и рассмотрению темы административной ответственности за нарушение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, подходили ученые разных стран и разных отраслей наук. Данной теме посвящены работы Абрамовой О.В., Алексеева С.С., Аникиенко С.А., Атаманчука Г.В., Бахраха Д.Н., Бачило И.Л., Бердычевского B.C., Бондарева А.К., Вельского К.С., Веремеенко И.И., Глушаченко С.Б., Гончарова И.В., Григорьева В.Н., Громов М.А., Гущина В.В., Дмитриева Ю.А., Ершовой Е.А., Каурова В.Г., Куншиной Л.В., Маркина А.А., Нестеровой Т.А., Снежко О.А., Старостина С.А., Тихомирова Ю.А., Хазанова С.Д., Черникова В.В., Юрьева С.С., Яценко И.С. и других авторов.

Целью данной работы выступает комплексное изучение административной ответственности за нарушение норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Для достижения поставленной передо мной цели мною были выделены ряд определенных задач:

  • — дать понятие юридической ответственности и ответственности за нарушение норм трудового законодательства;
  • — выделить виды юридической ответственности, применяемой за нарушение трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • — охарактеризовать административную ответственность как один из видов юридической ответственности, применяемой за нарушение трудового законодательства;
  • — определить состав административного правонарушения в сфере труда;
  • — выделить виды административных правонарушений трудового законодательства РФ.

Объектом курсовой работы выступают урегулированные нормативными правовыми актами общественные отношения, складывающиеся по поводу применения мер ответственности за нарушение трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Предметом исследования выступает правовая природа института административной ответственности за нарушение законодательства в сфере труда и об охране труда, нормы законодательства, устанавливающие административную ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Для изучения данной темы, разрешения поставленных задач и достижения необходимого результата, мною были использованы различные методы научного познания: анализ и синтез, изучение административной ответственности с помощью диалектики и метафизики, изучение, переработка, обобщение необходимого научного и правового материала, сравнение и сопоставление наиболее известных фактов, что составило методологическую основу изучения темы курсовой работы.

Структура моей курсовой работы, обусловленная целью и задачами, представлена в виде введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка.

Административная ответственность за нарушение трудовых прав граждан

курсовая исправлены ошибки.docx

Таким образом, административную ответственность можно охарактеризовать как реализацию административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение 6 .

1.2 Отличие административной ответственности от других видов ответственности.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами 7 .

Таким образом можно выделить следующие виды ответственности:

    • Дисциплинарная;
    • гражданско-правовая;
    • административная;
    • уголовная ответственность.

Для выделения отличительных особенностей административной ответственности остановимся подробнее на каждом из видов ответственности.

Порядок привлечения к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, предусмотрен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.

Административная ответственность наступает в случаях и в пределах, предусмотренных ст. 5.27,5.28-5.34, 5.40, 5.42, 5.44 КоАП РФ.

В указанных статьях КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа:

  • за нарушение законодательства о труде и об охране труда(ст. 5.27);
  • за уклонение работодателя или его представителя от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28);
  • за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29);
  • за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30);
  • за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31);
  • за уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32);
  • за невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры (ст. 5.33);
  • за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34);
  • за принуждение к участию или отказу от участия в забастовке (5.40)
  • за нарушение прав инвалидов в области трудоустройстве и занятости (ст. 5.42)
  • за сокрытие страхового случая (ст. 5.44).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, в соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ рассматривают Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда 8 . Наряду с Федеральной инспекцией труда государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляют специализированные органы, такие, как Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и некоторые другие. К органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях трудового законодательства, относятся и мировые судьи. Согласно ч.1 и абзаца 4 ч.3 ст. 23.1 КоАП РФ они рассматривают дела об административных правонарушениях в сфере труда и охраны труда, предусмотренных ч.2 ст. 5.27, ст. 5.40 и ч.1 ст. 5.42 КоАП РФ.

Как было сказано выше, к административной ответственности могут быть привлечены как физические, так и юридические лица.

Трудовое право регулирует трудовые отношения всех лиц, работающих по трудовому договору в любых организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Предмет трудового права включает также трудовые отношения работников с индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами. Индивидуальный предприниматель заключает трудовой договор с работником для осуществления предпринимательской деятельности. Иные физические лица – для обслуживания принадлежащего им личного потребительского хозяйства (трудовой договор с домработницей, с шофером) 9 .

В законодательстве установлена административная ответственность сторон социального партнерства.

Ответственность сторон социального партнерства за уклонение от участия в коллективных переговорах, за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением соглашения, коллективного договора, за нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора регламентируется ст. 54 и 55 ТК РФ.

КоАП в главе 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» предусматривает ряд составов административных правонарушений, связанных с нарушением норм о социальном партнерстве и практикой их применения, а также определяет круг государственных органов и их должностных лиц, имеющих право применять административные наказания в виде административного штрафа.

Ими являются составы административных правонарушений, предусмотренные ст. 5.28 – ст. 5.33 КоАП РФ.

Дисциплинарная ответственность – это санкция, которая применяется работодателем к работнику, в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.

Под дисциплиной труда, по ст.189 Трудового кодекса РФ, понимается обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации 10 .

Работодатель обязан в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Под дисциплинарной ответственностью понимается осуждение поведения работника путем объявления ему властью администрации (т.е. работодателем или уполномоченными им лицами) дисциплинарного взыскания 11 .

Дисциплинарная ответственность отличается от административной тем, что последняя наступает за совершение лицом административного проступка, т.е. за нарушение установленных полномочными органами государственного управления общеобязательных правил поведения. Административная ответственность применяется органами или лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями подчинения по работе или службе.

По ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3.увольнение по соответствующим основаниям 1 2 .

Материальная ответственность сторон трудового договора состоит в обязанности одной из его сторон возмещать в соответствии с законодательством материальный ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора.

Непосредственно названным договором такая обязанность не предусмотрена, но она является следствием ненадлежащего исполнения сторонами этого договора своих обязанностей в сфере труда.

Трудовое законодательство предусматривает два вида материальной ответственности:

1.работника перед работодателем;

2.работодателя перед работником.

Материальная ответственность работника является самостоятельным видом ответственности по трудовому праву и наступает независимо от привлечения его за причиненный им ущерб к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (ст.248 ТК РФ).

Основание и условия материальной ответственности раскрываются в ст.233 ТК РФ.

Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действия или бездействия), если иное не предусмотрено Трудовым кодексом или иными федеральными законами. При этом каждая сторона обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

Трудовое право не допускает взыскания с работника того дохода, который работодатель мог бы получить, но не получил в связи с неправильными действиями (бездействием) работника.

Возмещается лишь действительный ущерб.

Работники несут материальную ответственность лишь за причиненный ими ущерб (ст.238 ТК РФ). Ответственность наступает только за ущерб, который является объективным последствием действий (бездействия) работника.

В главе 38 Трудового кодекса указаны четыре основания материальной ответственности работодателя перед работником.

Статья 234 предусматривает обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться. Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате:

— незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу;

— отказа работодателя от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе;

— задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в трудовую книжку неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения работника;

— других случаев, предусмотренных федеральными законами и коллективным договором.

Материальная ответственность работодателя также наступает за ущерб, причиненный имуществу работника (ст.235 ТК РФ), за задержку выплаты заработной платы (ст.236 ТК РФ), а также за моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя (ст.237 ТК РФ).

Работник несет материальную ответственность в соответствии с нормами главы 39 Трудового кодекса РФ.

Некоторые нарушения законов и иных нормативных правовых актов о труде в соответствии с Уголовным кодексом РФ влекут за собой уголовную ответственность.

Уголовная ответственность – это вид юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении общественно опасного деяния, предусмотренного УК РФ 13 .

Основанием наступления уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом.

В Уголовном кодексе Российской Федерации в ряде статей предусмотрена ответственность за совершение правонарушений, связанных с ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей (ст.143, 145, 145(1), 216, 217, 315 и др.).

Например, в ст.143 УК РФ за нарушение правил техники безопасности охраны труда лицом, на которое возложены обязанности по соблюдению этих правил, в результате чего наступили последствия в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

Уголовный закон охраняет права беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Так, в случае необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения женщины по мотивам ее беременности или наличия у нее детей в возрасте до трех лет виновное лицо, пользующееся правом приема на работу и увольнения с работы, подлежит уголовной ответственности по ст. 145 УК РФ 14 .

Глава 2. Характеристика административных правонарушений в сфере защиты прав граждан.

Ответственность за нарушение трудового законодательства

Судья выстраивает мнение о подписавшемся, что написал собственные взгляды, читая текст и его смысл. Фактически заявление это заменитель личности подписавшегося. В случаях, когда решение зависит от интеллектуального состояния это случается архи влиятельным. Составить сложный документ у адвоката весьма дорого. Причина — это имеет решающее значение.

Ответственность за нарушение трудового законодательства есть один из видов юридической ответственности, который предусматривает привлечение к ответственности физического или юридического лица, за допущенные ими нарушения в сфере трудового законодательства.

Согласно статье 419 Трудового кодекса РФ, лица, виновные в нарушении трудового законодательства, а наравне с ним и иных законодательных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности, в порядке, предусмотренным Трудовым кодексом РФ и иными Федеральными законами РФ. Здесь стоит отметить, что к данным видам ответственности привлекаются лица, нарушившие законодательства во многих областях права, например, бюджетное законодательство, финансовое законодательство, банковское законодательство и иное.

Ответственность за нарушение трудового законодательства в форме дисциплинарной ответственности наступает для работника, в случае неисполнения (равно как и ненадлежащее исполнение) им возложенных трудовых обязанностей. Противоправное действие работника такого вида, согласно ст. 192 ТК РФ, называется дисциплинарным проступком. При совершении дисциплинарного проступка, работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание к работнику, как морально-правового характера (выговор, замечание), так и исключительное (увольнение). Основания для расторжения трудового договора с работником по инициативе работодателя установлены в статье 81 Трудового Кодекса РФ. Для отдельной категории работников, соответствующими уставами, Федеральными законами и положениями о дисциплине, могут быть предусмотрены иные дисциплинарные взыскания. Так, к государственным служащим, согласно законодательству о государственной службе, за неисполнение (равно как и ненадлежащее исполнение) обязанностей, возложенных на него, в связи со службой, помимо взысканий, которые предусматривает статья 192 ТК РФ, могут быть применены такие санкции, как предупреждение о неполном служебном соответствии.

В соответствии со статьей 362 Трудового кодекса РФ, ответственность за нарушение трудового законодательства для руководителей и других должностных лиц учреждений и организаций, наступает в порядке, предусмотренном Федеральными законами Российской Федерации.

Ответственность за нарушение трудового законодательства в форме административной ответственности наступает для работника и работодателя, при совершении ими деяния, квалифицированное как административное правонарушение. Кодекс об Административных правонарушениях РФ, приводит ряд правонарушений, которые могут совершить работодатели (представители) и работники: ст.5.27 КоАП РФ – нарушение законодательства о труде и об охране труда; ст. 5.30 КоАП РФ – необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения; ст. 5.34 КоАП РФ – увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки; ст. 7.17 КоАП РФ – уничтожение или повреждение чужого имущества. Санкция за административное правонарушение в области трудового законодательства может быть как выплата штрафа, так и приостановление деятельности на определенный срок.

Ответственность за нарушение трудового законодательства в форме гражданско-правовой (в том числе материальной) ответственности и уголовной, наступает лишь в случаях, установленных Федеральными законами РФ. Гражданско–правовую ответственность в сфере трудового законодательства регулирует глава 59 Гражданского кодекса РФ. Уголовную ответственность в области нарушения трудового законодательства регулируют следующие статьи Уголовного кодекса РФ: 143, 145, 145.1, 146, 147, 215 ,216 и 217.

Ответственность за нарушение трудового законодательства

Ответственность за нарушение трудового законодательства есть один из видов юридической ответственности, который предусматривает привлечение к ответственности физического или юридического лица, за допущенные ими нарушения в сфере трудового законодательства.

Согласно статье 419 Трудового кодекса РФ, лица, виновные в нарушении трудового законодательства, а наравне с ним и иных законодательных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности, в порядке, предусмотренным Трудовым кодексом РФ и иными Федеральными законами РФ. Здесь стоит отметить, что к данным видам ответственности привлекаются лица, нарушившие законодательства во многих областях права, например, бюджетное законодательство. финансовое законодательство, банковское законодательство и иное.

Ответственность за нарушение трудового законодательства в форме дисциплинарной ответственности наступает для работника, в случае неисполнения (равно как и ненадлежащее исполнение) им возложенных трудовых обязанностей. Противоправное действие работника такого вида, согласно ст. 192 ТК РФ, называется дисциплинарным проступком. При совершении дисциплинарного проступка, работодатель вправе применить дисциплинарное взыскание к работнику, как морально-правового характера (выговор, замечание), так и исключительное (увольнение). Основания для расторжения трудового договора с работником по инициативе работодателя установлены в статье 81 Трудового Кодекса РФ. Для отдельной категории работников, соответствующими уставами, Федеральными законами и положениями о дисциплине, могут быть предусмотрены иные дисциплинарные взыскания. Так, к государственным служащим, согласно законодательству о государственной службе, за неисполнение (равно как и ненадлежащее исполнение) обязанностей, возложенных на него, в связи со службой, помимо взысканий, которые предусматривает статья 192 ТК РФ, могут быть применены такие санкции, как предупреждение о неполном служебном соответствии.

В соответствии со статьей 362 Трудового кодекса РФ, ответственность за нарушение трудового законодательства для руководителей и других должностных лиц учреждений и организаций, наступает в порядке, предусмотренном Федеральными законами Российской Федерации.

Ответственность за нарушение трудового законодательства в форме административной ответственности наступает для работника и работодателя, при совершении ими деяния, квалифицированное как административное правонарушение. Кодекс об Административных правонарушениях РФ, приводит ряд правонарушений, которые могут совершить работодатели (представители) и работники: ст.5.27 КоАП РФ – нарушение законодательства о труде и об охране труда; ст. 5.30 КоАП РФ – необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения; ст. 5.34 КоАП РФ – увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки; ст. 7.17 КоАП РФ – уничтожение или повреждение чужого имущества. Санкция за административное правонарушение в области трудового законодательства может быть как выплата штрафа, так и приостановление деятельности на определенный срок.

Ответственность за нарушение трудового законодательства в форме гражданско-правовой (в том числе материальной) ответственности и уголовной, наступает лишь в случаях, установленных Федеральными законами РФ. Гражданско–правовую ответственность в сфере трудового законодательства регулирует глава 59 Гражданского кодекса РФ. Уголовную ответственность в области нарушения трудового законодательства регулируют следующие статьи Уголовного кодекса РФ: 143, 145, 145.1, 146, 147, 215 ,216 и 217.

Ответственность за нарушение трудового законодательства

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — вид юридической ответственности, к которой привлекаются юридические лица и физические лица за допущенные ими нарушения трудового законодательства (ТЗ).

Лица, виновные в нарушении ТЗ и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются в порядке, установленном ТК РФ и иными ФЗ, к дисциплинарной ответственности . а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (ст. 419 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность работника наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей. Такие противоправные действия работника в соответствии со ст. 192 ТК РФ именуются дисциплинарным проступком . за совершение которого работодатель вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание как морально-правового характера (замечание, выговор), так и исключительное (увольнение по соответствующим основаниям). В соответствии со ст. 81 ТК РФ трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае нарушения работником требований ОТ, установленного комиссией по ОТ или уполномоченным по ОТ, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве . авария . катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

Руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении ТЗ и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены ФЗ (ст. 362 ТК РФ).

ФЗ, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и др. дисциплинарные взыскания. Напр. в соответствии с законодательством о государственной службе к государственному служащему за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей помимо взысканий, предусмотренных ст. 192 ТК РФ, может быть применено также предупреждение о неполном служебном соответствии.

Административная ответственность за административное правонарушение (противоправное, виновное действие / бездействие физического или юридического лица) установлена в КоАП РФ и в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Право применять административное наказание предоставлено суду и специально уполномоченным на то органам государства, в т. ч. федеральной инспекции труда и др. надзорным органам.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В КоАП РФ приводятся виды административных правонарушений, которые могут быть совершены работниками и работодателями (представителями последних). В гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» имеются статьи, предусматривающие нарушение законодательства о труде и об ОТ (ст. 5.27), необоснованный отказ от заключения коллективного договора . соглашения (ст. 5.30), увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34). В гл. 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» помещена ст. 7.17 «Уничтожение или повреждение чужого имущества».

Нарушение законодательства о труде и об ОТ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 до 50 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение законодательства о труде и об ОТ лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Уголовная ответственность. Работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы, др. нарушения в сфере оплаты труда, несут не только административную, но и уголовную ответственность . В соответствии со ст. 145.1 УК РФ невыплата свыше 2 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в размере от 300 до 700 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 7 месяцев либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Уголовная ответственность за преступления против трудовых прав граждан предусмотрена следующими статьями УК РФ:

ст. 143 «Нарушение правил охраны труда»;

ст. 145 «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет»;

ст. 145.1 «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат»;

ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав»;

ст. 147 «Нарушение изобретательских и патентных прав»;

ст. 215 «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики»;

ст. 216 «Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ»;

ст. 217 «Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах».

За нарушение правил ОТ лицо, на котором лежала обязанность соблюдать данные правила, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, согласно ст. 143 УК РФ наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, или исправительными работами на срок до 2 лет либо лишением свободы на срок до 2 лет. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Гражданско-правовая ответственность (в т. ч. материальная) может наступить лишь в случаях, установленных ФЗ.

Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации (ст. 277 ТК РФ). Этот ущерб может возникнуть в результате возмещения ущерба, причиненного иным лицам. Согласно ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.

Материальная ответственность за вред, причиненный здоровью, предусматривается также в гражданско-правовых отношениях и регулируется гл. 59 ГК РФ. При причинении гражданину увечья (см. Трудовое увечье ) или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в т. ч. расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к др. профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.

Ответственность за нарушение трудового законодательства (таблица штрафов)

Нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда:

1. повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека

2. повлекшее по неосторожности смерть человека

1. Штраф до 200 000 рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 18 месяцев, или

обязательные работы на срок до 480 часов, или

исправительные работы на срок до 2 лет, или

Обязательные работы на срок до 360 часов.

Статья 145 УК РФ

Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат :

1. Не повлекшая тяжких последствий

а) Частичная невыплата свыше 3 месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации

б)Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем — физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации

2. Повлекшая тяжкие последствия

1.а) Штраф до 120 000 рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 1 года, или

лишение права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 1 года лет, или

принудительные работы на срок до 2 лет

лишение свободы на срок до 1 года.

1. б) Штраф в размере 100 000 — 500 000 рублей или зарплата (иной доход) осужденного за период до 3 лет, или

принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности (заниматься определенной деятельностью) на срок до 3 лет или без такового.

2. Штраф в размере 200 000-500 000 рублей, или

заработная плата или иной доход осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо

лишением свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

Административная ответственность нарушение трудовых прав

Актуальность темы исследования. Правоприменительная практика, а также научные исследования в сфере трудового и административного права свидетельствуют о проблемах производства по делам об административных правонарушениях в сфере реализации трудовых прав граждан. Данные проблемы имеют как теоретический аспект, обусловленный отсутствием единого подхода к понятию административного процесса и его структуре, так и практический, связанный с недостатками правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях, в том числе сфере трудового законодательства, отсутствием единообразной практики применения административно-процессуальных норм. Несовершенство административно-процессуального законодательства, и трудности в правоприменительной деятельности государственных инспекторов труда, при осуществлении ими юрисдикционных полномочий, приводят к тому, что зачастую недобросовестные работодатели имеют возможность уклониться от административной ответственности за совершенные правонарушения в сфере труда. Все это обусловило актуальность и выбор настоящей темы исследования. Детально и четко урегулированный порядок возбуждения дела об административном правонарушении в сфере трудового законодательства, его рассмотрения и разрешения, обжалования и исполнения – является важнейшей гарантией защиты трудовых прав, справедливого наказания виновных, охраны трудовых правоотношений от неправомерных посягательств. Кроме того, актуальность избранной темы определяется и необходимостью теоретического осмысления места производства по делам об административных правонарушениях в структуре административного процесса, уяснением правовой природы производства по делам об административных правонарушениях в сфере трудового законода-тельства, поиском путей повышения эффективности деятельности юрисдикци-онных органов по применению мер административной ответственности за правонарушения в трудовой сфере. Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы на основе ана-лиза научных взглядов, действующего административного законодательства и законодательства о труде, деятельности государственных инспекторов труда и судов рассмотреть теоретические подходы к пониманию производства по делам об административных правонарушениях в сфере трудового законодательства, а также сформулировать практические предложения по совершенствованию практики применения административного законодательства в рассматриваемой сфере. Для достижения поставленных целей автор ставит перед собой следую-щие задачи: – рассмотреть понятие и определить содержание, а также особенности видов юридической ответственности за нарушение трудового законодательства; – проанализировать понятие и основания административной ответственности за нарушение трудового законодательства; – определить особенности видов составов административных правонарушений сфере трудового законодательства; – установить статус субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях в сфере соблюдения трудового законодательства; – охарактеризовать особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере соблюдения трудового законодательства. Объектом исследования выступают административно-процессуальные правоотношения, складывающиеся в рамках производства по делу об административных правонарушениях в сфере трудового законодательства. Предметом исследования является совокупность норм административного и трудового права, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях в сфере трудового законодательства. Методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных методов, позволивших достичь искомых теоретических результатов в процессе изучения сущности производства по делам об административных правонарушениях в сфере труда, а также частно-научных методов, среди которых основными являлись системный, формально юридический метод, функциональный метод и т.п. Научная новизна избранной темы исследования обусловлена тем, что в рамках настоящего исследования предпринята попытка комплексно исследо-вать процессуальный порядок возбуждения производства по делам об административных правонарушениях в сфере трудового законодательства, его рассмотрения и разрешения, обжаловании и исполнения в аспекте проблем административного процесса и административно-юрисдикционной деятельности уполномоченных органов. Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в том, что исследование проблемных аспектов производства по делам об административных правонарушениях в сфере трудового законодательства позволяет выявить недостатки, имеющиеся в действующем административном законодательстве при регулировании порядка возбуждения производства по таким категориям дел, их рассмотрения, обжалования и исполнения, что может послужить основой для совершенствования действующего законодательства, а также для анализа практической деятельности государственных инспекторов труда и судов при привлечении виновных в нарушении трудового законодательства лиц к административной ответственности. Научное значение настоящей работы проявляется в возможности использовать в учебном процессе при чтении лекций по административному и трудовому праву. Результаты исследования могут применяться в практической деятельности юрисдикционных органов по делам об административных нарушениях в сфере трудового законодательства. Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющие пять параграфов, заключения и библиографического списка использованных источников.

Обеспечение и защита трудовых прав граждан являются важным направлением деятельности государства. В условиях экономического кризиса происходит рост безработицы, вызванный оптимизацией, сокращением численного состава работников. Как следствие, несоблюдение гарантий, предусмотренных трудовым законодательством для работников, становится повсеместным. Поэтому забота государства о сохранении правовой защиты работников становится все более актуальной. Градация административных правонарушений в сфере трудовых прав граждан, представленная в КоАП РФ поможет правильной квалификации деяний, однако в правоприменительной практике могут появиться сложности в определении срока давности привлечения к административной ответственности по ст. 5.28-5.34 КоАП РФ. В связи с чем, представляется, что требуется внести уточнение и в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, указав, что годичный срок давности устанавливается за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективных договоров, соглашений и иных локальных правовых актов. Обеспечение соблюдения прав работника в трудовых и иных тесно свя-занных с ними отношениях необходимо для уверенности работников в ста-бильности их положения. Осуществлению этого положения должны способствовать определенность и однозначность применения норм, устанавливающих административную ответственность. С января 2015 года введена и административная ответственность за за-ключение гражданско-правовых договоров вместо трудовых. Логика законодателя тут очевидна: работник, оформленный по гражданско-правовому договору, лишен множества гарантий, предоставляемых трудовым законодательством: права на отпуск, оплату больничного листа, пенсионные отчисления и т.д. Выявление данного нарушения возможно опять же в результате проверки инспекции по труду, а также в ходе судебного разбирательства, по итогам которого суд признает гражданско-правовой договор трудовым и оформит соответствующее определение. В настоящее время установлена дифференциация нарушений норм трудового права, а также усилена ответственность работодателя и сотрудников, ответственных за работу с персоналом. Производство по делам об административных правонарушениях как процессуальная деятельность складывается из последовательно совершаемых действий целого ряда органов и лиц, уполномоченных рассматривать такие дела, а также и других участников. Разграничение компетенции органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства производится на основании ст. 353 ТК РФ. Нетрудно заметить, что предмет надзора, осуществляемого федеральной инспекцией труда и органами прокуратуры, практически идентичен, что на практике приводит к трудностям при определении задач в сфере обеспечения трудовых прав граждан органами исполнительной власти, с одной стороны, и органами прокуратуры – с другой. В качестве основных задач прокурорского надзора за соблюдением трудовых правах граждан можно назвать: — обеспечение системного поступления и анализа информации о состоянии законности в сфере соблюдения трудовых прав граждан; — обеспечение своевременного и полного выявления и устранения нарушений законодательства о трудовых правах граждан; — предупреждение и профилактика нарушений трудовых прав граждан; — обеспечение неотвратимости ответственности виновных лиц за нару-шения трудовых прав граждан; — обеспечение выявления и устранения причин и условий, способство-вавших нарушению трудовых прав граждан; — обеспечение действенной и эффективной работы органов государст-венного надзора и контроля по защите трудовых прав граждан; — организация эффективного взаимодействия прокуратуры с органами власти и управления, контролирующими органами и общественными организациями в субъектах Российской Федерации; — содействие (в установленных законом формах) совершенствованию законодательства о трудовых правах граждан на всех его уровнях. Однако, как представляется, первоочередная задача прокурора по обеспечению законности в сфере трудовых прав граждан заключается именно в обеспечении надлежащей работы органов контроля и надзора. Полагаем, в качестве задачи прокурорского надзора должна стать и правовая пропаганда, направленная на защиту трудовых прав граждан. Это совершенно правильный подход, получающий широкую поддержку у населения, поскольку массовые нарушения трудового законодательства, связанные с задержкой выплаты заработной платы, грубыми нарушениями правил охраны труда, высоким уровнем производственного травматизма, приводят к дестабилизации обстановки в обществе, созданию очагов социального напряжения, а порой ? к забастовкам и акциям протеста. В ходе исследования сделан вывод о необходимости корректировки законодательства в части сроков давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ продолжительность срока давности за нарушение трудового законодательства составляет один год. Буквальное толкование нормы позволяет утверждать, что за нарушение нормативных правовых актов, не относящихся к трудовому законодательству, но содержащих нормы трудового права, а также за нарушение норм, регламентирующих социальное партнерство, срок давности будет составлять два месяца. При этом законодатель и не проводит разграничений по видам нормативных правовых актов, которые нарушаются административным проступком, размер наказания не зависит от того, в законе или подзаконном акте содержится нарушаемая норма. Кроме того, за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Рос-сийской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), ответственность за которые установлена ст. 18.15, 18.16 КоАП РФ, срок давности также составляет один год. Представляется, что требуется внести уточнение и в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, указав, что годичный срок давности устанавливается за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективных договоров, соглашений и иных локальных правовых актов. В качестве еще одного предложения по совершенствованию законода-тельства в рассматриваемой сфере можно внести такое предложение как уста-новление ответственности за нарушение трудовых прав граждан для работодателей – физических лиц. Трудовое законодательство предусматривает возможность для физиче-ских лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, тоже вы-ступать в качестве работодателя (ч. 7, 8 ст. 20 ТК РФ). И в случае нарушения таким работодателем трудовых прав работника привлечение к ответственности ему не грозит. Поэтому представляется необходимым дополнить санкции ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ наказанием для работодателей – физических лиц.

I Правовые акты 1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. – 2014. – № 31. – ст. 4398. 2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. от 28.12.2016 № 497-ФЗ) // Собр. законодательства РФ. – 1994. – № 32. – ст. 3301. 3 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собр. законодательства РФ. – 1996. – № 25. – ст. 2954. 4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2017) // Собр. законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – ст. 1. 5 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Соб. законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – ст. 3. 6 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О су-дебной системе Российской Федерации» // Соб. законодательства РФ. – 1997. – № 1. – ст. 1. 7 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. – 1995. – № 47. – ст. 4472. 8 Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ (с изм. от 05.04.2016) «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собр. законодательства РФ. – 1998. – № 51 – ст. 6270. 9 Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Собр. законодательства РФ. – 2007. – № 41. – ст. 4849. 10 Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» // Собр. законодательства РФ. – 2013. – № 52 (часть I). – ст. 6986. 11 Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (ред. от 18.11.2016) «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Собр. законодательства РФ. – 2012. – № 37. – ст. 4995. 12 Распоряжение Правительства РФ от 05.06.2015 № 1028-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015-2020 годы)» // Собр. законодательства РФ. – 2015. – № 24. – ст. 3508. 13 Постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (ред. от 31.10.2016) «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» (Зарегистрировано в Минюсте России 11.11.2003 № 5219) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2003. – № 49. 14 Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 (ред. от 21.06.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность. – 2008. – № 3. 15 Указание Генпрокуратуры РФ от 06.07.2000 № 107/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности» // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. ? М., 2004. II Специальная литература 16 Амелин, Р.В. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (постатейный) ?Электронный ресурс?. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 17 Говорков, Н. Прокурорский надзор: трудности практики / Н. Говорков // Законность. – 2007. – № 5. 18 Еремина, С.Н. Спорные вопросы формирования правового статуса руководителя: трудовое или гражданское законодательство? / С.Н. Еремина // Юрист. – 2011. – № 17. – С. 30-38. 19 Ильина, М. Ответственность за нарушение трудового законодательства / М.И. Ильина // Кадровый вопрос. – 2015. – № 5. – С. 45-55. 20 Казина, Т.В. Принципы адвокатской деятельности в производстве по делам об административных правонарушениях ?Электронный ресурс?. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 21 Калантарова, Э.И. Процессуальные проблемы систематизации административно-налоговых деликтов и перспективы их разрешения / Э.И. Калантарова // Административное право и процесс. ? 2014. ? № 2. – С. 69-72. 22 Кандрина, Н.А. К вопросу о служебной ответственности государственных гражданских служащих / Н.А. Кандрина // Российская юстиция. – 2015. – № 3. – С. 50-53. 23 Кандрина, Н.А. О некоторых проблемах эффективности правового регулирования государственного управления в условиях централизации государственной власти / Н.А. Кандрина // Административное право и процесс. – 2014. – № 10. – С. 33-36. 24 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1-10. Постатейный научно-практический комментарий / Р.Ч. Бондарчук ?и др.?; под ред. Б.В. Россинского. ? М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. –. 800 с. 25 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 24-32. Постатейный научно-практический комментарий / В.А. Гуреев ?и др.?; под ред. Б.В. Россинского. – М.: Редакция «Российской газеты», 2015. – 688 с. 26 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под ред. Н.Г. Салищевой. – М.: Проспект, 2011. – 1296 с. 27 Мещерякова, Т.Р. Административная ответственность за нарушение трудовых прав граждан / Т.Р. Мещерякова // Административное и муниципальное право. – 2015. – № 12. – С. 1249-1253. 28 Попугаев, Ю.И. Содержание и оптимизация правового регулирования стадии возбуждения дела об административном правонарушении / Ю.И. Попугаев // Административное право и процесс. – 2015. – № 4. – С. 14-19. 29 Сапфирова, А.А. Комментарий к главе 57 «Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» Трудового кодекса Российской Федерации (постатейный) ?Электронный ресурс?. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 30 Тоточенко, Д.А. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника / Д.А. Тоточенко // Российская юстиция. – 2015. – № 7. 31 Тризно, И.Н. Методическое обеспечение прокурорского надзора в сфере соблюдения трудовых прав граждан / И.Н. Тризно // Трудовое право. – 2007. –№ 11. 32 Тухватуллин, Т.А. Полномочия прокурора по административному преследованию за правонарушения в экономической сфере / Т.А. Тухватуллин// Административное право и процесс. – 2015. – № 8. – С. 49-53. 33 Цуканов, Н.Н. К вопросу о месте совершения административного правонарушения / Н.Н. Цуканов, А.В. Жильцов // Правопорядок: история, теория, практика. – 2015. – № 1 (4). 34 Цуканов, Н.Н. О соотношении производства по делам об административных правонарушениях и деятельности по исполнению постановлений о назначении административных наказаний / Н.Н. Цуканов // Административное право и процесс. – 2013. – № 10. – С. 16. 35 Шлютер, М.С. Административная ответственность за правонарушения в области охраны недр и недропользования: моногр. / М.С. Шлютер. – М.: Проспект, 2015. – 136 с. III Судебная практика 36 Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 (ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Вестник ВАС РФ. – 2003. – № 3. 37 Постановление Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 04.08.2015 по делу № 4а-443/2015 ?Электронный ресурс?. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 38 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2007. – № 3. 39 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (в ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. – 2005. – № 80. 40 Решение Челябинского областного суда от 20.01.2012 по делу № 7-27/2012 ?Электронный ресурс?. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 41 Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2013 № 49-КГ12–14 ?Электронный ресурс?. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 42 Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» ?Электронный ресурс?. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит