Трудовой договор (эффективный контракт) в образовательных организациях общего образования, трудовой договор эффективный контракт образовательных организациях

Содержание
  1. Трудовой договор (эффективный контракт) в образовательных организациях общего образования.
  2. Материал «Эффективный контракт и трудовой договор: найди десять отличий»
  3. Итак, что же такое эффективный контракт?
  4. Эффективный контракт в учреждениях образования
  5. Предпосылки для введения эффективного контракта
  6. Понятие эффективного контракта
  7. Введение эффективного контракта
  8. Какие условия нужно включить в дополнительное соглашение?
  9. Системы оплаты труда
  10. Трудовые отношения и эффективный контракт в образовательной организации
  11. Трудовой договор (эффективный контракт) в образовательных организациях

Трудовой договор (эффективный контракт) в образовательных организациях общего образования.

Условия труда педагогических работников общеобразовательных организаций.

40) Основным правовым документом, определяющим условия труда, является трудовой договор с конкретным работником.Законодательство делит условия трудового договора на обязательные и факультативные. Обязательными условиями являются:

1) трудовая функция, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности. 2) сроки действия договора (бессрочный или на определенный срок); 3) условия оплаты труда, включая размеры ставок, окладов, а также доплаты, надбавки и другие выплаты, в т.ч. стимулирующие; 4) режим рабочего времени и времени отдыха; 5) компенсации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда; 6) условия, определяющие в необходимых случаях характер работы, например, разъездной характер работы; 7) условие об обязательном социальном страховании работника и т .д . Не включение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

В рабочее время статус педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается: учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная работа, творческая работа, исследовательская работа, другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями (или) индивидуальным планом. Согласно ст. 333 главы 52 ТК РФ в новой редакции для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В соответствии с новой редакцией статьи 335 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет при условии непрерывной педагогической работы. Обсуждаются также различные подходы, которые бы позволили связать нормирование и качество педагогического труда. В этой связи любые изменения в системе нормирования рабочего времени педагога могут оказать значимое влияние на условия труда педагогических работников.

Трудовой договор (эффективный контракт) в образовательных организациях общего образования.

41) В сфере образования введение эффективного контракта обосновано необходимостью исправления недостатков, обнаружившихся в ходе внедрения и применения новой системы оплаты труда.

Эффективный контракт – понятие из экономической теории. Смысл эффективного контракта как экономической категории состоит в установлении трудовым договором взаимовыгодных условий как для работодателя, так и для конкретного работника. С юридической точки зренияэффективный контракт можно кратко определить как детальное, в тексте трудового договора, регулирование и нормирование труда, обеспечивающие повышение и качества работы. Под эффективным контрактом понимаются трудовые отношения между работодателем и работниками, основанные на: эффективности работы, утвержденных учредителем; системе оценки эффективности деятельности работников учреждений ; системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем; подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников; Трудовые отношения между работодателем и работниками, включая установление заработной платы, формализуются при заключении трудовых договоров. Эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии … эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки. Эффективность как экономическая категория,как правило, – это отношение полезных результатов к затраченным ресурсам, что предполагает достижение более высокого результата относительно издержек, т.е. так же и достижение прежнего результата с наименьшими затратами. Опыт школ, применивших непродуманные показатели для поощрения учителей, такие как отсутствие неуспевающих в классе, показал, что, учителя вынуждены были «рисовать» (по их выражению) неуспевающим учащимся завышенные оценки, чтобы иметь право на получение стимулирующей выплаты. Это очевидно не соответствует действительности. Таким образом, перед образовательной организацией ставятся многоплановые задачи: 1) отказа от контрпродуктивных стимулирующих выплат за показатели, которые носят общий и формальный характер таких, например, как «добросовестное выполнение трудовых обязанностей» и замена их на показатели, имеющие конкретные измеримые параметры; 2)исключения из числа стимулирующих таких выплат, которые фактически применялись в качестве гарантированной части заработной платы работника; 3) обеспечение оптимального с точки зрения принципов оплаты труда распределения ФОТ на гарантированную часть (оплата за должность) и стимулирующую часть (оплата за достижения показателей качества, результативности, эффективности), т.е. обеспечение, справедливой дифференциации в оплате труда. «Эффективный контракт» предполагает установление норм труда педагогических работников в локальных актах образовательной организации, а также определение в локальных актах и в трудовом договоре фактического содержания и объема трудовых функций каждого работника. Эффективный контракт должен обеспечивать такой уровень зарплаты педагогического работника, который является конкурентоспособным с другими секторами экономики. Эффективный контракт – это достойная оплата за качественный труд.

Материал «Эффективный контракт и трудовой договор: найди десять отличий»

Файлы материала:
pdf скачать → (107876 байт)
doc скачать → (21274 байт)

Опубликовано: 24.03.2014 | Комментарии: 0 | Просмотры: 29812

Начать разговор об эффективном контракте хочу с небольшого экскурса в новейшую историю оплаты труда работников образовательных учреждений России.

— «осуществить действенные меры по улучшению материального положения и усилению стимулирующей роли заработной платы работников здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, культуры, науки и других учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании;

— упорядочить соотношения в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников;

— создать механизм поддержания этих соотношений» — на законодательном уровне была закреплена в соответствующем постановлении правительства еще в 1992 г.

Данную ситуацию в терминах современных информационно-коммуникационных технологий можно назвать « Система оплаты труда работников образования. Версия 1.0 ».

В следующий раз проблема «дифференциации уровней оплаты труда в зависимости от квалификации и сложности выполняемых работ, порядка определения и размерам выплат компенсационного характера, а также порядка определения выплат стимулирующего характера и критериев их установления» была рассмотрена в 2008 г. Постановление от 5 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда…»

И это была явно «система оплаты труда работников образования. Версия 2.0 ».

И наконец, «обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)», предусмотренное Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012−2018 годы, утвержденной Распоряжением от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, может претендовать на «Систему оплаты труда работников образования. Версия 2.1».

Итак, что же такое эффективный контракт?

Понятие эффективного контракта

Впервые на законодательном уровне был определен термин «Эффективный контракт» в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда (далее — программа).

Эффективный контракт — трудовой договор с работником, в котором конкретизированы:

— его должностные обязанности;

— условия оплаты труда;

— показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг;

— меры социальной поддержки.

Давайте попытаемся выяснить: имеются ли различия между эффективным контрактом и обычным трудовым договором?

Конкретизация условий трудового договора, «превращающего» его в эффективный контракт, содержится в Рекомендациях по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (далее — Рекомендации). Рекомендации утверждены приказом Минтруда России от 26 апреля 2013 г. № 167н.

Рассмотрим их сравнение в виде таблицы.

Трудовой договор

(ст. 57 Трудового кодекса РФ)

Эффективный контракт

(программа, п. 8 Рекомендаций)

1. Определение трудовой функции

Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы)

Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику учреждения работы) (рекомендации).

Примечание: в программе используется термин «должностные обязанности»

Таким образом, мы видим, что при превращении трудового договора в эффективный контракт трудовая функция работника не меняется, ею остаются выполняемые работником должностные обязанности.

2. Условия оплаты труда, компенсации

Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте

Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника учреждения, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник учреждения принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

рекомендуется конкретизировать условия осуществления выплат компенсационного характера (наименование выплаты, размер выплаты, а также факторы, обусловливающие получение выплаты) и стимулирующего характера (наименование выплаты, условия получения выплаты, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер выплаты).

Примечание: в программе предлагается установить зависимость стимулирующих выплат от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг

Таким образом, мы видим, что изменения касаются того, каким образом определять стимулирующие выплаты.

3. Меры социальной поддержки

Условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами — включается обязательно;

о видах и об условиях дополнительного страхования работника — могут быть включены;

об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи — могут быть включены.

Условие об обязательном социальном страховании работника учреждения в соответствии с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами;

меры социальной поддержки и другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права

Из анализа этой части таблицы видно, что различия в определении мер социальной поддержки заключаются, по сути дела, в формулировках.

Отличие эффективного контракта от обычного трудового договора в степени детализации того, как прописаны стимулирующие выплаты.

Новым в эффективном контракте является включение в него условий осуществления выплат стимулирующего характера:

— условия получения выплаты;

— показатели и критерии оценки эффективности деятельности;

Таким образом, показателем перехода на эффективный контракт будет служить использование в тексте трудового договора термина «показатели и критерии оценки эффективности деятельности». При определении которых можно использовать Письмо Минобрнауки России от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02 «О разработке показателей эффективности».

Переход на эффективный контракт (там, где трудовой договор уже заключен) представляет собой изменение определенных сторонами условий трудового договора. Это изменение и должно быть осуществлено в строгом соответствии с трудовым законодательством РФ.

Это значит, что внесение изменений в имеющиеся трудовые договоры работников в подавляющем большинстве случаев может быть осуществлено только по соглашению сторон (ст. 72 Трудового кодекса РФ).

А чем детальнее будут прописаны в новом трудовом договоре (в дополнениях или изменениях трудового договора) показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер стимулирующих выплат, тем чаще будет возникать необходимость вносить соответствующие изменения в трудовые договоры.

В тех случаях, когда работник будет возражать против таких изменений в трудовом договоре, директор попадет в весьма неприятную ситуацию.

Она связана с тем, что без согласия работника директор вправе вносить изменения в трудовые договоры только по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 Трудового кодекса РФ).

— изменения в технике и технологии производства;

— совершенствование рабочих мест на основе их аттестации;

— структурная реорганизация производства.

А изменение показателей и критериев оценки эффективности деятельности работников никак нельзя отнести к изменениям организационных или технологических условий труда, несмотря на то, что изменения организационных или технологических условий труда могут повлечь за собой изменение условий оплаты труда.

Поэтому детализация всех этих показателей должна быть разумной, и в трудовой договор имеет смысл включать только те компенсационные и стимулирующие выплаты, которые будут регулярными и стабильными.

Важно при этом не забыть указать периодичность и условия получения таких выплат, иначе придется выплачивать их ежемесячно, независимо от результатов деятельности. Относительно тех компенсационных и стимулирующих выплат, которые будут нерегулярными, различными по величине, в трудовой договор (дополнение или изменение трудового договора) лучше всего включить фразу типа: «…а также иные компенсационные и стимулирующие выплаты, порядок, величина и периодичность которых устанавливаются «Положением об оплате труда”».

Такой подход к описанию системы оплаты труда в трудовом договоре вполне корректен, поскольку трудовые отношения регулируются по принципу сочетания государственного (централизованного) и договорного (локального) регулирования (ст. 2 Трудового кодекса РФ).

При этом необходимо помнить о том, что невключение в трудовой договор каких-либо из прав и (или) обязанностей работника и работодателя, установленных:

— трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права,

— локальными нормативными актами,

— условиями коллективного договора, соглашений (а также вытекающих из этих условий),

не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей (ст. 57 Трудового кодекса РФ).

Это значит, что даже в том случае, когда в трудовые договоры конкретных работников не внесены никакие изменения и дополнения, а федеральными и (или) региональными законодательными актами, а также нормативными актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами образовательной организации они предусмотрены, работники обладают в полном объеме предусмотренными правами (в том числе и правом на получение компенсационных и стимулирующих выплат) и в полном объеме исполняют предусмотренные обязанности.

Из вышесказанного становится ясным, что не так страшен эффективный контракт, как его представляют, и бороться с его внедрением просто нет смысла. К его внедрению нужно подойти спокойно и обдуманно!

Считаете нужным его внедрить (или будет письменное указание) — внедряйте!

Однако, чтобы быть в числе «передовиков», успешно реализующих Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012−2018 годы, не следует тянуть с его внедрением!

Скорее всего эффективный контракт — это не последняя версия системы оплаты труда работников образования, которую предстоит внедрить с целью сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в образовательных учреждениях.

Хотя представляется очевидным, что ни эффективный, ни какой иной контракт, никакая система оплаты труда не позволят повысить среднюю заработную плату без увеличения фонда оплаты труда или (и) сокращения численности работников вашего образовательного учреждения.

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Эффективный контракт в учреждениях образования

«Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение», 2013, N 9

Уже достаточно давно идет реформирование систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из различных уровней бюджета. К сожалению, как показала практика, решить задачу стимулирования работников с учетом результатов их труда удалось не всем учреждениям. В ноябре 2012 г. Правительство РФ утвердило Программу на 2013 — 2020 гг. «Развитие образования» и Программу «Поэтапное совершенствование систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы». В них достаточно много внимания уделено эффективному контракту как инструменту модернизации системы педагогического образования, повышения квалификации работников данной системы и качественного обновления педагогического корпуса. В статье расскажем об этом контракте и о том, когда и с кем его следует заключать.

Предпосылки для введения эффективного контракта

Повышение заработной платы преподавателей стало одной из целей реализуемых с 2011 г. проектов модернизации региональных систем общего образования. Рост зарплаты педагогов актуализирует введение эффективного контракта с ними, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов.

Система образования сегодня концентрирует внимание на развитии профессиональных компетенций учителя, выстраивая систему стимулов, обеспечивающих его заинтересованность в постоянном совершенствовании образовательного процесса. Система аттестации и оплаты труда педагогов должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, непрерывное профессиональное развитие, должна создавать пространство для карьерного роста.

Модернизация профессионального образования не произойдет без качественного обновления преподавательского корпуса, что потребует наряду с мерами по повышению квалификации преподавателей привлечения талантливых молодых специалистов в сферу профессионального образования, перехода на эффективный контракт между преподавателями и организациями профессионального образования. Основой эффективного контракта должен стать конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей. С этой целью к 2018 г. планируется довести средний заработок преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до средней заработной платы в соответствующем регионе, а преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования — до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе (Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»).

Введение эффективного контракта предполагает активное участие преподавателей в исследованиях и разработках, повышение ответственности за результаты работы в связи с перестройкой системы повышения квалификации научно-педагогических кадров, повышением качества управления, переподготовкой руководителей системы профессионального образования.

Одним из ключевых долгосрочных приоритетов для развития системы высшего образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования, разработки для конкретных потребителей. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации, а плата за выполнение этих работ — частью эффективного контракта, что потребует обеспечения учета соответствующих видов работ при расчете и оптимизации учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава.

Понятие эффективного контракта

Согласно Программе «Развитие образования» эффективные трудовые отношения образовательного учреждения с педагогом должны основываться:

  • на наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы;
  • на системе оценки эффективности деятельности работника (на совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество);
  • на системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда;
  • на системе нормирования труда работника;
  • на подробной конкретизации в трудовых договорах должностных обязанностей работника, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда с учетом отраслевой специфики.

По мнению Правительства РФ, введение эффективного контракта, заключаемого с педагогами, обеспечит мотивацию к повышению качества образования и непрерывному профессиональному развитию, привлечет в школы лучших выпускников вузов, талантливых специалистов в различных областях знания, культуры, техники.

Определение эффективного контракта приведено в Программе «Поэтапное совершенствование систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы»: это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы должностные обязанности последнего, условия оплаты его труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов его труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. В отношении каждого работника нужно уточнить и конкретизировать его трудовую функцию, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установить размер вознаграждения и размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.

Введение эффективного контракта

В помощь руководству образовательных учреждений Минтруд России Приказом от 26.04.2013 N 167н утвердил Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (далее — Рекомендации), в соответствии с которыми при оформлении с работником трудовых отношений рекомендуется учитывать нормы, предусмотренные локальными нормативными актами, коллективными договорами и соглашениями, определяющими:

  • систему оплаты труда работников (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат, надбавок);
  • систему нормирования труда;
  • условия труда работников по итогам аттестации рабочих мест, а также другие особые условия труда;
  • режим рабочего времени и времени отдыха;
  • штатное расписание учреждения;
  • условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути или иной).

Основанием возникновения трудовых отношений между учреждением образования и педагогом в первую очередь является трудовой договор. С вновь поступающими на работу педагогами будет заключаться трудовой договор по форме, приведенной в Приложении 3 к Программе «Поэтапное совершенствование систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы». А для уже работающих педагогов переход к эффективному контракту будет осуществляться путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

На основании ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено ТК РФ.

К сведению. Дополнительное соглашение к трудовому договору рекомендуется заключать по мере разработки показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждения для определения размеров и условий осуществления стимулирующих выплат.

Само соглашение заключается в двух экземплярах, один из которых передается работнику учреждения, второй — хранится в кадровой службе работодателя. При этом получение работником учреждения экземпляра дополнительного соглашения к трудовому договору рекомендуется подтверждать подписью работника на экземпляре трудового договора или дополнительного соглашения к нему, хранящихся у работодателя.

Какие условия нужно включить в дополнительное соглашение?

При отсутствии в ранее заключенном трудовом договоре информации о работодателе и работнике учреждения, предусмотренной примерной формой трудового договора, рекомендуется указывать эту информацию в дополнительном соглашении к нему. Кроме того, в силу п. 8 Рекомендаций в дополнительное соглашение рекомендуется включать условия, приведенные в ст. 57 ТК РФ (при их отсутствии в ранее заключенном трудовом договоре):

  1. место работы, а если сотрудник принимается на работу в конкретном филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении учреждения, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
  2. трудовую функцию (работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работы). Если на основании ТК РФ, иных федеральных законов с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны отвечать наименованиям и требованиям, приведенным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов;
  3. срок действия срочного трудового договора и обстоятельства (причины), послужившие основанием для его заключения исходя из ТК РФ (если он был заключен);
  4. условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника учреждения, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Причем рекомендуется конкретизировать условия осуществления выплат:

а) компенсационного характера (наименование выплаты, ее размер, а также факторы, обусловливающие ее получение);

б) стимулирующего характера (наименование выплаты, условия ее получения, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, периодичность, размер выплаты);

  1. режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника учреждения он отличается от общих правил, действующих в учреждении) и иные условия.

Также в дополнительное соглашение к трудовому договору рекомендуется включить следующие условия:

  • продолжительность ежегодного основного (ежегодного основного удлиненного) оплачиваемого отпуска работника учреждения. При предоставлении ему ежегодного дополнительного отпуска в связи с особыми условиями труда и профессиональной спецификой в трудовом договоре указывается продолжительность ежегодного основного (ежегодного основного удлиненного) оплачиваемого отпуска и дополнительных отпусков с указанием оснований для их предоставления;
  • меры социальной поддержки и другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством (например, особенности установления учебной нагрузки преподавателей образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, исчисления заработной платы учителей, других педагогических работников с учетом установленного объема учебной нагрузки и иные особенности).

Должностные обязанности работника лучше всего отразить непосредственно в тексте трудового договора. Если возможно поручить этому сотруднику с его письменного согласия выполнение дополнительной работы (совмещение, исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника без освобождения от работы, определенной трудовым договором; в связи с расширением зон обслуживания, увеличением объема работы), конкретный вид и объем такой работы рекомендуется прописать в дополнительном соглашении к трудовому договору.

Обратите внимание! Если трудовые обязанности работников учреждения полностью или частично совпадают с должностными обязанностями, предусмотренными квалификационными характеристиками Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС), характеристиками работ Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) или соответствующими положениями профессиональных стандартов, то при оформлении трудовых отношений рекомендуется применять наименования должностей служащих (профессий рабочих), предусмотренные соответствующими квалификационными характеристиками ЕКС, тарифно-квалификационными характеристиками ЕТКС и профессиональными стандартами.

В трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему могут быть указаны дополнительные условия, конкретизирующие права и обязанности сторон трудового договора, не ухудшающие положение работника по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами:

  • об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;
  • об испытании (только для вновь принимаемых на работу);
  • о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), персональных данных работников учреждения;
  • об обязанности сотрудника учреждения отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя, и прочие условия.

В трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему могут также предусматриваться случаи, связанные с возложением на работников учреждения с их согласия дополнительных обязанностей с указанием размеров доплат (например, за выполнение функций классного руководителя).

Системы оплаты труда

Системы оплаты труда работников учреждений образования должны обеспечивать не только дифференциацию оплаты труда этих работников, выполняющих работы различной сложности, но и установление зарплаты в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

Важным моментом при переходе на эффективный контракт является четкое определение критериев и показателей эффективности деятельности работников учреждения образования. В частности, рекомендуется использовать следующие выплаты стимулирующего и компенсационного характера (п. 11 Рекомендаций):

а) выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (надбавку за интенсивность труда, премии за высокие результаты работы и выполнение особо важных и ответственных работ);

б) выплаты за качество выполняемых работ (надбавку за наличие квалификационной категории, премию за образцовое выполнение государственного (муниципального) задания);

в) выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (надбавку за выслугу лет, стаж непрерывной работы);

г) премиальные выплаты по итогам работы (премию по итогам работы за месяц, квартал, год);

д) выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

е) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных и безводных местностях, высокогорных районах, надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);

ж) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема выполняемых работ, сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

з) надбавку за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

В системах оплаты труда, трудовых договорах и дополнительных соглашениях к трудовым договорам с работниками образовательных учреждений могут быть предусмотрены другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с трудовым законодательством, а также коллективными договорами и соглашениями. Причем условия осуществления вышеназванных выплат рекомендуется конкретизировать применительно к определенному работнику учреждения.

Условия осуществления выплат стимулирующего и компенсационного характера, предоставления мер социальной поддержки рекомендуется излагать в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему в форме, понятной педагогу и исключающей неоднозначное толкование данных условий. При этом не рекомендуется ограничиваться только ссылками на положения локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие вопросы осуществления выплат стимулирующего и компенсационного и характера.

Если какие-либо выплаты устанавливаются в абсолютном размере (в рублях), рекомендуется прописать его в трудовом договоре или дополнительном соглашении к трудовому договору. Размер выплат, устанавливаемых в процентах, баллах и других единицах измерения, рекомендуется приводить в названных единицах с указанием условий, при достижении которых они осуществляются.

К сведению. Если работнику учреждения с его письменного согласия поручается дополнительная работа по другой профессии (должности), в дополнительном соглашении к трудовому договору рекомендуется указывать размер доплаты за совмещение профессий (должностей), определяемый по соглашению сторон трудовых отношений исходя из сложности выполняемой работы, ее объема, занятости работника по основной и совмещаемой работе и других факторов (ст. 151 ТК РФ).

Если в отдельных случаях возникает необходимость конкретизировать режим рабочего времени, прийти к соглашению о неполном рабочем времени, гибком графике работы, определить особенности режима рабочего времени в отдельные периоды деятельности учреждения (например, в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работника), данные особенности режима рабочего времени рекомендуется включать в трудовой договор или дополнительное соглашение к нему.

Трудовые отношения и эффективный контракт в образовательной организации

Лекторы

Нажмите «Участвовать», чтобы приобрести запись тренинга.

Оплата возможна только банковской картой

Кратко, емко и по существу вы разберёте наиболее распространенные ситуации, с которыми сталкивался каждый руководитель. Что делать с сотрудниками, которые исполняют свои обязанности ненадлежащим образом? Имеют ли педагоги право выражать собственную политическую, религиозную или иную позицию? Как сделать эффективный контракт удобным инструментом управления качеством педагогического труда?

ТЕМЫ ВИДЕОТРЕНИНГА:

  • Права педагогических работников
  • Обязанности педагогических работников
  • Эффективный контракт
  • Оплата труда
  • Гарантии уровня оплаты труда
  • Стимулирующие выплаты

ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ:

  • Видеозапись. Вы сможете посмотреть запись вебинара в любое время
  • Демонстрационный материал.
  • Сертификат участника. Вы получите электронный сертификат. Впишите в него имя и распечатайте или добавьте в портфолио

Образовательный центр Актион МЦФЭР проводит конференции, семинары, бизнес-завтраки, вебинары и курсы повышения квалификации для специалистов в области Образования и других разных сфер. Мероприятия на сайте seminar.ru рассчитаны на слушателей, чья профессиональная деятельность требует владения полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией, необходимости быстрого реагирования на изменения в законодательной и нормативно-правовой базе.

По вопросам обучения звоните по телефону
+7 (495) 970-19-22

Трудовой договор (эффективный контракт) в образовательных организациях

Трудовой договор (эффективный контракт) в образовательных организациях

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 000 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предписано Правительству РФ обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза. В тексте Указа не предусмотрены отдельно педагогические работники учреждений дополнительного образования. Однако в порядке реализации Указа распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. была утверждена «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы», которая определяет сроки и размеры повышения заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования.

В частности, в соответствии с пунктом 8 Приложения 4 к указанной Программе, предусматривается доведение уровня средней зарплаты педагогических работников учреждений дополнительного образования в 2013 году до 75 процентов от уровня зарплаты учителей школ (для учителей этот уровень должен составлять с октября 2012 г. не менее 100% от средней зарплаты по региону); в 2014 году – до 80 процентов; в 2015 год – до 85 процентов; в 2016 году – до 90 процентов, в 2017 году – до 95 процентов и в 2018 году – 100 процентов.

Реализация Указа может быть достигнута с помощью введения так называемого «эффективного контракта» с работником.

В сфере образования введение эффективного контракта обосновано необходимостью исправления недостатков, обнаружившихся в ходе внедрения и применения новой системы оплаты труда (НСОТ), внедряемой на протяжении нескольких последних лет. В программных документах Правительства РФ отмечается, что решить задачу стимулирования работников с учетом результатов их труда не удалось для всех учреждений: показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер. В системах оплаты труда работников учреждений во многих случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда и др. без указания конкретных измеримых параметров).

Эффективный контракт – понятие из экономической теории. В законах, иных нормативных актах термин «эффективный контракт» не применяется, а используется понятие «трудовой договор» (в сфере государственной службы – «служебный контракт»).

Смысл эффективного контракта как экономической категории состоит в установлении трудовым договором взаимовыгодных условий как для работодателя, так и для конкретного работника.

С юридической точки зрения эффективный контракт можно кратко определить как детальное, в тексте трудового договора, регулирование и нормирование труда, обеспечивающие повышение и качества работы, и повышение благ, получаемых работником от выполнения работы, как материальных (зарплата), так и нематериальных (престиж, удобный режим работы и т. п.).

Введение эффективного контракта предусмотрено несколькими программными документами Правительства РФ.

В большинстве этих документов эффективный контракт просто упоминается без определения, без «расшифровки», что такой контракт из себя представляет. В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы дана, например, такая общая характеристика:

Под эффективным контрактом понимаются трудовые отношения между работодателем (государственным или муниципальным учреждением) и работниками, основанные на: наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем; системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке; системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке; системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем; подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда. Трудовые отношения между работодателем и работниками, включая установление заработной платы, формализуются при заключении трудовых договоров.

Определение эффективного контракта дается в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. (далее – «Программа СОТ»):

Эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии … эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

Программа СОТ предусматривает принципы и элементы эффективного контракта. В частности, в трудовом договоре с каждым работников должны быть уточнены и конкретизированы трудовые обязанности, показатели и критерии эффективности деятельности, размеры вознаграждений, размеры поощрений за достижение коллективных результатов труда, обеспечение прозрачности оплаты труда (условия получения вознаграждений должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования). Показатели и критерии должны быть измеримыми. Эффективный контракт предполагает установление норм труда. В настоящее время нормирования труда педагогов в общем образовании де-факто не существует, централизованно установлены лишь нормы продолжительности урока и расчетные (не устанавливающие фактический размер зарплаты) нормы часов учебной работы (нагрузки) в классах (группах) за ставку заработной платы. Поскольку в общем образовании все ограничения предельных объемов учебной нагрузки сняты подзаконными нормативными правовыми актами, то установленные нормы часов за ставку зарплаты служат только для расчета заработной платы, но не для нормирования труда педагогов.

Программа СОТ ориентирует на повышение эффективности каждого работника, учреждения, отрасли. В сфере образования понятие эффективности необходимо скорректировать. Эффективность как экономическая категория, как правило, – это отношение полезных результатов к затраченным ресурсам, что предполагает достижение более высокого результата относительно издержек, т. е. так же и достижение прежнего результата с наименьшими затратами. Последнее неприменимо к оценке работы педагогических работников, перед которыми стоит задача повышения качества, результативности (продуктивности) работы, в т. ч. с возможным увеличением издержек, например, трудозатрат, материальных вложений и др. В трудовых договорах, заключаемых с педагогическими работниками на принципах эффективного контракта, должны устанавливаться показатели и критерии качества (результативности, продуктивности), а не эффективности.

Введение «эффективного контракта» связано с проблемами и рисками. При этом основной проблемой являются разработка измеримых показателей результатов работы педагога. Основным же риском представляется опасность «скатывания» деятельности педагогов к деятельности «по производству показателей» (имитации показателей) вместо достижения нужного результата.

Опыт школ, применивших непродуманные показатели для поощрения учителей, такие как отсутствие неуспевающих в классе, показал, что, учителя вынуждены были «рисовать» (по их выражению) неуспевающим учащимся завышенные оценки, чтобы иметь право на получение стимулирующей выплаты. Это очевидно не соответствует действительности. А результаты введения подобных показателей «качества и результативности» контрпродуктивны. Таким образом, введение показателей и критериев качества работы педагога дополнительного образования требует тщательного продумывания и апробации с участием всего коллектива заинтересованных работников учреждения или структурного подразделения дополнительного образования.

Поскольку Программа СОТ и «Дорожная карта» Минобрнауки России предусматривают поэтапное внедрение, апробацию и совершенствование эффективного контракта ежегодно по 2018 год, то для проработки содержания и условий трудовых договоров на принципах эффективного контракта, а также и локальных актов по оплате труда, имеются необходимые временные возможности. Эффективный контракт предполагается вводить постепенно, по элементам. Такой подход уже продемонстрировала Программа СОТ, в которой дан примерный трудовой договор, принципиально отличающийся от примерного трудового договора, рекомендованного Минздравсоцразвития несколькими годами ранее, только одним пунктом, в котором размеры компенсационных выплат и стимулирующих выплат даны уже в виде таблиц, т. е. более развернуто по сравнению с ранее рекомендованной формулировкой.

«Эффективный контракт» должен обеспечивать такой уровень зарплаты педагогического работника, который является конкурентоспособным с другими секторами экономики. Конкретный размер зарплаты увязывается с объемами, интенсивностью и качеством выполненной по трудовому договору работы, заданные работнику показатели должны быть увязаны с показателями образовательной организации.

Таким образом, перед образовательной организацией дополнительного образования ставятся многоплановые задачи:

· отказа от стимулирующих выплат за показатели, которые носят общий и формальный характер таких, например, как «добросовестное выполнение трудовых обязанностей» и замена их на показатели, имеющие конкретные измеримые параметры;

· исключения из числа стимулирующих таких выплат, которые фактически применялись в качестве гарантированной части заработной платы работника;

· обеспечение оптимального с точки зрения принципов оплаты труда распределения ФОТ на гарантированную часть (оплата за должность) и стимулирующую часть (оплата за достижения показателей качества, результативности, эффективности), т. е. обеспечение, справедливой дифференциации в оплате труда.

Необходимые для введения «эффективного контракта» изменения трудовых договоров могут быть осуществлены в порядке, установленном ст. 74 Трудового кодекса РФ – изменения условий оплаты труда признаются изменением условий, определенных сторонами трудового договора» в связи с организационными и (или) технологическими изменениями труда по решению работодателя, т. е. фактически в одностороннем порядке по инициативе работодателя, и осуществляется с предварительным уведомлением работника в письменной форме не менее чем за два месяца. В случае отказа работника продолжать работу в предлагаемых условиях трудовой договор с ним расторгается по пункту 7 ст. 77 ТК РФ с выплатой двухнедельного выходного пособия по ст. 178 ТК РФ.

При согласии работника с новыми условиями как условий оплаты труда, так и уточненными должностными обязанностями такие условия указываются в дополнительном соглашении к основному трудовому договору (как изменения или дополнения основного трудового договора).

В настоящее время планируется разработка Минтрудом РФ актуализированных квалификационных требований в профессиональных стандартах по видам деятельности, содержащих описание квалификационных требований применительно к конкретной работе (профессии). На первом этапе актуализация квалификационных требований и конкретизация трудовых обязанностей педагогических работников возможна на базе действующего раздела Единого квалификационного справочника и с использованием правовых возможностей, предоставляемых ЕКС в части изменения, конкретизации, дополнения трудовых обязанностей работника в рамках его должности при принятии учреждением должностной инструкции этого работника.

На первом этапе предлагается внесение в трудовые договоры работников более детализованных условий выплаты компенсационных и стимулирующих надбавок и доплат. Например, рекомендованная в целях введения «эффективного контракта» распоряжением Правительства РФ от 01.01.01 г. федеральная форма примерного трудового договора предусматривает отражение в трудовом договоре с работником:

· компенсационных выплат по 3-м параметрам: «наименование выплаты», «размер выплаты» и «фактор, обусловливающий получение выплаты»;

· стимулирующих выплат по 5-ти параметрам: «наименование выплаты», «условия получения выплаты», «показатели и критерии эффективности деятельности», «периодичность» и «размер выплаты».

«Эффективный контракт» предполагает установление норм труда педагогических работников в локальных актах образовательной организации, а также определение в локальных актах и в трудовом договоре фактического содержания и объема трудовых функций каждого работника. Такое нормирование позволяет точно разделить гарантированную и стимулирующую части заработной платы каждого работника. Поэтому введение «эффективного контракта» должно повлечь за собой оптимизацию штата работников и структуры заработной платы.

Введение «эффективного контракта» влечет за собой определенные издержки, вызванные необходимостью регулярного оценивания достижения показателей качества, результативности и эффективности работы каждого работника. Эти издержки могут быть минимизированы путем введения автоматического оценивания с помощью использования электронных технологий с соответствующей компьютерной программой.

Риском введения эффективного контракта является риск формального совершения данного действия. В этом случае объем документации неизбежно вырастет, усложнив как ведение кадровой работы, так и чисто технически сделав более сложным изменение трудовых договоров в будущем. Реальных же изменений при этом может не произойти.

Вместе с тем, инструмент эффективного контракта может быть использован для того, чтобы выстроить единую систему требований к персоналу образовательной организации, вытекающую из требований к деятельности самой образовательной организации, зафиксированной в ФГОС, в дорожных картах, государственном и муниципальном задании, программе развития и иных подобных документах. В случае, если эффективный контракт будет разрабатываться, исходя из реальных требований к качеству работы образовательной организации, которые будут транслированы в виде требований к должностным обязанностям, к качеству работы и к квалификации конкретных сотрудников, тексты трудовых договоров станут подробнее, и облегчат управленческую работу в образовательной организации, будут работать на достижение ее целей. В случае же, если такая работа не будет проведена, эффективный контракт просто увеличит объем текста в трудовом договоре, без каких-либо положительных эффектов от данного увеличения.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит