Создание рабочих мест для инвалидов, создание рабочих мест инвалидов предприятии

Содержание
  1. Создание рабочих мест для инвалидов
  2. Инвалиды нуждаются в защите
  3. Квоты и специальные рабочие места для инвалидов
  4. О создании рабочих мест для инвалидов на предприятиях города
  5. Как создать рабочее место для инвалида?
  6. ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ
  7. Квотирование рабочих мест
  8. Наша справка
  9. ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ
  10. ПРИМЕР
  11. Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов
  12. А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?
  13. ВАЖНО!
  14. Трудоустройство инвалидов
  15. НЕЛЬЗЯ!
  16. Резюме
  17. Создание рабочих мест для инвалидов
  18. Обязательные требования
  19. Специальные условия
  20. Заключение

Создание рабочих мест для инвалидов

Организации предстоит создание рабочего места для инвалида. Дело в том, что среднесписочная численность сотрудников организации превысила установленный действующим законодательством лимит по квотированию рабочих мест. Теперь, чтобы выполнить требование законодательства, предприятию нужно трудоустроить инвалида. Поговорим в статье о том, как создать специальное рабочее место для инвалида.

Инвалиды нуждаются в защите

Не секрет, что инвалидам очень трудно устроиться на работу. Для решения этой проблемы и в целях вовлечения людей с ограниченными возможностями в нормальную жизнь законодательство предусматривает специальные нормы, целью которых является повышенная забота об инвалидах. Данной категории трудящихся предоставлены дополнительные льготы, облегчающие их труд.

Одной из законодательных норм, направленных на увеличение рабочих мест для инвалидов, является квотирование (п. 1 ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ, абз. 6 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1).

Под квотированием рабочих мест следует понимать возникновение у работодателя обязательства по трудоустройству инвалидов при достижении установленной законом среднесписочной численности работников. От обязательного квотирования рабочих мест освобождаются только общественные организации инвалидов и созданные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов («Квоты при приеме на работу»).

Понятно, что действующее законодательство содержит требования к рабочим местам инвалидов. Ведь очевидно, что инвалидность является основанием для создания нужных условий для работы лиц с ограниченными возможностями.

Итак, законом предусмотрена организация рабочего места инвалида, под которой следует понимать целый комплекс мер, направленных на создание условий для выполнения работником-инвалидом возложенной на него трудовой функции (Основные требования, утв. Приказом Минтруда России от 19.11.2013 №685н). На практике создание специальных рабочих мест для инвалидов начинается с анализа потребностей конкретного работника в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации и следующего за ним подбора и монтажа специального оборудования, использование которого позволит инвалиду трудиться.

Таким образом, должно быть оборудовано рабочее место для инвалида на предприятии, а также созданы условия труда для групп инвалидов, имеющих однотипные нарушения здоровья.

Правила оснащения рабочих мест для трудоустройства инвалидов будут отличаться в зависимости от характера нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности каждого конкретного работника, его должности и трудовых функций. То есть оборудование для рабочего места инвалида по зрению будет отличаться от оборудования для инвалида по слуху.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Квоты и специальные рабочие места для инвалидов

По состоянию на: 07.11.2012
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2012
Автор: Сулейманова Г. А.
Тема: Необходимые сведения, Обязательные и дополнительные условия, Оформление приема на работу, Допущение к работе
Рубрика: Кадровая практика

    Нормативные документы

      1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (извлечение) 2. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (извлечение) 3. Закон Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» (извлечение) 4. Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (извлечение)

Наша страна не единственная, где на законодательном уровне предусмотрена обязанность работодателей соблюдать установленные квоты по трудоустройству инвалидов и оборудовать для них специальные рабочие места в пределах соответствующих квот.

Но как-то так получается, что вместо того, чтобы оказывать реальное содействие службам занятости в трудоустройстве инвалидов, у нас, в отличие от других развитых стран, все больше думают о том, как бы уклониться от такой обязанности. И это несмотря на то, что по закону недобросовестные работодатели могут быть привлечены к ответственности.

Важнейшей составляющей государственной политики в области содействия занятости населения согласно ст. 5 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) является осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К таким гражданам относятся, в частности, инвалиды.

Государство предусматривает дополнительные гарантии для инвалидов: разрабатываются и реализуются программы по содействию занятости инвалидов, создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации, где они могли бы трудиться.

Кроме того, установлены определенные квоты для приема на работу инвалидов.

На уровне федеральных законов определение такого понятия, как «квота», не приводится. Но что такое квота — разъясняется в некоторых региональных законах.

В частности, согласно ст. 2 Закона Московской области от 25.04.2008 № 53/2008-ОЗ «О квотировании рабочих мест» квота — это минимальное количество рабочих мест для категорий граждан, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанных категорий. Под квотированием рабочих мест понимается выделение рабочих мест для трудоустройства таких граждан в процентах от среднесписочной численности работников в соответствии с установленной квотой.

Кроме того, схожее определение квоты содержалось в утративших силу Рекомендациях по квотированию рабочих мест, утв. постановлением Минтруда России от 06.02.1995 № 9. Квотой называли минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

На федеральном уровне размер квоты на сегодняшний день определяется только для инвалидов.

Закон устанавливает не размер квоты для приема на работу инвалидов, а ее минимальные и максимальные значения

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон о защите инвалидов) организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %).

Как видим, Закон о защите инвалидов устанавливает не размер квоты, а ее минимальные и максимальные значения — не менее 2 и не более 4 % к среднесписочной численности работников, тогда как размер квоты устанавливается законодательством субъекта РФ.

Поэтому в разных субъектах РФ фактический размер квоты может различаться в пределах, установленных федеральным законом.

Для работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, согласно ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» (далее — Закон г. Москвы о квотировании рабочих мест) размер квоты для трудоустройства инвалидов минимальный — 2 %. В том же процентном соотношении к среднесписочной численности работников установлен размер квоты и для Московской области.

Чуть выше размер квоты в Воронежской области — 3 %. А, например, в Ростовской области он достигает максимально допустимой величины — 4 % от среднесписочной численности работников.

Обратите внимание: при квотировании следует руководствоваться не штатным расписанием, а реальной среднесписочной численностью работников.

Как рассчитать количество рабочих мест в счет установленной законом квоты, если общая численность работников организации постоянно меняется?

Количество квотируемых рабочих мест рассчитывается в зависимости от среднесписочной численности работников на начало отчетного периода.

Таким образом, при изменении количества работников в организации меняется и количество квотируемых рабочих мест для инвалидов.

С уменьшением среднесписочной численности работников уменьшается число квотируемых рабочих мест для инвалидов вплоть до отмены квот в организации.

Напомним, что квота — это минимальное количество рабочих мест, которое работодатель должен предоставить для трудоустройства инвалидов. Откуда возьмется это рабочее место — из числа уже существующих на предприятии или за счет создания новых рабочих мест — значения не имеет.

В организации есть несколько вакантных должностей в счет установленной квоты на инвалидов. Должны ли мы их предлагать работникам, увольняемым по сокращению штата, если нет других вариантов для перевода?

Смысл квотирования в том и заключается, что рабочее место резервируется специально для трудоустройства определенной категории работников — в данном случае инвалидов. Эти рабочие места нельзя предлагать для трудоустройства других работников, в том числе при увольнении по сокращению штата, за исключением тех случаев, когда увольняемый работник, которому предлагается такая вакансия, сам является инвалидом.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Согласно ст. 22 Закона о защите инвалидов минимальное количество специальных рабочих мест для их трудоустройства устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Нам выдали предписание о создании специальных рабочих мест для инвалидов. Но что понимать под созданием рабочих мест? Речь идет о конкретных рабочих местах для инвалидов, оборудованных в соответствии с медицинскими требованиями (наличие подъемника, автоматизированного кресла и т. д.), либо о вакансиях в целом с целью трудоустройства инвалидов?

В статье 20 Закона о защите инвалидов среди мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и обеспечению гарантий их трудовой занятости, отдельно говорится об установлении квот для приема на работу инвалидов, отдельно — о создании специальных рабочих мест для таких работников.

Специальное рабочее место для трудоустройства инвалида — это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

В каждом отдельном случае оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должно осуществляться с учетом их профессии (специальности), характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, а также уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса. Более того, на практике для нужд инвалидов может возникнуть необходимость в дополнительном оснащении коридоров, лестниц, столовых, туалетов и других помещений организации. Поскольку минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается на региональном уровне, здесь возможны различные варианты.

Постановлением правительства Саратовской области от 28.05.2007 № 214-П «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов» утверждено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях Саратовской области в пределах установленной квоты, а именно:

    на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых составляет от 101 до 500 человек, устанавливается не менее одного специального рабочего места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты; на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых составляет от 501 до 1000 человек, устанавливается не менее двух специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты; на предприятиях, в учреждениях, организациях Саратовской области, численность работников в которых превышает 1000 человек, число специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты составляет три специальных рабочих места, а также одно специальное рабочее место на каждую тысячу работников.

Кстати сказать

Расходы организации по созданию рабочих мест для инвалидов в счет установленной квоты могут быть компенсированы органами службы занятости в рамках финансирования целевых программ по снижению напряженности на рынке труда.

Так, в 2011 г размер выплат работодателю из федерального бюджета на оснащение оборудованием рабочего места под конкретного человека составлял 50 тыс. руб. Мероприятие проходило во всех субъектах Российской Федерации. За период с января по декабрь 2011 г по программе заключены договоры с 11 000 организаций. В рамках договоров трудоустроено на оснащенные специальным оборудованием рабочие места 10 730 инвалидов.

В дальнейшем также предполагается создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ необходимо обеспечить создание ежегодно в период с 2013 по 2015 гг. до 14 200 специальных рабочих мест для инвалидов.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

Размер установленной квоты для приема на работу инвалидов включает количество рабочих мест, на которых работают ранее принятые инвалиды

Как указано в ст. 25 Закона о занятости, работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной для инвалидов квоты, их трудоустройства или резервирования отдельных видов работ (профессий) для последующего трудоустройства таких граждан.

В этих целях, согласно той же ст. 25 Закона о занятости, работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Что подразумевается под выполнением квоты для приема на работу инвалидов?

Выполнение квоты — это непосредственное трудоустройство инвалида.

Например, согласно ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы о квотировании рабочих мест выполнением квоты для приема на работу инвалидов признается трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней.

Порядок уведомления органов службы занятости, как правило, более подробно определяется законодательством субъектов РФ.

Согласно ст. 4 Закона г. Москвы о квотировании рабочих мест сведения о выполнении установленной квоты направляются работодателем не ежемесячно, а ежеквартально по установленной форме в Центр квотирования рабочих мест до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В сведениях указывается среднесписочная численность работников за каждый месяц отчетного квартала, размер установленной квоты по месяцам, количество работников на квотируемых местах, в том числе не трудоустроенных в счет установленной квоты.

Органы службы занятости при выявлении нарушений работодателями установленных правил квотирования рабочих мест направляют в Государственную инспекцию труда и прокуратуру сведения о работодателях, отказавших в приеме на работу инвалидов в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов, а также не предоставивших информацию о выполнении квоты и допустивших нарушения действующего федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам квотирования рабочих мест.

Кстати сказать

Согласно ст. 20 Закона о защите инвалидов работодатели должны проводить резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, утв. постановлением Минтруда России от 08.09.1993 № 150.

В перечне более ста профессий, начиная от повара и заканчивая юристом и даже художником. Впрочем, надо учитывать, что такой перечень был разработан почти двадцать лет назад и не в полной мере соответствует современным тенденциям развития рынка труда.

Нас предупредили о том, что скоро придут с проверкой из органов содействия занятости по вопросам приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты. Что будут проверять в первую очередь? Какие сведения запрашивать?

Такие проверки проводятся в соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции контроля приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.11.2011 № 1314н.

Сотрудники, уполномоченные на проведение проверки, изучают сведения, содержащиеся в документах, связанных с целями, задачами и предметом проверки, а также посещают помещения организации, в которых инвалиды трудятся.

Кроме того, они проверяют соблюдение организацией следующих положений:

1) соответствие количества выделенных (созданных) организацией рабочих мест (в том числе специальных) для приема на работу инвалидов требованиям законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов;

2) соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест для их трудоустройства;

3) предоставление организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

КВОТЫ НА ТРУДОУСТРОЙСТВО ИНВАЛИДОВ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Сейчас все чаще говорят о праве субъектов РФ устанавливать обязательные платежи для работодателей вместо квоты. И мнения специалистов по данному вопросу расходятся.

Напомним, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ была признана утратившей силу ч. 4 ст. 21 Закона о защите инвалидов, где устанавливались ежемесячные обязательные платежи работодателей в бюджет субъектов РФ в случае невыполнения или невозможности выполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов. Здесь же предусматривалось, что размер и порядок внесения работодателями обязательной платы должны определить органы государственной власти субъектов РФ.

Но есть такая точка зрения, что и в настоящее время субъекты РФ имеют полное право устанавливать обязательные платежи работодателям за каждого нетрудоустроенного инвалида в счет квоты, потому как не все хотят, а главное, не все могут в силу специфики своего производства, выполнить такие квоты.

При этом введение законодательством субъектов РФ возможности для работодателей вносить платежи вместо выполнения квоты ни в коей мере не рассматривается как ограничение прав работодателей. Напротив, у работодателей, таким образом, появляется право выбора поведения: либо принять инвалида на работу в счет квоты, либо внести обязательный платеж в бюджет субъекта РФ. Причем решение о внесении платежей работодатель принимает самостоятельно на добровольной основе.

Есть также мнение, что плата представляется оправданной лишь при наличии исключительных оснований, которые следует закрепить законодательно с учетом накопленного регионального опыта решения этого вопроса. Конкретизация указанных оснований необходима, кроме того, для решения проблем привлечения к административной ответственности работодателей, виновных в отказе в приеме на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Тем не менее хочется заметить, что на данном этапе в связи с исключением из закона соответствующей нормы, право субъектов РФ устанавливать обязательные выплаты работодателям, не желающим или не имеющим возможности выполнить обязательные квоты, представляется весьма сомнительным.

Более того, в ст. 21 Закона о защите инвалидов по поводу обязательности соблюдения квот сделано лишь одно исключение. От обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Для всех остальных организаций, как коммерческих, так и не коммерческих, численность работников которых превышает 100 человек, обязанности соблюдать квоты никто не отменял.

О создании рабочих мест для инвалидов на предприятиях города

    Кирилл Лобачевский 2 лет назад Просмотров:

1 О создании рабочих мест для инвалидов на предприятиях города Добрый день, уважаемые руководители! В начале выступления разрешите сделать небольшое объявление по вопросу, который интересует многие предприятия это трудоустройство граждан Украины, проживающих в нашем городе. Центр занятости населения провел несколько семинаров для Ваших кадровых служб по изменению законодательства в части создания рабочих мест для инвалидов и на этих семинарах кадровые работники задавали вопросы, касающиеся трудоустройства граждан Украины, поэтому мы запланировали совещание, на которое приглашаем Управление экономического развития Администрации города, пенсионный фонд, фонд социального страхования, управление здравоохранения, управление образования, представителей миграционной службы. Вести совещание будет директор центра занятости города Таганрога Котова В.А. Мы приглашаем Вас принять участие в данном семинаре. Он состоится 16 сентября в в здании Центра занятости населения на 3 этаже. Теперь позвольте перейти к основному вопросу — исполнение трудового законодательства предприятиями и организациями по квотированию рабочих мест для инвалидов. 14 мая 2014 года были внесены изменения в Областной Закон Ростовской области «О квотировании рабочих мест для инвалидов» 461-ЗС от Если ранее работодателям, осуществляющим деятельность на территории Ростовской области, у которых среднесписочная численность работников составляла 100 человек и более, устанавливалась квота для приема на работу инвалидов в размере 4% среднесписочной численности работников. Какие изменения произошли с 14 мая? 1) среднесписочная численность берется от 35 человек и более, и квота установлена 3%; 2) При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются

2 работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда. Хочется уделить отдельное внимание исполнению законодательства: все формы отчетности Ваши кадровые службы должны предоставлять ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным. Согласно пункта 1 части второй статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Хочу напомнить, что в 2013 году также внесены изменения в статью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты

3 влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. При этом, если ранее работодатель нес ответственность только за отказ в приеме на работу инвалида, то с 2013 года ответственность предусмотрена и за неисполнение квоты. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от до руб. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов на специально оснащенные (оборудованные) рабочие места Программа разработана на основании указа Президента Российской Федерации от «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Согласно программе при трудоустройстве инвалида на предприятие или организацию (кроме государственных, муниципальных и автономных некоммерческих) работодатель имеет право на компенсацию затрат в размере 69300,00 рублей за одно созданное рабочее место. Условия труда на рабочих местах для инвалидов должны соответствовать рекомендациям о противопоказанных и доступных условиях и видах труда раздела «Программа профессиональной реабилитации» индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (ИПР). Рабочие места для трудоустройства инвалидов должны быть сохранены в течение не менее 12 месяцев с даты получения работодателем денежных средств на возмещение затрат.

4 В случае увольнения инвалидов, направленных Центром занятости, работодатель в течение 3 рабочих дней должен сообщить в Центр занятости об увольнении и подать «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)». Для получения денежных средств на возмещение затрат на приобретение оборудования для оснащения постоянного рабочего места для трудоустройства инвалида и создание инфраструктуры для беспрепятственного доступа инвалида к рабочему месту представить в Центр занятости: — заявление на возмещение затрат на приобретение оборудования для оснащения постоянного рабочего места для трудоустройства инвалида и создание инфраструктуры для беспрепятственного доступа инвалида к рабочему месту; — копии трудовых договоров, заключенных с трудоустроенными гражданами инвалидами, направленными Центром; — копии приказов или выписки из приказов о приеме на работу инвалидов; — оригиналы надлежаще оформленных отчетно-финансовых документов, подтверждающих затраты на приобретение оборудования для оснащения постоянного рабочего места для трудоустройства инвалида и создание инфраструктуры для беспрепятственного доступа инвалида к рабочему месту. При трудоустройстве инвалида по данной программе предприятия закрывается квотируемое рабочее место. Приведу для примера цифры: 1. В период с января по август 2014 года в Центр занятости населения поступило 695 вакансий для трудоустройства инвалидов от предприятий и организаций города, в т.ч. 35 вакансий для трудоустройства инвалидов на специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах. Созданные рабочие места соответствуют рекомендациям ИПР инвалидов.

5 2. За восемь месяцев 2014 года по г. Таганрогу и Неклиновскому району заключены договора о совместной деятельности по содействию трудоустройству незанятых инвалидов с двадцатью организациями на общую сумму рублей, что составляет 78,26% от запланированного значения. 3. В августе 2014 года на постоянные рабочие места на четыре предприятия трудоустроено пять неработающих инвалидов: — Консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники — по специальности Web-мастер трудоустроен неработающий инвалид 3 группы. -Производство электромонтажных работ — по специальности плиточник трудоустроен неработающий инвалид 3 группы, инвалидность по слуху); -Производство мебели — по специальности обойщик мебели трудоустроен неработающий инвалид 3 группы, инвалидность с детства по слуху; — Деятельность ресторанов и кафе — по специальности помощник повара трудоустроены два неработающих инвалида 3 группы, инвалидность по зрению, причина инвалидности общее заболевание. -В Неклиновском районе на постоянное рабочее место — Розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах — по специальности продавец трудоустроена неработающий инвалид, причина инвалидности нарушение опорнодвигательного аппарата; по специальности кладовщик трудоустроен неработающий инвалид, причина инвалидности нарушение опорнодвигательного аппарата. 6. Для оснащения рабочих мест приобретены: Ноутбук ASUS R512CA, Стол компьютерный, кресло компьютерное, монитор, системный блок, МФУ, маршрутизатор.

6 Для оснащения рабочих мест приобретены: Дрель, плиткорез дисковый, уровень лазерный, рулетка электронная, перфоратор, шуруповерт, угловая шлифовальная машина. Для оснащения рабочих мест: Каркасный пневмостеплер PREBENA 5X-L50, Обивочный пневмостеплер PREBENA 1M-A16-S30, Аккумуляторная дрель-шуруповерт MAKITA 6337 DWAE, Скобоудалитель STAYER с усиленным фиксатором, Рулетка L3m, Набор сверл d 01-12mm, набор торцевых ключей, набор ключей головок, трещетка реверсионная, бита короткая, бита длинная, угольник столярный, шланг высокого давления витой с быстросъемами L10m, ножницы раскройные, нож хозяйственный L mm, отвертка крестовая, отверка шлицевая, молоток, бокорезы, пасатижы, обдувочный пневмопистолет. Для оснащения рабочих мест приобретены: Холодильный агрегат ALS- 218, Комплект панелей КХН-11,8(2560*2560*2200). Для оснащения рабочего места приобретены: витрина холодильная, шкаф-витрина, лотки для витрины холодильной. Для оснащения рабочего места приобретены: холодильный шкаф и морозильный ларь. Доля инвалидов, трудоустроенных на оборудованные (оснащенные) рабочие места, от числа инвалидов, обратившихся в органы службы занятости равна 11,25 %. Численность инвалидов, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных на г. уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (на г. 188 чел.) и равна 164 чел.

Как создать рабочее место для инвалида?

Статьи по теме

Предприятие наше немаленькое – больше 500 сотрудников, и кадровой работы, как говорится, непочатый край. А тут еще начальник озадачил проблемой: необходимо места для инвалидов создавать. Стала изучать эту тему, в результате в голове – одна каша. И, к сожалению, даже времени нет разобраться что к чему. Вот, например, «создание рабочего места для инвалида» и «квотирование рабочих мест» – это одно и то же? И еще момент. Если наш региональный Центр занятости населения направит к нам инвалида, мы будем обязаны его принять?

Мы, конечно, поможем вам разобраться в вопросах создания рабочих мест для инвалидов. И начнем с упоминания такого важного международного документа, как Европейская социальная хартия (пересмотренная), которая была принята в Страсбурге 03.05.1996. Пункт 2 ст. 15 Европейской социальной хартии обязывает государства активно способствовать занятости лиц с ограниченной трудоспособностью путем всяческого поощрения предпринимателей нанимать на работу таких лиц, использовать их в обычной рабочей среде и приспосабливать условия труда к потребностям инвалидов путем создания подходящих для них видов занятости в соответствии со степенью их инвалидности.

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 181-ФЗ) содержит специальную норму, посвященную обеспечению занятости инвалидов. Согласно ст. 20 этого Закона инвалидам федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. К таким мероприятиям относят:

Новая ответственность за нарушения в персданных. За что и на сколько теперь будут штрафовать>>>

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты (ст. 1 Федерального закона № 181-ФЗ)

1. Установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

2. Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

3. Стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

Квотирование рабочих мест

Согласно ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения, в том числе соблюдая установленную квоту для трудоустройства инвалидов.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. Их число должно составлять не менее 2 и не более 4%.

При этом надо иметь в виду, что от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации (ч. 2 ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ).

Квотирование рабочих мест предусматривается и для несовершеннолетних инвалидов. Так, ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закрепляет обязательность осуществления квотирования рабочих мест для трудоустройства молодежи в возрасте до 18 лет, включая детей-инвалидов.

Наша справка

Правовой статус инвалида подтверждается документально.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок признания лица инвалидом утвержден постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Инвалидность физического лица должна быть подтверждена справкой медико- социальной экспертизы, в которой указывается группа инвалидности (форма справки утв. приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031 н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их составления») и индивидуальной программой реабилитации инвалида (форма ИПР утв. приказом Минздравсоцразвития России №379н от 04.08.2008 «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»).

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Квота для приема на работу инвалида — минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов от среднесписочной численности работников в организации

Субъекты РФ принимают свои нормативные акты по вопросам квотирования рабочих мест для инвалидов, которые организуются работодателями за счет собственных средств, и, как правило, квота для инвалидов составляет от 2 до 4%.

ПРИМЕР

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» работодателям, осуществляющим деятельность на территории Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 1 00 человек, устанавливается квота в размере 4% от среднесписочной численности работников, при этом количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2% от среднесписочной численности работников.

Создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Чтобы организовать специализированные рабочие места для инвалидов, необходимо принять дополнительные меры по организации их труда, включая:

  • адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения,
  • дополнительное оснащение рабочего места и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Проведение этих и иных мероприятий сопровождается дополнительными затратами (ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ).

Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого работодателя в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, Государственного фонда занятости населения РФ или работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

А ЧТО ЗА ЭТО БУДЕТ?

Согласно ст. 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неправомерный отказ от заключения трудового договора с инвалидом (в пределах установленной квоты) на руководителя организации могут наложить штраф в размере от 2000 до 3000 руб., если инвалид обратится в суд за защитой своего нарушенного права.

Как определить требования, которым должно соответствовать специальное рабочее место? Гигиенические требования к условиям труда инвалидов устанавливаются СП 2.2.9.2510-09 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30). Так, специальное рабочее место инвалида должно обеспечивать безопасность труда, работу с незначительными и умеренными физическими, динамическими и статическими, интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья.

ВАЖНО!

Работодателю возмещаются затраты на оборудование (оснащение) специального рабочего места, на которое трудоустроен инвалид по направлению службы занятости (письмо Минздравсоцразвития России от 18.02.2010 № 233/10/1-570)

Обратите внимание: работодатели обязаны ежемесячно представлять органам занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и выполнении квоты для приема на работу инвалидов (ст. 25 Закона № 1032-1). Конкретные сроки предоставления такой информации определяются в регионах.

Трудоустройство инвалидов

Учтите, что органы службы занятости направляют инвалида для трудоустройства не произвольно, а лишь с учетом критериев подходящей работы для конкретного физического лица, признанного инвалидом, и подходящая работа для инвалида, подыскиваемая ему органом службы занятости, представляет собой работу, соответствующую рекомендациям органов МСЭ, уровню профессиональной подготовки, опыту, полученному им на прежней работе, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

НЕЛЬЗЯ!

Отказать в заключении трудового договора инвалиду, направленному на работу органами занятости в счет квотируемых рабочих мест, введенных в организации

Орган службы занятости при наличии вакансий, соответствующих критериям подходящей работы для инвалида, ищущего работу, выдает направление, с которым инвалид обязан лично в течение трех дней обратиться к работодателю для решения вопроса о своем трудоустройстве, и в случае отказа работодателя в приеме инвалида на работу причина отказа фиксируется в направлении.

При этом инвалидность не может быть причиной отказа в приеме на работу на места, специально выделенные для трудоустройства лиц с ограниченными возможностями.

Невыполнение квоты — это отсутствие факта трудоустройства инвалида на квотируемое рабочее место. Но при этом следует учитывать и невозможность выполнения квот по следующим объективным причинам.

Причина 1. В связи с наличием в организации профессий и специальностей, не предусматривающих использование труда инвалидов в соответствии с действующим законодательством РФ;

Причина 2. В связи с отсутствием необходимого числа инвалидов, зарегистрированных в органах службы занятости населения по месту расположения организации и имеющих соответствующие показания в индивидуальных программах реабилитации для трудоустройства на квотируемые рабочие места в конкретной организации.

Резюме

В целях содействия государственной политике обеспечения занятости инвалидов работодатели должны квотировать рабочие места и создавать специальные рабочие места для инвалидов. Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями в счет установленной квоты производится с учетом предложений органа службы занятости населения.

Как видим, некоторые работодатели в силу специфики их производственной деятельности не могут выделять специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов и, соответственно, ожидать прихода инвалида для трудоустройства. Но в большинстве случаев работодатели должны квотировать рабочие места, создавать специальные условия для труда инвалидов и принимать на работу таких работников по направлению органов службы занятости.

Больше интересных и полезных статей читайте в журнале «Все для кадровика» .

Создание рабочих мест для инвалидов

Законодательством РФ установлены четкие требования в отношении лиц, не имеющих возможности полноценно трудиться по причине инвалидности. Работодатель обязан нанять в компанию определенное количество таких лиц и создать им необходимые условия для труда. В нашем материале мы рассмотрим, как происходит создание рабочих мест для инвалидов в организации, и опишем все нюансы оформления.

Обязательные требования

Государство помогает гражданам, испытывающим трудности в устройстве на работу, и разрабатывает для них специальные гарантии (Закон РФ № 1032-1). И одной из разновидностей этих гарантий является установление квоты для компаний и ИП в отношении приема на работу инвалидов (№ 181-ФЗ, ст. 2). Условия ст. 21 определяют процентные показатели формирования мест специального назначения:

  • Компании, штат сотрудников которой составляет от 100 человек, – 2-4%.
  • В компании трудится 35-100 работников – не более 3%.

Процент рассчитывается от среднесписочного количества сотрудников. При расчете в нее не включаются сотрудники компании, деятельность которых установлена как вредная и выполняется в опасных условиях. Исключаются из списка в расчетах квоты сотрудники представительств, сетей, филиалов компании, расположенных в других регионах. Не распространяется квотирование на лиц, состоящих в объединениях инвалидов, и их основателей (ст. 21 ч. 3 № 181-ФЗ).

Ст. 24 Закона № 181-ФЗ обязывает предпринимателя:

  • Формировать рабочие места для лиц с ограниченными возможностями согласно разработанным процентным показателям.
  • Производить оборудование мест для работы в соответствии с нормативами абилитации и реабилитации.
  • Регулярно направлять в службу занятости данные, необходимые для трудоустройства лиц с ограничениями (Закон № 1032-1, ст. 25).

Специальные условия

Согласно Трудовому кодексу РФ, ст. 224, при трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями необходимо оборудовать рабочее место и создать приемлемые условия для работы. Данные мероприятия должны соответствовать индивидуальной реабилитационной программе (ст. 11 Закона № 181-ФЗ). Инвалид имеет полное право отказаться от специальной программы и проведения работ по оснащению рабочей зоны. Такое действие инвалида освобождает компанию от исполнения требований законодательства и дальнейшей ответственности.

Рабочая зона инвалида должна быть оборудована с применением:

  • Специального технического оснащения.
  • Видоизменения некоторых инструментов, оборудования.
  • Установки приспособлений с учетом ограничений рабочего.

Организация места требует от работодателя проведения некоторых специальных мероприятий. Руководителем издается приказ о переоборудовании рабочего места и установлении вспомогательных предметов. Расширяются дверные проемы, при входе устанавливаются металлические пандусы для работника на инвалидной коляске.

Если индивидуальная программа инвалида требует оснащения его рабочего места индивидуальными приборами по причине слабого зрения или нарушения слуха, работодатель должен:

  • Обеспечить место дополнительными источниками света.
  • Установить в зоне доступа кнопки вызова (световые).
  • Установить на рабочем компьютере специальное программное обеспечение, предназначенное для улучшения работы сотрудника.

Рабочая зона инвалида оснащается и проектируется с учетом специализации лица, степени инвалидности, ограничений, особенностей технического (производственного) процесса на предприятии. Порядок оснащения места регламентирован действующим законодательством РФ (ст. 224 ТК РФ).

В связи с трудным положением в сфере занятости внедрены специальные мероприятия для улучшения положения на рынке трудоустройства инвалидов. Компаниям положена субсидия на обустройство рабочего места для инвалида (Закон № 1032-1, ст. 5). Средства, выделенные организации, возместят расходы на переоборудование рабочей зоны и приобретение специальных приспособлений.

Заключение

Работодатели не вправе нарушать требования законодательства о трудоустройстве инвалидов. К тому же организация рабочего места иногда не требует значительной трансформации. Достаточно увеличения высоты (ширины, расположения) рабочего стола и установки пандуса. В случае нарушения требований законодательства на предпринимателя налагаются штрафные санкции (ст. 5.27 КоАП РФ).

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит