Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, критерии отнесения предприятия малому бизнесу

Содержание
  1. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу
  2. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу
  3. Правила отнесения к малому бизнесу
  4. Порядок отнесения среднему бизнесу
  5. Нововведения
  6. Льготы для малого предприятия
  7. Налоговые проверки
  8. Основные критерии отнесения к малому предприятию с учетом изменений 2015 года
  9. Кто относится к малым предприятиям?
  10. Микропредприятие и малое предприятие: разница
  11. Нужно ли подтверждение своего статуса субъектами малого предпринимательства?
  12. Какие льготы предусмотрены для субъектов малого предпринимательства?
  13. 6.2. КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ К МАЛОМУ БИЗНЕСУ
  14. КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ К МАЛОМУ БИЗНЕСУ

Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу

На первоначальном этапе становления малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» от 11.05.93 № 446 к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве — до 200; в науке и научном обслуживании — до 100; в других отраслях производственной сферы — до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании — до 15 человек. [8]

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» лимитируются доля участия других лиц, численность работников и выручка организации. К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:

  • — доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%;
  • — доля участия других юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в капитале малого или среднего предприятия не должна превышать 25 %;
  • — средняя численность занятых за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, а для «микропредприятий», выделенных в составе категории малых предприятий, не должна превышать 15 человек;
  • — предельные выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
  • — микропредприятия — 60 млн. руб.;
  • — малые предприятия — 400 млн. руб.;
  • — средние предприятия — 1 000 млн. руб.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием — численности работников либо размера выручки от реализации произведенных товаров либо оказанных услуг. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если численность работников ил и размер выручки держатся выше или ниже пределы 1ых значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.[9]

Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу

Принадлежность предприятия к субъектам малого бизнеса позволяет предприятиям пользоваться налоговыми послаблениями и льготами, предоставляемыми государством. Порядок причисления предприятий к малому бизнесу четко определен.

При соответствии данных коммерческой фирмы критериям право применить льготы возникает у предприятий:

  • Зарегистрированных в качестве юридических лиц.
  • Оформленных как индивидуальные предприниматели.

Не относятся к малым предприятиям унитарные муниципальные и государственные учреждения. Малые предприятия имеют хорошие условия для роста и развития благодаря упрощенным положениям учета, установленным на законодательном уровне. Плюсом малых предприятий служит возможность привлечения государственных субсидий.

На законодательном уровне новые параметры и критерии установлены Постановлением Правительства от 04.04.2016 года № 265. Нововведения вступили в силу с 01 августа 2016 года и продолжают действовать в 2019 году.

Правила отнесения к малому бизнесу

Законодательство не обязывает предприятия получать свидетельство о принадлежности к субъектам малого бизнеса. Для использования льгот необходимо соблюдать ограничительные критерии.

Юридические лица для отнесения к малому бизнесу должны соблюдать требования по вхождению в уставный капитал долей учредителей:

  • Общая часть капитала российских предприятий различных форм не должно превышать 49% общей стоимости уставного фонда.
  • Суммарная доля вхождения иностранных предприятий – не более 49% капитала.
  • Общая доля участия в уставном капитале других компаний, не принадлежащих к субъектам малого бизнеса – не более 25%.

Критерии не распространяются на ИП в связи с отсутствием у предпринимателей уставного капитала и учредителей. Право на принадлежность к малому бизнесу юридическое лицо может потерять, начиная с даты внесения изменений в реестр (в случае превышения установленных лимитов участия).

Остальные критерии действуют применительно к ИП и организациям. Предприятие не должно превысить:

  • Размер годовой выручки в сумме 800 млн. рублей. Доход определяется в рамках календарного года. Порядок определения дохода установлен НК РФ. Для предприятий, использующих режим ЕНВД, учитывается вмененный доход.
  • Численность работников в количестве 100 человек. Расчет производится по правилам определения среднесписочной численности, установленным актами органов статистики.

Организация или ИП могут потерять статус малого предприятия при превышении показателей, возникших на протяжении 3-х последовательно взятых лет. Смена статуса и лишение льгот устанавливаются с начала нового календарного периода. Например, если в течение 2016 – 2018 годов компания не выдержала нормативы, лишение статуса произойдет в 2019 году. При определении лимитов учитываются данные, действующие в календарном периоде (закон не имеет обратной силы).

Для вновь организованных предприятий критерии первого года деятельности определяются с момента регистрации до конца календарного периода. Предприятия, использующие в деятельности патент, автоматически принадлежат к микро бизнесу.

Порядок отнесения среднему бизнесу

В 2019 году критерии отнесения предприятий к среднему бизнесу составляют:

  • Численность (среднесписочная) работников в пределах от 101 до 250 человек.
  • Величина выручки – не выше 2 000 млн. рублей.

Аналогично критериям определения малых предприятий показатели учитываются по 3-м последовательно взятым годам. На предприятия распространяются требования по включению долей других предприятий.

Таблица. Критерии отнесения предприятия к субъектам малого и среднего предпринимательства

Нововведения

В 2016 году произошли изменения в отношении предприятий малого бизнеса, позволяющие:

  • Расширить число субъектов благодаря увеличению предельных критерий принадлежности (порядок действует с июля 2015 года).
  • Увеличен перечень предприятий, имеющих право на принадлежность к малым предприятиям (применяется с июля 2015 года).
  • Изменить порядок определения численности. Применяемый ранее показатель средней численности заменен на среднесписочный.
  • Исключить организацию или ИП из списка проверяемых ИФНС компаний по графику плановых проверок.

Налоговые каникулы при условии обращения в ИФНС предоставляются на 3 года.

Льготы для малого предприятия

Малое предприятие имеет право:

  1. Не устанавливать лимита кассы. При ведении расчетов наличными деньгами можно иметь неограниченную величину сумм в кассе и использовать средства для любого экономически оправданного назначения. Для применения безлимитных денежных оборотов необходимо утвердить порядок в учетной политике. Условие действует также в отношении всех индивидуальных предпринимателей.
  2. Представлять бухгалтерскую отчетность в ограниченном формате. Компании подают балансы формы 1 и 2 и отчет о целевом использовании полученных средств (за период 2015 года). Формы составляются в упрощенном виде с укрупненными показателями.
  3. Подавать статистическую отчетность в упрощенном виде.
  4. Вести повседневный учет по ограниченным счетам. На формирование показателей не действуют ПБУ, обязательные для записи операций бухучета. Если предприятие принадлежит к категории микро с численностью менее 15 человек и выручкой ниже 120 млн. рублей, вести учет в бухгалтерии можно сплошным способом без ведения двойной записи.
  5. Участвовать в программах кредитования малого бизнеса, предоставляемых банками.

Субъекты малого бизнеса имеют возможность получать субсидии от государства. Внедрены и успешно действуют программы, поддерживающие компании малого бизнеса.

Помощь безвозмездного характера получают в первую очередь предприятия:

  • Ведущие деятельность в производственном или сельскохозяйственном направлениях.
  • Вложившие собственные средства в приобретение оборудования, имущества и использующие его в предпринимательской деятельности.
  • Организующие новые рабочие места или планирующие их создавать.

Для получения инвестиций необходимо обратиться в органы исполнительной власти регионального или муниципального уровня и представить необходимые документы, основным из которых является бизнес-план.

В региональных актах большинства субъектов предусмотрены дополнительные льготы, например, относительно налога на имущество или ставок при уплате единого налога при ведении упрощенной системы.

Налоговые проверки

Начиная с 2016 года, субъекты малого бизнеса приобрели возможность использовать налоговые каникулы. Компания, при условии отсутствия грубых нарушений в предыдущих периодах, имеет право исключить себя из плана проверок. Контроль над деятельностью будет осуществляться камерально, по данным представляемой отчетности.

Получение льготы осуществляется ИФНС после обращения малого предприятия. В налоговый орган подается заявление с приложением документов, подтверждающих право отнесения к предприятиям малого бизнеса. На период 2016 – 2019 годы предусмотрена отмена неналоговых проверок – санитарного контроля, пожарной охраны и аналогичных. На внеплановые проверки льгота не распространяется.

О поддержке малого и среднего бизнеса в России смотрите в следующем видео сюжете:

Основные критерии отнесения к малому предприятию с учетом изменений 2015 года

Кто относится к малым предприятиям?

Малое предприятие – это небольшая фирма, зарегистрированная как КФХ, ООО или ИП и отвечающая нескольким установленным законодательством параметрам. После вступления в силу ФЗ «О внесении изменений…» от 29.06.2015 г. существенно изменились условия для отнесения к субъектам малого бизнеса и появились дополнительные льготы.

Таблица 1: Малое предприятие: критерии отнесения в 2015 и 2014 годах

Стало (2015 г-2016г)

Размер выручки от реализации товаров за предыдущий год

Не более 400 млн. руб.

Не выше 800 млн. руб.

Средняя численность сотрудников

Не более 100 чел

Доля иностранных организаций в уставном капитале

Увеличилась до 49%

Таким образом, для малого бизнеса осталась неизменной только численность работников, а увеличение размера инвестиций дает ряд несомненных преимуществ:

  • Возможность приобретения самой современной техники и прочего оборудования для развития компании в том случае, если ранее установленный основной капитал не был на это рассчитан.
  • Увеличение прибыли и товарооборота.
  • Повышение качества продукции.
  • Более широкие возможности для развития бизнеса.

В последнее время Правительство РФ взяло курс на популяризацию малых инновационных предприятий, занимающихся разработкой и внедрений новых программ и технологий, созданием и производством товаров, оказанием услуг и работ. Чаще всего такие организации находятся при различных ВУЗах и НИИ, работают в экономической или научно-технической сферах, и иностранные инвесторы предпочитают вкладывать свои деньги именно в них.

Микропредприятие и малое предприятие: разница

Микропредприятие – это подгруппа субъекта малого предпринимательства, отвечающая определенным критериям. Проследить разницу между микро- и малым предприятием можно здесь:

Таблица 2: Разница между микро- и малым бизнесом

Предельная численность работников

Максимальное значение выручки

Доля иностранных вложений

Преимущества создания микропредприятий:

  • Сниженная налоговая ставка (9%) для ИП.
  • Нет необходимости предоставлять заключение присяжного аудитора при сдаче годовой отчетности в УФНС.
  • Отсутствие обязательств по авансовым платежам по налогу на прибыль.
  • Возможность работы по совместительству на нескольких хозяйствующих субъектах у сотрудников микрокомпании.

Не обходится здесь и без минусов:

  • Для работников закрыты некоторые льготы.
  • Одинаковые правила ведения бухучета для всех форм выплат налога на организацию.
  • Изменение статуса с плательщика налога на микропредприятие на плательщика подоходного налога с населения или компании возможно только после окончания налогового периода.
  • При работе сотрудника только на микропредприятии снижается объем пособий от Службы Социального Страхования.

Говоря о малом бизнесе, список достоинств значительно расширяется:

  • Ведение бухгалтерской отчетности по упрощенной форме.
  • Освобождение от НДС при сумме выручки от реализации товаров за последний квартал свыше 2 000 000 руб.
  • Возможность использования УСН.

Переход на УСН освобождает от ведения бухгалтерского учета, но он может быть осуществлен лишь в том случае, если за последние 9 месяцев ИП получил не более 15 000 000 руб. выручки, а остаточная стоимость нематериальных активов и основных средств составляет не более 100 000 000 руб. Для юридических лиц никаких освобождений не предусмотрено.

Недостатки создания субъекта малого бизнеса:

  • Большая зависимость от более крупных организаций.
  • Нестабильные курсы валют.
  • Трудности в плане привлечения инвесторов из других стран, т.к. они в большинстве случаев заинтересованы в более крупных вложениях и, соответственно, прибыли.

Нужно ли подтверждение своего статуса субъектами малого предпринимательства?

Для отнесения к субъектам малого бизнеса достаточно того, чтобы компания соответствовала заданным критериям, т.е. никакие подтверждения не нужны: при сдаче годовой отчетности УФНС видит результаты финансовой деятельности.

Если юридическому лицу требуется подтвердить состав участников ООО, то это можно сделать с помощью решения об учреждении или выписки из ЕГРЮЛ, которую можно заказать на сайте УФНС.

Какие льготы предусмотрены для субъектов малого предпринимательства?

При соответствии с установленными законодательством критериями, субъекты получают множество льгот:

  • Отсутствие кассового лимита и возможность хранения в кассе любой суммы: для этого достаточно издания приказа руководителя компании.
  • Увеличение вероятности получения субсидий от местных властей.
  • До 1 июля 2018 года есть возможность приобрести муниципальную или государственную недвижимость в преимущественном порядке.
  • Сокращение сроков неналоговых проверок.
  • Налоговые каникулы для организаций, работающих в социальной, производственной или научной сфере.

Также в Госдуму был внесен законопроект, освобождающий всех предпринимателей с 1 января 2016 года от надзорных проверок, если ранее они не были лишены лицензий и не допускали грубых нарушений в процессе ведения своей деятельности.

6.2. КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ К МАЛОМУ БИЗНЕСУ

Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие.

В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки этих критериев. Поэтому при разработке критериев для отнесения предприятии к малому бизнесу необходимо, на наш взгляд, придерживаться следующих принципов:

дифференциация величины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;

простота в понимании и использовании;

количество критериев не должно превышать трех;

На первоначальном этапе становления малого бизнеса в РФ основным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.05.1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве — до 200; в науке и научном обслуживании —до 100; в других отраслях производственной сферы — до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании — до 15 человек.

В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерчс- ские организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не пре-вышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 чел.;

в научно-технической сфере — 60 чел.;

в оптовой торговле — 50 чел.;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 чел.;

в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел.

Таким образом, в настоящее время в РФ для отнесения предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.

В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто применяемыми критериями являются:

средняя численность занятых на предприятии работников;

ежегодный оборот предприятия, полученный за год;

Следует учесть тот факт, что во всех развитых странах первоначальным критерием является численность работников.

В Европейском сообществе (ЕС) развитых стран с 1 января 1995 г.

среднесписочная численность работников — 50 чел.;

годовой оборот — менее 4 млн ЭКЮ;

сумма баланса — менее 2 млн ЭКЮ.

При определении мер поддержки субъектам малого предприни-мательства (МП) на уровне ЕС могут применяться и другие показатели. А страны, входящие в ЕС, могут корректировать и дополнять вышеназванные критерии.

Международной организацией экономического сотрудничества и развития, в которую входят экономически высокоразвитые страны, предприятия с численностью до 19 чел. относятся к «весьма малым», до 99 чел. — к малым; 100—499 чел. — к средним; более

500 — к крупным. В этой организации главным фактором является среднесписочная численность работников за отчетный период.

В Великобритании отнесение предприятий к малым отличается от критериев, предложенных ЕС. Главными показателями малого предпринимательства являются данные о величине оборота активов и численности занятых.

В отличие от Великобритании во Франции малыми считаются предприятия, на которых работает не более 500 чел., и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн франков. Главной особенностью является то, что в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности предприятия с численностью 200 чел. считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, наличие в штате 500 чел. говорит о том, что предприятие относится к категории малых.

В Германии официальное определение понятия МП отсутствует, однако в соответствии с классификацией Федерального министерства к мелким предприятиям относятся фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн марок. Однако в Германии обычным малым предприятием считается предприятие с численностью работающих не более 500 чел. и годовым оборотом не выше 50 млн ЭКЮ.

Особый интерес представляют показатели, которыми руководствуется банк Греции при финансовой поддержке малых предприятий:

среднегодовая численность за последних Згода — менее 50 чел.;

годовой оборот за последних 3 года — менее 1,3 млн ЭКЮ;

собственник должен лично участвовать в управлении.

В Швеции к малым относят предприятия с численностью до 200 чел., однако при классификации учитывают следующие особенности:

стадию роста данного предприятия;

географическую сферу деятельности;

специальные характеристики владельцев предприятий и управляющих.

В Японии в соответствии с Законом «О малом предпринимательстве» (1963 г.) к малым относятся предприятия, имеющие следующие показатели: Деятельность Уставный капитал, млн йен Численность, чел. Оптовая торговля 30 100 Розничная торговля и услуги 30 50 Добывающая, обрабатывающая, перера- батывающая промышленность, строительство 100 300 Другие отрасли экономики 30 50

Федеральным законом «О малом бизнесе США» (1953 г.) уста-новлено, что малая фирма — фирма, имеющая одного или нескольких владельцев с числом занятых не более 500 человек, величиной активов —не более 2 млн долл.

В зависимости от количества нанятых работников все малые и средние предприятия в США в соответствии с критериями Адми-нистрации по делам малого бизнеса (АМБ) делятся на 5 групп:

наименьшие —1—24 чел.;

малые — 25—99 чел.;

промежуточные —100—499 чел.;

крупные —500—999 чел.;

крупнейшие — 1000 чел. и более.

Следует отметить, что нормативы отнесения предприятия к малому весьма дифференцированы в зависимости от принадлежности предприятия к той или иной отрасли экономики или виду деятельности. Администрация по делам малого бизнеса дня каждой отрасли в соответствии со стандартным промышленным классификатором, а также в зависимости от особенностей производства и иных факторов устанавливает такие критерии:

промышленность — до 500 чел.;

строительство — годовой объем7—17 млн долл.;

сельское хозяйство’— годовой объем до 3,5 млн долл.;

добыча полезных ископаемых — до 500 чел.;

транспорт — до 500 чел.;

оптовая торговля — 100 чел.;

розничная торговля — объем до 3,5 млн долл.;

услуги — до 3,5 млн долл. (в отдельных случаях до 13,5 млн долл.).

Из этого следует, что в США используется довольно гибкая система критериальных показателей, позволяющих осуществлять дифференцированно государственную поддержку малого бизнеса.

Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным является среднесписочная чис-ленность работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и др.), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются и в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции, их необходимо часто корректировать с учетом этого явления.

КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ К МАЛОМУ БИЗНЕСУ

Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит: какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.

В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки этих критериев. Поэтому при разработке критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу необходимо, на наш взгляд, придерживаться следующих принципов:

¨ дифференциация величины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;

¨ простота в понимании и использовании;

¨ количество критериев не должно превышать трех;

На первоначальном этапе становления малого бизнеса в РФ основным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.05.1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве ¾ до 200; в науке и научном обслуживании ¾ до 100; в других отраслях производственной сферы ¾ до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании ¾ до 15 человек.

В соответствии с Законом РФ от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

¨ в промышленности, строительстве и на транспорте ¾ 100 чел.;

¨ в научно-технической сфере ¾ 60 чел.;

¨ в оптовой торговле ¾ 50 чел.;

¨ в розничной торговле и бытовом обслуживании населения ¾ 30 чел.;

¨ в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности ¾ 50 чел.

Таким образом, в настоящее время в РФ для отнесения предприятий к малым используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.

В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Но наиболее часто применяемыми критериями являются:

¨ средняя численность занятых на предприятии работников;

¨ ежегодный оборот предприятия, полученный за год;

¨ величина активов.

Следует учесть тот факт, что во всех развитых странах первоначальным критерием является численность работников.

В Европейском сообществе (ЕС) развитых стран с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся предприятия, у которых:

¨ среднесписочная численность работников ¾ 50 чел.;

¨ годовой оборот ¾ менее 4 млн ЭКЮ;

¨ сумма баланса ¾ менее 2 млн ЭКЮ.

При определении мер поддержки субъектам малого предпринимательства (МП) на уровне ЕС могут применяться и другие показатели. А страны, входящие в ЕС, могут корректировать и дополнять вышеназванные критерии.

Международной организацией экономического сотрудничества и развития, в которую входят экономически высокоразвитые страны, предприятия с численностью до 19 чел. относятся к «весьма малым», до 99 чел. ¾ к малым; 100-499 чел. ¾ к средним; более 500 ¾ к крупным. В этой организации главным фактором является среднесписочная численность работников за отчетный период.

В Великобритании отнесение предприятий к малым отличается от критериев, предложенных ЕС. Главными показателями малого предпринимательства являются данные о величине оборота активов и численности занятых.

В отличие от Великобритании во Франции малыми считаются предприятия, на которых работает не более 500 чел., и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн франков. Главной особенностью является то, что в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности предприятия с численностью 200 чел. считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, наличие в штате 500 чел. говорит о том, что предприятие относится к категории малых.

В Германии официальное определение понятия МП отсутствует, однако в соответствии с классификацией Федерального министерства к мелким предприятиям относятся фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн марок. Однако в Германии обычным малым предприятием считается предприятие с численностью работающих не более 500 чел. и годовым оборотом не выше 50 млн ЭКЮ.

Особый интерес представляют показатели, которыми руководствуется банк Греции при финансовой поддержке малых предприятий:

¨ среднегодовая численность за последних 3 года ¾ менее 50 чел.;

¨ годовой оборот за последних 3 года ¾ менее 1,3 млн ЭКЮ;

¨ собственник должен лично участвовать в управлении.

В Швеции к малым относят предприятия с численностью до 200 чел., однако при классификации учитывают следующие особенности:

¨ стадию роста данного предприятия;

¨ географическую сферу деятельности;

¨ специальные характеристики владельцев предприятий и управляющих.

В Японии в соответствии с Законом «О малом предпринимательстве» (1963 г.) к малым относятся предприятия, имеющие следующие показатели:

Федеральным законом «О малом бизнесе США» (1953 г.) установлено, что малая фирма ¾ фирма, имеющая одного или нескольких владельцев с числом занятых не более 500 человек, величиной активов ¾ не более 2 млн долл.

В зависимости от количества нанятых работников все малые и средние предприятия в США в соответствии с критериями Администрации по делам малого бизнеса (АМБ) делятся на 5 групп:

¨ наименьшие ¾ 1-24 чел.;

¨ малые ¾ 25-99 чел.;

¨ промежуточные ¾ 100-499 чел.;

¨ крупные ¾ 500-999 чел.;

¨ крупнейшие ¾ 1000 чел. и более.

Следует отметить, что нормативы отнесения предприятия к малому весьма дифференцированы в зависимости от принадлежности предприятия к той или иной отрасли экономики или виду деятельности. Администрация по делам малого бизнеса для каждой отрасли в соответствии со стандартным промышленным классификатором, а также в зависимости от особенностей производства и иных факторов устанавливает такие критерии:

¨ промышленность ¾ до 500 чел.;

¨ строительство ¾ годовой объем 7-17 млн долл.;

¨ сельское хозяйство ¾ годовой объем до 3,5 млн долл.;

¨ добыча полезных ископаемых ¾ до 500 чел.;

¨ транспорт ¾ до 500 чел.;

¨ оптовая торговля ¾ 100 чел.;

¨ розничная торговля ¾ объем до 3,5 млн долл.;

¨ услуги ¾ до 3,5 млн долл. (в отдельных случаях до 13,5 млн долл.).

Из этого следует, что в США используется довольно гибкая система критериальных показателей, позволяющих осуществлять дифференцированно государственную поддержку малого бизнеса.

Из всех критериев, которые используются в мировой практике, наиболее простым, объективным является среднесписочная численность работающих. Все остальные критерии (величина активов, товарооборот, объем реализации и др.), выраженные в стоимостном измерении, менее объективны и достоверны. Их недостатки проявляются и в том, что в условиях инфляции, особенно гиперинфляции, их необходимо часто корректировать с учетом этого явления.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит