Является ли характер работы водителей- разъездным, работа пути разъездной характер работы

Содержание
  1. Является ли характер работы водителей- разъездным?
  2. Разъездной характер работы
  3. О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАЗЪЕЗДНОГО ХАРАКТЕРА РАБОТЫ
  4. Работа в пути и разъездной характер работы
  5. Разъездной характер работы
  6. Разъездные сотрудники
  7. Понятие разъездного характера работы и его оформление
  8. 2.2.8.2. разъездной или подвижной характер работы,
  9. Устанавливаем разъездной характер работы
  10. Разъездной характер работы: как установить правильно?
  11. Разъездной характер работы и его оформление
  12. Работа в пути и разъездной характер работы
  13. Командировка или разъездной характер работы: как не нарушить трудовое законодательство?
  14. Что такое командировка работника
  15. Служебная поездка. В чем отличие от командировки

Является ли характер работы водителей- разъездным?

Здравствуйте! В нашей организации работают водители. Обязаны ли мы в их трудовых договорах указывать, что у этой категории работников характер работы- разъездной ? Понятно, что водители не сидят на месте, а выполняют работу и передвигаются по городу и району на автомобилях организации. И должна ли им быть установлена доплата за разъездной характер работы? Спасибо заранее за ответ.

Вопрос относится к городу Печора, Республика Коми

Ответы:

В Вашем вопросе есть ответ, цель водителя разъезжать на служебном транспорте по заданиям руководства. О какой надбавке идет речь, откуда Вы ее взяли?

Здравствуйте. О никакой доплате не может идти и речи.

Указывайте в трудовом договоре факт разъездной работы.

Согласно ст.168.1 ТК РФ работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

расходы по проезду;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Является ли разъездной работа водителя, осуществляющего перевозки в течение рабочей смены и в пределах одного населенного пункта? Как определяется разъездной характер работы водителя? Каким образом осуществляется доплата водителю за разъездной характер работы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Регулярные поездки водителя в связи с выполнением им трудовой функции следует расценивать как работу в пути, то есть носящую разъездной характер. Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно части первой ст. 168.1 ТК РФ работникам с разъездным характером работы работодатель возмещает расходы, связанные со служебными поездками: расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Трудовое законодательство содержание понятия «разъездной характер работы» не раскрывает. Тем не менее в некоторых ведомственных актах изложены определенные указания относительно того, что считать разъездным характером работы. Так, по мнению руководства МЧС России, разъездной характер работы — это осуществление регулярных служебных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства (Примечание к Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников государственной противопожарной службы в системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 10.01.2008 N 3).

. Данное определение нашло применение в судебной практике. Так, суд указал, что разъездной характер работы имеет место, когда работник по роду своей деятельности вынужден находиться большую часть рабочего времени в разъездах (определение Свердловского областного суда от 01.11.2011 N 33-15672/2011).

По нашему мнению, разъездная работа характеризуется перемещениями по одному или нескольким населенным пунктам или от одного населенного пункта к другому, когда у работника нет постоянного, стационарного рабочего места. В рассматриваемой ситуации характер работы водителя связан с необходимостью постоянного перемещения в пределах одного населенного пункта. Иными словами, регулярные поездки водителей в связи с выполнение ими трудовой функции следует расценивать как работу в пути, то есть носящую разъездной характер (апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 06.11.2014 по делу N 33-24511/14).

Поскольку служебная поездка водителя, постоянная работа которого осуществляется в пути, не является командировкой и время нахождения в этой поездке считается обычным рабочим временем (п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15), в табеле учета рабочего времени в дни служебных поездок проставляются явки; работнику начисляется не средний заработок, а заработная плата с учетом всех доплат и надбавок в соответствии с действующей в учреждении системой оплаты труда.

Кроме того, как мы указывали, в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель обязан возмещать связанные со служебными поездками:

— расходы по проезду;

— расходы по найму жилого помещения;

— дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные);

— иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Размеры и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 168.1 ТК РФ).

Исходя из положений части второй ст. 168.1 ТК РФ оформление разъездного характера работы сводится к следующему.

1. Издается локальный нормативный акт, например приказ или положение о разъездном характере работ. В данном акте должны быть указаны:

— перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер;

— размеры и порядок возмещения работникам расходов, связанных со служебными поездками;

— при необходимости также иные сведения исходя из специфики выполняемой работы.

Эти сведения могут быть также в установленном порядке включены в коллективный договор, если он заключен.

2. Условие о разъездном характере работы должно быть обязательно включено в трудовые договоры с работниками, выполняющими такую работу. В трудовых договорах также можно установить размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками.

В заключение отметим, отсутствие указания в трудовом договоре о том, что работа осуществляется в пути, или о разъездном характере работы само по себе не свидетельствует о том, что такой характер работы отсутствует. Иной подход не соответствовал бы смыслу нормативного регулирования предоставления соответствующих гарантий работникам с особым характером работ, поскольку фактически позволял бы работодателю по собственному усмотрению решать вопрос о предоставлении либо непредоставлении соответствующих гарантий посредством признания или соответственно отрицания особого характера работ у отдельных категорий работников в актах локального регулирования (трудовых договорах и т.д.).

Иными словами, при определении наличия или отсутствия факта осуществления постоянной работы в пути или разъездного характера работ необходимо исходить не только из формальных признаков (закрепления такого условия в трудовом договоре, локальном нормативном акте и т.д.), но также и в первую очередь из того, наличествуют ли признаки осуществления работы в пути либо разъездного характера работ фактически (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 25.10.2011 по делу N 33-24126).

При фактическом наличии разъездного характера работ либо осуществлении работы в пути отсутствие указания в трудовом договоре об этом является нарушением трудового законодательства, поскольку такое условие является обязательным для включения в трудовой договор (часть вторая ст. 57 ТК РФ) и может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 5.27 КоАП РФ.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Разъездной характер работы

По Вашему вопросу интересной мне показалась нижеприведенная статья эксперта:

Цитата: Вопрос: Нужно ли водителю служебного автомобиля, постоянно осуществляющему перевозку работников организации по городу, при однодневной служебной поездке в другой город оформлять командировку, если условие о работе в пути или разъездном характере работы в трудовом договоре не указано?

Ответ: При направлении работодателем водителя служебного автомобиля, постоянно осуществляющего перевозку работников предприятия по городу, в однодневную служебную поездку в другой город необходимо оформлять командировку.

Обоснование: В ст. 166 Трудового кодекса РФ указано, что командировками не признаются служебные поездки, в которые направляются работники, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер. Таким работникам при осуществлении служебных поездок вне места нахождения работодателя командировочные не выплачиваются, а в общем порядке осуществляется выплата заработной платы, а также возмещаются расходы согласно ст. 168.1 ТК РФ.
Характер работы работника может быть определен как разъездной либо как работа в пути, если выполняется одно из следующих условий.
1. Условие о разъездном характере работы или об осуществлении работы в пути прямо указано в трудовом договоре с работником.
Согласно ст. 57 ТК РФ данные условия о характере работы являются существенными условиями трудового договора. При этом отметим, что в соответствии со ст. 57 ТК РФ условие о специальном характере работы должно быть предусмотрено «в необходимых случаях. «, что означает необходимость указывать его именно в тех случаях, когда соответствующий характер работы определяется работодателем самостоятельно, не на основании законодательных норм.
В рассматриваемом случае в трудовом договоре с работником (водителем) отсутствует указание на характер работы в пути либо разъездной характер работы.
2. Характер работы в пути либо разъездной характер работы может применяться к работнику на основании положений законодательства о соответствующем характере работы по отдельным профессиям и должностям.
Так, в настоящее время действует на основании ст. 423 ТК РФ акт — Постановление Совмина РСФСР от 12.12.1978 N 579, которым утверждены Перечни профессий, должностей и категорий работников, в частности, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в размерах возмещения расходов, постоянная работа которых протекает в пути или имеет разъездной характер (далее — Перечни).
Согласно разд. I Перечня к работникам, постоянная работа которых протекает в пути, отнесены следующие категории водителей:
— водители автобусов и такси, постоянно работающие на междугородных линиях пассажирского сообщения, и водители грузовых автомобилей, постоянно работающие на регулярных междугородных перевозках;— водители, занятые централизованной доставкой автомобилей с заводов-поставщиков в адреса получателей.
В рассматриваемом случае водитель служебного автомобиля, постоянно занимающийся перевозкой работников организации по городу, не относится к указанным категориям работников.
Вывод о необходимости применения Перечней для отнесения к числу работников, осуществляющих работу в пути либо с разъездным характером работы, отражен в разъяснениях различных официальных органов: Письмах Минфина России от 01.06.2005 N 03-05-01-04/168, ФНС России от 01.02.2006 N 04-1-02/[email protected]
Следовательно, в рассматриваемом случае при направлении работодателем водителя автомобиля в другой город необходимо оформлять командировку.
При этом однодневный характер поездки по распоряжению работодателя на ее квалификацию в качестве командировки, согласно ст. 166 ТК РФ и Постановлению Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки», не влияет.

А.В.Брызгалин ООО «Журнал «Налоги и финансовое право» 05.07.2010

Дополнительно: следует учитывать, что Письма Минфина России от 01.06.2005 N 03-05-01-04/168, ФНС России от 01.02.2006 N 04-1-02/[email protected] выпущены до появления ст. 168.1 ТК РФ.

Попробуйте определиться, относятся ли осуществляемые водителями Вашей организации перевозки к «регулярным междугородным перевозкам», по которым разъездной характер работы может применяться к работнику на основании положений законодательства о соответствующем характере работы по отдельным профессиям и должностям.

Согласно п.1, п. 4 ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 21.04.2011) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении. Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.
Таким образом, в междугородные перевозки включаются внутриобластные, которые осуществляются на маршрутах, проходящих в пределах одной области, края, республики в составе России, межобластные — на маршрутах, проходящих по территории двух и более областей (краев, республик в составе России). При этом «Устав автомобильного транспорта. » устанавливает понятие «регулярных перевозок» только по отношению к перевозкам пассажиров и багажа (ст. 5, ст. 19 Устава). Упоминание о «регулярности» для грузоперевозок мне удалось найти только в Разделе 12 «Правил междугородных перевозок грузов» «Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971; с изм. от 21.05.2007; применяются с ограничениями), но расшифровка понятия там отсутствует.
Постановление ФАС Поволжского округа от 09.04.2008 по делу N А57-11527/06 содержит следующие утверждения:
«Перечень категорий работников, чья работа носит подвижной (разъездной) характер, в настоящее время нормативно не установлен.
Налоговый орган ошибочно относит водителей международников к работникам, чья работа носит разъездной характер, на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 12.12.1978 г. N 579. В постановлении, разъездной характер работы водителей предполагается при постоянной работе на регулярных междугородних перевозках.
Регулярная перевозка должна осуществляться по согласованным: расписанию, тарифам, маршруту следования с указанием начального и конечного пунктов.
При регулярной перевозке водители несут постоянные расходы, которые подлежат точному расчету и поэтому не требуется составления авансовых отчетов. Такие выплаты водителям являются надбавкой к заработной плате.»

Возможно, также Вам поможет определиться статья «Расходы водителей в междугородних и международных рейсах», автор Булаев С.В. («Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 3) Номер в ИБ СПС КонсультантПлюс 128107.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ РАЗЪЕЗДНОГО ХАРАКТЕРА РАБОТЫ

Понятие «разъездной характер работы» не раскрывается в трудовом законодательстве. В подзаконных нормативных правовых актах подходы к определению разъездного характера работы также не отличаются единством. Поэтому представляет интерес и является актуальным определение основных отличительных характеристик данного правого понятия, а также отграничение разъездного характера работы от командировок, работы в пути, работ подвижного характера.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Письме Федеральной службы по труду и занятости от 12 декабря 2013г. № 4209-ТЗ, разъездной, как правило, считается работа, при которой работник выполняет свои должностные обязанности вне расположения организации. При этом служебные поездки работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст. 166 ТК РФ).

Определение разъездного характера работы содержится в некоторых подзаконных нормативных актах. В частности, Положение о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01 июня 1989 г. N 169/10-87 предусматривает, что надбавка за разъездной характер работы устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, в связи с поездками во внерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно. В целом, указанное понимание разъездного характера работы не противоречит Трудовому кодексу.

Инструкция «Об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации», утв. Приказом МВД России от 15.11.2011г. № 1150, и Инструкция «Об организации служебных командировок военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудников Государственной противопожарной службы в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утв. Приказом МЧС России от 10.01.2008г. N 3, рассматривают разъездной характер работы иначе, чем Трудовой кодекс – как осуществление регулярных служебных поездок в пределах обслуживаемой территории (участков) при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства.

Предлагаемое понимание разъездного характера работы является более узким, поскольку Трудовой кодекс не предусматривает установления территории разъездного характера работы и не содержит условия о возможности ежедневного возвращения к месту жительства. Более того, нормы ст. 168.1 ТК РФ, предусматривающие возмещение работникам затрат, связанных с проживанием вне места постоянного жительства, прямо указывают на возможность выполнения работы разъездного характера вне места постоянного жительства.

Работу разъездного характера необходимо отличать от работы в пути и работы подвижного характера. Последнее является наиболее сложным. Из норм Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утв. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01 июня 1989 г. N 169/10-87, следует, что подвижной характер работы предполагает частое перемещение работников или оторванность от постоянного места жительства. Однако, исходя из положений ст. 168.1 ТК РФ и разъяснений Роструда, указанные признаки присущи и разъездному характеру работы. Таким образом, в случае подвижного и разъездного характера работы работник выезжает к месту работы и, как правило, не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства.

Под работой в пути понимается работа, когда трудовая функция осуществляется работником в процессе движения транспортного средства90. Например, Постановлением Совмина РСФСР от 12.12.1978г. N 579 утвержден «Перечень профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков», согласно которому работу в пути осуществляют, в частности, водители автобусов и такси, постоянно работающие на междугородных линиях пассажирского сообщения, и водители грузовых автомобилей, постоянно работающие на регулярных междугородных перевозках, кондукторы на междугородных автобусах, экспедиторы грузовых автомобилей, занятые сопровождением грузов на регулярных междугородных перевозках, а также ряд работников речного транспорта.

Необходимо отличать работу разъездного характера также от работы вахтовым методом (ст. 297 ТК РФ).

Условие о разъездном характере работы является в соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательным условием трудового договора. Согласно ст. 168.1 ТК РФ перечень работ, профессий, должностей работников с разъездным характером работы устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.

Поэтому для установления конкретному работнику разъездного характера работы необходимо, во-первых, включение соответствующей должности, профессии в такой перечень, во-вторых, согласование сторонами разъездного характера работы в качестве обязательного условия трудового договора.

90 Например, Колинько А. Разъездной сотрудник// ЭЖ-Юрист. 2015. № 34

В отличие от разъездного характера работы, право работодателя направить работника в командировку основано на обязанности последнего выполнять определенную трудовым договором трудовую функцию (ст. 56 ТК РФ) и достижения специального соглашения по данному вопросу не требуется.

В некоторых случаях работодателю запрещается направлять работников в командировки (например, работники до 18 лет (ст. 268 ТК РФ), беременные женщины (ст. 259 ТК РФ), работники в период действия ученического договора, если командировка не связана с ученичеством (ч. 3 ст. 203 ТК РФ), либо устанавливаются иные ограничения данного права работодателя (например, ст. ст. 259, 264 ТК РФ).

Законодательством, к сожалению, не урегулированы вопросы о возможности выполнения указанными категориями работников работы, носящей разъездной характер. Очевидно, что запрет на выполнение работы разъездного характера (если работник не имеет возможности ежедневно возвращаться к месту жительства) должен быть установлен для беременных женщин и несовершеннолетних. В отношении женщин с детьми в возрасте до трех лет целесообразно установить следующее правило: выполнение работы разъездного характера допускается, если такая работа не запрещена им в соответствии с медицинским заключением. В случае, если такая работа будет противопоказана женщине по медицинскому заключению, целесообразно руководствоваться нормами ст. 254 ТК РФ о переводе женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, на другую работу. До решения данных вопросов на законодательном уровне, было бы логично отражать их в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, регулирующих разъездной характер работы.

Служебная командировка, исходя из ст. 166 ТК РФ, ограничена сроком и выполнением конкретного служебного поручения вне места постоянной работы как целью командировки. В отличие от командировок, носящих временный характер, работа на условиях разъездного характера должна быть постоянной (Письмо Роструда от 12 декабря 2013 г. № 4209-ТЗ).

В соответствии со ст.167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. В отношении работников с разъездным характером работы действует другое правило: за время поездки им начисляется заработная плата в соответствии с условиями трудового договора и локальными нормативными актами работодателя.

Согласно ст. 168.1 ТК РФ работодатель возмещает работникам, работа которых имеет разъездной характер, связанные со служебными поездками расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Таким образом, при разъездном характере работы компенсации подлежат те же расходы, которые работодатель обязан компенсировать работникам, направляемым в командировку. Размеры и порядок возмещения указанных расходов устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а также могут устанавливаться трудовым договором.

Указанные выплаты установлены в целях возмещения работнику затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей и соответственно являются компенсационными в соответствии со ст. 164 ТК РФ.

Трудовой кодекс прямо не предусматривает обязанности работодателя устанавливать работникам с разъездным характером работы надбавку к заработной плате за характер работы. В тоже время в силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Поэтому является прогрессивной практика установления в социально- партнерских соглашениях и коллективных договорах работникам с разъездным характером работы надбавок к заработной плате за характер работы. Минимальные размеры таких надбавок, в частности, установлены Федеральным отраслевым Соглашением по дорожному хозяйству на 2014 — 2016 годы.

Для работников с разъездным характером работы возможно установление территории, в пределах которой осуществляются служебные поездки. Территория служебных поездок работника может быть предусмотрена в трудовом договоре и (или) в локальном нормативном правовом акте работодателя (например, в Положении о разъездном характере работы). В этом случае поездки за пределами указанной территории будут являться служебными командировками с соответствующей оплатой и оформлением.

Таким образом, работодатель с участием представительного органа работников (при наличии) в коллективном договоре или локальном нормативном акте устанавливает перечень работ, профессий, должностей, носящих разъездной характер, исходя из конкретных условий осуществления трудовой деятельности, с последующим закреплением такого режима работы в трудовом договоре с конкретным работником. На практике разъездной характер работы может быть установлен членам экипажей морских, речных, воздушных судов, водителям, экспедиторам, курьерам, страховым агентам, даже юрисконсультам.

К сожалению, неоднозначное правовое регулирование порождает практические трудности в отнесении работ, профессий и должностей к тем, которые имеют разъездной характер. Поэтому целесообразным является, по мнению автора, закрепление в Трудовом кодексе Российской Федерации определения разъездного характера работы, его специфических черт в целях отграничения от работы в пути, работы подвижного характера, а также работы вахтовым методом.

Список литературы

1. Трудовой кодекс Российской Федерации

2. Постановление Совета Министров РСФСР от 12.12.1978г. N 579 «Об утверждении Перечня профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков.

3. Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01 июня 1989 г. N 169/10-87 » Об утверждении Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве».

4. Приказ МЧС России от 10.01.2008г. N 3 «Об организации служебных командировок военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России и сотрудников Государственной противопожарной службы в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

5. Приказ МВД России от 15.11.2011г. № 1150 «Об организации служебных командировок сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации».

6. Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2014 — 2016 годы.

7. Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 12 декабря 2013г. № 4209-ТЗ.

8. Колинько А. Разъездной сотрудник//ЭЖ-Юрист. 2015. № 34.

9. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) — 3-е издание/под. ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина, В.А. Сафонова, Е.Б. Хохлова. – М.: «НОРМА», «ИНФРА-М», 2015.

10. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) — 6-е издание/ Отв. ред. Ю.П. Орловский. – М.: «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2014.

Работа в пути и разъездной характер работы

Обычно, для того чтобы произвести возмещение расходов, сотруднику требуется предоставить документальные свидетельства потраченных средств. Ими могут быть билеты, чеки на бензин, счета из гостиниц. Для документации перемещений часто используют разъездной лист. В нём сотрудник отмечает свой маршрут, фиксируется время, посещенные места. Бумаги вместе с заявлением на возмещение передаются в администрацию предприятия, затем происходит выплата затраченных средств. Периодичность подачи может определять работодатель, выбирается способ наиболее удобный для рабочего процесса, предприятия, работника. Периодичность может иметь еженедельный/ежемесячный/ежеквартальный характер. Оформление Если рабочий процесс тесно связан с постоянными деловыми поездками, то следует отметить этот пункт в трудовом договоре.

Разъездной характер работы

Предприятие не обязано иметь обособленную структуру, создавать специально и регистрировать в налоговом органе в местности, где его специалист с разъездным характером занятости выполняет предусмотренные договором обязанности (Письма МФ РФ №03-02-07/1-50 от 03.01.2012, № 03-02-07/1/18634 от 24.05.2013). Рабочее место сотрудника считают оборудованным, если в наличии условия, необходимые для нормального выполнения должностных обязанностей. Важность корректного оформления документации Руководство компании должно обращать внимание на правильность оформления документов, так как от этого зависят выплаты или надбавки, причитающиеся в зависимости от определенного характера труда.
В ситуации, когда вид деятельности не отмечен в трудовом договоре, но предоставлены его документальные подтверждения, судебное решение может признать его таковым.

Разъездные сотрудники

Понятие разъездного характера работы и его оформление

Она должна быть отражена в расчетах с персоналом, стоять отдельной строкой в расчетных листках. Так ее наличие можно будет доказать. Размер доплат устанавливается работодателем, как правило, это ежемесячная фиксированная сумма. При этом она не облагается налогами, что может снизить общую налоговую нагрузку работодателя (абз.

11 п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ). Поэтому, если в организации присутствует разъездной характер работы, договор работника должен отражать эту информацию. В целом содержание договора стандартно, туда лишь добавляются пункты о характере работы и порядке доплат за разъездную работу. Образец трудового договора для выполняющих разъездную работу скачать Положение о разъездной работе Если работа в разъездах имеет место в организации, необходимо составить соответствующий локально-нормативный акт, взяв за основу образец Положения о разъездном характере работы.

2.2.8.2. разъездной или подвижной характер работы,

Устанавливаем разъездной характер работы

Как определить характер работы Характер работы в зависимости от перемещения сотрудников в силу их обязанностей разделяется на следующие виды: 1. Работа, связанная с командировками – рабочее место определено конкретной территорией, но по заданию руководства сотрудник может направляться в командировки в другие города и регионы. Затраты на проезд к месту командировки и проживание возмещаются работодателем.

Разъездной характер работы: как установить правильно?

Труд водителя служебного транспорта не относится к командировкам, в трудовом договоре обязанность Федорова по выполнению служебных поездок в подразделения ЗАО была четко указана. Судебная коллегия решение областного суда не изменила. Преимущества занятости с разъездами Характер труда сотрудника разъездами имеет определенные преимущества для компании, выражаемые в следующих моментах:

  1. Уменьшения документооборота по служебным поездкам сокращает их администрирование.
  2. Облегчается учет рабочего времени и расчет оплаты, так как отсутствует необходимость ведения авансовых отчетов.


Получается более точная оценка предстоящих в целом трат по оплате труда.

  • Затраты на оплату труда уменьшаются. Вместо среднего заработка, начисляемого при командировках, трудящемуся выплачивают должностной оклад.
  • Разъездной характер работы и его оформление

    Командированный получает авансом деньги для расходов (проезд, проживание, суточные). По возвращении из командировки работник сдает отчет о проделанной работе, об израсходованных суммах и прикладывает документы по всем видам трат. В отличие от периодического характера командировок (по мере необходимости) разъездная деятельность представляет собой составной элемент трудовой функции сотрудника и носит постоянный характер.


    Условия, определяющие указанный характер труда, в обязательном порядке отражаются в трудовом соглашении сторон (ст. 57 ТК РФ). Внимание! Все поездки в рамках исполнения должностных обязанностей, оплачиваются по окладу, оговоренному при оформлении трудового контракта. Оплата по среднему заработку применяется только к командировкам (ст. 167 ТК РФ).

    В некоторых случаях регулярные поездки могут совершаться в ближайшие населенные пункты. Например, почтальону в сельской местности трудовую деятельность можно осуществлять только в разъездном режиме. Разъездную работу не стоит путать с трудовой деятельностью в полевых условиях.

    В статье 168-ой Трудового Кодекса этот вид деятельности упомянут наряду с трудовой деятельностью в полевых и экспедиционных условиях. От полевых условий её поможет отличить Постановление Министерства Труда N56. Оно определяет полевые условия как геолого-разведочные и геодезические исследования. Особо подчеркивается плохие условия труда и отдыха, общая необустроенность. Зачастую могут отсутствовать привычные офисным работникам вещи — кухня, комната отдыха и прочее. Еще одним отличием является тот факт, что рабочее место почти всегда находится за пределами населенных пунктов.

    Работа в пути и разъездной характер работы

    Предполагается, что добавочная сумма должна компенсировать транспортные, суточные и иные возможные траты. Поэтому при таких выплатах получающие их не обязаны предоставлять подтверждающие расходы документы. Подобный вариант оплаты облегчает документооборот и не предусматривает дополнительных затрат времени на оформление документов.

    Налогообложение расходов по поездкам Документально подтвержденные расходы на служебные поездки не облагаются налогом на доходы граждан по форме НДФЛ и страховыми взносами (Письмо МФ РФ № 03-04-06/1626, 22.01.2015). Обложение обязательными платежами указанных сумм отсутствует, потому что выплата носит компенсационный характер и связана с исполнением трудящимся обязанностей по его должностной инструкции (ст. 217 НК РФ). При этом обязательна отметка о характере занятости и оплаты (компенсационной) в соглашении, коллективном договоре, внутренних актах.

    Командировка или разъездной характер работы: как не нарушить трудовое законодательство?

    Часто перед работодателем встает вопрос: нужно ли работникам, трудовая деятельность которых связана с частыми разъездами (например, водителям), перед каждым рейсом оформлять командировку. Да и вообще являются ли поездки этих работников командировками? В статье рассмотрим, какие же поездки считать командировками и для чего необходимо разграничивать такие понятия как «служебная командировка», «разъездной характер работы» и «работа в пути».

    Рекомендуем онлайн-курс Заработная плата. Средний заработок . В программе обучения: расчет зарплаты; все виды компенсационных и стимулирующих выплат, в том числе сверхурочные; работа в выходной день, ночные. Премии, командировки, больничные, иные пособия – лектор приведет все случаи расчета среднего заработка.

    Что такое командировка работника

    Итак, трудовое законодательство определяет командировку как служебную поездку. При этом следует понимать, что не все служебные поездки работников являются командировками. «В соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы» (ч.1 ст.166 ТК РФ). То есть, для того, чтобы считать поездку командировкой, должны быть выполнены определенные действия и соблюдены ряд условий:

    1. В командировку можно направить только то физическое лицо, с которым работодатель заключил трудовой договор. Например, лица, с которыми заключен договор гражданско-правового характера, не могут быть направлены в служебную командировку. Так как отношения между данными лицами и работодателем не являются трудовыми, то есть не подпадают под действие ТК РФ.
    2. В организации должен быть оформлен распорядительный документ о направлении работника в служебную командировку (например, приказ), который подписывается руководителем.
    3. Срок командировки и служебное поручение должны быть четко определены. Несмотря на то, что согласно действующему законодательству, срок командировки не ограничен, не следует забывать о том, что он должен быть целесообразным. Вряд ли можно поручить работнику выполнение служебного задания сроком в один год. Здесь уже речь может идти не о служебной поездке, а о временном переводе работника на работу в другую местность или в другое подразделение.
      Также следует добавить и о служебном поручении: оно должно носить только производственный характер. Например, запрещено направлять работника в командировку для выполнения личных поручений руководителя. Данный факт будет указывать на нарушение норм ст.60 ТК РФ. В соответствии с указанной нормой запрещено требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовой функцией, которая определена ему трудовым договором.
    4. Служебное поручение должно выполняться вне места постоянной работы.

    Служебная поездка. В чем отличие от командировки

    Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ч.2 ст.166 ТК РФ). Например, разъездной характер работы можно установить курьерам, а характер работы в пути — машинисту или проводнику.

    То есть, не все служебные поездки работников являются командировками.

    Почему же важно разграничивать понятия «служебная командировка», «разъездной характер работы» и «работа в пути»? Во-первых, это влияет на уровень гарантий и компенсаций, а во-вторых, — на порядок документального оформления.

    Юлия Бусыгина, эксперт по бухгалтерскому учету Контур.Школы:

    Работодатель вполне может направить в командировку работника, которому установлен характер работы разъездной или в пути. Например, направляя водителя в другой город для покупки служебного автомобиля, поездку следует оформить как служебную командировку. И здесь не важно, что в трудовом договоре данному работнику определен разъездной характер работы.

    Итак, разграничивать рассматриваемые понятия требуется по следующим причинам:

    1. Характер работы работника (например, разъездной, в пути) должен найти свое отражение в трудовом договоре, так как является его обязательным условием, а вот информацию о том, что работника будут направлять в служебные командировки, совсем не обязательно закреплять в трудовом договоре. Командировку нельзя считать постоянным условием труда. При этом есть категории работников, которые вообще имеют право отказаться от выполнения таких служебных поездок как командировка.
    2. За время командировки за работником сохраняется место работы и ему выплачивается средний заработок. В свою очередь работникам, которым установлен характер работы в пути или разъездной характер работы, не требуется за время поездок платить средний заработок, им выплачивается заработная плата.
    3. Служебная командировка обязательно должна оформляться приказом или иным распорядительным документом о направлении в такую поездку. При разъездном же характере работы и работе в пути на каждую из поездок выпускать приказ не требуется.

    Похожих постов не найдено

    Комментариев нет, будьте первым кто его оставит