Конституция РФ как источник трудового права, конституция является источником трудового права

Содержание
  1. Конституция РФ как источник трудового права
  2. Конституция РФ как источник трудового права
  3. Источники трудового права
  4. Понятие и виды источников трудового права
  5. Трудовое законодательство
  6. Конституция РФ как источник трудового права
  7. Конституция Украины как основной источник трудового права

Конституция РФ как источник трудового права

Говоря об отдельных источниках, конечно, следует отметить особое место, которое занимает Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она обладает наивысшей юридической силой и прямым действием на всей территории России.

Она закрепляет основные трудовые права граждан как субъектов трудового права и отражает принципы трудового права. И так как Конституция является Основным законом, то все иные нормативные акты, принимаемые в РФ, издаются на основе и в соответствии с Конституцией России (ст. 15 Конституции).

В ст. 37 Конституции РФ закреплены такие основные трудовые права, как свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих безопасности и гигиене, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного государством минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Та же ст. 37 Конституции закрепляет право на отдых, на ограничение законом рабочего времени, на выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, а также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Кроме указанной статьи, Конституция РФ закрепляет равноправие перед законом и судом (ст. 19), право на создание профессиональных союзов (ст. 30), право на равный доступ к государственной службе (ст. 32), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование (ст. 43).

Трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (поди, «к» п. 1 ст. 72 Конституции), однако регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесено к ведению РФ (п. «в» ст. 71 Конституции).

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Они стали непосредственными источниками российского права и должны играть важную роль в регулировании трудовых отношений. На международной арене действует Международная организация труда (МОТ), созданная в целях международного сотрудничества в области регулирования труда и социального обеспечения в рамках ООН. В этой связи большое значение приобретает использование международных трудовых норм в практической деятельности. Ратифицированные Россией конвенции МОТ должны быть реализованы на территории России.

Но не следует забывать о суверенитете государства, поэтому федеральные конституционные законы, которыми могут вноситься изменения в отдельные разделы Конституции РФ и которые определяют конституционные основы государства (систему судоустройства, вопросы введения чрезвычайного положения и др.), обладают большей юридической силой, чем международные нормативные акты и договоры, ратифицированные РФ. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ приоритет международных актов над законами РФ следует рассматривать только в части федеральных законов РФ.

Конституция РФ как источник трудового права

Важнейшим источником трудового права является основной закон РФ – Конституция 1993 г. Конституция РФ закрепляет основные трудовые права всех граждан, основные принципы правового регулирования труда, предопределяет содержание основных институтов особенной части трудового права, которые направлены в свою очередь на обеспечение юридических гарантий конституционных трудовых прав. Конституция РФ закрепляет принцип законности в сфере труда (ст. 7), ее высшую юридическую силу, равноправие перед законом и судом (ст. 30) и устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного правового регулирования труда являются составной частью системы трудового права (ст. 15). Прямо относится к трудовому праву ст. 37 Конституции РФ, закрепляющая основные трудовые права граждан, а также ее ст. 32, 34, 41, 43, 44. Основные трудовые обязанности в Конституции РФ 1993 г. не указаны, но они предусмотрены Кодексом и другими российскими законами (о государственной федеральной службе и т.д.). Статья 76 Конституции РФ разграничивает компетенцию Федерации и ее субъектов по принятию норм трудового законодательства и устанавливает субординацию актов трудового права.

Общая характеристика Трудового Кодекса РФ.

Трудовой кодекс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года. Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ, Постановлениями Правительства РФ и др.

Трудовой Кодекс, в частности, устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан (несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.).

Раздел I. Общие положения

Раздел II. Социальное партнерство в сфере труда

Раздел III. Трудовой договор

Раздел IV. Рабочее время

Раздел V. Время отдыха

Раздел VI. Оплата и нормирование труда

Раздел VII. Гарантии и компенсации

Раздел VIII. Трудовой распорядок, дисциплина труда

Раздел IX. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников

Раздел X. Охрана труда

Раздел XI. Материальная ответственность сторон трудового договора

Раздел XII. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников

Раздел XIII. Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Раздел XIV. Заключительные положения

ФЗ о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности (общие положения).

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Предметом регулирования настоящего федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданам и конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций. Настоящий федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

ФЗ о занятости населения в РФ (общие положения).

Принят Верховным советом РФ 19 апреля 1991 года.

Настоящий закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и соц. защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан РФ, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) РФ.

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 3691 | Нарушение авторских прав

Источники трудового права

Понятие и виды источников трудового права

Источники права — внешние формы выражения и закрепления юридических норм. Под источниками понимают акты компетентных уполномоченных органов с нормативным содержанием. Под источниками трудового права понимаются различные нормативные акты, которые регулируют трудовые и тесно связанные с ними отношения.

Источник трудового права является формой выражения трудового законодательства в определенном нормативном акте. Такие нормативные акты могут содержать не только нормы трудового права, они могут быть комплексными, т. е. содержать нормы различных отраслей, в том числе и трудового права, например Конституция РФ или Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Источники трудового права принимаются различными уполномоченными органами в пределах их компетенции. Из теории права известно, что в отличие от других правовых актов нормативные акты содержат нормы права и рассчитаны на неоднократное применение.

Источники трудового права надо отличать от актов правоприменения, например Указы Президента РФ о персональном награждении, присвоении почетных званий или назначении на должность. Решение суда по конкретному трудовому спору также является актом применения трудового законодательства, а постановления Пленума

Верховного суда — актом толкования и не являются источником права.

В источниках трудового права косвенно отражены экономические и политические составляющие жизни нашего общества, и с их изменением меняются и источники. Источники права составляют определенную систему законодательства, которая представляет совокупность нормативных актов, взаимосвязанных и расположенных в определенной иерархии.

Основные классификации источников трудового права

Базовой классификацией источников трудового права является их расположение по юридической силе.

Иерархия источников трудового права расположена следующим образом в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ:

  • Конституция РФ;
  • федеральные конституционные законы РФ;
  • международные нормативные акты и договоры, ратифицированные Российской Федерацией;
  • федеральные законы, среди которых особое место занимает Трудовой кодекс РФ;
  • законы субъектов РФ по вопросам их ведения;
  • Указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • нормативные акты министерств и ведомств, среди которых особое место занимают нормативные акты ранее существовавшего Министерства труда и социального развития РФ и пришедшего ему на смену Министерства здравоохранения и социального развития РФ;
  • нормативные акты органов власти субъектов РФ по вопросам, разграниченным в ведении с органами власти Российской Федерации (ст. 6 ТК РФ);
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • локальные нормативные акты (ст. 8 ТК РФ), которые по основным признакам соответствуют источникам права, но имеют самый маленький уровень юридической силы, так как не должны противоречить законодательству, и имеют самую маленькую сферу действия — отдельно взятое предприятие.

Особенностью системы источников трудового права России является наличие в системе актов социального партнерства, которые в соответствии с уровнями, обозначенными в ст. 26 Трудового кодекса РФ, будут находиться на уровне нормативных актов, обозначенных выше в п. 7-11.

Так, Генеральное соглашение, заключаемое на федеральном уровне, разрабатывается и подписывается с участием Председателя Правительства РФ. И в каждом виде актов социального партнерства принимают участие соответствующие органы власти, что и определяет уровень их юридической силы.

Говоря об отдельных источниках, конечно, следует отметить особое место, которое занимает Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она обладает наивысшей юридической силой и прямым действием на всей территории России.

Она закрепляет основные трудовые права граждан как субъектов трудового права и отражает принципы трудового права. И так как Конституция является Основным законом, то все иные нормативные акты, принимаемые в РФ, издаются на основе и в соответствии с Конституцией России (ст. 15 Конституции).

В ст. 37 Конституции РФ закреплены такие основные трудовые права, как свобода труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих безопасности и гигиене, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного государством минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Та же ст. 37 Конституции закрепляет право на отдых, на ограничение законом рабочего времени, на выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, а также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Кроме указанной статьи, Конституция РФ закрепляет равноправие перед законом и судом (ст. 19), право на создание профессиональных союзов (ст. 30), право на равный доступ к государственной службе (ст. 32), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование (ст. 43).

Трудовое законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (поди, «к» п. 1 ст. 72 Конституции), однако регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесено к ведению РФ (п. «в» ст. 71 Конституции).

Согласно ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Они стали непосредственными источниками российского права и должны играть важную роль в регулировании трудовых отношений. На международной арене действует Международная организация труда (МОТ), созданная в целях международного сотрудничества в области регулирования труда и социального обеспечения в рамках ООН. В этой связи большое значение приобретает использование международных трудовых норм в практической деятельности. Ратифицированные Россией конвенции МОТ должны быть реализованы на территории России.

Но не следует забывать о суверенитете государства, поэтому федеральные конституционные законы, которыми могут вноситься изменения в отдельные разделы Конституции РФ и которые определяют конституционные основы государства (систему судоустройства, вопросы введения чрезвычайного положения и др.), обладают большей юридической силой, чем международные нормативные акты и договоры, ратифицированные РФ. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ приоритет международных актов над законами РФ следует рассматривать только в части федеральных законов РФ.

Федеральные законы

Важнейшим среди федеральных законов РФ в области трудового права является Трудовой кодекс 1>Ф. Это сводный федеральный закон, действующий на всей территории России с 1 февраля 2002 г.

Трудовой кодекс Российской Федерации регулирует трудовые отношения всех работников. Трудовой кодекс предполагает установление высокого уровня условий труда и всемерную охрану трудовых прав работников.

Кроме того, продолжают действовать такие важные законы, как Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Закон РФ «О занятости населения в РФ» и другие. Законы действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (ст. 5 ТК РФ).

Конечно, немалую часть нормативных актов, регулирующих трудовые и тесно с ними связанные отношения, составляют подзаконные нормативно-правовые акты. Среди них главенствующее место имеют указы и распоряжения Президента РФ, они не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе и в области правового регулирования труда. Президент РФ является главой государства. Он вправе своими распоряжениями и указами приостанавливать действие или отменять нормативные акты Правительства РФ и органов исполнительной власти в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ и международным соглашениям РФ.

Необходимо иметь в виду, что не все акты президента следует рассматривать в качестве источников трудового права. Такое значение имеют только указы нормативного характера (т. е. содержащие нормативные положения). Иные указы, как правило, носят персонифицированный характер и не будут источником права (например, указы о награждении работников орденами или присвоении почетных званий).

Постановления Правительства РФ

Постановления Правительства РФ как источники трудового права издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов президента. Они представляют собой акты исполнительной власти, как правило, изданные с целью конкретизации, уточнения и реального проведения в жизнь вышестоящих правовых актов. Особое место среди постановлений правительства занимают регулирующие положения, принятые в соответствии с положениями отдельных статей ТК РФ (более 60 отсылок к постановлениям Правительства РФ содержит Трудовой кодекс РФ).

В последние годы появился качественно новый источник трудового права — Социально-партнерские соглашения (к ним относятся генеральные, региональные, межотраслевые, отраслевые, межрегиональные, региональные и территориальные соглашения), заключаемые на трехсторонней основе. Социальными партнерами здесь выступают представители работников, работодателей и органов государственной власти и управления. Соглашения как специфические договорные источники права характеризуются тем, что они исходят, как правило, не от органов власти, а от субъектов трудовых отношении и их представителей. Государственные органы выступают здесь обеспечивающей социальное партнерство стороной. При этом государство уполномочивает социальных партнеров на договорное нормотворчество в сфере труда и требует от них исполнения.

На локальном уровне заключается коллективный договор, который также является актом социального партнерства, призван урегулировать трудовые отношения непосредственно в организации, но участником в нем являются только две стороны — работники и работодатель отдельного предприятия в лице их представителей.

Локальные нормативные акты

В условиях перехода к рыночной экономике в регулировании трудовых отношений все большее значение приобретают локальные нормативные акты. Во-первых, нормативные акты, принятые в централизованном порядке, устанавливают, как правило, исходные общие положения, которые требуют или допускают конкретизацию. Во-вторых, господствовавшие в советский период административные методы управления экономикой ушли в прошлое, и предприятиям предоставляется больший объем прав и свобод, чем раньше.

Локальные нормы в большей мере отражают особенности регулирования трудовых и социальных отношений на каждом конкретном предприятии. Они разрабатываются представителями работодателя с участием представителей трудового коллектива (обычно профсоюзного органа) или принимаются с учетом мнения работников (их представителей). К локальным нормативным актам относятся Правила внутреннего трудового распорядка, Положения о премировании, Положения о выплате вознаграждения по итогам года, Положения об оплате труда, Правила охраны труда на предприятии и др. К локальным нормативным актам относятся также приказы, распоряжения, инструкции, принятые руководством организации в пределах их компетенции. Локальные нормативные акты не должны противоречить вышестоящим нормативным актам. Законодательство регламентирует порядок разработки, принятия и согласования отдельных локальных нормативных актов. Но следует учесть, что законодатель отделяет от локальных нормативных актов коллективный договор, который является актом социального партнерства локального уровня.

Другие классификации источников носят общепринятый характер.

1. По форме акта источники трудового права подразделяются на законы, указы, постановления, правила, положения, приказы, инструкции, рекомендации и другие формы.

Поскольку договорный характер в регулировании трудовых отношений приобретает все большее значение, к источникам трудового права также относятся договоры нормативного содержания — коллективные договоры и соглашения (социально-партнерские соглашения).

2. По органам, принявшим нормативный акт, источники делятся на акты, принимаемые высшими законодательными органами РФ, Президентом РФ, принятые Правительством РФ, изданные министерствами, ведомствами, федеральными государственными службами, органами государственной власти и управления субъектов РФ, принятые органами местного самоуправления и др.

3. По сфере действия источники могут действовать на всей территории РФ — федеральные (например, ТК РФ), действующие в отдельном субъекте (республиканские, областные, краевые и др.), отраслевые (ведомственные), межотраслевые, территориальные (муниципальные или местные) и локальные (в пределах конкретного предприятия).

4. По степени обобщенности: акты трудового законодательства могут быть кодифицированные (ТК РФ) и некодифицированные.

5. По отраслевой принадлежности: комплексные (Конституция РФ — содержит нормы разных отраслей) и отраслевые (закон о профсоюзах).

6. По характеру содержащихся в них норм: выделяют общие нормативные акты (Трудовой кодекс РФ) и специальные (Закон «О полиции», Закон «О государственной гражданской службе в РФ»).

Как видно из классификации, виды источников трудового права могут быть самыми различными.

Все источники трудового права России находятся во взаимосвязанной системе. Система источников права отражает объективные требования самой системы отрасли права, в частности, в ней отражается единство и дифференциация источников трудового законодательства.

Единство отражено в единых для всех трудовых отношений принципах правового регулирования труда, в общих для всех работников на территории всей России нормативных актах, т. е. в общем трудовом законодательстве.

Дифференциация (различие) отражается специальным законодательством, т. е. специальными нормативными актами трудового права и специальными нормами в общих актах. Например, специальное законодательство регулирует труд работников полиции, прокуратуры, таможни, а специальными нормами в общих актах являются главы, содержащие нормы о труде совместителей (гл. 44), сезонных работников (гл. 46), работников на дому (гл. 49) и др.

Специальные нормы могут предоставлять дополнительные гарантии работникам (нормы-льготы), могут устанавливаться особенности регулирования груда для работников отдельных категорий (нормы-приспособления), а могут ограничивать отдельные права, изымая правомочия работников из общепринятого списка (нормы-изъятия).

Собственно, дифференциация и приводит к необходимости разграничения всех норм трудового права на общее и специальное законодательства о труде. Первое распространяется на всех работников, независимо от их условий труда и организационно-правовой формы предприятий, на которых они работают, второе обусловлено наличием особых условий или субъективными особенностями работника, предполагающими необходимость в законодательстве специальных норм.

В рамках изучения источников трудового права, необходимо, на наш взгляд, рассмотреть роль актов высших судебных органов.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ нередко принимают решения, оказывающие влияние на правовое регулирование отношений. Носами эти решения, постановления не являются источниками российского права в полном понимании этого слова. Высшие судебные инстанции могут решать вопрос конституционности того или иного нормативного акта либо обобщают судебную практику и дают свои разъяснении, направленные на единообразное понимание и применение норм права при разрешении судебных дел. Они осуществляют надзор за применением законов нижестоящими судами. В случае возникновения необходимости высший орган Суда вправе выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу РФ о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство. Но сами они не уполномочены издавать нормы права.

Суды руководствуются в своей практике в первую очередь положениями Конституции и федеральных законов. В постановлениях Пленума Верховного Суда часто можно найти разъяснения применения тех или иных норм, и это оказывает влияние на принятие решений работодателями, так как в случае судебного обжалования их действий суды прислушаются к мнению вышестоящей инстанции, и это дает уверенность в признании действий законными, если они соответствуют разъяснениям.

Трудовое законодательство

Законодательные акты, являющиеся источниками трудового права, перечислены в ст. 5 ТК РФ «Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права». Тем самым, законодатель подчеркивает, что помимо законодательных актов трудовые отношения могут регулироваться также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, т.е. «трудовое законодательство» понимается здесь в узком смысле слова. Вместе с тем не будет ошибкой в понятие «трудовое законодательство» включать и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы о труде. На это нацеливает и ТК РФ, в названии гл. 1 которого используется именно это понятие – «Основные начала трудового законодательства» при этом не упоминаются иные акты. Или, к примеру, ст. 32 «Обязанности работодателя по созданию условий, обеспечивающих деятельность представителей работников» использует также термин «трудовое законодательство» и в ряду с ним упоминаются здесь только коллективные договоры и соглашения, а также ст. 205, согласно которой «трудовое законодательство» включает законодательство об охране труда и распространяется на учеников. Учитывая такой подход, мы тоже будем далее иногда использовать термин «трудовое законодательство» в широком смысле, понимая под этим любые акты (в том числе, и международные), регулирующие трудовые и связанные с ними отношения.

Если же говорить о собственно законодательных актах, являющихся источниками правового регулирования в сфере труда, то к ним следует относить: Конституцию РФ, ТК РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права.

Конституция РФ как источник трудового права

Базовым источником трудового права, безусловно, является Конституция РФ – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и являющийся фундаментом для развития всех отраслей российского права. В Конституции РФ к трудовому праву относятся как некоторые общие нормы (используемые, в том числе, и при регулировании не только трудовых, но и иных отношений), так и специальные нормы, непосредственно относящиеся к сфере действия трудового права.

К общим нормам можно, в частности, отнести нормы, закрепленные в:

  • – ст. 19 Конституции РФ, декларирующей равенство всех граждан перед законом и судом и гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и т.д.;
  • – ст. 18, согласно которой права и свободы человека и гражданина (значит, и трудовые права) являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием;
  • – ст. 30, предусматривающей право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
  • – ст. 7, провозглашающей Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 указанной статьи).

К специальным нормам, закрепленным в Конституции, можно отнести положения ст. 37, согласно которой труд свободен, и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Одним из основополагающих конституционных принципов в этой статье провозглашен запрет на принудительный труд. Здесь же установлены: право каждого работника на труд в условиях, соответствующих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Помимо этого, указанной статьей признается право па трудовые споры, в том числе и на использование крайнего способа их разрешения – забастовки. Работающим по трудовому договору гарантируется законодательно установленная продолжительность рабочего времени, предоставление выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.

Ряд норм трудового законодательства содержатся и в федеральных конституционных законах. Например, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» устанавливает запрет на проведение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций (ст. 11); предусматривает отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с непадлежащим исполнением указанными руководителями своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей (ст. 13). В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, данный Закон предусматривает возможность мобилизации трудоспособного населения при обязательном соблюдении требований охраны труда и гарантированной оплате труда (ст. 13, 29). Или Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» уполномочивает Правительство принимать меры по реализации трудовых прав граждан (ст. 16).

Конституция Украины как основной источник трудового права

Основным законом каждого государства есть конституция. Она дает научное осмысление политических и экономических процессов в стране, закрепляет идею распределения и организации государственной власти, ее соотношение с демократическими учреждениями общества, определяет права и свободы граждан и создает условия для их реализации.

До сих пор считалось, что первой конституцией в мире была конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г. Тем не менее уже доказаниный, что фактически первой в мире конституцией была Конституция Украины, принятая 5 апреля 1710 г. в Бендерах на казацком совете, который имел название «Пакты и Конституция прав и вольностей Запорожского Войска». Этот документ состоял из 16 пунктов и начинал из преамбулы: «Украина обеих сторон Днепра должны быть на вечные времена свободной от чужого господства». Все правительственные должности становились выборными, сурово разграничилось государственное сокровище и личные средства гетмана. Запрещалось делать притеснения посполитим, налоги накладывались в зависимости от имущественного состояния.

Именно так гетман Украины Филипп Орлик отметил свое вступление на гетманство. Эта конституция была первой демократической конституцией не только в Европе, а и в мире, так как была принята на 77 лет прежде конституции Соединенных Штатов.

Итак, основным постулатом Конституции Филиппа Орлика была независимость Украины как от России, так и от Польши. Ограничивалась власть гетмана и создавался казацкий парламент. Предполагалось установление национального суверенитета, определение границ Украинского государства, неприкосновенность Запорожской Сечи. Законодательным органом определялся Совет генеральной старшини, а главой исполнительной власти — гетман.

Особо ценным в Конституции Украины 1710 г. есть то, что в ней речь шла об обеспечении прав человека, экономические и другие важные для государства вопроса. К сожалению, эта Конституция не нашла своего практического применения, так как колониальный гнет Русской империи во главе с Петром І сводился, а позднее фактически привел к уничтожению гетьманату как учреждения и украинской государственности.

За годы советской власти в Украине дословно воспроизводились конституции, которые принимались в Советском Союзе. Так было с конституцией 1936 p., которую называли сталинской, и с конституцией 1977 p., прозванной брежневской. Эти Конституции провозглашали основные права и свободы в области трудовых отношений, такие как право на работу, право на отдых, право на здравоохранение, право на образование, право принимать участие в управлении государственными и общественными делами, право на объединение в общественные организации, право на материальное обеспечение в старосте, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, а также потери кормильца. Обязанностью и делом чести каждого способного к работе гражданина признавались добросовестная работа в избранной им области общественное полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины, хранение и укрепление государственной собственности.

28 июня 1996 г. Верховная Рада приняла новую Конституцию Украины, которая стала чрезвычайно важным політико-пра-вовим документом, который зафиксировал существующее состояние развития Украинского государства и общества, их правовой системы.

Конституция Украины принята в условиях разногласий между политическими партиями о путях развития нашей государственности, поэтому целый ряд ее положений далекая от совершенства.

Несмотря на это, Конституция Украины 1996 г. создает правовую основу для усовершенствования правового регулирования общественного отношения во всех сферах жизни. Она является надежной базой для деятельности предусмотренных ею государственных органов и политических институтов, интенсификации текущего законодательства, создание значительного количества кодифицированных правовых актов, поскольку современный массив законодательства Украины — это большое количество законов, указов, постановлений, инструкций, правил и других актов, часть которых принята еще в старые времена.

Конституция Украины провозгласила, что все люди есть свободные и равные в своем достоинстве и правах. Права и свободы человека являются не-отчуждаемыми и незыблемыми, они не являются исчерпывающими. Каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не поднимаются права и свободы других людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие ее личности.

Граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом. Каждый имеет право на повагу к его достоинству, на свободу и личную неприкосновенность.

Гражданам Украины принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности, которая не запрещена законом, право на работу, которую они свободно или на которую свободно соглашаются, право на отдых, право на социальную защиту, право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, которая включает достаточное питание, одежда, жилье, право на здравоохранение, медпомощь и медицинское страхование и др.

Провозглашаемые Конституцией права можно назвать положительными правами, которые в собственном понимании этого понятия не являются правами, поскольку им не корреспондируют определенные обязанности, они не гарантируются и не могут гарантироваться в полном объеме, например, с помощью судебной защиты.

На сегодня ни одна страна в мире не может создать надлежащих гарантий реализации и защиты экономических, социальных и культурных прав своим гражданам. Отсутствие же судебной защиты, которая является формой правовых гарантий, превращает названные права на декларацию и тем самым дискредитирует самую идею прав человека.

В то же время право на работу, право на образование, право на жилье, право на здравоохранение являются важнейшими экономическими, социальными и культурными правами. В современных условиях они могут быть лишь социальными намерениями государства, которые удостоверяют ее гуманистическую цель.

Важным достоянием Конституции является то, что она закрепила национальный суверенитет, неприкосновенность территории Украины, обеспечила права человека, определила соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти, решила экономические и другие важные для государства вопроса.

Народ Украины стремится построить правовое государство, в котором Конституция должна стать определяющим регулятором общественного отношения. Главным приоритетом деятельности государства должна быть человек как высочайшая социальная ценность. Граждане должны осуществлять свои права по принципу «разрешено то, что не запрещено законом». Права и свободы человека должны быть первоосновой существования и постепенного развития общества, идеалом которого является гуманизм. Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица должны осуществлять свои полномочия по принципу «разрешено лишь то, что определено законом».

Украина стремится идти путем создания гражданского общества, обеспечение принципов верховенства права, приоритета прав и свобод человека, утверждение необходимых гарантий развития национальных меньшинств. Социальные аспекты жизни людей регулируются именно нормами трудового права, и потому ему должна принадлежать ведущая роль в реальном обеспечении социальных прав граждан.

Вместе с Конституцией Украины на территории Украины действуют другие законы, которые обеспечивают верховенство Основного Закона.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит