Указ Президента РФ от 19 января 1996 г, указ президента выплате заработной платы

Содержание
  1. Указ Президента РФ от 19 января 1996 г. N 66 "О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат" (с изменениями и дополнениями)
  2. Приказ о сроках выплаты заработной платы
  3. Когда следует выдавать зарплату
  4. Как документировать сроки выдачи зарплаты
  5. Кто составляет приказ
  6. Основание для приказа
  7. Как правильно составить приказ
  8. Как правильно оформить приказ
  9. Способы и сроки хранения приказа
  10. Статья 96. Сроки выплаты заработной платы
  11. Помощь: Задолженность по выплате заработной платы, или внимательно читаем Указ Президента от 27.11.1995 № 483
  12. Указ Президента РБ
    № 483 от 27.11.1995. Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы

Указ Президента РФ от 19 января 1996 г. N 66 «О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат» (с изменениями и дополнениями)

Указ Президента РФ от 19 января 1996 г. N 66
«О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат»

С изменениями и дополнениями от:

17 апреля 2003 г.

ГАРАНТ:

О мерах по реализации настоящего Указа см. постановление Правительства РФ от 6 марта 1996 г. N 230

О мерах по обеспечению своевременной выплаты пенсий см. Указ Президента РФ от 8 апреля 1996 г. N 493, Указ Президента РФ от 9 июля 1996 г. N 1023

О некоторых дополнительных мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы см.: Указ Президента РФ от 26 марта 1997 г. N 268 Указ Президента РФ от 28 февраля 1997 г. N 134 Указ Президента РФ от 1 февраля 1996 г. N 134

О проверках соблюдения законодательства об оплате труда см.: Указ Президента РФ от 19 февраля 1996 г. N 209, приказ Минсельхозпрода РФ от 29 марта 1996 г. N 87

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 17 апреля 2003 г. N 444 в преамбулу настоящего Указа внесены изменения

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2002 г.

В целях обеспечения своевременности выплаты заработной платы работникам организаций, финансируемых за счет бюджетов всех уровней, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат из средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, а также погашения задолженности федерального бюджета перед государственными предприятиями и хозяйственными обществами и товариществами за поставку продукции в соответствии с федеральными целевыми программами постановляю:

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 17 апреля 2003 г. N 444 в пункт 1 настоящего Указа внесены изменения

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2002 г.

1. Установить, что руководители и должностные лица федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по выплате непосредственно из федерального бюджета заработной платы, а также по выделению из федерального бюджета средств, направляемых на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат, несут персональную ответственность за своевременное осуществление указанных выплат в соответствии с настоящим Указом.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 17 апреля 2003 г. N 444 в пункт 2 настоящего Указа внесены изменения

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2002 г.

2. Установить, что руководители федеральных органов исполнительной власти:

обладающие правами распорядителя по средствам, выделяемым из федерального бюджета, обязаны в соответствии со своей компетенцией своевременно, но не позднее трех дней до даты выплаты, отдавать распоряжение по осуществлению выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат;

обладающие правами распорядителя по внебюджетным средствам, обязаны направлять указанные средства в первую очередь на оплату работ и услуг организаций бюджетной сферы, а также оплату продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд.

В случае отсутствия в сроки, установленные настоящим пунктом, на счетах федерального органа исполнительной власти денежных средств руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, обладающие правами распорядителя по средствам, выделяемым их федерального бюджета, обязаны отдавать распоряжение по осуществлению выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат в день поступления средств на счета.

Руководителям федеральных органов исполнительной власти, обладающим правами распорядителя по внебюджетным средствам и по средствам, выделяемым из федерального бюджета, запрещается размещение временно свободных финансовых средств на депозитных счетах в банках и осуществление любых расходов бюджетных средств в случаях, когда:

это приведет к невозможности своевременной выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат;

имеется задолженность по выплате заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат в день поступления средств на счета.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 17 апреля 2003 г. N 444 в пункт 3 настоящего Указа внесены изменения

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2002 г.

3. Установить, что должностные лица федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены функции по выплате непосредственно из федерального бюджета заработной платы, а также по выделению из федерального бюджета средств, направляемых на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат, виновные в задержке указанных выплат или выделения средств из федерального бюджета, отстраняются от выполнения указанных функций руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти или увольняются за однократное грубое нарушение своих обязанностей.

В случае нарушения руководителями федеральных органов исполнительной власти возложенных пунктами 2 и 3 настоящего Указа обязанностей Председатель Правительства Российской Федерации обязан внести Президенту Российской Федерации представление об отставке соответствующего руководителя.

4. Установить, что руководители государственных унитарных предприятий и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, допустившие задержку выплаты заработной платы работниками в связи с неэффективной работой, размещением денежных средств на депозитных счетах банков, осуществлением выплат со счетов предприятия или учреждения на цели, не связанные с покрытием задолженности по налоговым и другим обязательным платежам, а также кредиторской задолженности, подлежат увольнению за однократное грубое нарушение своих обязанностей.

Контроль за исполнением настоящего пункта возложить на Председателя Правительства Российской Федерации.

5. Установить, что представители государства в органах управления хозяйственных обществ и товариществ, в которых имеются доли (паи, акции), находящиеся в государственной собственности, в случае задержек выплаты заработной платы работникам соответствующих хозяйственных обществ и товариществ обязаны в месячный срок созвать общее собрание участников (акционеров) соответствующего хозяйственного общества или товарищества и поставить вопрос об увольнении руководителей (исполнительных директоров), ответственных за выплату заработной платы.

ГАРАНТ:

Об обязанностях представителей государства в органах управления акционерных обществ, часть акций которых находится в федеральной собственности, при возникновении задолженности этих акционерных обществ по заработной плате, обязательным платежам в бюджеты всех уровней и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды см. постановление Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. N 214

6. Правительству Российской Федерации:

ликвидировать в 2-недельный срок созданные решениями Правительства Российской Федерации внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти с направлением высвобождающихся средств на погашение задолженности федерального бюджета по выплате заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат, а также представить предложения по ликвидации внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти, созданных законодательными актами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации;

внести в 2-недельный срок предложения Президенту Российской Федерации о порядке выплаты денежного вознаграждения членам Правительства Российской Федерации и руководителям Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации, предусмотрев в нем, что данные выплаты должны осуществляться после проведения всех установленных на соответствующий календарный срок перечислений средств из федерального бюджета на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат:

утвердить и опубликовать в месячный срок понедельный график исполнения Министерством финансов Российской Федерации обязательств федерального бюджета по выплате заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат.

7. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить контроль за своевременной выплатой из бюджетов субъектов Российской Федерации заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, пенсий, стипендий, пособий и иных социальных выплат.

19 января 1996 года

Установлена персональная ответственность руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за несвоевременное осуществление выплат заработной платы работникам бюджетной сферы. Руководители федеральных органов исполнительной власти, обладающие правами распорядителя по средствам, выделяемым из федерального бюджета, обязаны не позднее трех дней до даты выплаты, отдавать распоряжение по осуществлению указанных выплат.

Установлено, что руководители государственных унитарных предприятий и учреждений, финансируемых из федерального бюджета, допустившие задержку выплаты заработной платы работниками в связи с неэффективной работой, размещением денежных средств на депозитных счетах банков, осуществлением выплат со счетов предприятия или учреждения на цели, не связанные с покрытием задолженности по налоговым и другим обязательным платежам, а также кредиторской задолженности, подлежат увольнению за однократное грубое нарушение своих обязанностей. Представители государства в органах управления хозяйственных обществ и товариществ, в которых имеются доли (паи, акции), находящиеся в государственной собственности, в случае задержек выплаты заработной платы обязаны в месячный срок созвать общее собрание участников (акционеров) и поставить вопрос об увольнении руководителей (исполнительных директоров), ответственных за выплату заработной платы.

Указ Президента РФ от 19 января 1996 г. N 66 «О мерах по обеспечению своевременности выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат»

Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 26 января 1996 г. N 16, в Собрании законодательства Российской Федерации от 22 января 1996 г. N 4 ст. 265

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указ Президента РФ от 17 апреля 2003 г. N 444

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2002 г.

Приказ о сроках выплаты заработной платы

Составление приказа о сроках выплаты заработной платы производится тогда, когда руководство предприятия, следуя прописанной в законе РФ норме, устанавливает конкретную дату выдачи зарплаты сотрудникам. В каждой организации эта дата определяется в индивидуальном порядке, исходя из возможностей, потребностей и условий работы фирмы.

Когда следует выдавать зарплату

Законодательство четко говорит о том, что каждый работник должен получать зарплату не реже двух раз в месяц, т.е. каждые две недели. Если работодатель имеет желание, он может оплачивать труд подчиненных и чаще – хоть каждый день в конце смены.

Реже двух раз в месяц выдавать зарплату нельзя: нарушение этого правила грозит предприятиям и организациям серьезными санкциями со стороны надзорных структур.

При этом то, как именно будет разделяться заработная плата: равными частыми или нет – отдается на усмотрение работодателя.

С 3 октября 2016 законодатели определили точный день, до которого должна переводиться заработная плата работникам – это 15 число текущего месяца. Если ранее на предприятии были установлены сроки, не соответствующие этому правилу (например «окончаловка» за предыдущий месяц выплачивалась 16 числа или позже), необходимо изготовить приказ о переносе сроков выдачи заработной платы.

Процедура эта также должна включать в себя письменное уведомление всех работников предприятия о грядущих изменениях в сроках выплаты зарплаты как минимум за два месяца до наступления самого события.

Если работник не соглашается с нововведением, согласно ст. 74, п. 7 ч. 1 ст. 77, ст. 178 ТК РФ, работодатель имеет право его уволить.

Следует отметить, что если даты выдачи заработной платы по факту соответствуют нормам трудового кодекса РФ, но при этом нигде не задокументированы, это также может навлечь на компанию и ее директора административные штрафы: от 30 т.р. руб. до 50 т.р. руб.. – для самой фирмы и от 1т. р. руб. до 5т. р. руб. – для ее руководителя.

Как документировать сроки выдачи зарплаты

Конкретный день выплаты, согласно Трудовому кодексу РФ, должен прописываться в коллективном, индивидуальном трудовом договоре или же в Правилах внутреннего трудового распорядка и зафиксирован в приказе руководителя. Если в организации действует профсоюз, его мнение при установке даты также должно быть учтено.

Кто составляет приказ

Приказ о сроках выплаты заработной платы пишется от лица директора фирмы любым сотрудником, уполномоченным на составление распорядительной документации. Это может быть руководитель какого-либо структурного подразделения, секретарь, юрисконсульт и т.д.

Важно, чтобы после формирования приказ передавался на подписание директору предприятия – без его автографа он не приобретет законной силы и его легко можно будет оспорить с помощью трудовой инспекции или суда.

Основание для приказа

Все приказы, издаваемые в организации должны иметь под собой какую-то письменную основу. В данном случае, в качестве таковой можно указать 136 статью ТК РФ, отметив ее в отдельном пункте приказа в виде ссылки.

Как правильно составить приказ

На сегодня нет стандартного единого для всех образца приказа о сроках выплаты заработной платы, так что работодатели могут писать его в произвольном виде. В некоторых случаях предприятия используют внутренние шаблоны документа, утвержденные в учетной политике фирмы. Но, вне зависимости от того, какой путь будет выбран, приказ должен включать в себя ряд обязательных сведений. К ним относятся:

  • дата составления,
  • название организации,
  • суть распоряжения, т.е. точные даты выдачи заработной платы,
  • основание для его написания,
  • ответственных за его исполнение лиц, с указанием их должностей и ФИО.

Если к документу прикладываются какие-то дополнительные бумаги, то их нужно отметить в отдельном пункте.

Как правильно оформить приказ

Как к информационной части документа, так и к его оформлению закон не предъявляет никаких особых требований, поэтому допустимо написание приказа как на простом чистом листе А4 или А5 формата, так и на фирменном бланке компании, в печатном или рукописном виде. Единственное, что надо соблюдать неукоснительно: наличие подлинной подписи руководителя организации или лица, уполномоченного на визирование таких бумаг.

Кроме этого, приказ обычно подписывают сотрудники, ответственные за его выполнение и те, кого он касается напрямую.

Подписи последних свидетельствуют о том, что они ознакомлены с распоряжением.

Проштамповывать приказ печатью строгой необходимости сейчас нет: различного рода клише и штемпели могут использоваться только тогда, когда эта норма установлена во внутренних документах фирмы.

В общем порядке печати и штампы к применению уже не обязательны (в т.ч. и юридическими лицами).

Обычно приказ пишется в одном оригинальном экземпляре, но при необходимости могут быть сделаны и его дополнительные копии (например, для предъявления в отдел кадров и бухгалтерию).

Способы и сроки хранения приказа

На весь период действия приказ должен быть подшит с прочей распорядительной документацией в отдельную папку, которую необходимо держать в месте с ограниченным доступом. После того, как актуальной документа пройдет, его следует отдать в архив организации, где он должен храниться период, установленный по закону (не менее трех лет) или срок, прописанный во внутренних локальных нормативных бумагах фирмы.

Статья 96. Сроки выплаты заработной платы

Заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца.

Для отдельных категорий работников законодательством могут быть установлены

другие сроки выплаты заработной платы (в ред. Закона Российской Федерации

от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской

Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

Заработная плата за все время отпуска выплачивается не позднее, чем за

один день до начала отпуска (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР

от 12 августа 1980 г. — Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1980, N 34, ст.

Комментарий к статье 96 КЗоТ РФ

§1. Нарушение данной нормы законодательства о труде приняло повсеместный

характер и проблема своевременной выплаты заработной платы во всех сферах

экономики стала общегосударственной проблемой. Задержка выплаты заработной

платы объясняется как объективными, так и субъективными причинами. Массовое

нарушение прав работника на получение заработной платы не реже чем каждые

полмесяца побудило Президента РФ принять еще в 1994 г. Указ «Об ответственности

за нарушение трудовых прав граждан» (САПП, 1994, N 11, ст. 857). Указ от 10

марта 1994 г. предписывал Прокуратуре РФ усилить надзор за соблюдением предприятиями,

учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной

подчиненности законодательства о труде, коллективных договорах и соглашениях,

обратив особое внимание на недопущение случаев задержки выплаты заработной

платы. Судам рекомендовалось систематически проводить обобщение судебной практики

рассмотрения дел, связанных с нарушением трудовых прав граждан, в том числе

по фактам задержки выплаты заработной платы, имея в виду, что указанные действия

приводят к усилению социальной напряженности в обществе.

Каких-либо радикальных изменений в положении дел, связанных с задержкой

выплаты заработной платы, тем не менее не произошло. В связи с этим приняты

новые указы: от 19 января 1996 г. «О мерах по обеспечению своевременности

выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных

выплат» (СЗ РФ, 1996, N 4, ст. 265) и от 1 февраля 1996 г. «О некоторых дополнительных

мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной

сферы» (СЗ РФ, 1996, N 6, ст. 536); от 19 февраля 1996 г. «О проверках соблюдения

законодательства об оплате труда» (СЗ РФ, 1996, N 9, ст. 798). Названные акты

предусматривают проведение Федеральной инспекцией труда проверок соблюдения

законодательства об оплате труда, применения штрафных санкций при выявлении

нарушений и привлечение к персональной ответственности всех руководителей

и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, на которых возложены

функции по выплате непосредственно из бюджета заработной платы и выделение

средств из федерального бюджета на выплату заработной платы работникам бюджетной

сферы, за несвоевременное осуществление указанных выплат. В соответствии с

названными выше Указами Президента РФ Правительство РФ приняло постановление

от 6 марта 1996 г. N 230 «О мерах по реализации указов Президента РФ, направленных

на обеспечение своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной

сферы» (СЗ РФ, 1996, N 12, ст. 1116). В соответствии с этим постановлением

Минфину РФ вменено в обязанность ежемесячно составлять и доводить до федеральных

органов исполнительной власти утвержденные Правительством графики финансирования

заработной платы и других выплат населению за счет бюджетных средств. Кроме

того, образована правительственная комиссия по вопросам заработной платы в

бюджетной сфере, которая рассматривает еженедельные графики финансирования

заработной платы за счет бюджетных средств, решает вопросы, связанные с привлечением

к ответственности должностных лиц, виновных в задержках выплаты заработной

платы, рассматривает предложения об очередной индексации заработной платы

и решает целый ряд других вопросов, связанных с обеспечением своевременной

выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.

§2. Предусмотренное ст. 96 право работника на получение заработной платы

не реже чем каждые полмесяца относится к числу условий, установленных законодательством.

Это условие не может быть ухудшено ни по соглашению сторон, ни на основании

коллективного договора. Как показывает практика, условие о выплате заработной

платы за больший период времени чем полмесяца включается как в коллективные

договоры, так и в трудовые договоры (контракты). В силу ст. 5 КЗоТ такие условия

§3. Конкретные сроки выплаты заработной платы предусматриваются в коллективных

договорах. Очевидно, коллективные договоры должны предусматривать и соответствующие

последствия несвоевременной выплаты заработной платы. В связи с инфляционными

процессами задержанные суммы быстро обесцениваются. Гарантированность работнику

полной индексации заработка, который он своевременно не получил в связи с

задержкой его выплаты, явилось бы более радикальным способом восстановления

нарушенного права работника как на локальном, так и на федеральном уровне.

§4. Суммы заработной платы, своевременно не полученные самим работником,

выплачиваются за прошлое время при условии, если обращение за ними последовало

не позже трех лет со дня возникновения права на их получение. По истечении

этого срока неполученные суммы перечисляются в бюджет.

§5. В случае смерти работника неполученная ко дню его смерти заработная

плата выдается совместно проживавшим с ним членам семьи, а также лицам, находившимся

вследствие нетрудоспособности на иждивении данного работника. При этом администрация

предприятия не должна требовать предъявления свидетельства о праве на наследство.

Помощь: Задолженность по выплате заработной платы, или внимательно читаем Указ Президента от 27.11.1995 № 483

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО ВЫПЛАТЕ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ИЛИ ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА ОТ 27.11.1995 № 483

Выплачивать заработную плату работникам необходимо регулярно, причем в дни, определенные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре. Такое требование установлено ст.73 Трудового кодекса РБ от 26.07.1999 № 296-З. Выплата заработной платы производится не реже 2 раз в месяц. При совпадении сроков выплаты заработной платы с выходными днями или государственными праздниками и праздничными днями она должна выплачиваться накануне их.

В практике деятельности организаций могут иметь место случаи возникновения задолженности по выплате заработной платы. Как правило, они связаны с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на текущем счете организации. На что следует обратить внимание в такой ситуации бухгалтеру? В первую очередь на акты законодательства, регулирующие данный вопрос.

Меняем тарифную ставку 1-го разряда

В целях обеспечения своевременной выплаты заработной платы, устранения просроченной задолженности по ней и усиления мер ответственности за несвоевременную выплату заработной платы издан Указ Президента РБ от 27.11.1995 № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы» (далее — Указ № 483).

В соответствии с п.1.3 данного документа наниматели, за исключением организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, имеющие просроченную задолженность по заработной плате на конец отчетного периода, с 1-го числа месяца, следующего за отчетным, применяют тарифную ставку 1-го разряда для расчета должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих в размере, не превышающем величины тарифной ставки 1-го разряда, установленной Правительством РБ для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, до ликвидации этой просроченной задолженности (примечание 1).

Рассмотрим порядок применения п.1.3 Указа № 483 в следующих ситуациях:

а) срок выплаты заработной платы в организации определен 5-го числа месяца, следующего за отчетным. За май заработная плата выплачена 5 августа.

В данном случае с 1 июля до 5 августа заработная плата руководителям, специалистам и другим служащим начисляется по должностным окладам, определяемым с учетом тарифной ставки 1-го разряда, установленной Правительством РБ;

б) коллективным договором, действующим в организации, предусмотрено, что выплата заработной платы будет производиться в срок не позднее 20-го числа каждого месяца, следующего за отчетным. Фактически заработная плата за июль выплачена 25 августа.

Значит, заработная плата с 20 по 25 августа будет начисляться работникам исходя из действующей в организации тарифной ставки 1-го разряда, так как применение тарифной ставки, установленной Правительством РБ, определено Указом № 483 с 1-го числа месяца, следующего за отчетным.

Возвращается ли заработная плата тем, у кого она была уменьшена по причине применения тарифной ставки 1-го разряда, установленной Правительством РБ?

С учетом требований Указа № 483 выплата образовавшейся разницы в заработной плате работников в связи с изменением размера их окладов, после ликвидации задолженности не производится.

Обратим внимание, что п.1 постановления Совета Министров РБ от 11.04.2005 № 382 «О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Республики Беларусь от 8 августа 1996 г. № 521 и от 25 июля 2002 г. № 1003» предусмотрено, что руководителям коммерческих организаций и структурных подразделений этих организаций вне зависимости от формы собственности не начисляются и не выплачиваются все виды премий и вознаграждений при наличии задолженности по выплате заработной платы.

При этом задолженностью по заработной плате считаются начисленные суммы заработной платы работникам, но не выплаченные организацией в сроки, установленные в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре (контракте), что отмечено в письме Минтруда и соцзащиты РБ от 15.06.2005 № 03-03-10/2058.

Индексация заработной платы с учетом индекса потребительских цен

Согласно п.3 Указа Президента РБ от 30.08.1996 № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий, пособий» заработная плата в случае задержки ее выплаты индексируется в соответствии с индексом потребительских цен, публикуемым Минстатом РБ. Во исполнение данного Указа было разработано разъяснение Минтруда РБ от 10.10.1996 № 05-2-02/2084, Минфина РБ от 08.10.1996 № 06-6/1090, Минсоцзащиты РБ от 09.10.1996 № 02-01/102 и Минстата РБ от 09.10.1996 № 01-21/70 «О порядке индексации заработной платы, пенсий, стипендий и пособий в случае задержки их выплаты».

Этот документ предусматривает необходимость проведения индексации в полном размере суммы заработной платы в случае задержки ее выплаты на 1 календарный месяц и более по сравнению со сроком, установленным законодательным, республиканским или локальным нормативным актом. Данное требование касается всех организаций независимо от форм собственности.

Индексация несвоевременно выплаченных сумм заработной платы начиная с января 1996 г. осуществляется за каждый месяц в отдельности путем их увеличения на коэффициент инфляции, рассчитанный делением последнего индекса потребительских цен (ИПЦ), сообщенного Минстатом РБ на момент фактической их выплаты, на индекс цен месяца, за который они выплачиваются. При этом оба индекса потребительских цен исчисляются нарастающим итогом к декабрю 1995 г.

Обеспечение своевременной выплаты заработной платы

При осуществлении платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях, в т.ч. связанных с осуществлением расчетов по оплате труда, юридические лица, их обособленные подразделения и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать очередность, определяемую Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента РБ от 29.06.2000 № 359, с учетом последних изменений от 23.07.2008 № 408 (далее — Указ № 359).

Так, вне очереди предоставляется право производить платежи в счет:

— неотложных нужд в размере до 20 % средств, поступивших на указанные счета (за исключением сумм банковских кредитов) за предыдущий месяц;

— погашения задолженности по выплате заработной платы в суммах, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума (БПМ) для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке исходя из списочной численности работников и размера оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ (ФСЗН), выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению. При отсутствии или недостаточности средств в белорусских рублях на текущих (расчетных) счетах указанные платежи следует осуществлять за счет средств, полученных от продажи (в т.ч. обязательной) иностранной валюты. В данном случае продажа средств, поступивших на текущие (расчетные) счета в иностранной валюте, должна производиться до исполнения предъявленных к таким счетам платежных требований или иных платежных инструкций;

— погашения банковских кредитов, выданных на выплату задолженности по заработной плате, в пределах 1,5 размера утвержденного бюджета прожиточного минимума на одного работающего, сумм обязательных страховых взносов в ФСЗН, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и подоходного налога, исчисляемых из размера данной заработной платы.

Таким образом, организация независимо от наличия расчетных документов в картотеке к внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» начиная со дня наступления срока выплаты заработной платы может в пределах денежных средств, подлежащих выдаче в счет неотложных нужд, перечислить (получить наличными) сумму заработной платы, а также перечислить сумму денежных средств, удержанных из заработной платы работников на основании их письменных заявлений.

Согласно п.11 Инструкции об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 63, с учетом последних изменений от 28.07.2008 № 101 (далее — Инструкция № 63), в случае выдачи денежных средств на заработную плату в расчете за месяц в счет неотложных нужд уплата подоходного налога, страховых взносов в ФСЗН и страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний также осуществляется в счет неотложных нужд.

Имея задолженность по выплате заработной платы, организация может получить во внеочередном порядке сумму, соответствующую 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен, в расчете на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке, исходя из списочной численности работников (Указ № 359).

Определяя величину установленного минимума денежных средств на заработную плату необходимо обратить внимание на:

а) размер бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам на основании Закона РБ от 06.01.1999 № 239-З «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» утверждается постановлением Совета Министров РБ один раз в квартал в ценах последнего месяца квартала и публикуется в республиканской печати (примечание 2).

С целью определения размера удержания с нанимателей средств для обеспечения своевременной выплаты заработной платы Минтруда и соцзащиты РБ рассчитывает и публикует сумму средств, подлежащих перечислению вне очереди платежей на погашение задолженности по заработной плате. В 2008 г. такие суммы составляют:

Месяц БПМ, руб. 1,5 размера БПМ с учетом ИПЦ, руб.
221 420
(в ценах декабря)
В феврале за январь 221 420 332 130
(221 420 х 1,5)
В марте за февраль 226 960
(221 420 х 102,5 / 100)
340 440
(226 960 х 1,5)
В апреле за март 228 550
(226 960 х 100,7 / 100)
342 830
(228 550 х 1,5)
231 160
(в ценах марта)
В мае за апрель 231 160 346 740
(231 160 х 1,5)
В июне за май 233 930
(231 160 х 101,2 / 100)
350 900
(233 930 х 1,5)
В июле за июнь 236 970
(233 930 х 101,3 / 100)
355 460
(236 970 х 1,5)
246 210
(в ценах июня)
В августе за июль 246 210 369 315
(246 210 х 1,5)
В сентябре за август 248 180
(246 210 х 100,8 / 100)
372 270
(248 180 х 1,5)

б) порядок определения списочной численности работников, с учетом которых рассчитывается лимит суммы выплат в счет неотложных нужд.

Пунктом 12 главы 2 Инструкции № 63 предусматривается возможность выдачи денежных средств на заработную плату в счет неотложных нужд исходя из списочной численности работников. Более конкретной информации по этому вопросу Инструкция № 63 не содержит.

В статистике труда в списочную численность работников (списочный состав) организации включаются работники, заключившие трудовой договор (контракт) и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу. Обратимся к Инструкции по заполнению форм государственной статистической отчетности по труду, утвержденной постановлением Минстата РБ от 17.09.2001 № 80 (с учетом последних изменений от 03.12.2007 № 439).

В ней (в частности, в п.10) предусматривается, что списочная численность работников приводится на определенную дату, например первое или последнее число месяца, включая принятых и исключая уволенных работников. Уволенные работники исключаются из списочной численности работников с первого дня невыхода на работу. В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работавшие, так и отсутствовавшие на работе по каким-либо причинам.

В указанной Инструкции конкретизированы работники, включаемые и невключаемые в списочную численность.

Например, в списочную численность работников включаются принятые на работу с испытательным сроком, принятые на работу на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. В списочной численности работники, принятые на работу на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, учитываются за каждый календарный день как целые единицы, включая нерабочие дни недели, обусловленные при приеме на работу.

Не включаются в списочную численность работники:

— выполнявшие работу по гражданско-правовым договорам. Работники, состоящие в списочном составе организации и заключившие гражданско-правовой договор на выполнение работ с этой же организацией, учитываются только в списочной численности по основной работе;

— принятые на работу по совместительству из других организаций. Учет внешних совместителей ведется отдельно.

Работник, получающий в одной организации две, полторы или менее одной ставки или оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица).

Для определения суммы средств на заработную плату в организации следует составить расчет средств, подлежащих выплате во внеочередном порядке. Расчет средств, подлежащих удержанию в бесспорном порядке и перечисляемых вне очереди был приведен в ряде инструкций Национального банка РБ, в т.ч. и в Инструкции об организации исполнения платежей в очередности, установленной законодательством, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 21.08.2000 № 20.1Г (ныне Инструкция утратила силу).

В настоящее время банк не проверяет правильность заполнения такого расчета, что прописано в п.10 Инструкции № 63.

Таким образом, определение списочной численности работников, с учетом которой рассчитывается сумма средств на выплаты в счет неотложных нужд, можно производить на последнюю дату отчетного месяца, определяя тем самым сумму задолженности по заработной плате;

в) порядок применения в расчете коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих.

Указом Президента № 483 предусматривается, что сумма в размере 1,5 бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения определяется с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих по технологическим видам работ, производствам и отраслям экономики.

Такие коэффициенты приведены в приложении 2 к Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 123 (с учетом последних изменений от 21.07.2008 № 113). Следует обратить внимание на п.17 данной Инструкции, по которому порядок применения коэффициентов повышения к тарифным ставкам (окладам) работников, предусмотренных приложением 2, определяется коллективным договором, соглашением или нанимателем. При этом указанные коэффициенты повышения могут применяться для расчета тарифных окладов руководителей и специалистов соответствующих производственных структурных подразделений при условии, что они установлены не менее 50 % рабочих, непосредственно занятых в этих подразделениях.

В многопрофильных организациях для производственных структурных подразделений коэффициенты повышения могут применяться в размерах, предусмотренных приложением 2, как и для соответствующих отраслей, производств, видов экономической деятельности и работ.

Коэффициенты повышения по технологическим видам работ, производствам, видам экономической деятельности и отраслям включают в себя следующие величины: 1,1; 1,2; 1,3; 1,4; 1,5; 1,6; 1,7; 1,9.

Например, коэффициент 1,1 применяется для производств полиграфической деятельности для рабочих, занятых печатанием: книжной, многокрасочной продукции, учебников; центральных республиканских газет и журналов; печатной продукции на иностранных языках; билетов денежно-вещевой и других видов лотерей; картографической, бланочной и другой продукции строгой отчетности.

На полиграфическом комбинате из-за недостаточности денежных средств на текущем счете выдача заработной платы за июль производится в пределах установленного минимума, для чего в банк 14 августа (при сроке выдачи заработной платы 11 августа) было подано заявление на бронирование денежных средств.

При расчете средств, подлежащих выплате во внеочередном порядке, были учтены следующие моменты:

1) размер бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения в августе за июль для рабочих в организации составляет 406 247 руб. (246 210 х 1,5 х 1,1);

2) размер бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения в августе за июль для служащих в организации равен 369 315 руб. (246 210 х 1,5).

Необходимо также помнить, что в сумму внеочередных платежей помимо выплат заработной платы включаются суммы оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в ФСЗН, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению.

Мария Ковриго, аудитор

Журнал «Главный Бухгалтер. Зарплата» № 5, 2008 г.

Примечание 1. Постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2008 № 547 тарифная ставка 1-го разряда установлена в размере 73 000 руб. для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.

Примечание 2. Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах июня 2008 г. составил 246 210 руб.

От редакции: В Указ Президента РБ от 30.08.1996 № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий» на основании Указа Президента РБ от 26.08.2008 № 445 внесены изменения.

С 1 ноября 2008 г. постановление Совета Министров РБ от 14.04.2008 № 547 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями» на основании постановления Совета Министров РБ от 05.10.2008 № 1449 утратило силу.

С 1 декабря 2008 г. в Инструкцию о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденную постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ от 20.09.2002 № 123, на основании постановления Министерства труда и социальной защиты РБ от 06.11.2008 № 158 внесены изменения и дополнения.

Указ Президента РБ
№ 483 от 27.11.1995. Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы

Зарегистрировано в НРПА РБ 23 февраля 2001 г. N 1/2121

В целях обеспечения своевременной выплаты заработной платы, устранения просроченной задолженности по ней и усиления мер ответственности за несвоевременную выплату заработной платы ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Установить, что:

1.1. выплата заработной платы и погашение задолженности по ней осуществляются нанимателями в сроки, предусмотренные коллективными договорами;

1.2. с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы, в бесспорном порядке удерживаются суммы, соответствующие 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих по технологическим видам работ, производствам и отраслям экономики исходя из списочной численности работников, и размеру оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходный налог, исчисленный из сумм, удерживаемых в бесспорном порядке и подлежащих налогообложению.

Указанные средства направляются только на выплату заработной платы, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, оплату отпусков работников соответствующих нанимателей, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и на уплату в бюджет подоходного налога. Данные операции производятся обслуживающим нанимателя банком в порядке, установленном Национальным банком;

1.3. наниматели, за исключением организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, имеющие просроченную задолженность по заработной плате на конец отчетного периода, с 1 числа месяца, следующего за отчетным, применяют тарифную ставку первого разряда для расчета должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих в размере, не превышающем величины тарифной ставки первого разряда, установленной Правительством Республики Беларусь для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, до ликвидации этой просроченной задолженности.

2. Возложить на заместителей Премьер-министра, руководителей министерств и других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь персональную ответственность за своевременность выплаты заработной платы подведомственными им юридическими лицами, имущество (доля в имуществе или уставном фонде) которых принадлежит государству.

3. Предусмотреть привлечение к ответственности, вплоть до увольнения (расторжения контракта), виновных в несвоевременной выплате заработной платы руководителей юридических лиц, подведомственных Президенту Республики Беларусь.

4. Национальному банку Республики Беларусь в месячный срок установить порядок удержания денежных средств в соответствии с абзацем третьим пункта 1 настоящего Указа.

5. Настоящий Указ ввести в действие со дня его подписания.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит