Порядок увольнения служащих в муниципальных, военных и государственных органах, в связи с утратой доверия, утрата муниципальным служащим доверия является основанием

Содержание
  1. Порядок увольнения служащих в муниципальных, военных и государственных органах, в связи с утратой доверия
  2. Кого увольняют по такой причине?
  3. Приложение. Порядок увольнения муниципальных служащих в связи с утратой доверия
  4. Основания и порядок увольнения в связи с утратой доверия
  5. Основания для увольнения в связи с утратой доверия
  6. Критерии отнесения действий к достаточными для утраты доверия
  7. Как правильно оформляется приказ об утрате доверия и увольнении
  8. Утрата доверия у государственных и муниципальных служащих
  9. Увольнение в связи с утратой доверия
  10. Основания
  11. Кого можно уволить?

Порядок увольнения служащих в муниципальных, военных и государственных органах, в связи с утратой доверия

В статье 81 трудового кодекса РФ разъясняется определение «утрата доверия», которое может использоваться администрацией как обоснование для прекращения трудового договора на основе закона.

По этому положению, доверие работодателя может быть утрачено при совершении работником преступных действий.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Кого увольняют по такой причине?

Рассмотрим, к каким категориям людей может быть применено увольнение в связи с утратой доверия и как происходит данная процедура в каждом конкретном случае.

Государственного служащего

В независимости от ситуации причина для увольнения должна быть:

  • Обоснована фактами, которые имели место быть.
  • Подтверждаться документами, в которых фиксируется вина работника.
  • Под действие закона может попасть любой государственный гражданский служащий, уличенный в нарушении закона и попадающий под действие закона.

Порядок проведения процедуры

Основания для увольнения по утрате доверия устанавливаются ст. 59.2 ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В число оснований входит следующее:

  • Отказ в предотвращении или регулировании конфликта интересов, одной из сторон которого он является.
  • Не предоставление данных о доходе, имуществе, расходах и тех же данных от своего официального партнера и детей, либо предоставление ложных сведений.
  • Участие служащего на платной основе в коммерческой деятельности (кроме случаев, определенных в федеральном законе).
  • Участие служащего в управлении, попечительстве или наблюдательном совете органов иностранных некоммерческих неправительственных компаний и осуществляющих деятельность на территории РФ их подразделений.
  • Нарушение запрета гражданским служащим или членами его семьи (супругой, несовершеннолетними детьми) на хранение денежных средств в иностранных банках.

В докладной должны содержаться данные о подающем записку, его ФИО, время, место и обстоятельства, оказавшие влияние на выполненные действия. Если сведения подаются компетентными органами или третьими лицами, то написание записки не обязательно для данного процесса. При проведении инвентаризации одной докладной записки будет недостаточно, потребуется составление акта с фиксацией всех нарушений.

Эти документы послужат основой для выполнения служебного расследования в сторону работника, для подтверждения или опровержения вины. Чтобы все прошло по законодательным правилам, будет создана комиссия, в составе которой должны быть не только компетентные в данном вопросе люди, но и незаинтересованные лица, как со стороны служащего, так и от работодателя.

Эта комиссия создается после выхода внутреннего приказа и включает как минимум трех человек. В приказе также прописываются сведения о членах комиссии (должности, ФИО, полномочия, период работы комиссии и прочее).

Перед подготовкой и издание приказа на сотрудника должно налагаться дисциплинарное взыскание, приказ о котором формирует само предприятие из-за отсутствия единой формы.

  1. В нем нужно указать ФИО, должность, подразделение трудящегося.
  2. Затем записать данные о совершенном проступке, который нарушил трудовой или коллективный договор, с обязательным документарным подтверждением нарушений.
  3. Также в приказе о взыскании нужно записать все обстоятельства, при которых был свершен проступок, степень вины и ее тяжесть со стороны работника.
  4. Только после выхода приказа начальство может распорядиться о выходе приказа об увольнении, в котором будут указаны реквизиты прошлого приказа по отношению к работнику. Работник должен ознакомиться с этим приказом и подписать.
  5. После проведения этой процедуры в трудовую книгу вносится запись об увольнении в связи с утратой доверия и ссылки на основания их ТК РФ. Выдача трудовой книги происходит в день увольнения.
  • Скачать бланк приказа о взыскании
  • Скачать образец приказа о взыскании
  • Скачать бланк приказа об увольнении
  • Скачать образец приказа об увольнении по утрате доверия

На фото ниже приведен пример записи в трудовой книжке об увольнении в связи с утратой доверия:

При этом типе увольнения за работником полностью сохраняются такие выплаты, как оплата труда, компенсации, премии и надбавки, которые должны быть выданы в последний рабочий день.

Увольнение госслужащего по названной статье может поставить крест на дальнейшей службе. Чтобы не допустить этого, сотруднику следует постараться урегулировать конфликт и по возможности уволиться «по собственному желанию», чтобы не столкнуться с проблемами при дальнейшем трудоустройстве.

Военнослужащего

В нем содержатся данные об ответственности военнослужащего за совершение коррупционных правонарушений. К основаниям для увольнения по причине «утраты доверия» относится:

  • Неприятие мер по регулированию и устранению конфликтных ситуаций, в которой он является одной из сторон.
  • Непредставление сведений о своих доходах, расходах, имуществе, в том числе и данных мужа или жены, несовершеннолетних детей.
  • Сотрудничество с коммерческой организацией, входящей в состав органа управления на оплачиваемой основе.
  • Проведение предпринимательской деятельности,

Увольнение проводится при установлении одного или сразу нескольких правонарушений, расцененных как коррупционные. При увольнении по данной формулировке, он должен предоставить причинно-следственную обусловленность нарушения, иначе увольнение является противозаконным.

Также увольнение по утрате доверия является одним из прав руководителя, но не обязанностью. Начальством должен быть детально разобран каждый из случаев, перед принятием решения об увольнении, которое является крайней мерой взыскания.

Порядок проведения процедуры

Для военнослужащих порядок увольнение по причине утраты доверия имеет определённые особенности. Это связано с тем, что по ст. 51 увольнение по данному основанию считается взысканием за коррупционные правонарушения и выполняется с учетом положений, определяющих использование названых взысканий.

Увольнение по причине утраты доверия может произойти только по итогам:

  1. Проверки на достоверность и полноту данных о доходах и выполнения требований к поведению на службе.
  2. Контроля за соответствием доходов и расходов военнослужащего.
  3. Проверки полноты и достоверности данных о расходах.

Коррупционное взыскание, в части и увольнение со службы по причине утраты доверия, может быть применено не позднее полугода со дня получения данных о совершении правонарушения.

Муниципального работника

Для работников муниципальных служб увольнение по утрате доверия проводится на основании федеративного закона номер 25 «О муниципальной службе в Российской федерации», по статье 27.1. Чтобы выяснить мотивы проступка руководителю следует потребовать от работника предоставить объяснительную в письменном виде. Служащий должен составить и отдать ее в течении двух дней со дня получения приказа о ее написании. Не предоставление бумаги оформляется в форме акта, но не может послужить основанием для начал увольнения.

Расследование произошедшего нарушения проводится до завершения месяца со дня получения информации о нарушении. При этом выбывают дни, в которые работник был на больничном по временной нетрудоспособности, на время нахождения в отпуске, в дни непосещения работы по веским причинам, время выполнения проверки, период рассмотрения материалов по делу собранной комиссией. Увольнение может быть проведено в течении полугода, но не после этого срока.

В составленном приказе на увольнение должны быть приведены ссылки на статьи законодательного акта. Копия приказа с отметкой о совершенном правонарушении, нарушенных положения будут выданы служащему под расписку в течение пяти рабочих дней, считая от дня составления.

Перечень документов зависит от основания увольнения. Так, может быть использована следующая документация:

  1. Приказ об увольнении от работодателя.
  2. Заявление на увольнение по собственному желанию.
  3. Постановление суда о дисквалификации и пр.

Также следует учесть принятый 1.07.2017 федеральный закон № 132-ФЗ, согласно которому будет вести реестр муниципальных служащих, уволенных из-за утраты доверия. В особенности причина увольнений касается нарушений, связанных с коррупцией. Однако введение этого реестра не означает полную невозможность вернуться к муниципальной службе. Введение этого закона лишь делает открытым список тех, кто был уволен по названной причине, и работодатель должен учитывать это при принятии решения о приеме на работу.

Увольнение в связи с утратой доверия может быть применено к любому государственному, муниципальному работнику или военнослужащему. Однако принятие данного решения требует обоснования и серьезного расследования. В дальнейшем служащий может обжаловать принятое решение в суде. Восстановление после увольнения также не всегда возможно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-46-18 (Москва)
+7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

Приложение. Порядок увольнения муниципальных служащих в связи с утратой доверия

Приложение
к постановлению
Администрации Любимского
муниципального района
от 29 января 2016 г. N 09-0201/16

Порядок
увольнения муниципальных служащих в связи с утратой доверия

1. Согласно части 2 статьи 27.1, 14.1, 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрена возможность увольнения муниципальных служащих в связи с утратой доверия.

2. Муниципальный служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случаях:

— непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

— непринятия муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;

— непринятия муниципальным служащим, являющимся представителем нанимателя, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

3. Увольнение муниципального служащего в связи с утратой доверия применяется на основании:

— доклада о результатах проверки, проведенной уполномоченным подразделением органа местного самоуправления;

— рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Любимского муниципального района Ярославской области и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссия) в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию;

— объяснений муниципального служащего;

4. При увольнении в связи с утратой доверия учитывается характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

5. Увольнение в связи с утратой доверия применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности муниципального служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией. При этом увольнение в связи с утратой доверия должно быть применено не позднее шести месяцев со дня совершения коррупционного правонарушения.

6. До увольнения у муниципального служащего работодателем (руководителем) истребуется письменное объяснение (объяснительная записка). Если по истечении двух рабочих дней с момента, когда муниципальному служащему предложено представить письменное объяснение, указанное объяснение муниципальным служащим не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление муниципальным служащим объяснения не является препятствием для его увольнения в связи с утратой доверия.

7. В постановлении об увольнении в связи с утратой доверия муниципального служащего в качестве основания применения взыскания указывается часть 2 статьи 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

8. Копия постановления о применении к муниципальному служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к муниципальному служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего постановления.

9. Муниципальный служащий вправе обжаловать увольнение в установленном законом порядке.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Основания и порядок увольнения в связи с утратой доверия

Достаточно распространенной причиной увольнения работников стала причина — утрата доверия. Однако данная процедура освобождения от трудовых обязанностей может быть использована только в отдельных случаях, указанных в действующем законодательстве. Во-первых, трудящийся должен быть связан, так или иначе, с денежными или же товарными ценностями. Во-вторых, другим вариантом может быть совершение трудящимся действий виновного характера, которые дают основания для его руководства подов для утраты доверия. Такие действия должны в обязательном порядке иметь доказательственную базу, в противном случае увольнение по вышеуказанным основаниям может быть оспорено в судебном порядке и соответственно признано незаконным.

Основания для увольнения в связи с утратой доверия

На законодательном уровне возможность увольнения работника в связи с утратой доверия предусмотрена пунктами 7 и 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Так, п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусмотрено увольнение за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основания для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

В соответствии с пунктом 7. 1 части 1 статьи 81 основанием для увольнения в связи с утратой доверия являются следующие действия работника:

  • непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является,
  • непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей,
  • открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации,
  • владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми

Обязательным условием увольнения по перечисленным в п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ основаниям является то, что указанные действия должны давать основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

Также уволить человека можно по такой статье, в случае если были выявлены факты хищения, получения взяток и прочих нарушений такого плана, но при условии что они никаким образом не связаны с их основной работой.

Именно для этого и существуют должностные инструкции, которые содержат в себе все права, и обязанности трудящегося, поскольку именно через них и выражается доверие к нему непосредственно всех форм организаций предоставляющих рабочие места.

Для того чтобы процедура увольнение по такой причине была признана правомерной работодатель обязан соблюсти ряд определенных правил. Во-первых, провести служебное расследование. Во-вторых, в процессе расследования, если есть необходимость провести процедуру инвентаризации. В-третьих, в любом случае истребовать с трудящегося объяснительную записку. В-четвертых, при возникновении необходимости наложить на работника дисциплинарное взыскание и т.д.

Увольнение с государственной службы в связи с утратой доверия

Основания для увольнения госслужащего в связи с утратой доверия установлены ст. 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

К таким основаниям относятся следующие действия служащего:

  1. непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  2. непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  3. участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  4. осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
  5. вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
  6. нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Критерии отнесения действий к достаточными для утраты доверия

Несмотря на все эти оговорки на сегодняшний день в трудовом действующем законодательстве не указаны конкретные действия и нарушения, которые можно рассматривать как достаточными основаниями для утраты доверия.

Это также связано с тем фактом, что сама по себе так называемая утрата доверия является ни чем иным как оценочным понятием, которое работодатель может классифицировать по собственному усмотрению, принимая во внимание целый ряд разнообразных факторов.

Как уже говорилось ранее, одной из причин могут быть определенные виновные действия. Как показывает практика чаще всего к ним относится различное повреждение ценностей имеющих товарный или же материальный характер, хищение последних, хищение денежных средств, их утрата по некоторым причинам, а также многое другое. Помимо этого очень часто к таким действиям относят не исполнение кассовой дисциплины, реализации товаров или услуг в несоответствии с установленными расценками, списание чего-либо по фиктивным причинам, не исполнение положение нормативных актов имеющих локальный характер, а также прочие виды мошенничества. Бывает и вариант когда действия совершенные трудящимся могли или уже причини вред его непосредственного работодателю и тоже могут быть классифицированы как одна из причин потери доверия и последующего увольнения по этой причине.

Документирование действий, являющихся основанием для увольнения в связи с утратой доверия

В силу того что на сегодняшний день унифицированной формы документации, которая составляется при обнаружении перечисленных выше действий со стороны работника не существует, то как правило они фиксируются в виде составления докладной записки от человека, который их непосредственно зафиксировал или же был тем, кто обнаружил результат свершения этих действий.

Докладная записка в обязательном порядке должна в себе содержать данные о человеке, которые ее подает, а именно его ФИО, место, время, а также все обстоятельства, которые оказывали влияние на совершение данных действий. В случаях, когда данная информация предоставляется компетентным государственными органами или третьими лицами, не имеющими прямого отношения к данной организации то составление записки не является обязательной составляющей сего процесса. Если проводилась процедура инвентаризации то одной докладной записки в данном случае недостаточно, должен быть составлен акт, фиксирующий все нарушения.

Данные документы служат для работодателя основой для проведения правомерного служебного расследования в сторону своего работника, чтобы установить факт либо его вины, либо невиновности. Для того чтобы все проходило в соответствии с действующим законодательством создается специализированная комиссия, в состав которой должны входить не просто компетентные в данной отрасли люди, но вместе с этим они должны выступать лицами незаинтересованными как со стороны работника, так и стороны работодателя.

Данная комиссия созывается после издания внутреннего приказа и должна состоять не менее чем их трех человек. В приказе в обязательном порядке должны содержаться сведения о членах комиссии, которые включают в себе должность, ФИО, полномочия, срок действия работы комиссии и многое другое.

Как правильно оформляется приказ об утрате доверия и увольнении

Для начала необходимо отметить тот факт, что перед непосредственной подготовкой и последующим изданием данного приказа на трудящегося должно быть наложено взыскание дисциплинарного характера, приказ о котором разрабатывается организацией самостоятельно в силу отсутствия единой формы. Он должен в себе содержать данные о ФИО трудящегося, его должности, структурном подразделении, где он осуществлял свою трудовую деятельность.

А также общие сведения о том проступке, который нарушал положения трудового или же коллективного договора, должных инструкций и иных нормативных актах, с обязательным документарным подтверждением данных нарушений. Помимо этого приказ о взыскании должен отразить в себе обстоятельства при совершении виновных действий, степень вины и степень тяжести данной вины со стороны работника.

Только после издания данного приказа руководитель имеет право распоряжаться об издании основного приказа об увольнении, и в данном документе указываются все реквизиты предыдущего приказа относительно работника. Данный приказ подлежит ознакомлению и подписи со стороны трудящегося.

При проведении данной процедуры в трудовую книжку человека делается запись о том, что он был уволен в связи с утратой доверия по определенным основаниям, ссылки на которых находятся в ТК РФ. Выдается трудовая книжка непосредственно в день увольнения.

Необходимо отметить, что такой тип увольнения подразумевает полное сохранение за работником таких выплат как оплата труда за все отработанное и не оплаченное время, компенсационные выплаты, причитающиеся премии и надбавки, которые выдаются в последний рабочий день. Работодатель не имеет права, удерживать какие-либо суммы материального или же морального вреда, поскольку в данном случае увольнения этого не предусмотрено на законодательном уровне.

В случае же возникновения спорных вопросов, или же отказом руководства выплатить все причитающиеся денежные суммы своему работнику он имеет право подавать исковое заявление в суд. Также и работодатель, если имеет материальные претензии к своему работнику, который потерял доверие и был уволен, может обратиться с соответствующим заявлением в суд.

Утрата доверия у государственных и муниципальных служащих

Федеральные законы от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» содержат в себе нормы, предусматривающие такой вид дисциплинарной ответственности государственных и муниципальных служащих как увольнение в связи с утратой доверия.

Законами установлены исчерпывающие (полные) перечни оснований для применения данной меры ответственности.

Так, согласно статье 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случаях:

— непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

— непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

— участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

— осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;

— вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором России или законодательством РФ;

— нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

В соответствии со статьей 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрены два основания увольнения муниципального служащего в связи с утратой доверия:

— за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

— непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного

характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

В силу требований указанных выше законов при применении данного взыскания учитываются характер совершенного служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Так, в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 81 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя может произойти в случае совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

Исходя из сложившейся судебной практики, по этому основанию (п.7 ч.1 ст. 81 ТК РФ) работника можно уволить, например, за использование вверенных ему денежных или товарных ценностей в личных целях, нарушение правил учета, хранения и выдачи этих ценностей, фиктивное списание товарных ценностей, кражу. Причем работодатель должен доказать факт совершения работником таких действий.

Кроме того, работник может быть уволен по названному основанию и за проступки, совершенные вне рабочего времени, такие как кража, дача взятки или ее получение. Факт совершения подобных действий уже устанавливает не работодатель, а соответствующий орган (суд), вынося обвинительный приговор.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Увольнение в связи с утратой доверия

Трудовой кодекс разъяснил в статье 81 понятие «утрата доверия», который в некоторых случаях использует администрация организации для прекращения действия трудового договора на законном основании.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В соответствии с его положением доверие работодателя утрачивается, когда работник совершает преступные действия, вплотную занимаясь операциями по денежным оборотам либо по товарным ценностям.

Основания

Прекращение действия трудового договора осуществляется по различным основаниям, утрата доверия является одним из них. Основанием для увольнения служат действия работника, влекущие к потере доверия к нему.

В Трудовом кодексе не приводится конкретный перечень поступков, позволяющих освободить работника по причине потери доверия, хотя он указывается в некоторых законах федерального значения, касающихся службы в государственных органах.

Например, о нем указано в статьях 59.2 законов № 79 и 41.9 № 2202-1. Но каждый отдельный случай необходимо рассматривать с учетом индивидуальной специфики при обнаружении достаточных оснований для увольнения.

Однако как показывает судебная практика, увольнению работник подлежит при совершении действий:

  • нанесение убытка или попытка причинения убытка работодателю путем хищения, утраты, уничтожения вверенных ему денежных средств или материальных ценностей;
  • допущение нарушений в правилах, по которым осуществляется учет, хранение и выдача денежных средств или других видов ценностей;
  • нарушение в исполнении правил производства приходных и расходных операций с наличностью, расходования денежных средств из полученной выручки, лимитов с остатком кассы, несвоевременная сдача выручки в банк;
  • фиктивное уменьшение до нуля балансовой стоимости активов, изъятие из баланса, аннулирование состоявших на балансовом учете товарных ценностей, денежных средств и причисление их в число убытков;
  • употребление доверенных денежных средств, товарных ценностей для достижения личных целей;
  • иные виды действий.

К утрате доверия относят проступки работника, вследствие которых наносится материальный урон организации. Например, работник стремящийся присвоить ценности, за которые он несет ответственность, был задержан в момент совершения хищения. Несмотря на то, что он не успел похитить ценности, работника отстраняют от занимаемой должности из-за утраты доверия. К тому же попытку непременно надо письменно зафиксировать.

Мера воздействия

Работодатель обязан до увольнения применить установленные законодательными актами меры дисциплинарное наказание к работнику.

В их число входят:

  • устное замечание;
  • устный выговор;
  • строгий выговор с внесением в трудовую книжку.

Оформляют увольнение приказом по форме Т-8. Образец найдете в статье.

Фиксирование неправомерных действий

Специальных бланков с утвержденной формой, куда заносятся неправомерные поступки, не существует.

Обнаружившее проступок или его последствия лицо составляет докладную записку, содержанием которой является:

  • личные данные лица, который обнаружил проступок;
  • соответствующие действиям работника обстоятельства:
  • выявленные последствия неправомерных действий;
  • дата, время выявления проступка или его результаты.

Недостача материальных ценностей, выявленная во время проведения инвентаризации, оформляется актом.

Порядок действий

Руководитель разрабатывает мероприятия по проведению расследования внутри организации для установления вины работника на основании представленного акта, служащего доказательной базой.

Внутреннее расследование не исключает обращения в правоохранительные органы, хотя для осуществления увольнения достаточно выявить вину работника.

К тому же он должен потребовать, чтобы работник объяснил свои действия, мотивы его проступка в письменном виде.

Ниже приведена пошаговая инструкция по организации служебного расследования:

  • формирование комиссии из компетентных, незаинтересованных в результатах расследования работников, число которых составляет минимум три человека;
  • издание приказа о формировании комиссии;
  • уведомление с приказом членов комиссии под подпись.

Формируется комиссия не только в случае нанесения ущерба имуществу, но и в случае совершения проступка работником, который может привести к нему.

В содержании приказа о создании комиссии указываются сведения, которые вмещают:

  • фамилии членов, их занимаемые должности;
  • дата создания комиссии, обоснование и актуальность основополагающих задач деятельности, продолжительность ее деятельности;
  • полномочия членов комиссии, если они не предусмотрены локальными нормами организации.

Действия комиссии

Круг задач, разрешаемых комиссией по расследованию проступка работника, охватывает:

  • установление обстоятельств, при которых был нанесен ущерб – время, место, способ;
  • описание сведений о ценностях;
  • производство расчета стоимости нанесенного ущерба;
  • обнаружение лица, по чьей вине нанесен урон;
  • сбор информации по делу, которое расследуется;
  • выяснение степени вины;
  • определение меры воздействия к виноватому работнику.

Результаты расследования, выявленная информация оформляется членами комиссии в форме акта, справки, объяснительной и докладной записки.

По истечению хода расследования комиссия составляет отчет, подписываемый всеми членами.

Работник должен быть ознакомлен с результатами проверки под роспись. Если работник отказывается от просмотра отчета, то его отказ оформляется специальным актом.

Кого можно уволить?

Неминуемость ответственности государственных служащих, которое налагается на них за совершение коррупционных правонарушений, относится к одному из важнейших прин­ципов проявления противостояния коррупции. Прекращая трудовые отношения со служащими, которые трудятся в государственных и муниципальных органах, необходимо ориентироваться на положения, указываемые в качестве оснований для увольнения в нормативных актах.

К ним относятся:

  • характер коррупционного правонарушения;
  • степень его тяжести,
  • обстоятельства, побудившие к совершению проступка;
  • следование ограничениям, запретам, требованиям о предупреждении, урегулировании конфликтных ситуаций между сторонами, исполнение обязанностей, которые установлены для осуществления направленных против коррупции действий;
  • предыдущие показатели исполнения должностных обязанностей.

Смотрите видео об увольнении государственных служащих в связи с утратой доверия

Муниципального служащего

Увольнение по утрате доверия производится согласно основанию, отмеченному в Федеративном законе, испущенном в марте 2007 года за номером 25 «О муниципальной службе в Российской Федерации», а именно в статье 27.1. Для выяснения мотивов проступка руководитель обязан потребовать от служащего о представлении объяснительной записки в письменном виде. Муниципальный служащий обязан предоставить его в течение двух дней с момента времени, когда ему было заявлено о его написании.

Непредставление записки оформляется актом, оно не может служить основанием для производства процедуры увольнения.

Расследование совершенного проступка осуществляется до истечения месяца со дня, когда поступила информация о содеянном муниципальным служащим коррупционном правонарушении. Притом исключаются дни, в течение которых он пребывал на больничном листе по временной нетрудоспособности, период нахождения в трудовом отпуске, дни неявки на службу по веским причинам, период выполнения проверки, время рассмотрения материалов расследования комиссией. Уволить его необходимо в течение шести месяцев, но не позже.

В приказе на увольнение необходимо привести ссылку на соответствующую статью законодательного акта. Копия приказа с отметкой о содеянном коррупционном правонарушении, нарушенных положений вручаются служащему под расписку в продолжение пяти рабочих дней, отсчитываемых со дня его издания.

Если к нему не была применена мера воздействия, то испускается соответствующее распоряжение. Его копия выдается на руки служащему муниципалитета. Он имеет право обжаловать решение об увольнении в суде.

Государственного служащего

Нормативы закона «О государственной гражданской службе» вносят незначительную ясность по отношению оснований прекращения трудовых отношений. Они введены в статью 59.3 закона, разъясняющего условия установления и применения видов наказания к государственным служащим, допустившим нарушения прав.

В частности к ним относится совершение считающихся виновными действий, повлекших за собой утрату доверия руководителя, который управляет государственным органом.

Трудовой кодекс РФ под «утратой доверия» подразумевает несоблюдение служащим принципов государственной службы, трудовой дисциплины.

Как доказать, что на предприятии выплачивают черную зарплату? Работникам на заметку статья.

Трудовой договор по совместительству — страховка для работника и работодателя. Смотрите образец.

В любом случае определение «утрата доверия» должна быть:

  • обоснованной убедительными фактами, которые имели место быть;
  • подтвержденной документами, в их содержании должна быть зафиксирована вина государственного служащего, например, злоупотребление должностным положением на службе.

К тому же, знание представителем нанимателя о личных интересах государственного служащего в создании конфликта интересов может привести его к безоговорочному увольнению. Также он будет уволен в случае, когда представитель нанимателя не предпримет усилия для устранения либо улаживания конфликта интересов, несмотря на то, что гражданский служащий, находящийся у него в подчинении, является участником конфликта.

Военнослужащего

Федеративный закон, изданный за номером 53 «О воинской обязанности и военной службе», принятый в исполнение в марте 1998 году регламентирует трудовые отношения военнослужащих, правовые вопросы по всем видам увольнения со службы, включая утрату доверия. Он содержит указания по мере ответственности военнослужащего за совершение корруп­ционных правонарушений.

К основаниям, по которым производится увольнение военнослужащего по формулировке «утрата доверия» сообразно статье 51, относится:

  • непринятия должных мер по устранению или урегулированию конфликтных ситуаций, где он является одной из сторон;
  • непредставление или представление сомнительных, недостаточных сведений о своих доходах и рас­ходах, об имуществе и носящих имущественный характер обязатель­ствах, включая доходы жены или мужа, несовершеннолетних детей;
  • сотрудничество с ведущей коммерческую деятельность организацией в составе органа управления на оплачиваемой основе, исключая случаи, которые утверждены актами действующих федеральных законов;
  • осуществление предпринима­тельской деятельности;
  • вступление в руководящий состав управления учреждений по попечительству или наблюдению, в другие органы некоммерческих неправительственных организаций, их структурные представительства, производящие деятельность на территории страны, не предусмотренных международным договором или действующими законами Российской Фе­дерации.

Увольнение военнослужащего осуществляется, если установлено одно или несколько правонарушений, расцененных как коррупционные.

Если работодатель увольняет работника по приведенной формулировке, то он должен доказать причинно-следственную обусловленность проступка, иначе увольнение расценивается как противозаконное. К тому же увольнение в связи с утратой доверия к работнику входит в число прав руководителя, но никоим образом его нельзя назвать обязанностью.

Руководитель должен скрупулезно разобрать каждый отдельный случай, охватывая все стороны сложившейся ситуации до принятия решение об увольнении. Оно должно стать крайней мерой взыскания при условии отсутствия результатов ранее примененных мер дисциплинарного принуждения с учетом негативных последствий, возникших в государственном органе.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит