Уведомление муниципального служащего трудоустройстве после увольнения, уведомление муниципального служащего трудоустройстве после увольнения

Содержание
  1. Уведомление муниципального служащего трудоустройстве после увольнения
  2. Прием на работу бывшего муниципального служащего
  3. Трудоустройство бывших служащих
  4. Особенности приема на работу
  5. Документальное оформление
  6. Необходимость уведомления
  7. Судебная практика
  8. Волотовский муниципальный район
  9. ПАМЯТКА муниципальному служащему, планирующему увольнение с муниципальной службы
  10. Делопроизводство
  11. Особенности приема на работу бывшего госслужащего
  12. Что говорит закон?
  13. Действия при приеме на работу бывшего госслужащего
  14. Сроки
  15. Ответственность
  16. Судебная практика
  17. Уведомление о приеме бывшего госслужащего
  18. Как узнать, что новый работник – бывший госслужащий?
  19. А если со служащим заключается гражданско-правовой договор?
  20. Сроки уведомления о приеме на работу госслужащего
  21. Оформляем уведомление о приеме государственного служащего

Уведомление муниципального служащего трудоустройстве после увольнения

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на [email protected] Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Бывший государственный служащий в течение двух лет после увольнения принят на службу в другой государственный орган также на должность государственной службы.
Возникает ли обязанность нового работодателя направить уведомление о принятии его на работу в соответствии со ст. 64.1 ТК РФ?
Возникает ли обязанность по уведомлению в аналогичной ситуации, но при трудоустройстве бывшего гражданского служащего на муниципальную службу?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При трудоустройстве бывшего государственного служащего в государственный орган или орган местного самоуправления в течение двух лет после увольнения его с государственной службы уведомлять об этом тот государственный орган, который являлся последним местом его службы, не нужно.

Обоснование вывода:
Действительно, как справедливо отмечено в вопросе, часть первая ст. 64.1 ТК РФ предусматривает, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Аналогичные положения содержит также ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон N 273-ФЗ).
Соответственно, именно для того, чтобы обеспечить соблюдение установленных приведенными нормами условий, законодательство предусмотрело обязанность граждан, замещавших вышеуказанные должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы (часть вторая ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Закона N 273-ФЗ), а также обязанность работодателя, получившего такие сведения, в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть третья ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).
Из вышеизложенного следует, что данные нормы направлены на то, чтобы предотвратить возможность получения коррупционных доходов бывшими государственными и муниципальными служащими от организаций, которые в силу исполнения должностных обязанностей такими служащими находились в сфере их контроля. Иными словами, они применяются при осуществлении бывшим государственным или муниципальным служащим деятельности или выполнении им работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. На это указывает и сам термин «бывшие государственные или муниципальные служащие», используемый в наименовании и тексте ст. 64.1 ТК РФ, который со всей очевидностью указывает на то, что нормы этой статьи применяются в случае трудоустройства лица на работу, не связанную с государственной или муниципальной службой.
Данный вывод находит свое отражение и в разъяснениях, данных в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы в том числе и в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).
Таким образом, в ситуации, когда государственный служащий в течение двух лет после увольнения с государственной службы принят на службу в другой государственный орган или орган местного самоуправления, в том числе на должности, не относящиеся к должностям государственной или муниципальной службы, уведомлять об этом тот государственный орган, который являлся последним местом его службы, не нужно.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

16 марта 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Прием на работу бывшего муниципального служащего

Зачастую прием на работу не ограничивается только тем, что наниматель требует предоставить ряд документов и заключает трудовой договор с новым работником. В некоторых случаях следует поставить в известность о совершенном действе сторонние организации.

Прием на работу бывшего госслужащего — это именно такой случай, когда наниматель должен в сжатые сроки оповестить о заключенных трудовых отношениях бывшего работодателя.

Правильность оформления уведомления, а главное, его своевременность, позволяет избежать неприятностей самому новому начальству и дает основания для грамотного выстраивания дальнейшего сотрудничества с наемным лицом.

Трудоустройство бывших служащих

Трудоустройство бывших госслужащих — это особая процедура, которая требует выполнения определенных действий от обеих сторон трудового договора и от работника, и от нанимателя. Но следует понимать, что сам бывший муниципальный служащий, как физическое лицо, не несет ответственности за несоблюдение законодательных норм в этой части, так как он просто может не владеть такой информацией. А вот наниматель обязан владеть всеми действующими статьями закона и придерживаться их. Поэтому в случае неправильно скоординированных действий отвечать будет именно юридическое лицо.

Служба в государственных и муниципальных организациях вовсе не налагает на человека пожизненного бремени, каждый гражданин имеет право сменить место работы по своему усмотрению. Но в течение двух лет после увольнения такие служащие имеют определенные ограничения по выбору следующего рабочего места. Со своей стороны наниматели также должны, опираясь на закон, определять, имеют ли они право принять данного конкретного сотрудника на указанную должность. Такой порядок обусловлен тем, что в течение прошлой трудовой деятельности госслужащий имел доступ к некоторым сведениям, которые он не имеет права использовать в своих интересах при выполнении новых обязанностей. Речь идет о некотором конфликте интересов бюджетных и коммерческих структур, а также запрете на обнародование или использование сведений государственной важности.

Правовое регулирование

Говоря о конкретных законодательных нормах, следует знать, какие именно документы регламентируют это правило.

Правовое регулирование ограничений при приеме бывших госслужащих опирается на:

  1. Статью 64 Трудового кодекса РФ. В ней устанавливается обязанность работодателя уведомлять бывшего нанимателя о заключении трудового соглашения с их бывшим служащим.
  2. Статья 12 часть 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» N 273-ФЗ от 25.12.2008 года. В нем устанавливается конкретное ограничение по заработной плате вновь принятого, которая не должна быть более ста тысяч рублей. Но такое ограничение распространяется только на те организации, с которыми ранее данный госслужащий сотрудничал.
  3. Федеральный закон N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 года прописывает, что информация, полученная в процессе работы в государственных и муниципальных структурах, принадлежит государству, а потому использоваться в коммерческих целях не может.
  4. Указ Президента РФ N 821 «О комиссиях по соблюдению требований…» от 01.07.2010 года оговаривает, что получать бывшие работники могут и больше указанных ограничительных сумм, но только в том случае, если такое решение будет принято специальной комиссией.

Наниматель обязан оперировать законодательными нормами и опираться на них при оформлении нового сотрудника.

Особенности приема на работу

Но относятся они далеко не ко всем принимаемым сотрудникам данной категории, поэтому прежде, чем принимать человека, стоит уточнить — относится ли он к указанным категориям. При наличии каких-то сомнений лучше перестраховаться и отправить уведомление, чем рискнуть и не сделать этого.

При трудоустройстве первое, на что должен обратить внимание наниматель, — был ли факт сотрудничества государственной службы, с которой уволился человек, и коммерческой организации, в которую он принимается. Если взаимодействие структур было или есть на данный момент, то следует очень скрупулезно подойти к рассмотрению кандидатуры. Далеко не на каждую должность можно принять уволенного, ограничения идут по сумме будущих доходов. Заработная плата принятого человека не может превышать ста тысяч рублей.

Наличие обстоятельств, которые, по мнению сторон трудового соглашения, могут позволить отменить установленное ограничение, дает основание обратиться в специальную комиссию для рассмотрения данной ситуации. Комиссия имеет право выдать разрешение на работу с окладом, превышающим 100 000 рублей, или запретить ее.

Условия трудоустройства

Норму приема на работу бывших служащих государственных структур существенно не отличается от стандартной процедуры оформления.

Процедура оформления выглядит следующим образом:

  1. Соискатель предоставляет необходимый для приема пакет документов.
  2. Трудоустраивающийся пишет заявление на прием.
  3. Заключается трудовой договор с работодателем.
  4. Издается приказ о приеме сотрудника в штат.

Сам работник должен в добровольном порядке сообщать о новом рабочем месте по месту бывшей службы. Делать это следует каждый раз при смене работодателя в течение двух лет с момента увольнения. Организация-наниматель также обязана уведомить бывшего работодателя о заключении контракта.

Обязанность сообщить о последнем месте службы

Уведомление о трудоустройстве – это единственный момент, который в корне отличает трудоустройство госслужащего от иных принимаемых работников. Но для того чтобы его направить, наниматель должен владеть информацией о том, что данный человек ранее работал в госорганах. Получить такие сведения он может непосредственно от самого принимаемого гражданина.

Закон обязывает граждан сообщать о данном факте своей трудовой биографии новым работодателям.

Лучше не надеяться на сознательность граждан, а подстраховать себя и получить документальные доказательства. Сведения о бывшем работодателе указаны в трудовой книжке принимаемого. Существуют ситуации, когда по закону гражданин не обязан представлять трудовую книжку, например, при заключении гражданско-правовых соглашений или при трудоустройстве по совместительству. Для принимающей организации будет нелишним затребовать оригинал или заверенную копию трудовой книжки для подтверждения или исключения данного факта.

Документальное оформление

При оформлении бывшего госслужащего следует обращать внимание на два главных пункта:

  1. Должность, которую ранее занимал принимаемый сотрудник.
  2. Зарплату, которая определена ему по новому контракту. Она в некоторых случаях не может быть выше ста тысяч рублей.

Подпадающие под эти условия сотрудники оформляются несколько иным способом. В карточке работника ставится соответствующая пометка, которая позволяет грамотно перемещать сотрудника внутри организации в течение всего срока ограничения. В зависимости от должности, на которую принят гражданин, может быть заведено личное дело, в котором также все существенные нюансы прописываются и хранятся.

По истечении двух лет после дня увольнения пометка из личной карточки убирается, а перемещения сотрудника с должности на должность более не ограничено.

Необходимость уведомления

Уведомлять о трудоустройстве должны две стороны – работник и работодатель.

У каждого из них свои правила уведомления:

  1. Бывший госслужащий обязан предупреждать предыдущего работодателя о том, что он оформляет трудовые взаимоотношения с другой организацией. Такой порядок сохранится на протяжении двух лет. Фактически именно гражданин обязан доказать, что новое рабочее место не вызовет конфликта интересов.
  2. Организация, заключающая договорные отношения с работником, безусловно, несет большую ответственность за предоставление данных. Условия уведомления для нанимателей оговорены более четко и предписывают составлять письменные уведомления.

Обязательность уведомительной процедуры распространяется и на физических, и на юридических лиц.

Перечень должностей

Далеко не все муниципальные или государственные служащие имеют доступ к информации, имеющей особую важность. По этой причине в ФЗ-273 и Указе Президента РФ №557 есть утвержденные перечни, конкретно очерчивающие круг лиц, на которых распространяется данное требование.

В этот список включены:

  1. Лица, занимающие любые руководящие посты в органах исполнительной власти.
  2. Военные служащие, которые относятся к руководству.
  3. Занимающиеся:
  • распределение бюджетных средств;
  • контролем и надзором за ограниченными участками деятельности;
  • распоряжением материально-технической базы;
  • государственными имущественными ценностями;
  • административно-хозяйственными вопросами;
  • распорядительной деятельностью;
  • подготовкой и выдачей лицензий или иных разрешительных бумаг.

Конечно, перечень содержит только род деятельности, но не конкретизацию должностей и профессий, поэтому наниматель обязан уточнять сведения по каждому принятому служащему.

Составление документа

Уведомление о принятии на работу бывшего госслужащего пишется в произвольной форме. По своей форме оно больше напоминает деловое письмо, чем конкретный бланк. Для его написания лучше всего воспользоваться фирменным бланком предприятия.

В тексте уведомления следует указать:

  1. Юридические реквизиты организации (если пишется не на фирменном бланке).
  2. Данные принимаемого работника, а именно его ФИО и паспортные сведения.
  3. Должность, на которую гражданин принят.
  4. День заключения трудового соглашения.
  5. Дата начала выполнения трудовых обязанностей.
  6. Срок, на который заключен контракт.
  7. Номер приказа, который узаконивает прием на должность.

Письмо заверяется подписью директора организации и закрепляется печатью.

Порядок уведомления

Этот срок отсчитывается с даты подписания трудового соглашения. Хотя десять суток – не слишком короткий промежуток, но в него можно и не уложиться, если бывшее место службы находится далеко. Поэтому крайне важно продумать удобные, а главное, быстрые способы передачи письма.

Отправить уведомление можно:

  1. По почте. Такой способ требует обязательного оформления в виде заказного письма с уведомлением о его получении. Это позволит при возникновении каких-то нестыковок доказать отправку.
  2. Курьером под подпись о получении конкретным должностным лицом.
  3. Самостоятельно передать лично в руки.

Не рекомендуется использовать электронный способ отправки. По электронной почте можно уведомить, но впоследствии стоит подстраховаться еще и бумажной доставкой письма.

Ответственность

При нарушении законодательных норм на виновную сторону накладывается административная ответственность в виде штрафов:

  1. Самому госслужащему может быть присуждено к уплате от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.
  2. Юридическое лицо будет оштрафовано от ста до пятисот тысяч рублей.
  3. Физические лица в виде индивидуальных предпринимателей заплатят от двадцати до пятидесяти тысяч.

Мера наказания за данное правонарушение всегда выражается в штрафных санкциях.

Судебная практика

Кировский районный суд г. Астрахани рассмотрел судебный иск от частного нотариуса, на которого было наложено административное взыскание. Штраф нотариусу был присужден за то, что он принял на работу бывшего государственного служащего, но не уведомил об этом бывшего работодателя. Нотариус просил снять с него штрафные санкции, апеллируя тем фактом, что не имел сведений о бывшем работодателе принятого сотрудника.

Суд рассмотрел представленные факты и документы и подтвердил правомерность взысканий, так как незнание закона не освобождает от его соблюдения. В частности, нотариусу перед оформлением сотрудничества обязан был осведомиться о бывшем месте работы и соблюсти уведомительную процедуру.

Судья оставил ранее вынесенное решение о взыскании штрафа с нанимателя без изменения.

Волотовский муниципальный район

ПАМЯТКА муниципальному служащему, планирующему увольнение с муниципальной службы

Наименование: ПАМЯТКА муниципальному служащему, планирующему увольнение с муниципальной службы
Дата: 03.06.2016

ПАМЯТКА

муниципальному служащему,

планирующему увольнение с муниципальной службы

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ) муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены указанным Федеральным законом № 25-ФЗ и другими федеральными законами.

  1. I. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы

Статьей 14 Федерального закона № 25-ФЗ установлено, что гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе:

1) в случае замещения должности муниципальной службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) установлены ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора:

Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора в течение семи дней со дня поступления указанного обращения в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение одного рабочего дня и уведомить его устно в течение трех рабочих дней.


  1. II
    . Ответственность за несоблюдение

предусмотренных ограничений и запретов

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом № 273-ФЗ установлено, что несоблюдение гражданином, замещавшим должности муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 статьи 12, влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12, заключенного с указанным гражданином.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, с гражданином, замещавшим должности муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В письме, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:

фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);

число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);

должность муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);

наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));

дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;

дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);

наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);

должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

В соответствии со ст. 19.29. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей

Проверка соблюдения гражданином, запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

III. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с муниципальной службы

Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с муниципальной службы отнесен к типовым ситуациям конфликта интересов на муниципальной службе Российской Федерации:

Описание ситуации

Муниципальный служащий ведет переговоры о трудоустройстве после увольнения с муниципальной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции муниципального управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Муниципальному служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции муниципального управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации муниципальному служащему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с муниципальной службы.

В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, мунциипальному служащему следует уведомить представителя нанимателя, непосредственного начальника в письменной форме о наличии личной заинтересованности.

С трудоустройством бывших муниципальных служащих также связан целый ряд ситуаций, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации муниципального органа, но при этом не могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например:

  • бывший муниципальный служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с муниципальным органом, в котором муниципальный служащий ранее замещал должность;
  • бывший муниципальный служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с муниципальным органом, в котором муниципальный служащий ранее замещал должность;
  • муниципальный служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с муниципальной службы заниматься их реализацией.

Делопроизводство

Особенности приема на работу бывшего госслужащего

Учитывая множество требований, которые применимы к государственным служащим, можно сказать, что они являются высококвалифицированными специалистами, поэтому после прекращения трудовых отношений в госструктурах они чрезвычайно востребованы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Но в связи с тем, что даже после увольнения на них распространяется ряд правил и ограничений, новым работодателям следует знать о некоторых особенностях приема бывших госслужащих.

Что говорит закон?

В частности, в ст.64.1 ТК РФ сказано, что при приеме на работу бывшего государственного служащего на нового работодателя возлагается обязанность уведомить о новом работнике орган, в котором ранее тот был задействован.

Но оговоренная норма обязывает уведомлять о новом трудоустройстве не только работодателя, но и самого работника, который обязан соблюдать некоторые правила, несмотря на прекращение работы в госструктурах в течение двух лет с момента сложения полномочий.

Нормативная база

Подобные правила введены не просто так, а в связи с тем, что даже после прекращения трудовых отношений государственный служащий может располагать некоторыми данными полученными в ходе выполнения своих обязанностей.

И учитывая, что полученные сведения принадлежат государству и могут являться государственной тайной, использовать их в коммерческих целях запрещено на основании ч.3 ст.17 ФЗ № 79.

Также согласно норм отраженных в ч.1 ст.64.1 ТК РФ, бывшие государственные служащие могут трудоустроиться в те организации, с которыми сотрудничали в течение службы в госструктуре только с согласия специальной комиссии и только в том случае, если будет отсутствовать конфликт интересов и вероятность коррупционных действий, в связи с тем, что обе стороны могут располагать определенными сведениями.

И в соответствии с ч.1 ст.17 ФЗ №273 бывший государственный служащий может быть трудоустроен в организацию, с которой ранее сотрудничал при условии, что его заработная плата будет менее 100 тысяч рублей в месяц.

Если предполагается более высокий размер заработка, то опять же требуется разрешение специальной комиссии, порядок работы которой утвержден Указом президента № 821.

Все упомянутые выше документы можно скачать тут:

Особенности

Подобные ограничения введены в действие ФЗ № 273 с целью противодействия коррупционным действиям, как со стороны бывшего работника государственной службы, так и коммерческого предприятия, которое из некоторых сведений и обширных связей нового работника может попытаться извлечь выгоду.

В частности, именно поэтому в ч.1 ст.12 ФЗ №273 введены правила об уведомлении о новом трудоустройстве как государственных так и муниципальных служащих в течении двух лет с момента прекращения сотрудничества с государственными структурами.

А также утвержден порядок рассмотрения условий трудового и гражданско-правового договоров по новому месту работы с целью выявления коррупционных действий либо отсутствия таковых с учетом бывшего сотрудничества между госструктурой и коммерческим предприятием.

Перечень должностей

Однако учитывая тот факт, что далеко не все государственные служащие имеют доступ к данным, распространение которых может нанести вред государственной безопасности, в том же ФЗ №273 утвержден перечень должностей, в отношении которых и введены некоторые ограничения и правила.

Оговоренный перечень утвержден Указом Президента РФ №557 и содержит в себе следующие должности:

  • руководящий состав органов исполнительной власти;
  • руководство военной службы.

Также в оговоренный перечень включены должности, которые связаны с:

  • организационно-распорядительной деятельностью;
  • административно-хозяйственными функциями;
  • контрольными или надзорными функциями;
  • распоряжением бюджетных средств;
  • управлением государственным имуществом;
  • выдачей лицензий или разрешительной документации;
  • распределением материально-технических ресурсов.

Про особенности приема на работу беременных женщин читайте здесь.

Действия при приеме на работу бывшего госслужащего

Учитывая, что госслужащий является таким же работником, как и все остальные сотрудники, порядок их приема на работу на предприятия ничем не отличается от официально установленного, за некоторым исключением, коим является уведомление бывшего работодателя о заключении нового договора о сотрудничестве.

Для работника

В частности, на основании ст.64.1 ТК РФ, а также ч.2 ст.12 ФЗ №273 после увольнения из госструктуры бывший государственный служащий обязан уведомлять оговоренный орган о заключении новых договоров о сотрудничестве еще в течении двух лет с момента увольнения, независимо от того, каким по счету является работодатель негосударственного предприятия.

Также, в зависимости от условий труда, а также бывших деловых отношений сотрудник обязан будет проходить комиссию для исключения возможности конфликта интересов с целью противодействия коррупционным действиям.

То есть в зависимости от занимаемой прежде должности и допуска к определенной информации бывший служащий будет обязан доказать, что его прежняя деятельность не повлечет за собой незаконное обогащение за счет информации представляющей государственную тайну.

Для работодателя

В свою очередь, уведомлять о приеме бывшего госслужащего должен и работодатель, и такая обязанность возложена на него нормами ст.64.1 ТК РФ и Постановления Правительства РФ № 700.

В нем сказано, что в течение 10 дней с момента заключения трудового договора руководство предприятия обязано письменно уведомить о приеме нового сотрудника госструктуру, в которой тот ранее был задействован. Данная норма подлежит исполнению на протяжении двух лет с момента увольнения служащего, независимо от формы трудового договора и места работы.

В теории оговоренная норма выглядит вполне понятной, но на практике далеко не всегда работодатель может знать о бывшей деятельности своего работника. Ведь при заключении гражданско-правового договора трудовая книжка не требуется.

Какие вопросы при приеме на работу может задавать работодатель? Узнайте тут.

Правила приема на работу вы можете найти в этом материале.

Как узнать о госслужбе?

Учитывая нормы антикоррупционного законодательства, при отсутствии сведений о бывшем месте работы работодатель может потребовать у нового сотрудника предъявления трудовой книжки для выяснения бывшего места работы.

В подобной ситуации работник не имеет права отказать, и обязан уведомить о последнем месте работы. Если же трудовая книжка не содержит сведений о государственной службе, работодатель не несет ответственности за нарушение норм ст.64.1 ТК РФ.

Но при предъявлении трудовой книжки может возникнуть еще одна сложность.

Дело в том, что уведомлять о приеме бывшего госслужащего нужно только в том случае, если его должность оговорена в Перечне, утвержденном Указом Президента, либо заработная плата превышает 100 тыс. рублей.

Учитывая, что подобные сведения в трудовой книжке не содержатся, желательно не ждать выяснения обстоятельств, а сразу же направить уведомления по предыдущему месту работы.

Нужно ли сообщать, если сотрудник принимается по совместительству?

Согласно норм ст.14 ФЗ №79 и ст.14 ФЗ №25 и государственный, и муниципальный служащий не имеют права заниматься любой оплачиваемой деятельности в качестве совместителя без письменно оформленного разрешения руководства по основному месту работы, соответственно о дополнительных трудовых обязанностях в другой организации государственный служащий обязан уведомить сам в любом случае.

Нарушить установленную норму даже при желании скрыть дополнительный доход вряд ли удастся, так как на основании норм закона все госслужащие обязаны сообщать обо всех полученных доходах и предоставленные сведения не просто фиксируются, а проходят тщательную проверку, соответственно каждый служащий заинтересован в том, чтобы сохранить и место работы и доход.

А вот работодатель уведомлять госструктуру о новом работнике не обязан, так как подобные обязательства за ним закреплены только в том случае, если государственный служащий уже уволен, о чем сказано в ст.64.1 ТК РФ.

Требуется ли письмо, если с работником заключен гражданско-правовой договор?

В ч.4 ст.12 ФЗ №273 сказано, работодатель обязан уведомить государственный орган о приеме их бывшего работника только в том случае, если с новым работником заключен трудовой либо гражданско-правовой договор, следовательно, независимо от формы сотрудничества и оформляемых документов, уведомление направлять нужно в обязательном порядке.

Нужно ли уведомление, если работник – бывший муниципальный служащий?

И в той же части 4 ст.12 ФЗ №273 сказано, что уведомление направляется, если новый работник ранее был задействован как в качестве государственного, так и муниципального служащего, ведь, несмотря на некоторые отличия указанных структур, конфликт интересов все же может присутствовать, о чем дополнительно оговорено в ст.14.1 № 25 «О муниципальной службе».

Образец уведомления (форма)

В настоящий момент утвержденной формы уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего на законодательном уровне не установлено.

Но сведения, которые должны содержаться в оговоренном документе, приведены в Постановлении Правительства РФ №700, где сказано, что документ должен в себе содержать не только сведения удостоверяющие личность, но и должностные обязанности, наименование новой должности, а также название организации.

Порядок отправления уведомления бывшему работодателю госслужащего также до конца не урегулирован, соответственно работодатель может направить его по почте заказным письмом либо предоставить нарочно.

Примерный образец уведомления представлен ниже:

Как заполнить автобиографию при приеме на работу? Узнайте тут.

Сроки

И в ст.64.1 ТК РФ и в Постановлении Правительства РФ, а также в ст.12 ФЗ №273 сказано, что при приеме государственного служащего работодатель обязан направить сообщение о новом сотруднике в 10-дневный срок.

В то же время для самого бывшего сотрудника госструктур срок уведомления не установлен, что не освобождает его от обязанности сообщать о новом трудоустройстве.

Ответственность

Учитывая, что обязанность уведомлять о трудоустройстве бывшего госслужащего закреплена в федеральном законодательстве, нарушение оговоренных норм может повлечь за собой как административную, так и уголовную ответственность.

Работника

В частности, в ч.1 ст.13 ФЗ №273 сказано, что граждане РФ, коими и являются государственные служащие, за отказ от уведомления о новом трудоустройстве могут понести уголовную ответственность, если специальная комиссия усмотрит в их действиях коррупционные действия.

А также, в случае выявления отсутствия уведомления договор, заключенный бывшим государственным служащим о сотрудничестве подлежит прекращению на основании ч.3 ст.12 ФЗ №273.

К тому же, для бывших госслужащих предусмотрен штраф на основании ст.19.29 КоАП РФ в размере от 2 до 4 тыс. рублей.

Работодателя

А вот для работодателя в случае неисполнения оговоренных норм предусмотрены более жесткие меры, а именно штраф, размер которого будет зависеть от формы собственности предприятия, что говорит о том, что независимо от того кем является работодатель крупным предприятием либо индивидуальным лицом, исполнять нормы закона они обязаны.

Именно поэтому за нарушение норм ФЗ №273 предусмотрена административная ответственность по ст.19.29 КоАП РФ, что предусматривает штрафные санкции от 50 тыс. рублей до 500 тысяч.

Кто и как может проверить факт бездействия?

Учитывая нормы антикоррупционного законодательства, трудовая деятельность каждого госслужащего тщательно отслеживается как в период их работы, так и после увольнения в течение двух лет органами прокуратуры, которые имеют право проверить любую организацию на основании поданных ими же отчетов о тех же вновь принятых лицах или перечисленных налогах.

То есть в любом случае скрыть факт приема государственного служащего на предприятия не удастся, именно поэтому лучше всего подавать уведомление в установленные сроки.

Судебная практика

В настоящий момент ФЗ №273 работает уже более 5 лет, поэтому за это время уже можно проследить некую тенденцию простых и сложных дел в данной сфере.

Простыми, конечно, являются случаи, когда уличают в нарушении законодательства государственных служащих, которые не оспаривают своей вины.

А вот с должностными лицами, коими являются работодатели, все обстоит не так просто, учитывая приличные размеры штрафов. Многие из нарушителей пытаются любыми способами избежать наказания, подтасовывая факты и даты, что влечет за собой не только наказание по уже существующему нарушению, но и добавляет новые. Ведь за 5 лет работы системы правосудия схема доказывая отработана, к тому же не стоит забывать о возможностях прокуратуры запрашивать любые данные практически у всех организаций от почты до Интернет-провайдеров.

Учитывая жесткость требований к государственным служащим не только в период их работы, но и после увольнения, нарушать закон о борьбе с коррупцией не стоит. Ведь как показывает практика, подобные действия всегда подлежат наказанию, независимо от того, что явилось причиной халатность или банальная невнимательность, которая может стоит предприятия достаточно дорого.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Уведомление о приеме бывшего госслужащего

Когда работодатель заключает трудовой договор с гражданином, который замещал определенную законодательством должность государственной или муниципальной службы, и с момента увольнения которого с такой службы не прошло более двух лет, этот новый работодатель обязан сообщать о заключении трудового договора бывшему работодателю служащего в соответствующий государственный или муниципальный орган (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ). О том, как составить уведомление о приеме на работу бывшего госслужащего, расскажем в нашей консультации и приведем пример заполнения такого уведомления.

Как узнать, что новый работник – бывший госслужащий?

Законодательство обязывает бывшего госслужащего в течение 2 лет после увольнения с государственной или муниципальной службы сообщать новому работодателю о своем последнем месте службы (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ ).

Такая обязанность распространяется на бывших служащих, чьи должности были включены в перечни, определенные в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Это, к примеру, перечень, утвержденный Указом Президента от 18.05.2009 № 557, перечень, утвержденный Приказом ФССП от 26.01.2018 № 38, и даже перечни, утвержденные актами органов власти субъектов РФ (в частности, нормативный правовой акт Рузского муниципального района МО от 16.05.2011 № 18/2011-РР ).

А где работодателю найти перечни профессий госслужащих для уведомления о приеме? Хотя правильнее, конечно, говорить о должностях служащих.

Чтобы работодателю убедиться, что должность бывшего служащего входит в перечни, и, следовательно, такому работодателю нужно подавать уведомление на нового работника, он может (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций, утв. Письмо Минтруда от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943):

  • ознакомиться с данными перечнями в справочно-правовых системах;
  • зайти на официальном сайте федерального государственного органа в раздел, посвященный вопросам противодействия коррупции;
  • воспользоваться официальным сайтом органа госвласти субъекта РФ или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил государственную (муниципальную) службу;
  • обратиться с запросом в федеральный госорган, орган госвласти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в которых бывший служащий проходил службу.

Если должность бывшего служащего в таких перечнях не поименована, представлять на него уведомление работодателю не придется.

В то же время, если ваш работник уже трудился до вас на негосударственной службе (к примеру, в коммерческой организации), подать уведомление придется и вам, если со дня увольнения работника с госслужбы не прошло более 2 лет.

А если со служащим заключается гражданско-правовой договор?

Если работодатель заключает не трудовой договор, а договор ГПХ с бывшим служащим, это не означает, что представлять уведомление не придется. Однако здесь необходимо учитывать некоторые особенности. Если по служащему, должность которого включена в перечни, и с которым заключается трудовой договор, уведомление представляется всегда, то по договору ГПХ – только при определенных условиях. Уведомление по заключенному ГПД нужно будет подать, если (ч. 1, 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ , п. 2 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46):

  • или стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору (договорам) превышает 100 000 рублей в месяц;
  • или стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору (договорам) превышает 100 000 рублей, но такой договор (договоры) заключен на срок менее месяца.

Сроки уведомления о приеме на работу госслужащего

А какие для уведомления о приеме бывшего госслужащего сроки представления?

Работодатель должен представить однократно уведомление о приеме госслужащего в срок, равный 10 календарным дням, следующим за днем заключения трудового договора или договора ГПХ (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ).

Если последний день срока приходится на нерабочий день, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46). К примеру, если договор со служащим заключен 21.03.2018, то уведомление можно подать не позднее 02.04.2018, поскольку последний день срока (31.03.2018) — суббота.

Обращаем внимание, что если бывший служащий принимается на работу на условиях совместительства, то уведомление нужно подать только на внешнего совместителя. Если бывший служащий трудится у одного и того же работодателя как основной работник, а затем еще и принимается как внутренний совместитель, подавать отдельное уведомление на совместителя не нужно (п. 6 Постановления Пленума ВС от 28.11.2017 № 46).

Оформляем уведомление о приеме государственного служащего

Чтобы правильно составить уведомление о приеме на работу государственного служащего, необходимо обратиться к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29.

Уведомление (также часто именуемое сообщением) оформляется на фирменном бланке организации, подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, который подписал трудовой договор или ГПД со служащим. При наличии печати подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29).

В уведомлении должны содержаться следующие сведения (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29):

  • Ф.И.О. бывшего служащего (если изменялись, то указываются прежние данные);
  • число, месяц, год и место его рождения;
  • должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (сведения берутся из трудовой книжки);
  • полное и сокращенное наименование организации.

Также, в зависимости от того, заключен трудовой договор или договор ГПХ, в уведомлении нужно указать:

Дополнительные данные, указываемые в уведомлении в зависимости от того, заключен
трудовой договор: договор ГПХ
— дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
— дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия);
— наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
— должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
— дата и номер гражданско-правового договора;
— срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);
— предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);
— стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору

Уведомление направляется по почте (с описью вложения и уведомлением о вручении) или передается лично (в этом случае необходима отметка о получении на экземпляре работодателя).

Приведем заполняемый при приеме на работу бывшего госслужащего образец уведомления.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит