Трансграничная передача персональных данных, регламент трансграничной передаче персональных данных

Содержание
  1. Трансграничная передача персональных данных
  2. Трансграничная передача персональных данных
  3. Трансграничная передача персональных данных
  4. Что нужно знать о трансграничной передачи персональных данных
  5. Что это такое
  6. Правовое регулирование
  7. Правила трансграничной передачи
  8. Ответственность за нарушения
  9. Трансграничная передача персональных данных - это что такое?
  10. 2016 год
  11. Ограничения
  12. Исключения
  13. Важный момент
  14. Общедоступная политика
  15. Внутренние нормативные акты
  16. Договор
  17. Использование средств защиты
  18. ФЗ № 242
  19. Трансграничная передача персональных данных - это что такое? Особенности трансграничной передачи персональных данных: регламент отправки, документы и безопасность.
  20. Что это такое
  21. Какая преследуется цель
  22. Как осуществляется
  23. Согласие
  24. Договор
  25. Как обеспечить безопасность
  26. Ответственность за нарушения
  27. 2016 год
  28. Ограничения
  29. Исключения
  30. Важный момент
  31. Общедоступная политика
  32. Внутренние нормативные акты
  33. Договор
  34. Использование средств защиты
  35. ФЗ № 242
  36. Панацея: трансграничная передача персональных данных
  37. Что такое трансграничная передача данных. Трансграничная передача персональных данных - это что такое
  38. Панацея: трансграничная передача персональных данных
  39. Трансграничная передача
  40. Что означает "адекватная защита"?
  41. Ответственность за нарушение правил трансграничной передачи
  42. Совет операторам, осуществляющим трансграничную передачу ПДн
  43. Регламент отправки
  44. Пошаговая инструкция
  45. Как обеспечить безопасность?
  46. Какие документы сопровождают процедуру?
  47. Ответственность за незаконные действия
  48. Оформление согласия

Трансграничная передача персональных данных

Трансграничная передача персональных данных

Трансграничная передача персональных данных

На сегодняшний день много вопросов у специалистов по информационной безопасности вызывает трансграничная передача персональных данных.

Для начала определимся с понятиями. Трансграничная передача персональных данных — это передача персональных данных оператором через государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства.

Вообще вопрос трансграничной передачи данных возник, когда начался процесс объединения Европы. Необходимо было, во-первых, унифицировать единое законодательство, а во-вторых, перевести трансграничную передачу в узаконенные рамки. Так была создана Конвенция, но вопрос о том, как государство сможет защитить персональные данные своего гражданина после того, как они оказываются за территорией страны, — остался открытым. Гражданин имеет право отстоять свои интересы в своей собственной стране, но если нарушение его прав произошло за ее пределами, обеспечить полноценную защиту своих интересов для него было практически невозможно.

Как же должна осуществляться трансграничная передача данных, какие документы необходимо получить от субъекта персональных данных? Какая ответственность предусмотрена для операторов за осуществление незаконной трансграничной передачи персональных данных?

На данный момент законодательно закреплена только «общая» ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных (статья 13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

По информации Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, в настоящее время в Государственной Думе на рассмотрении во втором и третьем чтении находится законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в том числе в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Среди таких изменений — дополнение его статьей, предусматривающей ответственность за нарушение законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных». По всей видимости, внесение дополнений было продиктовано неоднозначностью толкования российского законодательства и разнородностью нормативно-правовой базы тех стран, на территорию которых передаются персональные данные.

Федеральный закон № 152 от 27.07.2006 г. «О персональных данных», принятый в соответствии с международным законодательством, гласит:

«…Статья 12. Трансграничная передача персональных данных.

  1. До начала осуществления трансграничной передачи персональных данных оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов персональных данных.
  2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  3. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:
    1. наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных;
    2. предусмотренных международными договорами Российской Федерации по вопросам выдачи виз, а также международными договорами Российской Федерации об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;
    3. предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
    4. исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных;
    5. защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных…»

Приведенные в законодательстве исключения вопросов не вызывают, они вполне обоснованы, поэтому попробуем проанализировать действия оператора ПДн по трансграничной передаче ПДн при отсутствии таких обстоятельств. Тем более, что основные споры по поводу трансграничной передачи данных возникают в результате вопросов, связанных с различием законодательств стран и передачи данных без вышеперечисленных обязательств.

По мнению экспертов компании ReignVox, обеспечение защиты ПДн при их трансграничной передаче является составной частью работ по комплексной защите персональных данных на предприятии. Для обоснования адекватности защиты ПДн при передаче данных в за-рубежный филиал компании необходима реализация ряда мероприятий, включая разработку документа (или нескольких документов), который отражает следующие основные моменты:

  • Общие положения (организационная структура компании; страна (страны), в которую передаются ПДн; цель передачи и обработки ПДн за границей);
  • Правовое обоснование трансграничной передачи персональных данных (перечень нормативно – правовых документов, на основании которых осуществляется передача и обработка ПДн);
  • Описание объекта защиты;
  • Характеристики передаваемых ПДн (категории ПДн, передаваемых за границу; категории субъектов ПДн; способы обработки ПДн (автоматизированная, неавтоматизированная, смешанная обработка));
  • Регламент обеспечения безопасного информационного обмена персональными данными с зарубежными филиалами (представительствами) (описание ИСПДн из которой (которых) передаются ПДн; описание ИСПДн, куда передаются ПДн; каналы передачи данных; стандарты и протоколы передачи данных и т.д.); Описание мероприятий и средств обеспечения защиты передаваемых ПДн (организационные мероприятия; технические средства защиты информации, в том числе средства криптографической защиты информации);
  • Состав законодательства иностранного государства, отражающего вопросы защиты ПДн;
  • Заключительные положения (зарубежный филиал обязуется соблюдать законодательство по обработке ПДн страны, в которой он находится; обязуется обеспечить соответствующую защиту полученных и обрабатываемых ПДн; подписи ответственных лиц головной организации и зарубежного филиала под вышеперечисленными положениями).

Преимущества такого подхода в том, что он позволяет минимизировать риски реализации угроз персональных данных при их трансграничной передаче, повысить ответственность должностных лиц за соблюдение установленных норм информационной безопасности.

Что нужно знать о трансграничной передачи персональных данных

Стремительное развитие сети Интернет и эффект глобализации подразумевает нивелирование территориальных ограничений между государствами, что способствует формированию оптимальных условий для осуществления международной коммерческой деятельности.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Постепенное стирание границ между государствами делает очевидной необходимость в создании единого законодательства для всего мира. Однако значительно затрудняет процесс объединения нормативно-правовые системы государств – каждое Правительство по-своему формирует регламент для той или иной процедуры.

В некоторых случаях правила проведения какого-либо процесса в соответствии с критериями одного субъекта, приобретают совершенно противоположный оттенок для этой же операции за границей.

Однако все же деятельность по выделению общих положений ведется – в отдельных ситуациях очень медленно, но все же она есть. Стоит рассмотреть так называемую трансграничную передачу персональных данных, в которую активно вмешивается государство, подкрепляя это тем, что нерегулируемая процедура может стать причиной снижения уровня безопасности для всей России.

Что это такое

Трансграничная передача персональных данных – это процесс передачи сведений личного характера, в ходе которого оператор переправляет их через государственную границу Российской Федерации.

Адресатом в данном случае может вступать:

  • какая-либо властная структура иной страны;
  • физическое лицо, имеющее другое гражданство;
  • юридическое лицо, ведущее свою деятельность на территории чужого государства.

Необходимость в обеспечении передачи информации через границу стало актуальным после того, как началось объединение Европы. Для проведения таких операций нужно было создать законодательство, регламентирующее порядок реализации и возможные проблемы.

Правовое регулирование

На данный момент в российском законодательстве отсутствуют строгие условия обмена информацией с иностранными резидентами.

Ограничения и исключения

В законе № 152-ФЗ определены запреты, которые распространяются на трансграничную передачу данных. Ограничения действуют в целях обеспечения конституционных положений, нравственности, прав граждан и для поддержания обороноспособности страны.

В то же время в данном законе отсутствуют какие-либо иные правила. В частности, в нем не отражены условия, при которых государствам, реализующим механизмы защиты личной информации, могла бы ограничиваться передача. В качестве таких стран выступают члены конвенции ETS № 108, а также иные, утвержденные Роскомнадзором в приказе № 274.

При этом в ФЗ № 152 установлены ситуации, когда заинтересованным лицом может производиться направление персональных данных даже при отсутствии достаточной защиты:

  • если предоставление информации является необходимым для обеспечения защиты конституции, прав и интересов общества и личности, поддержания обороноспособности страны и исключения незаконного вмешательства в данные направления;
  • когда выполняются положения договора, одна из сторон которого является носителем сведений;
  • когда возникла необходимость в обеспечении защиты здоровья, жизни и интересов гражданина, а также иных участников процесса при невозможности приобрести разрешение первого;
  • в случаях, указанные в международных соглашениях;
  • при получении согласия на обработку данных от субъекта.

Учитывая достаточную «молодость» законодательства в сфере коммуникаций, возможно возникновение неадекватных указаний.

Правила трансграничной передачи

Трансграничная передача может быть осуществлена лишь при выполнении установленных правил. В частности, перед тем, как начать процесс обработки персональной информации, оператор должен подтвердить, что принимающая сторона проводит политику защиту личных данных при реализации процедуры.

Если рассматривать правила передачи в обычном режиме, то считается достаточным выстроить достойный уровень защиты сведений.

Чтобы сделать это, считается необходимым разработать следующую документацию:

  • общие положения фирмы, куда входит ее организационная структура, перечень государств, с которыми будет производиться передача сведений, цели процесса с моментами об обработке информации за границей;
  • правовые обоснования;
  • подробное описание объекта;
  • конкретизация характеристик данных через уточнение категории пересылаемых данных, категории субъектов ПДн, методики обработки информации;
  • регламент обеспечения и поддержания безопасности в процессе взаимного обмена вместе с описанием стандартов пересылки, протоколов и каналов передачи;
  • описание мероприятий и средств, суть которых заключается в установлении достойного уровня защиты;
  • правовая регламентация трансграничной передачи в стране, принимающей сведения.

Также допускается разработка и внедрение иных положений, если была установлена необходимость в выделении дополнительного регламента.

Какие нужно предпринять действия

Просто так совершить трансграничную передачу не допускается законодательством страны.

Так, отправитель должен предпринять следующие действия:

  1. Сообщить в Роскомнадзор о необходимости реализации данной процедуры, заполнив при этом уведомление о согласии на обработку персональных сведений и отразив государства, куда будет направлена информация.
  2. Донести до субъекта ПДн до того, как будет активирована обработка его данных, о проведении трансграничной передачи. Данный момент должен быть указан в одном из документов, с которым субъект может ознакомиться перед передачей сведений (в качестве носителя могут выступать Политика в отношении обработки ПДн или договор между участниками процессе).
  3. В нормативных бумагах оператора прописать:
    • обоснование необходимости трансграничной передачи в соответствии с действующим законодательством;
    • порядок поддержания механизма безопасности обмена ПДн;
    • регламент мероприятий, направленных на обеспечение защиты ПДн. Это же относится к технически средствам и инструментам криптографии.
  4. Оформить соглашение с фирмой, информация о которой передается, где указать:
    • список действий, которые будут проведены с данными;
    • конечная цель деятельности;
    • обязанность обработчика соответствовать требованием по обеспечению конфиденциальности и безопасности при совершении действий с ПДн;
    • критерии по защите ПДн. Важно: фирма, в которую направляется информация для проведения обработки будет выстраивать свою деятельность в соответствии с законодательством государства пребывания.
  5. Обеспечить защиту канала передачи сведений. Для этого является необходимым использовать эффективные средства шифрования. Допускается применение несертифицированных механизмов криптографии, в связи с:
    • положениями Конвенции ETS № 108 (статья 12.2), которые исключают возникновение ограничений и создание контрольных мер над информационными потоками ПДн, если они передаются между государствами – обусловлено это в первую очередь потребностью в защите неприкосновенности личных сведений;
    • наличием запретов на вывоз с территории Российской Федерации средств, имеющих в своей структуре средства шифрования;
    • нюансами законодательства того государства, куда происходит ввоз криптографических инструментов и где выдается разрешения соответствующих органов на ввоз подобного оборудования.

Не каждый гражданин без подготовки может совершить весь порядок действий и не допустить ошибку.

Как обеспечить безопасность

В целях обеспечения надежной передачи данных из одного государства в другое, важно реализовать ряд мероприятий, направленных на защиту каналов отправки персональных сведений.

На данный момент существует множество методик, способных поддерживать защиту информации на виртуальных ресурсах. Однако в каждом случае все равно существует вероятность взлома механизмов и получения доступа к файлам. Поэтому не рекомендуется экономить на программном обеспечении, поддерживающим безопасность пересылки.

Ответственность за нарушения

Если перед тем как будет осуществлена трансграничная передача персональных данных, своевременно не уведомить Роскомнадзор, то данное бездействие будет носить характер незаконного деяния.

Такое правонарушение попадает под ст. 19.6 Административного кодекса Российской Федерации. Виновный привлекается к ответственности и уплате штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Следует уточнить, что направление сообщения в Роскомнадзор после совершения операции также приравнивается к несоблюдению установленного регламента.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Трансграничная передача персональных данных — это что такое?

В условиях развития и глобализации сети Интернет с каждым днем все меньше становится территориальных ограничений для осуществления коммерческой деятельности. Несмотря на достаточно сложную внешнеполитическую обстановку, количество отечественных предприятий, сотрудничающих с иностранными партнерами, постоянно возрастает. Отсутствие территориальных границ требует введения единых правил взаимодействия всех участников отношений. В частности, это касается процесса обмена личной информацией. Рассмотрим далее, как производится трансграничная передача персональных данных.

2016 год

В настоящее время в законодательстве отсутствуют четкие правила обмена сведениями с иностранными контрагентами. В качестве исходного нормативного акта в сфере коммуникаций выступал ФЗ № 152. Этот закон регламентирует осуществление трансграничной передачи персональных данных. Что это такое? Под данной деятельностью понимают предоставление личных сведений на территорию зарубежного государства, иностранному органу госвласти, физическому или юрлицу. В 2014 г. был принят ФЗ № 242. Он должен был вступить в силу 01.сент. 2016 г. Этим нормативным актом вносились некоторые изменения в законы в части уточнения правил обработки личной информации в информационно-коммуникационных сетях. Однако в Госдуму был внесен законопроект № 596277-6 о корректировке ст. 4 ФЗ № 242. В соответствии с этими изменениями, срок вступления в действие был перенесен на январь 2015 г. В настоящее время, таким образом, ФЗ № 242 уже действует больше года.

Ограничения

В ФЗ № 152 установлены запреты, под которые попадает трансграничная передача персональных данных. Это ограничения, связанные с обеспечением защиты конституционного строя РФ, здоровья, нравственности, интересов и прав населения, поддержания безопасности и обороноспособности государства. При этом в ФЗ № 152 не установлено никаких иных правил. В частности, отсутствуют условия, при которых странам, предоставляющими адекватную защиту личной информации, могла бы ограничиваться трансграничная передача персональных данных. Это такие государства, которые выступают в качестве участников Конвенции ETS № 108, а также внесенные в перечень, утвержденный Роскомнадзором Приказом № 274.

Исключения

В ФЗ № 152 определены случаи, когда государствам, которым, несмотря на необеспечение адекватной защиты личных сведений, может производиться трансграничная передача персональных данных. Это ситуации:

  1. Предусмотренные в федеральном законодательстве, если предоставление сведений требуется для защиты конституционных основ, обеспечения безопасности и обороноспособности страны, устойчивого функционирования транспортной инфраструктуры, охраны интересов общества, личности и государства от незаконного вмешательства.
  2. Когда исполняется договор, участником которого выступает носитель предоставляемой информации.
  3. Когда необходимо обеспечение защиты здоровья, жизни и прочих важнейших интересов субъекта персональных данных, а также иных лиц при невозможности получить письменное согласие первого.
  4. Предусмотренные в международных соглашениях.
  5. Когда получено согласие на трансграничную передачу персональных данных от субъекта ПНд.

Важный момент

При наличии разрешения от субъекта ПНд, в соответствии с ФЗ №152, допускается трансграничная передача персональных данных. Это разрешение предполагает, что лицо извещено о том, что сведения, касающиеся его лично, будут предоставлены иностранному контрагенту. Необходимость получения такого документа при отправке информации в страны, предоставляющие адекватную защиту, не устанавливается в нормативном акте. Тем не менее важно, чтобы субъект был проинформирован оператором о предполагаемых действиях.

Общедоступная политика

Во избежание проблем, оператор указывает:

  1. Для чего производится трансграничная передача.
  2. Каков объем предоставляемых сведений.
  3. Лиц, которые принимают информацию.

Оператор также уведомляет Роскомнадзор о том, что будет производиться трансграничная передача персональных данных. Это осуществляется путем заполнения/внесения изменений в извещение. В уведомлении указываются страны, принимающие сведения. До начала обработки информации субъект ПНд извещается о предстоящей операции. Это положение отражается в политике, договоре либо ином документе, с которым лицо сможет ознакомиться.

Внутренние нормативные акты

В локальных документах оператор отражает:

  1. Юридическое обоснование предоставления личной информации иностранным субъектам. В частности, приводится перечень нормативных актов, на основании которых производится обработка и отправка сведений.
  2. Регламент по трансграничной передаче персональных данных.
  3. Описание мероприятий и защитных средств, в том числе технических и криптографических.

Договор

Оператор заключает соглашение с организацией, которой будет производиться трансграничная передача персональных данных, что значит принятие обработчиком обязанности соблюдать конфиденциальность информации, выполнять требования по защите сведений, обеспечивать их безопасность. В договоре также указывается перечень действий, совершаемых сторонами.

Использование средств защиты

В обязанности оператора входит выполнение ряда мероприятий для предотвращения несанкционированного доступа к личной информации в процессе работы со сведениями. При этом допускается применение несертифицированных криптографических защитных средств вследствие:

    Требований Конвенции ETS № 108, статья 12.2 которой не разрешает создавать ограничения и вводить специальный контроль информационных потоков, идущих на территорию зарубежного государства, исходя из принципа защиты неприкосновенности частных дел.

ФЗ № 242

Как выше было указано, в 2014 г. был принят закон, внесший изменения в ряд нормативных актов в части уточнения правил обработки личных сведений в информационно-телекоммуникационных сетях. ФЗ№ 242 дополняет ФЗ № 152 требованием о том, что в процессе сбора данных, в том числе, через Интернет, оператор должен обеспечивать систематизацию, запись, накопление, уточнение, хранение и извлечение их с использованием баз, расположенных на территории России. Данное предписание может не выполняться, если обработка личной информации производится для:

  1. Достижения целей, установленных в международном соглашении либо законом, для реализации оператором возложенных на него полномочий, обязанностей и функций.
  2. Отправления правосудия, выполнения судебного постановления, акта иного органа либо служащего, подлежащих исполнению в порядке, предусмотренном в нормах российского права.
  3. Реализации полномочий федеральными, региональными, муниципальными исполнительными институтами власти, структурами, включенными в состав внебюджетных госфондов, организаций, участвующих в оказании услуг на государственном и местном уровнях.

Как показывает практика, в настоящее время трансграничная передача информации является эффективным и удобным инструментом взаимодействия. При правильном его использовании операторы могут снизить расходы при обработке сведений в пределах России.

Трансграничная передача персональных данных — это что такое? Особенности трансграничной передачи персональных данных: регламент отправки, документы и безопасность.

В сфере информационной безопасности актуальным явлением становится охрана персональных данных. Вместе с ростом объёмов интернет-торговли, цифровых операций и прочего возникает угроза для компаний и даже экономики целых государств. Специалисты уделяют внимание не только вопросу хранения, но и передачи.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Что это такое

В данном случае имеется в виду передача любых личных данных физического лица через границу Российской Федерации иностранному получателю.

В качестве получателя могут выступать:

  • органы государственной власти или силовые структуры;
  • физические лица;
  • юридические лица.

Сегодня сталкиваются два явления — глобализация и рост онлайн-торговли, а также опасность киберпреступлений. Стремление обеспечить безопасность приводит к затруднению общения, торговли, обмена информации. Проблемой занимаются на государственном уровне.

Персональные данные — любая информация, прямо или косвенно относящаяся к человеку. Субъектом выступает физическое лицо. По закону это понятие в сети не ограничивается чисто техническим статусом, а приобретает юридическую силу.

Под трансграничную передачу попадает любая пересылка личной информации при следующих ситуациях:

  • бронирование номеров в зарубежных отелях;
  • покупка авиа- и ж/д билетов в других странах;
  • покупка в иностранных интернет-магазинах;
  • оформление документов, разрешений, пропусков и т.д.

Подобные ситуации происходят всё чаще, потому что граждане России контактируют с иностранными компаниями, магазинами, заказывают услуги и многое другое. Как только персональные данные отправляются иностранному получателю в силу вступает закон о защите.

Какая преследуется цель

Вопрос на государственном уровне начали активно обсуждать после объединения стран Европы, создания Евросоюза и развития информационных технологий.

Перед экспертами поставлены конкретные цели:

  1. Создание универсальных правил и понятий, позволяющих сформировать законодательные акты для международного права.
  2. Определение чёткого юридического статуса и узаконивание хранения, обработки и передачи персональных данных.

После осознания необходимости и изучения вопроса была создана Конвенция, регулирующая подобные вопросы и явления, связанные с этим.

Для рядовых граждан появляются конкретные преимущества:

  • реальная возможность отстоять права и защитить личные данные даже в другой стране;
  • уверенность в сохранности и защите от третьих лиц.

Как осуществляется

Сейчас трансграничная передача персональных данных осуществляется на основе правил, сформированных Федеральным законом №152. Российская Федерация вводит собственные требования, но также учитывает международную практику.

Юристы для упрощения оперируют понятием «адекватная защита», предполагающего использование доступных возможностей для обеспечения безопасности.

Передача осуществляется следующим образом:

  • прорабатывается организационная структура и определяется перечень стран, куда отправляются данные;
  • определяются цели и особенности дальнейшей обработки;
  • оператор берёт на себя обязательства по обеспечению безопасности и следит за тем, чтобы принимающая сторона обеспечила адекватную защиту;
  • подлежащий защите объект описывается, для него формируются обоснования.
  • определяются характеристики персональных данных;
  • процесс согласовывается в соответствии с нормативными актами, принятыми в стране получателя;
  • осуществляется пересылка информации.

На данный момент имеются стандарты, позволяющие упростить и ускорить процесс, но в каждом отдельном случае требования формируются с учётом конкретной ситуации. При передаче персональных данных граждан России через границу РФ иностранному получателю операторы ориентируются на Федеральный Закон №152.

Если необходимая защита не обеспечена, то оператор может заблокировать передачу или ограничить её. Телекоммуникационная компания несёт ответственность, поэтому несоблюдение законных требований ведёт к административному наказанию.

Сегодня гораздо выгодней развивать информационную безопасность, иначе это грозит запретом на предоставление услуг или оттоком клиентов.

Передача данных через границу РФ может осуществляться без создания адекватной защиты возможно в следующих ситуациях:

  • физическое лицо, которому принадлежат персональные данные, подписал письменное согласие;
  • процесс затрагивает оформление виз (в соответствии с международными договорами);
  • обстоятельства касаются решения правовых, уголовных, семейных вопросов;
  • передача данных осуществляется на федеральному уровне и касается государственной безопасности;
  • обеспечение защиты жизни и здоровья субъекта персональных данных.

Таким образом, требуется адекватная защита или письменное согласие на осуществление трансграничной передачи данных, если это не касается более серьёзных правовых или государственных вопросов. Некоторые вопросы ставятся выше стандартных международных договоров, но это только исключение из правил.

Согласие

Уже упомянутый ФЗ №152 описывает общие требования, на основе которых создан документ для письменного согласия. Подробнее об этом рассказывается в пункте №9. Содержание регламентируется не строго, а произвольно.

Однако есть перечень пунктов, обязательных для заполнения:

  1. ФИО гражданина.
  2. Серия, номер паспорта, прописка (или иной документ, удостоверяющий личность).
  3. ФИО получателя или полное название организации, обрабатывающей данные.
  4. Цели запроса персональных данных со стороны иностранного получателя.
  5. Список данных для отправки и обработки, описание действий.
  6. Дополнительная информация об организации, берущей на себя обязательства по обработке.
  7. Срок действия письменного согласия.

На подобном документе необходимо указать число и поставить подпись субъекта. На данный момент есть возможность воспользоваться стандартным бланком или использовать тот, который предоставляет оператор.

Строгих требований по заполнению нет, за исключением обязательных пунктов. Ещё одним требованием является добровольное заполнение документа.

Договор

Договор исполняется при наличии:

  • письменного согласия на передачу, обработку и хранение персональных данных от субъекта (физического лица);
  • договора, заключённого с принимающей стороной, подтверждающего соблюдение стандартов информационной безопасности;
  • письменное уведомление Роскомнадзора.

Оператор, предоставляющий услуги пересылки, имеет на руках согласие субъекта и разрешение на осуществление деятельности. Однако в дополнении к этому следует заключить договор с принимающей стороной.

Ситуация обоснована необходимостью обеспечить защиту. При наличии договоров и официальных документов со стороны отправляющей и принимающей стороны повышает ответственность, а также создаёт базу для отстаивания интересов граждан.

Как обеспечить безопасность

Ведущие эксперты в сфере информационной безопасности заявляют о необходимости защиты непосредственно процесса трансграничной передачи получателю, располагающемуся на территории другого государства.

В этот момент требуется максимальное внимание, причём выше, чем при хранении и обработке. Все действия со стороны формируют современный комплекс.

Эффективная защита в момент передачи возможна при реализации рекомендуемых мер, соответствующие выполняемым процессам. В этом случае учитывается:

  • характеристики передаваемой информации;
  • общие положения и требуемые действия в соответствии с международным правом;
  • возможности для повышения коэффициента безопасности.

Принятие мер, направленных на повышение безопасности, возможно только с учётом специфики данных, направления передачи и других особенностей. В связи с этим оператор учитывает такие моменты.

К конкретным методам защиты относят:

  1. Защита используемых каналов передачи данных в зависимости от их особенностей.
  2. Методы шифрования при использовании только сети Интернет.
  3. Исключение посредников, занятых в промежуточной обработке.

Таким образом, всё сводится к повышению надёжности каналов. В настоящее время основным является Интернет. Отправка осуществляется через электронную почту, мессенджеры, социальные сети и т.д. При заполнении форм важно использовать каналы, защищённые надёжными протоколами шифрования.

По сложившейся практике не требуется регистрировать в Роскомнодзоре факт передачи, также как не требуется дожидаться подтверждения согласия на обработке и пересыл. Операторы без лишнего контроля должны принимать необходимые меры, чтобы обеспечить нужный уровень безопасности.

Ответственность за нарушения

Если передача данных организована с нарушениями и без уведомления Роскомнадзора, то это расценивается как незаконная отправка личной информации.

В этом случае предусмотрено административное наказание в соответствии со статьёй 19.7 АК РФ. На оператора накладывается штраф 5 000 рублей. Уведомление «задним числом» уже после отправки персональных данных расценивается аналогичным образом.

Таким образом, сегодня трансграничная передача становится актуальным явлением. Операторы должны учитывать действующее законодательство РФ и другой страны, куда отправляется информация.

Основной задачей становится защита канала передачи методами шифрования в сети или иными способами. Сами граждане должны только дать согласия на отправку и никаких иных действий от них не требуется.

Трансграничная передача персональных данных осуществляется при соблюдении требований, установленных настоящим Федеральным законом
к обработке и передаче персональных данных, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Трансграничная передача персональных данных может быть запрещена или ограничена нормативным правовым актом Российской Федерации: если такая трансграничная передача создает угрозу национальной безопасности Российской Федерации; при наличии явной угрозы нарушения прав субъектов персональных данных либо предоставления пониженных гарантий прав субъектов персональных данных по сравнению с гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации, включая гарантии соблюдения конфиденциальности персональных данных. При трансграничной передаче персональных данных оператор должен убедиться в том, что в соответствии с международными договорами либо законодательством другого государства, органу власти или лицу которого передаются персональные данные, обеспечивается адекватный уровень защиты прав субъектов персональных данных. Оператор вправе передавать персональные данные органу власти или лицу другого государства, не обеспечивающего адекватный уровень защиты прав субъектов персональных данных, только при условии получения письменного согласия субъекта персональных данных на эту передачу либо в случае, если получение такого согласия физически невозможно, а передача персональных данных необходима для защиты жизни и здоровья субъекта персональных данных.
Глава 3. Права субъекта персональных данных
Статья 12. Право на доступ к персональным данным Субъект персональных данных имеет право знать о наличии у оператора относящихся к нему персональных данных, быть с ними ознакомлен, а также требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
Оператор обязан бесплатно предоставить субъекту персональных данных возможность ознакомления с его персональными данными, а также внести в них необходимые уточнения, уничтожить или блокировать соответствующие персональные данные по предоставлении субъектом персональных данных сведений, подтверждающих, что его персональные данные, включенные в информационную систему персональных данных, являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки. О произведенных изменениях и предпринятых мерах оператор обязан уведомить субъекта персональных данных и третьих лиц, которым персональные данные этого субъекта были переданы. Информация о наличии персональных данных должна быть предоставлена субъекту персональных данных оператором в доступной форме и не должна содержать персональных данных, относящихся к другим субъектам персональных данных. Предоставление персональных данных субъекту персональных данных производится оператором на основании письменного запроса и по предъявлении документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных.
Информация о наличии персональных данных и сами персональные данные предоставляются субъекту персональных данных в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты получения оператором соответствующего запроса, если при этом не возникает необходимости запросить требуемую информацию у третьих лиц. При необходимости запросить требуемую информацию у третьих лиц срок предоставления ее субъекту персональных данных не может быть более одного месяца. Субъект персональных данных имеет право на получение по запросу следующей информации: подтверждение факта обработки персональных данных, а также цель данной обработки; способы обработки персональных данных; сведения о лицах, имеющих доступ к его персональным данным; перечень обрабатываемых персональных данных и источник их получения; сроки обработки персональных данных;
сведения о том, какие правовые последствия для субъекта персональных данных может повлечь за собой обработка его персональных данных. Право доступа субъекта персональных данных к персональным данным о себе ограничивается: в отношении персональных данных, обрабатываемых в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка, в том числе в отношении персональных данных, полученных в результате оперативно-разыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности; в отношении персональных данных, обрабатываемых органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения.

Очень и очень больной вопрос в области ПДн -трансграничная передача данных.

Хотелось бы высказать свои частные соображения по этому вопросу. Итак…

Что такое трансграничная передача данных? Трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных оператором через Государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства. До начала передачи оператор должен убедиться в том, что на территории иностранного государства обеспечена адекватная защита прав субъектов ПДн.

Камнем преткновения является формулировка «адекватная защита», критерии адекватности не определяются, при этом здравый смысл подсказывает, что адекватной становится защита, которая соответствует российскому законодательству.

Понятное дело, что нигде в мире не существует систем соответствующих российскому законодательству, стало быть, юридически адекватная защита не обеспечивается нигде. Понятное дело, что такое прямое заключение противоречит «духу закона» (это понятие достаточно часто стало циркулировать в области защиты ПДн), и законодатель, сам того не зная, обрек нас всех на огромную дыру в законе. Как эту проблему решать, большой вопрос, по моей информации, наши регуляторы уже дали свои рекомендации по внесению поправок в ФЗ №152, как раз по части этого пункта.

Что могут делать операторы если адекватная защита не обеспечена? Приведу весть 3 пункт 12 статьи ФЗ №152 со своими комментариями:

«Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не обеспечивающих адекватной защиты прав субъектов персональных данных, может осуществляться в случаях:

1) наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных; (тут все понятно)

2) предусмотренных международными договорами Российской Федерации по вопросам выдачи виз, а также международными договорами Российской Федерации об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам; (Если Интерполу необходима информация о международном преступнике, то согласие с преступника никто не попросит)

3) предусмотренных федеральными законами, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечения обороны страны и безопасности государства; (тут тоже все понятно)

4) исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных; (если вы решили съездить на охоту, куда-нибудь в африку, то у туристической фирмы должны быть основания забронировать для вас гостиницу, купить авиабилеты…)

5) защиты жизни, здоровья, иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных или других лиц при невозможности получения согласия в письменной форме субъекта персональных данных.» (если субъект попал автокатастрофу в Египте и необходимо срочное переливание крови, то просить с него разрешение на пересылку данных из российской больницы, мягко говоря глупо)

Анализируя вышесказанное, единственным способом для большинства операторов выполнить требования 12 статьи — это получение согласия субъекта ПДн в письменной форме.

В условиях развития и глобализации сети Интернет с каждым днем все меньше становится территориальных ограничений для осуществления коммерческой деятельности. Несмотря на достаточно сложную внешнеполитическую обстановку, количество отечественных предприятий, сотрудничающих с иностранными партнерами, постоянно возрастает. Отсутствие территориальных границ требует введения единых правил взаимодействия всех участников отношений. В частности, это касается процесса обмена личной информацией. Рассмотрим далее, как производится трансграничная передача персональных данных.

2016 год

В настоящее время в законодательстве отсутствуют четкие правила обмена сведениями с иностранными контрагентами. В качестве исходного нормативного акта в сфере коммуникаций выступал ФЗ № 152. Этот закон регламентирует осуществление трансграничной передачи персональных данных. Что это такое? Под данной деятельностью понимают предоставление личных сведений на территорию зарубежного государства, иностранному органу госвласти, физическому или юрлицу. В 2014 г. был принят ФЗ № 242. Он должен был вступить в силу 01.сент. 2016 г. Этим нормативным актом вносились некоторые изменения в законы в части уточнения правил обработки личной информации в информационно-коммуникационных сетях. Однако в Госдуму был внесен законопроект № 596277-6 о корректировке ст. 4 ФЗ № 242. В соответствии с этими изменениями, срок вступления в действие был перенесен на январь 2015 г. В настоящее время, таким образом, ФЗ № 242 уже действует больше года.

Ограничения

В ФЗ № 152 установлены запреты, под которые попадает трансграничная передача персональных данных. Это ограничения, связанные с обеспечением защиты конституционного строя РФ, здоровья, нравственности, интересов и прав населения, поддержания безопасности и обороноспособности государства. При этом в ФЗ № 152 не установлено никаких иных правил. В частности, отсутствуют условия, при которых странам, предоставляющими адекватную защиту личной информации, могла бы ограничиваться трансграничная передача персональных данных. Это такие государства, которые выступают в качестве участников Конвенции ETS № 108, а также внесенные в перечень, утвержденный Роскомнадзором Приказом № 274.

Исключения

В ФЗ № 152 определены случаи, когда государствам, которым, несмотря на необеспечение адекватной защиты личных сведений, может производиться трансграничная передача персональных данных. Это ситуации:

Важный момент

При наличии разрешения от субъекта ПНд, в соответствии с ФЗ №152, допускается трансграничная передача персональных данных. Это разрешение предполагает, что лицо извещено о том, что сведения, касающиеся его лично, будут предоставлены иностранному контрагенту. Необходимость получения такого документа при отправке информации в страны, предоставляющие адекватную защиту, не устанавливается в нормативном акте. Тем не менее важно, чтобы субъект был проинформирован оператором о предполагаемых действиях.

Общедоступная политика

Во избежание проблем, оператор указывает:

  1. Для чего производится трансграничная передача.
  2. Каков объем предоставляемых сведений.
  3. Лиц, которые принимают информацию.

Оператор также уведомляет Роскомнадзор о том, что будет производиться трансграничная передача персональных данных. Это осуществляется путем заполнения/внесения изменений в извещение. В уведомлении указываются страны, принимающие сведения. До начала обработки информации субъект ПНд извещается о предстоящей операции. Это положение отражается в политике, договоре либо ином документе, с которым лицо сможет ознакомиться.

Внутренние нормативные акты

В локальных документах оператор отражает:

  1. Юридическое обоснование предоставления личной информации иностранным субъектам. В частности, приводится перечень нормативных актов, на основании которых производится обработка и отправка сведений.
  2. Регламент по трансграничной передаче персональных данных.
  3. Описание мероприятий и защитных средств, в том числе технических и криптографических.

Договор

Оператор заключает соглашение с организацией, которой будет производиться трансграничная передача персональных данных, что значит принятие обработчиком обязанности соблюдать конфиденциальность информации, выполнять требования по защите сведений, обеспечивать их безопасность. В договоре также указывается перечень действий, совершаемых сторонами.

Использование средств защиты

В обязанности оператора входит выполнение ряда мероприятий для предотвращения несанкционированного доступа к личной информации в процессе работы со сведениями. При этом допускается применение несертифицированных криптографических защитных средств вследствие:

ФЗ № 242

Как выше было указано, в 2014 г. был принят закон, внесший изменения в ряд нормативных актов в части уточнения правил обработки личных сведений в информационно-телекоммуникационных сетях. ФЗ№ 242 дополняет ФЗ № 152 требованием о том, что в процессе сбора данных, в том числе, через Интернет, оператор должен обеспечивать систематизацию, запись, накопление, уточнение, хранение и извлечение их с использованием баз, расположенных на территории России. Данное предписание может не выполняться, если обработка личной информации производится для:

Как показывает практика, в настоящее время трансграничная передача информации является эффективным и удобным инструментом взаимодействия. При правильном его использовании операторы могут снизить расходы при обработке сведений в пределах России.

призывник 15 августа 2011 в 15:56

Панацея: трансграничная передача персональных данных

Периодически натыкаюсь в разных Интернетах на «гениальные» догадки о том, как освободиться от «бремени» исполнения законодательства о персональных данных путем «выхода» из под национальной юрисдикции. Сами вопросы «бремени», на сколько можно судить по публикациям и их комментариям, довольно плохо понимаются авторами — все свалено в одну кучу: что понимать под персональными данными, какие правила обработки соблюдать, что «защищать»… Из этой кучи не проясненного рождаются самые настоящие фантазии-франкенштейны вызывающие буквально панический страх у новоиспеченных (да и у староиспеченных тоже) операторов персональных данных и приводят к методическому запугиванию друг друга с поиском таких вот гениальных по своей простоте решений в лучших традициях язычества. Вместо того, что бы использовать данные законом правовые инструменты по их назначению, им придается какой-то сакральный смысл. Так в свое время сакрализовали институт согласия, совершенно не обращая внимания на его основной смысл: свобода дать и отозвать свое согласие в любое время без объяснения причин. Бумажку с письменным согласием превратили в самую настоящую индульгенцию (да, пусть вас не смущает, что индульгенция имеет вполне себе католические корни, а не языческие. Языческими были те стереотипы мышления, особенности картины мира, которые и привели к всеобщей вере в индульгенцию как простому решению сложных проблем).

Сакрализация трансграничной передачи конечно не была такой масштабной, как всеобщая вера во всемогущество согласия. Модель, по которой предлагалось решить все свои «проблемы с законом» владельцам интернет-сервисов, была невероятно проста:
1) Переносим сайт с базой на хостинг в Евросоюзе.
2) PROFIT.
Основным преимуществом при этом называлось то, что в Евросоюзе не установлены «драконовские» требования по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке. Хотя от части это действительной так, «вывоз» базы за кордон, без смены российского владельца — не выводит ее из под юрисдикции РФ. Иными словами, обязанность исполнять российский закон сохраняется, так как сам оператор никуда от него не делся .
Кроме того, такой простой «вывоз» по закону и не является трансграничной передачей персональных данных.

Как говорит нам собственно закон : трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу .
То есть, трансграничной передачей является только передача оператору персональных данных (controller of the file), не попадающему под юрисдикцию Российской федерации .
Иностранное юридическое лицо (действующее официально) или российское юридическое лицо, собирающие персональные данные на территории России — попадают под действие закона о персональных данных не зависимо от того, где данные в конечном счете обрабатываются. Передача за границу российскому юридическому лицу — также не является трансграничной передачей ПДн.

Трансграничная передача персональных данных накладывает на оператора дополнительные условия, связанные с законностью и целесообразностью такой передачи, так что попытка таким способом «обойти» закон рискует закончится весьма печально. Когда же будет принята новая нормативка касающаяся обеспечения безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн , наверняка мы и в ней найдем кучу дополнительных ограничений и условий на перемещение данных через госграницу.

Теги: персональные данные, трансграничная передача

Главная » Финансовое » Трансграничная передача персональных данных — это что такое? Особенности трансграничной передачи персональных данных: регламент отправки, документы и безопасность.

Что такое трансграничная передача данных. Трансграничная передача персональных данных — это что такое

1. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, а также иных иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и может быть запрещена или ограничена в целях защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

7. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

8. В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в личных делах гражданских служащих, гражданские служащие имеют право:

Приказ Росграницы от 13.10.2008 N 101 (ред. от 19.07.2011) «О защите персональных данных федеральных государственных гражданских служащих Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации работы с персональными данными федерального государственного гражданского служащего Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации и ведении его личного дела») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.11.2008 N 12596) Правил, производится при осуществлении таможенными органами, организациями международной деятельности в установленном порядке при условии получения письменного согласия указанных лиц на обработку персональных данных, если иное не установлено статьей 12 Федерального закона «О персональных данных».

призывник 15 августа 2011 в 15:56

Панацея: трансграничная передача персональных данных

Периодически натыкаюсь в разных Интернетах на «гениальные» догадки о том, как освободиться от «бремени» исполнения законодательства о персональных данных путем «выхода» из под национальной юрисдикции. Сами вопросы «бремени», на сколько можно судить по публикациям и их комментариям, довольно плохо понимаются авторами — все свалено в одну кучу: что понимать под персональными данными, какие правила обработки соблюдать, что «защищать»… Из этой кучи не проясненного рождаются самые настоящие фантазии-франкенштейны вызывающие буквально панический страх у новоиспеченных (да и у староиспеченных тоже) операторов персональных данных и приводят к методическому запугиванию друг друга с поиском таких вот гениальных по своей простоте решений в лучших традициях язычества. Вместо того, что бы использовать данные законом правовые инструменты по их назначению, им придается какой-то сакральный смысл. Так в свое время сакрализовали институт согласия, совершенно не обращая внимания на его основной смысл: свобода дать и отозвать свое согласие в любое время без объяснения причин. Бумажку с письменным согласием превратили в самую настоящую индульгенцию (да, пусть вас не смущает, что индульгенция имеет вполне себе католические корни, а не языческие. Языческими были те стереотипы мышления, особенности картины мира, которые и привели к всеобщей вере в индульгенцию как простому решению сложных проблем).

Сакрализация трансграничной передачи конечно не была такой масштабной, как всеобщая вера во всемогущество согласия. Модель, по которой предлагалось решить все свои «проблемы с законом» владельцам интернет-сервисов, была невероятно проста:
1) Переносим сайт с базой на хостинг в Евросоюзе.
2) PROFIT.
Основным преимуществом при этом называлось то, что в Евросоюзе не установлены «драконовские» требования по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке. Хотя от части это действительной так, «вывоз» базы за кордон, без смены российского владельца — не выводит ее из под юрисдикции РФ. Иными словами, обязанность исполнять российский закон сохраняется, так как сам оператор никуда от него не делся .
Кроме того, такой простой «вывоз» по закону и не является трансграничной передачей персональных данных.

Как говорит нам собственно закон : трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу .
То есть, трансграничной передачей является только передача оператору персональных данных (controller of the file), не попадающему под юрисдикцию Российской федерации .
Иностранное юридическое лицо (действующее официально) или российское юридическое лицо, собирающие персональные данные на территории России — попадают под действие закона о персональных данных не зависимо от того, где данные в конечном счете обрабатываются. Передача за границу российскому юридическому лицу — также не является трансграничной передачей ПДн.

Трансграничная передача персональных данных накладывает на оператора дополнительные условия, связанные с законностью и целесообразностью такой передачи, так что попытка таким способом «обойти» закон рискует закончится весьма печально. Когда же будет принята новая нормативка касающаяся обеспечения безопасности ПДн при их обработке в ИСПДн , наверняка мы и в ней найдем кучу дополнительных ограничений и условий на перемещение данных через госграницу.

Теги: персональные данные, трансграничная передача

Сегодня с распространением Интернета территориальных ограничений для ведения бизнеса с каждым днем становится все меньше и меньше. Число компаний, обращающихся за различного рода услугами к иностранным контрагентам растет, а российский клиент на глобальном рынке становится все более интересным. С распространением облачных технологий возросло число компаний, размещающих данные на зарубежных серверах.

Несмотря на все преимущества отсутствия территориальных рамок, неизбежно возникают вопросы выбора юрисдикции и права для разрешения вопросов, связанных с отношениями контрагентов из разных стран.

Особенно остро эта проблема возникает при рассмотрении вопроса передачи персональных данных между российскими и зарубежными партнерами.

Трансграничная передача

Напомним, что в соответствии с законодательством оператором признается государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку ПДн, а также определяющие цели обработки ПДн, состав ПДн, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с ПДн.

При этом под обработкой понимается любое действие с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 оператор обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого осуществляется передача персональных данных, обеспечивается адекватная защита прав субъектов ПДн, до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных.

Что означает «адекватная защита»?

Закон не содержит ни перечня мер, подпадающих под адекватную защиту, ни методов определения адекватности.

В п. 1 ст. 12 закона указывается, что иностранные государства, ратифицировавшие , точно обеспечивают так называемую адекватную защиту.

В настоящий момент в число стран, подписавших и ратифицировавших указанную конвенцию, входят: Австрия, Андорра, Бельгия, Болгария, Дания, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония.

Как же быть с остальными странами? Закон говорит, что государство, не являющееся стороной конвенции Совета Европы, может быть включено в перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, при условии соответствия положениям указанной конвенции действующих в соответствующем государстве норм права и применяемых мер безопасности ПДн. Обязанность контроля адекватных мер, применяемых к защите персональных данных, лежит на операторе, который должен изучить законодательство с требованиями, предъявляемыми к защите ПДн, и при отсутствии четких критериев еще и принять самостоятельно решение о том, есть или нет адекватная защита. Согласитесь, подход достаточно субъективный, а ведь оператор, помимо этого, является еще и лицом, заинтересованным в трансграничной передаче. Согласно той же ст. 12 уполномоченный орган (в настоящий момент таким органом является Роскомнадзор) по защите прав субъектов персональных данных утверждает перечень иностранных государств, не являющихся сторонами конвенции, но обеспечивающими адекватную защиту. На сайте Роскомнадзора опубликован проект приказа, в соответствии с которым к таким странам будут отнесены: Австралия, Аргентина, Израиль, Канада, Марокко, Малайзия, Мексика, Монголия, Новая Зеландия, Ангола, Бенин, Кабо-Верде, Республика Корея, Перу, Сенегал, Тунис, Чили, Специальный административный район Гонконг Китайской Народной Республики, Швейцария. При этом, согласно проекту, актуализацию перечня предполагается осуществлять не реже одного раза в год.

Передача персональных данных в страны, не обеспечивающие адекватную защиту, возможна в следующих случаях (перечень исчерпывающий):

Ответственность за нарушение правил трансграничной передачи

На данный момент законодательно закреплена только «общая» ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц – от 500 до 1 тысячи рублей; на юридических лиц – от 5 до 10 тысяч рублей (ст. 13.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

Трансграничная передача ПДн – это передача ПДн оператором через государственную границу Российской Федерации органу власти иностранного государства, физическому или юридическому лицу иностранного государства.

По всей видимости, в ближайшем будущем дополнения в ФЗ «О персональных данных» еще будут – и это вызвано прежде всего неоднозначностью толкования российского законодательства и разнородностью нормативно-правовой базы тех стран, на территорию которых передаются персональные данные.

Совет операторам, осуществляющим трансграничную передачу ПДн

Несмотря на незначительность последствий, примите меры по комплексной защите ПДн – это поможет вам в спорной ситуации обосновать адекватность их защиты:

В российском законодательстве под этим явлением понимается передача персональных данных иностранному государству, иностранному государственному агентству, гражданину иностранного государства или иностранному юридическому лицу. Такое определение прописано в статье 3 редакции 2017 года Федерального Закона “О Персональных данных” от 27.07.2006 .

Регламент отправки

Касательно регламента отправки, в случае необходимости трансграничной передачи персональных данных за пределы границы РФ любое лицо, выполняющее обработку такой информации, должно удостовериться, что права и интересы субъекта будут соблюдены в достаточной мере, то есть необходимо его согласие. Все страны, которые подписали Страсбургскую Конвенцию считаются способными обеспечивать достаточную защиту прав и интересов субъекта.

Также существует официальный список, принятый Роскомнадзором, стран, которые тоже удовлетворяют требованиям защиты информации при переводе через границу. В частности, туда входят:

Согласно закону “О Персональных данных” передача сведений через границу может быть запрещена по причине :

  • защиты конституционного строя Российской федерации;
  • нравственности;
  • здоровья;
  • прав и законных интересов граждан РФ;
  • национальной безопасности.

В то же время, трансграничная передача персональных данных в страны, которые не способны обеспечить достаточную защиту такой информации, разрешена только в нескольких случаях:

Пошаговая инструкция

Таким образом, для того, чтобы осуществить перевод конфиденциальных сведений в другую страну необходимо :

  1. Удостовериться в Роскомнадзоре, является ли страна, в которую планируется перевод, участником Страсбургской Конвенции или же находится в приказе Роскомнадзора “Об утверждении Перечня иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных” .
  2. Получить согласие соответствующего субъекта персональных данных на их обработку для выполнения трансграничной передачи.
  3. Подписать договор со стороной, которая становится получателем данных.
  4. Проверить каналы передачи информации.

Как обеспечить безопасность?

Для надежной отправки данных необходимо провести защиту каналов передачи персональной информации . Если же эта операция производится через Интернет или через другие незащищённые каналы, то рекомендуется использовать средства шифрования.

ВНИМАНИЕ . Обычно не требуется регистрация в Роскомнадзоре или одобрение письменного согласия для трансграничной передачи. Согласие должно быть просто подписано соответствующим субъектом. Однако необходимо уведомить Роскомнадзор о трансграничной передаче персональных данных.

Какие документы сопровождают процедуру?

  1. Согласие того, чьи данные передаются.
  2. Договор с принимающей стороной.
  3. Письменное уведомление Роскомнадзора.

Ответственность за незаконные действия

Если же об использовании конфиденциальных сведений не будет сообщено в Роскомнадзор, то это будет считаться незаконным переводом информации в другую страну. Это является нарушением статьи 19.7 Административного Законодательства РФ , что соответствует наказанию в размере 5 тысяч рублей. Если уведомление Роскомнадзора будут совершено после того, как персональные будут обработаны, то это будет таким же правонарушением.

Оформление согласия

Правила заполнения этого документа описаны в Федеральном Законе № 152 . Его содержание является достаточно произвольным, однако нужно помнить о необходимых элементах заявления :

Также в части 1 статье 9 Закона № 152 описаны критерии, которым должен соответствовать документ о согласии. Главными же из них являются добровольное заполнение заявление и присутствие необходимых элементов в нём.

Заявление необходимо предоставить строго в письменной форме, но возможно это сделать и через Интернет.

Общепринятой же формы заполнения не существует , поэтому придется сделать это самостоятельно или при помощи соответствующих служб.

В заключение можно сказать, что законодательство в сфере защиты персональных данных само по себе является в существенном усовершенствование, так как это довольно молодая сфера. Осуществление передачи персональных данных трансграничным способом и перевод подобных данных в другую страну является ещё более сложным явлением, так как зачастую необходимо учитывать законы несколько государств и международных организаций.

Трансграничная передача персональных данных осуществляется при соблюдении требований, установленных настоящим Федеральным законом
к обработке и передаче персональных данных, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Трансграничная передача персональных данных может быть запрещена или ограничена нормативным правовым актом Российской Федерации: если такая трансграничная передача создает угрозу национальной безопасности Российской Федерации; при наличии явной угрозы нарушения прав субъектов персональных данных либо предоставления пониженных гарантий прав субъектов персональных данных по сравнению с гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации, включая гарантии соблюдения конфиденциальности персональных данных. При трансграничной передаче персональных данных оператор должен убедиться в том, что в соответствии с международными договорами либо законодательством другого государства, органу власти или лицу которого передаются персональные данные, обеспечивается адекватный уровень защиты прав субъектов персональных данных. Оператор вправе передавать персональные данные органу власти или лицу другого государства, не обеспечивающего адекватный уровень защиты прав субъектов персональных данных, только при условии получения письменного согласия субъекта персональных данных на эту передачу либо в случае, если получение такого согласия физически невозможно, а передача персональных данных необходима для защиты жизни и здоровья субъекта персональных данных.
Глава 3. Права субъекта персональных данных
Статья 12. Право на доступ к персональным данным Субъект персональных данных имеет право знать о наличии у оператора относящихся к нему персональных данных, быть с ними ознакомлен, а также требовать уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
Оператор обязан бесплатно предоставить субъекту персональных данных возможность ознакомления с его персональными данными, а также внести в них необходимые уточнения, уничтожить или блокировать соответствующие персональные данные по предоставлении субъектом персональных данных сведений, подтверждающих, что его персональные данные, включенные в информационную систему персональных данных, являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки. О произведенных изменениях и предпринятых мерах оператор обязан уведомить субъекта персональных данных и третьих лиц, которым персональные данные этого субъекта были переданы. Информация о наличии персональных данных должна быть предоставлена субъекту персональных данных оператором в доступной форме и не должна содержать персональных данных, относящихся к другим субъектам персональных данных. Предоставление персональных данных субъекту персональных данных производится оператором на основании письменного запроса и по предъявлении документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных.
Информация о наличии персональных данных и сами персональные данные предоставляются субъекту персональных данных в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты получения оператором соответствующего запроса, если при этом не возникает необходимости запросить требуемую информацию у третьих лиц. При необходимости запросить требуемую информацию у третьих лиц срок предоставления ее субъекту персональных данных не может быть более одного месяца. Субъект персональных данных имеет право на получение по запросу следующей информации: подтверждение факта обработки персональных данных, а также цель данной обработки; способы обработки персональных данных; сведения о лицах, имеющих доступ к его персональным данным; перечень обрабатываемых персональных данных и источник их получения; сроки обработки персональных данных;
сведения о том, какие правовые последствия для субъекта персональных данных может повлечь за собой обработка его персональных данных. Право доступа субъекта персональных данных к персональным данным о себе ограничивается: в отношении персональных данных, обрабатываемых в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка, в том числе в отношении персональных данных, полученных в результате оперативно-разыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности; в отношении персональных данных, обрабатываемых органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит