Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г, порядок проведения служебного расследования организации

Содержание
  1. Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
  2. Порядок проведения служебного расследования на предприятии
  3. Проводим служебное расследование на предприятии
  4. Когда проводится служебное расследование
  5. Как начать служебное расследование
  6. Приказ о создании комиссии
  7. Что выясняет комиссия
  8. Результаты служебного расследования
  9. Образец акта о проведении служебного расследования
  10. В какие сроки проводится служебное расследование
  11. Порядок проведения служебного расследования
  12. Понятие служебного расследования на предприятии
  13. Служебное расследование в организации: когда оно нужно и уместно
  14. Порядок организации и ведения служебного расследования
  15. Действия комиссии и результаты ее работы
  16. Отстранение от работы на время служебного расследования
  17. Порядок проведения в организации служебного расследования
  18. Вопрос
  19. Ответ

Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161
«Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

2 июля 2014 г., 20 апреля, 22 сентября 2015 г., 14 ноября 2016 г., 19 июня 2017 г., 12 ноября 2018 г.

ГАРАНТ:

Об особенностях применения в системе ГФС России настоящего приказа см. приказ ГФС России от 30 июля 2014 г. N 270

В соответствии с частью 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»*(1) — приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации*(2).

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 14 ноября 2016 г. N 722 в пункт 2 внесены изменения

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

3. Считать утратившим силу приказ МВД России от 24 декабря 2008 г. N 1140 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»*(4).

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954.

*(2) Далее — «МВД России».

Информация об изменениях:

*(4) Зарегистрирован в Минюсте России 11 февраля 2009 г., регистрационный N 13293.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 мая 2013 г.

Регистрационный N 28587

Утвержден Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях МВД России.

Речь идет о проверках в центральном аппарате, территориальных органах, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях, окружных управлениях материально-технического снабжения системы Министерства, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий органов внутренних дел.

Основания для проверки — необходимость выявить причины, характер и обстоятельства совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, проверить исполнение ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в полиции, а также заявление сотрудника.

Решение о проведении проверки должно быть принято в течение 2 недель. Она должна быть завершена не позднее чем через месяц.

Порядок не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений Министерства.

Приказ об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства считается утратившим силу.

Приказ МВД РФ от 26 марта 2013 г. N 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 мая 2013 г.

Регистрационный N 28587

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 14 июня 2013 г. N 127

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МВД России от 12 ноября 2018 г. N 759

Изменения вступают в силу с 16 декабря 2018 г.

Приказ МВД России от 19 июня 2017 г. N 394

Изменения вступают в силу с 25 июля 2017 г.

Приказ МВД России от 14 ноября 2016 г. N 722

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ МВД России от 22 сентября 2015 г. N 903

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ МВД России от 20 апреля 2015 г. N 447

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ МВД России от 2 июля 2014 г. N 559

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Порядок проведения служебного расследования на предприятии

Телефон Юриста в Москве +7 (499) 322-02-63 в Санкт-Петербурге +7 (812) 309-42-67

Любое происшествие на предприятии, будь то несчастный случай, хищение материальных ценностей или другой инцидент, требует проведения служебного расследования. Для этого назначается комиссия, а по итогам ее заседания должен быть составлен акт или заключение. Образец акта служебного расследования на предприятии и порядок действий всех уполномоченных лиц — в статье ppt.ru .

Служебное расследование работодатели должны проводить в случае нарушения трудовой дисциплины и других происшествий. Например, при обнаружении недостачи или утечки информации, составляющей коммерческую тайну. Такое мероприятие необходимо для выявления виновных лиц и применения к ним мер дисциплинарного взыскания, а также удержания с них причиненных фирме убытков. Скорее всего, специальной комиссии придется расследовать факты уклонения работников от медицинского освидетельствования, сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказа от заключения договора о полной материальной ответственности сотрудника, если это предусмотрено его основной трудовой функцией.

По малозначительным случаям, например при прогуле работника или появления его на рабочем месте в нетрезвом виде, проводить расследование не обязательно. Достаточно просто взять с лица, чья вина очевидна и так, объяснение и далее действовать по закону. А вот если ситуация сложилась неоднозначная или организации нанесен значительный ущерб, без создания комиссии и проведения служебного расследования не обойтись. Целесообразность всех необходимых в рамках мероприятия мер, а также степень вины лица, поступки которого стали предметом разбирательства, определяет специально созданная комиссия. Однако перед этим необходимо зафиксировать сам факт нарушения.

Служебная (докладная) записка

Унифицированного документа, который необходимо составить при обнаружении факта, дающего основание для проведения служебного расследования, нет. На практике обычно такой факт фиксируется служебной запиской лица, которое его обнаружило. Этот документ составляется от имени работника в адрес его непосредственного начальника или руководителя организации. В такой записке нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество и должность работника, обнаружившего факт нарушения;
  • обстоятельства, при которых было совершено или выявлено нарушение;
  • дату и время события.

При получении информации о противоправных действиях работника от третьих лиц или даже непосредственно из правоохранительных органов оформлять докладную записку необязательно. Кроме того, если причиной для начала служебного расследования послужила утрата товарно-материальных ценностей или денежных средств, выявленная по результатам инвентаризации, к записке необходимо приложить соответствующий акт. На основании этих документов работодатель создает комиссию с целью установить виновного.

Создание комиссии и ее задачи

Комиссия формируется приказом по предприятию из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства сотрудников. Если в организации есть специальные службы, например, безопасности или внутреннего аудита, то их представители составят большинство такой комиссии. В их отсутствие такие функции на себя берет кадровая служба.

В комиссию должно входить не менее 3 человек. В приказе должны быть указаны фамилии и должности членов комиссии, цель и дата ее создания, срок ее действия (он может быть и не ограничен определенным случаем), а также полномочия, которыми она наделена. Обычно в задачи такой комиссии входит следующее.

  • Установление обстоятельств произошедшего, в том числе времени, места и способа.
  • Выявление имущества, которому нанесен или мог быть нанесен ущерб.
  • Обследование мест происшествия (при необходимости).
  • Определение стоимости нанесенного (или возможного) ущерба по расследуемому факту.
  • Установление лиц, непосредственно виновных в совершении деяния.
  • Сбор доказательств вины этих лиц и установление ее степени по каждому из них (если виновников несколько).
  • Определение причин и условий, способствующих совершению проступка.
  • Сбор и хранение документальных материалов расследования.

В компетенцию комиссии входит право требования объяснений от всех работников, подозреваемых в проступке.

Комиссия может быть создана даже в том случае, если предприятию пока не нанесено прямого ущерба, но действия работника могли привести к подобным последствиям. Комиссия может быть постоянно действующей и возобновляющей свою работу в случае необходимости.

С приказом по организации о создании комиссии необходимо ознакомить под подпись всех ее членов. Выглядеть образец приказа о проведении служебного расследования (образец) должен примерно так:

Сбор информации и доказательств

Порядок проведения служебного расследования в трудовом законодательстве прямо не определен, поэтому в каждой организации его нужно регламентировать правилами внутреннего распорядка и внутренними нормативными актами (приказами, инструкциями, положениями). То есть комиссия может получить право опрашивать сотрудников и изучать любые документы учета, если так решит руководство предприятия.

Хотя такое мероприятие и является сугубо внутренним делом каждой организации и принимать участие в нем могут исключительно ее работники и руководство, к нему можно привлекать сторонних специалистов, если это необходимо для выяснения фактов, связанных и с происшествием. Например, для определения степени опьянения и тяжести ошибки, допущенной работником при проведении исчислений по смете. Обычно это нужно в том случае, когда квалификации специалистов самой компании не хватает для того, чтобы сделать профессиональные выводы. В этом случае издается отдельный приказ по предприятию. Экспертами по договору могут выступать:

  • аудиторы;
  • оценщики;
  • медицинские работники;
  • инженеры;
  • юристы;
  • другие специалисты.

Кроме того, в рамках расследования можно направлять запросы в государственные органы и сторонние организации. Они обязаны предоставить необходимую информацию, если она не является тайной. Все собранные материалы должны быть приобщены к делу в качестве доказательств — так же, как и акты, справки и докладные записки, которые составляют члены комиссии в ходе расследования. Ведь любой образец служебного расследования в отношении работника, особенно если дело касается недостачи, может потребоваться для передачи в правоохранительные органы.

Объяснение работника

До окончания служебного расследования и издания приказа о применении дисциплинарного взыскания к виновным лицам у работников обязательно нужно запросить пояснение. Это предусмотрено нормами статьи 193 Трудового кодекса РФ и подтверждено позицией Верховного суда РФ (п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2). Форма такого объяснения может быть произвольной, так как не регламентирована трудовым законодательством. Запросить объяснительную лучше письменно. Это особенно необходимо, если ситуация имеет конфликтный характер и шансы получить объяснение не велики. Требование необходимо вручить работнику под подпись. При его отказе от подписи составляется соответствующий акт. Однако если работник откажется от дачи пояснений на основании статьи 51 Конституции РФ, которая гласит, что человек не обязан свидетельствовать в отношении себя или своих близких, прямо в тексте объяснительной, такой акт можно не составлять.

На оформление объяснительной у работника есть 2 рабочих дня с момента получения требования. Если объяснение так и предоставлено, необходимо составить еще один акт — об отказе от дачи пояснений. Его должны подписать председатель комиссии и несколько ее членов (минимум 2 человека). После окончания расследования сама объяснительная записка или документ, свидетельствующий о том, что объяснение у сотрудника было запрошено, могут служить основанием для применения мер дисциплинарного воздействия к виновным лицам, вплоть до увольнения.

Сроки служебного расследования и комиссионное заседание

После того как комиссия соберет и обобщит всю информацию, она должна провести заседание. На нем уполномоченные лица сообщат:

  • имело ли место нарушение (причинение ущерба) и в чем оно заключалось;
  • обстоятельства, время и место происшествия;
  • последствия нарушения и сумму причиненного ущерба;
  • причины проступка;
  • степень вины каждого из обвиняемых в происшествии;
  • смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

Сроки проведения служебного расследования по Трудовому кодексу (статья 193 ТК РФ) составляют 1 месяц с обнаружения факта события, которое послужило его причиной. Обычно срок прописывается в самом приказе. Следует учесть, что существует срок давности привлечения работника к ответственности, в который не входит:

  • время болезни работника;
  • время пребывания работника в отпуске;
  • время, необходимое на учет мнения профсоюза или иного представительного органа работников.

Но в совокупности это может быть не более, чем шесть месяцев. По истечении этого срока привлечь к ответственности уже не получится. По результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки такой срок составляет не более двух лет со дня совершения или обнаружения проступка. В эти сроки не входит период производства по уголовному делу (если оно было открыто).

Образец акта о проведении служебного расследования: как составить

Результаты работы комиссии должны быть отражены в специальном акте, подводящем итоги расследования. В частности, из этого документа должно быть понятно:

  • виновные действия, совершенные работником;
  • обстоятельства совершения таких действий;
  • вид и сумма причиненного ущерба;
  • степень вины сотрудника;
  • возможная мера наказания для виновного лица;
  • предложения по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем.

Акт должны подписать все члены комиссии. Если кто-то из членов комиссии имеет особое мнение о случившемся, он не может отказаться от подписания акта. Однако он имеет право составить отдельный документ с изложением своей позиции и приложить его к материалам.

Если для того, чтобы установить объем и сумму нанесенного материального ущерба, была проведена инвентаризация, ее опись следует приложить к документам служебного расследования. Документы сторонних учреждений и организаций, имеющие отношение к делу (судебные решения, акты проверки протоколы и т.п.), также можно приложить к акту и сослаться на них в тексте.

Проводим служебное расследование на предприятии

Законодателем не определено само понятие «служебное расследование», однако оно принято в деловой практике и встречается, хотя и не в прямой форме, в законодательных актах. Так, например, статьей 247 ТК РФ работодателю вменяется в обязанность провести проверку, если ему причинен ущерб, чтобы установить его размеры и причины возникновения.

Когда проводится служебное расследование

При любом отклонении от нормального порядка, когда необходимо разобраться в произошедшем, выявить причины, виновников, определить последствия.

Как правило, такая проверка проводится в случаях:

  • недостачи при инвентаризации;
  • жалобы со стороны клиентов или персонала;
  • нарушения правил внутреннего трудового распорядка, трудового договора или должностной инструкции;
  • нарушения локальных актов (правил техники безопасности, пожарной безопасности и т. п);
  • разглашения коммерческой информации;
  • нанесения материально ущерба организации или работникам;
  • получения и дачи взятки;
  • иных злоупотреблений.

Этот перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен любым работодателем по своему усмотрению.

Итак, приведем образец служебного расследования в отношении работника.

Как начать служебное расследование

Работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Например, если речь идет о хищении, в составе комиссии наверняка окажется представитель бухгалтерии, службы безопасности и подразделения, где хищение было выявлено. Часто возглавляет комиссию либо руководитель, либо внутренний аудитор.

Однако требований к составу комиссии нет. Войти в нее могут любые лица по выбору руководителя, за исключением причастных, прямо или косвенно, к нарушению. Минимальная численность комиссии — три человека.

При этом руководитель должен издать приказ. Для этого понадобится образец приказа о проведении служебного расследования, образец представлен ниже.

Приказ о создании комиссии

Что выясняет комиссия

При проведении проверки выясняются следующие обстоятельства:

  • суть нарушения;
  • размер причиненного ущерба;
  • причины и условия, повлекшие проступок;
  • лицо, совершившее проступок;
  • степень вины;
  • смягчающие и отягчающие обстоятельства;
  • меры по привлечению к ответственности виновных лиц;
  • профилактические мероприятия по предотвращению подобных нарушений.

Когда круг потенциально виновных лиц определен, а в некоторых случаях он может быть достаточно широк, комиссия собирает письменные объяснения. При этом объяснения могут собираться как с виновных лиц, так и с работников, которые так или иначе могут пояснить случившееся.

Объяснительная записка составляется работником на основании уведомления, которое оформляет комиссия. В уведомлении описывается происшествие, может быть приведен список вопросов, на которые должен ответить сотрудник. В том экземпляре уведомления, который остается в делах комиссии, сотрудник должен указать дату получения уведомления и расписаться.

Объяснительная записка составляется в произвольной форме от руки на имя руководителя, указывается дата и ставится подпись. Если работник признает свою вину, он имеет право в объяснительной записке указать наличие смягчающих обстоятельств.

Кроме объяснительной записки, комиссия собирает иные документы, способные пролить свет на обстоятельства происшествия: докладные и служебные записки очевидцев инцидента, акты инвентаризации, заключения аудиторов и независимых экспертов, акты замеров показаний контрольно-измерительного оборудования.

Результаты служебного расследования

По окончании расследования комиссия составляет итоговый документ — акт, который подписывают все члены комиссии. Образец акта служебного расследования на предприятии вы найдете ниже.

С актом необходимо ознакомить и виновных лиц. Если работник отказывается подтвердить своей подписью факт ознакомления, это надо засвидетельствовать подписями независимых лиц.

Работник или его представитель вправе ознакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в случае несогласия с результатами.

По итогам проверки могут применяться меры дисциплинарного взыскания. Их необходимо включить в образец заключения служебного расследования.

На основании ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления учреждением размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или сотрудник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма, подлежащая взысканию с сотрудника, превышает его средний месячный заработок, взыскание может осуществляться только судом.

Образец акта о проведении служебного расследования

В какие сроки проводится служебное расследование

Срок проведения служебного расследования по Трудовому кодексу должен быть согласован со сроком, которым ограничено наложение дисциплинарного взыскания. Согласно ч. 3 ст. 193 ТК РФ, дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Днем обнаружения проступка, с которого начинается отсчет месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе подчинен сотрудник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий (пп. «б» п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Порядок проведения служебного расследования

Понятие служебного расследования на предприятии

Термин «служебное расследование» или «служебная проверка» в Трудовом кодексе РФ не приводится (в нем используется только «проверка», без дополнительных определений). Данный термин используется:

  • в законах, регулирующих определенную сферу деятельности (например, «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ, далее — закон № 79);
  • ведомственных нормативных актах, определяющих порядок служебных расследований в подчиненных ведомству организациях и органах (например, порядок проведения служебной проверки, утв. приказом МВД России от 26.03.2013 № 161, далее — порядок № 161);
  • локальных актах, обязательных для работников конкретной организации (например, положение о порядке служебного расследования случаев несохранных перевозок грузов, являющееся приложением 2 к распоряжению ОАО «РЖД» от 27.09.2016 № 1962р).

Служебное расследование на предприятии отвлекает работников, участвующих в нем, от прямых обязанностей, в связи с чем проводится обычно в случае необходимости (при наличии материального ущерба работодателю, подозрения в совершении работником серьезного дисциплинарного проступка).

Служебное расследование в организации: когда оно нужно и уместно

Обязательного проведения служебного расследования в организации требует такое нарушение, как причинение работником прямого действительного ущерба, для целей применения к работнику материальной ответственности (ст. 238, ч. 1 ст. 247 ТК РФ).

Однако на практике предметом служебного расследования могут стать и другие проступки. Так, целесообразно провести его в случаях, когда:

  • нарушителю грозит увольнение (высокий риск судебного спора влечет необходимость тщательного изучения обстоятельств в ходе оформления дисциплинарного взыскания);
  • работодателю явно видны последствия проступка, но неочевиден виновник (например, в случаях разглашения служебной тайны).

Специальные нормативные акты тоже устанавливают в своей сфере регулирования обстоятельства, при которых проводить расследование обязательно. Например, служебная проверка требуется для:

  • государственной гражданской службы — перед любым применением дисциплинарного взыскания или по заявлению гражданского служащего (п. 14, ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 58 закона № 79);
  • службы в органах внутренних дел — по заявлению сотрудника, в случае дисциплинарного проступка, при подозрении, что сотрудник органов внутренних дел нарушает ограничения или запреты для такой службы, хотя бы приобрел гражданство другого государства (ст. 52 закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации…» от 30.11.2011 № 342-ФЗ).

ВАЖНО! Если работодатель предусмотрит проведение служебной проверки в ряде случаев локальным актом, такой акт обязывает его к проведению проверки и дает работнику-нарушителю шанс на оспаривание взыскания, если проверка не состоялась.

Порядок организации и ведения служебного расследования

Первым шагом в организации служебного расследования является назначение ответственных за него лиц, т. е. формирование комиссии. Правила ее формирования вводятся только отраслевыми актами (например, упоминавшимся законом № 79, ч. 4 ст. 59 которого требует, чтобы в проверке участвовали кадровое и юридическое подразделения, выборный профсоюзный орган).

Исходя из практики проведения служебных расследований и анализа таких отраслевых актов, можно сформулировать рекомендации по подбору членов комиссии:

  • в нее не должны входить лица, заинтересованные в исходе проверки в силу личных связей с проверяемым работником, направления именно ими сообщения руководству о дисциплинарном нарушении и т. п.;
  • необходимо участие специалистов как в профессиональной деятельности работника, так и в сфере права, делопроизводства, для случаев причинения ущерба работодателю — в области бухгалтерского учета.

Как долго можно проводить служебную проверку, читайте в статье Каков срок проведения служебного расследования?

Действия комиссии и результаты ее работы

Собственно деятельность комиссии напрямую не регулируется, однако должна соответствовать целям расследования. Для применения материальной ответственности к работнику это будет установление размера ущерба и причин его возникновения. Отраслевые же акты могут устанавливать и регламент проведения проверок, регулируя включение в проверку определенных мероприятий, ее сроки (см. упоминавшийся выше порядок № 161).

В рамках своих полномочий комиссия:

  • берет объяснения у работника, его коллег, непосредственного руководителя;
  • составляет акты об отказах в даче объяснений, отсутствии работников на рабочем месте;
  • исследует имеющиеся документы — как внутренние, так и полученные извне (судебные акты и акты административных органов, письма контрагентов и др.).

Результатом служебного расследования обычно становится заключение или акт комиссии, в котором последняя излагает свои выводы о предмете расследования:

  • какое нарушение было совершено;
  • к какой ответственности рекомендуется привлечь виновного работника.

Как правильно составить акт по результатам служебной проверки – в статье Образец акта служебного расследования на предприятии.

Отстранение от работы на время служебного расследования

Общие нормы трудового законодательства (ст. 76 ТК РФ) не содержат такое основание отстранения от работы, как проведение в отношении работника служебного расследования. В то же время перечень оснований в ст. 76 носит открытый, отчасти отсылочный характер.

Например, возможно временное отстранение от работы проверяемого:

  • сотрудника органов внутренних дел — по предложению члена комиссии, проводящей служебную проверку (п. 28.3 порядка № 161);
  • работника следственного комитета — на период вплоть до вынесения дисциплинарного взыскания (ч. 9 ст. 28 закона «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 № 403-ФЗ).

Однако при отсутствии специальной нормы закона, дозволяющей такое отстранение и распространимой на данного работника, отстранение от работы на время служебного расследования является неправомерным (см. решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 07.09.2012 № 140).

Итак, собственно порядок служебной проверки/расследования сводится к созданию компетентной комиссии, ее деятельности по выяснению обстоятельств и виновника нарушения, а затем составлению заключения. Отстранение от работы на время служебной проверки разрешается только специальными нормативными актами. Отстранить работника по своей инициативе в отсутствие такой специальной нормы работодатель не может.

Порядок проведения в организации служебного расследования

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Какой порядок проведения в организации служебного расследования? Например, если имеет место пропажа имущества. Какой порядок привлечения к ответственности работников (дисциплинарной, материальной)? Кого следует привлечь к ответственности?

Ответ

1. Прежде чем принять решение о взыскании ущерба с сотрудника, работодателю следует провести проверку, чтобы установить сумму убытка и причины его возникновения. Для проверки создайте специальную комиссию (ст. 247 ТК РФ). Ее состав утверждает руководитель организации. Создавать комиссию целесообразно при установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценностей. Ведь в этих случаях обязательно проводится инвентаризация с оформлением сличительных ведомостей, а для этого должна быть создана инвентаризационная комиссия (п. 3 ст. 11 Закона от 6.12.2011 г. № 402-ФЗ, п. 1.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49, п. 27 Положения, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н). Правомерность такой позиции подтверждает и судебная практика (см., например, п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16.11.2006 г. № 52, апелляционное определение Челябинского областного суда от 30.07.2013 г. № 11-7699/2013).

Если сумму материального ущерба можно установить на основании документов, полученных от контрагентов, комиссию можно не создавать. Например, при ДТП по вине сотрудника сумму материального ущерба можно установить по документам, полученным от страховой и ремонтной компаний.

Факт причинения сотрудником ущерба имуществу организации следует зафиксировать в отдельном акте. Действующее законодательство не обязывает работодателя составлять такой акт. Тем не менее своевременно составленный документ позволит зафиксировать факт ущерба, установить примерную или точную сумму и впоследствии подтвердить ее. Форма акта не закреплена нормативными документами, поэтому его можно составить в произвольной форме.

Сумму ущерба определяйте по рыночным ценам на день причинения ущерба (совершения сотрудником ДТП, обнаружения недостачи и т. п.), действующим в данной местности. При этом ущерб не может быть оценен ниже стоимости имущества по данным бухучета (с учетом износа) (ст. 246 ТК РФ).

С виновного сотрудника можно взыскать любой прямой действенный ущерб, причиненный работодателю (ст. 238 ТК РФ)

После определения состава и суммы ущерба возьмите с сотрудника письменные объяснения о причинах, по которым он возник. Если сотрудник отказывается это сделать, то составьте акт (ч. 2 ст. 247 ТК РФ).

Для взыскания суммы ущерба с виновного сотрудника руководитель организации должен издать приказ об удержании. Приказ нужно выпустить не позже чем через месяц после того, как комиссия установит размер ущерба.

На основании приказа с дохода сотрудника удержите стоимость ущерба, не превышающую его среднего месячного заработка. С учетом этого правила нужно взыскивать ущерб и в тех случаях, когда сотрудник несет ограниченную материальную ответственность, и в тех случаях, когда материальная ответственность наступает в полной сумме ущерба.

Если сумма ущерба превышает месячный заработок или пропущен месячный срок для издания взыскания, то возмещение ущерба возможно или в добровольном порядке (с согласия сотрудника), или через суд.

2. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения сотрудника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми был причинен ущерб (ст. 248 ТК РФ)

3. В ходе проведения проверки комиссия установить виновных лиц.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».

Рекомендация: Как удержать из зарплаты материальный ущерб, нанесенный организации

«Сумма ущерба и порядок возмещения

Как определить сумму ущерба, причиненного сотрудником организации

Прежде чем принять решение о взыскании ущерба с сотрудника, работодателю следует провести проверку, чтобы установить сумму убытка и причины его возникновения. Для проверки создайте специальную комиссию (ст. 247 ТК РФ). Ее состав утверждает руководитель организации. Создавать комиссию целесообразно при установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценностей. Ведь в этих случаях обязательно проводится инвентаризация с оформлением сличительных ведомостей, а для этого должна быть создана инвентаризационная комиссия (п. 3 ст. 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 1.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, п. 27 Положения, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н). Правомерность такой позиции подтверждает и судебная практика (см., например, п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 52, апелляционное определение Челябинского областного суда от 30 июля 2013 г. № 11-7699/2013).

Если сумму материального ущерба можно установить на основании документов, полученных от контрагентов, комиссию можно не создавать. Например, при ДТП по вине сотрудника сумму материального ущерба можно установить по документам, полученным от страховой и ремонтной компаний.

Факт причинения сотрудником ущерба имуществу организации следует зафиксировать в отдельном акте. Действующее законодательство не обязывает работодателя составлять такой акт. Тем не менее своевременно составленный документ позволит зафиксировать факт ущерба, установить примерную или точную сумму и впоследствии подтвердить ее. Форма акта не закреплена нормативными документами, поэтому его можно составить в произвольной форме.

Сумму ущерба определяйте по рыночным ценам на день причинения ущерба (совершения сотрудником ДТП, обнаружения недостачи и т. п.), действующим в данной местности. При этом ущерб не может быть оценен ниже стоимости имущества по данным бухучета (с учетом износа). Такой порядок установлен статьей 246 Трудового кодекса РФ.

С виновного сотрудника можно взыскать любой прямой действенный ущерб, причиненный работодателю. А именно:

 сумму материального ущерба;

 расходы на приобретение или восстановление имущества (например, ремонт);

 расходы на возмещение ущерба, который сотрудник причинил другим гражданам или организациям (например, ущерб от ДТП в части, не покрытой страховым возмещением).

Об этом говорится в статье 238 Трудового кодекса РФ.

После определения состава и суммы ущерба возьмите с сотрудника письменные объяснения о причинах, по которым он возник. Если сотрудник отказывается это сделать, то составьте акт. Такой порядок установлен частью 2статьи 247 Трудового кодекса РФ.

Для взыскания суммы ущерба с виновного сотрудника руководитель организации должен издать приказ об удержании. Приказ нужно выпустить не позже чем через месяц после того, как комиссия установит размер ущерба.

На основании приказа с дохода сотрудника удержите стоимость ущерба, не превышающую его среднего месячного заработка. С учетом этого правила нужно взыскивать ущерб и в тех случаях, когда сотрудник несет ограниченную материальную ответственность, и в тех случаях, когда материальная ответственность наступает в полной сумме ущерба.

Если сумма ущерба превышает месячный заработок или пропущен месячный срок для издания взыскания, то возмещение ущерба возможно или в добровольном порядке (с согласия сотрудника), или через суд.*

Добровольно сотрудник может возместить ущерб как полностью, так и частично. При этом по соглашению сторон допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае сотрудник должен представить работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. Если в дальнейшем сотрудник решит уволиться и откажется возмещать оставшуюся сумму ущерба, то непогашенную задолженность можно будет взыскать в общем порядке – через суд.

Следует отметить, что с согласия работодателя сотрудник может возмещать ущерб не только деньгами: он может и передать в счет погашения равноценное имущество или обязаться исправить поврежденное.

Возмещение ущерба производится независимо от привлечения сотрудника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми был причинен ущерб.

Такой порядок установлен статьей 248 Трудового кодекса РФ.*

Удержания проводите с учетом установленных ограничений.

Вопрос из практики: как определить средний месячный заработок при расчете суммы материального ущерба, которую можно удержать из дохода сотрудника

Законодательство не предусматривает методику расчета среднего месячного заработка. Для всех случаев сохранения среднего заработка установлен единый порядок его расчета на основании среднего дневного (часового) заработка (ст. 139 ТК РФ). Поэтому при расчете суммы материального ущерба необходимо использовать именно его. Различные наименования, которые использованы при определении размеров выплат, не могут служить основанием для использования какого-либо другого порядка.

Стоимость ущерба, удерживаемого из дохода сотрудника, не должна превышать его среднего месячного заработка (ч. 1 ст. 248 ТК РФ). В данном случае средний месячный заработок следует рассчитывать на основании среднего дневного (часового) заработка и рабочих дней (часов) в течение того месяца, в котором был обнаружен материальный ущерб (ст. 139 ТК РФ, п. 9 и 13 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922)».*

«Пример расчета зарплаты сотрудника с учетом удержаний в пределах его среднего заработка

12 января 2013 года по вине сотрудника А.С. Кондратьева вышел из строя принтер. С сотрудником не заключен договор о полной материальной ответственности.

Размер материального ущерба оценен в 10 000 руб.

За период с января по декабрь 2012 года Кондратьев отработал 250 дней. За этот период ему начислено 200 000 руб.

В январе 2013 года 17 рабочих дней.

Средняя зарплата Кондратьева за месяц, в котором был нанесен материальный ущерб (январь 2013 года), составляет:

200 000 руб. : 250 дн. × 17 дн. = 13 600 руб.

Поскольку размер материального ущерба не превышает средней зарплаты Кондратьева, с его дохода можно удержать все 10 000 руб.

За январь 2013 года Кондратьеву начислена зарплата в сумме 15 000 руб. Кондратьеву предоставляется стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 400 руб. (детей у Кондратьева нет).

Сумма НДФЛ за январь 2013 года составляет:

(15 000 руб. – 400 руб.) × 13% = 1898 руб.

Доход сотрудника после налогообложения равен:

15 000 руб. – 1898 руб. = 13 102 руб.

Максимальный размер удержаний с дохода сотрудника за месяц составляет:

13 102 руб. × 20% = 2620 руб.

Размер ущерба, нанесенного сотрудником, больше этой суммы. Однако в январе из зарплаты Кондратьева бухгалтер удержал только 2620 руб. Оставшиеся 7380 руб. (10 000 руб. – 2620 руб.) организация удержит из зарплаты сотрудника в следующих месяцах».

«Срок для обращения в суд

В какой срок работодатель может обратиться в суд для взыскания материального ущерба с сотрудника

Бывает, сумма ущерба превышает средний заработок сотрудника. Удержать больше с него работодатель не может. Тогда единственным правильным решением будет обратиться в суд. То же относится и к ситуации, когда сотрудник увольняется, не возместив все потери работодателя, а также когда отказывается компенсировать ущерб добровольно.

При этом очень важно соблюсти срок, который установлен для обращения в суд работодателей. А именно один год. Ведь если его пропустить, возместить ущерб не получится вовсе. Такой порядок предусмотрен частью 2статьи 392 Трудового кодекса РФ.*

Суд в любом случае примет исковое заявление и по истечении срока тоже. Однако в возмещении откажет. А вот если предъявить суду уважительные причины пропуска срока, тогда его могут восстановить (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).

Под уважительными причинами понимают исключительные обстоятельства, не зависящие от воли работодателя, препятствовавшие подаче искового заявления. Например, стихийное бедствие или другая форс-мажорная ситуация, на которую повлиять нельзя (постановление Пленума Верховного суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 52).

А как отсчитывать год для подачи иска? Считайте его с даты, когда обнаружили причиненный ущерб. То есть со дня окончания инвентаризации, при которой был выявлен или зафиксирован размер полученного ущерба. При этом сам срок считайте оконченным в соответствующее число последнего года срока. Причем если последний день срока приходится на нерабочий день, то его переносят на ближайший следующий рабочий. Именно такой порядок предусмотрен для исчисления сроков в частях 3 и 4 статьи 14 Трудового кодекса РФ.

На практике с сотрудником часто подписывают соглашение о возмещении ущерба с рассрочкой платежа. Но виновные не исполняют его. При таких обстоятельствах срок для обращения работодателя в суд отсчитывают с даты, когда человек нарушил условия рассрочки. На это, в частности, указано в определении Верховного суда РФ от 30 июля 2010 г. № 48-В10-5.

Отказ от взыскания ущерба

Как работодателю отказаться от взыскания ущерба

Работодатель вправе отказаться от взыскания ущерба с сотрудника. Отказ от взыскания может быть полным или частичным с учетом конкретных обстоятельств, при которых причинен ущерб. Такое право предоставлено статьей 240 Трудового кодекса РФ.

Отказ от взыскания ущерба допустим независимо от следующих факторов:

 вида ответственности, которую несет сотрудник (ограниченной или полной материальной ответственности);

 формы собственности организации.

Об этом сказано в пункте 6 постановления Пленума Верховного суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 52».

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит