Положение об аттестации педагогических работников, каких целях проводится аттестация педагогических работников

Содержание
  1. Положение об аттестации педагогических работников. Правила аттестации педагогических работников
  2. Положение об аттестации работников образовательных учреждений: нововведения в законодательстве
  3. Новый порядок аттестации: общие положения
  4. Порядок обязательной аттестации сотрудников образовательных учреждений: подготовка
  5. Обязательная аттестация сотрудников образовательных учреждений: представление
  6. Оценка квалификации сотрудников школы: процедура обязательной аттестации
  7. Порядок действий после обязательной аттестации
  8. Кто вправе не проходить обязательную аттестацию?
  9. Аттестация на повышение квалификации: нюансы
  10. Заявление на аттестацию: в чем его особенности?
  11. Проведение аттестации на повышение квалификации
  12. Аттестация сотрудников образовательных учреждений в регионах: нюансы
  13. Резюме
  14. С какой целью проводится аттестация учителей
  15. Что это такое
  16. Для чего она нужна
  17. Законодательство
  18. Порядок проведения
  19. Видео по теме:
  20. Категории преподавателей. Что это?
  21. АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
  22. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории

Положение об аттестации педагогических работников. Правила аттестации педагогических работников

В соответствии с законодательством РФ работники образовательных организаций могут проходить аттестацию в обязательном или же добровольном порядке. При этом на рассмотрение должны приниматься положения новых источников права. Каких именно? Каковы особенности проведения процедуры оценки квалификации сотрудников образовательного учреждения?

Положение об аттестации работников образовательных учреждений: нововведения в законодательстве

Новый порядок аттестации педагогических работников был установлен приказом Министерства образования и науки РФ № 276, который был издан 07.04.2014 г. Данный нормативный акт был принят в целях исполнения положений Федерального закона № 273 от 29.12.2012 г. В соответствии с ранее действовавшим законодательством в образовательных учреждениях должен был утверждаться такой документ, как Положение об аттестации педагогических работников. По новому правовому акту данный источник права необязателен, но он может быть заменен аналогичными по назначению. Например, положением об аттестационной комиссии (ее специфику мы изучим далее в статье).

Сейчас понятие Положения об аттестации чаще всего рассматривается в контексте Правил аттестации, утвержденных приказом № 276.

Рассмотрим ключевые положения соответствующего источника права подробнее.

Новый порядок аттестации: общие положения

Изучим прежде всего общие положения документа, о котором идет речь. Новый порядок аттестации педагогических работников распространяется на сотрудников образовательных организаций, а также руководителей соответствующих учреждений (в том числе выполняющих свои обязанности по совместительству или же в рамках совмещения). Сущность процедуры аттестации в соответствии с приказом № 276 заключается:

— в подтверждении соответствия квалификации работников образовательных учреждений тем требованиям, что установлены для их должностей;

— в удостоверении того факта, что человек обладает опытом, позволяющим ему получить более высокую квалификацию.

В общем случае аттестация, подтверждающая соответствие занимаемой должности, должна проводиться обязательно. Добровольно ее проходят те специалисты, которые хотят повысить квалификационную категорию, но обязательно проходить ее нужно педагогическим работникам, которые относятся к категории профессорско-преподавательского состава.

Правила аттестации педагогических работников, зафиксированные в приказе № 276, устанавливают следующие задачи, характеризующие данную процедуру:

— стимулирование роста квалификации работников образовательного учреждения, их профессионального развития;

— повышение качества образования;

— приспособление работы сотрудников сферы образования к специфике действующих стандартов, которые регулируют организацию деятельности учебных заведений;

— обеспечение распределения денежных средств в целях оплаты труда по принципам, основанным на соотношении уровня квалификации работников.

Ключевые принципы аттестации сотрудников образовательных учреждений в соответствии с законодательством России — коллегиальность, открытость, обеспечение гласности, объективность.

Изучим теперь то новое в аттестации педагогических работников, что характеризует процедуру подтверждения того факта, что квалификация человека соответствует занимаемой им должности. В данном случае речь идет об обязательной оценке компетенций сотрудника образовательного учреждения.

Порядок обязательной аттестации сотрудников образовательных учреждений: подготовка

Процедура оценки квалификации сотрудников учебных заведений осуществляется 1 раз в 5 лет. Главную роль в ней играют специальные аттестационные комиссии, которые формируются из числа сотрудников учебного заведения. Данные структуры учреждаются на основе распоряжения руководителя образовательной организации. Их деятельность, как мы отметили выше, может регулироваться отдельными положениями, которые также принимаются руководством учреждения.

В состав комиссии входят председатель, его заместитель, секретарь, а также рядовые участники. Новые правила аттестации педагогических работников предполагают подключение к работе рассматриваемой комиссии также представителя профсоюза, если соответствующая организация учреждена.

Непосредственно процедура оценки квалификации сотрудников образовательной организации проводится в соответствии с отдельным распоряжением руководителя. Работники, которые будут проходить аттестацию, должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом за 30 дней до проведения процедуры по запланированному графику.

Следующий важнейший документ при подготовке аттестации — представление. Изучим его особенности.

Обязательная аттестация сотрудников образовательных учреждений: представление

Новое в аттестации педагогических работников заключается в особом порядке составления на каждого сотрудника образовательной организации представления — документа, в котором фиксируется ряд сведений о работнике. А именно:

— должность, занимаемая работником образовательного учреждения;

— дата подписания специалистом трудового договора;

— уровень квалификации сотрудника;

— сведения о прохождении специалистом дополнительного профессионального обучения;

— результаты аттестаций, проведенных ранее, если они имели место;

— мотивированная оценка результатов деятельности работника, его профессиональных, а также деловых качеств.

Руководство учреждения должно ознакомить сотрудника с соответствующим представлением под подпись. Это нужно сделать не позднее чем за 30 дней до проведения аттестации. Сотрудник при желании может инициировать внесение в представление иных сведений. Если работник образовательного учреждения отказывается от подписания документа, он должен быть заверен работодателем, а также двумя и более компетентными лицами.

Изучим теперь то, каким образом осуществляется непосредственно проведение аттестации педагогических работников, которая рассматривается как обязательная.

Оценка квалификации сотрудников школы: процедура обязательной аттестации

Рассматриваемая процедура проводится в процессе заседания комиссии, о которой мы сказали выше, в присутствии работника, который аттестуется. Оно считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем две трети от общего количества участников аттестационной комиссии.

Если сотрудник не может принять участие в соответствующей процедуре непосредственно в день аттестации по уважительной причине, она может быть перенесена на другую дату. Если человек не явится на аттестацию без уважительной причины, то комиссия вправе оценить квалификацию специалиста без его участия.

В ходе заседания рассматривается представление, оформленное руководством сотрудника образовательного учреждения, иные сведения о работнике, которые позволяют оценить его профессиональную деятельность. По итогам аттестации комиссия принимает решение о том, соответствует он занимаемой должности либо нет. Оно принимается в отсутствие аттестуемого сотрудника посредством открытого голосования. При этом, если за то, чтобы признать сотрудника соответствующим занимаемой должности, высказывается хотя бы половина от членов комиссии, выносится положительное решение.

Результат аттестации сотрудника сообщается ему после того, как будут подведены итоги рассмотрения вопроса о квалификации специалиста. Изучим более подробно то, какие действия должны проводиться после того, как аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности завершена.

Порядок действий после обязательной аттестации

Итоги проведения данной процедуры должны быть зафиксированы в протоколе, который подписывается членами комиссии. Данный документ хранится у работодателя наряду с представлениями и иными источниками (при их наличии), которые характеризуют уровень профессиональной подготовки работника.

В течение 2 дней после проведения аттестации в том случае, если сотрудник ее прошел, секретарь комиссии оформляет для него выписку из протокола. В ней отражаются персональные данные аттестуемого, сведения о соответствующей процедуре, ее результатах. Учреждение знакомит сотрудника с данной выпиской под подпись в течение 3 дней после ее формирования. Данная выписка затем входит в личное дело работника образовательной организации.

Бывает, что работник учебного заведения не согласен с тем, с каким результатом завершилась аттестация педагогических работников. Заключение комиссии может не устроить его. В этом случае человек вправе обжаловать результат проведения данной процедуры в порядке, установленном законодательством РФ.

Изучив то, каким образом осуществляется организация аттестации педагогических работников, рассмотрим специфику норм Приказа № 276, определяющих то, какие категории сотрудников образовательного учреждения вправе не проходить аттестацию.

Кто вправе не проходить обязательную аттестацию?

Процедуру оценки квалификации могут не проходить:

— работники, у которых уже есть квалификационные категории;

— сотрудники образовательного учреждения, проработавшие в нем менее 2 лет;

— беременные женщины, а также сотрудницы учебного заведения, которые находятся в декрете;

— сотрудники, отсутствовавшие на работе более 4 месяцев по причине заболевания.

Порядок аттестации некоторых категорий работников учебных заведений из тех, что указаны выше, определяются отдельными положениями законодательства.

Цель аттестации педагогических работников может также заключаться в получении человеком более высокой квалификации. В данном случае соответствующая процедура — добровольная, если речь не идет о деятельности профессорско-преподавательского состава. Изучим ее специфику подробнее.

Аттестация на повышение квалификации: нюансы

Данная аттестация, таким образом, в общем случае добровольна. По итогам ее проведения человеку присваивается первая либо высшая квалификационная категория. Она устанавливается на 5 лет и не может быть продлена.

Если осуществляется аттестация педагогических работников образовательных учреждений, которые подотчетны федеральным структурам власти, то в целях реализации процедуры оценки квалификации специалиста учреждаются специальные комиссии. Их учреждают, таким образом, на федеральном уровне. В свою очередь, если учебное заведение подотчетно региональным или муниципальным структурам, то для проведения аттестации их сотрудников инициируются комиссии при участии региональных или местных властей. Можно отметить, что в состав данных структур, как и в случае с обязательными аттестациями, должен входить представитель профсоюза.

Сотрудники, желающие повысить квалификацию, должны направить в соответствующую комиссию заявление на аттестацию педагогических работников. Данный документ может быть передан компетентным лицам по почте либо через Интернет. Заявление также можно принести и передать комиссии лично. Полезно будет рассмотреть специфику данного документа подробнее.

Заявление на аттестацию: в чем его особенности?

Заявление на аттестацию педагогических работников должно содержать сведения о тех квалификационных категориях или же должностях, на которые претендует сотрудник. Соответствующий документ может быть передан в комиссию вне зависимости от срока работы человека в образовательном учреждении, в том числе и в период декретного отпуска. Но если человек будет аттестоваться по высшей категории в рамках той или иной должности впервые, то заявление может быть передано в комиссию только после 2 лет с момента получения первой категории по данной позиции. Если срок действия высшей квалификационной оценки истек, то это не ограничивает право сотрудника впоследствии направлять заявление о повторной аттестации в рамках соответствующей должности.

Рассматриваемые заявления изучаются комиссиями в течение 30 дней с момента их получения. За это время компетентные лица должны успеть:

— определить сроки аттестации для сотрудника образовательного учреждения с учетом срока действия его предыдущей квалификационной категории;

— письменно уведомить работников учебного заведения о проведении их аттестации.

Изучим теперь то, каким образом регулирует положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276 порядок повышения квалификации сотрудника образовательной организации.

Проведение аттестации на повышение квалификации

Общая продолжительность рассматриваемой аттестации не должна превышать 60 дней с момента ее проведения и до принятия комиссией компетентного решения по присвоению человеку той или иной квалификации. Как и в случае с обязательной аттестацией, на заседании комиссии должны присутствовать не менее чем две трети от ее участников. Педагогический работник при этом может как присутствовать на нем, так и отсутствовать. Во втором случае его аттестация его также возможна.

Человеку присваивается первая категория, если:

— установлено, что его ученики успешно осваивают преподаваемые им программы исходя из результатов мониторингов, что проводятся образовательной организацией, а также исследований, которые осуществляются в порядке, установленном законодательством;

— его ученики смогли развить свои способности в части научной, интеллектуальной деятельности, в творчестве, в достижении спортивных результатов;

— установлено, что человек внес значительный личный вклад в повышение качества образовательного процесса, совершенствование подходов к обучению, активно участвовал в деятельности методических объединений сотрудников учебного заведения.

Положение об аттестации педагогических работников определяет, что высшая категория присваивается сотруднику, если:

— установлено, что ученики показывают позитивную динамику освоения программ обучения по результатам мониторингов, которые проводятся образовательной организацией, или же в порядке, установленном законодательством;

— ученики достигли высоких результатов в области науки, творчества, спорта и это подтверждено их участием в олимпиадах, соревнованиях;

— установлено, что человек внес значимый личный вклад в повышение качества образовательного процесса, внедрение новых технологий в обучение;

— человек активно участвовал в методической работы, в профессиональных конкурсах.

Непосредственно оценка работы учителей осуществляется на основе изучения результатов их работы при условии, что основные трудовые обязанности работников связаны с соответствующими направлениями деятельности. Положение об аттестации педагогических работников устанавливает, что комиссия может, изучив документы и сведения о работе специалиста, вынести решение:

— установить первую или же высшую категорию для сотрудника образовательного учреждения;

— отказать человеку в этом.

Как и в случае с обязательной аттестацией, данное решение проводится в отсутствие сотрудника открытым голосованием. Итоги соответствующей процедуры сообщаются работнику учебного заведения и фиксируются в протоколе. Если у человека есть первая категория и он не смог получить вторую, то текущий уровень его квалификации сохраняется до окончания его срока действия.

Положение об аттестации педагогических работников по приказу № 276, как и в случае с обязательной процедурой, дает право сотруднику образовательной организации обжаловать результаты оценки его квалификации.

Можно отметить, что первая и высшая категории, выданные в одном российском регионе, действуют и в другом субъекте РФ. Вместе с тем федеральное законодательство, регулирующее проведение аттестации для сотрудников образовательных организаций, на практике реализуется с учетом региональных особенностей образовательного процесса. Изучим данный аспект подробнее.

Аттестация сотрудников образовательных учреждений в регионах: нюансы

Действительно, наличие качественно проработанных нормативных положений на федеральном уровне — значимый аспект повышения качества образования. Но не менее важно то, насколько эффективно данные нормы реализуются в регионах. Так, в ходе решения различных вопросов повышения квалификации педагогов различные образовательные учреждения могут сотрудничать между собой. В числе тех структур, которые принимают в соответствующем взаимодействии самое активное участие, — Академия социального управления, или АСОУ. Аттестация педагогических работников в различных учреждениях Московской области может быть осуществлена в процессе взаимодействия руководства данных организаций или педагогов, работающих в них, с компетентными структурами АСОУ. Какими, например?

Так, в АСОУ аттестация педагогических работников может находиться в компетенции Регионального научно-методического центра при Академии. Данная структура была учреждена в целях оказания содействия работникам образовательных организаций Московской области при прохождении оценки квалификации. При этом в числе решаемых центром вопросов — аттестация руководящих педагогических работников. Повышение компетенции руководства образовательных учреждений — важнейший аспект совершенствования образовательного процесса.

Резюме

Итак, мы изучили то, каким образом проходит оценка квалификации работников российских учебных заведений. Цель аттестации педагогических работников может заключаться в обязательном подтверждении квалификации или добровольном ее повышении. Главную роль в соответствующей оценке выполняет специальная комиссия.

Руководства образовательных учреждений издают приказы по аттестации педагогических работников, составляют на них представления и иными способами содействуют прохождение ими процедуры оценки квалификации. В случае если аттестация проводится учреждениями, подведомственными федеральным, региональным или муниципальным структурам, комиссия учреждается ими же.

Аттестация руководящих педагогических работников и рядовых сотрудников образовательных организаций регулируется одними и теми же нормами права на федеральном уровне. Во многих региональных образовательных центрах есть программы подготовки специалистов к соответствующим процедурам оценки их квалификации.

С какой целью проводится аттестация учителей

Трудовое законодательство РФ устанавливает необходимость проведения аттестаций педагогических работников, а также цели и порядок проведения этих аттестаций. Но для чего именно нужна аттестация? И как она проводится?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Что это такое

Аттестация педагогических работников – это своеобразная проверка и изучение профессионального уровня педагога, в ходе которой оцениваются компетенции проверяемого как специалиста, а также другие личные и деловые качества.

Показатели проверки необходимы не только для оценки конкретного педагога, но и для определения эффективности учебного заведения в целом.

Проведение аттестации необходимо для присвоения или подтверждения специалистом педагогической категории. Процедура проводится либо по личной инициативе педагога для присвоения более высшей степени, либо на усмотрение директора для проверки соответствия присвоенной категории.

Аттестация проводится при соблюдении некоторых принципов:

  • объективность оценки;
  • личная заинтересованность претендента;
  • целостность аттестации;
  • конфиденциальность.

Главная идея процесса – повышение уровня квалификации, качеств и знаний.

Результаты аттестации определяют соответствие педагогического работника занимаемой должности. Процедура нередко используется при подборе высококвалифицированных кадров на какую-либо должность, что является стимулированием педагогических работников к развитию и совершенствованию.

Для чего она нужна

Основные причины, с какой целью проводиться аттестация педагогических работников:

  1. Формирование педагогического состава с включением в него наиболее компетентных специалистов и специалистов высших категорий.
  2. Определение соответствия конкретного сотрудника занимаемой должности или возможность занятия вакансии.
  3. Определение перспектив роста сотрудника в той или иной сфере деятельности.
  4. Выявление необходимости прохождения педагогом курсов повышения квалификации или переподготовки.
  5. Определение уровня эффективности конкретного сотрудника.
  6. Стимулирование к использованию в работе современных методов и обмену опытом.
  7. Использование навыков и знаний педагогических работников для улучшения положения учебного заведения, разработки проектов и т.д.
  8. Демонстрация проведения мероприятий по аттестации и подготовка к повышению квалификации.
  9. Продвижение педагогических сотрудников по карьерной лестнице.

На практике аттестационные мероприятия чаще применяются для эффективного отбора кадров, привлечения специалистов высокого уровня, а также продвижение учебной организации.

Законодательство

Аттестация педагогических работников проводится на основании ФЗ № 273 «Об образовании» и Приказа Минобразования № 276 об утверждении порядка проведения процедуры.

Согласно законодательству, процедуру аттестации может пройти любой педагогический работник, за исключением следующих категорий:

  • педагоги, которые уже имеют квалификацию;
  • педагоги со стажем работы менее 2 лет на текущей должности;
  • беременные сотрудницы;
  • сотрудницы, находящиеся в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет;
  • педагоги, которые отсутствовали 4 и более месяцев на рабочем месте перед в связи с болезнью перед аттестацией.

Особенности проведения аттестации на соответствие должности:

  1. Для оценивания аттестуемого должна быть собрана аттестационная комиссия, в том числе председатель, его заместитель и секретарь, а также члены комиссии.
  2. Перед процедурой должен быть издан соответствующий Приказ, назначен график проведения мероприятий и подано представление, содержащее информацию о претенденте.
  3. Ознакомление с Приказом и представлением педагога должно проводиться не позже, чем за месяц до мероприятия.
  4. Заседание комиссии считается правомочным только при присутствии не менее двух третей от всех членов комиссии.
  5. Присутствие аттестуемого педагога на заседании обязательно. В случае невозможности присутствия по уважительной причине мероприятие может быть перенесено на другой день.
  6. Результаты заседания должны быть выражены в одной из форм:
    • соответствие должности;
    • не соответствие должности;
  7. Претендент не может принимать участие в голосовании.
  8. Результаты мероприятия должны быть запротоколированы, а Протокол – подписан всеми членами комиссии и самим аттестуемым.
  9. Результат аттестации может быть обжалован в установленном порядке.

Особенности проведения аттестации на квалификацию:

  1. Аттестация претендента проводится специально созванной аттестационной комиссией.
  2. Рассмотрение дела производится только на основании письменного заявления претендента.
  3. Заявление должно быть рассмотрено в течение месяца после подачи.
  4. Повышение квалификации возможно не ранее, чем через 2 года после присвоения другой категории.
  5. Квалификация присваивается в соответствие с критериями, установленными Приказом Минобороны № 276.
  6. Результаты заседания должны быть выражены в одной из форм:
    • присвоить квалификацию (1, 2 или высшая);
    • отказать в присвоении квалификации.
  7. Результаты мероприятия должны быть занесены в Протокол, а сам документ подписан всеми участниками заседания, включая претендента на квалификацию.
  8. Результат мероприятия может быть обжалован в установленном порядке.

Порядок проведения

Аттестация педагогов или других работников педагогической сферы проводится в соответствие со следующим порядком:

  1. Выявить необходимость проведения аттестации. Причиной проведения мероприятия может служить:
    • заявление педагога, отражающее желание повысить квалификацию;
    • кадровый отбор персонала на конкретные должности;
    • необходимость убедиться в компетенции сотрудника, занимающего ту или иную позицию.
  2. Собрать аттестационную комиссию. В нее должны входить:
    • председатель;
    • заместитель;
    • секретарь;
    • члены комиссии.
  3. Издать Приказ о назначении аттестации, установлении графика мероприятии и назначении комиссии. Образец приказа представлен ниже:

Предлагаем скачать бланки экспертного заключения и ознакомиться с ними:

Для прохождения аттестации педагогический работник должен предоставить комиссии следующие документы:

  • копия результатов предыдущей аттестации (если есть);
  • диплом о получении высшего образования;
  • документ о присвоении педагогической категории (если есть);
  • характеристика с текущего места работы;
  • сопроводительное письмо от руководителя;
  • информационная карта сотрудника.

При прохождении аттестации на присвоение категории преподаватель должен предъявить комиссии две видеозаписи, сделанные в процессе преподавания.

Таким образом, аттестация необходима педагогам и другим сотрудникам этой сферы для получения престижных должностей и соответствующих квалификаций, для получения которых нужно подходить к деятельности максимально профессионально и творчески.

Видео по теме:

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Категории преподавателей. Что это?

По старым правилам учитель, желающий больше зарабатывать, по собственному желанию мог подать заявление о присвоении второй, первой или высшей категории. Категории присваивались: вторая — руководством школы, первая — районным управлением образования, а высшая — в министерстве.

По новым правилам вторую категорию отменили вовсе, а аттестацию педагогических работников поручили органам образования на уровне субъекта РФ. При этом аттестация стала обязательной: раз в пять лет каждый педагог, не имеющий категории, независимо от желания и стажа работы должен проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

Те же учителя, которые желают получить первую или высшую категорию, могут вместо этого подать заявление об аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. Категории присваиваются на 5 лет, после чего их нужно снова подтверждать в том же порядке.

Если учитель вовремя не подтвердит свою категорию, она аннулируется. После этого:

педагогический работник первой категории должен будет либо подать заявление об аттестации для присвоения первой категории, либо в общем порядке проходить аттестацию на подтверждение соответствия;
педагогический работник высшей категории вынужден будет сначала аттестоваться на первую категорию, и лишь спустя два года он получит право претендовать на высшую.
При этом квалификационные категории, присвоенные до 1 января 2011 года, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Отныне эти учителя также должны будут проходить аттестацию каждые пять лет.

Обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности↑

Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности.

Кто обязан пройти аттестацию

Педагогические работники, не имеющие категорий и не выразившие желания пройти аттестацию на квалификационную категорию.

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержден Приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 (далее – Порядок). Указанный Порядок применяется к работникам, которые замещают должности, перечисленные в подразделе 2 разд. I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678; далее – Номенклатура) (абз. 2 п. 1 Порядка).

В зависимости от цели проведения выделяют два вида аттестации (ч. 1 ст. 49 Закона об образовании, п. 2 Порядка):

1) для подтверждения соответствия работников занимаемым должностям. Подробнее об этом см. п. 1.1 настоящего материала;

2) для установления квалификационной категории. Подробнее об этом см. п. 1.2 настоящего материала.

1.1. Аттестация для подтверждения соответствия работников занимаемым должностям

Педагогические работники обязаны проходить такую аттестацию один раз в пять лет (пп. 8 ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, п. 5 Порядка). В ходе аттестации оценивается их профессиональная деятельность (п. 2 Порядка).

Согласно п. 22 Порядка предусмотрены сроки прохождения аттестации разными категориями работников.

Категория работников Срок проведения аттестации
Женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам Не ранее чем через два года после их выхода из отпусков
Лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет
Работники, отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием Не ранее чем через год после их выхода на работу

Не подлежат аттестации следующие педагогические работники (п. 22 Порядка):

– работники, имеющие квалификационные категории;

– лица, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация.

Результаты аттестации работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством РФ (п. 21 Порядка).

1.2. Аттестация педагогических работников для установления квалификационной категории

Данная аттестация проводится по желанию педагогических работников, за исключением профессорско-преподавательского состава (п. 2, абз. 1 п. 24 Порядка).

Педагогическому работнику может быть установлена первая или высшая квалификационная категория (абз. 2 п. 24 Порядка). Срок действия квалификационной категории составляет пять лет и продлению не подлежит (абз. 3 п. 24 Порядка).

Установленные по результатам аттестации квалификационные категории сохраняются до окончания срока их действия при переходе в иную организацию, в том числе расположенную в другом субъекте РФ (п. 46 Порядка).

Заявление может быть подано независимо от продолжительности работы в организации, в частности когда работник находится в отпуске по уходу за ребенком (п. 29 Порядка).

Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством РФ (п. 45 Порядка).

  1. Порядок проведения аттестации для подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям

Указанный порядок включает следующие этапы.

  1. Формирование аттестационной комиссии.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно формирует аттестационную комиссию (ч. 2 ст. 49 Закона об образовании, п. 5 Порядка). В ее состав входят (п. п. 6, 7 Порядка):

– представитель выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии).

Состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом работодателя (п. 6 Порядка). В частности, таким документом может быть приказ.

  1. Составление списка работников, подлежащих аттестации, и графика ее проведения.

В список работников включаются лица, замещающие должности, которые перечислены в подразделе 2 разд. I Номенклатуры, если замещение осуществляется по основному месту работы, по внешнему или внутреннему совместительству, а также путем совмещения должностей (абз. 2 п. 1 Порядка).

Подробнее о работниках, которые не включаются в указанный список см. п. 1.1 настоящего материала.

Состав работников, подлежащих аттестации, и график ее проведения утверждаются распорядительным актом работодателя, например приказом (п. 9 Порядка). Согласно указанному пункту с этим документом такие работники должны быть ознакомлены под подпись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации.

Полагаем, что работодатель может издать один распорядительный акт для утверждения состава аттестационной комиссии, списка работников, подлежащих аттестации, и графика ее проведения.

  1. Подготовка представления на каждого педагогического работника, подлежащего аттестации.

В представлении указываются следующие сведения о работнике (п. 11 Порядка):

– фамилия, имя, отчество (при наличии);

– наименование должности на дату проведения аттестации;

– дата заключения трудового договора по данной должности;

– уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;

– информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;

– результаты предыдущих аттестаций;

– мотивированная всесторонняя и объективная оценка его профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности по выполнению обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

Каждый педагогический работник должен быть ознакомлен с подготовленным на него представлением под подпись в срок, не превышающий 30 календарных дней до дня проведения аттестации (абз. 1 п. 12 Порядка).

После ознакомления с документом работник может представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной деятельности за период с момента предыдущей аттестации, а в случае первичной аттестации – с даты поступления на работу (п. 12 Порядка).

Если работник откажется от ознакомления с представлением, необходимо составить акт, который подписывают работодатель и лица (не менее двух), присутствующие при его составлении (абз. 2 п. 12 Порядка).

Представление на педагогического работника вносится в комиссию (п. 10 Порядка).

  1. Проведение аттестации.

Аттестация педагогического работника проводится на заседании аттестационной комиссии (абз. 1 п. 13 Порядка). Такое заседание считается правомочным при условии, что на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии (абз. 2 п. 13 Порядка).

Аттестация проводится с участием аттестуемого работника (абз. 1 п. 13 Порядка).

Действия работодателя в случае неявки работника на заседание комиссии.

Причина неявки Действия работодателя
Уважительная Аттестация переносится на другую дату. Необходимо внести соответствующее изменение в график проведения аттестации и ознакомить с ним работника под подпись не позднее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации (абз. 3 п. 13 Порядка)
Неуважительная Комиссия проводит аттестацию в отсутствие работника (абз. 4 п. 13 Порядка)

Аттестационная комиссия рассматривает представление и дополнительные сведения, характеризующие профессиональную деятельность работника, если они были представлены (п. 14 Порядка).

По результатам аттестации комиссия принимает решение о соответствии или несоответствии педагогического работника занимаемой должности (п. 15 Порядка). Решение принимается в отсутствие аттестуемого открытым голосованием большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании (абз. 1 п. 16, п. 17 Порядка).

Следует учитывать, что при аттестации педагогического работника, являющегося членом комиссии, он не участвует в голосовании по своей кандидатуре (абз. 2 п. 16 Порядка).

Если аттестуемые не имеют специальной подготовки или стажа работы в соответствии с требованиями ЕКС и (или) требованиями профессиональных стандартов, аттестационная комиссия дает работодателю рекомендации о возможности их назначения на должности педагогических работников. При этом комиссия учитывает, обладают ли работники достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняют ли качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности (п. 23 Порядка).

  1. Оформление результатов аттестации и ознакомление с ними педагогического работника.

После подведения итогов голосования аттестационная комиссия сообщает о принятом решении работнику, если он присутствовал на заседании (п. 18 Порядка).

Результаты аттестации заносятся в протокол, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и присутствовавшие на заседании члены аттестационной комиссии (п. 19 Порядка).

В течение двух рабочих дней со дня проведения аттестации секретарь комиссии готовит выписку из протокола на каждого педагогического работника. Оформление этого документа предусмотрено п. 20 Порядка. В выписке из протокола необходимо указать следующие сведения о работнике:

– фамилию, имя, отчество (при наличии);

– наименование его должности;

– дату заседания аттестационной комиссии;

Работодатель должен ознакомить педагогического работника с выпиской из протокола в течение трех рабочих дней после ее составления под подпись. Данный документ должен храниться в личном деле работника (п. 20 Порядка).

  1. Порядок проведения аттестации педагогических работников для установления квалификационной категории

Аттестация на установление квалификационной категории проводится по желанию педагогического работника.

Для того чтобы пройти такую аттестацию, педагогические работники подают заявление в соответствующую аттестационную комиссию (п. п. 25, 27 Порядка).

Подведомственность организации Вид комиссии
Федеральные органы исполнительной власти Комиссии, сформированные соответствующими федеральными органами исполнительной власти
Субъект РФ, муниципальные и частные организации Комиссии, формируемые уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ

Заявление могут подать педагогические работники, которые замещают должности, предусмотренные подразделом 2 разд. I Номенклатуры, если замещение осуществляется по основному месту работы, внешнему или внутреннему совместительству, а также путем совмещения должностей (абз. 2 п. 1 Порядка).

Порядок проведения аттестации включает следующие этапы.

  1. Проверка содержания заявления.

Необходимо обратить внимание на следующее:

– в заявлении должны быть указаны квалификационная категория (первая или высшая) и должность, по которой педагогический работник желает пройти аттестацию (п. 28 Порядка);

– заявление о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории должно быть подано впервые не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории (п. 30 Порядка);

– заявление о повторном проведении аттестации может быть подано не ранее чем через год с того момента, как аттестационная комиссия приняла решение об отказе установить ту же квалификационную категорию (п. 43 Порядка).

  1. Определение срока проведения аттестации педагогического работника.

Срок аттестации работника должен определяться с учетом периода действия ранее установленной ему квалификационной категории (пп. “а” п. 32 Порядка). Продолжительность аттестации от начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней (п. 33 Порядка).

  1. Уведомление педагогического работника о сроке и месте проведения аттестации.

Уведомление производится в письменной форме (пп. “б” п. 32 Порядка).

Перечисленные действия аттестационная комиссия должна осуществить в течение 30 календарных дней со дня получения заявления (п. 32 Порядка).

  1. Проведение аттестации.

Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов (п. 34 Порядка).

Педагогический работник вправе присутствовать на заседании комиссии, на котором проводится его аттестации. В случае неявки аттестация проводится в его отсутствие (п. 35 Порядка).

В ходе аттестации комиссия оценивает профессиональную деятельность работника на основе результатов его работы, критерии оценки которых предусмотрены в п. 36 Порядка, если аттестуемый претендует на первую квалификационную категорию, и п. 37 Порядка, если он претендует на высшую квалификационную категорию.

По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих решений (п. 39 Порядка):

– установить первую (высшую) квалификационную категорию по должности, указанной педагогическим работником в заявлении;

– отказать в ее установлении.

Решение принимается в отсутствие аттестуемого работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории (абз. 1 п. 40 Порядка).

Следует учитывать, что педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре (абз. 2 п. 40 Порядка).

Если принято решение об отказе установить высшую квалификационную категорию, присвоенная ранее категория сохраняется до истечения срока ее действия (п. 42 Порядка).

  1. Оформление результатов аттестации и ознакомление с ними педагогического работника.

После подведения итогов голосования члены комиссия сообщают работнику, присутствующему на заседании, результаты аттестации (абз. 3 п. 40 Порядка).

Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, принимавшие участие в голосовании (абз. 1 п. 41 Протокола).

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения (абз. 2 п. 41 Протокола). Соответствующие федеральные органы исполнительной власти (уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ) издают распорядительный акт об установлении педагогическому работнику первой или высшей квалификационной категории с этого дня. Данный документ размещается на официальных сайтах указанных органов в сети Интернет (п. 44 Порядка).

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории

Анна Монкина
Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории

1. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.

По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

2. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, a в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — аттестационные комиссии)*(4).

3. При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.

4. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо

направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

5. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

6. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

7. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

8. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях

установления высшей квалификационной категории по той же должности.

9. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

10. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала её проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

11. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.

12. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.

13. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(5);

выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

14. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662*(5);

выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

15. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

16. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);

отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

17. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

18. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.

19. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним

сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.

20. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

21. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».

22. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

23. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

Аттестация педагогов по новым правилам.

Установлен новый порядок аттестации педагогических работников образовательных организаций. Он не касается профессорско-преподавательского состава.

Аттестации подлежат все педагогические работники, включая совместителей.

Аттестационные комиссии в целях подтверждения соответствия работников занимаемой должности теперь самостоятельно формируются образовательными организациями. Периодичность проведения аттестации не изменилась — 1 раз в 5 лет. При этом работники, отсутствовавшие на работе по болезни более 4 месяцев подряд, проходят аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу.

Квалификационные категории (первая или высшая) устанавливаются педагогическим работникам по их желанию. Работники, имеющие квалификационную категорию, не проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

Заявление на присвоение категории можно направить по почте или в электронном виде. Его также можно подать в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Уточнены основания присвоения квалификационных категорий. При отказе в установлении категории работник может повторно обратиться за ее присвоением только через год.

Ранее присвоенные квалификационные категории сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г. Регистрационный № 32408.

Новый порядок аттестации педагогических работников В «Российской газете» опубликован Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва «Об утверждении.

Информация о процедуре аттестации педагогических работников На сайте ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ Республики Карелия можно посмотреть информацию о процедуре аттестации педагогических.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит