Принципы административного права, принцип обеспечения права отдых является

Содержание
  1. Принципы административного права
  2. Основные принципы трудового права
  3. Большая Энциклопедия Нефти и Газа
  4. Принцип - обеспечение - право
  5. Право на отдых и его гарантии
  6. К какой группе прав относится конституционное право на отдых
  7. Что является принципами обеспечения права на отдых
  8. Каждый имеет право на отдых или есть исключения?
  9. Какое право на отдых имеют социально защищенные граждане: примеры
  10. Право на отдых и его гарантии. Понятие, виды времени отдыха

Принципы административного права

Под принципами административного права понимаются основные идеи, требования, положения, выражающие его сущность и определяющие содержание административно-правовых норм. Необходимо отметить, что каждая отрасль права обладает набором как общих принципов, характерных для всех его отраслей, так и собственными, придающими ей уникальность. По сути, принципы — это основополагающие начала отрасли, своеобразная квинтэссенция ее норм. Важность данного постулата можем проиллюстрировать тем, что в тех отраслях права, которые имеют законодательную основу в виде кодексов, принципы вынесены законодателем в самое начало данных актов, выполняя роль своего рода визитной карточки отрасли. Так, принципы гражданского права сформулированы в п. 1 ст. 1 ГК РФ: признание равенства участников регулируемых гражданским законодательством отношений; неприкосновенность собственности; свобода договора; недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав; обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Принципам трудового права посвящена ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой основными принципами правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности:

  • свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
  • запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
  • обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
  • равенство прав и возможностей работников;
  • обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
  • сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
  • установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
  • обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
  • обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Принципы уголовного права, в числе которых можно особо выделить принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, гуманизма, определены ст. ст. 1 — 8 Уголовного кодекса РФ. Кроме того, основополагающим принципом как уголовного, так и уголовно-процессуального права является сформулированный Конституцией РФ (ст. 49) принцип презумпции невиновности.

Возвращаясь к административному праву, отметим, что единого перечня принципов данной отрасли, как это происходит в ситуации с рассмотренными отраслями права, а также со многими иными (семейным, налоговым и т.д.), в законодательстве нет. Основной кодифицированный акт современного российского административного права — КоАП РФ — делает акцент на принципах, определяющих содержание важного, но не единственного блока административного права -законодательства об административных правонарушениях. Так, КоАП РФ особо выделяет такие принципы, как равенство перед законом (ст. 1.4), презумпция невиновности (ст. 1.5), обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением (ст. 1.6).

Обращаясь к другим источникам административного права, мы можем найти определенные законодателем принципы, которые служат основными началами различных сфер общественных отношений, урегулированных нормами административного права. Например, Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 1 июня 2005 г.) определены основные принципы деятельности Правительства РФ; в соответствии со ст. 3 названного Закона Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» ее деятельность базируется на принципах уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Основными принципами лицензирования, закрепленными ст. 3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:

  • обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
  • установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;
  • установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
  • установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • гласность и открытость лицензирования;
  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Анализируя сформулированные в различных актах административного права принципы, мы можем сделать вывод о том, что ему присущи принципы как общеправовые, свойственные всем отраслям российской системы права, межотраслевые, характерные для группы отраслей, имеющих публично-правовую направленность (конституционное, административное, уголовное, уголовный процесс), так и принципы, подчеркивающие индивидуальность административного права как отрасли.

Общеотраслевые принципы базируются на конституционных положениях, в том числе тех, которые составляют основу конституционного строя Российской Федерации. К общеотраслевым принципам применительно к административному праву мы можем отнести, в частности:

Принцип равенства перед законом. Частный случай реализации данного принципа мы можем наблюдать при анализе норм КоАП РФ, согласно ч. 1 ст. 1.4 которого лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, а юридические лица — независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Принцип законности. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законы.

Данный принцип требует от участников административно-правовых отношений реализации закрепленных соответствующими нормами возможностей сообразно требованиям законодательства. Особое значение данный принцип имеет в деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.

Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Основа данного принципа -положения ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Данное конституционное положение транслируется в законы и иные нормативные правовые акты — источники административного права. Так, статьей 3 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ «О государственной охране» (в ред. от 29 декабря 2004 г.) в числе основных принципов осуществления государственной охраны закреплено уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип конкретизирован в иных нормах данного Закона. В частности, по общему правилу запрещается применение огнестрельного оружия в отношении женщин, а также лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, если их возраст очевиден или известен сотруднику органов государственной охраны. Исключение возможно только в случае совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при оказании вооруженного сопротивления.

Аналогичные нормы содержатся и в иных федеральных законах, регламентирующих возможность применения принуждения сотрудниками уполномоченных органов исполнительной власти. В качестве другого примера можно привести Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 22 августа 2004 г.), определяющий (ст. 3) в качестве одного из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Принцип гласности. Содержание данного принципа включает несколько уровней. Прежде всего это требование к гласности источников административного права. Частью 3 ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Данное конституционное положение развивается в иных нормативных правовых актах административного характера, о чем будет сказано, когда будем рассматривать источники административного права. Пока же приведем пример, взятый из ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», которая определяет следующие правила, направленные на практическую реализацию принципа гласности:

  • постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно;
  • датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации;
  • постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства РФ не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Другим уровнем или, точнее, другим аспектом реализации принципа гласности является его обязательность в практической повседневной деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих. Так, в числе основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», закреплен принцип гласности в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Приведенный пример — частный случай реализации принципа гласности в практической деятельности органов исполнительной власти.

В качестве иных проявлений принципов гласности является устанавливаемая законодательством обязанность органов исполнительной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих информировать общественность о своей деятельности, в том числе посредством публикации отчетов и других сведений.

Принцип ответственности. Это универсальный принцип, характерный для всех отраслей права, направлен на обеспечение соблюдения иных принципов, в частности законности. Это своего рода страж, который наделен правом принуждения к соблюдению правовых норм. Принцип ответственности было бы неверно распространять только на сферу административных правонарушений и ответственности за их совершение. Данный принцип имеет гораздо более широкую сферу применения, поскольку направлен на обеспечение соблюдения норм не только административного, но и многих других отраслей права и в равной степени применим ко всем участникам отношений, регулируемых нормами административного права. Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (вступает в силу в конце 2006 г.) лица, виновные в нарушении данного Закона, несут ответственность, примеры которой рассматривает ст. 16:

  • гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда (ч. 1 ст. 16);
  • в свою очередь, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда (ч. 2 ст. 16).

Вместе с тем в некоторых случаях устанавливается приоритетная ответственность того или иного участника регулируемых административным правом общественных отношений. Например, одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения, закрепленных ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», является приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в нем.

Ряд принципов является характерным для отраслей права, которые принято относить к публичному праву (в противоположность частному праву), таких как гражданское, семейное и т.д.

В числе межотраслевых можно выделить такие принципы, как принцип презумпции невиновности (на наш взгляд, далеко не бесспорный принцип применительно к административному праву о чем подробнее будет сказано при рассмотрении его источников), принцип федерализма, в том числе реализуемый через установление единства системы государственной власти и разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами, принцип разделения властей, принцип признания местного самоуправления и разграничения полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления.

Наконец, есть значительное количество принципов, которые можно считать собственно административно-правовыми, характерными именно для данной отрасли. Как правило, эти принципы определяют содержание каких-то определенных сфер административно-правового регулирования. Так, можно выделить специфические принципы государственной гражданской службы, определенные ст. 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», такие как стабильность гражданской службы; взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность. Более того, в некоторых случаях законодатель идет по пути установления принципов, определяющих составные элементы регулируемых отношений.

Возвращаясь к административно-правовому регулированию государственной гражданской службы посредством норм Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», отметим, что названный Закон определяет не только общие принципы гражданской службы (ст. 4), но и такие частные, как принципы формирования кадрового состава гражданской службы в государственном органе, которые в соответствии со ст. 60 этого Закона обеспечиваются на основе:

  • назначения на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств;
  • совершенствования профессионального мастерства гражданских служащих.

Другим примером специфических административно-правовых признаков могут выступать такие названные принципы, как установление единого порядка лицензирования на территории РФ, а также определение лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, содержащиеся в ст. 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Подводя итог сказанному о принципах административного права, необходимо отметить следующее:

перечень принципов не является закрытым. Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, считают целесообразным особо выделять принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.;

формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны), сочетания гласных и негласных методов работы. Оговорки есть и в отношении принципа равенства перед законом. Так, статьей 1.4 КоАП РФ, закрепляющей принцип равенства перед законом применительно к административной ответственности за совершение административных правонарушений, тем не менее предусмотрено, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Важно лишь, чтобы любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.

Основные принципы трудового права

Разумеется, для нас наибольшую важность имеет то, как определяет дискриминацию законодатель.

В 1948 году ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, где был провозглашен общий запрет дискриминации (ст. 2).

Во внутригосударственных актах Российской Федерации провозглашается общий принцип запрещения дискриминации в сфере труда и занятости. Положения Конституции (п.2 ст 19) конкретизируются в нормах различных отраслей права, в частности, особенности трудовых правоотношений с работниками регулируются ТК.

Ст. 3 ТК закрепляет и конкретизирует одно из основополагающих прав человека, которое относится к общепризнанным принципам и нормам международного права: каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве

Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве – следующий принцип трудового права. На сегодняшний день в нашем законодательстве имеются правовые нормы, которые направлены на обеспечение трудовой занятости населения. Право на защиту от безработицы, сформулированное в ст. 37 Конституции РФ, реализуется в нормах Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями, а также в иных нормативных правовых актах. Государство в лице соответствующих государственных органов оказывает бесплатное содействие в выборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием. Если гражданин признан в установленном порядке безработным, ему выплачивается пособие по безработице.

Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости.

Глава 3. Принципы обеспечения надлежащих условий труда

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда

В число принципов трудового права ТК включает обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, а также ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого отпуска.

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда основывается на положениях ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) о праве каждого на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни; одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации.

Указанные положения обеспечиваются гарантиями, закрепленными в ТК, и другими, установленными на федеральном уровне, как продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск и т.д.

Обязанность по обеспечению права каждого работника на справедливые условия труда и создание безопасных условий труда всегда возлагается на самого работодателя. Эту обязанность должны нести все организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Принцип обеспечения безопасными условиями труда основан на системе государственных и общественных органов, которые должны осуществлять функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.

Статья 2 ТК впервые в кодификационной практике трудового законодательства вводит термин «справедливые условия труда», который включает в себя три составляющих: безопасный труд, отдых после работы в течение определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи 5 . Право на отдых — одно из основных трудовых прав. Статья 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

5 Комментарий к Трудовому кодексу РФ/под ред. Гусова К.Н.. М.: Проспект, 2004. С. 257

В этой формулировке принципиальное значение имеет положение о том, что различные виды времени отдыха, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха и др., гарантированы только тем, кто работает по трудовому договору. Право на отдых как принцип трудового права реализуется в различных нормах ТК. Наибольшее число таких норм содержится в главах раздела IV «Рабочее время» и раздела V «Время отдыха».

Принцип обеспечения права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы

Самостоятельным принципом трудового права является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Данный принцип устанавливает критерии определения условий оплаты труда работника, т.е. размер заработной платы. Заработная плата должна выплачиваться в полном размере и не реже двух раз в месяц (т.е. каждый полмесяца). Она не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который устанавливается федеральным законом с учетом прожиточного минимума.

Слова «справедливая оплата труда» имеют значение как на перспективу, определяющую направленность правового регулирования заработной платы, так и для характеристики состояния оплаты труда. Право на справедливую оплату труда гарантируется государством, которое определяет меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, величину минимального размера заработной платы, который устанавливается на всей территории Российской Федерации и не может быть снижен ни субъектом Российской Федерации, ни органом местного самоуправления, ни конкретным работодателем.

Справедливой оплате труда способствует установление единых критериев, определяющих размер заработной платы. Этот размер зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Заработанная оплата труда должна быть выплачена вовремя и в полном размере. Это положение, учитывая его значение на современном этапе развития экономики, сопровождающееся, к сожалению, случаями невыполнения работодателями обязанности по своевременной и полной выплате заработной платы, возведено Кодексом в ранг одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений 6 . Помимо включения права на получение заработной платы в число основных принципов трудового права ТК предусматривает нормы, определяющие ответственность работодателя за невыполнение обязанности по своевременной оплате труда работников.

6 Курс российского трудового права в 3 т. Т.1. СПб., 1996. С. 82.

Принцип равенства прав и возможностей работников

Принцип равенства прав и возможностей работников основывается на конституционном принципе, определяемом ст. 19 Конституции. Все работники наделяются равными правами независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любы формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. ТК, а также другие законы и иные нормативные правовые акты устанавливают работникам права и гарантии на определенном уровне, который не может снижаться по сравнению с трудовым законодательством. Например, нормальная продолжительность рабочего времени, установленная ст. 91 ТК, не может превышать 40 часов в неделю как максимальный предел рабочего времени, а ежегодный основной оплачиваемый отпуск, согласно ст. 115 ТК, предоставляется работникам на минимальном уровне продолжительностью 28 календарных дней. Их изменения могут иметь место, если они более благоприятны по сравнению с предусмотренными законом, иными нормативно-правовыми актами и будут установлены как продолжительность рабочего времени менее 40 часов в неделю и ежегодный оплачиваемый отпуск более 28 календарных дней, например, в коллективном договоре согласно ч. 2 ст. 41 ТК.

Принцип обеспечения равенства возможностей работников на продвижение по работе, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации

Следующий принцип – обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и опыта работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. 7 Данный принцип основывается на Пакте об экономических, социальных и культурных правах и положениях Конституции РФ (ст. 19) о запрещении дискриминации в сфере труда и равенстве прав и возможностей работников.

Этот принцип находит свое развитие в нескольких институтах трудового права.

Обеспечение указанного принципа связано с запрещением всякой дискриминации. Однако, например, продвижение по работе, возможно лишь с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности. Конкретные нормы, предусматривающие такое продвижение, могут содержаться в коллективных договорах и соглашениях.

Разумеется, равенство возможностей работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации также влечет за собой запрещение какой бы то ни было дискриминации в этой области. Реализация указанного принципа содержится в правовых нормах раздела IX Трудового кодекса «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников».

7 Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации/под. ред. К.Н. Гусова

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, конкретизирует конституционное право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). Она гарантирует свободу деятельности общественных объединений.

В соответствии со ст. 1 ТК, защита прав и интересов работников и работодателей является одной из целей трудового законодательства. Рассматриваемый принцип реализован, прежде всего, в правовых нормах, содержащихся в главе 58 ТК и Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”. Работники объединяются, как правило, в профессиональные союзы, которые представляют их интересы во взаимоотношениях с работодателем, органами государственной власти, местного самоуправления. Что касается работодателей, то их интересы представляют объединения, а именно соответствующие некоммерческие организации.

Таким образом, организации работников и работодателей создаются с целью представительства, а также защиты прав и интересов своих членов при соответствующем взаимодействии в системе социального партнерства.

Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией

Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах конкретизирует принцип социального партнерства и в связи с этим получает закрепление, прежде всего, в ст. 27-31 ТК, посвященных указанному партнерству. Кроме того, данный принцип реализован в правовых нормах, предусматривающих участие профсоюзов в применении трудового законодательства.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Принцип — обеспечение — право

Принцип обеспечения права на бесплатную профподготовку, переподготовку, повышение квалификации конкретизируется и обеспечивается нормами институтов гарантий занятости и трудоустройства, трудового договора, рабочего времени, оплаты труда и гарантийных выплат. [1]

Принцип обеспечения права на защиту своих трудовых прав конкретизируется и обеспечивается нормами институтов надзора и контроля за трудовым законодательством, прав профсоюзов и полномочий трудовых коллективов и института трудовых споров. [2]

Принцип обеспечения права на производственную демократию конкретизируется и обеспечивается нормами институтов прав профсоюзов, полномочий трудовых коллективов, дисциплины труда ( о поощрениях и др.), трудовых споров. [3]

Принцип обеспечения права на охрану труда конкретизируется и обеспечивается нормами институтов трудового договора ( при приеме, переводе), охраны труда, в том числе особой охраны труда женщин и молодежи, надзора и контроля за охраной труда, а также нормами материальной ответственности работодателя за ущерб при трудовом увечье работника. [4]

Принцип обеспечения права на отдых конкретизируется и обеспечивается нормами институтов рабочего времени и времени отдыха, включая нормы о трудовых льготах лицам, обучающимся без отрыва от работы. [5]

Принцип обеспечения права на бесплатную профподготовку, переподготовку, повышение квалификации конкретизируется и обеспечивается нормами институтов гарантий занятости и трудоустройства, трудового договора, рабочего времени, оплаты труда и гарантийных выплат. [6]

Принцип обеспечения права на защиту своих трудовых прав конкретизируется и обеспечивается нормами институтов надзора и контроля за трудовым законодательством, прав профсоюзов и полномочий трудовых коллективов и института трудовых споров. [7]

Принцип обеспечения права на производственную демократию конкретизируется и обеспечивается нормами институтов прав профсоюзов, полномочий трудовых коллективов, дисциплины труда ( о поощрениях и др.), трудовых споров. [8]

Принцип обеспечения права на охрану труда конкретизируется и обеспечивается нормами институтов трудового договора ( при приеме, переводе), охраны труда, в том числе особой охраны труда женщин и молодежи, надзора и контроля за охраной труда, а также нормами материальной ответственности работодателя за ущерб при трудовом увечье работника. [9]

Принцип обеспечения права на отдых конкретизируется и обеспечивается нормами институтов рабочего времени и времени отдыха, включая нормы о трудовых льготах лицам, обучающимся без отрыва от работы. [10]

Содержанием каждого основного субъективного трудового права, т.е. принадлежащего конкретному субъекту трудового права, являются определенные возможности осуществлять установленное трудовым законодательством поведение. Так, содержание принципа обеспечения права на труд отражает содержание реализуемого в трудовых отношениях этого права и его защиту. Данный принцип является ведущим, определяющим при его реализации распространение на гражданина всех других основных трудовых прав и обязанностей. [11]

Комиссии и рекомендуются к исполнению. В необходимых случаях Комиссия может выступать инициатором и ставить вопросы по выпуску распоряжений мэра, Премьера и постановлений Правительства Москвы. В своей работе Комиссия руководствуется принципами обеспечения прав и свобод человека и гражданина, законности, гласности, разделения властей, коллегиальности, ответственности за принимаемые решения. [12]

Право на отдых и его гарантии

К какой группе прав относится конституционное право на отдых

Все права, перечисленные в гл. 2 Конституции РФ, можно объединить в группы по сферам жизнедеятельности человека:

  • личные права;
  • политические;
  • экономические;
  • социальные;
  • культурные.

Выбранный порядок перечисления прав человека не случаен. Государством в первую очередь выделяются личные права — на жизнь, защиту достоинства, частной жизни, жилища и т. д.

Право на труд и право на отдых относятся к группе прав социальных, суть которых сводится к проявлению человека во всех социальных связях в качестве самостоятельного субъекта.

В юридической литературе можно встретить такую группировку прав, при которой выделяются не 5, а 4 группы. Правоведы объединяют экономические и социальные права в одну общую группу прав. Тогда на вопрос, право на отдых — какое право, они отвечают: «Социально-экономическое».

Что является принципами обеспечения права на отдых

В ст. 2 Трудового кодекса перечислены общие принципы трудового права. Что является принципами обеспечения права на отдых, отдельно нигде не указано. Их можно выделить исходя из содержания раздела V ТК РФ:

  • право работника и параллельная ему обязанность работодателя на освобождение от работы;
  • время отдыха, установленное и исчисляемое в порядке, указанном в ТК РФ;
  • максимальное число рабочих часов и минимальное количество отпускных дней, определенные законодателем.

Эти принципы полностью соответствуют п. 5 ст. 37 Конституции РФ, который, в свою очередь, соответствует содержанию ст. 24 Всеобщей декларации прав человека, Конвенций МОТ № 14, 47, 106, 132. Принципы обеспечения права на отдых применяются только в трудовых отношениях.

Каждый имеет право на отдых или есть исключения?

Каждый имеет право на отдых — дословная формулировка, содержащаяся в п. 5 ст. 37 Конституции РФ. Из этого правила нет исключений, есть только общие и специальные нормы, устанавливающие порядок предоставления перерывов, выходных и отпускных дней. Эти нормы не преследуют цели ограничить рамками право на отдых, напротив, они данное право обеспечивают, из-за чего и называются в доктрине гарантиями права на отдых.

Рассмотрим основные гарантии:

  1. Обеденные перерывы предоставляются каждый рабочий день (ст. 108 ТК РФ).
  2. Перерывы для обогрева должны быть предусмотрены при работе в холодное время года на открытом воздухе или в неотапливаемом помещении (ст. 109 ТК РФ).
  3. Общим для всех выходным является воскресенье, второй выходной день устанавливается правилами внутреннего распорядка. Как правило, оба выходных идут подряд (ст. 111 ТК РФ).
  4. В ст. 112 ТК РФ перечислено 14 праздников, дни которых считаются нерабочими.
  5. Согласно ст. 115 ТК РФ каждый год работнику предоставляется 28 дней отпуска и т. д.

Таким образом, конституционное право на отдых реализуется ежедневно, еженедельно, ежегодно.

Какое право на отдых имеют социально защищенные граждане: примеры

Социально защищенным гражданам — тем, в отношении кого государством принимаются особенные меры по защите прав, — предоставляются дополнительные социальные гарантии.

Общего списка граждан указанной категории не имеется, но в каждой отрасли их можно выделить на основе положений регулирующего акта.

В качестве примера права на отдых можно выделить (исходя из содержания раздела V ТК РФ) права таких граждан, как:

  • инвалиды;
  • женщины, имеющие детей до 3 лет;
  • беременные женщины;
  • работники, занятые на особых, вредных и опасных работах;
  • несовершеннолетние работники.

У каждой из перечисленных категорий работников кроме общих прав на отдых имеются специальные. Например, нельзя отзывать из отпуска беременных, несовершеннолетних и работников, занятых опасной работой (ч. 3 ст. 125 ТК РФ).

Право на отдых — право, гарантируемое Конституцией РФ. Оно реализуется работниками всех категорий, без исключений. Право на отдых выражается в виде права на перерывы, выходные, отпуска и т. д.

Право на отдых и его гарантии. Понятие, виды времени отдыха

Содержание

1.Право на отдых и его гарантии. Понятие, виды времени отдыха …………..…… 3

1.1. Перерывы в течение рабочего дня (смены) ………………………….….………… 3

1.2. Ежедневный (междусменный) отдых ..………………………………….…………. 5

1.3. Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) …. ………………….……. 6

1.4. Нерабочие праздничные дни ……………………………………………………….. 8

2.Понятие и виды недействительных сделок.

Условия недействительности сделок …………………………………………………….. 11

2.1. Виды недействительных сделок ……………………. ………………………. … 11

Право на отдых и его гарантии. Понятие, виды времени отдыха

Право на отдых является конституционным правом каждого человека. Закрепляя это право, ст. 37 Конституции РФ предусматривает, что работающим по трудовому договору гарантируются установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.

Из приведенной статьи Конституции следует, что отдых работникам гарантируется не только предоставлением его отдельных видов, но и обязательностью соблюдения установленной законом продолжительности рабочего времени, поскольку рабочее время и время отдыха вещи не разделимые, при увеличении рабочего времени, время отдыха уменьшается и наоборот.

ТК РФ не регламентирует порядок использования времени отдыха — это прерогатива самого работника, а лишь определяет общие правила его предоставления в течение рабочего дня (смены), календарных суток, недели, года. Общие правила и гарантии касаются продолжительности периодов отдыха, условий и оснований их предоставления работникам, обязанностей работодателя, охраны права работников на получение и использование времени отдыха.

ТК РФ закрепляет обеспечение права на отдых в качестве одного из принципов правового регулирования трудовых и непосредственно с ними связанных отношений (ст. 2 ТК РФ). Кроме того, в ст. 21 ТК РФ право на отдых названо в качестве одного из основных прав работника.

Время отдыха — время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ). Видами времени отдыха являются:

1) Перерывы в течение рабочего дня (смены):

· Перерывы для отдыха и питания, которые не включены в рабочее время и не оплачиваются (ст. 108 Кодекса). Кодекс определил минимальную и максимальную продолжительность перерыва для отдыха и питания. В прежнем законодательстве минимальная продолжительность рабочего дня не указывалась. В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается (Статья 108). Обычно перерыв для отдыха и питания предоставляется не позднее чем через четыре часа после начала работы. Данное правило было закреплено в КЗоТ, но не предусмотрено новым Кодексом. На практике, однако, в большинстве случаев используется именно этот вариант, поскольку он представляется наиболее целесообразным и удобным для работника. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Конкретная продолжительность обеденного перерыва зависит от того, какие условия для питания работников созданы в данной организации. Время обеденного перерыва не включается в рабочее время и не оплачивается, поэтому работник может использовать его по своему усмотрению, в т.ч. и отлучаться с места выполнения работы. Во всех случаях, когда рабочий день (смена) продолжаются не более шести часов и работник трудится неполный рабочий день, обеденный перерыв может не устанавливаться. Однако возможны случаи, когда перерыв для питания по условиям работы установить невозможно. Так в пункте 3.2 «Положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота» говорится: «В тех случаях, когда по условиям работы члену экипажа перерыв для приема пищи установить нельзя, при этом ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени. Время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей».

· Перерывы, которые представляются отдельным категориям работников. Они включены в рабочее время и подлежат оплате. К числу таких перерывов относятся специальные перерывы, обусловленные технологией и организацией производства и труда, специальные перерывы для обогревания и отдыха, перерывы для кормления ребенка.

В соответствии со статьей 224 Кодекса «установление перерывов для отдыха, включаемых в рабочее время, является обязанностью работодателя». Необходимость дополнительных перерывов обуславливается спецификой работы. На вредных производствах часто вводятся кратковременные перерывы для отдыха, подобная практика существует и на производствах с опасными условиями труда. Эти кратковременные перерывы необходимы для того, чтобы уменьшить степень воздействия неблагоприятных факторов на человеческий организм. К таким неблагоприятным факторам относятся повышенный уровень шума, вибрация, воздействие низких или высоких температур, излучение. Также дополнительные перерывы устанавливаются для работников, чей труд связан повышенным физическим или нервным напряжением, если он требует постоянной максимальной концентрации внимания.

Так согласно «Положению о рабочем времени и времени отдыха работников эксплуатационных предприятий связи» перерывы между сеансами для работников радиосвязи, радиовещания, телевещания и радиотрансляционных узлов продолжительностью менее четырех часов, не превышающими одного часа включаются в рабочее время. Перерывы между сеансами в ночное время продолжительностью в один час и более в рабочее время не включаются при условии предоставления работникам помещения для отдыха с постельными принадлежностями. Работникам, которые могут быть привлечены к работе в любой момент не разрешается отлучаться из служебного помещения на случай экстренного вызова на рабочее место. При этом все перерывы между сеансами включаются им в рабочее время.

В статье 109 Кодекса говорится о специальных перерывах для обогревания и отдыха для работников, работающих в зимнее время в не отапливаемых помещениях и на открытом воздухе. Такие перерывы включаются в рабочее время. Работодатель должен обеспечить условия для обогревания и отдых рабочих. Продолжительность и количество таких перерывов определяется в зависимости от температуры воздуха и скорости ветра. Если погодные условия не позволяют производить такие работы, то согласно статье 74 Кодекса работники должны быть переведены на другую работу. Если возможность перевода у работодателя отсутствует, то он должен оплатить простой.

2) Ежедневный (междусменный) отдых:

· Представляет собой период времени с момента окончания рабочего дня (смены) и до ее начала на следующий день. Конкретная продолжительность этого вида отдыха устанавливается правилами внутреннего распорядка, графиками сменности и зависит от режима работы, длительности рабочего дня, продолжительности обеденного перерыва. Минимальная продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха Кодексом не предусматривается. При определении минимальной продолжительности обычно исходят из того, что она вместе со временем перерыва для отдыха и питания должна составлять не менее двойной продолжительности рабочего времени в предшествующий отдыху рабочий день (смену). Так, после двенадцатичасовой смены междусменный отдых должен продолжаться не менее суток.

При многосменной работе указанный норматив может быть соблюден только в том случае, если переход работников из одной смены в другую осуществляется после выходного дня.

Для отдельных категорий работников продолжительность ежедневного междусменного отдыха предусмотрена соответствующими положениями о рабочем времени и времени отдыха. Так, в соответствии с п. 3.3 Положения о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота временем ежедневного отдыха членов экипажей считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ. Продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 12 часов.

Аналогичные правила действуют в Положениях о рабочем времени и времени отдыха для работников речного флота, водителей автомобилей и других категорий работников.

3) Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых):

Минимальная продолжительность еженедельного отдыха по сравнению с прежним законодательством не изменилась. Она исчисляется с момента окончания работы накануне выходного дня до момента начала работы в следующий за выходным день. Конкретная продолжительность непрерывного еженедельного отдыха зависит от ряда факторов: от вида рабочей недели – 5-ти или 6-ти дневная, от продолжительности рабочего дня (смены), от графика сменности. Так при суммированном рабочем времени (при вахтовом способе организации работ) продолжительность еженедельного непрерывного отдыха непостоянна, она может то превышать 42 часа, то быть меньше установленной нормы. Тем не менее, за учетный период нормы продолжительности непрерывного отдыха должны быть соблюдены, что учитывается при составлении графика работ.

Выходные дни для отдыха и восстановления сил предоставляются всем работающим согласно трудовому договору. Выходными днями считаются определенные дни календарной недели, когда работник свободен от исполнения своих трудовых обязанностей. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего распорядка организации. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

Традиционно вторым выходным днем при пятидневной рабочей неделе является суббота. В отдельных случаях вторым выходным днем может быть понедельник. Это может быть связано со спецификой работы отдельных учреждений.

Если работник находится в командировке, то использовать свой выходной день должен по месту пребывания. На них режим рабочего времени и отдыха тех организаций, куда они командированы. Не использованные во время командировки дни отдыха после возвращения не компенсируются, за исключением тех случаев, когда работник был командирован специально для работы в выходные или нерабочие праздничные дни. Если работник по распоряжению работодателя выезжает в командировку в выходной день, то по возвращении ему должен быть предоставлен другой день отдыха.

Если в качестве работодателя выступает физическое лицо, порядок предоставления выходных дней определяется соглашением сторон трудового договора.

При этом продолжительность рабочей недели не может быть больше, чем установлено настоящим Кодексом.

Отдельным категориям работников предоставляются дополнительные выходные дни, что предусмотрено соответствующими статьями Кодекса.

Так, право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц имеет один из родителей (опекун, попечитель) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими восемнадцатилетнего возраста.

Согласно той же статье, один дополнительный неоплачиваемый выходной день в месяц может быть предоставлен женщинам, работающим в сельской местности по их письменному заявлению. Таким же правом обладает один из родителей ребенка в возрасте до шестнадцати лет, работающий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Во всех перечисленных случаях дополнительные выходные дни должны быть использованы в течение конкретного месяца. Они не суммируются и не подлежат переносу на другой срок.

Кодекс предусматривает дополнительные выходные дни с сохранением заработной платы работникам на следующий день после сдачи донорской крови. (Статья 186). Дополнительные выходные дни предоставляются также работникам, совмещающим работу с заочным и вечерним обучением.

4) Нерабочие праздничные дни:

Статья 112 Кодекса содержит перечень нерабочих праздничных дней, установленных для всех граждан Российской Федерации, на которых распространяется действие трудового законодательства. Установлен новый нерабочий праздничный день — 23 февраля — День защитника Отечества, что увеличило количество нерабочих праздничных дней по сравнению предусмотренными в КЗоТ.

Помимо нерабочих праздничных дней, установленных федеральным законодательством для работников конкретного субъекта Российской Федерации региональное законодательство может предусмотреть и другие нерабочие праздничные дни, учитывая обычаи, традиции исторические и культурные особенности, сложившиеся в регионе. Предоставление таких нерабочих праздничных дней осуществляется за счет регионального бюджета. При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Согласно статье 120 Кодекса нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, не включаются в число календарных дней отпуска. Таким образом, каждому работнику гарантировано использование для отдыха одиннадцати нерабочих дней.

Во второй части статьи 112 Кодекса отмечается, что в выходные праздничные дни допускаются отдельные виды работ. Это работы, связанные с необходимостью обслуживания населения. К ним относятся работы аварийных и спасательных служб, станций скорой и неотложной медицинской помощи, больниц, магазинов и ряда других организаций. В целях рационального использования выходных и нерабочих праздничных дней Правительство Российской федерации вправе переносить выходные на другие дни.

Статья 113 Кодекса запрещает привлечения работника к работе в выходные и праздничные дни, но в отличие от прежнего законодательства, это лишь общее правило. Кодекс запрещает работу в любой выходной день, который предоставляются работнику в соответствии с правилами внутреннего распорядка, даже если он не совпадает с общеустановленным выходным днем.

Обязательным условие привлечения к работе в выходные и праздничные дни является письменное согласие работника. Кодекс не содержит перечня случаев, когда работник может привлекаться к работе в выходные дни без такого согласия. Таким образом, отказ от работы в выходные и праздничные дни не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины. Во второй части статьи содержится перечень случаев, когда работники могут привлекаться к работе в выходные дни при условии их письменного согласия:

§ для предотвращения производственной аварии, катастрофы, устранения последствия производственной аварии, катастрофы либо стихийного бедствия;

§ для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества;

§ для выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных подразделений.

В иных случаях, для привлечения к работе в выходные дни помимо письменного согласия работника необходим учет мнения выборного профсоюзного органа данной организации (статья 372). Особый порядок привлечения к работе в выходные и праздничные дни предусмотрен для творческих работников организаций кинематографии, съемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации. Такой порядок должен регламентироваться либо Правительством РФ, либо коллективным договором. Запрещено привлекать в выходные и нерабочие праздничные дни к работе беременных женщин (статья 259 Кодекса), работников моложе 18 лет, за исключением творческих работников, а также профессиональных спортсменов в соответствии со специальными перечнями (статья 268 Кодекса).

Статья 153 Кодекса предусматривает компенсации за работу в выходные и нерабочие праздничные дни. В приказе работодателя о привлечении работников к работе в выходные дни должна быть указана форма компенсации за работу согласно статье 153 Кодекса.

5) Отпуска.

В соответствии со статьей 37 Конституции РФ каждому гражданину, работающему по трудовому договору, гарантируется установленный федеральным законом ежегодный оплачиваемый отпуск.

Одним из принципов правового регулирования трудовых отношений, определенных в ст. 2 Кодекса, является принцип обеспечения права на отдых, включая предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска.

При заключении трудового договора у работника возникает право на ежегодный оплачиваемый отпуск, а у работодателя появляется обязанность предоставить работнику отпуск в соответствии с действующим законодательством.

В законодательстве Российской Федерации отсутствуют основания, позволяющие лишить работника права на отпуск либо ограничить это право. Отпуска предоставляются всем работающим по трудовому договору независимо от формы собственности и организационно-правовой формы организации, где осуществляется трудовая деятельность. Не имеют значения занимаемая должность или выполняемая работа, условия и срок трудового договора, степень занятости (полное или неполное рабочее время), форма и размер оплаты труда, место выполнения трудовых обязанностей (т.е. в организации или на дому) и иные факторы.

Похожих постов не найдено

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит