Отличие специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест, специальная оценка рабочих мест организации

Содержание
  1. Отличие специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест
  2. Провести СОУТ — специальную оценку условий труда рабочих мест, аттестацию рабочих мест организации в Челябинске
  3. СОУТ — специальная оценка условий труда в Челябинске
  4. Наши аккредитации
  5. Окажем услуги по прохождению СОУТ
  6. Проведение специальной оценки условий труда по законам РФ
  7. Как используются результаты специальной оценки условий труда?
  8. Декларирование и публикация итогов проведённой работы
  9. Когда специальная оценка условий труда работников требуется внепланово?
  10. Требуется специальная оценка условий труда в 2018 году или позже? Обратитесь в «Единый СРО Центр»
  11. Оценка рабочих мест (стр. 1 из 2)
  12. Специальная оценка условий труда
  13. Для того, чтобы начать работу по специальной оценке, рекомендуем Вам пошаговый алгоритм действий:
  14. ШАГ 1. Ознакомление с федеральным законом о СОУТ
  15. ШАГ 2. Анализ штатного расписания с последующей консультацией эксперта
  16. ШАГ 3. Ознакомление с формами договоров на организацию проведения специальной оценки условий труда
  17. ШАГ 4. Этапы проведения специальной оценки условий труда
  18. О специальной оценке условий труда
  19. С какой целью был разработан Закон «О специальной оценке условий труда»?
  20. Обязательно ли проводить специальную оценку условий труда?
  21. Как учитываются результаты специальной оценки?
  22. Почему специальная оценка выгодна работодателю?
  23. Кем проводится специальная оценка условий труда?
  24. Что такое специальная оценка условий труда?
  25. Страховые тарифы в зависимости от классов условий труда.
  26. СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ПОДЛЕЖАТ ВСЕ РАБОЧИЕ МЕСТА РАБОТОДАТЕЛЯ
  27. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
  28. ФАКТОРЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЮ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
  29. РАЗМЕР ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛАССА УСЛОВИЙ ТРУДА
  30. Какие рабочие места в организации подлежат специальной оценке условий труда
  31. Как правильно посчитать количество рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, если работник является совместителем, т
  32. С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда
  33. Список рабочих мест подлежащих специальной оценки условий труда, перечень
  34. Аналогичные рабочие места: специальная оценка условий труда
  35. Рабочие места подлежащие специальной оценке условий труда
  36. Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда
  37. Особенности определения аналогичных рабочих мест при спецоценке
  38. Статьи: Профсоюзы
  39. Организация, методика и срок проведения специальной оценки условий труда
  40. Специальная оценка условий труда: обязанность или выбор работодателя

Отличие специальной оценки условий труда от аттестации рабочих мест

Специальная оценка условий труда (СОУТ) была введена с 1 января 2014 года взамен аттестации рабочих мест (АРМ). На первый взгляд, кажется, что отличий в порядке проведения нет и что специальная оценка — практически та же самая аттестация. Но если проанализировать более детально, СОУТ отличается от АРМ.

  • — При АРМ описывались фактические значения состояния условий труда, новая процедура по СОУТ представляет комплексный объем работ по оценке условий труда на рабочих местах, где затрагиваются вопросы охраны труда, социального обеспечения работников, планирования расходов организации на мероприятия по улучшению созданных условий.
  • — СОУТ была принята в рамках Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 г., АРМ действовала на основании Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342-н «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» от 26.04.2011 года. На уровень Федерального закона спецоценка была выдвинута в связи с Поручением Президента РФ В.В. Путина о замещении рабочих мест с вредными условиями труда. Закон разрабатывался в предельно короткие сроки, чтобы начать 2014 год с «нового листа».
  • — Организация проведения СОУТ по-прежнему возлагается на работодателя и организацию, проводящую спецоценку (Организация по СОУТ), которая привлекается на основании гражданско-правового договора. Права и обязанности организаций по СОУТ, а также работодателей и работников в новом порядке были конкретизированы и выделены в отдельные статьи. При АРМ обязательства участников содержались в тексте документа в разрозненном виде. Также при спецоценке появляется новый участник — эксперт по спецоценке. Ранее функции по оценке и оформлению результатов возлагались на специалиста по АРМ, которым мог быть любой сотрудник, проработавший более 3-х лет, имеющий высшее техническое образование и прошедший профильные курсы обучения в объеме 144 часов. Эти же требования остаются и для эксперта. Единственное, объем профессиональной подготовки был сокращен до 72 часов и впервые была введена аттестация в Министерстве труда и социального развития РФ (Минтруд РФ).
  • — Минтруд РФ — теперь это единственный полномочный орган, который может выдать сертификат на право выполнения работ по СОУТ.
  • — Изменен состав комиссии по спецоценке. Ранее в аттестационную комиссию по АРМ включались представители работодателя, специалист по охране труда, представители первичной профсоюзной организации и аттестующей организации. Комиссия по спецоценке представлена прежним составом, за исключением представителя организации, проводящей спецоценку.
  • — При АРМ аттестации подлежали все рабочие места, за исключением сотрудников, занятых за компьютерами менее 50 % рабочего времени. СОУТ подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
  • — При аттестации рекомендовалось приведение наименований должностей и профессий в соответствие с ОКПДТР, теперь при специальной оценке в этом нет необходимости.
  • — Периодичность проведения оценки остается прежней — 1 раз в 5 лет, кроме рабочих мест, которые по результатам получили положительную оценку. Для них предусмотрено декларирование, то есть подтверждение соответствия условий труда государственным нормативным требованиям в области охраны труда. Решение о декларировании принимает эксперт по спецоценке на основе анализа, проведенного в ходе идентификации факторов. Работодатель же, оформив декларацию по установленной форме, обязан передать ее в Минтруд. Срок действия этого документа — пять лет, который автоматически продлевается еще на такой же срок без проведения каких-либо исследований, если на рабочих местах не происходит несчастных случаев и профзаболеваний. При АРМ существовала похожая процедура — сертификация соответствия работ по охране труда, но она никак не могла повлиять на то, что аттестацию можно будет не проводить в последующем.
  • — Впервые при СОУТ появились понятия «идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса» и «декларирование соответствия условий труда». Идентификация подразумевает в себе сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов на рабочих местах с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов. Идентификация проводится экспертом по СОУТ на всех рабочих местах. Не проводится только в отношении рабочих мест, которые по результатам АРМ были признаны вредными или опасными и в отношении рабочих мест работников, чьи профессии относятся к «Спискам № 1 и № 2» на гарантии и компенсации. Для этой группы рабочих мест всегда проводятся инструментальные замеры. На рабочих местах, на которых были идентифицированы ВОПФ, проводятся исследования и измерения, при которых определяется уровень воздействия на работника и устанавливается класс условий труда.
  • — Исследования всех без исключения рабочих мест проводились в три этапа: оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам, оценка травмоопасности и обеспеченности средств индивидуальной защиты (СИЗ, — ред.). На основе выявленных показателей устанавливался класс условий труда и готовился пакет документов. При АРМ нормирование возможности снижения класса (подкласса) условий труда отсутствовало. При СОУТ оценка по гигиеническим нормативам и эффективности применяемых СИЗ проводится (если средства эффективны, то предусматривается возможность снижения класса или подкласса условий труда), но вот оценка травмоопасности рабочего места была исключена.
  • — Изменились сроки проведения внеплановой спецоценки. При вводе нового рабочего места, нового оборудования и приспособлений для работы, при изменении технологических операций и изменении применяемых СИЗ, при несчастных случаях или по требованию профсоюзной организации, внеплановая СОУТ должна быть проведена в течение шести месяцев с момента наступления данных обстоятельств. Внеплановая аттестация рабочего места проходила в течение 1 года.
  • — Подача отчета по результатам проведения АРМ в федеральную систему сбора и хранения данных возлагалась на аттестующую организацию. Работодатель обязан был подать отчет о результатах проведения АРМ в Государственную инспекцию труда в течение 10-ти календарных дней от даты издания приказа о результатах и утверждении отчета об аттестации. Теперь же все отчеты о результатах проведения спецоценки и необходимые сведения будут поступать в Федеральную государственную систему учета результатов проведения СОУТ. Обязанность за передачу информации возлагается на организацию по СОУТ, которая передает эти сведения в течение 10-ти рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении. Работодатель, в свою очередь, обязан будет размещать на официальном сайте своей компании сводную ведомость результатов спецоценки и перечень мероприятий по улучшению условий труда.[11]
  • — При АРМ сроки ознакомления работников с результатами оценки условий труда не были четко определены. Тогда как с результатами СОУТ работники должны быть ознакомлены не более чем за 30 календарных дней со дня издания приказа об утверждении отчета.
  • — Независимо от результатов проведения АРМ дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации работникам, профессии и виды работ которых включены в «списки № 1 и № 2» и «малые списки», по 2014 год включительно работодатель уплачивал в размере 6% и 4% соответственно. Если СУОТ не проводилась, то дополнительные страховые взносы в 2015 году выросли до 9% и 6% соответственно. При проведении СОУТ с 2015 года дополнительный тариф страховых взносов дифференцирован в зависимости от класса (подкласса) условий труда (таблица 3).

Отдельной статьей в спецоценке были оформлены требования по экспертизе качества результатов СОУТ. Заметное изменение — ранее она проводилась на безвозмездной основе вне зависимости от того, работодатель, работник или профсоюзный комитет обратился за услугой, то теперь проведение экспертизы качества СОУТ осуществляется на платной основе за счет средств заявителя. Данное условие в некотором роде ограничивает права работников, так как не каждому придется по нраву отстаивать свои права посредством выплаты госпошлины. Несмотря на то, что СОУТ теперь единственная процедура по оценке условий труда, результаты аттестации организаций, у которых не истек 5-ти летний срок, будут действовать и при СОУТ, но не позднее 31 декабря 2018 года.[18]

В связи с этим, СОУТ в итоге приводит как к улучшению условий труда работников, так и к значительной экономии денежных средств работодателя.

Для того, чтобы сделать условия труда безопасными необходимо проводить их оценку. В случае, когда условия труда оказались небезопасными для работника и произошел несчастный случай на производстве, предусмотрено обязательное социальное страхование.

Провести СОУТ — специальную оценку условий труда рабочих мест, аттестацию рабочих мест организации в Челябинске

СОУТ — специальная оценка условий труда в Челябинске

В России специальная оценка условий труда организации проводится в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ, который был издан 28 декабря 2013 года. Если вы хотите подробнее узнать, как осуществляется эта процедура, обратитесь в «Единый СРО Центр».

  • Расскажем об особенностях процесса и его отличиях от прежнего порядка аттестации.
  • Поможем провести специальную оценку условий труда на вашем предприятии.
  • В кратчайший срок уладим вопросы с декларированием и публикацией.

Узнайте, какие требования предъявляет к предприятиям ФЗ о специальной оценке условий труда; что нужно, чтобы подтвердить безопасность работы и создать персоналу надлежащие условия.

Наши аккредитации

С нашей помощью Вы можете пройти СОУТ в Челябинске через надежного аккредитованного представителя «Единый СРО Центр»

Окажем услуги по прохождению СОУТ

Проведение специальной оценки условий труда по законам РФ

Законодательно России чётко регламентирует данный процесс. О специальной оценке условий труда 426-ФЗ сообщает следующее

  • На предприятии должна быть создана комиссия для данной процедуры. Обязательно в неё должны входить медик и сотрудник по охране труда. Дополнительно включают в комиссию руководство предприятия и представителей профсоюзов.
  • СОУТ, специальная оценка условий труда — проводится не менее чем на 20 % аналогичных рабочих мест. Перед процедурой составляют список рабочих мест, которые будут проверять.
  • Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится независимыми оценщиками из аккредитованной организации.

В «Едином СРО Центре» вы можете узнать правовую сторону вопроса более подробно. Это в том числе и произошедшие в специальной оценке условий труда изменения 2018 года.

Как используются результаты специальной оценки условий труда?

Отчёт составляется в соответствии с требованиями законодательства. В частности, фиксирует их приказ «О специальной оценке условий труда» за номером 33н, изданный Минтрудом. В документе указывают:

  • сведения о предприятии;
  • информацию об оценщиках;
  • список оценённых рабочих мест;
  • классифицированные по итогам условия.

От того, насколько профессионально действуют организации, проводящие специальную оценку условий труда, зависят и безопасность персонала на предприятиях, и стабильность развития самих предприятий. Поэтому есть смысл поручить данную процедуру «Единому СРО Центру».

Декларирование и публикация итогов проведённой работы

Если на вашем предприятии уже была проведена специальная оценка условий труда, аттестация рабочих мест — необходимо подать отчёт в Госинспекцию. Вам не придётся делать это самостоятельно — наш центр возьмёт данный вопрос на себя.

Подавать декларацию необходимо при условии, что по итогам СОУТ на предприятии не выявлено опасных и вредных факторов. Экспертное заключение независимых оценщиков должно это подтверждать. Декларация подаётся в течение 30 дней, при этом сама специальная оценка условий труда проводится раз в 5 лет, если за это время процедура не потребуется внепланово.

Если работники предприятия трудятся в условиях, так или иначе связанных с вредными или опасными факторами, то они имеют право, согласно закону, получать увеличенную зарплату, иметь 6-часовой рабочий день.

Когда специальная оценка условий труда работников требуется внепланово?

Вы можете обратиться в наш центр, если СОУТ требуется раньше чем через 5 лет. Мы готовы рассказать подробно обо всех причинах, когда процедура может понадобиться вне графика. Закреплённый за номером 426 закон «О специальной оценке условий труда» предписывает проводить оценку раньше, если:

  • на предприятии появились новые рабочие места;
  • внедрены новые технологии, задействуется новое оснащение;
  • профсоюз сообщил о новом сырье, которое может быть вредным или опасным;
  • у сотрудника обнаружились болезни, причиной которых стали рабочие условия;
  • произошёл несчастный случай, сотрудник получил травму (из-за условий, в которых трудился, а не из-за чьих-то действий).

Также сроки специальной оценки условий труда могут быть пересмотрены уполномоченным органом по собственному усмотрению, если на то появились причины. Узнайте о таких причинах подробнее в ходе консультаций с нашими специалистами.

Требуется специальная оценка условий труда в 2018 году или позже? Обратитесь в «Единый СРО Центр»

Наш центр находится в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и соответствует всем требованиям:

  • имеет аттестат об аккредитации на проведение СОУТ;
  • располагает лабораторией, аккредитованной Министерством труда;
  • в штате состоят специалисты с сертификатами, и эксперты по гигиеническим направлениям.

При обращении в «Единый СРО Центр» проведение специальной оценки условий труда рабочих мест будет полностью законным. При этом затраты времени и денег будут минимальны. Уточните подробности, обратившись к нам уже сейчас.

Оценка рабочих мест (стр. 1 из 2)

Тахир Юсупович Базаров, МГУ им. М.В. Ломоносова

— Кто за? Кто против? Воздержался.

Итак, большинством голосов «за», при одном Копернике против, вопрос о Земле мы решили. Переходим к следующему вопросу.

А. Кнышев. Тоже книга

Рабочее место — это совокупность задач, функций и ответственностей, выполняемых специалистом для осуществления своей должности в организации.

Оценка рабочих мест, или инспекция труда, — это независимая проверка работы с целью:

• анализа содержания труда, ее проверки на степень адекватности и оптимальности для выполнения конкретной функции в организации;

• гарантии качества выполняемой работы, проверки стандартов выполнения работы;

• формирования предложений по совершенствованию организационной структуры, обеспечения выполняемой деятельности.

Оценка рабочих мест — это инструмент контроля труда в мелях обеспечения помощи руководителям и самим сотрудникам. Оценка рабочих мест может дать информацию о степени соответствия работы заданным стандартам, ее обеспеченности необходимыми средствами, компетенциями и полномочиями. Такая оценка может дать независимую информацию о содержании и порядке реализации деятельности, позволить провести экспертизу порядка ее реализации, а также обогатить сложившееся направление новыми подходами.

Подготовка к проведению оценки рабочих мест

Оценка рабочих мест может быть эффективна в случае ее регулярного осуществления, так как именно в этом случае появляется возможность мониторинга трудового процесса и снимается проблема экстраординарности самих процедур оценки. Поэтому целесообразно составлять план оценки рабочих мест и проводить эту работу регулярно.

Подготовка к проведению оценки рабочих мест должна дать возможность получить нормативные документы, в соответствии с которыми реализуется та или иная деятельность, списки персонала, ее осуществляющего, прогноз изменения содержания данной работы.

Перед проведением оценки рабочих мест необходимо познакомить инспекторов с сотрудниками, выполняющими инспектируемую деятельность, согласовать графики посещения рабочих мест, показать инспекторам всю «географию» отдела, в котором работают исполнители. Следует уделить достаточное внимание установлению хорошего контакта между инспекторами и сотрудниками (менеджерами) изучаемого подразделения, согласовать ожидания с целями предстоящего мероприятия, сроки и форму представления результатов. Несмотря на то, что оценка труда проводится, как правило, по заказу вышестоящего руководства, результаты должны ожидать и быть готовы использовать и сами сотрудники. Только в этом случае проводимое мероприятие может быть с интересом воспринято всеми сторонами.

Порядок проведения оценки определяется порядком выполняемых функций. Целесообразно следовать естественному движению работы, последовательно проанализировать те этапы и мероприятия, которые выполняются работником. Собеседование с руководителем позволяет ему изложить свое представление о порядке и условиях выполнения изучаемой функции, описать особенности работ на конкретном рабочем месте и будущие тенденции их изменения. Целесообразно побеседовать и со следующим в цепи иерархии сотрудником, даже если он просто повторит сказанное руководителем, это даст возможность проверить полученную информации и уточнить ее.

После беседы с руководящими работниками, рассматривать работу целесообразно, начиная с наименее компетентных сотрудников, тех, кто выполняет эту работу, может быть, недавно, или не очень качественно, и кончая вновь руководителем.

Интервьюирование максимального числа исполнителей конкретной деятельности должно стать обычной практикой, даже если кажется, что достаточно материала формулировки выводов, — это даст возможность получить максимально объемный материал о конкретном рабочем месте. Так же, как и при профессиографическом анализе, при проведении оценки рабочего места важно уделить внимание и всем контактам, реализуемым конкретным специалистом. Поэтому важно увидеть все связи и собрать информацию о пограничных работах, осуществление которых сопряжено с выполнением исследуемой деятельности.

Проведение интервью при анализе рабочих мест, как и любого другого типа интервью, требует специальной подготовки и правильно организованного пространства. Целесообразно подготовить структуру интервью, согласовать заранее время и проводить его непосредственно на рабочем месте, когда все материалы и документы могут быть доступны. Однако, если интервьюируемый настаивает на проведении интервью вне рабочего места, так как хочет сохранить конфиденциальность, к его просьбе следует прислушаться. Важно развести во времени эти интервью.

Цель аттестационного интервью — выявление профессиональной компетентности сотрудника, цель интервью при оценке рабочего места — выявление проблем реализации деятельности, оценки точности ее регламентации и обеспеченности необходимыми ресурсами и полномочиями.

До проведения интервью целесообразно попросить сотрудника заполнить письменный опросник, включающий следующие темы:

рабочее место — кабинет, количество сотрудников, работающих в данном помещении;

3) фамилии руководителя, перед которым ответственен, сотрудников и состав персонала, подчиненного сотруднику;

4) фамилия сотрудника, который замещает опрашиваемого (и который замещает сам опрашиваемый) в случае необходимости;

5) описание главных элементов работы (типов задач) с указанием приблизительного времени, затрачиваемого на каждый из элементов;

6) описание параметров изменчивости работы и причин;

7) описание пиковых ситуаций (или если это бывает) ситуаций спада объемов работы;

8) ситуации внеурочной работы, объемы и причины;

9) оценка возможности постоянного увеличения работы (примерно на 10%) без сверхурочной работы;

10) замечания относительно работы (объема и сложности);

11) предложения по улучшению работы, ее обеспеченности. Проведение интервью может начинаться с уточнения ответов данных на письменный вариант опросника.

Дополнительно следует уточнить:

1) какую часть работы выполняет сотрудник, какую помощь ему оказывают начальники, подчиненные, советники, специалисты;

2) что происходит до начала работы (его включения в реализацию работы) и после, как сотрудник освобождается от работы после ее реализации;

3) кто влияет на работу;

4) как работа выполняется, что реально делает сотрудник и как долго;

5) когда и в какой последовательности выполняется работа. Как она начинается, с чего, получает ли сотрудник непосредственное указание от начальника или сигналом к началу служит какой-либо другой сигнал;

6) где (территориально) выполняется работа, особенно если её часть выполняется в другом месте;

7) кто оценивает качество работы и освобождает от нее сотрудника;

8) накапливается ли работа, в какой степени требуется сверхурочная работа;

9) что препятствует выполнению работы, есть ли какие-либо факторы, тормозящие эффективность и экономичную деятельность.

Заявление сотрудника о том, что он перегружен, следует не воспринимать буквально, а постараться разобраться, почему и когда, в силу каких обстоятельств работа накопилась и происходит ли это регулярно и почему.

После проведения встречи целесообразно подготовить первичные заметки, включающие:

• дату и время беседы;

• имя должностного лица;

• описание работы, выполняемой служащим, и текущего паттерна работы, процедурные аспекты, ее место в деятельности организации, качество и количество;

• детали текущей работы, информацию о накопившихся работах, причинах отсрочки в выполнении, причинах накопления, пиках сверхурочных работ;

• мнение служащего о работе, ее количестве и качестве, оценки уровня стандартности в момент проведения оценки;

• впечатление инспектора о должности.

По результатам оценки рабочих мест инспектор должен:

1. Составить отчет, включающий:

• введение — цель оценки рабочего места, порядок ее проведения, сроки и ответственные;

• методы — какие были проведены встречи, с кем, были ли использованы опросники и конкретные формы интервью;

• историю — описание целей, истории и структуры организации;

• содержательную часть — перечень полученных фактов. Целесообразно формулировать полученные выводы в соответствии с ходом инспекции;

• краткое описание выводов и предложений в отношении содержания анализируемой работы, рекомендации по ее изменению, модификации или обеспечению недостающими ресурсами;

• приложения — подтверждающая информация, графики и схемы, статистические данные, конкретные результаты, ни которые ссылаются в основном тексте отчета.

2. Оценить ранг поста (рабочего места), соотнося различные рабочие места (должности) по следующим параметрам:

• объем и специфика знаний, необходимых для реализации работы;

• степень инициативности и полнота использования различных ресурсов для реализации работы;

• комплексность работы, предполагающая особую трудность в формулировке суждений и принятии решений;

• специфика функций управления данным рабочим местом (специалистом);

• количество и особенности подчиненных (руководимых рабочих мест) с точки зрения их разносторонности, специфичности, алгоритмизируемости.

3. Сформулировать рекомендации по совершенствованию рабочего места (конкретной должности) в целях обеспечения реализации возложенных на данного сотрудника функций.

По результатам оценки рабочих мест появляется возможность модифицировать те или иные аспекты рабочих функций, проводить мониторинг содержания труда и фиксировать проблемы реализации отдельных направлений работы еще до того, кик они стали трудно преодолимыми.

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда является одной из основных наших услуг, предоставлением которой мы занимаемся на всей территории России уже более 7 лет. Это особенно удобно для тех клиентов, которые имеют широкую филиальную сеть своих представительств в регионах. Теперь специальная оценка условий труда может быть проведена во всех ваших филиалах с использованием единого контракта.

Наш многолетний опыт проведения специальной оценки условий труда на предприятиях в таких отраслях как нефтедобыча, банки, тяжелое машиностроение, ракетостроение, космическая отрасль, химическая отрасль, медицина и многие многие другие, а так же накопленный опыт в проведении спецоценки позволяет нам собственными силами работать с клиентами максимально высокого уровня сложности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Для того, чтобы начать работу по специальной оценке, рекомендуем Вам пошаговый алгоритм действий:

Организация проведения специальной оценки условий труда.

ШАГ 1. Ознакомление с федеральным законом о СОУТ

ШАГ 2. Анализ штатного расписания с последующей консультацией эксперта

Мы будем Вам благодарны, если Вы пришлете штатное расписание по этой форме или в любом удобном для Вас виде.

Структурное подразделение

Наименование должности

Принадлежность к спискам 1 и 2

Количество работающих

Оборудование

Материалы, сырье

Инструменты/

Приспособления

Наименование рабочих зон

Если Вам сложно самим заполнить графы штатного расписания, если у Вас есть вопросы, касающиеся специальной оценки или любых вопросов охраны труда, наши руководители отделов продаж с радостью проконсультирует Вас. Пишите или звоните:

ШАГ 3. Ознакомление с формами договоров на организацию проведения специальной оценки условий труда

После всех согласований, консультаций и обсуждений Вы пришли к решению сотрудничестве, а это значит, что наступил момент ознакомиться с формами договоров.

ШАГ 4. Этапы проведения специальной оценки условий труда

  1. Сначала работодатель создает Комиссию по специальной оценке условий труда и издает Приказ о создании Комиссии и начале проведения специальной оценки. Мы расскажем Вам о том, кто входит в Комиссию, каковы ее права и обязанности, а если потребуется — пришлем Вам форму Приказа.
  2. Затем на предприятие выезжает эксперт для работы по идентификации потенциально вредных или опасных факторов на рабочих местах. Наши эксперты, в соответствии с ФЗ № 426 «О специальной оценке условий труда», имеют высшее образование, стаж работы более 3 лет и обучены по программе подготовки экспертов в объеме 72 часов. Эксперт определяет, на каких рабочих местах отсутствуют вредные факторы (эти рабочие места подпадают под декларирование, то есть, на них не производятся замеры), на каких рабочих местах замеры необходимы. Его выводы утверждаются членами Комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Если потребуются консультации на местах, эксперт подробно ответит на все вопросы.
  3. После эксперта на предприятие приезжают сотрудники Испытательной лаборатории, чтобы замерить те вредные факторы, которые утвердила Комиссия.
  4. Результаты замеров передаются в Испытательную лабораторию для обработки. Для того, чтобы подготовить Отчет по специальной оценке, необходима большая совместная работа — как Заказчика, так и Исполнителя. Кроме этого, Заказчику предстоит подготовить ряд необходимых документов, касающихся охраны труда на предприятии, без которых невозможно составить Отчет.
  5. После того, как Отчет будет подготовлен, он передается Комиссии, которая знакомится с ним сама и знакомит с Отчетом работников в течение 30 календарных дней, затем материалы передаются в Государственную инспекцию туда. Срок действия материалов по специальной оценке — 5 лет.
  6. Завершение специальной оценки условий труда — наша служба контроля качества.

Отзывы о нашей работе

Хотите заказать проведение СОУТ, или узнать стоимость СОУТ, а может у вас остались какие-либо вопросы?

Свяжитесь с нами через форму обратной связи, мы ответим вам максимально оперативно.

О специальной оценке условий труда

Ключевой регулирующий документ по спецоценке — Федеральный закон № 426 «О специальной оценке условий труда» , который вступил в силу с 1 января 2014 г. Специальная оценка условий труда изменения аттестацию рабочих мест и государственную экспертизу условий труда.

С какой целью был разработан Закон «О специальной оценке условий труда»?

Специальная оценка условий труда 2016 была разработана в рамках проведения пенсионной реформы в Российской Федерации. СОУТ предполагает переход от «списочного» подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. №

Обязательно ли проводить специальную оценку условий труда?

Проводить специальную оценку обязаны все работодатели, включая индивидуальных предприниматель ИП, на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Предприниматели без наемного персонала не являются работодателями, поэтому проводить спец оценку им нет необходимости. Но с появлением даже одного сотрудника в штате, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь на этом новом рабочем месте. Физические лица, не имеющие статуса Индивидуальной предпринимателя, нанявшие на работу сотрудников, спецоценку не проводят.

Если ваши сотрудники работают на территории заказчика на постоянной основе, а не на территории вашего предприятия, организации, все равно необходимо проводить оценку труда, потому что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это может один из двух работодателей (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № Иначе вам может грозить административная ответственность за не проведение спецоценки.

Как учитываются результаты специальной оценки?

Они учитываются при уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организация медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

Почему специальная оценка выгодна работодателю?

Результаты специальной оценки условий труда будут влиять на размер страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за сотрудников, занятых на вредном и опасном производстве (в Российской Федерации существуют так называемые списки № 1 и№ 2; в список № 1 включены работники, занятые на подземных работах и на производстве с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; в список № 2 — с вредными и тяжелыми условиями труда). С реализацией закона о специальной оценке будет запущен механизм, когда, чем хуже условия труда, тем выше тариф отчислений; чем они лучше, тем тариф ниже. Если условия труда безопасные, то дополнительный тариф и вовсе снимается. При этом указанный тариф отчислений за работу во вредных и (или) опасных условиях труда будет постепенно повышаться (в 2015 и 2016 г.). Согласно новым правилам работодателей освободят от уплаты взносов по доптарифам, если в результате оценки рабочих мест вредный и (или) опасный фактор не будет выявлен. Подтвердить безопасные условия труда как раз и призвана специальная оценка.

Условия труда по степени вредности и опасности подразделены на 4 класса — оптимальные класс), допустимые класс), вредные класс) и опасные класс). Вредные к тому же подразделены на 4 подкласса. В результате специальной оценки можно снизить класс (подкласс) условий труда (тем самым снизив размер взносов по доптарифам), если, например, доказана эффективность применения средств индивидуальной защиты.

Для оптимизации расходов на специальную оценку условий труда закон предусматривает возможность учитывать результаты исследований и измерений, полученных в ходе проведения производственного контроля.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены потенциально вредные и (или) опасные факторы, предусмотрено декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Условия труда на таких рабочих местах признаются допустимыми (класс 2). Декларация действительна в течение 5 лет и автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В случае декларирования работодатель освобожден от необходимости проводить дорогостоящие процедуры по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Кем проводится специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной уполномоченной государством организацией.

Что такое специальная оценка условий труда?

Условия труда по степени вредности или опасности подразделены на четыре класса:

  • оптимальные
  • допустимые
  • вредные
  • опасные.

Введена процедура декларирования соответствия условий труда, подтверждающая соответствие условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда.

Повышена степень участия профсоюзов в проведении оценки условий труда, в том числе посредством включения их представителей в комиссию по проведению специальной оценки условий труда, предоставления права на получение соответствующих разъяснений по результатам специальной оценки условий труда и их обжалования, возможности инициирования проведения внеплановой специальной оценки условий труда.

Законом допускается возможность использования результатов спецоценки условий труда при:

  • предоставлении работникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда;
  • разработке и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными требованиями охраны труда;
  • обеспечении работников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
  • контроле за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • организации обязательных предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров;
  • оценке уровня профессиональных рисков;
  • расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Страховые тарифы в зависимости от классов условий труда.

Класс условий труда:

  • 1 (оптимальный) — 0% дополнительного страхового взноса;
  • 2 (допустимый) — 0% дополнительного страхового взноса;
  • 3.1 (вредный) — 2% дополнительного страхового взноса;
  • 3.2 (вредный) — 4% дополнительного страхового взноса;
  • 3.3 (вредный) — 6% дополнительного страхового взноса;
  • 3.4 (вредный) — 7% дополнительного страхового взноса;
  • 4 (опасный) — 8% дополнительного страхового взноса;

Федеральный закон от 24.07.2009 № предоставит возможность освобождения от уплаты дополнительных страховых взносов, его можно будет получить посредством проведения специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс последовательно выполняемых мероприятий по:

  1. Идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
  2. Оценке уровня воздействия идентифицированных опасных факторов.

Для чего нужна специальная оценка:

  1. Выявление и оценка опасностей на рабочих местах (мониторинг условий труда);
  2. Освобождение работодателей от дополнительных страховых взносов по линии ПФР/ФСС;

СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ ПОДЛЕЖАТ ВСЕ РАБОЧИЕ МЕСТА РАБОТОДАТЕЛЯ

Исключение из общего правила

  1. Рабочие места «надомников»;
  2. Дистанционные рабочие места (понятие в Федеральном законе не раскрыто).

Особые условия проведения специальной оценки для некоторых категорий рабочих мест:

  1. Рабочие места, относящиеся к категориям гражданской и муниципальной службы — специальная оценка производится с учетом действующего законодательства в области государственной и муниципальной службы;
  2. Рабочие места, работа на которых затрагивает сведения, относящиеся действующим законодательством к сведениям, содержащим государственную тайну — специальная оценка проводится с учетом действующего законодательства о государственной тайне

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

Порядок специальной оценки условий труда следующий.

  1. Идентификация вредных и опасных факторов (осуществляется экспертом организации проводящей специальную оценку условий труда);
  2. Проведение инструментальных замеров на рабочих местах, где были выявлены (идентифицированы) вредные и (или) опасные факторы производственной среды;
  3. Оформление результатов проведенной специальной оценки;
  4. Предоставление отчетных материалов по результатам специальной оценки в базы данных уполномоченных государственных органов.

Срок действия материалов по специальной оценке — 5 лет с момент ее проведения.

Материалы аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 31.12.2013 г. действительны в течение всего срока их действия (5 лет).

ФАКТОРЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЮ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

  1. Физические факторы;
  2. Химические факторы;
  3. Биологические факторы;
  4. Тяжесть трудового процесса;
  5. Напряженность трудового процесса.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

  1. Обеспечить проведение специальной оценки условий труда;
  2. Предоставить необходимые документы организации, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда;
  3. Письменно ознакомить работника с результатами специальной оценки условий труда;
  4. Предоставить работнику разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда;
  5. Реализовать мероприятия по улучшению условий труда.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ

  1. Лично участвовать в проведение специальной оценки условий труда;
  2. Обращаться к работодателю за разъяснением процедуры проведения специальной оценки условий труда;
  3. Обжаловать результаты проведенной специальной оценки условий труда;
  4. Обязан ознакомиться с результатами специальной оценки условий труда.

ВНЕПЛАНОВАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА (ОСНОВАНИЯ).

  1. Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  2. Получения предписания ГИТ;
  3. Изменение технологического процесса;
  4. Изменение состава применяемого сырья и (или) материалов;
  5. Изменение в уровне СИЗ;
  6. Наличие несчастного случая;
  7. Наличие мотивированного предложения профсоюза.

Внеплановая специальная оценка проводится на соответствующих рабочих местах в течение 6 месяцев со дня наступления вышеобозначенных словий.

ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА

  1. По результатам идентификации вредных и опасных факторов производственной среды;
  2. Оформляется работодателем — регистрируется в ГИТ;
  3. Срок действия — 5 лет (при отсутствии несчастных случаев — продление 5 лет).

ДОКУМЕНТЫ, ОФОРМЛЯЕМЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

(оформляется в форме отчета)

  1. Сведения об организации, осуществляющей специальную оценку условий труда;
  2. Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка;
  3. Карты специальной оценки;
  4. Протоколы исследований и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов;
  5. Протоколы эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ);
  6. Сводная ведомость результатов специальной оценки;
  7. Перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ТАРИФЫ

Положениями Федерального закона от 17.12.2001 № «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлен перечень лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин.

С 1 января 2013 г. работодатели таких лиц обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы по следующим тарифам:

— в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты в т.ч. на работах с вредными условиями труда: 4 процента (2013 г.), 6 процентов (2014 г.), 9 процентов (2015 г. и далее);

— в отношении выплат в пользу физлиц, которые заняты на работах, с тяжелыми условиями труда, работа с повышенной интенсивностью и тяжестью): 2 процента (2013 г.), 4 процента (2014 г.), 6 процентов (2015 г. и далее).

Дополнительные страховые взносы уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая определена Федеральным законом № 173. Другими словами, их необходимо перечислять по указанным тарифам независимо от того, превысила ли база по страховым взносам предельную величину, установленную на соответствующий год.

Следует отметить, что Федеральным законом от 24.07.2009 № установлена возможность освобождения плательщиков от уплаты указанных дополнительных страховых взносов. Такое освобождение может быть предоставлено по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, который будет установлен отдельным федеральным законом.

РАЗМЕР ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРАХОВЫХ ТАРИФОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КЛАССА УСЛОВИЙ ТРУДА

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

8, 0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

7, 0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

6, 0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

4, 0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

2, 0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

0, 0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

0, 0 процента — солидарная часть тарифа страховых взносов

ВЫВОД: при наличии условий труда на рабочих местах соответствующих 1 и 2 классам — работодатель освобождается от оплаты дополнительных страховых тарифов.

Специальная оценка условий труда ФЗ-426 от 28.12.2013

Трудовой кодекс РФ определил, что Специальная Оценка Условий Труда (СОУТ) — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а, как следствие, и обязанность по аттестации рабочих мест, трудовым кодексом РФ возложена на работодателя. Аттестации подлежит каждое рабочее место, она должна проводиться не реже одного раза в пять лет. При аттестации производится оценка всех опасных и вредных производственных факторов. Для проведения аттестации создается специальная комиссия.

Даже если фирма небольшая и не предполагает опасных условий, могущих повлиять на трудоспособность работников, СОУТ пренебрегать не следует. В противном случае с 1 января 2015 года ст.5.27.1 КоАП РФ, организации влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Чтобы начать проведение СОУТ заказчику необходимо подать соответствующее заявление в выбранную им специализированную организацию. После этого ее сотрудники производят соответствующий анализ рабочих мест: исследуется их организационно-техническое состояние, травмобезопасность, раскрываются вредные факторы производственной среды. Будет выявлено и то, насколько условия труда соответствуют санитарным стандартам и нормам.

Далее должен быть создан перечень рекомендаций по приведению условий труда в норму, установленную законодательством.

Проведение специальной оценки рабочих мест по условиям труда требует от работодателя предоставить организации, осуществляющей СОУТ специальная оценка условий труда, все необходимые данные, а также соответствующие документы, и, в случае необходимости, дать разъяснения по вопросам, возникающим в процессе такой деятельности.

На порядок реализации процедуры специальной оценки условий труда, сроки специальной оценки условий труда, а также цену влияют несколько факторов, таких как:

  • количество аттестуемых рабочих мест, которые подлежат СОУТ,
  • сфера деятельности предприятия,
  • его оснащенность средствами индивидуальной защиты,
  • виды оборудования, используемого на производстве и многое другое.

Возможность этого закона эффективно влиять на условия труда была подвергнута сомнению некоторыми специалистами. Например, допущение возможности снижения класса вредности при обеспечении рабочих эффективными СИЗ было раскритиковано в статье:

  1. Отсутствовал серьёзный контроль и за качеством аттестации (предшественнице спецоценки), и даже за самим её проведением. С 01.09.2008 до 01.01.2013 о проведении аттестации отчиталось 2% хозяйствующих субъектов.
  2. Не охватываются все виды вредных и опасных производственных факторов. В ряде случае аттестующие организации вообще ничего не меряют, а за умеренную плату выдают документы о приемлемых условиях труда — без выезда на предприятие.
  3. Качество подготовки экспертов может быть недостаточным. Аттестация экспертов состоит в ответах на вопросы, а наличие навыков измерений не проверяется.
  4. Рабочие должны использовать эффективные СИЗ, но оценка их эффективности на рабочих местах при реальном применении невозможна. Снижение класса вредности при выдаче «эффективных» СИЗ противоречит основному принципу охраны труда, требующему обеспечивать рабочих в первую очередь эффективными средствами коллективной защиты.

Авторы предложили отменить статьи 6 и 7 Закона и поручит квалифицированному НИИ разработать перечни вредных факторов для их идентификации для разных видов производств, технологий работ и используемых материалов.

Какие рабочие места в организации подлежат специальной оценке условий труда

Как правильно посчитать количество рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, если работник является совместителем, т

Директор, он же главный бухгалтер (по внутреннему совмещению). Работа главным бухгалтером определена трудовым договором о совмещении. Часть рабочего времени работник выполняет работу директора, часть — главного бухгалтера. В штатном расписании прописаны должности и директора и главного бухгалтера, а работу выполняет один человек. Специальной оценке условий труда подлежит одно рабочее место директора с учётом работы по совмещению главным бухгалтером. Т.к. функции главного бухгалтера работник выполняет согласно трудовому договору о совмещении, в отчёте о проведении специальной оценки условий труда будет написана должность — директор (главный бухгалтер) и коды по «Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» ОК 016-94 (далее – ОК 016-94) указаны для двух должностей. Если работу главного бухгалтера директор выполняет по приказу и она отсутствует в штатном расписании, в итоговых документах по специальной оценке условий труда будет прописана только должность директора, указан код по ОК 016-94 директора, а выполнение работы главного бухгалтера будет присутствовать только в описании выполняемых работ (при условии оценки напряжённости трудового процесса). Ещё раз – спецоценке подлежит одно рабочее место, состоящее из всех мест пребывания работника в связи с его работой (основной и дополнительной)!

В статье 60_2. ТК РФ говорится: «С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности) за дополнительную оплату. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей)».

С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда

В комиссию включаются представители работодателя, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный или сторонний специалист по охране труда. Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель либо ИП. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.

Еще одно отличие касается рабочих мест надомников и дистанционных работников. Такие места подлежали аттестации на общих основаниях. Но теперь в Законе № 426-ФЗ четко сказано: в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно.

Список рабочих мест подлежащих специальной оценки условий труда, перечень

Перечень рабочих мест подлежащих специальной оценке условий труда в соответствии с пунктом 12 Порядка проведения проверки составляет аттестационная комиссия. Образец такого перечня приведен в Приложении №1. Чтобы надлежащим образом составить список рабочих мест подлежащих оценке, необходимо использовать штатное расписание и список работников по каждому структурному подразделению с указанием должности или профессии. В соответствии с действующими нормативами наименование профессий в перечне рабочих мест должны полностью соответствовать их написанию в штатном расписании, а коды соответствовать классификатору ОК-016-94. Каждое рабочее место имеет свой уникальный порядковый номер.

Специальная оценка условий труда является достаточно сложной процедурой. При ее выполнении нужно учитывать большое число самых различных факторов и хорошо разбираться в нормативных документах, грамотно выполнять все необходимые замеры, а также правильно понимать все используемые термины. Поэтому подходить к выбору проверяющей организации следует очень серьезно, оценивая не только предлагаемую цену на выполнение сертификации, но учитывать опыт компании и отзывы об ее работе. ООО «Экопромпроект» имеет в своем штате специалистов, которые имеют большой опыт проведения специальной оценки условий труда и способны правильно оценить ситуацию, а также грамотно составить все необходимые документы даже в достаточно сложных и запутанных случаях. А хорошая материально-техническая база нашей компании позволяет выполнять все замеры, а потом обрабатывать их быстро и качественно.

Аналогичные рабочие места: специальная оценка условий труда

  • они находятся в одном помещении или нескольких однотипных помещениях, в которых созданы одинаковые условия с использованием однотипного оборудования (вентиляция, отопление, кондиционирование, освещение);
  • эти места занимают работники одной профессии, специальности, должности, выполняющие одни и те же трудовые функции в том же режиме рабочего времени;
  • работа на этих местах представляет собой однотипный процесс;
  • в работе используются одинаковые оборудование, материалы, инструменты, средства защиты.

При проведении специальной оценки условий труда (далее – СОУТ, спецоценка) используется такое понятие, как «аналогичные рабочие места». Специальная оценка условий труда в данном случае может быть проведена в отношении меньшего числа рабочих мест, а значит, работодатель имеет возможность сэкономить на проведении СОУТ. Рассмотрим данное понятие более подробно.

Рабочие места подлежащие специальной оценке условий труда

Специфика проведения СОУТ в отношении рабочих мест творческих деятелей утверждена приказом Минтруда от 14.11.2014 № 882н. Особенности осуществления аттестационных мероприятий в отношении мест осуществления трудовой функции данной категорией работников следующие:

При этом по смыслу рассматриваемой нормы неважно, в какой форме будет выполнен данный документ (в виде таблицы, текста или т. п.). Комиссия и руководство вольны сами решать, как будет выглядеть утверждаемый перечень (образец его вы можете увидеть на нашем сайте).

Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда

Определенные трудности у комиссии могут возникнуть, когда дело дойдет до названий рабочих мест. До введения СОУТ все наименования обязательно должны были соответствовать Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Сейчас проблема состоит в том, что этот документ, который был принят еще в 1994 году, не содержит наименований «супервайзер», «HR-менеджер», «копирайтер» и многих других современных профессий.

Подошло время проводить СОУТ. Вы издали приказ о формировании экспертной комиссии, теперь предстоит самое главное – выяснить, какие рабочие места в организациях подлежат специальной оценке условий труда, и сформировать их перечень в соответствии с действующим законодательством. Как это сделать правильно – расскажем.

Особенности определения аналогичных рабочих мест при спецоценке

Можно ли определить влияние влажности и плесени на работников?
У нашего предприятия есть подземный музей горного дела, геологии и спелеологии, расположенный в отработанных выработках действующей шахты. Там естественная повышенная влажность и плесень. Рабочие места экскурсовода и сопровождающего подлежат спецоценке, но в Классификаторе вредных и (или) опасных производственных факторов влажности и плесени нет. Можно ли оценить их вредность для работников музея? Правомерно ли делать это не в рамках спецоценки?
Вы можете пригласить независимую экспертную организацию для измерения уровня влажности и характера плесени. Если исследования подтвердят, что данные факторы действительно могут негативно повлиять на работников, то появится веский повод выдавать персоналу СИЗ и спецодежду, а также отправлять на медосмотр.

Перед проведением специальной оценки условий труда работодателю нужно составить перечень рабочих мест, которые будут оцениваться. Так можно узнать примерную стоимость этой процедуры. Но в большинстве случаев расчеты оказываются неверными, потому что неправильно определены аналогичные рабочие места. Разберемся, как избежать типичных ошибок.

Статьи: Профсоюзы

Для проведения спецоценки работодателю необходимо сформировать комиссию по проведению специальной оценки условий труда, в которую должны входить представители работодателя, а также представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Данная комиссия утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест. Выявление аналогичных рабочих мест в целях данного закона имеет большое значение, так как специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Ранее работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства ( п. 4 Порядка , утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н).

Организация, методика и срок проведения специальной оценки условий труда

Довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда работник отказывается знакомиться с результатами СОУТ, либо категорически с ними не согласен. В этом случае представителю работодателя необходимо оформить акт, подтверждающий это, и засвидетельствовать его, как минимум тремя подписями. В комиссию можно пригласить начальника или специалиста кадровой службы, руководителя структурного подразделения, в котором работник трудится. Кроме того, сотруднику нужно разъяснить его право на обращение в Трудовую инспекцию с целью обжалования результатов СОУТ.

Проведение внеплановой СОУТ организуется на вновь образованных рабочих местах (недавно введенных в штатное расписание). Для этого работодателю предоставляется срок 12 месяцев. Отсчет начинается со дня ввода их в эксплуатацию. Аналогичные правила действуют в ситуациях, когда рабочее место перемещают в другое помещение или если на нем меняется технология производства, происходит замена оборудования. Эти изменения могут оказать воздействие на уровень (степень) влияния производственных факторов, определяемых как опасные и/или вредные, на сотрудников.

Специальная оценка условий труда: обязанность или выбор работодателя

  • реализацию мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • приобретение работникам средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств;
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;
  • и другие расходы, указанные в Правилах.

С 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку, в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сведения о результатах проведенной специальной оценки в обязательном порядке должны отражаться в отчете 4-ФСС (таблица 10) начиная с отчета за первый квартал 2014 года. Причем заполнять таблицу 10 должны все страхователи, включая тех, кто специальную оценку условий труда не проводил (подробнее о порядке заполнения читайте в статье Новая форма отчета 4-ФСС с первого квартала 2014 года). Однако, несмотря на то, что введение специальной оценки условий труда уже не новость, до сих пор остается много вопросов, касающихся порядка ее проведения, обязательности и т.д. В этой статье предлагаю рассмотреть, какие организации и индивидуальные предприниматели должны проводить специальную оценку и для чего.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит