Регистрация трудового договора в органах местного самоуправления, регистрация трудового договора органах местного самоуправления

Содержание
  1. Регистрация трудового договора в органах местного самоуправления
  2. РЕГИСТРАЦИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ – РАБОТОДАТЕЛЕМ
  3. Регистрация трудового договора в органе местного самоуправления
  4. Хорошая.
  5. Плохая.
  6. Регистрация трудового договора
  7. Регистрация трудового договора органах местного самоуправления

Регистрация трудового договора в органах местного самоуправления

Но самая главная особенность трудовых договоров, заключаемых предпринимателями — работодателями, состоит в следующем. Все заключенные трудовые договоры предприниматели обязаны зарегистрировать в соответствующем органе местного самоуправления (ст. 303 Трудового кодекса РФ). Например, в Москве это районные управы.

Как правило, непосредственно регистрацию договоров осуществляют специалисты отделов по труду, социальным вопросам либо специалисты отделов по общим вопросам. Если же ответственный за регистрацию не назначен, то предпринимателю можно посоветовать обратиться в администрацию с письменным требованием зарегистрировать договор, а в обоснование требования сослаться на ст. 303 Трудового кодекса РФ.

При этом Трудовой кодекс РФ не говорит о том, каким именно должен быть порядок регистрации и каковы полномочия местных органов власти при регистрации трудовых договоров.

На наш взгляд, местные органы власти не вправе устанавливать разрешительный порядок регистрации трудовых договоров. Проще говоря, местные власти не вправе отказывать в регистрации «неправильных», с их точки зрения, трудовых договоров. Ведь сам Трудовой кодекс РФ ни слова не говорит о возможности отказа в регистрации трудовых договоров.

В то же время местные власти вправе проводить экспертизу договоров, представленных на государственную регистрацию, и в случае обнаружения нарушений рекомендовать их исправить либо передавать сведения в трудовую инспекцию или прокуратуру.

Если работодатель не зарегистрирует трудовой договор, то его может наказать инспекция труда в соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, трудовой стаж работника по незарегистрированному договору, скорее всего, засчитываться не будет.

Следует иметь в виду, что по незарегистрированным трудовым договорам претензии могут возникнуть и со стороны налоговых органов: предприниматель не имеет права уменьшать свой облагаемый доход на сумму расходов по оплате труда таких работников.

Предприниматели определяют свои расходы по тому же перечню, что и организации (ст. 221 Налогового кодекса РФ). Это относится и к расходам на оплату труда. Статья же 252 Налогового кодекса РФ предписывает, чтобы документы, подтверждающие расходы, были оформлены в соответствии с законодательством РФ. А регистрация трудового договора как раз и есть требование законодательства.

Вот каково мнение многих работников налоговых органов по этому вопросу. Индивидуальный предприниматель, выступающий в роли работодателя, должен составлять трудовой договор в трех экземплярах: один — для себя, второй — для работника, а третий — для налоговой инспекции. Потом он должен этот третий экземпляр зарегистрировать в местных органах власти и принести его в налоговую инспекцию. Ведь налогоплательщик обязан представлять в налоговую документы, необходимые для исчисления налогов (пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Причем сдать договор в налоговые органы надо в течение месяца с момента его заключения.

На наш взгляд, такие требования налоговых работников незаконны. В ст. 67 Трудового кодекса РФ прямо указано, что трудовой договор заключается в двух экземплярах. Следовательно, предприниматель может не выполнять требование о третьем экземпляре как неправомерное, сославшись на пп. 11 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ не установлена обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган экземпляров трудовых договоров с работниками. Такая обязанность (представить копию трудового договора) может возникнуть у налогоплательщика, только если налоговый инспектор пришлет письменный запрос.

Обратите внимание: Трудовой кодекс требует обязательной регистрации трудового договора при его оформлении. Обязательной же регистрации расторжения или изменения трудового договора Кодекс не требует.

РЕГИСТРАЦИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦОМ – РАБОТОДАТЕЛЕМ

Статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. При заключении трудового договора между физическим лицом – работодателем и работником необходимо учитывать, что данный договор должен быть зарегистрирован. В данной статье рассмотрим порядок регистрации трудового договора, заключаемого физическим лицом – работодателем.

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель, при которых работник является физическим лицом, вступившим в трудовые отношения с работодателем, а работодатель, в том числе физическое лицо, вступает в трудовые отношения с работником.

Согласно ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работодатели – физические лица делятся на две категории:

– физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления указанной деятельности. К индивидуальным предпринимателям относятся и главы крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 5 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также частные детективы (ст. 1.1 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”).

Физические лица, осуществляющие в нарушение требований федеральных законов указанную деятельность без государственной регистрации и (или) лицензирования, вступившие в трудовые отношения с работниками в целях осуществления этой деятельности, не освобождаются от исполнения обязанностей, возложенных ТК РФ на работодателей – индивидуальных предпринимателей;

– физические лица, вступающие в трудовые отношения с работниками в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей – физических лиц, установлены гл. 48 ТК РФ.

Согласно ст. 303 ТК РФ работодатель – физическое лицо обязан:

– оформить трудовой договор с работником в письменной форме;

– уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами;

– оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

Работодатель – физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, также обязан зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией). Регистрация трудового договора носит уведомительный характер, но обязательна для работодателя.

Отметим, что в соответствии с п. п. 1, 3 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности вышеуказанных органов определяются уставом муниципального образования.

Основная цель регистрации трудовых договоров, заключаемых физическим лицом – работодателем, – это проверка соответствия договоров трудовому законодательству. Так как работодатели – физические лица не ведут на своих работников трудовые книжки, документом, подтверждающим период работы у работодателя – физического лица, является трудовой договор (ст. 309 ТК РФ).

Отметим, что ни действующим ТК РФ, ни какими-либо иными федеральными нормативными правовыми актами порядок регистрации трудовых договоров, заключаемых физическим лицом – работодателем, не определен, поэтому органы местного самоуправления, пользуясь предоставленными им ч. 10 ст. 5 ТК РФ полномочиями, принимают по данному вопросу собственные нормативные правовые акты.

Регистрация трудовых договоров осуществляется путем внесения соответствующей записи в книгу регистрации трудовых договоров и проставления штампа о регистрации на первой странице всех представленных экземпляров трудового договора.

Кроме того, для таких работодателей предусмотрена обязанность регистрировать и прекращение трудового договора.

Согласно ст. 307 ТК РФ работодатель – физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, при прекращении трудового договора с работником обязан в уведомительном порядке зарегистрировать факт прекращения указанного договора в органе местного самоуправления, в котором был зарегистрирован этот трудовой договор. Следовательно, обращаться необходимо именно в тот орган местного самоуправления, где договор был зарегистрирован первоначально.

В случае наступления смерти работодателя – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или отсутствия сведений о месте его пребывания в течение 2 месяцев, в иных случаях, не позволяющих продолжать трудовые отношения и исключающих возможность регистрации факта прекращения трудового договора, работник имеет право в течение одного месяца обратиться в орган местного самоуправления, в котором был зарегистрирован трудовой договор, для регистрации факта прекращения этого трудового договора.

В настоящее время действующим законодательством не определено, какие именно документы необходимо представить работнику в орган местного самоуправления для регистрации факта прекращения трудового договора, поэтому работнику необходимо обратиться в указанный орган для уточнения данного вопроса.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в трех экземплярах (третий экземпляр – для органа, осуществляющего регистрацию таких договоров), каждый из которых подписывается сторонами (ст. 67 ТК РФ).

В трудовом договоре с работодателем – физическим лицом должны быть указаны стороны договора (фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адреса работодателя и работника).

Хотелось бы отметить, что довольно часто работодатель – физическое лицо оформляет трудовые отношения с работником в виде гражданско-правового договора, пытаясь тем самым (по мнению такого работодателя) не предоставлять гарантии работнику, предусмотренные ТК РФ, а также минимизировать налогообложение. При этом указанный договор не подлежит регистрации в органах местного самоуправления.

Однако если такой договор содержит признаки трудового договора (выполняемые работы, оказываемые услуги и выплаты по такому договору имеют системный, периодический характер и другие), то в спорных ситуациях судебные органы могут признать такой договор трудовым со всеми вытекающими последствиями.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, работодатель обязан оформить трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми отношениями, если иное не установлено судом (ст. 67 ТК РФ).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что основным документом, подтверждающим работу у работодателей – физических лиц, является трудовой договор. Именно поэтому важно регистрировать договоры в органах местного самоуправления. В случае потери работником трудового договора при необходимости он может обратиться к работодателю или в орган местного самоуправления, где договор был зарегистрирован.

В заключение хотелось бы отметить, что нарушения законодательства о труде могут привести работодателя к мерам административной ответственности, установленным ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Кроме того, с 1 января 2015 г. в ст. 5.27 КоАП РФ отдельно будет выделен такой вид нарушения трудового законодательства, как уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. За данное нарушение предусмотрено наказание для индивидуальных предпринимателей в виде штрафа от 5000 до 10 000 руб. При повторном нарушении:

– для граждан – в размере пяти тысяч рублей;

– для индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 40 000 руб.

Приведем примерную форму трудового договора, заключаемого физическим лицом – работодателем с работником.

Пример. Гражданка Российской Федерации Смирнова С.С. наняла на работу сиделку для выполнения работы по уходу за больной матерью Овечкину О.О., с которой был заключен трудовой договор на неопределенный срок.

Трудовой договор 5/09

г. Москва 28 июля 2014 г.

Гражданка Российской Федерации Смирнова Светлана Сергеевна, паспорт серии 52 06 N 000000, выдан УВД ОАО г. Москвы 08.10.2001, именуемая в дальнейшем “Работодатель”, с одной стороны, и гражданка Овечкина Ольга Олеговна, паспорт серии 45 25 N 000000, выдан УВД г. Омска 20.08.2002, именуемая в дальнейшем “Работник”, с другой стороны, заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:

1.1. Работодатель принимает Работника на должность сиделки для выполнения работы по уходу за больной матерью Работодателя.

1.2. Работник обязан приступить к работе 28 июля 2014 г.

1.3. Настоящий трудовой договор вступает в силу со дня его подписания Работодателем и Работником.

1.4. Работа у Работодателя является для Работника основным местом работы/работой по совместительству.

1.5. Трудовой договор заключается на неопределенный срок/на определенный срок.

2.1. Работник обязан выполнять следующую работу по уходу за больной матерью:

2.1.1) кормить женщину;

2.1.2) менять постельные принадлежности, переодевать в случае загрязнения одежды;

2.1.3) при необходимости оказывать срочную медицинскую помощь, в необходимых случаях вызывать скорую помощь и сообщать обо всех происшествиях Работодателю по телефонам: 8-950-313-11-12, 8-908-106-11-22.

2.2. Работник обязан:

2.2.1) добросовестно выполнять свои обязанности в полном объеме в течение срока действия договора;

2.2.2) не перепоручать свои обязанности третьим лицам;

2.2.3) иметь аккуратный и опрятный внешний вид;

2.2.4) кормить женщину только едой, оставленной Работодателем;

2.2.5) сообщать обо всех изменениях в своем здоровье во избежание заражения больной матери.

2.3. Работник имеет право:

2.3.1) самостоятельно выбирать одежду для больной женщины из имеющейся у Работодателя;

2.3.2) досрочно расторгнуть настоящий трудовой договор, предупредив об этом Работодателя за 14 календарных дней. До истечения срока предупреждения об увольнении Работник имеет право в любое время отозвать свое заявление.

2.4. Работодатель обязан:

2.4.1) оформить трудовой договор с Работником в письменном виде и зарегистрировать этот договор в соответствующем органе местного самоуправления;

2.4.2) выплачивать работнику заработную плату в размере 10 000 (десяти тысяч) руб. один раз в месяц, 30-го числа каждого месяца. Данная сумма включает налог на доходы физических лиц и районный коэффициент;

2.4.3) уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами;

2.4.4) предоставлять Работнику выходные дни в соответствии с действующим законодательством;

2.4.5) обеспечить Работника всем необходимым для оказания им услуг (питанием и одеждой для больной женщины);

2.4.6) в любое время расторгнуть договор с Работником, предупредив его за 14 календарных дней;

2.4.7) в любое время проверять исполнение Работником своих обязанностей по настоящему трудовому договору.

3.1. Работнику устанавливается 40-часовая рабочая неделя.

3.2. Работнику устанавливается следующий график работы:

– понедельник – пятница: с 9:00 до 18:00;

– суббота – воскресенье: выходные дни.

3.3. Работник работает по домашнему адресу Работодателя: г. Москва, ул. Новая, д. 10, кв. 5.

3.4. Работнику предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней.

3.5. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам Работнику по его заявлению может быть предоставлен отпуск в размере до 7 дней без сохранения заработной платы.

4.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Работником своих обязанностей, указанных в настоящем договоре, нарушения трудового законодательства он несет дисциплинарную, материальную и иную ответственность согласно действующему законодательству.

4.2. Работодатель несет материальную и иную ответственность согласно действующему законодательству в случаях:

– причинения ущерба имуществу Работника;

– задержки заработной платы;

– в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

5.1. Все изменения и дополнения к настоящему трудовому договору оформляются двусторонним письменным соглашением.

5.2. Согласно ст. 308 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальные трудовые споры, не урегулированные Работником и Работодателем – физическим лицом самостоятельно, рассматриваются в судах общей юрисдикции по месту нахождения ответчика.

5.3. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.

  1. Адреса, реквизиты и подписи сторон

Регистрация трудового договора в органе местного самоуправления

Какие только ответы не узришь в сети на вопрос: подлежит ли регистрации в органе местного самоуправления трудовой договор с работодателем — физическим лицом?

Улыбнул один из них:

Полистала в интернете, все юристы твердят, что не требуется регистрировать в администрации.

Даже представить страшно, что ж там за юристы утверждают подобное.

А ответ на него действительно прост: да, подлежит. Как и факт прекращения трудового договора.

Причем гражданство работника никакого значения не имеет.

Работодатель — физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, также обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).

ст. 303, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

Работодатель — физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, при прекращении трудового договора с работником обязан в уведомительном порядке зарегистрировать факт прекращения указанного договора в органе местного самоуправления, в котором был зарегистрирован этот трудовой договор.

В случае смерти работодателя — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или отсутствия сведений о месте его пребывания в течение двух месяцев, иных случаях, не позволяющих продолжать трудовые отношения и исключающих возможность регистрации факта прекращения трудового договора в соответствии с частью третьей настоящей статьи, работник имеет право в течение одного месяца обратиться в орган местного самоуправления, в котором был зарегистрирован трудовой договор, для регистрации факта прекращения этого трудового договора.

ст. 307, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

Правда, возникает вопрос, а как исполнять эту обязанность в случае отсутствия у работодателя — физического лица места жительства? Или при наличии у него места жительства, но отсутствии регистрации по месту жительства? А если он зарегистрирован по месту жительства во Владивостоке, а трудовой договор заключен и трудовая деятельность осуществляется работником в Сочи? Лететь во Владивосток?

Не говоря уж о том, что муниципальные образования, в которых принят соответствующий нормативно-правовой акт, можно по пальцам пересчитать.

Чем думал законодатель, бог его знает.

Вот, кстати, Онищенко объявил войну онанизму. Ну, народ не расстерялся и придумал анекдот.

Если запретить онанизм, то чем будут заниматься в Думе?

Ну да ладно, как обычно, есть две новости.

Хорошая.

Несмотря на то, что неисполнение работодателем — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, обязанности зарегистрировать трудовой договор или факт прекращения такого договора в органе местного самоуправления является нарушением трудового законодательства, субъектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.27 КоАП РФ, он не является.

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

ст. 5.27, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 02.10.2018)

При этом отсутствие регистрации трудового договора в органе местного самоуправления не является основанием для признания его незаключенным и не освобождает такого работодателя от исполнения обязанностей по предоставлению работнику работы по обусловленной трудовой функции, выплате ему заработной платы и исполнения других обязанностей, возложенных на работодателя трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и данным трудовым договором (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 N 15).

Плохая.

Помимо обозначенной обязанности, работодатель — физическое лицо обязан:

оформить трудовой договор с работником в письменной форме;

уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами;

оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

ст. 303, «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

За неуплату страховых взносов установлена налоговая и уголовная ответственность.

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

3. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,

влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

ст. 122, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

1. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Примечания. 1. Под физическим лицом — плательщиком страховых взносов в настоящей статье понимаются индивидуальные предприниматели и не являющиеся индивидуальными предпринимателями физические лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и обязаны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.

3. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

ст. 198, «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 03.10.2018)

3. Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Исходя из того, что в соответствии с положениями налогового законодательства срок представления налоговой декларации и сроки уплаты налога (сбора) могут не совпадать, моментом окончания преступления, предусмотренного статьей 198 или статьей 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»

Ну конечно же некоторые хитрецы могут поименовать трудовой договор, например, договором возмездного оказания услуг, вот только это ничем не поможет, поскольку если вас возьмут, кхе-кхе, за задницу, то значение будет иметь предмет договора и установленные им права и обязанности сторон, а не то, как его поименовали.

К тому же выплаты и иные вознаграждения по гражданско-правовым договорам также являются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (п. 2 ст. 420 НК РФ), кроме сумм выплат (вознаграждений), указанных в п. 70 ст. 217 НК РФ.

Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:

70) доходы в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:

по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;

по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены также иные виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения в соответствии с настоящим пунктом.

Положения настоящего пункта распространяются на физических лиц, уведомивших налоговый орган в соответствии с пунктом 7.3 статьи 83 настоящего Кодекса и не привлекающих наемных работников для оказания указанных в настоящем пункте услуг.

ст. 217, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

7.3. Постановка на учет (снятие с учета) физического лица ( за исключением лиц, указанных в статье 227.1 настоящего Кодекса ), не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.

ст. 83, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

1. В порядке, установленном настоящей статьей, исчисляется сумма и уплачивается налог на доходы физических лиц от осуществления трудовой деятельности по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее в настоящей статье — патент), следующими категориями иностранных граждан, осуществляющих такую деятельность:

1) иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

2) иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму в организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

ст. 227.1, «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

Таким образом, не являющийся индивидуальным предпринимателем гражданин Российской Федерации после заключения гражданско — правового договора, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), с иностранным гражданином, осуществляющим трудовую деятельность на основании патента, обязан уплачивать страховые взносы даже в случае осуществления последним деятельности, указанной в п. 70 ст. 217 НК РФ, поскольку таких иностранных граждан на учет в качестве самозанятых не ставят и, соответственно, положения данного пункта на них не распространяются.

Регистрация трудового договора

Статьи по теме

На основании ч. 3 ст. 303 ТК РФ работодатель — физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).

С совершением данного юридического действия связано большое количество вопросов, так как законодатель возложил на работодателя — физическое лицо обязанность зарегистрировать трудовой договор, но не определил порядок такой регистрации. Более того, эта обязанность в настоящее время носит односторонний характер, поскольку не корреспондирует с обязанностью органа местного самоуправления зарегистрировать трудовой договор, заключенный между работодателем — физическим лицом и работником. Ситуация усугубляется тем, что законодательством федерального уровня этот процесс не урегулирован. Таким образом, каждый орган местного самоуправления самостоятелен в установлении процесса регистрации.

Органы местного самоуправления устанавливают правила регистрации трудовых договоров.

В связи с этим возникает вопрос: имеют ли они на это право? В законодательстве РФ закреплено, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Имеют ли право органы местного самоуправления автономно от органов государственной власти субъектов Российской Федерации определять своими нормативными правовыми актами порядок регистрации трудовых договоров?

Согласно ч. 2 ст. 6 ТК РФ содействие занятости населения относится к вопросам местного значения, следовательно, органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, связанные с трудоустройством и обеспечением рабочими местами на территории муниципального образования. Регистрация трудовых договоров только в незначительной степени соприкасается с вопросами занятости, тем не менее органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты со ссылкой на ст.130 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Что касается г. Москвы, то здесь органы местного самоуправления имеют право принимать локальные нормативные правовые акты на основании ст. 8 Закона г. Москвы от 06.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве».

Регистрация трудовых договоров, заключаемых работодателями — физическими лицами (индивидуальными предпринимателями), относится к вопросам местного значения.

Следует обратить внимание, что в ТК РФ нет указания на предоставление органам местного самоуправления права отказывать в регистрации трудовых договоров или откладывать ее. Однако в нормативных актах органов местного самоуправления содержится ссылка на то, что орган имеет право отложить регистрацию трудового договора или отказать в ней в случае несоответствия договора требованиям законодательства РФ либо непредставления или несвоевременного представления необходимых документов в орган местного самоуправления, а также по другим причинам. Необходимо заметить, что в разных нормативных актах установлены различные сроки предоставления соответствующих документов работодателем для регистрации.

Так, Положение о порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем — физическим лицом (г. Орел) 1 устанавливает 15-дневный срок; Примерное положении о порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работниками с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями в Свердловской области 2 — 3-дневный; Положение о порядке регистрации трудовых договоров, заключенных работниками с работодателями — физическими лицами, в муниципальном образовании «Курильский район» 3 — 5-дневный.

Должен ли орган местного самоуправления, осуществляющий регистрацию трудовых договоров, проводить их правовую экспертизу? Федеральное трудовое законодательство указаний на этот счет не дает. В субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях данный вопрос решают по-разному.

Большинство склоняется к тому, что такая экспертиза должна проводиться, и обязанности по ее проведению возлагаются на органы местного самоуправления. Однако в случае выявления нарушения трудового законодательства, обнаружения условий, не соответствующих закону, действия органов местного самоуправления различаются. Так, одни сразу направляют информацию в государственную инспекцию труда, а регистрацию трудового договора приостанавливают. Другие сначала предлагают работодателю устранить условия, не соответствующие трудовому законодательству, путем заключения с работником дополнительного соглашения; если такое соглашение не будет представлено в регистрирующий орган в течение определенного срока, то информация о нарушении трудового законодательства направляется в государственную инспекцию труда, а трудовой договор возвращается работодателю без регистрации. Третьи также предлагают работодателю устранить нарушения и в случае отказа информируют государственную инспекцию труда, однако регистрацию трудового договора все же производят. Четвертые в нормативных правовых актах подчеркивают, что регистрирующий орган не несет ответственности за содержание трудового договора и по обязательствам обеих сторон договора.

В некоторых случая при отказе работодателя устранить выявленные нарушения и внести соответствующие изменения в трудовой договор регистрация трудовых договоров осуществляется в установленном порядке с направлением сведений о содержащихся в них нарушениях действующего законодательства в органы федеральной инспекции по труду и в прокуратуру.

Также некоторые органы местного самоуправления предлагают примерную форму трудового договора, которую работодателям — физическим лицам и работникам рекомендуется использовать в качестве основы при разработке конкретного трудового договора, что не противоречит законодательству. Но утверждение нормативным правовым актом типовой формы трудового договора и установление, что трудовые договоры, представляемые на регистрацию, должны составляться именно по ней, и в случае неисполнения данного требования следует отказ в регистрации — нарушают права как работника, так и работодателя.

Стороны по своему усмотрению, основываясь на требованиях ТК РФ, определяют, на каких условиях будут строиться их трудовые взаимоотношения. Типовые формы, а также положения нормативных правовых актов, обязывающих работодателя и работника заключать трудовые договоры по утвержденной органами местного самоуправления форме, можно обжаловать в суд.

Некоторые органы местного самоуправления отказываются регистрировать договоры по причине неуплаты определенной суммы. Однако ни один из исследованных автором нормативных правовых актов не содержит условия о взимании платы за регистрацию трудовых договоров. Более того, в некоторых из них прямо установлено, что регистрация осуществляется безвозмездно.

Следует также отметить, что обязанность передать договор на регистрацию возложена Кодексом именно на работодателя (ст. 303 ТК РФ). Однако вопрос о последствиях невыполнения этой обязанности Кодекс оставляет без ответа. Не указано также, подтверждает ли незарегистрированный договор стаж работника.

Отсутствие регистрации не мешает отнесению оплаты труда работников в расходы предпринимателя.

Автор полагает, что поскольку ТК РФ прямо не указывает на недействительность незарегистрированных трудовых договоров, они действительны и без регистрации.

Уклонение работодателя от регистрации трудовых договоров влечет штраф по ст. 5.27 КоАП РФ на сумму до 5000 руб.

Следовательно, Трудовой кодекс РФ требует обязательной регистрации трудового договора только при его оформлении и расторжении. Данное требование не касается изменения трудового договора. Однако многие органы местного самоуправления требуют выполнения и этой процедуры.

В г. Москве каких-либо специальных актов, касающихся регистрации трудовых договоров, заключаемых работодателем — физическим лицом, не принято.

1 Утверждено постановлением администрации г. Орла от 24.03.2004 № 1082.
2 Утверждено Постановлением правительства Свердловской области от 14.03.2003 (ред. от 23.01.2007) № 126-ПП.
3 Утверждено постановлением руководителя администрации МО «Курильский район» от 18.01.2006 № 5.

Смотрите видеолекцию

Трудовой договор с работником. Рассказывает старший юрист практики трудового права компании Goltsblat BLP Юрий Иванов.

Прослушайте курс видеолекций об участии юридической службы в работе с персоналом в Высшей школе юриста. Систематизируйте свои знания и получите документальное подтверждение: диплом государственного образца.

Регистрация трудового договора органах местного самоуправления

Новости веб-сайта Издательской группы «Дело и Сервис»

«Управление кадрами организации»

Новые статьи в интернет-библиотеке

Частью третьей статьи 303 Трудового кодекса РФ на работодателя-физическое лицо возложена обязанность по оформлению трудового договора с работником в письменной форме и его регистрация в соответствующем органе местного самоуправления.

С совершением последнего юридического действия связано большое количество вопросов. Фактически здесь можно говорить о пробеле в законодательстве, так как возложив на работодателя-физическое лицо обязанность зарегистрировать трудовой договор, законодатель не определил порядок такой регистрации. Более того, такая обязанность в настоящее время носит односторонний характер, поскольку не корреспондирует с обязанностью органа местного самоуправления зарегистрировать трудовой договор, заключенный между работодателем-физическим лицом и работником. Усугубляет ситуацию то, что органы местного самоуправления просто не имеют представления о том, как должны регистрироваться договоры, заключенные сторонними субъектами, не имеющими никакого отношения к муниципальному управлению.

В статье Д.Л. Щура анализируется порядок регистрации трудовых договоров в различных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Семинары

Внимание! 19 – 20 апреля 2005 года в гостинице «Мариотт Тверская» проводится первая конференция из цикла «Горячая пора HR Events. Лето», организованная компанией Event Consulting. Главные темы конференции: наиболее эффективные навыки и инструменты, формирование бюджета, проблемные ситуации и способы их решения. Участники: Агентство корпоративного развития «Event Partner», ресторан выездного обслуживания «Cascade Events», компании «Чибо СНГ», Автомобильная ассоциация «Musa Motors», агентство «Mega Media», группа компаний «Видео Интернешнл».
По вопросам участия в конференции обращаться по тел. (095) 514-0060, 61, 62

Скоро выйдет

Кадры предприятия №4

  • Рекомендации РТК как основа для нового правового регулирования вопросов оплаты труда «бюджетников»
  • Кто оказался «крайним» на Крайнем Севере?
  • Право работника на защиту персональных данных: спорные моменты законодательства
  • Увольнение по всем статьям: утрата доверия со стороны работодателя (пункт 7 статьи 81 Трудового кодекса РФ)
  • О выходных днях без отдыха
  • Маркетинг в области управления персоналом
  • Новые подходы к нормированию труда ремонтного персонала
  • Правила оформления поощрений и учета награждений
  • Ответы ФСС России на сложные вопросы, связанные с исчислением пособия по временной нетрудоспособности
Новая книга

Под общ. ред. Н.М. Комарова
Объем — 240 с., обложка, 2005

Книга посвящена всестороннему анализу деятельности современных сервисных центров по ремонту и техническому обслуживанию бытовой и офисной техники.

Представлены результаты исследования современного состояния рынка по ремонту и техническому обслуживанию бытовой и офисной техники. Рассмотрены вопросы взаимодействия между сервисными центрами и фирмами — производителями техники, большое внимание уделено прогрессивным технологиям организации и управления сервисными предприятиями. Отдельные главы посвящены вопросам управления качеством услуг, представлена методика оценки эффективности сервисных услуг по ремонту и техническому обслуживанию бытовой и офисной техники. Проведены исследования особенностей экономики сервисных предприятий, определены стратегические направления развития фирм в сфере технического сервиса.

Книга предназначена для научных работников, специалистов, работающих в сфере сервиса бытовой и офисной техники, аспирантов и студентов вузов соответствующего профиля.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Менеджмент сервиса бытовой и офисной техники